Упражнения для каратэ в домашних условиях. Основные технические приемы при изучении каратэ. Резкий удар в солнечное сплетение




Философия каратэ весьма обширна и сложна. Она возникла в результате тысячелетних вооруженных и невооруженных сражений. Техника боя столетиями совершенствовалась и до сих пор улучшается с каждым новым поколением. Буддизм, даосизм и кодекс бусидо оказали существенное влияние на формирование философии данного боевого искусства. Каратэ, в современном его представлении, около 400 лет, и изначально это было одно из ответвлений китайского кунг-фу. Начните самостоятельное изучение основ этого боевого искусства с нижеприведенных советов.

Шаги

Фокусируемся

Медитация (5+ минут). Освободите свой разум от любых мыслей; сконцентрируйтесь на дыхании через нос, выдыхая через рот; медленные глубокие вдохи и ясный ум подготовят вас к занятиям каратэ. Здесь не существует ограничений по времени, но медитации в течение по крайней мере 5 минут должно хватить, чтобы избавить ваш разум от лишних мыслей и сфокусироваться. И да, медитация, определенно, может улучшить ваши бойцовские качества!

  • Забудьте школу. Забудьте работу. Забудьте семью, проблемы, забудьте обо всем - представьте, что они испаряются на ваших глазах. Как только все исчезло, вы должны увидеть пустую комнату, а в центре нее - огненный шар, растущий из пустоты. Это пламя огненной силы и энергии должно быть всем тем, чего вы хотите достичь, занимаясь каратэ. К этому моменту вы уже закончили с медитацией, а комната должна быть полностью охвачена только пламенем.

Разминка (10 минут). Начните с 5-минутной пробежки в помещении или вокруг вашего квартала; еще около 5 минут (20 повторений 1 подход) отжиманий , подъемов туловища (упражнение на пресс), поднятий ног лежа и обратных отжиманий .

  • Разминка очень важна для должной работы ваших мышц. Если вы их не расслабите и не подготовите, прежде чем начнете тренировку и растяжку, тренировка вряд ли будет успешной, и даже базовые движения будут даваться с трудом.
  • Растяжка (15 минут) . Растягивание всех основных групп мышц в первую очередь очень важно для разминки и подготовки вашего тела; почитайте о растяжке, если вы еще не знакомы с этим видом упражнений. В каратэ растяжка ног является ключевым фактором, чтобы не травмировать себя.

    • Растяжка идет после разминки. Разогретые мышцы наиболее восприимчивы к растяжке - в этот момент растяжка будет безопасной и наиболее эффективной.
  • Поймите философию каратэ. Для неподготовленного наблюдателя каратэ может выглядеть как показное проявление агрессии. На самом деле все диаметрально противоположно. Суть каратэ в спокойствии и душевном равновесии. В реальности же, избежать конфликта невозможно. Когда такое происходит, нужно действовать быстро и стихийно. Результат - природная уверенность, наполненная смиренностью.

    • Это искусство, в котором разум и душа задействованы не меньше, чем тело. Для того, чтобы стать настоящим мастером в этом виде спорта, все три составляющие необходимо развивать одновременно. Пока тело запоминает движение, разум должен быть спокоен.
    • Все боевые искусства начинаются и заканчиваются проявлением вежливости. В каратэ нет места эгоизму. Считается, что в вашей самоотдаче кроется награда.

    Осваиваем стойки, равновесие и ударную мощь

    Разберитесь с базовыми стойками. Да, да, да, вам бы сразу перейти к самому интересному. К сожалению, ваши удары ногами-руками и блоки не будут столь эффективными, если вы не знаете, как правильно стоять. Вы же понимаете, что не будете хорошим бейсболистом, держа биту наоборот, верно? Да. Основы - это то, что выделяет отличного каратека (каратиста).

    • Есть много видов каратэ. Вы узнаете, что, в зависимости от того типа каратэ, который вы практикуете, есть различные стойки. Почти все виды каратэ содержат вариации следующих трех стоек:
      • Обычная стойка, ходящая стойка (шизентай-дачи). Стопы смотрят вперед, задняя нога смотрит вперед под углом в 45 градусов. Ваши ноги разведены на ширину вашего обычного шага.
      • Передняя стойка (дзенкуцу-дачи). Похожа на обычную стойку, но ваши ноги широко разведены вдоль, и вес приходится на переднюю ногу.
      • Кошачья стойка, задняя стойка (некоаши-дачи). Позиция ног, как в ходящей стойке, но ваш вес приходится на заднюю ногу. По желанию пятку передней ноги можно приподнять.
  • Начните со стойки вашей готовности. Стойки, приведенные выше - боевые. Однако в начале любого спарринга вам нужно принять стойку готовности. Для этого есть три базовые стойки:

    • Стойка готовности в Фукюгата-ката: пятки вместе и пальцы ног смотрят в стороны под углом в 60 градусов.
    • Стойка готовности в Пинан-ката: ноги на ширине плеч, пальцы ног смотрят в стороны под углом в 45 градусов.
    • Стойка готовности в Наиханчи-ката: ноги строго вместе.
  • Не забывайте о равновесии. Каратэ - это не тот вид спорта, где можно заниматься поддатым! Равновесие, по понятным причинам, тут просто необходимо. Именно поэтому стойки так важны! Они позволяют центрировать тело, быть подвижным и одновременно сильным. Более того, та мощь, которую вы ощущаете в стойке, не может просто исчезнуть, когда вы бьете ногой!

    • Всегда учитывайте свой центр тяжести. Если вы раздвигаете ноги, вы понижаете его, улучшая вашу позицию и увеличивая ударную мощь атаки. Но если вы слишком понизите его, то потеряете вашу мобильность и скорость. Когда нужно учитывать равновесие, важно найти комфортную середину.
    • Балансировать равновесие, конечно, очень важно, но когда вы защищаетесь, вам нужно подстраивать ваш баланс очень быстро. Если вы будете стоять в одной стойке слишком долго, противник легко вас атакует! Вот, почему переходы между стойками также важны.
  • Сосредоточьтесь на мощи и скорости. Много людей (читайте: качков-любителей), качающих железо в сотню килограмм, занимаются каратэ, но неудачно. Дело не в мышцах - дело в мощи и скорости .

    • Обе составляющие сильно связаны. Длинная дистанция до вашей цели поможет вам развить скорость и, соответственно, мощь. Если вы задействуете все ваше тело, атака будет более мощной, а скорость - выше. Воспринимайте каратэ не как возможность передвинуть большой объект, а как возможность повлиять на маленький объект, который можно быстро и точно сдвинуть.

    Обучаемся приемам

    Отрабатывайте удары руками и блоки (15 минут). Есть несколько основных ударов руками, которые вам нужно будет изучить и эффективно применять. А именно: прямой удар, апперкот, удар ребром ладони, колющий удар , удар локтем, удар кулаком с разворота. Отрабатывайте их по очереди, меняя руку.

    • Блоки не менее важны! Отрабатывайте блоки, как будто вас атакуют этим же набором ударов руками. Пробуйте комбинировать и контратаковать. Защита, атака, защита, атака… и так далее.
    • К сведению, две первые костяшки - самые сильные костяшки на руке. Они могут быть продолжением костей предплечья (радиальная и локтевая кость) для увеличения силы удара. Распространенной ошибкой является изогнутый кулак, слишком высокий удар или удар от плеча.
  • Отрабатывайте удары ногами (15 минут). Десять повторений любого удара ногой будут способствовать укреплению ваших ног. Фокусируйтесь выше цели для нанесения максимально мощного удара, но отрабатывайте моторику движения, чтобы обрести отточенную гибкость в движениях; словно лебедь; мощь появится следом.

