Как успокоить нервы перед выступлением. Как не волноваться перед выступлением




Вадим Курилов ведет тренинг «Голос», где учит говорить свободно, выразительно и бесстрашно. Сам он сильно боялся выступать лишь однажды - когда выступал на заседании кафедры сценической речи ГИТИСа. «В тот момент я убедился: то, чему я учу, - работает», - рассказал он ЧТД.

Когда я начинаю разговаривать с человеком, я сразу по голосу чувствую степень его напряжения. Тем, у кого много напряженности в теле, сложно произносить речи. Страх выступления перед аудиторией индивидуален, это как страх высоты - генетическая предрасположенность, обстоятельства жизни. От социального статуса этот страх не зависит: недавно я слушал выступления топов одной большой компании, и только один из всех умел свободно выступать перед публикой и не был зажат.

Расслабить тазовый пояс

Я работаю по методу великой Кристин Линклейтер, он называется «Freeing the natural voice». Это не постановка, а именно «освобождение естественного голоса», раскрытие ваших возможностей.

Очень важно, что ты говоришь сам себе. Научно доказано, что мозг одинаково верит и в реальность, и в образы. И формулировать нужно точно: не надо говорить себе «relax», нужно говорить «let go, release» - «отпусти себя», убери лишнее напряжение.


Конкретные приемы очень просты! Про меня шутят: «Ну вот, Курилов опять сейчас начнет советовать расслабить попу». Да, так и есть! А культурно мы говорим так:

1. Отпустите лишнее напряжение тазового пояса. «Расслабить попу» - это не метафора, а действительно самое важное. Обратите внимание на слово «лишнее» - не полностью расслабиться, а отпустить лишнее, но остаться в тонусе.

2. Отпустите лишнее напряжение нижней челюсти. У вас чуть-чуть раскрывается при этом рот, не надо этого бояться.

3. Расслабьте живот. Вот здесь именно расслабьте, прямо вывалите! Это для нас, конечно, совершенно непривычно. Если вам некомфортно от того, как это может выглядеть, оденьтесь свободно.

Когда вы убираете зажим этих 3 точек, воздух начинает заходить в нижнюю часть легких через рот, и вы начинаете автоматически дышать животом. Когда вы все это сделаете, вы глубоко вздохнете - Кристин Линклейтер называет это «вздох облегчения».

Не путайте «вздох облегчения» с понятием «вдохнуть полной грудью» - нет, отпускаем таз-живот-челюсть и впускаем в себя воздух.

Это не только помогает телу, но и эмоционально расслабляет. Конечно, сильный стресс такой прием сразу не снимет, но поможет успокоиться. Выполнять упражнение можно как перед выступлением, так и в процессе.

Поза и голос - это ваш выбор

Еще один секрет, чтобы не нервничать - устойчивая поза: ноги должны стоять на расстоянии 20-25 см друг от друга. Так, чтобы стопа находилась под тазобедренным суставом. Это меньше, чем на ширине плеч: когда ноги на ширине плеч, неудобно делать шаг вперед.

Колени должны быть мягкими - не согнутыми, как во фламенко, но слегка подвижными, как в аргентинском танго!

Дышать во время выступления нужно ртом. Физика тела, когда мы говорим о выступлении, - это, собственно, голос. Она реализуется звучанием. Нужно понимать свой диапазон, уметь включать и нижний, и верхний регистр и научиться понимать, когда какой оптимален. Сначала можно даже в плане речи указывать: вот здесь у меня доверительная информация, значит - нижний регистр. Потом это происходит автоматически.

Мужчины часто говорят - зачем мне верхи, для чего мне пищать?

Но проработанный верхний регистр дает богатство, звонкость, полетность вашему голосу. Интересно, что иногда ко мне приходят вокалисты, просят заняться с ними речевым голосом - а потом говорят, что даже петь стали по-другому.

Немцы и русские не умеют расслабляться

Начинал я именно с занятий голосом. Я учился в пединституте им. Ленина на факультете английского языка, и на последних курсах института начал заниматься с Лорой Ереминой, которая вела на всесоюзном радио программу «Поэтическая тетрадь».

Много лет я владею PR-агентством, и для меня сцена привычна: я организую презентации, провожу их и помогаю клиентам делать то же самое. У меня самого проблемы с выступлениями никогда не было - я занялся этим, потому что почувствовал «соцзаказ» от клиентов моего агентства.

У нас перенапряженная нижняя челюсть. А знаете почему? Потому что мы 70 лет жили «стиснув зубы».

Жизнь - боль: взять себя в руки и фигачить. У нас это генетически заложено, даже у тех, кто не застал этой идеологии. У американцев и англичан с этим получше. А вот у немцев, кстати, тоже непросто. Мой немецкий преподаватель так и говорит: «У нас большие проблемы с расслаблением челюсти».

Надо ли представлять, что все в зале голые?

Публика - это и 2 человека, и 10 человек совета директоров, и 500 человек на конференции. Один собеседник - тоже публика. Рекомендации «представьте, что в зале все без одежды» или «с большими ушами» - вот честно, не работают. После такого трудно вернуться к своей теме, это слишком.

Представить их маленькими беззащитными детьми? Может быть, еще куда ни шло. Но я бы не стал представлять кем-либо людей в зале. Я бы работал с собой. Это моя проблема, мои эмоции, и я хочу их поменять. Страх - это эмоция, и мне нужно поменять свое эмоциональное состояние.

Чем заняться мозгу, пока ты говоришь

Конечно, у техники выступления, как и у любого действия, есть две составляющие - мозг и тело. Тело, с моей точки зрения, тут первично. Но аналитику, конечно, никто не отменял.

Итак, мозг. Как мы обычно анализируем? Я же умный, я прошел тренинги, почитал книжки. Я составлю план, составлю конспект, сделаю презентацию, напишу текст к каждому слайду. И вроде бы в этот момент надо бы порепетировать. А выступление у меня когда? Завтра в 9 утра! А сейчас сколько времени? Два часа ночи. Репетиция будет? Нет. И вообще я не высплюсь и буду не в том состоянии. Получается, что вроде бы я понимаю, что надо делать, но информации и тревоги слишком много.

