Возможность создания благоприятной среды жизнедеятельности, в современных условиях малого города. Распространение микробов в природе Благоприятной средой для развития различных




Необходимость создания благоприятной жизненной среды в значительной степени определяется путями и методами решения социально-экологических проблем, а также жилищным, торгово-бытовым и коммунальным обслуживанием, возможностями рациональной организации досуга. Экономические реформы, с одной стороны, положительно повлияли на обновление облика ряда крупных городов (Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Самара), но с другой стороны, резко уменьшили социальные возможности средних и малых городов - нищенское существование населения стало печальным и имеющим большие социальные последствия фактом.

Создание благоприятной жизненной среды начинается с рационального, продуманного осуществления архитектурно-планировочных преобразований, комплексного улучшения жилищных и культурно-бытовых условий жизни людей. К сожалению, города все чаще сталкиваются с ведомственностью и стихийностью в строительстве жилья и культурно-бытовых объектов. Архитектурная служба города подходит к этим вопросам в известной степени механически: вписывается или нет тот или иной объект в архитектурный ансамбль. В результате города нередко страдают от разбросанности производственных и культурно-бытовых объектов, осложняется жизнь десятков тысяч людей.

Планомерная застройка города, последовательное освоение новых и освобождаемых от ветхого жилья площадей, внешний облик его кварталов, магистральных улиц, благоустройство могут быть осуществлены только на основе объединенных усилий городских органов власти, предприятий и организаций города.

При всей важности социально-пространственных и архитектурно-планировочных проблем городов определяющими являются социальное настроение, самочувствие, удовлетворенность людей местом жительства, возможность реализовать материальные и духовные потребности. Скученность населения, безликость городской среды, отсутствие должного социального контроля перемежаются с такими неотложными вопросами, как жилищная проблема, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, причастность молодежи к различным формам отклоняющегося поведения, рост преступности. Все заметнее проявляются отчуждение людей, рост одиночества, отсутствие милосердия (забота о престарелых, обиженных судьбой, неконкурентоспособных и т.д.). Центральной фигурой должен стать человек, а основной задачей - организация его жизни.

Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосферу в нем создают люди, имеющие общую и специальную подготовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния - залог развития культуры в городе.

Современный город невозможно представить без духовной культуры, постоянного развития культпросвет учреждений, кинообслуживания, библиотек, театров, музеев, концертных залов, парков культуры. Одним из главных остается вопрос об организации эффективного использования свободного времени, которое является другом человека, но при определенных обстоятельствах становится его врагом.

Социальное развитие города предполагает осуществление мер по планомерному воздействию на негативные процессы: наркоманию, проституцию, организованную преступность, правонарушения, детскую безнадзорность, проступки против правил и норм поведения и общежития, любые проявления антиобщественного характера.

Уязвимой стороной жизни городов является торговое и бытовое обслуживание, создание их современной базы, внедрение новых методов работы, повышение культуры быта. К сожалению, в большинстве городов "социальные тылы" безнадежно отстали, мало соответствуют общепринятым моровым стандартам.

Проектирование условий для деятельности человека в сфере семьи и быта начинается с заботы о жилье. Острота этой социальной проблемы не уменьшается. По-прежнему много нареканий по качеству жилья, так как оно не всегда и не везде отвечает высокому уровню комфортности.

В настоящее время решение проблемы жилья связано с его приватизацией, с реформой коммунально-бытовой сферы, когда четко обозначились ориентации государства переложить эти заботы на плечи самих граждан. Несомненно, что без решения более масштабных проблем жизнеобеспечения людей такой подход лишь обостряет социальные противоречия в обществе, т.к. он усугубляет тяжелое положение значительного числа жителей.

Микробы широко распространены в природе: в почве, воде, воздухе, которые являются очагами деятельности разнообразной микрофлоры.

Микрофлора почвы. Самой благоприятной средой для развития микробов является почва, в 1 г которой находится до нескольких миллиардов микробов. Развитию микробов в почве способствуют имеющиеся в ней питательные вещества (органические, минеральные), постоянная влажность и температура, отсутствие солнечного света, губительно действующего на микробы. Больше всего микробов содержится на глубине от 1 до 30 см. В песчаной почве их меньше, чем в черноземной. Некоторые микробы очищают почву от остатков животного и растительного происхождения путем минерализации сложных органических веществ. Однако почва может быть загрязнена и болезнетворными микробами, попавшими туда с трупами животных, отбросами, которые вызывают различные заболевания человека.

Болезнетворные микробы, как правило, постоянно в почве не обитают, но попадая в нее могут некоторое время сохраняться. Так в почве могут находиться возбудители дизентерии, брюшного тифа, холеры, которые выживают в ней до 30-40 дней, а споры сибирской язвы, столбняка, ботулинуса, газовой гангрены сохраняются в ней годами.

Корни растений своими выделениями, микробы-антагонисты, частые перепады влажности и температуры почвы оказывают губительное действие на микробы.

Почва является основным резервуаром, из которого микробы попадают в воду и воздух.

Микрофлора воды. Для некоторых микроорганизмов вода является естественной средой обитания, особенно, в открытых водоемах - в реках, озерах, прудах, меньше в артезианской воде. Загрязненность воды может составлять до миллиона микробов в 1 мл.

Со сточными водами, выделениями больных людей и животных в воду могут попадать болезнетворные микробы: холерный вибрион, возбудители брюшного тифа, дизентерии, бациллы сибирской язвы и др. Они сохраняются в воде длительное время. Так холерный вибрион выживает в воде до нескольких месяцев, возбудитель туберкулеза до 5 месяцев, сальмонеллы до 3 месяцев.

Вода, загрязненная болезнетворными микробами, может явиться причиной массовых заболеваний людей. Особенно опасно фекальное загрязнение воды, в которых обнаруживаются возбудители желудочно-кишечных инфекций. Вода в природе может загрязняться промышленными стоками, содержащими различные химически активные вещества: аммиак, сероводород, соли азотной кислоты, хлориды, соли фосфорной кислоты.

Такую воду следует подвергать тщательной очистке - отстаивать, фильтровать, озонировать, обрабатывать ультрафиолетовыми лучами и т.д. на специальных очистительных станциях. При умеренном загрязнении водоемов чистота воды может через некоторое время восстанавливаться в результате естественного процесса самоочищения (оседание частиц, окисление загрязняющих частиц, утилизацией химических загрязнений микробами, участие бактериофагов, личинок насекомых, мальков рыб и т.д.).Таким образом восстанавливается естественное состояние водоемов.

Микрофлора воздуха. Воздух- неблагоприятная среда для жизни микроорганизмов и чистота его зависит от степени запыленности и загрязнения выбросами промышленных предприятий. Воздух чище зимой, чем летом; над океанами и морями чище, чем над сушей; над лесными массивами чище, чем над распаханной землей; в сельской местности чище, чем в городе. Больше обсеменены микробами нижние слои воздуха (1 м 3 воздуха содержит десятки тысяч микроорганизмов). Много микробов может быть в воздухе производственных помещений. В воздухе могут находиться болезнетворные микробы туберкулеза, дифтерии, гриппа и др. заболеваний.

Оздоровление воздуха природной среды, производственных помещений является важной повседневной задачей.

Очистить воздух в помещениях можно вентиляцией, систематической влажной уборкой, бактерицидными лампами, дезинфицирующими средствами и другими способами.

Микрофлора тела человека. На коже человека и во внутренних органах постоянно обитают микробы. В результате общения с природой и с людьми у человека происходит «обменивание» микрофлорой. В организм человека микробы поступают с пищей, водой, из воздуха.

Несмотря на большое многообразие окружающей микрофлоры, у каждого человека имеет место индивидуальная специфичность ее.

Очень многообразна микрофлора полости рта. Температура, влажность, щелочная реакция слюны, остатки пищи - все это благоприятствует развитию различных микроорганизмов. Во рту много микрококков, стрептококков, стафилококков, вибрионов, спирохет, палочек, дрожжей и др. У больных людей, бактерионосителей обнаруживаются туберкулезная палочка, дифтерийная палочка, менингококки и др. Обильно обсеменены микробами зубной налет, зубы, пораженные кариесом, миндалины.

Ежедневная чистка зубов на ночь и утром, полоскание рта после приема пищи, здоровые зубы - все это убережет человека от многих заболеваний.

