Русско-шведские войны. Русско-шведские войны Горький урок под Нарвой и полтавский триумф




Заочная олимпиада по истории 6-7 классы

1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

(4 балла за все задание; за каждое – по 2 балла)

1. 1051, 1337, 1436

2. 1656, 1700, 1741, 1788, 1808 гг.

2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

Г. Котошихин, А. Мейерберг, С. Коллинз Сити, Пьяна, Лопасня, Ишим

3. Сопоставьте события и даты.

1037 г. «Слово о полку Игореве

1073 г. «Изборник» князя Святослава Ярославича

1116 г. «Повесть временных лет» в редакции Сильвестра

1188 г. закладка храма св. Софии в Киеве

4. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием дат:

Татарская перепись населения

Восстание против монголо-татар в Ростове, Владимире, Суздале, Ярославле

Ханский ярлык, позволяющий Новгороду свободно торговать в Суздальской земле

Восстание против монголо-татар в Твери

5. Кто или что является лишним в ряду. Лишнее слово подчеркните.

1) Иосиф, Матфей, Никон, Питирим, Ефрем, Адриан

2) Боярин, дворянин, стольник, дьяк, окольничий

6. В драме «Царь Борис» Годунов, венчаясь на царство, говорит:

Не трогать никого.

Хотели б вы, чтоб омрачил я день

Венчанья моего? День этот должен

Началом быть поры для царства новой;

Светить Руси как утро должен он

И возвещать ей времена иные,

И ряд благих безоблачных годов!

Не страхом, я – любовию хочу

Держать людей. Прослыть боится слабым

Лишь тот, кто слаб; а я силен довольно,

Чтоб не бояться милостивым быть.

Какой образ царя Бориса рисует? Совпадает ли он с вашей оценкой личности Годунова? Свое мнение аргументируйте.

(8 баллов)

7. Найдите ошибки в тексте об Иване Грозном.

(максимальная оценка - 8 баллов)

Царь Иван родился в 1533 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий малорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное, болезненное развитие. Иван рано осиротел – на втором году лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «родственники мои не заботились обо мне». Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, Иван рано усвоил привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Хованскому, как его с младшим братом Федором в детстве стесняли во всем, как держали, как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту… Играют они, бывало, с братом Федором в спальне покойного отца, а первенствующий боярин князь развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя, их отца, и ногу на нее положит, не обращая на детей никакого внимания… Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами. К тому же он был испуган в детстве. В 1542 г., когда правила партия князей Бельских, сторонники князя И. Глинского ночью врасплох напали на стоявшего за их противников патриарха Иоасафа. Владыка скрылся во дворце царя. Мятежники разбили окна у митрополита, бросились за ним во дворец и на рассвете вломились с шумом в спальню маленького государя, разбудили и напугали его.

8. Сравните личностные черты и особенности правления Елизаветы Петровны и Екатерины II. Результаты запишите в таблицу.

(8 баллов)

9. писал о Лжедмитрии I: «На престоле московских государей он был небывалым явлением… Он совершенно изменил чопорный порядок жизни старых московских государей и их тяжелое, угнетательное отношение к людям… со всеми обращался просто, обходительно, не по-царски… Своим образом действий он приобрел широкую и сильную привязанность в народе…»

Философ А. Оболонский отмечает: «За год своего правления он успел приподнять с колен испокон века униженных русских людей и сформулировать гибкую внешнюю политику, в рамках которой Россия, получая разностороннюю помощь Запада, не только не попадала бы в зависимость от него, а вошла бы в семью европейских народов в почетной роли лидера борьбы с азиатской угрозой».

Как соотносятся эти оценки с традиционным представлением о Лжедмитрии I как авантюристе ? Каково ваше отношение к его деятельности?

(10 баллов)

10. Вспомните дату Феодальной войны. Какие из перечисленных событий в мировой истории и в каких странах происходили в то время:

(8 баллов)

начало книгопечатания в Германии

созыв первых Генеральных штатов во Франции

учреждение Звездной палаты Генрихом VII в Англии

освобождение Орлеана Жанной д’Арк

Флорентийская уния православной и католической церквей

битва на Косовом поле

восстание Джэка Кэда в Англии

война Алой и Белой роз в Англии

основание Пражского университета

11. Кто изображен на портретах? Что вы знаете об этих людях и их роли в истории России ?

(10 баллов)

12. Решите кроссворд. В выделенных клетках получиться слово. Охарактеризуйте обозначенное этим словом явление.

(12 баллов)

2

1. Дворянский род в России XVI - нач. XX вв. Возвысились после вступления в родство с царской семьей. По фамилии этого рода названо стилевое направление в русской архитектуре кон. XVII – нач. XVIII вв.

2. Академик Петербургской академии наук сер. XVIII в., швейцарец по происхождению, разрабатывал законы механики жидких и газообразных тел.

3. Город, столица удельного княжества в XII-XIV вв. в Северо-Восточной Руси.

4. Подмосковное село, где в XV-XVII вв. располагался комплекс дворцовой царской усадьбы.

5. Один из виднейших русских историков XIX в., изучавший российскую историю.

6. Русский композитор XIX в., музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал.

7. Младший княжеский дружинник на Руси X-XII вв.

8. Боярское правительство в России нач. XVII в.

9. Хан Золотой Орды XIV в., введший ислам в качестве государственной религии.

10. Русский писатель XVIII в., один из видных представителей классицизма.

13. Напишите эссе на тему «Реформы Петра I. Их роль в истории России».

Итог ничья Территориальные
изменения нет Противники Российская империя
Дания
Русско-шведские войны
Шведско-новгородские войны
1495−1497 - 1554−1557 - 1563−1583
1590−1595 - 1614−1617 - 1656−1658
1700−1721 - 1741−1743 - 1788−1790
1808−1809

Русско-шведская война 1788-1790 развязана Швецией , поддержанной Англией , Голландией и Пруссией , с целью возвращения территорий, утраченных в ходе предшествующих войн с Россией.

Предлогом к войне послужило вооружение российской эскадры, назначенной для действий в Средиземном море.