Найти несчастную жертву

Заучивать текст нельзя категорически! Никому. Подготовку нужно начинать с того, что я называю «поиском несчастной жертвы». Ею может быть и прекрасный тренер, конечно! Когда ко мне приходят топы, им референты обычно уже всю презентацию написали, и потом эти самые референты меня ненавидят. Потому что им приходится все переделывать.

В роли «жертвы» может выступить и друг. Главное, чтобы он был не в теме и задавал дурацкие вопросы. Садитесь за чашкой кофе и просто рассказываете, так выкристаллизовываются идеи и формулировки, так приходит понимание, что действительно важно, а что можно опустить. Самому это сделать сложнее, но тоже можно: перед зеркалом и с душем вместо микрофона.

Включить сценариста и режиссера

Потренировавшись на «жертве», ответьте себе на два вопроса. Первый обычно формулируют так: почему мое выступление интересно этим людям? Тут самое важное вот что: почему мое выступление интересно этим людям прямо сейчас? Что сейчас такого происходит, что делает мою речь важной? Может быть, какая-то экономическая ситуация или новый закон - то есть повестка в широком смысле. Об этом необязательно прямо говорить, но обязательно подумать. И скорее всего, если вы подумаете, вы захотите об этом сказать.

Второй вопрос - цель выступления. Я очень много работал с разными спикерами. И вот, например, я говорю бренд-менеджеру - какая у вас цель? 99% отвечает: «Рассказать про новый продукт». При том, что у них базовая цель, конечно же, продать, но они даже про это не говорят. А дело в том, что если ты продаешь, это одна цель; если ты пришел, например, к директору магазина и тебе нужно, чтоб он научился мотивировать продавцов, - другая; если к прессе - задача в том, чтоб они хорошо написали.

Знаменитый режиссер, тренер и педагог объясняет , как снять зажимы, правильно дышать и выступать публично с максимальным эффектом.

«О действенном анализе пьесы и роли» Марии Кнеббель

Народная артистка СССР и педагог излагает основы актерского анализа текста и работы с ним, которые пригодятся любому оратору.

«Убеждай и побеждай» Никиты Непряхина

Бизнес-тренер и радиоведущий предлагает техники аргументации и приемы, помогающие убедить в своей правоте любую аудиторию.

Цель зависит от аудитории. Чтобы ее сформулировать, надо поставить вопрос так: «Что я хочу, чтобы аудитория сделала после моего выступления?» А для того, чтобы они что-то сделали, они должны о чем-то узнать и что-то запомнить. Конечно, я расскажу про свойства продукта, но эта информация будет лишь средством достижения цели. Например, я рассказываю про свой канал в Instagram: цель - получить больше подписчиков. Аудитория должна узнать от меня, о чем мой канал и чем он интересен, а запомнить - как он называется.

Что делает режиссер, когда анализирует пьесу? Он смотрит, какие у него три основные события - исходное, основное и завершающее.

Исходное событие лежит вне территории «пьесы» - что привело героев туда, где они оказались. Что произошло до моего выступления такого, что я пришел выступать? Эта завязка может быть любой - от событий мирового значения до того, что мне сегодня ночью приснилось. Например, я посмотрел Instagram своего товарища, позавидовал, что у него уже 100 тысяч подписчиков, и решил расширять аудиторию. Можно в этом признаться, почему нет!

Основное событие (кульминация) может быть разной - основная идея или, например, какая-то цифра. Или драма - если вы не подпишетесь на мой канал, все, жизнь моя закончилась.

Завершающее событие аналогично цели. Что же сделают слушатели, если им понравилось мое выступление? Это должно быть совершенно ясно в финальной части.

Театр абсурда строится так же, как классический, просто события там другие, абсурдные. Поэтому любое выступление перед любой аудиторией должно строиться по этим принципам. Если вы мыслите в этих категориях, в категориях «событий» и «действия», если вы точно знаете, что «происходит» во время вашей речи, вы чувствуете уверенность и меньше боитесь выйти к публике.

Куда девать руки и как плакать на сцене

Если вы тот человек, который постоянно напряжен, - ничего, с опытом это изменится. Просто нужно постоянно практиковаться, использовать для этого каждую возможность: например, произносить тосты во время застолий или рассказывать при случае истории друзьям.

Все говорят, что нужно выйти из зоны комфорта? - не нужно! При выступлении и так стресса полно, куда уж тут выходить. Я предпочитаю формулировать так: «расширить зону комфорта». Если вам комфортно говорить с «жертвой» за чашкой чая, не надо сразу выбегать на миллионный стадион - надо двигаться по чуть-чуть. Сначала попробуйте выступить перед дружественной аудиторией, на следующем этапе добавьте еще что-то. Постепенно человек начинает привыкать, что сцена - это не то место, где ты постоянно думаешь, что делать с руками. Все спрашивают: а куда девать руки? Ни-ку-да! Если ты сфокусирован на теме своего выступления, ты об этом забываешь.

Никогда в жизни не говорите аудитории «я волнуюсь». У тех, кто полагает, что это подкупающая искренность, были плохие преподаватели.

После подобной фразы тебя перестают воспринимать всерьез, бессознательно квалифицируют как непрофессионала. Подобные приемы устроены тоньше. У меня была знакомая, которая так сильно переживала, что начинала плакать, выходя на сцену! Я ей сказал - когда это случится, надо сделать паузу и сказать: «Наша встреча для меня очень много значит, и я испытываю сильные эмоции просто от того, что я здесь». Она так и сделала. Потом к ней подошли зрители и сказали: «Мы рыдали вместе с вами!»

Даже те, кто совершенно не боится выступать, могут почувствовать себя на сцене несколько неуверенно. Страх сцены - штука вполне обыденная, привычная, что для актеров, что для выступающих на конференциях. Если у вас страх сцены, то, выступая перед аудиторией, вы можете чувствовать себя нервно, испытывать страх, дрожать непонятно от чего или даже чувствовать себя полным идиотом - и все это на глазах посторонних людей! Но не надо отчаиваться, ведь страх сцены можно побороть, научив тело и ум расслабляться с помощью нескольких простых трюков. И эта статья объяснит вам, что именно нужно сделать.

