Преподобные антоний и феодосий киево-печерские. Преподобный феодосий печерский




Преподобный ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЙ (†1074)

Основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик , третий святой (после Бориса и Глеба), канонизированный Русской Церковью, и первый ее преподобный. Именем Феодосия названы Дальние (Феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры.

Родился около 1008 года в селе Василеве, неподалеку от Киева. Детство провел в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига.

Будучи с детства набожным, Феодосий носил вериги и мечтал о монашестве. В 1032 году, на 24-м году жизни, тайно покинул родительский дом и ушел с паломниками в Киев. Там он пытался принять постриг в киевских монастырях, но получал везде отказы в силу своего молодого возраста. Узнав о святом Антонии, Феодосий пришёл к нему и принял постриг (пострижение по указанию Антония совершил Никон Печерский) в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Поселился в пещере вместе с Никоном Великим и Антонием.

Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием.

В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом.

В период игуменства в 1060—62 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около 100 человек. По инициативе Феодосия Печерского был принят первый Устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской Лавры.


В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его.

Св. Феодосий был одним из последовательных борцов с иудаизмом. В «Киево-Печерском Патерике» рассказывается о ночных посещениях прп. Феодосием религиозных собраний иудеев с целью изобличения последних в их замыслах против христианства и спасения русских христиан от иудейских обольщений. «Блаженный, — повествуется в Патерике, — имел следующее обыкновение: многократно ночью он вставал и тайно от всех ходил к евреям и спорил с ними о Христе; укорял их и досаждал им, называя их отступниками и беззаконниками, поелику желал быть убитым за исповедание Христа». В то время в Киеве было много иудеев, притворно принявших Православие, но продолжавших исповедовать иудаизм и всячески вредить христианам. Тайные иудеи проникли даже в Киево-Печерскую лавру и всячески досаждали православным. За этими перевертышами преподобный имел бдительный надзор. Не доверяя монастырской братии, среди которой могли найтись некоторые не вполне благонадежные иноки, преподобный игумен вставал много раз ночью и самолично, тайно от всех, «исходил» (из своих покоев) к сосланным в монастырь для исправления неискренним крещеным иудеям, препирался с ними, укоряя и стыдя их (коряше и досаждаше я) как отступников и изменников христианству, причем действительно рисковал подвергнуться каким-либо со стороны их оскорбительным действиям.

Преподобный Феодосий активно участвовал в политической жизни Киева, решительно выступил против князя Святополка, свергнувшего Изяслава в 1073 году. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена.

Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров.

Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году . Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.


Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году.

К лику святых преподобный Феодосий был причислен в 1108 году.

Память преподобного Феодосия совершается:

  • 16 мая (3 мая по старому стилю);
  • 27 августа (14 августа по старому стилю) — перенесение мощей;
  • 10 сентября (28 августа по старому стилю) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих;
  • 15 сентября (2 сентября по старому стилю) — вместе с преподобным Антонием Печерским.

Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан.

Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем, учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва преподобному Феодосию, Печерскому чудотворцу
О, священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Феодосие, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы, во имя Ея святое обитель пречудну на горах Печерских соорудивый, и в ней чудес множеством просиявый! Молим тя со усердием многим, молися за нас ко Господу Богу, и испроси от него великия и богатыя милости: веру праву, надежду спасения несомненну, любовь ко всем нелицемерну, благочестие непоколебимое, душ и телес здравие, житейских потреб довольство, и да не во зло обратим благая, даруемая нам от щедродательныя Его десницы, но в славу имени Его Святаго, и во спасение наше. Сохрани, угодниче Божий, предстательством твоим святым страну нашу, Церковь Православнороссийскую, град твой, и Лавру твою невредимыми от всякаго зла, и вся люди притекающия на поклонение к честному твоему гробу и пребывающия во святей обители твоей, осени Небесным твоим благословением и от всяких зол и бед милостивно избави. Наипаче же в час кончины нашея покажи нам многомощное твое покровительство: да избавимся молитвами твоими ко Господу власти лютаго миродержца и сподобимся наследити Царство Небесное. Яви нам, отче, благосердие твое и не остави нас сирых и безпомощных, да выну славословим дивнаго во святых Своих Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое святое заступление, во веки веков. А минь.

