Шествие князей – фарфоровый «портрет» правящей династии в Дрездене. Дрезденская картина «Шествие Князей» в персонах Шествие князей




Плиточное панно «Шествие князей» из мейсенского фарфора изображает конную процессию правителей Саксонии. Удивительно, но оно практически не пострадало во время бомбардировок.

Панно «Шествие князей» (Fürstenzug), фото Kamerarauschen

От самого большого в мире панно Шествие князей (Фюрстенцуг — Fürstenzug) из мейсенских фарфоровых плиток так и веет историей. Находится оно в . Здесь изображена торжественная конная процессия, которая отражает 1000-летнюю историю княжеского дома Веттинов, правящего в Саксонии. В составе панно 25000 плиток размером 20х20 сантиметров. Они уложены бесшовно и изготовлены знаменитой Мейсеновской мануфактурой.

«Фюрстенцуг» располагается на внешней стене галереи, которая составляет северную стену конюшенного двора (Stallhof) в комплексе дрезденского .

История создания панно

Детали панно (Август II и АвгустIII), фото alshan

В 1589 году эта стена была украшена картиной, выполненной известковыми красками. На ее месте в 1872-1876 годах была создана картина в технике сграффито известным художником Вильгельмом Вальтером. Для того чтобы сохранить шедевр, в 1904-1907 годах изображение было перенесено на фарфор.

Делалось это так: сначала картина была разбита на множество маленьких квадратиков, а затем перенесена на бумагу. Затем художники скопировали рисунки и перенесли их на заранее обожженные плитки с помощью специальных красок. Плитки обожгли еще раз.

Во время бомбардировок Дрездена в 1945 году в феврале месяце панно не пострадало. Заменить пришлось только 200 плиток.

Как добраться

Ехать трамваем 4, 8, 9 до остановки Theaterplatz.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

В центре Дрездена можно увидеть своеобразную летопись. Почти тысячелетие Саксонией правила династия Веттинов. Князья рода перенимали эстафету правления, и это шествие князей Дрезден представляет в виде оригинального панно, выполненного на фарфоровых плитках.

Панно так и называется – «Шествие князей». Картина размещена на внешней стороне дворцового комплекса со стороны улицы Августусштрассе.

История объекта

Жизнь распорядилась так, что панно, в сравнении с историей , появилось не так давно – в 1873-76 гг. Но если большую часть дворцовых построек в Дрездене пришлось отстраивать заново после разрушений 1945 года, то картина, изображающая саксонских курфюрстов, уцелела. Поэтому ее возраст теперь гораздо солиднее обновленных башен и сводов.

Парад князей появился благодаря художнику Вильгельму Вальтеру. В 70-е годы XIX века автор создал монументальную картину методом сграффито. Впечатляющее шествие длиною в 102 метра оказалось чувствительным к внешним воздействиям. Частые туманы у берегов Эльбы и постоянно гуляющие в этих местах ветра нанесли ущерб изображению. Поэтому уже в 1906 году картина была перенесена на фарфоровые плитки Мейсенской мануфактуры и воплощена в новом исполнении.

Плитки размером 20×20 выложены бесшовным способом. 24000 плиток мейсенского фарфора воссоздали полноценное Шествие королей и князей.

Кто изображен на фарфоровом панно

Первым, вероятно, изображен Генрих I – маркграф Мейсена (Майсена). Историки до сих пор выясняют, с кого начинается отсчет в роду Веттинов. Возможно, по этой причине первый герой шествия Furstenzug не обозначен ни именем, ни периодом правления.

На картине изображено 35 представителей рода Веттинов. Это князья и короли. Последовательно рассматривая панно, можно почерпнуть много информации из истории Германии. Почти возле каждого всадника указаны годы его правления, имя и даже прозвище. И кого тут только не встретишь! Разумеется, есть Сильный, а также Кроткий. Воинственный, Сиятельный, Гордый, Законный… Укушенный – эти прозвища навсегда сохранились в летописи.

На панно изображены не только правители, но и знаменосцы, охрана, герольды, слуги, а также известные ученые и творческие знаменитости.

Кому не нашел места художник, так это женскому полу из династии Веттинов, и ни одной женщины на картине нет.

На самом большом в мире фарфоровом панно, составленном из 25 тысяч уложенных бесшовно плиток, изображена торжественная конная процессия, отражающая тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов. «Фюрстенцуг» размещён на внешней стене галереи «Длинный ход», составляющей северную стену конюшенного двора «Штальхоф» в комплексе дрезденского дворца-резиденции.
Совершенно невероятных размеров вещь. Длина: 102 м. Высота: 9,5 м. Площадь 957 кв. м.
Ещё в 1589 г. эту стену украшала картина, выполненная известковыми красками. В 1872—1876 гг. по случаю 800-летия княжеского дома Веттинов художник Вильгельм Вальтер создал на её месте картину в технике сграффито. В 1904—1907 гг. недолговечная картина на открытом воздухе была перенесена на керамическую плитку. Изготовили ее на Майсенской мануфактуре.

