Римские гладиаторы: идущие на смерть…. Гладиаторские бои в Древнем Риме (22 фото)




Гладиатором Древнего Рима был профессиональный боец, который специализировался на конкретном оружии и сражался перед публикой на больших, специально построенных аренах. Такие арены строились по всей Римской империи.

Гладиаторские бои взяли свое начало со 105 года до н. э. и имели статус официальных соревнований до 404 года н. э. Бои продолжались, как правило, до смерти одного из гладиаторов. Именно по этому продолжительность жизни таких бойцов была коротка. И хотя быть гладиатором считалось престижно, большинство бойцов являлись рабами, освобожденными рабами или осужденными. Без сомнения гладиаторские бои были одним из самых популярных форм развлечений в Древнем Риме.

Римляне во многих отношениях верили приметам и традициям своих итальянских предков, этрусков. Например, использовались жертвоприношения животных, для предсказания будущего, использовались символические фасции и организовывались гладиаторские бои. Этруски связывали состязания такого рода с проведением обрядов смерти, поэтому гладиаторские бои имели для них определенное религиозное значение. Хотя, первые частные гладиаторские состязания проходили в 264 году до н. э. и организовывались в память о смерти отца, позднее для организации официальных боев данная причина не бралась во внимание. Однако, следы религиозного происхождения оставила традиция добивать побежденных гладиаторов. В данном случае помощник должен был нанести удар в лоб пострадавшему гладиатору. Дежурный помощник должен был носить костюм, представляющий собой костюм бога Гермеса, который сопровождал души в загробный мир или «Charun». Присутствие божьего посланника и императора, в сопровождении жрецов и весталок, показывали некое псевдорелигиозное веяние на боях.

Римские гладиаторские бои давали возможность императорам и богатым аристократам продемонстрировать свое богатство населению. Бои устраивались в честь военных побед, визитов важных чиновников, в честь празднования дня рождения или просто для того, чтобы отвлечь народ от экономических и политических проблем. В глазах общественности это было что-то вроде развлечений, которые становились буквально вопросом жизни и смерти. Эти чрезвычайно популярные мероприятия проходили на всех массовых аренах Римской империи. Колизей (амфитеатр Флавиев) был крупнейшим из них. От 30 до 50 тысяч зрителей из всех слоев римского общества стекались сюда для развлечения кровавыми зрелищами, где устраивалась охота на диких и экзотических животных, проводились казни заключенных, религиозных мучеников бросали в клетки со львами, устраивались звездные шоу, которые являлись символами Римской добродетели, чести и мужества.

Использовали все свои боевые навыки, сражаясь под девизом «убей или будь убит». Популярным заблуждением является утверждение, что гладиаторы приветствовали своего императора вначале каждого боя строками: «Да здравствует император! Мы, идущие на смерть, приветствуем тебя!». Однако, в реальности эти слова произносились в честь заключенных и убитых в инициированных морских сражениях (Naumachia), которые также проходили на закрытых аренах по особым случаям.

Наиболее часто гладиаторами являлись рабы или преступники , также многие военнопленные были вынуждены выступать на аренах. Были случаи, когда, по причине банкротства, аристократам приходилось зарабатывать на жизнь мечем, например, Симпроний (Sempronius), потомок могущественного клана Гракхов. Необходимо отметить, что до принятия закона Septimius Severus (Септимий Север) в 200 году н. э., женщинам было разрешено сражаться в роли гладиаторов.

По всей империи были созданы специальные гладиаторские школы . В самом Риме располагались три таких казармы. Капуя - одна из казарм, которая особо славилась своими гладиаторами. По всей Риской империи агенты производили поиск потенциальных гладиаторов, чтобы удовлетворять постоянно растущий спрос и заполнять школы, которые должны были иметь огромной оборот бойцов. Условия в школах были похожи на тюрьму - небольшие клетки и кандалы, тем не менее, еда была лучше (например, проросший ячмень), а также учащиеся получали возможность оказания им лучшей медицинской помощи, так как являлись для школы дорогой инвестицией.

Победители гладиаторских сражений становились любимцами толпы и были особенно популярны среди женщин.

Термин «Гладиатор » происходит от латинского gladiators , по названию их главного оружия gladius или короткий меч. Однако, существовал широкий спектр других видов оружия, используемого в гладиаторских боях. Также, гладиаторы носили доспехи и шлемы, которые, в частности, являлись образцами великого мастерства, были богато украшены декоративным орнаментом, а гребни украшались перьями страусов и павлинов. Вид оружия и доспехов зависел от того, к какому виду принадлежал гладиатор.

Виды гладиаторов

В Древнем Риме существовало четыре основных вида гладиаторов:

  • вид Самнит , был назван в честь великих воинов самнитов, которые воевали за Рим в первые годы империи. Интересно, что римляне употребляли слова «гладиатор» и «самнит» как синонимы. Одним из лучших вооружений самнита были меч или копье, большой квадратный щит и защитные доспехи на правой руке и левой ноге;
  • Фракийский гладиатор (Фракиец) имел короткий изогнутый меч (сика) и очень маленький квадратный или круглый щит (парма), который подставлялся для отклонения ударов противника;
  • гладиатор Мурмиллон , также известный как «Fishman», был снаряжен в образе рыбы - на шлеме устанавливался гребень. Как и у Самнита у него был короткий меч и щит, но из доспехов были только накладки на руке и ноге;
  • у гладиатора Ретиарий не было ни шлема, ни доспехов, кроме мягких плечевых накладок. В качестве оружия у него была сеть и трезубец. Он пытался запутать своего противника сетью, а потом наносил удар своим трезубцем.

Гладиаторы сражались в определенных комбинациях. Как правило, для контраста подбирали пары, которые состояли из медленного и хорошо защищенного тяжелыми доспехами гладиатора (Мурмиллон) против быстрого и менее защищенного гладиатора (Ретиарий).

Были известны и другие менее распространенные виды гладиаторов с разными комбинациями оружия и доспехов, названия которых менялись с течением времени. Например, «Самнит» и «Галл» стал политически не корректным, когда эти страны стали союзниками. Другие виды гладиаторов включали лучников, боксеров и Бестиарий (вооружённые дротиком или кинжалом), которые сражались с дикими животными.

Тех, кому не хватало храбрости в поединке, заставляли сражаться, используя кожаные кнуты и раскаленные металлические прутья. Однако, под возмущенный рев толпы (от 40 тыс. зрителей) и безжалостной атаки своего противника, многие боролись до конца. Были случаи и отказа от борьбы. Одним из наиболее известных случаев был гладиаторский поединок, организованный Квинтом Аврелием Симмахом в 401 году н. э., когда германские заключенные, которые должны были драться на играх, вместо этого они повесились в своих камерах, тем самым, оставив римское население без зрелища.

