Error: не определено #11234. Оптимальный вес утяжелителей для мотоблока. Утяжелители для мотоблока – суть приспособления, способы создания и применения. Мотоблок — незаменимое оборудование для садовода


Оптимальный вес утяжелителей для мотоблока. Утяжелители для мотоблока – суть приспособления, способы создания и применения. Мотоблок — незаменимое оборудование для садовода




Пахать большие огороды вручную очень тяжело, а нанимать трактор или рабочих может быть невыгодно финансово. В таких случаях незаменимым помощником станет мотоблок – удобная и практичная единица техники. Им очень удобно работать фактически на любой местности, прицепные детали расширяют возможности. Но иногда сложно достигнуть максимальной эффективности в работе из-за малого веса самого мотоблока – агрегат вспахивает лишь тонкий слой почвы, пробуксовывает. Повысить КПД несложно – достаточно прикрепить утяжелители для колес мотоблока.

Как утяжелить мотоблок и зачем это нужно?


Небольшая масса мотоблока увеличивает маневренность, но, как правило, страдает качество обработки почвы. Но эту проблему легко нивелировать, если установить утяжелители на колеса мотоблока, увеличив тем самым вес механизма. Он перестанет подскакивать на кочках и ямках, станет более устойчивым, колеса не будут пробуксовывать, да и весь аппарат будет передвигаться более плавно.

Такие нехитрые приспособления можно приобрести в специализированных с/х магазинах, но большинству дачников это может оказаться невыгодно с финансовой стороны. Но выход есть – можно изготовить утяжелитель для мотоблока своими руками. Нужны лишь некоторые материалы, ваше желание и немного времени.


Утяжеление мотоблока можно осуществить двумя способами:

  1. изготовить грузы для мотоблока и прикрепить их на раму
  2. или утяжелить колеса.

Рассмотрим оба варианта.

Первый вариант

В первом случае к корпусу мотоблока приваривают дополнительный каркас, но таким образом, чтоб остался беспрепятственный доступ к двигателю (ведь вам придется периодически менять масло и т.п.). На установленный каркас болтом закрепляется металлический блин ориентировочным весом 30-40 кг. При необходимости такой утяжелитель мотоблока можно снять.

Второй вариант

Перед тем, как сделать утяжелители на колеса для мотоблока своими руками, нужно подготовить необходимые материалы. Итак, понадобится:

  • гиря 5 кг – 2 шт;
  • металлический блин – 2 шт;
  • корзина сцепления автомобиля ВАЗ – 2 шт;
  • мотоблочный шплинт – 2 шт;
  • шестигранный кусок литого профиля.

Если дома у вас отыщется не все из представленного ниже списка, можно заглянуть на пункт приема металла – 99,99% на то, что там вы найдете недостающие предметы.

Кроме того, не забудьте подготовить сварочный аппарат (1), болгарку (2) и дрель (3). Без этих электроприборов не обойтись.


Сначала вам придется пустить в ход болгарку, чтобы отрезать от шестигранника 2 куска примерно по 5 см – дальше в них дрелью нужно сделать отверстия для шплинтов. Затем каждый кусок присоединяется к блину с помощью сварки. Блин в свою очередь по всей окружности приваривается к маховику. В последнюю очередь ко всему этому присоединяется гиря – тоже сваркой. Со вторым набором предметом проделываем то же самое.

Заключительный аккорд – сделать во внутренней оси колес отверстия для шплинта, тогда станет возможным прикрепить утяжелитель для мотоблока, который вы сами изготовили. Шплинт легко зафиксировать стальной проволокой.

Некоторые модели оснащены грунтозацепами – специфическими шипованными колесами. Они могут быть как основными, то есть крепиться непосредственно на ось, или съемными – надеваться поверх основных опорных колес и фиксироваться специальными насадками. На таких моделях очень удобно обрабатывать землю на склонах, но как показывает практика, утяжелители для мотоблока для грунтозацепов тоже приходится устанавливать.

Теперь вы знаете, как утяжелить ваш мотоблок своими руками. Такие варианты модернизации подойдут для мотоблоков «Нева», «Салют», «Мб-1», «Крот», «Ока» и других.

