Пусть мертвые хоронят своих мертвецов. Что означает выражение «пусть мёртвые хоронят своих мертвецов




Толкование Матф. 8:22 иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Отвечает: Алексей Комлев

3.840 Константин (bratstvolviv@???.ru) пишет: «Слава Иисусу Христу! У меня к Вам такой вопрос: В Матфея 8:22 написано: "Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов". Что означает это конкретно для Христового ученика, что нужно избегать ходить на похороны (даже близких людей), или что-то другое? Заранее спасибо. Константин»

Отвечает Алексей Комлев:

Я думаю, в этих словах Иисуса содержится не практическое указание относительно проведения похорон, а совсем иной смысл. Мертвые не могут погребать мертвых. Значит, в этом присутствует указание на небуквальное понимание, а точнее, на особую причину использования метафоры. Для правильного понимания этого текста здесь нужно взять более широкий контекст.

В Евангелии от Матфея мы читаем:

«Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.» (Матф.8:19-23)

Из данного текста можно предположить, что Иисус непосредственно перед этим обратился к народу с призывом следовать за Ним. Автор Евангелия приводит два характерных ответа на этот призыв.

Здесь происходит неявное сравнение двух человек: книжника и ученика. Первый из них не случайно обозначен книжником, а второй же представлен как ученик. Книжник, став свидетелем чудесных исцелений и грандиозной популярности Иисуса, посчитал полезным для себя примкнуть к Его ближайшему окружению. Иисус сразу же опровергает надежды книжника, считавшего, по-видимому, что следование за Иисусом «куда бы Он не пошел» будет ему выгодно: «…лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову».

Обратите внимание, как обращается к Иисусу книжник - «Учитель!». Ученик же обращается «Господи!». Он готов бескорыстно следовать за Иисусом, но он хочет прежде похоронить своего отца. Мертвых предавали земле как можно скорее. Описываемая в нашем отрывке сцена происходит вечером, поэтому можно предположить, что захоронение умершего уже состоялось. Ученик же желает соблюсти все обрядные формальности, чтобы не предстать в невыгодном свете перед обществом.

Это и есть основной стержневой момент данного отрывка. Обоих, обратившихся к Иисусу, больше волновало мнение людей, общественное положение, внешнее благочестие, чем та великая цель, которую предлагал им Иисус.

Поэтому в ответе Иисуса не случайно использована такая метафора. В тот день, когда Сам Спаситель явился к своему народу, дела, подобные отправлению погребальных обрядов должны волновать только мертвых. И если человек не видит этого, он духовно мертв. Иисус не считает ученика духовно мертвым, но предостерегает от перспективы им стать.

В Евангелии от Луки эта история изложена несколько под другим углом.

«Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» (Лук.9:57-62)

У Луки все обращаются к Иисусу стандартно - «Господи!», из чего можно предположить, что Лука не наделяет это каким-то особым смыслом. Кроме того, здесь появляется и третий персонаж. Лука вкладывает в этот эпизод несколько иное значение, чем Матфей: «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».

У меня есть еще несколько предположений относительно этого текста. Нужно учесть, что человек, участвовавший в похоронах и прикасавшийся к мертвому, становился нечистым на семь дней (Чис 19:11). Возможно, Лука представляет этот эпизод следующим образом: вряд ли у того, кто пойдет благовествовать с Иисусом, будет возможность очиститься в указанный срок, так что, его следование за Иисусом отдаляется на неопределенные времена. Кроме того, нечистый не мог полноценно благовествовать. Но это лишь мои предположения.

В целом, этот текст подтверждает важную тему проповеди Иисуса - тему кризиса последних дней, когда времени для дел второстепенных уже не будет. Эту составляющую керигмы Иисуса также подчеркивают притчи кризиса (о десяти девах, об отсутствующем хозяине, о воре, приходящем неожиданно) и призывы к жертвенности (Матф.19:21/Мар.10:21/Лук.18:22), отказу от мирской системы ценностей (Матф.6:25-34) , акцент на необходимость сложного жизненного выбора (Лук.14:26,27).

