Тренинговое занятие на "сплочение". Тренинг позитивного самовосприятия Упражнения приветствия нового дня




наталья Данкина
Картотека приветствий для занятий

«Здравствуй»

Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу :

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

«Друг»

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .

«Колокольчик»

Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик. Например :

– Здравствуй, Настенька! Дин-дон-дон!

– Здравствуй, Сашенька! Дин-дон-дон!

«Доброе утро»

Доброе утро, глазки!

Вы проснулись?

(Потереть глазки, сделать из пальчиков бинокль и посмотреть друг на друга).

Доброе утро, ушки!

Вы проснулись?

Погладить ушки, приложить ладошки за ушками (изобразить уши слона) .

Доброе утро, ручки!

Вы проснулись?

Погладить рука об руку, похлопать в ладоши.

Доброе утро, ножки!

Вы проснулись? Погладить ножки, встать на коленки, руки – в упоре перед собой и постучать носочками по ковру.

Доброе утро, дети!

Мы проснулись! (Поднять руки вверх)

«Приветствие »

Дети сидят на ковре в кругу.

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх) .

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди) .

Выхожу из дома я : (Показать рукой на себя) .

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны) .

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой) .

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер) .

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими) .

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки) .

«Вежливые слова»

Дети, какие вежливые слова вы знаете? Почему их называют волшебными?

Вслушайтесь в волшебство вежливых слов и почувствуйте их чудодейственную силу.

“Здравствуйте!” - здоровья желаю.

“Благодарю!” - благо дарю.

“Извините!” - признаю свою вину и прошу простить.

“Спасибо!” - спаси бог.

Волшебные слова приятно слышать каждому из нас. В них - нежность, тепло солнца, все оттенки любви и света. Они помогают нам сохранить добрые отношения, дарят радость. И тот, кто умеет их говорить - не знает ссор и обид. Скажите друг другу волшебные слова так, чтобы они вызвали улыбку и подарили всем хорошее настроение.

Игра «Выполни задание»

Воспитатель говорит : «Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Ярко светит солнце. Вы ощущаете мягкую зеленую сочную траву под ногами. Вдыхаете свежий воздух, аромат природы, вслушиваетесь в звуки. Вам хорошо и комфортно. Давайте сыграем в игру.

Садитесь все на стульчики, как только вы услышите команду и найдете это у себя, то должны будете выполнить задание. Например :

Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

Пусть похлопают в ладоши все, у кого карие глаза.

Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

Пусть погладят себя по голове все, кто никогда не обижает других.

Пусть улыбнуться все, кто умеет помогать детям и взрослым.

Пусть хлопнут в ладоши те, кто не обзывает других.

«Доброе утро»

Дети стоят в кругу.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

«Здравствуй!»

Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки

Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»

Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,

Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга

Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших

Всех мы вас приветствуем ! Переплетают пальцы замочком

и поднимают руки над головой.

Речевые настройки.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные сказки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

Ребята, давайте улыбаться друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

Доброе утро!

Доброе утро

Солнцу и птицам!

Доброе утро!

Приветливым лицам !

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Дети становятся в круг и говорят слова - приветствие , подавая друг другу руку и при этом улыбаясь. Когда это сделают все, образуется замкнутый круг. Воспитатель отмечает, что все дети - единое целое. Подарив товарищу улыбку, они отдали ему частичку тепла своей души. Детям предлагается почувствовать, как пошло тепло в их ладони.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики» )

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем» )

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем» )

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

«Ладошки»

Ладошки «вверх» (ладони поворачиваем «вверх» )

Ладошки «вниз» (ладошки поворачиваем «вниз» )

Ладошки «набок» (ладошки ставим «стеночками» )

И сжали в кулачок (сжимаем пальчики)

Ладошки вверх подняли (сжимая и разжимая пальчики, поднимаем руки вверх)

И «здравствуйте!» - сказали (дети здороваются)

Здравствуйте, мои дорогие

И маленькие и большие!

Вижу, как вы подросли

До чего же хороши!

Внимание! Внимание!

Дорогие зрители,

Чудеса сейчас придут

Интересно будет тут!

Я на вас погляжу,

Да и сказку расскажу!

Вы на ус всё намотайте,

Сказку рассказать мне помогайте!

Не грусти, улыбнись!

Сказка дарит нам сюрприз!

«Руки»

Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут все и обнять друга, и поднять упавшего товарища и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть стол. За что ты, Андрей, любишь свои руки? Катя, а ты любишь свои руки? Какие добрые и умные у вас руки.

На фоне музыки педагог читает стихи :

Что за чудо - чудеса :

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

«Улыбка»

Какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое

настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Звучит песня :

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснется.

И она к тебе еще не раз вернется.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень :

Всем "Привет ! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Приветствие «Солнышко»

Солнышко, солнышко, в небе свети!

(дети тянутся руками верх, встают на ноги)

Яркие лучики нам протяни.

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх)

Ручки мы вложим в ладоши твои.

(разбиваются на пары, протягивают друг другу руки)

Нас покружи, оторвав от земли.

(Кружатся парами)

Вместе с тобой мы пойдем на лужок

(выстраиваются в цепочку, держа друг друга за руки)

Там все мы встанем дружно в кружок

(образовывают круг)

С песнями водим мы хоровод.

