Триумф и трагедия дирижабля «Италия. Арктическая экспедиция на дирижабле «Италия. Умберто Нобиле и гибель “Италии”: история и легенда




Будет выглядеть неполным без истории о полярной экспедиции дирижабля «Италия», предпринятой в 1928 году. В разыгравшейся драме приняли участие многие известные персонажи того времени, она не обошлась без человеческих жертв, наибольший вклад в спасение экипажа разбившегося дирижабля внёс Советский Союз. Многие детали этой истории невыяснены до сих пор.
1. Дирижабль «Италия». Технические характеристики.

N-4 «Италия» (Italia) был четвёртым в серии полужёстких дирижаблей, построенных на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который возглавлял Умберто Нобиле (Umberto Nobile ). «Италия» была построена в 1927 году, длина дирижабля составляла 105, 4 метра, максимальный диаметр в среднем (миделевом) сечении 19, 4 метра, объём 18 500 куб. м, полезная нагрузка дирижабля составляла 9 405 кг, максимальная скорость — 112,3 км/ч, крейсерская - 70,2 км/ч. Экипаж в полярной экспедиции состоял из 18 человек и одной собаки, фокстерьера Титины, любимицы Нобиле.
2. Конструкция.

Отличие полужёсткой конструкции дирижабля от традиционной - это наличие в нижней части фюзеляжа фермы, препятствующей её килевой деформации или «переламыванию». Килевая ферма «Италии» состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными продольными стрингерами. В носовой части к ферме крепилось усиление, в виде стальных трубчатых ферм, соединённых поперечными кольцами, на корме - оперение, которое имело вид креста и состояло из двух вертикальных килей с рулями направления и двух горизонтальных стабилизаторов с рулями высоты.
К килевой ферме крепилась главная гондола с рубкой управления и пассажирскими каютами, в трёх моторных гондолах размещались двигатели Maybach Mb.IVa мощностью по 250 л. с. каждый. Из килевого коридора в две мотогондолы можно было попасть по трапам, в заднюю - по вертикальной наружной лестнице; ещё одна, внутренняя лестница вела на верхнюю, наружную часть оболочки.

Фюзеляж дирижабля был разделён на 10 газовых отсеков для водорода и 8 баллонетов - газонепроницаемых отсеков, находящийся между газовой и внешней оболочкой. Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль - хлопчатобумажная ткань повышенной прочности.
3. Умберто Нобиле и его полёт на дирижабле «Норвегия».
Полярная карьера Умберто Нобиле начиналась с роли конструктора дирижаблей, он руководил военным конструкторским бюро в Риме, там строились дирижабли для итальянской армии и флота, а также для флотов США, Аргентины, Испании и даже Японии. В 1926 году Умберто Нобиле на дирижабле N-1 «Норвегия» (Norge ) под командованием Руаля Амундсена (Roald Engelbregt Gravning Amundsen ) участвовал в первом успешном перелете через всю Арктику на Северный полюс. Полёт прошёл идеально: 10 апреля дирижабль вылетел из Рима в Пулхэм, Англия, затем проследовал в Осло, совершил дополнительные остановки в Ленинграде и Вадсё, в северной Норвегии, потом отправился на Шпицберген, куда прибыл 7 мая. Оттуда 11 мая в 8 часов 50 минут (время по Гринвичу) дирижабль стартовал к Северному полюсу и достиг его в 1 час 30 минут мая. «Norge» провел над полюсом 2,5 часа, обследовал территорию с воздуха, затем дирижабль направился на Аляску, где и приземлился 2 дня спустя, там он был разобран и на транспортном судне доставлен в Италию.



Нобиле на правах конструктора «Норвегии» наряду с Амундсеном считался одним из героев этой удачной экспедиции. По возвращении в Италию ему устроили помпезный приём, его окружили почестями, Бенито Муссолини произвёл не служившего в регулярной армии Нобиле в чин генерал-майора и почётные члены фашистской партии. Делёж славы после полярного рейда «Норвегии» стол причиной разлада между Нобиле и Амудсеном, через прессу они начали обмен взаимными обвинениями, прежде дружеские отношения были полностью испорчены.
4. Подготовка.
Итальянцы, ревнивые к славе «Норвегии» новый дирижабль N -4 предсказуемо назвали «Италией». Основные расходы по подготовке новой полярной экспедиции взяли на себя Королевское географическое общество Италии и муниципалитет Милана, жителем которого был Нобиле; поддержка фашистского правительства Муссолини была больше пропагандистской. Экспедиция была хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии».

Команда дирижабля состояла из 18 человек: Умберто Нобиле (руководитель экспедиции), Финн Мальмгрен (метеоролог, Швеция), Франтишек Бегоунек (радиолог, Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго, корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли и 12 членов экипажа, семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии».

Крест, вручённый экспедиции папой римским Пием XI в руках кардинала Тоси (Tosi) для установки на полюсе, 15 апреля 1928 года.

Слева: Умберто Нобиле в гондоле дирижабля, у ног генерала - любимая собачка Титин.

5. Экспедиция «Италии».
Полярная экспедиция началась не с полёта, а с плавания: 19 марта 1928 года пароход «Читта ди Милано» (Citta di Milano , «Город Милан») вышел из порта Специя, его задачей было обеспечение радиосвязи с «Италией». Пунктом назначения был остров Шпицберген, а именно - бухта Конгсфьорд рядом с поселением Ню-Олесунн (чаще - англоязычное название Кингсбей), которая использовалась как база для нескольких полярных экспедиций, она же была выбрана для базирования «Италии».

Что больше? Пароход «Читта ди Милано» или дирижабль «Италия»?

15 апреля дирижабль вылетел из Милана, проблемы начались сразу после вылета. В уже районе Альп дирижабль попал в шторм, 16 апреля пришлось совершать промежуточную посадку в Штольпе в Германии (ныне - Слупск, Польша), целых 10 дней ушло на ремонт. Потом случилась задержка с сопровождающим судном «Читта ди Милано», с побережья Балтики дирижабль вылетел только 3 мая. Во время ночной швартовки в Финляндии на дирижабль обрушился ещё один шторм - тем не менее 8 мая «Италия», наконец, добралась до Конгсфьорда.


Ангар, смонтированный недалеко от Ню-Олесунн для дирижабля «Норвегия» в 1926 году, был повторно использован «Италией».
6. К полюсу.

Плохая погода сопровождала «Италию» и здесь: первый полёт к северо-востоку от Земли Франца-Иосифа был сорван из-за испортившейся погоды, дирижабль, взлетев, был вынужден вернуться уже через семь часов. Второй вылет прошёл удачнее первого, он продолжался шестьдесят девять часов, но достичь запада Северной Земли, как планировалось, не получилось. В третий и последний полёт «Италия» вылетела c 16 членами экипажа ранним утром 23 мая в направлении Северного полюса, которого дирижабль достиг примерно во втором часу ночи. С дирижабля были сброшены дубовый крест, вручённый экипажу папой римским и итальянский флаг, после чего «Италия» повернула обратно.

Умберто Нобиле сбрасывает флаг Италии на Северный Полюс. Уникальные фотографии сделаны Джузеппе Бьяджи в 1:20, 24 мая 1928 года.
Увы, при возвращении с полюса было не до триумфа, оно происходило в условиях резко изменившийся погоды: начался снегопад, подул сильный встречный ветер (примерно 25 км/час), началось обледенение оболочки. Пришлось запустить третий мотор, это лишь ненамного увеличило скорость дирижабля, но сильно увеличило расход бензина. В третьем часу ночи заклинило руль высоты, дирижабль получил опасный дифферент на нос и начал терять высоту; чтобы избежать падения, пришлось остановить все двигатели и стравить часть газа из кормового отсека - не лучшее решение в условиях обледенения. Поломку руля удалось устранить, и полёт продолжился то на трёх, то на двух двигателях с манёврами по высоте. Утром 25 мая в 10:27 экипажу удалось наладить радиосвязь с «Читта ди Милано», это позволило, пусть и приблизительно, определить местонахождение «Италии».
7. Катастрофа.
В 10:30 утра дирижабль, летевший на высоте 200—300 метров, начал резкое снижение примерно полметра в секунду, дифферент на корму составил около 8 градусов, увеличение оборотов двух работавших двигателей и запуск третьего только увеличили скорость снижения, попытка запустить механизм сброса балласта не удалась. Столкновение с землёй стало неизбежным, все три двигателя, чтобы избежать пожара и взрыва водорода, были остановлены.