Воспользовавшись тем, что главные русские силы были отвлечены на войну с Турцией , шведская армия в кол. 38 тыс. чел. под командованием короля Густава III вторглась 21 июня 1788 на территорию России, но была остановлена русскими войсками в количестве около 19 тыс. чел. под командованием генерал-аншефа В. П. Мусина-Пушкина .

Основные события войны происходили на море.

Война на суше

21 июня 1788 г. отряд шведских войск перешел границу, ворвался в предместье Нейшлота и начал бомбардировать эту крепость.

Одновременно с началом военных действий шведский король предъявил российской императрице Екатерине II следующие требования:

  • наказание российского посла графа Разумовского, за якобы происки его, клонившиеся к нарушению мира между Россией и Швецией;
  • уступка Швеции всех частей Финляндии, приобретенных по ништадтскому и абосскому договорам;
  • принятие посредничества Швеции для заключения мира с Турцией;
  • разоружение российского флота и возвращение кораблей, вышедших в Балтийское море.

Ответом на это было высылка шведского посольства из С.-Петербурга. Российских войск на шведской границе успели собрать всего лишь около 14 тысяч (частью новонабранных); против них стояла 36-тысячная неприятельская армия, под личным предводительством короля. Несмотря на такое неравенство сил, шведы нигде не одержали решительного успеха; отряд их, осаждавший Нейшлот, вынужден был отступить, а в начале августа 1788 г. и сам король, со всеми войсками, удалился с территории России.

Морские сражения

Гогландское сражение

Гогландское сражение

Ревельское сражение

Морское сражение 2 (13) мая 1790 года на рейде порта Ревель (Балтийское море), во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Этот бой стоил шведам больших жертв: 61 убитый, 71 раненый и около 520 пленных, 1 корабль попал в руки неприятеля, 1 потерпел крушение, а с 3-го потеряно 42 орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Потери русских составили лишь 8 убитых и 27 раненых. Стратегическим результатом сражения стало крушение шведского плана кампании – разгромить русские силы по частям не удалось, а понесенные потери, которые ранее планировалось с лихвой восполнить захваченными русскими кораблями, тяжело сказались на состоянии шведского флота.

Красногорское сражение

Красногорское сражение

23-24 мая (3-4 июня) 1790 года северо-западнее Красной Горки . Как и в кампанию двухлетней давности, шведы планировали установить господство на Балтике и захватить Санкт-Петербург. Русская Кронштадтская эскадра (29 кораблей, в том числе 17 линейных, командующий - вице-адмирал А. И. Круз) атаковала эскадру герцога Зюдерманландского (34 корабля, в том числе 22 линейных). Бой длился два дня без явного перевеса сторон, но, получив известие о подходе русской Ревельской эскадры, шведы отступили и укрылись в Выборгском заливе.

Выборгское сражение

22 июня (3 июля) 1790. После неудачи у Красной Горки эскадра герцога Седерманландского в Выборгском заливе встретилась с гребной флотилией под ком. короля Густава III . Кронштадская эскадра вице-адмирала Круза, встретившись с Ревельской эскадрой адмирала Чичагова, блокировала Выборгский залив. Несколько дней противники предпринимали вылазки друг против друга. 22 июня подул благоприятный для шведов ветер, им удалось прорваться и уйти в Свеаборг. Адмирал Чичагов, преследовавший флот противника, проявил медлительность и нерешительность. Шведы потеряли 67 кораблей, в том числе 7 линейных и три фрегата. Русский флот потерь в кораблях не имел. В результате этого сражения был окончательно сорван шведский план по высадке десанта и захвату Санкт-Петербурга.

2-е Роченсальмское сражение

Верельский мирный договор

Русско-шведская война 1788-1790 закончилась подписанием Верельского мирного договора 3 (14) августа года)(Верель, ныне Вяряля в Финляндии) на условиях сохранения довоенных границ.

Литература

По материалам Военн. энциклопед. словаря, Москва «ОНИКС 21 век», 2002; Морского энциклопед. словаря, С-Петербург, «Судостроение», 1994.

См. также

Ссылки

  • Русско-Шведская война 1788-1790 гг. Статьи карты и документы.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Русско-шведская война 1788-1790" в других словарях:

    Русско шведские войны Датско шведские войны … Википедия

    Русско шведская война 1788 1790 Русско шведские войны, датско шведские войны И. Айвазовский. «Морское сражение при Выборге» Дата Июнь 1788 … Википедия

    Русско шведские войны Шведско новгородские войны 1495−1497 1554−1557 … Википедия

    Русско шведская война 1808 1809 Русско шведские войны, Наполеоновские войны … Википедия

    Русско шведская война 1656 1658 Северная война 1655 1660 Карта ингерманландского театра военных действий на … Википедия

    Русско шведские войны, Наполеоновские войны Хелена Шерфбек. Раненый солдат на снегу¹ Дата 9(21) февраля 1808 – … Википедия

    Русско шведская война 1808 1809 Русско шведские войны, Наполеоновские войны Хелена Шерфбек. Раненый солдат на снегу¹ Дата 9(21) февраля 1808 – … Википедия

