Произведения генриха сапгира. Детские стихи генриха сапгира. «Мой друг зонтик»




Сегодня мы расскажем, кто такой Генрих Сапгир. Стихи для детей принесли этому автору наибольшую известность. Речь идет о русском писателе, поэте, сценаристе и переводчике. Он родился в 1928 году, 20 ноября, в Бийске (Алтайский край).

Биография

Генрих Сапгир является сыном московского инженера. На Алтае его отец был в командировке. Вскоре он возвратился в Москву вместе с семьёй. Наш герой с 1944 года стал участником литературной студии художника и поэта Евгения Кропивницкого. Организация работала при московском Доме пионеров. С конца пятидесятых годов вокруг Евгения Кропивницкого и Оскара Рабина - его ученика, сформировался круг близких по духу художников и поэтов. Впоследствии это объединение было названо лианозовской школой. Именно детским творчеством занялся в советские годы Генрих Сапгир. Сказки его полюбились маленьким читателям. Кроме того, в этот период он создал сценарии классических мультфильмов, в частности, «Паровозика из Ромашкова». Как детский писатель наш герой много путешествовал. В 1979 г. принимал участие в работе над неподцензурным альманахом «Метрополь». Первая публикация более «взрослых» стихов за границей произошла в 1968 г. В СССР они вышли в 1989-м, во времена перестройки. Выступал также в качестве переводчика. В первую очередь в этом качестве он проявился работой с произведениями Овсея Дриза, Джима Кэйтса и немецкой конкретной поэзией. Участвовал в создании антологии «Самиздат века». Является составителем поэтического раздела. В период перестройки вошел в состав Союза писателей Москвы. Был участником ПЕН-клуба. Вступил в объединение ДООС. Умер в от сердечного приступа. Он направлялся на презентацию антологии «Поэзия безмолвия». Там планировалось его выступление. Жена - Сапгир Кира Александровна - литератор. Родилась она в 1937 году. Девичья фамилия Гуревич.

Творчество

Генрих Сапгир относился к редкому типу авторов протеического склада. На протяжении своего творческого пути он все время менялся и непрерывно искал новые формы для высказывания. В ранних произведениях он зачастую обращался к социальной сатире. Она отличалась у автора изящными игровыми формами. Далее можно проследить, как постепенно изменился поэт Генрих Сапгир. Стихи его начали наполняться пейзажной лирикой и даже гражданственностью. Автор безупречно владел традиционными методами создания поэзии, в частности, сонетным, однако разрабатывал экспериментальные формы. Критики называли его классиком русского авангарда современности. Является автором множества книг. Если рассматривать поздний период творчества автора, он органично сочетает многообразие выразительных средств с лаконизмом. Также в произведениях нашего героя присутствуют стремление к экстатическому состоянию духа, искренний неожиданный пафос, ирония, гротеск, точность деталей, безоглядный эксперимент. Поэт является последователем таких гениев, как Владимир Маяковский и Велимир Хлебников.

Премии

Генрих Сапгир является лауреатом Пушкинской премии РФ. Он награжден на Тургеневском фестивале малой прозы. Также он получил премии от журналов «Стрелец» и «Знамя».

Издания

В 1962 году вышла книга автора «Сказка звёздной карты». В 1970 г. появилось произведение «Зверятки на зарядке». В 1993 г. публикуется «Библиотека новой русской поэзии». В 1995 г. в свет выходят «Смеянцы». В 1997 г. издается книга «Летящий и спящий». В 1999 г. появляется произведение «Армагеддон», а также собрание сочинений. Перу нашего героя принадлежат следующие произведения: «Лошарик», «Лето с ангелами», «Неоконченный сонет», «Книга азбук, считалок, загадок и стихов», «Планета детства», «Складень», «Леса-чудеса», «Четыре конверта». Писатель является автором перевода книги «Белое пламя» (Овсей Дриз). Его стихотворения также упоминаются в нотных изданиях. Является автором текстов песен: «Приключения жёлтого чемоданчика», «В гостях у гномов», «Голубой слонёнок», «Дед Мороз и серый волк», «Золушка», «Принцесса и людоед», «Шарик-фонарик», «Ничуть не страшно», «Тайна жёлтого куста», «Змей на чердаке», «Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные», «Смех и горе у Бела моря».