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 8, ст. 14 - 23

14. Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке,

15. и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им.

16. Когда же настал вечер, к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных,

17. да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.

18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.

19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.

22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

23. И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.

(Мф. VIII, 14-23)

Господь находится в Капернауме, в доме апостола Петра. Теща Петра лежит в горячке, и Христос исцеляет ее, скорее всего по просьбе апостола. С другой стороны, таким образом Он хочет вознаградить ученика и его семью, согласившуюся принять Его в свой дом. Казалось бы, мелочь - приняли в дом, накормили обедом. На самом деле, сколько за этим находится важного смысла. Пусть это и малое, но проявление любви к ближнему своему. И насколько, оказывается, такие мелочи угодны Богу. Насколько Господь желает видеть их в нашей жизни. Порой человек рассуждает таким образом: «Если бы у меня была возможность, я был бы богачом, сколько тогда сделал быдобра людям, скольким бы помог. А так как я не богат, что могу сделать? Какой с меня спрос?» В итоге все прекраснодушные заявления такого человека остаются бесплодными. Будем помнить слова Господа: «Подавший чашу воды во имя ученика не потеряет награды своей» (Ср. Мф. 10:42). Любая малость, которую ты делаешь, тем более из христианских соображений, имеет очень большой вес. Когда ты понуждаешь свою волю исполнить какое-то добро, тем самым делаешь лучше и себе самому, меняешь свой внутренний мир.

Господь исцеляет тещу - и она тотчас встает и начинает хлопотать по хозяйству, желая угостить и утешить дорогих гостей. Ее не просто оставляет горячка, но она полностью выздоравливает и восстанавливается - происходит некое чудо, воскрешение ее сил. Люди часто спрашивают, почему они молятся об исцелении себя или своих близких, но таких чудес и исцелений зачастую не происходит. Почему исцелил Господь Петрову тещу, а моего знакомого не исцеляет? Ответ прост: Господь знает, что будет в жизни человека, если он выздоровеет.

Мы, люди, меряем свою жизнь маленькими отрезками и не знаем, что с нами будет дальше. При этом верим, что дальше все будет хорошо, я сам буду поступать правильно, по-доброму. Но как показывает жизнь, доброе из своей жизни мы часто убираем, пропускаем, оставляем на потом и не желаем к этому возвращаться, а грехов у нас гораздо больше. Господь, зная это, порой находит для человека лучшим то состояние, в котором бы он поболел, поскорбел. Как говорят святые отцы: «Больное тело грешить не может». Если человек лежит дома с переломом ноги, он не пойдет воровать, пить, блудить: он прикован к постели, и получается, освобожден Богом от многих зол. Часто здоровую жизнь мы рассматриваем как повод жить лишь по своей воле, от этого Господь нам ее и не дает.

Петрова теща, выздоровев, стала тут же служить Богу, а не отложила на завтра или послезавтра. Наверное, пока она болела, у нее накопилось достаточно дел, но она оставила все, забыла о себе ради того, чтобы послужить Господу и ученикам, которые пришли в дом. Если бы у нас был такой настрой, Господь бы и нам давал много сил.

К дому Петра приходят люди, тут и больные, и бесноватые. Господь их исцеляет, бесов прогоняет. Апостол Матфей приводит слова пророка Исайи о том, что Он взял на Себя наши немощи и понес болезни. Господь берет на Себя грехи рода человеческого, и тем самым причины наших болезней, потому что в их основе лежат наши грехи. Первородное повреждение сделало человека больным в принципе, а затем состояние усугубили какие-то частные ситуации. Очень часто именно покаяние, исправление духовной жизни, приводит человека в том числе и к здоровью тела - взаимосвязь этого очевидна.

«Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону». Матфей описывает события не в хронологическом порядке, а поэтапно. Почему Христос отплывает? Чтобы не тщеславились Его ученики, чтобы не принимать от людей славы и благодарности. Видя все совершаемое Христом, люди воспылали, с одной стороны, уважением ко Нему, с другой, думали, как хорошо они заживут, если Он станет их царем. Ошибка была в том, что люди хотели не Царствия Небесного, а здесь на земле устроить более или менее комфортную жизнь. От этого уходит Господь: Он не поддерживает в людях их ложные ожидания.

На другом берегу к Христу подходит некий книжник, говоря: «Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Разве это не похвально? Но Господь останавливает его и говорит: «Ты хочешь идти за Мной, но вдумайся, чего ты ожидаешь?» Существует толкование, что этот человек прежде всего ожидал от Христа славы, почестей и богатства, ведь это царь, и с такими удивительными способностями. Быть рядом с Ним - значит пользоваться Его властью и авторитетом.

Спаситель ответил: «...Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову». То есть указал, что у Него ничего нет и Он ничего не обещает в земном плане, с тем чтобы книжник подумал, надо ли ему идти за Ним. Важно, чтобы все было по-честному, и потом человек не говорил, что не знал этого, но думал, что, раз он станет христианином, дела его пойдут в гору. Господь же этого не обещает. Для человека открывается Царство Божие, но если ему нужна блаженная земная жизнь в течение нескольких лет, то, скорее всего, он не найдет исполнения своих ожиданий.

Господь обращается с призывом к другому человеку, но тот отвечает: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего». Это, конечно, важно, заботиться о ближних надо до самой их смерти. Похоронить родителей - дело, законное для всякого человека.

Господь тем не менее отвечает: «...Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов». В первую очередь Он говорит несколько символически: «Ты призываешься к жизни: Я есть жизнь, и ты призван быть ее причастником. У тебя есть вера, покаяние, то есть желание что-то изменить в своей жизни, поэтому ты живее, чем те, кто не пожелали идти за Мной. Люди, которые отвергают веру, - мертвецы, не возвращайся к ним, чтобы не заразиться этим духом смерти. Об отце же не заботься, найдутся те, кто похоронят его. В данный момент тебе надо бояться погибнуть самому».

С другой стороны, нигде не сказано, что отец этого человека умер и его надо хоронить, поэтому есть толкование, что этот человек решил отложить дело своего апостольства на потом: «Когда отец умрет, тогда я к тебе вернусь, а пока поживу своей жизнью». В связи с чем Спаситель и говорит: «Иди за Мной, потому что «потом» не в твоей власти. Не факт, что на тот момент ты будешь живым душой своей».

«И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его».

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. И благословение Божие да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

Интересные и странные, на первый взгляд, слова говорит Христос, когда к нему обращаются Его ученики с естественной казалось-бы просьбой, чтобы похоронить своего отца и проститься со своими домашними.
«Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия.» [Лк.9:60-62]
Первое чувство такое, что Христос тут явно проявляет некую черствость. И действительно - почему-бы и не отпустить на время этих своих учеников, чтобы отдали должное своим родственникам?
На самом деле Господь озабочен прежде всего нашим спасением. Он неоднократно учит своих последователей не оглядываться на своё прошлое, на свою прошлую, до Христа жизнь, на прошлую веру. Иначе неминуема смерть.
Так было с женой Лота, которая оглянулась на прошлое и превратилась в соляной столб, так было и с некоторым мужем, именем Анания, с женою его Сапфирою, когда они, продав имение, утаили часть из цены его.