Шаги

Как справиться со страхом сцены в день выступления

    Расслабьтесь. Чтобы справиться со страхом сцены, нужно сделать пару вещей, которые помогут расслабиться, а это важно, ведь чем меньше в вашем голосе напряжения, чем спокойнее ваш разум - тем проще выступать. И вот как можно этого добиться:

    • Тихонько погудите, чтобы успокоить голос.
    • Съешьте банан перед выступлением. Это уймет неприятное чувство тошноты в животе.
    • Пожуйте жвачку, чтобы расслабить напряженные челюсти. Не надо только жевать ее слишком долго, иначе заработаете легкое расстройство желудка.
    • Потянитесь. Потянуться всем, чем только можно - руками, ногами, спиной и плечами - это отличный способ уменьшить напряжение в теле.
  1. Прочитайте свое любимое стихотворение вслух. Звуки любимой рифмы успокаивают, факт, и даже более того - после этого проще выступать на публике.

Общие способы борьбы со страхом сцены

    Притворитесь уверенным. Даже если руки трясутся, а сердце бьется так, что вот-вот выпрыгнет из груди - притворитесь, будто бы вы не менее чем самый спокойный человек на планете. Выше нос, широкую улыбку на лицо и никому, ни одной живой душе не говорите, как вы сейчас на самом деле переживаете. Притворяйтесь до тех самых пор, пока не сойдете со сцены.

    • Глядите не в пол, а перед собой.
    • Не сутультесь.
  1. Заведите себе ритуал. Вам нужен ритуал, гарантирующий удачу! И тут уже - что угодно, от пробежки до пения в душе или “счастливого” носка на правую ногу. Делайте что угодно, лишь бы вас это на успех настраивало.

    • Амулет тоже сгодится. Тут тоже по аналогии - хоть кольцо на пальце, хоть плюшевая игрушка в комнате.
  2. Думайте позитивно. Сосредоточьтесь на том, каких удивительных результатов можно добиться, а не на том, как сильно можно все испортить. Подумали плохую мысль? Задавите ее 5-ю хорошими! Держите карточки с мотивирующими словами под рукой и просто делайте все, что поможет вам сосредоточиться на хорошем, а не на плохом.

    Получите совет от профессионала. Если среди ваших знакомых есть человек, который не боится сцены и отлично выступает, обратитесь к нему за советом. Есть шанс, что вы научитесь чему-то новому или узнаете, что сцены, на самом-то деле, в той или иной степени боятся все, сколь бы уверенными они ни выглядели.

Как справиться со страхом сцены, если вы актер

    Представьте себе успех. Перед тем, как выйти на сцену, представьте себе, как все хорошо завершится - аплодирующих зрителей, улыбки, поздравления коллег по цеху и так далее. Представлять себе надо лучшее, а не худшее развитие событий, и тогда с больше вероятностью случится именно первое. Представьте себя и свою шикарную игру - но уже с точки зрения зрителя.

    • Начните пораньше. Представляйте успех еще тогда, когда вы только пробуетесь на роль. И вообще, заведите себе это за привычку.
    • Чем ближе выступление, тем тщательнее представляйте себе это все. Скажем, ежедневно - перед сном и сразу же с утра.
  1. Репетируйте как можно больше. Репетируйте, пока слова роли от зубов отскакивать не начнут. Запомните, чьи реплики идут до вас, чьи после. Репетируйте перед близкими, знакомыми, друзьями, да хоть перед чучелами в музее или перед пустыми стульями - вам нужно привыкнуть выступать перед людьми.

    • Страх сцены актера часто проявляется в боязни забыть слова и не знать, что нужно делать. Лучший способ избавиться от этого страха - учить, учить и еще раз учить слова.
    • Выступать перед слушателями - совсем не то, что репетировать наедине. Да, вы можете знать роль просто блестяще, но все может измениться, когда вы подниметесь на сцену. Будьте готовы к этому.
  2. Войдите в роль. Если вы действительно хотите справиться с боязнью сцены, то войдите в роль как можно правдоподобнее, чтобы даже Станиславский крикнул - “Верю!”. Чем больше вы войдете в роль, тем меньше будете волноваться за себя. Представляйте, будто бы вы и есть ваш герой.

  3. Порепетируйте перед зеркалом. Честно, это прибавит вам уверенности, ведь так вы сможете увидеть себя самого со стороны. Продолжайте репетировать до тех пор, пока вам не начнет нравиться буквально все, и это существенно повысит ваши шансы на успех на самой сцене.

    • Видите себя со стороны - справитесь со страхом перед неизвестным. Если вы знаете, как вы выглядите и как держитесь в роли, то на сцене вам будет спокойнее.
    • Обращайте внимание на манерность вашего стиля, следите за тем, как вы сопровождаете речь жестами.
      • Примечание : это, конечно, вариант не для всех. Да, кому-то это поможет, но есть и те, кого это вгонит лишь в большее волнение.
  4. Учитесь импровизировать. импровизация - вот чем должен в совершенстве овладеть каждый из актеров. Именно с помощью импровизации можно подготовиться к любой, даже к совсем-не-идеальной ситуации, которая может возникнуть на сцене. Многие актеры и исполнители часто волнуются - мол, а вдруг я забуду или перепутаю слова? При этом они забывают, что другие актеры - тоже люди и тоже могут ошибиться. Импровизация позволит обратить в плюс любые ошибки!