Если проигравший гладиатор не был убит на месте, то он обращался за помилованием, опуская оружие и щит и поднимая палец. Противник мог проявить снисхождение, хотя тогда существовал риск повторной встречи на арене, но это считалось хорошей профессиональной практикой. Если на боях присутствовал император, тогда решение принимал он, хотя толпа пыталась влиять на его суждения, размахивая тряпками и жестами рук, - поднимали палец вверх и кричали «mitte!», что означало «дай ему уйти»; большой палец вниз и кричали «iugula!», что означало «казнить его».

Победители поединков, особенно многократные, становились любимцами толпы и в честь них создавались изображения на римских зданиях, а также они были популярны среди женской половины населения Древнего Рима.

Граффити Помпеи дают уникальную возможность узнать о том, на сколько гладиаторы были признаны общественностью. На них изображены гладиаторы и количество их побед, например Северу 55. Однако, среднее число побед было значительно ниже. Иногда проводились бои, когда победители одного боя сражались с победителями других, до тех пор, пока не оставался в живых только один. Победителей награждали материальными призами, которые включали престижную пальмовую ветвь победы и серебряное блюдо с деньгами. После многолетних побед гладиатору даровали свободу.

Пожалуй, одним из самых знаменитых гладиаторов был Спартак, который возглавил восстание гладиаторов и рабов в 73 году до н. э.

Гладиаторы – от слова гладиус или гладий – римский короткий меч – бойцы-рабы, которые участвовали в поединках на потеху публике в Римской империи, на протяжении практически семиста лет. Одно из первых упоминаний гладиаторских боёв – бои 3-х пар гладиаторов на Коровьем рынке Рима, в 264 г. до н.э. в честь поминок Брута Пере. Последнее же упоминание гладиаторских боёв – указ императора Гонория, о их запрете.

Гладиаторы были рабами, либо военнопленными, либо проданными в рабство за долги, либо преступниками, иногда и свободными гражданами. Молодые и хорошо развитые мужчины попадали в специальные заведения – школы гладиаторов – людусы, где, под руководством управителя школы – ланисты, проходили военную подготовку. Тренеры и учителя занимались с гладиаторами ежедневно, обучая владению разнообразным оружием. К услугам гладиаторов были повара и врачи, гетеры. То есть, жили гладиаторы гораздо лучше обыкновенных рабов, но все эти услуги для них, были самыми простыми инвестициями – вложением денег. Чем лучше живёт гладиатор, тем лучше сражается, побеждает и большую прибыль приносит.

На боях гладиаторов действовал тотализатор – денежные ставки, и владелец гладиатора-победителя получал немалый доход. Но это не отнимало их рабства. Кроме того, на «социальной лестнице рабов» гладиаторы стояли на самой низшей ступени, были не более чем «пылью манежной». Хотя некоторые из гладиаторов, могли добиться освобождения от рабства, но таких было мало. Такие гладиаторы получали рудис – деревянный меч, знак освобождения из рабства. Часто они становились платными тренерами в своих же людусах.

Итак, гладиаторские бои окончательно входят в жизнь римлян, как самое яркое из зрелищ, в 106 г. до н.э. и постепенно получают грандиозный размах. В честь, каких-либо событий: побед, «коронаций», государственных праздников и прочего, в римском Колизее и других цирках империи начинают происходить массовые сражения гладиаторов.

Так, про Тита сообщают, что он устроил чудовищное представление, длившееся 100 дней. А Траян отметил завершение покорения Дакии тем, что выставил 5000 пар гладиаторов. Цезарь в 65 г. до н. э. дал игры, в которых приняли участие 320 пар гладиаторов. Цирки или арены для боёв, а так же и школы находились, помимо Рима, в Поццуоли, Помпеях, Пестуме, Капуе и Вероне.

Вне Римской империи, были известны амфитеатры в Ниме и Арле, в Эль-Джеме в Тунисе. Каждое представление собирало тысячи зрителей. Чтобы избежать однообразия, бои проводились по разным сценариям: бои один на один и групповые, бои на колесницах и конях, бои с дикими зверями, бои на воде на судах – конструкция Колизея позволяла превратить арену в озеро. Постепенно и это стало приедаться, поэтому были попытки изобретать новые системы боя и доспехи, а при Домициане, например, на арену выходили карлики и даже женщины.


Сами бои, как правило, заканчивались смертью одного из противников или поражением группы гладиаторов, если это был групповой бой. Если же побеждённый, или побеждённые, оставались живы то их участь решали зрители. Известный жест – большой палец вниз или вверх, решал судьбу поверженных. Правда, считается, что жесты были немного иные: пальцы, сжатые в кулак - жизнь, большой палец отставленный в сторону – смерть.

Якобы император, присутствующий в цирке, показывал большим пальцем себе на шею, показывая, куда надо нанести последний смертельный укол мечом. С приходом христианства, как официальной религии Рима, гладиаторские бои приходят в упадок и понемногу забываются. Император Константин в 326 г. н.э. запрещает гладиаторские поединки, но почти через сто лет, в 404 г. н.э. выходит указ Гонория аналогичного содержания, так что можно предполагать, что поединки, какое-то время, продолжались вопреки всем указам.

Чтобы как-то разнообразить зрелище, римские гладиаторы делились на типы. Каждый тип был по своему вооружён и использовался в разных боях. Часто гладиаторы были вооружены, как представители одного из завоёванных Римом народов, фракийци, например; часто, как некие выдуманные персонажи – ретиарии. Но не глядя на это, вооружение гладиаторов не отличалось разнообразием. Основным оружием были мечи: гладиус – короткий меч легионеров и сика – изогнутый меч, кинжал-пугио; древковое – копья и трезубцы (многие считают трезубец боевыми вилами, но это орудие для охоты на крупную рыбу и морского зверя); гибкое – хлысты, лассо – верёвка с петлёй и сети; экзотическое – скиссор – трубка-наруч с полулунным лезвием на конце. Могли использоваться луки и пилумы – метательные копья.

Для защиты использовались немного разнообразные шлемы, но все они отличались хорошей степенью защиты – закрытые забрала для лица, широкие поля, с которых меч соскальзывал, ослабляя удар. Иногда шлемы украшались перьями или металлическими изображениями рыб или птиц.

Ноги защищались поножами, иногда только одним. На руку надевали гибкий металлический рукав, закрывающий руку от плеча до кисти или простые наручи. Иногда к плечу крепили специальный щиток, закрывающий плечо, шею и голову, но он сильно мог ограничить поле зрения гладиатора. Вместо наручей и поножей могли использовать толстые тканевые рукава и гетры.

В ходу были самые разнообразные щиты: от огромных прямоугольных скутумов легионеров, до маленьких круглых щитов.

Защита корпуса использовалась мало, только некоторые типы гладиаторов использовали панцири или кольчуги, большинство обходилось широкими кожаными поясами, набедренными повязками и туниками.

В зависимости от оружия и использования на поле боя, гладиаторы делились на такие типы:

    Сагиттарий - конный лучник, вооружённый гибким луком, способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию, одет в тунику и без доспехов.

