Правосл энциклопедия. Православная энциклопедия – религиозное издание для верующих? Дмитрий Афиногенов, ведущий научный сотрудник ИВИ РАН, профессор Отделения византийской и новогреческой филологии филологического факультета МГУ




От Эсхатоса. Члены клуба могут ознакомиться с обширным справочным изданием - Православная энциклопедия. Издание началось в 2000 году к 2000-летию Рождества Господа нашего Иисуса Христа. В настоящее время 49 томов предлагаем вашему вниманию. Ввиду большого размера файлов появление томов может занять продолжительное время - следите за темой.

Православная Энциклопедия

Москва, Церковно-научный центр «ПРАВОСЛАВНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 2000-2020

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II ИЗДАЕТСЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ
при участии
Вселенского Константинопольского Патриархата,
Александрийского Патриархата, Антиохийского Патриархата,
Иерусалимского Патриархата, Грузинской Православной Церкви,
Сербской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви,
Болгарской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви,
Элладской Православной Церкви, Албанской Православной Церкви,
Польской Православной Церкви, Православной Церкви Чешских земель
и Словакии, Православной Церкви в Америке,
Православной автономной Церкви в Финляндии,
Православной автономной Церкви в Японии
ПОПЕЧЕНИЕМ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Православная Энциклопедия - том 00 - Алексий II - Патриарх Московский и всея Руси - ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Русская Православная Церковь возникла одновременно с просвещением Древней Руси светом Православия в середине двухтысячелетней истории христианства и присутствия в мире Вселенской Христовой Церкви. Она возникла естественно, как новая ветвь могучего древа, неотделимая от ствола и сохранившая его свойства, возникла как часть - митрополия - Константинопольского Патриархата. Каждый православный христианин сопричастен исторически далекой, но духовно близкой древней Церкви первых апостолов. В благодатном преемстве от них, ближайших учеников Христа, в сохранении неискаженного учения Христова - залог и духовной, и исторической жизненности Православия. Вероучение, основные канонические и литургические традиции едины для всех Поместных Православных Церквей, но каждая Церковь имеет собственный неповторимый путь и свой уникальный опыт, важный не только для нее, но и для всего Вселенского Православия.

Ко времени появления Русской Церкви уже явлены были высокие примеры подвижнической христианской жизни и мученические свидетельства веры. На Вселенских Соборах в бескомпромиссной борьбе с ересями были уже сформулированы догматы христианского вероучения. Церковное право обрело свою каноническую структуру, сформировался основной свод литургического предания, были созданы непревзойденные образцы церковного искусства. Все это Церковь подарила славянам вместе с величайшим сокровищем - письменностью.

Эти дары древней Православной Церкви и Византии, великой греческой культуры, стали решающим фактором в духовном и организационном становлении Русской Церкви, так что Русь ко времени монголо-татарского нашествия была просвещена светом Православия, имела православных государей, развитую систему церковного управления, храмы и монастыри, церковную литературу (как переводную, так и оригинальную почти во всех жанрах), искусство, своих национальных святых. Надо также помнить, что Русская Церковь родилась незадолго до трагического разделения христианского мира, до отпадения Западной Церкви. Это до сих нор не преодоленное уклонение от Православия огромной части христианского мира наложило свой отпечаток на историю Русской Церкви и русского церковного самосознания.

У историков принято делить прошедшее на этапы и периоды, отмечая своеобразие каждого из них. Не менее важно нроследить единство исторического и духовного бытия Русской Церкви на протяжении тысячелетия, непресекающуюся линию исторического развития. Жизнь Русской Церкви определялась прежде всего деяниями святых равноапостольных великого князя Владимира и великой княгини Ольги, трудами основателей русского монашества преподобных Антония и Феодосия, преподобного Сергия Радонежского и его учеников, мудрым, а подчас и героическим, служением первосвятителей Русской Церкви, подвигами святых благоверных князей, глубокими наставлениями русских вероучительных сочинений.

С другой стороны, крайне важпым стало усвоение уроков злополучного Ферраро-Флорентий-ского унийного Собора 1438-1439 гг., осозпание невозможности жертвовать догматическими истинами ради даже самых благих политических перспектив, укрепившаяся подвигом святого Марка Эфесского вера в копечное торжество истины. Здесь - начало движения Русской Церкви к автокефалии, ее пути к полной самостоятельности, вехами на котором стали поставление Собором русских епископов святителя митрополита Ионы в 1448 г. и учреждение Патриаршества на Руси в 1589 г.

С началом многовекового турецкого владычества в православных странах Восточной Европы и падением Константинополя в 1453 г. Русская Церковь и Русское государство стали оплотом Православия в мире. Сохранение и защита Православия воспринималось и Церковью, и государством как общая цель, определявшая единство стремлений. В церковном сознании рядом с преподобным Сергием Радонежским и святителем Алексием Московским встает образ святого благоверного князя Димитрия Донского, великие деяния Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского неразрывно связаны с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Середина XVII столетия омрачилась многими бедами для Русской Церкви, последствия которых ощущались и века спустя: конфликтом между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем, расколом Русской Церкви и возникновением старообрядчества.

Сегодня мы отчетливо осознаем раскол как духовную, историческую и жизненную трагедию. Позиция Русской Церкви ясно сформулирована Соборами 1971-го и 1988 гг. и подтверждена недавно постановлением Священного Синода: признавая серьезность различий в богослужебной практике и более чем трехсотлетний груз взаимных обид и претензий, мы безоговорочно осудили имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, которые были результатом вмешательства светских властей в дела Церкви, и призвали наших братьев по вере встать на нуть примирения и единства.

Наступивший с началом XVIII столетия долгий синодальный период жизни Церкви, когда она утратила Патриаршее возглавление, явился временем непрекращавшихся попыток превратить высшее церковное управление в часть государственного аппарата и подчинить церковную жизнь бюрократическим требованиям. Но этот же период стал эпохой величайших духовных достижений, временем расцвета старчества и укрепления монашеского подвига (благодаря преподобным Паисию Величков-скому, Серафиму Саровскому, Оптинским старцам), создания высоких образцов русской патристичес-кой литературы (святителями Тихоном Задонским, Игнатием Брянчаниновым, Феофаном Затворником и др.), временем достижений богословской мысли и капитальных трудов практически во всех сферах церковной науки, времепем успехов православных миссионеров как в России, так и за ее пределами, временем возрождения истинного пастырского служения святым Иоанном Кронштадтским и многими другими пастырями.