Сценарист

Генрих Сапгир активно работал и в этом качестве. В частности, он выступил автором сценария следующих произведений: «Лягушонок ищет папу», «Медвежонок на дороге», «Главный Звездный», «Мой зеленый крокодил», «Как стать большим», «Легенда о Григе», «Паровозик из Ромашкова», «Не в шляпе счастье», «Ничто не забыто», «Пугало», «Солнечное зернышко», «Сладкая сказка», «Я нарисую солнце», «Край земли», «Ослик Плюш», «Удивительный китёнок», «В тридесятом веке», «Ветерок», «Самый уважаемый», «Волшебные фонарики», «Небылицы в лицах», «Первые встречи», «Спасибо», «Как козлик землю держал», «Утренняя музыка», «И мама меня простит», «Наша няня», «Птичий праздник», «Сказка о жадности», «Чуридило», «Не любо — не слушай», «Серебряное копытце», «Мой приятель светофор», «Принцесса и людоед», «Пирог со смеяникой», «Мороз Иванович», «Сладкий родник».

ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ САПГИР

Даты жизни : 20 ноября 1928 - 7 октября 1999
Место рождения : город Бийск, Алтайский край
Советский, российский писатель и поэт, сценарист, переводчик
Известные произведения : «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика», «Принцесса и людоед», «Чуридило»

Генрих Сапгир. Стихи для детей принесли этому автору наибольшую известность.
Родился 20 ноября 1928 года в еврейской семье в Бийске Алтайского края, сын московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьёй в Москву.
С 1944 года участник литературной студии поэта и художника Евгения Кропивницкого при Доме пионеров Ленинградского района Москвы. С конца 1950-х годов вокруг Кропивницкого и его ученика художника Оскара Рабина сформировался тесный круг эстетически близких поэтов и художников, получивший впоследствии название «лианозовской школы» (неподалёку от подмосковной станции Лианозово жил Рабин).
В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель (ему принадлежат сценарии мультфильмов «Паровозик из Ромашкова» «Лошарик», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу» и другие, слова песни «Зелёная карета» (перевод с идиша, стихи Овсея Дриза) и другие).
В 1979 году участвовал в альманахе «Метрополь». Первая публикация «взрослых» стихов Сапгира за границей - в 1965 году, в СССР - только в 1989 году. Выступал также как переводчик. Составитель поэтического раздела антологии «Самиздат века» (1998), на основе которого создан Интернет-проект «Неофициальная поэзия».
Умер от сердечного приступа в московском троллейбусе по дороге на презентацию антологии «Поэзия безмолвия», где он должен был выступать. («Рейс троллейбуса - на небо», - строка в тексте Генриха Сапгира «Странная граница», 1999).