Когда мы оглядываемся на своё прошлое, когда возвращаемся туда, хотя и на время, то невольно оставляем в своей душе частичку этого самого своего прошлого.
Ведь именно для этого мы и оглядываемся, а в прошлом нашем остался диавол, вера бесовская. Так по кому мы в таком случае скучаем? Кого и что хотим взять с собой в Царство Божие? Нет, не может Бог ужиться с сатаной, нет и быть не может согласия у Христа с Велиаром. «Или какое соучастие верного с неверным?» Нам надо отказаться от прошлого совершенно и навсегда. Иначе смертью умрём. Не зря ещё через Адама Бог предупредил нас о недопустимости употребления в себя зла вместе с добром.
«а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.» [Быт.2:17]

Сегодня от некоторых, считающих себя очень верующими и «продвинутыми» христианами мы можем вдруг услышать, сказанные с многозначительным видом слова о том, что на самом деле все веры имеют одним источником Бога и потому одинаково спасительны. Иногда снисходят до того, что мол учение Христа конечно все иные учения превосходит, но опирается оно на более древние учения.
Эта посылка от сатаны, совершенно не надо копаться в старом хламе в поисках истины, это смертельно опасно.
Кстати. Мертвые и мертвецы для Христа это те, кто за Ним не последовал. Иными словами язычники. А запрещает ученикам Своим похороны Он потому, чтобы они не возвращались к вере своих предков.
Это перекликается с писанием о Жене Лота. Она потому и погибла, что оглянулась на своё прошлое и тем проявила некую жалость к прошлой жизни - вере. И как итог смерть. То же случилось и с Ананией и Сапфирою.

Рецензии

Иисус Христос пришел к людям не для того, чтобы учить их земным правилам жизни, но небесным, т.е. духовным. Поэтому и учил ТОЛЬКО духовным законам жизни. Но духовные законы не отменяют земных законов, душевных или плотских. Просто надо выстраивать приоритет между ними.
Но ученики почти всё учение Иисуса переводили на земное понимание, поэтому столько много "ляпов" в евангелиях, в т.ч. с похоронами. А чего стоит заповедь Иисуса - продать одежду (старого понимания) и купить меч (духовный), а Петр взял буквальный меч и оттяпал ухо нападавшему "врагу"! Или забота Иисуса духовно накормить голодных 5 тысяч человек, т.к. Он не только лечил их, но и учил. А ученики озаботились буквальными хлебами и динариями...
В истории с Лотом и его женой многие ищут духовный подтекст, хотя там в основном душевные и плотские интересы. Будто бы Лот не оглядывался назад и остался жив. Зато дочерей вначале отдал содомским жителям в жены, хотя имел перед собой пример Авраама с выбором жены Исааку. А потом, после несостоявшейся попытки отдать других дочерей на надругательство, вынудил их к кровесмешению, хотя мог бы получить помощь у Авраама, если бы смотрел "вперед". А оглянулась жена Лота скорее всего из-за оставшихся с зятьями дочерей и внуков, которых не могли увести.

Фраза из Библии (церковно-славянский текст). Встречается в Новом Завете в нескольких местах.

Иисус призывает учеников пойти с ним. Один говорит ему "Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего". На это Иисус отвечает: "иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов".

Евангелие от Матфея (глава 8, стр. 18-22):

"18. Увидев же Иисус вокруг Себя множество народа, велел ученикам отплыть на другую сторону.
19. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
20. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
21. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
22. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и ".

Евангелие от Луки (глава 9, стр. 57-62):

"57. Случилось, что когда они были в пути, некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.
58. Иисус сказал ему: лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнезда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.
59. А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
60. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов , а ты иди, благовествуй Царствие Божие.
61. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими.
62. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия".

Эта фраза из Библии является одной из самых дискуссионных. Если представить себе ситуацию буквально, то получается, что у человека умер отец, а ему Иисус говорит не хоронить его, а идти с Иисусом.

По видимому, буквальное ее понимание неверное. Возможно, что в Библии имеется в виду не то, что отец ученика умер, а то, что ученик говорит Иисусу, что он будет жить с отцом, пока тот не умрет.

Примеры

"Война и мир" (1863 - 1869 гг.) - Князь Андрей Болконский рассуждает: "Пьер был прав, говоря, что надо верить в возможность счастия, чтобы быть счастливым, и я теперь верю в него. Оставим мертвым хоронить мертвых , а пока жив, надо жить и быть счастливым», думал он".