    • Импровизация лучше всего даст вам понять, что вы не можете контролировать все аспекты выступления. Вопрос ведь не в том, чтобы выступить идеально, а в том, чтобы суметь ответить на любое развитие событий и на любую возникшую на сцене ситуацию.
    • Не надо теряться, если происходит что-то неожиданное. Помните, что зрители на руках копий сценария не имеют, поэтому неладное они заметят, только если вы сами дадите им это понять, причем самым очевидным образом.
      • Вы не одиноки, ваш страх сцены разделяют многие, даже лучшие. Так что не беспокойтесь, и скоро вы настолько увлечетесь выступлением, что вообще забудете о том, что находитесь на сцене.
      • Попробуйте представить, будто бы слушатели выглядят... глупее вас. Скажем, представьте их в странных костюмах - это может помочь.
      • Как правило, сцену заливают лучи софитов, а это ярко и слепяще. Иными словами, разглядеть сидящих в зале будет не так-то просто. Смотрите на свет (но не слепите себя), если станет слишком страшно. Не надо только смотреть в никуда или постоянно глазеть на людей. Кроме того, свет над зрительным залом часто приглушается, так что людей может быть просто не видно.
      • Если вам сложно поддерживать зрительный контакт со слушателями, смотрите на стену или на свет.
      • Если во время танца вы сбились с ритма, то этого никто не заметит, пока вы не остановитесь. Так что продолжайте и притворитесь, что все идет по плану. По аналогии, если вы сбились с реплики, импровизируйте, продолжайте, и публика ни за что не догадается, что вы пропустили одну строчку.
      • Если первое выступление прошло гладко, то есть все шансы, что все следующие выступления обойдутся без страха сцены... или почти без него.
      • Помните, что страх и веселье - это одно и то же. Просто в первом случае вы боитесь, а во втором - нет.
      • Репетируйте небольшими группами, постепенно начинайте репетировать группами побольше.
      • Забыли слово? Не останавливайтесь, продолжайте говорить. Используйте другие слова, пусть даже их нет в сценарии. Если ваш партнер по сцене ошибся, то не реагируйте на ошибку . Или пропустите ее мимо ушей, либо, если она слишком серьезна, обыграйте ее импровизацией. Вы ведь помните, что умение импровизировать - признак настоящего актера.
      • Порой вполне уместно немного волноваться. Если вы боитесь ошибиться, то, скорее всего, вы будете достаточно аккуратны, чтобы не допустить ошибки. Большинство ошибок случается от излишней уверенности в себе.
      • Помните, публика вас не съест и даже не покусает! Поэтому расслабьтесь и получайте удовольствие. Да, выступление на сцене - это действительно серьезное дело, но и там всегда есть место веселью.
      • Нет ничего плохого в том, чтобы сперва отрепетировать перед семьей, а уж потом идти на сцену.

      Предупреждения

      • Будьте максимально готовы. Репетиции - вот что сделает вас таковым, долгие и тщательные репетиции. Они не только сделают вас увереннее, но и более чем положительно скажутся на всех аспектах выступления.
      • Помните о последовательности реплик. Начинающие актеры частенько допускают такую оплошность: учат свои реплики, но не знают, когда их надо произносить. А ведь это чревато неловкими паузами!
      • Если только вас еще не нарядили в костюм по роли, выступайте в том, в чем чувствуете себя увереннее и спокойнее всего. Вы ведь не хотите волноваться на сцене еще и за собственный внешний вид? Наденьте то, что подходит ситуации, что достаточно надежно и идет вам. Все это сделает вас увереннее.
      • Сходите в туалет до выступления, а не после!
      • Не ешьте много перед выступлением. В противном случае есть все шансы столкнуться с тошнотой. К тому же, после приема пищи вы будете чувствовать себя более вялым, так что отложите это дело на “после выступления”.

Многие путают волнение со страхом. Это разные вещи. О страхе публичных выступлений и как его преодолеть я написал .

В этой статье мы поговорим именно о том, как не волноваться перед выступлением и что с ним делать. Делюсь своим 15-летним опытом, поэтому берите на вооружение.

Волнение – чувство, знакомое всем начинающим ораторам. Но по сути, ничего страшного в том, что Вы волнуетесь, нет. Наоборот, присутствие волнения – это показатель того, что Вы ответственно относитесь к своему выступлению. Если бы Вам было все равно, Вы бы так не переживали. Уверен, что все великие ораторы волнуются вначале выступления. И чем больше аудитория, тем больше волнения. Несмотря на то, что мне приходится часто выступать, я каждый раз перед выходом испытываю волнение. Лично у меня дрожат коленки. Но эта дрожь проходит через 3-5 минут после выхода на сцену. Один оратор по этому поводу говорил: «За две минуты до выхода на сцену меня легче пристрелить, чем выйти на публику, зато за пять минут до окончания выступления меня легче плеткой избить, чем выгнать со сцены». Волнение проходит, как только мы начинаем выступать, начинаем говорить. Главное – выдержать первые 3-5 минут. Потом становится значительно легче. Но об этом подробнее ниже.

Почему мы волнуемся перед выступлением

На одном из своих тренингов я услышал историю о том, как в одном городе объявили он наборе в группу по ораторскому искусству. Пришло два человека. Один из них впоследствии стал премьер-министром, второй – миллионером. Конечно, я далек от иллюзии, что они достигли таких результатов исключительно благодаря ораторским способностям, но многие предприниматели отмечают, что именно умение выступать на сцене позволило им достигнуть высоких результатов.

Так, один руководитель компании, у которого когда-то я брал интервью, на мой вопрос: «Как Вам удалось построить огромную организацию?» ответила «Благодаря презентациям». Это мой любимый метод работы. У меня очень легко «идут контракты» именно на презентациях» Многие успешные люди говорят, что достижению их успеха способствовало умение работать с аудиторией.

Как Вы знаете из книг Дейла Карнеги, Филипп Д.Армор, будучи уже миллионером, как-то сказал: «Я бы предпочел стать выдающимся оратором, нежели выдающимся капиталистом» . Чонси М.Дэпью утверждает: «Никакая иная способность, доступная всякому, не позволит Вам столь стремительно сделать карьеру и добиться признания, как умение хорошо говорить» .

Кто читал книги Фрэнка Беттджера, тот помнит, что он советует: «Если Вы хотите перебороть в себе страх, быстро развить смелость и уверенность в себе, записывайтесь на хорошие курсы ораторского мастерства» . Но хотя умение выступать на сцене позволяет достигнуть успеха в бизнесе и в жизни в целом, многие избегают ситуаций, когда им необходимо быть в центре внимания и выступать перед аудиторией. Причиной такого поведения является не страх, как думает большинство, а волнение.

Причины волнения

Рассмотрим две основных причины возникновения волнения перед публичными выступлениями:
1) фокус внимания на себе;
2) не любовь к себе.

