Значение строение и функционирование нервной системы кратко. Строение и функции нервной системы человека. Значение периферической нервной системы




Задачи урока:

  1. раскрыть значение нервной системы;
  2. систематизировать знания о строении нейрона;
  3. углубить понятие о рефлексе;
  4. установить значение всех звеньев рефлекторного пути.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

А. Значение нервной системы.
Человек существо биологическое. Имеет клеточное строение, тело человека состоит из более чем ста триллионов клеток.

Каким образом обеспечивается согласованная работа клеток, органов, систем органов?

Как человек реагирует на изменения окружающей среды?

Эти функции в организме человека выполняет нервная система.

Итак, какие же функции выполняет нервная система? (1-й слайд ).

Б. Типы нервной системы у животных.

В процессе эволюции изменялась организация организмов, изменялось и строение нервной системы.

– Давайте вспомним какие типы нс различают у животных. (2-й слайд ).

Кишечно-полостные – диффузная.

Черви, членистоногие – узловая.

Позвоночные – трубчатая (рыбы, амфибии, птицы, млекопитающие – головной мозг).

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод:

Чем выше организация животного, тем сложнее деятельность и разнообразнее функции нерсной системы.

В. Нервная ткань.

– Какой тканью образована нервная система? (3-й слайд ).

– Какое строение имеет нервная ткань?

Нейроны различаются по форме, бывают – овальные, круглые, треугольные, звездчатые.

Отличительной особенностью нервных клеток является наличие у них отростков.

– Какое значение имеют отростки?

У нейронов два вида отростков, которые отличаются друг от друга. (4-й и 5-й слайды ).

Мы с вами сказали, что нервные клетки контактируют друг с другом при помощи отростков. В результате этого они обладают очень важными свойствами – возбудимостью и проводимостью.

Передача возбуждения от одной клетки к другой происходит в месте контакта клеток, которые называются – синапсами.

Нервная система осуществляет очень важные функции в нашем организме.

– А что лежит в основе деятельности нервной системы? (6-й слайд ).

– Что такое рефлекс? (7-й слайд ).

– При помощи чего осуществляется рефлекс?

– Рефлекторная дуга – это…

– Нервный импульс – это…

– Откуда берется нервный импульс?

Сгибательный рефлекс. (8-й слайд ).

По своему строению нервная система делится на 2 части. Какие? (9-й слайд ).

3. Обобщение изученного материала.

Сегодня на уроке мы с вами рассмотрели значение, строение и функционирование нервной системы.

Мы познакомились с понятием рефлекса, узнали как он функционирует, но не сказали кто впервые ввел понятие рефлекса. Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно разгадать кроссворд. Если мы правильно это сделаем, то по диагонали прочитаем имя этого ученого.

В сетку кроссворда нужно вписать известные ключевые слова, с которыми мы познакомились при изучении темы «Нервная система».

  1. Отросток нервной клетки, по которому нервный импульс направляется к телу нервной клетки. (Дендрит ).
  2. Ответная реакция организма на раздражение, протекающая с участием центральной нервной системы. (Рефлекс ).
  3. Отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки. (Аксон ).
  4. Специализированные контакты между нервными клетками, а также между нервными клетками и клетками исполнительного органа, обеспечивающие передачу нервных импульсов. (Синапс ).
  5. Название нервной клетки. (Нейрон ).
  6. Часть головного мозга, которая граничит с продолговатым мозгом; она свойственна лишь млекопитающим и наибольшего развития достигла у человека. (Мост ).

Назовите мне имя французского философа и математика, жившего в XVII в. (Р.Декарт ).

Тест

  1. Что осуществляет в организме рецептор?
  2. Что такое рецептор? (глаз, ухо, язык, клетка с окончаниями нервных волокон ).
  3. Как называется отдел нервной системы, состоящий из головного и спинного мозга?
  4. Какую функцию в организме выполняют клетки-спутники?
  5. Что является структурной единицей нервной ткани?

4. Домашнее задание.

В приложении находится презентация к уроку.

Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущая роль в этом процессе принадлежит нервной системе. Кроме того, у человека нервная система составляет материальную основу его психической деятельности (мышления, речи, сложных форм социальною поведения).

