Жкх отключили освещение во дворах что делать. Правила и нормативы освещения территории, располагающейся рядом с домом. Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников




Идя вечером по темным переулкам, невольно задаешься вопросом, не скрывается ли где-то в тени элементарный хулиган? Кто обязан обеспечивать наших детей и нас – налогоплательщиков, самым необходимым – электрическим светом? Есть ли, в конце концов, какой-то закон или нормативный акт, обязывающий ту же самую энергосберегающую компанию отслеживать состояние тех же фонарей на территории населенного пункта?

Ну не работает один фонарь или работает, но свет тусклый это еще полбеды, а если во дворе дома вообще нет фонарей, а есть только несколько электрических лампочек над подъездами и положения они не спасают? Можно обратиться к главному по дому, так сказать, к управдому. Возможно, он что-то когда-то и решит, хотя это в его обязанности не входит. Все-таки хочется твердо знать кто же будет отвечать за работу фонарей, лампочек и прочих осветительных приборов на улицах вообще и во дворах в частности?


В этой статье:

В чём проблема?

Для начала нужно определиться с возникшей проблемой:

  1. Необходима замена лампочки.
  2. Освещение слабое или есть необходимость в дополнительном свете.
  3. Нет света вообще.

В случае если лампочка визуально повреждена или просто не работает нужно обратиться сначала к диспетчеру ЖКХ, который должен предпринять необходимые действия. Контактные телефоны предоставлены на сайте данной организации, а в некоторых домах висят на стенах около почтовых ящиков.

Обращаемся в администрацию

Если реакции не последовало, тогда надо обращаться непосредственно в Администрацию города, так как у нее заключен договор с электросетями, обслуживающими каждый район. Они примут меры, связавшись с энергокомпанией, которая должна будет оценить состояние осветительного прибора и осуществить конкретный ремонт. Обращение в виде жалобы коллективной или частной за подписями осуществляется в виде обычного заявления в произвольной форме и подается в местную Администрацию определенного органа муниципального образования.

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • Какая организация отвечает за обслуживание осветительных приборов на территории
  • Как наименование заказчика по договору с этой организацией
  • Кто является ответственным за поддержание освещения на нужном уровне.

По вопросу недостаточного уличного освещения следует обратиться в Управляющую Компанию, написав заявление в индивидуальном или коллективном порядке по тому же шаблону. Главное - написать полностью Ф. И. О. каждого заявителя, роспись и адрес его проживания. Важно понимать, что Управляющая Компания несет непосредственную ответственность за жизнь и здоровье горожан и указать ей на недоработки должны именно мы, так как у нас в этом прямая заинтересованность.

В ситуации полного отсутствия света в вашем дворе необходимо обратиться в местную администрацию, руководствуясь Федеральным Законом от 06.10.2003 года No131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», обязывающем органы местного самоуправления организовывать уличное освещение должным образом. Что также регулируется ГОСТом по порядку организации освещения, где прописаны все нормативы. После составления и отправки заявления ответ должен прийти от семи рабочих дней до месяца.

Также, чтобы понимать суть проблемы, здесь представлены строительные нормы и правила.

Освещение объектов архитектуры и памятников культуры является обязательной мерой при организации осветительной системы улиц.

Подсветка главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражающих свойств.

Каждая улица предусматривает определенную степень горизонтальной освещенности. Например:

  • для широких дорог этот параметр соответствует 20 л к,
  • автодороги районного значения освещаются в пределах 15 л к,
  • для улиц местного значения достаточно 4-6лк.

В случае если вы получили отказ, можно обратится с жалобой в местную организацию, отвечающую за обслуживание освещения на улице. Очень часто отказы аргументируются недостаточным финансированием, но светлее от этих объяснений не становится.

Следующим вашим шагом может быть обращение в суд или прокуратуру по месту жительства. Желательно предоставить фото территории, на которой отсутствует свет и письменный (или в цифровом формате) отказ Администрации, отвечающий за уличное освещение.

Кто несет ответственность за уличное освещение в поселках и деревнях?

Как правило, в бюджете поселков и деревень не всегда должным образом профинансировано освещение улиц. Установить фонари вдоль каждой дороги задача дорогостоящая и часто откладывающаяся в долгий ящик. Ежегодно формируется план по оснащению улиц фонарями и местная Администрация его рассматривает сообразно бюджету. Обязательным является установка фонарей на перекрестках дорог, где опасность аварии наиболее вероятна, рядом с административными и учебными зданиями.