  • Как только вы что-то усвоили, можете двигаться дальше. Важно фокусироваться на ката любого уровня сложности, чтобы улучшать свою технику.

    • Обязательно возвращайтесь к освоенному материалу! После того, как вы овладеете несколькими ката, объедините их и отрабатывайте все более сложные комбинации, прогрессируя изо дня в день.
    • Чувствуйте себя уверенно, когда спаррингуетесь. Во время тренировок в парах вам нужно фокусироваться на ударной технике ног и рук.
    • При ударах ногами: в прямых ударах можно использовать плюсну или пятку, при этом нужно отводить пальцы ног назад, иначе их можно повредить; в боковых ударах всегда используйте ребро ступни или пятку; в маховых ударах ногой всегда используйте пятку (это самый редкий удар из всех); круговые удары можно наносить голенью, плюсной или предплюсной стопы. Круговые удары голенью могут быть исключительно эффективны.
    • Интенсивно тренируйте все, что освоили, чтобы при возникновении реальной угрозы вы не думали, а действовали. Используйте тренировочный манекен для отработки ударов после разминки.
    • При ударах руками оставайтесь расслабленными, пока не нанесете удар по цели. Брюс Ли говорил, что «расслабленность просто необходима при нанесении более быстрых и мощных ударов рукой. Наносите легко и расслаблено свой первый удар; не сжимайте сильно или не стискивайте кулак, пока не нанесете удар. Все удары должны заканчиваться в нескольких сантиметрах за целью. Тем самым вы как бы бьете сквозь противника, а не в него».
    • Никогда не недооценивайте и не переоценивайте своего противника. Чем больше вы уверены в том, что проиграете/победите своих противников, тем меньше/больше вероятность такого исхода.
    • Медитируйте в начале тренировки. Таким образом ваш разум будет свободен и готов к тренировке.
    • Во время спарринга: 1. Бейте противника прежде, чем он ударит вас; так вы заглушите или ухудшите атаку противника и нанесете ему травму при минимальных затратах силы. 2. Если это невозможно, двигайтесь, меняйте дистанцию и/или сходите с линии атаки и сразу контратакуйте. 3. Блок. Блокировка не должна производиться руками и очень глупо блокировать руками удары ногами по поясу или по ногам. Так вы оставляете незащищенной вашу голову. Блокировать руками удары ногами, особенно разведенными руками, - не очень разумно. Лучшая защита - избегать потенциально опасных моментов нанесения ударов ногами.
    • При атаке - ищите слабые и сильные стороны противника. Заставьте своего противника ложно полагать, что он недосягаем, симулируя атаку; он воспользуется моментом и блокирует ложный удар, тогда нанесите мощный удар и повалите вашего соперника на настил, заставляя рефери открыть счет.
    • Если вас интересуют боевые искусства, вперед на тренировку!
    • Гордитесь, что решили начать тренироваться. И да, не забудьте купить кимоно.
    • Не забывайте заменять любой порванный или испорченный инвентарь для спарринга. Ваша безопасность в каратэ должна быть на первом месте.

    Предупреждения

    • Всегда делайте растяжку и растягивайтесь полностью . Растяжение мышцы или разрыв сухожилия - все это ужасно больно!
    • Помните, что спарринг-партнер - это не боксерская груша. Протекторный инвентарь желателен, всегда будьте внимательны.
    • Когда блокируете удар ногой или рукой спарринг-партнера, не забывайте о защите предплечьем.
  • Обучаясь карате-до, необходимо подготовиться к освоению достаточно сложных действий - ударов, защит, бросков, приемов. Для этого вначале следует отработать ряд стандартных положений тела, или стоек.

    Хейсоку-дачи

    Ноги вместе, вес тела равномерно распределяется на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 1).

    Мусуби-дачи

    Пятки вместе, носки врозь под углом 90°. Вес тела распределяется равномерно на обе ступни, корпус выпрямлен (рис. 2).




    Хейко-дачи

    Ноги на ширине плеч, ступни параллельны. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги, корпус выпрямлен (рис. 3).




    Дзенкуцу-дачи

    Носок впереди стоящей стопы смотрит вперед на противника, стопа сзади стоящей ноги развернута наружу на 30–45°. Расстояние между правой и левой ступнями - ширина плеч, расстояние между передней и задней стопами - две ширины плеч. Стоящая впереди нога согнута в колене так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола, сзади стоящая нога выпрямлена. До 60 % веса приходится на стоящую впереди ногу, около 40 % - на стоящую сзади. Корпус выпрямлен, развернут на 30–45° (рис. 4, 5, 6).





    Кокутцу-дачи Рис. 7.


    Носок впереди стоящей ноги смотрит на противника, стопа стоящей сзади ноги развернута наружу на 90°. Условные линии, проходящие через ступни, образуют букву Т либо Г. Расстояние между ступнями - две ширины плеч. Обе ноги согнуты в коленях. До 70 % веса тела - на стоящей сзади ноге, около 30 % - на стоящей впереди. Корпус выпрямлен, развернут на 45° (рис. 7, 8, 9).




    Шико-дачи Рис. 10.


    Стопы ног располагаются симметрично на одной линии, расстояние между ними - две ширины плеч, ступни развернуты на 45° соответственно каждая. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Колени согнуты и развернуты максимально наружу. Корпус выпрямлен (рис. 10, 11, 12).




    Киба-дачи Рис. 13.


    Аналогична стойке шико-дачи, стопы параллельны друг другу (рис. 13, 14).



    Некоаши-дачи Рис. 15.


    До 90 % веса тела приходится на стоящую сзади ногу около 10 % - на другую. Опорная нога максимально согнута в колене, а стопа развернута наружу в пределах 45°. Передняя стопа поднята на носок так, чтобы голень была перпендикулярна поверхности пола. В качестве стилевой особенности следует заметить, что колено опорной ноги максимально повернуто вперед. Корпус выпрямлен, плечи развернуты (рис. 15, 16, 17).






    Последовательное обозначение ударов левой и правой руками вперед, в средний уровень - чу-дан-цуки (рис. 57, 58). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой. Последний удар сопровождается кяй. Рис. 57.




    Последовательное обозначение защиты отбивом предплечья снизу вверх левой и правой руками - аге-уке (рис. 59, 60). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее - с кяй. Рис. 59.




    Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем изнутри наружу левой и правой руками - учи-уке (рис. 61, 62, 63). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 61.





    Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем снаружи внутрь левой и правой руками - сото-уке (рис. 64, 65, 66). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 64.





    Последовательное обозначение защиты отбивом предплечьем сверху вниз левой и правой руками - гедан-барай (рис. 67, 68, 69). Технические действия выполняются по 5 раз каждой рукой, последнее сопровождается кяй. Рис. 67.





    После выполнения технических действий руками, подтягивая левую ногу к правой, переход в стойку хейсоку-дачи. Руки согнуты в локтях - хиките (рис. 70). Рис. 70.



    Обозначение удара ногой в нижний уровень - ге-дан-гери (рис. 71, 72, 73). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 74). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой, затем правой ногой. Завершающие действия и той и другой ногой сопровождаются кяй. Рис. 71.






    Обозначение удара подъемом ноги - кинтеки-гери (рис. 75, 76, 77, 78). Технические действия выполняются по 5-10 раз сначала левой, затем правой ногой. Последнее действие и той и другой ногой сопровождается кяй. При выполнении технического действия производится предварительный подъем колена (рис. 75). Рис. 75.






