Урок-игра по черчению "великолепная пятерка". Игра увлекательное черчение




Игра по станциям
« Увлекательное черчение»
«РЖД»
с. Адриановка
Учитель
НОУ СОШ № 49 OAO
изобразительного
искусства и черчения
Варламова Т.А.

Тип урока: применение знаний умений и навыков
на практике
Технология: игровая
Цель урока:
Выявление уровня знаний учащихся по
отдельным темам предмета «Черчение» в
игровой форме (8-9-10 класс)
Задачи:
1. Стимулирование интереса учащихся к
предмету в целом;
2. Активизация взаимодействия между
учащимися, навыков групповой работы;
3. Воспитание у учащихся самостоятельности,
коллективизма, ответственности за себя и всю
команду;
4. Развитие мышления, умения применять
полученные знания при выполнении заданий
различной направленности.

Учащиеся делятся на 3 команды
жеребьёвкой.
Каждая команда выбирает капитана.
1
2
3
На каждой «Станции», за правильно
выполненное задание, команда получает 5
Если команда не справилась с заданием, баллы
снимаются, одна ошибка – 1 балл, 2 ошибки - 2
Баллы – это оценка. В конце игры мы подсчитаем
общую оценку вашей команды и определим
баллов.
балла и т.д.
победителя.

Игроки – ученики 8-9-10 класса, 6 человек в
команде.
Эксперты – учащиеся 11 класса.
Оборудование:
1.Таблички с названиями станций.
2.Путевые листы.
3.Конверты и листы с заданиями.
4. Песочные часы
5. Чертёжные инструменты и
принадлежности.
План проведения:
1. Орг.момент
2. Основная часть
3. Взаимо анализ.
4. Подведение итогов и награждение

Станции:
1. Знаете ли вы?
2. Третий лишний
3. Большая разница
4. Головоломка
5. В Мастерской дизайнера
6. В поисках истины
7. Эти забавные животные
8. Следствие ведут знатоки
5 минут
Максимальное время
прохождения каждой станции:

1. Знаете ли вы?
Ребятам необходимо ответить на вопросы
1. Назовите имя основателя начертательной геометрии.
2. Что такое проецирование?
3. Как называются основные плоскости проекций и как они
экспертов.
обозначаются?
чего-нибудь ещё?
4. ГОСТ - это название организации, стандарта, машины или
5. Сколько одинаковых проекций имеет куб?
6. Какой способ проецирования является основным?
7. Что называется видом?
8. Чем чертёж отличается от эскиза?
9. Чем руководствуются при выборе главного вида?
10.Что такое «масштаб»? Какие масштабы вы знаете?
11.На каком расстоянии от конура изображения проводится
размерная линия?
12.Какие аксонометрические проекции вы знаете?
13.Чем отличаются геометрические фигуры от
геометрических тел?
14.У каких геометрических тел все проекции одинаковы?

Ответы
1.Гаспар Монж
2. Проецирование - процесс получения изображения на
плоскости
3. V – фронтальная,H – горизонтальная,W - профильная
4. ГОСТ - стандарт
5. Три
6. Прямоугольное проецирование
7. Вид - изображение, обращённой к наблюдателю
видимой части поверхности предмета
8. Эскиз - чертёж, выполненный от руки, в глазомерном
масштабе, с соблюдением пропорций изображаемо го
предмета
9. Главный вид должен содержать максимум информации
о форме и размерах предмета.
10. Масштаб - отношение линейных размеров
изображенного на чертеже предмета к дейст вительным
размерам. Уменьшения, увеличения, в натуральную
величину
11. «10»
12. Геометрические тела имеют объём

2. Третий лишний
Найдите лишний предмет и объясните свой выбор

3. Большая разница
Продолжите обозначение букв одинакового
шрифта соответствующими цифрами.

Отгадайте кроссворд «Знакомство с формами
4. Головоломка
и их элементами»

Ответы на кроссворд
По горизонтали
По вертикали
1. Пирамида
2. Грань
3. Треугольник
4. Вершины
5. Ломаная
6. Круг
7. Ось
8. Призма
9. Окружность
10. Цилиндр
11. Многогранник
12. Дуга
13. Шар
14. Конус
15. Эллипс
16. Тор

Эти предметы в жизни мы встречаем каждый день. Они вам знакомы, но на
чертеже выглядят непривычно.Проекции каких предметов перед вами
5. В Мастерской дизайнера
представлены?

