Похоронно-поминальные традиции старообрядцев часовен¬ного согласия сел Жуково и Белоногово. Комментарии к проекту документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века Что одевают покойнику на голову у староверов




мы решили привести несколько важных мыслей о правилах и практике моления в РПСЦ за тех, кто находится в Церкви и вне ее ограды.

Молитва всему голова

Благочестивая традиция заказывать молебны по тому или иному поводу испокон веков присуща православным христианам, однако в последнее время на Рогожском такие дополнительные службы случаются не так часто, как раньше.

Несмотря на то, что богослужение добавляет еще около полутора часов к и без того долгой воскресной службе, всегда находится немало желающих присоединиться и написать записки о здравии (молебнов за упокой не бывает).

Возглавляет молебны сам владыка Корнилий, причем часто является и их организатором. Например, во время постов, особенно Великого, он объявляет молебны почти каждое воскресенье.

Великопостный , организованный по инициативе Митрополита Корнилия

Помимо мирских забот самым большим недостатком сложившейся практики в Москве является отсутствие информации о таких молебнах заранее. Самые активные прихожане слышат о планах посредством сарафанного радио утром, а некоторые – уже после проповеди владыки. Какому святому и по какому поводу состоится богослужение – обычно сразу обрастает взаимоисключающими версиями… В итоге далеко не все присутствующие на Литургии знают, что сразу после службы представится хорошая возможность сугубо помолиться за свою родню, а значит – не стоит спешить уходить из храма.


Проповедь Митрополита Корнилия после молебна с пожеланием усерднее молиться о мире на Земле

Преподобныи отче Паисие Великий, моли Бога о нас!

В данном случае повод задержаться оказался очень серьезный: был заказан молебен преподобному Паисию Великому , который имеет от Бога благодать облегчать загробную участь православных христиан, умерших без покаяния. Ему же особо молятся и за тех, кто был крещен в православной вере, но по тем или иным причинам удаляется от посещения богослужений и исповеди.


Большой образ преподобного Паисия Великого украшает свод северного фасада

Молитесь о вразумлении прогульщиков

Беглый опрос присутствовавших в храме показал, что люди хорошо знают о всевозможных запретах и ограничениях в отношении лиц, которых мы вправе указать в записках о здравии и за упокой, однако далеко не все помнят о своих «правах». Напоминаем теперь и читателям «Старообрядческой мысли»: в Церкви существует законный способ молитвы и за тех, кто не ходит в храм.

Совет Митрополии РПСЦ, состоявшийся 4-5 февраля 2015 года, напомнил в своем постановлении о древней святоотеческой практике, согласно которой старообрядцам не возбраняется совершать молебны о здравии в том числе инославных и отлученных. Помимо домашней молитвы для этого предназначены заказные молебны.

О церковной молитве за инославных и отлученных

8.1. Не возбранять священнослужителям совершать молебны о здравии инославных и отлученных, руководствуясь наставлением апостола Павла: «Прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 1–4); а также толкованием святаго Иоанна Златоустаго: «Не бойся молиться за язычников; и Он (Бог) этого хочет. Бойся только проклинать других. Потому что этого Он не хочет. А если надобно молиться о язычниках, то очевидно и об еретиках, потому что обо всех людях надобно молиться, а не преследовать их» (Творение св. Иоанна Златоуста. Толкование на 1 послание к Тимофею апостола Павла. Беседа 6, том 11, стр. 659).

Материал по теме

Илюстрированная информация о Рогожской слободе и всех заведениях, что находятся на её территории.

Избранные материалы:

Подборка материалов по теме взаимоотношения религиозного и светского восприятия мира, в том числе рубрики « », « », материалы « » , информация , а также


За последнее время большое число наших соотечественников стало все больше интересоваться вопросами ЗОЖ, а также выживания в непривычных, приближенных к экстремальным, условиях. Объединяет их все одно – желание научиться жить гармонично с природой, при этом духовно совершенствоваться. Именно по этой причине многие обращаются за помощью к опыту предков, который не теряет своей актуальности на протяжении многих тысяч лет.