    Перед выполнением следующего технического действия необходимо перейти из стойки хейсоку-дачи в стойку миги-дзенкуцу-дачи, отшагивая левой ногой назад, последовательно исполнив защиту сначала гедан-барай, затем мороте-учи-уке (рис. 79, 80, 81, 82). Защита гедан-барай выполняется с кяй, а мороте-учи-уке - с резким выдохом. Рис. 79.






    Обозначение удара ногой в средний уровень - гя-ку-мая-гери (рис. 83, 84, 85, 86). При выполнении технического действия производится предварительный захлест голени (рис. 83). Технические действия выполняются по 5-10 раз вначале левой ногой, затем, после смены стойки и выхода в хи-дари-дзенкуцу-дачи, правой (рис. 86). Последний удар правой и левой ногой сопровождается кяй. Рис. 83.






    Перед выполнением следующего технического действия необходимо вернуться в стойку хейсо-ку-дачи и произвести руками хиките (рис. 87). Затем голова поворачивается в сторону выполнения удара ногой (рис. 88). Рис. 87.




    Следующее техническое действие - комбинированное. Сначала выполняется защита ногой - ми-ка-цуки-гери, а затем обозначается режущий удар ребром стопы в сторону в нижний уровень - фу-микоми-еко-гери (рис. 89, 90). Технические действия выполняются сначала 5-10 раз левой ногой, затем, не меняя стойки, повернув голову вправо, правой (рис. 91). Завершающие действия и правой, и левой ноги сопровождаются кяй. Рис. 89.





    Оставаясь в стойке хейсоку-дачи, руки в хиките, голову поворачивают прямо с одновременным выполнением в среднем темпе защиты мороте-ге-дан-барай, отставляя левую ногу в сторону и переходят в стойку хейко-дачи (рис. 92, 93). После совершения традиционного приветствия - выход с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы производятся за счет перемещения левой ноги (рис. 94, 95, 96). Рис. 92.







    Сенчин-суги-кобо (омоте)

    Из стойки готовности - хейко-дачи, при выполнении традиционного приветствия перейти в стойку хен-соку-дачи. Смена стойки осуществляется путем приставления левой ноги к правой (рис. 53, 54, 55).

    Из стойки хейсоку-дачи, отставляя правую ногу назад, перейти в стойку хидари-дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты хидари-ге-дан-барай (рис 97, 98).




    Передвижение вперед в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным обозначением удара одноименной рукой в средний уровень - ой-цуки-чедан (рис. 99, 100, 101). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-барай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 99.





    После возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойку дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай и силовой сменой рук (рис. 102, 103, 104). При этом занимается положение, характерное для выполнения удара гяку-цуки. Рис. 102.





    Передвижение вперед, в стойке дзенкуцу-дачи, через промежуточную стойку шико-дачи с одновременным обозначением удара разноименной рукой в средний уровень - гяку-цуки-чедан (рис. 105, 106, 107). Техническое действие производится 3–5 раз вперед, затем поворот на 180° с одновременным выполнением защиты гедан-ба-рай, и повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 105.





    После выполнения движений второй дорожки и возвращения на исходное место производится разворот на месте на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке. После этого осуществляется движение вперед в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты аге-уке одноименной рукой (рис. 108, 109, 110). Техническое действие выполняется 3–5 раз вперед, после разворота на 180° повторяются те же действия. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 108.





    После выполнения движений второго прохода и возвращения на исходное место производится разворот на 180° в стойке дзенкуцу-дачи с одновременным выполнением защиты гедан-барай. После этого осуществляется движение вперед в стойке шико-дачи (корпус и условная линия, проходящая через стопы, располагаются под углом в 45°) с одновременным выполнением защиты рукой гедан-барай (рис. 111, 112, 113, 114). Техническое действие выполняется 3–5 раз при движении вперед, а затем в аналогичной стойке, отходя назад. Завершение каждого прохода сопровождается кяй. Рис. 111.






    После выполнения последнего технического действия и возвращения на исходное место производится выход в стойку хейко-дачи с одновременным выполнением защиты мороте-гедан-барай в среднем темпе. Выход осуществляется подтягиванием стоящей сзади ноги через кратковременное принятие промежуточной стойки хейсоку-дачи (рис. 115). Рис. 115.



    После выполнения традиционного приветствия - выход с одновременным выполнением защиты мороте-ге-дан-барай в стойку хейко-дачи. Все переходы выполняются за счет перемещения левой ноги (см. рис. 93, 94,95,96).

    Закрепление изученной техники

    Изученные упражнения и приемы необходимо закрепить. Для этого применяется моделирование вероятных действий при атаке и защите. Наиболее эффективны стандартное и многократное повторения упражнений. Выполнение ударов и защит с ограничением траектории движений позволяет прочно закрепить умения действовать в реальных пространственно-временных условиях, полученные в результате отработки специальных технических комплексов - ката.

    В качестве вариантов вероятных атакующих и защитных действий может быть использована техника, разученная в комплексах тей-тай-ден-хо (омоте) и сенчин-суги-кобо (омоте):

    Варианты отработки атакующих действий руками (рис. 116, 117);





    Варианты отработки атакующих действий ногами (рис. 118, 119, 120, 121); Рис. 118.






    Варианты отработки защитных действий руками (рис. 122, 123, 124, 125); Рис. 122.






    Вариант отработки защитного действия ногой (рис. 126). Рис. 126.


    Защита и контратака при ударе рукой в голову

    Все действия выполняются из стандартного положения (рис. 127): атакующий находится в левосторонней стойке, а защищающийся - в стойке готовности.

    Атакующий выполняет удар правой рукой в голову с одновременным шагом одноименной ногой вперед.

    Прием № 1

    1. Исходное положение (рис. 127).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 128). Рис. 128.



    3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака разноименным ударом правой руки в голову атакующего (рис. 129). Рис. 130.



    Прием № 2

    1. Исходное положение (рис. 130).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 131). Рис. 131.



    3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака ударом ребром ладони правой руки сверху (рис. 132). Рис. 133.



    Прием № 3

    1. Исходное положение (рис. 133).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-вправо с одновременной защитой (рис. 134). Рис. 134.



    3. С захватом бьющей руки и шагом левой ногой вперед-влево контратака ударами правой рукой в голову и корпус атакующего (рис. 135, 136, 137). Рис. 135.





    Прием № 4

    1. Исходное положение (рис. 138).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки вперед, разворачиваясь правым боком к атакующему с одновременной защитой правой рукой (рис. 139). Рис. 139.



    3. Не меняя положения ног - удар правой рукой наотмашь в голову атакующего и разноименный удар левой рукой в корпус с выходом в правостороннюю стойку (рис. 140, 141). Рис. 140.




    Прием № 5

    1. Исходное положение (рис. 142).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит правой ногой назад в левостороннюю стойку с одновременной защитой левой рукой (рис. 143). Рис. 143.



    3. Контратака правой ногой в корпус (рис. 144). Рис. 145.



    Прием № 6

    1. Исходное положение (рис. 145).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит левой ногой вперед, параллельно движению атакующего, с одновременной защитой левой рукой (рис. 146). Рис. 146.



    3. Контратака разноименным ударом правой руки в корпус с одновременным выходом в левостороннюю стойку (рис. 147). Рис. 148.



    Прием № 7

    1. Исходное положение (рис. 148).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит левой ногой вперед, параллельно движению атакующего, с одновременной защитой локтем левой руки (рис. 149). Рис. 149.



    3. Контратака разноименным ударом правым локтем по корпусу с одновременным выходом в левостороннюю стойку (рис. 150). Рис. 151.