Основу нервной системы составляют нервные клетки - нейроны. Они выполняют функции восприятия, обработки, передачи и хранения информации. Нервные клетки состоят из тела, отростков и нервных окончаний. Тела клеток могут быть различны по форме, а отростки - разной длины: короткие называются дендритами, длинные - аксонами. Скопления тел нейронов в головном и спинном мозге образуют серое вещество. Отростки нейронов (нервные волокна) составляют белое вещество головного и спинного мозга, а также входят в состав нервов.

Длинные отростки нервных клеток (аксоны) пронизывают организм и обеспечивают связь головного и спинного мозга с любым участком тела. Разветвления отростков нейронов имеют нервные окончания - рецепторы. Это особые структуры, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы. Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам со скоростью от 0,5 до 120 м/с. В зависимости от выполняемых функций различают чувствительные, вставочные и двигательные нейроны.

Нервные клетки в местах соединения друг с другом образуют особые контакты - синапсы. Нейроны, контактируя друг с другом, складываются в цепи. По таким цепям нейронов и распространяются нервные импульсы.

Нервную систему по месту расположения в организме делят на центральную и периферическую. К нейтральной нервной системе относят спинной и головной мозг, к периферической - нервы, нервные узлы и нервные окончания. Нервами называются пучки длинных отростков нервных клеток, выходящие за пределы головного и спинного мозга. Покрыты пучки соединительной тканью, образующей оболочки нервов. Нервные узлы - это скопления тел нейронов вне центральной нервной системы.

По другой классификации нервную систему условно подразделяют на соматическую и вегетативную (автономную). Соматическая нервная система управляет работой скелетных мышц. Благодаря ей организм через органы чувств поддерживает связь с внешней средой. Путем сокращения скелетных мышц выполняются все движения человека. Функции соматической нервной системы подконтрольны нашему сознанию. Высшим центром соматической нервной системы является кора больших полушарий.

Вегетативная (автономная) нервная система управляет работой внутренних органов, обеспечивая их наилучшую работу при изменениях внешней среды или смене рода деятельности организма. Эта система обычно не контролируется нашим сознанием, в отличие от соматической нервной системы. Однако на уровне полушарий и ствола мозга нервные центры соматической и вегетативной нервной системы разделить трудно.

Вегетативная нервная система подразделяется на два отдела: симпатический и парасимпатический.

Большинство органов тела человека управляются и симпатическим, и парасимпатическим отделами вегетативной нервной системы. Симпатическая регуляция чаще преобладает в тех случаях, когда человек находится в активном состоянии, выполняя какую-то трудную физическую или умственную работу. Симпатические влияния улучшают кровоснабжение мышц, усиливают работу сердца. Парасимпатические нервные влияния на органы усиливаются в тех случаях, когда человек находится в покое: работа сердца тормозится, давление крови в артериальных сосудах снижается, а вот работа желудочно-кишечного тракта усиливается. Это и понятно: когда же переваривать пищу, как не во время отдыха, в спокойном состоянии.

Деятельность нервной системы достигла большого совершенства и сложности. В основе ее лежат рефлексы (от лат. «рефлексус» - отражение) - ответные реакции организма на воздействия внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемые с участием нервной системы.

Многие наши действия происходят автоматически. Например, при слишком ярком свете мы закрываем глаза, на резкий звук поворачиваем голову, отдергиваем руку от горячего предмета - это безусловные рефлексы. Они совершаются без каких-либо предварительных условий. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому их еще называют врожденными. А условные рефлексы - это рефлексы, приобретенные в результате жизненного опыта. Например, если вы долго вставали по будильнику е один и тот же час, то спустя некоторое время будете сами просыпаться в нужный момент и без звонка.

Путь, по которому проходит нервный импульс от места своего возникновения до рабочего органа, называют рефлекторной дугой. Рефлекторная дуга может быть простой или сложной. Обычно в ее состав входят чувствительные нейроны с их чувствительными окончаниями - рецепторами, вставочные нейроны и исполнительные (эффекторные) нейроны (двигательные или секреторные). Самая короткая рефлекторная дуга может состоять из двух нейронов: чувствительного и исполнительного. Сложные дуги состоят из многих нейронов.