Обман зрения при рассматривании рисунков
представляет большой интерес для художников,
конструкторов. Рассмотрим несколько примеров

Козар Ирина Владимировна, учитель черчения, технологии.

КГУ «Червонная средняя школа»

Район имени Габита Мусрепова

Северо-Казахстанская область.

Урок-игра «Эрудит»

Цель игры: Систематизировать и обобщить знания учащихся по черчению в 9 классе.

Оборудование: Плакаты с изображением деталей, карточки - задания, фишки, карточки с цифрами от 1 до 5, медаль «Эрудит».

Правила игры.

1. В игре принимают участие все ученики класса, которые получают по две фишки и карточки с большими цифрами от 1 до 5.

2. В ответ на заданный учителем вопрос учащиеся поднимают карточку с правильным номером ответа.

3. Если ответ неверен, то игрок отдает фишку. Лишившийся двух фишек выбывает из игры.

4. В финале игры остаются обычно 2 (или более учащихся). Между ними устраивают конкурс: кто быстрее по двум видам построит третий (или другое задание).

Ход игры.

Игра состоит из шести туров. Перед каждым из них учитель вывешивает на доске заранее подготовленные плакаты с ответами (чертежами) на соответствующие вопросы. Ученики поднимают нужные, по их мнению, карточки с номерами ответов.

1 тур «Техническая терминология »

1. Кольцевая канавка на круглой детали.

2. Наклонный срез у детали.

3. Несквозное отверстие у детали.

4. Кольцевое утолщение на цилиндрической детали.

5. Узкий выступ, связывающий отдельные части детали для повышения прочности.

На доске ответы для выбора:

1 Ребро. 2 Буртик. З. Проточка. 4 Скос. 5 Глухое отверстие. Правильные ответы: 1. Проточка. 2. Скос. З. Глухое отверстие. 4 Буртик. 5. Ребро.

2 тур «Условные обозначения»

Определить принадлежность предъявляемых условных обозначений тому или иному кабинету.

Ответы для выбора:

1 Кабинет математики

2 .Кабинет биологии

3. Кабинет географии

4. Кабинет химии

6. Кабинет черчения

Правильные ответы:1 -1,2-2, 3-5, 4-3, 5-4.

3 тур «Сечения»

По предъявленным сечениям определить детали, которым они принадлежат.

Правильные ответы: 1 -4, 2 -3, 3 - 1, 4 - 5, 5 - 2.

4 тур «По описанию найти деталь»

На доске находятся изображения деталей, которые нужно определить по описанию.

1 .Опора состоит из параллелепипеда (длина -60мм, ширина - 30 мм, высота - 15мм)

и шестигранной призмы (ширина боковой грани - 20мм, высота - 40 мм), расположенной в центре верхней (большой) грани параллелепипеда. По оси призмы засверлено глухое отверстие диаметром - 20 мм и глубиной - 20 мм.

2. Ползунок состоит из двух параллелепипедов:

У первого - длина - 7 мм, ширина - 40 мм, высота - 20 мм;

У второго - высота и ширина - 40 мм, толщина - 30 мм.

Параллелепипед с меньшими размерами установлен поперёк и посредине большого параллелепипеда. В центре боковой грани второго параллелепипеда засверлено глухое отверстие диаметром - 20 мм, глубиной- 10 мм.

3.Башмак состоит из трёх параллелепипедов (основание - длина - 60 мм, ширина - 40 мм, высота - 20 мм) и стоек (длина и высота - 30 мм, толщина - 10 мм), расположенных на основании справа, вдоль сторон, равных - 60 мм. Расстояние между стойками - 20 мм в центре основания засверлено глухое отверстие диаметром - 20 мм и глубиной - 10 мм.

4. Стойка состоит из двух параллелепипедов.

Один из них (длина - 40 мм, высота - 50 мм) расположен посредине верхней грани второго параллелепипеда (длина - 70 мм, ширина - 40 мм, высота - 15 мм). В верхнем параллелепипеде сверху и посредине засверлено глухое отверстие диаметром - 20 мм и глубиной - 25 мм.

5. Подставка состоит из параллелепипеда - 70*70, высота - 15 мм и цилиндра диаметром - 50 мм, высотой - 45 мм. Цилиндр установлен в верхней грани параллелепипеда. По оси цилиндра засверлено глухое отверстие диаметром - 20 мм и глубиной - 30 мм.

Правильные ответы: 3, 4, 2, 5. 1.

5 тур «Линии чертежа»

(на доске плакат с изображением линий чертежа)

1. Линия, применяемая в конструировании для сгиба деталей.