Мы говорим о староверах. Кто это? Люди, которые не только заселили тысячи лет назад современные земли РФ, но и принесли язык, веру. Опыт староверов без зазрения совести можно назвать уникальным. Эти люди смогли сохранить свою культуру и веру, несмотря на самые сложные испытания природных условий, политических наплывов.

К сожалению, о староверах не много известно фактов. Кто-то заявляет, что это простые люди, не имеющие даже примитивное образование, а главная их цель – придерживаться старых способов ведения хозяйства. Другие же уверяют, что это язычники, которые до сих пор поклоняются богам Древнего мира. Предлагаем узнать, кто же такие староверы, и какие обряды они используют.

Особенности староверов

Староверы имеют массу обрядов. Осветить их все в одной статье не является возможным. Отметим только самые основные аспекты.

Староверы признают одну единственную веру – своих предков. Сохранить эту веру они пытаются сохранить на протяжении многих тысяч лет, прикладывая массу сил. Осеняет себя старовер крестным знамением в 2 перста. Во время богослужения староверы на груди в виде креста складывают руки, делая земные поклоны. Все действия во время обряда должны быть выполнены всеми участниками синхронно.

Главная особенность веры староверов – восьмиконечный крест. На службу принято надевать наряд, выполненный в старорусском стиле. Нательный крест старовера не имеет распятия.

Замечено, что истинный старовер отрешен от окружающего его мира, а все мирское – нечисть, по его мнению.

Обряды староверов имеют массу особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

Традиция жизни и быта староверов регламентирована в соответствии с книгами. Некоторые из традиций передаются старшим поколением к младшим. В семьях мужчины имеют неоспоримую власть. Женщины покоряются и подчиняются мужчинам. Жена только рожает и ведет хозяйство, воспитывает ребенка, муж – добытчик.

Главный грех старовера – брить бороду, сквернословить, курить!

Наряд старовера в возрасте – кафтан, в то время, как парни и мальчики носят косоворотки. Женщины и девушки носят сарафаны, при этом исключено использование косметики, голова должна быть покрыта платком. Чтобы украсить волосы используют плетение из разных ленточек.

Как правило, семья у старовера большая. Воспитание детей заключается в почитании веры и родителей, с малых лет ребят приучают к труду. Пост и молитвы ребенок соблюдают с 7 лет. Дети осваивают письмо и чтение, учат старославянский язык, который позволяет им читать старинные книги.

В жизни старовера есть несколько особых систем оберегов, которые обезопасить способны их на Страшном суде, поддерживают здоровье. Основные материальные обереги – посуда, четки, книги, крест, лестовка. А вот словесные обереги – имя и молитва. Пост распознается староверами, как подчинение тела его душе.

Главная особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда.

Обряд крещения староверов

Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.

Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.

На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. Главная особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.

Обряд погребения староверов

Если же случалась смерть человека, то его, не медля, ни минуты мыли. Эта процедура характеризовала процесс очищения от грехов. Обмыть нужно было достаточно быстро.

В это время читалась молитва, которая способствовала оберегу покойного от нечисти. Хоронили человека в специальном гробу – колоде, вычесанном из большой колоды. Некоторые гробы были изготовлены еще при жизни человека.

Заговоры староверов на успешное и богатое существование

Выполнять обряд стоит при учете фазы растущей луны, ровно в 12 часов ночи. На стол нужно положить Библию и молитвенник. Обязательно зажгите свечу (коричневого цвета, купить которую нужно в церкви). Скажите слова заговора:

«Я твой раб Господний, имя. У меня есть три листа к Иисусу Христу. Один из них написан рукой Марка, второй – Никитой-мученником, а еще один — Марией Богородицей. В этих трех листах надписи, который горят пламенем, мне, имя, дарят роскошь и богатство. Аминь».

После того, как вы прочитаете эти ритуальные слова, нужно открыть Библию. Страница должна быть выбрана наугад. Прочитайте первых восемь строк. После возьмите молитвослов и прочитайте молитву. После задуйте свечу, и положите ее к иконам. Со стола уберите книги.