Приблизительно в 10:33, через 54 часа после старта, дирижабль ударился о лёд кормовым рулём и задней моторной гондолой, её оторвало. Корму дирижабля подняло вверх, второй удар пришёлся в гондолу управления, около 50 метров её протащило по льду, пока её тоже не оторвало. Неуправляемый дирижабль, в котором остались шесть человек (так называемая «группа Алессандрини»), большая часть снаряжения, продовольствия и оборудования унесло на восток, девять членов экипажа оказались на льду. У Нобиле было рассечено лицо, сломаны голень и запястье, он получил сильный удар в грудь, у механика Натале Чечони был перелом ноги, у Финна Мальмгрена сломана левая рука. Моторист Винченцо Помелла, находившийся в кормовой мотогондоле в момент аварии, погиб, шестерых человек, унесённых на неуправляемой «Италии», так никогда и не нашли.

Недавно на свою стоянку на набережной им. Лейтенанта Шмидта в Петербурге, после капитального ремонта, вернулся легендарный ледокол “Красин”. Это событие заставило вспомнить одну из славных страниц в Ведь более 80 лет назад была спасена экспедиция Умберто Нобиле, выживших членов которой из полярного плена вывез именно “Красин”, которым на тот момент командовали капитан Карл Эгги и известный Р. Самойлович.

Умберто Нобиле: начало карьеры

Будущий знаменитый инженер-дирижаблестроитель родился в городке Лауро в Италии. Окончив Неополитанский университет по специальности "электротехника и инженерное дело", он стал работать в сфере железнодорожного транспорта, а в 1911 году поступил в Училище воздухоплавания. Спустя 7 лет Нобиле вместе с коллегами Бенедетто Кроче и Джузеппе Валле основал собственную компанию по изготовлению дирижаблей. Первый же проект нового предприятия оказался очень успешным, и воздухоплавательный аппарат T-34 был приобретен итальянской армией.

Первая полярная экспедиция

В 1923 году было начато строительство нового летательного аппарата N-1, который после испытаний получил название "Норвегия" и был передан в распоряжение полярной экспедиции Амундсена и Эллсворта. Причем командовать судном вызвался сам Умберто Нобиле, который давно мечтал о покорении Северного Полюса.

Старт экспедиции был дан в Риме, а дальнейший маршрут следования прошел с остановками в городах Пулхэм, Осло, Ленинград, Вадсе и Шпицберген. Утром 11 мая 1926 года дирижабль вылетел в направлении Северного Полюса и достиг его ночью 12 мая. Провисев над ним 2,5 часа, судно отправилось в направлении Аляски, где его подобрал итальянский корабль. Весть о покорении полюса вызвала ликование в Италии, а Муссолини произвел Умберто Нобиле в генералы. При этом фашистская пропаганда всячески принижала роль Амундсена.

Нобиле Умберто: вторая полярная экспедиция

В 1928 году был построен дирижабль “Италия”, на котором из Милана на Шпицберген вылетел экипаж из 18 человек, преимущественно итальянцев. Кроме того, в бухту Конгсфьорд направили корабль “Читта ди Милано”, который должен был выполнять роль плавучей базы для покорителей полюса. Эта новая, масштабная экспедиция задумывалась Умберто Нобиле как некий реванш. Дело в том, что он хотел доказать, что решающая роль в успехе прошлого путешествия принадлежала именно ему — конструктору и капитану судна, а не Амундсену, который был начальником группы. Подробности путешествия впоследствии были подробно изложены в книге Нобиле Умберто “Крылья над полюсом”, ставшей бестселлером. Однако некоторые специалисты утверждают, что не все приведенные там факты соответствуют действительности. В любом случае, несмотря на сложные метеоусловия, дирижабль с 16 членами экипажа достиг цели своего путешествия в ночь с 23 на 24 мая 1928 года и сбросил крест и

Катастрофа над Арктикой

Уже много десятилетий личность Умберто Нобиле и гибель “Италии” вызывают интерес, так как до сих пор не ясна судьба некоторых членов экипажа. Кроме того, не стихают споры по поводу поведения начальника экспедиции во время эвакуации.

Так какие же события происходили в Арктике в период с конца мая по середину июля 1928 года? Чтобы ответить на данный вопрос, следует ознакомиться с фактами, представленными самими участниками этого путешествия.

Итак, покорив полюс, дирижабль “Италия” двинулся в обратный путь при шквальном ветре, который дул им навстречу. Спустя несколько часов обледенело и упало на льды. При этом разбилась моторная гондола, погиб моторист, 9 членов команды, в том числе и командир, были выброшены на льды, а шестерых человек, оставшихся в дирижабле, ветер унес в неизвестном направлении.

Полярная одиссея команды “Италии”

Оказавшиеся среди ледяной пустыни, 10 членов экипажа начали борьбу за выживание в экстремальных условиях Арктики. К счастью, им удалось спасти часть продовольствия и снаряжения, а самое главное — у них оказался радиопередатчик и палатка. Однако вскоре между выжившими возникли разногласия. В их результате шведский метеоролог Финн Мальмгрен, а также итальянцы А. Мариано и Ф. Цаппи покинули лагерь.

Судьба группы Мальмгрена

Отправившись в путь 30 мая, трое членов команды надеялись дойти до станции на берегу бухты Конгсфьорд на Шпицбергене. Там они собирались сообщить о катастрофе “Италии” и вернуться вместе со спасателями за своими товарищами. Однако через две недели пути Мальмгрен, у которого после падения дирижабля оказалась сломанной рука, был истощен настолько, что попросил товарищей продолжить путь без него. Они так и поступили, а почти через месяц, 12 июля, их обнаружил советский летчик Чухновский, который был среди тех, кого отправили на спасение экспедиции Нобиле.

Жизнь в аварийном лагере спасенных с “Италии”

Как уже было сказано, по счастливой случайности во время падения из дирижабля выпало несколько мешков, поэтому у терпящих бедствие оказались 4-местная палатка, один спальный мешок, довольно много еды, включая 71 кг пеммикана и 41 кг шоколада, а также секстант, пистолет с патронами, 3 хронометра и коротковолновая резервная радиостанция. Кроме того, за несколько дней до своего ухода Мальмгрену удалось застрелить медведя, и у людей в лагере оказались некоторые запасы медвежатины.

В то же время радисту Бьяджи сначала не удавалось наладить связь с “Читта ди Милано”, а позже переданные им сигналы не были опознаны и их просто проигнорировали. Однако этот корабль все же вышел на спасение экспедиции Нобиле Умберто, но так как точные координаты местонахождения лагеря “Красной палатки”, как его назвали впоследствии, не были известны, все поиски были тщетны.

Обнаружение терпящих бедствие

3 июня Николай Шмидт, радиолюбитель из Северо-Двинской губернии, поймал на приемник сигнал радиостанции Бьяджи и сообщил об этом телеграммой в Москву. Сразу же был создан Комитет помощи экипажу “Италии”, который возглавил Иосиф Уншлихт, а 4 июня информацию о том, что Умберто Нобиле и часть его команды живы, передали итальянскому правительству. Таким образом, 8 июня была налажена радиосвязь между "Читта ди Милано" и радистом “Италии”, который передал точные координаты лагеря.

Неудачные попытки

Сегодня на вопрос о том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, большинство людей, интересующихся историей российского флота, ответят, что это был ледокол “Красин”. Однако на самом деле на помощь экипажу “Италии” был направлен также советский ледокол “Малыгин”, а с первых же дней после катастрофы поисками терпящих бедствие занимались норвежские китобойные корабли “Браганца” и “Хобби”, зафрахтованные правительством Италии.

Кроме того, Руаль Амундсен, у которого уже несколько лет были более чем натянутые отношения с Нобиле, забыв обо всех обидах, с первых же дней после катастрофы стал заниматься изысканием средств на организацию спасательной экспедиции. Наконец, 18 июня он вылетел на самолете “Латам-47” с французским военным экипажем на борту на Шпицберген, однако так и не прибыл к месту назначения. Что произошло — не известно и по сей день, так как отправившиеся на поиски группы Амундсена норвежские военные нашли только поплавок и пустой бензобак.

