Я живу в доме политкаторжан. Клуб общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев История строительства дома политкаторжан в ленинграде




Адрес: Москва, улица Поварская, дом 33.
Дата постройки: 1931-1934 годы.
Архитекторы: братья Веснины.

Здание выполнено в стле конструктивизм и является объектом культурного наследия регионального значения.
Немного истории и фотографий того, как здание выглядит сейчас, можно посмотреть там...

"Дом каторги и ссылки" был построен в бывших владениях церкви "Рождества Христова в Кудрине". Сейчас, на месте церкви расположена задняя часть здания. Храм был разрушен в 1931 году.
Кроме клубного помещения, в здании предполагалось разместить Музей каторги и ссылки.

Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев , организовано по инициативе Ф. Э. Дзержинского, Я. Э. Рудзутака, Ем. Ярославского и других. Открытие состоялось в Москве в "Доме Союзов" 21 марта 1921 года. Целью создания общества, служило оказание бывшим политическим каторжанам и ссыльнопоселенцам материальной помощи, организовывало лекции и доклады, занималось собиранием, хранением, изучением и изданием материалов по истории царской тюрьмы, каторги и ссылки. В 1921 году общество насчитывало 200 членов, в 1931 году - 2759. Члены его выступали с докладами и лекциями перед рабочими, учащимися, красноармейцами. В 1924, 1925, 1928, 1931 годах состоялись всесоюзные съезды общества. Прекратило существование в 1935 году.

2.
Макет здания.

1935 год - Президиум ЦИК СССР принял постановление о ликвидации Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.
1936 год - в здании работает кинотеатр "Первый".
1943 год - распоряжением Совета Народных Комиссаров Союза ССР был организован "Государственный театр киноактера" союзного значения. Были определены основные задачи театра: "рассматривать театр киноактера, как своеобразную лабораторию по воспитанию киноактеров и режиссеров, совершенствованию их профессионального мастерства путем репетиционной, тренировочной и лабораторной работы и выпуску высокохудожественных спектаклей в театре и фильмов на киностудиях, использовать постановку киноспектаклей, как метод предварительной подготовки фильма, что позволит затем актеру и режиссеру быстро работать на съемках".
1945 год - здание занял образованный в 1943 году Государственный театр киноактёра союзного значения.
1951 год - в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР Государственный театр киноактера из подчинения Министерства кинематографии СССР был передан в ведение киностудии "Мосфильм".
1957 год - театр реорганизован путем его ликвидации и организации на его базе Актерской студии, а здание передано "Дому кино".
1963 год - Актерская студия называется "Центральной студией киноактера".
1969 год - воссозданный Театр-студия киноактёра вернулся в здание.
1990 год - постановлением Совета Министров СССР "Театр-студия киноактера" переименован в "Театр киноактера".
1992 год - переименован в "Государственный театр киноактера".

Главной особенностью "Театра киноактера", стал целый ряд выдающихся фильмов, вышедших на экраны после репетиционного периода на подмостках театра.

3.
Главный фасад здания, выходящий на Поварскую улицу.

4.
Ужасная облицовка лестницы появилась позже.

5.
Боковой фасад(слева от центрального входа).

7.
Боковой фасад(справа от центрального входа).

8.
Задний фасад.

К сожалению, посетить интерьеры мне не удалось. Надеюсь, в следующий раз получится.

Работы братьев Весниных в моем журнале.

Едва ли историю России можно охарактеризовать эпитетом «радужная». Некоторые ее страницы и вовсе похожи на мартиролог. И множество памятников архитектуры так или иначе напоминает о непростых судьбах людей, живших здесь.

Так, например, в Нижнем Новгороде на Большой Печерской находится четырехэтажный дом с весьма затейливой архитектурой, построенный в 1930 году под водительством именитого нижегородского архитектора Константина Блохина. Сюда селили переживших царскую ссылку. Дом, кстати, так и называется - Дом политкаторжан. Однако в период с 1937 по 1938 год подавляющее большинство жителей было репрессировано, поскольку они были людьми разных политических взглядов, а само Общество политкаторжан и вовсе возглавлял бывший правый эсер.

Сегодня этот дом - объект культурного наследия регионального значения и носит статус жилого дома.

«The Village Нижний Новгород» пообщался с жителями Дома политкаторжан и городским гидом Анной Сорокиной и узнал об истории этого строения и каково жить в таком доме.

Фотографии

Илья большаков

Рома Ху

Дом политкаторжан

Проект: архитектор Константин Блохин

Стиль: конструктивизм

Годы строительства: 1928-1930

Подъезды: 3

количество Квартир: 31

Этажи: 4

Высота потолков: 3 м

Анна Сорокина

городской гид и руководитель проекта «Люблю НН»

Жилой Дом политкаторжан был построен по инициативе Сергея Акимова (его имя носит улица на Мещере). Строительство под руководством архитектора Константина Блохина заняло два года: с 1928-го по 1930-й. Автор этого здания с 1918 по 1924 год был главным архитектором Нижнего Новгорода. Помимо Дома политкаторжан, он построил жилой квартал домов трестов между улицами Ванеева и Ошарской, контору с клубом Нижжиркомбината и Дом Общества Красного Креста на улице Большой Покровской.