Используя различные утяжелители для мотоблока, владельцы земельных наделов могут значительно увеличить функциональность и расширить ареал применения этих машин. Мотоблоки и мотокультиваторы являются незаменимыми помощниками при проведении земляных работ на участках большой и малой площади, перевозке грузов на небольшие расстояния. С их помощью на обработку грунта тратится меньшее количество времени и сил. Однако в некоторых случаях даже самая современная и дорогая техника, такая как отечественный мотоблок Нева, не справляется с отдельными задачами. При поднятии целины, работах на склонах и в сырой земле колеса агрегата проскальзывают, так как ему не хватает собственной массы для надежного сцепления. Для того чтобы утяжелить машину, используются различные грузы заводского и собственного изготовления.

Поскольку магазин сельскохозяйственной техники может находиться на значительном удалении от дачного участка, то многие владельцы недвижимости изготавливают приспособления для утяжеления самостоятельно. Иногда самодельные утяжелители для мотоблока устанавливаются для того, чтобы уравновесить его центр тяжести. Такая модификация требуется при проведении посадочных работ или использовании адаптера. Рассмотрим, как можно сделать утяжелители на мотоблок своими руками, используя инструменты и оборудование, которые есть под руками.

Перечень инструментов и оборудования

Как правило, на каждом дачном участке имеется достаточное количество металлических изделий и набор приспособлений для проведения широкого спектра работ.


Для того чтобы изготовить утяжелители колес для мотоблока своими руками, потребуются такие инструменты и материалы:

  • рулетка;
  • сварочный аппарат;
  • строительный уровень;
  • болгарка с дисками для резки и шлифовки металла;
  • электрическая дрель с набором сверл;
  • небольшой стальной или алюминиевый бочонок с откручивающейся крышкой;
  • блины от штанги весом 5, 10, 20 кг;
  • стальной уголок 30-50 мм;
  • малярная кисть;
  • автомобильная краска.

Утяжеляйте мотоблок так, чтобы всегда была возможность быстрого демонтажа навешанных приспособлений. Они не потребуются при проведении покоса травы и выполнении прочих работ, не требующих прочного сцепления с грунтом. Лишний груз в таких случаях будет мешать и приводить к перерасходу топлива.

Утяжеление колес агрегата

Самым распространенным способом утяжеления машины является установка дополнительных грузов на колеса. Диски, ось и ступица достаточно прочны, чтобы выдержать добавочный вес до 50 кг. Сделать утяжелители для мотоблока Нева, Угра, Каскад, Русич, Надежда, Форза, Салют, Крот можно различными способами.

Первый способ заключается в изготовлении груза из полых стальных бочек.

Это наиболее простой и доступный вариант, не требующий серьезных финансовых затрат.

Работа проводится в такой последовательности:

  1. Металлическая бочка разрезается болгаркой на 3 части (дно и верх должны быть высотой 10-15 см — в зависимости от размера мотоблока).
  2. Донная и верхняя части свариваются по месту разреза. Шов можно укрепить полосой металла.
  3. В заготовке высверливаются 4-6 сквозных отверстий под болты, при необходимости проводится их усиление стальными шайбами.
  4. Пустотелые резервуары с помощью длинных болтов и гаек закрепляются на колесных дисках.
  5. Внутрь насадок засыпаются песок и гранитная крошка или другой сыпучий материал. Для увеличения его плотности добавляется вода.
  6. Крышка закручивается.

Этот утяжеленный агрегат можно использовать в самых экстремальных условиях. Когда необходимость в дополнительном грузе отпадет, его можно быстро снять, опорожнить и уложить на хранение. Накладки целесообразно всегда иметь при мотоблоке, чтобы быстро его утяжелить, когда в этом возникнет необходимость.

Второй способ представляет собой изготовление съемных утяжелителей из стали. Для этого понадобится шестигранный железный прут, размер которого совпадает с отверстием в оси шасси агрегата. Дополнительно нужно иметь по 2 20-килограммовых блина от штанги.

Последующая работа состоит из таких этапов:

  1. От профиля отрезаются 2 куска по 5-6 см длиной.
  2. Куски профиля привариваются к дискам в месте отверстия для грифа.
  3. В оси агрегата и в профиле делаются сквозные отверстия для шплинтов.
  4. Сделанные утяжелители цепляются к мотоблоку и фиксируются шплинтами.

Если возникнет необходимость в дополнительном увеличении массы колеса, то можно приварить к накладкам 10-килограммовые блины от штанги. Для придания колесу эстетичного вида к грузам привариваются старые корзины сцепления от ВАЗа. Поверх корзины наносится краска, цвет которой больше всего устраивает владельца.