Фокус внимания на себе или а что обо мне подумают

Причиной возникновения волнения является фокусирование внимания на себе в момент выступления. Что происходит, когда человек вышел на сцену? В этот момент он начинает осознавать, что на него смотрят. И оратор начинает смущенно улыбаться, смеяться, задерживает дыхание, испытывает сильное желание что-то делать: тараторить, жестикулировать, подмигивать, комментировать происходящее, хотя никакой необходимости в этом нет. Ему некуда деть руки (куда девать руки во время выступления я расскажу в отдельной статье). Ему кажется, что нужно что-то поправить в прическе и одежде. Словом, возникает ненужное напряжение или суета. «На меня смотрят, меня оценивают». И тогда выступающий начинает думать о себе, а не о слушателях.

Как-то я познакомился с девушкой, которая работает в одном крупном издательстве. Она рассказала, что раз в неделю у них проходят совещания, на которых каждый выступает с докладом на определенную тему. «Когда на мои выступления приходит главный редактор издательства, — призналась моя знакомая, — я думаю, как бы мне не сказать какую-нибудь глупость, и обязательно произнесу что-то такое, что главный редактор приходит в замешательство…»

В момент фокусирования внимания на себе возникает все перечисленные нами симптомы состояние дискомфорта. Мы вдруг начинаем думать о руках, и из-за этого не знаем, куда их девать; начинаем думать о том, насколько умно говорим, и от этого говорим еще запутаннее.

Как Вы знаете, в природе животные смотрят в глаза друг другу только тогда, когда хотят напасть или защищаются. Получается, что когда мы сталкиваемся со взглядами слушателей, в нас просыпается биологическая природа и выделяется адреналин. В результате начинают трястись руки, мы перескакиваем с одной мысли на другую и так далее.

Когда я провожу тренинг по ораторскому искусству «Учимся выступать публично», то спрашиваю участников «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас никто не смотрит, как Вы себя чувствуете?» Обычно отвечают: «Хорошо, уверенно, комфортно». В данной ситуации мы себя чувствуем уверенно: нет причин для страхов.

Следующий вопрос: Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас начинают смотреть, что-то меняется в вашем состоянии?» Отвечают, как правило, что-то меняется. В данной ситуации появились причины для волнения: «А что обо мне подумают? А вдруг что-то не так?»

Третий вопрос: «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-либо делом, и на Вас смотрят, но Вы не знаете об этом, что-то меняется?» Как правило, отвечают, что ничего. В данной ситуации нет причин для переживания, и мы чувствуем себя уверенно.

И последний вопрос: «Скажите, пожалуйста, если Вы заняты каким-то делом, и на Вас никто не смотрит, но Вы решили, что смотрят, меняется что-либо?» Как правило, отвечают, что меняется: в данной ситуации мы начинаем испытывать волнение.
Таким образом, получается, что мы сами создаем почву для проявления волнения. А раз мы умеем вводить себя в состояние волнения, то, скорее всего, сможем и вывести себя из состояния, которое сдерживает наши действия и поступки.

Не любовь к себе

Еще одной причиной возникновения волнения перед выступлениями может быть не любовь к себе. Многие оценивают себя за результат, за то, что они сделали, а не за сам процесс. Если я сделал дело, молодец. Если не сделал, не молодец. Сдал макулатуру, молодец. Не сдал, не молодец. Сдал зачет, молодец. Не сдал, не молодец. Так вот, важно научиться ценить себя не за результат, а за действия, за процесс.

Полюбите процесс выступления, полюбите себя за то, что вы выходите на сцену, выступаете, готовитесь к выступлению и так далее. А результат от выступления появится сразу же, как только Вы начнете получать удовольствие от самого процесса и перестанете зависеть от результата. Помните, за чрезмерным стремлением получить результат на самом деле стоит страх, что не получится. И срабатывает закон причины и следствия: «То, чего человек боится, то он от жизни и получает».

Как проявляется волнение перед выступлениями

Давайте перечислим внешние и внутренние симптомы, которые испытывает человек перед выходом на сцену и в начале выступления:

    • Покраснение кожи лица
    • Дрожь
    • Потеют ладони, лоб, спина
    • Сухость во рту
    • Ощущение «кома» в горле
    • Учащенное сердцебиение
    • Лишние движения, суетливость
    • Закрепощенность
    • Раздраженность, злоба, агрессия
    • Быстрое произношение текста
    • Желание убежать и не выступать…

Это основные симптомы волнения, которые отмечают участники на тренингах по ораторскому искусству. Интересно, что такие ощущения испытывают и опытные ораторы.Кто читал Дейла Карнеги, тот помнит историю о том, как Марк Твен впервые вышел на трибуну. Ему казалось, что рот у него набит ватой, а пульс – как у участника забега на призовой кубок.

Когда английский премьер-министр Ллойд Джордж выступал впервые, то находился в ужасном состоянии: язык его «прилип» к гортани, и он не мог произнести ни слова.

Дизраэли, к примеру, признавался, что ему было легче кавалерию поднять в атаку, чем решиться на первое публичное выступлений. Его дебют был очень неудачным.

Я прекрасно помню свое самое первое выступление. В зале присутствовало человек двадцать. Я поприветствовал всех, сказал, о чем буду говорить, и… благополучно забыл весь остальной текст.

Аналогичный опыт первого выступления был у одной из участниц моего тренинга. Когда она работала медсестрой в детском саду, заведующая попросила ее прочесть родителям лекцию о закаливании. Она хорошо ориентировалась в теме, но увидев на сцене, что на нее нацелено внимание аудитории, все забыла.

Здравствуй, герцог

На эту тему существует забавная актерская история.

Начинающему актеру, только что окончившему театральный институт, дали крошечную роль. Он должен был выйти на сцену и произнести: «Здравствуй, герцог!» Пока шел спектакль, новичок стоял за кулисами и продолжал поиск образа, на все лады интонируя эту фразу. Вдруг неожиданно крикнули: «Василий, твой выход». Актер вышел на сцену, подошел к герцогу и остановился.
— Здравствуй, герцог, — зашептал суфлер.
Актер смотрел безумными глазами и молчал.
— Здравствуй, герцог! – раздраженно зашипел суфлер.
Василий смотрел на него, как побитая собака, и молчал.
— Здравствуй, герцог! – закрывая рукой лицо, выдохнул герцог.
— Здравствуй, герцог! – пробасил пожарный из-за кулис. Актер обернулся к кулисам и глупо улыбался.
И тогда из первого ряда поднялся театральный завсегдатай, поправил пенсне и рявкнул:
— Здравствуй, герцог!