2. Линия, применяемая для сокращения длины детали.

3 Линия, применяемая для невидимых контуров.

4Линия, применяемая для обводки контуров деталей.

5. Линия, применяемая для проведения осей симметрии.

Правильные ответы: 5, 3, 2, 1,4.

6 тур Творческое задание «В зоопарке»

В зоопарке появилось новое животное. Выглядит оно так: туловище - прямой конус, на вершине которого голова, имеющая форму треугольной призмы. На двух смежных гранях головы, на небольшом расстоянии друг от друга расположены два шарообразных глаза животного. В верхней части призмы (головы) расположены уши - овальные пластины, между ушами выступают два цилиндрических рожка.

Учащиеся, оставшиеся без фишек, выполняют карточки-задания, после выполнения которых тоже оцениваются.

Подведение итогов: В конце урока - награждение оставшегося с фишками игрока медалью «Эрудит», остальные учащиеся оцениваются по результатам выполненных карточек - заданий.

Цели урока:

  • Закрепить знания и умения, полученные на уроках черчения, больше узнать о графических изображениях, глубже изучить их.
  • Уметь изготовлять по чертежу несложные модели, развивать пространственное воображение.
  • Закрепить навыки чтения и выполнения чертежей в системе прямоугольных проекций и аксонометрии.
  • Выявить конструкторскую смекалку.

Оборудование: Плакаты учебные, познавательные, наглядные изображения деталей, картон, проволока, гвозди, банки, чайники, ножницы, чертежные инструменты, учебник, тетрадь.

Литература:

  • И.А.Воротников. Занимательное черчение.
  • А.Д.Ботвинников. Черчение.

План урока:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Работа с учащимися – 35 мин.
  3. Итог урока – 3 мин.

Ход урока

Ребята, сегодня на уроке мы закрепим знания и умения, полученные на уроках черчения. Закрепление пройдет в форме игры. Пред вами 4 номинации, которые имеет по 4 позиции, а каждая позиция по 3 вопроса. Каждая позиция оценивается баллами.

I. Конструкторская смекалка.

Конструктор – творец нового. Он превращает свои замыслы в чертежи, по которым создают новые машины, изделия.

Конструктор должен знать очень многое, быть всесторонне образованным, обладать конструкторской смекалкой.

1. (1-15б) 1. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки? (5 баллов)

Ответ: увеличивают шероховатость, тем самым препятствуют соскальзыванию молотка.

2. Почему носики обыкновенных чайников оканчиваются не прямым срезом, а в виде зарубки? (5 баллов)

Ответ: фигурный срез – благодаря ему увеличивается скорость движения жидкости и она стекает ровной струйкой, не растекаясь и не разбрызгиваясь.

3. Почему у бутылки с водой горлышко уже, чем у бутылки с молоком? (5 баллов)

Ответ: налейте в бутылки из под воды молоко и подождите пока оно не превратится в простоквашу, а потом попробуйте вылить. Вы пожалеете, что у вас бутылка с узким горлышком.

2. – (50 б) - По трем проекциям выполните моделирование детали.

3. – (65 б) – По чертежу сконструируйте проволочную модель.

4.– (10 б) – 1. Лопата – она и есть лопата. (Плакат)

Но её конструирование подчиняется определенным правилам. Скажите, почему у одной окончание – прямоугольное, другой – полукруглое и остроконечное?

Ответ: зависит от грунта.

2. Стеклянные банки 0,5 л, 1 л, 2 л, 3 л имеют горловину одинаковых размеров. Почему?

Ответ: Одинаковые горлышки закрывают одинаковыми крышками. Это удобно.

II. Загадочные проекции простых тел.

1. - 25 б – Построить недостающие линии на проекциях.

2. - 35 б – Найти соответствие между проекциями и наглядными изображениями. (Заполните таблицу)

3. - 40 б – На рисунке даны проекции мяча. Под буквой В задан главный вид. Выберите остальные (слева, сверху, снизу, справа)

4. - 20 б - Игра с шашками.

III. Рисуешь глаз – смотри на ухо.

1. - 20 б - Среди представленных фигур - найдите одинаковые.

2. - 30 б - По двум проекциям построить третью.

3. - 40 б - Слово НОС – имеет горизонтальную осевую, ПОТОП – вертикальную. Напишите словоНАТАША, чтобы оно обрело ось симметрии – вертикальную.

4. - 5 б - Глазомер.

“Между шуткой и делом в черчении”.