Именно этот положительный опыт, подкрепленный каноническими деяниями Собора 1917-1918 гг.- восстановлением Патриаршества, трудами по церковному устроению,- подготовил Русскую Церковь к десятилетиям жестоких гонений, продолжавшихся почти весь XX век. Искупительный подвиг сотен тысяч мучеников свидетельствовал перед Господом и миром о подлинной вере и жизни Русской Православной Церкви. Долгие годы гонений, репрессий, юридического, нравственного и имущественного произвола в отношении Церкви, конечно же, нанесли ей огромный урон. Не все смогли устоять в этой, как многим казалось, почти безнадежной схватке с системой государственного атеизма, и в этой борьбе многие члены Церкви совершали ошибки и терпели поражения. Но «Бог поругаем не бывает» (Гал 6, 7), и Церковь не будет уничтожена, пока жива вера в сердцах людей.

В год 1000-летия Крещения Руси уверенность в будущем возрождении Православия в России, которую хранили в своих сердцах лишь тысячи, овладела миллионами. Начался процесс, который принято называть «духовным возрождением России» и который поставил новые задачи и новые проблемы. Именно с Церковью общество стало связывать надежды на возвращение к попранным традиционным ценностям, на восстановление и сохранение истинной нравственности и культуры. Количество прихожан православных храмов постоянно растет, все больше людей осознают себя членами Православной Церкви. Значительная часть этой многомиллионной наствы остро нуждается в духовном просвещении, ноэтому столь важна сегодня катехизация тех, кто, восстанавливая через одно или несколько поколений духовную связь со своими православными предками, вернулся в лоно Матери-Церкви. Идет небывалый рост числа вновь открываемых и восстанавливаемых храмов и монашеских обителей, образованы и восстановлены десятки новых епархий, и это несмотря на крайне тяжелое материальное положение паствы. Множатся церковно-общественные организации, объединяющие людей для совместного труда на ниве православного миссионерства, просвещения, образования, социально-благотворительного служения.

Серьезным испытанием для единства Русской Церкви стало разделение Советского Союза на несколько самостоятельных государств, когда националистические и раскольнические настроения овладели частью церковного клира и паствы на Украине, в Эстонии и в Молдавии. Особо сложная обстановка сложилась на Украине, где несколько раскольнических групп раздирают церковную паству, где насильственно захватываются храмы и изгоняются священнослужители, где церковная жизнь оказалась в зависимости от устремлений различных политических сил. Предоставленная канонической Украинской Православной Церкви церковно-административ-ная самостоятельность позволяет православным иерархам Украины управлять церковными учреждениями, оставаясь в неразрывной вероучительной и канонической связи с Русской Православной Церковью. Уверен, что сохранение живой целостности нашей Церкви - непременное условие духовного и исторического возрождения братских народов.

Десятилетия безраздельного господства атеистического мировоззрения в системе государственного образования, массовое наступление нео- и псевдорелигиозных культов, в том числе и откровенно сатанистских, нередкие случаи католического и протестантского прозелитизма требуют от Церкви, от ее пастырей и паствы, огромных усилий. Особая задача Церкви сегодня - это спасение людских душ в условиях падения уровня жизни и обнищания значительной части населения, когда подмена подлинной культуры суррогатами массовой псевдокультуры, развязанная пропаганда насилия, разврата и гедонизма, широкое распространение наркомании и алкоголизма ведут к духовной, нравственной, интеллектуальной и даже физической деградации народа. Падение уровня жизни привело к росту числа абортов, сокращению численности населения, появлению беспризорных детей. Забота о будущем нашего народа - детях - одно из основных направлений социального служения Церкви.

Возрождение церковной культуры и науки, объединение светских и церковных паучных сил стало одним из знамений нашего времени. Рушатся искусственные препоны между верой и знанием, воздвигнутые антирелигиозным мышлением. Этому способствует и укрепление системы духовного образования, и активное участие светской науки в общезначимых церковных просветительских и исследовательских проектах. Жизнь общества многообразна, поэтому все больше и больше оно нуждается в благотворном влиянии духовного начала, в сотрудничестве с Церковью, которая на протяжении всей отечественной истории сохраняла и несла пастве высшие духовные и нравственные ценности.

Сегодня мы, совсем недавно праздновавшие 1000-летие Крещения Руси, вновь подходим к тысячелетнему и вековому рубежу. На Поместном Соборе 1988 г. к лику святых Русской Православной Церкви были причислены православные подвижники разных эпох: периода становления Московского государства - благоверный великий князь Московский Димитрий Донской и преподобный Андрей Рублев, иконописец; периода расцвета Московского царства - преподобный Максим Грек и святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси; синодального периода - преподобный Паисий Велич-ковский, Нямецкий, блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский, преподобный Амвросий (Гренков) Оптипский, святитель Феофан (Говоров), затворник Вышенский.

Прошедшее десятилетие стало временем осмысления трагической и героической судьбы нашей Церкви в XX столетии, самым зримым результатом такого осмысления становится канонизация - общецерковная и местная - сонма новомучеников Русской Церкви, за веру Христову принявших страдания и смерть. Многие из пих уже причислены к лику святых. В наступившем юбилейном 2000-м году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви будут канонизированы новомученики Российские: иерархи и клирики, монашествующие и миряне, жизнью и смертью своей засвидетельствовавшие верность Христу и искупившие перед Господом грех отступничества, овладевший миллионами христиан в послереволюционные годы, ибо Господь по молитвам праведников и исповедников и «ради них пощадил все место сие» (Быт 18, 26).

Сегодня во всех епархиях Русской Церкви идет огромная работа: восстанавливаются храмы, открываются духовные школы, катехизические курсы для взрослых и детей, возрождаются монастыри - зримым символом этой созидательной деятельности стал храм Христа Спасителя, воссозданный трудами, помощью и молитвами всей страны. И потому верим, что год 2000-летия Рождества Христова станет для Русской Церкви поистине временем Торжества Православия.

Купить книги можно на сайте издательства

Публикации раздела Традиции

П равославная энциклопедия - самый масштабный научный издательский проект не только в истории Русской православной церкви, но и в истории всемирного православия. С 2007 года на портале www.pravenc.ru размещена электронная версия Православной энциклопедии, которую ежемесячно посещают более 200 тысяч пользователей в России и за рубежом.

В начале XX века была предпринята попытка создания подобного проекта - Православной богословской энциклопедии. Во многом издание опиралось на западные образцы, но в 1911 году его выпуск был прекращен на 12-м томе.

