Из чего сделана юрта. Смотреть что такое "Юрта" в других словарях. Легко регулировать освещенность и вентиляцию




Одним из величайших изобретений, подаренных миру кочевниками, является походный дом — юрта.

Первые передвижные жилища на колесах появились уже в эпоху бронзы. Это были прототипы будущей юрты — шатры и шалаши, жестко укрепленные на двух- и четырехколесных телегах.

Однако жилища на повозках, удобные для равнин, не годились для местностей гористых, пересеченных; поэтому потребовалось жилище, которое можно было разобрать и перевезти на вьючных животных.

Самые ранние изображения таких жилищ зафиксированы в росписи на стене склепа Анфестерия в Крыму (I в. до н.э.) и среди петроглифов Боярской писаницы в Южной Сибири.

КОМПАС КОЧЕВНИКА

Дверь юрты всегда смотрит на восток. Она всегда ждет рассвета Жизни. Солнце для кочевника — первый и главный гость в этом мире.

Хорошая невестка первой встречает утро и спешит приоткрыть войлочный головной убор юрты, тундк — покрывало ночи, чтобы впустить в дом первые лучи солнца.

Солнце, как и подобает почетному гостю, восходит на тер — самое почетное место в юрте. Все, что находится по левую руку от него, олицетворяет собой постоянство мира, которому благоволит Бог природы. Эта сторона — женская, жизнеутверждающая. Все, что находится по правую руку, олицетворяет Путь-Дорогу, вечную смену дня и ночи, суетность мира. Эта сторона — мужская, непредсказуемая, полная тревог и испытаний. Здесь человек чувствует себя гостем в этом мире.

Западная сторона юрты — закат Солнца — самая запретная и таинственная. Она подобна всепоглощающей черной дыре, в которую низвергается все живое, и потому занавешена самыми роскошными коврами, заставлена сундуками со всем нажитым добром кочевника.

И, словно 99 слоев Неба, на сундуках уложены пышные одеяла и подушки.

УСТАНОВКА ЮРТЫ

В казахском фольклоре есть такая загадка: «Один ковер ворсистый / А другой — лысый. / К ним в придачу / Кошма на кошме. / „Оп!“ — воскликнул я и вознесся в небеса, / Покрутил, походил, / Твердь земную утвердил!»

Пушистый ковер — это травяной покров земли, а лысый ковер — небосвод. Между ними — облака, в которые на рогатине-бакане возносится купол юрты, ставится круговая решетка, стелются ковры.

Эта космогоническая загадка — свидетельство древнего представления кочевника: мир — большая юрта, где купол — небо, шанырак — солнце, пол под ногами — земля, а кереге — стороны света. И в этом смысле собирание юрты моделирует картину Сотворения мира.

Сборка юрты начинается с установки двери. Дверь — лицо юрты, ее украшают узорчатой резьбой и расписными красками.

А\фосага (Священный порог) — так поэтически называется граница между миром внешним и миром человеческим. Поднявшись в полный рост, Человек вспомнил о Боге — вознес купол своего дома и сделал потолок окном в Небо.

Шанырак (Колесо Солнца) — символ Жизни, который перерос в символ продолжения рода. Шанырак темнел со временем от дыма очага, но чем темнее и древнее он был, тем более почитался всеми домочадцами. Кара шанырак , — так называют казахи отеческий дом. Его наследует самый младший в роду.

Вошедший в дом, если он зашел не в гости, а по делу, должен выказать уважение шацыраку — преклонить колено. Даже если дело очень срочное, не делитесь им стоя, присядьте хоть на минуту. Невеже могут указать: «Не ты огонь в дом принес, преклони колено!»

ЗОЛОТОЕ РУНО

Казахи называют юрту куіз уй войлочный дом . И действительно, он словно весь соткан из золотого руна. Недаром в китайских летописях кочевников зовут «людьми войлока».

Состриженную по осени овечью шерсть теребили руками, взбивали прутьями из таволги, превращая ее в нежный невесомый пух, укладывали слоями, поили кипятком, заворачивали в циновки, катали по земле ногами, мяли локтями, тянули во все стороны, чтобы получить, в конце концов, крепко сбитый войлок.

Пройдя весь этот изнурительный процесс, степной ковер становился самым ценным изделием в обиходе кочевья, он покрывал юрту и защищал домочадцев от ветра, солнца и влаги, утеплял и украшал пол, превращал стены в галерею ковровой живописи.


ИНТЕРЬЕР ЮРТЫ

Изнутри конструкция степного дома укрепляется узкими лентами желбау — в случае сильного ветра они превращаются в якорные канаты, к которым привязывают тяжелый груз.

