Значение «обетованная земля. Земля обетованная




08.11.2017 18.02.2019 Александр Фирцев


Происхождение фразеологизмов, как правило, всегда было связано с бытом или трудовой деятельностью людей, живших в давние времена. Возраст большинства из них составляет 300 лет и более.

Есть среди устойчивых словосочетаний и настоящие «долгожители». К таковым относятся фразеологизмы, заимствованные из Библии. Они вошли в устную речь древних людей во времена Ветхого Завета, то есть более 2000 лет назад, задолго до Рождества Христова. Фраза «земля обетованная » как раз и является одним из библейских ветхозаветных фразеологизмов.

В современной речи используется множество вариантов фразеологизма, где ключевым словосочетанием является «земля обетованная».

Эта часть фразеологизма используется в устной и письменной речи с разными глаголами – дать, найти, обрести, получить, жить, идти, вести. В «Ветхом Завете» — в каждой из пяти книг пророка Моисея («Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие»), упоминаемая нами фраза в полном варианте звучит так — «дам землю обетованную, где течет молоко и мед». Принадлежит она Господу Богу Сущему. Он произносит ее пророку Моисею. Моисей же говорит от имени Господа Бога Сущего с народом, передавая ему слово в слово то, что сказал Бог.

Данный фразеологизм содержит несколько смысловых основ. Первая из них – это смысл слова «обетованная», то есть данная по обету, обещанию. Господь обещал Аврааму, Исааку, Исаву и Иакову – предкам Моисея, за то, что они не отступили от Господа, соблюдали его законы и не поклонялись идолам, дать в вечное владение землю, в которой все поколения будут жить в мире, достатке и благоденствии.

Этот первоначальный смысл фразы «обрести землю обетованную» сохранился до наших дней и означает обретение мира в душе, достатка, изобилия, благополучия.

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Обетованная земля

(Быт 15:18, Исх 33:1 и др.) - земля Ханаанская, обещанная Господом в наследие Аврааму, Исааку и Иакову. См. Палестина.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Обетованная земля

, ◘ ОБЕТОВАННАЯ СТРАНА (книжн. ).

1. Палестина, благодатная, богом обещанная земля, куда, по библейскому сказанию, бог привел евреев, выводя их из египетского плена.

2. Желанный, благодатный край (переносн. ).

* [Феклуша ] Красота дивная! .. В обетованной земле живете . // Островский. Гроза //; Я зову ее, желанную: Улетим с тобою вновь В ту страну обетованную, где венчала нас любовь . // Некрасов. Стихотворения // /; Нужно представление об обетованной земле для того, чтобы иметь силы двигаться. Обетованная земля при наступлении французов была Москва, при отступлении была родина . // Лев Толстой. Война и мир // *

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Обетованная земля

обетов’анная земл’я (Евр.11:9 ) - земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт.15:18 ). Простиралась она от пределов Египта до Евфрата, но более известна как Ханаанская земля. Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под водительством И.Навина, но далеко не всю смогли завоевать. Она является символом духовного удела верующего и Царства Небесного (Мат.11:12 ). (см. ,б)

Сценаристы Джон Красински , Мэтт Дэймон , Дэйв Эггерс Художники Дэниэл Б. Клэнси , Грегори А. Веймерскирч , Джульетт Полкса , еще

Знаете ли вы, что

  • Фильм должен был стать режиссерским дебютом Мэтта Дэймона, однако из-за сжатых сроков на подготовку и некоторых творческих разногласий Дэймон отказался от режиссерского кресла и остался в проекте только в качестве актера. Режиссером же стал Гас Ван Сент.
  • Продавца из магазина по имени Роб сыграл Титус Уэлливер, который ранее играл роль Человека в черном в сериале «Остаться в живых» (2004 – 2010). Во время последнего визита Сью в магазин среди рекламных объявлений можно заметить надпись «L O S T» (рядом с фотографиями кошки).
  • Маленькая девочка, которая продает лимонад Стиву (Мэтт Дэймон), это актриса Леннон Винн, которая снималась в серии рекламных роликов «Susie"s Lemonade».
  • Когда Стива (Мэтт Дэймон) бьют по лицу в баре, играет песня «Even Cowgirls Get the Blues». Так же называется фильм Гаса Ван Сента – «Даже девушки-ковбои иногда грустят» (1993).
  • Около 80 процентов съемочной группы было родом из Питтсбурга.
  • Оператор Линус Сандгрен во время съемок фильма пользовался анаморфотными объективами Hawk V-Lite 1.3x. Он снимал на пленку 35-мм с шагом перфорации – 4. В итоге он получил соотношение сторон кадра 1.85:1. По словам оператора, такое сочетание использовалось впервые для съемок художественного фильма.
  • Тренажерный зал старшей школы, который показывают в различных сценах фильма, это «Tiger Gym», расположенный в центре Аполло (Пенсильвания, США).
  • Это второй совместный проект Джона Красински и Дэйва Эггерса. Эггерс также писал сценарий к фильму «В пути» (2009), где Красински сыграл главную роль.
  • В панорамных кадрах в титрах фильма показывают город Авонмор (Пенсильвания, США).
  • Мэтт Дэймон ранее снимался в фильме «Меняющие реальность» (2011) с Эмили Блант – женой Джона Красински.
  • Магазин, который несколько раз показывают в фильме, это «Kastakos Fresh Market», расположенный в Спринг Черч (Пенсильвания, США).
  • В фильме проводятся определенные параллели с библейской историей Моисея в книге «Исход».