Солнышко снами по кругу идет.

(Идут по кругу)

Хлопают радостно наши ладошки,

(хлопают в ладоши)

Быстро шагают резвые ножки.

(Идут быстрым шагом)

Солнышко скрылось, ушло на покой

(приседают, голову закрывают руками, потом руки под щечку)

Мы же на место сядем с тобой

(тихо, спокойно садятся на свои места)

Игра «Эстафета дружбы» .

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель : «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

Игра «Доброе утро»

Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие , которое нужно пропеть :

Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)

Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)

Доброе утро, Ирина Николаевна!

Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)

Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)

Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)

Игра "Повтори движение"

Дети стоят в кругу, психолог предлагает перед путешествием проверить, умеют ли ребята быть одним целым, потому что в сказку они пойдут только все вместе. Показывает любое движение, жест с соответствующей мимикой лица, дети должны повторить.

Игра «Здороваемся необычно»

Психолог говорит : «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия . Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия : тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.

Игра «Расскажи о себе»

Воспитатель выбирает предмет (игрушка, показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Воспитатель держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ. Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие , они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее.

Игра «Сигнал» .

Дети стоят (сидят) по кругу, держась за руки. Педагог - психолог передает «сигнал» легким нажатием руки рядом стоящего ребенка справа. Ребенок, получивший «сигнал» (левой рукой, должен передать его рядом стоящему - правой рукой. И т. д. по кругу, пока «сигнал» не дойдет до ведущего, который в этот момент может издать радостный возглас.

Тоже повторяется в другую сторону.

Когда дети усвоят эту игру можно усложнить :

Передавать «сигнал» детям, у которых закрыты глаза;

Передавать «сигнал» , состоящий из нескольких нажимов руки (от 2 до 5 в зависимости от возраста детей) .

Здравствуй, дружок, (предложить руку ребёнку справа)

Здравствуй, дружок! (предложить руку ребёнку слева)

Скорей становитесь со мною в кружок!

Давай улыбнёмся и скажем : "Привет !"

Солнцу : "Привет !"

Гостям всем : "Привет !"

Приложение

Упражнение «Приветствие»

Инструкция: «Одна из универсальных фраз для установления контакта – это приветствие. Иногда просто достаточно сказать «Здравствуйте!», чтобы человек обратил на вас внимание. Если этого не происходит, можно добавить «Рад вас здесь видеть». Если партнёр по контакту сам заинтересован в новых знакомствах, то это наверняка поможет ему задать вопрос, который у него вертится на языке.

Сейчас наша задача будет состоять в том, чтобы поприветствовать в течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколько раз. Я буду следить за временем».

Упражнение-активатор «Представь своё имя»

«Принятие правил групповой работы»

Содержание: Ведущий рассказывает участникам, что несколько человек, которые объединяются в группу для реализации какой-либо деятельности, всегда действуют по правилам. Если эти правила предварительно не обсуждаются и не принимаются, в группе могут возникать разногласия и конфликты. Чтобы их не было в данной группе, ведущий предлагает принять правила. Они записываются на листе ватмана и оставляются на видном месте до окончания всех занятий.

Ведущий озвучивает основные пункты, к которым участники делают дополнения:

1. То, что происходит в группе, не должно негативно влиять на взаимоотношения .


2. Нельзя унижать и оскорблять.

3. Нельзя употреблять нецензурные выражения.

4. Обращаться друг к другу только по имени.

5. Говорить по одному, при желании высказаться, необходимо поднять руку.

6. Указания ведущего не обсуждаются.

7. Нельзя выходить из группы без разрешения ведущего.

Кроме того, определяются штрафные санкции для нарушителей. Самым оптимальным наказанием за нарушение правил является лишение права голоса на одно упражнение. Обычно подростки достаточно тяжело переживают, что им не разрешают высказать своё мнение, и этот фактор позволяет поддерживать дисциплину в группе.

Упражнение «Сбор фраз для контакта»

Инструкция: «Конечно, для знакомства иногда бывает недостаточно просто появляться в местах скопления интересных людей (хотя и это часто помогает справиться с одиночеством). Обнаружив интересного для вас человека, имеет смысл к нему обратиться, используя приветствие, нейтральные вопросы, просьбу или констатацию очевидного факта.

На имеющихся у вас бланках я прошу записать минимум 10 фраз, с которыми мы можем обратиться к незнакомому человеку. Если это общение уместно только в определённой ситуации, то отметьте, пожалуйста, что это должна быть за ситуация в специальной графе».

Упражнение «Объявление об объявлении»

Ведущему важно подчеркнуть, что совершенно не важно, хотел ли подросток похвалиться своими способностями или объявить о своём стремлении помогать другим, главное – он о себе заявляет.

Упражнение «Сколько ты весишь?»