Органы дыхания постоянной микрофлоры не имеют и полностью зависят от содержания микробов во вдыхаемом воздухе.

Микрофлора желудочно-кишечного тракта обильна и многообразна. Ежедневно человек выделяет из кишечника сотни миллиардов микроорганизмов. В кишечнике постоянно обитают кишечная палочка, некоторые кокки, протеи и многие другие сапрофиты. У больных и бактерионосителей обнаруживают дизентерийную и брюшнотифозную палочки, сальмонеллы и др. Поэтому все работники общественного питания систематически подвергаются обследованию на бактерионосительство.

Руки человека загрязняются микробами из окружающей среды (воздух, предметы) и со всех других частей тела. На руках обнаруживаются различные микробы опасные для здоровья человека, вызывающие дизентерию, брюшной тиф, гепатит, сальмонеллез и др. Наличие на руках кишечной палочки свидетельствует о низкой санитарной культуре человека, не соблюдающего санитарные правила личной гигиены (не моет руки перед едой, перед приготовлением пищи, после туалета), о неудовлетворительных санитарно-гигиенических условиях труда и быта.

Поддержание нормального состояния здоровья, чистота рук, всего тела, ротовой полости необходимы для всех людей, особенно работников общественного питания.

«Благоприятная среда проживания» является – формирование условий для комфортного проживания в городе.

  1. Экология.

  2. Архитектура и градостроительство.

  3. Жилье.

  4. Транспорт.

  5. Благоприятная социальная среда.

  6. Безопасный город.

  7. Имидж города.
Целью направления «Экология» является - минимизация неблагоприятного влияния среды обитания на здоровье жителей города, обеспечение комфортных условий проживания, деятельности, отдыха.

С 2004 года в городе Череповце осуществлялась реализация городской целевой программы «Снижение воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения, проживающего в зоне влияния промышленных предприятий» на 2004-2015 годы; утвержден Комплексный план действий по снижению антропогенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения до 2015 года. С 2004 года отмечается ежегодное увеличение количества мероприятий, реализуемых в рамках указанных документов. Восемнадцатью предприятиями города разработаны мероприятия по снижению объемов валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, объемов сбросов недостаточно очищенных сточных вод, объемов размещаемых производственных отходов. Объем средств, направленных предприятиями за 2003-2011 годы на разработку экологических проектов и их реализацию, составил 22,86 млрд. руб.

Объем валовых выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников, за период 2003 по 2011 год снизился на 18,0 тыс. тонн в год, в том числе ЧерМК ОАО «Северсталь» достигнуто снижение валовых выбросов в объеме 16,4 тыс. тонн в год.

С 2003 года по 2011 год объем выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта вырос на 9,48 тыс. тонн в год, с 2008 года организован мониторинг состояния атмосферного воздуха на основных магистралях города. В 16 контролируемых точках осуществляются замеры по 4 загрязняющим примесям – диоксиду азота, оксиду углерода, пыли и формальдегиду. Во всех точках наблюдения максимальные разовые концентрации вредных веществ за 3-х летний период не превысили допустимых нормативов.

По данным атмосферного мониторинга с 2005 года среднегодовые концентрации диоксида азота, оксида азота, пыли, аммиака, оксида углерода, сероводорода, сероуглерода (за исключением 2009 года), фенола и диоксида серы в селитебной части города не превышают гигиенических нормативов. Среднегодовые концентрации бенз(а)пирена и формальдегида остаются выше установленных гигиенических нормативов.

Индекс загрязнения атмосферы за анализируемый период снизился с 19,8 ед. «очень высокий» (2003 год) до 9,9 ед. «высокий» (2011 год). Объем сбросов сточных вод в природную среду за 2011 год составил 79,1 млн. м. куб., что меньше на 33,6 млн. м. куб по отношению к 2003 году. Масса загрязняющих веществ, поступающая в природные водные объекты со сточными водами, снизилась к 2011 году на 4,2 тыс. тонн по отношению к 2003 году. За период с 2006 года по 2011 год отмечается ухудшение качества поверхностных вод рек Ягорба и Шексна, поступающих на территорию города.

За период с 2003 года по 2011 год загрязнения источника водоснабжения города – реки Шексны – (по санитарно-химическим и микробиологическим показателям) с превышением нормативов в 5 и более раз в Череповце зарегистрировано не было.

По данным социально-гигиенического мониторинга показатели химического состава питьевой воды, подаваемой МУП «Водоканал» в разводящую сеть, не превышают установленных гигиенических нормативов и соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-1 «Питьевая вода. С 2008 года в водопроводной питьевой воде антигены ротавирусов не обнаружены.

В настоящее время для города Череповца актуальным является решение задачи по снижению загрязнения окружающей среды отходами потребления. Городские бытовые отходы, включающие домовой мусор, смет с усовершенствованных дорожных покрытий, нетоксичные отходы коммунальных предприятий, специфические отходы потребления и производства (подлежащие захоронению), собираются по планово-регулярной системе и транспортируются для обезвреживания на организованную свалку. Захоронение производится методом уплотнения и пересыпки изолирующим слоем по выравнивающей высотной схеме. Полигон является источником загрязнения окружающей среды: атмосферного (пожары) и окрестных земель (разлет легких фракций ТБО, вредные стоки, загрязнение почвы). Исходя из проектной мощности, полигон подлежит закрытию (ресурсы полигона исчерпаны на 90 %). Одним из решений данной проблемы является строительство универсального автономного мусороперерабатывающего завода.

В 2011 году в промышленной сфере было образовано 8252,763 тыс. тонн отходов производства, что на 598,037 тыс. тонн меньше от уровня 2003 года. За анализируемый период отмечался как рост объемов образования отходов производства в отдельные годы на 4-6% к объемам 2003 года, так и спад объемов их образования до 10% в период кризисных явлений в экономике. При этом процент утилизации отходов производства на протяжении всего периода находился на уровне выше 90% от объемов образования.

Анализ среднегодовых концентраций солей тяжелых металлов (валовое содержание), определяемых в почвах города, показывает, что за последние 5 лет по всем районам города установленные гигиенические нормативы не превышались.

По данным филиала ФГУЗ «ЦГиЭ» радиационная ситуация в городе благоприятная. Радиационных аварий и наличия лучевой патологии не зафиксировано.

Общее количество организованных и проведенных мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения в среднем составляет 1880 в год с охватом до 90 тыс. человек, в том числе активных участников – 24 тыс. человек. Мониторинг уровня экологической культуры детей и подростков, проведенный в 2011-2012 учебном году, показывает, что высокий уровень составляет 32% - активно восстановительный (в 2004 году - 24%), средний уровень составляет 54% - активно сберегающий (в 2004 году - 53%), низкий уровень составляет 14% - пассивно потребительский (в 2004 году – 23%).

Целью направления «Архитектура и градостроительство» является – обеспечение комфортности проживания; создание эстетически полноценной среды города.

Планировочная структура Череповца, сформированная четырьмя жилыми районами и пятью производственными зонами, обусловлена как природными особенностями места, так и сложившейся градостроительной ситуацией. Городская среда индустриального Череповца в 20-м столетии формировалась на принципах массовой застройки панельных многоэтажек «соцгорода» вокруг промышленных производств. Развитие города в последнее время направлено на улучшение качества жизни горожан за счет создания гармоничной архитектурно-пространственной среды, комплексного благоустройства, озеленения, цветочного, цветового и светового оформления города.

За период с 2002 по 2012 г. сформировано более 1000 земельных участков для индивидуального жилищного строительства; подготовлено 1306 градостроительных планов земельных участков.

В 2003 г. веден в эксплуатацию Центр боевых искусств, ул. Труда, 33 А.

2004 год:


  • Выполнено благоустройство площади у здания МУК ГДК «Аммофос».

  • Возведен спортивный комплекс (северная трибуна), ул. Труда.

  • Проведена реконструкция улицы Молодежной на участке от ул. Остинской до ул. Пионерской.

  • Выполнена реконструкция кинотеатра «Современник», ул. М.Горького, 40, Дворца бракосочетания, Советский пр., 39.

  • Благоустроена площадь имени И.А. Милютина.

  • Возведен монумент Череповецким металлургам и выполнено благоустройство территории.
2006 год:

  • Строительство участка улицы Любецкой от Октябрьского пр. до ул. Наседкина.