“Предмет черчения настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, сделать его немного занимательным”.

Игра “Глазомер”

Приятно и полезно уметь измерять расстояния на глаз без измерений. Это искусство достигается лишь путем упражнений. Любопытно, что глазомер не зависит от остроты зрения. Не обладая зоркостью, любой человек способен развить в себе вполне удовлетворительный глазомер. Но нужно знать следующие правила:

Предметы расположенные ближе, освещены ярче;

50 шагов – различают глаза;

100 шагов – глаза кажутся точками;

200 шагов - подробности одежды;

300 шагов - видно лицо;

400 шагов - различаются движения;

500 шагов - цвет.

Игра.

Но на уроке черчения полагаться на один только глазомер опасно; приходится прибегать к другим приёмам оценки расстояния, о которых мы уже говорили и использовали, и ещё долго будем применять.

Ответ: это чертежные инструменты.

IV. Занимательные фигуры.

1. – 20 б – 1. Проекцией квадрата является:

2. Прямоугольник.

3. Параллелограмм.

4. Нет правильного ответа.

2. – 35 б - 2. Ромб

1. Все углы равны.

2. Все стороны равны.

3. Диагонали равны.

4. Нет правильного ответа.

3. – 30 б - 3. Витя Верхоглядкин провел 11 диаметров окружности, потом он подсчитал число проведенных радиусов, у него получилось 21. Правилен ли его ответ? (22) Обоснуйте.

4. – 50 б - 4. Степа Смекалкин построил окружность. Провел ее диаметр АВ. Потом окружность стер. На месте остался отрезок. Задание. С помощью циркуля и линейки восстановите окружность, которую стер Степа.

Итог урока.

Подсчет баллов по командам.

Оценка “5” –

Победители набирают наибольшее количество “5”.

Д/з: Повторить §72.2, формат, тетрадь, чертежные инструменты.

МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17

ОТ СМЕКАЛКИ ДО ИНТЕЛЛЕКТА

Методическая разработка внеклассного мероприятия

(частная методика)

Выполнила: учитель черчения

Грачунова И.Г.

г.Саранск

Пояснительная записка

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Интерес к изучению черчения во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности дисциплиной. Поэтому нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Необходим поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для подростков является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к дисциплине, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны игровые уроки. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Данное внеклассное мероприятие представляет собой игру-соревнование по дисциплине «Черчение». Вопросы из этой дисциплины очень разнообразны по степени серьезности и глубины. Некоторые вопросы требуют знания теории, основных определений. Встретятся и вопросы, требующие от учеников смекалки и находчивости, а также практических навыков.

План мероприятия

Тема: От смекалки до интеллекта

Цель мероприятия:

Способствовать развитию мышления, познавательной и творческой активности учащихся;

Формирование устойчивого интереса к черчению;

Воспитание чувства юмора и смекалки.

Задачи:

Развитие восприятия, пространственного мышления, комбинаторики, умение решать творческие задачи, художественного и конструкторского замысла;

Воспитание и развитие творческих способностей, расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии;

Создание условий для проявления каждым сучеником своих способностей, интеллектуальных умений;

Развитие таких качества, как умение слушать другого человека, работать в группе;

Развитие умения самоанализа и самооценки, способности к творческой работе над собой.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения: игра-соревнование

Оснащение: мультимедийная доска

Ход мероприятия:

1) Вступительное слово ведущего

2) Представление команд

3) Тур 1 «Головоломки»

Кроссворды

Чайнворды

4) Тур 2 «Конструкторская смекалка»

Стаканы с жидкостью

Проекции знакомых предметов

Золотые руки

Зоркий сокол

5) Тур 3 «Устами младенцев»

Рассуждалки

Догадалки

Конкурс капитанов (блиц-опрос)

5) Объявление результатов и награждение победителей

6) Заключительное слово ведущего.

Сценарий мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие учащиеся, уважаемые гости. Я приветствую Вас в этом уютном красивом кабинете.

Черчение! Простой карандаш (установленной ГОСТом мягкости), белый лист бумаги (установленного ГОСТом размера), линии (установленные ГОСТом толщины), цифры (установленные ГОСТом высоты)…?