Все наши действия происходят при участии и контроле со стороны центральной нервной системы - головного и спинного мозга. Например, ребенок, увидев знакомую игрушку, протягивает к ней руку: по исполнительным нервным путям от головного мозга пришла команда - что надо делать. Это прямые связи. Вот ребенок схватил игрушку. - тотчас по чувствительным нейронам пошли сигналы о результатах деятельности. Это обратные связи. Благодаря им головной мозг может контролировать точность выполнения команды, вносить необходимые коррективы в работу исполнительных органов.

Нервный и гуморальный способы регуляции функций нашего организма тесно взаимосвязаны: нервная система управляет работой желез внутренней секреции, а те, в свою очередь, с помощью выделяемых гормонов влияют на нервные центры. Таким образом, система эндокринных желез вместе с нервной системой осуществляют нейрогуморальную регуляцию деятельности органов.

  • Работа мозга требует очень больших затрат энергии. Основным источником энергии для мозга является глюкоза, которую люди поглощают с пищей. Но глюкозу еще надо доставить с током крови от желудочно-кишечного тракта к мозгу. Вот почему через сосуды мозга протекает так много крови: 1,0-1,3 л в минуту.
  • Нейроны мозга очень чувствительны к прекращению снабжения кислородом и глюкозой. Если лишить мозг притока крови, а значит, и доставки к нему веществ всего на 1 минуту, то наступает потеря сознания. Но тренировкой можно достичь многого. Например, девушки, занимающиеся синхронным плаванием, могут оставаться под водой по несколько минут.

Проверьте свои знания

  1. Какую роль нервная система играет в организме?
  2. Как устроена нервная клетка?
  3. Что такое синапс?
  4. Как передается возбуждение по нервной системе?
  5. Что такое рефлекс? Какие рефлексы вы знаете?
  6. Из каких нейронов состоит рефлекторная дуга?
  7. Какие органы входят в состав центральной нервной системы?
  8. Что иннервирует соматическая нервная система?
  9. Чем функция вегетативной нервной системы отличается от функции соматической нервной системы?

Подумайте

Почему в координации и регуляции деятельности организма нервная система занимает ведущее место? Сопоставьте скорость проведения нервного импульса со скоростью тока крови в аорте (0,5 м/с). Сделайте вывод о различии между нервной и гуморальной регуляцией.

Нервная система состоит из центральной и периферической частей. Центральная нервная система образована головным и спинным мозгом, периферическая - нервами, нервными узлами и нервными окончаниями. В основе строения нервной системы - нервная клетка (нейрон), в основе деятельности - рефлекс. Путь, по которому проходит возбуждение от места возникновения нервного импульса до рабочего органа, называют рефлекторной дугой.

эндокрнинная и нервная системы обесречивают регуляцию процессов жизнедеятельности оранизма.. Нервная система сложно организована и высокоспециализирована, структурной единицей является нейрон. Нервная система связывает в единое целое все клетки, ткани, органы. Деятельность нервной системы осуществляется рефлекторным путем.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. Учитель биологии Капитонова Т.П.

Сравнение нервной и гуморальной регуляции Особенность Эндокринная Нервная Механизм регуляции Химические вещества, поступающие в кровь Нервный импульс по клеткам Скорость реакции Медленная, 0,5 м/с, по пути частично разрушаются Большая скорость, от 0,5 до 120 м/с Эволюционный возраст Более древний механизм Молодой механизм Экономичность процесса Не обеспечивает точную и быструю реакцию организма на раздражитель; ответ продолжительный Минимальные затраты энергии, мгновенно включается и выключается, ответ кратковременный

Классификации нервной системы 1. По расположению: Центральная нервная система ЦНС - головной и спинной мозг Периферическая нервная система - корешки спинномозговых и черепных нервов, их ветви, сплетения и узлы, расположенные в различных участках тела человека.