  • Здание универсального игрового спортивного зала на 1500 мест (СК «Юбилейный»), ул. Ленина, 125.

  • Здание универсального спортивного комплекса на 6-7 тыс. зрительских мест (Ледовый дворец), Октябрьский пр., 70.

  • Дом И.А. Милютина, пл. Революции, 1

  • Строительство участка улицы Годовикова от Октябрьского пр. до Шекснинского пр.
2007 год:

  • Здание торгового центра по продаже стройматериалов, Кирилловское ш., 50А.

  • Реконструкция спортивной детско-юношеской школы по волейболу (Волейбольный центр), ул. Маяковского, 11.

  • Капитальный ремонт Камерного театра, Советский пр., 35Б.

  • Здание цеха полимерных покрытий ЦППМ, северо-западный промузел.
2008 год:

  • Здание базы оптовой и розничной торговли строительными материалами, ул. Рыбинская, 59 (ТЦ «Аксон»).

  • Здание часовни в честь Иконы Богоматери «Живописный источник» с киворием, ул. Ленина, 1А.

  • Реконструкция перекрестка пр. Победы – ул. Гоголя – ул. Первомайская.

  • Реконструкция Шекснинского пр. на участке от Октябрьского пр. до ул. Рыбинской.

  • Строительство участка улицы Рыбинской от ул. Монтклер до ул. Раахе.

  • Благоустройство привокзального сквера.

  • Благоустройство привокзальной площади.

  • Реконструкция здания ДК «Строитель», пл. Строителей, 1.

  • Реконструкция сквера у ДК «Строитель», установка памятного знака (Глобус Череповца).
2009 год:

  • Строительство участка улицы Любецкой от Октябрьского пр. до ул. Монтклер (от ул. Наседкина до ул. Городецкой).

  • Пожарное депо, ул. Рыбинская, 37.

  • Здание развлекательного центра (Шторм), ул. К.Беляева, 59.

  • Строительство участка улицы Городецкой от ул. Любецкой до Октябрьского пр..

  • Здание пристройки железнодорожного вокзала, ул. Завокзальная, 9.

  • ФОК на стадионе «Буревестник», ул. Труда, 3.

2010год:

  • Здание МИФНС № 12 по г. Череповцу пристроенное к административному зданию, пр. Строителей, 4Б.

  • Медицинский комплекс амбулаторного обслуживания населения, ул. Милютина, 6.

  • Реконструкция ИРК «Усадьба Гальских», ул. Матуринская, 28.
2011 год:

  • Реконструкция улицы Набережной (от мостового перехода через реку Ягорбу до улицы Ленина) и участка ул. Ленина вдоль спортивной школы МОУДО ФКиС «ДЮСШ № 1».

  • Реконструкция ул. К. Либкнехта и перекрестка ул. Горького – Московского пр. – ул. Данилова – ул. К. Либкнехта.

  • Реконструкция мостового перехода через реку Ягорбу. Транспортная развязка в двух уровнях на правобережном подходе с реконструкцией участка существующей набережной р. Ягорбы.

  • Храмовый комплекс в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, Макаринская роща, 1.

  • Реконструкция ПС 110/10 кВ «Искра», Северное ш., 6А.

  • Благоустройство сквера у здания Детского музыкального театра, ул. Ленина, 159А.

  • Благоустройство сквера, ул. Гоголя.

  • Благоустройство сквера, б. Доменщиков.

  • Благоустройство сквера, ул. Верещагина.
2012 год

  • Здание стационарного общественного туалета, Советский пр., 41А.
Районы города имеют различные перспективы территориального развития: территориальные возможности Индустриального и Северного районов исчерпаны, здесь возможно выборочное новое жилищное строительство на реконструируемых или уплотняемых территориях. Заягорбский район имеет территориальные резервы для нового жилищного строительства, а также для реконструкции имеющегося жилья. Значительными территориальными резервами для нового жилищного строительства обладает Зашекснинский район.

В настоящее время в городе решаются задачи ухода от концепции серой массовой застройки «соцгорода», характерной для предыдущих десятилетий, за счет строительства объектов по индивидуальным проектам.

Город имеет достаточные земельные ресурсы для осуществления жилищного строительства, а также располагает необходимой градостроительной документацией для осуществления территориального развития (Генеральный план города, Правила землепользования и застройки города, Проекты планировки территорий города, сформированные планы комплексного развития территорий), сформированные земельные участки для аренды и продажи.

Определены приоритетные направления работы по развитию городских территорий. Среди них разработка проектов транспортной схемы и красных линий города, проекта планировки исторической части города, проектирование 2-го мостового перехода через реку Шексну, проекты планировок застроенных территорий, развитие набережных.

Для повышения качества городского пространства разработаны и внедряются программы по формированию архитектурного облика, созданию образцов и примеров градостроительного искусства, городского дизайна и ландшафтной архитектуры.

Целью направления «Жилье» является – создание условий для обеспечения различных категорий граждан жильем.

В период с 2003 по 2012 гг. произошло реформирование жилищного законодательства. В соответствии с действующим законодательством жилищным управлением мэрии города осуществлены мероприятия реализации жилищных прав граждан. В 2012 г. в мэрии г. Череповца на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, состоит 8 779 семьи, 7 457 из которых были признаны нуждающимися в жилых помещениях до 01.03.2005 г.

С 2003 г. по 01.03.2005 г. управлением проводились мероприятия по переселению 756 граждан из жилищного фонда, аварийного и подлежащего сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, которые заселялись в жилые помещения первичного и вторичного муниципального жилищного фонда.

В целях урегулирования жилищных правоотношений с гражданами, проживающими в муниципальном жилищном фонде на условиях социального найма, управлением с 2008 г. проводились мероприятия по заключению 1535 договоров социального найма.

В период с 2005 г. по 2010 г. 62 служебных жилых помещения предоставлены дворникам муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства, слесарям санитарно-технических систем и оборудования муниципальных унитарных предприятий жилищного хозяйства и участковым уполномоченные УМВД.

С 2005 по 2012 гг. управлением предоставлены жилые помещения в общежитиях 955 семьям работников муниципальных бюджетных учреждений; гражданам из категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа; сотрудникам УМВД.

Жилые помещения по договорам найма предоставлялись работникам муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий, органов местного самоуправления города Череповца, сотрудниками и пенсионерам УМВД; по договорам аренды - муниципальным, государственным учреждениям и предприятиям, органам государственной власти. Всего за указанный период к фонду коммерческого использования отнесено 90 жилых помещения, в отношении которых управлением заключены соответствующие договоры.

В соответствии с законом Вологодской области от 06.04.2009 № 1985-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» 317 ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также 81 инвалид и ветеран боевых действий улучшили жилищные условия.

С 2002 года город принимает участие в реализации подпрограмм "Обеспечение жильем молодых семей"; в рамках программы улучшили жилищные условия 81 молодая семья и 196 граждан из категории, уволенных с военной службы, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.

Мэрией города проведена работа по обеспечению реализации жилищных прав граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда. В результате проводимых мероприятий за период с 2003 по 2011 гг. реализовали жилищные права 16390 семей.

Всего за период с 4 июля 1991 г. (с даты вступления в силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») заключено 92561 договор передачи жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации; в период с 2003 по 2012 годы рассмотрено 50512 заявлений от семей о приватизации жилых помещений, заключено 47859 договоров.

В течение 2011-2012 гг. по итогам принятия и рассмотрения заявлений и документов от граждан, имеющих трех и более детей, претендующих на предоставление в собственность бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в указанный список включены 854 семьи. Всего за период с 2003 по 2012 годы жилищным управлением мэрии было рассмотрено порядка 183 000 письменных и устных обращений семей.

В городе соотношение муниципального и частного жилого фонда составило 16,3% и 81,5 %. (в 2003 году - 42,0% и 54,6 % соответственно). Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, выше федерального норматива и составляет 23,3 кв.м./чел. против 20,7 кв.м./чел. в 2003.г. Число жилых квартир в расчете на 1 тыс. человек населения города в 2012 году составило - 429,3 ед.