1656–1661 Русско-шведская война

Весной 1656 г. конфликт стал расширяться – 17 мая Россия объявила войну Швеции, сам царь участвовал в походе армии в Прибалтику. Пали Динабург, Кокнес, Ниеншанц, началась осада Риги, но вели ее непрофессионально, и вскоре русские войска чуть сами не попали в окружение. Пришлось поспешно отступить от столицы шведской Лифляндии и думать об обороне – шведы осадили Псково-Печерский монастырь и Гдов. Воевать на два фронта России оказалось трудно, и в Вильно начались сложные русско-польские переговоры: Россия требовала себе Литву а Польша настаивала на возвращении Украины. Только угроза нового шведского наступления заставила непримиримых врагов – русских и поляков – заключить временное перемирие. А тем временем резко и не в пользу России изменилась обстановка на Украине. 27 июля 1657 г. умер Богдан Хмельницкий. Уже в последние месяцы жизни он стал жалеть о том, что «пошел под руку» царя, и вступил в тайные переговоры со шведами. Преемник Хмельницкого гетман Иван Выговский резко изменил политику в отношении Москвы – он и его сподвижники выказывали явное недовольство тем, что Россия не обеспечивает казакам обещанных привилегий и прав во внутренней и внешней политике, а переговоры русских с поляками о судьбе Украины ведутся без их участия. Наконец, казаки были недовольны тем, что царские воеводы оскорбительно обращались с казацкой старшиной. По Украине гуляли слухи, будто «москали» запретят казакам носить красные сапоги и обуют их в лапти. Выговский выступил за объединение с Польшей на правах самоуправляющейся территории. В этой обстановке война Польши и России возобновилась. Положение не изменилось, даже когда от Выговского гетманская булава перешла к сыну Богдана Хмельницкого Юрию, который также искал компромисс с поляками. В итоге Россия потеряла всю Правобережную Украину, а потом армия боярина Василия Шереметева попала в окружение польских войск и капитулировала. Русские обвинили Юрия Хмельницкого в измене, которая якобы и привела к позорной сдаче Шереметева. Неудачи в войне с поляками вынудили Россию искать мира со шведами во что бы то ни стало. К миру склонялись и шведы, хотя чувствовали себя победителями. Король Карл X занял Польшу, изгнал польского короля, с большим трудом подавил народное сопротивление поляков, а затем оттеснил от Риги и из Лифляндии русских. Почти тотчас шведы показали, что армия у них – лучшая в Европе: холодной зимой 1658 г. шведские полки перешли по льду через пролив к Копенгагену и вынудили Данию уступить Швеции (уже навсегда) южную часть Скандинавского полуострова. Поэтому они диктовали условия и полякам, и русским. По шведско-польскому Оливскому миру 1660 г., заключенному под Гданьском, шведы вынудили польского короля Яна II Казимира отказаться от притязаний на шведскую корону и признать за Швецией Лифляндию и Эстляндию. С позиции силы выступали они и на переговорах с русскими в Кардиссе под Дерптом. Требования России вернуть ей приневские земли, отнятые по Столбовскому миру 1617 г., вызывали у шведов только смех. В июне 1661 г. русской стороне пришлось согласиться на заключение Кардисского мира, по которому Россия вернула шведам все завоеванные земли и утратила выход к Балтике. Правда, шведы обещали не поддерживать Польшу, не нападать на Литву и Украину, но эти обещания ничего не стоили – из долгой войны Швеция единственная вышла победительницей, могущественной империей, чьи владения тянулись вдоль берегов Балтийского и Северного морей. Будущее столкновение с ней России, Дании и Польши было неизбежно.

С поляками помирились (и то временно) 20 января 1667 г., когда боярин А. Л. Ордин-Нащокин в деревне Андрусово под Смоленском заключил соглашение о перемирии на тринадцать с половиной лет. Перемирие привело к установлению границы по Днепру и признанию Левобережья Украины (правда, без Киева, оставшегося у поляков) за Россией. Царь также навсегда получал Смоленск и ряд других земель.

Из книги Краткая история Русского Флота автора

Глава X Русско–шведская война 1788–1790 гг. Общая обстановкаВраждебные нам государства, следившие с завистью и опасением за быстрым политическим возвышением России и расширением ее владений, успев возбудить войну с Турцией, считали лучшим средством, для большего

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

Из книги Учебник русской истории автора Платонов Сергей Федорович

§ 136. Русско-турецкая война 1787–1791 и русско-шведская война 1788-1790 Присоединение Крыма и большие военные приготовления на Черноморском побережье находились в прямой зависимости от «греческого проекта», которым увлекались в те годы императрица Екатерина и ее сотрудник

Из книги Наградная медаль. В 2-х томах. Том 1 (1701-1917) автора Кузнецов Александр

Русско-шведская война. 1808–1809 гг. На тильзитских переговорах в 1807 году Наполеон и Александр I договорились не мешать друг другу в проведении военной политики. После заключения договора Наполеон продолжал разбойничать в Западной Европе, а Россия начала военные действия

автора

Раздел V. Русско-шведская война 1741-1743 гг.

Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр Борисович

Раздел VI. Русско-шведская война 1788-1790 гг. Глава 1. Предпосылки к войне В 1751 году король Фредерик I умер, и на престол вступил Адольф Фредерик (бывший епископ Любека). Король царствовал, а правил страной риксдаг, точнее, правительство, назначенное им. Адольф Фредерик обладал

Из книги Северные войны России автора Широкорад Александр Борисович

Раздел VII. Русско-шведская война 1808-1809 годов

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 3. Русско - шведская война 1741–1743 гг В конце 30-х годов обстановка на западных и северо-западных рубежах России вновь стала осложняться. Росла опасность со стороны Пруссии Фридриха II Великого.В Швеции постепенно зрели реваншистские планы. Со смертью австрийского

автора Волков Владимир Алексеевич

3. Русско-шведская война 1495–1497 гг. Присоединив к своему государству Новгород, московский князь унаследовал от рухнувшей вечевой республики достаточно протяженную границу со Швецией, установленную Ореховским (Нотебургским) мирным договором, заключенным в 1323 г. В

Из книги Ратные подвиги древней Руси автора Волков Владимир Алексеевич

2. Русско-шведская война 1554–1557 гг. Король Швеции Густав I Ваза, пришедший к власти в 1523 г., в конце 40-х - начале 50-х гг. XVI в. взял курс на военную конфронтацию с Россией. Однако его попытки организовать антимосковскую коалицию в составе Швеции, Ливонского ордена, Дании и

Из книги Ратные подвиги древней Руси автора Волков Владимир Алексеевич

5. Русско-шведская война 1590–1595 гг. Причиной нового конфликта между Московским государством и Швецией стало стремление России вернуть потерянные в годы Ливонской войны крепости Ругодив (Нарву), Ивангород, Ям и Копорье с их уездами. Первоначально русское правительство

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1788–1790 Русско-шведская война После переворота 1772 г. отношения Швеции с Россией ухудшились. В Стокгольме усилилась партия сторонников реванша (партия «шляп»), которая, как и полстолетия назад, мечтала о возвращении отобранных Россией территорий. В правящих кругах Швеции в

Из книги История войн на море с древнейших времен до конца XIX века автора Штенцель Альфред

Русско-шведская война, 1741-1743 гг. После Великой Северной войны Петр Великий продолжал деятельно заботиться о дальнейшем развитии своего молодого флота; также думал он и о преуспеянии русского мореплавания и торговли. Рига, однако, оставалась главным торговым портом,