    Прием № 8

    1. Исходное положение (рис. 151).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременным блокированием ладонью правой руки (рис. 152). Рис. 152.



    3. Контратака ребром стопы правой ноги с одновременным захватом бьющей руки атакующего своей правой рукой (рис. 153). Рис. 154.



    Прием № 9

    1. Исходное положение (рис. 154).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременным блокированием ладонью правой руки (рис. 155). Рис. 155.



    3. Захват бьющей руки атакующего своей правой рукой с одновременной контратакой круговым ударом правой ноги по корпусу (рис. 156, 157). Рис. 156.




    Прием № 10

    1. Исходное положение (рис. 158).



    2. При атаке правой рукой в голову шаг левой ногой вперед-влево с одновременной защитой руками «накрест» (рис. 159). Рис. 159.



    3. Захват бьющей руки атакующего двумя руками с одновременным резким рывком на себя, удар правым коленом в корпус (рис. 160). Рис. 161.



    Прием № 11

    1. Исходное положение (рис. 161).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед с одновременной защитой «квадрат» (рис. 162). Рис. 162.



    3. Контратака правой рукой в голову и левой рукой в корпус (рис. 163, 164). Рис. 163.




    Прием № 12

    1. Исходное положение (рис. 165).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 166). Рис. 166.



    3. Контратака в корпус тремя последовательными ударами руками (левой, правой и опять левой) (рис. 167, 168, 169). Рис. 167.





    Прием № 13

    1. Исходное положение (рис. 170).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременным скручиванием корпуса и защитой «квадрат» (рис. 171). Рис. 171.



    3. Контратака левой ногой в корпус с одновременным шагом левой ногой вперед-влево, круговой удар ребром правой руки в голову (рис. 172, 173). Рис. 172.




    Прием № 14

    1. Исходное положение (рис. 174).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 175). Рис. 175.



    3. Подтягивая левую ногу к правой и разворачиваясь правым боком к противнику, удар снизу-вверх локтем правой руки в голову (рис. 176). Рис. 177.



    Прием № 15

    1. Исходное положение (рис. 177).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся разворачивается на левой ноге правым боком к противнику с одновременной защитой двумя руками за счет использования вращательного момента (рис. 178). Рис. 178.



    3. Контратака в голову ударом ребром ладони обеих рук с одновременным шагом правой ногой вперед-вправо (рис. 179). Рис. 180.



    Прием № 16

    1. Исходное положение (рис. 180).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 181). Рис. 181.



    3. Не меняя положения ног, контратака ударом снизу-вверх локтем правой руки по корпусу (рис. 182). Рис. 183.



    Прием № 17

    1. Исходное положение (рис. 183).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед с одновременной защитой левой рукой (рис. 184). Рис. 184.



    3. Не меняя положения ног, контратака круговым ударом локтем правой руки по корпусу (рис. 185). Рис. 187.



    Прием № 18

    1. Исходное положение, атака и защита аналогичны приему № 17 (рис. 183, 184).

    2. Немного подтягивая левую ногу к правой, контратака круговым ударом локтем правой руки в голову (рис. 186).



    Прием № 19

    1. Исходное положение (рис. 187).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед с одновременной защитой двумя руками «накрест» (рис. 188). Рис. 188.



    3. Разворот на месте на 180° и, захватив правой рукой бьющую руку атакующего, контратака ударом ребром ладони левой руки по шее наотмашь (рис. 189). Рис. 191.



    Прием № 20

    1. Исходное положение, атака и защита аналогичны приему № 19 (рис. 187, 188).

    2. Разворот на месте на 180° и, захватив правой рукой бьющую руку атакующего, контратака ударом ребром ладони левой руки в пах (рис. 190).



    Прием № 21

    1. Исходное положение (рис. 191).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 192). Рис. 192.



    1. Контратака в корпус двумя последовательными ударами руками левой, правой (рис. 193, 194). Рис. 193.




    Прием № 22

    1. Исходное положение (рис. 195).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой правой рукой (рис. 196). Рис. 196.



    3. Контратака в корпус круговым ударом локтем левой руки (рис. 197). Рис. 198.



    Прием № 23

    1. Исходное положение (рис. 198).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит правой ногой вперед-вправо с одновременной защитой левой рукой (рис. 199). Рис. 199.



    3. Контратака в корпус ударом правой руки снизу (рис. 200). Рис. 201.



    Прием № 24

    1. Исходное положение (рис. 201).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой локтем левой руки (рис. 202). Рис. 202.



    3. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 203). Рис. 204.



    Прием № 25

    1. Исходное положение (рис. 204).



    2. При атаке правой рукой в голову защищающийся выходит левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки (рис. 205). Рис. 205.



    3. Разворачиваясь на месте на 180°, замах левой рукой с последующей контратакой левой рукой в пах (рис. 206, 207). Рис. 206.



    Защита и контратака при ударе рукой в корпус

    Все действия выполняются из стандартного положения (рис. 208): атакующий находится в левосторонней стойке, а защищающийся в стойке готовности.

    Атакующий выполняет однотипный удар правой рукой в корпус с одновременным шагом одноименной ногой вперед.

    Прием № 26

    1. Исходное положение (рис. 208).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся разворачивается на месте влево в левостороннюю стойку с одновременной защитой двумя руками (рис. 209). Рис. 209.



    3. Контратака в голову ударом правой руки наотмашь (рис. 210, 211). Рис. 210.




    Прием № 27

    1. Исходное положение (рис. 212).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево (рис. 213). Рис. 213.



    3. Контратака в корпус внутренней части ладони левой руки (рис. 214). Рис. 214.



    Прием № 28

    1. Исходное положение (рис. 215).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой круговым ударом левым локтем (рис. 216). Рис. 216.



    3. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 217). Рис. 218.



    Прием № 29

    1. Исходное положение (рис. 218).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой ударом ребром ладони обеих рук сверху (рис. 219, 220). Рис. 219.




    3. Контратака в голову ударом левой руки наотмашь (рис. 221, 222). Рис. 221.




    Прием № 30

    1. Исходное положение (рис. 223).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево, одновременно зафиксировав бьющую руку атакующего в локтевом сгибе правой руки, с последующим переходом на болевой прием за счет воздействия предплечьем левой руки на плечевой сустав (рис. 224, 225, 226, 227). Рис. 224.






    Прием № 31

    1. Исходное положение (рис. 228).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки (рис. 229). Рис. 229.



    2. Контратака в корпус ударом правой руки (рис. 230). Рис. 231.



    Прием № 32

    1. Исходное положение (рис. 231).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево с одновременной защитой предплечьем левой руки - ладонь открыта (рис. 232). Рис. 232.



    3. Контратака правой рукой в глаза (рис. 233). Рис. 234.



    Прием № 33

    1. Исходное положение (рис. 234).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременной защитой ударом кулаком правой руки сверху по запястью бьющей руки атакующего (рис. 235, 236). Рис. 235.




    3. Контратака правой рукой в глаза с одновременным шагом правой ногой вперед (рис. 237, 238). Рис. 237.




    Прием № 34

    1. Исходное положение (рис. 239).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся уходит с линии атаки назад-влево с одновременной защитой ударом кулаком правой руки сверху по запястью бьющей руки (рис. 240, 241). Рис. 240.




    3. Контратака ударом открытой ладонью правой руки в челюсть с одновременным шагом правой ногой вперед (рис. 242, 243). Рис. 242.




    Прием № 35

    1. Исходное положение (рис. 244).



    2. При атаке правой рукой в корпус защищающийся разворачивается на месте вправо на 90°, одновременно отводя ладонью левой руки от себя бьющую руку противника (рис. 245). Рис. 245.