Идея все же создать Православную энциклопедию - систематический свод знаний по всем аспектам христианской и церковной жизни в ее истории и современности (богословие, история, литургика и т. д.) - принадлежала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и была впервые предложена в 1996 году. Предпосылкой для осуществления столь грандиозной работы стало издание «Истории Русской церкви» митрополита Макария (Булгакова) научным издательством . Это 12-томное издание, посвященное истории православия на Руси, стало первым и очень успешным опытом взаимодействия церковной и светской науки в совместной работе над уникальным научно-издательским проектом. И именно этот успех позволил Алексию II высказать надежду об осуществлении нового, еще более масштабного проекта - создания Православной энциклопедии.

Памятник святителю Макарию (Булгакову), митрополиту Московскому и Коломенскому, уроженцу святого Белогорья, в Белгороде. Фотография: А. Шаповалов / фотобанк «Лори»

Заседание попечительского совета Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» в храме Христа Спасителя, 31 мая 2005 года. Фотография: www.patriarchia.ru

В том же 1996 году издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря было преобразовано в Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» и по завершении работы над последним, 12-м томом «Истории Русской церкви» приступило к работе над словниками будущей энциклопедии. Над созданием словников кроме уже привлеченных историков (специалистов по отечественной истории) стали работать ведущие светские ученые по всем спектрам гуманитарных наук.

В 2000 году вышел в свет первый том, посвященный Русской православной церкви. С 2001 года стали выходить алфавитные тома. Первоначально выходили два тома в год, затем - три тома, сейчас Церковно-научный центр выпускает четыре тома ежегодно. К концу 2015 года вышли 40 алфавитных томов.

Валаамский мужской монастырь. Фотография: Я. Синицына / фотобанк «Лори»

Монастырская лавка, Валаам. Фотография: А. Щепин / фотобанк «Лори»

За эти годы Православная энциклопедия стала ведущим научным изданием не только в сфере христианства, но и в истории, искусствоведении, философии, музыкальном искусстве. Статьи в Православной энциклопедии отличаются не только подробным описанием исторических мест, организаций, событий или персон, но и глубоким анализом предметов исследований. Более 80 % информации публикуется на русском языке впервые, и в этом смысле Православная энциклопедия объединяет функции просвещения и научного исследования. Часть статей из Православной энциклопедии, объединенные содержанием, выходят отдельными изданиями, например книга «Вселенские соборы» (Россия), брошюра «Иерусалимская православная церковь» (Израиль).

Православная энциклопедия затрагивает все аспекты христианства. Значительный объем занимают статьи по православному богословию, Священному Писанию, агиографии (жития православных святых), истории Русской православной церкви. Чуть менее подробно написаны статьи по истории православия в поместных православных церквях. Значительный блок статей посвящен истории и догматике других христианских конфессий: католичеству и протестантизму; также представлен уникальный свод статей, посвященных древним восточным дохалкидонским церквям. В энциклопедию включены статьи об основах вероучения и главных исторических деятелях ислама, иудаизма, буддизма и других влиятельных религиозных учений. Статьи по церковному искусству и музыке стали уникальным источником для всех специалистов, интересующихся этой темой.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании наблюдательного, попечительского и общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» в Трапезных палатах храма Христа Спасителя. Фото: А. Исакова. /пресс-служба Госдумы РФ/ ТАСС

Тома «Православной энциклопедии»

Работа над Православной энциклопедией идет в тесном сотрудничестве с ведущими институтами Российской академии наук, университетами, музеями, библиотеками, архивами. Православная энциклопедия имеет статус учебного пособия для студентов вузов и поступает в большинство государственных библиотек высших учебных заведений Российской Федерации. Научные и энциклопедические редакции Православной энциклопедии насчитывают более 100 сотрудников, которые взаимодействуют с сотнями авторов в Российской Федерации и за ее пределами.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавляет главный орган управления проектом - Наблюдательный совет, куда, помимо высших иерархов Русской православной церкви, входят руководители министерств и ведомств, заинтересованных в развитии этого проекта. Православная энциклопедия издается силами всех православных поместных церквей. С целью наиболее широкого привлечения региональных научных сил создаются представительства Православной энциклопедии как в России так и в странах СНГ и других зарубежных странах. Особые представительства функционируют в Белоруссии, на Украине, в Грузии, Сербии, Болгарии, Греции и США.

Религиозная информационно-энциклопедическая программа "Православная энциклопедия", выходящая на канале "ТВ Центр" с 3 мая 2003 года, рассчитана на самый широкий круг зрителей.

Программа рассказывает не только об основах православной веры, о пути человека к Богу, о святых и святынях Православной церкви, но и затрагивает практически все вопросы, интересующие общество - социальные, нравственные, исторические, культурологические, энциклопедические.

Трудно назвать тему, которая бы не освещалась в более пятистах выпусках, вышедших в эфир за это время. Язык богослужения и церковное искусство, библейская археология и история Церкви, социальное служение и проблемы наркозависимости, музыкальная культура Церкви и проблемы воспитания детей, старообрядчество и репортажи о православии в разных уголках нашей страны и мира, и многое другое. Особое место в нашей программе занимает рассказ об истории Москвы, её храмов и святынь.

В зависимости от темы строится и сама программа. Особенностью нашей программы является то, что многие годы ведущим является священник, который в одном лице и собеседник, и эксперт, и педагог, и пастырь, способный в прямом эфире дать ответ на самые сложные вопросы телезрителей. В основном, это - беседа ведущего-священника Алексия Уминского с гостем программы на заданную тему, которая под разными углами высвечивается в сюжетах, снятых профессиональными корреспондентами, давно и плодотворно работающими в православной тематике.

Гостями программы были Святейший Патриарх Алексий II, член Священного Синода митрополит Иларион (Алфеев) и другие известные иерархи, директор Государственного архива С.Мироненко, народные артисты СССР В.Минин и В.Маторин, член Общественной палаты при Президенте России В.Фадеев, ректор Академии народного хозяйства при Правительстве РФ профессор В.Мау, композитор А.Рыбников, режиссёры П.Лунгин и В.Хотиненко, актёры Е.Васильева и И.Купченко, заслуженные врачи - В.Миллионщикова и В.Агапов и многие другиеизвестные историки, писатели, художники, богословы, священнослужители и самые простые люди.

Одно из направлений программы - рассказы о жизни православных в разных краях страны и мира. Съёмочная группа проехала от Калининграда до Сахалина. Мы рассказали о жизни православной Церкви в Азербайджане и Узбекистане, Украине и Белоруссии, Египте и Кении, США и Германии, - и это далеко не полный список маршрутов "Православной энциклопедии".