Миссия Эйнара Лундборга

Главное, чем прославился в период между двумя мировыми войнами ледокол “Красин” (экспедиция 1928 года), — спасение экспедиции Нобиле. Однако самого генерала в тот момент на борту не было. Дело в том, что 23 июня шведский военный летчик Эйнар Лундборг перевез его вместе с собакой Тиной на шведскую авиабазу. Этот поступок командира, бросившего подчиненных, впоследствии часто ставили в упрек Нобиле, но, по свидетельству членов экспедиции, у Лундборга был приказ вывезти только генерала.

Спасение экипажа “Италии”

Как бы то ни было, 23 июня “Красин” отправился из Бергена к лагерю терпящих бедствие. На борту ледокола находился самолет, которым управлял Борис Чухновский. Именно он и обнаружил Мариано и Цаппи, о чем по радио сообщил командованию “Красина”. Однако во время вынужденной посадки на льды самолет повредил шасси и не смог принимать дальнейшее участие в экспедиции по спасению “Италии”.

12 июля ледокол забрал Мариано и Цаппи, а вечером того же дня и пятерых других членов второй полярной экспедиции Умберто Нобиле. Затем все они пересели на “Читта ди Милано” и, добравшись до порта Нарвик, вернулись в Италию на поезде.

Умберто Нобиле и гибель “Италии”: история и легенда

Таким образом, из второй полярной экспедиции на дирижабле живыми вернулось только 8 человек. Кроме того, погибло и несколько человек, которые занимались поиском и спасением его членов, включая итальянский экипаж и французских военных под руководством Амундсена. Поэтому неудивительно, что со временем одиссея экипажа “Италии” обросла многочисленными легендами, однако никто и никогда не пытался усомниться в том, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле.

В частности, высказывалось мнение, что Цаппи мог питаться останками Мальмгрена, так как на момент спасения на нем была одежда шведа, а сам он выглядел более бодрым и полным сил, чем его товарищ по несчастью — Мариано. Еще одна легенда была связана с тем, что примерно через 20 минут после падения дирижабля спасшиеся члены экипажа “Италии” видели на востоке столб дыма. По одной из версий таким способом шестеро оставшихся на воздушном судне могли просить о помощи. В ее подтверждение приводились следующие доводы: дым не мог быть от пожара на дирижабле, так как там находилось довольно много бензина и водорода, и пламя должно было полыхать гораздо сильнее.

“Красная палатка”

Теперь вы знаете, какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле и некоторые подробности о событиях, которые этому предшествовали. Впоследствии большинство из них легли в основу сценария кинокартины “Красная палатка”. Этот фильм, снятый в 1969 году, уникален, по своему звездному интернациональному актерскому составу. Достаточно сказать, что режиссер М. Калатозов пригласили Питера Финча, Шона Коннери, Клаудию Кардинале, Никиту Михалкова, Юрия Визбора и Бориса Хмельницкого. Поверьте, фильм стоит того, чтобы его посмотреть.

Сегодня “Красин” вернулся к выполнению своих обязанностей корабля-музея, и те, кого интересует, как и какой ледокол спасал экспедицию Умберто Нобиле, могут посетить его и узнать массу интересных фактов о прошлом этого заслуженного ветерана Российского флота.


25 мая 1928 года дирижабль «Италия» (N-4) под командованием инженера Нобиле потерпел катастрофу на Северном полюсе. Погибли 8 человек.

…По окончании экспедиции на дирижабле «Норвегия» в 1926 году Умберто Нобиле встречен на родине как национальный герой; он получил звание генерала и профессуру в Неаполитанском техническом колледже. Однако триумфатор не собирался почивать на лаврах и вскоре приступил к разработке планов новой полярной экспедиции на дирижабле. Эта экспедиция задумана как большое национальное предприятие Италии, финансируемое Королевским географическим обществом и городом Миланом.

Нобиле сконструировал и построил дирижабль «Италия» (N-4) аналогичный «Норвегии». Он ставил перед экспедицией большие задачи - определить положение берегов Северной Земли и изучить ее внутреннее пространство; обследовать северную часть Гренландии и Канадского архипелага для решения вопроса, существует ли гипотетическая земля Крокера; выполнить серию океанографических, магнитометрических и астрономических наблюдений на Северной Земле и на Северном полюсе для чего высадить там специальные группы по два-три человека.

«Мы вполне уверены и спокойны в отношении подготовки экспедиции. Все, что можно предусмотреть, предусмотрено, даже возможность катастрофы. Дело наше опасное, еще более опасное, чем экспедиция 1926 года. На этот раз мы хотим достичь большего, иначе не стоит труда возвращаться. Но мы пустимся в это путешествие именно потому, что оно опасно. Если бы это было не так, другое нас давно опередили бы» , - заявил Нобиле, выступая с речью в Милане незадолго до отлета «Италии».
В составлении научных планов экспедиции принимал участие знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен, председатель Международного общества по исследованию Арктики воздухоплавательными аппаратами «Аэроарктик». Научные институты Италии, Чехословакии, США и Англии предоставили самые совершенные в то время измерительные приборы. В лабораториях Рима и Милана создавалась специальная аппаратура, необходимая в полете.

Проблемами атмосферного электричества согласился заниматься чешский ученый Ф. Бегоунек, вопросами земного магнетизма - итальянский профессор А. Понтремолли, а океанографические и метеорологические исследования взял на себя шведский геофизик Ф. Мальмгрен.

Путешественники взяли с собой сани, надувные лодки, лыжи, меховые куртки, палатки, спальные мешки и запасную радиоаппаратуру. Все оборудование весило 480 кг, продовольствие - 460 кг. По мнению Мальмгрена, ни одна полярная экспедиция не была снабжена лучше, чем экспедиция на «Италии».

Экипаж составили 13 человек: командир Нобиле, штурманы Мариано, Дзаппи и Вильери, инженер Трояни, старший механик Чечони, мотористы Ардуино, Наратти, Чокка и Помелла, наладчик-монтажник Александрини, радист Бьяджи и метеоролог Мальмгрен. Семеро из них участвовали в полете на «Норвегии». В состав экспедиции вошли также Бегоунек, Понтремолли, журналист Лаго и… маленький фокстерьер, с которым Нобиле не расставался ни в одном из своих путешествий.
15 апреля 1928 года дирижабль покидает Милан и через Судеты направляется в Стольп, порт на южном берегу Балтийского моря. Сделав остановки в Стольпе и Вадзее, дирижабль благополучно прибыл в Кингсбей.

11 мая «Италия» покидает ангар и направляется к Земле Франца-Иосифа, расположенной на полпути между Шпицбергеном и Северной Землей. Однако поднявшийся ветер и сплошной туман сильно затрудняли полет корабля, и по совету Мальмгрена Нобиле отдает приказ повернуть назад.

Через четыре дня дирижабль вторично покидает причал Кингсбея. Однако Северной Земли снова не удается достичь, хотя полет продолжался не семь, как вначале, а 69 часов.
В программу третьего полета входило исследование неизвестных областей между Шпицбергеном и Гренландией. Нобиле намеревался достичь мыса Бриджмена на севере Гренландии, после чего взять курс на Северный полюс вдоль 27-го меридиана к западу от Гринвича. К полюсу отправились 23 мая, в 4 часа 28 минут, имея на борту 16 человек.

Полет до севера Гренландии и далее к полюсу протекал без происшествий, при попутном ветре. Но над полюсом сгустилась облачность и начался сильный ветер. Дирижабль пробил пелену тумана, снизился до 150-200 метров и сделал большой круг. Взорам аэронавтов открылась изрезанная трещинами и каналами ледяная пустыня. Ни о какой посадке или десанте не могло быть и речи. Мальмгрен, Бегоунек и Понтремолли вели наблюдения. Затем на полюс торжественно сбросили большой деревянный крест, освященный папой римским, и национальный флаг Италии.

Мальмгрен подошел к Нобиле и, пожимая ему руку, произнес: «Немногие могут, как мы, сказать, что дважды побывали на полюсе!» Его слова услышала команда. Раздались возгласы: «Да здравствует Италия! Да здравствует Нобиле!»