    3. Выполнив круговое движение по часовой стрелке левой рукой и выйдя с одновременным разворотом влево на 90° в левостороннюю стойку с одновременным захватом бьющей руки снизу, удар ребром правой руки сверху по правой ключице противника (рис. 246, 247). Рис. 246.




    Прием № 36

    1. Исходное положение (рис. 248).



    2. При атаке правой рукой в корпус шагом левой ногой назад защищающийся уходит с линии атаки назад-влево (рис. 249). Рис. 249.



    3. Контратака в корпус (рис. 250). Рис. 251.



    Прием № 37

    1. Исходное положение (рис. 251).



    2. При атаке правой рукой в корпус шагом левой ногой назад защищающийся уходит с линии атаки назад-влево (рис. 252). Рис. 252.



    3. Контратака в корпус боковым ударом ребром стопы правой ноги (рис. 253). Рис. 254.



    Прием № 38

    1. Исходное положение (рис. 254).



    2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой одновременно с встречной контратакой разноименным ударом правой руки по корпусу (рис. 255). Рис. 256.



    Прием № 39

    1. Исходное положение (рис. 256).



    2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой с одновременной встречной контратакой разноименным ударом правой руки по корпусу (рис. 257). Рис. 257.



    3. Не меняя положения корпуса, отвод предплечьем правой руки бьющей руки атакующего назад-вправо (рис. 258). Рис. 259.



    Прием № 40

    1. Исходное положение (рис. 259).



    2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом вперед-влево левой ногой с одновременной встречной контратакой разноименным ударом правой руки в пах (рис. 260). Рис. 261.



    Прием № 41

    1. Исходное положение (рис. 261).



    2. При атаке правой рукой в корпус выход правой ногой вперед с одновременной контратакой в корпус круговым ударом локтем правой руки (рис. 262, 263). Рис. 262.




    Прием № 42

    1. Исходное положение (рис. 264).



    2. При атаке правой рукой в корпус уход с линии атаки шагом левой ногой вперед-влево (рис. 265). Рис. 265.



    3. Продолжая движение, шаг правой ногой вперед-вправо, выходя за спину противника, с одновременной контратакой в спину ударом локтем правой руки назад (рис. 266, 267, 268). Рис. 266.





    Прием № 43

    1. Исходное положение (рис. 269).



    2. При атаке правой рукой в корпус выход левой ногой вперед-вправо, разворачиваясь спиной к противнику (рис. 270, 271). Рис. 270.

    В категории Карате находятся бесплатные онлайн видео уроки по этому виду спорта. Карате - это японское боевое искусство. Основным принципом карате является отсутствие насилия, т. е. карате, как боевое искусство не должно использоваться для причинения вреда другому человеку. Изначально карате создавалось для самозащиты, и каждый ученик должен был дать клятву о том, что будет использовать карате, только для самообороны и защиты других людей. В карате различают ученические степени (Кю) и мастерские степени (Даны). Внешним атрибутом той или иной степени является пояс. Белый и цветные пояса соответствуют ученическим степеням, чёрный пояс - мастерским. Изучение карате по видео урокам будет полезно как для начинающих, так и для более опытных спортсменов. Видеоуроки из рубрики Карате Вы можете смотреть бесплатно в любое удобное время. К некоторым видео урокам по карате приложены дополнительные материалы для обучения, которые можно скачать. Приятного Вам обучения!

    Всего материалов: 1
    Показано материалов: 1-1

    Страницы: 1

    Каратэ киокушинкай для начинающих - общие сведения

    Онлайн урок «Каратэ киокушинкай для начинающих - общие сведения» посвящен вопросу о том, что собой представляет этот вид спорта. Каратэ киокушинкай состоит из кихон (техника, которая выполняется на месте), тренировка, которая ведется в движении, раздел ката, кумитэ и т.д. Каратэ киокушинкай - это силовой атлетический стиль, корни которого происходят в Японии. Это не только спортивный стиль, но и большой культурный кластер. Первое, что должны знать начинающие каратисты, это то, как правильно...

    Каратэ – это вид боевых искусств, который в процессе изнурительных тренировок требует много как физических сил, так и душевных. Каратэ зародилось в Китае. Научиться э можно двумя способами. Первое, это начать заниматься самому в домашних условиях (если вам, конечно, позволяют габариты квартиры). А второй, более грамотный и разумный, который выбирают большинство желающих – это записаться в секцию, где опытный тренер во всем будет помогать.

    Если же вы решились овладеть этим видом боевого искусства у себя дома, то, прежде всего, необходимо начать с подготовки своего тела с помощью специальных приемов и физических упражнений. Данные упражнения могут включать в себя как:
    - упражнения, направленные непосредственно на силовую подготовку-

    - упражнения, направленные на развитие выносливости и силы воли, которая очень вам пригодится при изучении данного вида боевого искусства-

    Упражнения, направленные на развитие гибкости вашего тела, которые, наверное, являются наиболее важными из всех вышеперечисленных.

    Для начала, при подготовке в домашних условиях, вам потребуется специально оборудованное помещение, так называемый «домашний спортзал», где вы будете отрабатывать удары и приемы, применяемые в каратэ.

    Спортзал необходимо оборудовать минимум: турником, «грушей», матами и прочими системами и оборудованием, которое поможет вам добиться успеха в изучении этого нелегкого мастерства наиболее быстро. Наиболее остро при изучении каратэ перед новичком стоит вопрос гибкости тела (так как приемы и удары, использующиеся в данном виде спорта очень травмоопасны, и новичок, не имеющий достаточного уровня растяжения мышц и связок, может покалечить сам себя).

    Данная проблема исправляется путем постоянного использования при тренировках специальных видов упражнений, направленных на растягивание окаменелых мышц и связок, подготовка их к «экстремальным» движениям, которые выполняются при ударах.
    Таким образом, если вы хотите овладеть приемами каратэ, то подготовку непосредственно к данному виду искусства можно провести и дома, а вот уже, что касается, ударов и различных приемов, лучше обратиться к профессиональному тренеру. По крайней мере, это будет безопасней, нежели заниматься дома одному.


    Внимание, только СЕГОДНЯ!

    Все интересное

    Чтобы стать боксером, не обязательно посвящать этому спорту всю свою жизнь. Вполне достаточно отработать удар и технику, просто занимаясь им для души. Бокс вновь становится популярным среди российской молодежи, отвоевывая лидерство у каратэ и…

    Карате и дзюдо – японские боевые искусства, которые на взгляд неподготовленного человека мало чем различаются, поэтому между этими двумя направлениями сложно сделать выбор. На самом деле это разные системы, которые используют различные техники.…

    Если боевое искусство хотя бы раз в жизни выручит вас в трудную минуту, вы уже не зря потратили на него время. Навыки самозащиты важны и полезны, однако при их изучении всегда встает непростой вопрос выбора конкретного боевого искусства. Отличия…

    Упражнения для развития силы мышечной массы могут быть применены как для целенаправленной подготовки спортсмена, так и для общей подготовки. Стоит отметить, что подбирать следует такой комплекс, чтобы нагрузка равномерно распределялась на все группы…

    Боевые искусства представляют собой специальные комплексы приемов и техник для самозащиты. Абсолютное владение каким-либо единоборством можно считать отличным способом выйти победителем в схватке с противником. Существует большое разнообразие видов…

    Драка - не метод решения большинства проблем. Однако, все больше мужчин и женщин хотят научиться защищать себя и своих близких в это неспокойное время. Правильный подход к драке
    Прежде всего, нужно понимать, что научиться драться в короткие…