Пол кочевого дома утепляется текеметами — войлочными коврами со слегка размытыми красочными узорами.

Стеганые ковры сырмак , покрывали пол и стены юрты. Орнаментальный узор двух-трех цветов простегивается шерстяной нитью и тянется, словно нескончаемый путь. Самый известный вид сырмаца так и зовется: бітпес — неиссякаемый. Он символизировал собой идею бесконечности мира.

Алаша , еще один вид казахского ковра, сшитого из тканых полос, в переводе означает «пестрый», «полосатый».

Картины природы, ландшафт родных мест закодирован казахскими рукодельницами в ворсовых и безворсовых тканых коврах — кілем .

Самым ярким украшением юрты является мускиіз — настенный ковер. В состоятельных семьях он отделан драгоценными тканями и дорогими вставками, украшен богатой вышивкой.

1. Сакральный центр — очаг-дастархан, символ семейного счастья.

2. Почетное место для гостей — тер, олицетворение славы и богатства.

3. Место для гостей — символ нового и преходящего.

4. Опочивальня — символ семейного гнезда.

5. «Кабинет» мужа - здесь хранятся символы охоты, добычи, удачи.

6. Уголок хозяйки — символы хранителей блага.

7. Порог - босага, сакральная граница дома и внешнего мира.

На женской половине в самом верхнем углу устанавливалась деревянная кровать хозяев. Постель хозяев — одеяла и подушки — забраны занавесью. Каким бы уважаемым ни был гость, ему никогда не предложат переночевать в хозяйской постели. Ни один предмет — ни одеяла, ни подушки хозяйские — не должен соприкасаться с чужаком, иначе, считали казахи, счастье покинет хозяев.

Здесь же устанавливалась колыбель для новорожденного. Недоношенного ребенка выхаживали в зимнем головном уборе тымак , подвешивая его над кроватью.

Ближе ко входу — хозяйственная зона. Здесь располагался шкаф с посудой — асадал или кебеже , где хранили вяленое мясо, курт (сушеный подсоленный творог), пачки чая. На кереге развешивали переметные сумы для хранения и перевозки посуды. Под ними ставился огромный бурдюк для кумыса — саба .

На мужской половине, ближе к тер, почетному месту, устанавливался адалба . На нем развешивалась верхняя одежда хозяина. Далее у небогатых хозяев могла стоять кровать женатого сына, еще не отделившегося от родителей, либо девичья постель дочери, убранная шелковой занавеской — шымылдык ,.

В целом эта половина гостевая. Ведь сыновья, возмужав, поднимут свои юрты, младший займет место отца. Дочь — тоже гость: выйдет замуж, — уйдет в другой дом. Сюда же переносили тело умершего хозяина, отныне он — «гость», который отправляется в дальнюю дорогу, в мир иной.

Ближе к порогу находилось снаряжение коня, пожизненного спутника кочевника, — седло, сбруя. Здесь же устанавливался тугыр — подставка для ловчей птицы, беркута или сокола.

В центре юрты на треножнике стоял казан. Его никогда не оставляют открытым или пустым. Пища — символ Добра. Пусть хоть ложка масла на дне, но обязательно будет в казане — важно, чтоб он не пустовал.

ОГОНЬ

Перед тем как двинуться в путь, кочевники разжигали костры по обе стороны дороги, и кеш проходил между ними. Это тоже ритуал очищения и защиты от злой силы.

Нелегка судьба странника, и желания его просты: отогреться у костра, поесть-попить чего-нибудь горячего, отдохнуть под сухим кровом, вдали от хищных зверей забыть все страхи и тревоги, одолевавшие его в пути.

Вот почему для казаха-кочевника Очаг — сердце его кочевого дома, Огонь для него священен. И там, где поселилось Зло и Болезни, казах обязательно возжигает Огонь. Огня боятся не только хищные звери, но и злые духи, считал он.

Первая заповедь казахов: «Почитай Огонь, не оскверняй его, он — священен!» Лить воду в огонь — все равно что пожелать зла этому дому и его хозяевам. Даже случайно пролитая вода может привести к несчастью.

ДОМ

Когда встречаются знакомые люди, то после приветствия обязательно спросят: «Как дома, все ли живы-здоровы?»

Юрта не имеет окон, то есть глаз, и потому она слушает степь. Услышав, что всадник спешился поодаль, хозяева, сидящие в юрте, знают, что приехал мирный гость. Если же копыта продолжают звучать, и всадник доезжает до порога, то либо он — черный гонец (вестник войны и смерти), либо этот гость хочет оскорбить хозяев.