2. Анатомо-функциональная классификация А. соматическая, которая обеспечивает иннервацию тела, а именно кожу, скелетные мышцы; Б. вегетативная, (автономная) которая иннервирует все внутренности, железы, в том числе эндокринные, неисчерченные мышцы органов, кожи, сосудов, сердце, а также регулирует обменные процессы во всех органах и тканях. Вегетативная делится на парасимпатическую и симпатическую. В каждой из этих частей, как и в соматической нервной системе, выделяют центральный и периферический отделы.

Рефлекс Безусловный, врожденный Условный, приобретенный

Строение рефлекторной дуги Рецептор - воспринимает раздражение и отвечает на него возбуждением. Расположены в коже, во всех внутренних органах, скопления рецепторов образуют органы чувств (глаз, ухо и т. д.). Чувствительный нейрон (центростремительный, афферентный) передающий возбуждение к центру. Вставочный нейрон в ЦНС, происходит синаптические соединение чувствительного и двигательного нейрона. Двигательный (центробежный, эфферентный) нейрон. Подходит к рабочему органу и передает ему сигнал из ЦНС Эффектор - рабочий орган осуществляет реакцию в ответ на раздражение рецептора

Проверь себя 1 . Основу мышления и речи составляет работа: А. Дыхательной системы Б. Нервной системы B. Кровеносной системы 2. Белое вещество мозга образовано: А. Аксонами Б. Дендритами В. Телами нейронов 3. Импульсы от тела нейронов проходят по: A. Аксонам Б. Дендритам B. Рецепторным окончаниям 4. Преобразование внешних раздражителей в нервные импульсы происходит в: А. Головном мозге Б. Рецепторах В. Спинном мозге 5. Нейроны, проводящие импульсы от ЦНС к рабочим органам, называются: A. Чувствительные Б. Вставочные B. Двигательные 6. Скопление тел нейронов за пределами ЦНС называется: А. Нервные узлы Б. Нервы В. Рецепторы 7. Часть нервной системы, иннервирующая скелетные мышцы и кожу, называется: А. Автономная Б. Соматическая В. Центральная 8. Часть нервной системы, иннервирующая внутренние органы, называется: А. Вегетативная Б. Соматическая В. Центральная

Ответы. 1 – Б 2 – А; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – А; 7 – Б; 8 – А;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Строение и значение нервной системы человека

раскрыть значение и строение нервной системы; систематизировать знания о строении нейрона; углубить понятие о рефлексе; установить значение всех звеньев рефлекторного пути....

презентация содержит материалы о самых красивых цветах их фото,а так же легенды, притчи и истории о происхождении названии...

Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...

Научное структурирование нервной системы может осуществляться различным образом. Каждая из классификаций представляет собой попытку упрощения ее строения с целью детального изучения. Широко распространена классификация по пространственному признаку, которая позволяет выделять центральную и периферическую нервные системы.

Центральная нервная система (ЦНС) (рис. 4) включает структуры, расположенные внутри полости черепа и спинномозгового канала, - головной и спинной мозг. Все, что находится вне этих структур, относится к периферической нервной системе.

Головной мозг состоит из переднего, среднего и заднего. Передний мозг включает полушария мозга, миндалину, гиппокамп, базальные ганглии, таламус и гипоталамус. Средний мозг состоит из крыши среднего мозга, покрышки, четверохолмия, черного вещества.

Задний мозг включает Варолиев мост, продолговатый мозг, мозжечок.

Мозжечок получает и анализирует информацию о положении тела в пространстве.

Спинной мозг, который можно рассматривать как продолжение заднего мозга, передает информацию из ЦНС на периферию (нисходящие пути) и обратно (восходящие пути).

Периферическая нервная система состоит из соматической и вегетативной.

Соматическая нервная система осуществляет преимущественно функции связи организма с внешней средой (работа рецепторов), т.е. чувствительность и движения (работу скелетной мускулатуры). Вегетативная нервная система оказывает свое влияние – на процессы обмена веществ, кровообращения и выделения. Обе системы тесно связаны между собой, однако вегетативная нервная система обладает некоторой долей самостоятельности и не зависит от нашей воли, ее делят на две части – симпатическая и парасимпатическая.

Соматическая нервная система обеспечивает контроль сокращений всей скелетной мускулатуры. Ее нейроны находятся в передних рогах спинного мозга, а их аксоны через передние корешки спинного мозга направляются к скелетным мышцам. Там, в области мышечного волокна находится синапс, через который и осуществляется передача нервного импульса.