Тропарь, глас 8
Возвысився на добродетель, измлада возлюбив монашеское житие, к желанию доблественне достиг, вселился еси в пещеру, и украсив житие твое пощением и светлостию, в молитвах яко безплотен пребывал еси, в Российстей земли яко светлое светило просияв, отче Феодосие: моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Наследник отцев быв, преподобне, тех последуя житию и учению, нраву и воздержанию, молитве же и предстоянию. Тем, яко имея дерзновение ко Господу, прощение прегрешений и спасение испроси вопиющим ти: радуйся, отче Феодосие.

Преподобный Феодосий Печерский

Передача о житие преподобного Феодосия Печерского из цикла "Жития преподобных Печерских".
Производство: телестудия Киево-Печерской Лавры. 2012 год

Киев называют «матерью городов русских». Это ни у кого из нас не вызывает удивления, ведь именно он когда-то являлся столицей великой страны под названием Русь - непобедимой державы, которая распалась впоследствии на Россию, Беларусь и Украину. Жемчужиной Киева по праву считается Киево-Печерская Лавра, славящаяся множеством вырытых в свое время ее монахами подземных пещер и давшая миру имена бессметного числа сильных православных святых. Одним из основателей обители был преподобный Феодосий Печерский. Это выдающийся избранник Господень, день памяти которого церковь отмечает ежегодно 16 мая.


Житие преподобного

Преподобный Феодосий Печерский родился в XI веке недалеко от Киева , в местечке Васильково или иначе - Василеве. Однако ранние годы жизни святого и отрочество прошло в Курске, куда вскоре после появления на свет младенца переехали родители подвижника благочестия. Будучи еще совсем крохой, преподобный Феодосий уже резко отличался от своих сверстников. Мальчик прохладно относился к ребяческим играм и веселью, предпочитая забавам созерцание и размышления. Он с удовольствие ходил в храм и делал это ежедневно. Феодосию нравилось слушать Священное Писание, а, начав обучаться грамоте, ребенок быстро освоил азы чтения и стал уже самостоятельно познавать истину богословских трудов.

Преподобный рано остался без отца: по одним данным в 13, по другим - в 14 лет. С тех пор мать воспитывала сына в одиночку. Надо сказать, она была женщиной достаточно строгой и властной, однако единственного ребенка своего просто обожала. Поэтому, естественно, матери преподобного совершенно не понравилось то, что Феодосий после смерти отца стал вести себя в отчем доме подобно слуге: одевался в простые, грубые одежды, выполнял тяжелую работу. Но поделать она ничего не могла.


Шло время, избранник Божий рос и мужал. Идея же о ведении подвижнического образа жизни не только не засыпала, но еще более укреплялась в голове юноши. Однажды ему остро захотелось посетить как паломнику Святую Землю. Об исполнении своего желания Феодосий дни и ночи стал просить Всевышнего. Господь скоро услышал молитвы отрока: внезапно в Курск нагрянули странники, шедшие как раз-таки в Иерусалим . Будущий святой присоединился к ним и ушел из дома, ничего никому не сказав. Когда мать обнаружила пропажу сына, она все силы бросила на его поиски. В результате Феодосий был возвращен домой и жестоко телесно наказан за свой поступок, а после посажен под замок. Правда, продолжалось сие недолго: женщина простила сына и сняла запрет на свободу.


Феодосий не стал унывать из-за того, что желание его так и не осуществилось. Он начал трудиться на благо церкви: печь просфоры для храма. Причем юноша еще и сам покупал пшеницу и молол зерно в муку. Лишние просфоры молодой человек раздавал нищим. Всем этим он вызывал насмешки ровесников, но не обращал на них внимания. В мать же святого будто бес вселился. Она запретила сыну заниматься богоугодным делом, подвергая то и дело наказаниям за ослушание. Преподобный не выдержал однажды и сбежал в город близ Курска, где жил знакомый пресвитер, но быстро был возвращен властной женщиной домой.

Кротость и стремление к подвижничеству святого Феодосия привлекли внимание к его персоне правителя Курска. Тот стал жаловать избраннику Божию богатые наряды, которые преподобный не носил сам, раздаривая обездоленным. Феодосий предпочитал ходить в простой одежде, а однажды надел на себя железный пояс для борьбы со страстями. Тело святого от этого истекало кровью, но с целью укрепления духа преподобный терпеливо переносил добровольные мучения.