СВЯЩЕННЫЙ ПОРОГ

От того, как вы переступите через порог, зависит и отношение хозяев к вам. Если вы переступите его правой ногой, низко склонив голову, значит, вы полны уважения к хозяевам. Поступить наоборот — все равно что оскорбить честь и достоинство этого дома, хозяина, всего его рода. А чтобы этого не произошло по рассеянности и небрежности, порог намеренно делают высоким, а притолоку двери — низкой.

Переступив порог, надо поздороваться, даже если в юрте никого нет, пожелать: «Да прольется свет на ваш дом!» Приветствие должно быть достаточно громким. Входя в дом вечером и в сумерки, надо говорить: «Добрый вечер!»

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.


Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.


Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.


У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.


На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.


В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.


Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Юрта - это круглый дом кочевника, укрытый шкурами. Это знает каждый взрослый и даже ребенок. Но что еще нам известно о праматери всех жилищ? Оказывается, что совсем немного. Давайте разбираться!

1. Откуда взялось название «юрта»?

Слово юрта пришло в русский язык из тюркского «jurt». Первоначально оно переводилось как «народ», позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В современных казахском и киргизском языках есть слово «ата-журт» - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как «отцовский дом».

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов «юрта» переводится просто как «дом» или «жилище», что подчеркивает ее важность и значимость.

2. Когда появились первые юрты?

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими из знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

3. Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

4. Чем монгольская юрта отличается от казахской?

Монгольская и казахская юрта хотя и очень похожи, но все же имеют различия. Они обе произошли от древнетюркского прототипа.

Казахская юрта состоит из раздвижного основания (кереге), купола (ууки), подвижных канатов (сагнаки) и шанырака (отверстия в куполе). Вход может закрываться дверью или войлочным полотнищем.

Монгольская юрта состоит из деревянного каркаса (ханы), наклонной кровли из жердей (уни), центральных опор и тундюка (аналог шанырака). Вход обычно закрывается стеганым войлочным полотнищем.

5. Зачем нужно отверстие в куполе?

Отверстие в куполе, которое называют шанырак или тундюк, имеет сразу несколько функций. Это и вентиляционная шахта, и освещение, и часы, и ритуальный символ. Установка юрты обычно делалась так, чтобы первые лучи света через шанырак падали на мужскую половину, а закатные лучи - на женскую.

6. Можно ли в юрте жить зимой?

Да, в юртах можно жить зимой. Структура жилища такова, что в нем не холодно в морозы. Даже в условиях суровых снежных зим достаточно поставить печь или организовать отопление иным способом, чтобы чувствовать себя комфортно.

7. Не жарко ли в юрте летом?

В юрте не жарко летом, внутри благодаря плотному слою войлока или других утепляющих материалов поддерживается комфортная температура. Жара не лезет внутрь.

8. Сколько можно жить в юрте?

В юрте можно жить сколько угодно. Хотя это и мобильное жилище, оно предназначено для комфортного проживания в любой период года. При желании можно в нем жить на одном места, как на даче или в загородном доме, годами. А можно несколько раз в год перевозить с места на места: к реке, на лесную поляну, к морю или к горам.

9. Как в юрте устроен пол?

Устройство пола в юрте может быть очень разнообразным. Чаще всего используется несколько стандартных вариантов: земля покрывается плотными деревянными щитами или же коврами, овчиной, современным плотным материалом. Возможно совмещение двух вариантов.

10. Сколько времени требуется на сборку юрты?

Так как главным преимуществом юрты является мобильность, полная сборка на новом месте осуществляется всего за 1,5-2 часа (если этим занимаются знающие люди). Разборка проходит и того быстрее - для ее разбора и укладки на транспорт достаточно 30-50 минут.

11. Как отапливается юрта?

Самый распространенный способ обогрева юрты - это «буржуйка», печь могут дополнительно обкладывать кирпичом, чтобы увеличить отдачу тепла.

12. Как юрта устроена изнутри?

Конечно, современные юрты, которые используются как мобильные дачи, редко устанавливаются и обставляются в соответствии с традициями. Но ранее у кочевников принято было ориентировать дом так, чтобы двери выходили на юг, при этом восточная половина считалась мужской, а западная - женской. В центре, строго под отверстием в куполе, устанавливался очаг. За очагом напротив входа располагалось все ценное, что было у хозяев. Между этим хранилищем и очагом было почетное место, которое обычно отводили гостям.

13. Как правильно хранить юрту и ухаживать за ней?

В разобранном виде нужно хранить полностью высушенные и правильно уложенные элементы юрты в крытом, желательно, сухом помещении.

14. Не страдает ли юрта от осадков?