    Мирмиллон - имел шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского "mormylos" – "морская рыба"), а также наруч на предплечье, набедренную повязку и пояс, один понож на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, был вооружен гладиусом и большим прямоугольным щитом, как у легионеров. Их выставляли на бои против фракийцев, иногда также против гопломахов.

    Секутор - специально предназначался для схваток с ретиариями. Секутор был разновидностью мирмиллонов и был вооружён большим прямоугольным щитом и гладиусом, его шлем закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, чтоб защитить лицо от острого трезубца соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.

    Провокатор ("соискатель"): - его обмундирование могло быть различным, его одевали в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, наруч на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне, он был единственным гладиаторам, защищёнными кирасой, вооружением провокатора были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялся на бои с самнитами или другими провокаторами.

    Гопломах ("вооружённый боец") - он был одет в толстую, тканевую, похожую на брюки одежду для ног, набедренную повязку, пояс, поножи, наруч на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны, был вооружен гладиусом, копьём и маленьким круглым щитом. Выставлялся на схватки против мирмиллонов или фракийцев.

    Андабат ("находящийся на возвышении") - названы так потому, что сражался верхом на лошади, были одет в кольчугу, как восточная кавалерия, и шлем с забралом.. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах.

    Эквит ("всадник") – легко вооружённый гладиатор, был одет в чешуйчатые доспехи, носил средних размеров круглый щит, шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями, носил наруч на правой руке, тунику без рукавов и пояс. Эквит начинал бой верхом на коне, но после того, как метал своё копьё, он спешивался и продолжал бой коротким мечом. Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.

    Пегниарий - использовал кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями, доспехами и шлемами не пользовались.

    Ретиарий – был вооружен трезубцем, кинжалом и сетью, кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом и большого щитка на левом плечевом суставе, не имел никакой одежды, в том числе и шлема. Ретиарии обычно сражались с секуторами, но иногда и с мирмиллонами.

    Лаквеарий - разновидность ретиария, который старался поймать своего соперника с помощью лассо вместо сети.

    Эсседарий ("боец на колеснице") – вооружался лротиками, которые метал в противника, был одет в открытый шлем, наручи и кольчугу.

    Бестиарий – вооружён дротиком или кинжалом, защищённый наручами и поножами, закрытым шлемом и широким поясом, сражался с хищными животными.

    Велит - пеший гладиатор, вооружённый дротиком с привязанным к нему шнуром для метания, доспехи не использовал, обходясь тканевыми, толстыми наручами и поножами, кожаным поясом. Назван в честь подразделения раннереспубликанской армии

    Самнит – был вооружён большим прямоугольным щитом, имел украшенный перьями шлем, короткий меч, понож на левой ноге и латный нарукавник.

    Прегенарий - выступавший в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу, гладиатор, вооружённый деревянным мечом с телом обмотанным тканью. Сражался только с подобным себе бойцом.

    Венатор – дрессировщик, выполняющий трюки с животными: клал руку в пасть льва; ездил верхом на верблюде, держа рядом льва на поводке; заставлял слона ходить по канату. Гладиатором не считался, хотя был им формально. Его выступления являлись частью гладиаторских представлений. Доспехами и оружием не пользовался.

    Тертиарий ("заменяющий") – гладиатор с самым разнообразным оружием и доспехом. Трое таких гладиаторов выходили на арену, сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием.

    Димахер ("носящий два кинжала") - использовал два меча, по одному в каждой руке, сражался без шлема и щита, были одет в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носил поножи.

    Скиссор – наиболее задоспешенный гладиатор: закрытый шлем, латные рукава, поножи и чешуйчатый панцирь или кольчуга, вооружённый гладиусом и скиссором – трубчатым наручем с полулунным лезвием впереди, скиссор мог играть роль щита, но позволял делать только тычковые удары или очень широкие размашистые движения рукой.

    Галл - был вооружён копьём, шлемом и небольшим галльским щитом, одет в кожаный пояс и тканевые повязки на руках и ногах.

    Бустуарий – любой тип гладиатора, сражавшийся в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.

    Рудиарий - гладиатор, заслужившие освобождение и, в знак этого, награждённый деревянным мечом - рудисом, но решивший остаться гладиаторам. мог быть тренерам, помощникам, судьёй. Участие его в поединке всегда был очень популярным и зрелищным, так как он обладали огромным боевым опытом.

Теперь несколько легенд связанных с гладиаторами.

- Жизнь гладиатора ценилась очень низко. Жизнь гладиатора ценилась очень высоко, по крайней мере, для его владельца и ланисты. На то, чтобы воспитать отличного бойца уходило много времени и денег. Такой гладиатор приносил огромный доход его владельцу, и смерть такого гладиатора несла огромный убыток. За выигранный бой, на больших праздниках, гладиатор получал некую сумму денег и два-три успешных боя давали ему возможность оплатить некую степень свободы, отдельную комнату в людусе, оплату услуг гетер и лучшую еду.

- В гладиаторы часто шли свободные люди . Гладиаторы считались самой низшей "кастой” даже в среде рабов, и стать гладиатором – огромный позор для римского гражданина. Но очень не редко гражданин Рима шёл в гладиаторы, иногда от полной безысходности, иногда от собственной блажи. Пожалуй единственным благородным от рождения гладиатором был Лу́ций Э́лий Авре́лий Ко́ммод – 18-й римский император в 177 – 192 году н.э. (Случались бои на аренах и между сенатарами, но Коммод, отличаясь большой эксцентричностью во всём, прошёл гладиаторскую школу и провёл на арене 735 боёв, чем вызвал возмущение и неудовольствие римской знати.) Такое его увлечение стало одной из причин его убийства.

- Гладиаторы имели атлетическое телосложение. Во всех фильмах, гладиатор выглядит, как культурист. На самом деле, за два-три месяца до боёв, гладиаторы ели обильную и жирную пищу, заплывая жиром для лишней защиты тела – толстый слой жира защищал внутренние органы.

- Гладиаторы – лучшие бойцы Рима . Бойцы – да, но не солдаты. Запредельные бойцы один на один, они не умели сражаться организованно в группе, в строю, как легионеры - групповой бой на арене практически сразу распадался на отдельные двобои. Не знали тактики построений и т.д. В этом была беда Спартака. Он и его соратники могли обучить людей владеть оружием, но не сражаться организовано. (Даже если Спартак был талантливым военным, как говорят, то научить сражаться бывших рабов, как легионеров было трудно.) Гладиаторы могли быть хорошими телохранителями, что часто и было, но не солдатами.

Последние изменения: Август 4, 2018

Пожалуй, ничто так не будоражит воображение приезжающих в Вечный город туристов, как стены древнеримского Колизея – безмолвные свидетели гладиаторских игрищ. Вопрос об их происхождении до сих пор останется открытым. Однако независимо от мнения историков, бои гладиаторов на арене Колизея являлись примером военной этики и были важнейшей частью политической и общественной жизни в римском мире.

Кровавые игры продолжались почти тысячу лет, достигнув своего пика еще до появления Амфитеатра Флавиев – в период со II века до н.э. до I века н.э. Откуда же и почему в Древнем Риме появилось столь нетривиальное развлечение для публики.

