Собор святого лаврентия генуя. Кафедральный собор сан лоренцо. Режим работы Сан-Лоренцо




Март 12th, 2013

Кафедральный собор Святого Лаврентия – одна из главных достопримечательностей Генуи , для православных туристов иногда становящаяся главной целью поездки в Италию или паломничества в Лигурию. Но о православных реликвиях – в следующей статье, пока же о самом соборе.

По существующей легенде, именно здесь, в центре Генуи, был убит и погребён Святой Лаврентий, мало известный на территории России, но широко почитаемый в Италии. Найденные во время раскопок раннехристианские захоронения служат весомым доводом в пользу такой версии. Именно факту гибели на этом месте святого обязан собор своим именем.

Строительство кафедрального собора Святого Лаврентия началось в XII веке и продолжалось ни много, ни мало целых три столетия. Результат несомненно таких усилий стоил сполна. Фасад выполнялся в основном французскими мастерами и сегодня поражает сплетением светлого и тёмного мрамора и изяществом рельефов и скульптур.

Над главными воротами можно различить фигуру Христа — Судьи, а снизу – мучения святого Лаврентия , изжаренного, напомню, живьём на железной решётке. Кстати, по одной из версий, падающие в ночь Святого Лаврентия звёзды — ни что иное, как искорки от костра, на котором произошли мучения.

Собор Святого Лаврентия , как сокровищница, полон картин и фресок известных мастеров различных эпох. Приглушённый свет, к сожалению, не позволяет запечатлеть их и разглядеть мельчайшие детали, но тем больше интриги заключает в себе каждый уголок церкви.

Для того, чтобы разглядеть в левом нефе капеллу Святого Иоанна Крестителя с ракой, в которой хранятся частички мощей святого, необходимо опустить несколько монеток в урну справа. На залитом светом возвышении капеллы тут же появятся из тени и полумрака статуи пророков по бокам, мраморный балдахин 1541 года и за ним, у самой станы, рака в виде храма с мощами Иоанна Крестителя.

Справа от капеллы Иоанна Крестителя помещается вход в сокровищницу собора, где хранятся уникальные православные реликвии. О них – речь в следующей статье.

В правом нефе собора, в затемнённом углу, посетители недоумённо останавливаются около предмета, совсем не свойственного для убранства церкви (хотя что уж там, стоит вспомнить …). А именно, около огромного снаряда времён Второй Мировой. В 44-м Генуя значительно пострадала от бомбардировок британских истребителей. Во время одной из служб в кафедральном соборе Святого Лаврентия бомба проломила крышу и… упала на мраморный пол собора, не разорвавшись. Посчитав случившееся чудом Господнем, а храм – Святым местом, священнослужители решили оставить снаряд как символ силы Божьей.

В центральном нефе обратите внимание на свод собора с фреской Лаццаро Тавароне, изображающей святого Лаврентия . Не пропустите также красивейший орган, деревянные хоры и статую Мадонны около центрального алтаря.

На выходе остановитесь на мгновение и поднимите глаза – в тимпане скрыта великолепная фреска начала XIV с Деисусом, где Христос изображён на троне с двумя ангелами по бокам.

Площадь Сан-Лоренцо названа в честь собора, который на ней находится. Этот собор один из самых известных в Генуи. Начнем с менее значимых объектов этой площади, а собор оставим на сладенькое.
Встанем спиной к собору и слева от него по адресу улица San Lorenzo, 17 находится один из дворцов города, пока не занесенных в число мирового наследия ЮНЕСКО. Данное здание дворец Fieschi Sinibaldo, построенный в 1618 году. Его величественный фасад сделан в двухцветную полосу с желтыми ставнями. Маски, размещенные над окнами напоминают дворцах города на улице Balbi. Массивная дверь с гербом наверху и двумя скульптурами напоминает о хозяевах дворца.


