« Речевые разминки- средство обогащения речи школьников». Речевые разминки по чтению Речевая разминка по русскому языку




1. Став в устойчивую позу: ноги приблизительно на ширине плеч, руки вольно висят вдоль тела, голова выпрямлена и макушкой как бы тянется к потолку.

2. Закрыв глаза, начинаем последовательно выстраивать своё тело снизу вверх. От голени воображением начинаем строительство ног к коленям.

3. От колена постепенно вверх выстраиваем бёдра и тазобедренный пояс.

5. Дойдя до грудной клетки, остановимся и ощутим, как на стержне позвоночника легко и свободно поворачиваясь в разные стороны, закреплён плечевой пояс.

6. Продолжаем выстраивание шейных позвонков и почувствуем, как на его вырастающей вертикали легко и невесомо всплывает голова.

7. Представим как легко вверх, подобно пушинкам, начиная от кончиков пальцев, взмывают наши руки.

8. Плавно опустив руки и вернувшись в исходное положение, откроем глаза. Упражнение «Солнышко».

1. Расслабив всё тело, в полу приседе занять «позу кучера», «солнце спит».

2. «Солнце», проснувшись, поднимается из-за горизонта и тянется своими лучами (руками и пальцами) вверх и в стороны, стремясь дотянуться до самых отдалённых уголков окружающего пространства и удержать на своих лучах небесный свод (в крайней верхней точке напрягаем «до звона» всё тело).

3. Спускается «ночь» и «солнечные лучи», начинают угасать: вначале расслабляются пальцы рук при общем напряжении остальных частей тела.

4. Потом опадают кисти, локти, руки до плеч, обвисают плечи, сгибается корпус туловища, подкашиваются ноги - мы опять оказываемся в расслабленной «позе кучер», «солнце закатилось» и отдыхает. Но через мгновение оно проснётся и, стремительно устремившись вверх, вновь заполнит собой всё пространство.

Упражнения на постановку носового смешано-диафрагматического дыхания.

Дыхание — энергетическая база речи. Диафрагматическое дыхание позволяет нам заполнять в процессе речи наиболее ёмкие нижние доли лёгких.

Упражнение 1.

1. В резком полуприседе с выпрямленной спиной одновременно перехватываем руками верхнюю часть туловища (как будто обнимая себя), активно вдыхаем через нос, направляя вдох в нижнюю часть лёгких. Рот полуоткрыт, о выдохе не думаем. Избыток воздуха выходит через полуоткрытый рот.

2. Сделав 8-10 приседаний, совершаем протяжённый выдох через слегка сомкнутые губы, сопровождая его звуком ф-ф-ф-ф.

Упражнение 2.

1. Сидя на стуле, будто бы собираясь подняться с него, устремляем корпус вверх. В последний момент, не дав себе оторваться от сидения и зафиксировав себя в этом положении, активно вздыхаем через нос.

2. Сев на стул делаем долгий выдох со звуком ф-ф-ф-ф.

Упражнения 3-4.

1. Поворачивая голову попеременно к правому и левому плечу, вдыхаем через нос 6-8 раз. Рот полуоткрыт, о выдохе не думаем. Закончив серию, выдыхаем фиксировано через полусомкнутые губы со звуком ф-ф-ф.

2. Похожее упражнение только с отклонением головы вверх и вниз.

Каждая серия вдохов производится 7-8 раз.

Вибрационный массаж для пробуждения речевых резонаторов.

1. Похлопывая кончиками пальцев по лбу от его середины к вискам, произносим звуки ми-ми-ми;

2. Продолжаем массаж похлопыванием пальцами от переносицы к губам с произнесением звуков ни-ни-ни;

3. Массируем также верхнюю челюсть с произнесением звуков ви-ви-ви;

4. Нижняя челюсть - звуки жи-жи-жи;

5. Похлопываем ладошкой по грудной клетке и произносим звуки ямма- янна- ялла. С акцентом на сонорные звуки.

6. Тоже похлопывая себя по нижней части рёбер;

Упражнение на развитие различных диапазонов звучания.