Как видите, волнение присуще всем. Первые выступления могли быть неудачными даже у людей, которые вошли в историю как выдающие ораторы. Разница в том, как они себя вели после этих неудачных выступлений.

Откровенно говоря, я не встречал людей, которые абсолютно не волнуются. А мудрецы говорят, что смелые люди не боятся бояться. И не воображайте, что ваш случай из числа особо трудных. Даже тот, кто впоследствии становился признанным оратором, в начале карьеры испытывал страх и страдал застенчивостью А Демосфен, как Вы помните, вообще картавил. Но разве это помешало ему стать великим оратором? Наличие у человека перечисленных выше симптомов говорит лишь о том, что он – живой настоящий человек

Если у Вас тонкие и кривые ноги, если у Вас три волосинки и глаза выпуклые, если у Вас голос никакой, гордитесь — Вы МАСЯНЯ

Я тоже испытывал и испытываю некоторые из них и сейчас, хотя выступаю уже более 15 лет подряд.

Мое первое большое провальное выступление

Прекрасно помню свое первое выступление перед большой аудиторией. Я вышел на сцену и еле-еле нашел микрофон. Хотя на сцене, как потом оказалось, их было четыре. Я попытался вытащить микрофон из штатива. Через 2-3 минуты я понял, что у меня ничего не выходит. Я оставил это дело и посмотрел в зал. Несмотря на то, что в зале было человек семьсот, передо мной был сплошной туман, дальше первого ряда я ничего не видел. И это не самое страшное, что со мной произошло во время того выступления. Через 9 минут после начал своей речи я понял, что сказал все, хотя мое выступление было рассчитано на полтора часа. Несмотря на первые неудачные опыты, я продолжал проводить тренинги и читать лекции, и результат дальнейших моих выступлений превзошел все ожидания.

Как справиться с волнением

Признайтесь в своем волнении

Самый простой способ снизить уровень волнения – это признаться в нем. Скажите аудитории об этом честно, потому что самый легкий способ избавиться от чего-то – позволить себе это. Как-то я посещал лекции одного профессора по психологии. И в самом начале он предупреждал курсантов: «Отключите свои мобильные телефоны или переведите их в режим вибросигнала, а то, когда они звенят, я теряюсь, забываю, о чем говорил». И действительно, когда у кого-то звенел телефон, он терялся, перескакивал с одной мысли на другую. Но мы это воспринимали как должное. Он нас сразу предупредил. А те, кто забывал выключить свой мобильный телефон, чувствовали себя неловко, так как лекции были очень интересными и полезными.

До тех пор, пока оратор пытается скрывать свое волнение, он волнуется еще сильнее. Он не позволяет себе расслабиться, и выступление получается хуже. Энергия оратора в данный момент идет не на аудиторию, а на «казаться» уверенным в себе. А получается наоборот. Чем больше выступающий старается показаться уверенным, тем более он выглядит нелепым. Но как только он признается в своем волнении, ему теперь не надо с этим состоянием бороться и тратить силы. Он свободен и внутренне раскрепощен. Оратор уже может обращать внимание на людей, а не на свое волнение.

Например: «Вы знаете, я впервые выступаю, и чувствую огромную ответственность за сегодняшнее мероприятие, возможно, что первые 10 минут у меня голос будет дрожать, и это нормально. Я очень хочу, чтобы вы сегодня получили максимальную пользу от нашей с вами встречи»

Бывает, что очень сложно настроиться, когда что-то случилось по дороге: «Вы знаете, только что по дороге видел такое невероятное, поэтому у меня сейчас реакция неадекватная, но как только мы начнем говорить о сути сегодняшней темы, все будет хорошо». И пошли дальше. Более того, когда признаешься в своем волнении, почему-то люди, находящие в зале, начинают тебя поддерживать и подбодрять. Вы говорите в данный момент искренне.

Движения во время выступления

Волнение и некоторое напряжение можно снять, когда начинаешь двигаться. Можно ходить по сцене, можно что-то написать на флип-чарте, можно что-то показывать руками и изображать всем телом. Когда начинаешь двигаться во время выступления, уходят зажимы, становишься более раскрепощенным, и волнение уходит. Начинаешь чувствовать себя комфортно в центре внимания. Главное, не надо с волнением бороться. Наоборот, используйте его, это Ваша искренность и естественность. А это всегда располагает к себе аудиторию.

Если выступаете перед камерой

Если вы выступаете перед камерой и очень волнуетесь, это тоже нормально. Что можно сделать, чтобы снизить уровень переживания? Очень просто. Начните произносить свою речь оператору, который вас снимает. Иногда доходит до смешного. Оператор начинает вам кивать. И даже забывает, что вас снимает.

Таблетки от волнения

Некоторые спрашивают, а нужно ли принимать какие-то препараты или таблетки, чтобы снизить уровень волнение. Еще раз хочу подчеркнуть, что волнение – это природный процесс, и «забивать» его лекарствами и препаратами не следует. Вы таким образом «убиваете» в себе часть живого, природы и Бытия. Забудьте о таблетках и препаратах. Это лишнее.

На счет алкоголя

Аналогичное касается и алкоголя. Некоторые говорят: надо выпить для храбрости. Вы знаете, когда от спикера несет алкоголем, это нисколько не повышает к нему чувства уважения. А наоборот вызывает противоположное отношение. Забудьте и об алкоголе тоже.

Если тараторите

Если Вы тараторите, говорите много слов безостановочно, то просто начните вставлять паузы во время речи. О том как развить способность говорить с паузами, я напишу отдельную статью.

Если краснеют или бледнеют лицо, уши, щеки, лоб и другие части тела;
если дрожат колени, руки, голос; если учащенное сердцебиение

Ничего делать не надо, это реакция Вашего организма на стрессовую ситуацию в следствие выделения организмом адреналина в кровь. Нужно направить выделившуюся энергия в действия. Не на свои переживания и мысли, а что об мне подумают. Просто выступайте и говорите то, что запланировали, и думайте о том, как Ваша информация сможем изменить жизнь слушателей в лучшую сторону. Через 3-5 минут волнение проходит. После выступления Вы будете очень удивлены, что так переживали по этому поводу.