Предстояло решить, куда лететь дальше. Возвращению на Шпицберген мешал сильный встречный ветер. До сих пор ветер благоприятствовал полету, теперь же он становился серьезным противником. Если борьба с ним затянется, дирижабль израсходует все горючее.

Нобиле предложил долететь при попутном ветре до северных берегов Канады. Мальмгрен возражал: полет к берегам Канады, к устью реки Маккензи, продлится самое меньшее 10 часов, а за это время ветер может переменить направление. По его прогнозу встречный ветер через несколько часов сменится попутным, поэтому он советовал возвращаться на Шпицберген. Нобиле согласился с его доводами; но, увы, ветер вопреки предсказанию Мальмгрена не изменит направления, а, наоборот, еще усилится и будет сносить дирижабль на восток от намеченного курса.

На дирижабле увеличили скорость, запустив третий двигатель. Но из-за этого возросли расход топлива и нагрузка на конструкцию. Полет проходил вслепую, к тому же при сильной качке; ни одного солнечного луча - кругом туман и тучи. Без солнца нельзя определить местоположение. Нобиле снова запустил третий мотор. Наступило утро 25 мая.

25 мая, уже около 3 часов, Нобиле, обеспокоенный большим расходом топлива и тем, что с увеличением скорости конструкция дирижабля подвергалась слишком большой нагрузке, решил сбавить скорость до нормальной. Однако Мальмгрен с озабоченностью отметил, что здесь медленно двигаться опасно: погода грозит еще испортиться, надо поскорее выходить из этой зоны.

Уже в течение 30 часов полета от полюса продолжалось сражение с ветром, - яростно ударяя в нос корабля, он дул со скоростью 40-50 км/ч.

Сырость, промозглый холод утомляли и давили на психику. Однако каждый молча делал свое дело. Механики следили за моторами. В рубке управления Мариано, Дзаппи и Вильери держали нужный курс. Мальмгрен помогал им работать с рулем направления. Рулем высоты занимались по очереди Трояни и Чечони. В радиорубке Бьяджи все время вел прием и передачу радиосообщений. В задней части кабины возился со своими инструментами невозмутимый Бегоунек. Понтремолли и журналист Лаго спали, забравшись в спальные мешки. Такелажник Александрини латал оболочку, время от времени пробиваемую льдом, и осматривал внутренние части дирижабля.

Нобиле, уже двое суток без сна, делил свое время между штурманским столом, указателем скорости и радиорубкой; неожиданно заклинило руль высоты - дирижабль начал снижаться. Пришлось остановить двигатели. В это же время штурманы, находившиеся в задней части кабины и не знавшие, что дирижабль статически уравновешен, без приказа выбросили четыре канистры с бензином. Нобиле отругал их за бессмысленное сокращение балласта и потерю топлива. Дрейфуя, дирижабль стал набирать высоту. Решили подняться над туманом и по солнцу определить местоположение. Однако руль заклинило из-за льда; после устранения неисправности снова запустили два мотора и легли на курс.

Несколько минут летели над слоем тумана, надеясь увидеть снежные вершины Шпицбергена, но напрасно. Снизились до 300 метров. Приняли радиопеленг с итальянского судна «Читта ди Милано», стоявшего в Кингсбее, и приблизительно определили местоположение. К этому времени ветер ослаб, и запускать третий двигатель не потребовалось.

Казалось, самое трудное уже позади, как вдруг корабль отяжелел и сильно осел на корму; скорость снижения дошла до полуметра в секунду. Нобиле запустил третий двигатель и увеличил обороты остальных, надеясь с помощью аэродинамической силы корпуса парировать уменьшение аэростатической силы. Он послал Александрини проверить, закрыты ли газовые клапаны - их недавно открывали.
«Италия» продолжала стремительно снижаться. Нобиле понял, что падения на лед не избежать, и приказал, чтобы предупредить пожар, остановить моторы и сбросить балласт - цепь свинцовых шаров весом 300 килограмм. Последнее сделать не удалось, и дирижабль ударился о лед - сперва задней моторной гондолой, а затем рубкой управления. Балластная цепь застряла в торосах. От удара кабина, в которой находились девять человек, и задняя мотогондола с механиком оторвались от дирижабля и остались на льду. Механик Помелла стал первой жертвой: его нашли мертвым рядом с вывалившимся на снег двигателем.

Разбитая, примерно на пять тонн облегченная «Италия» снова поднялась в воздух и, никем не управляемая, понеслась на восток. А с нею - профессор Понтремолли, механики Ардуино, Чокка, Наратти, такелажник Александрини и журналист Лаго. Через 20 минут после падения на лед на горизонте, в восточном направлении, оставшиеся на льдине увидели тонкий столб дыма - дирижабль сгорел.

Катастрофа произошла 25 мая, в 10 часов 33 минуты; «Италия» находилась примерно в 100 километрах от северных берегов Северо-Восточной Земли. Всего два часа полета оставалось до базы в Кингсбее.

Вот как описал катастрофу Нобиле: «Те последние ужасные мгновения навсегда остались в моей памяти. Едва я встал около рулей между Мальмгреном и Дзаппи, как увидел, что Мальмгрен вдруг бросил руль, повернув ко мне ошеломленное лицо. Инстинктивно я схватился за руль, надеясь, если это возможно, направить дирижабль на снежное поле, чтобы смягчить удар. Слишком поздно - лед уже в нескольких метрах от рубки. Я видел растущие, стремительно приближающиеся массы льда. Мгновение спустя мы стукнулись о поверхность. Раздался ужасающий треск. Я ощутил удар в голову, почувствовал себя сплющенным, раздавленным, Ясно, без всякой боли ощутил, что несколько костей у меня сломано. Затем что-то свалилось сверху и меня выбросило наружу вниз головой. Инстинктивно я закрыл глаза и, в полном сознании, равнодушно подумал: „Все кончено!“
Когда я открыл глаза, то увидел, что лежу на льдине, страшно развороченной. Подле меня лежали Мальмгрен, Дзаппи и Чечони. На ногах стояли Мариано, Вильери, Бегоунек, Трояни и Бьяджи. Я увидел дирижабль, который, слегка наклонившись кормой книзу, поднимался, относимый ветром к востоку. Взор мой долго оставался прикованным к большим черным буквам, выведенным на борту «Италии». Затем дирижабль скрылся в тумане. Все потеряно. Тут я почувствовал, что ранен в голову и сломал ногу и руку. Дышать трудно. Мне казалось, что я не проживу и двух-трех часов, но не жалел об этом. Я был даже рад этому…»

Итак, после 135 часов безостановочного полета «Италия» рухнула на торосы с высоты 300 метров. Позднее Мариано с помощью трех хронометров и секстанта определил координаты места падения дирижабля: 81 градус 14 минут северной широты, 25 градусов 25 минут восточной долготы. Не так уже далеко от места, где тридцать два года назад потерпел катастрофу аэростат Андрэ.

Кроме Нобиле, совсем плохо пришлось Чечони: у него оказалась сломана нога. Пострадал и Мальмгрен, получивший сильный ушиб. «У Нобиле , - свидетельствует Бегоунек, - сломаны голень и рука в запястье, лицо залито кровью, сочившейся из рваной раны на голове. Он тяжело дышал, и ему казалось, что минуты его жизни сочтены» .

Оправившись от шока, группа Нобиле разбила ледовый лагерь. Удалось найти четырехместную палатку и спальный мешок, 71 кг пеммикана (сушеного мяса), 41 кг шоколада, 9 кг сухого молока, 3 кг сливочного масла, 3 кг сахара. Этих продуктов могло хватить на 45 дней. Среди обломков кабины Бьяджи обнаружил запасную коротковолновую радиостанцию.

«Обживать» Север начали с того, что на остов гондолы натянули палатку, а чтобы лучше видеть ее на снегу, облили красной краской. Отсюда и облетевшее весь мир название: «Красная палатка». Питьевую воду добывали, подогревая лед на костре. Варили суп из пеммикана. Через пять суток после катастрофы Мальмгрен из пистолета подстрелил белого медведя; это увеличило пищевые запасы на 200 кг мяса.

