Юдин почему буква а главная читать. Открытый урок по литературному чтению "Жили-были буквы" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему. Курочка Ряба и десять утят




Книги Георгий Юдина, писателя и художника, хорошо известны нам с детства. И как хорошо, что его книги снова выпустили в мир.
У нас был такой период в прошлом году, мы читали книги Г. Юдина. У него не так и много чудесных книжек. Мы увлеклись его Букваренками и Заниматиками. Есть еще сказка про Зеленого поросенка. Вот об этих чудесных книгах я сегодня и расскажу. А про Зеленого поросенка тоже расскажу, но как-нибудь в другой раз).

Вот они наши книжечки. Смотрю на них, и вспоминаю, как замечательно мы проводили время, читая и занимаясь по ним. Не прошло и года, но у меня уже ностальгия. Странно)
Но ничего, еще через год, я буду читать их доченьке.

Заниматика для малышей.

Одна из лучших книг для малышей. Отлично подходит для обучению счету, простейшим арифметическим действиям.
“Заниматика для малышей” – первая книга, с которой ребёнок должен начинать знакомиться с новым для него миром цифр. Конечно же, не без помощи родителей, ребёнок весело и легко получит первые знания об арифметике.
Всего 60 странчик, да еще в подарок кукольный пальчиковый театр. И мой сын начал считать в пределах 10. Очень быстро. И обратно).
Но это еще не все. Заниматика познакомит вашего ребенка с такими понятиями. как круглый, квадратный, треугольный. Высокий и низкий. Медленный и быстрый.
А заодно ваш малыш будет осваивать названия дней недели, месяцев года. Получит представление о часах и циферблате.
В каждом уроке есть вопросы. Например, сколько лет исполнилось кукле Мане? Или, сколько гостей сидят вокруг торта. И нужно их посчитать.
А на последних страницах хитрые задачки и сложные вопросики.
Чем измеряют время, длину, вес, температуру и скорость?
Заниматика для первоклашек.


“Заниматика для первоклашек”. Это продолжение «Заниматики для малышей». Просто необходимо продолжить занятия.
В книге интересные задачи и задания, и она дает первые представления о пространстве, времени, объеме, массе и даже о теории относительности.
Я была поражена, как Г. Юдин объяснил понятия Право и Лево. Картинки очень четко и наглядно помогают понять, где лево, если малыш нарисован лицом к нам, и где лево, если малыш стоит к нам другой стороной).
А как объяснено, что ввверху и что внизу. Посмотрите сами:

Далеко и близко. Мелкий и глубокий. Узкий и широкий. Плоский и объемный.
Зрительная память и объединения в группы.
Чудесные иллюстрации, знакомые картины. Еща раз о часах.
Карты и планы. И сказочное метро.
Самое главное это то, что «Заниматика для первоклашек” научит творчески мыслить и находить правильные решения как в математике, так и в жизни. Это невероятная книга. Я очень рада, что наткнулась на нее, совершенно случайно, купила только потому, что мне понравился „Букваренок“.
Вот так вот хапаю сначала, а потом понимаю, что это или зря потраченные деньги, или шедевр).
Законы математики похожи на законы жизни, и наоборот. Например, в математике нельзя к 0, то есть ни к чему, прибавить 5 и получить 10. Так и в жизни: нельзя положить в пустую коробку 5 конфет, а утром вынуть оттуда 10. Не пробуй, не получится.
Это просто и гениально.

Известно, что красный цвет – цвет запрета в дорожных знаках, а зеленый, как у светофора, – разрешающий. Возьми два карандаша, красный и зеленый, и закрась рядом с каждой картинкой тем цветом, который покажется тебе правильным: красный – делать нельзя, зеленый – можно.
Букваренок
Книга из детства! Из моего детства. Смешные и поучительные истории про медвежонка Мишу и мышонка Мышу. На каждую букву свои истории и сказки. Хорошие и добрые рисунки. Хорошее сочетание познавательных фактов и рассказов о буквах. Очень наглядных. До сих пор, когда мой сын забывает какую-то букву, точнее ее написание, он вспоминает что Н, это носилки).
Ведь это не обычный букварь, по которому дети учатся читать, а “Букваренок”. Это красочная и веселая книжка-игрушка для дошкольников, подтверждающая истину, что воспитание юмором должно начинаться с младенческих лет. А юмора в книге много. Много полезных знаний в “Букваренке”, и они все в шутливой и понятной форме, доступной пониманию малыша. Ваш ребенок узнает о том, как появились электрическая лампочка и телефон, про автомобили, про усы и уши, что такое Земля, компас и воздушный шар, и как добыть огонь, куда улетают осенью птицы, откуда появились буквы и цифры и другое…
Узнавая эти крохи энциклопедических знаний, карапуз, с вашей помощью, может посмеяться над проказами мышонка Мыши. И над размышлениями толстячка и тугодума Мишы. Книга рассчитана на активное участие самого ребёнка в освоении букв. Есть домашние задания. Нужно писать буквы.
А еще, и это отличный показатель, „Букваренок“ переиздавали более 20 раз!
Здравствуй!
Меня зовут мышонок Мыша. А тебя как? Я сам научился читать по “Букваренку”. Хочешь, я и тебя за две недели научу? Я буду твоим первым в жизни учителем, но не строгим, а веселым. Мы будем не только учиться и узнавать разные удивительные вещи о Земле и про все, что на ней есть, но и читать веселые сказки, и даже шалить на переменках. если ты хочешь хорошенько все запомнить и быстро научиться читать и писать.
А вы знаете, почему А первая буква? Потому что самые вкусные вещи начинаются с буквы А. Арбуз, Апельсин, Абрикос, Ананас. Но Я была недовольно. И последний аргумент просто сразил и меня и букву А. А первая, потому что первое слово малыша „Агу“, и еще, потому что букава А похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адимирал должен быть всегда впереди.
Вот такие сказочки пропитывают всю книгу. Каждую страничку.
А буква П похожа на перекладину, на которой Мыша не может подтянуться даже пару раз)
Я могу писать об этой книге очень долго. Читали мы ее три раза подряд. Поэтому я много хороших моментов запомнила.