Свт. Лука Крымский

Сын Человеческий, когда пребывал на земле, не имел, где главу приклонить, и тому книжнику, который хотел идти за Ним, сказал, что и птицы имеют гнезда и лисицы - норы, а Сын Человеческий не имеет, где главу приклонить. Для чего сказал это Господь?

Для того, чтобы все мы понимали и знали, что если идти за Ним, будем в таком же положении, как Он: не будем иметь, где главу приклонить, будем переходить с места на место, терпеть лишения, скорби, будем терпеть гонения, холод и голод. Он указывает на то, о чем раньше говорил: что путь в Царство Небесное есть скорбный, тесный путь, путь страданий и лишений. Это надо знать каждому христианину, если он захочет идти за Христом: надо приготовить себя ко всяким лишениям, всяким скорбям, всяким гонениям. Об этом говорит удивительными словами Иисус Сын Сирахов: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2:1-5) . Вот эти святые слова запомните: люди, угодные Богу, испытываются в горниле уничижения. Они как сор в мире, не походят на всех мирских людей, идут не тем путем, которым идет огромное-огромное большинство людей. Не ищут они своего, ищут славы Божией, всем сердцем служат Ему, хотят следовать Ему, и, как Он терпел в мире гонения, лишения, и они должны быть готовы всё претерпеть ради имени Его святого.

Вот почему Господь так ответил книжнику: Лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу (Мф. 8:20; Лк. 9:58) . А другому, захотевшему тоже идти за Ним, сказал слова, которые кажутся удивительными, чрезмерно суровыми: .

Казалось бы, что может быть естественнее желания похоронить отца своего? Но Господь Иисус Христос ответил, как никто никогда не мог бы ответить, сказав: Предоставь мертвым погребать своих мертвецов . Что же это такое? Это значит, что все мертвые дела, заботы о мертвых, которые кончили путь свой и предстали пред очами Божиими, не должны обременять сердца наши. Заботы о мертвом, о всех мертвых делах, должны быть чужды сердцу нашему. К жизни, к вечной жизни, светлой и радостной жизни должны мы стремиться. Смерть и всё, что сопряжено с нею, должно быть чуждо нам, ибо пред нами надежда жизни вечной, вечной славы.

На вечную смерть будут осуждены отвергшие путь Христов, те, кто заботится о всех мертвых делах, о всем, что относится к смерти; мы же думать должны только о вечной жизни.

О смерти мы должны помышлять: смерть неизбежная должна быть напоминанием о том, что после нее мы предстанем на Суд Божий. Смерть тела должна напоминать о том, что только тело умирает, а душа будет вечно жить. Смерть тела не должна страшить тех, кто идет неуклонно путем Христовым: смерти все святые ждали спокойно, даже радостно. Вот потому, что таково должно быть отношение к смерти, что не должны мы заботиться о смерти и о мертвых делах, и сказал Господь желавшему быть Его учеником: Предоставь мертвым хоронить своих мертвецов . Найдутся другие, которые похоронят твоего отца, люди, которые заняты только земными делами, а ты иди за Мною. Видите, что эти слова, которые кажутся такими суровыми, не таковы: это святые слова, напоминающие нам о жизни вечной, ибо для этой жизни предназначены все мы. Оставим же заботы о делах мертвых и всем сердцем устремимся к заботе о том, чтобы стяжать жизнь вечную, ея же да сподобит всех вас Господь и Бог наш Иисус Христос.

Спешите идти за Христом. На слова: «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

Прп. Антоний Великий

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

В церкви не хорони мертвеца своего (т.е. не занимайся тем, как устроить свои житейские дела).

Поучения.