Больше фактов (+9)

Ошибки в фильме

  • В начале фильма, когда Фрэнк въезжает в город на своем пикапе и машет пешеходу, заднее окно его пикапа открыто. Когда же он проезжает знак «стоп», это окно уже закрыто.
  • В городе Лафейетт (штат Луизиана, США) нет маяка. Более того, он расположен не прямо рядом с заливом.
  • В фильме говорится о том, что у Фрэнка есть степень магистра Массачусетского технологического института, однако в этом учебном заведении нельзя получить квалификацию магистра искусств.
  • Фильм был выпущен в январе 2013 года, однако еще в феврале 2012 года в Пенсильвании был принят закон, который запрещает округам, городам и муниципалитетам принимать любые закон, которые препятствуют добыче сланцевого газа.
  • События фильма разворачиваются в Пенсильвании, однако большинство местных жителей почему-то разговаривает с южным акцентом.
  • Во время первой встречи в школьном спортивном зале тренер говорит, что баскетбольная команда готовится к областным играм. При этом очевидно, что на улице лето, а не февраль, как должно быть по сюжету. Через три недели проходит игра, и все растения при этом зеленые.
  • Когда Стив в закусочной разговаривает с Джерри Ричардсом о том, сколько он может предложить за сотрудничество, он говорит об 1 проценте. Джерри говорит, что может предложить ему 1 процент от 30 миллионов долларов – 30,000 долларов. Однако 1 процент от 30 миллионов – это 300,000.

Больше ошибок (+4)

Сюжет

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

В рабочую поездку отправляются сотрудники компании «Глобал» - Сью и Стив. Цель командировки в маленьком городке - исследование доходности шельфа в этой местности. Коллеги должны объяснить жителям, что бурение скважины является единственным выходом из тяжелой ситуации. Они пытаются найти подход к каждому, кто против добычи газа. Парень знакомится с милой школьной учительницей Эллис.

Но неожиданно появляется представитель экологической компании Дастин. Активист призывает людей не соглашаться на подписание сделки, рассказывая правду о настоящих последствиях разработки шельфа.

Но и работники «Глобал» не сдаются. Пытаясь договориться с Дастином, дают ему конверт с деньгами и тот берет. Наутро уже стоят таблички с надписью, чтобы те убирались. Зеленый представитель выступает везде: в школе, на сборах. Есть и землевладельцы, которые также не согласны с людьми из бизнеса, желающие любой ценой продать территории.

Происходит разговор борца за экологию с агентом энергетической компании. Выясняется, что Дастин - тоже менеджер «Глобал». Он был послан из корпорации, когда увидели, что Стив не справляется с поставленной задачей.

На очередном собрании главный герой открывает всем глаза, что его соперник - обманщик, и не является представителем зеленых. Его увольняют, а коллегу Сью вызывают в город.

В конце фильма Стив приходит к Эллис, та с улыбкой встречает парня и зовет в дом.

[греч. γῆ τῆς ἐπαγγελίας], библейское наименование (Евр 11. 9) земли (на территории Ханаана), обещанной Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам - народу Израиля, к-рую они получили после исхода из Египта (см. также ст. Израиль древний). Во мн. языки мира это выражение вошло в переносном значении - как указание на страну, место, куда кто-нибудь очень стремится попасть.

В рус. библейских текстах словом «земля» обычно переводятся евр. слова и . Обозначение «З. о.», верно выражающее основные богословские идеи библейского текста, не имеет в ВЗ точных соответствий (встречается выражение «святая земля» () (Зах 2. 12; 2 Макк 1. 7; ср.: Исх 3. 5)). В тех местах библейского текста, где в рус. переводе говорится, что Бог дает обетование о земле, т. о. обычно передается выражение «Бог сказал» (). Кроме того, Бог клянется () привести Израиль в эту землю () или дать () ее Израилю. Отношение Израиля к этой земле выражается именами «удел» () (Числ 26. 52-56; Нав 11. 23; 13. 7-8 и др.), «владение» () (Лев 14. 34; Втор 32. 49) и «место покоя» () (Втор 12. 9; ср.: 25. 19) наряду с соответствующими глагольными формами.