Катастрофа дирижабля «Италия» всколыхнула весь мир: теперь с напряженным вниманием следили за всеми перипетиями по спасению обитателей «Красной палатки». Об этой эпопее впоследствии написано более двухсот книг; их авторы - участники экспедиции Нобиле, Вильери, Бегоунек, Бьяджи и Трояни а также руководитель спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» Р.Л. Самойлович и многие другие.

Уже через несколько часов после катастрофы Бьяджи послал в эфир сигнал «SOS». Но эфир молчал, на призывы о помощи никто не ответил: радиостанция оказалась слабой, а самодельная антенна - чересчур короткой.
Прошло несколько дней без связи. Вечером 29 мая Дзаппи и Мариано посвящают Нобиле в свой план, втайне разработанный ими еще два-три дня назад: покинуть лагерь и попытаться спастись, надеясь на собственные силы. Возглавить группу предложили Мальмгрену; тот согласился.

30 мая, в 22.00, Мальмгрен, Дзаппи и Мариано выступили в поход. На льдине остались Нобиле, Бегоунек, Вильери, Чечони, Трояни и Бьяджи.

3 июня наконец услышаны сигналы, подаваемые Бьяджи. Первым принял позывные с помощью самодельного приемника советский школьник - радиолюбитель Николай Шмидт, житель деревни Вознесенье-Вохма, Двинской губернии (ныне Архангельская область). На следующее утро он передал текст принятой радиограммы в Москву.

6 июня обитатели лагеря узнал об этом, поймав сообщение одной из радиостанций. Бьяджи передал в эфир точные координаты лагеря; теперь в группе не сомневались - помощь придет.

В сердце Арктики отправился мощный советский ледокол «Красин», с самолетом авиатора Б.Г. Чухновского на борту. Спасательной экспедицией руководил Рудольф Лазаревич Самойлович.

Кроме «Красина», по решению Советского правительства выступили в поход ледокол «Малыгин», с самолетом М.С. Бабушкина, ледокольный пароход «Георгий Седов» и научно-исследовательское судно «Персей».

В то же время было организовано еще несколько спасательных экспедиций с участием кораблей и самолетов - норвежская, финская, шведская, итальянская, французская.


(Гидросамолет S55 Умберто Маддалена летит над палаткой итальянцев (20 июня 1928, 80 ° северной широты)

Первым, 20 июня, обнаружил лагерь потерпевших бедствие итальянский летчик Маддалена. 23 июня на площадку возле «Красной палатки» сел шведский самолет «Фоккер». Летчик Лундборг вывез первым Нобиле; затем вернулся, но, приземляясь на льдину, «Фоккер» зарылся лыжей в снег. Отважный швед сам стал пленником «Красной палатки».

5 июля над лагерем появились шведские самолеты, проверявшие состояние льдов. В час ночи 6 июля прилетел миниатюрный самолет «Мот», на лыжах. Он сел на льдину и вывез Лундборга. Но возвращаться на льдину шведы не рискнули. Итак, в «Красной палатке» осталось пять человек.

10 июля, в 18.45, летчик Чухновский, поднявшийся с «Красина», обнаружил льдину размером 10 на 8 метров с группой Мальмгрена. Утром 12 июля к ней подошел ледокол: на льдине только Дзаппи и Мариано; где же Мальмгрен?
Рассказ Дзаппи, краткий и путаный, поражал. Финн Мальмгрен отправился в поход со сломанной рукой. На двенадцатый день пути обессилел, на четырнадцатый - свалился. Закрывая голову курткой, предлагал Дзаппи покончить с ним ударом топора.
Отдавая свой запас еды, говорил: «Оставьте меня здесь спокойно умереть». Вырубив для Мальмгрена могилу, Дзаппи и Мариано отправились дальше. Сутки спустя, с трудом преодолев сто метров, видели, как Мальмгрен махал им рукой, побуждая идти прочь.

В пути Мариано ослеп. Зрение вернулось к нему лишь 20 июня. Мальмгрена уже нет в живых, а Дзаппи одет в его куртку. Мариано вспомнил: 4 июля, уже не надеясь выжить, он завещал Дзаппи свое тело. Обстоятельства, при которых погиб Финн, так и остались невыясненными. Одна любопытная деталь: одежды на Мариано в три раза меньше, чем на Дзаппи. У последнего, в отличие от Мариано, истощения незаметно. Это дало основание предположить, что Дзаппи питался… человечиной.

В тот же день, 12 июля, команда «Красина» приняла на борт обитателей «Красной палатки». Бьяджи выстукивает свою последнюю радиограмму: «„Красин“ подошел. Мы спасены» . С момента катастрофы «Италии» миновало 48 дней.

На следующий день на корабле приняли радиограмму от Муссолини: «Профессору Самойловичу. Вы совершили дело, которое станет достоянием истории. Вы работали в тяжелых условиях Арктики. От имени всех итальянцев благодарю Вас».

Днем 19 июля советский ледокол прибыл в Кингсбей, чтобы передать на борт итальянского судна «Читта ди Милано» спасенных людей. Не выяснив судьбы воздухоплавателей, унесенных на борту дирижабля, «Читта ди Милано» спешно покидает Ледовитый океан. Вслед за итальянцами прекращают работы шведская, финская, норвежская спасательные экспедиции. Группу Александрини, из шести человек, не стали тогда искать, основываясь на том, что обитатели «Красной палатки» через 20 минут после падения видели тонкий столб дыма. К тому же Дзаппи, торопившийся поскорее вернуться домой, убеждал всех, что дирижабль вторично ударился о лед, сгорел и все погибли.

Но на этот счет имелись возражения: во-первых, при пожаре, возможно, кто-нибудь спасся; во-вторых, а что если дым - сигнал, что они приземлились; и наконец, дым, не исключено, арктический мираж. На основании синоптических карт того времени и тех мест Арктики, где произошла катастрофа, предполагали и то, что неуправляемый дирижабль «Италия» отнесло к Гренландии. А исходя из того, что у группы Александрини остались большие запасы продуктов и полярного снаряжения, она способна продержаться очень долго.

По настоянию родственников и под влиянием общественного мнения предприняли запоздалые поиски пропавшей группы экипажа «Италии». 16 августа «Браганца» с двумя самолетами на борту стала обследовать район между 28 и 31 градусами восточной долготы и 80 градусами 40 минутами северной широты: группу Семи островов, северные берега Северо-Восточной Земли и Большого острова. Туманы, метели и ураганы встретили корабль; самолеты использовать не удалось; 3 сентября «Браганца» вернулась в Кингсбей.

В сентябре ледокол «Красин» предпринял последнюю попытку обнаружить следы шестерки отважных, унесенных дирижаблем. Ледокол достиг 81 градуса 47 минут северной широты. Так далеко на север корабли еще никогда не заходили. Несмотря на все усилия, «Красину» не удалось найти ни потерпевших бедствие, ни даже обломков дирижабля. Двадцать второго сентября из Москвы получен приказ возвращаться домой.
Летом 1929 года, по просьбе семьи Понтремолли, инженер Альбертини на судне, а затем на собачьей упряжке искал группу Александрини. Тогда же ледокольный пароход «Седов» под руководством О.Ю. Шмидта безуспешно пытался найти пропавших без вести аэронавтов.

Так кончилась эта эпопея. В спасении экипажа «Италии» участвовали 6 стран, 18 кораблей, 21 самолет и около полутора тысяч человек! В ходе спасательных операций погибли Амундсен и пять членов экипажа его самолета. При возвращении на родину разбился самолет с тремя итальянскими летчиками на борту. Таким образом, в связи с катастрофой дирижабля «Италия» погибли 17 человек (десять итальянцев, четыре француза, два норвежца и один швед).

В 1969 году Нобиле открыл в Тромсе (Норвегия) монумент в честь погибших - два крыла, взметнувшихся в небо. На монументе высечены имена 17 героев и стихи - белые стихи об их подвигах. В Кингсбее, на Шпицбергене, также установлен памятник погибшим членам экспедиции и Руалю Амундсену.