Картинка открывается частично, в зависимости от ширины вашего монитора. По клику открывается целиком.
В «Шествии князей» принимают участие 94 человека: 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии, а также 59 учёных, художников, ремесленников, солдат, детей и крестьян. На картине также присутствуют лошади и две борзые собаки. Помимо представителей дрезденской гимназии Кройцшуле, Лейпцигского университета и Дрезденского технического университета в шествии участвуют художник бидермейера Людвиг Рихтер, скульпторы Эрнст Юлиус Хенель и Иоганнес Шиллинг, а завершает процессию сам Вильгельм Вальтер со своими учениками. В благодарность за порученный заказ и оказанную поддержку художник изобразил двенадцатым справа своего учителя профессора Юлиуса Хюбнера с эскизом «Шествия князей» в руках. Все Веттины, за исключением Генриха I, графа в Эйленбурге (ок. 1089) и последнего короля Саксонии Фридриха Августа III, изображены в хронологическом порядке их правления и снабжены подписями с указанием периода правления. На момент создания живописного панно Фридрих Август III был ещё ребёнком, а при переносе картины на плитку было принято решение сохранить её уже сложившийся исторический облик.


В Дрездене, на стене бывшего конюшенного двора «Штальхоф» комплекса дрезденского дворца-резиденции, находится самое большое в мире фарфоровое панно. Называется оно «Шествии князей» или «Княжеская процессия» (нем. Furstenzug).

Настенное плиточное панно выполнено из бесшовно уложенных плиток мейсенского фарфора в 1904-1907 гг. Длина панно 102 м, высота 9,5 м, площадь 957 кв.м, количество плиток - около 25000. На панно изображена торжественная конная процессия, отражающая 800-летнюю историю саксонского княжеского дома Веттинов.
В «Шествии князей» принимают участие 94 человека: 35 маркграфов, курфюрстов и королей Саксонии, а также 59 ученых, художников, ремесленников, солдат, детей и крестьян. На картине также присутствуют лошади и две борзые собаки. Все Веттины, за исключением Генриха I, графа в Эйленбурге (ок. 1089) и последнего короля Саксонии Фридриха Августа III, изображены в хронологическом порядке их правления и снабжены подписями с указанием периода правления.

Произведение Вильгельма Вальтера не создает воинственного впечатления. Возглавляемые герольдом, музыкантами и знаменосцами из замка через триумфальную арку выезжают на конях к своим предкам 35 веттинских курфюрстов.

При изображении людей, их одежды и оружия, а также лошадей художник стремился быть максимально достоверным. Конрад Великий (1093-1157 гг.), изображенный первым, является основателем династии Веттинов, непрерывно правившей по мужской линии до 1918 года.
Последний король Саксонии, Фридрих Август III, отсутствует в шествии курфюрстов - он был еще ребенком при создании панно.

Интересно, что в большинстве источников указано лишь 93 участника процессии. 94-й участник был обнаружен совсем недавно, в ходе подготовки «живой картины»: он скрыт свитой правителей, виден только его головной убор и флаг. Женский пол представлен в процессии единственной девочкой.

Последним в процессии художник изобразил самого себя, как бы ставя этим точку в конце своего произведения.

Росписи на стене курфюрстских конюшен впервые появились в 1589 году, и были выполнены живописью в технике сграффито. Это особый способ декоративной отделки стен, при котором рисунок процарапывается в верхнем слое штукатурки и обнажается нижний слой, отличающийся по цвету. Но в XIX веке сырость от Эльбы полностью разрушила картину (здание, которое сейчас напротив, и отделяет стену от Эльбы появилось значительно позже). В 1865 году,по случаю 800-летия княжеского дома Веттинов, дрезденский художник Вильгельм Вальтер получил заказ на новое оформление стены. Теперь картина имела длину 102,3 метра и высоту 10,46 метров. Работы были выполнены в 1873-1876 годах, с использованием той же техники сграффито. Но уже в 1901 году были обнаружены значительные повреждения, картина снова начала разрушаться. И тогда было решено прибегнуть к помощи мейсенской фарфоровой мануфактуры, и перенести картину на фарфоровые плитки. К этому моменту в Саксонии впервые в Европе был получен секрет изготовления твердого фарфора, автором этого открытия стал пленник Августа Сильного, алхимик - Иоганн Фридрих Беттгер . Специально для этого проекта был разработан новый метод изготовления росписи и укладки плиток. С апреля по июль 1907 года на стене на раствор была выложена 23 921 фарфоровая плитка, изготовленные в 1905-1906 годах.