1. Встать прямо, руки перед грудью. В резком полу наклоне с одновременным отведением согнутых рук в стороны произнести звук - Я (повторить 6-8 раз).

2. Встать прямо, руки вдоль тела. Наклоняясь вперёд и как будто срывая руками под ногами траву, в нижнем положении произнести тот же звук - Я (повторить 6-8 раз).

3. Встать боком, левая нога чуть впереди, правая в упоре сзади. Руками, взявшись за воображаемый канат, потянуть его на себя, отклоняясь корпусом назад. В крайнем отклонённом положении тела произнести звук - Я (повторить 6-8 раз).

ДИКЦИЯ

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1. Губы вытянуть трубочкой затем растянуть в улыбку. Тщательно, не спеша, следить, чтобы губы растягиваясь скрывали за собой зубы. Повторить 6-8 раз.

2. Губы вытянуть вперёд трубочкой, потом, не меняя положения губ поднять их к носу вверх и опустить к подбородку вниз. Повторить 6-8 раз.

3. Губы вперёд трубочкой, потом потянуть их не меняя положения вправо и влево. Повторить 6-8 раз.

4. Губы вперёд трубочкой, потом вверх, влево, вниз. Повторить 6-8 раз.

5. Языком покалываем изнутри щёки, поочерёдно правую и левую.

6. Манипуляции с языком: свернуть его трубочкой; распрямить лопаточкой; змеиным жалом высовывать его в разные стороны и прятать во рту.

УПРАЖНЕННИЯ НА ЧЁТКОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

С таблицей гласных И-Э-А-О-У-Ы

1. Пи- ПЭ-ПА-По-Пу-Пы;

2. Би-Бэ-Ба-Бо-Бу-Бы;

3. Ки-Кэ-Ка-Ко-Ку-Кы;

4. Ги-Гэ-Га-Го-Гу-Гы;

5. Ки-ги, Кэ-гэ, Ка-га, Ко-го, Ку-гу, Кы-гы;

6. Ви-фи, Вэ-Фэ, Ва-фа, Во-фо, Ву-фу; Вы-фы;

7. Ор рё, Ур-рю, Ор-ря;

СКОРОГОВОРКИ

Из под Костромы, из под Костромщины везёт Сенька, Саньку с Сонькой на санках. Везёт да так скороговорками и сыплет. Мол тетерев сидел на дереве, от дерева тень тетерева. Мол у осы усов ищи не ищи не сыщешь. Мол каков Савва такова и слава. Мол сшит колпак, да не по колоколовски, вылит колокол, да не по колоколовски. Надо колпак переколпаковать перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать перевыколовать. Надо все скороговорки перескороговорить перевыскоговорить. И тогда так заговоришь, словно реченька зажурчишь.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать так правильно и внятно, что станет всем понятно.


Краткая разминка речевого аппарата

Материалы для речевых разминок

I. Упражнения на дыхание

Необходимо решить следующие задачи:

1) научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);

2) выработать умение делать правильный вдох (носом);

3) увеличивать объем легких;

4) развивать умение правильно выдыхать;

5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.

1. Сделайте глубокий вдох на счет «раз». Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил до диафрагмы, до средней части туловища. Задержите дыхание на «раз-два-три», затем медленно выдохните, считая про себя. Запомните, на каком счете вы израсходуете весь воздух. Повторяя упражнение, старайтесь продлить дыхание.

2. Представьте, что рядом с вами кружится, падая, пушинка. А вам захотелось поиграть с ней, не давая ей упасть с помощью энергично выдыхаемого воздуха, который «подбрасывает» пушинку снова вверх.

3. Измените работу на выдохе: вместо счета произносите вслух поочередно звуки «с» - «з».

4. «Посчитаем Егорок». Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.

5. «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ ». Представьте себе, как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ;», постепенно наращивая темп при повторении перечисленных звуков.

6. «Поехали на лифте». Сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:

Первый этаж!

Второй этаж!

Третий этаж!

Перечислите этажи с первого до пятого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.