Каковы причины катастрофы дирижабля «Италия»? Однозначного ответа на этот вопрос не получено. Чешский ученый Бегоунек считал, что существовали объективные причины для катастрофы: недостоверность прежних карт этого района Арктики; ошибка в 5 минут: не учтена девиация радиопеленга от базового судна «Читта ди Милано», из-за чего дирижабль оказался восточнее, чем по штурманским расчетам; неспособность дирижабля полужесткого типа, с относительно слабыми моторами успешно бороться с арктическими ветрами, а еще отклонение на обратном пути с полюса от намеченного маршрута: Нобиле взял курс не на свою базу, а по 25-му меридиану, надеясь на открытие какого-нибудь неизвестного острова.

«В тяжелые дни, последовавшие за падением, я долго раздумывал над тем, какие причины могли его вызвать , - писал сам Нобиле. - Строил много предположений; анализировал их на все лады; но никакого вывода не сделал…

Первое, что пришло мне в голову: отяжеление вызвано внезапно наступившим атмосферным возмущением. Дирижабль оказался в слое разреженного воздуха, что можно объяснить переходом через полосу воздуха холодного, отмеченную Геофизическим институтом в Тромсе как раз во время катастрофы. Однако эта гипотеза не вполне меня удовлетворяла.

Тогда я стал думать, что, может быть, при прохождении сквозь туман дирижабль покрылся льдом… Как я уже указывал выше, ледяная кора стала образовываться как раз в часы, предшествовавшие падению. Ничего удивительного, что при прохождении сквозь туман явление это усилилось до большой степени и повлекло за собой падение.

В связи с этим считаю нужным привести мнение Мальмгрена. Оценивая с ним в Риме наиболее серьезные опасности, с которыми могла встретиться наша экспедиция, я услышал от него: «С моей точки зрения, самую большую опасность представляет образование льда». На мои возражения, что, судя по опыту «Норвегии», лед образовывался быстро лишь на металлических частях, в то время как на ткани оболочки оседал с трудом, он отвечал: «Да, пока не образуется ледяной покров; но, как только этот покров образуется, как бы он ни был тонок, ледяная кора скует его с такой быстротой, что дирижабль окажется на земле в несколько минут».

Могло случиться, что оболочка прорвана куском льда или осколком пропеллера; но я от этой мысли отказался, так как такого рода разрыв, вероятно, сопровождался бы шумом, а его никто из нас не слышал…

С уверенностью можно утверждать только одно: первопричина - непогода, и следовало бы лететь с попутным ветром в Канаду. Эта мысль очень мучила Мальмгрена. Впоследствии он признавался Нобиле, что, советуя идти на Кингсбей, он руководствовался не только своей уверенностью в скорой перемене ветра, но и желанием Мариано и Дзаппи вернуться в Италию до наступления лета. Да и сам он, улетев в Канаду, не успел бы прочесть намеченный на август курс лекций в университете Упсалы.

Основываясь на объяснениях Нобиле, Самойлович писал, что непреложны два факта: дирижабль, находившийся в легком состоянии, вдруг отяжелел. Это могло произойти по следующим причинам: слой разреженного воздуха; обледенение; открытый газовый клапан, не закрывшийся из-за обмерзания; разрыв оболочки после очистки ее от снега перед вылетом (хотя маловероятно, что это проявилось в конце полета); пробой оболочки льдом, отбрасываемым от винтов; повреждение оболочки - оторвалась на большой скорости труба металлической арматуры кормы; лед закупорил каналы выхода воздуха из баллонетов, в результате при спуске повысилось давление в газовместилище и предохранительный клапан стал выпускать газ.

Бывший руководитель прочностной группы Дирижаблестроя Константин Герасимович Седых высказал и математически доказал следующую версию. Материал оболочки «Италии» тоньше, чем дирижабля «Норвегия». Когда перед полетом на полюс с хребта дирижабля счищали снег, в нескольких местах повредили оболочку; заделали заплатами.

При кружении дирижабля над полюсом в течение почти двух часов растяжки оперения от отклоненных рулей поворота сильно натягивали материал оболочки; это нарушило структуру материи. Дальнейший полет в условиях порывистого ветра привел к разрушению оболочки в местах крепления расчалок, и газ вышел из кормового отсека. Наиболее вероятная причина - совокупность двух обстоятельств: скопление большого количества льда и сильная утечка газа через незакрывшийся клапан или разорванную оболочку.

К руководству Нобиле дирижаблем во время полета и непосредственно перед падением на лед претензий не отмечено; на борту абсолютное спокойствие и порядок. Предотвратить катастрофу оказалось невозможно: она произошла в результате совпадения неблагоприятных случайностей. В одном из своих выступлений Нобиле сказал: «Риск заключался в самом исследовании Арктики. Риск - в намерении быть первым. Быть пионерами - это честь, которая оплачивается дорого!»

P.S. История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка» (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым. Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

21 января 2015 года исполняется сто тридцать лет со дня рождения Умберто Нобиле - конструктора дирижаблей и исследователя. Нобиле никогда не был только кабинетным работником - он сам конструировал дирижабли, сам строил их и сам летал на них. Он работал в Италии, США и нашей стране. Самым известным достижением Умберто, принесшим конструктору воистину мировую славу, был полет на Северный полюс. Впервые летательный аппарат достиг географического полюса Земли.


Начался знаменитый полет 11 мая 1926 года, когда дирижабль «Норвегия», пилотируемый Умберто Нобиле, стартовал со Шпицбергена. Только на следующие сутки, в 1 час 30 минут, воздухоплаватели достигли Северного полюса. Сбросив на лед национальные флаги участников экспедиции, воздушный корабль покружил над заветной точкой и взял курс на Аляску.

Что же представлял собой летательный аппарат, который избрали полярники для осуществления своего смелого замысла? Дирижабли системы Нобиле имели полужесткую конструкцию. Такие дирижабли занимали промежуточное положение между мягким и жестким типом кораблей. У мягких дирижаблей Нобиле заимствовал их основной конструктивный элемент - баллонет, то есть специальный газонепроницаемый мешок, прикрепленный изнутри к газовой оболочке. В этот мешок под большим давлением нагнетался воздух. В результате корпус корабля приобретал необходимую форму. В дирижаблях Нобиле были и жесткие элементы. Это, во-первых, киль. Раньше киль представлял собой платформу из стальных труб. Нобиле заменил платформу треугольной в сечении призматической конструкцией из стальных ферм. Такой киль гораздо более устойчив к деформациям. Другим жестким элементом были каркасы, которые усиливали носовую и кормовую части. Баллонет в виде сплошного мешка, заложенного во всю длину киля, обеспечивал корпусу недостающую прочность.

Для наполнения баллонета воздухом Нобиле применял автоматическое воздухоулавливающее устройство, расположенное в носовой части корабля. В зависимости от внешнего давления пилот мог регулировать давление в баллонете из командирской гондолы. Газовый баллон дирижабля наполнялся водородом или гелием. Чтобы избежать нарушения статического равновесия при подъеме и спуске аппарата, Нобиле разделил баллон и баллонет на отсеки мягкими диафрагмами. Если бы перегородок не было, то при подъеме, например, носовой части корабля газ, наполняющий баллон, устремлялся бы вверх, а воздух в баллонете - вниз. Резкое перераспределение масс могло бы привести к опрокидыванию дирижабля или к его подъему «свечкой». Во избежание сильных перепадов давления были проделаны небольшие отверстия в диафрагмах газового баллона и баллонета.

Генерал Умберто Нобиле

У дирижабля «Норвегия» было четыре гондолы: командирская, две симметрично расположенные моторные и кормовая. Во время полета к полюсу одному из механиков постоянно приходилось проверять, не образовалась ли наледь на корпусе дирижабля и в исправности ли верхние клапаны. В последствие Нобиле вспоминал: «Задача была не из приятных: надо было выходить через узкую дверь на нос корабля, карабкаться вверх по крутой стальной лестнице, упирающейся в наружную стенку, и под леденящим ветром, скорость которого достигала восьмидесяти километров в час, пробираться на четвереньках по «спине» дирижабля на другую сторону, держась одной рукой за канат».

Первый полет на полюс прошел блестяще. Воодушевленный успехом, Умберто Нобиле немедленно принялся за подготовку следующей экспедиции. Он разработал обширный план научных исследований, для которых планировал использовать дирижабль несколько иной конструкции и по объему в несколько раз превышающий «Норвегию».