Современная юрта, полог которой изготавливается из прочных и влагоустойчивых материалов, не боится дождя и снега. Когда идет дождь или снег, шанырак на время закрывается. А в период таяния снега, чтобы уберечь обивку стен, низ юрты оборачивают брезентовой полосой, шириной около 30 см.

15. Кто живет в юртах?

Традиционно в юртах жили кочевые племена. До сих пор такими жилищами пользуются на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов, но обычно ими он используется сезонно.

на время учебного года в собственноручно построенной юрте. В Англии в моду вошло летнее празднование свадеб в дизайнерских юртах. А недавно стало известно, что Леонардо Ди Каприо заплатил 95 тысяч долларов за возможность пожить в юрте. Он приобрел сертификат на экстремальное десятидневное путешествие-выживание по Монголии. Программа тура включает в себя езду на лошадях, соколиную охоту, поездки с кочевыми семьями и ночевку в юртах. Сопровождать голливудскую знаменитость будет шведский исследователь и путешественник Йохан Эрнст Нильсон. "Когда я организую такие поездки, я достаю людей из их привычной зоны комфорта и заставляю делать то, что они никогда не стали бы делать. Это превращается в путешествие внутрь себя", – цитирует The Telegraph Нильсона.

Откуда взялось название "юрта"

Слово "юрта" пришло в русский язык из тюркского jurt. Первоначально оно переводилось как "народ", позже так стали называть жилища кочевого народа, пастбища и даже родовые земли. В кыргызском языке есть слово "ата-журт" - отечество или родина, но буквально это словосочетание переводилось как "отцовский дом".

Сходное по звучанию с юртой слово имеется и в монгольском языке - гэр, здесь это также синоним дома. Получается, что с языков многих кочевых народов "юрта" переводится просто как "дом" или "жилище", что подчеркивает ее важность и значимость.

Когда появилась юрта

Об этом до сих пор спорят ученые, историки и искусствоведы. Наиболее распространены две версии: XII-IX или VIII-V века до нашей эры. Первая версия предполагает, что юрты - это жилища андроновцев, живших на Урале, в Сибири и Средней Азии еще в бронзовом веке. Но их варианты юрты похожи на бревенчатые хижины, то есть не совсем такие, какими их знают сейчас.

А вот жилища кочевников, живших на той же территории в VIII-V веках, практически такие же, какими мы сегодня знаем юрты. Достоверно известно, что юртами пользовались хунны, тюрки, монголы, казахи и туркмены, но у каждого народа были свои варианты.

Почему юрта круглая?

Казалось бы, простой вопрос, какой чаще всего задают дети. Но ответить на него не так легко. Сегодня много говорится о сакральном смысле круга и значимом делении внутренней площади. Но все эти размышления появились намного позже, чем привычная форма. Ученые утверждают, что кочевники, жившие в степях, выбрали круглую форму из-за того, что она имеет наименьшую сопротивляемость к ветру, который гуляет постоянно. Именно такие жилища могли выстоять в любой ураган.

Уже много позже физики и строители доказали, что круглые здания еще и наиболее устойчивы, а также гораздо вместительнее своих четырехугольных собратьев.

Какие народы пользуются юртами

Жилища типа юрт были у многих народов центральной Азии, Монголии и Сибири, для которых кочевое и полукочевое скотоводство было главным занятием. Юрты есть у казахов, каракалпаков, туркмен, ногайцев, башкир, алтайцев, калмыков, монголов.

Отличаются ли кыргызские юрты?

Да, кыргзыская юрта самобытна, хотя ее конструкция имеет много общего с конструкцией юрт других кочевых и полукочевых народов Средней Азии и Казахстана, Южной Сибири и монголов. Но наибольшая близость существует с юртой казахов. Однако наша юрта выше.

Юрты кыргызов также разнятся. Основное различие сводится к форме купола. На севере Киргизии (за исключением Таласской долины) форма купола юрты приближается к конусообразной. На юге Киргизии, в Таласской и Чаткальской долинах, купол более пологий и имеет полусферическую форму благодаря большему изгибу нижней части купольных жердей.

Из каких деталей состоит кыргызская юрта

Юрта состоит из множества деталей, у каждой из которых есть свое название. Приведем только главные:

раздвижные стенки юрты - кереге;

купольные жерди - уук;

деревянный круглый обод, опора для крыши юрты - тундук;

жерди, укрепленные над дверью, - эшик уук (их 3-4) - короче остальных, поскольку один конец их укреплялся на верхней перекладине дверной рамы (баш босого), расположенной выше стен юрты;

шест с развилкой (бакан). Эти жерди подпирают покров дымового круга, защищающего очаг от сильного дождя и снега;

войлок для покрытия юрты - туурдук.