В 1938–1939 годах здесь был надстроен четвертый этаж по проекту архитектора Леонида Нифонтова. Трехэтажный секционный жилой дом - это характерный образец архитектуры конструктивизма, даже стиля, имитирующего конструктивизм.

Дом стоит на углу улиц Большой Печерской и Провиантской и очень корректно скругляет этот стык. Ленты общих балконов также подчеркивают это скругление. По первоначальному замыслу автора здания парадный вход в зону общего пользования жильцов дома как раз осуществлялся со стороны балконной части. В доме были запроектированы одно-, двух- и трехкомнатные квартиры со всеми удобствами. Его возводили для Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, переживших царскую ссылку, на их же деньги. В 1937–1938 годах большинство жильцов дома было репрессировано. Не так давно по инициативе самих жильцов, потомков репрессированных, появился мемориальный знак, который напоминает об этом.

По соседству, образуя единую композицию, находится дом Общества старых большевиков. Построен он на пять лет позже в стиле постконструктивизма, но линии на фасаде, двери и украшения сочетаются с Домом политкаторжан.

В 2010 году был установлен мемориальный знак в память об историке и краеведе Игоре Александровиче Кирьянове. Он жил в этом доме с 1974 года до самой смерти. Именно по его инициативе в 1962 году перезахоронили останки Кузьмы Минина в Михайло-Архангельском соборе Нижегородского кремля. Кирьянов - автор книги «Нижегородский кремль», монографий «Старинные крепости Нижегородского Поволжья» и множества других трудов, которые основаны на его исследованиях и археологических раскопках.

Майя Алексеева

управляющая кофейни «Темп»

Я поселилась в этом доме в феврале 2017 года. Люблю застройку 30-х годов. Тогда квартиры строили для людей: большая кухня, большая ванная с туалетом, огромные балкон и окна, классный паркет. Окна смотрят в тихий двор, солнце правильно идет по квартире (окна выходят на запад и восток). У этого дома есть харизма.

Дом располагается в прекрасном районе - здесь живут интеллигентные старушки, семьи с детьми. И цена привлекательная: за 70 метров я плачу 19 тысяч рублей вместе с коммуналкой. На рынке в основном все дороже и хуже.

Особенность этого дома - в полукруглых балконах на фасаде со стороны улицы Большой Печерской. Мои знакомые снимали квартиру именно с таким балконом. Мой же балкон имеет Г-образную форму и выходит в сторону двора. Здесь хорошо спать летом - как будто на природе. Насколько я знаю, раньше в угловых подъездах было по две большие квартиры, а потом их разделили, и стало по три.

Из технических несовершенств - моя квартира своими огромными окнами выходит в угловую часть двора, поэтому соседи прекрасно видят меня, а я их. Да и с улицы вечером всё прекрасно просматривается. Меня это не очень смущает, скрывать мне нечего, но вообще не очень продуманное решение.

Что я знаю про историю дома? Его строили для тех, кто вернулся из царской ссылки, но жили они здесь недолго - во время сталинских репрессий почти все пропали. После политкаторжан в дом заселили интеллигенцию: преподавателей, инженеров. Но, по словам соседей, тех, кто живет здесь с тех времен, почти не осталось.

Соседи общительные, весь подъезд друг друга знает, мне даже как-то помогали затаскивать пианино на второй этаж. В моей квартире сохранилось много оригинальной советской мебели (странные светильники, шикарный зеленый диван), а в платяном шкафу в ванной я недавно обнаружила псалтырь 1873 года. Последние страницы изрядно потрепанной книги украшены детскими рисунками. Семья хозяев этой квартиры - преподаватели, очень милые люди. Судя по вещам, их бабушка тоже была преподавательницей и увлекалась садом, а от деда осталось много химических принадлежностей и справочников. Ну, и огромные бутылки для браги. Еще на шкафу нашла черно-белую фотографию Есенина в рамочке - теперь он каждый день смотрит на меня со стены.

В 1931 году на углу площади Революции и Петровской набережной началось строительство дома для политкаторжан.

Это был один из первых домов-коммун Ленинграда. В нем находилось 200 двухкомнатных и трехкомнатных квартир для членов Общества бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Предполагалось, что жильцы дома-коммуны будут совместно проводить время и питаться, поэтому квартиры предусматривали лишь кухни-шкафы. Зато на первом этаже располагались столовая. Предполагалось, что централизованное питание освободит советскую женщину от домашней рутины, но общепит так и не смог победить домашнюю кухню… Кроме этого, к услугам жильцов были детский сад, магазин (продуктовый распределитель), Музей каторги и ссылки, медпункт, мастерская, механизированная прачечная (в подвале), библиотека. На крыше был устроен солярий и видовая площадка. Не так плохо даже для современного элитного жилья!