Букваренкина школа
“Букваренкина школа” – необычное по методике дополнение к знаменитому “Букваренку”. За десять уроков, читая о приключениях Мыши и Мишы, ребята легко и быстро выучат все буквы и научатся писать.
Урок 1, на котором Мыша и Миша узнают первые в своей жини буквы М, А и У.
Однажды медвежонок Миша и мышонок Мыша лежали на полянке и ели малину.
- А давай стихи придумывать, – сказал мышонок. – Вот слушай, что я сочинил:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
Нет на свете никого
Лучше нашей…
- Малины! – обрадовался медвежонок.
- Да при чем здесь малина?! Я хотел сказать: “Лучше нашей МАМЫ!”
- Это же здорово! А теперь я сочиню. А про что?
- Ну… хотя бы про этот мухомор, – сказал Миша, закрыл глаза и громко, как это делаю настоящие поэты, прочел:
Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!
- Что ты, что ты! – испугался мышонок. – Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь! Слушай лучше стих про доктора:
В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…
- Айболит! – что есть мочи рявкнул Миша. – Ой, уморил! Ты разве не наешь, что Айболит лечит зверей, а бойкий рыжий муравей – лес?
- А ты откуда все знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! – важно сказал мышонок.
- А ты что, читать умеешь? – Вытаращил глаза медвежонок.
- Ну, как тебе сказать… Вообще-то меня дядя Егор по “Букваренку” научить собирается.

А как пыхтит тесто. Мне казалось невозможным вот так нарисовать и объяснить букву Ы. Это и тесто, которое пыхтит, и вылезает из кастрюли, и два смешных человечка, толстый и тонкий. Ну как тут не запомнить эти буквы?).

Буква Ф, это и филин, и фыркающая кошка.

С каждым новым уроком ребенок будет узнавать все новые и новые буквы, научится их писать. И, конечно же, научится читать. Вроде так незаметно, просто слушая истории про мышку и мишку. Но это так.

Обязательно расскажу и о Зеленом поросенке. Но, в другой раз.

Приятного вам чтения и узнавания нового.

Сказки Г.Юдина

Запомни как можно больше слов со звуком [р, р], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Рыжий город».

РЫЖИЙ ГОРОД

Одного мальчика дразнили рыжим. Мальчик этот очень переживал и решил уйти из дома все равно куда. Лег пораньше спать и видит сон, как будто он уже ушел из дома и идет куда глаза глядят. Смотрит - ворота стоят, а на них написано: «Добро пожаловать в Рыжий город!»

Вошел он и ахнул. В этом удивительном городе все было рыжим-прерыжим.

Рыжие ручьи текли по рыжим травам и впадали в рыжие реки. А над реками рыжие радуги повисли. Рыжие рыбаки ловили в этих реках рыжих рыб и раков. По радио передавали рыжий вальс. И все рыжие - прерыжие люди радостно улыбались. Тут к нему подбежала рыжая - прерыжая девочка.

Ты почему такой грустный?

Меня все рыжим дразнят...

Какой глупенький, - засмеялась девочка, - а ну-ка, посмотри на солнышко, какого оно цвета?

Ну, рыжего...

И мы - рыжего! Значит, все мы - маленькие солнышки. Радоваться надо! И тут Мальчик проснулся. Выбежал он во двор, а мальчишки тут как тут:

«Рыжий, рыжий, конопатый!» А он только рассмеялся и хитро подмигнул рыжему
солнышку...

Чтение сказки Г. Юдина «Генерал Гена». (Запомните слова со звуком

[г, г"], которые встретятся вам в сказке.

ГЕНЕРАЛ ГЕНА

Гусенок Гена мечтал стать генералом. Однажды, оставшись дома один, он открыл гардероб, надел папин галстук и галоши, на голову громадную шляпу из газеты, а под крыло вместо сабли сунул громадный гвоздь. Глянул в зеркало - настоящий генерал получился!

Вышел Гена гордой походкой во двор, а там галчата в городки играют.

Эй, галчата! Смотрите, какой генерал к вам пришел!

А галчата как загалдят:

Это ты-то генерал? А где твоя сабля?

А вот же, под крылом, - говорит Гена.

А мы думали, что это у тебя градусник! Никакой ты не генерал, а просто гусь в газетной шляпе.

Эх вы, глупенькие, - грустно сказал Гена. - Нет у вас фантазии.

Чтение сказки Г. Юдина «Доброе дело». Запомните слова со звуком [д, д"], которые встретятся в сказке.

ДОБРОЕ ДЕЛО

Нечем заняться медведю, вот он и бродит целыми днями по Лесу, скучает и зевает так, что деревья дрожат.

И - эх! Мне бы дело какое-нибудь! Мне бы чего-нибудь полезное сделать!

Несколько дней назад он здоровенной дубинкой наделал дырок в земле. «Может, в этих дырках кто-нибудь гнездо себе сделает», - размышлял медведь.

