Ударили по одной щеке подставь другую смысл. Если тебя ударят по правой щеке…




Если ударят по одной щеке, подставь и другую - одна из христианских мудростей. Источником фразы является Евангелие от Матфея, где в главе 5, стр. 39 сказано: "А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую".

Сам себе посыл, что в случае если тебя ударили по правой щеке, то не защищайся, а подставь и левую, кажется излишним, если его толковать буквально. Но, видимо, эти слова нужно толковать не буквально, а в значении - не отвечай злом на зло. Во всяком случае, такой вывод может быть сделан из контекста всего того, что сказано в Евангелие от Матфея в этом эпизоде:

"38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую ;
40. и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
41. и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.
44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
45. да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный".

Примеры

"- И-и, касатка, - говорила она, ложась на сене рядом с Марьей, - слезами горю не поможешь! Терпи и все тут. В писании сказано: аще кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему левую ..."

(1828 - 1910)

" " (): "Первая заповедь учения: люби Бога, создавшего тебя. Благословляйте проклинающих вас; молитесь за врагов ваших, за нападающих на вас и поститесь за тех, которые обижают вас, потому что — то не добро, чтобы любить только тех, которые любят вас. То же делают и язычники. Они любят своих и ненавидят врагов, и потому у них есть враги. Вы же любите ненавидящих вас, и тогда не будет у вас врагов. Берегитесь телесных и мирских побуждений. Если кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и другую , и будешь совершенен. Если кто принудит тебя пройти с ним одну версту, иди с ним две. Если кто возьмет у тебя кафтан твой, отдай и рубаху. Если кто взял у тебя твое, не возворачивай назад, потому что этого нельзя делать. А всякому просящему у тебя дай и не требуй назад, потому что Отец хочет, чтобы у каждого было то свое, которое Он дал всем людям. Блажен тот, кто по заповеди дает: тот прав; но горе тому, кто берет, потому что прав только тот, кто берет по нужде; тот же, кто берет без нужды, должен дать отчет, почему и для чего он взял. Кто пойман в сети Маммона, тот будет мучим за то, что Он сделал, и не высвободится из них до тех пор, пока не отдаст последнее. Об этом-то сказано: пусть милосердие твое выходит потом из рук твоих, покуда ты еще и не знаешь, кому ты дашь."

"Анна Каренина" (1873 - 1877 гг.), часть II, глава XXXIII: "Но дочь ничего ей не отвечала; она только думала в душе, что нельзя говорить об излишестве в деле христианства. Какое же может быть излишество в следовании учению, в котором велено подставить другую щеку, когда ударят по одной, и отдать рубашку, когда снимают кафтан ?"

Часть IV, глава XVII, Каренин говорит жене, которая умирает после родов: "Я простил совершенно. Я хочу подставить другую щеку, я хочу отдать рубаху, когда у меня берут кафтан , и молю бога только о том, чтоб он не отнял у меня счастья прощения!"

" " (): "Ответить добрым словом на злое, оказать услугу за обиду, подставить другую щеку, когда ударили по одной, есть верное и всегда для всех доступное средство укрощения злобы"

Как понимать слова Иисуса "если тебя ударят по левой щеке- подставь правую " и что "всякая земная власть - от Бога" (Антихриста - тоже?).

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Слова Иисуса Христа «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5: 39) в образной форме выражают заповедь: на зло отвечать не злом, а добром. Суд же и наказание над сделавшим зло должно предоставить Господу. В основе этой заповеди находится непреложная вера во всеведение и всесилие Божие. Один Господь знает меру то, что надо нам претерпеть. «Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак не бойтесь: вы дороже многих малых птиц» (Лк. 12: 6 – 7). Если мы исполняем эту заповедь, то умножаем в мире добро. «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2: 15).

Достижима ли эта заповедь? Да. Прежде всего Сам Спаситель дал нам величайший образец исполнения ее. Своим искупительным подвигом. «Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» (1 Пет.2: 21 – 24). Многие последователи Христа стремились исполнить данную заповеь и побеждали зло. Благоверные князья Борис и Глеб, когда брат их Святополк начал против них борьбу, имели свои дружины и могли ценой кровопролития попытаться взять вверх над ним. Но, как истинные ученики Христовы, они пошли путем жертвенного смирения и стали святыми, а зло вскоре пало. Нельзя думать, что исполнение этой заповеди всегда сопряжено с пролитием крови. Дня не проходит, чтобы от нас не потребовалось явить себя истинными учениками Спасителя и на малые или большие неприятности, причиняемые нам, ответить незлобием и любовью. Как часто обнаруживается наша духовная немощь!