Гладиаторские бои – история возникновения

Дошедшие до нашего времени ранние летописные источники разнятся в оценках дат и причин возникновения гладиаторских боев. Так, в конце I века до н.э. греческий историк и философ Николай Дамасский (род. около 64г. до н.э.), полагал, что их происхождение берет свое начало из Этрурии – древнего региона Центральной Италии, в который входили: часть Лацио к северу от Рима, Тоскана, часть Умбрии и Лигурийское побережье. Эта версия, ставшая доминирующей, впоследствии была подтверждена древними артефактами, найденными при археологических раскопках в итальянском городе Тарквиния, находящемся примерно в 45 км от Рима в провинции Витербо. Этот город является одним из старейших поселений этрусков. Именно он дал целую династию древнеримских царей – .
Гипотеза о том, что бои гладиаторов были заимствованы римлянами у этрусков, основывается на найденных в их погребальных захоронениях графических изображений ритуальных похорон, сопровождавшихся играми.

Фреска «Борцы» в этруском погребальном захоронении, ок. 460г. до н.э.


Похоронные игры этрусков предусматривали, также, жертвоприношения пленных, в которых их кровь в качестве жертвенной выливалась на могилу павшего воина для упокоения его души. Этот искупительный кровавый обряд, очевидно, и предвосхитил ранние римские гладиаторские бои.

Фреска «Принесение в жертву пленных троянцев» , ок.IV до н.э.

Игры гладиаторов в раннюю римскую эпоху и смена декораций

Как и многие обычаи глубокой древности, бои гладиаторов на арене Колизея, начавшиеся как религиозный обряд, стали публичным зрелищем. Если верить римскому историку Титу Ливию (59г. до н.э. – 17г. н.э.), впервые они были проведены в Риме в 264г. до н.э. В своей работе «Ab Urbe Condita Libri» он отмечал, что их организовали братья Марко Юнио Пера (римский консул в 230г. до н.э.) и Децим Юнио Пера (римский консул в 266г. до н.э.) по случаю похорон своего отца – не менее знаменитого политика и аристократа этрусского происхождения Децим Юния Брут Пера, одного из прямых потомков основателя Рима. Тогда, чтобы почтить его память, насмерть сражались три пары гладиаторов на Forum Boarium (Бычий форум) и это кровавое действо, по оценке Тита Ливия, полностью соответствовало этрусскому погребальному обряду.

Гладиаторы. ок. II века н.э. Часть мозаики, найденной г. Злитен, провинции Мисурата в Ливии.


В 216 году до н.э. римский консул Маркус Эмилиус Лепидус также был удостоен чести проведения столь торжественного древнего обряда – «munera funerari», то есть погребальных игр. Его сыновья Люциус, Квинт и Маркус, используя двадцать две пары соперников, организовали на Forum Romanum бои гладиаторов, которые длились три дня.

Следующие масштабные гладиаторские бои, проводимые в рамках munera funerari, состоялись на похоронах римского консула Публия Лициния Красса в 183г. до н.э. Но они были уже более экстравагантными. Погребальные игры продолжались три дня, и в них участвовало около 120 гладиаторов.

Увлечение гладиаторскими играми и принятие их в качестве необходимого ритуала при погребении было восторженно воспринято многими союзниками Рима, а культ гладиаторов проник далеко за его пределы. К началу 174г. до н.э. «малые» римские munera funerari – частные или публичные, имели уже довольно низкую значимость и были настолько обыденными и ничем не примечательными, что даже не удосуживались быть упомянутыми в трудах летописцев. В 105г. до н.э. правящие консулы предложили Риму спонсировать «варварскую битву» из государственной казны в рамках учебной программы для военных. Бои гладиаторов, впервые проведенные специально обученными бойцами из Капуи, оказались столь популярны, что после этого они стали публичными. Их стали часто включать в проведение государственных игр, которые сопровождали основные религиозные праздники.

Колизей – главная арена гладиаторов

Изначально публичные бои гладиаторов устраивались на открытых многолюдных площадках городских рынков, таких как Forum Boarium, вокруг которых на возвышенностях возводились временные места для зрителей с высоким статусом. Однако по мере того, как гладиаторские игры становились все более и более популярными, потребовалось строительство фундаментальных сооружений.

Фреска с изображением Римской арены в г. Помпеи, построенной ок. 79г. до н.э.

Самый ранний известный римский амфитеатр был построен для этих целей около 70г. до н.э. в Помпеях. В Риме, по свидетельствам летописцев, существовал деревянный амфитеатр публичного оратора Гая Скрибониуса Курио, сооруженный в 53г. до н.э., а открытие первого каменного состоялось лишь в 29г. до н.э. и было приурочено к празднованию тройного триумфа Октавиана Августа. По словам Плиния, три этажа этого амфитеатра были отделаны мрамором, содержали более 3000 бронзовых статуй и вмещали 80 000 зрителей. Однако, в 64г. н.э. он сгорел дотла, так как сооружение, по всей вероятности, имело деревянный каркас. На замену ему император Тит Флавий Веспасиан возвел в Риме самую большую и известную арену гладиаторов в мире – Амфитеатр Флавиев, известный сегодня как Колизей. Он был открыт в 80 году н.э. как личный дар Императора римскому народу.

Колизей, возведенный династией Флавиев, подаренный римскому народу императором Веспасианом


Гладиаторские игры

Во времена Империи количество проводимых гладиаторских боев достигло своего пика, став любимым развлечением восторженной публики. Выступления превратились в настоящие шоу гладиаторов – игры заблаговременно объявлялись на рекламных щитах, где указывалась их причина, место и дата проведения, количество и имена выступающих пар, порядок их появления. Дополнительно зрителям сообщалось о наличии мест под тентом, защищающем от солнца, предоставляемых напитках, сладостях и еде, указывались призы для победителей.
В ночь перед играми гладиаторы получали возможность дать поручения, чтобы закончить свои личные дела, для них устраивался банкет, имевший очевидную схожесть с ритуальным и сакраментальным «последним приемом пищи».

Гладиаторы после боя. 1882г. Картина Хосе Морино Карбонеро, Музей Прадо


На следующий день, торжественно шествуя через весь город, роскошно одетые гладиаторы направлялись в амфитеатр Флавиев. Спереди шли ликторы – римские гражданские служащие, позади – небольшая группа трубачей, играющих в фанфары, и свита, несшая образы богов, чтобы засвидетельствовать судебные разбирательства на арене. Замыкал процессию писарь и специальный человек, несший пальмовую ветвь для чествования победителей.

Это интересно!

Согласно установившемуся мнению, перед боем на арене Колизея гладиаторы попадали под трибуну императора, если тот присутствовал на выступлениях, и кричали – «Ave Caesar, morituri te salutant» , т.е. «Привет, Цезарь, те, кто скоро умрет, приветствуют тебя» . Однако недавняя историография отрицает подобные домыслы.