Рис. 5. Схема строения спинномозгового нерва

1 – задний корешок (чувствии-тельный); 2 – спинномозговой узел; 3 – передний корешок (двигательный); 4 – спинномоз-говой нерв (смешанный); 5 – чувствительная ветвь мозговой оболочки (иннервирует оболоч-ки мозга); 6 – задняя ветвь спин-номозгового нерва; 7 – передняя ветвь спинномозгового нерва; 8 – ядро вегетативной нервной системы; 9, 10 – ветви вегетативной нервной системы.

Спинной мозг

Спинной мозг лежит в спинномозговом канале, представляет собой тяж длиной около 45 см у мужчин и около 42 см у женщин, имеет сегментарное строение: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 1 копчиковый. От каждого сегмента отходит пара двигательных (передних) и пара чувствительных (задних) корешков.


Рис. 6. Схема двух сегментов спинного мозга

(пунктирная линия проведена на границе сегментов)

1 – передний корешок;

2 – задний корешок;

3 – спинномозговой узел;

4 – спинномозговой нерв.

Справа и слева двигательный и чувствительный корешки соединяются и образуют смешанный спинномозговой нерв. На всем протяжении спинного мозга от каждого сегмента отходит пара спинномозговых нервов (смешанная). Каждому сегменту спинного мозга соответствует участок тела, получающий иннервацию от данного сегмента.

Спинной мозг состоит из серого и белого веществ. Серое вещество – нейроны спинного мозга, их совокупность образует различные центры. В спинном мозге находятся центры: 1) центры регуляции сердечной деятельности, слюноотделения, функции почек, потовых желез, половых органов, дефекации; 2) во всех сегментах спинного мозга расположены центры управления скелетной мускулатуры – каждый сегмент участвует в иннервации трех дерматом; 3) центры собственно двигательных рефлексов – сгибательных (локтевой, Ахиллов, подошвенный), разгибательного коленного, ритмических (шагательный, чесательный, потирания) и рефлексов позы.

Белое вещество спинного мозга образует три пары канатиков (столбы) – проводящие пути спинного мозга.

Рис. 7. Спинной мозг (поперечный срез).

1 – передний серый столб;

2 – боковой серый столб;

3 – задний серый столб;

4 – задний канатик;

5 – боковой канатик;

6 – передний канатик;

7 – передняя срединная щель;

8 – задняя срединная борозда.

Основные восходящие пути спинного мозга : от проприоцепторов к коре головного мозга (тонкий пучок Голя, клиновидный пучок Бурдаха), к мозжечку (спино-мозжечковые) и от рецепторов кожи к таламусу (спино-таламические).

Основные нисходящие пути спинного мозга: от структур головного мозга – к мотонейронам передних рогов спинного мозга (пирамидный нисходящий путь), участвующий в произвольных движениях, а также от двигательных ядер среднего мозга (красноядерный-спиномозговой) и от ретикулярной формации ствола мозга (ретикуло-спинальный), участвующие в поддержании тонуса скелетных мышц.

Таким образом, спинной мозг выполняет следующие функции: рефлекторную и проводящую.

Стволовая часть головного мозга включает продолговатый мозг, мост (задний мозг) и ножки мозга и четверохолмие (средний мозг).

Продолговатый мозг состоит из белого и серого веществ. Серое вещество образует: 1/ ядра всех жизненно-важных функций (дыхания, сосудодвигательных, пищеварительных и др.), 2/ ядра черепно-мозговых нервов (IХ – языкоглоточного , Х – блуждающего, ХI – добавочного, ХII – подъязычного ).

Белое вещество продолговатого мозга образует восходящие и нисходящие пути ствола мозга.

На передней поверхности продолговатого мозга справа и слева от срединной линии находятся возвышения – пирамиды и оливы. Оливы, в основном, серое вещество и связано волокнами с мозжечком, участвуют в поддержании тонуса мышц и координации движений. На задней поверхности расположена ромбовидная ямка (дно IY мозгового желудочка).