    Чтобы иметь возможность дать отпор обидчикам или защитить себя в экстремальной ситуации, необязательно десяток лет изучать боевые искусства под руководством седобородых мастеров. Самообороне можно научиться и в домашних условиях. Вам понадобится-…

    Комплекс упражнений на растягивание под названием «стретчинг» возник еще в 1950-е годы. Эта система занятий не потеряла своей актуальности и сегодня. Стретчинг направлен на увеличение гибкости, развитие подвижности в суставах. Такой вид…

    Черный пояс по каратэ – это цель, которую старается достичь тот, кто посвящает этому виду боевых искусств большую часть своих сил и времени, стремясь достичь совершенства. Для того чтобы получить черный пояс, нужно быть не только хорошо…

    Многие стремятся овладеть тем или иным боевым искусством, посмотрев эффектные боевики со знаменитыми актерами. Практика единоборств далеко не такая простая, как ее показывают на экранах телевизора. Тем не менее, за определенный срок можно добиться…

    Детей

    «Дом детского творчества»

    ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КАРАТЭ

    Составитель:

    ,

    педагог дополнительного

    образования МОУ ДОД «ДДТ»

    Яшкинский район

    Введение 3

    1. Стойки 3

    2. Передвижения в стойках 6

    4. Защиты 12

    5. Броски, болевые и удушающие приемы. 15

    Заключение 16

    Литература 16

    Введение

    Каратэ – это путь, по которому многие идут всю жизнь, закаляя свое тело, укрепляя дух, открывая в себе новые и новые способности и раздвигая границы своих возможностей.

    Занимаясь каратэ, люди учатся не только и не столько технике нанесения ударов и постановки блоков, тактике и стратегии поединка, умению разбивать предметы, сколько образу жизни, пытаясь увидеть взаимосвязь и взаимообусловленность во всем, что есть в Мире, и стремясь достичь гармонии с Природой.

    Техника же каратэ – это совокупность стоек, ударов и защит, применение которых диктуется формальными упражнениями (ката), обстоятельствами кумитэ и возможностями каратэка.

    Технически грамотным является тот, кто умеет точно и легко передвигаться по тотами, не суетясь и не делая ненужных мышечных усилий, в совершенстве владеет ударами и защитами, причем применяет их исключительно координировано в нужное время с необходимой силой, резкостью и быстротой.

    Типовую технику каратэ составляют стойки, передвижения в стойках, удары и защиты.

    1. Стойки

    Стойка – это первый прием техники, которым овладевает обучающийся, начавший заниматься каратэ.

    Под стойкой принято понимать исходное положение, которое позволяет каратэке постоянно быть в готовности осуществлять свои намерения.

    Все приемы в каратэ можно правильно и эффективно выполнить, только имея прочную и устойчивую основу (стойку). Выбор стойки меняется в зависимости от обстоятельств, но в любом случае стойка должна быть естественной и позволять каратэке свободно перемещаться и при выполнении ката, и во время поединка (кумитэ).

    Многие стойки, которые используются в современном каратэ, возникли из попыток древних мастеров подражать животным как в позах, так и в движениях. Они предназначались для обучения начинающих основам боевого искусства. Анализируя стойки, используемые в каратэ, можно заметить, что в них учтены возможные действия соперников: удары, подсечки, уходы. Кроме того, стойки позволяют скрывать свое психофизическое состояние. От правильного выбора стоек во многом зависит успех в поединке.

    Поэтому изучение стоек – один из основополагающих аспектов овладения техникой каратэ. Правильное распределение веса тела, правильное расположение корпуса и ног в той или иной стойке имеет немаловажное значение при нанесении ударов, постановке блоков, уходах с линии атаки.

    В ката в поединке (в зависимости от решаемых задач) могут применяться стойки защиты и стойки атаки. В стойках защиты тело больше всего закрыто от возможной атаки противника. В стойках атаки обеспечивается возможность нанесения ударов руками и/или ногами практически без изменения положения тела в пространстве.

    Как правило, во всех стойках каратэ позвоночник перпендикулярен полу (земле) и любой его наклон вперед или назад – это результат неправильного обучения, итогом которого является поражение в поединке, невыполнение упражнения тамэшивари или же некачественное выполнение ката.

    Существует несколько основных требований к стойкам:

    1) равновесие должно сохраняться при любых атаках, контратаках или защитных действиях;

    2) центр тяжести не должен выходить за контуры тела, крайними точками которого являются ступни ног;

    3) любая стойка должна давать возможность наносить удары или ставить блоки;

    4) переход из одной стойки в другую должен осуществляться с максимальной скоростью;

    5) любая стойка должна обеспечивать защиту жизненно важных точек тела;

    6) во всех стойках низ туловища должен быть напряжен, а верх – расслаблен.

    Как уже отмечалось, каратэ начинается с изучения стоек, но их отработка не прекращается на протяжении всех занятий. Эффективность любого приема в каратэ зависит от стойки, в которую необходимо переместиться для нанесения удара или постановки блока, а также от скорости этого перемещения. Все это позволяет направить в заданную точку всю суммарную скорость, состоящую из скорости перемещения и скорости нанесения удара или постановки блока. Кроме того, правильная стойка обеспечивает устойчивость, необходимую для концентрации энергии при нанесении удара или постановке блока. В свою очередь, стабильная устойчивость обеспечивается за счет силы мышц ног.

    Древние мастера для укрепления мышц ног стояли в той или иной стойке с грузом в руках, который иногда превышал вес самого мастера. Иногда опытные мастера становились на вершины двух столбов, вбитых в землю, воткнув вокруг них свои мечи лезвиями вверх, так, чтобы любое падение со столбов вело к смертельному исходу. Таким образом древние мастера могли стоять по несколько часов подряд, используя этот психологический метод для стимулирования мышечной и нервной системы и превращая тренировку по укреплению мышц ног в медитацию.

    В настоящее время существует несколько способов укрепления мышц ног, которые делятся на статические и динамические. Один из способов – во время занятия стоять в статической стойке с грузом или без него не менее 15-20 мин. Динамические способы заключаются в приседаниях, прыжках, передвижениях в стойках с партнером на плечах и т. п.

    На рисунке 1 показано несколько основных стоек (дачи) каратэ: хейсоку (поза ожидания), мусуби (непринужденная стойка), хейко (естественная стойка), некоаши (кошачья стойка), фудо (боевая стойка), киба (поза всадника), зенкуцу (поза лука и стрелы), кокуцу (поза тигра), шико (квадратная стойка).

    При отработке стоек важно знать, что их классическое выполнение на занятиях далеко не всегда соответствует тем положениям, которые принимаются во время поединка. Единственно, что в них постоянно – это задача, заложенная в ту или иную стойку.

    Рис.1 Стойки

    1 – хейсоку; 2 – мусуби; 3 – хейко; 4 – некоаши; 5 – фудо; 6 – шико; 7 – зенкуцу;

    8 – кокуцу; 9 - киба

    2. Передвижения в стойках

    Передвижения в стойках должны осуществляться быстро, легко и гибко. При передвижении сначала необходимо привести в движение бедра, а затем уже ноги (их движение должно быть наиболее быстрым). Следует обратить особое внимание на сохранение полного равновесия тела. Для этого центр тяжести тела должен располагаться как можно ниже, а нога опираться на всю ступню.

    Различают передвижения в классических стойках при выполнении формальных упражнений (ката) и передвижения в бою (кумитэ).