Архитекторами Дома политкаторжан были Г. А. Симонов, П. В. Абросимов и А. Ф. Хряков. Созданное ими здание в стиле конструктивизма, с серыми стенами и узкими окнами сразу стало памятников своего архитектурного стиля, но в то же время вызвало неоднозначные отклики горожан. «Они (политкаторжане) привыкли при царе по тюрьмам сидеть, вот им и дом выстроили соответствующий» - говорили злые языки.

По одной из версий место для здания было выбрано самим С.М. Кировым - в непосредственной близости к крейсеру «Аврора» и площади Революции.

В 1934 году Дом политкаторжан был достроен. Любопытно, что к этому времени вышло постановление ЦК ВКП(б) где идея домов-коммун осуждалась в жестких выражениях:

«Проведение этих вредных утопических начинаний, не учитывающих материальных ресурсов страны и степени подготовленности населения, привело бы к громадной растрате средств и жестокой дискредитации самой идеи социалистического переустройства быта». Ленинградские власти учли замечания из центра, и последние квартиры дома получили «нормальные» кухни.

Дом политкаторжан на советской открытке начала 1950-хх годов

К сожалению, дом на Петровской набережной известен не только своими архитектурными формами, но и печальной судьбой своих обитателей. В конце 1930-хх годов 132 семьи из дома были выселены и повергнуты репрессиям. Этим событиям был посвящен печальный анекдот:

«Как-то среди ночи уцелевшие жильцы дома были разбужены звонками и громовыми ударами в двери. Политкаторжане бросились к лестничным площадкам, в ужасе гадая - «на кого падет очередной жребий». Внезапно их успокоил голос управдома: «Граждане каторжане, никакой паники! Все в порядке! Это пожарные! Горит первый этаж!»

Сегодня в память о жертвах репрессий, на доме висит мемориальная доска, а на площади Революции поставлен Соловецкий камень.

В 1926 году Общество организовало музей с библиотекой и архивом. С расширением масштабов деятельности встал вопрос о строительстве нового здания, которое трактовалось как центр научно-исследовательской, политико-просветительской и культурной работы Общества. Проект был заказан опытным мастерам, известным еще до революции, затем ставшими лидерами конструктивизма - братьям .

В 1927 году архитекторы спроектировали новое здание. Снаружи здание было задумано в виде живописной группы параллелепипедов разной ширины и высоты, соединенных вместе. Стены прорезаны горизонтальными окнами, а основным выразительным приемом строгих фасадов стала динамика глухих плоскостей стен и поверхностей остекления. Но место для него отвели намного позднее, на Поварской улице, около Кудринской площади, на месте снесенной 1930-м году церкви Рождества Богородицы в Кудрине.

Изначально в проекте Дом общества политкаторжан был четко разделен внутри на две части - клубную и архивно-музейную. Строить здание начали с клуба, а музей так и остался на бумаге. Над входом с большой лестницей, устроенным со стороны Поварской, нависает параллелепипед малого зала. Большие окна фойе отражали идею открытости архитектуры и общества - изнутри видно наружу, а снаружи - внутрь. С левой стороны здания было намечено крыло Г-образной формы для архива и музея, а правее - большой театральный зал. В большом зрительном зале с балконом и партером спроектирована вместительная сцена с «карманами» - кулисами для артистов и декораций, ее коробка - самая высокая часть здания. Фойе обслуживают две лестницы, одна с тремя прямыми маршами, другая - винтовая, её лестничный блок занимает выступающий справа остекленный цилиндр. Еще две лестницы расположены в задней части здания, их объемы выступают из плоскости стены полуцилиндрами с вертикальными окнами.

В 1934 году, ко времени окончания строительства выдержанное в строгой авангардной стилистике здание стало подвергаться резкой критике в печати. Для «обогащения» здания был разработан, оставшийся нереализованным, проект скульптурного оформления фасадов и интерьеров, в котором приняли участие скульпторы В. Лишев, Н. Конгиссер, И. Бирюков.

Продуманная функциональная архитектура Дома политкаторжан к моменту окончания затянувшегося строительства оказалась не востребованной, так как Общество политкаторжан было ликвидировано в 1935 году. Здание стали использовать как кинотеатр с громким названием «Первый», который проработал здесь 10 лет. После войны здесь обосновался Театр киноактера, а десятилетие спустя – Дом кино. Позже для Дома кино было построено новое здание, а в помещения на Поварской вернулся вновь созданный Театр киноактера, который располагается там и сейчас.