Киев: новая жизнь

До двадцатитрехлетнего возраста прожил преподобный Феодосий Печерский в отчем доме. После юноша вновь, как уже было в прошлом, тайно покинул его, но на этот раз навсегда. Молодой человек отправился в Киев, где хотел принять монашеский постриг. По прибытии на место будущий святой явился к самому преподобному Антонию. Тот с радостью принял юношу, потому как увидел в Феодосие богоизбранность. Желание последнего сбылось в 1032 году. В монахи его постриг ученик преподобного Антония - Никон. С этого момента началась еще более тяжелая жизнь святого. Он усердно исполнял монашеские подвиги, руководимый преподобным Антонием. Ночи юноши проходили в молитвах, днем Феодосий занимался рукоделием. Молодой инок постоянно постился, воспитывая в себе смирение.


А что же мать святого? Неужели она смирилась с побегом сына? Нет, конечно, женщина отправилась сама на поиски юноши. И нашла она своего ребенка в Киеве, в обители, где тот пребывал. Женщина начала увещевать Феодосия, уговаривать вернуться в родительский дом, обещая не чинить ему отныне никаких препятствий. Преподобный же в ответ обратился к матери с просьбой остаться в Киеве и принять монашеский постриг. Ему стоило больших трудов убедить своевольную женщину в разумности такого решения. В итоге же мать преподобного стала монахиней Киевского Никольского монастыря, там же отошла ко Господу в свое время.

Но вернемся к Феодосию. В 1054 году святого посвятили в сан иеромонаха. Теперь он мог совершать Божественную Литургию, что делал с должным усердием, являясь примером для братии. При этом, преподобный Феодосий Печерский продолжал выполнять другие работы, входившие в обязанности иноков, не гнушаясь даже самым тяжелым трудом. Спустя 3 года святой по просьбе монахов был поставлен игуменом обители. Но и этот статус никак не повлиял на кротость и трудолюбие преподобного. Количество братии в обители в момент управления монастырем Феодосием увеличилось значительно. Уже не было места в пещерных келиях для подвижников. Тогда преподобный Антоний благословил иноков соорудить келии в близлежащей горе, которую по его просьбе даровал князь Изяслав. Там же появилась деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Монахи с радостью устроились на новом месте. Как вы уже, наверное, догадались, возникшая обитель являлась знаменитой Киево-Печерской Лаврой. Стараниями преподобного Феодосия здесь впервые за всю историю Руси был введен Устав Студийского монастыря, что располагался в столице Византии - Константинополе.


Управляя Киево-Печерской Лаврой, святой проявил себя в полной мере милосердным и одновременно справедливым, строгим настоятелем. Феодосий построил близ обители дом для нищих и обездоленных. Десятая часть доходов монастыря уходила на обеспечение его населяющих. Заботился преподобный и о заключенных в тюрьмах, посылая каждую неделю, по субботам, в темницы воз хлеба. Братия также никогда ни в чем не нуждалась. И объяснялось это, главным образом, усердными молитвами настоятеля Лавры.

Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. На 14-м году он лишился отца и остался под надзором матери - женщины строгой и властной, но очень любившей своего сына. За стремление к подвижничеству она много раз наказывала его, но Преподобный твердо стал на путь подвига. На 24-м году он тайно покинул родительский дом и постригся, по благословению преподобного Антония , в Киево-Печерском монастыре с именем Феодосий. Через четыре года мать отыскала его и со слезами просила возвратиться домой, но святой сам убедил ее остаться в Киеве и принять иночество в обители святителя Николая на Аскольдовой могиле.

Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха , а в 1057 году избран игуменом . Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келлии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосии продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосии спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Во время Великого поста святой удалялся в пещеру, расположенную недалеко от обители, где подвизался, никем не зримый. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце нельзя было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: "Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу". Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. Мощи подвижника были обретены нетленными в 1091 году. К лику святых преподобный Феодосии был причислен в 1108 году. Из произведений преподобного Феодосия до нас дошли 6 поучений, 2 послания к великому князю Изяславу и молитва за всех христиан. Житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем , учеником великого аввы, через 30 с небольшим лет после его преставления и всегда было одним из любимейших чтений русского народа.

Феодосий Печерский стал вторым по счету святым, канонизированным Русской православной церковью, и первым, кого при жизни удостоили звания «преподобный», то есть праведный, угодный Богу.

Преподобный Феодосий Печерский. Икона XIX в.