Из книги Царь Иван Грозный автора Колыванова Валентина Валерьевна

Русско-шведская война 1554–1557 годов Причиной этой войны послужило установление российско-британских торговых связей через Белое море и Северный Ледовитый океан, что сильно ущемило интересы Швеции. В апреле 1555 года шведская флотилия адмирала Якоба Багге прошла Неву и

Из книги Князь Василий Михайлович Долгоруков-Крымский автора Андреев Александр Радьевич

Глава 3 Русско-шведская война. Женитьба От поручика до генерала. 1740–1755 годы 17 октября 1740 года умерла императрица Анна Иоанновна. За две недели до этого она подписала манифест о назначении своим преемником Иоанна Антоновича, двухмесячного правнука Ивана V Алексеевича,

Из книги Краткая история Русского Флота автора Веселаго Феодосий Фёдорович

Глава X Русско-шведская война 1788-1790 гг. Общая обстановкаВраждебные нам государства, следившие с завистью и опасением за быстрым политическим возвышением России и расширением ее владений, успев возбудить войну с Турцией, считали лучшим средством, для большего ослабления

Война стала результатом противостояния «партии шапок», буржуазных сил, опирающихся на парламент, и «партии шляп», родовой аристократии, пришедшей к власти в результате государственного переворота Густава III . Россия выступала одним из гарантов шведской конституции и поддерживала шведских буржуа, интересы которых состояли в сохранении мира и развитии торговли с Россией, однако после монархической реставрации Густава III парламент утратил влияние на внешнюю политику Швеции. Уже в 1775 году молодой король принимается к подготовке к ожидаемой войне с Россией, которая должна была вернуть Швеции былое господство на Балтике, после чего станет возможно осуществить план по завоеванию Норвегии . Война должна была поправить и шведские финансы: с началом в 1787 году войны с Турцией правительства Турции и Франции выделяли Швеции крупные субсидии на войну с Россией. С началом революционных событий во Франции спонсором партии войны против России становится Англия .

Весной 1788 года с подачи Густава III в Швеции распространяется информация о том, что российская эскадра , назначенная для действий в Средиземном море , вооружается для захвата Карлскроны , что служит поводом к дальнейшей мобилизации. Екатерина II , долгое время отрицавшая серьёзность шведских приготовлений к войне, через посла в Стокгольме, графа Разумовского , передала министру иностранных дел Швеции сообщение о намерении сохранить мирные отношения сторон и действие всех соглашений, ранее заключенных между Россией и Швецией. По указанию Разумовского данная записка стала достоянием гласности и была опубликована в шведской печати, что Густав III воспринял как оскорбление. Разумовскому было предписано покинуть Швецию в срок три недели .

Позднее в том же году ведущий портной Королевской оперы получил заказ на пошив нескольких комплектов российской военной униформы. Она была использована 27 июня 1788 года во время инсценированной перестрелки в приграничном с Россией местечке Пуумала . «Нападение» России убедило Риксдаг согласиться на план Густава III по ведению «оборонительной войны» против России .

Воспользовавшись тем, что главные русские силы были отвлечены на войну с Турцией, шведская армия в количестве 38 тысяч человек под командованием короля Густава III вторглась 21 июня 1788 года на территорию России, но была остановлена русскими войсками в количестве около 19 тысяч человек под командованием генерал-аншефа В. П. Мусина-Пушкина .

Основные события войны происходили на море.

Война на суше

21 июня 1788 года отряд шведских войск перешёл границу, ворвался в предместье Нейшлота и начал бомбардировать эту крепость.

Одновременно с началом военных действий шведский король предъявил русской императрице Екатерине II следующие требования:

  • наказание русского посла, графа Разумовского за якобы происки его, клонившиеся к нарушению мира между Россией и Швецией;
  • уступка Швеции всех частей Финляндии и Карелии, приобретённых по Ништадтскому и Абоскому договорам, и перенос границы на реку Сестра;
  • принятие посредничества Швеции для заключения мира с Турцией на условиях Оттоманской порты, включая уступку Крыма Турции;
  • разоружение русского флота и возвращение кораблей, вышедших в Балтийское море.

Ответом на это была высылка шведского посольства из Санкт-Петербурга. Русских войск на шведской границе успели собрать всего лишь около 14 тысяч (частью новонабранных); против них стояла 30-тысячная неприятельская армия под личным предводительством короля. Несмотря на такое неравенство сил, шведы нигде не одержали решительного успеха; отряд их, осаждавший Нейшлот , вынужден был отступить, а в начале августа 1788 года и сам король, со всеми войсками, удалился с территории России. Императрица Екатерина высмеяла это нападение в комической опере «Горебогатырь Косометович » .

В августе 1788 года шведские офицеры, находившиеся в Южной Финляндии и недовольные войной, предъявили политические требования королю (Аньяльский союз), требуя ликвидации абсолютизма, и пытались получить поддержку правительства Екатерины, однако не добились её.

Бой у Керникоски

Дальнейшие боевые действия на суше оказались не совсем удачными для России. Шведы оказались победителями в боях под Керникоски, Пардакоски и Валкиала. На помощь русским войскам Екатерина II отправила генералов О. А. Игельстрёма и принца Ангальт-Бернбургского . Контратака русских закончилась их разгромом , а принц Ангальт-Бернбургский и бригадир В. С. Байков вскоре умерли от ран полученных в бою.

Морские сражения

Сознавая значительную неподготовленность России к борьбе на Балтийском море, Густав III занялся подготовкой к войне. С 1771 года он довёл численность флота до 23 линейных кораблей, 11 фрегатов, а гребной флот - до 140 кораблей. У России тоже был флот, причём он превосходил шведский по численности, а не по качеству. Он был разбросан и состоял из 49 кораблей и 25 фрегатов. Но из-за ветхости и старости половина не могла выйти из портов. Почти все пригодные к бою корабли были высланы в Архипелаг, чтобы отвлечь Турцию от Чёрного моря.

План нападения на Россию заключался в следующем:

  1. Сосредоточение сухопутных средств в Финляндии, чтобы оттянуть от Санкт-Петербурга русскую армию и освободить побережье.
  2. Генеральное сражение на море, поражение российского флота, блокада Кронштадта , где, по его мнению, должны были укрываться оставшиеся русские войска.
  3. Отделение 20-тысячного корпуса от своих войск и погрузка их на гребные суда. А затем беспрепятственный проход в Санкт-Петербург . Оттуда он хотел диктовать условия мира России.