7. Счет на внимание. Ведущий разминку начинает считать вслух, время от времени плавно или резко менять громкость от шепота до почти крика или наоборот. Задача остальных - повторять за ведущим, следить за изменением громкости.

8. «Выдох через соломинку». Представьте, что у вас в руках тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха из ваших легких выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке. Постарайтесь выдыхать как можно дольше.

9. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным замедлением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

11. «Горка». Посчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.

12. Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

13. Упражнение на распределение дыхания. Прочитайте текст из сказки А. Милна «Вини пух и все-все-все» правильно распределяя паузы, интонируя предложения. Повторять текст, пока не удастся добирать воздух всего два раза.

«Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел корабль. Потом долгие годы спустя он любил думать о том, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, но единственная опасность ему угрожала только в последние полчаса его заключения, когда Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать, стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо; и история эта тянулась и тянулась, совсем как эта фраза, пока Пятачок, который слушал Сову, высунувшись в окно, потеряв надежду на спасение, начал засыпать и, естественно, стал помаленьку вываливаться из окна; но, к счастью, в этот момент, когда он держался только одними копытцами задних ног, Сова громко вскрикнула, изображая ужас своей Тетки и ее голос, когда она (Тетка) обнаружила, что яйцо действительно гусиное, Пятачок проснулся и как раз успел юркнуть обратно и сказать: «Ах, как это интересно!» - словом, вы можете себе представить его радость, когда он увидел славный корабль, который плыл ему на выручку… Ну, эта история здесь по сути дела кончается, а я так устал от этой последней фразы, что тоже не прочь бы кончить…»

II Артикуляционные упражнения

Необходимы для «разогревания» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении; помогают снять психологический «барьер молчания».

Для языка.

1. «Колечко». Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

2. «Язык змеи». Высуньте язык и сделайте его кончиком 2 - 3 движения вверх - вниз. При повторении этого упражнения помните, что язык нужно высовывать очень быстро, и еще быстрее его убирать.

3. «Завиток». Загните кончик языка так, чтобы он прикоснулся к уздечке языка. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

4. «Самый длинный язык». Высуньте язык и попробуйте достать им кончика носа. А теперь кончика подбородка. Далее левого уха, потом правого. Повторите упражнение.

5. «Трубочка». Покажите, что язык вас слушается: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте, повторите упражнение, увеличивая темп.

6. «Распорка». Упражнение получается далеко не у всех. Нужно поставить язык перпендикулярно зубам «на ребро» как распорку во рту, а потом перевернуть на другое «ребро».

7. «Проколи щеку». Напрягите кончик языка и упритесь им в щеку изнутри. Повторяйте, попеременно «прокалывая» то правую, то левую щеку. (для языка и щек)

8. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, и выпятите их вперед. Подвигайте «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу по часовой и против часовой стрелки.

9. «У кого губы краснее?» Покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Не переусердствуйте.

10. «Покажи зубки». Оттопырьте губы так, чтобы обнажились десны. Поочередно то верхнюю губу оттопыривать, то нижнюю.

11. «Грустно - весело». Сначала представьте себе, что вам грустно и обидно; плотно сожмите губы (сложите губы бантиком). Вдруг вас кто-то рассмешил, и у вас рот растянулся в улыбке. Продолжайте сжимать и растягивать губы 3 - 4 раза, постепенно увеличивая темп. (для губ и щек)

12. «Ёжик». Попыхтите, как это делает спешащий ёжик: «Пых-пых-пых…» Делайте это упражнение столько, насколько хватит запаса воздуха. (Для губ и дыхания)

Упражнения на зевание (выполняются с зеркальцем).

1. Откройте рот, рассмотрите полость зева и зевните.

2. Рот закрыт, ноздри расширены, зевните с закрытым ртом.

3. Произнесите несколько раз звуки [к], [г], [к-г], [г-к]. Они укрепляют мышцы глотки.

4. произнесите [а-о-у], стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.

III Дикционные упражнения

Нужно: 1) продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования

2) научить слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи;

3) добиться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов.