Игры гладиаторов на арене Колизея обычно начинались с развлекательного зрелища –либо сражавшихся друг с другом диких животных, либо со звериной охоты (venationes), когда слабо вооруженный гладиатор (venator) бился с голодными хищниками – львами, тиграми или медведями. Венатор, то есть охотник, был защищен только фасциями – полосками сыровяленой кожи, обернутой вокруг туловища и ног. Для своей защиты он использовал лишь копье.

Звериная охота на арене. Византийская фреска ок. V века н.э. Музей мозаики в Стамбуле, Турция


Следующим действом было публичное осуждение нарушивших закон преступников или христиан – Ludi Meridiani, приобретшее значительную популярность в период Римкой империи. К виновным, приговоренным к смерти, применяли наиболее варварский вид смертной казни – Domnatio ad Bestia (Осуждение к зверям). Несчастных просто бросали на растерзание дикому зверю.


Зачастую несчастные были полностью или частично обнажены, а оказывать сопротивление, чтобы защитить свою жизнь, им мешали оковы. Те, кто контролировал эту форму исполнения казни, назывались bestiarii (от лат. Bestia – «зверь»). Публичная смерть от диких животных на арене считалась наиболее унизительной в Риме. Последним актом унижения было удаление трупов – их крючьями вытаскивали с арены Колизея, а растерзанные тела впоследствии лишали надлежащих языческих погребальных обрядов.

Фрагмент мозаики «Domnatio ad Bestia», I век н.э., г. Злитен, Ливия


Перед началом боев, на арене Колизея проводилась их симуляция с деревянным оружием в качестве разминки, в которой участвовали пары заявленных для участия в гладиаторском шоу бойцов. Затем ланисты (антрепренеры гладиаторов, в современном понимании) представляли публике участников предстоящих схваток и отмечали пространство боя, ограничивая его метками.

Бой гладиаторов на арене Колизея, который обычно длился 10-15 минут, начинался по сигналу взывающего протяжного звука из рога. В течение дня проводилось 10-13 схваток, а обученные бойцы должны были соблюдать профессиональные правила ее проведения. Для этого назначался summa rudis, т.е. старший судья и его помощник, чтобы предупредить или отделить противников друг от друга в какой-то наиболее критический момент. Чаще всего судьи сами были отставными гладиаторами – их решения и суждения безоговорочно соблюдались. Они могли полностью прекратить поединок или приостановить его, чтобы дать отдохнуть соперникам.

Фрагмент мозаики «Бой гладиаторов», ок. 320г. н.э., галерея Боргезе, Рим, Италия


Поверженный наземь гладиатор мог сам признать свое поражение, обратившись к рефери поднятием вверх большого пальца, чтобы остановить бой и обратиться к редактору, решение которого обычно зависело от ответа толпы. Самые ранние гладиаторские бои предусматривали для побежденного безоговорочную смерть, которая считалась праведным наказанием за поражение. Несколько позже, во времена Римской империи, те кто показывал свое мастерство и хорошо сражался, мог получить по прихоти толпы или, чаще всего, от редактора – missione, т.е. прощение и спасти свою жизнь от смертного приговора. Очевидно, это было связано с тем, что публичные бои на арене амфитеатров стали неплохим бизнесом для держателей школ – гладиаторы стоили дорого, их арендовали для боя, продавали и покупали как товар, а заключенный контракт между ланистом и редактором мог включать выплату довольно большой денежной компенсации за непредвиденные случаи смерти. Порой сумма могла оказаться в пятьдесят раз выше арендной стоимости гладиатора.

Картина Pollice Verso (лат. Пальцы вниз), худ. Жан-Леон Жером, 1872


Побежденный, которому было отказано в помиловании, должен был умереть достойно, не оказывая сопротивления и не взывая к милосердию. Некоторые сохранившиеся до нашего времени мозаики показывают, каким именно образом поверженные гладиаторы принимали смерть. Стоящему на коленях противнику победитель наносил последний роковой удар, опуская свой меч сверху вниз – между ключицей и лопаткой, чтобы достичь сердца и, таким образом, давал ему быструю смерть.

Это интересно!

Кровь убитого на арене гладиатора считалась эффективным афродизиаком, имевшим тонизирующее и бодрящее действие. Древнеримский писатель и автор «Естественной истории» Гай Плиний Секунд (23-79гг. н.э.) в своих трудах отмечал, что «римляне пили кровь из умирающих гладиаторов, как из живых чаш, как средство от анемии». Кровь раненных бойцов считалась действенным средством для излечения эпилепсии, ее собирали губками прямо на арене и даже продавали.


Распорядитель боев на арене Колизея прилюдно подтверждал смерть гладиатора, касаясь его раскаленным железом, и приглашал либитинариев – специальных служителей амфитеатра, для выноса тела. Облаченные в одежды богов Харона или Меркурия, они выносили с арены бездыханные останки через предназначенную для этого особую дверь – libitina, называемую так по имени древнеримской богини похорон и захоронений. Эта дверь вела в spoliarium – помещение, предназначенное для трупов, где мертвого гладиатора лишали доспехов и оружия.

Победитель, выигравший гладиаторские бои, получал от редактора лавровую корону, а от благодарной толпы зрителей – деньги. Для изначально осужденного гладиатора или раба самой большой наградой было вручение ему rudis – учебного деревянного меча. С этого момента невольник получал свободу, считаясь вольноотпущенником.

Запрет гладиаторских игр

Вторжения чужеземцев, эпидемия чумы, гражданская война и экономическая депрессия предопределили так называемый Кризис Третьего века. Известный также как Императорский кризис 235-284гг. н.э., начавшийся с убийства императора Александра Северуса в 235 году, он привел к глубоким изменениям во всех институтах власти и в экономической жизни на всей территории Империи и предопределил повсеместное распространение христианской религии. И хотя императоры продолжали субсидировать бои гладиаторов на арене Колизея в качестве неотъемлемых общественных интересов, кровавое зрелище становилось все более презираемо христианами.

Смерть Игнатия Антиохийского на арене в Риме


В 315г. Константин I запретил варварские смертные приговоры Domnatio ad Bestia, приводившиеся в исполнение на аренах, а через десять лет он даже попытался полностью запретить игры гладиаторов. Однако императорское законодательство не смогло полностью сдержать проведение игр, несмотря на то, что:
  • в 365 г. н.э. Валентиниан I (правивший 364-375гг.) пригрозил штрафовать судей, которые приговаривали христиан к смерти на арене;
  • в 393 г.н.э. Феодосий I (правивший 379-395гг.) запретил проведение языческих фестивалей;
  • в 399 и 404 годах император Гонорий (правивший 393-423гг.) дважды накладывал юридический запрет и закрыл школы гладиаторов в Риме;
  • в 438 году Валентиниан III (правивший 425-455гг.) повторил предыдущий запрет на проведение гладиаторских игр;
  • в 439 году состоялся последний бой гладиаторов в Риме.

Последовательно проводимая целым рядом императоров политика, направленная на искоренение языческого наследия, дала свои результаты. К тому же, распространение христианства вызывала у последователей новой религии все большее неприятие и отвращение, что значительно снизило интерес к гладиаторским боям.

