Русь и флорентийская уния. Презентация на тему "флорентийская уния" Флорентийская уния и русь кратко




О силе великокняжеской власти гово­рит отказ Василия II признать союз (унию) между католической и пра­вославной церквами под главенством папы, заключенную во Флоренции в 1439 ᴦ. Этот союз римский папа навязывал Руси под предлогом спасе­ния Византийской империи от завоевания османами. Митрополит Руси грек Исидор, поддержавший унию, был низложен. На его место был избран рязанский епископ Иона, кандидатуру которого предложил Ва­силий II. Этим было положено начало независимости русской церк­ви от Константинопольского патриарха. А после взятия Константинопо­ля османами в 1453 ᴦ. выбор главы русской церкви определялся уже в Москве.

Подводя итог развития Руси в первые два столетия после монголь­ского разорения, можно утверждать, что в результате героического со­зидательного и ратного труда русского народа на протяжении XIV и первой половины XV в. были созданы условия для создания единого государства и свержения золотоордынского ига. Борьба за великое кня­жение шла уже, как показала феодальная война второй четверти XV в., не между отдельными княжествами, а внутри Московского княжеского дома. Активно поддержала борьбу за единство русских земель право­славная церковь. Процесс образования Российского государства со сто­лицей в Москве стал необратим.

6.Завершение объединœения русских земель в конце 15 в – начале 16 в. Образование Российского государства.

Конец XV в. многие историки определяют как переход от средневе­ковья к Новому времени. Достаточно вспомнить, что в 1453 ᴦ. пала Ви­зантийская империя. В 1492 ᴦ. Колумб открыл Америку. Были совер­шены многие Великие географические открытия. В странах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456, Гутенберг). Это время в мировой истории получило название Эпохи Возрождения.

Конец XV в. столетия - это время завершения образования нацио­нальных государств на территории Западной Европы. Историки давно заметили, что процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.

Объединœение княжеств и земель периода раздробленности проходило в наиболее развитых странах Западной Европы в связи с ростом мате­риального производства, обусловленного развитием товарно-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства как основы эконо­мики. К примеру, урожайность в передовых странах Западной Европы составила сам-5 и даже сам-7 (ᴛ.ᴇ. одно посаженное зерно давало соот­ветственно урожай в 5-7 зерен). Это в свою очередь позволяло быстро развиваться городу и ремеслу. В странах Западной Европы начался процесс преодоления экономической раздробленности, возникали на­циональные связи.

В сложившихся условиях королевская власть, опираясь на богатство городов, стремилась объединить страну. Процесс объединœения возглав­лял монарх, стоявший во главе дворянства - господствующего класса того времени.

Складывание централизованных государств в различных странах имело свои особенности. Сравнительно-исторический метод исследова­ния исторических процессов дает основание сказать, что даже при на­личии соответствующих социально-экономических причин объединœение может или вообще не произойти, или сильно задержаться в силу субъ­ективных или других объективных причин (к примеру, Германия и Ита­лия были объединœены только в XIX столетии). Имелись определœенные особенности и в образовании Российского государства, процесс созда­ния которого хронологически совпадает со многими западно-европейскими странами.

1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV начале XVI века 4. Ереси в конце XV начале XVI века 5. Теория «Москва – Третий Рим» Чупров Л. А. МКОУ СОШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

Флорентийская уния была отвергнута. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольско го патриарха митрополит Исидор был низложен

В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Дьякон Карп – новгородский цирюльник Ø выступали против взяточничества Ø отвергали церковные обряды Ø выступали против монашества Ø возрождали языческие ритуалы

Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть

Флорентийская уния 1439 г. - соглашение между представителями католической и православной церквей, заключенное на Ферраро-флорентийском соборе 1438-1445 гг., на условиях признания верховенства папы над всеми христианами в обмен на обещанную помощь в отражении османской агрессии против Византии. Уния не вошла в силу ни в Византии, ни в России, хотя Московский митрополит Исидор и поставил под ней свою подпись.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 538.

Флорентийская уния - соглашение об объединении католической и православной церквей на соборе во Флоренции в мае 1439 г. Флорентийская уния была заключена на условиях принятия православием католических догм о филиокве и чистилище, признания главенства во Вселенской Церкви за папой римским, при сохранении православных обрядов и греческого языка при богослужении, брака для белого духовенства и причащения для мирян и хлебом, и вином. Византийский император Иоанн VIII Палеолог и большинство греческого духовенства из числа участников собора согласились на эти условия в надежде получить военную помощь от западноевропейских стран в борьбе против турецкой угрозы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор , грек по национальности, за что по возвращении на Русь был низложен и арестован великим князем Василием II Темным . Вскоре Флорентийская уния была отвергнута и в Византии: Иерусалимский собор Православной Церкви в 1443 г. предал ее проклятию. Первая униатская служба в храме Святой Софии была проведена только 12 декабря 1452 г., менее чем за полгода до падения Константинополя под натиском турок -османов.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.448.