Содержание: Участникам предлагается походить по комнате, представляя себя в следующих ситуациях, каждый раз стараясь погрузиться в соответствующее состояние: получил плохую оценку, учитель похвалил за хорошую работу, родители вручили подарок, поругался с другом, подружка наконец-то приехала из отпуска, родители не пускают гулять. После этого обсуждается внутреннее ощущение собственного веса в случае различных переживаний: неудача, плохое самочувствие, испорченное настроение наполняют человека тяжестью – он с трудом передвигает ноги, руки не поднимаются, голова не держится, всё тело налито свинцом. Радость, влюблённость, счастье дают ощущение полёта, невесомости. Ведущий договаривается с ребятами, что они в процессе занятия могут говорить о своём самочувствии в килограммах или тоннах.

Упражнение «Остров»

Содержание: На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Ведущий объявляет, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (ведущий убирает часть газет), «остров» уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на «острове». Затем убирается ещё часть газет, «остров» становится совсем маленьким. Ведущий уменьшает «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и «утонувшие» переправляются на материк – рассаживаются на стульях.

В последующем обсуждении ребята высказываются, чего им хотелось больше, самим удержаться на «острове» или удержаться вместе. И то и другое правильно. В первом случае работает инстинкт самосохранения, заложенный в нас природой. Но ведь в некоторых случаях человек не может выжить один, даже среди людей. Поэтому нужно почаще заботиться не только о себе любимом, но и о тех, кто находится рядом.

Упражнение «Ладошка»

Обязательно необходимо зафиксировать внимание участников на том, что пишутся только положительные качества.

Ведущий просит детей поздороваться со своими соседом, сказать, как приятно ему его видеть.

Ведущий говорит:

Вам наверняка было приятно услышать от соседа добрые сло­ва. От кого чаще всего вы слышите слова одобрения? А как можно похвалить себя самому? Давайте подойдем и посмотрим на себя в зеркало.

УПРАЖНЕНИЕ «ПОЛЮБУЙСЯ НА СЕБЯ В ЗЕРКАЛО»

Ведущий просит каждого ребенка рассказать о его внешно­сти: «У меня...»

Ведущий говорит:

Какое настроение у вас стало после этого упражнения? Труд­но ли было похвалить себя?

На нашей прошлой встрече мы с вами говорили уже о том, на­сколько важно быть внимательным в школе. Сегодня мы поиграем еще в одну игру на развитие внимания.

ИГРА «ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ»

Дети по кругу передают задуманное ведущим движение. Цель: передать движение с той же интенсивностью.

УПРАЖНЕНИЕ «РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ»

Упражнение направлено на соотнесение человека и его так­тильного образа, снятие телесных барьеров, развитие умения вы­ражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосно­вения. Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами:

а) познакомьтесь руками;

б) ваши руки ссорятся;

в) ваши руки хотят помириться, просят прощения;

г) обсуждение: какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.

УПРАЖНЕНИЕ «СИНХРОННЫЙ ТАНЕЦ»

Один из детей - ведущий. Он стоит впереди всей группы и показывает различные танцевальные движения. Остальные дети повторяют за ним.

Ведущий говорит:

Как согласованно вы двигались в танце, как настоящие дру­зья. А кого можно назвать другом?

УПРАЖНЕНИЕ «НА КОГО Я ПОХОЖ»

Дети садятся в круг. Выбирается один ребенок, а все осталь­ные отвечают на вопросы психолога:

На какое животное он похож?

На какую птицу?

На какое дерево?

На какой цветок?

Арт-терапевтические техники и упражнения.

Упражнение «Моё имя».

Упражнение «Мой любимый цвет/нелюбимый цвет».

Упражнение «Лепим эмоции».



Упражнение «Моментальное рисование эмоций».

Упражнение «Рисуем эмоцию».

Упражнение « Рисунок моя любимая игра/игрушка».

Упражнение «Каракули двумя руками одновременно».

Упражнение «Дерево»

Упражнение «Крокодил».

Упражнение «Семья животных».

Упражнение «Фруктовый/овощной салат».

Упражнение «Несуществующее животное».

Упражнение «Контуры тела».

Релаксационные упражнения.

РЕЛАКСАЦИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Для этой релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».

ОБСУЖДЕНИЕ

Ведущий спрашивает детей:

Что вы услышали в волшебном лесу?

Что вы увидели в волшебном лесу?

Что вы почувствовали в волшебном лесу?

РЕЛАКСАЦИЯ «ОКЕАН»

Ведущий говорит:

На прошлых наших встречах мы учились с вами договари­ваться с друзьями, мириться, просить прощение за обиду. Но быва­ют такие ситуации, когда следует отказать, сказать «нет». Например, хорошо ли взять без спросу чужую вещь? Что еще, по-вашему, делать нельзя и почему?

(Педагог и дети обсуждают этот вопрос.)

Релаксация « Путешествие на облаке» (К. Фопель)

Сядьте по удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните.

Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается наше путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небе. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-то чудесное и волшебное. Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растет в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

РЕЛАКСАЦИЯ «В ЛЕСУ»

Во время релаксации используйте кассету «Музыка живой природы».

После окончания релаксации идет обсуждение того, кто что увидел, услышал, почувствовал. Дети поочередно отвечают на во­просы педагога.

Ведущий говорит:- Как внимательно вы умеете слушать друг друга, а память у вас хорошая?

Пример коррекционно-развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста с применением арт-методов.

