Скачать презентацию без регистрации холмогорская роспись. Хохлома презентация на тему. Выполняется легким движением




Хохлома

Слайдов: 32 Слов: 3026 Звуков: 0 Эффектов: 11

Хохлома. Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ! Сказка. Разное рассказывают старики. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Легенда. Такова легенда. Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. - Хохлома.ppt

Роспись хохлома

Слайдов: 20 Слов: 215 Звуков: 0 Эффектов: 33

Урок на тему «хохломская роспись». Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома». В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов. и село Сёмино Ковернинского района. Технология изготовления. 1. Делают грубые бруски-заготовки из дерева 2. Изготавливают «бельё» 3. Грунтуют вапой 4. Сушат и покрывают несколькими слоями олифы. 5. Лужение 6. Художественная роспись. 7. Покрывают лаком 8. Закаливают в печи. Росписи. "Верховая". "Под фон". - Роспись хохлома.pptx

Золотая хохлома

Слайдов: 25 Слов: 672 Звуков: 25 Эффектов: 89

Золотая хохлома. Расписная деревянная посуда. Хохломская роспись. Как создавали посуду. Что такое золотая хохлома. Два типа росписи. Фоновое письмо. Роспись. Азбука хохломской росписи. Откуда пришла эта роспись. Узор «Травка». Декоративные элементы. Проверь свои знания. Работы мастеров. В росписях Хохломы почти нет жанровых сценок. - Золотая хохлома.ppt

Промысел хохлома

Слайдов: 10 Слов: 624 Звуков: 0 Эффектов: 0

Хохлома. Содержание. Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. История. В настоящее время у хохломской росписи два центра. Технология хохломской росписи делится на 3 этапа. Изготовление «белья». После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной. Выделяют роспись «верховую». Сушка. - Промысел хохлома.ppt

Народный промысел хохлома

Слайдов: 22 Слов: 1344 Звуков: 1 Эффектов: 2

Народные промыслы России. Золотая хохлома. Чудо изделия. История развития промысла. Технология выполнения. Инструменты и материалы. Основные цвета. Виды хохломской росписи. Верховое письмо. Фоновое письмо. Характеристика верхового письма. Травинки. Травный орнамент. Роспись «под листок». Роспись «под фон». Эскизы роспись «под фон». Рисунок «кудрина». Рисунок. Эскизы «Кудрина». Современное состояние промысла. Выставки. - Народный промысел хохлома.ppt

Хохломская роспись

Слайдов: 17 Слов: 292 Звуков: 1 Эффектов: 61

Урок по изобразительному искусству. Хохломская роспись. Растительный узор в полосе. Добрым людям на загляденье. Декоративное рисование. Изобразительное искусство и художественный труд. Урок в начальной школе. Тема. Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты, как душа у народа, красива! План урока. I Вступительное слово. «Золотая посуда». II Основная часть. «Волшебный узор». Планирование самостоятельной работы. III Выполнение узора в полосе. IV Итог урока. Анализ работ учащихся. «Золотая посуда». Художественный цех. Хохлома. Народный промысел деревянные изделия название села. - Хохломская роспись.ppt

Узоры хохломской росписи

Слайдов: 28 Слов: 1577 Звуков: 0 Эффектов: 0

Хохломская роспись. Хохлома. Деревянной. Происхождение хохломской росписи. Русские умельцы. Легенда появления хохломской росписи. Истоки народного промысла. Чёрное кружево. Распространение народного промысла. Элементы хохломской росписи. Волшебная красота. Резные ложки. Матрена. Матрешка. Путешественница. Щечки розовеют. Предметы с хохломской росписью. Изделия с хохломской росписью. Жизнь народных традиций. Рамка для фотографий. Машина под «хохлому». Стилизованное кафе. Русские традиции. Чародеи. Композиция описания. Слова-помощники. Оригинальная шкатулка. - Узоры хохломской росписи.ppt