Далее читайте:

Ферраро-Флорентийский собор - церковный собор, состоявшийся в 1438-1439 гг. в итальянских городах Феррара и Флоренция.

Византия (краткая справка).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Тема: Ферраро - флорентийский собор и Русское православие Время второй четверти 15-го века было временем серьезного испытания в стойкости веры для многих православных стран. Время, когда каждый правитель и иерарх стоял перед нелегким выбором: сохранить ли внешнее видимое благополучие или сохранить веру отцов. Это испытания связано с вопросом о унии с католической Церковью, утвержденной в 1439г. на Флорентийском соборе. К чести Русской Православной Церкви и крепнущего Московского государства это испытание было пройдено весьма достойно, что явилось залогом будущих успехов и осознанной в этих испытаниях самостоятельности.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

В начале 1437г., митрополит Исидор прибыл в Москву. Его сопровождал не получивший назначения, избранник русской паствы владыка Иона. По человечески понятно, что первое встреча с князем при таком положении дел вряд ли могла быть сердечной. Но вскоре новоназначенный митрополит, проявив свои дипломатические таланты, добился расположения Василия II. Почти сразу по приезде, Исидор стал готовиться к путешествию в Италию на предстоящий собор. «Напрасно великий князь Василий Васильевич убеждал митрополита не ездить в латинскую землю и даже запрещал ему своею властию. Наконец, видя упорство Исидора, Василий сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем». Исидор дал клятву стоять за православие и отправился в Италию.»

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Василий II и митрополит Исидор «Если уже ты непременно желаешь идти на Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие; а нового и чуждого не приноси нам, - мы того не примем»

7 слайд

Описание слайда:

Собор был открыт в Ферраре 9 апреля 1438 года, под председательством папы Евгения, при котором было 11 кардиналов и до 150 латинских епископов.

8 слайд

Описание слайда:

НАЧАЛО ПРЕНИЙ Для ведения прений назначены были с обеих сторон по шести лиц и в числе их со стороны греков блаженный Марк, митрополит Ефесский, и Исидор, митрополит Русский.

9 слайд

Описание слайда:

Марк Эфесский защитник Православия. Преодолеть мощное давление папского окружения, усиленное Исидором и его единомышленниками, был в состоянии только один святитель Марк. Вокруг Марка Эфесского сгруппировались все защитники Православия.

10 слайд

Описание слайда:

ПЕЧАТЬ МИТРОПОЛИТА ИСИДОРА 5 июля 1439г. была подписана уния. Митрополит Исидор, как незаменимый помощник папы среди православного духовенства был достойным образом отмечен. За услуги, оказанные католичеству, папа возвел Исидора в сан кардинала-пресвитера.

11 слайд

Описание слайда:

В Москву он прибыл постом - 19 марта 1441 г.» Возвращался на свою кафедру он уже в новом качестве, в сане кардинала и легата от ребра апостольского, дарованном ему папой. В Москву он вступил решительно, с преднесением католического креста. На первой же литургии возносилось имя папы Евгения и было зачитано решение Флорентийского собора. На что он рассчитывал, проводя такой стремительный натиск на паству. Может на неграмотность и доверчивость русских христиан, или на свой непререкаемый авторитет первосвятителя? «Показательна реакция московской знати на объявление Исидором условий унии: «вси князи умолчаша, и бояре и иные мнози, еще же паче и епископы русские, вси умолчаша и воздремаша и уснуша» Но это молчание продолжалось недолго. В сердцах православных боролись желание отстоять свою правую веру и почтение, которое вызывал у каждого православного сан митрополита. Но вскоре всем стало очевидно, на чьей стороне правда. «Первым опомнился великий князь. Он доказал Исидору, что русское сердце благоговейно чтило полноту живой веры, а не привычную обрядность и бездушное послушание. Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным

12 слайд

Описание слайда:

НЕ ПРИНЯТИЕ УНИИ ВАСИЛИЕМ II Назвав митрополита «ересным прелестником, лютым волком, лжепастырем, губителем душ», Василий велел заточить Исидора в Чудовом монастыре и созвал русское духовенство на собор для рассмотрения флорентийской соборной грамоты. Определение было признано незаконным

Флорентийская уния 1439 г. - соглашение об объединении католич. и православных церквей, принятое на Базельско-Флорентийском соборе.