Есть ли правила по внутреннему убранству юрты?

Внутренне убранство юрты строго отвечает национальным канонам. Правая сторона юрты называлась "эпчи жак" - женская половина, где ставилась "ашкана чий", ширма, закрывающая хозяйственную часть. Левая половина – "эр жак" - мужская часть, где ставились конские принадлежности, предметы ремесла и охоты. Также это место, где работал сам мастер – "уста". Напротив входа – "тоор" - место для гостей, где убирался "джук", разделяя на мужскую и женскую половины. Это было видно по раскладу: с правой стороны "джука" висело "текче", в котором хранили женский головной убор "элечек". А с левой стороны "джука" ставился "ала бакан" – красиво украшенный серебром, инкрустированный дорогими камнями шест, на который вешали мужские богатые тулупы из меха куницы, лисы, из парчи и бархата. "Коломто" – священное место очага, находящееся ближе к выходу.

Одна семья пользовалась одной юртой?

Это зависело от достатка. У состоятельных кыргызов, кроме основной, были еще юрты для приготовления пищи и продовольствия. Были еще временные юрты - гостиные (мейман уйу), которые ставились по случаю больших праздников, похорон или поминок.

Богатые кыргызы, отдавая замуж своих дочерей, ставили свадебные юрты (ерге), которые считались главной частью приданого.

Как вести себя в юрте

Существует строгий этикет, связанный с юртой. Например, подъезжать всаднику к юрте следует с тыльной стороны. Входить в юрту с плеткой в руке гостю нельзя или, например, с набитым ртом. Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу.

В юрте нельзя сидеть, опираясь спиной на что-либо, потому что это поза больного человека, также не рекомендуется сидеть на корточках или вытянув ноги вперед.

Кто сейчас пользуется юртой

До сих пор юртой пользуются скотоводы на Алтае, в Казахстане, Кыргызстане, Монголии, Туркмении. Также мобильный дом популярен у рыбаков, охотников, пасечников и туристов. В Монголии юрты - это самые популярные дачи, поскольку летом в них гораздо комфортнее, чем в обычных кирпичных строениях. Кроме того, юрты очень популярны в индустрии туризма - в них размещаются рестораны и гостиницы.

Казахская юрта - традиционное жилище, существующее с древности, используется до настоящего времени. Юрта казахов своеобразный тип переносного жилища, характерный для насельников Великой степи. Юрта с оригинальным архитектурным решением, со сложным семантическим смыслом отражает уровень культурного развития тюрко-монгольских племен, их сложную идеологию. Неповторимость этого типа жилища, архитектуры, созданной из войлока и гибкого ивового прута, стала сегодня для каждого казаха емким символом Родины, древней культуры народа. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была, не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир. Заслуживает большое внимание символика казахской юрты, раскрывающая духовно-культурные и научно-философский смысл юрты. Символизм кочевой культуры представлял собой философское отношение к миру и был нормой жизни. Не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны. Ряд казахстанских ученых А.Толеубаев, Н.Шаханова, М.Каракузова, Ж.Хасанов, Б.Ибраев и другие писали об отражении древней космической системы в конструкции юрты казахов.

Юрта кочевников является продуктом длительного развития, постепенного совершенствования более примитивных типов жилищ. О происхождении юрты существует разные мнения. Немало археологических материалов и письменных источников свидетельствуют об использовании юрты и ее исходных прототипов. В процессе изучения, развития андроновского жилища, ученым удалось решить вопрос о происхождении юрты – удивительного по своей простоте и гениальности передвижного жилища кочевников. Считали, что она могла развиваться из бедуинского шатра, сибирского чума, шалаша. В ходе раскопок андроновских поселении Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы, в слоях ХІІ-ІХ вв. до н.э. были открыты круглые или многогранные постройки с каркасными стенами из вертикальных жердей, с решеткой из плетня, с коническим либо пирамидальным перекрытием, опирающимся на раму, через которую выходил дым. Поэтому не без основания можно считать, что юрта возникла в глубокой древности и прототипом, прообразом ее явилось легкое круглое жилище андроновцев .

Тесная связь и параллель между образно-концептуальной моделью мира и юртой прослеживается в ее строении. Каркас юрты состоит из трех частей: кереге (решетчатый остов), уык (жерди, подпирающие верхний круг), шанырак (верхний круг) – каждая из которых составляет определенный уровень по вертикали. В свою очередь, кровельное войлочное полотно также состоит из трех частей: туырлык (покрытие решатчотого основания юрты), узюк (покрытие купольных жердей) и тундык (войлок, закрывающий верхний круг) .