Пик строительства в Череповце пришелся на 2007 - 2008 докризисные годы. Самый пиковый его показатель: 202,2 тыс. кв. метров в год достигнут по итогам 2007 года, благодаря вкладу крупных промышленников, которые строили жилье для своих работников в рамках корпоративных программ. Из 202,2 тыс. сданных под ключ квадратных метров половина пришлась на «Северсталь»: за относительно короткий срок, 2006 - 2010 годы, «Северсталь» построила целый микрорайон за Шексной (24 жилых дома, или 2344 квартиры). Также разработан комплексный проект планировки территории в д. Городище Череповецкого района для последующего строительства коттеджного поселка. Не меньшими были успехи в этом деле ОАО «Череповецкий «Азот» и ОАО «Аммофос». В Северном районе выросли целые жилые кварталы для работников химической отрасли.

Программой «Стимулирование развития жилищного строительства в городе Череповце в 2011-2015 годах» определено количество земельных участков, которые предоставлены строительным компаниям под строительство многоквартирных домов. На сегодня объем жилья, под который уже получено разрешение на строительство, составляет 321 тыс. кв. метров - это готовые земельные участки в 26 мкр. (Заягорбский район), в 107 и 110 мкр. (Зашекснинский район) - 400 тыс. кв. метров.

В целях обеспечения жилищного строительства коммунальной инфраструктурой в городе реализованы проекты строительства магистральных сетей для застройки, в т.ч. индивидуальной малоэтажной застройки Зашекснинского района (112, 105,106 мкр.) г. Череповца, а также станции УФ-обеззараживания очищенных сточных вод левобережного участка очистных сооружений канализации.

Основными проблемами в сфере жилищного строительства остаются проблемы отсутствия механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры, а также обременительные для застройщика условия присоединения к системам инженерной инфраструктуры.

Основную роль в жилищном строительстве играют частные и индивидуальные застройщики. В строительной отрасли города работают 30 крупных и средних предприятий, а также малые предприятия с численностью работников, занятых в строительных организациях - более 16 тыс. человек. В 2009 году в городе зарегистрировано некоммерческое партнёрство «Саморегулируемая организация «Строительный комплекс Вологодчины», в состав которого вошли 179 предприятий, среди которых 75 строительных организаций. Для обеспечения бесперебойной работы строителей функционируют 22 предприятия, производящие кирпич, крупные стеновые блоки, бетонную смесь, строительный раствор, асфальтобетон, прочие строительные материалы. В настоящее время строительный комплекс Череповца имеет определенный резерв и потенциал, способный обеспечить собственные потребности в строительстве. Наличие достаточного количества строительных компаний, имеющих опыт жилищного строительства, является важным, но не определяющим фактором развития жилья в городе.

Главным направление работы городской администрации по развитию конкурентной среды в области строительства стало сокращения административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение строительной деятельности, упрощение бюрократических процедур, повышение их прозрачности, обеспечение надлежащего доступа к необходимой информации, сокращение сроков исполнения муниципальных услуг (постановлением мэрии от 11.02.2011 № 477 принята Программа мероприятий «Ликвидация административных барьеров в строительстве на территории городского округа город Череповец на 2011-2015 годы»).

Для реализации поставленной цели была создана автоматизированная информационная система земельно-имущественного кадастра (АИС ЗИК) - модульная система, предназначенная для формирования, хранения и обработки муниципальных информационных ресурсов, предоставления данных органам местного самоуправления. Использование данной системы позволяет сократить сроки предоставлению информации по запросам компаний застройщиков и повысить качество подготовки документации.

По итогам 2011 года коэффициент доступности жилья для населения области (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего годового совокупного денежного дохода семьи из 3 человек) составил 3.84 года, что ниже среднероссийского (в 2010 году - 4.5 года).

До 2008 года стоимость жилья, как на первичном, так и вторичном рынках имела тенденцию к росту. В 2009 - 2010 годах агентствами недвижимости города было зафиксировано снижение количества предлагаемых к продаже квартир. Часть заключенных сделок составляли сделки, направленные на расширение гражданами имеющегося у них жилья. Покупатель резко переместился из ниши элитного жилья в сектор экономкласса. На пике кризиса в Череповце было построено много неликвидных квартир: дорогих, больших площадей, которые не очень успешно реализуется до сих пор. Кризис способствовал падению цен на жилье. Тем не менее, приобретение и строительство жилья с использованием рыночных механизмов по-прежнему доступны лишь семьям с высоким уровнем доходов.

По материалам социологических исследований более 70% населения города желает жить в комфортабельных малоэтажных домах; более 40% населения готовы непосредственно участвовать в малоэтажном жилищном строительстве. Пользуется спросом удаленность от города в 10–12 километров: Ирдоматка, Ванеево, Новая Шайма, где относительно развитая инфраструктура. При этом социологические исследования показывают, что 80% населения не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы.

Основным источником финансирования жилищного строительства в России являлись средства населения, в том числе предоставленные гражданам ипотечные кредиты на строительство жилья. Рынок ипотечного кредитования в городе развивался без участия органов местного самоуправления. Со стороны администрации города не предпринимались усилия для регулирования данной деятельности. Единственным фактором поддержки ипотечного кредитования стала реализация на местах федеральной целевой программы «Жилище» (подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»). В рамках данной подпрограммы молодым семьям предоставляется социальные выплаты для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Социальная выплата предоставляется в размере не менее:

30 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей;

35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка или более.

В 2003 году в городе открыт филиал некоммерческой организации «Фонд развития ипотечного кредитования Вологодской области», осуществляющий:

Инвестирование и строительство жилья;

Рефинансирование ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья;

Оказание государственной поддержки молодым семьям за счет средств областного бюджета;

Реализация программ в рамках продуктов, разработанных ОАО «АИЖК», в т.ч. выдача ипотечных кредитов различным категориям населения;

Реализация программ по оказанию помощи заемщикам, оказавшимся в трудном финансовом положении.

При непосредственном участии Череповецкого филиала построено и проинвестировано строительство 21 объекта, 597 семей смогли въехать в новые квартиры, около 1,5 тыс. семей улучшили жилищные условия, приобретая квартиры вторичного рынка. Увеличение объемов ипотечного кредитования зависит и от объемов рефинансирования в рамках общефедеральной системы ипотечного жилищного кредитования. Существующая система ипотечного кредитования в городе не может рассматриваться существенной поддержкой развития строительства, так как такая поддержка осуществляется для небольшой группы населения.

Целью направления «Транспорт» является – повышение эффективности и безопасности функционирования городского пассажирского транспорта.

Город имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность улично-дорожной сети города составляет 217 км, из них 85 % с усовершенствованным покрытием. Череповец – новый город, не отягощенный радиально-кольцевой структурой улично-дорожной сети (как Москва, Вологда и др.), но имеющий проблемы, связанные с транспортной загруженностью селитебной части города, дефицитом пропускной способности транспортных магистралей, отсутствием надежных транспортных связей между районами города.

Возросшая интенсивность движения за последние годы привела к дефициту пропускной способности, снижению средних скоростей движения и заторам на дорогах. Согласно статистике количество транспортных средств в Череповце с 2004 года увеличилось на 22 604 единицы и на 01.01.2012 года составило 102 922 единицы. Интенсивная эксплуатация улично-дорожной сети приводит к быстрому износу полотна.

С 2010 года фиксируется падение спроса горожан на городской общественный транспорт и увеличение количества поездок на индивидуальном транспорте. Тариф на проезд в общественном транспорте с 2003 по 2012 год вырос на 220%, стоимость топлива за аналогичный период выросла на 150%. Средний возраст единицы общественного автопарка составляет 14 лет, трамвая – 20 лет. Эксплуатационная скорость движения общественного транспорта в 2011 году составила 16,9 км/ч (2008 г. – 18,2 км/ч). Скорость сообщения в часы пик на самых загруженных - на Советском пр., ул. Ленина, ул. Сталеваров, Октябрьском мосту и Октябрьском пр. на автобусе снижается до 10 км/ч и менее.

Связь между берегами р. Шексна осуществляется по одному единственному автомобильному мосту – Октябрьскому. В настоящее время пропускная способность моста не соответствует величине транспортного потока и не обеспечивает в достаточной мере безопасность движения. Уровень загрузки движением моста составляет 117 %. При существующих возможностях к 2020 году уровень его загрузки возрастет до 193 %.

На сегодняшний день на территории города Череповца действуют 2 муниципальных предприятия (МУП Автоколонна 1456, МУП города Череповца «Электротранс») и 2 частных предприятия (ООО «Новотранс», ООО «Череповецтрансагенство»).