Часть программ выходит в прямом эфире. В них ведущий отвечает на звонки телезрителей - о семье и браке, о воспитании детей и борьбе с алкоголизмом, о первых шагах в храме и о том, как можно помочь умирающему. Программы, в которых телезрители получают уникальную возможность получить совет и утешение от священника, воспринимаются ими с особой благодарностью. Об этом свидетельствуют письма и звонки в редакцию.

Особое место в программе занимают специальные рубрики, посвящённые Москве: "Московский Кремль", "История России в историческом музее", "Московские святыни", "Московские святцы". Их вели директор музеев Кремля Е.Гагарина, заместитель директора Государственного исторического музея В.Егоров, профессор Московской духовной академии А.Светозарский.

Благодаря тому, что телепрограмма имеет доступ ко всем ресурсам Церковно-научного центра "Православная энциклопедия" (научный потенциал, архивные материалы, литература, связи с церковными организациями всего мира и т.д.), она гарантирует полноту, разнообразие и качество предоставляемой информации.

Дата создания: 10 сентября 1996 г. Описание:

Учрежден на базе издательства Свято-Преображенского Валаамского монастыря указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 10 сентября 1996 г.

Наиболее значительными изданиями периода 1994-1999 гг. являются «История Русской Церкви» в 9 томах, сборник «Патриарх Гермоген», новый перевод «Жития и чудес прп. Сергия, игумена Радонежского», исследование «Православие в Эстонии» Святейшего Патриарха Алексия II.

10 октября 1996 г. Священный Синод РПЦ одобрил проект издания 25-томной Православной энциклопедии. Для реализации проекта образованы Наблюдательный, Попечительский, Церковно-научный и Научно-редакционный советы, Ассоциация благотворителей, научно-информационную поддержку оказывают синодальные комиссии и отделы МП, РАН, научно-исследовательские институты, ведущие учебные заведения (духовные и светские), архивы, музеи, библиотеки.

Издание «Православная энциклопедия» включено в федеральную программу Министерства культуры РФ «Культура России 2001-2005 гг.». Министерство образования РФ присвоило Православной энциклопедии статус учебного пособия для вузов РФ. Работа ЦНЦ осуществляется при поддержке Правительства Москвы, ряда регионов РФ (Саратовской, Самарской и других областей), промышленников и предпринимателей, объединенных в Попечительский совет и Ассоциацию благотворителей Православной энциклопедии.

В своей деятельности ЦНЦ стремится объединить усилия церковных и светских ученых в деле возрождения церковной науки, проведения исторических, агиографических, библейских и других исследований: учреждает стипендии для поддержки исследователей, сотрудничает с Фондом по премиям памяти митр. Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выявляя наиболее значительные исследования по истории Российского государства и Церкви и присуждая премии, участвует в проекте создания электронных информационных и документальных массивов (совместно с ГАРФ).

ЦНЦ «Православная энциклопедия» участвовал в ряде изданий совместно с музеями Московского Кремля, Государственным Историческим музеем, Государственным музеем истории религии (С.-Петербург). Принимал участие в проведении научных конференций: IX Международных Рождественских чтений (Москва, январь 2001 г.), «Христианство в Волго-Уральском регионе» (июнь 2002 г.), «История и агиография неразделенной Церкви» (июнь 2003 г.).

Информационно-просветительская деятельность ЦНЦ реализуется в еженедельной телепередаче «Православная энциклопедия» на канале ТВЦ и в работе Интернет-портала

ВВЕДЕНИЕ

Вы держите в руках книгу, которая поможет вам сориентироваться в сложном и многогранном христианском мире, причем не только при посещении храма, но и при чтении книг Священного Писания. Мы собрали воедино и постарались растолковать многие слова, которые вы услышите от священника и других верующих. Кроме того, мы постарались объяснить, как должен вести себя в храме православный христианин, начиная с манеры одеваться. Те же, кто уже считает себя членом Церкви, найдут объяснения слов и понятий, сопровождающих многие богослужения, в частности чин Божественной литургии, всенощной и посвящения, а также названия многих священных предметов, которые употребляются при совершении таинства евхаристии.

Что же такое православный храм для христианина? Кто-то идет в туда, чтобы заказать требу, взять святой воды или поставить свечу за здравие, а кто-то просто так, из любопытства. Однако главное назначение храма – быть домом для Бога и верующих, местом, предназначенным для встречи с Всевышним и для совместной молитвы Ему. В храмах ежедневно проводят богослужения, на которых звучат песнопения и молитвы. И никто не заставляет людей приходить в храм: ни православные священники, ни начальство на работе, ни школьные учителя. Кроме того, те, кто постоянно посещает в это место, не получают за это никакого материального поощрения. Напротив, в храме нужно потрудиться, внимая словам молитв и песнопений, потратиться на поминальную записку и свечи, подать на восстановление храма и пр. Но люди все-таки идут в храм. Почему?

Согласно учению Православной церкви, сердце каждого из нас должно быть храмом Божьим, Его обителью. Таким образом, приучаясь жить по законам Церкви, христианин очищает себя от грехов, приводя душу и сердце в порядок по образу и подобию храма, чтобы они стали достойными пребывания Господа. Бывает так, что много лет человек ходит мимо храма, не замечая его, но в один прекрасный день он задумывается о Боге, вечности и смысле своей жизни. Тогда он идет в храм как в дом Бога, который становится его родным домом. И совсем не важно, радостно или трудно живется человеку, начав посещать храм, он уже не мыслит жизни без него: здесь люди собираются на праздники, здесь легче переносить беды, здесь все напоминает о духовном и высшем предназначении человека.

Что касается Священного Писания, объем нашей книги не позволяет подробно рассказать обо всех исторических личностях, упоминаемых в Библии. Нам пришлось осветить только факты, наиболее важные для православного христианина: Тайная вечеря, Нагорная проповедь, события в Гефсиманском саду, жизнь первоверховных апостолов, Иоанна Крестителя, события двунадесятых праздников, Ангельская иерархия и т. д. Кроме того, вы найдете статьи, посвященные великим людям Ветхого Завета – таким, как царь Давид, Соломон, Самсон, пророк Самуил, пророк Исайя и многие другие.

Вообще, начинающему христианину Священное Писание или Библию не следует начинать читать с самого начала, как обычную книгу. Отцы Церкви советуют сначала прочесть Евангелие, уделив особое внимание Нагорной проповеди. Последняя в нашей книге приведена неполностью, чтобы человек, неискушенный в чтении Священных книг, мог сам ознакомиться с основными догматами Христианской церкви и не потерять интерес к дальнейшему их изучению.