Приведем еще один эффективный обряд для привлечения денег. Нужно выполнять его с утра на заре. Для начала нужно на листе написать сумму денег, которая нужна будет для достижения имеющихся целей у заговаривающего. Сумма должна быть подкреплена надписью, для чего она требуется. Затем нужно помять бумагу и сжечь ее. Пепел закапайте во дворе под деревом, которое вам приглянулось больше всего. При этом стоит говорить такие слова:

«Дева Мария, прошу помилования меня, раба с многими грехами твоего, имя. Прошу помощи для исполнения моих целей, воплощения моей задумки, о чем мы с тобой вдвоем только знаем. Наше слово – настоящий крепкий узел, развязать его не сможет никто. Аминь».

За последние годы очень возросла и укрепилась у народов мода на здоровый образ жизни. Все больше людей в мире, в России, в том числе, стараются жить правильно. А кому-то приходится и выживать в непривычных для них условиях, буквально экстремальных. Объединяет всех людей одно — стремление жить хорошо в любых сложившихся условиях, старание соединиться с природой, стать духовно более развитым человеком. Многие народы обращаются к помощи своих предков. До наших дней некоторые обряды и ритуалы дошли практически без изменений. Опыт предыдущих поколений остается актуальным и по сей день.

Мы поговорим о староверах. Кто эти люди, чем они были особенны, что можно почерпнуть у них? Читайте статью дальше. Староверы не только жили на русской земле в Древние Времена, они принесли многое нашей культуре, традициям, несли свою веру, имели свои принципы и идеалы.

Опыт, который пришел к нашему поколению от староверов, можно назвать действительно уникальным и очень важным, нужным. Несмотря на все сложности, трудности староверы смогли выжить. Они старались вести нормальный образ жизни, ни в чем не нуждаться (насколько это было возможно). Их испытывали на прочность, как природные условия, катаклизмы, так и войны, политические неурядицы. Проблемы существовали во все времена. Но от самого человека, как он к ним относится, все воспринимает, тоже многое зависит.

Очень жаль, что о староверах сохранилось не так много фактов и информации. Многое со временем потерялось. Некоторые ученые (да и обычные люди) полагают, что староверы — это слабые люди, которые ни к чему не стремились, а только пытались приспособиться к обстоятельствам, выжить в данных им условиях. Другие же считают, что староверы многое внесли в историю русской культуры. Они поклонялись древним богам, все делали верно, несли позитивное в массы, настраивали народ на хороший лад. Так кто же такие староверы, какими обрядами и ритуалами они пользовались? Что дошло до наших дней, и как это можно применять людям сейчас?

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом. Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе.

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Чем еще отличались староверы

Староверы не имели права бриться, поэтому они все ходили с бородами. Не курили, не ругались. Никакого сквернословия от старовера услышать нельзя! Мальчики носили косоворотки, а уже зрелые мужчины — кафтаны. Женщины у староверов должны быть одеты в сарафан, платок на голове обязателен. И никакой косметики! В волосы заплетали ленточки разных цветов, это и было украшение. Никаких резинок, бантов и прочих атрибутов.

Семьи у староверов были большими, детей было много. Их с ранних лет приучали к физическому труду, обязывали слушаться и почитать родителей. Все дети уважали старших, не имели права ослушания. Достигнув семилетнего возраста, ребенок уже ходил в церковь, держал пост, стоял службы. Это считалось обязательным. В каждой семье так принято. Дети изучали письмо, учились читать, старославянский язык было учить обязательно.

Многие (да почти все) староверы использовали в повседневной жизни обереги и талисманы. К ним относились: крест, посуда (определенная), четки, лестовка, книги. Молитва и имя тоже считались оберегами, только словесными. Пост держали все. Считалось, что именно он помогает соединиться телу и душе. Обязательно староверы ограждали себя от ненужных людей, посторонних, порой злых. В современной жизни, конечно, это сделать очень трудно, даже невозможно. Ведь каждый день, по разным причинам, приходится знакомиться и общаться с совершенно различными людьми. Уединиться сложно, отойти от общества — вообще невозможно.

Как староверы проходили обряд крещения

Крещение — великий святой обряд. Он подразумевает погружение человека в воду, причем третий раз должен быть полным (полностью погрузить тело в воду). К обряду крещения готовились тщательно, заранее. На младенце бы пояс и крест. Другой одежды быть не должно. Крест оберегал от сглаза, порчи, защищал от злых людей, нечистой силы. Снимать его в течение жизни было нельзя.