Подавляющее большинство автобусов на городских маршрутах принадлежит Череповецкой автоколонне 1456, обслуживающей 25 городских маршрутов. Контроль за работой автобусов на маршрутах МУП «Автоколонна № 1456» и ООО «Новотранс» проводится с помощью навигационных систем. Основу парка частных автобусов составляют в настоящее время подержанные автобусы марок Scania, Volvo, Mercedes из Швеции, Финляндии, Германии и др. европейских стран, а также отечественные автобусы ЛиАЗ и ПАЗ. Современная трамвайная система Череповца состоит из довольно протяжённого, почти прямого, двухколейного пути, проходящего через весь город.

Помимо автобусов городские пассажирские перевозки осуществляются автобусами, принадлежащими частным автоперевозчикам, которые заключают с автотранспортными предприятиями договора на право работы на маршрутах городского пассажирского транспорта. Все перевозки осуществляются автобусами средней, большой и особо большой вместительности. Отсутствие маршрутных такси является отличительной положительной чертой городской транспортной системы Череповца, по сравнению со многими городами России.

Протяженность эксплуатационного пассажирского пути по видам транспорта, (км)


2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

трамвайного

11,7

11,7

11,7

22,95

25,9

25,9

25,9

25,9

автобусного во внутри-городском сообщении

345,0

293,5

425,4

362,0

390,0

390,0

390,0

390,0

Проблема создания благоприятной среды для жизнедеятельности человека – одна из наиболее актуальных в современной теории градостроительства и архитектуры. Она касается вопросов экономической целесообразности проектов, выразительности и современности архитектурных решений, возможности окружения человека природной средой, извлечения из территории материальной выгоды.

Поиски решения данной проблемы приводят к столкновению интересов двух сторон. Первую представляют органы государственного и местного самоуправления, регламентирующие виды и формы использования территорий, через законодательные и иные нормативные акты. Совместно с ними выступает сложившаяся городская среда, диктующая стилистику и границы возможных решений. Вторую сторону представляют потребители, воспринимающие среду как объект использования, и заказчики, предъявляющие собственные требования к качественным показателям среды. Архитектор, учитывая сложившуюся ситуацию, потребности заказчика и нормативные данные, своей проектной деятельностью меняет существующую городскую среду.

Проблематика современной городской среды выступает в виде ряда конфликтов:

    Конфликт между характером использования территории и её природным потенциалом. Развитие города всегда приводит к подавлению естественной природной среды.

    Конфликт между технологией (машинами) и человеком. С одной стороны – загрязнение, с другой – физический контакт.

    Конфликт между архитектурными формами и временем. Он находит выражение в том, что во многочисленных пространствах городских территорий происходит моральное старение её эстетических параметров.

    Конфликт между старым и новым. Относится к городам с историческим слоем.

    Конфликт между индивидуальным и общественным, отражающий противоречивую структуру городской среды.

    Конфликт между архитектурным объектом и средой, отражающий широко-объемную модель проектирования, строительства и реконструкции.

Говоря о возможности изменения современной городской среды, можно выделить несколько подходов.

Первое. Оптимизация законодательных и нормативных актов, в том числе местных нормативов.

Второе. Участие населения в разработке таких документов. Публичные слушания и смотры проектов.

Третье. Скоординированная деятельность архитекторов-планировщиков, формирующих среду, в рамках этих нормативов и круга потребностей населения.

Современное отношение градостроительного кодекса к вопросу формирования среды таково: при разработке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке разрабатываются схемы зонирования территорий, определяющие вид использования территории и устанавливающие ограничения на их использование для осуществления градостроительной деятельности (Статья 37, пункт 2 Градостроительного кодекса РФ).

Зонирование территорий направленно на обеспечение благоприятной среды жизнедеятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения окружающей природной среды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объектов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37, п. 2).

Подготовка градостроительной документации по развитию поселений должна осуществляться на основе комплексных программ развития МО (стратегических планов). На территориях городских и сельских поселений могут устанавливаться территориальные зоны следующих видов:

Общественно-деловые зоны;

Производственные зоны;

Зоны инженерной и транспортной инфраструктур;

Рекреационные зоны;

Зоны сельскохозяйственного использования;

Зоны специального назначения;

Зоны военных объектов, иные зоны режимных территорий.

Помимо этого, кодекс прописывает площади и функциональное наполнение каждой из зон. Другие нормативные документы дополняют его сведениями о количестве и характере общественных объектов. При получении градостроительного плана участка (раньше АПЗ) архитектору прописываются все основные показатели образования среды, при этом ему оставляются границы проектирования в пределах архитектурных форм и ландшафтного дизайна. Зонирование территории города четко определено. Задаются основные направления развития магистральных улиц общегородского значения, площади жилых кварталов и этажность жилых групп; обеспеченность школами, детскими садами и другими объектами общественного использования, вплоть до их местоположения. Таким образом, при проектировании, с опорой только на нормативные данные в городской среде не будет происходить качественных изменений, а будет наблюдаться усреднение её параметров в разрез потребностям человека.

Градостроительный кодекс предписывает зонирование, направленное на создание благоприятной среды для жизнедеятельности человека, но современную среду, потребитель не может назвать благоприятной, хотя архитектором соблюдены нормы и правила проектирования. Разница заключается в том, что, с точки зрения проектировщика, среда гармонична, но для усреднённого человека с усреднёнными потребностями. А для конкретного человека с индивидуальными потребностями – нет. Помимо этого, каждая территория имеет свой потенциал и ограниченные возможности развития, которые можно использовать, а можно игнорировать. Этот вопрос следовало бы назвать отголоском социалистического периода, но современная нормативная база во многом опирается на устаревшие принципы проектирования, предписывающие усреднение показателей и способствующие формированию однотипной городской среды. Мировой опыт демонстрирует возможность создания школ как на сто, так и на две тысячи человек; комфортность и благоприятное влияние на человека озеленённых территорий; возможности создания разнообразной структуры расположения общественных объектов – от полного их вынесения за жилую территорию и совмещении в одном здании до обеспечения общественными объектами каждого жилого дома.

Генеральное планирование – метод, ставящийся в основу развития современных малых городов. Он представляет из себя формальную модель состояния, которое город должен достичь к определённому сроку. Данный способ формирования среды не позволяет реагировать на потребности, возникающие в процессе развития города и изменения его архитектурно-планировочной структуры.

В настоящее время одной из возможностей создания благоприятной среды является использование методики стратегического планирования, которая определяет цели, задачи и методы формирования среды для жизнедеятельности человека. Данная методика позволяет выявить не только достижимые параметры среды, но и реальные возможности города, на основе которых будут базироваться программы и проекты стратегического плана.

Модель современного зонирования городской среды обусловлена прежде всего необходимостью регулирования градостроительной деятельностью, осуществляемой на территории города. Каждая территория нуждается в обеспечении инженерными и транспортными коммуникациями, регулировании плотностью населения, установке связей с другими видами территорий. С точки зрения регулирования, наиболее удобно работать с однообразной средой, отвечающей типовым, усредненным показателям. Сложнее работать со средой «живой», отвечающей многообразным возможностям использования. Ожить среде позволяет ответная реакция на потребности человека. Реагируя в каждом конкретном случае на необходимый вид использования, городская среда становится разнообразной и приобретает качественно новые характеристики.

С точки зрения использования, человек делит среду на три основных вида территорий:

Первый. Естественные природные территории. В эту группу входят земли неосвоенные и не урбанизированные человеком. Земли, имеющие статус заповедников, природных парков. Ближайшее окружение города – лесные массивы, водоёмы, открытые пространства.

Второй вид . Жилые территории. Сюда входят территории, освоенные под различные типы жилья. Индивидуальные жилые дома, как естественный тип освоения территории. Жилые дома временного пребывания – гостиницы, отели, санатории. Многоквартирные жилые дома.

Третий вид территорий – это общественные территории. Сюда входят все объекты общественного использования и зоны, относящиеся к данным объектам. Общественно-деловые, производственные, рекреационные, торговые и другие виды.

С точки зрения регулирования градостроительный кодекс делит городскую среду на семь зон, с точки зрения использования человек делит её на три основных вида территорий. Данный разрыв в отношениях к городской среде, с точки зрения регулирования и использования, проявляется в её дисгармоничности.