Варолиев мост, в основном, представлен белым веществом – восходящие и нисходящие пути; серое вещество – ядра черепно-мозговых нервов (Y – тройничный, YI – отводящий, YII – лицевой, YIII – слух а и равновесия ).

Рис. 8. Медиальная поверхность головного мозга

1 – гипоталамус;

2 – полость III желудочка;

3 – передняя (белая) спайка;

4 – свод мозга;

5 – мозолистое тело;

6 – межталамическое сращение;

7 – таламус;

8 – эпиталамус;

9 – средний мозг;

10 – мост; 11 – мозжечок; 12 – продолговатый мозг.

Ножки мозга расположены выше моста и состоят из белого и серого веществ. Серое вещество представлено в виде ядер черепно-мозговых нервов (IY – блоковидный, III – глазодвигательный). Кроме того, в ножках мозга расположены ядра: “красное ядро” и “черная субстанция”.

От «красного ядра» начинается рубро-спинальный тракт, который идет в спинной мозг, возбуждая мотонейроны сгибателей, повышая их тонус и реципрокно тормозят мотонейроны разгибателей. Ядро «черная субстанция» участвует в регуляции мышечного тонуса, координации жевания, глотания, мелких движений конечностей, в осуществлении эмоций.

Четверохолмие – пластинка крыши среднего мозга, состоящая из четырех возвышений – холмиков . Два верхних холмика содержат подкорковые центры зрительного анализатора, которые связаны с латеральным коленчатым телом (подкорковые ядра зрительного анализатора в таламусе). Два нижних холмика содержат подкорковые центры слухового анализатора, которые связаны с медиальным коленчатым телом (подкорковые ядра слухового анализатора в таламусе).

Мозжечок

Мозжечок расположен позади полушарий большого мозга, над продолговатым мозгом и мостом. Он играет важную роль в интеграции двигательных и вегетативных реакций, в координации произвольных и непроизвольных движений, поддержании равновесия, регуляции мышечного тонуса.

Мозжечок состоит из двух полушарий и срединной части – червя. Снаружи полушарий находится серое вещество – кора мозжечка, состоящая из клеток. Средний (II-ой слой) образован грушевидными нейронами – клетки Пуркинье, являющиеся главной функциональной единицей мозжечка. Они обеспечивают связь мозжечка практически со всеми рецепторами (афферентные входы), от двигательной коры головного мозга и от ретикулярной формации ствола мозга.

В белом веществе мозжечка расположены ядра: ядро шатра, пробковидное, шаровидное и зубчатое.

Связь мозжечка со стволом мозга осуществляется через три пары ножек мозжечка. Нижние ножки соединяют мозжечок с продолговатым мозгом, средние – с мостом, а верхние – со средним мозгом. Через верхние ножки сигналы идут в таламус, мост, «красное ядро», в ретикулярную формацию.

Если мозжечок не выполняет своей регуляторной функции, то у человека наблюдаются расстройства двигательных функций. Эти расстройства проявляются различными симптомами, которые связаны друг с другом:

дистония – повышение или понижение тонуса мышц;

астения – снижение силы мышечного сокращения, быстрая утомляемость;

астазия – утрата способности к длительному сокращению;

атаксия – нарушение координации движения;

дизартрия – расстройство речевой моторики;

дисметрия – расстройство равномерности движения;

тремор – дрожание пальцев рук, головы.

Изучите § 7 учебного пособия и заполните схемы.

Функции нервной системы: обеспечивает гомеостаз, обеспечивает связь с внешней средой, согласованная работа органов и систем.

Нервная система (классификация по топографическому принципу): центральная $→$ головной мозг, спинной мозг; периферическая $→$ нервы, нервные окончания, нервные узлы.

Нервная система (анатомо-функциональная классификация): соматическая; автономная $→$ симпатическая, парасимпатическая.

2. Строение и виды нейронов. Рефлекс и рефлекторная дуга

1 . Вспомните строение нервной ткани (§ 3 учебного пособия). Рассмотрите рисунок и подпишите названия указанных частей нейрона.

2 . Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей синапса.

3 . Изучите материал § 8 учебного пособия о классификации ней-ронов и заполните схему.