Хохломская посуда

Слайдов: 45 Слов: 2628 Звуков: 0 Эффектов: 0

Хохломская роспись. Хохлома. Художественное наследие росписи. Лебедь большой. Лебедь малый. Набор для вина с графином. Набор для варенья. Набор для меда. Миска большая. Миска средняя. Миска малая. Кружка малая. Кружка. Бочонок. Сахарница. Креманка. Фужер. Рюмка малая. Тарелка. Хохломское блюдо. Набор для специй малый. Набор для специй большой. Набор для вина. Фруктовница. Салфетница. Боченок. Подсвечник большой. Подсвечник малый. Солонка. Кувшин. Подсвечник высокий. Орешница. Орнамент. Сахарница с ложкой. Горшочек для соли. Набор для икры. Ваза. Сухарница. Ложка. Половник. Ковш. -


Урок изобразительного искусства по теме: народные промыслы России

МОУ «Новоржевская средняя общеобразовательная школа»


История развития промысла

Этот художественный промысел возник в 17 веке в

Нижегородском Заволжье вблизи торгового села

Деревянная посуда была распространена на Руси с

давних времен: деревянную ложку или миску можно

было увидеть на столе у боярыни и в избе у

крестьянина. Нарядную посуду окрашивали в яркие,

сочные цвета и расписывали разными красками, порой

золотом или серебром. Но даже самую простую посуду

нельзя было использовать неокрашенной: от горячей

пищи древесина расслаблялась, в ней образовывались

трещины. Поэтому неокрашенную посуду покрывали

олифой – вареным льняным маслом.

Происхождение приемов окраски деревянной посуды в

золотистый цвет без применения золота и сегодня

остается загадкой даже для специалистов…


Нижегородское Заволжье - центр искусства хохломской росписи - край насыщенной истории и самобытной культуры.

Река Узола, вдоль которой расположены

деревни, где родилась Хохлома.



Хохломские изделия (Хохлома)

отличает форма, которая, обладая декоративно-художественной выразительностью, отвечает их назначению и вместе с тем выгодно подчеркивает достоинство и оригинальность с традиционным хохломским письмом


В хохломской росписи применяется оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота.

  • Изделия вытачивают из дерева осины, липы, березы. На этом этапе посуду называют "белье".

Подготовка к покраске

  • Изделие обмазываю льняным маслом
  • Затем покрывают специальным грунтом, в состав которого входит глина.
  • Изделие сушат в печи
  • Шлифуют
  • Обмазывают олифой, чтобы появилась липкая плёнка, к которой легко пристаёт измельчённый порошок металла – полуда (раньше использовали порошок серебра, а сейчас порошок алюминия или олова).
  • Полуду втирают, и предмет становится похож на серебряный.

«БЕЛЬЁ»

ГРУНТ

ЛУЖЁНОЕ ИЗДЕЛИЕ

РОСПИСЬ


Под плёнкой закаленного лака всё, что было в росписи серебряным, становится золотым.

После того как художник украсит изделие орнаментом, на него наносят лак и закаляют в печи (операция повторяется несколько раз). Под влиянием высокой температуры пленка лака, покрывающая роспись, темнеет и приобретает теплый янтарный оттенок, а просвечивающая сквозь нее поверхность дерева, закрашенная серебристым алюминиевым порошком, становится похожей на золото.


Художники рисуют:

Растительные орнаменты :

листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.

Узоры то тянутся вверх, то

бегут по кругу, то извиваются.

В этом разнообразии орнаментов

проявляется фантазия художников.

Зооморфные орнаменты:

диковинные птицы и рыбы.

В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен.


Но самым любимым мотивом

остается орнамент «травка»,

изогнутая, кустиком или

одной былинкой.

«Травку» обычно пишут

красным или чёрным

цветом, она обязательный

элемент хохломской


Самые замысловатые узоры

называются

«кудрина».

Травка превращается здесь в кудрину -завитки, похожие на перья жар-птицы.

«Кудрины» всегда пишутся золотом.


Цветущие кусты и плоды на Руси

Считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи.