1. «Зевота».

Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» - фиксируем и держим 1 секунду.

Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» - фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.

2. «Штопор».

Язык во рту поворачиваем вертикально - ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.

3. «Складка».

Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.

4. «Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

5. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку - держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

6. «Массаж».

Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.

7. «Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед - держать 1 сек. Расслабить - 1 сек. 5-6 раз.

8. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу - держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз - держать 1 сек. - по 6 раз в каждом направлении.

9. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

10. «Трубочка».

Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.

11. «Поза Льва» - йоги знают)).

Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.

Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле - лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.

12. «Поза Тигра» - это я уже от себя добавил, в йоге не ищите))

Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой)). 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Здесь все очень просто - не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс - да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.

Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы - мы разучим ее в следующий раз. А сейчас - пора практиковаться!

Карточка 1.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Соня Зине принесла малину в корзине.

3.Восстанови текст.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

Карточка 2.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ткет ткач ткани на платье Тане.

3.Восстанови текст.

Ва__ , Ва___ - просто__

Купил ло____ без хвос___.

Сел за___ напе____

И поехал в __________.

Карточка 3.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

3.Восстанови текст.

Я сегод____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

Карточка 4.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ри-ра, ра-ря, ру-рю, ир-эр, ар-ор-ур.

трри-трра-тррэ, трро-трру-трри,

дрри-дрра-дррэ, дрро-дрру-дрра.

2. Читай слова быстро.

Род – родня – родной.

Двор – дворник – дворовый.

Трава – травка – травушка.

3. Читай считалку ясно, чётко.

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

4. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Карточка 5.

1.Читай целыми словами.

2. Читай быстро, доскажи слово.

…И кастрюля на бегу закричала …… :

«Я бегу, ….. , …… , удержаться не …!»

А за нею вилки, рюмки да ……. ,

Чашки да …….. скачут по …….. .

3. Читай слова целиком, ускоряя темп.

Карточка 6.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Са – са – са – в лесу бегает _______ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ____ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся ___.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Купила бабуся бусы Марусе.

3.Восстанови текст.

Надо, надо умы____________

По ут______ и вече________ ,

А нечистым тру____________

Стыд и с________!

С________ и срам!

Карточка 7.

1.Читай целыми словами.

2. Читай скороговорки быстро,

не ошибайся.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

Везёт Сеня Саню с Соней на санках.

Санки – скок – Сеню – с ног,

Саню – в бок, Соню – в лоб.

Все в сугроб – хлоп!

Карточка 8.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

За – за – за – уходи домой коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

У зайки Бубы заболели зубы.

2. Составь чистоговорку.

Про козу.

За-за-за, за-за-за – здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы …………………… .

Зу-зу-зу, зу-зу-зу ……………………… .

За-за-за, за-за-за ………………………. .

Карточка 9.

Сын – сон – сор – сом – сам.

Кошка – кашка – каска – киска.

Миска – мишка – мошка.

2. Скажи быстро:

Сух сук нёс барсук.

3.Восстанови текст.

Кот ловил мышей и _________.

Кролик лист капустный ________

Карточка 10.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

3.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Лара и Валя играют на рояле.

4.Восстанови текст.

Лодки по морю __________ ,

Люди вёслами ___________ .

Карточка 11.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

2.Произнеси отчетливо,

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

2. Читай скороговорку быстро,

не ошибайся.

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

Карточка 12.

1.Кто самый внимательный?

Прочтите слова в паре. Кто прочитал лучше?

2. Прочитай цепочки слов.

Назови, кто это.

Чиж – клёст – синица – стриж – сорока.

Носорог–обезьяна–кенгуру - крокодил.

Щенок – телёнок – ягнёнок – цыплёнок – утёнок – жеребёнок.

3. Читай бегло.

Снег – снеговик – снегопад – снежный.

Зима – зимушка – зимний – зимовщик.

Лес – лесной – лесник – лесоруб – лесок

Море – мореход – морской – моряк.

Карточка 13.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ва-ва-ва – вот высокая трава.