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: создание позитивного настроя на проведение со­вместных занятий, знакомство с основными правилами поведения, формировать навыки взаимодействия в группе, развитие творческого мышления, воображения,

Материалы: мяч, арт-материалы по количеству участников.

Ритуал-приветствие

Дети вместе с педагогом заходят в комнату, обходят ее, рассматривают предметы, арт-материалы. Ведущий приглашает де­тей занять места на ковре. Ведущий рассказывает о том, что здесь дети будут играть в различные игры, рисовать, заниматься творчеством, но сначала нужно по­знакомиться и договориться, что можно здесь делать, а что нельзя.

Можно: играть, веселиться, петь, танцевать, рисовать, вырезать и т.д.

Нельзя: никого обижать (не драться, не кусаться, не обзы­ваться) и т.д.

Ведущий говорит:

Чтобы начать занятие, нам надо познакомиться.

ИГРА «ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Упражнение проводится по кругу (дети сидят на диване или в кругу на ковре). Каждый ребенок называет себя по имени так, как его ласково дома называет мама. Затем дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом имя ребенка так, как он его произнес.

«РИСУЕМ ИМЯ» арт-терапевтическая часть занятия

Вот мы с вами и познакомились, а теперь мы с вами еще раз произнесем наши имена. Как красиво они звучат. Можно закрыть глазки и еще раз произнесем свое имя. Фоном звучит расслабляющая, релаксационная музыка. Сегодня мы с вами будем волшебниками и раскрасим наши имена. Представьте себе что у каждого имени есть свой цвет! И у вашего имени тоже есть свой цвет! Посмотрите на наши каски и карандаши, мелки. Сколько всевозможных цветов есть на белом свете. Как вы думаете- а каого цвета ваше имя? Нарисуйте ваше имя любыми материалами какими пожелаете.

Рассаживайтесь поудобнее и мы приступаем к нашему творчеству…..

Ритуал прощания

Упражнение-игра "Доброе живот­ное".

Цель упражнения - развитие чувства единства группы, окончание занятия в обстановке психологического комфорта, закреплении положительного настроя

Ход занятия:

Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное.

Давай­те прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох-выдох, вдох-выдох и еще раз вдох-выдох. Очень хорошо. Послушаем, как бьет­ся его сердце. Тук - делаем шаг вперед, тук - шаг назад.

И еще раз тук - шаг вперед, тук - шаг назад.

Наше занятие закончилось. До свидания!

(со второго занятия ритуалом приветствия и ритуалом прощания начинается и заканчивается каждая встреча группы).

Вывод

Хотелось бы отметить потенциал применения арт-терапевтических методов и технологий в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.

Воспитанники охотно откликнулись на предложение использовать новый для них вид деятельности.

Робкие, неуверенные дети после нескольких сессий работали с арт-материалами более уверенно. Их способ взаимодействия в группе сверстников изменился с динамикой в лучшую сторону. Такие дети стали вести себя более раскрепощено на моих занятиях, и как отмечают воспитатели и на других режимных мероприятиях. Агрессивные дети стали вести себя на моих занятиях менее импульсивно, охотно вовлекались в новые задания. Арт-методы позволили агрессивным детям проявлять свои чувства и переживания безоценочно, как бы отдавая всю агрессию листу бумаги и снимая тем самым лишнее эмоциональное напряжение с помощью цвета и рисования.

Участие детей в арт-терапевтических сессиях позволило создать дополнительную диагностическую базу и возможность получения разносторонней консультационной помощи в вопросах детско-родительских отношений.

Для самовыражения ребенка каждое занятие предусмат­ривает использование рисуночных методик и других видов деятельности, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия, тем самым повышается самооценка ребенка, формируется положительный психологический настрой.

Каждый из этих методов – занятия в игровой форме, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, исследует эмоциональную палитру.

На занятиях нетрадиционной техникой ребенок учится думать, творить, фантазировать, мыслить нестандартно и свободно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

Данный вид деятельности может быть рассмотрен как один из вариантов инновационной деятельности в ДОУ.

Список используемой литературы

1. Арт-терапия для детей и подростков.
А.И. Копытин, Е.Е.Свистовская. М. Когито-центр 2010

2. Арт-терапия в психологическом консультировании
М.В.Киселева, В.А.Кулганов
Учебное пособие РЕЧЬ СПб 2012

3. Методы Арт-терапевтической помощи детям и подросткам
Отечественный и зарубежный опыт
Под редакцией А.И. Копытина М. Когито-центр 2012

4. Арт- терапия в работе с детьми
М.В.Киселева. РЕЧЬ СПб 2012

5. Практика Арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий
Л.Д.Лебедева. РЕЧЬ СПб 2008

6. Арт- терапия
Диалог: Россия - Великобритания
Сборник статей под редакцией Н. Ю. Жвитиашвили
СПб 2008
7.Иванова О.Л., Васильева И.И. « Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка»

8.Данилина Т.А. «В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ» / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе., Н.М. Степина

9.Галанов А.С. «Игры, которые лечат: проблемы первоклассников: пособие для работы с дошкольниками и мл. школьниками»

10.Костина Л.М. «Интегративная игровая психологическая коррекция: моноргафия»

11.Плотникова Н.В. «Хочу и могу! Как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке»

12.Лебедева Л.Д. «Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие»

13.Воронова А.А. « Арт-терапия для детей и их родителей/психологический практикум»

14.Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить» Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2011.-40с.