Художники не вычерчивают

заранее чётких контуров в

узорах, а для этого

необходимо большое

мастерство, точность руки и глаза.


Для Хохломы характерны две разновидности орнамента: роспись верховая и «под фон».



Инструменты и материалы

Обычные их инструменты - тонкие кисточки, которые они часто делают сами из беличьих хвостов, "ляпушки" (кусочек овечьей шерсти, обмотанный вокруг палочки, или гриб - дождевик) и небольшие баночки с красками.

Хохломская роспись выполняется масляными красками.

Дерево удобный и доступный материал для создания предметов быта.


Основные цвета

  • Красный, да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки - приписок.

  • Особенность верховой росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К верховому письму относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок» (более крупные овальные листочки и мелкие ягодки, расположенные симметрично вокруг стебля) . Иногда травный орнамент дополняют припиской - мелкими простенькими цветами или другими растительными формами: изображением ягод и цветов.

Элементы росписи: узор «травка»

Выполняется легким движением

кончика кисти сверху вниз

Мазки с небольшим плавным

утолщением

Рисуются приемом прикладывания

кисти к бумаге

В виде непрерывной линии

одинаковой толщины, закрученной в спираль

Выполняются с легким нажимом в

середине элемента

«Кустик» - состоит из более простых симметрично

расположенных элементов


Этапы построения травного орнамента


Элементы росписи: узор «Листочки»

Упражнение:

Нарисуй чашу


Элементы росписи: узор «Ягодки»

Упражнение:

Укрась кувшин



Фоновое письмо

или роспись «под фон», заключается в том, что фон вокруг растительных мотивов орнамента окрашивают в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотистых силуэтов.



Процесс фоновой росписи:

  • Наводка - мастер наводит кистью контуры мотивов;
  • Отписка - окрашивает фон вокруг намеченных контуров черной, красной, коричневой или зеленой краской. На поверхности изделия образуются золотистые силуэты орнаментальных мотивов, которые особенно контрастно выделяются на черном фоне.
  • Прорисовка - на листьях рисуют прожилки, на цветах – тычинки, штрихами подчеркивают объемность растительных узоров.
  • Приписка - между листочками и ягодами рисуют тонкие крученые усики, на которые как бы нанизывают крохотные ягодки и листочки.


















Кисть хохломская!

Большое спасибо!

Сказывай сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа, красива,

Ты, как и люди,служишь Отчизне!


1.Бедник Н. Хохлома – Ленинград, 1980

2. www.gold-hohloma.narod.ru

3. www.s-museum.ru

Cлайд 1

Хохлома - странное, веселое слово. В нем и смех слышится, и восхищенное ОХ! И восторженное АХ!

Cлайд 2

Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!

Cлайд 3

Легенда Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Cлайд 4

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. /БЭС,1991.Т.2-768 с., илл./

Cлайд 5

Хохлома Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

Cлайд 6

Из истории хохломской росписи Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Cлайд 7

Цвета хохломы Рисунок Хохлома из древне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.

Cлайд 8

Рисунок хохломы В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Cлайд 9

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!

Cлайд 10

Хохломской орнамент Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.

Cлайд 11

Cлайд 12

Cлайд 13

Процесс производства Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик

Cлайд 14

Cлайд 15

Ложки Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.

Cлайд 16

Шкатулки Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки или тампона. Невесомость и естественность почерка умельца становиться мерой художест- венных достоинств произведения. Претворение в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. На специфику травных узоров влияли и форма посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в хохломе имелись стандартные композиции росписи, часто отвечающие нраву их размеров и формы.