ГЕНРИХ ВЕНИАМИНОВИЧ САПГИР

Почти все буквари и азбуки строятся по принципу: на что похожа та или иная буква. «Букварь» Генриха Сапгира - не исключение.
Вот - про букву Б:
Веселый толстый клоун
играет на трубе.
На этого пузатого
похожа буква Б.
А вот про букву Ю:
Вся согнулась буква Ю,
держит палочку своЮ,
вот и выглядит такоЮ
старой бабушкой с клюкоЮ.
«Букварь», как и разнообразные азбуки Сапгира - книги совершенно замечательные. В них есть всё, что в школьном букваре: стихи, загадки, пословицы. Но ещё есть изумительные словесные игры и рассказы, которые позволяют читателям сделать важные открытия.
«Я видел, как мальчик отрывал мухе крылья. Я сам когда-то оторвал ножки у паука. А потом распевал: «Коси-коси, ножка!» Прошло много лет. Теперь мне стыдно. И делал я жестокое дело. И песенка моя была без смысла.
Когда на экране телевизора я вижу картины войны и слышу походные марши, я думаю: «И дело их жестокое. И песни их безо всякого смысла».
Фантастический мир Сапгира впускает в себя только тех, кто умеет видеть чудеса в окружающих предметах. Часто поэт озадачивает вопросом:
Утром в комнату мою
Бабочка влетела.
Села на краю стола,
Крылышками покачала,
Усиками повела
И вспорхнула, улетела...
Что сказать она хотела?
А иногда озадачивает ответом:
Пришельцы были на Земле.
Тарелка села на столе.
Пришельцы с виду как салат,
Вот их и съели, говорят.
Он всегда находит новое применение словам, раскрывая их, чтобы мы почувствовали, что скрывает их оболочка, и почему они так действуют порой на людей:
Что за ЛИ?
Что за МОН?
В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
«ЛИ-МОН»
Сразу станет кисло.
Детская литература стала для Сапгира сказочным островом, на который его сослала взрослая литература и недоброжелательная советская действительность. Сам он говорил, что ни за что бы не догадался писать для детей, если бы не необходимость зарабатывать на хлеб. Сапгир принадлежал к знаменитой «лианозовской» группе литераторов, которая состояла из ярких личностей, бунтарей против серости, новаторов, блестящих стилистов. На родине его долго не печатали, после того, как первая публикация стихов состоялась за границей, исключили из Союза писателей. Во взрослую литературу он вернулся только в конце 80-х.
Зато детская литература - его прекрасная эмиграция - стала богаче на целую страницу своей истории, настолько велика в ней роль Сапгира. Он оставил большое наследство. Главное в нем - стихи, которые Сапгир начал писать в детстве (одно из них было даже напечатано в «Пионерской правде»). В 1960 году появилась его первая детская книжка – «Первое знакомство». Затем вышли несколько сборников, стихи из которых стали классикой: «Смеянцы» («В стране Хохотании жили смеянцы. Любили смеянцы веселье и танцы...»), «Людоед и Принцесса» («Принцесса была прекрасная, погода была ужасная...»).
Сапгир - замечательный переводчик стихов Овсея Дриза, А.А.Милна. Переводы стихов Милна «Мы с Вини-Пухом» добавляют новые краски в наше восприятие забавного медвежонка и его друга Кристофера Робина. В соавторстве с еще одним «известным неизвестным», прекрасным писателем Геннадием Цыферовым, Сапгир написал сценарии для мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Лягушонок ищет папу». А еще он писал пьесы, которые много лет идут в детских театрах нашей страны и за рубежом.

Я очень люблю творчество Генриха Сапгира, наверное, поэтому у нас в доме оказалось целых шесть его книг. Про них я и расскажу подробнее.

Мне сложно назвать Генриха Сапгира – взрослым писателем и поэтом, ведь для меня он в первую очередь детский автор. А на мой взгляд, сочинять стихи для детей в чем-то гораздо труднее, чем писать для взрослых. В любом случае, детские стихи позволили Генриху Сапгиру не уезжать из Советского Союза, так как другие его работы до перестройки не печатались.

СЕГОДНЯ, ЗАВТРА И ВЧЕРА

Пробудился я сегодня -
На дворе сияет солнце.
Я подумал:
«Как вчера.
Если завтра будет то же,
Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»

А вчера что я подумал?
Я подумал про сегодня:
«Если завтра будет солнце,
Замечательно! Ура!»
Значит, я вчера подумал,
Что сегодня - это завтра.
Но когда пройдёт сегодня,
Назовут его «вчера».

Стихи у Сапгира очень разные, иногда даже не верится, что у них, таких непохожих, один автор. Есть у него стихи абсурдные, есть нравоучительные, есть серьезные, есть шутливые, есть даже целая азбука, но перечислять бессмысленно, надо читать.

Рано-рано
Выпал снег.
Удивился человек:
«Это снег?
Не может быть.
На дворе?
Не может быть!
На траве?
Не может быть!!
В октябре?
Не может быть!!
Неужели это снег?»
Не поверил человек.

А если вы еще не читали его стихов, то обязательно их смотрели – Генрих Сапгир был сценаристом более 50 мультфильмов («Паровозик из Ромашково», «Небылицы в лицах», «Принцесса и людоед» — вот, пожалуй, самые известные из них).



Однажды я yвидел Змея
и сам себе задал вопрос:
где
у него кончается
шея
и начинается
хвост?