Но никто не собирался там жить.

Тогда медведь натаскал травы и напихал ее в дупло, где жил дятел. «Теперь дятлу в дупле мягко будет». Но дятел только обругал его, потому что в дупло нельзя было влезть. Сидит медведь под дубом, скучает, а мимо него деревенский Димка топает.

Ты чего такой грустный, дедушка медведь?

Да делать мне нечего, вот и грустный, - бурчит медведь.

А ты можешь дудочку сделать?

Дудочку? А чего ее делать-то?! - оживился медведь и - раз-два! - сделал Димке дудочку.

Вот это да! - обрадовался Дима. - А моей сестренке Даше сделаешь?

Да я для всех деревенских ребятишек сейчас наделаю, - заторопился медведь.- Наконец-то для меня доброе дело нашлось!

Чтение сказки Г. Юдина «Телезритель Тимка». Запомните слова со звуком [т, т"], которые встретятся вам в сказке.

ТЕЛЕЗРИТЕЛЬ ТИМКА

Папа тигр купил телевизор, и тигренка Тимку словно подменили.

Тимка! - кричат ему утром тигрята. - Пойдем играть.

Отстаньте, - бурчит Тимка, - тут такое показывают!

По телевизору в это время показывали, как правильно варить тыкву. Потом Тимка смотрел, как полезно есть творог , как вредно - тараканов. Потом тетеньки приглашали всех желающих работать в трамвайно-троллейбусное депо.

Потом трактор тащил толстые трубы и укладывал их в траншею. Потом у Тимки так разболелась голова, что пришлось пить таблетки.

Лежит Тимка на тахте с термометром, но телевизор не выключает. Вечером, когда стали показывать про телят (Тимка уже плохо соображал, что), в телевизоре вдруг что-то как затрещит, как взорвется!

И стало совсем темно. Тимка слетел с тахты и к телефону:

Алле, алле! Командная пожарн... Взорвался телевизор! Что делать?

Выкинуть, - мрачно сказал вошедший папа Тигр, - а тебя выпороть.

Чтение сказки Г. Юдина «Как варить компот». Запомните слова со звуком [к, к"], которые встретятся вам в сказке.

КАК ВАРИТЬ КОМПОТ

На одном дворе жили кот, коза, курица, корова и кролик. Однажды во двор вышел кот и закричал:

Слушайте все! Я прочитал в старой книге, как сварить компот!

Ну и как же его варить?

Принесите каждый все самое вкусное, остальное - за мной. Вся компания отправилась искать все самое-самое вкусное, а кот тем временем разжег костер и повесил над ним котел с водой. Первой пришла коза и принесла капустную кочерыжку. Потом пришла курица и принесла пять зернышек кукурузы. Корова принесла арбузные корки, кролик - клевер, а сам кот достал из кармана кусок колбасы. Когда вода закипела, кот кинул кочерыжку, корки , кукурузу, клевер и колбасу в котел и закрыл крышкой.

Через некоторое время он позвонил в колокольчик.

Готово! Кушайте на здоровье. Попробовали друзья, плюются:

Компот называется! Сам ешь!

Почему же так невкусно получилось? - мрачно размышлял кот.


Цели : познакомить с литературными сказками Г. Юдина «Почему "А" первая», Т. Коти «Катя и буквы»; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты : учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; описывать характер героев; определять главную мысль текста и соотносить ее с содержанием произведения; изображать героев с помощью жестов, мимики; отличать авторскую сказку от народной.

Оборудование: книги по теме урока; магнитная азбука, текст речевой разминки, заготовленная таблица по сказкам (таблицу можно заполнить во время урока).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение.

Солнце, дождик, приходите,

Детям сказку приводите!

А из тучи — гром, гром

Загоняет в дом, в дом.

Покажись из тучи, солнце,

Загляни скорей в оконце,

Освети скорей светлицу,

Расскажи нам небылицу.

В. Берестов

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте его с ускорением.

— Прочитайте стихотворение с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, ворчливо, весело.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Проверка домашнего задания

— Названия каких сказок вы определили?

— Могут ли обычные буквы быть сказочными героями? Какие сказки о буквах вы читали?

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Прочитайте, что написано на доске (выложено из букв магнитной азбуки).

ЫВКУБ ИЛЫБ-ИЛИЖ (Жили-были буквы.)

— Как вы это сделали? (Прочитали в обратном направлении, справа налево.)

(Учитель расставляет буквы в правильном порядке.) Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями про буквы. На уроке будем продолжать учиться читать громко и выразительно, думать, рассуждать.

V. Работа по теме урока

— Сначала проверим, насколько хорошо вы знаете буквы. О каких буквах идет речь в стихотворениях?

Утром на траве росою

Эта буква заблестит,

А под вечер на крылечке

Рядом громко зарычит. (Р.)

Эта буква на морозе,

Как оса, ужалить может.

Ну а в мае на березе

Жук ее узнать поможет. (Ж.)

С этой буквой — добрым другом —

Долгою дорогой в дом

День за днем назло недугам

Даже под дождем идем. (Д.)

Эту букву паровоз

На своей трубе привез,

Губы вытяни в трубу

И получишь букву... (У).

Буква эта знаменита —

Стоит в начале алфавита. (А)

Эта буква бодрым шагом

В бой идет под барабан,

И бодает буква букву,

Будто баловник баран. (Б.)

— Молодцы, буквы вы все назвали. А сейчас соберите из них слово.