Cлайд 17

Изделия Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Хохлома

Сказка - Как же начиналось это удивительное, хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто полторы тысячи лет назад поселился в лесу за Волгой веселый мужичок - умелец. Избу поставил, стол, да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшеничную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-Жар. Он ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол, откуда пошла на Руси золотая посуда. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить. Издавна делали посуду в лесных Заволжских деревеньках Виноградово, Семино, Куличино, Разводино, Хрящи. Но зовут ее не виноградовской или куличинской, а хохломской. Почему? А вот почему: Стук-бряк! - катят груженые подводы вдоль извилистой речки Узолье. Стук-бряк! - погромыхивает деревянный товар. Везут его в ближнее древнее село-Хохлому виноградовские, разводинские мастера. Оттуда разлетаются Жар-птицами миски да ложки по ярмаркам: - Кому посуда для каши, окрошки? Чудо-блюдо, да чашки, ложки! - Откуда посуда? - К вам приехала золотая Хохлома!

Легенда Давным-давно жил мастер икон, который очень изящно рисовал иконы, но душа художника была в природе, живой жизни. Мастер поселился в глухих Керженских лесах и стал заниматься промыслом: делать чаши, кухонную утварь, украшая их видами природы – цветами, ветками, листьями, травой, ягодами, рыбами, птицами. Слава о мастере быстро разнеслась по земле, у него появились продолжатели его ремесла. Такова легенда.

Хохлома Хохломская роспись, русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. / БЭС,1991.Т.2-768 с., илл. /

Хохлома Посуда Хохломы создаёт ощущение жаркого пламени. Она практична и нарядна. Она поражает своей удивительной красотой. Не случайно Хохлома так любима не только туристами, но и самими россиянами. В моду сейчас постепенно возвращается искусство Древней Руси с ее характерными самобытными элементами. Хохлома – это снова модно и стильно!

Из истории хохломской росписи Близ Нижнего Новгорода, среди заволжских деревень раскинулось большое старинное село Хохлома, расположенное на берегу Волги. Жители села издавна занимались разными ремёслами, в том числе изготовлением деревянной посуды и домашней утвари. На волжские ярмарки приезжали купцы со всех концов Руси и даже иноземцы. Поэтому волжане изготавливали вещи на продажу. Огромным спросом пользовалась их деревянная посуда, расписанная в красные, чёрные и золотые цвета, украшенная стеблями, цветами и ягодами. Золотая хохлома развозилась по всей России. Доходила она и до Средней Азии, Турции, Индии и Европы, заслужив всемирную славу.

Цвета хохломы Рисунок Хохлома издревне привлекал своей красочностью и яркостью. Особенностью рисунка Хохлома является то, что он изображается всегда на черном фоне. Несмотря на это, рисунок Хохлома выглядит праздничным благодаря красным и золотистым узорам, которые наносятся поверх черного фона. Традиции хохломского рисунка пришли к нам в народное искусство с украшениями древнерусских рукописных книг и икон. Хохломские ремесленники расписывали свои изделия только тремя красками. На любом предмете, украшенном хохломским узором, можно увидеть красные ягоды, рассыпанные по черному фону. Яркие пятна ягод кажутся такими сочными и выделяются на черном так четко, что смотрятся настоящими сочными плодами кислой брусники, рябины или клюквы. Ягоды украшены золотистыми стебельками и лепестками. Такой выбор не случаен. Раньше красный цвет считался праздничным и не мог встречаться в повседневной жизни часто. Да и золотистая роспись была дорогим украшением – не каждая невеста могла похвастать таким приданым, и не в каждой семье можно было встретить расписную хохломскую ложку.

Рисунок хохломы В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов. Узоры то тянутся вверх, то бегут по кругу, то извиваются. В этом разнообразии орнаментов проявляется фантазия художников. Но самым любимым мотивом остается орнамент «травка», изогнутая, кустиком или одной былинкой. «Травку» обычно пишут красным или чёрным цветом, она обязательный элемент хохломской росписи. Самые замысловатые узоры называются «кудрины». Травка превращается здесь в кудри-завитки, похожие на перья жар-птицы. «Кудрины» всегда пишутся золотом. Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась. Рядом с листиком трехпалым Земляника цветом алым. Засияла, поднялась, Сладким соком налилась. А трава, как бахрома, Золотая хохлома!