15. Мардер Л.Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.-М.: Генезис, 2007.-143с., ил.

16. Семенака С.И. «Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет».-4-е изд., испр. и доп.- М. АРКТИ, 2005.-80 с. (Развитие и воспитание дошкольника).

Приложения

Приложение№1

Приложение№2

Дарящий должен максимально подробно, хотя и без слов, описать свой подарок: тяжелый он или легкий, большой или маленький, какой он формы, как упакован и т. д.

Упражнение может проводиться в нескольких модификациях.

1. Каждый из членов группы выходит перед группой(важно, чтобы его видели все и он

видел всех, поэтому круговое расположение участников группы в данном случ неэффективно; лучше разместиться полукольцом или шеренгой) и дарит подарок всем сразу.

2. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа. Тот невербально или коротким эмоциональным возгласом благодарит его, после чего дарит уже другой подарок своему соседу справа.

3. Первый участник группы дарит свой подарок соседу справа, а тот должен показать, что он

Если тренер сочтет нужным, он может уточнить у участников, что за подарок они передавали и правильно ли адресат подарка понял, что именно ему было презентовано.

«ХЭЛЛО, БОНЖУР, ЗДОРОВЕНЬКИ БУЛЫ»

Чтобы групповое приветствие по утрам было веселым и бодрым и задавало«карнавальное» настроение (если того требует программа дня), можно использовать слова приветствия на различных языках.

Каждый из участников должен поприветствовать своих соседей справа и слева на каком-либо иностранном языке (good morning, guten Morgen, bonjour и др.).

Как вариант: члены группы в свободном режиме бродят по аудитории, здороваясь друг с другом за руку и произнося свое приветствие.

Клаус Фопель предлагает тренеру заранее под-готовиться к этому и запастись карточками с на-писанными на них приветствиями, чтобы участники могли вытянуть одну из карточек и воспользоваться подсказкой.

США, Великобритания: «Good morning»; «Hi».

Италия: «Воn giorno».

Испания: «Buenos dias».

Франция: «Bonjour».

Эстония: «Теге».

Литва: «Labas ritas».

Израиль: «Shalom».

Гавайи: «Aloha».

Индия: «Namaste».

«ПРИВЕТСТВИЕ БЕЗ СЛОВ»

Каждый из участников должен поздороваться с груп, продемонстрировавой какое-то невербальное приветствие. Это может быть как бесконтактное приветствие(помахать рукой, кивнуть головой, сделать реверанс), так и контактное(пожать руку, обнять). Можно использовать приветствия, характерные для разных социальных и этнических: групп пионерский салют, японский поклон и.дрОстальные участники группы отвечают на приветствие так же, как с ними поздоровались (кивают в ответ, пожимают протянутую им руку и т. д.).

Это упражнение можно выполнять и по кругу, и в произвольном порядке- по мере готовности или путем передачи мяча.

Для тренера это упражнение может иметь дополнительный диагностический смысл. Кто из членов группы инициировал более тесный контакт? Кто попытался устраниться от такого контакта? Кто был наиболее изобретателен? Как осуществлялось рукопожатие? И т. д.

«ПРИВЕТСТВИЯ ХОРОМ»

Для этого упражнения можно воспользоваться одним из описанных выше сценарие вербального или невербального приветствия. Разница будет лишь в том, что озвучивать приветствие или демонстрировать приветственный жест будет не один человек, а пара или тройка.

Эти малые группы можно образовать по территориальному принципу, объединив занявших соседние стулья, либо сформировать группы из тех, кто меньше всего общался в предыдущий день или вступал в какие-то конфликтные или антагонистические отношения, либо выбрать для объединения в группу тех, кого планируется задействовать в следующем упражнении (например, ролевой или деловой игре) именно в таком составе.

Группам можно дать десять-пятнадцать секунд на размышление, затем они по очереди приветствуют других своих коллег.

«ЕЖЕДНЕВНЫЙ РИТУАЛ»

Если тренинг продолжается более двух дней (особенно если эти дни идут не друг за другом, а с перерывами), имеет смысл придумать и использовать ритуал, который открывал бы каждый

новый тренинговый день. Тренер может предложить группе придумать такой ритуал

самостоятельно или предложить один из имеющихся у него вариантов. Это могут быть как слова - приветствие или речевка хором, последовательное проговаривание более развернутого текста, когда за каждым человеком закреплено конкретное,словотак и невербальное действие - например, рукопожатие каждого с каждым. Такие коллективные ритуалы повышают сплоченность группы и «якорят» рабочий настрой.

Возможно продумывание двух взаимосвязанных ритуалов - утреннего и вечернего, которые будут символическим началом и концом работы группы, открытием и закрытием (скажем, начало дня можно знаменовать раскрывающим движением рук- наподобие «проходите, гости дорогие», а конец дня - смыканием ладоней на манер восточного «спасибо» или западного «мы вместе»).

«СОВМЕСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ О БУДУЩЕМ ИЛИ БЫЛОМ»

Этот вариант приветствия представляет собой модификацию известного разминочного упражнения, когда участникам группы предлагается по кругу сочинять сказку: каждый поочередно вкладывается одной фразой, а сидящий справа должен развить мысль и фабулу в следующем предложении.