(Все буквы написаны на карточках.)

— Какое получилось слово? (Дружба.)

С ней дорога не беда,

С ней любое испытанье

Будет по плечу всегда.

— Надеюсь, что со всеми испытаниями на уроке вы справитесь так же хорошо. Помните о том, как надо работать в парах и группах?

Всем известно: буква Я

В азбуке — последняя.

А известно ли кому —

Отчего и почему?

— Неизвестно?

— Неизвестно.

— Интересно?

— Интересно!

(Учитель раздает напечатанные на карточках слова хорошо читающим ученикам. Чтение по ролям. Инсценировка.)

Рассказчик.

Ну так слушайте рассказ:

Жили в азбуке у нас

Буквы, жили не тужили,

Потому что все дружили.

Где никто не ссорится —

Там и дело спорится.

Только раз все дело стало

Из-за страшного скандала:

Буква Я в строку не встала.

Взбунтовалась буква Я .

Буква Я.

Я — сказала буква Я , —

Главная, заглавная!

Я хочу, чтобы повсюду

Впереди стояла я!

Не хочу стоять в ряду,

Быть желаю на виду!

Буква Ф.

Фу-ты ну-ты! — фыркнул Эф,

От обиды покраснев.

Буква С . Срам! — сердито Эс сказало.

Буква В.

В кричит:

— Воображала!

Буква П.

Проворчало П :

— Попробуй потолкуй

С такой особой!

Буква Я.

Я затопала ногами:

— Не хочу водиться с вами!

Буду делать все сама,

Хватит у меня ума!

Рассказчик.

Буквы тут переглянулись,

Все буквально улыбнулись,

И ответил дружный хор:

Буквы (хором).

— Хорошо!

Идем на спор.

Буква А.

Если сможешь в одиночку

Написать хотя бы строчку —

Правда, стало быть, твоя!

Буква Я.

Да не сумела,

Я ж не кто-нибудь, а Я !

Рассказчик.

Буква Я взялась за дело:

Целый час она пыхтела,

И кряхтела, и потела —

Написать она сумела

Только: «Я-я-я-я-я!».

Буква Х

Как зальётся буква Х :

Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Буква О

О от смеха покатилось!

Буква А

А за голову схватилось!

Буква Б.

Б схватилось за живот …

Рассказчик.

Буква Я

Сперва крепилась,

А потом как заревет.

Буква Я.

Я, ребята, виновата!

Признаю вину свою!

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю .

Буквы (хором).

Что ж, — решил весь алфавит,

Если хочет, пусть стоит.

Дело ведь совсем не в месте,

Дело в том, что все мы вместе!

Рассказчик.

Буква Я всегда была

Помнить место

Буквы Я !

Б. Заходер

— Чему научили нас буквы? Как вы поняли последние строчки стихотворения: «Но советуем, друзья, помнить место буквы Я!»?

— Сегодня мы прочитаем произведение Г. Юдина. Прочитайте его название в учебнике на с. 56.

— Рассмотрите иллюстрацию. По названию и иллюстрации попробуйте догадаться, о чем будет этот текст?

(Ученики прогнозируют содержание сказки.)

— Прочитаем и узнаем, оправдались ли наши ожидания.

— Объясните значение слов «самозванка», «адмирал».

— Почему история про буквы попала в раздел со сказочным названием? Что в ней сказочного?

— Писатель с помощью воображения оживил буквы. Какой у них оказался характер?

— Прочитайте стихотворение Т. Коти «Катя и буквы».

— Можем ли мы назвать буквы сказочными героями? Докажите.

— Что происходит с буквами? Как писатель оживляет своих героев?

VI. Физкультминутка

— Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я произнесу «волшебные» слова вежливости.

— Встаньте, пожалуйста!

— Поднимите руки!

— Будьте добры, похлопайте!

— Потопайте!

— Пожалуйста, попрыгайте!

— Тихонько сядьте!

— Тихо сядьте, пожалуйста!

— Спасибо, ребята, вы были внимательны и хорошо справились с заданием.

VII. Продолжение работы по теме урока

Сегодня мы сравним две сказки: народную и авторскую. Определим, чем они похожи, а чем отличаются.

— Вспомните русскую народную сказку «Курочка Ряба». Расскажите ее по рисункам в учебнике на с. 62.

(Ученики вспоминают содержание сказки.)

— Прочитаем сказку «Курочка Ряба и десять утят» С. Маршака.

— Сравните начало обеих сказок.

— Какой изображена Курочка Ряба в сказке С. Маршака? (Доброй, заботливой.)

— Подумайте: что общего в этих двух сказках? Чем они различаются?

— Какие бывают сказки? (Ответы детей.)

— К каким сказкам относится наша сказка «Курочка Ряба и десять утят»? (К литературным.)

(Учитель на доске заполняет таблицу.)

Сказка

Конкретное лицо (например, С. Маршак)

Форма

Первоначально создается в устной форме

Создается в письменной форме

Варианты

Существует в нескольких вариантах

Внесение изменений в содержание не допускается

Время создания

Определить невозможно

Известно

Жанры

Бывает следующих жанров: волшебная, бытовая, о животных

Не ограничивается определенным жанром, может быть фантастической

Материал для учителя

Курочка Ряба и десять утят

(продолжение)

На цыплят они не похожи:

На ногах — перепонки из кожи,

А носы у них плоские, длинные,

Не куриные,

А утиные.

Вышла с детками курочка-мать

Из ворот погулять, поклевать.