Теперь перейдем к осмотру собора. Чтобы сфотографировать собор полностью придется уйти в самый дальний угол площади и отсюда сделать снимок. Отсюда и посмотрим на главный фасад собора.
Сначала немного истории. Собор строился в период между 12 и 14 веками. Причем освящен он был в 1118 году, будучи еще недостроенным. В первой четверти 13 века к собору были пристроены готические порталы, а в 14 веке внутрь здания поместили колонны. Кроме того, одна из башен по бокам фасада достраивалась в 16 веке.
Легенда гласит, что в 3 веке неподалеку от места, где возведен собор, останавливались святой Лаврентий с папой Сикстом II во время своего путешествия в Испанию. После их гибели здесь была возведена небольшая капелла, а позже –церковь. Согласно археологическим раскопкам, проведенным в зоне расположения собора, здесь действительно находится кладбище ранних христиан, которое было основано в древнеримскую эпоху.
Фасад украшают три входных группы. Над центральным входом можно видеть изображение Христа со святым Лаврентием. К фасаду подводит широкая лестница, по бокам от которой установлены два каменных льва работы скульптора 19 века Карло Рубатто. Еще двое львов, но в барельефном исполнении, помещены слева и справа от главного входа на выступающих частях стены. Эти львы были созданы мастерами школы известного итальянского скульптора рубежа 12-13 веков Бенедетто Антелами.
В соборе есть еще два романских портала. Один из них построен около 1130 года на северном фасаде собора, посвящен святому Иоанну и выходит на одноименную площадь. Его украшают рельефы в стиле Космати. Другой портал, содержащий рельефы в пизанском стиле, был построен в середине 12 века и выходит на улицу святого Лаврентия.
Внутрь церкви попасть не удалось, поэтому мимо нас прошел и музей собора. Из интернета получил информацию, что находится музей рядом с капеллой святого Иоанна Крестителя. Интересен он такими реликвиями, как Мощи святого Иоанна Крестителя. Спустившись по лестнице в подземелье, мы оказываемся в помещении, где в ценных реликвариях хранятся честные мощи. При входе стоит небольшая статуя святого мученика архидиакона Лаврентия. В ней, в области сердца, помещены частички его святых мощей.
За статуей священномученика Лаврентия находится чаша из зеленого стекла. Она была привезена крестоносцами из Кесарии, где хранилась в соборе. Крестоносцы решили, что это чаша Святого Грааля, которую, согласно преданию, подарила царю Соломону царица Савская. Соломон хранил чашу у себя во дворце. В период Второго храма она была преподнесена одному из почетных граждан Иерусалима. На тайной вечери из нее при омовении лили воду на руки Иисусу Христу.
В эту же чашу собрали и кровь, сочившуюся из тела распятого Спасителя. Потому-то так и называется чаша: старо-французское слово «грааль» означает «кровь».
Прочитав эту информацию, мы продолжили путь по узким улочкам города.

Кафедральный собор Святого Лаврентия или Кафедральный собор Сан-Лоренцо, Дуомо ди Генуя (Cattedrale di San Lorenzo, Duomo di Genova) - римско-католический собор, расположенный в центре Генуи, на одноименной площади Сан-Лоренцо (Piazza San Lorenzo).

Генуэзский собор является главной святыней Генуи, важнейшим католическим местом поклонения в городе и материнской церковью одноименной архиепархии.

Собор посвящен святому Лаврентию (Сан-Лоренцо).

Первые записи, свидетельствующие о существовании базилики, посвященной Сан-Лоренцо, относятся к 878 году.

Собор был освящен папой Геласием II в 1118 году, когда дуомо еще не был завершен, а фасад отсутствовал. Между двенадцатым и четырнадцатым веками, собор был возведен, а после перестроен, как фундаментальное средневековое здание с некоторыми более поздними дополнениями и реконструкциями. Полноценное строительство собора было закончено в 17 веке.

Алтари, часовни и фрески были возведены между 14 и 15 веками.

Главный фасад собора с тремя выделяющимися порталами 13-го века выполнен в готическом стиле, тогда как некоторые элемента, такие как вторичные ступицы и боковые крыши имеют романский стиль.

Люнет центрального портала представляет барельефы и горельефы, изображающие Христа со святым Лаврентием. Над порталом выделяется большое окно розы.

По бокам лестницы перед фасадом находятся два льва, относящиеся к 19-му веку и две небольшие колонны.

Собор имеет две башни: правая - законченная и высокая, является колокольней, построенной в 1522 году; левая - так и осталась незаконченной (1455 год) и вместо неё сделали лоджию.

60-метровая колокольня является одной из самых высоких колоколен в Лигурии. Автором проекта стал Пьетро Карлоне. В колокольне размещены семи колоколов разного возраста и звучания, но с основной нотой.