Третий способ утяжеления колес заключается в изготовлении дополнительного груза из железобетона. Делаются эти грузы таким образом:

  1. Из песка или гипса делается опока, ее стенки и дно укрепляются цементным раствором или жидким стеклом.
  2. Из листа стали и арматуры изготавливается объемный каркас, центром которого является полнотелый шестигранник с заранее просверленным отверстием под шплинт.
  3. Изготавливается тяжелый бетон с использованием мелкого гранитного щебня и наполнителя из свинца.
  4. Раствор заливается в форму, тщательно уплотняется и выравнивается.
  5. После набирания бетоном силы его поверхность обрабатывается пропиткой и красится.

Для дополнительного утяжеления бетонных насадок рекомендуется оставлять закладные с резьбой.

Утяжеление корпуса мотоблока

В некоторых случаях массы колесных утяжелителей оказывается недостаточно. Поскольку перегружать ось не рекомендуется, то проводится добавление веса корпусу агрегата. Сделать это можно разными способами. Самым оптимальным вариантом является закрепление съемного стального каркаса непосредственно на мотоблоке. Основой может быть рама, коробка передач или ниша для установки аккумулятора.

Увеличение массы корпуса проводится в такой последовательности:

  1. Определение центра тяжести агрегата. Создание проекта каркаса.
  2. Приваривание к кожуху коробки переключения передач, а к кронштейну руля мотоблока — болтов диаметром 12 мм и длиной не менее 10 см.
  3. Сваривание каркаса из уголка. Проделывание в нем крепежных отверстий под болты.
  4. Подгонка каркаса на раме. Высверливание в ней отверстий, соответствующих по расположению отверстиям на каркасе.
  5. Очистка каркаса от грязи и ржавчины. Покраска изделия и закрепление его на раме.
  6. Изготовление груза под размер каркаса. Найти нужные детали можно на пункте приема металлолома, где материал сразу порежут на фрагменты нужного размера.

Закрепление утяжелителей на мотоблоке проводится с помощью сварки или болтовых соединений. Второй вариант более длителен в осуществлении, но практичнее в перспективе. Необходимость в снятии дополнительного груза возникает при перевозке агрегата или выполнении легких работ, когда лишнее давление на грунт противопоказано.

Заключение по теме

Сегодня в продаже имеется огромное количество самых разнообразных приспособлений для утяжеления колес и рам мотоблоков. Они удобны, но имеют довольно внушительную стоимость.


Самостоятельная работа позволит не только сэкономить хорошую сумму, но и изготовить груз нужного веса, конфигурации, придать ему подходящий цвет и дополнительную функциональность. Так, закрепленную корзину и приваренные болты можно использовать для перевозки масла, топлива и одежды. Дополнительный крепеж пригодится для сбора урожая, хранения инструментов, запчастей, рыболовного снаряжения при поездке на водоем. Творческий подход к вопросу утяжеления мотоблоков позволит значительно расширить возможности этих незаменимых машин.

Нужны ли утяжелители на мотоблок?

Малогабаритную технику имеют на участке многие садоводы. Нередко их интересует вопрос: как самим изготовить утяжелители для мотоблока своими руками.

Мотоблок — незаменимое оборудование для садовода

Мотоблок по своей конструкции представляет собой трактор, но с одной осью. Это устройство, без которого не обойтись при обработке почвы. Термин мотоблок чаще стал употребляться в 80-ые годы, ранее эту технику называли пешеходным трактором или одноосным трактором. Он намного облегчает монотонную ручную работу по рыхлению грунта для посадки различных садово-огородных культур. К тому же мотоблок может выполнять несколько функций при своей незначительной стоимости. Работа на этом оборудовании происходит таким образом: человек идет вслед за мотоблоком, управляя рулем.

Мотоблоки делятся на колесные и мотокультиваторы. Их отличает способ агрегатирования. Первый включается в рабочий режим при движении колесной ходовой части. У второго колесную часть заменяет фреза.

Эта техника имеет бензиновый или дизельный двигатель, который приводит в движение агрегат, и колесную пару Для полевых работ могут понадобиться и другие приспособления, которые подсоединяются через прицепное устройство мотоблока.

Для чего нужны утяжелители

При обработке некоторых участков поля, например, при бороновании или вспашке зяби на наклонной местности, на твердом грунте, бывает сложно работать из-за пробуксовок. Дело в том, что для обеспечения надежного сцепления колес не хватает веса мотоблока, ведь он малогабаритное устройство. Для решения этой проблемы приходится устанавливать утяжелители на мотоблок — на колеса или грунтозацепы. Дополнительный вес, так называемый балластный груз, увеличивают массу мотоблока. Это особенно необходимо, когда применяется мотоблок с плугом, для мотокультиватора, которые большей частью продаются без навесного оборудования. Иногда предусматривается установка переднего балласта, чтобы уравновесить центр тяжести.