Разгребает землю проворно,

Ищет лапкою крошки и зерна.

Отыскала и кличет утят,

А утята идти не хотят —

Убежали куда-то в канавку,

Щиплют клювами свежую травку.

А у курицы

Короток нос,

До утиного не дорос.

Хорошо ей клевать зерно,

А траву щипать мудрено.

Ковыляют утята за курицей,

По зеленой спускаются улице.

Увидали широкий пруд,

Побежали к воде — и плывут,

Воду пьют, обгоняют друг друга...

А наседка кричит с перепугу:

— Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?

Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,

Что воды, как огня, боится.

А утята, почуяв свободу,

Так и режут студеную воду.

Выходить из воды не хотят.

Смотрит курица-мать на утят,

Беспокойно по берегу ходит,

Глаз с детей непослушных не сводит.

— Ко-ко-ко! — говорит. — Ко-ко-ко!

Вы утонете! Там глубоко!

И сама она в воду пошла бы,

Да не плавает Курочка Ряба!

Возвращаются девять утят,

Вперевалку выходят, спешат.

Только младший вернуться не хочет,

Машет крыльями, голову мочит.

Увидал плавунца — и нырнул.

А наседка кричит:

— Караул!

Самый младший сынок утонул!

Вот и вышел утенок десятый,

Да ушли остальные утята —

Друг за дружкой цепочкой идут

И в другой направляются пруд.

Добежать им осталось немножко.

Вдруг навстречу — усатая кошка.

Притаилась она за травой,

Только водит слегка головой,

На утят ковыляющих щурится.

Да ее заприметила курица.

Поглядела сердитым глазом,

Пух и перья взъерошила разом

И, хоть прежде летать не умела.

Над землею стрелой полетела.

Налетела и ринулась в бой,

Всех утят прикрывая собой.

Плохо кошке пришлось в этой схватке.

Удирает она без оглядки

По траве между кочек и пней.

А наседка —

Вдогонку

Через ямы, бугры и ухабы...

Ну и храбрая Курочка Ряба!

С. Маршак

VIII. Рефлексия

— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Чему мы учились на уроке?

— Почему в названии раздела, к которому относятся произведения, прочитанные нами на предыдущих уроках, есть слова «жили-были»?

Фонетическая зарядка.

Что просит сказать врач, когда осматри-вает горло? (А-а-а...) Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа...) Кто внимательный?

Запомните слова со звуком [а], которые встретятся вам в сказке.

Почему А первая?
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
— Долой самозванку А\ — кричали гласные буквы.— Да здрав-ствует «Абракадабра»! (то есть неразбериха).
— Что же это делается, а? — шипели шипящие.— Букву, с кото-рой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки...
— Все правильно,— молча думали согласные буквы,— ведь недаром самые вкусные вещи — арбуз, апельсин, абрикос, ананас — начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
— Я не понимаю, почему все же первая Л, а не Я?!
— А потому,—сказала молчавшая до сих пор А,— что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
— Это какое же такое слово? — не унималась Я.
— Агу,— сказала Л.—И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
— Так! — сказал твердый знак.
(Г. Юдин)

Кто больше?
1. Придумайте слова, в которых звук [а] был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (доска, сестра, голова).
2. Назовите имена людей, клички животных, в которых звук [а] был бы в начале (Аня, Андрей, Антон), в середине (Валя, Таня, Рая), в конце слова (Мурка, Буренка, Кнопка).
3. Вспомните слова о зиме со звуком [а] (зима, горка, со-сулька, санки, варежки), без звука [а] (Дед Мороз, лед, лыжи, холод, снег, коньки).
4. Перечислите месяцы года, в которых есть звук [а] (январь, февраль, март, апрель, май, август и т. д.).
5. Подберите слова: с одним звуком [а] (арбуз, сад, кошка); с двумя [а] (астра, сарай, баран, краска, машина), с тремя [а] (рассада, барабан, карандаш), с четырьмя {а] (балалайка).
Любопытный.
На любой вопрос учителя называйте только слова, которые начинаются со звука [а], например:
— Как тебя зовут?
— Андрей (или Аня).
— А фамилия?
— Азбукин.
— Откуда ты приехал?
— Из Астрахани.
— А что там растет?
— Арбузы.
— А еще что?
— Абрикосы.
— Какие птицы там водятся?
— Аисты.
— А на чем ты поедешь обратно?
— На автобусе.
— Какой подарок привезешь маме и папе?
— Астры и альбом.

Доскажите словечко.

Он и волк, и Дед Мороз,
И смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он... (артист).

Он верен морю, как матрос.
Предвестник бури... (альбатрос).

Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? ... (Апрель.)

Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый — все довольны,
Так приятен он на вкус,
И зовут его... (арбуз).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор... (Айболит).
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит... (автомобиль).

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все... (алфавит).

Сочиним сказку.
Зайка
На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц.)
У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат. Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т. д.) Зайчатки были рады!

Два колодца. На доске — изображения двух колодцев и ведер с буквами. Надо выбрать ведро, чтобы буква, написанная на нем, подошла к тем, которые есть на срубе колодца. Должно получиться по четыре разных слова: бак, рак, мак, лак; бук, лук, сук, жук.
Превращение слов — волшебная цепочка. 1. Первое слово долж-но начинаться с буквы а, а последнее ею заканчиваться. (Астра — амбар — рак — кует — трава.) 2. Каждое последующее слово должно начинаться с последнего слога предыдущего. (Арба — барабан — банка — катер — термос — мостик — тик-так — такса — сажа — жаба.)