Границы этой территории в ВЗ точно не устанавливаются. Наиболее обширны они в обетовании Быт 15. 18: «...от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата», но в большинстве др. мест сказано только, что это «земля Хананеев» (Исх 3. 17; Числ 34. 2) или «Аморреев» (Втор 1. 7), т. е. З. о. включает и территорию восточнее Иордана (ср.: Числ 32. 1 слл.; Втор 2. 24 слл.; Нав 13. 8-33; 22; Пс 135. 11-12; 136. 19-22).

Эта земля принадлежит Яхве. Она называется Его «наследием, уделом» ()(1 Цар 26. 19; 2 Цар 14. 16; Иер 16. 18; 50. 11) и «землей Господней» (Ис 14. 2; ср.: 2 Пар 7. 20; Нав 22. 19). О земле восточнее Иордана Господь говорит: «Галаад ты у Меня...» (Иер 22. 6). С особой ясностью эта мысль выражена в словах Господа, обращенных к народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев 25. 23). На представлении о том, что эта земля принадлежит Яхве, основаны предписания о субботнем и юбилейном годах в Лев 25. Непослушание израильтян по отношению к Яхве оскверняет эту св. землю (Иер 2. 7: «...вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью»; Иер 16. 18: «И воздам им прежде всего за неправду их и за сугубый грех их, потому что осквернили землю Мою, трупами гнусных своих и мерзостями своими наполнили наследие Мое»). Люди говорят об Израиле, что «они - народ Господа и вышли из земли Его» (Иез 36. 20). Яхве не терпит вторжения др. народов в Его землю. Он «изрекает слово» против Едома и народов, «которые назначили землю Мою во владение себе» (Иез 36. 5). Прор. Иоиль говорит о захватчиках как о народе, к-рый «пришел на землю» Господа (Иоил 1. 6; ср.: 2. 18; 3. 2).Враги напрасно пытаются захватить землю Господа, ибо Он утвердил «сокрушить Ассура в земле Моей и растоптать его на горах Моих» (Ис 14. 25).

В ВЗ подчеркивается, что Израиль получил землю не по своим заслугам, но как дар Бога (Втор 1. 36 и др.). Из-за грехов прежних жителей этой земли Яхве изгнал эти народы и отдал землю израильтянам (Втор 1. 8 и др.). Земля, принадлежащая Яхве и изобилующая Божиими дарами, описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх 3. 8; ср.: Числ 14. 7; Втор 1. 25; 6. 3; 11. 9; 26. 9, 15; 27. 3; Иер 11. 5; 32. 22). Втор 8. 7-10 воспевает источники вод, плодородие этой земли, изобилие пищи и наличие драгоценных металлов. Господь непрестанно «печется» о земле: «Ибо земля, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею, не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал [ее] при помощи ног твоих, как масличный сад; но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою, земля, о которой Господь, Бог твой, печется: очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года» (Втор 11. 10-12). Она называется «прекрасной страной» (Дан 8. 9; ср.: 11. 16), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер 3. 19).

В Пятикнижии

Обетование земли ветхозаветным патриархам - одна из центральных тем Пятикнижия, связанная с более широким представлением о завете , к-рый Яхве заключил с патриархами и народом. Господь дает Аврааму обетование о многочисленном потомстве и благословении при условии, что он уйдет из своей родной земли в Месопотамии «в землю, которую Я укажу тебе», «и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12. 1-3). Позднее говорится, что неизвестная земля, в к-рую поверивший слову обетования Авраам должен идти,- это Ханаанская земля (Быт 12. 6-7). Обетование об обладании этой землей не раз повторяется Аврааму и его потомкам (Быт 13. 15; 15. 7, 18; 17. 8; 22. 17; 26. 3; 28. 4, 13; 35. 12; 48. 4; 50. 24; Исх 3. 8; 6. 4-8; 13. 5; 32. 13; 33. 1; Числ 10. 29; 14. 23; 32. 11; Втор 6. 18, 23; 8. 1; 9. 5, 28; 10. 11; 11. 8-9, 21; 26. 3, 15; 28. 11; 31. 7, 20; 34. 4; ср.: Нав 1. 6; 5. 6; Суд 2. 1). Но, несмотря на это, Авраам, Исаак и Иаков живут в этой земле как «пришельцы» (Быт 23. 4; ср.: 17. 8; 26. 3; 28. 4; 35. 27; 36. 7; 37. 1; Исх 6. 4), пока семья Иакова по Промыслу Божию не оставляет Ханаан и вновь не переселяется в Египет. Только небольшой кусочек земли - поле и пещера в Махпеле, где Авраам похоронил Сарру, становится их постоянным владением в Ханаане и тем самым знаком буд. исполнения обетования Божия (Быт 23). В Египте, в плодородной, но чужой земле Гошен, Израиль становится многочисленным народом (Быт 47. 5-6; Исх 1).