Именно две ассиметричные башни стали одной из визитных карточек собора и уже являются его неотъемлемой и необычной частью.

Белые и серые полосы на фасаде собора, сегодня также являющиеся его неотъемлемой частью, в средневековые времена были символ благородства.

Боковой фасад Кафедральный собор Сан-Лоренцо в Генуе. Вид с одной из главных улиц исторического центра Генуи - (Via San Lorenzo).

Интерьер собора имеет базилический план с трансептом и триапсидным хором. Внутреннее пространство делится на три нефа мраморными колоннами и арками в темно-светлых полосах, а также наложенными на них малыми романскими арками из серого камня, относящимися к романскому сооружению (11-12 века).

Центральный неф собора венчает роскошная барочная пресвитерия с главным алтарем. Барочный мрамор, лепнина и позолота были выполнены в 17 веке. Фрески в пресвитерии с 1622 года - Лаззаро Тавароне.

В главной левой часовне расположен алтарь работы Карла Барабино.

Вдоль левого прохода находится богатая часовня Святого Иоанна Крестителя. В часовне находится урна с мощами святого, покровителя города.

В левом трансепте также находится красивый погребальный памятник семьи Сибо, построенный из мрамора в 16 веке. Над памятником расположен Орган с барочным декоративным сундуком.

Правая апсидальная часовня - Капелла Бальби-Сенарега (Cappella Balbi-Senarega), в которой расположен алтарь, разработанный Карло Барабино.

Возле правого прохода можно видеть неразорвавшийся бронебойный снаряд, выпущенный британским военно-морским флотом. Снаряд 9 февраля 1941 года хотя и прорвался через стены собора Святого Лаврентия, но упал невзорвавшимся.

Вход в собор свободный (бесплатный). В стенах собора можно посетить: музей сокровищ собора, стоимость входного билета 6 евро; подняться на башню собора, стоимость - 5 евро, бесплатно для детей до 12 лет.

Вид на площадь Сан-Лоренцо, раскинувшуюся перед центральным фасадом Кафедрального собора Генуи.

Нет другого такого собора, который бы настолько сильно контрастировал бы со своим городом. И действительно, под ногами — грязные портовые улочки и переулки старой Генуи, а поднимешь глаза — строгая громадина колокольни. Удачно вышло, что кампанилу построили только одну (а не две, как планировали), что придаёт дополнительную какую-то строгость. Но больше всего, конечно же, запоминаются его «зебровые», чёрно-белые полоски.

Итак, генуэзский собор Святого Лаврентия (Сан-Лоренцо).

Собор Сан-Лоренцо

Его начали строить в 1100 году выписанные французы, но строительство затянулось на три века. Так что сменялись не только мастера и школы, но и архитектурные стили. Такой неповторимый облик собор получил благодаря смешению романики, готики и Ренессанса.

Генуэзцы очень любят свой собор, а потому рассказывают различные истории, граничащие с выдумками. Например, они считают, что Сан-Лоренцо был основан древнеримского храма постройки VI-V веков до нашей эры. А то в свою очередь — на месте римского кладбища. И якобы археологии во время последних раскопок обнаружили какие-то полуразрушенные дохристианские саркофаги.

По первоначальному плану французские мастера начинали строить храм с двумя колокольнями, равными, но более низкими.

Однако в 1477 году было предложено оставить только правую кампанилу, а левую заменить на лоджию. С последней мог бы выступать епископ перед народом. Так и было сделано. Колокольня получилась в 60 метров высотой и на неё повесили семь колоколов. Автор проекта — Пьетро Карлоне. Это самая высокая колокольня во всей Лигурии.

В 1840 году парадную лестницу к фасаду собора украсили львами руки Карло Рубатто.

История одного снаряда

В ходе Второй Мировой войны Италия выступала на стороне фашисткой Германии, и Генуя была атакована британским флотом в 1941 году (операция «Грог»).

В результате ошибки наводчика военного корабля «Малайя» один снарядов угодил в Сан-Лоренцо, хотя изначально никто и не собирался бомбить признанный памятник архитектуры.

Однако снаряд не взорвался, и собор уцелел. Это любимая история генуэзцев про их собор. И они даже знают почему так получилось. Считается, что в сокровищнице собора хранится сам Святой Грааль. И именно он не позволил разрушить свой «ковчег».