Что же представляет собой Священное Писание или попросту Библия? По словам А. С. Пушкина Библия – «…единственная книга в мире: в ней есть все. Есть книга, коей каждое слово истолковано, проповедано во всех концах земли, применено ко всем обстоятельствам жизни и происшествиям мира из коего нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое было бы уже пословицей народов. Оно не заключает уже для нас ничего неизвестного, но книга сия называется Евангелием – и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее Божественное красноречие».

То есть Библия – это основополагающая христианская книга, которая содержит различные произведения, послания и пророчества, написанные под влиянием Святого Духа святыми людьми – апостолами, пророками и др. Закон Божий, изложенный в Священном Писании – основа учения Церкви. Святые отцы и учители Церкви, взяв Священное Писание, выделили из него основные моменты и, собрав их в одну книгу, назвали ее «Закон Божий». Так были написаны все учебники по Закону Божьему, а также история Церкви, догматика, апологетика, этика и катехизис.

Теперь немного о правдивости Священного Писания. Известно, что люди в течение жизни часто изменяют свое мнение о Бытии Божьем. Некоторые светские мыслители, писатели и другие известные люди кардинально изменили свое отношение к Богу. И это естественно: ведь в течение своей жизни человек постоянно учится на своих и чужих ошибках. В Священном Писании же есть непреложные истины, которые не изменились за много тысяч лет. Поэтому Русская православная церковь до наших дней пользуется книгами Нового и Ветхого Заветов. Однако для чтения Священного Писания нужна некоторая подготовка, в противном случае человек может неправильно его истолковать.

На Священном Писании основана вся европейская цивилизация, в частности ее нравственная сторона. Ведь лучшие юридические законы согласуются с библейскими истинами, а споры между юристами нередко заканчиваются цитатами из Библии. Что касается книг, включенных в канон Священного Писания, они были известны христианам с самых первых веков. Окончательно состав Библии был утвержден в 680 году от Рождества Христова во время VI Вселенского собора, который проходил в городе Константинополе.

В Русской православной церкви распространены 2 перевода Священного Писания: церковно-славянский и русский синодальный. Первый перевод считается более точным, а второй – несколько хуже, так как он был сделан под влиянием западной богословской мысли. Однако на славянском языке читать Библию затруднительно, поэтому не стоит слишком строго относиться к русской Библии: ведь в ней содержится то же самое, что и в славянской, хотя отсутствуют некоторые книги Ветхого Завета. Для начинающего христианина это отличие не столь важно. Важнее приобрести дополнительно учебник Закона Божьего и Православный молитвослов.

А

Аарон – в переводе с еврейского это имя означает «гора света». Первый первосвященник народа израильского. Старший брат Моисея, которого Ветхий Завет называет «устами Моисеевыми и пророком его» (Исход, 4, 16). Аарон по причине косноязычия Моисея говорил от его имени с народом. У него было четыре сына: Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар. Аарон и его сыновья были призваны на священство Самим Господом. Однако еще до их посвящения произошло нечто непредвиденное: когда Моисей поднялся на гору, чтобы получить от Бога скрижали Завета, иудеи не стали дожидаться, пока тот получит Закон, а приступили к Аарону с просьбой дать им в путеводители по пустыне одно из языческих божеств. Тот поддался их требованиям, велел им принести золотые украшения и отлил из них золотого тельца, возможно, по образу египетского бога Аписа. Удовлетворенный народ восклицал: «Вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской» (Исход, 32, 4). Увидев, что народ возликовал, Аарон соорудил жертвенник и объявил назавтра праздник «господу». На следующий день иудеи принесли идолу всесожжения, люди ели, пили и веселились перед новым «божеством». За проявленную слабость Аарон выслушал справедливые упреки Моисея, но поскольку первосвященник быстро раскаялся в содеянном, то он не лишился Божьего благоволения. Там же – на Синайской горе – пророк возвел его в сан великого иерея (первосвященника) с правом передачи первосвященства старшему из его сыновей. Сыновей Аарона Моисей поставил жрецами. Однако вскоре после посвящения двое из молодых людей – Надав и Авиуд – принесли к жертвеннику Истинного Бога чуждый огонь, за что были умерщвлены на месте (Левит, 10, 1–7). Вообще, Аарон был постоянным соратником Моисея и вместе с ним подвергался нападкам иудеев, возмущавшихся по любому поводу. Однажды народ даже стал оспаривать его первосвященство. Последствия этого возмущения были ужасны: зачинщиков поглотила земля, а 250 их сообщников были сожжены огнем небесным. Но это не остановило бунтарей: на следующий день народ снова возроптал на Моисея и Аарона. Ттогда Господь сильно разгневался на непокорных: в стане израильтян внезапно умерло более 14 000 человек. Тогда по приказу Моисея Аарон взял с жертвенника кадильницу, положил в нее фимиам, встал между живыми и мертвыми и мор прекратился так же внезапно, как начался. После наказания непокорных первосвященство Аарона было подтверждено Самим Богом. Моисей взял 12 жезлов ото всех 12 колен израильских и положил их на ночь в скинию собрания. На каждом из них было начертано имя основоположника рода. Когда утром пришли посмотреть на то, что произошло с жезлами, то увидели, что жезл Аарона за ночь выпустил почки, расцвел и принес плоды. Этот расцветший жезл иудеи долго хранили вместе с Ковчегом Завета в качестве доказательства того, что первосвященство закреплено за Аароном и его потомками Самим Всевышним. Однако из-за недостатка веры, обнаруженного им в пустыне Син, Аарон не дожил до того дня, когда народ израильский дошел до земли обетованной. Господь велел ему вместе с братом Моисеем и сыном Елеазаром взойти на гору Ор, где первосвященник закончил свои дни на глазах всего народа израильского. Другое место предполагаемой кончины Аарона – гора Мозер, на ней до нынешних дней находится место его погребения. Аарон прожил 123 года, а в память его кончины иудеи каждый год соблюдают однодневный пост. После него сан первосвященника перешел к его сыну Елеазару. Впоследствии иудейских священников часто называли «сынами Аароновыми» или «домом Аароновым» в честь их столь великого родоначальника. Согласно общепринятому летосчислению Аарон родился около 1574 года до Рождества Христова, а умер в 1451 году по новому летосчислению.

Аваддон (в переводе с еврейского означает «губитель») – это ангел, который имеет ключ от кладезя бездны (Откровение Иоанна Богослова, 9, 11). Греческое имя Аваддона – Аполлион.