Вы-вы-вы - даже выше головы.

Ве-ве-ве - васильки видны в траве.

Ву-ву-ву – васильков букет нарву.

Ви-ви-ви – толко много их не рви.

2. Читай считалку медленно,

потом чуть быстрее,

затем – быстро.

Конь ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Того поймает,

С нами в салочки играет.

Карточка 14.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ка – ку – ко – нам идти ……. .

Кры – кру – кра – продолжается …… .

2. Читай бегло.

Кадр – класс – класть – каток – клинок.

Клёв – клён – клёст – клеть – клещ.

Крот – круг – крут – прут.

3. Читай и произноси быстро.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И постукивают,

И похрюкивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Карточка 15.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Мёд в лесу медведь нашёл,

Мало мёду, много пчёл.

3.Восстанови текст.

Н-ш- Т-н- гр-мк- пл-ч-т.

Р-н-л- в р-чк- м-ч-к.

Д-м- сд-в-л- в б-г-ж:

д-в-н, ч-м-д-н, с-кв--ж,

к-рт-н-, к-рз-н-, к-рт-нк-

М-л-ньк-с-б-ч-нк- …

Карточка 16.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ду – до – да – гудят провода.

Док–док–док – любим мы поесть медок.

Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

3. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Из соседнего колодца

Целый день водица льётся.

В декабре, в декабре!

Все деревья в серебре.

Карточка 17.

    Читай столбики слов.

Не ошибись!

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать иг о – г ошки!»

3. Читай целыми словами.

Какие это слова?

Глаз- глазной - глазник- глазок-глазомер- глазунья.

Говор- говорить- говорун- разговор.

Книга- книжка- книголюб- книгоноша.

Карточка 18.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

ча – ча – ча – горит в комнате ________;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

2.Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

    Произнести с чувством радости.

    Произнести с чувством огорчения.

    Произнеси с чувством обиды .

3. Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Карточка 19.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Жу – жу – жу - молоко дадим _______ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у ________;

Жи – жи – жи – здесь живут _________;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо–жо–жо–лужок, творожок,

снежок,_________ .

2.Читай без ошибок.

Произноси быстро.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

3. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Не живут ужи, где живут ежи.

Карточка 20.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

2. Читай громко, произноси чётко.

3 . Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

Карточка 21.

1.Учись отчётливо произносить звуки.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит–щи –шит– птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

2. Говори – не торопись и

смотри – не ошибись.

Жалобно щенок пищит,

Тащит он тяжёлый щит.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Да у щётки половой

Палка есть над головой.

Палка щёлк щенков с плеча!

Два щенка ушли ворча.

(С.Михалков)

Карточка 22.

1.Читай слова внимательно.

Не ошибайся.

    Читай скороговорки целыми словами,

произноси их быстро:

Съел Слава сало,

Да сала было мало.

Стоит воз овса,

Возле воза овца.

Оса на ноги боса и без пояса.

Карточка 23.

1.Читай целыми словами.

2. Что обозначают эти слова?

Поставь их по порядку.

Май, январь, март, июнь, июль, апрель, август,

февраль, сентябрь, декабрь, октябрь, ноябрь.

3. Определи, что общего в предметах?

Молоток и грабли, карась и щука, гусь и ласточка.

Шуба и варежки, миска и кружка, дуб и ель, юла и кубик.

Топор и игла, курица и синица, щавель и ромашка.

Карточка 24.

1.Читай бегло. Отметь слова, называющие ягоды.

Клубника, черника, земляника, лимон,

слива, груша, клюква, малина, брусника, арбуз.

2. Читай считалки быстро, не ошибись.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем в прятки мы играть.

Небо, звёзды, луг, цветы –

Ты пойди-ка

Начинается считалка:

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Речевые разминки для уроков литературного чтения

2-4 классы

    РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

5, 10, 15;

«Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

Соня Зине принесла малину в корзине.

Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !

II . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

та то ту тя

тё ты от ыт

ет ит ут ют

тат тнэ тну тны

III . Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.

IY .Упражнения для интонации:

Ткет ткач ткани на платье Тане.

III. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ар ор ур ыр

ра ро ре ря

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю

III . Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.

IY .Упражнения для интонации:

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

Y . Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Надо, надо умывать____

По ут____ и вече____

Я сего____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

IY . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

аг ог иг ге

гаг гок гос ган

лаг ляг бяг губ

гюп зёг газ выг

гно гка гсы сгя

III . Упражнения для интонации:

Раз в г алошу села Лошадь

И сказала: «Я – Г алошадь,

На г итаре, на г армошке

Буду делать иг о – г ошки!»

2.Загадай загадку.

Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Под гору – коняшка,

В гору – деревяшка.

Y . Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Мы не замети___ жу___

И ра___ зим___ закры___ .

Y . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ас ос ус юс ис

са сэ ся сы со

сос сук син тос тес

стя тси тсо сне скё

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).

АСЯ тесто ананас

САНЯ сито аисты

КОСТЯ санки институт

СОНЯ носик танкист

СЕНЯ сынок таксист

Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .

IY .Упражнения для интонации:

Купила бабуся бусы Марусе.

YI. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

Ач оч уч ыч ич

Ча чу че чо че

Чач чук чон чуд деч

Соч мяч нча кчу чня

III . Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;

ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .

IY .Упражнения для интонации:

Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.

Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.

YII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

аж ож уж иж эж

жи жу жа жё жо

жаж жиж жин жиж жан

жир меж чуж важ вюж

III . Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.

Жу – жу – жу - молоко дадим _________ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;

Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .

IY .Упражнения для интонации.

Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.

Y . Допиши загадку в рифму.

Удивительный ребенок!

Только вышел из ________

Может плавать и нырять,

Как его родная ________ .

С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______

Рыжий _________ .

YIII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

ак ок ук ык

ко кя ку кю

кик кан кын ник

кит так ткы кне

III . Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.

Не хочет косой

Косить косой.

Говорит: «Коса, коса».

IY .Упражнения для интонации:

Скороговорки:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

IX . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ал ол ыл эл

ля ли ле лу

лал лук лос лын

лну лко лтю лся

Ло – ло – ло - на улице тепло.

Лу – лу – лу - стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.

IY .Упражнения для интонации:

Лара и Валя играют на рояле.

X . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. АОУ ОИА АЫИ УАИ

ОИЭЯ АЮОЕ ЁИЯО

О. О! О? У. У! У?

Ия. Ия! Ия?

3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (Й).

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.

IY .Упражнения для интонации:

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.

XI . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

    И – Э – А – О – У – Ы

    Слоги:

Аф оф уф ыф

Фа фо фу фы

Фон фин фен фас

Фич люф кеф фро

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Фон – фон – фон – мы купили телефон.

Фе - фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.

IY .Упражнения для интонации:

У Фили были,

У Фили жили,

Филю же и побили.

XII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

1.И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

АВ ОВ УВ ЫВ

ВА ВО ВУ ВЯ

ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ

ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА

ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР

АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ

IY .Упражнения для интонации:

В зимний холод всякий молод.

Произнести с чувством радости;

с чувством огорчения;

с удивлением.

XIII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______

II . Упражнения для дикции:

И – Э – А – О – У – Ы

III . Озвучь!

Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.

Не руби дрова

На траве двора.

IY . Озвучь и изобрази!

Серый волк в густом лесу - Сколько взяли?

Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.

    Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,

    Как дела, зубастый? Хвост отгрызли

    Ничего идут дела. В драке.

    Голова ещё цела. – Кто отгрыз?

    Где ты был? - Собаки.

    На рынке. – Сыт ли, милый куманек?

    Что купил? - Еле ноги уволок!

    Свининки.

XIV . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

ащ ощ ищ ющ

щу ща щи ще

Щащ щок щус щан

кыщ лащ лщи щпе щза

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.

IY .Упражнения для интонации:

Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

XV. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:

аш ош уш ыш

шу ши ше шо

Шош шуш нош душ

Што шти тша шва

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.

IY .Упражнения для интонации:

Саша шапкой шишки сшиб.

Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.

    Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

ам ом ым ям

мё мю му ме

мим мат мёт кям

мев кми мну рмя

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».

IY .Упражнения для интонации:

Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчёл.

XVII . Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

аз оз из уз

яз зу зы зе

Заз зын нуз каз

Зюр зты сзо зло

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

За – за – за – уходи домой коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.

IY .Упражнения для интонации:

Скороговорки

У зайки Бубы заболели зубы.

XVIII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

(Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

II . Упражнения для дикции:

1. И – Э – А – О – У – Ы

Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.

2. Слоги:

од уд ид ед

дё де ди дю

дыл дид дол дас

сад пуд нду кдо

III . Упражнения для развития речевого аппарата.

Ду – до – да – гудят провода.

Док – док – док – любим мы поесть медок.

Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.

IY .Упражнения для интонации:

Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.

Речевые разминки

1. Дыхание

Схема упражнения:

Полностью вдохните воздух. Не дышите в течении нескольких секунд. Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких вдохов делайте небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда легкие будут наполнены, задержите воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью развернута, расширена. После этого сделайте спокойный выдох.

а)Произнесите пословицу и скороговорку — сначала равномерно, затем постепенно усиливая голос к концу, наоборот, ослабляя.

Скороговорка:

Птицам — воздух, рыбам — море, а человеку — отчизна дороже всего.

3. Дикция

Слоги:

би-бэ-ба-бо-бу-бы

ди-дэ-да-до-ду-ды

Слоги с более сложными сочетаниями звуков:

а) би-би-бип

бэ-бэ-бэп

ба-ба-бап

бо-бо-боп и т.д.

б) бим-бем-бам-бом-бум-бам

лир-лер-лар-лор-лыр и т.д.

4. Орфоэпия

- Определите место ударения в словах:

козлы — козлы, орган — орган, угольный — угольный, верхом — верхом, пахнуть — пахнуть, досыпать — досыпать, бегом — бегом, уже — уже, подрезать — подрезать, избы — избы, гоните — гоните, издалека — издалека, иначе — иначе, казаки — казаки.

1. Дыхание

а) «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, дуйте на нее. Выдыхаемая струя воздуха должна быть без резких колебаний — бумажка контролирует ровность выдоха. Вариант этого упражнения: задуйте 3, 5,…10 воображаемых свечей на одном выдохе или медленно выдыхая на каждую свечу.

б) Вдохни, набери побольше воздуха и говори до тех пор, пока хватит воздуха.

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка,

Два Егорки,

Три Егорки…

Соревнуйся с товарищами: кто сможет дольше считать, не делая вдоха.

а) «Прыжок в воду». Произнося строки стихотворения, вы «пробегаете» от низкого тона до высокого и обратно.

Вот оборот!

взлетаю. и

Как птица, я вниз

Прыжок! стрелой

взбегаю. Скрываюсь

я легко быстро

На вышку под водой.

б) Тише, жабы! Тихо, тоном предупреждения (можно исполь -

Ни гугу — зовать жест — палец к губам)

Ходит цапля Тихо (тоном испуга)

Чтобы не было беды, Совсем тихо (шепотом)

Наберите в рот воды.

3. Дикция

а) Шутки — чистоговорки:

Ря-ря-ря — синие моря; рю-рю-рю — репу я варю; арь-арь-арь — новый букварь; ри-ри-ри — горят фонари; ре-ре-ре — санки на горе; орь-орь-орь — у Андрюши конь; ра-ра-ра — высокая гора; ро-ро-ро — новое перо; ру-ру-ру — коза грызет кору; ры-ры-ры — летят комары; ар-ар-ар — летит комар; ор-ор-ор — у Ромы топор; ур-ур-ур — не гонит кур и т.д.

4. Орфоэпия

а) Параллельное применение двух видов чтения: орфографического и орфоэпического. Предлагается прочитать предложение дважды: сначала так, как пишем, второй раз так, как говорим:

Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться.

б) При чтении стихотворения И.Токмаковой «Медведь» обратить внимание на г (снек).