Имея сведения о неготовности России, Густав III не сомневался в успехе. Но он поторопился и совершил огромную ошибку - не дал всему русскому флоту уйти в Архипелаг. Нападение на Россию вызвало сильный переполох в Петербурге. Ни флот, ни армия не были готовы к войне. Это сознавали все.

Гогландское сражение

Сражение произошло 6 (17) июля 1788 года у острова Гогланд в Финском заливе . Состав сил: русские - 17 линейных кораблей, шведы - 16 линейных кораблей и 7 фрегатов. У шведов было преимущество в орудиях (в 1,5 раза). Личный состав шведского флота был отлично обучен, а русский «обучался на ходу».

Эскадра была разделена на 3 части, но арьергард серьезно отставал, а в это время авангард подошёл на расстояние пушечного выстрела. «Ростислав» (на котором был и Грейг) поравнялся с контр-адмиральским кораблем противника. Несмотря на то, что в этот момент соотношение сил было 12 кораблей шведов против 7 русских, Грейг первый открыл огонь - и сразу сражение стало общим. Шведские корабли сосредоточили огонь на «Ростиславе» и «Владиславе». Но Грейг на своём корабле «Ростислав» так обрушился на шведский авангард, что первые корабли шведов отклонились и вышли из строя. Однако и «Ростислав» был сильно повреждён. К этому времени уже никто не держал строй; все старались нанести противнику больший вред.

Формально и шведы праздновали победу - ими был пленён «Владислав». Но флот был в ужаснейшем состоянии, и думать о попытках нападения на Кронштадт было невозможно. Победа русских сорвала планы шведов по установлению господства на Балтике и захвату Санкт-Петербурга с моря.

Адмирал Грейг был награждён орденом св. Андрея Первозванного . Не менее щедро награждена была и остальная команда.

Из-за того, что арьергард двигался слишком медленно, сражение не было выиграно русскими сразу. Трое командиров кораблей арьергарда - капитаны Коковцев , Вальронд и Баранов - были отданы под суд и разжалованы в матросы. Командующий арьергардом Мартын Фондезин также был отстранен от командования.

Эландский бой

Ревельское сражение

Морское сражение 2 (13) мая 1790 года на рейде порта Ревель (Балтийское море), во время русско-шведской войны 1788-1790 годов. Этот бой стоил шведам больших жертв: 61 убитый, 71 раненый и около 520 пленных, 1 корабль попал в руки неприятеля, 1 потерпел крушение, а с 3-го потеряно 42 орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Потери русских составили лишь 8 убитых и 27 раненых. Стратегическим результатом сражения стало крушение шведского плана кампании - разгромить русские силы по частям не удалось, а понесённые потери, которые ранее планировалось с лихвой восполнить захваченными русскими кораблями, тяжело сказались на состоянии шведского флота.

Красногорское сражение

23-24 мая (3-4 июня) 1790 года северо-западнее Красной Горки . Как и в кампанию двухлетней давности, шведы планировали установить господство на Балтике и захватить Санкт-Петербург. Русская Кронштадтская эскадра (29 кораблей, в том числе 17 линейных, командующий - вице-адмирал А. И. Круз) атаковала эскадру герцога Зюдерманландского (34 корабля, в том числе 22 линейных). Бой длился два дня без явного перевеса сторон, но, получив известие о подходе русской Ревельской эскадры, шведы отступили и укрылись в Выборгском заливе.

Выборгское сражение

22 июня (3 июля) 1790 года. После неудачи у Красной Горки эскадра герцога Седерманландского в Выборгском заливе встретилась с гребной флотилией под командованием короля Густава III . Кронштадтская эскадра вице-адмирала Круза, встретившись с Ревельской эскадрой адмирала Чичагова, блокировала Выборгский залив. Несколько дней противники предпринимали вылазки друг против друга. 22 июня подул благоприятный для шведов ветер, им удалось прорваться и уйти в Свеаборг. Адмирал Чичагов, преследовавший флот противника, проявил медлительность и нерешительность. Шведы потеряли 67 кораблей, в том числе 7 линейных и три фрегата. Русский флот потерь в кораблях не имел. В результате этого сражения был окончательно сорван шведский план по высадке десанта и захвату Санкт-Петербурга.

Второе Роченсальмское сражение

28 июня (9 июля) 1790 года, произошло там же, где и Первое. Шведы вновь укрылись на рейде, но по сравнению с Первым значительно усилили оборону, в частности, разместили на островах батареи и поставили на якоря гребной галерный флот. Командовал шведским флотом Густав III (196 кораблей, 28 крупных), русским - Карл Нассау-Зиген (152 корабля, 31 крупный). В отличие от Первого сражения, русские решили прорываться на рейд с одной стороны пролива. Нассау-Зиген подошел к Роченсальму в 2 часа ночи, и, не проведя разведки, в 9 часов утра начал бой. Боевые действия длились до 23 часов вечера, русский флот не смог прорваться на рейд и нанести сколь-нибудь значительный ущерб шведскому флоту. Воспользовавшись сильным ветром, небольшие шведские суда умело маневрировали и смешали строй русских галер, которые, в свою очередь, смешали строй русских фрегатов и шебек. Всего в этом бою погибло 52 русских корабля, многие из которых были выброшены на камни или подожжены своими командами. В

ШИФР ___________________

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

11 класс

Максимальная оценка – 100 баллов

Время на подготовку – 2 часа

I тур - 1 час 30 минут - (максимальная оценка - 85)

1. Дайте краткое обоснование ряда (3 балла):

1. А. С. Шишков, С. Н. Глинка, Ф. В. Ростопчин, -________________________________

2. 1906 г., 1907 г., 1912 г., 1917 г.-_______________________________________________

3. Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов, В. М. Молотов -_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Дайте краткое обоснование ряда и вычеркните лишнее (3 баллов):

1. 1700 г., 1741 г., 1757 г., 1788 г.-_________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. А. П. Румянцев, А. В. Суворов, В. В. Долгорукий, Г. А. Потемкин -_________________

_____________________________________________________________________________

3. 1804 г., 1835 г., 1855 г., 1863 г.-________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения (6 баллов):

1. «Багратион» а. Белгородско-Харьковская операция (январь – февраль 1943 г.)