На сегодняшний день основная проблема формирования среды в малых и средних городах Свердловской области – это недостаток возможностей, то есть слабый экономический потенциал, спад производственных мощностей, маленькие финансовые потоки. Поэтому выделение основных приоритетов развития является базовой задачей при разработке стратегического плана. Основные показатели, определяющие развитие малого города – это местоположение относительно центра агломерации, тип города и его миссия. По признаку местоположения, относительно центра агломерации, города делятся на следующие типы (таблица 1, схема):

Находящиеся в зоне сильного влияния центра, R < 20 км.

Находящиеся в зоне среднего влияния, R < 60 км.

Находящиеся в зоне слабого влияния, R > 60 км.

Города, находящиеся границах радиуса двадцати километров от центра агломерации, подвержены его сильному влиянию. Для населения данных городов характерны ежедневные миграции с трудовыми, учебными и бытовыми целями. Данная группа городов, как правило, расположена в зоне непосредственного влияния техногенных территорий. Таких как магистральные и объездные дороги, железнодорожные пути и развязки, аэропорты, функционирующие промышленные предприятия и выработанные производственные территории, складские зоны. Для таких городов при естественном развитии городской среды наибольшее внимание следует уделять природным территориям. Находясь на небольшом расстоянии от центра агломерации, как правило, крупнейшего города, жители имеют возможность полноценного использования его общественных объектов: мест приложения труда, учебных заведений, торговых и развлекательных центров. Расстояние от городов-спутников первого пояса до центральной зоны города центра, как правило, идентично расстоянию от центра, до отдалённых жилых районов. Вместе с этим, близлежащие к центру города отличаются слабой экологией. Основные усилия, направленные на развитие природных территорий, могут включать в себя: меры по экранированию магистралей и железнодорожных путей, с целью защиты от шума; проведению правового зонирования территории города, с целью сохранения парков, скверов и участков естественной природной среды от вырубки, застройки и коммерческого использования территорий.

Города, находящиеся в границах радиуса шестидесяти километров от центра агломерации, подвержены его среднему влиянию. Данная группа городов имеет наиболее оптимальное местоположение. Жители имеют возможность ежедневных миграций с трудовыми и учебными целями. При этом данная группа городов находится на достаточном расстоянии от центра, что даёт им возможность существования в благоприятных экологических условиях. Естественное развитие городской среды в данной группе городов должно быть направлено на создание качественных условий проживания, то есть развитие жилой структуры города в соответствии с его типом. Созданием высоко-комфортных многоквартирных домов с включением в них объектов общественного использования и возможностью съёма квартир в городах рекреационного типа. Реконструкцией или сменой деревянных домов и созданием структуры современных домов индивидуального типа в городах с преобладающими сельскохозяйственными видами деятельности. Созданием комфортабельных жилых условий в производственных городах совместно с градообразующим промышленным предприятием.

Города, находящиеся на расстоянии более шестидесяти километров от центра системы расселения, в малой степени подвержены его влиянию. Если жители не имеют возможности постоянного использования многофункциональной структуры общественных объектов центра, то такие города находятся в наилучших экологических условиях и, можно сказать, сливаются с естественной природной средой. В таких городах естественное развитие городской среды в первую очередь должно быть направлено на территории общественного использования. Общественные объекты данной группы городов должны отличаться не количественными, а качественными показателями, то есть узкой профильностью учебных заведений, компактностью торговых и развлекательных объектов.

Основание города связано, как правило, с уникальностью места, где он будет расположен. А города, находящиеся на большом расстоянии от основной системы расселения, должны иметь особо уникальное местоположение. Основные приоритеты развития, ресурсный потенциал и место в системе расселения выявляют основную миссию города. Раскрытие этой миссии в городах, отдалённых от центра, будет способствовать приобретению конкурентных преимуществ с крупнейшими городами и даст возможность как полноценного развития территорий общественного использования, так и городской среды в целом.

Таким образом, концепция естественного формирования среды на основе методики стратегического планирования является одной из ведущих возможностей создания благоприятной среды жизнедеятельности в современных условиях малых и средних городов.

Таблица 1. Классификация малых и средних городов Свердловской области, по признаку местоположения.

Название города (числ.нас.)

Местоположение города

Алапаевск (72,4 тыс. чел.)

Артёмовск (63,4 тыс. чел.)

Белоярский (46,7 тыс. чел.)

(53 км. от Екатеринбурга)

Берёзовский (64,4 тыс. чел.)

(11 км. от Екатеринбурга)

Богданович (34,8 тыс. чел.)

Верхняя Салда (78,8 тыс.чел.)

(34 км. от Нижнего Тагила)

Верхняя Пышма (77,8 тыс.
чел.)

(15 км. от Екатеринбурга)

Верхотурье (15,7 тыс. чел.)*

Ивдель (26,4 тыс. чел.)

Ирбит (57,6 тыс. чел.)

Камышлов (32,7 тыс. чел.)

Карпинск (53,4 тыс. чел.)

Качканар (50,3 тыс. чел.)

Кировград (49,0 тыс. чел.)

Краснотурьинск (74,4 тыс. чел.)

Красноуральск (35,3 тыс. чел.)

(43 км. от Нижнего - Тагила)

Красноуфимск (51,7 тыс. чел.)

Кушва (69,0 тыс. чел.)

(30 км. от Нижнего Тагила)

Невьянск (47,5 тыс. чел.)

Нижние Серьги (55,6 тыс. чел.)

Нижняя Тура (34,0 тыс. чел.)

Новая Ляля (25,9 тыс. чел.)

Полевской (71,5 тыс. чел.)

(37 км. от Екатеринбурга)

Ревда (84,0 тыс. чел.)

(46 км. от Екатеринбурга)

Реж (44,6 тыс. чел.)

Североуральск (53,9 тыс.чел.)

Сухой лог (38,5 тыс. чел.)

Сысерть (54,6 тыс. чел.)

(45 км. от Екатеринбурга)

Тавда (45,6 тыс. чел.)

Талица (31,6 тыс. чел.)

Туринск (22,9 тыс. чел.)

* - Город Верхотурье (с населением? не достигающим 20 тыс.) включён в классификацию, так как имеет уникальное культурное значение.

– в зоне сильного влияния центра (Екатеринбург), R < 20 км.

– в зоне среднего влияния центра (Екатеринбург), R < 60 км.

– в зоне среднего влияния центра (Нижний Тагил), R < 60 км.

3 – в зоне слабого влияния центра,R > 60 км.

Литература

    Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методологический подход) / Научн. руков. авт. колл. Проф. Е. Г. Анимица и проф. В. С. Бочко. – Екатеринбург: 2003. – 600 с.

    Севан О.Г. Междисциплинарный подход к разработке программы развития малого города и прилегающего района. – М., 2001.

    Капустин В. Г., Корнев И. Н. Свердловская область: природа, население, хозяйство, экология. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 325 с.: илл.

    Градостроительный кодекс Российской Федерации, от 14.09.2004 №173/1. Изд. Ажур, – Екатеринбург, 2004.

Безденежных Игорь Александрович,
студент УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент Санок С.И.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

АБДУЛАЕВА 3.3.

БЛАГОПРИЯТНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА И УСЛОВИЯ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

Основным условием динамичного развития предпринимательства является наличие соответствующей предпринимательской среды. В статье определена сущность понятия «благоприятная предпринимательская среда», выделены ее структурные элементы, а также выявлены условия, объективно влияющие на процесс формирования благоприятной предпринимательской среды врегионе.

THE FAVORABLE BUSINESS ENVIRONMENT AND THE CONDITIONS OF ITS FORMATION IN THE REGION

The basic condition for dynamic development of the enterprise is the availability of appropriate business environment. In the article the essence of the notion «favorable business environment», highlighted its structural elements, as well as the terms, objectively influencing the process of formation of favorable business environment in the region.

Ключевые слова: регион, предпринимательство, малый и средний бизнес, предпринимательская среда.

Keywords: region, entrepreneurship, small and medium business and the business environment.

В современных условиях, когда экономика ориентируется на рыночные отношения, отмечаются её стабильность и подъём, особое значение приобретает развитие предпринимательства как ключевого фактора и приоритета социально-экономического развития страны, Северо-Кавказского федерального округа и Республики Дагестан. При этом особая роль отводится развитию малого и среднего предпринимательства, которое может и должно сыграть решающую роль в становлении рыночной экономики, развитии и модернизации всех отраслей и сфер жизнедеятельности страны и ее регионов.