За техническое обслуживание отвечает районный отдел Энергосбыта, но контроль за надлежащим исполнением своих обязанностей лежит на местном муниципалитете. Правильнее будет обратиться туда в устной форме, просто позвонив по телефону или письменно, оформив ту же жалобу.

Итог

Резюмируя все вышесказанное делаем один простой вывод — за освещенность на улицах наших городов и поселков несет Администрация и именно с нее и должен быть спрос за отсутствие или недостаточную освещенность улиц.

Каждый хозяин стремится организовать освещение своего двора оптимальным образом, чтобы было красиво и удобно. При этом потребление электроэнергии должно быть наименьшим. Эта задача не из простых, но вполне реальная. Эту работу можно выполнить самостоятельно, при наличии элементарных знаний и навыков работы по электротехнике. Для того, чтобы правильно выполнить освещение во дворе, необходимо учесть некоторые особенности.

Освещение во дворе делятся на виды

Освещение во дворе включает в себя несколько отдельных участков освещения. Электрические цепи этих участков не зависят друг от друга и включаются отдельно. Для правильной разработки схемы освещения двора, необходимо заранее решить, где будут находиться светильники, и в каких местах их лучше разместить, а также определить схему подведения электричества и способы управления системой освещения.

Общее освещение

В первую очередь необходимо продумать освещение общего назначения. Название говорит само за себя. Такой свет нужен для общего обзора участка в темное время. Для этого используются высокие фонари, настенные светильники, прожекторы заливающего света. Они устанавливаются около дома, на окраинах участка, в подъездных и хозяйственных зонах.

Маркировочная подсветка

Такой вид подсветки имеет целью не столько освещение, сколько обозначение зон. Им выделяют различные зоны участка и дорожки. Для этого используют небольшие светильники, которые могут располагаться на земле или монтироваться прямо в тротуарную плитку.

Другим вариантом являются светильники-столбики . Их делают не слишком высокими, иначе они будут слепить вас, когда вы будете проходить мимо. А все, что скрывается за ними, вы будете разглядывать с трудом. Также, не стоит располагать их слишком близко друг к другу.

Расставляя светильники на участке, необходимо помнить, что расстояние между ними должно быть от 7 до 10 метров при высоте 1-1,2 метра. Если светильники более низкие, то можно ставить и чаще. В любом случае нужно смотреть, чтобы плавные изгибы и линии участка подчеркивались светильниками.

При наличии светильников очень маленького размера, их можно встроить куда угодно, это зависит от вашей фантазии: в скамейки, в подпорные стенки и т.д.

Несколько примеров маркировочной подсветки:
  • Возле входа в ворота чаще всего ставят несколько светильников, работающих постоянно всю ночь. Для такого вида освещения устанавливают несколько . При этом свет можно выключить, находясь возле ворот, либо в доме.
  • Освещение подъездной дороги . От гаража до ворот устанавливают фонари высотой более 1 метра. Это зависит от интенсивности света. Площади освещенных участков между соседними фонарями должны перекрываться между собой. Это обеспечит более равномерное освещение и безопасный подъезд.
  • Освещение лестниц и дорожек обеспечивает безопасность ночного передвижения. Для этого устанавливают фонари на небольшой высоте около 50 см, или ниже. Расстояние между такими фонарями должно быть не более размера диаметра освещенного круга с небольшим перекрытием.
Освещение для безопасности

Для этого чаще всего применяют мощные прожекторы, способные осветить важные территории, вход в дом, подсобные помещения и гараж. Такое освещение во дворе обычно не включают для постоянной работы. На важных участках устанавливают , которые срабатывают на возникновение какого-либо движения в зоне чувствительности датчиков.

При попадании в эту зону злоумышленников, датчики сработают и подключат охранное освещение. Также должно быть предусмотрено включение этой системы из помещения дома, на случай возникновения неисправности датчиков. Важным моментом является регулировка чувствительности датчиков освещения. Они могут срабатывать на птиц, собак или кошек. Поэтому необходимо настроить их чувствительность таким образом, чтобы свет включался только при появлении человека.