Несмотря на раскол 1054 г., Западная и Восточная церкви никогда не оставляли мысли об объединении. Время от времени императоры, папы, патриархи и короли пытались взять на себя почетную миссию примирителей. Однако после того как латиняне разрушили христианский Константинополь, положение серьезно осложнилось. Это вызвало справедливый взрыв возмущения среди православных греков и их единоверцев. После прихода к власти Михаила VIII Палеолога переговоры возобновились, но различные политические и дипломатические причины так и не позволили тогда совершить объединение.

По этому же поводу шла идеологическая борьба и на русских землях. Здесь это было тесно связано с разделением этих земель между Московским и Польско-Литовским государством. Папство давно пыталось перекрестить в католичество население западнорусских земель. В свое время оно вело активные переговоры с Данилой Галицким, который получил из рук понтифика корону. Католицизм продолжал свое наступление на восток. В 1419 г. вновь соединились в одну главные русские православные митрополии - Киевская, находившаяся под влиянием литовцев, и Московская.

Ф. у. была заключена в весьма сложной ситуации для Византии и папства.

В 1430 г. турки взяли Фессалонику, и от Византии по существу остался только Константинополь, окруженный со всех сторон турецкими владениями. В этих условиях византийский император Иоанн VIII Палеолог обратился за помощью к папе римскому Евгению IV, рассчитывая на организацию крестового похода против турок. При этом император предложил начать переговоры об объединении католич. и православной церквей. Папа охотно принял предложение - и потому, что реальностью становились многовековые расчеты на подчинение вост. церквей, и потому, что Евгений IV получал шанс на победу в затянувшемся конфликте со сторонниками соборного движения.

В 1438 г. император Иоанн VIII Палеолог в сопровождении чуть ли не всего высшего православного духовенства страны прибыл в Италию для участия в XVII Вселенском соборе.

Собор начался 8 января 1438 г. в Ферраре, а затем продолжился во Флоренции. Акт воссоединения церквей был подписан 5 июля 1439 г. Православное духовенство согласилось с причастием на пресном хлебе, с исхождением Святого Духа от Отца и Сына, с католическим учением о чистилище и примате папы. При этом Восточная церковь сохранила свои отличительные обряды и обычаи.

После восстановления временного единства с Восточной церковью на Флорентийском соборе 1439 г. последовали церковные унии с другими восточными христианскими церквями. Так, осенью была заключена уния с армянскими монофизитами, затем в 1442 г. с египетскими и эфиопскими монофизитами, спустя два года - с представителями раскольничьих церквей в Сирии и Месопотамии (якобиты и несториане). Правда, часть заключенных уний фактически осталась на бумаге.

Флорентийская уния была серьезной победой католицизма, однако дальнейший ход истории свел эти достижения на нет. Византийцы обвиняли Иоанна VIII и Константина IX в предательстве. Уния была зачитана в соборе Святой Софии лишь в декабре 1452 г. А еще через пять месяцев Константинополь оказался в руках мусульман, с их приходом канула в Лету и уния. В 1443 г. в Иерусалиме восточные патриархи провозгласили отлучение от церкви всех приверженцев унии, а униатского патриарха Григория Мамму низложили.

Москва тоже не приняла Флорентийские решения. На созванном Василием III Поместном соборе Русской православной церкви глава рус. православной церкви митрополит Исидор, подписавший унию, был осужден. Московским митрополитом был избран рязанский епископ Иона, впервые поставленный без согласия Константинополя. Это стало отправной точкой российской церковной автономии (автокефалии). В это время, особенно после того как в 1453 г. пала Византийская империя, в Москве окончательно сформировалась идея «Третьего Рима». В годы правления великого князя Московского Ивана III, женатого на дочери константинопольского императора Софье Палеолог, эта идея получила свое дальнейшее развитие и воплощение. Отныне не могло быть и речи о каком-либо союзе с католической церковью.

В Литве великий князь Казимир признал решения Флорентийского собора, но, опасаясь испортить отношения с Москвой, признал главой Русской православной церкви не Исидора, а Иону. Православные и католики были им уравнены в правах. Папа Пий II резко воспротивился такой политике Казимира. Он утвердил на Киевскую митрополию ученика Исидора Григория, которого посвятил в сан бывший патриарх-униат Григорий Мамма. Казимир не посмел ослушаться папу. Однако в 1459 г., когда на Московском соборе восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию и ее проводника Григория, все православные князья и большая часть духовенства Великого княжества Литовского отказались признать Григория своим митрополитом. Флорентийская уния окончательно провалилась. Сам Григорий в конце концов подчинился Константинопольскому патриарху и умер в 1475 г., будучи православным.

Главным результатом всех этих событий явилось то, что Западнорусская митрополия окончательно отделилась от Восточной.