Феодосий родился между 1035—1038 гг. в киевских землях (в городе-крепости Васильеве, основанном Владимиром I,- ныне город Васильков под Киевом) в семье зажиточных землевладельцев. Рано научился грамоте. После смерти отца, Феодосию было 13 лет, в доме всем заправляла мать — женщина властная и нетерпимая («...и телом крепка и сильна, яко и муж»): что скажет — не отступит.

Феодосий рос спокойным мальчиком, игр и развлечений со сверстниками не водил, время коротал больше за книгами. Его не прельщали ни стол с обильной пищей, ни дорогие красивые одежды. Уже в отрочестве он отличался благочестием и смирением.

Читая христианскую литературу, Феодосий с юности выбрал для себя идеал отшельника. Начав воплощать избранный путь, отказался носить богатое платье, облачившись в лохмотья («Одежда же его бе худа и сплатана»), пожелал трудиться как холоп («выходил с рабами на село и работал со всяким смирением»), Феодосий встретил жесткое противодействие со стороны матери. Она неоднократно испробовала традиционный на Руси метод убеждения — розги ниже поясницы. Не помогало. Отрок, выбрав момент, сбежал из дома, пристав к скитавшимся по Свету людям.

Первое путешествие было недолгим. Мать вскоре настигла беглеца. «Догнавши его, в сильном гневе стала наносить ему жестокие побои, повергая его на землю и попирая ногами», а затем посадила в оковы, чтобы не вздумал больше покидать дом. Вскоре сын, как бы одумавшись, пообещал матери больше не убегать. Освободившись от оков, Феодосий стал посещать церковь, а в свободное время занимался «профессией убогой» — выпечкой просфор — круглых хлебцев из пшеничной муки — в дар церкви. Мать оскорбилась таким занятием сына, и вновь брань и побои посыпались на душу и тело чада.

Матушка не переставала настаивать на возвращении сына к обычной мирской жизни. Она была одной из тех самых матерей, которые «плакали по сыновьям как по мертвым», когда еще князь Владимир I велел отдавать их в учение. Здесь наглядно просматривалась борьба двух поколений: старого, языческого, представленного матерью, и нового, христианского, просвещенного книжным учением, представленного сыном.

Феодосий молча упорствовал. В 14 лет он, нарушив данное слово жить смиренно, вновь сбежал из дома и ушёл в Святые места. До Иерусалима не дошёл, был пойман, избит и возвращён матерью домой.

Тайно от матери Феодосий начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Да так, что из-за полученных при этом ран он больше не мог надевать их.

Феодосий опять ударился в бега. И вскоре он нашел достойное убежище — у отшельников во главе с Антонием, в небольших земляных пещерках на берегу Днепра в окрестностях Киева. Такие неказистые жилища затворники сооружали сами. Требований к их обитателям было немного: жить за счет своего труда и уметь стойко переносить тяготы жизни отшельника.


Место первоначального подвига Печерских иноков

Жил Феодосий по уставу — на хлебе и воде, всячески стремился услужить тамошней братии: рубил дрова, носил воду, даже вязал шерстяные носки и шапочки — и так изо дня в день. Но самое трудное начиналось с наступлением ночи. Феодосий выходил из пещеры, подставляя тело комарам и оводам. Насекомые тучами налетали на страдальца, но Феодосий мужественно терпел и, чтобы удержаться от соблазна отгонять их руками, прял волну (шерсть), напевая псалмы. Все тело его обагрялось кровью, но он не уходил в пещеру до самого утра. Зачем Феодосию надо было так истязать себя, спросит современный читатель?

Мнение историка. П.Н. Милюков : «Не надо забывать прежде всего, что сегодняшний подвижник был вчерашним членом того же самого общества, хотя, может быть, и лучшим его представителем... В большинстве случаев это была, как сам игумен Феодосий, сильная и крепкая физическая натура, привыкшая переносить все неудобства тогдашнего малокультурного быта. Физические подвиги были для такой натуры наиболее привычными. Рубить дрова, таскать их в монастырь, носить воду, плотничать, молоть муку или работать на поварне для братии значило продолжать в стенах монастыря те же занятия, к которым она привыкла в мире. Настоящие подвиги начинались тогда, когда заходила речь о лишении пищи и сна. Борьба с этими потребностями натуры — пост и бдение — считалось поэтому особенно высоким подвигом духа».

Наступил день, когда игумен монастыря Антоний велел постричь Феодосия в монахи. Заслужив уважение братии, с 1062 г. и до смерти, он был игуменом монастыря. Он возводит многие монастырские сооружения, в которые были переселены черноризцы. С этого времени монастырь стал именоваться Печерским , ибо его обитатели жили прежде в пещерах . Здесь же была возведена деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы (в последующем церковь была выстроена из камня).