Декоративное (архитектурное) освещение во дворе

Конечно, в первую очередь необходимо обеспечить безопасность и охрану территории в ночное время, а также освещение для перемещения по темным дорожкам. Но освещение во дворе также способно обеспечить привлекательный внешний вид придомовой территории, и выигрышно подчеркнуть красивые объекты во дворе. При выборе ночных фонарей и их расположении необходимо обеспечить создание наилучшей декоративности.

Желательно осветить такие места, как кустарники, бассейны, беседки, некоторые части здания дома. Это направленный свет, который помогает расставить акценты. Именно его часто называют самым эффектным приемом ландшафтного дизайна. Особого внимания заслуживает декоративное освещение водных объектов: прудов, бассейнов, фонтанов. Здесь действует такое правило: освещаться должна либо водная гладь, либо отдельный элемент ее оформления. Освещать весь объект нет необходимости. Когда выделен один элемент, все остальное загадочно скрывается в полумраке.

Цвет освещения также влияет на декоративность освещения. Теплый свет придает комфорт и уют, а также визуально уменьшает объем пространства. Холодный свет зрительно увеличивает пространство участка.

Особенности освещения двора

Кабель освещения к светильнику прокладывают на глубине 70 см в защитной трубе, которая защищает его от возможных повреждений. Обычно применяют пластиковую трубу. Она эластичная и хорошо гнется. Однако такую трубу легко повредить, например, лопатой. Если использовать трубу из металлопластика, то она будет служить длительное время, и защитит кабель от механических повреждений.

Все освещение необходимо продумывать заранее, во время планировки участка и постройки дома. В это время составляются светотехнические и электротехнические схемы с учетом разводки кабелей и изоляции. Электросети необходимо прокладывать до посадок деревьев. Во дворе с посаженными деревьями для проводки освещения можно применять . Оно пожаро- и электробезопасно, так как по кабелю передается не электричество, а свет. Сам оптоволоконный кабель не нужно прокладывать в земле, а просто задекорировать растениями или другими элементами.

В последнее время освещение во дворе чаще выполняется с использованием . Они идеально подходят для контурного освещения дома, дорожек, малых архитектурных форм, водоемов, и могут более 10 лет работать от автономных источников питания.

Сделать освещение во дворе независимым от электричества можно с использованием . Такие автономные светильники с наступлением темноты можно легко перемещать на разные места. Однако эффективность освещения от таких светильников очень низкая, поэтому их чаще всего используют в качестве дополнительного освещения к основному электрическому освещению двора.

Каждый светильник имеет свой уровень защиты от внешних факторов, то есть . Этот параметр характеризует устойчивость светильника к проникновению пыли, влаги и грязи. Для освещения двора необходимо применять светильники с хорошей защищенностью от внешней среды.

Система освещения двора довольно сложная, поэтому самостоятельно организовать уличное освещение является трудной задачей. Зная как правильно сочетать эти типы, можно создать в своем саду гармоничный и завершенный световой ансамбль.

Способы управления освещением двора

Нельзя забывать об удобстве управления освещением двора. Рассмотрим основные популярные способы управления освещением двора дома.

Ручное управление

Наиболее популярным вариантом является ручное управление. Выключатели лучше разместить как можно ближе к дому, для удобного управления. Такая система более надежная, и не требует больших финансовых затрат, кроме покупки выключателей или рубильников. Свет выключается и включается по вашему желанию. Однако такой вид управления освещением удобен только при постоянном нахождении хозяев в доме.

Автоматическая система

Если дом приходится иногда оставлять без присмотра, либо поздно возвращаться домой, то ручной способ управления освещением не подходит. Такую проблему решают путем использования автоматической системы.

Освещение во дворе может работать автоматически, с применением:
  • (элемент, чувствительный к свету).

Такие чувствительные элементы подключаются по последовательной схеме. В обычном состоянии контакты этих элементов разомкнуты, и напряжение на освещение не подается. При срабатывании контакты замыкаются, питание подается на приборы освещения.

Чувствительные элементы устанавливаются в местах, зависящих от их принципа действия. Например, реле времени лучше установить внутри дома, а датчики движения и освещенности необходимо поставить на улице, желательно ближе к светильнику.

