Церковь святого антония. Церковь святого антония История церкви святого Антония Падуанского




Падуя на севере Италии – провинциальный город, не сыгравший большой исторической роли. Замечателен он в основном древностью (известен был за 300 лет до рождения Христа), памятниками римской архитектуры и росписями соборов известнейшими живописцами. Базилика святого Антония – один из храмов Падуи, где покоятся мощи проповедника и чудотворца, покровителя своей родины Португалии и места кончины – Пармы.

Стоит последовать примеру паломников, прибывающих к могиле святого по 5 миллионов человек каждый год. Популярность захоронения в Падуе превышает посещаемость мусульманской святыни в Мекке (2 миллиона паломников ежегодно), что объяснимо запретом для немусульман. Известна исцеляющая и вдохновляющая сила нетленных мощей Антония Падуанского.

Шедевр Донателло

Стремящихся к базилике паломников и туристов встречает грандиозная конная статуя. Трехметровый памятник на пьедестале 8-метровой высоты, воздвигнутый в профиль к направлению людского потока, бросается в глаза; внимание временно отвлекается от храма.

Изображенный – предводитель городских вооруженных отрядов (кондотьер) Эразмо да Нарни, более известный по своему прозвищу Гаттамалата. Всемирная слава пришла к Эразмо посмертно, и не за подвиги и воинскую доблесть, которые превозносились современниками – за личность скульптора и его удивительную работу.

Донателло был одним из основоположников раннего Возрождения, первым художником, которого именовали новым термином скульптор. Сочетая классицизм и натурализм, он создавал шедевры, зачастую резко отличающиеся от классической трактовки известных образов. Дева Мария в его изображении – не цветущая женщина, а изможденная старуха в рубище, измученная жизненными невзгодами. Донателло вернул к жизни скульптурные портреты – бюсты, изображал всадников на лошадях. Встретятся его работы и внутри базилики, о них будет рассказано далее. Сначала – о монументе перед базиликой святого Антония.

В эпоху Возрождения статуи всадников ранее не использовали; Донателло исполнил первую, и выполнена она была поистине мастерски. Изображенный в облачении и латах римского императора всадник легко управляет конем, осеняя окружающих скипетром городского властителя. Замечательна проработка мельчайших деталей – морщины на лице, детали шпор. Колоссальной работой был и подъем массивной статуи на высокий пьедестал, ведь грузоподъемных механизмов тогда еще не существовало. Мускульная сила людей, использование рычагов и блоков позволили выполнить нелегкую работу.

Архитектура базилики святого Антония Падуанского

Базилики зародились в древнем Риме как вместительные здания для торговых операций (типа рынков); подобные сооружения использовались и для судебных разбирательств, собирающих множество публики. Одним из типов христианских храмов базилики стали после становления новой религии как преобладающей. Царский дом (в переводе с греческого) имел форму вытянутого прямоугольника с несколькими пролетами (нефами), разделенными колоннами для крепления крыши и купола. Центральный неф выше боковых, над кровлей которых расположены окна для освещения центрального прохода.

Фасад главного входа в базилику святого Антония Падуанского выполнен в выраженном венецианском стиле. Башенка над фронтоном, большое круглое окно в верхней части фасада оборудовано узорчатой рамой. Прямоугольная часть под окном образована сплошной колоннадой и рядом арок, поддерживающих ажурный балкон во всю ширину здания. За колоннами проходная галерея; ниже опорная часть выполнена из нескольких глухих арок большего размера с продолговатыми оконными проемами и главным входом в храм. Монументальность размеров смягчается узорным эффектом арок и колонн, выполненных из более светлого материала.

Основным строительным материалом для сооружения базилики послужил красный кирпич, не нуждающийся в дополнительной отделке. Собор был построен менее чем за 70 лет – по тем временам рекордно быстро; однако возведение пристроек и украшение храма продолжалось несколько веков. Здесь смешались многие архитектурные стили, от романского, византийского и готического до барокко и мусульманских мотивов. Многие известные художники и скульпторы приняли участие и во внутреннем оформлении.

Дальняя от главного входа сторона базилики завершалась полукруглым или граненым выступом, укрываемым куполом соответствующей формы. Падуанская базилика содержит ряд необычных дополнительных, нетрадиционных элементов. Венчают здание пять шатровых куполов византийского стиля; колокольни звонниц имеют облик восточных минаретов с резко заостренными крышами. Алтарный торец образуется закруглением боковых нефов; здесь расположены несколько молельных помещений – капелл, богато украшенных внутри.