Сан-Лоренцо и его Сокровищница

Сокровищница Сан-Лоренцо полна различными артефактами и реликвиями. Их свозили сюда генуэзские купцы со всей Византии и Ближнего Востока, а потом и возвращавшиеся из Палестинских земель крестоносцы.

Поначалу все предметы хранились в трёх шкафах, и каждый мог подойти к ним и рассмотреть. Однако после Второй Мировой войны было решено перенести их в подземные помещения, которые специально для этого переоборудовали.

Итак, это мощи Иоанна Крестителя и Святого Лаврентия, кисти Анны и Иакова Заведеева, локон Богородицы, частица Креста и блюдо, на котором Саломее преподнесли голову Иоанна Крестителя.

Мощи Святого Лаврентия «запрятаны» в серебряной статуе у входа в Сокровищницу. Их можно разглядеть через специальное отверстие и её груди.

Но самой главной реликвией является, конечно же, Святой Грааль.

Сан-Лоренцо и Святой Грааль

Что такое Святой Грааль? По самой распространённой версии это Чаша, так или иначе связанная с Христом. Во-первых, он мог пить из неё во время Тайной Вечери. Во-вторых, из неё один из апостолов мог лить воду на руки Христа. Чаще всего говорят, что в неё Иосиф Аримафейский собрал его кровь после распятия.

Особую популярность Святой Грааль приобрёл с развитием рыцарского романа, точнее его поздней стадии — артуровского цикла. Кретьен де Труа в стихах излагает, как Персиваль, Рыцарь Телеги, видит Святая Святых христианского мира в замке у Короля-Рыбака.

На полпоколения позже французскому поэту вторит уже немецкий минезингер Вольфрам фон Эшенбах. Так слава о Святом Граале расходится по всей Европе.

Хроники Сан-Лоренцо гласят, что Чашу привёз из Крестового похода в Кесарию Гульельмо Эмбрияко в 1098 году. С тех пор она неотлучно хранится в соборе. Да и собор-то выстроили для её хранения.

На просторах интернета можно найти, что какие-то учёные доказали, что хранящаяся в Сокровищнице Сан-Лоренцо чаша была изготовлена только в IX-X веках, а потому никак не может быть Святым Граалем.

Однако местные жители отметают эту информацию. Что, кстати, несложно, ведь не сообщается ни имён учёных, ни даты проверки, ни института, где проводились исследования, ни методы. В общем, разоблачение оказалось ничуть не достовернее разоблачаемого.

Режим работы Сан-Лоренцо

Собор открыт для свободного доступа каждый день с 8-00 до 12-00 и с 15-00 до 19-00. Вход бесплатный. Съёмка без вспышки разрешена.

Сокровищница доступна в те же часы, но закрыта по воскресеньям. Входной билет стоит 8 EUR. Никаких льготных тарифов не существует.

По этому же билету вы сможете посетить и Епархиальный музей, расположенный между Сан-Лоренцо и Старым Дворцом Дожей.

Кафедральный собор генуэзской епархии Сан Лоренцо (Cattedrale di San Lorenzo) располагается неподалеку от площади Феррари и Герцогского дворца. Его возведение началось в 1110 году на месте погребения Святого Лаврентия и папы Сикста II, которые согласно легендам приняли мученическую смерть вблизи собора. Так это или нет, достоверно не известно, но под основанием крупнейшей ныне в Генуе церкви действительно покоятся стены и фундамент древнеримского храма, а также дохристианские саркофаги, а они прямое доказательство того, что когда-то здесь было кладбище.

Строили собор на протяжении трех веков на деньги, вырученные Генуэзским флотом за участие в Крестовых походах. Само собой, за столь долгий срок собор не раз перестраивали и реставрировали и снаружи, и внутри. Это объясняет смешение трех стилей: ренессанс, готического и романского.

История строительства и архитектурные особенности собора
Художественный внешний вид Сан Лоренцо отличается ассиметричностью: французские мастера, работающие над фасадом в стиле французской готики, планировали возвести на фасаде две колокольни. Однако Giovanni da Gandria предложил на месте незавершенной левой башни сделать лоджию, что и было воплощено в жизнь в 1477 году. В 1522 г. Pietro Carlone была достроена правая колокольня в ренессансном стиле, в ней разместились 7 колоколов. Сегодня эта шестидесятиметровая башня признана второй по высоте в провинции Лигурия.