На подъездной аллее целесообразно установить датчики света и движения. Подсветка лестниц и дорожек может работать с такими же датчиками, однако такой вариант неудобен из-за периодической настройки при смене сезона.

Технические требования к организации освещения двора
  • Для освещения двора выделяется отдельная линия питания с защитными устройствами, и разделением по участкам.
  • Кабели прокладываются в грунте или по воздуху. Воздушная прокладка выполняется проще, однако не имеет защиты от кражи проводов. Земляная прокладка стоит дороже, но более надежная. Глубина грунтовой прокладки должна быть не менее 70 см.
  • Кабели для освещения двора с воздушной прокладкой рекомендуется использовать с двойной резиновой изоляцией, а в грунте – бронированный.
  • Изоляция мест соединения кабелей должна быть очень надежной, а лучше двойной, с применением .

Освещение должно гармонично вписываться в обстановку на участке. Основное внимание всегда акцентируется и на самом доме, и на элементах ландшафта и благоустройства. Поэтому наиболее экономичным и, главное, целесообразным решением является праздничное освещение здания и функциональная подсветка прочих деталей приусадебного участка.

  1. Экономичности

Не стоит тратить баснословные деньги на подсветку территории дачи, на которой вы бываете 2 недели в году. С другой стороны, чрезмерная экономия может повредить вредит ощущению комфорта на участке. Оптимальное решение – монтаж электрической схемы, предполагающей подключение дополнительных потребителей в перспективе или замену используемых на более современные модели.

  1. Практичность в эксплуатации, обслуживании и ремонте

Наружное освещение должно быть надёжным и удобным в работе. Поэтому необходимо тщательно продумать схему управления и обеспечить свободный доступ к каждому из ключевых элементов системы.

Наружное освещение дома: типы и особенности

Благодаря современным технологиям можно реализовать любые, даже самые смелые и необычные дизайнерские идеи для подсветки приусадебного участка. Порой комбинации различных моделей оборудования и способов управления внешним освещением дают самые неожиданные результаты.

Одним из наиболее популярных решений является заливающая подсветка . Она будет отлично смотреться на основной части фасада, подчеркивая объём и уникальность его архитектуры в вечернюю пору. Для реализации заливающего эффекта отлично подойдут светодиодные светильники – они подчеркнут фактуру фасада и помогут создать настоящий калейдоскоп цветовых решений, идеально взаимодействующих с наружной палитрой здания.

Акцентированная подсветка загородных домов и дач применяется в том случае, если необходимо выделить определённые фрагменты фасада или ландшафта. При помощи такого освещения можно подчеркнуть эстетику различных архитектурных элементов – колонн, статуй, лепнины, входной группы и пр.

Контурное освещение зданий и сооружений, а также элементов ландшафта и обстановки на участке выполняется с помощью светодиодных трубок. Такая подсветка балконов, перил, элементов кровли и проч. способна сделать загородный дом и территорию вокруг него стильными и по-настоящему уютными. При этом светодиодные трубки выделяются удобством монтажа, а в процессе эксплуатации доставляют минимум хлопот, потребляя при этом совсем небольшой объем электроэнергии.

Скрытая подсветка выделяет выступающие части или углубления фасада , а также ландшафта и элементов благоустройства на участке. С помощью скрытого освещения можно до неузнаваемости преобразить карнизы, балконы, подоконники, лестницы и т.д.

Освещение двора частного дома

Для освещения придомовой территории не стоит использовать чересчур мощные светильники. Из-за них всё, что происходит на вашем дворе, с улицы будет видно как на ладони, а разглядеть, что твориться за периметром станет практически невозможно.

Подсветка территории приусадебного участка выполняет две функции:

  • декоративную;
  • охранную.

Грамотно подобранное освещение преобразит участок вокруг вашего загородного дома или дачи до неузнаваемости. Уличные фонари и светильники подчеркнут красоту дизайнерского решения и помогут скрыть его недостатки, а потенциальный злоумышленник, прежде чем залезть к вам во двор, подумает дважды.

Кстати, совсем не обязательно, чтобы наружное освещение приусадебного участка потребляло электроэнергию от заката и до рассвета — в любой момент вы можете установить датчики движения . Они позволят включать подсветку периметра, ворот, дорожек, зон отдыха и других элементов благоустройства только при необходимости, т.е. когда во дворе кто-либо будет находиться. С одной стороны это избавляет от необходимости управлять подсветкой вручную, а с другой – не позволяет остаться незамеченным даже малейшему движению.