Всякая ли власть от Бога? На этот вопрос отвечает Писание. Через все священные библейские книги проходит мысль об абсолютном всемогуществе Бога. Господь является единственным Владыкой неба, земли и преисподней «Ты владычествуешь над всеми царствами народов, и в Твоей руке сила и крепость, и никто не устоит против Тебя!» (2 Пар. 20: 6). Если ни един волос с головы не может пасть без воли Божией («Лк. 21: 19), то кто же самочинно может утвердить свою власть над каким-либо народом. «Господне есть царство, и Он - Владыка над народами» (Пс. 21:29). Приэтом нужно различать. Одни правители богоугодны Ему. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Саргон II, Навуходоносор, Аттила, Чингисхан и многие жившие после них. О назначении такой власти говорит Сам Господь: «О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10: 5). Божественный Промысел попускает утвердиться такой власти и использует ее в Своих целях, однако личная вина за преступления правителей остается. Бог точно знает меру ответственности каждого и на Суде всем воздаст. Когда Понтий Пилат сказал Иисусу, что он имеет власть распять и власть отпустить Его, «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе» (Ин.19: 10 – 11). В конце времен для испытания веры людей пред предстоящим Судом антихристу будет попущено временно установить господство на земле: «дана ему власть действовать сорок два месяца» (Отк. 13: 5). Затем Господь не только лишит его власти, но и «убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2: 8).

Известная истина, что каждый народ имеет таких правителей, каких заслуживает, вполне согласуется с библейским учением о земной власти.

“Хочу быть настоящим мужчиной, хочу уметь постоять за себя. Батюшка, благословите заниматься боевыми искусствами. Это не грех?”, - с таким или подобным вопросом обращаются порой молодые люди к священникам. Но на самом деле проблема более серьезна и глубока: насколько в принципе совместимы боевые искусства и Православие, возможно ли такое “соединение”? И как вообще относиться в наших крайне сложных сегодняшних условиях к проблеме противостояния внешней агрессии, злу? Решимся предложить свой вариант ответа на эти столь актуальные сегодня вопросы.

Стремление к защищенности

Желание юноши или молодого мужчины научиться приемам самообороны вполне объяснимо, тем более в наши дни, когда зачастую и по улице бывает трудно пройти так, чтобы никто не задел, чтобы не натолкнуться на чей-то недружелюбный, а то и попросту угрожающий взгляд. Хроники происшествий пестрят сообщениями о разбойных нападениях, избиениях, групповых драках и тому подобном. И даже самый миролюбивый человек начинает задумываться: “А не правду ли говорят, что лучший способ защиты - нападение? И не надо ли готовиться к войне, если хочешь мира?”.

Боевые искусства Востока (каратэ, ушу, тэквондо, дзю-до, айкидо и т. п.) стремительно вошли в жизнь европейского, в том числе и российского общества и прочно утвердились в ней. Этому способствовали как активная реклама этого “продукта древней культуры” киноиндустрией и СМИ, так и огромное количество самоотверженных энтузиастов. При всем разнообразии этих боевых систем их объединяет общий принцип: требующий больших физических и моральных усилий тренинг, позволяющий овладеть техникой, дающей возможность вести поединок с одним или несколькими противниками. Условно школы разделяются на “мягкие” и “жесткие”, но цель всех методик одна: научить адепта школы наносить противнику поражение, удар за ударом, оставаясь при этом наименее уязвимым.

В чем секрет такой популярности восточных единоборств? Наверное, есть целый комплекс причин, обуславливающих любовь к ним со стороны не только мужчин, но и представительниц “слабого пола”, стремящихся от своей слабости избавиться. Однако хотелось бы остановиться здесь на наиболее существенном. Как уже отмечалось выше, мир, окружающий нас сегодня, - страшный мир. И люди этого мира боятся , - боятся жизни, боятся подобных себе людей. И ищут защиты, точнее - ощущения защищенности.