Веселые буквы
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла...
Рыбкам сразу стало ясно:
С буквой А дружить опасно.
(Ответ: рыбки — рыбаки.)

Шторм.

Помогите поставить слова на свое место.
Разыгралась буря.
Волны обрушились на палубу корабля.
Все перепуталось, книги рассыпались.
Из одного стихотворения исчезли слова: август, аппетит, астры, апельсины. Попробуйте вернуть их на место.
... выпал жаркий-жаркий.
Ах, как душно в зоопарке!
... пропал у пони.
... вянут на газоне,
А мартышка не страдает —
... уплетает!

Телеграмма.

Составьте текст телеграммы из букв заданного слова, например АДРЕС (Алик Дима решили ехать Саратов).

(к 75-летию со дня рождения художника - иллюстратора и писателя).
Родился 27 сентября 1943 г.

Заслуженный художник России Георгий Николаевич Юдин – строитель и актер, художник кино и иллюстратор детских книг. А для тех, кто любит читать, он еще и автор сказочных историй про трогательного поросенка из пластилина Пашу, про «Главное чудо света» - человека («Птица Сирин и всадник на белом коне»), про древнерусского художника Егория, умеющего строить дома, расписывать стены, лепить из глины игрушки, про богатыря Илью Муромца, жившего на Руси в XII веке, и множества замечательных былин, рассказывающих про Русь христианскую.

Георгий Юдин родился близ Ашхабада в туркменском ауле Каакха в 1943 году. А Каакха в переводе означает «ха-ха-ха». Так хохотали жестокие кочевники, когда напали на маленький аул: хитрые жители встретили их огромными кривыми зеркалами. Увидев свое отражение в таком зеркале, любой станет хохотать доупаду. А уж если солдат смеется, какой из него вояка! После службы в армии, двадцати лет от роду, Георгий приехал в Москву – поступать в полиграфический институт. Но студентом сразу стать не удалось, пришлось пойти в маляры. Больше всего он любил красить полы. А вечером Георгий спешил домой, в общежитие строителей, где, положив на колени альбом, до самой поздней ночи рисовал. И вот, наконец, Георгий - студент художественно-графического факультета Московского полиграфического института, где учатся будущие иллюстраторы. Он ходит в музеи, слушает лекции, много читает, пробует писать масляными красками. Делает рисунки к первой в своей жизни книжке, заказанные туркменским издательством. Книжки, которые он иллюстрировал после окончания института, полны удивительных сказочных происшествий. Это приключенческие романы А.Беляева «Человек-амфибия», Ф. Купера «Шпион», сказочная повесть А. Погорельского «Черная курица». Всего Г. Юдиным оформлено иллюстрациями 130 книг.

Рассматривая рисунки Г. Юдина, замечаешь, какими живыми, подвижными умеет нарисовать художник своих героев. Он был художником-постановщиком нескольких знаменитых кинофильмов. Таинственный серебристый «Наутилус» - подводный корабль из романа Ж. Верна «Капитан Немо» на Одесской киностудии построили по рисункам Г.Юдина. Актеры подружились с художником. И если смотреть кинофильм «Капитан Немо», то на палубе парусника «Товарищ» в форме английского матроса можно увидеть и самого художника – широкоплечего рыжеволосого бородача. В середине 70-х годов, рисуя сказки и стихи других писателей, Юдин пять лет думал про свою будущую книжку. Про то, как сделать увлекательной игрой разговор о буквах. Так родился «Букваренок» – книга, в 1989 году получившая серебряную медаль в немецком городе Лейпциге.

«Букваренок»:

«Только для девочек и мальчиков, не умеющих читать!».

«Все о буквах. Сказки и удивительные истории о самом интересном во всем мире» – так написал сам автор в предисловии к своей первой книге. Кто не пробовал разглядеть что-то знакомое в привычных очертаниях разных букв? Разве «М» не похожа на быструю молнию, а «В» на варежку? В букве «Ш» легко увидеть шпалы. Про каждую из букв алфавита художник Г. Юдин сочинил смешную или печальную сказку. Так появился «Букваренок» – удивительная книга, при помощи которой любой человек 5-6 лет может научиться читать. Наверное, придумывая эти сказочные истории, художник вспоминал свою жизнь, в которой – как у каждого из нас - веселое перемешано с очень грустным. «Букваренок» - это и учебник и книжка-игрушка. Обучать играя – главное ее назначение. В современной педагогике дидактическая игра признана одним из методов обучения. Ребенок, взяв в руки «Букваренок», сразу попадает в многообразие интересных для него явлений. Книга рассчитана на активное участие самого ребенка в освоении букв, в увлекательном путешествии в мир вещей. За 20 лет «Букваренок» переиздавался пятнадцать раз! И вот в 2001 году наши начинающие читатели получили еще один подарок – «Букваренкину школу». Новое, необычное по методике дополнение к «Букваренку» позволит детям быстро и весело научиться не только читать, но и писать. Книги объединяют общие герои – мышонок Мыша и плюшевый Миша.