Внутреннее убранство базилики

Сдержанный наружный облик базилики сменяется торжественным великолепием внутреннего оформления храма. Сочетание скупого солнечного освещения через немногочисленные окна с приглушенным светом люстр, выполненных в виде гигантских лампад, создает атмосферу таинственности и торжественного благоговения. Изображения ликов христианских святых и ангелов украшают квадратные столбы, поддерживающие высокие своды; они же на внутренних изгибах грациозных арок. Приметны и ажурные решетки галерей и балконов, украшающих храмовый интерьер.

Многие росписи базилики святого Антонио выполнены художником Альтикьеро да Дзевио, последователем реформатора итальянской живописи Джотто ди Бондоне. Множество работ Джотто украшают другой собор Падуи – капеллу Скровеньи дель Арена. Согласно новым веяниям художники уходили от религиозных канонов, рисуя евангельские сюжеты с жизненным драматизмом и выразительностью. В одной из капелл поражает изображение Христа в момент его распятия, входящее в состав грандиозного триптиха.

В базилике захоронены многие видные граждане Падуи, в их числе упомянутый кондотьер Гаттамалата. Особое место – капеллу Черной Мадонны занимает усыпальница святого Антонио, увенчанная его скульптурным изображением. Народный обряд предписывает обойти гробницу по кругу, касаясь рукой надгробия, чтобы найти утраченное; подкрепляется просьба записками на листах бумаги, выкладываемых служителями храма. В капелле Реликвий хранятся язык и голосовые связки великого проповедника, не затронутые тлением.

Капелла Реликвий – центральная из 9-ти капелл базилики, самая почитаемая и посещаемая. Богатая отделка дополняется множеством шедевров итальянских ювелиров и христианских святынь. Особым почетом окружены шипы из тернового венца Спасителя, сохраняемые с большой тщательностью. Белоснежная лепнина на стенах и потолке, золоченые узорчатые двери ниш и мраморные скульптуры в простенках освещаются через круглые окна купола; на длинных фигурных подвесках низко свисают люстры прихотливой формы, похожие на лампады.

Подобные светильники украшают все помещения храма; на балюстрадах балконов их дополняют современные осветительные приборы в форме длинных свечей. Обеспечивается прекрасный обзор всего убранства базилики, в том числе многочисленных живописных произведений. Среди картин есть принадлежащие кисти великого Тициана Вечеллио и его брата Франческо.

Религиозные сюжеты подчеркивают торжественность обстановки богослужений, которые регулярно здесь совершаются с благословения Ватикана, который является владельцем храма.

Личность и образ святого Антония Падуанского

Падуя славилась многими своими гражданами, некоторые из них увековечены бюстами в базилике святого Антонио. Сам же он прожил в городе только два последних года жизни. Потомок знатного португальского рода стал священником по зову души, присоединившись к ордену францисканцев еще при жизни его основателя. Именно Франциск Ассизский был наставником Антонио, который преподавал богословие и проповедовал в поселениях Франции и Италии, имел известность и популярность. Прославился многочисленными исцелениями и чудесами по обращению в христианскую веру.

Несколько внутренних двориков базилики располагают к спокойному времяпровождению. Кроме того, здесь расположен храмовый музей, сохраняющий оригиналы наиболее ценных художественных произведений. В церковных лавках можно приобрести освященные иконы и статуэтки Антонио, другую религиозную атрибутику. Чудотворность мощей святого сохраняется до наших дней, свидетельствуют об этом письменные повествования исцелившихся с фотографиями реальных людей.

Падую можно посетить во время венецианского тура – между городами нет и часа езды. Впечатлений можно получить множество; в местном университете преподавал Галилей, здесь же был один из первых анатомических театров. В городе есть памятные места евангелиста Луки, знаменитых Петрарки и Данте Алигьери. И все же едут в Падую прежде всего ради пребывания в знаменитой базилике; это вполне объяснимо и совершенно оправдано.

Силуэт приходской церкви Святого Антония Падуанского, находящейся в районе Праги , приковывает взгляд к этим окрестностям. Это самый важный костел Римской католический церкви в этом бывшем промышленном пригороде Праги.

Тернистый путь к возведению

Численность населения к концу XIX века, когда поселение вошло в состав Праги, выросла до 10000 человек. Прежнее место проведения религиозных богослужений – церковь Святого Климента, - используемое еще с XIII века, перестало соответствовать требованиям времени: все прихожане не могли собраться вместе на службах. Потому в 1899 году возникла организация, которая занялась вопросом строительства нового культового сооружения в Голешовицах. Главой этого особого комитета был избран пастор Антонин Непил.