В начале кн. Исход израильтяне представлены уже как большой народ, к-рый угнетают египтяне. Моисей становится избранником Божиим и должен вывести их из Египта в землю, обетованную патриархам (Исх 3. 7-8; 6. 2-8). Однако неверность и роптание становятся причинами того, что народ не может сразу вступить в Ханаан (Числ 14; 26. 63-65; 32. 6-15; Втор 2. 14-15); терпя страдания, израильтяне 40 лет странствуют по пустыне, пока не умерло все поколение отступников. К З. о. пришло уже новое поколение израильтян. Здесь, на берегу Иордана, Моисею было позволено увидеть ее только издали (Втор 34. 1-5). Данный через него Богом закон содержит уже предписания, к-рые Израиль должен хранить в З. о. Многие из них регулируют ситуации, когда Израиль будет жить в этой земле (Лев 25. 23). Среди них - законы о субботнем (Исх 23. 10-11; Лев 25. 1-7) и о юбилейном годах (Лев 25. 8-55), о начатках плодов (Исх 23. 16, 19; 34. 22, 26; Лев 2. 12; 23. 10; 28. 26; Числ 18. 12; Втор 18. 4; 26. 10).

Жизнь в З. о.- центральная тема 3 прощальных речей Моисея (Втор 1-4; 5-28; 29-30) на равнинах Моава перед вступлением в З. о. Обетование земли понимается в них как ключевое событие всего повествования о патриархах. Слова «землю, которую Господь с клятвою обещал дать отцам вашим, Аврааму, Исааку и Иакову, им и потомству их» встречаются достаточно часто (Втор 1. 8, 35; 6. 10; 8. 1; 10. 11; 11. 9; 19. 8; 26. 3; 30. 20; 31. 7, 23). Теперь Господь намерен исполнить клятву, данную отцам, что приведет Израиль в землю Ханаан, к-рой он будет обладать. Бог подчинит прежних жителей этой земли Израилю. «...Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, [где] пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь» (Втор 8. 7-9). Но в З. о. перед Израилем ставится новая задача: справедливо управлять этой землей согласно закону Моисея (предписания изложены во Втор 12-26).

Во Второзаконии не раз подчеркивается, что Израиль владеет землей не потому, что этот народ благочестив и безгрешен. «Когда будет изгонять их (прежних обладателей этой земли.- Авт. ) Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею [доброю] землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие [и беззакония] народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову» (Втор 9. 4-5). Земля дарована по благой воле Господа, но обладать ею можно только в послушании Богу. «Твердо храните заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедал тебе; и делай справедливое и доброе пред очами Господа [Бога твоего], дабы хорошо тебе было, и дабы ты вошел и овладел доброю землею, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим» (Втор 6. 17-18). Всякое отклонение от данных Господом предписаний и установлений, и особенно грех идолослужения, что было характерно для прежних обладателей этой земли, навлечет на Израиль проклятия, предусмотренные в завете, в т. ч. и самое страшное - возвращение в Египет (Втор 28. 68). Моисей не раз говорит, что народ должен учить закон. «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею» (Втор 4. 5, 14; ср.: 5. 31; 6. 1; 11. 31-32). И далее: «Вот постановления и законы, которые вы должны стараться исполнять в земле, которую Господь, Бог отцов твоих, дает тебе во владение, во все дни, которые вы будете жить на той земле» (Втор 12. 1). Заповедь о почитании родителей обещает долгую жизнь в земле тем, кто ее соблюдают.

Во Втор 28 Моисей произносит благословения, к-рые «придут» на Израиль, если он будет хранить заповеди. Господь пошлет «благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Втор 28. 8); и даст «изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле…» (Втор 28. 11). Но если народ отступит от заповедей, его постигнут проклятия Господа: «Проклят [будет] плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих» (Втор 28. 18). Одно из этих проклятий - «извержены будете из земли…» (Втор 28. 63). О полном опустошении земли как о следствии непокорности народа идет речь во Втор 28. 26: «И будут трупы твои пищею всем птицам небесным и зверям, и не будет отгоняющего их». О том же говорится в Лев 26. Если народ поступает по Божиим предписаниям, Господь «пошлет мир на землю [вашу], ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли [вашей], и меч не пройдет по земле вашей» (Лев 26. 6); но если нет - земля не принесет положенных плодов (Лев 26. 20), Яхве опустошит ее (Лев 26. 32), народ будет уведен во вражескую землю, «и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших» (Лев 26. 38).

В исторических книгах

(Иисуса Навина, Судей, Царств) жизнь Израиля в З. о. оценивается по критерию его верности закону Моисееву. Книга Иисуса Навина изображает завоевание земли как быстрое и общее покорение хананеев в священной войне, к-рую ведет Яхве, дарующий эту землю Израилю (главы 1-12). По Его повелению Иисус Навин распределяет землю между всеми коленами, родами и семьями своего народа (главы 13-22). Однако остаются и ханаанские анклавы (Нав 1. 19-35; 3. 1-6). Когда Израиль проявляет непослушание воле Божией, то на землю Израиля нападают враги и само обладание израильтянами ею оказывается под угрозой. По воле Яхве в народе «восстают» освободители («судьи»), к-рые возглавляют Израиль в священной войне с врагами (напр., Нав 3. 7-11). В истории Самсона (главы 13-16) показано, как угнетение со стороны филистимлян усиливается, когда Израиль отступает от закона (главы 17-21).