Рyлеткой я измерил Змея.
Ответ был абсолютно прост:
где
у него кончается
шея,
там начинается
хвост.

Книга стихов Генриха Сапгира от издательства «Дрофа плюс»

Книга стихов, вышедшая в 2008 году у «Дрофа плюс», на мой взгляд, по содержанию одно из лучших изданий Сапгира, вышедших за последнее десятилетие. Поэтому очень жаль, что на сегодняшний день весь тираж раскуплен. Надеюсь, книга будет переиздана. В нее вошло более 40 стихотворений, а главное в ней напечатаны почти все самые лучшие стихи Сапгира. Иллюстрации к ним получились интересные, яркие.




ВЕЛИКАН И ВЕЛИКАНЧИК

Был у маленького сына
Добрый папа — Великан.
Был у папы великанский
Подстаканник и стакан.

У него была подушка,
Точно снежная гора.
Великанскую газету
Он прочитывал с утра.

С великанским бутербродом
Пил он кофе. А потом
Набивал большую трубку
«Капитанским» табаком.

Был у папы Великанчик.
Очень маленький сынок,
В очень маленькую кружку
Наливал томатный сок.

Великанчик Великану
До колена доставал
И за папой на прогулке
Еле-еле поспевал.

Но сажал его на плечи
Добрый папа — Великан.
И тянулся сын навстречу
Солнцу, птицам, облакам.

«Садовник»

Очень хорошая тоненькая книжка вышла у издательства «Нигма». В книге «Садовник» всего 7 стихотворений, но зато все они замечательно подобраны друг к другу.

От иллюстраций и от содержания остаются светлые и добрые ощущения. Книга получилась по-хорошему «советской», искренней и ностальгической.

НАШЕ И МОЁ

Наше встретило Моё:
— Все моё!-
Кричит Моё. –
Мячик мой,
Ножик мой,
Стул хромой
Тоже мой.
Книга куплена –
Моя.
Для меня –
Моя семья
И на мне
Всё моё:
Мой костюм,
Моё бельё.
Нет на свете
Ничего
Кроме
Мо-е-го!

Но ему сказало Наше:
— Есть моё,
Но есть и наше.

Наш дом,
Наш двор,
Наш с тобою разговор.
Кроме этого, у нас —
Наша школа,
Наш класс.
Наша дружба,
Наша честь…
И всего не перечесть.
Это наша
Страна!
Светит наша
Луна!
Наше солнце
Горит! —
Вот что Наше говорит.

А Моё твердит своё:
— Всё моё, моё, моё!
А Моё пищит своё,
Как у речки комарьё.
К сожаленью, до сих пор
Не окончен этот спор.

А еще в «Садовника» вошло мое любимое стихотворение Сапгира — «Осень в зоопарке».

ОСЕНЬ В ЗООПАРКЕ

Осень сегодня
Пришла в Зоосад.
Жёлтые листья
Летят и летят
В клетки к верблюдам,
Лисицам,
Енотам
И залетают
В бассейн к бегемотам.

Кричит Какаду,
Кувыркаясь на рейке:
-Смотри,канарейки!
Летят канарейки!

Слушает Львёнок:
Листья шуршат,
Трогает лапой
Странных мышат.
И отступает,
Пугается Львёнок…

Жирафы глядят
С высоты
Удивлённо.
Все эти деревья
С их пёстрыми листьями
Им кажутся тоже
Зверями пятнистыми.

А со скалы
Смотрят орлы.
И нет у орлов
Никакого сомненья:
Деревья
Теряют своё оперенье.

Гуси поднялись
В строгом порядке:
-Мы улетаем…
Близки холода…
И,
Точно лапок их
Отпечатки,
Кленовые листья
Лежат у пруда.

Если вы еще пока не уверены, нравится ли вам творчество Генриха Сапгира, то я бы посоветовала начать с этой книги – это отличный бюджетный вариант для первого знакомства.

«Нарисованное солнце»

Еще более бюджетная книга Сапгира – «Нарисованное солнце» вышла в издательстве «Астрель». Причем вышла в двух вариантах с разными обложками: одна тоненькая в мягкой обложке, а другая плотная книжка-картонка.