Резюме

Итак, в этой статье мы с Вами поговорили о том, как не волноваться перед выступлением. Еще раз хочу подчеркнуть, что волнение, в отличие от страха, это что-то поверхностное и мимолетное. После выступления вы даже удивляетесь, а чего это я так переживал. Оказывается все не так страшно, значит, это волнение у вас было волнение, а не страх. Страх более глубинное и продолжительное. Но людей, которые по-настоящему испытывают страх публичных выступлений в своей практике не встречал. 99% людей испытывают волнение! Так что смело выходите на сцену, наблюдайте свое волнение и радуйтесь, что Вы живой человек. Помните про МАСЯНЮ!

Наблюдайте свое волнение прямо время выступления и это даст Вам больше осознанности в том, что Вы сейчас прочитали и когда Вы это замечаете, осознаете и видите, то волнение растворяется. Главное выйти на сцену и начать говорить и действовать.

Добавляйте данную статью в закладку, чтобы не потерять на просторах интернета, делитесь ее со своими друзьями с помощью кнопок социальных сетей ниже, а если все-таки желаете на практике перестать волноваться публичных выступлений, то пройдите мой обучающий видеокурс о том, как не бояться публичных выступлений по этой ссылке:

P.S. Помните, спикерами не рождаются, ими становятся!

Автор: Медведкова Людмила Николаевна, учитель начальных классов Макеевской общеобразовательной школы с дошкольным учреждением № 102
Описание материала: Предлагаю вам статью "Как справиться с волнением перед публичным выступлением". Данный материал будет полезен преподавателям, которые сталкивались с волнением перед публичным выступлением. Это статья познакомит вас с причинами волнениями и методами борьбы со страхом перед публичным выступлением.

Как справиться с волнением перед публичным выступлением

В современном образовательном пространстве возрастают требования к личности педагога. Ежедневно педагог вынужден рекламировать свои образовательные услуги, результативность педагогических наработок с целью позиционирования себя как успешного преподавателя в сфере образования.
Бесчисленное количество семинаров, конференций, презентаций, конкурсов заставляют педагогов выступать. Ежедневно каждый педагог сталкивается с публичными выступлениями. Аудитории могут быть разными: детская (дети) и взрослая (родители, коллеги, администрация). И всё это может вызывать волнение, страх или даже ужас. Такие переживания сказываются на здоровье учителя, а также на продуктивности его педагогической деятельности.
Нередко приходится слышать: "Я не могу выступать, потому что очень волнуюсь! А Марья Ивановна отлично держится на сцене! Это у неё талант!".
Говорят, что хорошими ораторами не рождаются, а становятся. Как же можно стать хорошим оратором, если одна мысль о публичном выступлении наводит на страх, вызывает бурю волнений.
В этой статье мы поговорим о том, как справится с волнением перед публичным выступлением и научится получать удовольствие от сцены.
Страх публичных выступлений берёт своё начало в инстинктах. Вы как будто бросаете вызов аудитории, оказываетесь на сцене в лучах внимания большого количества людей. Вы буквально чувствуете себя под прицелом, как вас всесторонне оценивают, ловят каждый жест и каждое слово. Удивительно то, что боязнь публичных выступлений занимает второе место в классификации фобий после страха смерти.
Любой человек и испытывает в этот момент волнения. Оказаться в таком положении – это большой стресс, а инстинкт говорит нам, что при стрессе надо убегать! Но мы люди, а значит, можем взять себя в руки и не поддаваться инстинктам. Давайте же попытаемся себе помочь!
Существует мнение, для того, чтобы победить страх нужно заглянуть ему в глаза.
Итак, выясним причины волнения перед публичным выступлением:
- Завышенные ожидания и завышенная оценка значимости данного события. Часто обычному выступлению длительностью 3 – 5 минут мы предаём огромную важность и, если что-то пойдёт не так, то после этого произойдёт страшное. Сам шанс выступить мы сравниваем с выступлением перед президентом или в суде, где на кону наша свобода. Важно научится объективно оценивать важность такого события.
- Прошлый опыт публичных выступлений. Если в прошлой аналогичной ситуации вы очень разволновались или потерпели поражения, то и в данной ситуации вы будете переживать те же эмоции. Постарайтесь забыть то, что было с вами в прошлой ситуации и начните всё с чистого листа.
- Ошибочное убеждение, что аудитория, в которой придется публично выступать изначально настроена враждебно. Это не так. Люди относятся к выступающему по меньшей мере нейтрально и поначалу дают выступающему определенный кредит доверия. Конечно, бывают изначально негативно настроенные слушатели, но они критикуют всех, не только нас и по ним не стоит судить обо всех слушателях.
- Страх забыть заготовленную речь. В этом случае необходимо заранее прорепетировать своё выступление и составить план, чтобы не растеряться перед аудиторией.
- Боязнь дополнительных вопросов по данной теме. В данном случае важно понимать, что невозможно знать абсолютно всё и, если вам зададут дополнительный вопрос, на который вы не знаете ответ, можно обратится с этим вопросом к самой аудитории. Это будет искренне с вашей стороны и честно. А в выступлении главное - это доверие выступающего к аудитории.
- Неопытность оратора. Это можно исправить только систематически выступая перед разными аудиториями и с разными темами. Практика - это самый эффективный способ. Чтобы избавиться от страха, вам нужно постоянно его преодолевать.
Для преодоления волнения необходимо использовать методы борьбы со страхом:
1. Быстро подвигайте челюстью вперед-назад, это поможет расслабить лицевые нервы.
2. Помотайте кистями, пошевелите пальцами, разомните ладони. Данная гимнастика помогает снять парализующий эффект волнения, стимулирует речевой аппарат; скорость вашей реакции и красноречие ощутимо повышаются.
3. Энергично пройдитесь, помашите руками. Физическая активность способствует снятию нервного напряжения.
4. Подвигайтесь в спокойном ритме. Вытяните руки вверх, не отрывая пяток от пола, потянитесь и бросьте тело вниз, встряхните руками.
При волнении увеличивается частота дыхания. Научившись контролировать свое дыхание и управлять им, вы научитесь контролировать такие чувства, как волнение, страх, паника. Медленное и глубокое дыхание поможет уменьшить тревожное состояние. Воспользуйтесь следующими дыхательными упражнениями перед выступлением:
1. "Дыхание квадратом": сделайте вдох через нос, выдержите паузу, выдохните через нос и снова выдержите паузу. Упражнение делайте на четыре счета (вдох на раз, два, три, четыре, пауза на раз, два, три, четыре и т. д.).
2. "Дыхание на счет": сделайте вдох через нос на раз-два, выдох через нос на три-четыре-пять-шесть. Выдержите паузу (3-5 вдохов и выдохов). Далее увеличивайте продолжительность вдохов и выдохов. Сделайте вдох через нос на раз-два-три-четыре, выдох через нос на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов).
3. "Выдох через рот": сделайте вдох через нос на раз-два-три, выдох через рот на пять-шесть-семь-восемь-девять-десять-одиннадцать-двенадцать (5-7 вдохов и выдохов). Говоря, вдох лучше делать носом, а выдох мы, так или иначе, делаем ртом. Чем длиннее наш выдох, тем сильнее, мелодичнее и без перерыва нам удастся говорить.
4. Если перехватило дыхание, сделайте несколько глубоких вдохов с произнесением на выдохе любых слов с употреблением гласной "у". Например: ух, круг, пух…
И наконец последний метод, который поможет расслабиться и снять напряжение за 3 – 5 секунд до начала вашего выступления необходимо осмотреть аудиторию и произнести про себя что-то хорошее, например: "Хорошие мои, как я рада вас видеть!". Это вызовет улыбку на вашем лице и поможет эмоционально настроиться на приятные ощущения.
Таким образом, для того чтобы справиться с волнением перед публичным выступлением недостаточно теории, необходимо выступать, выступать и еще раз выступать… при любой удобной возможности. Если вам есть что сказать - встаньте и говорите. Даже если ваш внутренний голос будет утверждать вам, что не нужно этого делать, у тебя ничего не получиться. Публичная речь должна стать для вас также привычна, как утром умыться и почистить зубы. Помните, что каждое ваше выступление совершенствует вас как оратора, помогает вам ощущать себя более уверенным перед аудиторией. Закон диалектики: количество переходит в качество, затем начинает приносить удовольствие. Когда сам оратор получает удовольствие от процесса выступления, тогда и аудитория будет в восторге от выступления.