2. «Звезда» б. Белгородско-Харьковская операция (июль-август 1943 г.)

3. «Малый Сатурн» в. Брянско-Орловская операция (июль-август 1943 г.)

4. «Кутузов» г. Окружение немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942)

5. «Румянцев» д. Белорусская операция (июнь-август 1944 г.)

6. «Уран» е. Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких

Деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь

1943 г.)

Кодовое название операции

4. Дайте современные названия следующих географических областей и объектов (4 балла):

1. г. Екатеринодар - ____________________ 2. г. Екатеринослав - __________________

3. Угорские горы - _________________ 4. «Дышащее море» - __________________

5. Разведите понятия (6 баллов):

6. В истории существует немало устойчивых выражений. Дайте определение некоторым из них (5 баллов):

1. «Антипартийная группа» - ___________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. «Арзамасцы» - _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. «Курская дуга» - __________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. «Младосимволисты» - _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. «Полоса признаний » - ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Заполните пропуски в тексте (6 баллов):

«В предвоенный период (1939-1940 гг.) происходит значительное продвижение на запад границ Советского Союза. 17 сентября 1939 г. в результате освободительного похода Красной Армии в состав СССР вошли территории Западной Украины и Западной Белоруссии, отторгнутые в пользу Польши по ____________________ (1) договору, подписанному в марте _______ г. (2). Вслед за этим, в ноябре 1939 г. вспыхнула советско-финская война, получившая также название «___________________ (3) войны». В ходе неё советским войскам пришлось прорывать сильноукрепленную оборонительную полосу финнов – «_____________________________» (4). По итогам этой войны к СССР отошли значительные территории к западу от Ленинграда, и была образована 16-я советская республика в составе СССР - __________________ (5). В июне 1940 г. войска РККА предприняли освободительный поход в __________________________ (6), отторгнутую Румынией в 1918 г. Наконец, осенью 1940 г. в состав СССР были включены три прибалтийских государства – Эстония, Латвия, Литва».

8. Краеведение. Соотнесите литератора XIX в. с имением, в котором он творил (4 балла):

1. Боратынский Е. А. а. Даровое

2. Достоевский Ф. М. б. Мураново

3. Вяземский П. А. в. Середниково

4. Лермонтов М. Ю. г. Остафьево

5. Пушкин А. С.

Литератор

Усадьба

9. Да или нет? Неправильные суждения исправьте (3 балла):

1. Идея создания военных поселений принадлежала А. А. Аракчееву _________________

_____________________________________________________________________________

2. Тяжелая промышленность в России была создана только в правление Александра Второго (1855-1881 гг.)____________________________________________________________

3. Экономическое развитие начала XX века характеризуется преобладанием синдикатов над остальными формами монополистических объединений, что говорит о среднем уровне развития капитализма __________________________________________________________

10. Назовите даты (точный год) следующих событий (5 баллов):

1. Когда Россия построила первую крепость-порт на Балтийском море- ________ г.

2. С которого прекратила функционировать «Избранная рада» - __________ г.

3. Когда на Руси избрали первого патриарха - _________ г.

4. В котором началось российско-турецкое противостояние в Причерноморье - ________ г.

5. Когда Средняя Азия окончательно вошла в состав Российской империи - _________ г.

11. Кратко ответьте на вопросы (4 балла):

1. Известно, что сокращенное название членов Конституционно-демократической партии – кадеты. Однако у этого слова в дореволюционной России было и еще одно значение. Какое? __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Известно, что пионеры в СССР – члены детско-юношеской коммунистической организации. Однако, в XVIII-XIX вв. в России у этого слова было совершенно другое значение. Какое? ______________________________________________________________________

3. Известно, что в 1054 г. внутри Христианской церкви произошел раскол на католиков и православных. В итоге это вылилось в многовековую борьбу двух ветвей христианства. Скажите, а как называли в XII-XVII вв. а) католики православных; б) правос лавные католиков?______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Ниже дана таблица. Ответьте на вопросы к ней (6 баллов):

Состояние земельного фонда в 47 губерниях Европейской России в 1905 г.

Собственники земли

Площадь, находящаяся в их распоряжении

Распределение земли среди категорий крестьян

Средний размер земельного надела на одну семью

В собственности помещиков

47 млн. десятин

471 десятина

В собственности крестьянских хозяйств, в том числе

136, 4 млн. десятин

100 %

Крестьянская община

99,6 млн. десятин

73 %

11 десятин

Казаки

15 млн. десятин

11 %

53 десятины

Подворные землевладельцы

20,5 млн. десятин

15 %

7,5 десятин

Не была распределена

1,3 млн. десятин

1. С Вашей точки зрения, достаточно ли обеспечены землей большинство крестьянских хозяйств по состоянию на 1905 г.? Почему?_______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему обеспеченность казаков землей в несколько раз выше, чем у остальных категорий крестьянства? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Исходя из данных таблицы, куда больше земель, пригодных для сельскохозяйственного оборота, находилось в руках крестьян, а не помещиков. Почему же крестьянство требовало передела земли? ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы думаете, какие показатели изменились в данной таблице в ходе проведения аграрной реформы П. А. Столыпина 1906-1914 гг.? Свой ответ объясните. ______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы к нему (5 баллов):

«Во всех ротах, батальонах, полках … немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов…

Равным образом отменяется титулование офицеров: ваше превосходительство, благородие и т. п., и заменяется обращением: господин генерал, господин полковник и т. д. Грубое обращение с солдатами всяких воинских чинов, в частности, обращение к ним на «ты», воспрещается…»

1. Назовите документ, отрывок из которого перед Вами____________________________

____________________________________________________________________________

2. Назовите точную дату создания документа _____________________________________

4. В результате каких процессов в России стало возможным написание этого документа? _

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Соотнесите события отечественной и всемирной истории (разница в датах в пределах двух лет) (3 балла):

1. Начало Гражданской войны в США а. Советско-польская война

2. Версальский мирный договор б. Полет Ю. А. Гагарина в космос

3. «Год Африки» в. «Пражская весна»

4. «Гуамская доктрина» Р. Никсона г. Окончание II пятилетки

5. Оккупация Италией Абиссинии д. Отмена крепостного права

Событие всемирной истории

15. Ниже даны изображения советских полководцев в 1918-1945 гг. Разделите их на 2 группы по 3 полководца. Дайте критерий выделения групп. Назовите полководцев (7 баллов).