Утяжеление помогает облегчить управление мотоблоком. В этом случае увеличиваются сцепные свойства мотоблока, улучшается развесовка разных частей оборудования. Для колесных пар применяют дисковые утяжелители, для остальных частей — пластинчатые или бруски.

Как изготовить утяжелители самим

Чтобы изготовить утяжелители для колес мотоблока достаточно желания, минимум материала и времени. Тут особых сложностей нет. Нужно приготовить будущие детали этого устройства:

  • 2 пятикилограммовые гири;
  • 2 десятикилограммовых блина;
  • 2 корзины сцепления от «Жигулей»;
  • шестигранный полнотелый профиль (кусок);
  • мотоблочные шплинты (2 шт.).

Все это может заваляться на пункте приема старого лома. Не обойтись без сварочного аппарата с электродами, болгарки с обрезным кругом, дрели со сверлами. Ну и чтобы придать эстетический вид приспособлению, следует запастись краской.

Изготовление:

От шестигранного профиля отрезаются 2 куска, размером около 5 см. В них нужно будет просверлить отверстия для шплинтов. Затем этот отрезок крепят к блину от штанги. Шестигранник вставляется в отверстие от грифа и приваривается.

Потом нужно будет корзину сцепления прикрепить к блину. Для этого применяется сварка — обваривается по окружности маховика. После этого нужно присоединить к сцеплению гирю. Теперь остается все покрасить и дать высохнуть краске.

Делается то же для того, чтобы изготовить утяжелитель для другого колеса. В результате мотоблок станет тяжелее на 50 кг.

Внутреннее отверстие оси мотоблока может вместить шестигранное крепление, поэтому сделанные утяжелители легко можно туда прикрепить. Чтобы смонтировать грузила, в оси сверлят отверстие для шплинта. Теперь утяжелители готовы к установке на колесо. Шплинт не будет выпадать, если его закрепить стальной проволокой.

Если колесных утяжелителей мало, то можно добавить веса корпусу мотоблока.

Для этого варят каркас, крепят его на раме мотоблока. Можно найти блин, который весит не меньше 25 кг, приварить его и закрепить болтом. Важное условие — прорезать отверстие в каркасе, чтобы можно было слить масло из двигателя. Такая конструкция может быть сварена из углового профиля и иметь форму ящика.

Заключение по теме

Утяжелители на мотоблок можно купить и в специализированных точках продажи. Такие приспособления экономнее изготовить своими руками, тем более это не сложно. Понадобятся только необходимые инструменты и материалы. Таким образом вы получите дополнительное и дешевое оборудование для нехитрого садового механизма.

Установив их, вы приобретете компактного и удобного в использовании помощника для работы на земле.


Мотоблоки относятся к категории универсальной мини-техники. Предназначены для выполнения любых сельскохозяйственных работ на небольших участках земли. Благодаря широкому ассортименту навесного оборудования, с их помощью можно пахать, рыхлить землю, боронить, окучивать кусты, сеять семена, высаживать и выкапывать картофель, перевозить грузы и прочее. Однако не все мотоблоки легко передвигаются по земле: самые легкие пробуксовывают. Чтобы этого не происходило, производители предусмотрели специальные утяжелители для мотоблока.

Особенности применения

Такие приспособления чаще используют на окучниках и плугах. Увеличение веса мотоблока повышает и тяговое усилие. Это способствует более эффективной обработке почвы. Кроме того, утяжеление аппарата упрощает работу на склонах и твердых грунтах. При помощи этих приспособлений можно быстро сбалансировать вес мотоблока и навесного оборудования. Это не только упрощает управление мини-техникой, но также повышает эффективность и качество работы.

Самостоятельное изготовление утяжелителей

Эти приспособления крепят к колесам или корпусу мотоблока. Они также предназначены и для грунтозацепов. Утяжелители легко изготовить своими руками, не прибегая к помощи специалистов.
Для их создания можно использовать любые тяжелые предметы:

  • пятикилограммовые дисковые гири;
  • десятикилограммовые диски от спортивной штанги;
  • шестигранный профиль;
  • автомобильные корзины сцепления.

Изготавливая утяжелители на мотоблок, невозможно обойтись без следующих инструментов:

  • сварочного аппарата;
  • болгарки с отрезными дисками;
  • электродрели;
  • краски.