Типы нейронов $→$ чувствительные $→$ проведение импульса в УНС $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ вставочные $→$ соединяют нейроны $←$ Функции нейронов ;

Типы нейронов $→$ двигательные $→$ от УНС к рабочему органу $←$ Функции нейронов .

4 . По § 8 учебного пособия изучите строение нерва. Подпишите названия его частей.

5 . Используя материал § 8 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Нейрон — нервная клетка.

Сплине — место функционального контакта нейронов.

Медиатор — химические посредники в передаче возбуждения.

Нерв — пучки нервных волокон, снабжённые кровеносными сосудами и покрытые общей оболочкой.

6 . По материалу учебного пособия (§8) изучите строение рефлек-торной дуги. Перечислите основные структуры рефлекторной дуги, обозначенные на рисунке.

7 . Сформулируйте определения понятий.

Рефлекс — ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды.

Рефлекторная дуга — основа рефлекса, образованная нейронами.

Нервная система

По вертикали: 2. Ответная реакция организма на раздражение (рефлекс ).

По горизонтали: 1. Пучки длинных отростков нейронов (нервы ). 2. Нейроны, передающие импульсы от органов чувств в центральную нервную систему (чувствительные ). 4. Часть нервной системы, представленная нерва-ми, нервными узлами и нервными окончаниями (периферические ). 5. Рефлексы, кото-рые формируются в течение жизни (условные ). 6. Нейроны, передающие им-пульсы от центральной нервной системы к рабочему органу (двигательные ). 7. Отросток нервной клетки (аксон ). 8. Нейроны, осуществляющие связь между чувствительными и двигательными нейронами (вставочные ).

3. Строение и функции спинного мозга

Изучите материал § 9 учебного пособия. Подпишите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке.

4. Строение и функции головного мозга

1 . Используя материал § 10 учебного пособия, дайте определения понятиям.

Ствол мозга — продолговатый, задний, средний, промежуточный мозг и ретикулярных форм.

Черепные нервы — нервы, которые иннервируют органы чувств, ткани, органы груди и брюшной полостей.

2 . Укажите, центры каких рефлексов располагаются в продолгова-том мозге.

3 . Рассмотрите рисунок. Подпишите названия основных отделов головного мозга.

5. Организация и значение больших полушарий головного мозга

Заполните таблицу.

Головной и спинной мозг

По вертикали: 2. Нервная система, представленная головным и спинным мозгом (центральная ).

По горизонтали: 1. Специализированные клетки, расположен-ные в органах чувств (рецепторы ). 3. Отдел головного мозга, участвующий в ко-ординации движений, поддержании позы и равновесия тела (мозжечок ). 4. Ко-решок спинномозгового нерва, состоящий из двигательных волокон (передний ). 5. Доля коры больших полушарий головного мозга (затылочная ). 6. Вещество моз-га, образованное скоплениями тел нейронов (серое ). 7. Отдел головного мозга (таламус ). 8. Складки коры больших полушарий (извилины ). 9. Зона, расположенная в затылочной доле больших полушарий (зрительная ). 10. Мозг, расположенный в полости черепа (головной ). 11. Доля коры больших полушарий, ответственная за поведение человека (лобная ). 12. Доля коры больших полушарий, в которой находится обонятельная зона (височная ).

6. Общий план строения автономной нервной системы

1 . Изучите § 12 учебного пособия и заполните таблицу.

Различия между симпатическим и парасимпатическим отделами автономной нервной системы

Особенность Отдел автономной нервной системы
симпатический парасимпатический
1 2 3
Место выхода волокон из спинного мозга грудной поясничный сегмент средний, продолговатый, крестцовый отдел спинного мозга
Расположение ганглиев по обе стороны позвоночника вблизи и внутри инертных органов
Длина преганглионарных и постганглионарных нервных волокон преганглионарные короче постганглионарных преганглионарные длиннее постганглионарных
Медиатор адреналин ацетилхолин
Условия усиление и ускорение работы органов замедление ритма
Общие эффекты активация систем организма в критических ситуациях контроль «повседневных» функций

2 . Сформулируйте определения понятий, запишите их в тетрадь и запомните.