Отступление от закона Господа и как следствие - усиление натиска врагов приводят народ к ситуации, когда становится необходимым введение монархии. Возникает обширная империя Давида и Соломона (2 Цар 2 - 3 Цар 11), разделившаяся позднее на 2 царства, Израильское и Иудейское (3 Цар 12), к-рые в 722 и 587/6 гг. до Р. Х. падают под ударами врагов - ассирийцев и вавилонян соответственно. В исторических книгах дается оценка верности народа Израиля и его царей закону Господа, образцом к-рой становится верность царя Давида. Начиная с Иеровоама I, Израиль вступает на путь отступничества и идолослужения (4 Цар 17). Рассказ о захвате царем Ахавом «наследия» Навуфея(3 Цар 21) показывает, что ханаанские представления о праве земельной собственности несли значительную угрозу для законов о земле, данных Яхве. В истории Иудейского царства периоды верности закону, особенно при царях Езекии (4 Цар 18. 1-8) и Иосии (4 Цар 22. 1 - 23. 28), сменяются временем отпадения, достигшего высшей точки при царе Манассии (4 Цар 21. 1-18; 23. 26-27). Яхве верен Своим обетованиям о даре земли Израилю, поэтому нарушивший закон народ был уведен в плен, как прежде в Египет.

Для книг Паралипоменон (Хроник), близких по своему пониманию истории Израиля и ее оценке к ранним историческим книгам, характерен неск. отличающийся взгляд на исполнение обетования о даровании земли. Время Иисуса Навина отражено в немногих генеалогических списках. Завоевание Ханаана не изображается вообще; Иисус Навин лишь упомянут как живущий в земле (1 Пар 7. 27: «Нон, сын его, Иисус, сын его»). Как и в ранних исторических книгах, в книгах Паралипоменон действия царей, правивших после Давида и Соломона, оцениваются в зависимости от их верности закону Моисея. При этом в отличие от Книги Иисуса Навина и книг Царств никак не оценивается верность завету всего народа Израиля. Летописец не отрицает того, что усиление греха в народе привело к потере земли, восстановление храмовой общины при персид. царе Кире он понимает как милость Божию к Израилю, к-рый был в плену, «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих» (2 Пар 36. 21). Однако эта тема не является главной в книгах Паралипоменон.

В книгах пророков

Тема обетования земли и связанная с ней тема исполнения закона Моисеева живущими в З. о. израильтянами являются центральными и у пророков-писателей вплоть до конца эпохи вавилонского плена. Прор. Амос обвиняет собственников земли, угнетающих и изгоняющих мелких крестьян с их отеческих наделов: «...соберитесь на горы Самарии и посмотрите на великое бесчинство в ней и на притеснения среди нее. Они не умеют поступать справедливо, говорит Господь: насилием и грабежом собирают сокровища в чертоги свои» (Ам 3. 9-10). Суд Божий будет явлен в том, что богатые, как и все, потеряют землю и будут уведены в плен (Ам 4. 1-3; 5. 27; 6. 7; 7. 11; 9. 4, 9, 15; Мих 1. 16; 2. 4; 4. 10; 5. 2). За то, что они «не болезнуют о бедствии Иосифа», они «ныне пойдут… в плен во главе пленных, и кончится ликование изнеженных» (Ам 6. 7; ср.: 5. 11; 8. 4, 6). Прор. Михей с сокрушением описывает положение дел в З. о.: «Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело» (Мих 7. 2-3). «Главы Иакова и князья дома Израилева», к-рым «должно знать правду», «едят плоть народа… и сдирают с них кожу их» (Мих 3. 1, 3). Но на «замышляющих беззаконие», отбирающих у людей поля и дома Господь «наведет… такое бедствие, которого вы не свергнете с шеи вашей, и не будете ходить выпрямившись; ибо это время злое» (Мих 2. 3).

Осуждение высших слоев общества - тема начальных глав Книги прор. Исаии. «Восстал Господь на суд - и стоит, чтобы судить народы. Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного - в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф» (Ис 3. 13-15). Но богатеющие не достигнут своей цели, и «многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей» (Ис 5. 9). «Горе» провозглашается неправедным судьям, нарушающим права «малосильных» (Ис 10. 2). Исаия подчеркивает полное опустошение и уничижение Израильского и Иудейского царств и всей З. о. ассир. армией (Ис 1. 7-9, 24-25; 3. 18-26; 5. 26-30; 7. 20; 10. 5-6 и др.). «Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис 1. 7). «И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле» (Ис 6. 12). «Ярость Господа Саваофа опалит землю, и народ сделается как бы пищею огня; не пощадит человек брата своего» (Ис 9. 19) (ср.: Мих 7. 13 - «А земля та будет пустынею за вину жителей ее, за плоды деяний их»).