Блаж. Иероним Стридонский

Но Иисус сказал ему: иди за Мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Мертвый тот, который не верует. Если же мертвый погребает мертвого, то мы не должны иметь заботы о мертвых, а о живых, чтобы и нам не получить также имени мертвецов, пока мы будем заботиться о мертвых.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Ориген

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Слова предоставь мертвым погребать своих мертвецов [означают], что более не следует заниматься мертвыми вещами. Ибо сказано: Умертвите земные члены ваши (Кол. 3:5) , то есть блуд и все последующее, что [перечисляет Апостол]. Итак, все это - мертво, отбрось это от себя, отсеки, как мертвую плоть, оскверняющую все тело, чтобы не было тебе сказано: предоставь мертвым , имеющим в самих себе умерщвляющий грех, погребать своих мертвецов . Некоторым кажется неприличным и чуждым, что Спаситель не разрешает ученику похоронить отца, ибо это бесчеловечно. Однако Иисус не препятствует хоронить мертвого, но для проповеди Царства Небесного предпочитает Того, кто животворит людей. А о погребении тела могли [позаботиться] многие.

Фрагменты.

Евфимий Зигабен

Иисус же рече ему: гряди по Мне и остави мертвых погребсти своя мертвецы

Христос удержал его, не запрещая почитать родителей, но научая, что не должно стремящемуся к небесному возвращаться к земному и, оставив животворное, стремиться к мертвенному, или родителей предпочитать Богу. Он знал, что другие погребут мертвеца, а не безразлично будет, если тот оставит вещи более необходимые. Полагаю, что умерший человек был неверующий; поэтому и сказал: остави мертвых , т.е. предоставь мертвым по вере погребсти принадлежащих им мертвецов. Этот мертвец – не твой, потому что какое соучастие у верного с неверным (2 Кор. 6:15) . Ты же если удивляешься, каким образом он не отошел по своей воле, удивляйся, каким образом вследствие запрещения остался. Если ему Христос не позволил даже на короткое время оставить Своего учения, то какого наказания будем достойны мы, отступающие от Его заповедей во всякое время.

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Толковая Библия.

Троицкие листки

Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов

Впрочем, Христос не позволил и этого: Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым душой, т.е. оставь тех, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, которые не разумеют его, не веруют в Меня, и потому мертвы по грехам своим, – предоставь им погребать своих мертвецов , т.е. телесно умерших.

Видел Сердцеведец Господь, что житейские заботы совсем отвлекут от дела Божия этого колеблющегося человека, который, однако, уже следовал за Ним, и потому не позволил ему увлекаться этими заботами. «И без него было кому погребать мертвеца, – говорит Златоуст, – умерший не остался бы непогребенным; между тем, ему не должно было удаляться от дела, более необходимого. Не напрасно сказал Господь: «своих мертвецов» ; это показывает, что умерший, по моему мнению, был из числа неверовавших. Но кто-либо скажет: «Не быть при погребении отца, не было ли это знаком крайней неблагодарности?» Если бы он сделал это по лености, то, конечно, оказался бы неблагодарным; но если он сделал это для того, чтобы не прервать более необходимого дела, то в этом случае он поступил очень благоразумно. Конечно, Иисус запретил ему не потому, что повелевал не воздавать почтения родителям, – но для того, чтобы показать, что нет для нас ничего необходимее Небесного, что отнюдь не должно отлагать заботу о Небесном, хотя бы отвлекали от этого и самые нужные и неминуемые дела. В самом деле: что может быть необходимее погребения отца? И что легче этого? На это нужно было и времени немного. Если же и на столько времени, сколько нужно для погребения отца, небезопасно оставлять духовные предметы, то представь, чего будем достойны мы, которые всегда оставляем дела христианские, и самое маловажное предпочитаем необходимому? Далее: мудрости учения Спасителя должно удивляться и потому, что Он сильно привлек к Себе юношу словом, и вместе с тем освободил его от множества зол: от рыданий, плача и всего, что происходит при погребении. Ибо после него нужно было рассматривать завещание, разделение наследства и тому подобное; и таким образом одни волны, унося его от других, весьма далеко увлекли бы его от пристанища истины. Вот почему Христос влечет его к Себе». Если же Христос не позволил ему даже на короткое время оставить Своего учения, то какого наказания будем достойны мы, отступающие от Его заповедей во всякое время!..

Троицкие листки. №801-1050.