Следующим замечательным учебником для дошкольника стала книга «Заниматика». Это – веселая младшая сестра арифметики. Она поможет детям не только быстро запомнить цифры и решать несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространства и времени, научит творчески мыслить и находить правильные решения, как в арифметике, так и в жизни. Вышедшая позже «Заниматика для малышей» поможет детям с трех лет ознакомиться с простейшими математическими понятиями решить маленькие задачи, которые автор Г. Юдин изобразил с помощью знакомых игрушек, сказочных персонажей. Оба этих пособия с успехом можно использовать в работе учителя начальной школы (1-2кл.) в качестве дополнительного, занимательного материала, в подготовке к школе в старшей труппе детского сада. Их можно рекомендовать родителям для занятий с 5-6 летними детьми. В творчестве Г. Юдина писателя и художника есть и добрая, веселая сказка «Зеленый поросенок». Наивный (зеленый) пластилиновый поросенок заставляет окружающих взглянуть на себя как на личность, способную совершать необыкновенные, добрые и чистые поступки.

Очень серьезной работой для Г. Юдина стало создание «мудрого» пособия для родителей и детей «Главное чудо света». Книга с уважением, любовью, восхищением рассказывает детям о Человеке, о том, какое это совершенное создание Природы. Она не только о том, как устроен человек, где у него почки, печень, сердце, она открывает глаза на самих себя, изменяет наше отношение к себе, к своему здоровью, воспитывает культуру чувств.

Г. Юдин не побоялся взяться за столь сложную для детской литературы тему: психофизиология человека. Задача была весьма не простая: нужно знать интересы ребенка, уровень его понятий, найти нужный языковый стиль. Г. Юдин нашел верный тон беседы – уважительный, открытый, с мягким юмором, ответы на вопросы малышей доступны и занимательны. Открывает эту прекрасную книгу о человеке глава «Откуда берутся дети». Медики и психологи установили, что для нормального, не искривленного духовного развития ребенку надо знать, как он рос внутри мамы и что связывает его с отцом. Понимание им роли матери и отца готовит его самого к этой будущей роли. Это принципиально важно для эмоционально-нравственного отношения человека к любви. Особую роль в книге играет ведущий: папа. Это как бы модель поведения для родителей, своими объяснениями он дает им наглядный пример, как надо говорить с детьми о деликатных, сложных вещах и что именно говорить, учитывая возможности конкретного ребенка. Книга написана очень корректно, с чувством юмора. Прекрасные, «говорящие» иллюстрации, схемы к каждой главе, сделанные автором и дополненные картинками из художественных музеев мира,– делают книгу более полной, убедительной. Пособие такого рода для детей и их родителей появилась у нас впервые. Это поистине уникальное издание.

В последнее время Г. И. Юдин полностью посвятил себя созданию книг духовно-нравственного содержания. Автор воздействует на своего читателя как прирожденный педагог, воспитатель, как поэтически настроенный, верующий в красоту и добро, христианскую святость прозаик и художник. Эту веру он стремится передать детям. Одной из первых книг такого направления стала «Птица СИРИН и всадник на белом коне». Что такое родная история, что такое русский человек, чем одарен, на что способен? – задается вопросами автор повести (1993г.). Через сиротство, душевные и физические муки, слепоту и чудесное исцеление, очищение проходит Егорий, прежде чем становится иконописцем. Читатель переживает его духовный путь, узнает, как рождается художник, что такое искусство иконы, как расписывают церкви, почему Егорий выбирает для иконописи образ Георгия Победоносца, который становится символом Древней Руси. Г. Юдин, как и Егорий осознаются частью своего народа, с присущими ему традициями, культурой. Книга эта – прекрасное дополнение к урокам истории России XVI века.

Душа любого ребенка, а особенно живущего в наши дни, – хрупкий сосуд. И заполнить его надо светом, добром и любовью. Рассказы, притчи и сказки, помещенные в сборник «Спасенная душа» позволят маленькому человеку лучше узнать русскую культуру, приблизиться к традициям предков, стать чище, добрее и, может быть, найти благодатную искру Божью. Эта книга требует определенной подготовки и духовных знаний. Очень трудно читать о чудесах Богородицы, не зная, кто Она такая, откуда в Ней бесконечное милосердие и любовь ко всем без исключения: бедным и богатым, больным и здоровым, негодяям и праведникам. Возможно, после прочтения этой книги, у читателей возникнет желание побольше узнать о реально живших на земле Богородице, сыне Её Иисусе Христе, святых апостолах и старцах, об их необыкновенных духовных подвигах, о чудесах, творимых ими как при жизни, так и после смерти.

Разные науки изучаются в школе. Полнота знаний никогда не будет лишней. Знания делают человека личностью, а личность не может обойтись без души. Однако без добрых дел и духовной пищи душа человека, увы, мертва. Об этом повесть «30 лет и три года» - о былинном богатыре земли Русской Илье Муромце. О подвигах Ильи Муромца известно много былин, но Г. Юдин рассказал нам о душевном его подвиге, о том, как была побеждена его хворь и немощь. Илья Муромец был не наказан, а награжден своей болезнью и (сидел тридцать лет и три года), чтобы, пройдя через испытания неподвижностью не ожесточиться, а созрев духовно, стать защитником Руси.

В необычной для нашего читателя книге «Нечаянная радость» Г. Юдин рассказывает о тонком и порой необъяснимом с точки зрения человеческого разума духовном мире, о помощи небесных заступников и ангелов людям, попавшим в беду. Говорить доступно о высоких понятиях трудно - это особый дар. Книга Г. Юдина соединяет в себе необходимое единство простоты речи и ее духовного звучания. Вдобавок и еще радость - автор текста является и автором оформления рисунков в книге. И, может, только сам Г. Юдин знает, когда и какой дар в нем объявился раньше: художника или писателя. Книга «Нечаянная радость» - особая для самого автора. В ней собраны судьбы многих и многих людей. Иногда действие уносит в далекое прошлое, иногда герои – наши современники, но все они входят в наше сознание как реально живущие в земной или вечной жизни.