Как на горке — снег, снег,

И под горкой снег, снег,

И на елке — снег, снег

И под елкой — снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь!

1. Дыхание

а) «Проколотый мяч» . Представьте себе, что у вас на уровне груди большой резиновый мяч. Он проколот. Если на него нажимать, слышно, как выходит воздух. Имитируйте звук подражательным «ссссс….». Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, выход должен быть плавным, энергичным, не ослабевающим к концу.

б) «Поймай комара». Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается выдох. На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно, медленно сводите руки (не спугните комара), произносите непрерывный звук «з-з-з», прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».

а) Была тишина, тишина, тишина…

(тихо, медленно)

Вдруг грохотом грома сменилась она!

(громче, быстрее)

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь?

(тихо)

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше…

(тихо, быстрее)

Наверно, сейчас барабанить он станет…

(тихо: прислушиваемся)

Уже барабанит! Уже барабанит!

(громко, весело)

б) Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вздох произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м, л, н: ммм ллл ннн Затем к согласным звукам м, л, н поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно:

мми , ммэ , мма , ммо , мму , ммы ;

лли , ллэ , лла , лло , ллу , ллы ;

нни , ннэ , нна , нно , нну , нны ;

Звуки могут быть заменены счетом от 1 до 10. Эти упражнения проделываются с постепенным усилением голоса: сначала тихо, затем громче, громко, и наоборот, с постепенным ослаблением голоса: громко, тише, тихо.

3. Дикция

Ло-ол-ор — у Ромы топор; ло-ло-ро — у меня перо; ал-ал-ар — в бане пар; ал-ар-ал — темный подвал; ри-ри-ри — купили сухари; ли-ли-ли — мы улицу мели; ре-ре-ре — метель в январе; ле-ле-ле — катались на осле .

4. Орфоэпия

Аналог, баловать, верование, диспансер, договор, звонишь, каталог, квартал, красивее, средства, столяр, уведомить.

1. Дыхание

Следующие упражнения могут быть использованы в качестве дыхательной гимнастики перед началом рабочего дня учителя. Они помогают разогреть речеголосовой аппарат, настроить его на длительную работу.

а) И.п. — сидя на стуле, ноги легка раздвинуты. Наклонить туловище, коснувшись грудью колен, руки свисают — активный быстрый вдох. На несколько минут задержать дыхание. Медленно выпрямиться, поднимая руки вверх, — выдох на звук «ш». Пауза. Упражнение повторить несколько раз.

б) И.п. — ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повернуть туловище налево — направо — активный вдох, затем вернуться в и.п. — выдох на звуке «м» с закрытым ртом.

в) И.п. — стоя, ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны на уровне плеч и максимально отведены назад, пальцы раздвинуты. 1 — движением вперед руки быстро скрестить под грудью так, чтобы локти оказались под подбородком, а кисти сильно хлестнули по лопаткам (выдох); 2 — повторять вдох, возвращаясь в и.п. (медленным диафрагмальным вдохом выпятить живот).

г) Ходьба на месте, считая про себя, — вдох на счет 1 — 5, пауза на счет 1 — 3, выдох на звук «ффф».

д ) Представьте, что у вас замерзли руки, — согрейте их своим дыханием (следите за тем, чтобы дыхание было реберно — диафрагмальным).

е) Погасите активным прерывистым выдохом несколько воображаемых горящих свечей.

Прочитай маленькое стихотворение. Какие строчки ты прочитаешь громко, а какие тихо — тихо?

Гром и тишина

Гром грохочет — бух! трах! —

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Затыкает уши…

3. Дикция

Прочитайте стихотворение К.И. Чуковского в среднем темпе, ритмично, выделяя голосом слоги, отмеченные ударением. Следите за отчетливостью произношения каждого звука.

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки-туки-туки-тук!

Туки-туки-туки-тук!

И посту-кивают,

И похрю-кивают:

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!

4. Орфоэпия

Инженеры, бухгалтеры, редакторы, конструкторы, шоферы, ректоры, лекторы, инспекторы, профессора, кондуктора.