И образ, скажем, каратиста в белоснежном кимоно, стремительно передвигающегося по татами и наносящего ногами и руками молниеносные удары, от которых с треском раскалываются доски и крошатся в оранжевую пыль кирпичи в руках “ас­систентов”, - образ человека, в высшей степени защищенного, могущего не бояться никого и ничего. Этот образ привлекает, становится примером для подражания; подростку, юноше, молодому, только входящему в совершенный возраст мужчине очень хочется стать “таким”.

Евангелие и искусство боя

Но мы не говорим в данном случае о том, насколько уместен подобный способ “защиты” от внешнего мира для людей неверующих, нецерковных, не видящих в подобном выборе никакой моральной проблемы. Вопрос в другом: что ответить христианину, подошедшему к священнику в храме и спрашивающему у него благословения на овладение искусством единоборства?

Первое, к чему мы обращаемся в данном случае, это Евангелие, в котором содержатся ответы вообще на все вопросы. Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф 5:39) . Уместно ли для христианина после таких слов Христа целенаправленно учиться не только тому, как не допустить удара в правую щеку, а тем паче в левую, но и тому, как нанести ответный сокрушительный удар?

Всем известно расхожее утверждение: “Добро должно быть с кулаками”. Но в том-то все и дело, что, приучившись пользоваться ими, оно постепенно перестает быть добром. Апостол Петр, желая защитить Христа от посягательства воинов, посланных первосвященниками и старейшинами народа израильского, извлекает меч и отсекает ухо одному из слуг первосвященнических. И что же? Господь останавливает его: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф 26:52). Мало того - Он исцеляет раненого.

Можно было бы сказать, что пример Христа недостижимо высок, можно сослаться на то, что Он шел к исполнению цели Своего земного служения, готовился пострадать за человеческий род, быть распятым, умереть и тридневно воскреснуть. Но дело в том, что следование примеру Христа мы видим и в жизни целого сонма не только святых, но и просто благочестивых христиан, искренне верующих, что, по слову Господа, блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф 5:5). Один из наиболее ярких случаев такой кротости - столь известный эпизод из жития преподобного Серафима Саровского, когда он, находясь в глухом лесу, будучи чрезвычайно сильным человеком и имея в руках топор, в полном смысле этого слова опустил руки и дал избить себя до полусмерти, искалечить на всю жизнь напавшим на него разбойникам. Согласимся, что не всякий решится на подобное с бесстрашием святого, кто-то постарается защититься, возможно, что и успешно. Но и в таком случае для церковного человека правильной реакцией на такое происшествие станет покаяние в том, что заповеди Христовой исполнить он не смог, а не горделивое кичение: “Как я их!”.

Наиболее часто звучащее со стороны тех, кто пытается “обла­городить” искусство боя, возражение звучит примерно так: “Но ведь не обязательно нужно применять приобретенные навыки. Можно просто ими владеть”.

Однако верующему человеку известно, что такое искушение. И очень большое искушение - именно в том, чтобы применить подобные навыки.

Что бы ни говорилось о боевых искусствах, как бы ни преподносились они в качестве “системы гармоничного развития личности”, очевиден факт: личность человека они как раз-то и деформируют, причем очень определенным образом.

У спортсмена, который занимается боевыми искусствами (пусть даже это будут “традиционные” бокс или борьба ), поневоле формируется то, что можно было бы назвать, по выражению известного церковного писателя архимандрита Рафаила (Ка­ре­лина), “комплексом боя”. Он проявляется, в частности, в том, что любую ситуацию человек начинает оценивать с точки зрения своих физических (читай - боевых) возможностей. В подходе ко всему, что раздражает, оказывается противно его воле, уже заключается некая внутренняя агрессия, базирующаяся на способности качественно ее реализовать.