В книгу вошли 9 коротких стихотворений. Среди них любимый стих моего сына – «Робот», ради которого книга и приобреталась.

РОБОТ

На голове -
Ведро дырявое,
На шее - две
Жестянки ржавые:

Я - говорящий робот!
Производите опыт.

Встать! - Встаю.
- Сядь! - Сижу.
- Пой! - Пою.
- Ходи! - Хожу.

Им, конечно, ничего.
Они - изобретатели.
А мне, машине, каково?
Командуют приятели:

Встать! - Встаю.
- Сядь! - Сижу.
- Пой! - Пою.
- Ходи! - Хожу.

Я шагаю с грохотом,
С топотом.
Надоело мне всё это!
Не хочу быть роботом.

Встать! - Сижу.
- Сядь! - Встаю.
- Пой! - Хожу.
- Ходи! - Пою.

Не удался опыт.
Поломался робот.

Иллюстрации Э.Булатова и О.Васильева минималистичны и условны, напоминают аппликацию.

Стихи в «Нарисованном солнце» и «Садовнике» не повторяют друг друга, так что можно покупать обе книги вместе.

«Леса-чудеса»

«Леса-чудеса» вышли в издательстве «Речь». Книга тонкая, но в твердой обложке и большого формата с чудесными сказочными иллюстрациями Виктора Пивоварова на плотной мелованной бумаге. Издание получилось очень качественное. Правда, на мой вкус, стихи в книгу вошли не самые интересные.


Всего в книге четыре стихотворения («Леса-чудеса», «Морозкин сон», «Ночь и день», «Про смеянцев»), зато три из них очень длинные – целые сказки в стихах.

ПРО СМЕЯНЦЕВ
(отрывок)

В страну Хохотанию
Прибыл Дракон.
На трех самолетах
Пожаловал он.

Над Смехоградом
Ударил гром.
Дракон опустился
На смеходром.

Солидный Дракон,
Трехголовый,
Блестит
Чешуею лиловой.
Сбежались смеянцы:
— Скажите, откуда
Такое смешное,
Нелепое чудо? —

Дымом дохнули
Три головы:
— Слушайте,
Вы!

Отныне
Смеянцы,
Смеяться не смейте,
Иначе вы будете
Преданы смерти!
Испепелю!
Мое слово закон.
Я, как известно,
Ужасный Дракон. —

Смеются смеянцы
Дракону в ответ:
— Драконов на свете
Давно уже нет!
И вовсе не так
Они рты разевают!
— Какой там дракон —
Трехголовый жираф!
— Хо-хо,
Да ведь это
Пожарный рукав!



Но если бы я заранее знала, какие стихи включены в это издание, скорее всего книгу бы не купила, даже несмотря на прекрасное оформление.

«Звездная карусель»

Честно говоря, книгу «Звездная карусель» я покупала скорее больше для себя, чем для сына. Не думала, что он оценит черно-белое оформление, графичные рисунки. А в итоге книга оказалась одной из любимых у сына, он долго может рассматривать ее иллюстрации, вспоминая по ним сюжет стихотворений.

СКАЗКА О МЕДВЕДИЦАХ

Вон Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим
Ковшом
В котле
Большом.

Рядом ковшик светится.
Малая Медведица
Маленьким ковшичком
Подбирает крошечки.


Автор иллюстраций – Виталий Казимирович Стацинский – главный художник журнала «Веселые картинки». Благодаря ему книга наполнена загадочными существами, причудливыми узорами, фантастическими зверями. Качество издания просто великолепное, книгу приятно держать в руках, у нее есть свой стиль, свое настроение.



Все рисунки в книге черно-белые, кроме яркой выпуклой обложки и трех разворотов с картами звездного неба.

СОЗВЕЗДИЕ ВЕСОВ

На небесных Весах
Мы решили
Взвеситься —
Не нашли
В небесах
Гири
Больше месяца.

ГОНЧИЕ ПСЫ

У небесных Гончих Псов
Нет
Ни лап,
Ни хвостов.
Только есть
Глаза-огни.
Вон, гляди,
Горят они!