Было решено, что новый костел должен быть посвящен Антонию Падуанскому, красноречивому святому из ордена францисканцев, жившему в XIII веке, а из проектов был выбран предложенный в 1906 году Франтишеком Микшем, учеником прославленного архитектора Йозефа Мокера.

Первый камень в фундамент костела был торжественно заложен в 1908 году архиепископом Праги Львом Скребенским из Гржиште. Вскоре строительство прервали из-за нехватки средств. Спустя несколько лет удалось убедить министерство в Вене выделить деньги, и в 1912 году работы продолжились. Костел был завершен через два года, но по причине начала Первой мировой здание освятили без помпезности на шестую годовщину закладки первого камня – осенью 1914 года. Первым священником костела Святого Антония Падуанского стал Антонин Непил.

От экстерьера к интерьеру

Согласно проекту Франтишека Микша, костел был возведен в неоготическом стиле, его длина равнялась 51 метру, а высота трех нефов насчитывала 21 метр. Дополняли строение с западной стороны, по образцу Тынского собора на Староместской площади, две башни, каждую из которых венчал характерный для готического стиля шпиль, подчеркивающий стремление к Богу. Вместе с этими конусами башни возвышались над площадью Штроссмайера на целых 63 метра (без шпилей в них было 58 метров). Окна четырехэтажных башен различались по размерам и форме, и самыми большими были окна верхнего этажа. Крыша была выполнена в форме неоготической конической площади.

Парадный фасад костела Антония Падуанского украсили изваяния святых, созданные скульптором и резчиком по дереву Стефаном Залесаком, работы которого находятся во многих чешских культовых зданиях. К первоначальным статуям Святого Антония, покровителя костела, Святых Кирилла и Мефодия добавились фигуры Святого Вацлава и Святой Людмилы Чешской, считающихся патроном и патронессой Чехии.

В оформлении главного алтаря костела Святого Антония Падуанского тоже видна рука Стефана Залесака: Святой Антоний, Святой Вацлав и Ян Непомуцкий - его работа. Впрочем, как и резные украшения кафедры: на ней различимы четыре евангелиста, а по углам – портреты отцов церкви. Эту кафедру костелу презентовал, став кардиналом, Лев Скребенский.

Деревянный алтарь Девы Марии в южном проходе костела тоже был подарком титулованной особы – епископа Франтишека Брусака. Его украшением занимался академический художник Антоний Крисан. Над алтарем находится окно с изображением Девы Марии Староболеславской.

С северной стороны от входа в храм помещен резной алтарь Божественного Сердца Иисуса, оформление которого поручили выдающемуся скульптору Ченеку Восмику. Антонию Крисану принадлежат картины из жизни Христа и Вечеря Господня.

Окна костела оформлялись постепенно (имена меценатов указаны в их нижней части), витражи – искусная работа Крисана.

Хранится в костеле Чешский Вифлеем Карла Штапфера, спасенный от немцев местным викарием. Его уникальность в том, что все герои вертепа, одетые как славяне, символизируют славянское единство.

В результате двух мировых войн храм лишился восьми колоколов. На башне с правой стороны сегодня находится 490-килограммовый колокол «Климент», пожертвованный собором св. Климента. На другой башне пребывает Вацлав весом в 1200 кг, так называемый колокол Свободы, подарок президента Вудро Вильсона Томашу Масарику в память о Декларации независимости Чехии.

От капеллы Святых Даров идем в центральную часть базилики, а потом в сторону главного алтаря и пресвитерия , которые отделены от основной части храма элегантной оградой с четырьмя красивыми бронзовыми статуями работы Tiziano Aspetti (1594). Это пространство украшено шедеврами Donatello (1448 и следующие годы), которые вместе придают пресвитерию красивейшего места базилики.

Главный алтарь собора Святого Антония Падуанского в Падуе (слева).
Вид главного алтаря, Распятия и статуй Богоматери и Святых в соборе Святого Антония (справа).

Над алтарем и вокруг него видно тридцать скульптур работы Camillo Boito (1895), которому принадлежит также проект расположения главного алтаря.

Над всем этим доминирует красивейшее распятие (1446), в котором видно Божественную красоту Иисуса Христа, который принял на себя человеческую природу и со смирением та спокойствием принимает также страдания и смерть на кресте.

«Распятие» Донателло и статуи Богоматерь с Младенцем и Святыми работы Камилло Бойто (слева).
«Богоматерь с Младенцем в окружении Святого Франциска и Святого Людовика», Камилло Бойто (в центре).
«Святая Юстиниана», статуя работы Камилло Бойто (справа).