1. 3. 5.

2. 4. 6.

16. В следующем году мы отмечаем 70-летие коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, а также предшествовавших этому тяжелых оборонительных боев 1942 г. В связи с этим внимательно прочитайте следующий отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом». Ответьте на вопросы и вставьте слова в пропуски (4 балла):

Я убит подо Ржевом, Подсчитайте, живые,

В безымянном болоте, Сколько сроку назад

В пятой роте, на левом, Был на фронте впервые

При жестоком налете. Назван вдруг ___________________ (1)

Я не слышал разрыва, Фронт горел, не стихая,

Я не видел той вспышки, – Как на теле рубец.

Точно в пропасть с обрыва – Я убит и не знаю,

И ни дна, ни покрышки. Наш ли Ржев наконец?

И во всем этом мире, Удержались ли наши

До конца его дней, Там, на Среднем ______________ (2)?..

Ни петлички, ни лычки Этот месяц был страшен,

С гимнастерки моей. Было всё на кону.

1. Какой «месяц был страшен» в 1942 г.? Объясните почему. ________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой операции Великой Отечественной войны посвящена эта поэма? Как эта операция повлияла на начало коренного перелома в войне? _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. В 2012 г. исполняется 250 лет с момента подписания Манифеста о вольности дворянской. В связи с этим распределите положения этого указа, а также указа 1785 г. о правах дворянства в таблицу (4 балла).

1. Монопольное право собственности на крестьян и на землю

2. Освобождение от подушной подати

3. Отмена обязательной военной службы

4. Освобождение от телесных наказаний

5. Право поступать на иностранную военную службу

6. Право торговли и мануфактур

7. Право ухода в любое время в отставку

8. Необходимость получения образования

9. Освобождение от рекрутских наборов

18. Дайте название промышленных районов Российской Империи во второй половине XIX века и определите их специализацию (7 баллов).

№ районов на карте

Специализация

Итого – 85 баллов

Желаем успеха!

II Тур - Историческое эссе - 30 минут (максимальная оценка - 15)

Перед Вами высказывания историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

  1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
  2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
  3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.
  4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Имейте в виду, что Жюри, оценивая Вашу работу, будет руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Желаем успеха!

1. «Первые князья Киевской Руси, как и Петр Великий впоследствии, сумели найти в себе мужество, а в народе отклик». (А. И. Уткин)

2. «Если считать, а это очень принято - что «русское» - гримаса, истерия, юродство, «достоевщина», то Сергий – явное опровержение. В народе, якобы лишь призванном к «ниспровержениям» и разинской разнузданности, к моральному кликушеству и эпилепсии, Сергий как раз пример, любимейший народом, - ясности, света прозрачного и ровного». (Б. К. Зайцев)

3. «Новгород пал. Это было прямым результатом его внешней политики: откола от остальной Руси, выделения себя из русских земель, ориентации на торговлю с Западом». (В. В. Похлебкин)

4. «Свою внешнюю политику Иван III осуществлял в тот период, когда Литва и татары уже не могли противостоять ей, а Швеция и Османская империя еще не могли сделать этого» (А. В. Шефов)

5. «Личный крах Ивана Грозного – это порождение конфликта правителя с обществом, которое, в конечном счете, всегда сильнее. Россия шагнула вперед, но это стоило таких невзгод, что последовал мощный взрыв крестьянской войны». (В. Т. Пашуто)

6. «Трудно согласиться с мнением, будто Лжедмитрий I был вынесен на московский престол волной крестьянского движения, к которому примкнули южные помещики» (Р. Г. Скрынников)

7. «Орлы Русские облетели Орлов Римских». (А. В. Суворов)

8. «С отставкой и ссылкой М. М. Сперанского уходила эпоха реформ, - пусть непоследовательных, переменчивых; время свежих идей и экспериментов. Но в её недрах зарождалась следующая эпоха – движения декабристов и Николая I». (Г. Е. Миронов)

9. «Что же предопределило неудачу? Только ли нестойкость Николая I , быстрое отступление перед мнением крепостнического большинства? Не личные свойства царя, а порочность избранного пути решила дело». (С. В. Мироненко)

10. «Великие реформы Александра II не затронули высших органов государственного управления, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства». (Н. И. Цимбаев)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Предварительный просмотр:

ОТВЕТЫ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ТУР

11 класс

I тур - Максимальная оценка – 85 баллов

1. Деятели консервативно-патриотического направления в 1808-1812 гг.

2. Даты выборов в Государственные Думы Российской империи

3. Наркомы иностранных дел в СССР

1. Даты начала русско-шведских войн в XVIII веке; лишнее – 1757 г.

2. Крупнейшие полководцы в русско-турецкую войну 1768-1774 гг.; лишнее – Г. А. Потемкин

3. Даты принятия университетских уставов в Российской империи; лишнее – 1855 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого - 3 балла

Кодовое название операции

Операция, сроки её проведения

За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 6 баллов

1. Краснодар 2. Днепропетровск 3. Карпаты (Карпатские горы) 4. Белое море

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 4 балла

Термин

Общее

Различное

Стрельцы

Составные части русского войска в середине – второй половине XVII в.

Пехотинцы, жившие в мирное время в слободах, фактически постоянно находились в распоряжении государства, однако, имели небольшие военные навыки вследствие редких военных тренировок и смотров, набирались из числа жителей Московского государства

«Полки нового строя»

Пехотинцы и кавалеристы (драгуны, рейтары, гусары), получавшие жалованье от государства, постоянно занимавшиеся боевой подготовкой, однако, собиравшиеся (особенно в первые 30-40 лет существования) лишь накануне войн; их боевые характеристики - намного выше, чем у стрельцов, изначально набирались из иностранцев, затем преимущественно из «русских людей», но с преобладанием иностранцев на командирских должностях

За каждое правильное определение «общего» - 1 балл, За каждое правильное определение «различного» - 1 балл. Итого – 6 баллов

1. Название В. М. Молотова, Г. М. Маленкова, Л. Кагановича, неудачно попытавшихся отрешить Н. С. Хрущева от руководства СССР в 1957 г.