Однако предпринимательство, особенно малое и среднее, может развиваться при наличии в регионе определенных внешних и внутренних факторов (условий), в совокупности обеспечивающих благоприятные возможности для развития цивилизованного преуспевающего предпринимательства, т.е. если сформирована определенная предпринимательская среда. Изучение среды делает возможным получение информации об условиях протекания предпри-

нимательской деятельности, что, в свою очередь, служит базой для построения различных региональных моделей социально-экономического развития с целью выявления тенденций и перспектив. В связи с этим считаем необходимым уточнить сущность понятия «предпринимательская среда региона» с выделением ее основных элементов.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам предпринимательства, до настоящего времени не существует единого универсального определения предпринимательской среды. Причем это касается как самой формулировки понятия, так и определения его сущности. Более того, в некоторых публикациях (например, A.A. Томпсона, Дж. Стрик-ленда, Ш. Славика и др.) термин «предпринимательская среда» вообще не употребляется, а используется только перечисление ее элементов.

В зарубежной научной литературе дефиниция «предпринимательская среда» встречается достаточно редко, как правило, употребляются термины «окружение предпринимательской организации», «деловая среда», «среда организации» и т.п. Для более глубокого осмысления сущности понятия «предпринимательская среда» необходимо изучить основные подходы к его использованию в исследовательской практике.

Кусакина О.Н., Пальцев Н.И. считают, что предпринимательская среда - совокупность определенных условий, в которых функционируют бизнесмены. В качестве основных составляющих предпринимательской среды они выделяют: экономическую, социально-культурную, технологическую, институциональную, территориально-географические компоненты .

В. В. Гребеник, С. В. Шкодинский под предпринимательской средой предлагают понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики .

Однако дискуссионным является утверждение о том, что предпринимательская среда - это уже благоприятная ситуация. Не все компоненты предпринимательской среды оказывают благоприятное воздействие на ее формирование и развитие. Это обстоятельство и является основой возникновения проблемы исследования предпринимательской среды, выявления факторов, влияющих на ее формирование.

Согласно мнению А.В.Бусыгина, под предпринимательской средой понимается «...общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов» . При этом главным элементом предпринимательской среды являются предприниматели, обладающие высокой степенью независимости и свободы, а критерием свободы предпринимательства выступает число вновь появляющихся за определенный период времени предпринимательских организаций. Однако такое определение представляет-

ся спорным, в силу того, что само появление предпринимательской фирмы еще не гарантирует её дальнейшего свободного функционирования и развития, о чем свидетельствует реальный опыт развития предпринимательства в России. Так, из всех вновь создающихся фирм в течение года закрывается около половины вследствие высоких административных барьеров, недобросовестной конкуренции и иных причин.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное М.Г. Лапустой, который считает, что под предпринимательской средой следует понимать «...сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночной экономики» . Причем ситуация, в условиях которой функционируют предприниматели, является интегрированной совокупностью различных объективно-субъективных факторов, способствующих развитию предпринимательства и достижению материальной и моральной выгоды для самих предпринимателей.

Во-вторых, здесь под предпринимательской средой понимается ситуация, благоприятная для существования предпринимательских организаций. Таким образом, подчеркивается необходимость создания особого климата для эффективного функционирования и развития предпринимательства, что вместе с остальной частью данного определения предполагает принятие мер для формирования соответствующих условий развития предпринимательской активности. Как отмечалось выше, условия, в которых функционируют субъекты предпринимательства, не всегда способствуют их развитию, но тем не менее также оказывают влияние на их деятельность. Следовательно, негативные, противодействующие развитию предпринимательства факторы не могут быть исключены из состава элементов предпринимательской среды.

Следующей особенностью представленного определения является то, что предпринимательской среде присуща экономическая свобода, с которой дееспособные граждане занимаются предпринимательской деятельностью. Это наиболее полно может реализовываться только в условиях рыночной экономики и при наличии со стороны государства определенных гарантий свободы предпринимательства и защиты интересов хозяйствующих субъектов. Вместе с тем важно подчеркнуть, что в реальных условиях жизни предприниматели нуждаются не только в экономической, но и в определенной политической свободе, основанной на развитых институтах демократического государства, так как одни лишь экономические предпосылки еще не предопределяют нормального развития предпринимательской деятельности в стране и в регионах.

И, наконец, большое значение отводится удовлетворению потребностей всех субъектов рыночной экономики в процессе занятия предпринимательством. Это не только отражает основную цель предпринимательской деятельности - ориентацию на потребителя и максимизацию прибыли, но выделяет очень важный фактор - достижение удовлетворения самого пред-

принимателя от результатов своего труда, равно как и выгоду других субъектов, то есть государства и общества в целом. Следовательно, формирование условий, способствующих развитию предпринимательства, приобретает не только частный, но и общественно значимый характер. А в создании благоприятной предпринимательской среды важную роль играет мотивация предпринимателей.

Профессор А.П. Латкин также справедливо отмечает, что условия формирования предпринимательской среды могут быть как способствующими, так и препятствующими деятельности большей части участников. Если растет доля препятствующих условий, то это негативно отражается на предпринимательской деятельности .

По нашему мнению, следует согласиться с исследователями, признающими, что условия и факторы предпринимательской среды могут иметь как положительный, так и отрицательный характер, различная комбинация этих факторов может содействовать или препятствовать развитию предпринимательства. В этой ситуации правомерным будет утверждение о том, что лишь в условиях благоприятной предпринимательской среды предпринимательство полноценно выполняет свою миссию. Исходя из этого, многие авторы определяют именно «благоприятную предпринимательскую среду».

Благоприятная предпринимательская среда предполагает такие социально-экономические условия, которые обеспечивают самостоятельность деятельности предпринимателя, минимизируют риск его деятельности, придают законные гарантии его ответственности, обеспечивают мотивацию его деятельности на коммерческий успех и социальную ответственность .

Таким образом, исходя из представленных выше подходов и понятий сущности предпринимательской среды можно сформулировать следующее синтезированное определение: предпринимательская среда - это совокупность объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на создание и функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих условия их существования и развития на основе предпринимательской инициативы. Причем она может иметь как положительный, так и отрицательный характер и оказывать соответствующее влияние на предпринимательскую деятельность и рост предпринимательской активности в стране и ее регионах. А различные комбинации этих факторов формируют условия функционирования субъектов предпринимательства, которые могут способствовать или препятствовать их развитию.

Поэтому благоприятная предпринимательская среда означает особый климат для эффективного функционирования и развития предпринимательства, совокупность мер для формирования соответствующих условий для развития предпринимательской активности. Соответственно, под «благоприятной предпринимательской средой региона» понимается совокупность условий и факторов, оказывающих влияние на формирование и эффективное функционирование субъектов предпринимательской деятельности и определяющих степень благоприятности их существования и развития в регионе.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе необходимо выполнение определенных условий, объективно влияющих на процесс развития предпринимательской деятельности и характеризующих качество предпринимательской среды. Их можно подразделить на две группы:

1) условия, определяющие непосредственно саму возможность существования предпринимательского сектора;

2) условия, создающие предпосылки для развития предпринимательства, роста предпринимательской активности и формирования благоприятной предпринимательской среды.

Первую группуусловий составляют следующие элементы:

❖ социально-политическая ситуация в регионе;

❖ нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности;

❖ наличие экономических предпосылок для существования предпринимательского сектора в регионах;

❖ общие природно-климатические условия функционирования предпринимательских организаций;

❖ наличие социальной, производственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Анализ современного состояния и развития предпринимательства в Дагестане позволяет говорить о том, что данная группа условий в регионе практически сформирована. Экономическая ситуация отличается положительной динамикой, постоянно совершенствуется законодательство, финансируются целевые программы, способствующие развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе и на муниципальном уровне, для предпринимателей создаются условия максимального экономического благоприятствования, в обществе превалирует положительное отношение к предпринимательству и др.

Однако в совокупности данных условий существуют определенные проблемные моменты, как, например, нестабильность социально-политической ситуации в регионе, разногласия в обществе, которые требуют корректирующих воздействий, сложная криминогенная обстановка и т.д. Особое внимание следует уделить созданию производственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры.

Вторую группу условий, создающих предпосылки для развития предпринимательства и формирования предпринимательской среды, формируют такие элементы, как:

1. Создание условий, стимулирующих предпринимательскую активность в социально-политической, законодательной, экономической и научно-технической сферах.