Пророки Осия и Иеремия, используя образы, характерные для традиции изображения исхода израильтян из Египта (Ос 11. 1; 13. 4; Иер 2. 6; 7. 22, 25; 31. 32), восхваляют время странничества по пустыне (Ос 2. 16-17; 9. 10; 13. 5; Иер 2. 2, 6-7; 31. 2-3) и обвиняют народ в неверности Богу, даровавшему им землю (Oc 2. 3-17; 4. 1-3; Иер 3. 1-2). Выражение этой неверности пророки видят в служении израильтян ханаанским ваалам с целью повлиять магическими ритуалами на плодородие земли (Ос 2. 7-15; 4. 14-15; 7. 16; 9. 10; 11. 2; 13. 1-2; Иер 2. 4-8, 20-25; 3. 1-5, 6-10; 5. 7-8; 13. 20-27). Подобно Амосу и Михею, Осия и Иеремия также возвещают суд Божий - опустошение земли, ее потерю и депортацию народа (Ос 8. 13; 9. 3, 6, 17; 10. 6; 11. 5; Иер 4. 23-28; 5. 14-17; 8. 10; 9. 10-15; 10. 18-22; 12. 7-13; 13. 24; 15. 2, 14; 38. 2 и др.). Если «исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд... не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете вослед иных богов на беду себе», то Господь оставит народ «жить на месте сем, на этой земле» (Иер 7. 5-7). Израиль осквернил землю своими грехами (Иер 2. 7), точно так же, как когда-то они служили чужим богам в своей земле, они будут служить чужим «в земле не вашей» (Иер 5. 19). Яхве «выбросит» их из «земли сей» в землю, к-рую они не знают (Иер 16. 13; ср.: 22. 26).

Однако пророки Амос, Михей, Осия и Иеремия предрекают и возвращение народа в З. о. (Ам 9. 9-15; Мих 4. 6-7; 5. 2-3; 7. 11, 14, 15-20; Ос 11. 11; Иер 12. 15; 16. 14-15; 23. 7-8; 29. 10-14; 30. 1-3, 10-11; 31; 32. 15). «В те дни» Яхве вернет их в землю, к-рую дал их отцам (Иер 3. 18; 24. 6; 30. 3). В пророчествах Исаии время спасения - это время очищения и возвеличивания Иерусалима как центра царствования Господа над всей землей (Ис 2. 2-4 = Мих 4. 1-3; 8. 23 - 9. 6; 10. 20-27; 11. 6-9; 12; 16. 4-5; 17. 12-14; 19. 16-25 и др.). В Ис 40-45 уведенным в вавилонский плен иудеям возвещается заря нового века (в зап. библейской критике эти главы считаются принадлежащими иному автору, жившему в период возвращения из плена,- т. н. Второ-Исаии (см. в ст. Исаии пророка книга)). Освобождение народа из плена изображается здесь как новый исход, и очевидный при этом мотив обетования земли соединяется с представлением об Иерусалиме как о центре мира в эсхатологическое время (ср.: Ис 2. 2-4). Новый Израиль будет вызволен из Вавилона (Ис 48. 2-21), Бог поведет его через пустыню, к-рая превратится в Эдемский сад (Ис 40. 3-5; 41. 17-20; 42. 14-16; 43. 14-21; 48. 21; 51. 3), в его землю (Ис 49. 8-12). Иерусалим станет центром всей земли (Ис 49. 14-18; 52. 1-10), когда Господь будет царствовать в нем (Ис 52. 8; Иез 43. 1-5).

Для прор. Иезекииля, проповедь к-рого относится к периоду конца вавилонского плена, тема возвращения в З. о. и восстановления храмовой общины наиболее важная. Пророк знает, что земля полна преступлений: «...нечестие дома Израилева и Иудина велико, весьма велико; и земля сия полна крови, и город исполнен неправды», потому что, по словам самого народа, «оставил Господь землю сию, и не видит Господь» (Иез 9. 9). Основную причину потери земли и депортации народа Иезекииль видит в идолослужении, неверности Израиля Яхве (Иез 6. 1-7; 13. 8; 14. 1-11; 16. 15-22). В 20-й гл. пророк рассказывает историю избрания Израиля и его отпадения: Яхве клялся вывести народ из Египта «в землю, которую... усмотрел для них» (ст. 6). Когда же израильтяне пришли в З. о., они стали служить идолам (ст. 28), и по этой причине они уведены в плен (стихи 23, 35). «Земля Израиля» описывается как «краса всех земель» (Иез 20. 6; ср.: Иер 3. 19; Дан 8. 9; 11. 16, 41, 45). Однако Яхве не оставит тех, кто были уведены в плен: «...хотя Я и удалил их к народам и хотя рассеял их по землям, но Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез 11. 16). Все они вернутся в З. о. (Иез 11. 17-21; 20. 40-44; 34. 11-16; 37. 15-28), даже те, кто уже умерли в пленении, ибо Яхве «оживит» их (Иез 37. 1-14). Когда исполнится время пленения, Яхве соберет их «из народов и из стран» (Иез 20. 34) и «на горе высокой Израилевой,- говорит Господь Бог,- там будет служить Мне весь дом Израилев, весь, сколько ни есть его на земле; там Я с благоволением приму их и там потребую приношений ваших и начатков ваших со всеми святынями вашими» (Иез 20. 40). Сам Яхве покинул Свой дом и Свой город, чтобы пойти с народом в вавилонский плен (Иез 8-11), но когда-нибудь Он вернется вместе с ними в храм (Иез 43. 1-5), в землю, восстановленную согласно проекту, изложенному в главах 47-48. Основной идеей этого плана становится равное распределение земли между всеми членами народа на «уделы по коленам Израилевым», включая и «иноземцев», живущих среди народа (Иез 47. 13-23).