Аввакум (в переводе с еврейского означает «обнимающий») – один из так называемых малых пророков. О дате и месте его рождения в Священном Писании ничего не говорится. Однако, согласно сохранившимся преданиям, Аввакум жил в годы царствования Иосии и был современником пророка Иеремии. Книга пророка Аввакума занимает восьмое место среди книг других малых пророков. Содержащиеся в ней пророчества произнесены не ранее 600 года до Рождества Христова и касаются главным образом вторжения в Иудею халдеев, падения царства Вавилонского и окончательного освобождения израильского народа. Книга пророка Аввакума состоит из трех частей и начинается сетованием на войны, очевидцем которых ему предстоит стать. Отвращая свое лицо от этого кровавого зрелища, он обращается к Богу, на что Господь отвечает, что праведнику не стоит смущаться при виде торжества беззаконных, что всякая «душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Книга пророка Аввакума, 2, 4). Приведенные выше слова трижды цитирует святой апостол Павел в Первом послании к Римлянам (1, 17), Послании к Галатам (3, 11) и Послании к Евреям (10, 38). Они же встречаются в книге «Деяния апостолов» (13, 41), где, помимо этого, говорится, что утесненные беззаконными народы восстанут, чтобы совершить месть, если не над самим завоевателем, то над его детьми или внуками. Вслед за подобным утешительным ответом пророк Аввакум воспевает величие и силу Бога, предавая себя в Его руки. Эта последняя глава его книги очень похожа на молитву или псалом (Книга пророка Аввакума, 3, 1), поэтому в Древнехристианской церкви строки из нее были назначены для пения. На современных богослужениях в Православной церкви поют каноны, основой для IV песни которых послужила описанная часть книги пророка Аввакума.

Авденаго – «служитель света», имя одного из четырех иудейских юношей, взятых в плен царем Навуходоносором и назначенных для прислуживания в царских чертогах. Первоначально юношу звали Азария («помощь Иеговы»), но, согласно Вавилонскому обычаю давать своим слугам иные имена, настоящее имя молодого человека было изменено на имя Авденаго. Он и его трое товарищей отказались принимать пищу с царского стола и пить его вино, предпочитая питаться более простой пищей, чем осквернять себя мясом, принесенным в жертву идолам. Когда Навуходоносор повелел всем своим подданным поклониться золотому истукану, поставленному в Деире, Авденаго и его товарищи по несчастью, Седрах (Анания) и Мисах (Мисаил) отказались выполнить царское повеление. Наказанием за это был приказ сжечь юношей в печи, раскаленной в семь раз сильнее обычного. Когда юношей бросали в печь, огонь опалил даже тех, кто выполнял этот бесчеловечный приказ. Однако юноши остались невредимыми и даже волосы на их головах не были опалены. Когда же Навуходоносор заглянул в жерло печи, он заметил, что рядом с тремя юношами находится еще один, обликом подобный Сыну Божьему. Поняв, что это ангел Господень, Навуходоносор повелел строго наказывать всех тех, кто будет произносить хулу на Бога, Авденаго, Мисаха и Седраха, так как «нет иного Бога, который мог бы так спасать». Юношей вернули к царскому двору, и они сильно возвеличились в стране Вавилонской. Это событие стало основой для написания VII песней канонов, которые по сей день поются в Православной церкви.

Авель – второй сын Адами и Евы. «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земных дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его… и когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие, 4, 2–8). По преданию, гроб Авеля и поныне находится недалеко от города Дамаска. Апостол Павел приписывал превосходство и величие жертвы Авеля перед жертвою Каина: «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин» (Послание к Евреям, 11, 4). В Новом Завете есть и слова Самого Спасителя, который говорит о праведном Авеле, как о первомученике (Евангелие от Матфея, 23, 35). А апостол Павел в своем Послании к Евреям причисляет Авеля к древним ветхозаветным праведникам, свидетельствовавшим об истинной вере.

Авессалом – третий сын царя Давида, славившийся красотой, в частности густыми и длинными волосами. У него была очень красивая сестра по имени Фамарь, которую обесчестил его брат Аммон. Авессалом ничего не сказал ему, но затаил в сердце обиду. Через два года в день праздника стрижки овец Авессалом приказал своим прислужникам убить брата. После этого события он убежал из дому к Фалмаю, царю Гиссурскому, своему деду по материнской линии. Пробыв три года в Сирии и получив разрешение возвратиться на родину, Авессалом приложил все силы к тому, чтобы помириться с отцом. Между тем в душе его зрел замысел захватить престол отца и воцариться над народом Израиля. В течение четырех лет Авессалом завоевывал любовь народа, а затем поднял восстание в Хевроне. Огорченный Давид с небольшим отрядом вынужден был бежать из Иерусалима. Авессалом вошел в столицу с войсками, взошел на ложе своего отца Давида и, желая утвердиться на престоле, пошел со своим войском против изгнанного царя. Однако мятежник был разбит недалеко от Иордана и бежал на муле сквозь терновый лес. Здесь он зацепился волосами за ветви дерева и повис на сучьях дуба. Один из военачальников Давида, Иоав, пронзил мятежника 3 стрелами, хотя Давид и наказал ему сохранить Авессалому жизнь. «И взяли Авессалома и бросили его в лесу в глубокую яму, и наметали над ним огромную кучу камней» (Вторая книга Царств, гл. 18). Огорченный смертью сына Давид оплакивал потерю, а весь Израиль утешал его. В царской долине существует памятник в виде мраморного столба, который, как гласит предание, Авессалом поставил себе еще при жизни. Мятежник не имел сына, поэтому не мог надеяться на продолжение своего рода. В наши дни подлинность этого памятника оспаривается, так как его архитектура говорит о более позднем происхождении монумента.

Авив – «месяц колосьев». У евреев седьмой месяц гражданского и первый месяц священного календаря соответствуют российскому марту и апрелю. В этом месяце Господь вывел израильтян из Египта. Свое название он получил из-за того, что в это время в Палестине начинает колоситься хлеб. Впоследствии Авив стал называться Нисан, то есть «месяц цветов».