Келия преподобного Феодосия Печерского в Дальних пещерах

Феодосий установил, согласно введенному им монастырскому уставу по греческому образцу, жесткий порядок. Братии стало «ни охнуть, ни вздохнуть» без его ведома: монахов строго расселил по кельям; днем и ночью проверял их наличие на местах; разговоры после молитвы запретил, на нарушителей налагал даже епитимью; ввел одинаковую одежду, не разрешал иметь собственные вещи (сжигал в печи «яко вражию часть»); сам стал носить «на теле жесткую власяницу, а поверх другую, очень поношенную, которую он надевал, чтобы не показывать людям нижней колючей власяницы; ввел для всех общую трапезу и только из тех продуктов, что сам прикажет (заставлял даже выбрасывать в реку «ненужную» пищу). Устав Печерского монастыря, а следовательно, и порядки, вводимые Феодосием, распространялись и на другие обители.

Обретши силу и влияние, Феодосий пошел в своих замыслах и действиях дальше. Он стал влиять и на мирскую жизнь, выступая против княжеских усобиц. Он боролся с князем Святославом после того, когда братья Святослав и Всеволод согнали старшего брата Изяслава с киевского престола.

В конце концов, Святослав и Феодосий помирились: религиозная и княжеская власть друг без друга существовать в те времена уже не могли. Святослав стал частым гостем в монастыре, Феодосий - в тереме князя.

Суровость Феодосия нередко наводила ужас на еще не окрепшие христианские души. Даже нашествия кочевников трактовались им как Божье наказание за грехи человеческие.

Летописный взгляд (по В.О. Ключевскому): «Летописец описывает нашествие поганых на Русскую землю, беды, какие она терпит от них. Зачем пропускает бог неверным торжествовать над христианами? Не думай, что бог любит первых больше, чем последних: нет, он попускает поганым торжествовать над нами не потому, что их любит, а потому, что нас милует и хочет сделать достойными своей милости, чтобы мы, вразумленные несчастиями, покинули путь нечестия. Поганые — это батог, которым провидение исправляет детей своих».

Совершал поступки благие Феодосий во множестве. В поучениях и на деле слыл радетелем униженных и убогих: объявил заступничество для несправедливо обиженных светской властью (известен случай, когда Феодосий повлиял на судью, чтобы защитить подвергнутую оскорблению вдову), построил для больных и увечных богадельню (благотворительное учреждение), заключенным в темницах посылал хлеб от монастыря.

А любящая мать Феодосия долго еще тешила себя надеждой вернуть сына к мирской жизни. Но тот остался непреклонен к ее мольбам. На просьбу страдающей и состарившейся матери хотя бы чаще видеться, Феодосий посоветовал ей постричься и уйти в женский монастырь — единственный шанс для их сближения. И мать последовала его совету…

Феодосий Печерский с житием в 14 клеймах, икона

Феодосию принадлежат два послания князю Изяславу Ярославичу, поучения «на разные случаи», а также молитвы «за вся крестьяны». Все они написаны просто и с большим чувством: для братии - о монашеских обетах (особенно о нестяжательстве) и обязанностях; для народа - о борьбе с язычеством; для всех - против идолопоклонства и пьянства.

Актуальность заветов отца русского монашества - на поверхности реалий Новейшего времени. Его учение, опыт борьбы за сохранение религиозных и государственных ценностей - прекрасный пример современным руководителям славянских государств и служителям Русской православной церкви. Феодосий боролся против княжеских усобиц - поступать бы сегодня так же последовательно и с Богом в душе и делах лидерам Беларуси, Украины и России для обеспечения единства между нашими братскими народами. Игумен боролся за чистоту православной религии и нравственную безупречность ее служителей - и тут есть чему поучиться нынешним пастырям православной церкви для уврачевания церковного раскола на Украине.

Как завет нам, ныне живущим и всем последующим поколениям православных людей, звучат слова Феодосия Печерского: «Нет лучше веры нашей, чистой, честной, святой; живучи в этой вере можно избавиться от грехов, сделаться причастником вечной жизни».

Преподобный Феодосий Печерский - молитвенник за Киев и все наше Отечество: Духом всегда буду с вами

27 августа Православная Церковь празднует память перенесения мощей преподобного Феодосия Печерского из пещер - в Успенский храм Киево-Печерской лавры.