Фасад собора состоит из трех порталов (трех больших ворот), возведенных в первой четверти XIII и кардинально отличающихся от общего стиля собора. Центральный портал получил название «Ворота Святого Лаврентия». Боковым, менее помпезным, дали имена Святого Готтарда и Святого Иоанна. Все три портала стилистически выделяются, ведь работая над ними, французские мастера пытались внедрить элементы готического стиля.

Полукруглое поле фронтона центрального портала содержит изображение Христа, перед которым стоит Лаврентий. Барельефы боковых порталов украсили львами мастера школы Бенедетто Антелами в 13 веке. В 1840 году были установлены еще два льва (автор Карло Рубатто): они охраняют лестницу, ведущую к порталам.

Облицован собор Сан Лоренцо черным и белым мрамором, выложенным чередующимися полосами.

Внутри собор три нефа, разделенных колоннадами. Колонны и венчающие их части были возведены из полихромного мрамора в 13 веке взамен тех, которые пострадали во время землетрясения. Те же, что сохранились, можно увидеть во втором ярусе: они выполнены из серого камня в романском стиле и датируются 11 веком. В 15 веке над нефом был надстроен купол. Его росписью до 1557 года занимался Галеаццо Алеси. Целиком же строительство было завершено в конце 17 века.

Собор богато украшен фресками, картинами и скульптурами авторства известных мастеров разных эпох. Так, над входом размещается фреска, изображающая Христа в окружении ангелов. На своде между нефом и алтарем располагает еще одна фреска – «Мученичество святого Лаврентия» (Ладзаро Тавароне). Особую ценность представляют фрески 13 и 14 века «Страшный суд» и «Прославление Пресвятой Богородицы».

Главная же достопримечательность Сан Лоренцо – капелла Святого Иоанна Крестителя (15 век), где хранятся частички мощей святого. Местные жители очень горды тем, что во время Первого Крестового похода их предкам удалось привезти их из Палестины (1098 год). В 1327 году святого провозгласили небесным покровителем Генуи. Некоторое время эта православная святыня хранилась в главном зале собора. Начиная с 1465 года, она находится в часовне рядом с алтарем (он украшен фреской-копией «Тайная вечеря»). К сожалению, приложится к ним невозможно: они помещены внутрь престола. Капелла украшена статуями тех времен.

Возле входа в собор, с правой стороны, располагается большой снаряд. Это память о 9 февраля 1941 года, дне, когда вся Генуя была обстреляна британским артиллерийским огнем. 381-миллиметровый бронебойный снаряд, выпущенный из «Малайи», пробил крышу храма, но не разорвался.

Музей кафедрального собора
Собирать ценные артефакты в единую коллекцию начали собирать еще в 12 веке. Их число постоянно росло во многом благодаря пожертвованиям аристократии и купцов Генуи. Однако не все их можно увидеть сегодня: из-за нехватки денежных средств многие были проданы еще до открытия музея. Сокровищница изначально размещалась в трех шкафах ризницы, и каждый посетитель храма мог рассмотреть экспонаты во время службы.

В столь стесненных условиях сокровищница находилась до конца Второй мировой войны. Franco Albini, которого пригласили спроектировать отдельное помещение для размещения актефактов, предложил разместить сокровищницу в подземном помещении храма.

Пол в сокровищнице выполнен из черного морского камня, а стены потолок – из серого камня.

Сегодня в музее хранятся более 500 артефактов, среди которых «Священная чаша» из полупрозрачного материала светло-зеленого цвета. Долгое время реликвию отождествляли с Тайной вечерей, полагая, что из нее пил Христос. На самом же деле ваза сделана из византийского хрусталя примерно в 9-10 веке. Кроме этого, в залах сокровищницы можно увидеть реликварии с прядью волос пресвятой Богородицы, серебряную статую Св. Лаврентия, в груди которой хранятся частички его мощей, крест Заккария с вкраплением дерева креста, на котором был распят Христос, честные руки Иакова Зеведеева и праведной Анны.

Информация для туристов
Как добраться: выйти на станции метро San Giorgio, или доехать автобусом № 42 до Piazza San Lorenzo.
Координаты для навигатора: 44°24"27"СШ, 8°55"53"ВД