Для того чтобы связать это упражнение с темой тренинга, ведущему необходимо продумать задание. Это может быть рассказ о предыдущем дне: «Вчера мы делали то... А потом это... И добились таких результатов...» Или формулирование целей на день грядущий: «Сегодня мы станем более успешными... информированными... активными...» (тоже своего рода групповая аффирма-ция). Или более сюжетный рассказ, соотнесенный с проблематикой тренинга («Лебедь, рак и щука после тренинга командного взаимодействия»; «Вершки и корешки от лучших переговорщиков»; «Про ассертивного Крошку Енота» и др.).

«НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ЧТО Я...»

Каждый из участников (по кругу или в произвольном порядке) дополняет фразу: «Никто в группе не знает, что я...» Например: «Никто в группе не знает, что я сегодня не услышал звонок будильника», или «Никто в группе не знает, что больше всего на свете я люблю соленые огурцы», или «Никто в группе не знает, что мне снилось сегодня ночью... И я никому не скажу!».

Можно предложить участникам и другие фразы для дополнения:

«А сегодня я лучше, чем вчера, потому что...»;

«Я очень рад тому, что я...»;

«Я готов горы свернуть, потому что...»;

«Мы все сегодня будем...».

Важно, чтобы фразы носили позитивный или шуточный характер; их продолжение не должно вызывать у участников каких-то особых затруднений, грустных мыслей или чрезмерно глубокой рефлексии.

«РЕЦЕПТ ХОРОШЕГО ДНЯ»

Для этого упражнения потребуются рецепты приготовления вкусных блюд. Тренер может подготовить карточки с рецептами самостоятельно или попросить участников захватить их из дома. Рецепты должны быть аппетитными и включать не меньше 7-8 ингредиентов.

Участники разбиваются на подгруппы по3- 4 человека, каждой из подгрупп методом жеребьевки достается один из рецептов.

Рецепт должен быть итогом коллективного творчества и устраивать всех членов подгруппы.

В состав рецепта может входить все что угодно. Клаус Фопель приводит в качестве примера такой рецепт: «Берем 20 интересных участников, килограмм обязательности, сто граммов опыта, обильно сдабриваем все это любознательностью, добавляем щепотку духа противоречия...»

На подготовку рецепта подгруппам дается 10 минут; после того как все рецепты будут сформулированы, они зачитываются всем участникам.

В ходе обсуждения игры тренер может сделать акцент на том, что какие-то «ингредиенты» повторялись у всех или у большинства групп(естественно, что «участники» как ингредиент не учитываются - они, скорее всего, будут у всех групп. А если вдруг не будут - это вполне

может стать предметом заинтересованного обсуждения). Или на пропорциях этих ингредиентов.

В конце дня можно вспомнить детали этой игры. Скажем, проанализировав, какой из рецептов оказался самым похожим на то, что реально происходило в группе. Или каким-то образом приготовить прямо на заключительном шеринге блюдо, напоминающее этот рецепт.

«ЗДРАВСТВУЙ, УВАЖАЕМЫЙ...»

Упражнение идеально подходит для второго дня тренинга. В процессе его выполнения участники имеют возможность еще раз повторить имена всех присутствующих, что бывает актуально в больших группах даже на второй-третий день. Также упражнение настраивает участников на командную работу, помогает сконцентрировать внимание на том, что происходит в группе.

Упражнение выполняется по кругу. Задача первого участника- поздороваться со своим соседом справа, сказав ему: «Здравствуй, уважаемый... (имя соседа)» и выполнив какое-либо

движение (жест). Следующий участник здоровается со своим соседом справа, повторяет жест, с которым обратились к нему, и добавляет свой жест. Сложность задания заключается в том, что жесты не должны повторяться.

Это упражнение, так же как и предыдущее, хорошо проводить на второй день тренинга. Оно дает участникам возможность быстро включиться в тренинговую работу и получит дополнительную информацию друг о друге. Но предлагать его группе можно только тогда, когда тренер уверен, что все запомнили имена друг друга. Смысл этого упражнения теряется в том случае, если участники тренинга давно знакомы друг с другом. В многочисленных группах желательно разбивать участников на две команды.

Один участник отходит от всех остальных на некоторое расстояние и поворачивается к ним спиной. Участники в произвольном порядке задают добровольцу любые интересующие их вопросы, на которые тот должен ответить, но перед этим назвав имя участника, задавшего вопрос. То есть задача ведущего игрока - по голосу определить того, кто говорил, и ответить на его вопрос. Это сложнее сделать, если доброволец не знает, где кто находится, и не может ориентироваться по направлению звука.

«ЧТО НОВОГО?»

Это упражнение можно проводить в начале нового дня тренинга. Оно помогает настроиться на работу, вспомнить, что происходило в группе вчера, а также учит участников быть более внимательными друг к другу.

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий просит всех в течение трех минут внимательно посмотреть друг на друга, обращая внимание на то, как выглядит сегодня тот или иной человек, в каком он настроении, как себя проявляет. Через три минуты участники должны, кидая мяч кому-либо из участников, сказать, что нового по сравнению со вчерашним днем они увидели в этом человеке. Ведущий следит за тем, чтобы мяч побывал у каждого участника.