В книгах послепленного периода

Потеря иудеями независимости и контроля над своей землей, по мнению исследователей, стала причиной того, что «в литературе послепленного периода имеет место очевидное смещение интереса от земли к человечеству вообще» (Davies. 1974. P. 115). Это справедливо только отчасти. Ведь эсхатологические темы не препятствуют тому, что пророчества иногда связываются с конкретным возвращением в Палестину. Иеремия предрекает историческое, неэсхатологическое восстановление прежнего положения в З. о.: он утверждает, что после 70 лет плена (Иер 25. 11-12; 29. 10) «дома и поля и виноградники будут снова покупаемы в земле сей» (Иер 32. 15). Указ царя Кира (1 Езд 1. 2-4; 6. 1-5) и последующее возвращение иудеев в З. о. и восстановление храмовой общины в Иерусалиме при Ездре и Неемии можно рассматривать хотя бы как частичное исполнение пророчества о восстановлении Израиля и как знак того, что Бог будет править в этой земле как Царь.

Там, где речь идет об отношении Израиля к народам (напр., в Книге прор. Ионы, если согласиться с ее послепленной датировкой) или о возможности существования иудейской диаспоры (напр., в Книге Есфири), З. о. для иудеев по-прежнему остается основным критерием их идентичности как народа. В позднем послепленном пророчестве исследователи отмечают плавный переход значения понятия от слова «страна» к слову «земля» (Hanhart. 1983. S. 131-133).

В книгах Нового Завета

о земле, обетованной патриархам и дарованной их потомкам, говорится в текстах, содержащих аллюзии на ВЗ. В Мф 2. 20 «Ангел Господень» говорит прав. Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву», и Иосиф исполняет сказанное (ст. 21). Здесь дважды встречается редкое даже в ВЗ выражение «земля Израилева». Исследователи считают, что в данном месте намеренно проводится параллель между странствием в Египет настоящего Мессии Израиля и прежним исходом Израиля из Египта в З. о., названную здесь «землей Израилевой» (ср.: Мф 2. 15 и Ос 11. 1). В 3-й заповеди блаженства (см. также Нагорная проповедь) Иисус Христос говорит: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф 5. 5). Т. к. во всех этих заповедях говорится о тех, кто наследуют блага Царства Божия, нек-рые толкователи считают, что в заповедях блаженства имеет место нек-рая спиритуализация представления о З. о. (ср.: Мк 10. 14; Лк 22. 28-30) (Strecker. 1983).

Слово «земля» 6 раз встречается в речи первомч. Стефана (Деян 7. 3, 4, 6, 29, 40), в к-рой он напоминает иудеям о времени их странствия между Месопотамией и Египтом, об обетовании земли Аврааму (Деян 7. 3, 17) и о ее завоевании Иисусом Навином (Деян 7. 45). Нек-рые толкователи видят в словах Стефана негативную оценку претензий иудеев I в. по Р. Х., выступавших за независимость их земли: Авраам не увидел исполнения обетования земли (Деян 7. 5); только в странствии по пустыне Израиль был близок Богу (Деян 7. 44-45); в З. о. народ впал в грех идолослужения. Даже строительство храма царем Соломоном в речи Стефана предстает если не противным воле Бога, то ошибочным действием, ограничивающим власть Бога во вселенной, ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян 7. 47-51).

Наконец, земля, обетованная Аврааму, упоминается в Послании к Евреям (Евр 11. 9; ср.: ст. 8). В наступающей эре НЗ ветхозаветное представление о реальной земле Ханаан, обетованной патриархам, теряет свою основу. Поэтому в Послании подчеркивается, что Авраам и др. патриархи были «странниками и пришельцами», к-рые только «искали отечества» (Евр 11. 14) и стремились «к лучшему, то есть к небесному» (Евр 11. 16).