Обода (шанырак) юрты является одной из самых уважаемых деталей казахского национального жилища, символом продолжения рода. С шаныраком связано очень много культурно-исторических мотивов, понятий, символики, сакральных обычаев и обрядов у казахов.

Согласно универсальному представлению многих народов, «существенно реально лишь то, что сакрализовано, а сакрализовано лишь то, что составляет часть космоса, выводимо из него, причастно к нему».

Изучая семантику шанырака с точки зрения аналогии его гори­зонтального плана с крестом, заключенным в круг, Р.Р.Фатиков при­шел к выводу, что структуру шанырака можно рассматривать и как модель мира, близкую к скифо-сакской.На наш взгляд, модель мира составляет не столько отдельно шанырак, а остов юрты в целом.В культурном горизонте юрты также можно выделить четыре части: «төр», «есік», «оң жақ», «сол жақ». Таким образом, культурный горизонт юрты в плане представляет собой четырехугольник (квадрат), заключенный в круг. Купол, образуемый уыками и шаныраком, соотносясь с квад­ратным культурным горизонтом, символизирует соединение Неба и Земли.

В системе перекодировок «макрокосм и жилище» шанырак, буду­чи самым верхним уровнем юрты, соотносится с небосводом. В воз­несении шаманов на шанырак с целью встретиться со своими духами-помощниками, мы усматриваем параллель с широко распространенным у сибирских народов представлением о странствии шамана в верхнем мире - на Небе.В шаманском представлении древних тюрков, позднее казахов шанырак и Небо - сопоставимые, взаимоперекодируемые понятия. Небо - Көк аспан (букв. «синее небо») имеет глубинную концептуальную связь с культом Тенгри .Само название «Тенгри», по мнению М.П. Хомонова, образовалось в период общности алтайских языков и состоит из двух компонентом: тэн (свод, арка, столбы) и гэр (юрта, дом, жилище) .На наш взгляд, особая сакрализация шанырака объясняется его связью с двумя важнейшими древнетюркскими культами - Тенгри и предков .

Шанырак выступает одним из основных классификаторов вертикальной плоскости пространства жилой площади. С одной стороны, он является границей между верхом и низом, с другой – между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: солнцем, луной и звездами. Попаданию дневного света, лучей солнца в жилище через шанырак казахи придавали особое значение. Наверное, поэтому в первые месяцы после свадьбы невеста обязана была вставать с восходом солнца и приоткрывать кошмовое покрывало (тундік) над шаныраком .

Также, шанырак является символом семейного благополучия, мира. У казахов был такой ритуал присяги: смотря на шанырак, люди давали клятву.

Шанырак - это символ объединения, поэтому казахи, когда совершают бата – а это пожелания стариков – говорят «шаңырағың шайқалмасын» - пусть купол твоей юрты будет крепким, непоколебимым. Это означает: пусть царит в семье мир, дружба и братство. В национальном самосознании, мировоззрении казахов «шанырак» - это «дом», «семья», «поколение», в духовно-философском понимании он является символом очага, продолжением рода, традиций и воспитания, духовной близости. О потомках рода обычно говорили: «Әкесінің шаңырағын құлатпай, түтінін түтетіп отыр», что означает «Достойно продолжает отцовский род». Шанырак тесно связывали с понятием семьи, поэтому, когда в семье происходила большая беда или семья распадалась, говорили: «Шаңырағы шайқалды» - «Шаңырак покачнулся». В представлении казахов шанырак был связан с культовыми обрядами и служили как бы символом продолжения рода. Поэтому их старались передавать из поколения в поколение. В случае смерти хозяев, не имевших потомства, шанырак юрты оставляли на могиле, что означало конец родового колена. Устоявшиеся казахские благожелательные выражения: «Шаңырағың биік, босағаң берік болсын» - «Пусть шанырак будет высоким, стойки двери - крепкими» - содержат идею покоя, благополучия и счастья.

Шанырак казахской юрты считается священной деталью, защищенной от дьявола. Форма шанырака, его части, материал, качество – все это непосредственно связан с понятием «кут» - защитником блага семьи .

В круге шанырак – күлдреуіш – сделан в виде креста, являющегося символом вечного движения солнца, эволюции, продолжения жизни. По всей вероятности, накрепко скрепленные между собой три планки күлдреуіш символизируют единство трех казахских жузов. Если посмотреть сверху вниз на казахскую юрту, то шанырак похож на солнце, а жерди (уык) – на лучи солнца.