    При передвижениях в классических стойках обращают внимание на резкий сброс стопы перемещаемой ноги за счет мощного движения бедра, быстрое перемещение и занятие устойчивого положения. При этом особое внимание обращают на то, чтобы центр тяжести при передвижениях не изменялся, а ноги скользили по полу, причем без трения о поверхность.

    В кумитэ передвигаются в основном приставными шагами. При передвижении вперед каратэка переносит вес тела на сзади стоящую ногу, освобождая при этом переднюю и слегка поднимая ее над полом, и производит толчок задней ногой. Передняя нога делает шаг вперед на заданное расстояние. Задняя нога подтягивается к передней и каратэка занимает положение, аналогичное исходному. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги.

    Движение назад подобно движению вперед, только шаг назад делает задняя нога. Техника выполнения шага назад такая же, как и шага вперед.

    Передвижение в сторону реализуется за счет бедер. При этом одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро. Особое внимание при передвижениях в сторону уделяется отработке ухода с линии атаки (таи сабаки), которое можно сравнить с вращением двери относительно дверных петель и которое осуществляется за счет резкого вращения влево или вправо верхней части туловища и последующего перемещения стоп.

    Как уже отмечалось, передвижения приставным шагом являются основой передвижения в кумитэ. В то же время характер передвижений в кумитэ зависит и от дистанции. Так, на дальней дистанции каратэка постоянно двигается вперед или назад, влево или вправо по кругу. В бою же на средней дистанции в основном применяются шаги в стороны. На ближней дистанции приставной шаг еще более укорачивается.

    Вторым основным видом передвижения является передвижение двойным шагом со скрещиванием и без скрещивания ног, когда, для того чтобы преодолеть длинную дистанцию, задняя нога либо быстро и мягко продвигается перед передней, которая в свою очередь сразу же выдвигается вперед, либо выталкивает переднюю ногу, подбивая ее под пятку.

    При преодолении значительной дистанции можно использовать скачок, основу которого составляет длинный приставной шаг. Длина скачка вперед регулируется впереди стоящей ногой, а скачка назад – сзади стоящей. При скачке возможна фаза полета.

    Большое значение при передвижениях имеет умение правильно выбирать дистанцию. С одной стороны, необходимо быть ближе к противнику, для того чтобы атаковать, а с другой – быть на удалении от противника, для того чтобы обезопасить себя от его атаки. С этой целью отрабатываются как мягкое и незаметное изменение дистанции, так и резкий ее разрыв. При этом следует заметить, что оптимальная дистанция определяется в зависимости от противника и собственной манеры ведения поединка. Поэтому, совершенствуя передвижения, необходимо отрабатывать различные маневры, цель которых – создание удобных позиций для атаки или защиты с последующей контратакой.

    3. Удары

    По направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают четыре основных вида удара: прямой, круговой, сверху вниз и снизу вверх.

    В каратэ выделяют следующие основные удары:

    руками (рис. 2): ой цки (удар рукой с шагом вперед одноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед правой ногой или удар левой ногой с шагом вперед левой ногой); гьяко цки (удар рукой с шагом вперед разноименной ногой – удар правой рукой с шагом вперед левой ногой или удар левой рукой с шагом вперед правой ногой); кизами цки (удар рукой с выводом вперед плеча бьющей руки); маитэ (удар передней рукой без смены стойки); моротэ цки (удар одновременно двумя руками); маваши цки (круговой удар рукой);

    Рис. 2. Удары руками

    1 – ой цки; 2 – гьяко цки; 3 – кизами цки; 4 – маитэ; 5 – моротэ цки; 6 – маваши цки

    ногами (рис. 3): мае гери кекоми (прямой проникающий удар подушечкой ступни); маваши гери (удар по кругу подушечкой ступни или подъемом стопы); йоко гери кеаге (удар в сторону по восходящей траектории ребром стопы); йоко гери кекоми (проникающий удар в сторону ребром стопы); уширо гери (удар пяткой назад); йоко тоби гери (удар ребром стопы в прыжке); мае тоби гери (удар подушечкой ступни в прыжке); хиза гери (удар коленом);

    https://pandia.ru/text/78/212/images/image004_13.jpg" width="350" height="448">.jpg" width="499" height="318">

    Рис. 5. Ударные поверхности ног

    1 – коши; 2 – какато; 3 – сокуто; 4 – хайсоку; 5 – чумасаки; 6 – хиза

    Сила удара в большей степени зависит от скорости и техники удара, чем от физической силы человека. Практика каратэ убедительно показала, что если в ударе участвует большая масса, то такой удар не будет эффективным, им можно лишь отбросить противника или столкнуть его с места. Большая масса мешает увеличению скорости удара. Поэтому противник обычно успевает отразить такие удары, и они не доходят до цели. Вот почему большинство мастеров каратэ имеют относительно небольшую массу тела.

    Удар в каратэ – это сложное по своему характеру движение, в основе которого лежит вращательное, поступательное или же вращательно-поступательное движение не только ударной частью тела, но и бедрами и туловищем. При этом движения ударной части тела, бедер и туловища органически связаны с передвижениями и перемещениями. Поэтому эффективность любого удара в каратэ определяется быстротой, точностью и последовательностью выполнения всей системы движений.

    Например, при выполнении прямого удара кулаком левой руки в голову с шагом вперед тело посылается вперед толчком правой ноги. Поступательное движение тела создает сумму скоростей, от которых зависят сила и эффективность удара. Эту сумму помимо движения самого тела составляют последовательно рывок бедром, рывок плечом, разгибательное движение в локтевом суставе, а также вращение предплечья и кулака. Вся система движений удара заканчивается фиксацией кулака на цели.

    Удары по кругу являются одними из самых сильных ударов в каратэ. В основе этих ударов лежит вращательное или вращательно-поступательное движение. В свою очередь, любое вращательное движение строится вокруг оси вращения. Угловая скорость, которую приобретает ударная часть тела при выполнении удара по кругу, во многом определяется тем, будет ли ось вращения закреплена (нога, через которую проходит ось вращения, стоит на полу) или свободна. При этом возможности для увеличения угловой скорости бокового удара при закрепленной оси вращения значительно больше. Повысить эффективность удара по кругу можно также, увеличив радиус вращения. На практике это означает, что чем дальше ударная поверхность будет находиться от оси вращения, тем эффективность удара будет выше за счет увеличения линейной скорости.

    Основу скорости ударов сверху вниз и снизу вверх составляют скорость поступательного, вращательного или вращательно-поступательного движения ударной части тела. В свою очередь, эта скорость во многом определяется рывком бедра (чем быстрее движение бедра, тем сильнее и быстрее удар). Ценность этих ударов состоит в том, что ими можно относительно беспрепятственно, минуя защиту, поразить уязвимые точки противника. Эти удары можно применять с различной дистанции, при атаке и контратаке, на месте и в движении.

    Помимо классификации ударов по направлению движения ударной поверхности к цели в каратэ различают также атакующие, контратакующие и встречные удары.

    Атакующий удар – это удар, основанный на инициативе, когда каратэка, обостряя обстановку поединка, сочетая передвижения, финты и обманные действия, сознательно идет на разумный риск и проводит свои излюбленные приемы.

    Контрудар – это удар, выполненный непосредственно после защиты от удара противника. Им обычно пользуются те, кто обладает высокой техникой защитных действий. Применяя защиту, они создают удобное исходное положение для ответного удара.

    Встречный удар построен на опережении атаки противника. Этот удар является наиболее острым и результативным. Его обычно применяют те, кто обладает хорошей реакцией. Воздействие встречного удара усиливается за счет движения противника вперед во время атаки.