Под распятием видно статую Богоматери , которая представляет всем людям младенца Иисуса. По сторонах шесть статуй Святых: Франциск, Юстина и Людовик (с левой стороны), Антоний, Даниель и Просдоцим, первый епископ Падуи (с правой стороны). Другие очаровательные бронзовые работы изображают чудеса Святого Антония, символы евангелистов и поющих ангелов. По центру - мертвый Христос между двумя ангелами.

С левой стороны возвышается бронзовый канделябр , работы Andrea Briosсо (1515). По своих размерах и художественном мастерству этот канделябр считается самым красивым в мире. По бокам пресвитерия находятся двенадцать плит, на которых изображены события из Ветхого Завета, работы В.Bellano (1488) и A.Briosco (1507).

Барельеф «Положение во Гроб» работы Донателло на главном алтаре собора (слева).
Барельеф «Мёртвый Христос и плачущие ангелы» работы Донателло на главном алтаре собора (справа).

Под арками ворот изображены святые францисканцы. Особенного внимания заслуживает фреска с левой стороны (1326), на который видно благословляющего Святого Антония. Считается что это настоящее изображение Святого.

Сразу рядом размещена большая консоль органа базилики . Следует отметить что этот санктуарий, в которым мы сейчас находимся, славится старинными музыкальными традициями.

Сзади алтаря находится большой хор , где несколько раз на протяжении дня собираются монахи на молитву церковного правила. Хор сделан по проекту G.Massari в середине восемнадцатого века, после того как пожар повредил предыдущий хор, который был вырезан из дерева и украшен L.Canozzi с 1462 по 1469 годы. Под огромным шкафом, в котором хранятся книги для хора, находится могила флорентийца Lorenzo Alberti (умер в 1421 году), отца известного архитектора Leon Batcista.

Рекомендуем остановится на мгновение и рассмотреть художественные декорации стен пресвитерия, которые являются результатом труда автора А.Casanova из Болоньи, который работал здесь с 1902 года на протяжении 40 лет.

Церковь святого Антония Падуанского (Sint-Antonius van Padua) - Sint-Antoniuskerk - не входит в список основных туристских объектов Антверпена, и мы попали туда в некоторой степени случайно: дом, в котором мы обитали, находится недалеко от большой улицы, с которой хорошо просматривается шпиль этой церкви, - ну как было туда не зайти! А вообще-то это не очень близко от центра города, надо ехать на транспорте. Но оно того стоит! - мы постараемся это доказать ниже.

Этот Храм - очень молодой: ему в прошлом году исполнилось всего-то какие-то сто лет! Об этом даже напоминал прихожанам плакат на фасаде:

История, однако, далеко не такая простая: на этом месте в течение почти трёхсот лет (1613-1906 г.г.) стояла церковь ордена капуцинов, а потом в течение четырёх лет её по проекту архитектора Bilmeyer перестроили в греко-католическую. При этом новое здание не только оказалось двухцветным: основной корпус имеет кирпичный цвет, а фасадная часть песочный - это можно заметить и на предыдущей фотографии, и на вот этой:

Но и приобрело совершенно особую ориентацию: не с запада на восток, как у других Храмов, а с юга на север. Из церкви-предшественницы в новый Храм переселились, в частности, две картины великих Рубенса и Ван Дейка, о которых пойдёт речь в следующем из двух постов, посвящённых церкви святого Антония.

Примечательной деталью церкви является её стройный барочный шпиль высотой в 78 метров:

Я хочу показать - без комментариев - ещё одну фотографию, обнаруженную в Интернете:

Хочу сказать несколько слов о святом Антонии. Этот католический святой, проповедник, один из самых знаменитых францисканцев жил в начале 13-го века и прожил всего-то меньше 36 лет. Ему молились, когда бывали нелады между супругами или когда нужно было отыскать утерянную вещь. Вот так представил себе святого Антония известный испанский художник Мурильо (Bartolomé Esteban Murillo), создавая картину "Явление Младенца Иисуса Святому Антонию Падуанскому":

В 2003 году церкви святого Антония Падуанского был присвоен статус памятника государственного значения.