Одной из важных сакрализованных частей юрты является«босаға»т.е.дверь, точнее - дверные косяки. В представлении казахов дверные косяки и порог является священным местом, именно здесь находятся богатство, благополучие. Всем действиям у входа-выхода приписывалась высокая степень семиотичности . Так, при первом входе в юрту свекра или в «отау» (юрта молодоженов) невеста должна была у порога совершить три поклона, прислониться головой к косякам двери, переступить порог сначала правой ногой; казахи запрещали детям прислоняться к косякам двери («босағаға сүйенбе»), стоять у входа (босағада тұрма); в случае частой смерти детей при последующих родах пуповину резали на порге; у некоторых казахских племен покойника перед выносом три раза поднимали и опускали у порога. Европейские послы при посещении ханской ставки старались не наступать на порог, ибо это считалось признаком недобрых чувств, плохим предзнаменованием. «Черный» гонец сообщал плохую весть, наступая правой ногой на порог и руками подпирая косяк двери. Этот обычай, известный со времени Тюркского каганата, дошел до казахов начала ХХ в. .

В народном представлении пространство за пределами организованной структуры жилища представляло собой мир стихии и дикой природы, поэтому казахи говорили: «Есіктен қырық қадам шыққан адам мүсәпір» - «Человек, отошедший на сорок шагов от порога, нуждается в помощи». В казахской традиции, как практически у всех тюрко-монгольских народов, юрту новобрачных готовили родственники невесты. Однако дверные косяки привозил с собой жених. По мнению Н.Ж. Шахановой, изготовление остова юрты и двери разными мастерами было обусловлено представлением об обязательном соединении в юрте двух начал (мужского и женского), реализовавшегося в соединении жениха и невесты .

В народном представлении шанырак часто выступает эквивален­том юрты. Об этом свидетельствуют устоявшиеся выражения «үлкен шаңырақ», «қара шанырак» (дом предков), «шаңырақ салық» (дань от каждой юрты) .

«Шанырак - один из немногих терминов, относящихся к юрте, почти однозначных у турецких и монгольских («цагрык») ; в калмыцком языке «шанаран» напоминает нам о далекой общей основе названия и этой важной составной части юрты.

Шанырак, дверь и очаг - части юрты высокой степени семиотичности, знаковости и сакральности. Большинство религиозно-мифологических и культовых обрядов совершается с участием этих ритуальных символов.

Следующим, тесно взаимосвязанным с шаныраком элементом являютсяуыки(подпорные жерди опирающие шанырак. Некоторые ученые полагают, что по углу падения солнечных лучей через верхнее отверстие (шанырак) юрты на кончики жердей, которых бывает около 60, можно определить время .

Тюрко-монгольские параллели в названиях частей юрты касаются также и названия купольных жердей: "уык", монгольский "уни" ,калмыцкий "унин" . Очевидно, "уык" в семантическом отношении восходит к "ок" (стрела). В самом деле, длинная жердь, заостренная с одной стороны, напоминает стрелу, копье.

Одним из основных отличительных признаков юрты от всех передвижных жилищ кочевников является разборно-складной решетчатый остов стен .Этот элемент – настолько важная составная часть, что, по мнению некоторых исследователей, само название юрты восходит к названию решетчатого остова. Рас­крывая семантику слов "терме гер", этнограф М.С.Муканов пишет: "Можно по­лагать, что между терминами "терме гер" и "терме алаша" есть смысловая связь, - и в том и в другом случае имеются в виду раз­личные по своему значению элементы материальной культуры, не­сущие признак переплетений, решетки; полотняное переплетение под­сказало древним народам создание жилища хуннского типа, а затем и изобретение решетки как более удобной и практичной конструкции переносного жилища кочевников" .Представляется спорной связь слова "терме", "теру" (в современном казахском языке "перебирать") с решетчатым остовом, как и перевод слов "терме гер". С.А.Козин переводит "терме кер" как "решетчатая юрта" ,Н.П.Шастина - как "юрта с острой (кони­ческой) верхушкой" .

На наш взгляд, монгольское название юрты "кэр" (гер) генетически восходит к древнетюркскому кеragu, что означает "шатер, юрта" .Семантическое содержание древнетюркского "керагу" и позднеказахского "кереге" восходит к общему корню - "кер". В свое время ис­следователь культуры казахов Б.А.Куфтин писал: "...слово "кере­ге" этимологически производится от корня "кер" - растягивание" .Действительно, главной отличительной особенностью решетчатого ос­това стен юрты как раз и является способность растягиваться во время установки. М.С.Муканов отмечает, что в Восточном Казахстане юрту иногда называют одним словом - "кереге" .У казахов данного региона встречается выражение: "Баласын үйлендіріп бөлек кереге тұғызып берді" (Женил сына и наделил его отдельным кереге, т.е. юртой).