Да что же это такое! Какая - то сухая, строгая, неинтересная дисциплина! Так ли это на самом деле? Мы собрались здесь, чтобы опровергнуть это. Итак, я предлагаю вам игру «От смекалки до интеллекта». Она поможет вам проверить ваши знания, вашу способность логически мыслить, вашу смекалку, и надеюсь, что эта игра еще раз покажет необходимость знания черчения в различных областях жизни. Кроме того, вы увидите много интересного и необычного…

Вопросы из области черчения, которые вы услышите и на которые попытаетесь правильно ответить, очень разнообразны по степени серьезности и глубины. Встретятся и вопросы, требующие от вас смекалки и находчивости. А свет ваших глаз, тепло ваших сердец и ваше хорошее настроение - непременное условие успеха нашего мероприятия.

Ведущий: Итак, представляю игроков. Слово для приветствия предоставляется первой команде.

Команда 1: Наша команда называется «Электрод». Наш девиз:

И соревнуясь, вместе с вами
Мы останемся друзьями,
Пусть борьба кипит сильней,
И наша дружба крепнет с ней.

Ведущий: Слово для приветствия предоставляется второй команде.

Команда 2: Наша команда называется «Светофор». Наш девиз:

Пусть сильней кипит борьба,

Сильней соревнование.

Успех решает не судьба,

А только наши знания!

Ведущий: Пришла пора представить членов жюри:(ведущий представляет жюри).

Ведущий: Команды готовы? И я объявляю первый тур - «Головоломки». Первое задание этого тура - конкурс «Ребусы». Послушаем небольшую историческую справку.

(Выходит помощница в шляпе бакалавра и рассказывает о ребусе)

Краткая историческая справка

Первые ребусы появились во Франции в XV веке. Тогда это было балаганное представление на злобу дня. В иносказательной форме комедианты высмеивали пороки и слабости сильных мира сего, рассказывали "о делах, которые творятся". Со временем характер ребуса изменился. Ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Приблизительно тогда же появились и первые рисованные ребусы. Первоначально они буквально иллюстрировали известные фразеологические обороты, позднее появились более сложные варианты.

В XVI веке рисованные ребусы становятся известны в Англии, Германии, Италии. В их оформлении принимали участие профессиональные художники. Первый печатный сборник ребусов появился во Франции в 1582 году. В России ребусы появились позднее - в середине XIX века. Стал выходить специальный журнал "Ребус".

Ведущий: На экране дан ребус. Давайте все вместе разгадаем его. В слове «десять» буква «Я» заменяется на букву «А». Две запятые в конце слова означают, что следует убрать две последние буквы. Получается слово «деса». Далее в слове «охотник» удаляются первые две буквы и буква «О» заменяется на букву «Н». Получается «нтник». Соединив оба слова получаем разгадку на ребус «десантник».

Команды получают задания. Им дается 2 минуты на решение шести ребусов. Зрители тоже могут принять участие. На листочках вы пишите свою фамилию, номер ребуса и разгадку. Наша помощница будет передавать ответы жюри. Правильно отгадавших ждут сладкие призы. Время пошло.

(Звучит музыка, команды отгадывают ребусы)

Ведущий: Время прошло. Команды сдают результаты. А теперь правильные ответы:

5 (а)слайд

Карандаш

Пирамида

Аксонометрия

Ведущий: Мы переходим ко второму заданию 1 тура. Знаете ли вы, что такое шарада?

Шарада - (франц. charade, от прованс. charrado - беседа, болтовня), род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом. А сейчас небольшая историческая справка.

Историческая справка

Первые шарады (charade - беседа) появились в VI веке у Симфосия - "Загадки". С XVIII века они вошли в моду у французов (Журнал "Mercure de France"). В средневековье шарадами называли повозки на двух колесах. Позднее в лексиконе феодалов, предававшихся словесным развлечения после сытного ужина, это слово стало означать "целый воз болтовни".
Российская история этих затей началась также в XVIII веке. Сохранилась публикация той поры с ответом "глад + кость = гладкость". В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала "Иллюстрация" ("моль + ер = Мольер"; "пол + тина = полтина" и др.).

Вообще же, шарада - это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждая из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: "кит + ель", "мышь + як", "вино + град", "пар + ус" и т.п. Разгадав каждую часть шарады и сложив эти части вместе.

Ведущий: Давайте вместе разгадаем шараду.

Первое слово над чайником тает,

Второе - у папы растет над губой.

А целое - ветер морской надувает,

И в плавание нас приглашает с тобой.

Определяем значение первого слова в этой шараде: над чайником тает, видимо, "пар". Затем определяем значение второго слова: скорее всего, у папы над губой растет - это "ус". Сложив оба слова, получаем ответ на шараду - "парус", который ветер морской надувает и приглашает в плаванье.
Итак, у команд 1,5 минуты, чтобы отгадать три шарады. Болельщики могут присоединиться.