В силу своего «младенческого» по церковным понятиям возраста, данный Храм, фактически, является образцом современного подхода к строительству и оборудованию католических культовых сооружений; основными постулатами этого подхода, как нам показалось, является максимальное сохранение внутренних объёмов и освещения при минимальной пышности интерьера (путём минимизации числа «ширпотребных» элементов убранства и украшений) и почти предельной скромности украшения экстерьера. Последнее можно было уже увидеть на первых фотографиях, а мы пока идём внутрь:

Вот так выглядит главный неф в главном (северном) направлении:

Главный алтарь:

А вот так выглядит главный неф в южном направлении:


Южный алтарь:

За Максом - один из боковых алтарей:

Вот этот алтарь поближе:

Ещё один боковой алтарь, с ангелами:

И ещё один:

Кафедра - очень скромная, но с вполне достойной резьбой по дереву:

И ещё несколько элементов оформления интерьера церкви:

Мы не знаем, является ли эта экспозиция постоянной или нам просто повезло, но мы увидели выставку облачений священнослужителей различного ранга. Были выставлены около тридцати различных образцов, но здесь, естественно, мы хотим показать лишь немногие:

Я уже писал в начале поста, что церковь святого Антония не принадлежит к числу туристских объектов, и потому кроме нас троих во время нашего посещения, в Храме были лишь двое почтенных дядечек, которые имели к нему непосредственное отношение. Один из них вызвался быть нашим гидом и рассказал нам немало интересного, попутно обращая наше внимание на те детали, мимо которых мы, возможно, и прошли бы мимо. А ещё он специально открыл большим ключом покои, в которых находится настоятель церкви, когда он не занят службой в зале, и даже разрешил там фотографировать:

В следующем посте мы расскажем о произведениях изобразительного искусства, находящихся в Храме, и об его витражах.

  • Адрес: Franjevačka 6, Sarajevo 71000, Босния и Герцеговина;
  • Официальная страница: svantosarajevo.org;
  • Телефон: +387 33 236-107.

Церковь святого Антония – это одна из самых богатых церквей . Богата она как историческим прошлым, так и культурным наследием. На протяжении всего прошлого века она была одним из центров духовной жизни . И по сей день, через более, чем 100 лет, ее двери открыты для посетителей.

История

26 марта 1912 года состоялась церемония - заложения первого камня в фундамент, новой церкви святого Антония Падуанского. Случилось это после того, как 15 марта 1912 г. отслужили последнюю мессу в обветшавшем старом здании церкви. А уже к концу сентября того же года была построена церковь. Строительство башни в силу ряда объективных причин длилось чуть дольше, и благословение вновь построенная католическая церковь получила 20 сентября 1914. А в 1925 г. при церкви организован органный хор.

В 60-е годы 20 века церковь стала получать современный облик, в это время проводят художественную реставрацию. Практически 20 лет здание расписывают известные хорватские художники, в том числе Иво Дулчич, украшают скульптурами, мозаикой.

Война 1992-95 гг. не нанесла особого урона церкви, в нее не попала ни одна ракета, хотя несколько снарядов упало поблизости и повредило фасад здания и витражи. Но в 2000 году все последствия были ликвидированы, а осенью 2006 г. восстановлены ценные витражи.

Что представляет собой?

Новая церковь возводилась по проекту архитектора Йосипа Ванцаша в неоготическом стиле. Это стала последним зданием, которое великий архитектор создал для Сараево. В длину эта достопримечательность достигает 31 метра, а в ширину - 18,50. Высота ее центрального нефа в среднем около 14,50 м. Кроме того имеется 50-метровая колокольня с 5 колоколами, самый тяжелый из которых весит более 4 тонн.

Когда же вы зайдете внутрь, то поразитесь богатству этого места. Здесь хранятся картины и скульптуры, мозаики и фрески хорватских мастеров. Алтарь украшен фреской Джуро Седера «Последняя вечеря». А скульптор Зденко Гргич создал рельефы «Крестный путь», скульптуру «Св. Анте с младенцем Иисусом», мозаики «Послание св. Анте» и «Песня брата Солнца». Но самым запоминающимися станут, конечно, витражи Иво Дулчича.

Особенности

О церкви святого Антония можно сказать, что это не только церковь католиков, но и вообще жителей , вне зависимости от вероисповедания. Любой может посетить ее и помолиться по-своему, как это предусмотрено его религией.

Если вас заинтересует здание напротив церкви, выполненное в похожем цветовом решении, то знайте, что это пивоварня, и никакого отношения к объектам культа она не имеет, хотя вместе с монастырем и церковью образует единый городской ансамбль.

В подвале рядом расположенного монастыря устроена картинная галерея, где вы можете познакомиться с богатой коллекцией произведений искусства.

Интересна и история места, где располагается сегодняшняя достопримечательность. До нее там стояла одноименная старая церковь, построенная в 1881-1882 гг, но была она весьма скромной и по размерам, и по способу строительства – только фундамент был каменным, а сама она была вся деревянная. И очень быстро обветшала, да так, что находиться в ней стало небезопасно для жизни. И на ее месте возвели уже новую церковь, сегодняшнюю, деньги на строительство которой собирали 8 лет.

Как найти?