Надевать на ребенка крест имели право родители, или бабка, которая принимала роды. Обряд крещения начинался уже тогда, когда на младенце надет крест. Тот, кто это сделал, считался крестным отцом или матерью данного чада.

Все восемь дней после обряда крещения ребенка (человека) мыться было нельзя. Нужно, чтобы тело «приняло этот обряд», ничего не смывать с себя. Имя выбирали тщательно, опираясь на святки. Просто так никого не называли. Обязательно смотрели, праздник какого Святого ближе ко дню рождения младенца. Девочек называли за неделю до или после рождения, опираясь на святцы. А мальчиков уже после крещения (по тому же принципу).

Погребение староверов

Этот обряд тоже очень важен. Ведь человек отходит в мир иной. Сразу после смерти тело должны быть обмыто, нельзя медлить ни минуты. Сделать это нужно было быстро, очистить тело от грехов земных. Гробы изготавливали специальные. В «последний путь» обязательно провожали православной молитвой.

ИЗУЧЕНИЕ СТАРООБРЯДЧЕСКОГО КУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА В МОЛДОВЕ

Особенности похоронно-поминального обряда

Помни кончину твою и во веки не согрешишь…
Уготовь к исходу дела свои
(Сир. 7, 39)

Старообрядцы веруют, что в день всеобщего воскресения умершие, оживши, обретут свои тела уже в новом качестве – неподверженными тлению и разрушению. Все предстанут суду Божию имея лишь одну печать своих прижизненных дел. Старообрядческое погребение во всех своих обрядах выражает то, во что они верят и чего ожидают по смерти.
Во время похорон умерший полагается лицом на восток, в знак своей веры в Воскресение Христово и как бы в ожидании всеобщего восстания мертвых. Над могилой, в ногах покойного, поставляется символ спасения – Честный и Животворящий Крест.
Обрядово-ритуальная культура в основном обслуживает три основные переходные моменты в жизни каждого члена старообрядческого прихода: (рождение \свадьба \смерть, погребение и переход в иной мир). Среди родильно-крестильных, свадебных и похоронно-поминальных обрядов, последние – наиболее консервативные ритуалы в любой культуре. Он в своей структуре, в своей последовательности отражает и сохраняет в себе особенности религиозно-мифологических представлений и смерти, о загробной жизни. Его особенности сохраняются на протяжении тысячелетий и в них можно выявить элементы ритуалов, существовавших ещё в дохристианской архаике. Несмотря на воздействие христианских влияний, основная структура погребального обряда в целом не изменилась.
В старообрядческих общинах за строгим соблюдением погребального обряда следят «молящие» и читалки.
Во время похоронно-поминального обряда исполняются: молитвы (заупокойные, поминальные), благословения (на омовение и обряжение; на поминальную трапезу; на чтение молитв после поминальной трапезы); читаются Псалтыри (во утешение живых скорбящих родственников); Трисвятое (или плачи-причитания от имени усопшего, но без упоминания имени покойника)…
Среди погребальных служений особо выделяются Панихиды и заупокойные Литии. Панихида (всеночный) – общая продолжительная молитва (со свечой и окуриванием ладаном) об умерших для поддержки отошедшей души усопшего, который должен предстоять Господу. Она совершается (в доме, в Храме \на могиле). Лития – усиленное народное моление, заключительная часть Панихиды.
Как и любой обряд перехода, похоронно-поминальный обряд содержит как ритуалы (очистительные, охранительные), совершаемые в двух различных мирах, так и ритуалы самого перехода. Общая структура обряда перехода трехчастна и включает: (отчуждение \смерть \ возрождение).
В некоторых старообрядческих согласиях (беспоповцы) в похоронно-поминальной обрядности, которую исполняется под наблюдением наставников, в основном выделяют (обмывание и обряжение, отпевание, погребение, поминовение). Считается, что строгое соблюдение этих ритуалов обеспечивает благополучный переход души умершего к предкам и дальнейшее его покровительство роду. С другой стороны они являлись оберегом для участников ритуала от негативного воздействия смерти.
Во многом общая структура похоронно-поминальных обрядов у старообрядцев всех согласий похожа. Так, исследователи подчеркивают устойчивость на протяжении всего ХХ века похоронно-обрядового голошения (плачи с приговорами как при прощании в доме, так и у могилы) у старообрядцев. Но если раньше первые три дня молились непрерывно, отмечали третины, девятины, полусорочины, сорочины, полугодины, годины, то теперь число поминок сократилось.
В общей структуре обряда выделяются три основные части (приуготовление \похоронная процессия \погребение и поминовение). Эта структура характерная для всех индоевропейских обрядов такого рода, в том числе и для сформировавшегося на смену древним ритуалам православного ритуала похорон. Она включает три основные группы ритуалов: (до смерти, во время смерти, до похорон \похороны \погребение, после погребения, поминания)…
Особенностями похоронного обряда у старообрядцев занимались многие исследователи, в том числе и В.Степанов, Н.И.Сазонова, П.Любич В некоторых сообщениях (С.Батуев, С.Михайлов, Игумен Кирилл (Сахаров), рассказывается об особом институте читалок (молящих), которые строго соблюдают проведение погребальных ритуалов, а также описывается и сама структура похоронно-поминального обряда. В них выделялись 6 основных ритуалов: 1) действия перед и во время исхода; 2) омовение, обряжение покойника и положение его в гроб; 3) сбор общины, вынос из дома и похоронная процессия; 4) отпевание (в церкви); 5) погребение; 6) поминки.
В целом, чин и метафизика (система мифологических и религиозных представлений) обряда должны подготовить душу умершего (очистить душу, обеспечить безопасное перемещение к месту перехода, помочь во время долгого пути в самом иномирье) к путешествию из этого мира (дом, Храм, город) в мир иной.
Умерших девушек одевади невестами: если до брака, то с фатой, а уже замужних – в свадебном платье. Т.о. похоронно-погребальный ритуал во многом сохранял структуру свадебного ритуала.