При обустройстве освещения придомового участка лучше всего использовать эффект плавной заливки. При этом по периметру и на воротах с целью ограничения обзора с улицы рекомендуется устанавливать более яркие осветительные приборы.

Подготовка к работе

Чтобы наружное освещение было удобным и надёжным в эксплуатации, следует тщательно продумать его схему. Для этого вам нужно будет определиться с выбором осветительных приборов и способа их установки. Кроме того не забудьте установить, сколько и какого оборудования и материалов вам потребуется, чтобы воплотить идею наружного освещения в жизнь максимально точно.

Прокладку электрических кабелей на придомовом участке желательно сделать скрыто или, по крайней мере, так, чтобы не навредить дизайну. Удобнее всего укладывать проводку для уличного освещения под землёй, а для этого придётся поработать лопатой. Вполне возможно, что вам понравится вариант с ленточным фундаментом . Он заливается по бокам дорожек, вокруг игровой площадки, беседки, клумб и пр. обеспечивает действительно надёжную защиту электропроводки и монтаж светильников. Впрочем, многие предпочитают укладку кабелей в небольших траншеях, разумеется, со всей полагающейся в таких случаях защитой.

Но не только наземными осветительными приборами ограничивается наружное освещение загородного дома. Ведь вы можете закрепить их на растущих во дворе деревьях или на элементах хозяйственных сооружений. При этом не стоит забывать о том, что при открытой прокладке электропроводка должна быть хорошо защищена от повреждений и, равно как и осветительное оборудование, от климатических факторов.

Щит наружного освещения подключается к общей электросети загородного дома, а необходимая длина электрических кабелей рассчитывается от него. Современные ЩНО представляют собой комплексные устройства, оснащённые всем необходимым для бесперебойной работы системы, включая индикацию работы ее отдельных участков и аварийную сигнализацию в случае наступления внештатных режимов работы.

Автоматизация системы наружного освещения

«Умное» освещение приусадебных участков только начинает входить в моду, однако всё свидетельствует о самой высокой степени комфорта такого решения. С одной стороны вам не нужно будет бегать от выключателя к выключателю, чтобы осветить тот или иной сектор двора. С другой – автоматика, управляющая подсветкой, позволяет сэкономить немало средств на оплате счетов за электроэнергию.

Сложнее всего при установке внешнего освещения двора загородного дома дело обстоит с выбором, установкой и настройкой автоматики. Подумайте о том, к каким именно группам светильников вы хотите подключать датчики движения, то есть о зонах, где потребуется всего дежурное освещение . Последнее всегда подключается к ЩНО отдельной веткой.

Во-первых , о технике безопасности. Монтажные работы выполняются только при выключенном питании. Все соединения электрической сети, включая точки подключения потребителей, должны быть надёжно заизолированы. Если вы не знакомы с принципом работы оборудования, входящего в состав системы наружного освещения, обратитесь к специалистам.

Во-вторых , о надёжности, долговечности и практичности уличной подсветки в эксплуатации. Основные участки системы, в частности, точки установки светильников, датчиков, а также органов управления следует размещать так, чтобы обеспечить к ним свободный доступ для обслуживания и замены.

В третьих , совсем не помешает предусмотреть подключение наружного освещения к системе аварийного питания в случае полного отключения электроэнергии. И, наконец, в-четвёртых , рассчитывать схему подсветки внешней территории следует с некоторым запасом. В будущем это позволит модернизировать обстановку вокруг вашего загородного дома без капитальных мероприятий.

Установка наружного освещения загородного дома требует определённой сноровки, а также наличия целого списка специальных инструментов и материалов. Их можно приобрести в ближайшем строительном магазине либо попросить у соседей или знакомых. Кстати, монтажные работы лучше выполнять вдвоём – это позволит сэкономить и силы, и время.

Если материалы и оборудование вы выбрали правильно, а монтаж наружного освещения провели основательно, внешний вид вашего участка в ночное время суток будет радовать вас и ваших гостей долгие годы, не доставляя никаких хлопот.