Это интересно!

Считается, что в запрещении игр не последнюю роль сыграл трагический случай, произошедший в 404 году во время боя гладиаторов на арене Колизея. Согласно свидетельствам сирийского епископа Антиохия Феодорета (393-458гг.), во время финальной стадии поединка, когда победитель схватки готовился нанести последний роковой удар поверженному противнику, на арену амфитеатра выбежал монах, пытаясь остановить расправу. Жаждавшая крови толпа забросала камнями благородного христианина. История сохранила имя монаха, принявшего мученическую смерть – Альмахус (Almaquio), более известного как Святой Телемах. Впечатленный случившимся, император Флавий Гонорий Август запретил бои гладиаторов в Риме, а Альмахус был возведен в лик святых.


Тем не менее, игры гладиаторов на аренах продолжались вплоть до начала VI века. Последние зрелищные сражения, по свидетельствам историков, состоялись в Венеции в 536 году.

Бои гладиаторов в современной реконструкции

Сегодня некоторые римские реенакторы пытаются воссоздать школы гладиаторов, формируя из единомышленников целые группы. Их целью является как можно более точное воспроизведение гладиаторского боя на арене и демонстрация римского исторического наследия.

Реконструкция гладиаторского боя


Регулярно проводимые, не только в Риме, различные фестивали, дают возможность современникам воочию увидеть доспехи и оружие бойцов, а присутствуя на подобных мероприятиях – проникнуться духом времени и почувствовать былое величие Римской империи. Этому способствуют и многочисленные художественные киноленты, отснятые в жанре «peplum» итальянскими и зарубежными кинематографистами. И хотя некоторые из них являются костюмированными драмами, интерес к ним не иссякает на протяжении многих поколений зрителей. Но об этом можно прочитать в нашей следующей статье.

Бои гладиаторов на арене Колизея: меч, кровь и восторг публики


Гладиатор

В случае, если раненый гладиатор оставался в живых, его участь решалась публикой. В зависимости от мнения толпы, победитель должен был добить лежащего или оставить его в живых, если тот заслужил жизнь доблестным сопротивлением. В играх, проводившихся в самом Риме, решающим было мнение императора. Толпа «голосовала» при помощи жестов , которые со временем менялись.

Хотя распространено мнение, что «поднятый палец » означал «Жизнь», а опущенный - «Смерть» (в таком виде жесты используются сейчас для одобрения и осуждения), на большинстве античных игр вне зависимости от направления оттопыренный палец означал «смерть», символизируя движением добивающий меч, а «Жизнь» обозначал просто спрятанный большой палец в кулак . Не последнюю роль играли и крики с пожеланиями.

Также многие исследователи приходят к выводу, что император, указывая на смерть, не опускал палец вниз, а выставлял вбок и, согнув руку, касался им шеи. Дело в том, что победивший гладиатор опускал поверженного на колени и в случае смертного приговора вонзал клинок глубоко вертикально вниз в шею, за ключицей, пронзая сердце. Таким образом император буквально указывал, куда нужно наносить удар.

Классификация боев

Гладиаторские морские сражения назывались навмахиями .