Предполагалось, что теперь в состав экипажа войдут ученые разных специальностей. Планировалось на некоторое время высадить на лед группу исследователей. Однако фашисты, правившие в то время в Италии, не нуждались в научных исследованиях Северного полюса. Муссолини не дал осуществиться планам строительства нового корабля. И Нобиле отправился в опасное путешествие на дирижабле получившем название «Италия», который был полностью идентичным «Норвегии». Весной 1928 года дирижабль «Италия» стартовал со Шпицбергена. Сначала все шло хорошо, дирижабль продвигался на север.

Нобиле в гондоле "Италии"

Экспедиция достигла полюса, но от посадки была вынуждена отказаться: дул сильный порывистый ветер. Нобиле направил дирижабль к земле. Внезапно приборы показали резкое падение высоты. Команда делала все возможное, но корабль неудержимо несся вниз, на лед. Нобиле не терял мужества. У самого льда он встал к пульту управления, заменив отчаявшегося рулевого.

Через минуту корабль ударился об лед. Катастрофа была ужасна: кормовой механик убит, несколько человек, в том числе Умберто Нобиле, выпали из гондолы и получили тяжелые ранения. Людей, оставшихся на борту, унес ветер. Эпопея спасения экспедиции хорошо известна. На поиски потерпевшего аварию дирижабля несколько стран снарядили спасательные экспедиции. Во время поисков в Баренцевом море погиб всемирно известный норвежский полярник Р. Амундсен. Наконец, шведский летчик подобрал полуживого Умберто Нобиле. Остальных аэронавтов спас советский ледокол «Красин», сумевший пробиться сквозь льды.

Возвращение Нобиле в Италию стало для Нобиле кошмаром. Фашистское правительство устроило Умберто мрачную встречу. Муссолини был вне себя от ярости. Нобиле был обвинен в сознательном провале экспедиции. Конструктор был лишен генеральского звания, а печатные издания, еще недавно прославлявшие его как героя, организовали настоящую травлю. Так продолжалось пять лет, а затем Нобиле принял приглашение и выехал в Советский Союз.

В 1932 году Нобиле вместе с группой специалистов приехал в Долгопрудный (точнее, Дирижабльстрой). Здесь он в течение 4-х лет возглавлял конструкторское бюро, в котором создавались первые советские дирижабли. Итогом сотрудничества итальянского конструктора и отечественных инженеров стали дирижабли В5 и В6 объемом 2340 куб. м и 19000 куб. м соответственно. Все эти дирижабли были фирменной нобилевской полужесткой конструкции.

Вот что писал впоследствии У. Нобиле в своей книге «Мои пять лет с советскими дирижаблями» о В6: «Дирижабль В6 мог рассматриваться как усовершенствованный вариант дирижабля "Италия", который до того времени оставался непревзойденным среди полужестких дирижаблей данного объема. Русский дирижабль выявил превосходство над своим итальянским прототипом, как по своей форме, так и по полетным характеристикам. Действительно, крейсерская скорость была увеличена с 90 до 104 км/ч. При этом гондола управления была увеличена в расчете на размещение 20 пассажиров. Кроме того, хотя при сооружении дирижабля мы были вынуждены применять материалы более тяжелые, чем это требовалось, все же полезную грузоподъемность смогли увеличить до 8.500 кг. Можно считать, что достигнутый прогресс был действительно примечательным. Советские инженеры очень гордились этим, а я гордился еще больше, видя успех, увенчавший два года работы при наличии большого количества возникавших трудностей».

Несомненно, В6 был наиболее совершенным и самым большим советским дирижаблем. Поэтому в 1936 году на нем была предпринята попытка установления мирового рекорда, установленного «Норвегией» в 1936 году при полете к Северному полюсу. В тот раз «Норвегия» провела в непрерывном полете 71 час. Вылетев 29 сентября 1937 года из Долгопрудного, дирижабль В-6 прошел над Новгородом, Шуей, Ивановом, Калинином, Брянском, Курском, Пензой, Воронежем, Васильсурском и приземлился в Долгопрудном 4 октября 1937 года. Таким образом, В6 находился в полете 130 часов 27 минут. Все рекорды беспосадочных полетов дирижаблей того времени были превзойдены советским летательным аппаратом, построенным по проекту известного итальянского конструктора.

В 1936 году Умберто Нобиле уехал из Советского Союза в США. И лишь по окончании Второй мировой войны, в 1945 году, Умберто Нобиле вернулся в Италию. В последние годы жизни Умберто преподавал в Неапольском университете. О том, как относился Умберто к СССР и советскому строю, позволяет дать однозначный ответ тот факт, что в 1946 году Нобиле баллотировался в Учредительное собрание Италии в качестве независимого кандидата Итальянской компартии. Скончался Нобиле в возрасте 93 лет в 1978 году.



Источники:
Нобиле У. Мои пять лет с советскими дирижаблями.
Нобиле У. Крылья над полюсом.
ИР. 01.1985 г.
Обухович В., Кульбака С. Дирижабли на войне.

Планирование

Дирижабль «Норвегия»

После окончания экспедиции на «Норвегии» Нобиле начал вынашивать планы нового полёта на Северный полюс на дирижабле. Для этого было решено использовать строившийся дирижабль N-4, той же конструкции, что и «Норвегия», и почти аналогичный по техническим характеристикам. В планы входили исследование Земли Франца-Иосифа , Северной Земли , области к северу от Гренландии и Канадского Арктического архипелага , окончательное решение вопроса о существовании гипотетической Земли Крокера , которую в 1906 году якобы наблюдал Роберт Пири , а также наблюдения в области атмосферного электричества , океанографии и земного магнетизма . Нобиле одно время обсуждал возможность организации совместной экспедиции с норвежским полярным исследователем Яльмаром Рисером-Ларсеном , но из-за нарастающей вражды Нобиле и Амундсена Рисер-Ларсен, поддерживавший Амундсена, отказался от участия.

Муссолини согласился поддержать проект после того, как основные расходы взяли на себя Королевское географическое общество Италии и город Милан , жителем которого был Нобиле. Была проведена тщательная подготовка, экспедиция была очень хорошо снаряжена и экипирована самым современным оборудованием, часть из которого была специально разработана в Риме и Милане для «Италии». Нобиле лично встречался с Нансеном и обсуждал с ним специфику арктических путешествий. Всего в команду дирижабля вошло 18 человек: Нобиле (руководитель экспедиции), метеоролог Финн Мальмгрен (Швеция), радиолог Франтишек Бегоунек (Чехословакия), физик Альдо Понтремолли, 12 членов экипажа и два журналиста: корреспондент Il Popolo d"Italia Уго Лаго и корреспондент Corriere della Sera Франческо Томазелли. Семеро из них в 1926 году входили в экипаж «Норвегии». Нобиле взял с собой свою собаку, фокстерьера Титину, которая сопровождала его во всех поездках, включая экспедицию на «Норвегии».

Дирижабль «Италия»

Строительство «Италии» проходило на заводе воздухоплавательных конструкций в Риме, который Нобиле возглавлял с 1919 года. «Италия» стала четвёртым дирижаблем серии N, построенным по проекту Нобиле. Номер N-1 носила «Норвегия», дирижабль N-2 был построен в 1925 году и использовался для обучения военных, дирижабль N-3 Италия продала Японии по заказу японского военно-морского флота . Как и все дирижабли серии, «Италия» принадлежала к классу полужёстких дирижаблей . «Италия» была чуть меньше и легче «Норвегии» и развивала меньшую скорость, но могла принять больше топлива. В остальном конструкции обоих дирижаблей были очень схожи.

Килевая ферма состояла из стальных шпангоутов треугольной формы, соединённых стальными же продольными стрингерами . Спереди к килевой ферме было прикреплено носовое усиление, представлявшее собой стальные трубчатые фермы, скреплённые поперечными кольцами, сзади - кормовое развитие. Также к килевой ферме были подвешены гондолы: в одной располагались рубка управления и пассажирские помещения, в трёх мотогондолах двигатели Maybach мощностью 184 кВт каждый.

Для оболочки «Италии» был использован трёхслойный прорезиненный перкаль , а изнутри оболочка была разделена на газовместилище и баллонет . В свою очередь газовместилище состояло из десяти отсеков, а баллонет - из восьми. Как и большинство дирижаблей того времени, «Италия» была наполнена пожароопасным водородом .