Лит.: Brandon S. G. F. Jesus and the Zealots: A Study of the Political Factor in Primitive Christianity. Manchester, 1967; Davies W. D. The Gospel and the Land: Early Christianity and Jewish Territorial Doctrine. Berkeley, 1974; Marquardt F.-W. Die Juden und ihr Land. Hamburg, 1975; Brueggemann W. The Land: Place as Gift, Promise and Challenge in Biblical Faith. Phil., 1977; Williamson H. G. M. Israel in the Books of Chronicles. Camb., 1977; Ohler A. Israel, Volk und Land: Zur Geschichte d. wechselseitigen Beziehungen zwischen Israel u. seinem Land in alttestamentlicher Zeit. Stuttg., 1979; Hanhart R. Das Land in der spätnachexilischen Prophetie // Das Land Israel in biblischer Zeit: Jerusalem-Symp. 1981 / Hrsg. G. Strecker. Gött., 1983. S. 126–140; Strecker G. Das Land Israel in frühchristlicher Zeit // Ibid. S. 188–200.

Многие речевые обороты, которые можно встретить в устной и письменной речи, пришли в русский язык из мифов и легенд. Не является исключением и выражение «земля обетованная». Значение фразеологизма легко понять, имея представление о том, откуда он взялся. Итак, для обозначения чего используется эта устойчивая конструкция, каково ее происхождение?

Происхождение фразеологизма

Каково же значение выражения «земля обетованная», которое до сих пор встречается в письменной и устной речи? Священные иудейские тексты утверждают, что Бог пообещал пророку Моисею помочь ему в спасении евреев, томившихся в египетском плену. Он взялся указать иудейскому народу путь туда, где их ждет изобилие и процветание, где вместо рек текут мед и молоко.

«Земля обетованная» (значение фразеологизма раскрывается ниже) - это вовсе не божественный дар евреям, как можно подумать. Скорее, она стала предметом соглашения, которое было заключено между потомками Авраама и Творцом. Иудейский народ должен был в точности следовать заповедям Бога, отказаться от поклонения языческим божествам, вести праведную жизнь. За это евреев ожидала обещанная награда в виде плодородной, богатой ресурсами земли, где их ждут спокойствие и процветание.

Палестина или нет?

Традиционно принято считать, что под землей, где евреи смогут обрести счастье, подразумевается Палестина. Однако некоторые исследователи убеждены, что речь идет вовсе не о конкретном месте на карте нашей планеты. Они полагают, что имелась в виду возможность райской жизни в любой точке земного шара при условии следования божественным заповедям.

Какие еще имеются версии о том, что представляет собой «земля обетованная»? Существуют сторонники и у теории, согласно которой экспедиция Христофора Колумба была организована именно евреями, они же выступили и в качестве спонсоров. Для представителей данного народа, если верить легенде, это было очередной попыткой обрести новую землю, где можно скрыться от притеснений.

Каково значение выражения «земля обетованная»?

Выше рассказывается о том, откуда взялся в русском языке этот таинственный Какой же смысл вкладывается в устойчивую конструкцию «земля обетованная»? Значение фразеологизма, пользующееся наибольшей популярностью, - сказочно привлекательное место, где мечтает оказаться человек.

Однако у этой фразеологической конструкции существует и другое значение, никак не связанное с землей. Так можно назвать предмет страстных желаний и надежд, цель, к достижению которой стремится человек.

Примеры употребления

Итак, выше рассказывается о том, что такое «земля обетованная». Значение и происхождение фразеологизма больше не является загадкой. Закрепить в памяти полученную информацию помогут примеры его употребления в литературных произведениях.

Скажем, можно вспомнить эпопею «Война и мир», автором которой является Лев Николаевич Толстой. В своем знаменитом произведении писатель использует множество фразеологических оборотов, в том числе и выражение «земля обетованная». Значение фразеологизма в данном случае - желанное место. Так автор называет Москву, которую стремятся занять войска Наполеона.

Использует речевой оборот и писатель Антон Чехов в своем произведении «Перекати-поле». Автор сообщает читателям, что один из героев мечтает получить место учителя так сильно, будто бы стремится к «обетованной земле». Обращается к нему и Гончаров в своем романе «Обрыв». Одному из персонажей произведения показалось, что он уже добрался до «обетованной земли», где его ждут реки молока и меда, где он будет купаться в серебре и золоте, навсегда забудет о преследовавших его страданиях, нужде.

Что еще нужно знать?

Как правильно произносится и пишется фразеологизм, в каком порядке должны стоять слова? Не играет абсолютно никакой роли, говорит ли человек «обетованная земля» или «земля обетованная». Значение слова «рай» также указывает на то, что оно способно служить синонимом, которым можно заменить данный фразеологический оборот без малейшего ущерба для смысла. Помимо этого, можно использовать фразу «обетованный край», а также слова «эдем, элизиум, парадиз».