Классификация гладиаторов

  • Андабат (от греческого слова «άναβαται » - «поднятый, находящийся на возвышении») Были одеты в кольчуги, как восточная кавалерия (катафракты), и шлемы с забралами без прорезей для глаз. Андабаты сражались друг с другом практически так же, как рыцари на средневековых рыцарских турнирах , но без возможности видеть друг друга.
  • Бестиарий : Вооружённые дротиком или кинжалом, эти бойцы изначально были не гладиаторами, а преступниками (ноксиями ), приговорёнными к сражению с хищными животными, с большой вероятностью гибели приговорённого. Позднее бестиарии стали хорошо тренированными гладиаторами, специализирующимися на боях с различными экзотическими хищниками при помощи дротиков. Бои были организованы таким образом, что звери имели мало шансов одержать победу над бестиарием.
  • Бустуарий : Эти гладиаторы сражались в честь умершего на ритуальных играх во время похоронного обряда.
  • Димахер (от греческого «διμάχαιρος » - «носящий два кинжала») . Использовали два меча, по одному в каждой руке . Сражались без шлема и щита. Одеты были в короткую мягкую тунику, руки и ноги перебинтованы тугими повязками, иногда носили поножи.
  • Эквит («всадник») : В ранних описаниях эти легко вооружённые гладиаторы были одеты в чешуйчатые доспехи, носили средних размеров круглый кавалерийский щит (parma equestris ), шлем с полями, без гребня, но с двумя декоративными кистями. Во времена Империи они носили доспех для предплечья (манику ) на правой руке, тунику без рукавов (что отличало их от других гладиаторов, сражавшихся с обнажённым торсом), и пояс. Эквиты начинали бой верхом на коне, но после того, как они метали своё копьё (хасту ), они спешивались и продолжали бой коротким мечом (гладиусом ). Обычно эквиты сражались только с другими эквитами.
  • Галл : Были экипированы копьём, шлемом и небольшим галльским щитом.
  • Эсседарий («боец на колеснице», от латинского названия кельтской колесницы - «esseda» ) . Возможно, впервые были привезены в Рим Юлием Цезарем из Британии. Эсседарии упоминаются во многих описаниях начиная с I века н. э. Так как не существует никаких изображений эсседариев, ничего не известно об их вооружении и манере ведения боя.
  • Гопломах (от греческого «οπλομάχος » - «вооружённый боец») : Они были одеты в стёганую, похожую на брюки одежду для ног, возможно сшитую из парусины, набедренную повязку, пояс, поножи , доспех для предплечья (манику ) на правой руке, и шлем с полями и со стилизованным грифоном на гребне, который мог быть украшен кистью из перьев на верхушке и одиночными перьями с каждой стороны. Были вооружены гладиусом и большим легионерским щитом, сделанным из одного листа толстой бронзы (сохранились образцы из Помпеи). Их выставляли на схватки против мурмиллонов или фракийцев. Возможно, гопломахи произошли от более ранних самнитов после того, как стало «неполиткорректно» использовать название народа, ставшего дружественным римлянам.
  • Лаквеарий («боец с лассо») : Лаквеарии могли быть разновидностью ретиариев , которые старались поймать своих соперников с помощью лассо (laqueus ) вместо сети.
  • Мурмиллон : Носили шлем со стилизованной рыбой на гребне (от латинского «murmillos » - «морская рыба»), а также доспех для предплечья (манику ), набедренную повязку и пояс, поножу на правой ноге, толстые обмотки, закрывающие верх ступни, и очень короткие латы с выемкой для набивки на верху ступни. Мурмиллоны были вооружены гладиусом (40-50 см в длину) и средних размеров овальным щитом. Их выставляли на бои против фракийцев , ретиариев , иногда также против гопломахов .
  • Пегниарий : Использовали кнут, дубину и щит, который был прикреплён к левой руке ремнями.
  • Провокатор («соискатель») : Их обмундирование могло быть различным, в зависимости от характера игр. Их изображали одетыми в набедренную повязку, пояс, длинную поножу на левой ноге, манику на правой руке, и шлем с козырьком, без полей и гребня, но с перьями на каждой стороне. Они были единственными гладиаторами, защищёнными кирасой (cardiophylax ), которая сначала была прямоугольной, затем часто скруглённой. Вооружением провокаторов были гладиус и большой прямоугольный щит. Выставлялись на бои с самнитами или другими провокаторами.
  • Ретиарий («боец с сетью») : Появились на заре Империи. Были вооружены трезубцем , кинжалом и сетью. Кроме набедренной повязки, поддерживаемой широким поясом (balteus ) и большого доспеха на левом плечевом суставе, у ретиария не было никакой одежды, в том числе и шлема. Иногда для защиты шеи и нижней части лица использовался металлический щиток (galerus ). Существовали ретиарии, игравшие на арене женские роли («retiarius tunicatus» ), которые отличались от обычных ретиариев тем, что были одеты в тунику. Ретиарии обычно сражались с секуторами , но иногда и с мурмиллонами . .
  • Рудиарий : Гладиаторы, заслужившие освобождение (награждённые деревянным мечом, называемым rudis ), но решившие остаться гладиаторами. Не все рудиарии продолжали сражаться на арене, среди них существовала особая иерархия: они могли быть тренерами, помощниками, судьями, бойцами и т. д. Рудиарии-бойцы были очень популярны среди публики, так как они обладали огромным опытом и от них можно было ждать настоящего шоу.
  • Сагиттарий : Конные лучники, вооружённые гибким луком , способным запустить стрелу на дальнюю дистанцию.
  • Самнит : Самниты, древний тип тяжело вооружённых бойцов, исчезнувший в ранний имперский период, своим названием указывал на происхождение гладиаторских боёв. Исторические самниты были влиятельным союзом италийских племён, проживавшим в регионе Кампания к югу от Рима, против которых римляне вели войны в период с 326 по 291 до н. э. Снаряжением самнитов были большой прямоугольный щит (scutum ), украшенный перьями шлем, короткий меч, и, возможно, поножа на левой ноге.
  • Секутор : Этот тип бойцов специально предназначался для схваток с ретиариями . Секуторы были разновидностью мурмиллонов и были экипированы аналогичными латами и оружием, включая средний овальный щит и гладиус. Их шлем, впрочем, закрывал всё лицо, кроме двух отверстий для глаз, дабы защитить лицо от острого трезубца их соперника. Шлем был практически круглый и гладкий, чтобы сеть ретиария не могла зацепиться за него.
  • Скиссор («тот, кто режет», «режущий») - гладиатор, который был вооружен коротким мечом (гладиус) и вместо щита имел режущее оружие, напоминавшее ножницы (по сути два малых меча, имевшие одну рукоятку) или, при другом раскладе, надевал на левую руку железный полый стержень с острым горизонтальным наконечником. Этим режущим оружием скиссор наносил удары, которые приводили к несерьёзным ранам соперника, однако раны очень кровоточили (разрезались несколько артерий, что, естественно, вызывало фонтаны крови). В остальном скиссор был подобен секутору, если не считать ещё и дополнительной защиты правой руки (от плеча до локтя), которая состояла из множества железных пластин, скрепленных меж собой прочными кожаными шнурками. Шлем и защитная амуниция у секуторов и скиссоров были одинаковыми:
  • Тертиарий (также назывались «Suppositicius » - «заменяющие») : В некоторых соревнованиях участвовали три гладиатора. Сначала первые двое сражались друг с другом, потом победитель этой схватки сражался с третьим, которого и называли тертиарием. Тертиарии также выходили на замену, если заявленный на схватку гладиатор по тем или иным причинам не мог выйти на арену.
  • Фракиец : Фракийцы экипировались теми же доспехами, что и гопломахи . Они имели большой шлем, закрывающий всю голову и украшенный стилизованным грифоном на лбу или на передней части гребня (грифон был символом богини возмездия Немезиды), маленький круглый или приплюснутый щит (parmula ), и две большие поножи. Их оружием был фракийский кривой меч (sicca , длиной около 34 см). Они обычно сражались с мурмиллонами или гопломахами .
  • Венатор : Специализировались на показательных охотах на животных, не сражаясь с ними в ближнем бою, как бестиарии . Также венаторы выполняли трюки с животными: клали руку в пасть льва; ездили верхом на верблюде, держа рядом львов на поводке; заставляли слона ходить по канату (Seneca Ep. 85.41). Строго говоря, венаторы не были гладиаторами, однако их выступления являлись частью гладиаторских боёв.
  • Прегенарий : Выступали в начале соревнований, чтобы «разогреть» толпу. Они использовали деревянные мечи (rudis ) и обматывали тканью тело. Их схватки происходили под аккомпанемент цимбал , труб и водяных органов (hydraulis ).

Сохранившиеся арены

  • Амфитеатр Марка Антония Гордиана в Тисдре (Эль-Джем, Тунис) - второй по величине амфитеатр после Колизея;
  • Арена ди Верона - ныне превращена в оперную площадку под открытым небом, один из символов Вероны ;
  • Амфитеатр Пулы в Хорватии. По некоторым данным, этот амфитеатр один из наиболее сохранившихся до наших дней после Колизея.
  • Амфитеатр в Помпеях - древнейший известный амфитеатр.

Также сохранились арены гладиаторских боёв в различных городах Италии и на территории многих средиземноморских стран.

Известные гладиаторы

Гладиаторские бои в других странах

У ацтеков проводились бои, в которых предназначенный в жертву отбивался при помощи мнимого оружия от четырёх вооружённых настоящим оружием воинов, которые вели бой, будто предназначенный в жертву действительно вооружён (Источник: Г. Г. Ершова «Древняя Америка: полёт во времени и пространстве» ).

Гладиаторы в кинематографе

  • «Андрокл и лев» - фильм режиссёров Честера Эрскина и Николаса Рэя (США, 1952 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Риккардо Фреда (Италия, 1953 г.).
  • «Деметрий и гладиаторы» - фильм режиссёра Делмера Дэйвса (США, 1954 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - фильм режиссёров Серджо Корбуччи и Серджо Леоне (Италия, 1959 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Стэнли Кубрика (США, 1960 г.).
  • «Разбойник Варавва» - фильм режиссёра Ричарда Флейшера (США, Италия, 1961 г.).
  • «Сын Спартака» - фильм режиссёра Серджо Корбуччи (Италия, 1962 г.).
  • «Падение Римской империи» - фильм режиссёра Энтони Манна (США, 1964 г.).
  • «Два гладиатора» - фильм режиссёра Марио Каяно (Италия, 1964 г.).
  • «Спартак и 10 гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1964 г.).
  • «Триумф десяти гладиаторов» - фильм режиссёра Ника Ностро (Италия, 1965 г.).
  • «Последние дни Помпеи» - сериал режиссёра Питера Р. Ханта (Великобритания, США, Италия, 1984 г.).
  • «Гладиатор» - художественный фильм режиссёра Ридли Скотта (США, 2000 г.).
  • «Последний гладиатор» - художественный фильм режиссёра Йорго Папавасилиа (Германия, 2003 г.).
  • «Спартак» - фильм режиссёра Роберта Дорнхельма (США, 2004 г.).
  • «Империя» - cериал режиссёров Джон Грэй, Кима Мэннерса, Грега Яйтанса (США, 2005 г.).