Итак, можно считать установленным, что в казахском языке слово "кереге" ранее употреблялось также и в значении юрты в целом. Думается, монгольское название юрты - "гер" генетически восходит к древнетюркскому "керагу", точнее, к его корню "кер".

Если считать более или менее доказанным заимствование решетчаторазборной юрты древнетюркского типа монгольскими кочевниками ,то и заимствование названия юрты в несколько измененном виде не вызывает сомнения.

С шаңырака внутрь юрты спускались тканые или плетеные узкие ленты – желбау. В случае сильного ветра их привязывали к колу, вбитому в середине юрты.

Шанырак и дверь, будучи проницаемыми границами вертикаль­ной и горизонтальной организованных структур, считались наиболее уязвимыми частями .Поэтому шанырак и дверь на ночь обязатель­но закрывали и вывешивали вещи с апотропеическим (защитным) значением. Напри­мер, у дверного косяка (босаға) вывешивали локтевую кость барана (қары жілік), которая, считалось, хранила от различных бед. У по­рога на ночь оставляли в плоской посуде молоко ("ақ"), чтобы змея не навредила жителям юрты; во время родов с целью предотвращения прихода различных злых духов к роженице у двери держали коня с белизной на глазах ("ақ шығыр ат"), а у шанырака - беркута. Иногда у входа в юрту устанавливали найзу – пику как оберег благополучия жившей в ней семьи .

В заключении можно сделать вывод, что, символика юрты в традиционном мировоззрении казахов определил и мировоззренческий опыт повседневного быта. Говоря о казахской юрте, можно с уверенностью сказать, что как жилище она была не только точно рассчитана и продумана с учетом потребностей быта кочевников, а ее убранство отличалось орнаментальным изяществом декора, но и сам принцип построения юрты был отражением их взглядов на окружающий мир.

Литература:

1. Оразбаев А.М. Поселение Чаглинка (Шагалалы). Некоторые формы и типы жилищ // По следам древних культур Казахстана, 1970. - С.129-146.

2. Топоров В.Н. О космологических источниках раннетюркских описаний // Труды по знаковым системам. – Алма-Ата: Тарту, 1973. - Вып. 6. - С. 114-121.

3. Фатиков Р.Р. К семантике шанарака// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. - Алма-Ата,1980. - С.179-185.

4. Михайлов Т.М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен до ХVШ в.). - Новосибирск, 1980. – 252 c.

5. Хомонов М.П. Бурятский героический эпос «Гэсэр». - Улан-Удэ, 1976. – 251 c.

6. Стеблева И.В.К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы//Тюркологический сборник. - М., 1972. - С. 213-214.

7. Толеубаев А.Т. Реликты доисламских верований в семейной обрядности казахов (ХІХ-нач.ХХ в.). – Алма-Ата: Гылым, 1991. -214 с.

8. Шаханова Н.Ж. Мир традиционной культуры казахов. –Алматы, 1998. –212 c.

9. Сейдимбеков А. Первый снег: Документальные рассказы. - Алма-Ата, 1989. - 101 с.

10.Кенесбаев С. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. - Алматы, 1977. – 560 c.

11.Арғынбаев Х.А. Қазақ халқындағы семья мен неке. - Алматы, 1973. 203-б.

12.Куфтин Б.А. Киргиз-кайсаки: Культура и быт. - М., 1926. - 134 с.

13.Пюрвеев Д.Б. Архитектура Калмыкии. - М., 1975. - С. 10.

14.Пюрвеев Л. Культурное наследие кочевников в аспекте проблемы стационарного и мобильного в архитектуре// Проблемы изучения и охраны памятников культуры Казахстана. Алма-Ата, 1980. - С. 175.

15.Вайнштейн С.И. Проблемы истории жилища степных кочевников Евразии // Советская этнография, 1976. - № 4. - С. 42-43.

16.Муканов М.С. Казахская юрта. - Алма-Ата, 1981. - 205 с.

17.Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. - М.,1941. -T.I. -190 с.

18.Шастина Н.П.Русско-монгольские посольские отношения 17-го века. - М.,1958. - 211 с.

19.Древнетюркский словарь. - Л., 1969. - 300 с.

20.Мұқанов С. Халық мұрасы. - Алматы, 1974. - 102- б.

21.Лубсан Данзан. Алтан тобчи: (Золотое сказание). - М.,1973. - 237 с.

22.Попов А.А. Жилище // Историко-этнографический атлас Сибири. - М.-Л., 1961. - С.52-54.

23.Кенесбаев С. Қазақ тілінің фразеологиялық сөздігі. - Алматы, 1989. - 248-б.

24.Байбурин А.К.Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. - Л., 1983. - 136 с.


Теги: Казахстан, Культура