Сначала предок беса,

Затем колючий житель леса. (Чертеж )

Два периода разной игры,

А вместе будет - это очертание предмета. (Контур )

Сначала в карты игра,

Потом растительность под носом у мужчины,

А вместе геометрическая фигура,

Ссужающаяся к вершине. (Конус )

Ведущий: Время закончилось. Команды сдают результаты жюри. А теперь правильные ответы.

Ведущий: Мы переходим к следующему заданию. Наверняка все вы хоть раз в жизни отгадывали кроссворд.

(выходит помощница и читает справку)

Историческая справка

Кроссворд - Это игра-задача, при решении которой вам предстоит вписывать в пустые клеточки определенные слова. Слово кроссворд с английского языка буквально переводится как словопересечение, пересекающее слово. Все кроссворды имеют вопросы-определения, а ответами к ним являются конкретные слова. Именно эти слова-ответы вы должны отгадать и под соответствующей цифрой вписать в пустые клеточки. Если вы отвечаете на вопрос-определение, находящийся под заголовком "По горизонтали", то слово необходимо записывать слева направо. Если вопрос-определение располагается под заголовком "По вертикали", то слово вы пишите сверху вниз. В любом случае первая буква вашего слова должна располагаться в той клеточке, в которой стоит цифра - порядковый номер вопроса-определения. В местах пересечения слов по вертикали и горизонтали буквы (если, конечно, вы правильно определили слова-ответы) должны обязательно совпасть

Как только зазвучит музыка, команды начнут разгадывать кроссворд. У вас есть 2 минуты.

Ведущая: Помощница передает результаты жюри. Внимание, правильные ответы.

(демонстрация кроссворда с ответами)

Ведущая: Мы приступаем к последнему заданию 1 тура. Если кроссворд знаком всем, то чайнворд отгадывал не каждый.

(выходит помощница и читает справку)

Историческая справка

Чайнворд (от англ. chain - цепь и word - слово) (задача-головоломка), заполнение последовательно расположенных клеточек таким образом, чтобы отгадываемые слова составляли ряд, в котором последняя буква предыдущего слова является первой буквой последующего.

Командам предлагается за 2 минуты отгадать чайнворд.

Ведущий: Команды работают, а у нас есть возможность окунуться в тайны графики. Графика обладает удивительными свойствами. Это - неодначначные изображения.

(Демонстрируется презентация

«Занимательные изображения»- неоднозначные изображения)

Ведущий: Время истекло. Команды сдают результаты. Внимание, правильные ответы.

(демонстрация чайнворд с ответами)

Ведущий: Пока жюри подводит итоги первого тура, мы продолжаем путешествие к тайнам графики.

(Демонстрируется презентация

«Занимательные изображения» - оптические иллюзии)

Ведущий: Слово жюри, чтобы подвести итоги 1-го тура.

(Жюри объявляют итоги)

Ведущий: А мы переходим ко 2-му туру, который называется «Конструкторская смекалка».

Задание 1. Проекции каких хорошо известных предметов изображены на рисунке? Время пошло!

(Звучит музыка, команды работают)

Ведущий: Внимание, правильные ответы.

карандаш 6. карандаш

кнопка 7. лампочка

шуруп (винт) 8. утюг

розетка 9. вилка

выключатель 10. часы

Ведущий: Переходим к следующему заданию. «Сколько жидкости в стакане?»

На столе стоит пять стаканов с водой. Изображение дано в трех проекциях. Сколько воды в стакане 2, если в стакане 1 воды половина? Время пошло.

(Звучит музыка, команды работают)

Ведущий: Внимание на экран. Правильный ответ - половина.

(Демонстрируется ответ)

Ведущий: Следующее задание я назвала «Золотые руки». Вам на стол будут даны простые предметы: носовой платок, веревка, шнурок. Вы должны с помощью этих предметов выполнить геометрические построения. Капитаны выбирайте задание (капитаны выбирают задания).

Разделить острый угол на две равные части.

Разделить отрезок на две равные части.

Ведущая: Ну что ж. Команды продемонстрировали свою смекалку. А теперь им предстоит продемонстрировать глазомер. Задание называется «Зоркий сокол». Каждой команде на глаз, как можно точнее нужно определить размеры крышки стола. Ответ оценивается в 2 балла. На обдумывание 0,5 минуты. Время пошло.