Прежде всего необходимо обратить внимание на стимулирование развития предпринимательской активности посредством законодательных инициатив, способных привлечь экономически активных субъектов к занятию предпринимательством. Нормативно-правовая база предпринимательской

деятельности должна быть предсказуемой, комплексной, непротиворечивой и прозрачной.

Кроме того, необходимо поощрение предпринимательства со стороны властных структур, проведение ими стимулирующей предпринимательскую деятельность внутренней и внешней политики. Предпринимательство нуждается в таких органах государственной власти, которые будут вызывать доверие, способствовать развитию предпринимательской активности, при этом неся реальную ответственность за предпринимаемые ими действия. Только в таком случае возможно открытое функционирование бизнес-структур, выведение «из тени» массы субъектов предпринимательской деятельности, привлечение дополнительных инвестиций в реальный сектор экономики, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства. Таким образом, основной задачей является достижение политической стабильности, равновесия политических сил, а также формирование системы цивилизованных отношений между государством и предпринимателями.

Для формирования благоприятной предпринимательской среды необходимо также достичь оптимального сочетания административных и экономических рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты.

В области улучшения отношений между предпринимателями и государством следует обратить внимание также на совершенствование сферы государственного контроля предпринимательской деятельности. Контроль, по нашему мнению, включает в себя не только контрольно-проверяющие органы, но и механизм юридической защиты прав предпринимателей, а также несения ими ответственности за противоправные деяния.

Немаловажное значение для развития предпринимательского сектора приобретает положительная динамика макроэкономических показателей. Развитие предпринимательской деятельности как формы экономической активности в большой степени зависит от существующей общеэкономической ситуации в стране и ее регионах, которая характеризуется основными макроэкономическими параметрами. Причем, для формирования благоприятной предпринимательской среды требуется не просто наличие этих элементов, а их положительная динамика, так как только при этом условии появляются новые мотивы для роста предпринимательской активности. Обеспечить создание данных условий может активная сбалансированная экономическая политика государства. Ее главными составляющими чаще всего являются кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика, а также ценовая политика в сфере естественных монополий.

Следует отметить, что развитию предпринимательства в немалой степени способствует его быстрая адаптация под постоянно меняющийся индивидуализированный спрос потребителя. Для этого необходимо активно разрабатывать и внедрять инновации, в основе которых лежат новые знания, как в области производства продуктов и услуг, так и в области технологии управления. Следовательно, научно-техническая база является основной движущей силой развития предпринимательства, а совершенствование научно-технической и технологической предпринимательской среды становится

одним из наиболее актуальных вопросов при формировании благоприятной предпринимательской среды региона.

При формировании научно-технической среды необходимо также принимать во внимание тот факт, что научно-технические достижения способствуют не только развитию непосредственно производственного сектора, но также и информационному обеспечению всей предпринимательской деятельности в целом, так как новые коммуникационные технологии позволяют получать, обрабатывать, анализировать и передавать огромное количество необходимой рыночной информации. А информация является одним из наиболее важных ресурсов современного бизнеса. Владение актуальными информационными ресурсами повышает гибкость предпринимательских структур, способствует ускорению и упрощению рыночных процессов, высокой адаптации предпринимательских структур к изменяющимся условиям и повышению конкурентоспособности фирм, а в целом - выживанию предпринимательской организации и ее развитию.

Следующим направлением формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе является создание социально-культурных и демографических условий, стимулирующих развитие предпринимательской деятельности, что находится в определенной зависимости от степени развития политических, нормативно-правовых и экономических условий. В современных условиях функционирования и развития предпринимательства все большее значение приобретает человеческий капитал, который с течением времени и накоплением знаний и опыта имеет тенденцию к увеличению и достижению определенных высот, так как человек как «ресурс» обладает уникальным творческим и инновационным потенциалом, а также трудовой активностью. Таким образом, учитывая имеющийся огромный трудовой потенциал Республики Дагестан, одной из наиболее важных предпосылок развития предпринимательства становится подготовка кадров с соответствующими знаниями и квалификацией, обладающих определенным профессионализмом в той или иной сфере предпринимательской деятельности. В целом, можно говорить о том, что основной задачей государственной политики в области социально-культурного сектора является повышение социального уровня развития населения, в том числе формирование среднего класса как основного субъекта предпринимательства и потребителя производимой в процессе предпринимательской деятельности продукции.

2. Уровень развития государственной поддержки предпринимательской деятельности.

В современной экономике многих развитых стран предпринимательство как основная движущая сила развития пользуется государственной поддержкой, занимающей важное место в экономической политике данных государств. Разработка и применение специальных программ поддержки способствует более быстрому и эффективному росту предпринимательской активности. В частности, для создания стимулирующих условий предпринимательству государственная поддержка может оказываться по трем основным направлениям:

❖ финансовая помощь, (в основном на начальных этапах развития предпринимательских организаций), осуществляемая в различных формах, в том числе в виде дотаций, специальных схем кредитования, предоставления налоговых льгот и т.д.;

❖ имущественная поддержка, как в сфере материальной, так и нематериальной;

❖ консультационные услуги и информационное обеспечение.

3. Наличие и степень развития бизнес-инфраструктуры предпринимательства.

Данная подгруппа условий непосредственно связана с подгруппами 1 и 2 и определяет возможность развития предпринимательского сектора в зависимости от удовлетворенности потребностей хозяйствующих субъектов. Бизнес-инфраструктура или система поддержки и сопровождения бизнеса состоит из специализированных организаций, оказывающих различного рода услуги предпринимателям и решающих вопросы в сфере, так называемых, деловых потребностей, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. Таким образом, когда общие условия функционирования предпринимательских организаций едины для всех, степень развития данной составляющей инфраструктуры предпринимательства является определяющим фактором стимулирования предпринимательской активности в том или ином регионе. Следовательно, для создания благоприятной предпринимательской среды требуется формирование действенной бизнес-инфраструктуры, в том числе институтов банковского сектора и иных учреждений финансирования и кредитования субъектов предпринимательской деятельности; институтов подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и т.д. На этом уровне, задачи государства в данной области непосредственно пересекаются с проводимой социальной и экономической политикой. Что касается Республики Дагестан, то сегодня можно говорить о наличии здесь определенной инфраструктуры и системы поддержки малого бизнеса (Комитет Правительства РД по развитию малого и среднего предпринимательства, Союз предпринимателей Дагестана, Торгово-Промышленная Палата РД, Ассоциация крестьянско-фермерских и сельскохозяйственных кооперативов Дагестана -АФКОД, Межрегиональный Маркетинговый Центр «Дагестан - Москва», бизнес-инкубаторы, Махачкалинское агентство поддержки предпринимателей и др.).

Несмотря на наличие такой инфраструктуры, недостаточное внимание, уделяемое республиканскими и муниципальными властями Дагестана вопросам поддержки и развития малого бизнеса, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования малых предприятий.

По данным ТО Федеральной службы государственной статистики по РД на начало 2010г. в республике было зарегистрировано 4022 малых предприятий, на 10000 человек населения в Республике Дагестан приходилось 15 малых предприятий, в то время как в России - 113, в СКФО - 37, т.е. больше в 7,5 и в 2,5 раза соответственно.

Из таблицы видно, что общее количество малых предприятий в республике в разные периоды имели тенденцию роста и снижения. В целом за исследуемый период произошло снижение количества малых предприятий. Низок удельный вес производственного малого предпринимательства, тогда как значительно преобладают торговля и сфера услуг. В 2009 году среднесписочная численность работающих в малых предприятиях РД по сравнению с 2008 годом снизилась на 22%.

Таблица 1

Основные показатели деятельности малых предприятий _в Республике Дагестан_

2004 2005 2006 2007 2008 2009

Число малых предприятий 4168 4897 4381 3680 3956 4022

Оборот малых предприятий по видам экономической деятельности, млн. руб. 10933,3 40493,4 39301,8 64280,7 72607,8 86702,7

Среднесписочная численность работников, всего, чел. 39648 45335 53481 59856 56096 45880

Инвестиции в основной капитал, млн. руб. 306,7 687,0 1585,5 2369,4 3804,5

Число МП в расчете на 10000 человек населения 15,9 18,5 16,5 13,8 14,6 15