Хохломской орнамент Хохломской орнамент удивителен. Его отличает богатство красок медово-золотого цвета. Орнамент хохломской росписи очень разнообразен и декоративен. Художники передают красоту нашей жизни, которую мы, обычные люди, порой и не замечаем. Яркую осень с ее яркой листвой, красочные цветы, многочисленные разноцветные ягоды. Орнаменты наносятся красными и черными цветами. Листья получаются сочными, кончики листьев тонкими, ягодки на стеблях – спелыми и сладкими, в связи с чем, рисунки получаются легкими, изящными и живыми. Бывает, что мастера по росписи под хохлому, рисуют между травой цветы, птиц и рыбок. Хохломские мастера роспись подчиняют форме предмета (чаше, ковшу, вазе, шкатулке, ложке). Они украшают изделия нарядной росписью, и от этой красоты в наш дом приходит радость, счастье увиденного и умиротворенность. Хохломские мастера делают не только отдельные предметы посуды, но и расписывают мебель для детей. Которой любуются не только дети в своих спальнях и детских садах, но и взрослые люди поражаются умельцам хохломской росписи.

Секреты орнамента

Секреты орнамента

Процесс производства Процесс производства различных изделий расписанных под хохлому (ложки, чашки, подносы, самовары, мебель и другая утварь), не изменился со времени своего зарождения, но все же благодаря современным материалам и некоторым измененным принципам производства, хохломские изделия стали более прочными и долговечными. Этот процесс заключается в следующем. Вначале вытачивается само изделие, которое получается белого цвета. После этого мастера грунтуют изделие, то есть покрывают его раствором глины, после чего умельцы вылуживают его оловом, серебром или алюминием. Затем изделие становиться готовым для росписи, т.е. блестящим и гладким. Далее изделия с нанесенной росписью закрепляются сушкой в печи. Последним этапом является лакировка или сушка под высокой температурой, это зависит от лака. Получаемые готовые поделки устойчивы как к жаре, так и к холоду. Они изящны, красивы, легки как весенний ветерок и ярки как летний солнечный лучик

Ложки Одним из крупнейших специализированных мест производства хохломских ложек может считаться Семенов. Хохломская ложка – один из популярнейших сувениров из России. Это изделие сделано решения задач использования в повседневной жизни посуды изготовленной в домашних. Композиционный орнамент ложки - змеящийся стебель, покрытый травой, где каждое ветвь оканчивается насыщенными ягодами. Воздушная, звучная, расписная ложка радует глаз и будет надежной помощницей и дома, и на природе, и загородом. Ложки, в основном обрабатываются в ручную. Ложки изготавливают в основном из осины, липы, березы, а дорогие – из пальмы и клена. Существует различные виды ложек, например: тонкая, полубасская, ложка для варенья, сувенирная, детская, салатная. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты.

Шкатулки Когда умельцы перешли к занятию на широких поверхностях золотистого фона, выразилась присущая русскому орнаменту тяготение к широте письма, что хорошо видно на расписанных под хохлому шкатулках.. Дерзкий кистевой мазок делается одним из главных составляющих травяного узора. И так и эдак совмещая вытянутые мазки черной и красной краски, большие и маленькие, густые и воздушные, умельцы творили мелодии цветов, травок, деревьев и кустов с роскошной кучерявой кроной. Узор дополнялся мелодией цветов и ягод, наносившихся при помощи пористой губки или тампона. Невесомость и естественность почерка умельца становиться мерой художест- венных достоинств произведения. Претворение в жизнь росписи от руки кистью воспитывало у виртуозов обыкновение легко изменять орнамент. На специфику травных узоров влияли и форма посуды. В ходе работыдля любого вида изделий в хохломе имелись стандартные композиции росписи, часто отвечающие нраву их размеров и формы.