Авигея (в переводе с еврейского означает «радость отца») – красивая и умная жена злого и жестокого Навала, отказавшего Давиду в помощи, когда тот пребывал на горе Кармил. Авигея, чтобы загладить вину своего мужа, отправила навстречу воинам Давида нагруженных провизией животных. Таким образом она отвела от Навала месть, которую готовил ему Давид за грубый отказ в помощи (Первая книга Царств, 25, 1-35). Вернувшись от Давида, Авигея рассказала мужу о том, что его подстерегало за отказ в помощи будущему царю. Недальновидный Навал так испугался, что «замерло в нем сердце его, и стал он, как камень» (Первая книга Царств, 25, 37). Через десять дней Навал умер, а Авигея стала женой Давида и вскоре родила ему сына.

Ависага – молодая красивая сунамитянка из колена Иссахарова, которую слуги Давида выбрали для того, чтобы та прислуживала ему и согревала его старое тело. После его смерти и вступлении на престол царя Соломона Адония просил нового царя отдать Ависагу ему в жены, но Соломон, предусмотрев его истинные намерения, приказал предать его смерти (Третья книга Царств, 2, 25). Цели, которые преследовал Адония, ища возможность жениться на Ависаге, не были излишне романтичными: скорее всего, он искал возможности предъявить в будущем свои права на престол.

Аврам (Авраам) – ветхозаветный патриарх, которого Православная церковь по сей день вспоминает в молитвах. Господь обещал ему, что от него Он произведет неисчислимое потомство, которое назовется народом Божьим. Вообще, Господь являлся Аврааму не один раз и всегда подтверждал Свое благоволение к нему. Однако Сара, жена Аврама, оставалась бездетной. В конце концов женщина предложила ему взять в жены египтянку Агарь, свою служанку. Вскоре от нее у него родился сын, которого назвали Измаилом. На 99-м году жизни патриарху снова явился Господь, изменил его имя с Аврама на Авраам, а жену его назвал не Сарою, а Саррою. В то же время Господь пообещал, что она родит ему сына и сделается матерью царей и народов. В этот же день был установлен обряд обрезания, через который каждый иудей должен был пройти в возрасте восьми дней от роду. Авраам послушал Господа и в тот же день обрезал всю мужскую половину своего дома и был обрезан сам. Очень скоро Авраам стал свидетелем еще одного Богоявления. Однажды в жаркий полдень, когда он сидел у своего шатра, к нему подошли три мужа. Он принял их радушно, со свойственным на Востоке гостеприимством, а когда они ели, то спросили о Сарре, после чего повторили обещание о рождении от нее сына. Вскоре это обещание исполнилось, и Сарра родила Аврааму Исаака, обрезанного по новому обычаю на восьмой день от рождения. Но Господь решил еще раз испытать веру патриарха: ему было видение, в котором Бог повелел Аврааму принести в жертву Ему своего любимого сына Исаака. Авраам покорно повел сына к отдаленной горе, где уже были приготовлены дрова для всесожжения. Но когда нож Авраама уже был занесен над телом Исаака, с небес раздался голос Господа, который приказал патриарху не поднимать руку на отрока: «Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Бытие, 22, 12). Оглянувшись, Авраам увидел в кустах запутавшегося рогами овна, взял его и принес Господу во всесожжение. Вслед за этим последовало новое обещание Господа о том, что семя Авраамово будет умножено «паче песка морского». Авраам и Исаак вернулись домой, а после смерти Авраама все, что имел патриарх, отошло к его единственному сыну Исааку. В книге апостола Иакова есть такие строки: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божьим» (Книга апостола Иакова, 2, 23).

Агав – пророк, который в 43 году предсказал апостолу Павлу его будущие страдания, которые ждут его, если он приедет в Иерусалим. Предположительно Агав был одним из апостолов от 70-ти и окончил свои дни в Антиохии, приняв мученическую кончину.

Агаряне (измаильтяне) – потомки сына Агари, Измаила. Когда иудеи заняли Землю обетованную, агаряне жили на востоке страны между Евфратом и Галаадом. В Священном Писании есть свидетельства о том, что они нередко вступали в союз с моавитянами и воевали против израильтян, но, по большей части, безуспешно.

Аггей – один из меньших пророков, в книге которого есть указание на пришествие Мессии: «Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и исполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Слава сего последняго храма будет больше, нежели прежняго, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Книга пророка Аггея, 2, 6–9). О времени рождения и кончины пророка Аггея, так же как и месте его погребения, ничего не известно. Кроме пророка Ездры, на приведенное выше пророчество указывает апостол Павел (Послание к Евреям, 12, 26).

Агнец (ягненок или козленок) – 1) это слово в Священном Писании употребляется применительно как к молодым овнам, так и к молодым козлам. Еврейский закон предписывает, чтобы пасхальная жертва приносилась исключительно в виде агнца. Тем же законом утверждены некоторые его свойства и возраст; 2) пророк Исайя в своей книге (53, 7) представляет Спасителя агнцем, покорным и безгласным перед стригущим Его. Это же выражение употребляет Креститель Господень Иоанн, когда видит Его грядущим на служение роду человеческому. Применение слова «агнец» к Иисусу Христу указывает на глубочайшее смирение Господа, Его кротость и незлобие. Однако чаще всего это слово употребляют в связи с Его Именем в качестве синонима великой жертвы за грехи всего человеческого рода. Именно поэтому в книгах Священного Писания есть множество указаний то на кровь агнца, то на агнца закланного; 3) слова «овцы», «агнцы» и «агнец» часто употребляются в Священном Писании в несобственном смысле, когда речь идет о других лицах, например о членах Церкви Христовой, современных верующих, апостолах и даже о людях, слабых верой, грешных и немощных; 4) хлеб (служебная просфора), употребляемый во время таинства евхаристии, которое совершается на литургии верных. Согласно учению Православной церкви, хлеб и вино на евхаристии превращаются в кровь и тело Христовы, после чего ими причащаются верующие и служащее духовенство. Во время проскомидии священник читает особые молитвы и приготовляет агнца: вырезает из него среднюю часть в форме куба, чтобы употребить ее для приготовления причастия. Оставшиеся части служебной просфоры называют антидором.