Из чего состоит тренировка спортсмена-бойца? Необходимый комплекс упражнений для развития силы, гибкости, координации… А еще? Отработка защитных движений (они, впрочем, никогда не рассматриваются в отрыве от ударной или атакующей техники)… И - постановка удара. Годы уходят на то, чтобы “поставить” удар, способный “выключить”, отправить в нокдаун или нокаут, наконец, убить предполагаемого противника. Если для легкоатлета кульминационным моментом является прыжок на максимальную высоту или предельное ускорение на финише, для нападающего в футболе - забитый гол, для шахматиста - поставленный сопернику мат, то для бойца - это удар, в который вложены все силы, после которого противник уже не может продолжать поединок. В таком ударе помимо обычной человеческой (или нечеловеческой) жестокости присутствует и очевидный оккультно-мистический момент. Что, например, означает душераздирающий крик - “кия”? “Ки” - энергия, “я” - движение. Движение энергии в этом ударе… Какой энергии, чьей? Божественной? Наверное, вопрос этот излишен.

Оккультно-мистический момент вообще неотделим от занятий боевыми искусствами, причем даже в том случае, если они предельно освобождены от религиозного содержания, максимально приближены к спортивной дисциплине. “Ката” в каратэ - своего рода медитация в движении, такая же медитация - сосредоточение в начале и в конце тренировки. А что такое “поклонение духу школы (или учителя)”, если не откровенное язычество? Что такое позы и движения, копирующие движения представителей животного мира - вплоть до перенимания каких-то поведенческих признаков?.. Но даже и там, где всего этого нет, присутствует самый дух - некая нить, связывающая между собой все боевые традиции, - дух, прямо скажем, совсем не христианский. И потому невелико “положительное” отличие, к примеру, рукопашного боя от каратэ, дзю-до или айкидо.

Доверие Богу или непротивление злу?

И все-таки, даже после всех приведенных выше рассуждений вопрос о “защищенности”, о возможности “постоять за себя” для многих остается открытым. Для кого-то причина этого в гордости и самолюбии, для кого-то - все в том же страхе перед жестокой и потому пугающей действительностью, которая нас окружает.

Почему отказался от возможности “постоять за себя” преподобный Серафим? Известны его слова: “Как железо предается кузнецу, так я предал себя всецело Богу”. В них - необходимое для каждого христианина доверие Богу, Его всеблагому Промыслу, вера в то, что Господь никогда не оставляет человека, который решился исполнить Его заповедь, что без воли Его и волос с нашей головы не упадет (см. Мф 10:30).

В этой вере для христианина - основа его защищенности, такой, какой не имеет никто, даже обладатель черного пояса и самого высокого дана по кекусинкай-каратэ.

Но, конечно, христианство - не толстовское “непротивление злу”. И есть случаи, когда даже и не ради себя, но ради других людей приходится злу противостоять. В том числе - и на физическом уровне. Однако одно - сделать это по необходимости, другое - иметь это основным содержанием жизни.

Есть и такая страшная реальность, как война. Война - всегда зло, даже тогда, когда она освободительная. Но, по правилу святых Отцов, когда предлежат два зла, необходимо иметь мужество выбрать наименьшее из них, чтобы избежать большего и избавить от него других. И на войне приходится не только убивать, но и… учиться убивать. Это действительно страшная реальность.

Но война есть война. И народ, не желающий кормить свою армию, кормит чужую, и это всегда выливается в еще большее зло. Поэтому если христианин, отказывающийся от возможной самозащиты ради Евангельской заповеди, проявляет добродетель, то политики, не заботящиеся о наличии армии, способной защитить государство от внешней агрессии, народ свой предают. И, пожалуй, единственное место, где оправданы самой необходимостью и искусство рукопашного боя, и иные в полном смысле боевые искусства, - это армия и те подразделения и службы, которые несут ответственность за безопасность страны. Хотя, если человек, стоящий на страже этой безопасности, настоящий христианин, то он всегда будет относиться к своему долгу как к долгу скорбному, порожденному несовершенством нашего поврежденного грехом бытия. Потому выполненное задание и выигранный поединок или бой заставят не только и не столько радоваться, сколько каяться в пусть невольном, “необ­хо­димом”, но все же грехе.

И еще - небольшое, но красноречивое свидетельство из жизни, также способствующее внесению ясности в отношении поставленной проблемы. Практика свидетельствует о том, что люди, занимающиеся боевыми искусствами (в том числе и очень серьезно), в Церковь приходят. И тогда их занятия зачастую постепенно сходят на нет. Но бывает и так, что начинают тренироваться в секциях восточных единоборств воцерковившиеся уже христиане, и это обязательно снижает напряженность их церковной и духовной жизни, если и не уводит из Церкви совсем.