О особом значении преподобного Феодосия для Православия свидетельствует тот факт, что он стал вторым святым после князей Бориса и Глеба, канонизированным в 1108 году.

Феодосий родился в древнем городке Васильев (нынешний Васильков) в 1036 году. С детства он отличался от сверстников особой религиозностью, склонностью к уединению и духовным размышлениям. В то же время Феодосий заметно тянулся к учебе, к чтению духовной литературы, которую он с упоением осваивал.

Мысли о монашеской жизни, об отречении от мира, с ранних лет не покидали молодого Феодосия. После многих жизненных испытаний и поисков, юноша добрался до Киева и стал учеником преподобного Антония Печерского. В 1058 году преподобный Никон Великий, игумен Печерской обители, постриг Феодосия в монахи.

Все годы его монашеского подвига проходили в тяжелом труде. Никогда не заботясь о свом грешном теле, он был озабочен лишь своей душой и ее спасением. Никогда не боялся и не сторонился тяжелой работы, а всегда искал ее и с удовольствием делал все за себя и за других монахов. Молился преподобный Феодосий всегда горячо и искренне. Во время Великого поста удалялся в отдельную пещеру, находясь в затворе и уединении до самой Пасхи.

За монашеские подвиги и особые добродетели братия монастыря избрала преподобного Феодосия своим игуменом в 1062 году. На этой духовной ниве он проявил себя, прежде всего, как строитель Печерской обители.

Преподобный на месте своих подвигов основал наземный монастырь, перенеся монашеские кельи с узких пещерных переходов в каменные и деревянные постройки. При его игуменстве были возведены все основные храмы и кельи обители. Кроме того, рядом с монастырем, преподобный Феодосий построил храм в честь первомученика архидиакона Стефана с помещением для больных и малообеспеченных людей.

Также преподобный отчислял десятину от доходов монастыря им на потребу. Необходимо особо отметить всепрощение, любовь и терпимость к ближним святого Феодосия. Несмотря на кротость и доброту характера, преподобный Феодосий управлял Печерской обителью твердой отцовской рукой. Он первый ввел в обители Студийский устав, что послужило примером для всех других монастырей Киевской Руси.

Преподобный Феодосий скончался через год после преподобного Антония, в 1074 году. Перед своей кончиной он собрал возле себя всю монастырскую братию, заповедав им чистое и верное служение Церкви и Богу, терпение и любовь к ближним. После смерти тело преподобного Феодосия было похоронено в его келии в Дальних пещерах.

В 1091 году игумен Иоанн с братией Печерской обители посовещались и постановили, что мощи преподобного отца Феодосия должны находиться в главном монастырском храме. Мощи преподобного решили перенести в Успенский собор.

Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследствии описал это событие. За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел Нестора в пещеру преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они наметили место, где необходимо было копать. Игумен запретил преподобному Нестору рассказывать братии о раскопках, пока мощи не будут найдены. Для помощи отец игумен позволил Нестору взять кого он захочет.

Преподобный Нестор и двое помощников-монахов от заката до рассвета копали в Дальних пещерах, однако не могли ничего найти. Они стали скорбеть и плакать, думая, что святой не благоволит их поискам. Одновременно эту мысль сменила другая - в том ли месте они ищут? И они стали копать с противоположной стороны.

Только ударили к утренней службе, как преподобный Нестор наткнулся на гробницу преподобного Феодосия. Мощи оказались нетленными, суставы не распались, только волосы присохли на голове.

Обретение мощей преподобного сопровождалось разными чудесами. Той ночью многие видели необычное яркий свет, который распространился над обителью.

Чудесное знамение в ту ночь также видел епископ Владимирский Стефан (игумен Печерской обители в 1074 - 1078 годах), который находился в Киеве в Кловском монастыре и знал о поисках мощей преподобного Феодосия.

Когда епископ Стефан увидел вночи над монастырем яркий свет, подумал, что начали перенесение мощей без него. Он, сев на коня, вместе с Климентом, игуменом Кловской обители, направился к пещере преподобного. Когда они приближались к пещере, увидели над ней множество ярких свечей, однако подъехав совсем близко ничего похожего не обнаружили.

На следующий день мощи торжественно были перенесены в Успенский собор, где были положены в специально приготовленном месте, справа.