Экипаж

Имя Должность Статус
Умберто Нобиле Руководитель Выжил, ранен.
Финн Мальмгрен Метеоролог Ранен при катастрофе, погиб при попытке самостоятельно добраться до базы
Франтишек Бегоунек Физик Выжил
Альдо Понтремолли Физик Пропал без вести
Уго Лаго Журналист Пропал без вести
Франческо Томазелли Журналист Не участвовал в последнем вылете
Адальберто Мариано Штурман Выжил, потерял ногу.
Филиппо Цаппи Штурман Выжил
Альфредо Вильери Штурман Выжил
Натале Чечоне Механик Выжил, ранен.
Джузеппе Бьяджи Радист Выжил
Этторе Педретти Радист Находился на «Читта ди Милано»
Феличе Трояни Инженер Выжил
Калисто Чокка Механик Пропал без вести
Аттилио Каратти Механик Пропал без вести
Винченцо Помелла Механик Погиб при падении дирижабля
Этторе Ардуино Старший механик Пропал без вести
Ренато Алессандрини Механик Пропал без вести
Титина Собака Нобиле Выжила

Экспедиция

Спасательные экспедиции

Обнаружение места катастрофы

Штурман Мариано определил координаты места катастрофы как 81.233333 , 25.416667 81°14′ с. ш. 25°25′ в. д.  /  81.233333° с. ш. 25.416667° в. д. (G) (O) При крушении «Италии» на лёд выпали несколько мешков с снаряжением и жестяных банок с едой. У группы были четырёхместная палатка, спальный мешок, большой запас еды (в том числе 71 килограммов пеммикана и 41 килограммов шоколада), пистолет с патронами и резервная коротковолновая радиостанция , которую радист Бьяджи привёл в рабочее состояние. 29 мая Мальмгрен застрелил белого медведя , мясо которого было пущено в пищу. Попытки выйти на связь с «Читта ди Милано» 27 и 28 мая закончилась ничем. Как утверждал Нобиле, радисты «Читта ди Милано» вместо того, чтобы пытаться поймать сигнал передатчика экспедиции, занимались отправкой личных телеграмм. В то же самое время «Читта ди Милано» выходил в море в поисках лагеря Нобиле, но без каких-либо данных о месте его нахождения не имел серьёзных шансов на успех. 29 мая радист «Читта ди Милано» услышал сигнал Бьяджи, но он принял его за позывной станции в Могадишо и не стал ничего предпринимать. В конце мая - начале июня в Италии, Швеции и Норвегии были снаряжены ещё несколько экспедиций, в том числе с участием двух норвежских китобойных судов «Хобби» и «Браганца», зафрахтованных итальянским правительством. Норвежское правительство было готово организовать полномасштабную спасательную экспедицию с участием Амундсена и Рисер-Ларсена, но итальянское правительство тогда отказалось от помощи.

Завершение экспедиции

Борис Чухновский

Забрав Цаппи и Мариано, «Красин» двинулся в сторону лагеря группы Вильери. Связь с ней поддерживалась через «Читта ди Милано». В 20:45 того же дня ледокол взял на борт пятерых человек, остававшихся на льдине: Вильери, Бегоунека, Трояни, Чечони и Бьяджи. Нобиле настаивал на поисках дирижабля с шестью членами экспедиции, остававшимися в оболочке. Однако Самойлович сказал, что не имеет возможности вести поиски из-за нехватки угля и отсутствия самолётов, а капитан «Читта ди Милано» Романья сослался на приказ из Рима немедленно вернуться в Италию. Все выжившие участники экспедиции пересели на «Читта ди Милано». 25 июля судно прибыло в норвежский порт Нарвик , откуда итальянцы поездом отправились на родину.

Поиски группы Алессандрини

По просьбе родственников Понтремолли в августе на «Браганце» была организована экспедиция под руководством Данни Альбертини, которая не принесла никаких результатов. 3 сентября «Браганца» вернулась в Конгсфьорд. Тогда же поход в поисках дирижабля совершил «Красин». 20 сентября он достиг Земли Георга (остров на западе архипелага Земля Франца-Иосифа), также никого не обнаружив за время плавания. 22 сентября был получен приказ возвращаться, 4 октября ему была организована торжественная встреча в Ленинграде.

29 сентября разбился один из двух итальянских самолётов, участвовавших в операции по спасению Нобиле, а затем вместе с «Браганцей» исследовавших район в поисках группы Алессандрини. Поиски были прекращены в середине сентября, 27 числа самолёт с экипажем из пяти человек вылетел из Бергена. Недалеко от города Валенца самолёт врезался в линию электропередач и упал в реку, пилот Пьер Луиджи Пенцо и ещё два человека погибли.

Последствия и оценка экспедиции

После возвращения в Италию Нобиле был восторженно встречен двухсоттысячной толпой горожан. В публичных выступлениях Нобиле оценивал экспедицию как шаг вперёд в дирижаблестроении: «Если бы я вернулся в Арктику ещё раз, я бы использовал дирижабль, идентичный „Италии“. Полёты на „Италии“ стали рекордными для Арктики. В трёх полётах мы преодолели более 5 500 миль (свыше 8 851 км) за 134 часа чистого времени. Это более чем в два раза превышает общее время полёта „Норвегии“ и более чем в три раза расстояние, преодолённое капитаном Джорджем Уилкинсом » . Одновременно Нобиле подвергся резкой критике со стороны руководства страны во главе с Муссолини и проправительственной прессы. Особенное внимание уделялось тому, что Нобиле якобы трусливо бросил свою экспедицию на произвол судьбы (имелась в виду его эвакуация), и неясностям в судьбе Мальмгрена. В целом обвинительный тон был взят и американской, и советской прессой. Владимир Маяковский написал стихотворение « », в котором Нобиле был назван «фашистским генералишкой», который «предал товарищей». Крайне враждебна по отношению к Нобиле была норвежская пресса: отношение к Нобиле в Норвегии было плохим ещё со времён конфликта с Амундсеном, а после того, как Амундсен, национальный герой, погиб, пытаясь спасти своего оппонента, пресса почти не стеснялась в выражениях.

В марте 1929 года государственная комиссия признала Нобиле основным виновником катастрофы. Сразу после этого Нобиле подал в отставку из итальянских ВВС, а в 1931 году он уехал в Советский Союз, чтобы возглавить программу по строительству дирижаблей .

В 1969 году Нобиле открыл памятник в норвежском городе Тромсё , посвящённый всем погибшим в ходе экспедиции «Италии». На нём высечены фамилии восьми членов экипажа дирижабля, шести членов экипажа «Латама» и трёх итальянских лётчиков.

«Италия» в культуре

Уже в октябре 1928 года «Совкино» был выпущен документальный фильм о спасательной операции экипажа «Италии», созданный на основе материала, снятого находившимся на ледоколе «Красин» кинооператором Блувштейном .

История дирижабля «Италия» легла в основу совместного советско-итальянского фильма «Красная палатка » (1969 год), снятого Михаилом Калатозовым . Главные роли в нём исполнили Питер Финч (Нобиле), Шон Коннери (Амундсен), Юрий Визбор (Франтишек Бегоунек), Эдуард Марцевич (Мальмгрен) и Клаудия Кардинале (Валерия, единственный вымышленный персонаж). До премьеры фильма дожили четверо из непосредственных участников экспедиции и сопутствующих событий: Нобиле, Вильери, Бегоунек и Чухновский. Известно, что Нобиле посетил премьеру фильма в Риме.

Герой романа «Ужасы льдов и мрака» австрийского писателя Кристофа Рансмайра , который отправляется в арктическую экспедицию в район Шпицбергена , неоднократно вспоминает «Италию». Мать героя девочкой лично видела дирижабль, и Нобиле навсегда остался для неё кумиром. Потом она много рассказывала про него сыну.

Память

  • В 1995 году , Банком России, в серии памятных монет «Исследование Русской Арктики», выпущена монета «Спасение экспедиции У. Нобиле » достоинством 100 руб.

Примечания

  1. John Toland, Great Dirigibles: Their Triumphs and Disasters . Стр. 166-167.