Поэтому, кажется, надо прислушаться к слову апостола Павла: Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор 6:12) и сделать правильный выбор, по крайней мере, для себя.

Рассуждение автора нисколько не теряет своей значимости из-за того, что удар по правой щеке (соответственно тыльной стороной ладони) был ритуальным оскорблением у иудеев. В сущности, всякий удар - это не только физический ущерб, но и оскорбление достоинства человека как образа Божия. - Ред .

Относительно традиционности бокса и борьбы необходимо, как представляется, сделать оговорку: когда ими занимаются женщины, это не только нарушение традиции, но и грубейшее попрание онтологического статуса женщины в тварном мире. - Ред .

Этот пост появился благодаря некоторым записям и рассуждениям в моей ленте, оставленным комментариям, а также увиденной на просторах сети вот этой фотографии, на которой были запечатлены монахини с оружием. Италия - Рим, Ватикан, 1937.

Существовала «Ватиканская женская стрелковая команда», которая была распущена в феврале 1938 года, потому что Папа Пий XI не думал, что существование стрелковой команды продвинет благочестивый образ католической церкви.

И так. Надо ли подставлять другую щёку, если ударили по одной?

Толкований этой фразы много, но все они практически сводятся к тому, что не надо в ответ на агрессию злиться, обижаться. Некоторые же додумались до того, что отказываются брать в руки оружие, но! Не всегда удаётся остановить зло только словами или бездействием. А как известно безнаказанное зло порождает новое зло, благодаря чему оно только преумножается.

А знаете в чём беда большинства толкователей? От прямого восприятия текста. Человек просто буквально трактует сказанные слова почти 2000 лет назад с точки зрений современных понятий, без учёта традиций и обычаев, что когда-то существовали.

И так. Обратимся к первоисточнику. Евангелие от Матфея:
“Вы слышали, что сказано: “око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся”. Мф. 5.38-42.

Мало кто задумывается почему сказано 《кто ударит тебя в правую щеку твою》. Не думайте, что правая щека указана просто так. На это есть причины.

Представьте себе раба в древней Палестине, что стоит перед хозяином, который собирается его ударить. Он не может ударить раба левой рукой, так как та предназначена только для выполнения нечистых работ. Например подмыться после того, как сходил в туалет, это не прихоть, а предписание веры. Хозяину остаётся только ударить раба правой рукой. Кулаком или ладонью правой руки он не может ударить стоящего перед ним человека по правой щеке, потому что в таком случае ему пришлось бы вывернуть или как-то по-другому направить руку. Поэтому, желая ударить раба по правой щеке, он должен будет это сделать наоборот - внешней стороной ладони. Во времена Исуса удар внешней стороной ладони имел особый смысл. Этот жест использовали только люди, имеющие большую власть, желая унизить более слабых. Внешней стороной ладони хозяева били своих рабов, римляне - евреев, мужчины били жён, а родители - детей. Таким образом говорили: "Знай свое место... ты ниже меня".

Если, подчинившись словам Евангелия, повернёшь другую щеку, т.е.левую, тогда хозяин, обязанный бить только правой рукой, уже не сможет бить обратной стороной ладони. Желая ударить ещё раз, он должен будет ударить кулаком или ладонью, что одно и то-же. Однако на кулаках дрались только равные друг другу люди.

Теперь понятен смысл нашей фразы? И этот смысл вовсе не в смирении.)

В связи с этим вспоминается притча, которая известна в разных вариантах. Привожу здесь один из нескольких.

В храм заходит хамоватого вида молодой человек,
подходит к священнику, бьёт его по щеке и, ехидно улыбаясь, говорит:
- А что, отче, сказано ведь, ударили в правую щёку, подставь и левую.

Батюшка - бывший спецназовец - хуком слева отправляет наглеца в угол храма и кротко произносит:
- Сказано также, какой мерою меряете, такой и вам будет отмерено!

Испуганные прихожане:
- Что там происходит?

Дьякон важно:
- Евангелие толкуют.