74 год до нашей эры

74 год до нашей эры. Римская знать ведёт праздную и расточительную жизнь, а бедняки требуют хлеба и зрелищ. Под зрелищами понимались как раз бои гладиаторов, чья смерть была лишь поводом для потехи толпы. Аристократы и плебеи жадно смотрели на кровавые представления, в то время как рабы, не желавшие такого позорного конца, решились бросить вызов судьбе. Благо в их среде появился вдохновитель, имя которого вскоре навлекло страх на весь Рим.

Спартак был родом из Фракии, которая располагалась на территории нынешней Болгарии. Очень возможно, что происходил он из знатного рода, иные исследователи даже полагают, что из царского. Это является достаточно дискуссионной теорией, однако она имеет право на существование.

Фракия в былые века была достаточно процветающим государством, но многочисленные набеги вооружённых соседей значительно ослабили её. Во время нападения римлян Спартак и оказался в плену.

Пленный фракиец

Пленный фракиец был обречён на наёмную службу в римских войсках. Не желая сражаться на стороне завоевателей родины, он бежал. Побег оказался неудачным, и Спартака ожидал один из двух вариантов: либо казнь, либо участь раба-гладиатора. Чаша весов судьбы склонилась в сторону второго.

Это был, по сути, тот же смертный приговор, только отсроченный. Каждый бой мог стать последним. А мириться с позорной смертью на окровавленной арене было не в натуре молодого фракийца. Благодаря незаурядному уму Спартак изначально стал лидером среди своих товарищей по несчастью в гладиаторской школе Капуи. Постепенно возник заговор с целью побега. Вооружившись кольями, камнями и захваченными на кухне ножами, мятежники заставили стражу отступить.

Восстание рабов

Бежавшие рабы укрылись на вершине Везувия. Очень быстро власти прознали о побеге, были высланы отряды под командованием Гая Клавдия, которые окружили гору. Но восставшим удалось осуществить план, предложенный Спартаком: они спустились по опасному склону при помощи лестниц из стеблей дикого винограда. Клавдию был нанесён сокрушительный удар, восстание начало набирать обороты.

Бывшие гладиаторы двинулись в сторону Альп. По дороге к ним присоединялись другие рабы, бедные крестьяне, пастухи. Постепенно число участников восстания достигло 70 тысяч человек. Спартак проявил себя как незаурядный полководец, построив из восставших армию по римскому образцу. Греческие и римские писатели, отнюдь не симпатизировавшие мятежу, отмечали мужество и благородство вождя восстания. Он запрещал грабежи и насилие над мирными жителями, а с пленными римлянами обращался достаточно великодушно.

И вот отряды восставших дошли до подножия Альп. Путь к свободе никогда ещё не был так близок. До сих пор неясно, почему Спартак решил повернуть обратно – возможно, уроженцы Рима не хотели покидать свою родину. Могли быть и честолюбивые планы построить республику свободных людей. Теперь путь армии Спартака лежал по направлению к Сицилии.

Марк Лициний Красс

А Рим не дремал, и против повстанцев начала собираться целая армия, во главе которой встал Марк Лициний Красс. Он уже завоевал славу самого богатого человека Римской Империи, наживаясь на казнях и конфискациях имущества. Но ему этого было мало: он жаждал славы, почестей и мечтал о триумфальном шествии в свою честь. Победа над мятежниками могла бы превратить честолюбивые планы в реальность.

До того, как двинуться на войска Спартака, Красс не потерпел ни одного поражения. Но первое же столкновение с восставшими рабами закончилось для римлян настоящим позором. Солдаты бежали, многие побросали оружие – так велик был их страх перед одержимыми местью рабами.

По доблести и отваге Красс значительно уступал Спартаку, но бесспорно превосходил фракийского гладиатора в одном: в жестокости. Узнав о поражении своего войска, Красс совершенно хладнокровно отдал приказание казнить каждого десятого. Жребий мог пасть не только на дезертиров, но и на тех, кто храбро сражался, однако Красса это нисколько не трогало. Ему было важно заставить воинов бояться своего военачальника больше, чем Спартака.

Жестокость Красса

Жестокость Красса шокировала даже его сторонников – ведь подобные дисциплинарные меры в римской армии были отменены очень давно. Было ясно, что ради победы он не остановится ни перед чем.

К тому времени войска Спартака прошли через всю Италию и достигли пролива, отделявшего от материка Сицилию. Были планы перебраться на остров, но им не сужден было осуществиться. Впереди было новое испытание: по приказу Красса был вырыт глубокий ров и построен высокий частокол. Спартак и его армия оказались в ловушке, из которой удалось выбраться с огромным трудом.

Усугубили ситуацию разногласия в лагере восставших, немало отрядов отделились от войска. Если бы Спартак проявил жестокость, ему, возможно, удалось бы предотвратить ослабление своей армии. Но он отличался мягкостью характера, о чём сообщали античные историки. Возможно, что именно благородство его погубило.

Раненый Спартак

Ничего не оставалось, как принять последний бой. От него зависело всё, и руководитель восстания прекрасно это понимал.

Красс желал захватить вождя повстанцев живым. Спартак, даже раненый в бою, продолжал сражаться – один против нескольких десятков римских легионеров. В этой схватке он был изрублен и даже мертвым не достался врагу. По свидетельству римских историков, Спартак пал в битве с оружием в руках как великий полководец, показав пример редкостной доблести.

Уцелевшие в битве повстанцы были распяты вдоль дороги из Рима в Капую. Много дней были слышны стоны казнённых, вдоль страшной изгороди из крестов многие опасались ходить. На это и рассчитывал Красс – важно было показать, что ждёт тех, кто восстаёт против принятых в Риме порядков.

Смерть Марка Лициния

Так в 71 году до нашей эры закончилось эпопея, начатая гладиатором из Фракии. Жизнь в Риме вроде бы снова потекла своим чередом, но тень прошедших событий витала над всей дальнейшей историей. До падения империи было ещё далеко, но всё же оно неотвратимо приближалось. Не исключено, что восстание отчаявшихся рабов стало для Рима началом конца.

Красс не удостоился того триумфа, к которому стремился. Более того: ему пришлось разделить славу подавителя восстания вместе с Цезарем и Помпеем. А конец Марка Лициния был незавидным: во время одного из неудачных походов он был бесславно убит. Но этого его врагам показалось недостаточно. Зная о его алчности, они залили ему в горло расплавленное золото.

Наталья Наумова, Samogo.Net