2.Литературно-историческое общество последователей Н. М. Карамзина в начале 1810-х гг., куда входили Д. Блудов, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин

3. Название выступа, обращенного на запад от г. Курск, образованного в результате успешного наступления Центрального и Воронежского наступления в феврале – марте 1943 г.

4. Название литераторов К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, А. Белого, З. Н. Гиппиус

5. Череда установлений дипломатических отношений между СССР и европейскими странами после того, как в 1924 г. Великобритания решила установить дипотношения де-юре с Советским Союзом.

За каждый развернутый ответ – 1 балл. Итого – 5 баллов

1. Рижский 2. 1921 г. 3. «Зимняя война» 4. «Линия Маннергейма» 5. Карело-Финская 6. Бессарабию

За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого – 6 баллов

Литератор

Усадьба

За каждое верное соотнесение – 1 балл, итого – 4 балла

1. Нет, Александру Первому (1801-1825)

2. Нет, Александра Третьего (1881-1894 гг.)

3. Да

За каждое верное «да» - 1 балл, за каждое верное «нет» с объяснением – 1 балл, без объяснения – 0 баллов (оценка не ставится). Итого – 3 балла

10. 1. 1492 г. 2. 1560 г. 3. 1589 г. 4. 1676 г. 5. 1881 г.

11. 1. Кадеты – учащиеся младших классов военных гимназий в императорской России

2. Военные инженеры, минеры и саперы

3. а) схизматики б) латиняне

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 4 балла

12. 1. Нет, недостаточны для крестьян-общинников и подворных землевладельцев; «нормальный» размер надела, гарантировавший существование крестьянской земли – 20-35 десятин (в зависимости от плодородия);

2. У казаков были особые, привилегированные права в связи с тем, что с их положением как военно-служилого сословия; кроме того, казаки преимущественно проживали на окраинах, где земли на человека было намного больше, чем в центральных губерниях;

3. Как видно из таблицы, средний размер дворянской усадьбы почти в 45 раз больше среднего надела крестьянина – общинника. Отсюда и недовольство крестьян несправедливым, с их точки зрения, распределением земли

4. Объем земель в распоряжении подворных хозяйств увеличился (выделение хуторов и отрубов), как и средний размер их земельного надела; по тем же причинам уменьшился и объем земель в распоряжении крестьянской общины.

Кроме того, объем земель в распоряжении помещиков уменьшился (продавали за долги государству), как и средний размер дворянских усадеб, уменьшился и объем земель в распоряжении крестьянской общины.

За верные первый и третий вопросы – по 1 баллу; во втором вопросе – 2 балла (названы не менее 2-х причин), 1 балл (1 причина), 0 баллов (причины не названы), в третьем вопросе – 2 балла (названы не менее трех изменений с пояснениями), 1 балл (2 причины), 0 баллов (1 или менее причин) (оценка не ставится). Итого – 6 баллов

13. 1. «Приказ № 1» Петроградского совета рабочих и солдат

3. Солдаты-депутаты Петроградского совета рабочих и солдат

4. Февральская Революция 1917 г., свержение монархии, недовольство «старыми, монархическими порядками»

5. Образование советов на фронтах и на флоте, развал царской армии.

За каждый правильный ответ – 1 балл, итого – 5 баллов

Событие отечественной истории

Событие всемирной истории

За 5 верных соотнесений – 3 балла, за 3-4 – 2 балла, за 1-2 – 1 балл. Итого – 3 балла

Правильно выделены группы (обе) – 1 балл. Верно отнесены 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца- 2 балла, 3 или менее – 0 баллов; Верно названы 5-6 полководцев – 3 балла, 4 полководца – 2 балла, 3 полководца – 1 балл, 2 или менее – 0 баллов. Итого – 7 баллов.

1. Сталинградом; 2. Дону;

1. Конец июля - август; советские войска отходили стремительно к Волге, а немецкие танки рвались на восток и юго-восток – к Северному Кавказу; в сентябре немецкое наступление удалось затормозить; тогда был издан «приказ № 227»

2. Ржевско-Вяземская операция, начавшаяся в июле – сентябре 1942 г. и продолжавшаяся в ноябре 1942 г. – январе 1943 г. Незначительная по территориальным приращениям, она позволила оттянуть ряд танковых дивизий вермахта со Сталинградского направления, что позволило успешно провести контрнаступление РККА, начавшееся 19 ноября 1942 г.

За каждый правильный ответ – 1 балл (при ответе на вопросы засчитывается лишь ответ с объяснением). Итого – 4 балла

За 9-10 элементов – 4 балла, за 7-8 элементов – 3 балла, за 5-6 элементов – 2 балла, за 3-4 элемента – 1 балл, 2 или менее элементов – 0 баллов. Итого – 4 балла

№ районов на карте

Название промышленных районов

Специализация

Центральный

Текстильная промышленность

Северо-Западный

Металлообработка и машиностроение

Западный

Добыча угля

Причерноморский

Добыча угля, металлургия

Закавказский

Добыча нефти

Уральский

Металлургия

Юго-Западный

Пищевая

За каждый правильный ответ (название промышленного района и специализация) – 1 балл, итого – 7 баллов

II тур - Историческое эссе - Максимальная оценка - 15

Участникам предлагается на выбор несколько высказываний историков или современников, относящихся к различным периодам русской истории, и предлагается высказать и аргументировать свою позицию по данному вопросу.

Темы (не менее 10-ти) должны охватывать основные периоды истории России с древнейших времен до современности, касаться различных ее аспектов (социально-экономическая, политическая история, история культуры, науки, общественной мысли) и представлять собой высказывания историков или современников событий с ярко выраженной личностной оценкой.

При оценке эссе следует исходить из следующих критериев:

  1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). Максимальный балл - 3.
  2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. Максимальный балл - 3.
  3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. Максимальный балл - 3.
  4. Четкость и доказательность основных положений работы. Максимальный балл - 3.
  5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу. Максимальный балл - 3.