Благодаря уникальной технологии изготовления майсенского фарфора, пано "Шествие князей" смогло выдержать температуру около 1500 градусов, и остаться невредимым в огненном смерче, во время бомбардировки Дрездена в феврале 1945. Тогда на город было сброшено почти 1 500 тонн фугасных и 1 200 тонн зажигательных бомб. Количество зажигательных бомб составило около 650 тысяч штук!.

Последня реставрация панно проводилась в 1979-1980 годах. В 2006 году в праздновании 800-летия города Дрезден участвовала живая картина «Шествие князей», воссоздавшая знаменитое панно.

Начало панно «Шествие князей»

В мире нет большего художественного произведения из фарфора, чем протянувшееся на 102 м в длину так называемое «Шествие князей»в Дрездене. Для этого масштабного изображения на северной стене бывшей конюшни королевского дворца потребовалось изготовить свыше 25 тысяч рельефных и расписанных фарфоровых плиток из Майсена. Уникальное панно с историческими фигурами отражает единство королевской правящей знати и народа, устремленных в едином движении к заветной цели.

Короли, маркграфы, курфюрсты, герцоги, ученые, художники и даже простой люд, предводимые королем Саксонии Конрадом Великим (1093-1157) — основателем династии Веттинов, направляются к символической арке победы. Все счастливы, все ликуют. Правители и народ едины.

Первоначально идея создания этого торжественного парада, демонстрации родственной преемственности, связи немцев кровными и духовными узами появилась в далеком 1589 году. Тогда во дворе только что построенной королевской конюшни решили проводить рыцарские турниры. Участие в них принимали короли, маркграфы, курфюрсты, герцоги, известные рыцари, победители турнирных сражений. Это были знаменательные события в жизни Дрездена — резиденции саксонских герцогов, претендовавшей стать столицей близлежащих земель.

Глашатаи объявляли о предстоящих турнирах, называли имена претендентов. Народ жаждал зрелища. И короли, маркграфы, курфюрсты и герцоги собирались продемонстрировать свои великолепные доспехи, своих оруженосцев, выразить признательность дамам. В турнире, где требовалось продемонстрировать умение быстро действовать мечом и копьем, показать силу и ловкость, их нередко заменяли оруженосцы. щепа дубовая для коньяка Музыканты возвещали начало турниров. Закованные в стальные панцири и шлемы, рыцари шпорили коней и с копьями наперевес неслись друг на друга. Иногда выбитые из седла соперники схватку заканчивали на земле.

После турнира устраивались массовые празднества. На огромных вертелах жарили быков, поливая пивом. Угощение доставалось и простолюдинам. Гуляли несколько дней. Эти празднества проводили до XVIII века.

Турнирные сражения во многом повлияли на решение курфюрстов отобразить на стене конюшни родовое начало саксонского рыцарства, первых королей Веттинов.

На внешней стене конюшни стали писать картины в основном известью, редко красками. Постепенно изображение превращалось в связное шествие от первого короля Конрада до Фридриха Августа Сильного, затем в XIX и XX веках до последнего короля Фридриха Августа III. Число фигур множилось. Князей и курфюрстов сопровождали выдающиеся деятели науки, искусства.

Но дожди, ветры смывали творения настенных художников. Дым от печного отопления его чернил. Люди приходили посмотреть на шествие, но любоваться особенно было нечем. Приходилось снова и снова обновлять картины.

Так постепенно вся стена превратилась в художественное панно. И только в 1876 году в честь 800-летия родовых князей Веттинов отцы города Дрездена задумали увековечить самобытные росписи, заменив их на керамические плитки, и назвать панно «Шествие князей».

Но многолетняя работа не дала ожидаемого результата — мелкие темные керамические плитки не создавали ощущения праздничности. Тогда предложили полностью уничтожить изображение и расписать стену обычными фресками.

Но спасение пришло из Майсена — там согласились изготовить фарфоровые художественные плитки, которые будут так плотно прилегать друг к другу, что панно превратится в целостную картину.

Работа началась в 1904 году и завершилась через три года. Фарфоровое «Шествие князей» стало визитной карточкой Дрездена, его гордостью, а турнирный двор за стеной стал старейшим музейным экспонатом в Европе.

Во время налета англо-американской авиации в 1945 году королевский дворец, как и сама конюшня, сильно пострадал от бомбардировки. В центре города не осталось ни одного целого здания. Но удивительным образом уцелела вся стена конюшни с «Шествием князей», из нее выпало лишь несколько плиток. Тем не менее, все панно требовало серьезной реставрации. Эти работы проводились в 1979-1980 годах.

Еще одна основательная реставрация была осуществлена в 2006 году в честь 800-летия Дрездена — административного центра земли Саксония.