В 1108 году по просьбе игумена Феоктиста митрополит Киевский Никифор постановил на Соборе вписать Феодосия в Синодик во всех епархиях. Это означало, что с этого момента начали отмечать не только блаженную кончину преподобного Феодосия, но и перенесение его нетленных мощей.

Впоследствии на пожертвования князей для мощей была сделана драгоценная рака из серебра. В 1240 году, во время нашествия монголо-татар, эта рака вместе с другими священными реликвиями была спрятана братией монастыря под спудом Успенского собора, где она и до сих пор находится.

Преподобный Феодосий и после своей смерти не оставляет свою духовную опеку над Печерской лаврой, Киевом и всем нашим Отечеством, потому что как говорил сам святой: «Телом отхожу от вас, но духом всегда буду с вами».

Архимандрит Дамиан (Радзиховский), блюститель Дальних пещер Киево-Печерской лавры.

ПЕРЕНЕСЕНИЕ МОЩЕЙ ФЕОДОСИЯ ПЕЧЕРСКОГО

В восемнадцатый год после блаженной кончины преподобного Феодосия (+1074; память 3/16 мая) по воле Божией совершилось перенесение его нетлен ных мощей из пещеры в лаврскую церковь. В 1091 году братия святой, великой и чудотворной Печерской лавры, собравшись вместе со своим игуменом Иоанном, единодушно решили раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. «Следует нам, братия, - говорили они, - всегда иметь перед глазами нашими честную раку наше го отца и всегда приносить ему достойное поклонение. Неудобно ему пребывать в другом месте кроме монасты ря и своей церкви, потому что он основал ее и собрал иночествующих». Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследст вии описал их обретение .

За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они опреде лили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. Сам блаженный Нестор о себе так свидетельствует: «Глубоким вечером я взял с собою двух братьев, мужей чудной жизни - более же никто не знал. Когда пришли
в пещеру, то, сотворив молитву с поклонением, приступили немедля с пением псаломских песен к делу. Копать начал я; после продолжительного труда я вручил заступ друго му брату. Так копали до полуночи и не могли обрести мощей святого. Тогда мы начали скорбеть и плакать; сначала думали, что свя­той не благоволит нам явить себя, эту мысль сменила другая: не копаем ли мы в другой стороне. И затем стали копать с другой стороны. Наступало утро, ударили в колокол к заутрени, а мы все, не переставая, копали. Вдруг чувствую, что достиг гроба; великий страх напал на меня и я начал восклицать: “Господи, помилуй меня ради преподобного Феодосия”. Сейчас же послал к игумену сказать: “Прииди, отче, изнести честныя мощи преподобнаго”. Когда пришел игумен, я еще прокопал землю и мы увидели святые мощи, нетленно почивающие. Все составы были целы, лицо светло, очи закрыты, уста сомкнуты, головные волосы прилипли ко главе. Возложив мощи на одр, мы вынесли их из пещеры. Открытие святых мощей преподобного Феодосия было ознаменовано дивными знамениями и чудесами. Ночью, когда раскапывали могилу преподоб ного, многие видели необычайный лучезарный свет над пещерой Феодосия, расп­ространявшийся над Великой лаврской церковью, куда были перенесены его святые мощи».

Чудесное знамение видел в эту ночь епископ Владимирский Стефан, который в 1074-1078 гг. был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей препо доб ного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой боль шое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над нею множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего.

В эту ночь в монастыре Печерском бодрствовали два брата, сторожа, когда игумен тайно с неизвестным им братом перенес честные мощи преподобного; и смотрели они прилежно по направлению к пещере. Когда ударили к утрене в церковное било, они заметили, что три столпа в виде как бы светозарных дуг, постояв над пещерой преподобного Феодосия, переместились на верх Великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие из иноков, идущих к утрене в церковь; видели и в самом городе многие из благочестивых граждан.

14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы - Переяславский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множеством православных мирян. Четные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители.
Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень дерева. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия, он был расположен так, что пень оказался на месте пре стола.

От гробницы отца нашего преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к его святым мощам. И через 18 лет по перенесении честных мощей преподобный Феодосий Печерского Собором Русской Церкви был причислен к лику святых и память его торжественно празднуется с того времени всей Православной Церковью. «Радуйся, отче Феодосие, - поет она,- наша похвала и велелепие! Лавра твоя хвалится тобою и до окраин вселенной славно имя твое».

По материалам сайта vosvera.ru

Святая Успенская Киево-Печерская Лавра

Преподобный Феодосий Печерский