После выполнения упражнения можно расспросить участников, насколько то, что они слышали, соответствовало их собственным ощущениям, переживаниям и т. д.

Как вариант можно просить участников, перекидывая мяч, повторять какую-нибудь фразу, которую произносил вчера участник.

Эта веселая разминка хорошо вписывается в тренинг командообразования. Она может использоваться в начале работы или после обеда и на тренингах других тематик, когда нужно создать атмосферу сотрудничества.

Все участники стоят в одном большом кругу и держатся за руки. Тренер говорит, что сейчас он запустит волну, а участники должны будут передать ее по кругу. «Волны» могут быть разными. Ведущий или просто поднимает руку с рукой своего соседа, или пожимает ее, или

делает какое-то другое движение, например сплетает пальцы своей руки и руки соседа в замок. Задача каждого участника- максимально точно и быстро передать полученное движение дальше.

Когда у игроков получается выполнять движения без ошибок, тренер запускает еще одну волну в ту же или в противоположную сторону.

Это упражнение можно организовать и как командное соревнование. Участники делятся на две группы, каждая команда выстраивается в ряд и берется за руки. Все должны быть расположены так, чтобы ведущий мог взять за руку первого участника каждой команды.

Участники, находящиеся в противоположном от ведущего конце це, п ои его команде передают своему соседу определенное движение, тот передает его своему соседу и так дальше. Команда, в которой движение дошло до ведущего быстрее, получает очко за скорость. Также команды получают очки, если их движение во время пути не изменилось и дошло до ведущего таким же, каким было в начале. Перед тем как начать игру, ведущий должен раздать первым игрокам карточки, на которых написано, какие движения нужно передавать. Движения могут быть любыми, например: однократное сильное рукопожатие, двойное слабое пожатие руки и т. п.

«РАЗГОВОР РУКАМИ»

Эта разминка способствует установлению более

доверительных отношений

в, группе

помогает участникам преодолеть барьеры в общении, улучшает атмосферу на тренинге.

Для выполнения задания участникам необходимо образовать два, кругавнутренний

внешний, и встать лицом друг к другу. Число человек в каждом круге должно быть

одинаковым, чтобы все участники образовали

пары. Если в группе нечетное

участников, тренер принимает участие в упражнении.

Задача участников - пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:

участники только что встретились и рады видеть друг друга;

участники ссорятся;

один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

один пытается поддержать, подбодрить второго.

После выполнения упражнения нужно обязательно обсудить с участниками, какие чувства возникали в процессе игры; на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно; было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера; с кем из участников было легче всего общаться.

«ПУТАНИЦА»

Данное упражнение сплачивает группу, но так как в нем предполагается довольно тесный физический контакт, использовать его надо с большой осторожностью.

Участники образуют тесный круг и протягивают вперед руки. По команде ведущего каждый должен взять за руки двух игроков, при этом желательно не браться за руки с теми, кто стоит рядом. Далее тренер предлагает участникам«распутаться», то есть, не разнимая рук, выстроиться в один или несколько кругов. Обычно ведущий участвует в этом упражнении наравне со всеми, но активного влияния на процесс распутывания не оказывает.

Часто у участников возникают сомнения в том, что эта задача решаема. На самом деле распутаться можно всегда. В итоге игры может оказаться несколько кругов; возможно, некоторые участники будут стоять лицом в круг, некоторые - спиной. Но в любом случае решение будет найдено.

После выполнения упражнения можно спросить участников о том, что им помогало справить с задачей, что можно было бы сделать, чтобы решить ее быстрее. При обсуждении важно подчеркнуть, что залог успешного выполнения этого задания- доброжелательное отношение друг к другу, постоянная ориентация в ситуации и генерирование оригинальных идей.

«ПЕРЕДАЙ ПРЕДМЕТ»

Эта веселая разминка хорошо подходит для начала нового дня тренинга. С одной стороны, она вызывает много положительных эмоций, а с другой - помогает настроиться на групповую работу, повышает концентрацию внимания. Кроме того, она дает участникам возможность проявить креативность и нестандартность своего мышления.

Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.

«И РАЗ, И ДВА, И ТРИ...»

Это упражнение усиливает групповую сплоченность, включенность участников в работу, концентрацию внимания и наблюдательность.

Все участники стоят в кругу. По команде ведущего «раз» каждый начинает выполнять любое движение, желательно не очень сложное. По команде «два» все перестают делать свои

движения и начинают повторять те движения, которые перед этим делали их соседи справа. На счет «три» участники опять меняют движение и выполняют движения соседа справа, которые тот начал делать по команде«два». Таким образом, движения как бы идут по кругу.

Когда ведущий назовет число, равное числу участников в

группе, движения должны

Цель: развитие доверительной атмосферы между учащимися.

Задача: сплотить группу.

Участники сидят в кругу, где не хватает одного стула. Водящий находится в центре круга, даётся команда: “сейчас поменяются местами все те, у кого…”. Называется любой признак: цвет волос,одежда, день рождения и т. д. Нельзя меняться с соседом слева и справа. Водящий должен успеть сесть на освободившийся стул. Кто остался без места, тот и водит.

2. Игровое упражнение: “Привет!”

Цель: развитие доверительных отношений между учащимися.

Задача: сближение участников группы друг с другом.

Участники начинают ходить по комнате. Им предлагается поздороваться с каждым из группы за руку и при этом сказать “Привет! Как твои дела?”.Говорить нужно только эти слова и больше ничего.Здороваясь с кем-либо из участников, можно освободить свою руку только после того, как другой рукой вы начнёте здороваться с кем-то ещё.Имыми словами, необходимо быть непрерывно в контакте с кем-либо из группы и поздороваться со всеми членами группы.

Игру можно использовать и в конце занятия,заменяя приветствие прощанием: “Спасибо!” или“Спасибо, с тобой было так хорошо работать сегодня”.

Приложение 1

Приложение 2

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Пословицы о дружбе:

    Дружбу топором не разрубишь

    Дружба от недружбы близко живёт

    Для друга нет круга. Для друга семь вёрст не круг.

    Для друга всё не туго (не тяжело, не скучно)

    Без друга – сирота, с другом – семьянин

    Нет друга, так ищи; нашёл, так береги

    Без беды друга не узнаешь. Друг познаётся в несчастии.

    Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.

    Старый друг лучше новых двух.

    Новых друзей наживай, а старых не утрачивай

    Не держи сто рублей, держи сто друзей.

    Друг денег дороже. Друга за деньги не купишь.

Краткий список художественных литературных произведений , которые можно использовать для выставки или обсуждения в ходе беседы:

    Фраерман Р. И. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви».

    Алексин А. Г. «Прости меня, мама…»

    Голявкин В. В. «Тетрадки под дождём»

    Железников В. К. «Чучело»

    Осеева В. А. «Динка», «Динка прощается с детством».

    Гайдар А. П. «Чук и Гек»

    Драгунский В.Ю. «Тайное становится явным»

Классный час в 3 классе

Тема: «Поговорим о дружбе»

    выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;

    способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;

    содействовать формированию дружного коллектива.

    Подготовительная работа: чтение книг о дружбе,

    поиск пословиц и поговорок,

    классный конкурс рисунков на лучшее иллюстрирование пословицы или поговорки.

Оборудование:

Скотч, ножницы, клей, Листы бумаги формат А4, цветные карандаши, цветная бумага.

Рисунки человечков, солнышко (7), облако (7), цветок (7), сердечко (7), грозовая туча (1). Карточки с номерами команд и сигнальными картинками.

Ход занятия:

    Вступительная беседа.

Учитель: Ребята, прочитайте слова, записанные на доске:

ДРУГ, ДРУЖБА, ДРУЖИТЬ

Что вы можете о них сказать? (ответы детей)

Есть ли у вас друг? Тогда вы можете мне сказать, кого мы называем другом?

Зачем нужна дружба?

Как проверяется дружба?

II.Дружба – главное чудо.

Учитель: Дружба – главное чудо. Всегда

С ней любая беда – не беда.

Действительно, дружба – это великое чудо, драгоценность. Недаром русская пословица гласит: «Нет друга – ищи, а нашел – береги».

Возьмите бережно дружбу в ладошки (дети складывают ладошки), и бережно передавайте друг другу. Почувствуйте, какая дружба

    На ощупь?

  1. Как пахнет?

    Какого она цвета?

    С какой погодой ее можно сравнить?

(Учитель записывает выводы детей на магнитной доске).

Дружба подарила нам приятные ощущения.

    Дружба бывает разная.

Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:

Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино,

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски?

Ну, а может быть, молчанье в классе, Если друг плохое совершит? Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит.

Разве это дружба, если кто-то Дроби дома не хотел решать: Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать…

Ну, а может, дружба - это если Друг приятно говорит всегда, Речь свою пересыпая лестью, И не скажет резкость никогда?

Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно?

Ну а всё же, что обозначает Это слово? Значит что оно?

Дружба - это если друг твой болен И не может в школу приходить, - Навещать его по доброй воле, Школьные уроки приносить, Терпеливо объяснять заданья, На себя взять часть его забот. Отдавать ему своё вниманье Дни, недели, месяц или год...

Если друг твой что-то, к сожаленью. Плохо сделал или же сказал, Надо честно, прямо, без сомненья Правду высказать ему в глаза.

Может быть, понять он всё не сможет, Может быть, обидится он вдруг. Всё равно сказать ты правду должен, Ведь на то и нужен лучший друг.

Дружба в радости и дружба в горе. Друг последнее всегда отдаст. Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит, Тот, кто не обманет, не предаст.

Дружба никогда границ не знает, Нет преград для дружбы никаких. Дружба на земле объединяет Всех детей - и белых, и цветных.

Дружба - это если пишут дети Письма детям из другой страны. Дружба - это мир на всей планете Без сирот, без ужасов войны.

Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?

Учитель: А с чем вы не согласны?

    Дружба, эгоизм, бескорыстие.

Учитель: однозначного ответа на все эти вопросы не существует.

Разговор о дружбе мне хотелось вести, как говорится, “от обратного”.

Понятие противоположное дружбе – эгоизм.

Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.

На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.

Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.