В инфраструктуре любого города важную роль занимает уличная подсветка не только дорог и парков, но и придомовой территории. Именно эта подсветка играет важную роль в жизни города для создания безопасных условий передвижения.

Освещение придомовой территории

При этом именно у местных жителей часто возникают вопросы касательно того, насколько правильно была организована в их дворовое освещение и кто за ним должен следить. Об этом и о других вопросах будет рассказываться в этой статье.

Зачем необходимо освещение домов

Создание качественного освещения на придомовой территории является важной частью инфраструктуры каждого района города. Подсветка возле дома выполняет следующие задачи, в которых возникает необходимость с приходом вечера и ночи:

  • создает достаточное освещение проезжей части, которая имеется в дворе дома. Благодаря ей все неровности и особенности дорожного перекрытия, а также прилежащая к ней территория хорошо видны даже ночью;
  • обеспечение хорошей видимости как для транспортных средств, въезжающих на парковочные места, так и для пешеходов, которые в это время прогуливают по двору;
  • дает возможность людям и транспортным средствам хорошо ориентироваться в пространстве, что минимизирует риск травмирования или ДТП;
  • повышает безопасность в дворах, так как по статистике грабители не нападают на своих жертв на хорошо освещенных участках.

Обратите внимание! Качественное освещение дома и прилегающей к нему территории позволяет улучшить криминогенную обстановку в районе.

Ночная подсветка двора

Но чтобы ночная подсветка многоквартирного дома и двора могла выполнять возложенные на нее функции, она должна быть организована определенным образом, обязательно опираясь на установленные нормы.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.
Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Нормы освещенность придомовой территории

Именно на эти нормы освещенности следует опираться организациями, занимающихся создание уличной подсветки домов и прилежащей к ним территории.

Обратите внимание! Нормы освещенности, приведенные в СНИП, носят рекомендательный характер и могут немного видоизменяться (но не ниже установленных значений) при изменении определенных параметров. При этом нужно стремиться к тому, чтобы эти нормы были выполнены максимально точно. Ведь при значительном отклонении от них качественно уличной подсветки будет снижаться.

При этом для города и села имеются свои нормы освещенности, продиктованные различными параметрами и особенностями населенного пункта.
К примеру, оказать влияние на расчет, который будет проводиться для вычисления нормы освещенности для конкретного случая, должен опираться не только на указания СНИПа, но и на:

  • площадь дома, а также территории, прилегающей к нему;
  • количество осветительных приборов, которые будут входить в систему наружного освещения, а также их тип;

Обратите внимание! Придомовое освещение может реализовываться различными видами осветительных приборов: фонарями, прожекторами, настенными светильниками и т.д. При этом каждый тип подсветки будет характеризоваться своими техническими параметрами работы.

Светильники придомового освещения

  • тип источника света, вкрученного в светильники уличного типа. Сегодня лампы накаливания, на базе которых и рассчитывались нормы освещенности для различных помещений и участков улицы, отходят в прошлое. Вместо них все чаще используются светодиодные, галогеновые и люминесцентные источники света. Каждый тип лампочки имеет свои параметры работы (мощность и т.д.), что нужно учитывать при проведении необходимых расчетов.

Все эти манипуляции и расчеты, которые нужны для качественного освещения дома и прилегающей к нему территории, должны проводиться квалифицированными специалистами и регулироваться ответвлёнными за уличное освещение государственными структурами.

Ответственные за свет

Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях.
Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.

Подсветка дома

На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.
Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:

  • продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
  • количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
  • в какое время будет происходить включение света.

Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному. Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.

Кто принимает жалобы

Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.

Правильная подсветка двора

Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.

Обратите внимание! Каждый житель любого населенного пункта имеет право на знание того, как происходит расходование бюджета, какие средства выделяются на поддержку уличного освещения домов и прилежащих в ним территорий и другие моменты, связанные с такой подсветкой.

Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:

  • написать заявление в письменной форме;
  • обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.

После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:

  • отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
  • в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.

Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:

  • кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
  • кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
  • за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.

Эта информация позволит грамотно и правильно составить жалобу и подать ее в нужную организацию. Если же реакция на подданную жалобу не последовала, тогда необходимо ее подавать уже в вышестоящий орган исполнительной власти.

Варианты организации подсветки двора

На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.
Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.

Освещение входа в подъезд

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.). В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.
Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется. Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки.
Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.
Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.