Адам – первый человек, праотец и родоначальник всего человечества. В шестой день сотворения мира Бог создал человека из красной глины по Своему образу и подобию. Он вдунул в него жизнь и стал человек живой душой. Вседержитель поставил человека над всеми животными, рыбами и пресмыкающимися, а для его жительства насадил райский сад в Эдеме. В этом саду росло множество деревьев, приятных видом и приносивших съедобные плоды. Из Эдема вытекала река, орошавшая сад и разделявшаяся на четыре реки. Сад Эдемский был оставлен Богом на попечение человека, чтобы тот хранил и возделывал его. Адаму было позволено вкушать плоды от любого древа, растущего в саду, кроме древа познания добра и зла. Плоды от этого дерева человеку запрещено было употреблять в пищу под страхом смерти. Как только Адам устроился в своем счастливом жилище, Господь привел к нему всех зверей полевых, всех птиц и рыб, которых сотворил, а первый человек дал всем им имена. Но для него самого не нашлось среди животных ни одного помощника. И тогда «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, закрыл то место плотию. И создал Бог из ребра, взятого у человека жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа… И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Бытие, 2, 21–25). Первые люди блаженствовали в раю, пребывая в общении с Богом, но однажды Адам нарушил заповедь Божью: увлеченный своей женой, которую прельстил змей, он вкусил плодов дерева познания добра и зла и этим навлек на себя гнев Создателя. Первым признаком преступления заповеди был стыд от собственной наготы и желание спрятаться от Вездесущего Бога. Когда же Господь призвал Адами и его жену, они стали перекладывать свою вину на змея. Но Божье проклятие настигло не только лукавое животное, но и всех участников этого преступного дела, в том числе падших прародителей и весь человеческий род. Позднее страшное проклятие было растворено первоевангелием: первообетованием о Спасителе мира, который был должен родиться от Девы. После этого Адам назвал свою жену Евой (по-еврейски «жизнь»), так как ей предстояло стать матерью всего рода человеческого.

Адония – четвертый сын царя Давида, который после смерти своих братьев, Амона и Авессалома, стал притязать на престол отца. Адония приготовил себе колесницы и скороходов и держал совет со священниками о том, как лучше привести свои замыслы в исполнение. Но Вирсавия, мать Соломона, сразу же сообщила Давиду о готовящемся заговоре, а пророк Нафан подтвердил ее слова. Давид поклялся Вирсавии, что после него будет царствовать их сын Соломон и приказал немедленно помазать его на царство, что и исполнил священник Садок при восклицаниях народа и трубных звуках. Услышав шум, Адония смутился, когда Ионафан рассказал ему о положении вещей, пирующие разбежались, а сам Адония бросился в храм, ухватился за рога жертвенника и стал ждать своей участи (в те времена жертвенник считали местом, ограждающим от любого насилия). После смерти Давида Адония стал просить у Соломона отдать ему в жены Ависагу, бывшую жену престарелого Давида. Но Соломон сразу раскрыл замысел Адонии и намерения его советников. Молодой царь понял, что, женившись на вдове бывшего царя, честолюбец не упустит случая предъявить свои права на престол. Это противоречило Божьему повелению, прореченному Богом относительно Давида и его потомков, поэтому Соломон приказал Ванею убить Адонию.

Ад (в переводе с греческого означает «место, лишенное света») – в христианском учении духовная темница, то есть состояние духа, в котором человек отчужден от Бога и сопровождающего Его света и блаженства.

Адовы врата – образное выражение, применяемое в тех случаях, когда требуется описать силу смерти и дьявола. Господь сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея, 16, 18).

Азария – один из вавилонских отроков, товарищей пророка Даниила, которого царь вавилонский нарек именем Авденаго.

Акафист (в переводе с греческого означает «неседальное пение») – одна из форм церковной поэзии, произошедшая от древних кондаков. Современные акафисты посвящены прославлению Иисуса Христа, Божьей Матери и Ее образов, праздников и святых мучеников.

Обычно акафист включает 25 строф, разделенных попарно. Каждая пара строф, кроме последней, является смысловым звеном. Первая строфа, или кондак, менее пространная, она служит вступлением и завершается возгласом «Аллилуйя». Исключение – предначинательный кондак. Вторая, более пространная строфа называется икосом и заканчивается 12 приветствиями, начинающимися словом «Радуйся». Последняя строфа акафиста – это молитвенное обращение к прославляемому. Первый (или Великий) акафист был посвящен Божьей Матери. Он был составлен в начале VII века в память об избавлении Константинополя от персидского нашествия. Чуть позднее – в VIII–X веках – акафист вытесняется каноном. Но в VIII–XIX веках этот жанр возрождается в России. Что касается Устава, то акафисты читают в составе как молебнов, так и других богослужений. Великий же акафист принято читать на пятой неделе Великого поста.

Акила – иудей из города Понта, расположенного в Малой Азии. Был изгнан из Рима указом императора Клавдия, согласно которому всем иудеям предписывалось покинуть столицу империи. После изгнания Акила со своей женой Прискиллой прибыл в Коринф и жил там до первого посещения его апостолом Павлом (Деяния апостолов, 18, 1). Акила очень доброжелательно принял Павла в своем доме. Он же вместе с Прискиллой сопровождал апостола в его путешествии из Коринфа в Эфес и далее в Сирию. Благочестивые супруги Акила и Прискила неоднократно оказывали апостолу Павлу важные услуги. Кроме того, между ними и проповедником веры Христовой завязалась теплая дружба. Дом супругов и в Риме, и в Эфесе, и в Коринфе был домашней церковью, в которой верующие собирались для богослужений. О дальнейшей судьбе Акилы известно мало, но в греческой минологии говорится о том, что он был обезглавлен.

Акриды – вид саранчи, который считался у иудеев чистым животным. Пребывая в пустыне, Иоанн Креститель питался акридами и диким медом. Во многих восточных странах саранчу употребляют в пищу и в нынешнее время, приготовляя из нее различные блюда.

Аксиос (в переводе с греческого означает «достойный») – возглас, который произносит архиерей во время хиротонии, то есть рукоположения нового дьякона, иерея или епископа. Слово «аксиос» предстоятель произносит, когда на ставленника надевают новые богослужебные одежды, после чего этот возглас трижды повторяет хор.

Алавастр – разновидность плотного мелкозернистого камня белого или черного цветов, пригодного к полировке. В древности из него делали различные сосуды, а еще в прошлом веке в Египте пользовались такими камнями для хранения благовоний и лекарств. Выражение, встречающееся в Евангелии от Марка (14, 3), по-видимому, означает, что женщина, пришедшая в дом Симона с алавастровым сосудом драгоценного мира, распечатала его. В древности содержащееся в подобных сосудах миро было очень дорогим, поэтому предназначенные для его хранения емкости не имели отверстий: запах мира должен был просачиваться через их пористые стенки. Вследствие этого алавастровые сосуды использовали для хранения дорогих благовоний. Возможно, некоторые из собравшихся в доме Симона посчитали справедливым упрекнуть женщину в излишней расточительности: она разбила сосуд и вылила драгоценное миро на голову Спасителя, хотя многие из окружающих знали, что его благоухания с избытком хватило бы на долгие годы.