С удивления, с восторга начинается книга «Муромское чудо». Свою «цветистую» речь, богатую эпитетами, Юдин сопровождает не менее декоративными изображениями всех Муромских святых на красивом развороте, напоминающем церковную настенную роспись! Для повествования выбирает четырех: Петра и Февронию, епископа Василия, а главное – Илью Муромца, жизнь и судьба которого становится настоящим открытием.

«Тихий ангел пролетел». В этот сборник вошли православные сказки и легенды, в том числе и из коллекции знаменитого собирателя русских сказок А. Афанасьева, легенды и предания из древнего Патерика (сборник жизнеописаний отцов Церкви), художественные рассказы и притчи. Это интересное и полезное чтение ребенка любого возраста, ведь подрастая, он будет открывать в самом простеньком сюжете философские глубины. Великолепно изданные, эти книги – подарок каждому, кто к ним прикасается, это эстетическое наслаждение, это чтение для сердца и разума.

Георгий Николаевич – человек и художник необыкновенный. Знакомство с его книгами – нечаянная (высшая!) радость прикосновения к искусству искреннему, неподдельному, талантливому.

Список использованной литературы.

1. Кудрявцева. Л. Художники детской книги. Преданья старины глубокой.. //Дошк. восп.– 2000. – № 4. – С. 78-79.

2. Звонарева Л. Написал и нарисовал Георгий Юдин //Костер.– 1960.– № 12.

3. Юдин. Г. Муромские святые и окаянный змей.– Дет. лит. –1993.– №8-9.– С 54.

4. Евсеев. Б. Его нечаянная радость //.Книж. обоз.– 1999.– №51.

Математика – заниматика

(Утренник для учащихся 1-х классов)

Участники: ведущий (учитель, библиотекарь);

Оборудование: книга Г. Юдина «Заниматика», М «Росмэн», 2000г.; карточки с текстами гороскопа цифр, таблица предметов разных геометрических форм;

Ведущий - Отряд! Смирно! На ле-во! (ребята-цифры поворачиваются в разные стороны);

Ведущий - Ой-ой-ой! Нолик, ты у нас круглый отличник, расскажи всем, где лево, где право.

Нолик - Правая рука - правильная, мы ею пишем, едим, держим ложку, ракетку. А левая - помощница, без нее правая просто не справлялась бы.

Ведущий - Всем понятно? Нале-во! Теперь молодцы! Начинаем разминку для ума. Единичка, иди сюда. Двоечка, встань слева от Единички. Какое число получилось? А теперь справа. Какое? Что больше и на сколько? (Провести еще 2-3 перестановки с разными цифрами);

Ведущий - Играем все. Называем слова, противоположные по значению и добавляем название предмета, действия;

Например: Много - (мало птиц), можно - (нельзя), правый - (левый), впереди - (сзади), внизу - (вверху),близко - (далеко); маленький - (большой), низкий - (высокий), узкий -(широкий), короткий - (длинный). Легкий - (тяжелый) и т.д.

Ведущий - Мы провели игру, где вы показали, как умеете мыслить логически, а это умение очень важно в математике, без него ни одной задачи не решишь. А сейчас, познакомимся с очень важным понятием в математике - формой предмета. Умение увидеть и различать: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, куб, пирамиду, цилиндр, конус, шар.

(Здесь могут быть использованы таблицы из книги, рисунки, окружающие предметы). Игра «На что это похоже».

Ведущий - А теперь поиграем!. Называет вразнобой цифры, а дети быстро придумывают предметы (пять - ромашек, три - медведя, семь - козлят, десять - пальцев).

Ведущий - Вы уже давно познакомились с цифрами, знаете, что они означают количество чего-нибудь. А как люди вообще считать научились, кто придумал цифры? (Читает или рассказывает главу из книги «История цифр»).

Ведущий - Древние ученые считали, что цифры имеют таинственный, магический смысл и влияют на человека и на все, что он делает. Попробуем найти свое главное число. (На примере одного из ребят находят его главное число. Читают его гороскоп. Для остальных надо заготовить гороскопы цифр и дать возможность найти каждому ребенку его главное число, дать характеристику его числа. См. книгу Г. Юдина, II главу).

Ведущий - А сейчас конкурс на лучшего матемагика класса:

1. На столе лежали орехи. Два мышонка стоят и думают: если мы возьмем по три ореха, то один останется лишним, а если по четыре - одного не хватит. Сколько было орехов?

2. Двое друзей договорились сесть в четвертый вагон электрички, в которой было семь вагонов. Один сел в четвертый с начала поезда, а другой – с конца. Встретились ли друзья в одном вагоне?

3. Сколько раз надо распилить бревно, чтобы получилось четыре полена?

4. Стоит, в поле дуб. На дубе три ветки, на каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?

5. Каждый месяц года оканчивается 30-м или 31-м числом. В каком месяце есть число 28?

6. Отец с двумя детьми катался на велосипедах. Велосипедов было три, а колес - семь. Как это может быть?

Ведущий – все ребята с задачами справились. А помогли вам логика, знание формы и цифры. И, конечно, веселая и умная книга Г. Н. Юдина «Заниматика», которую он придумал сам, сам и все рисунки к ней нарисовал.

Медведева Т.А.,
библиотекарь ГБУК РО
«Ростовская областная детская библиотека имени В.М. Величкиной»

Г.Н.Юдин