(Звучит музыка, команды работают)

Ведущая: Внимание правильный ответ:

Ведущая: На этом 2 тур заканчивается. Пока жюри подводит итоги 2-го тура, мы продолжаем удивляться тайнам графики.

(Демонстрируется презентация

«Занимательные изображения»-парадоксальные изображения)

Ведущий: Слово жюри.

(Жюри объявляют итоги)

Ведущий: Мы переходим к последнему третьему туру, который называется «Устами младенцев». Первое задание 3 тура «Рассуждалки».

Предлагаем обеим командам рассуждения некого “младенца”, а вы должны дать названия этих тел. Право ответа получает быстрее среагировавшая команда.

Рассуждалка № 1: у теннисного шарика такая же форма (сфера ).

Рассуждалка № 2: одно из чудес света имеет такую же форму (пирамида ).

Рассуждалка № 3: “это” можно получить, вращая прямоугольный треугольник вокруг оси; оно похоже на колпак (конус ).

Рассуждалка № 4: “это” есть у всех детей и некоторых спортсменов, я “этим” люблю играть (мяч, имеет форму шара ).

Рассуждалка № 5: “это” похоже на спичечный коробок (параллелепипед ).

Рассуждалка № 6: “это” похоже на бублик (тор ).

Рассуждалка № 7: “это” можно получить, если вращать прямоугольник вокруг оси; оно похоже на бидончик (цилиндр ).

Ведущий: Следующее задание будет называться «Догадалки». Я буду читать слово и давать 3 определения к нему. Нужно догадаться, какое их определений верное и поднять табличку с номером этого определения. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл:

ЦАПФА - это…

1. статуэтка

2. орудие труда у римлян

3. конечная часть вала

ГРИФЕЛЬ ПЕРВЫХ КАРАНДАШЕЙ ДЕЛАЛИ ИЗ СМЕСИ ГРАФИТА И…

липкой глины

яичного белка

КВАДР - это…

1. геометрическая фигура

2. обтесанный камень

3. горная порода

ГАЛТЕЛЬ - это..

1. древнегреческое божество

2. переходное закругление от одной поверхности к другой

3. английский писатель

ГАК - …

1. специальный крюк для поднятия тяжести;

город в Африке

Физическая величина

АПОФЕМА - это…

1. меланхолическое состояние человека

2. высота боковой трапеции в усеченной пирамиде

3. мифическое существо

АСТРОИДА - это…

1. звезда в созвездии Скорпион

3. кривая, имеющая вид звезды

ЛЫСКА - это…

1. животное

2. плоский срез

3. украинское национальное блюдо

ПАЛАФИТЫ - это…

1. минеральное вещество

2. древнейшие растения

3. постройки на сваях

МЕГАРОН - это…

1. Геометрическая фигура

2. древнегреческое жилище

3. воинское подразделение

Ведущий: У команд есть последняя возможность изменить свой счет. И в этом им могут помочь капитаны. Им предстоит ответить на 10 вопросов за 1 минуту, т.е. на ответ есть несколько секунд. Капитаны готовы?

Блиц-опрос для капитана команды «Электрод»:

Угол больше 90 называется… тупым

Проекцией точки всегда будет… точка

Окружность можно начертить с помощью… циркуля

В каких единицах измеряются угловые размеры… градус

Какой линией обводят наложенное сечение…тонкой

Какой вид расположен справа от главного вида…вид слева

Как называется разрез при одной секущей плоскости…простой

как называется пластина для придания прочности…косынка

Для выявления поперечной формы детали выполняют…сечение

Как называется вид, выполняемый на дополнительной плоскости проекции…дополнительный.

Блиц-опрос для капитана команды «Светофор»:

Угол меньше 90 называется…острым

Шар проецируется на чертеже в виде…окружность

В каких единицах обозначаются размеры на чертеже…мм

Какой линией проводят штриховку…тонкой

Какой вид расположен слева от главного вида…вид справа

Как называется разрез при нескольких секущих плоскостей…сложный

Как называется конический срез на концах цилиндрических деталей…фаска

Изображение видимой поверхности детали называется…видом

Для вычисления внутреннего строения детали применяется…разрез

Чертеж, выполненный от руки, называется…эскиз

Ведущий: На этом 3 тур заканчивается. Пока жюри подводит итоги 3-го тура и окончательный итог, мы продолжаем удивляться тайнам графики.

(Демонстрируется презентация

«Занимательные изображения»- первертыши)

Ведущая: Слово жюри. Мы с нетерпением ждем ответа на вопрос «кто же победил?