    Максимальной силы удара можно достигнуть только оптимальной скоординированностью движений всего тела (ног, туловища и рук), а также правильной работой суставов и мышц. Большое влияние на поражающую способность удара оказывает психическое состояние: при нанесении удара по противнику надо уметь не только попасть в него, но и, что не менее важно, не терять при этом равновесие, контролировать ситуацию и мгновенно переходить к следующим техническим действиям.

    4. Защиты

    Одну из главных сторон мастерства в каратэ составляет защита. Только умело и своевременно используя защитные действия можно добиться победы в поединке. Целью в каратэ является не нападение, а отражение нападения. Поэтому, например, все ката в каратэ начинаются с защиты, и лишь затем следует контратака.

    Защита – ключ атаки. Она готовит исходное положение для нанесения атакующих ударов и способствует быстрому и своевременному переходу от оборонительных действий к наступательным.

    Мастерство в каратэ во многом определяется умением правильно выбирать оптимальный вид и способ защиты от атаки противника. С помощью защиты обезоруживается противник и готовится собственная контратака. Кроме того, умелая защита, с одной стороны, придает уверенность и непринужденность в своих действиях, а с другой – утомляет противника, принуждая его промахиваться и напрягаться, выводит его из равновесия, заставляет его усомниться в своих силах.

    Защитные средства – это наиболее сложные для освоения элементы техники каратэ. Дело в том, что, применяя ту или иную защиту, необходимо вовремя подметить исходное положение противника, увидеть начало его атаки и определить путь удара к цели. Поэтому отработка навыков защитных действий занимает в каратэ много места.

    В каратэ применяются следующие виды защит: подставка, блок, уклон, нырок, уход.

    Подставка является наиболее простым видом защиты. Подставка ладоней и предплечья часто применяется для защиты от удара рукой или ногой по кругу в голову, реже для защиты от прямого удара кулаком в голову. Очень важно при выполнении этой защиты не отворачиваться от удара противника, не поднимать высоко голову и не закрывать глаза. Защищаясь, необходимо занять удобное исходное положение для контратаки.

    Для постановки блоков используют руки или ноги, а наряду с мощью блокирующей руки (ноги) используют энергию вращения бедер. В каратэ есть два основных варианта постановки блоков: жесткий блок, когда блоком атакуют ударную ногу (руку) противника, и мягкий блок, который используется для остановки или изменения направления удара противника.

    Принцип постановки блоков в каратэ такой:

    если удар идет сверху – блок идет снизу;

    если удар идет снизу – блок идет сверху;

    если удар идет слева – блок идет справа и наоборот.

    В каратэ существуют десятки эффективных блоков, позволяющих осуществить надежную защиту. Среди них есть несколько основных блоков руками и ногами, являющихся базовыми в любых школах каратэ.

    К основным блокам руками относятся: аге уке (верхний блок); гедан бараи (нижний блок); отоши уке (блок предплечьем вниз); учи уке (блок предплечьем наружу); сото уке (блок предплечьем вовнутрь) (рис. 6).

    https://pandia.ru/text/78/212/images/image008_7.jpg" width="337" height="421">

    Рис. 7. Блоки ногами:

    1 – хиза уке; 2 – аши уке; 3 – сото аши уке

    Защита нырком применяется от ударов по кругу руками и ногами в верхний уровень (дзёдан). Эта защита ценна тем, что оставляет руки и ноги свободными для контратаки, а противника заставляет промахиваться и терять равновесие. В основе защиты нырком лежит уклон с одновременным приседанием – настолько глубоким, что удар противника проходит мимо цели.

    Защита уходом основана на движении ног. Суть защиты уходом заключается в том, чтобы стать недосягаемым для ударов противника. При этом уход может осуществляться влево, вправо, назад, а также вперед-влево, вперед-вправо, назад-влево, назад-вправо под различным углом (45, 90) к линии атаки противника. При уходе с линии атаки от ударов противника важную роль играет умение перемещать бедра (таи сабаки), когда одно из бедер выполняет вращение назад, используя в качестве оси вращения другое бедро, которое неподвижно или испытывает небольшое перемещение. Отрабатывая защиту уходом, очень важно, применив уход, занять удобное исходное положение для контратаки, так как от нее зависит активность этой защиты.

    5. Броски, болевые и удушающие приемы

    В каратэ могут быть использованы все виды бросков, применяемых в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. Ситуацией, когда противник в результате броска оказался на полу, пользуются для его добивания ударом руки или ноги.

    В каратэ стараются не проводить бросок непосредственно с захватом противника руками, так как это означает парализовать свои руки, что, в свою очередь, существенно повышает собственную уязвимость для ударов противника. В общем случае броски выполняют во время атаки с нанесением ударов или после блокирования атаки, пользуясь при этом благоприятной возможностью захвата противника за одежду или части тела.

    Кроме того, в каратэ существует метод сутэми, который, в частности, заключается в том, что в ответ на мощную атаку противника падают на пол, преграждая путь противника своим телом и вызывая тем самым его падение.

    Очень часто броски, особенно подсечки, используют не для того, чтобы бросить противника на пол, а для того, чтобы просто вывести его из равновесия с целью нанесения ему последующих ударов.

    Удушающие приемы так же мало используются в каратэ, как и броски. Это обусловлено тем, что в основе каратэ лежит стремительная контратака или встречная атака в ответ на действия противника, скорость которых исчисляется долями секунды.

    Для выполнения удушающего приема необходимо, чтобы противник находился очень близко, с тем чтобы можно было выполнить захват его одежды или соответствующим образом расположить ладони и предплечья на его шее. Затем следует удушающее действие путем воздействия на сонную артерию или дыхательное горло противника. Потеря сознания происходит через несколько секунд после начала удушения, а до этого необходимо обезопасить себя от возможных ударов противника.

    Что касается болевых приемов, то их арсенал в каратэ по сравнению, например, с самбо небогат. Среди наиболее распространенных болевых приемов в каратэ можно выделить такие, как рычаг руки наружу или внутрь, загиб руки за спину, узел руки наверху, а также точечные удары кончиками пальцев в уязвимые точки тела. Однако отрабатываются и применяются болевые приемы, равно как и удушающие, далеко не во всех школах и стилях каратэ.

    Заключение

    Важнейшая проблема современного каратэ состоит в поиске оптимальных средств и методов повышения мастерства занимающихся. Повысить мастерство обучающихся можно двумя путями: индивидуализируя работу с ними и совершенствуя сами занятия. Все это требует обоснованного и своевременного применения тех методов и видов занятий, которые при решении конкретных задач могут дать максимальный эффект, а при совершенствовании личного мастерства – сформировать индивидуальный почерк ученика, развить его физические и психические способности.

    Говоря о технике, тактике и стратегии каратэ, следует всегда помнить, что основу каратэ составляют не поединки, ката или тамашэвари, а укрепление духа, умение управлять своими эмоциями, умение добиваться поставленной цели, любить людей и окружающий нас Мир. Не пасовать перед трудностями и неудачами, а настойчиво идти по пути духовного и физического самосовершенствования – именно в этом ключевой смысл занятий каратэ. Основу этого пути составляет постепенное, неуклонное овладение техникой и тактикой, развитие дыхательных качеств и функциональных возможностей, а также познание и совершенствование себя. Практика показывает, что, для того чтобы добиться успехов в каратэ, нужны годы упорных занятий над собой. Дорогу осиливает только идущий.

    Литература

    1. Ашмарин и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978.

    2. , Сафонов бой. – М., 1994.

    3. Иванов-Катанский С. Базовая техника каратэ. – М., 2000.

    4. Микрюков. Учебное пособие. М., изд. Центр «Академия», 2003.