Сначала от шестигранного профиля берут два отрезка по 5 сантиметров каждый. Затем в них высверливают отверстия под шплинты. Далее, к отрезкам закрепляют диски от штанги, а к дискам приваривают корзины сцепления. На следующем этапе корзинам закрепляют пятикилограммовые гири. По завершению всех работ всю конструкцию можно покрыть полимерной защитной краской. Благодаря этому покрытию утяжелитель для мотоблока будет сохранять эстетичный внешний вид на протяжении несколько лет. Таким образом, вес мотоблока увеличивается на 50 кг.

Когда нужно утяжелить еще больше?

Если утяжелители для колес мотоблока не дают ожидаемого результата, значит, мини-технику следует еще больше утяжелить. Для этого груз добавляют к раме или корпусу. На раму закрепляют заранее подготовленный каркас, а к нему приваривают диск от штанги, весом 25 кг. Естественно, тяжелые предметы здесь указаны в качестве примера. Кроме того, диски и гири круглой формы лучше всего подходят к утяжелению колес. Однако можно воспользоваться и другими тяжелыми предметами.

Какую конструкцию выбрать и как крепить?

Крепление утяжелителей к раме, осуществляют при помощи болтов, хотя можно и приварить. Первый вариант более приемлем, поскольку в случае необходимости груз можно быстро удалить. Обычно это требуется при транспортировке мотоблока. Такой конструкции лучше придать форму ящика. Тяжелые предметы можно купить по низким ценам в пунктах приема металла. Есть еще один вариант приобретения металла для утяжелителя – это рынок автозапчастей, бывших в употреблении.

У кого нет сварочного аппарата, и кто не желает самостоятельно заниматься изготовлением утяжелителей, может приобрести их в специализированном магазине или на рынке по продаже мотоблоков. Если же такие приспособления изготовить в домашних условиях, то можно сэкономить значительную часть денежных средств. С такой простой работой справится даже неподготовленный человек с минимальным опытом.

Мотоблоки относятся к универсальным агрегатам, которые позволяют быстро и качественно выполнять широкий спектр сельскохозяйственных работ. Основное предназначение мотоблоков - вспашка и подготовка почвы. Однако благодаря широкому спектру навесного оборудования эта техника становится более многофункциональной и может использоваться и для перевозки грузов, и в работе коммунальных служб.

Навесное оборудование на мотоблоки представлено очень широко и его применение зависит от задач, которые ставятся перед техникой. Но есть и достаточно универсальная навеска, которая может пригодиться для очень широкого спектра работ. К универсальному навесному оборудованию можно отнести грузы и утяжелители для мотоблоков, которые особенно необходимы обладателям легких и полупрофессиональных моделей. В комплекте с легким мотоблоком утяжелители способны повысить вес устройства, а, значит, обеспечить большее тяговое усилие и повышенную эффективность работы.

Особенности использования утяжелителей для мотоблоков

Утяжелители для мотоблоков наиболее часто применяют в процессе обработки почвы, при использовании плугов и окучников. Увеличивая вес мотоблока, такое навесное оборудование позволяет увеличить тяговое усилие, а значит, более эффективно и глубоко обрабатывать землю, в том числе и на территориях с тяжелыми почвами. Также утяжелители позволяют повысить эффективность работы на сложных участках, например, расположенных по наклонам, на твердых грунтах, где легкие мотоблоки могут пробуксовывать. При помощи утяжелителей можно улучшить не только сцепление мотоблока с почвой, но также сбалансировать его вес и вес навесного оборудования. Все это упрощает управление и повышает качество работы.

Утяжелители для мотоблоков могут устанавливаться на корпус и на колеса, последний вариант является более функциональным и эффективным.

Виды утяжелителей для мотоблоков

Утяжелители для мотоблоков имеют разную конструкцию в зависимости от особенностей их установки. Для колесных пар используют дисковые утяжелители, которые крепятся на специальные кронштейны с внутренней или внешней стороны колес, для утяжеления остальных частей мотоблоков производятся пластинчатые грузы и специальные бруски. При выборе утяжелителей для колесных пар необходимо обращать внимание на следующие характеристики:

  • ширина утяжелителя, которая должна соответствовать втулкам для навески дополнительного оборудования на ступицах колес;
  • диаметр утяжелителей по ободу;
  • вес грузов, который обычно начинается от 20 кг, в среднем дополнительное утяжеление мотоблока на 70-80 кг позволяет повысить тяговое усилие на 20%.

Большинство утяжелителей относятся к универсальному навесному оборудованию и могут устанавливаться на мотоблоки различных типов и моделей. Специальные