Кроме того наши предки понимали и знали истинный смысл этой фразы. А как можно ещё объяснить вот эту пословицу? "Если тебя ударили по правой щеке - подставь левую, но не дай ударить "

Это означает, что не нужно злиться, а нужно дать просто отпор, сохраняя своё достоинство. Действительно, скачущий вокруг тебя человек, размахивая руками и изрыгая проклятия, т.к.ударить то он не может, смешон и нелеп и может сравниться только с назойливой мухой.

И последнее. В древности монахи действительно странствовали по миру вроде как безоружные, но... у них был в руках всегда посох, а сами они как правило владели тем или иным видом рукопашного боя. Вот так вот.)

В Евангелии рассказывается, как Иисус Христос во время нагорной проповеди призывает к смирению, вплоть до непротивления насилию. Дословно этот отрывок звучит так:

«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» Мф. 5:38-41

Однако следует знать, что Священное Писание (особенно это касается Нового Завета) было написано на греческом языке и потом уже с греческого языка переведено на остальные языки.

Во время перевода, естественно, могли произойти некоторые искажения, которые порой приводили к полному искажению смысла написанного.

Например, призыв Христа – ударили по одной щеке, подставь другую, известен практически всем христианам и со многими из них неправильная трактовка слов Иисуса сыграла злую шутку.

К примеру, всем известный святой Серафим Саровский, когда однажды встретился в лесу с разбойниками не стал им противиться, хотя был молодым и сильным и мог бы остановить злодеев. Разбойники жестоко избили его, после чего он до конца жизни остался сгорбленным. Разбойники тем временем отправились разбойничать дальше, однако вскоре попались и тут опять Серафим упросил их не наказывать за него.

Такого было его убеждение не навредить другому человеку и подставлять все щеки, какие есть. Правда можно, было бы, посмотреть на эту доброту и с другой стороны, ненаказанные преступники становятся всё более дерзкими и совершают всё более ужасные преступления, кто будет виноват в этом?

Впрочем, возможно эта роковая фраза Христа вовсе не ошибка греческого перевода, а намеренное искажение смысла для блага церкви.

Когда церковь образовалась как институт, то её главной задачей стало удержание власти над умами и телами прихожан. Заповедь повиноваться, ни смотря, ни на что оказалась очень удобной не только для клира, но и для государства.

Во времена татаро-монгольского ига хан Батый запретил трогать христианских священников и грабить монастыри, причиной явилось его убеждение, что христианская церковь учит повиновению, в том числе и монголам.

Согласитесь в обществе практически невозможно исполнить заповедь о непротивлении , во всяком случае, ни простым людям, ни тем более церкви этого сделать не удалось.

Сегодня придумали объяснение, что понимать эту заповедь нужно не буквально.

Мол, неспроста Иисус говорит – если ударили по правой щеке – правша может ударить по правой щеке лишь тыльной стороной ладони (спорный вопрос), а это значит речь идёт не о ударе, а о пощёчине. Так в те времена евреи наносили друг другу оскорбления.

Исходя из этого, учат сегодняшние богословы, нужно понимать, что Иисус призывает терпеть лишь оскорбления, а не избиения.

Но такое объяснение я считаю не удовлетворительным, если ты не можешь прекратить оскорбления, а смиренно сносишь, то рано или поздно наглец осмелеет и пойдёт дальше.

Так что же сказал Иисус на самом деле?

Если откинуть всякие неправдоподобные объяснения и обратиться к смыслу нагорной проповеди, то можно свободно восстановить изначальную заповедь Иисуса Христа, она звучит так:

«Если ударили тебя по правой щеке, не отмщай! И будешь совершенен…»

Дело в том, что если человек не противится насилию, то тем самым поощряет зло, очень много страшных преступлений происходит именно потому, что преступники в самом начале, когда они совершали «невинные шалости» не получили жёсткого отпора общества.

Если кто-то бьёт ваши окна, а вы не хотите прекратить этого, то очень скоро этот кто-то захочет избить вас.

Такое непротивление ведёт к падению обоих душ: и жертвы, и преступника.

Всякую несправедливость и злое дело нужно пресекать, но именно пресекать, а не мстить, в этом мудрость христианского учения.