Изделия Характерной чертой хохломских изделий является традиционный рисунок: узорчатая тонкая роспись из вьющихся растений и ягод. Хохломская роспись встречается практически на всех предметах домашнего и кухонного обихода. Самовары и ложки, ушата и миски – изделия, какими пользовалась русская крестьянская семья и которые находились всегда под рукой заботливой хозяйки – именно они и стали предметом народного искусства. Хохлома стала славиться расписными предметами не так уж давно. Именно таким образом изделия начали украшать только в 17 веке – возможно, тогда и были привезены дорогие и редкие краски, которые не стирались с течением времени. Сейчас хохломская роспись стала забытой историей, к которой возвращаются, чтобы скорее порадовать иностранных да иногородних гостей, чем вспомнить о своих истоках. Драгоценность хохломских украшений перестала быть редкостью – купить ее может практически каждый, кто заинтересован культурой русского народа. В Нижегородской области хохломские изделия по-прежнему остаются востребованным товаром – недалеко от села Хохлома работают две ремесленные фабрики, которые пытаются сохранить и передать традицию русского народа. Традицию, которую ни забыть, ни купить нельзя

Современная хохлома

Сувениры

Хохлома в наши дни

Вот так хохлома!

Такая сладкая хохлома!!!

Рекордсмены Мастера хохломской росписи придумывают изумительные, самобытные образцы ложек, настоящие творения искусства. Искусство виртуозов хохломы, ошеломляет, воспитывает и радует самые превосходные чувства. Хохломская ложка, бесспорно, пользуется немалым спросом, а умельцами общенародного искусства разрабатываются всевозможные её конфигурации и орнаменты. Ведь настоящие трофеи «дикой» охоты по культурным прериям России – это отнюдь не янтарные драгоценности и меха – это хорошо забытые старые, привычные для нас изделия русских ремесленников.

литература http://hohloma-style.ru/page/articles/5 http://www.samoffar.ru/ Хохлома – Россия, Russia. htm


Анна холина
Презентация «Золотая Хохлома» в средней группе

Презентация составлена для детей средней группы ,для использования в занятиях по художественно эстетическому развитию-лепке по ознакомлению с хохломской росписью .

На этом занятие, презентация помогла наглядно познакомить дошкольников со старинным русским народным промыслом, который представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели,и т. д. На слайдах презентации представлены фотографии с примерами посуды, расписанной под хохлому . Так же представлена адаптированная информация в виде истории возникновения хохломской росписи ,художественном слове (отрывок стихотворения) ,и иллюстрациях видов росписи и этапов подготовки посуды к росписи. Красочные иллюстрации на слайдах просто заворожили детей.

Детям очень понравилось,стихотворение мы выучили а закрепили материал занятием по художественно эстетическому развитию-лепке. С детьми слепили тарелочку с использованием диска и ложку с хохломским узором . Дети с удовольствием унесли поделки домой,а впечатлениями от занятия поделились с родителями! А еще, мы создали минимузей в группе ,где было собрано : ложки, посуда, поделки детей с родителями. А одна мамочка рукодельница,даже испекла пряники с хохломской росписью !

Публикации по теме:

Конспект занятия «Золотая хохлома» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №43 «Родничок» Конспект непосредственно.

Конспект занятия по знакомству с декоративно-прикладным искусством «Золотая хохлома» в младшей группе Воспитатель: Лисина Елена Викторовна пос. Бабушкино 05. 12. 2017 Конспект НОД на тему: «Золотая хохлома» Образовательная область: «Художественно.

За последние годы заметно усилился интерес к использованию в работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Конспект НОД по предметному окружению в подготовительной группе «Чудо чудное, диво дивное - золотая хохлома» Цель. Познакомить детей с историей промысла, особенностями хохломской росписи. Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома. Узор на вазе» Конспект ООД по рисованию в подготовительной группе Тема: «Золотая хохлома. Узор на вазе» Задачи Образовательные: -способствовать получению.

Конспект НОД «Золотая хохлома» Конспект НОД "Золотая хохлома" Обучающие задачи: обобщить и закрепить знания детей о традиционных русских промыслах хохломы. Познакомить.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома. Роспись хохломских тарелок» Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании. Задачи:.

В работе использованы элементы узора травка – завитки, узора листики - травный орнамент, узора ягодки. Цвета хохломы - Красный, черный,.