Помните себя несколько лет назад?

Почти у всех в школе или в вузе, на экзамене или простом уроке была такая ситуация: сидишь, дрожишь как осиновый лист или котёнок, попавший под дождь, и вдруг слышишь свою фамилию, доносящуюся откуда-то издалека, словно через слой ваты: «Сидоро-о-ов (Синицына, Яблочкин - нужное подчеркнуть), к доске!». Страх перед преподавателем забыть невозможно, но разве мы могли себе тогда представить, что и учителя подчас боятся нас не меньше?

«Я только выгляжу взрослым. На самом деле наоборот»

Бел Кауфман

Теперь мы выросли и стоим по другую сторону баррикад, и страх перед учениками - одна из наших насущных проблем. Заходя в класс, особенно впервые, кто-то испытывает лишь лёгкое волнение, у кого-то холодеют руки, а есть и такие преподаватели, у которых перехватывает горло и подкашиваются ноги. Я перед своим первым занятием чувствовала, будто стою на краю пропасти: открыть дверь в класс казалось равносильным шагу в пустоту и неизвестность.

На продуктивности занятия крайняя степень волнения сказывается не лучшим образом, к тому же испытывать постоянный стресс не просто неприятно, но и вредно.

Чтобы победить врага, то есть страх, нужно заглянуть ему в лицо. Я не призываю вас сейчас играть в гляделки с учениками (хотя почему бы и нет?), но понять причину мандража просто необходимо! Осведомлён - значит вооружён.

Страх перед выступлениями - древнейший страх, основанный на инстинкте самосохранения. Людям свойственно быть частью социума (читай - племени), во времена охоты на мамонта это гарантировало выживание: люди вместе добывали пищу, обустраивали быт, защищались от врагов. Выделиться из толпы означало бросить вызов, изменить привычный ход вещей, взять на себя ответственность за действия других.

Итак, страх перед выступлением - это в первую очередь страх неизвестности, мы боимся того, что может произойти на занятии, осуждения и ошибки. Вас не будут слушать? Или зададут сложный или неудобный вопрос? Или вдруг техника подведёт?

До занятия продумайте возможные неурядицы, проживите их, найдите мысленно пути решения проблем и простите себя за оплошности.

Способ № 1. Дышите

Самое простое, что ещё можно сделать, - не переставать дышать.

Ваше хладное тело вряд ли обрадует учеников и администрацию, а дыхание поможет вам успокоиться, прийти в себя. Дышите глубоко и ровно, на четыре счёта делайте вдох и на столько же счётов выдох. Вы удивитесь, но вскоре почувствуете себя намного лучше.

Способ № 2. Занимайтесь спортом

Регулярные занятия спортом уменьшают тревожность и общий уровень стресса. Даже если вы далеки от спорта, просто пройдитесь перед занятием быстрым шагом или сделайте 10 приседаний - это поможет отвлечься от тревожных мыслей и перенаправит вашу энергию. Главное - не перестарайтесь, запыхавшийся учитель выглядит несколько нелепо.

Стресс приводит к атрофии нейронов головного мозга и нарушает нейронные связи. Это сказывается на интеллектуальном потенциале, на умении находить выход из сложных ситуаций. При помощи физических нагрузок в мозге повышается уровень нейропептида галанина, который защищает нейронные связи от разрушительного действия стресса.

Способ № 3. Обманите аудиторию и себя

Когда преподаватель заходит в класс, на нём не написано, волнуется он или же спокоен как удав. Самое время воспользоваться этим преимуществом! Расправьте плечи, выпрямите спину, передвигайтесь по классу не спеша, покажите всем видом, что вы уверены в себе. Тогда вам удастся обмануть не только аудиторию, но и самого себя: ваш мозг успокоится вслед за телом.