(Жюри объявляют итоги и награждают победителей)

Зрители получают награду за правильные ответы

Ведущая: Я хочу поблагодарить всех участников и гостей за активное участие в мероприятии, за то, что мы с вами умеем жить полной жизнью, радоваться и огорчаться, увлекаться и удивляться, быть находчивыми и умными. Желаю вам хорошего настроения и удачи!

Заключение

Данное мероприятие было апробировано в 9 классе. Игра вызвала живой интерес среди учеников. Они пробовали применить свои знания черчения для решения различных задач. Ответы участников были остроумны и порой неожиданны. Игроки показали неплохое знание дисциплины «Черчение». Каждый ответ вызывал отклик среди зрителей, которые могли проверить свои знания, а также обогатиться новыми знаниями, расширить свой кругозор, познакомиться со множеством занимательных изображений .

Данное мероприятие дало возможность почерпнуть много интересного и увлекательного, убедило участников в значимости черчения.

Игра также способствовала сплочению коллектива, привило навыки общения.

Приложение А

Презентация «От смекалки до интеллекта»

Слайд 1 Слайд 2


Слайд 3 Слайд 4


Слайд 5 Слайд 6


Слайд 7 Слайд 8


Слайд 9 Слайд 10


Слайд 11 Слайд 12


Слайд 13 Слайд 14


Слайд 15 Слайд 16


Слайд 17 Слайд 18


Слайд 19 Слайд 20


Слайд 21 Слайд 22


Слайд 23 Слайд 24


Слайд 25 Слайд 26


Слайд 27 Слайд 28


Слайд 29 Слайд 30


Слайд 31 Слайд 32


Слайд 33 Слайд 34


Слайд 35 Слайд 36

Приложение Б

Презентация «Занимательное черчение»


Слайд 1 Слайд 2


Слайд 3 Слайд 4


Слайд 5 Слайд 6


Слайд 7 Слайд 8


Слайд 9 Слайд 10


Слайд 11 Слайд 12


Слайд 13 Слайд 14


Слайд 15 Слайд 16


Слайд 17 Слайд 18


Слайд 19 Слайд 20


Слайд 21 Слайд 22


Слайд 23 Слайд 24


Слайд 25 Слайд 26


Слайд 27 Слайд 28


Слайд 29 Слайд 30


Слайд 31 Слайд 32


Слайд 33 Слайд 34


Слайд 35 Слайд 36

Приложение В






Приложение Г

Команда «ИСКРА»

1

5

2

3

4

7

6

По горизонтали:

2. Плавный переход одной линии в другую.

3. Замкнутая кривая, очерченная дугами окружностями.

4. Изображения, которые упрощенно и условно передают принцип работы изделия.

6. Геометрическая фигура.

По вертикали:

Комплект чертежных инструментов.

Изображение каких-либо предметов.

Чертежи, выполненные от руки и глаз с соблюдением пропорций.

Приложение Д

Команда ………

1-ый тур, задание 4

Чайнворд

Вопросы:

Размер окружности.

Размер дуги.

Документ, устанавливающий основные правила выполнения чертежей.

Футляр для хранения чертежей.

Вводится для устранения острых углов.

Положительная разность между размерами отверстия и вала.

Расстояние от одной кромки детали другой.

Изображение предмета, мысленно рассеченного плоскостью или несколькими плоскостями.

Элемент зубчатого колеса.

Материал, на котором выполняется чертеж.

Тот, кто написал учебник.

Чертеж, выполненный от руки в аксонометрии с выполнением тушевки.

Человек, изобретающий детали и выполняющий чертеж.

Детали, стоящие друг за другом.

Приложение Е

Результаты игры (для жюри)

Название конкурса

Электрод

Светофор

1 тур «Головоломки»

Ребусы (2 балла за 1 ребус)

Шарады (2 балла за 1 шараду)

Кроссворд (1 балл за 1 прав. ответ)

Чайнворд (1 балл за 1 прав. ответ)

Итоги по 1-ому туру:

2 тур «Конструкторская смекалка»

Стаканы с жидкостью (2 балла)

Проекции знакомых предметов (1 балл за 1 прав. ответ)

Золотые руки (3 балла)

Зоркий сокол (2 балла)

Итоги по 2-ому туру:

3 тур Устами младенцев

Рассуждалки (1 балл за 1 прав. ответ)

Догадалки (1 балл за 1 прав. ответ)

Конкурс капитанов (блиц-опрос) (1 балл за 1 прав. ответ)

Итоги по 3-му туру:

Итого: