Технология укладки железобетонных труб. Монтаж железобетонных и бетонных безнапорных трубопроводов. I этап: подготовка поверхности




Технология монтажа наружных трубопроводов во многом зависит от их назначения и вида прокладки, мате-риала труб, их диаметра, толщины стенок, длины труб, нали-чия на них готовой изоляции и ее вида (или ее отсутствия), а также от обеспеченности строительства монтажными элемен-тами (трубными секциями, плетями) и других условий.

Монтаж трубопроводов из любых видов труб (или их сек-ций) сопряжен с необходимостью соединения их в непрерыв-ную нитку. Трубопроводы на трассе собирают (монтируют) из отдельных элементов (труб) сравнительно небольшой длины, в связи с чем приходится заделывать или сваривать большое чис-ло стыков. Это замедляет и удорожает прокладку трубопрово-дов. Несколько облегчает прокладку трубопроводов предвари-тельное укрупнение труб в звенья или секции из двух-трех и большего числа труб.

Прокладка трубопроводов заключается в установке и сбор-ке на трассе монтажных узлов - труб (или их секций, плетей), фасонных частей, компенсаторов и арматуры - в проектное положение. При этом чем крупнее монтажный узел, тем мень-ше монтажных стыков и легче сборка трубопроводов. Узлы комплектуют и испытывают, а также покрывают слоем изоляции или окрашивают на трубозаготовительных базах. Инду-стриальная технология прокладки трубопроводов предусмат-ривает централизованную заготовку монтажных элементов и узлов, доставку их в готовом виде на трассу, предварительную подготовку оснований и опорных конструкций к укладке, по-точную сборку трубопроводов.

Состав и последовательность рабочих процессов при проклад-ке трубопроводов зависят от типа применяемых труб (металли-ческие и неметаллические), а также от условий их прокладки (в стесненных городских или полевых условиях, на ровной или пересеченной местности, при наличии или отсутствии естест-венных или искусственных преград и т.п.).

Работы при прокладке трубопроводов обычно осуществляют в несколько этапов, выполняемых последовательно: проверка качества труб; опускание труб в траншею; центрирование и ук-ладка их по заданному направлению и уклону, закрепление труб на месте; заделка стыков с проверкой их качества; испыта-ние и приемка.

Проверка качества труб обычно выполняется дважды - на заводе-изготовителе (по установленной методике, иногда с ис-пытанием их на стенде) и непосредственно на трассе перед их укладкой в траншею. На трассе практически все поступающие трубы подлежат осмотру и проверке их качества. Это крайне необходимо, потому что использование при монтаже трубо-провода, особенно напорного, хотя бы нескольких или даже одной некачественной трубы приведет к разрывам и авариям в месте их укладки. Устранить их очень трудно, так как это требу-ет остановки эксплуатации водовода и разрытия траншей. При авариях на водоводах из раструбных чугунных или железобе-тонных труб замена некачественной трубы очень затрудни-тельна. Если в таких случаях невозможно исправить дефекты некачественной трубы в траншее, приходится ее разрушать (что также нелегко) и удалять, а на ее место укладывать «встав-ку», чаще всего из стальной трубы, поскольку уложить такую же раструбную трубу практически невозможно. Если удается исправить недостаток и включить в работу трубопровод, то «вставка» всегда будет слабым местом из-за быстрой коррозии стальной трубы.

На трассе поступающие трубы принимают по документам (сертификатам, паспортам) заводов-изготовителей, подтвер-ждающих их качество. Однако в трубах могут возникнуть де-фекты вследствие неправильной их погрузки, перевозки и раз-грузки. Поэтому перед укладкой в траншею трубы тщательно осматривают, проверяют их фактическое качество и отбрако-вывают при обнаружении серьезных и неисправимых дефек-тов. Не допускается укладывать трубы с трещинами, отколами кромок и раструбов, большими отклонениями от окружно-сти, т.е. с овальностью, и другими серьезными дефектами. По-верхность используемых для устройства стыков труб резиновых манжет и колец должна быть гладкой, без трещин, пузы-рей, посторонних включений и дефектов, снижающих их эксплуатационные свойства.

Опускание труб в траншею ведется при помощи кранов, а также специальных грузозахватных приспособлений. Вручную опускают лишь легкие трубы (небольших диаметров), исполь-зуя мягкие канаты, полотнища и т.п. Категорически запреща-ется сбрасывать трубы в траншею. Опускать трубы в траншею с пологими откосами без креплений сравнительно легко, эф-фективность опускания зависит лишь от правильного выбора схемы укладки труб и типа монтажного крана. Сложнее опус-кать в траншею трубы при наличии креплений с поперечными распорками. Трубы при этом укладывают с последователь-ным снятием и установкой распорок. Все это замедляет и ус-ложняет процесс укладки труб, увеличивает его трудоемкость и удлиняет срок строительства. Чтобы ускорить и обезопасить этот процесс, применяют крупноразмерные крепления с вер-тикальными щитами, горизонтальными прогонами и распор-ными рамами, располагаемыми через 3-3,5 м.

Укладку труб при этом ведут по двум схемам. При первой схеме процесс выполняют двумя потоками. Вначале трубоук-ладчики с помощью крана укладывают трубу на дно траншеи и продолжают работу по окончательной выверке и временному ее закреплению, а затем монтажники с помощью компрессора и пневмомолотков зачеканивают стыки трубы. При второй схеме процесс выполняют тремя потоками, используя два крана. Причем один из них опускает трубу и продолжает рабо-ту со звеном монтажников по выверке и временному закреп-лению трубы, а второй - дублирует все эти процессы по ук-ладке следующей трубы (второй поток); третий поток по зачеканке (заделке) стыков труб выполняется, как при первой схеме. Легкие трубы в траншеи с креплениями опускают с по-мощью средств малой механизации или вручную. Опускать трубы или секции следует при строгом соблюдении правил безопасности.

Укладку труб по заданному направлению и уклону (рисунок ниже) между двумя смежными колодцами выполняют в основном по переносным (ходовым) визиркам, штырям-маякам или с по-мощью уровня. Ходовые визирки применяют при зачистке дна траншеи до проектной отметки. При укладке напорного трубо-провода на зачищенное дно траншеи выравнивают (нивелиру-ют) верх труб, для чего применяют визирки без выступов вни-зу, устанавливаемые на верх труб. Поэтому длину такой визир-ки уменьшают на величину внешнего диаметра труб.

Укладка труб по заданному направлению и уклону

1 - обноска; 2 - визирка постоянная; 3 - визирка ходовая

Для укладки самотечных канализационных труб по задан-ному уклону используют ходовую визирку, у которой внизу на пятке имеется выступ, приклеенный под прямым углом. При укладке труб визирку выступом устанавливают вертикально на лоток трубы. Труба считается уложенной по заданному уклону на проектные отметки, если верх перекладки ходовой и двух постоянных визирок находится в одной плоскости, просматриваемой невооруженным глазом. Прямолинейность укладки труб проверяют нитяными отвесами, подвешенными на осе-вую проволоку (причалку). После установки обносок и поло-чек с помощью нивелира определяют отметки полочек На кон-цах укладываемого участка.

Линия, соединяющая точки между центрами постоянных визирок на обносках, имеет тот же уклон, что и уклон трубо-провода. Эту линию называют линией визирования. В трубы больших диаметров вставляют шаблон с отмеченной осью тру-бопровода, что облегчает их укладку в заданном направлении. Для ускорения работ применяют инвентарные металлические переносные обноски-визирки. Для более точного соблюдения проектного уклона лотка трубопровода применяют визуаль-ный способ наклонного луча нивелира или лазерного луча (визира). При последнем способе используют лазерный нивелир, который устанавливают в начале участка.

Самотечные трубопроводы по заданному уклону можно ук-ладывать и с помощью уровня. Правильность укладки трубо-провода по заданному направлению и уклону окончательно проверяют перед засыпкой труб и колодцев путем нивелирова-ния дна лотков труб и колодцев, т.е. выполняют исполнитель-ную съемку. Разность отметок между дном колодцев и лотком в отдельных точках трубопровода не должна отличаться от про-ектной более чем на строительный допуск. Прямолинейность трубопровода между колодцами проверяют с помощью зеркал, отражающих луч вдоль его оси.

Закрепление труб на месте после их укладки выполняют ли-бо присыпкой грунтом, либо с помощью клиньев (например, при укладке тяжелых труб больших диаметров на бетонные ос-нования).

Заделка стыков производится при устройстве напорных и безнапорных трубопроводов из коротких бетонных, железобе-тонных, чугунных, асбестоцементных и керамических труб (раструбных или гладких на муфтовых соединениях). Стыки напорных труб обычно заделывают резиновыми кольцами или манжетами, а самотечных - просмоленной прядью, асбестоце-ментной смесью и т.п. (рисунок ниже). Стыки стальных труб сварива-ют, а пластмассовых - сваривают или склеивают.

Герметичность и водонепроницаемость раструбных стыков чугунных трубопроводов достигаются заделкой раструбной щели пеньковой просмоленной или битуминизированной прядью с последующим устройством замка из асбестоцемент-ной смеси, удерживающего прядь от выдавливания гидравли-ческим давлением. Иногда вместо нее применяют цементный раствор и в исключительных случаях - свинец. В последнее время используют мастики-герметики. При заделке стыков са-моуплотняющимися резиновыми манжетами устройство зам-ков не требуется.

Стыки железобетонных труб

а, б - раструбные; в - фальцевые; 1 - гладкий конец трубы; 2 - асбестоцемент; 3 смоляная прядь; 4 - раструб; 5 - цементный раствор; 6 - резиновые кольца; 7 - цементный раствор или асфальтовая мастика; 8 - затирка цементным раствором

Заделка раструбных стыков прядью. Пеньковую прядь вво-дят в раструбную щель до упора раструба на такую глубину, чтобы осталось место для устройства замка. Поскольку толщи-на жгута из пряди несколько больше ширины раструбной ще-ли, его проталкивают в стык с помощью конопатки, которой жгут вводят в кольцевой зазор сначала от руки, а затем сильны-ми ударами молотка (при ручной чеканке). При механической чеканке жгут уплотняют пневматическим инструментом. Для создания требуемой герметичности стыка в щель обычно закладывают 2-3 жгута, причем так, чтобы захлесты их не совпа-дали по длине окружности. После заделки стыка прядью уст-раивают асбестоцементный замок, укладывая асбестоцемент-ную смесь в зазор слоями-валиками (по 3-4 слоя) и уплотняя чеканками, нанося по ним сильные удары молотком. Заделан-ный стык укрывают на 1-2 суток влажной мешковиной, что создает благоприятные условия для схватывания и твердения асбестоцементной смеси.

Мастиками-герметиками заделывают стыковые соедине-ния раструбных чугунных труб при прокладке напорных ка-нализационных трубопроводов с максимальным рабочим давлением до 0,5 МПа. Чаще всего применяют полисульфидные герметики из герметизирующих и вулканизирующих паст, в которые иногда добавляют асбестовую или резино-вую крошку. Мастики-герметики приготовляют на месте работ за 30-60 мин до их использования. Стыки герметизи-руют с помощью шприцев с ручным или пневматическим выдавливанием мастики или пневматических установок. Герметик в раструбную щель вводят с помощью насадки, ко-торая крепится к наконечнику шприца или шланга пневма-тической установки.

Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в г. Москве

ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА УКЛАДКУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ (1,0-2,5 м) ДЛЯ
БЕЗНАПОРНЫХ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
И ВОДОСТОЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ

ВСН-27-61

Москва - 1962

«Временные технические указания на укладку железобетонных труб больших диаметров (1, 0-2, 5 м) для безнапорных канализационных каналов и водосточных коллекторов» разработаны лабораторией дорожно-мостового и подземного строительства НИИМосстроя (руководитель лаборатории Л. Аксельрод, научные сотрудники В. Сахаров и Г. Мощевитин) и согласованы с Управлением дорожно-мостового строительства Главмосстроя, Управлением водопроводно-канализационного хозяйства и Управлением благоустройства Исполкома Моссовета.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Временные технические указания являются дополнением к «Техническим правилам на проектирование , строительство и приемку в эксплуатацию канализационных трубопроводов в г. Москве» (ТПК-1-57) и предусматривают правила строительства безнапорных канализационных и водосточных трубопроводов из железобетонных труб диаметром от 1 , 0 до 2 , 5. Они обязательны для всех строительных организаций Главмосстроя.

2. Трубы для строительства водосточных и канализационных коллекторов должны отвечать требованиям действующего ГОСТа 6482-53 и технических условий , утвержденных Главмоспромстройматериалами.

3. На стройплощадке трубы принимают по заводским документам , а также по наружному осмотру уполномоченные для этих целей лица.

На каждую трубу завод должен представлять паспорт установленной формы. На внутренней и наружной поверхностях каждой трубы несмываемой краской должны быть четко нанесены следующие маркировочные знаки: марка трубы , дата изготовления , наименование завода-изготовителя , штамп ОТК.

Трубы должны быть забракованы , если они не отвечают действующим техническим условиям.

Особо следует обратить внимание на недопустимость:

а) изломов и трещин , проходящий через всю толщину стенки ствола трубы или раструба;

б) на концах труб более двух околов длиной более 5 см по образующей или окружности трубы;

в) раковистого строения бетона, указывающего на недостаточную его плотность;

г) наличия выступающей из бетона или обнаженной арматуры.

Трубы без маркировки и паспорта принимать не разрешается.

4. Перед укладкой труб выщербины и другие мелкие дефекты, которые не препятствуют применению труб, должна заделать цементным раствором организация, ведущая монтаж.

5. Все строительно-монтажные работы по укладке труб выполняются в соответствии с требованиями «Технических указаний на производство и приемку работ по устройству наружных трубопроводов водоснабжения и канализации» (СН-161-61), указаниями «Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ» Госстроя СССР (1958 г.) , «Инструктивных указаний по технике безопасности при производстве подземных работ» Главмосстроя (1958 г.).

Геодезические работы при разбивке трассы и монтаже труб следует производить только проверенными инструментами, имеющими паспорта и справки о дате последней проверки.

II. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

6. Разработка и приемка траншей и котлованов должны производиться в соответствии с техническими правилами производства земляных и буровзрывных работ (СНиП, ч. III), а также настоящими Техническими указаниями.

7. Ширина траншеи по дну для труб диаметром 1 м при глубине траншеи до 3 м (с креплением и без крепления) принимается равной внешнему диаметру плюс 1,0 м*; при глубине более 3 м и креплении стенок траншеи на каждый метр глубины добавляется к ширине траншеи по 0,2 м. Ширина траншеи по дну для труб диаметром более 1,0 м принимается согласно указаниям СН-161-61, § 34 равной внешнему диаметру плюс 1,5 м.

При необходимости устройства дренажных лотков или специальных водоотливных приспособлений, сложных искусственных оснований под трубопроводы, а также наличии вблизи траншеи подземных сооружений ширина траншей определяется проектом.

_________________

* Согласно СН-49-59, часть IV, том 1, глава IV -В-1, п. 76.

8. В грунтах естественной влажности траншеи роют с откосами, либо с креплением стенок.

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых без креплений, должна соответствовать данным, приведенным в .

Таблица 1

Крутизна откоса при глубине

Насыпной грунт и песок

1: 1,25

1: 1,5

1: 0,67

1: 1

Суглинки

1: 0,67

1: 0,75

1: 0,5

1: 0,67

9. Траншеи глубиной до 3 м необходимо, как правило, крепить, руководствуясь указаниями действующих технических условий («Инструктивные указания по технике безопасности при производстве подземных работ», прил. 4, изд. НИИМосстроя, 1958 г.), а глубиной более 3 м - по индивидуальным проектам.

При проектировании конструкций креплений необходимо предусматривать возможность протаскивания труб вдоль траншей.

10. При разработке траншей экскаватором «недобор» грунта допускается на глубину не более 0,2 м; «перебор», как правило, не допускается.

В случае «перебора» на дно траншеи подсыпают слой песка до проектной отметки. Степень уплотнения песка должна быть не ниже коэффициента 0,95.

11. Подчищать дно траншеи до проектных отметок, а также рыть приямки для раструбных и фальцевых стыковых соединений следует непосредственно перед укладкой труб.

Размеры приямков для монтажа стыков соединений труб следующие: длина 1,1 м, ширина D + 1,1 м и глубина 0,4 м,

где D - наружный диаметр раструба или фальца.

После укладки труб приямки засыпают песком и уплотняют. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95

12. Отвалы грунта размещают, как правило, с одной стороны траншеи на расстоянии не менее 0,5 м от бровки.

13. От затопления и размыва поверхностными водами траншеи должны быть защищены отвалами грунта с нагорной стороны, соответствующей планировкой примыкающей территории, а в необходимых случаях водоотводными нагорными канавами, оградительными обвалованиями и др.

14. Разработка траншей ниже горизонта грунтовых вод должна производиться после искусственного понижения уровня грунтовых вод.

15. Искусственное водопонижение при рытье траншеи должно обеспечивать удаление воды при выполнении следующих работ: подготовка естественного или искусственного основания под трубопроводы, зачистка траншей и котлованов, укладка трубопроводов, заделка стыковых соединений, испытание трубопроводов (при незасыпанных траншеях), засыпка траншей.

16. Водоотлив из траншей должен быть организован таким образом, чтобы грунты основания не разрыхлялись восходящим током грунтовых вод.

17. В пучинистых пылеватых, глинистых и суглинистых грунтах дно траншеи следует предохранять от промерзания до укладки труб и непосредственно после укладки или испытания.

Для уменьшения глубины промерзания грунта на объектах, намеченных к строительству зимой, необходимо осенью (не позднее 15 октября) провести вспашку грунта по габаритам траншеи.

Для предохранения основания от промерзания уложенные трубы необходимо сразу засыпать грунтом на высоту не менее 0,5 м над их верхом, а концы труб и колодцы закрывать деревянными щитами.

Примечание . При сухих песчаных и гравелистых грунтах дно траншеи можно не предохранять от промерзания.

18. При рытье траншей в пластичных глинах, а также водонасыщенных грунтах с водопонижением должны быть приняты меры для предупреждения просадок грунта за пределами траншей из-за выноса или оплывания грунта. Необходимо вести наблюдение за просадками сооружений и зданий, расположенных вблизи трассы трубопровода.

Просадки поверхности земли за пределами крепления траншеи не должны превышать 0,5 % ее глубины, при этом их распространение в стороны от траншеи не должно быть более величины, равной глубине траншеи.

III. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ПОД ТРУБЫ

19. В песчаный грунтах устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи (, тип I) производится по шаблону. Поверхность профиля ложа очищается от камней. Не допускается укладка труб на переувлажненное грунтовое основание.

20. При устройстве песчаного основания в глинистых и суглинистых грунтах толщина слоя песка под трубой должна быть не менее 10 см (, тип II).

Тип I

Рис. 1. Устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи:

тип I - в песчаных грунтах; тип II - в глинистых и суглинистых грунтах

21. Монолитные и сборные бетонные и железобетонные основания под трубы выполняются в соответствии с требованиями проекта.

IV. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТРУБ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

22. Железобетонные трубы должны быть разложены вдоль трассы трубопровода в радиусе действия крана, осуществляющего монтаж, на расстоянии не менее 3 м от бровки траншеи

23. В случае невозможности разгрузки труб вдоль трассы они хранятся на приобъектном складе раздельно по диаметрам и заводским маркам.

Трубы диаметром до 1,7 м включительно разрешается хранить штабелями не более чем в два ряда, причем каждая труба должна укладываться на деревянные подкладки. Трубы диаметром свыше 1,7 м хранятся в вертикальном положении.

24. Транспортировать трубы по трассе разрешается на автомашинах либо на волокушах тракторами.

Запрещается перемещать трубы волоком или перекатывать.

25. Трубы диаметром до 1,7 м включительно следует перевозить в горизонтальном положении. Концы труб при перевозке не должны свисать более чем на 0,5 м. Трубы диаметром свыше 1,7 м (до 2,5 м) перевозят в вертикальном положении.

V. УКЛАДКА ТРУБ

26. Трубы укладывают на предусмотренное проектом основание, очищенное от обвалившегося грунта и осушенное.

Примечание . Трубы следует укладывать в соответствии с метками завода, фиксирующими положение лотка и шелыги.

27. Подтаскивать трубы к месту укладки и опускать в траншею разрешается тросом, застропованным посредине с наружной стороны трубы, или с помощью специальных захватных приспособлений.

28. Опускать трубы в траншею следует стреловыми кранами, трубоукладчиками или козловыми кранами.

30. Трубы, как правило, следует укладывать снизу вверх по уклону раструбами вперед, причем гладкий конец трубы вставлять в раструб уже уложенной, а гребень фальцевых труб - в паз уложенной трубы.

31. Перед стыкованием внутренние и наружные поверхности концов труб должны быть очищены от льда, снега, грязи и наплывов раствора и бетона.

Трубы на прямом участке должны быть центрованы так, чтобы в любом месте периметра ширина раструбной щели была бы не менее 10 мм, а зазор между гладкими концами и упорной частью раструба - не более 15 мм.

VI. ЗАДЕЛКА СТЫКОВ

32. Заделка стыков труб должна вестись с отставанием от места укладки не менее чем на 2-3 трубы.

33. Заделка стыков раструбных железобетонных труб для канализации должна начинаться с конопатки раструба на половину его глубины с внешней стороны трубы двумя витками просмоленного каната или пряди с последующей чеканкой увлажненной асбоцементной смесью со стороны торца раструба. С внутренней стороны трубы раструб заделывают цементным раствором (, а) состава 1 : 3.

При заделке стыков раструбных железобетонных труб для водостоков вначале конопатят кольцевой зазор на половину его глубины просмоленным канатом или прядью. С внутренней и наружной стороны труб зазоры заделывают и затирают цементным раствором состава 1:3 (по весу) без чеканки (, б). Внутренняя поверхность заделки должна быть ровной и гладкой.

34. Просмоленным канатом (ГОСТ 483-55) трубы конопатят с наружной стороны. Эту операцию можно выполнять пневматическими чеканочными молотками Р-1, Р-2 и Р-3 или вручную (с помощью чеканки и молотка весом 0,5-1,0 кг).

35. Асбоцементной смесью раструбы заделывают слоями толщиной не более 20 мм с расчеканкой каждого слоя в отдельности. Уплотнять асбоцементную смесь можно пневматическим чеканочным молотком Р-1 или вручную, начиная с нижней части трубы. Раструб заполняется асбоцементом заподлицо с торцом.

Допускается величина поступления или утечки воды в сутки в м 3 на 1 км длины трубопровода при диаметре в м

Железобетонные трубы


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сортамент железобетонных труб больших диаметров, изготавливаемых управлением Главмоспромстройматериалы (на 1962 год)

Завод-изготовитель

Внутренний условный диаметр, мм

Внутренний фактический диаметр, мм

Тип трубы

Толшина стенки, мм

Длина, мм

Тип соединений

Вес трубы, т

Примечание

Московский завод железобетонных труб (Филевский)

Нормальной прочности

4, 2

Повышенной прочности

5, 0

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Повышенной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Нормальной прочности

Примечание . Адреса:

Московского завода железобетонных труб - г. Москва, Г-87, Береговой проезд, дом 2, тел. Г 9-31-23.

ЖБИ № 15 - г. Москва, Ж-88, Ст. Остаповское шоссе, дом 83, тел. Ж 2-56-04.

ЖБИ № 13 - г. Москва, Б-319, Отцевский проезд, дом 9а, тел. Д 7-59-16.

Трубы нормальной прочности предназначаются для укладки на глубину 4 м над верхом трубы, трубы повышенной прочности - на 6 м над верхом трубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Грузоподъемность кранов в зависимости от вылета стрелы

Наименование механизмов

Максимальный вылет стрелы, м

Вылет стрелы, м

Грузоподъемность крана (в опорных домкратах), т

А. Автокраны грузоподъемностью 5 т (К-51, К-52)

Б. Пневмоколесные краны:

грузоподъемностью 10 т (К-102, К-104, Лорейн, Ортон)

грузоподъемностью 25 т (К-252, К-255)

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НОРМАТИВНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
ИНФОРМАЦИИ
« ОРГТРАНССТРОЙ»

МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УСТРОЙСТВО СБОРНОЙ
ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ
ДИАМЕТРОМ 1 м ПОД АВТОМОБИЛЬНУЮ ДОРОГУ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Технологическая карта разработана с учетом прогрессивных методов организации строительства и производства работ, а также методов научной организации труда и предназначена для использования при разработке проекта производства работ и организации работ и труда на объекте.

В технологической карте предусмотрено строительство одноочковой сборной железобетонной трубы диаметром 1 м , длиной 26,28 м под автомобильную дорогу (при высоте насыпи от 4 до 7 м ).

Конструкция трубы принята по «Типовому проекту (501 Ж-5) сборных унифицированных бетонных водопропускных труб для железных и автомобильных дорог» Главтранспроекта, утвержденному приказом МПС и Минтрансстроя от 8 июля 1966 г. № , инв. № 101/1.

Трубу монтируют из сборных железобетонных элементов:

фундамент - из лекальных блоков, укладываемых по щебеночной подготовке;

тело трубы - из звеньев длиной 1 м ;

оголовки с открылками - из отдельных блоков.

Укрепление русла у оголовков в технологической карте не предусмотрено.

Во всех случаях применения технологической карты необходима привязка ее к местным условиям производства работ.

II. УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА

В состав работ по строительству трубы входят:

подготовка строительной площадки;

разбивочные работы;

прием и размещение оборудования, материалов и конструкций на строительной площадке;

устройство котлована под фундамент трубы и оголовки;

устройство щебеночной подготовки;

монтаж, блоков фундамента, оголовков и звеньев трубы;

заполнение пазух котлована грунтом;

бетонирование лотков в пределах оголовков;

гидроизоляционные работы;

засыпка трубы грунтом.

Подготовка строительной площадки

Площадку в зоне строительства трубы (на расстоянии не менее 10 м в каждую сторону от оси трубы) планируют бульдозером с приданием уклонов, обеспечивающих сток воды от трубы.

У выходного оголовка естественное русло расчищают, а у входного оголовка на расстоянии не менее 1,5 м от контура котлована перекрывают русло грунтом и устраивают обводную канаву или обвалование строительной площадки. Эти меры должны обеспечивать полный отвод поверхностных вод от котлована.

Для завоза оборудования, бетонных блоков и материалов бульдозером расчищают и планируют подъездные дороги, обеспечивающие свободный проезд по кольцевой схеме движения.

Разбивочные работы

Положение трубы определяется проектом дороги. Проектная организация должна закрепить в натуре и сдать по акту производителям работ точку пересечения оси дороги с продольной осью трубы, продольную ось трубы, закрепленную четырьмя выносными кольями (рис. ), а также высотный репер.

Промерами по оси трубы намечают контур котлована и обозначают его колышками.

На расстоянии 1 м от границ котлована устраивают обноску из досок или брусьев (рис. ) и обозначают на ней продольную ось трубы и положение оголовков, открылков, секций фундамента.

Обноска по возможности должна быть заглублена в землю для предохранения от повреждений бульдозером или экскаватором.

Последовательность монтажа блоков и звеньев трубы

Стоянка крана

Монтажный номер

Марна элемента (№ блока)

Вес блока, т

Максимальный вылет стрелы, м

Монтаж блоков выходного оголовка (портал и открылки)

Устройство гравийно-песчаной подготовки под выходной оголовок

Укладка лекального блока фундамента

Монтаж конического звена и звеньев трубы

Укладка лекальных блоков фундамента

Монтаж звеньев трубы

Укладка лекальных блоков

Монтаж звеньев трубы

Монтаж блоков входного оголовка

Устройство гравийно-песчаной подготовки под входной оголовок

Установка лекальных блоков фундамента

Монтаж звеньев трубы и конического звена



Монтажники 4 разр. - 1 и 3 разр. - 1 принимают блоки и звенья и устанавливают их при помощи оттяжек и ломиков в проектное положение.

Монтажник 3 разр. осматривает и очищает блоки и звенья, стропует их для подачи в котлован. Монтажник 2 разр. заполняет вертикальные швы лекальных блоков фундамента пескоцементным раствором перед установкой звеньев. После установки и раскрепления блоков оголовков звено в полном составе производит работы по заполнению пространства за портальным блоком и основания под лотки гравийно-песчаной смесью.

Перед установкой последних звеньев трубы монтажник 2 разр. приступает к подливке цементного раствора под звенья трубы при помощи плоской воронки (см. рис. ). Работу он кончает сразу же после установки последних звеньев трубы. Затем переходит на другую трубу.

Рабочие звена изолировщиков, работая по два на каждом оголовке, бетонируют лотки у выходного и входного оголовков. Бетонную смесь доставляют автомобилями-самосвалами и выгружают на песчано-гравийную подготовку, лопатами распределяют ровным слоем и уплотняют поверхностным вибратором. Поверхность свежеуложенного бетона заглаживают терками и засыпают песком. Сразу после устройства лотков рабочие звена засыпают одновременно с обеих сторон пазухи котлована. Грунт надвигают бульдозером Д-271, в труднодоступных местах подбрасывают вручную, а затем лопатами ровным слоем распределяют в пазухах котлована и уплотняют электротрамбовками С-690. Звено изолировщиков выполняет также работы по заделке швов между звеньями и блоками оголовков, устройству оклеечной и обмазочной гидроизоляции трубы, а также засыпку трубы грунтом на высоту 0,5 м .

Два гидроизолировщика 3 и 2 разр. делают из пакли жгуты, окунают их в битум и законопачивают швы между звеньями. Затем они приступают к зачеканке швов изнутри цементным раствором с расшивкой швов. Работы они ведут от середины трубы к краям, устанавливая под верхнюю часть каждого шва легкие переносные кружала (см. рис. ), поддерживающие раствор в шве.

Вслед за ними два гидроизолировщика 4 и 2 разр. устраивают оклеечную изоляцию швов. Для этого один раскраивает полотнища из битуминизированной ткани на полосы шириной 25 см , в это время другой рабочий подносит мастику, подливает на стык тонкой струей из черпака со сливным приспособлением горячую битумную мастику и оба наклеивают битуминизированную ткань.

Это же звено устраивает обмазочную изоляцию при помощи распылительного агрегата или автогудронатора.

Засыпку трубы грунтом производит все звено при помощи экскаватора Э-302, оборудованного грейфером. Рабочие послойно уплотняют грунт электротрамбовками С-690.

Машинисты машин обязаны в начале смены (или в начале работы при малом объеме работ) проверить готовность машин к работе, устранить мелкие неисправности, заправить машину горючим и водой, в процессе работы управлять машиной, а в конце смены (или работы) очистить машину и сообщить механику о замеченных недостатках. Машинист крана до начала работ обязан проверить и опробовать такелаж и монтажное оборудование.

V. КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ ТРУДА НА СООРУЖЕНИЕ СБОРНОЙ ВОДОПРОПУСКНОЙ ТРУБЫ ОТВЕРСТИЕМ 1 м, ДЛИНОЙ 26,28 м

Шифр норм и расценок

Описание работ

Состав звена

Единица измерения

Объем работ

Норма времени, чел-ч

Расценка, руб.-коп.

Нормативное время на полный объем работ, чел-ч

Стоимость затрат труда на полный объем работ, руб.-коп.

А. Подготовительные работы

ЕНиР, 2-1-24, № 6а

Планировка стройплощадки бульдозером за 3 прохода по одному следу

Машинист 5 разр. - 1

100 м 2

Повременно

Разбивка сооружения с выноской осей и устройством обноски

2 разр. - 1

чел-ч

Прием инструмента, приспособлений и оборудования и их установка, устройство освещения строительной площадки

Монтажники конструкций: 3 разр. - 1

1 разр. - 1

чел-ч

ЕНиР, 4-4-92, № 1

Разгрузка и сортировка блоков оголовков

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-92, № 3

Разгрузка и сортировка лекальных блоков

ЕНиР, 4-4-92, № 6

Разгрузка и сортировка звеньев трубы

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

Итого

Б. Земляные работы

а) Рытье котлована

ЕНиР, 2-1-15, табл. 2, № 56+д

Разработка грунта II группы бульдозером Д-271 (при перемещении его до 20 м )

Машинист 5 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-10А, табл. 3, № 3з

Разработка грунта II группы экскаватором Э-302 навымет

Машинист 4 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-15, табл. 2, № 56+д, прим. 3, К = 0,85

Перемещение грунта II группы бульдозером Д-271 на расстояние 20 м

Машинист 5 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-31, табл. 2, № 1е, прим. 3а, К = 1,2

Доработка грунта II группы в котловане вручную после разработки его экскаватором и бульдозером

Землекоп 2 разр. - 1

ЕНиР, 2-1-46, № 26, К = 1,2 по 2-1-31, прим. 3б

Зачистка дна котлована в грунтах II группы вручную со срезкой неровностей, засыпкой углублений с уплотнением грунта, проверкой спланированной поверхности по шаблону

Землекоп 2 разр. - 1

100 м 2

б) Засыпка пазух котлована и трубы

ЕНиР, 2-1-15, табл. 2, № 56+д, прим. 3, К = 0,85

Перемещение грунта II группы бульдозером Д-271 на расстояние 20 м

Машинист 5 разр. - 1

100 м 3

ЕНиР, 2-1-44, табл. 1, № 26

Засыпка грунтом пазух котлована вручную с трамбованием

Землекопы: 2 разр. - 1

1 разр. - 1

Применительно ЕНиР, 2-1-45, табл. 3, № 2а, К = 1,2

Трамбование грунта II группы электротрамбовками после обратной засыпки слоями по 15 см

Землекоп 3 разр. - 1

100 м 2

ЕНиР, 2-1-12, табл. 3, № 1в

Засыпка трубы грунтом на высоту 0,5 м экскаватором Э-302, оборудованным грейферным ковшом

Машинист экскаватора 5 разр. - 1

100 м 3

Применительно ЕНиР, 2-1-45, табл. 3, № 1а, К = 1,2

Трамбование грунта электротрамбовками при засыпке трубы слоями толщиной 20 см (66 м 3 : 0,2 м = 330 м 2 )

Землекоп 3 разр. - 1

100 м 2

Итого

Всего по земляным работам

В. Устройство двух оголовков

ЕНиР, 4-4-88, № 56

Устройство гравийно-песчаной подготовки под скосы и лотки оголовков слоями по 15 см (11,8: 0,15 = 79 м 2 )

3 разр. - 1

2 разр. - 1

100 м 2

ЕНиР, 4-4-88, № 4А

Устройство щебеночной подготовки толщиной 0,1 м (1,2: 0,1 = 12 м 2 )

100 м 2

ЕНиР, 4-4-91, табл. 2, № 1б

Установка краном лекальных блоков № 24 весом 1,5 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-94, № 2б

Установка краном конических звеньев № 27 весом 1,3 т

Машинист крана 6 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-93, № 1

Установка краном блока № 35 портальной стенки весом 3 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 2

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-93, № 5

Установка краном блоков № 39п, л откосных крыльев весом 3,1 т

ЕНиР, 4-4-99, № 1

Конопатка швов звеньев с портальными стенками паклей, пропитанной битумом

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-99, № 3

Устройство изоляции стыка

3 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-99, № 2

Заделка цементным раствором швов между коническим звеном и портальной стенкой оголовка

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-97, № 2

Конопатка вертикальных швов между блоками портальной стенки и откосных крыльев оголовка

1 м шва

ЕНиР, 4-4-97, № 4

Заполнение вертикальных швов между блоками оголовков цементным раствором

Монтажники конструкций: 4 разр.- 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-97, № 7

Расшивка швов между блоками оголовков

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-101, № 1

Устройство обмазочной изоляции

Гидроизолировщики: 3 разр. - 2

Итого на 2 оголовка

Г. Монтаж звеньев и труб и устройство фундаментов

а) Секция длиной 2,01 м

ЕНиР, 4-4-88, № 4а

Устройство щебеночной подготовки при толщине слоя 0,1 м

Дорожные рабочие: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

2 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-91, № 1б, табл. 2

Укладка краном лекального блока № 4 фундамента тела трубы весом 1,9 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-94, № 2б

Установка краном звеньев трубы весом 1,1 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 2

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-99 № 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-99, № 3

Устройство оклеечной изоляции стыка

Гидроизолировщики: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-101, № 1

ЕНиР, 4-4-99, № 2

1 м шва

Итого на секцию

Всего на 2 секции

б) Секция длиной 3,02 м

ЕНиР, 4-4-88, № 4а

Устройство щебеночной подготовки при толщине слоя 0,1 м

Дорожные рабочие: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

2 разр. - 1

ЕНиР, 4-4-91, табл. 2, № 16

Укладка краном лекального блока № 5 фундамента тела трубы весом 1,4 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-94, № 26

Укладка краном звеньев трубы весом 1,1 т

Машинист крана 6 разр. - 1

Монтажники конструкций: 4 разр. - 2

3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-99, № 3

Устройство оклеечных изоляций стыка

Гидроизолировщики: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-99, № 1

Конопатка швов звеньев трубы паклей, пропитанной битумом

Монтажники конструкций: 4 разр. - 1

3 разр. - 1

1 м шва

ЕНиР, 4-4-101, № 1

Устройство обмазочной гидроизоляции

Гидроизолировщики 3 разр. - 2

ЕНиР, 4-4-99, № 2

Заделка швов цементным раствором

Монтажник конструкций 4 разр. - 1

1 м шва

Итого

Всего на 5 секций

Всего на 7 секций трубы

Д. Устройство лотков у оголовков

ЕНиР, 4-4-98

Бетонирование лотков у входного и выходного оголовков толщиной 20 см

Бетонщики: 4 разр. - 1

3 разр. - 2

ЕНиР, 17-31, № 1 + 3

Уход за свежеуложенным бетоном

Дорожный рабочий 1 разр. - 1

100 м 2

Итого

Всего на трубу

В том числе: на работу звена № 1 (I цикл)

№№ 1 - 10, 17; 29; 36

Конические звенья № 27

Круглые звенья № 13

Блоки портальной стенки № 35

Блоки откосных стенок № 39л и № 39п

Бетонная смесь М-150

Цементный раствор М-150

Экскаватор, оборудованный обратной лопатой и грейфером

Бульдозер

Передвижная электростанция

Передвижной распылительный агрегат

Поверхностный вибратор

Электротрамбовки

Копальные лопаты ЛКО-1

Подборочные лопаты ЛП-1

Топоры плотничные

Переносные кружала

Пила поперечная

Уровень длиной 1 м

Рулетка РС-20

Стальные шуровки

ЦНИИС Минтрансстроя

Плоские воронки

Стальные конопатки

Емкость для воды

Емкость для битумного лака

Рейки для нивелира

Мастерки (кельмы)

ЖБИ представляют собой сложные инженерные сооружения, которые обрели широкую сферу применения в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве. Сегодня они созданные на базе высокоэффективных технологий ничем не уступают своим пластиковым и чугунным аналогам. Более того, такие изделия привлекают возможность сэкономить в жилом, сельскохозяйственном и промышленном строительстве объектов.

Качественные способны прослужить свыше 70 лет. При этом такие товары не подвержены бактериальному воздействию, не боятся жары, засухи, влаги и морозов. На данный момент они широко применяются в следующих областях:

  • В частном строительстве сооружений;
  • В промышленном производстве оградительных элементов, опор и т.п.;
  • В обустройстве участков;
  • В создании канав, ливневых систем, коллекторов;
  • В изготовлении канализационных отводов;
  • Для создания стоков.

Выбор таких подходящих изделий зависит от назначения, размеров и сложности установки.

Трубы бетонные канализационные раструбные

Современные обладают пропускным диаметром от 100 до 2400 миллиметров. При этом значение данного параметра непосредственно зависит от размеров, назначения и их типа. Еще одной важной их характеристикой считается стойкость к агрессивным средам. Чтобы улучшить это свойство современные производители стройматериалов добавляют в бетонную смесь различные присадки. Такие компоненты позволяют улучшить сопротивляемость к кислотам и щелочам. Собственно по этой причине используют для изготовления не только коммунальных, но и промышленных стоков.

Учитывая широкую сферу применения указанной продукции, становится ясно, что они должны располагать высокой прочностью, чтобы выдерживать линейные нагрузки. Они выдерживают внутреннее давление от 0,1 МПа до 2 МПа.

Выбирая, следует учитывать, что сегодня производители предлагают несколько вариантов стыков. В частности, их можно устанавливать в раструб или в фальцы. При этом сегодня их все можно условно поделить по сфере применения на напорные и безнапорные изделия. Первый вариант изготавливается либо из чистого бетона, либо с примесями полимеров и стальных вставок. Втулки, сделанные из пластика или стали призваны обеспечить большей устойчивостью к агрессивным средам применения.

Разновидности и размеры определяются по ГОСТ 22000-86.

Основные виды бетонных труб

  • ТБПФ;
  • ТБПС.

Типы бетонных труб

  1. Раструбные канализационные со стыковыми соединениями (ТБ).

Такие изделия отличаются тем, что один из их концов несколько расширен. Они относятся к безнапорным. Они предназначены для работы с неагрессивной жидкостью, температура которой не должна превышать 400 градусов. Данные изделия уплотняют при помощи колец, герметика или ударопрочных материалов. Что касается способа установки, то монтаж осуществляется встык. В свою очередь ТБ по государственному стандарту делятся на:

  • Т-цилиндрические;
  • ТБ с резиновыми кольцами и упорным бортиком;
  • ТС цилиндрические со ступенчатой поверхностью;
  • ТФП цилиндрические.
  1. ТБС раструбные канализационные:

Данная разновидность относится к безнапорному типу. Изделия, входящие в состав этой группы, как правило, имеют внутренний диаметр стенок – 400 миллиметров. При этом их длины могут достигать 2500 миллиметров. Чаще всего ТБС эксплуатируют для возведения хозяйственно-бытовых канализационных сетей. Производятся эти разновидности посредством виброгидропрессования. Собственно, применение данной технологии и обусловлены высокие технические характеристики.

  1. ТБФ фальцевые цилиндрические трубы:

Диаметр раструбных такого типа может колебаться от 400 до 2400 миллиметров. При этом их при выборе таких изделия важно учитывать и другие параметры. В частности, если вас интересуют диаметром в 1600 миллиметров, то по несущей способности ТБФ могут иметь 2 марки в зависимости от площади сечения. Этот параметр определяется по высоте засыпания трубопровода. Трубы диаметром свыше 1600 миллиметров используют при высоте засыпки не более 4 метров. Работая с ТБФ очень важно установить основание по всей высоте грунтом, дополненным послойным уплотнителем.

  1. ТБПВ фальцевые трубы с подошвой:

Бетонные фальцевого типа, оснащенные подошвой относятся к безнапорным изделиям, которые применяют для проведения трубопровода под землей. Раструбные решения предусматривают использование специальных муфт, которые предназначены для упрощения установки материалов. К достоинствам ТБПВ следует отнести возможность установки на неровной поверхности.

  1. ТБПС трубы, соединения которых уплотнены резиновыми вставками:

Этот вид производится согласно ГОСТу 20054. Речь идет о цилиндрических раструбных изделиях, имеющих подошву и стыковую поверхность. На их концах имеются специальные втулки, упрощающие монтаж изделий и обеспечивающие конструкции долговечность. Для лучшей устойчивости изготовители дополняют ТБПС специальными резиновыми кольцами.

  1. 6. Труба бетонная в канаву на заезд:

Диаметр таких может варьироваться от 400 до 2400 миллиметров. Поверхность втулочного конца может быть оснащена кольцами с резинкой. Это обеспечивает изделиям большую плотность и износостойкость.

Трубы бетонные канализационные в свою очередь делятся на:

  • трубы бетонные безнапорные
  • трубы бетонные дорожные
  • прямоугольные бетонные трубы

Монтаж бетонных труб — видео


Следует сразу отметить, что установка канализационных труб является сложным процессом, требующим использования специального оборудования, определенных познаний и навыков. По этой причине лучше обратиться к профессионалам, которые имеют опыт в этой работе, чем пытаться самостоятельно произвести монтаж.

При прокладке канализационных сетей следует учитывать, что муфта бетонных конструкций монтируются в изначальное положение так, чтобы торец совпадал с меткой. При этом если изделия оснащаются кольцами с резинкой, то они должны находиться максимально близко к кольцам муфты. Последние, в свою очередь должны находиться в конической муфтовой щели и заходить заподлицо. Чтобы завести их в указанное место следует использовать конопатку.

После выполнения вышеуказанных действий на окончание второй трубы необходимо добавить дополнительное резиновое кольцо. Желательно, чтобы оно размещалось недалеко от торца. После этого при помощи специального инструмента муфту продвигают к стыкуемой трубе строго по направлению. Параллельно этому действию необходимо произвести закатку кольца на первой трубе. По этой причине монтаж канализации необходимо осуществлять группе специалистов. Самостоятельно справиться с этой задачей физически нереально.

После того, как муфта достигнет отметки на другой канализационной трубе в щель нужно поместить второе резиновое кольцо. Это обеспечит должную водонепроницаемость, которая необходима для правильного расположения колец в стыках. Если добиться этого качества не удастся, трубы прослужат не долго.

Размеры бетонных труб

Размеры труб типа Т

D у , мм Тип трубы Размеры труб, мм Масса трубы, т
d i d e d 1 d 2 t l l 1 l 2 l 3 l 4
400 Т40.50 400 500 530 650 50 5000 5100 100 150 75 0,95
500 T50.50 500 620 650 790 60 85 1,4
600 T60.50 600 720 750 890 1,7
800 T80.50 800 960 990 1170 80 5110 110 200 105 3,0
1000 T100.50 1000 1200 1230 1450 100 125 4,8
1200 Т120.50 1200 1420 1450 1690 110 135 6,0
1400 T140.50 1400 1620 1650 1890 7,0
1600 Т160.50 1600 1840 1870 2130 120 145 8,7

Размеры труб типа ТБ

D у , мм Размер трубы Размеры труб, мм Масса трубы, т
d i d e d 1 d 2 t t 1 а l l 1 l 2 l 3 l 4 h h 1 h 2
400 ТБ40.50 400 500 531 684 50 76,5 44 5000 5145 145 365 102 92 11 6 0,95
500 TБ50.50 500 620 651 834 60 91,5 59 5160 160 425 105 107 1,5
600 TБ60.50 600 720 751 934 1,7
800 TБ80.50 800 960 991 1210 80 109,5 482 125 3,0
1000 TБ100.50 1000 1200 1231 1498 100 133,5 590 149 7 4,8
1200 ТБ120.50 1200 1420 1451 1740 110 144,5 69 5170 170 634 115 160 6,3
1400 TБ140.50 1400 1620 1651 1946 147,5 74 5175 175 163 13 7,3
1600 ТБ160.50 1600 1840 1871 2196 120 159 84 5185 185 654 125 178 9,0

Внимание! Трубы, диаметр которых превышает 900 миллиметров, должны оснащаться двойным сварным каркасом. Такие раструбные канализационные трубы из бетона производятся по ГОСТ 6482-88. Относительно установки больших труб, важно, чтобы промежуток между стыками составлял 10-15 миллиметров. Кроме того, стыки должны соединяться качественной прядью из пены.

Конструкция бетонных труб

Как устроена железобетонная труба — конструкция

Если еще несколько лет назад их изготавливали из массивных стенок, оснащенных отводами, то современные аналоги гораздо удобнее и практичнее. Стены современных канализационных труб могут иметь либо раздельный, либо общий фундамент. Все зависит непосредственно от геологических условий, в которых предусматривается эксплуатация продукции.

Для слабых грунтов производят с общим фундаментом, что позволяет существенно уменьшить величину давления. В некоторых случаях для большей эффективности производители делают для общего фундамента обратный свод. В таком случае данный элемент выполняет сразу две важные задачи: обеспечивает отток воды и выступает в роли лотка для протекания. Такие изделия производятся из бутового камня.

Если их необходимо установить на дорогах, которые относятся к низким техническим категориям, лучше использовать изделия, имеющие круглое основание из звеньев. При этом хорошо, если они дополнительно оснащены плоской подошвой. В таких трубах звенья могут иметь отверстие диаметром от 1 до 1.25 метров. Толщина их стенок при этом может варьироваться от 14 до 16 сантиметров.

В устройстве подошвенной части располагается сварная сетка, сделанная из арматуры диаметром до 10 миллиметров. Метал, используемый для изготовления данного элемента конструкции должен относится к классу А-II. Вместе с тем, сегодня существует два типа звеньев:

Единственным недостатком указанных классов является не экономичность. Для прокладки канализации из таких материалов необходимо много бетона. Как правило, указанные трубы монтируются под насыпями. Их высота может достигать до 7 метров.

Следует учитывать, что звенья круглых канализационных труб очень тяжело равномерно разместить на базу фундамента или основания. Чтобы в процессе монтажа не допустить ошибки производители предлагают типовой проект звеньев. Помимо этого, можно задействовать дополнительные сетки, которые позволяют укрепить пяту арматуры.

ГОСТ

Внутренний диаметр

Полезная длина

Минимальная толщина стенки

Глубина раструба

Глубина фальца

Т, ТБ, ТС, ТФ

Т, ТП, ТБ, ТС, ТБП, ТСП, ТФП

2500-3000
(5000)

ТП, ТБП, ТСП, ТФП

Цены и стоимость бетонных труб

Стоимость ЖБИ зависит от производителя и их назначения. Как правило, они обходятся несколько дороже пластиковых аналогов, но привлекают лучшими эксплуатационными характеристиками. К примеру, в канаву она может стоить в зависимости от производителя и диаметра (300-2000 миллиметров) от 3000 до 50000 рублей за единицу.

Таким образом, мы рассмотрели особенности, разновидности и особенности установки канализационных БТ. Подводя итоги, можно отметить, что они обладают рядом преимуществ сравнительно с аналогами, что обусловлено не только их долговечностью, но и относительно доступной ценой.

Железобетонные трубы часто используются для прокладки канализационных и сточных трубопроводов. В отличие от стальных труб, железобетонное изделие проявляет коррозийную устойчивость, способно сохранять внутреннюю гладкую поверхность в течение длительного времени, является диэлектриком и содержит малое количество металла, что значительно снижает стоимость продукции долговечной в эксплуатации.

Монтаж железобетонных труб начинается с доставки продукции на место укладки и раскладка изделий вдоль траншеи. После следует их подача непосредственно к месту укладки. Обычно доставка осуществляется с помощью железнодорожного транспорта до места складирования. Затем на мощных тягачах, которые оборудованы специализированными прицепами, трубы перевозят непосредственно на место укладки.

В самом начале, перед тем как уложить железобетонную трубу, возводится бетонный упор для обеспечения устойчивого положения первым трубам при их состыковке. Перед монтажом отмечают на гладком конце изделия расстояние, на которое будет заведена труба в раструб ранее уложенной части трубопровода. Опуская кранами в траншею, изделия из железобетона укладывают на заранее подготовленное основание. На конец втулки трубы устанавливают резиновое кольцо, после чего железобетонное изделие вводится в раструб уже установленной трубы. Затем производят проверку правильности установки.

После укладки железобетонной трубы производят заделку стыка. Раструбные стыковые соединения труб без резинового кольца заделываются битуминизированной или смоляной пеньковой прядью в сочетании с асбестоцементом. Так же применяется мастики-герметики, которые обеспечивают водонепроницаемость, прочность и эластичность соединения стыка. Фальцевые трубы заделываются цементно-песчаным раствором, битумно-резиновыми прокладками, асфальтовой мастикой и другими материалами. В качестве противоморозной добавки для смесей, которые используются для заделки стыка соединений, используют хлористый натрий, нитрит натрия, поташ и хлористый кальций.

Готовый не засыпанный участок подвергают предварительному испытанию. Если же диаметр трубы довольно большой, подвергаются испытанию только стыковые соединения. После завершения всех этапов монтажа производится засыпка данного участка трубопровода. Затем следует окончательное испытание.

Монтаж железобетонного трубопровода осуществляется с помощью стрелкового крана, который устанавливается посередине трубы, которая подлежит укладке. Железобетонная труба захватывается стропами, и подается раструбами вперед по ходу ведения монтажа трубопровода. Важно придерживаться обязательного условия - нужно подавать трубы против течения жидкости.