Приуготовление:

У старообрядцев наиболее благоприятным моментом (благодатью небесной) для «исхода» считается смерть на Пасху.
Приуготовление включает: подготовка тела к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба.
Приуготовление начинается задолго до исхода приготовлением свежего белья и погребальной изготовленной вручную одежды (льняной или холщовый сряд): рубаха-вошивку (сарафан), штаны (чулки), саван с капюшоном, пояска, суконных тапочек без каблуков, кепки-самшуры (два платка). Холсты, из которых шили одежду, тщательно прополаскивали в проточной речной воде. Иногда эту одежду (ворот, рукава, подол) украшали простым красным орнаментом. Во время шитья одежды концы ниток не завязывались.
Далее, приуготовляют венчик с тремя крестами (символ Св. Троицы), Писание, подручник, свечи, восьмичастный крест (из можжевельника) и лестовки, гроб (колода, домовина, гроб без использования железных гвоздей), ленточки для повивания тела, кичку, половик, подстилка и покрышка (или пелена в 3-4 метра), гайтаны (холщовые косички с крестиками на уши).
Затем идет очищение через соборование и пост, исповедь и «Разрешительная молитва», которая заканчивалась наложением епитимии. Это ритуал во здравие тела и прощения грехов. После исповеди умирающий прощался с родственниками, отписывал имущество наследникам, раздавал долги и извинялся перед теми, кого обидел: «Тебя Бог простит, а ты меня прости», а в ответ «Ты перед Богом предстанешь, помолись за меня грешного»… В идеале, завершалось всё соборованием 3 священниками (у новообрядцев ещё и причащением) и беседами с духовником...
Основная структура приуготовления к исходу содержит: (покаяние, исповедание грехов, причастие).
В момент исхода умирающего помещают в «красный угол» (место соединения, связи этого и «иного» миров) дома. Сам исход предваряется молитвой – «Каноном молебный на исход души» (отходной молитвой). Этот Канон покаяния, мольбы о милости, надежды читается священником или мирянами. Возжиганием огня (4 свечи на гробе, свеча на столе в стакане, лампада перед иконой), каждением ладаном и пением псалмов отгоняют нечистую силу, облегчают приход Ангела и исход души. По исходу души читается «Последование по исходе души», занавешиваются зеркала в доме усопшего, окна по обе стороны от божницы, останавливают часы, тушат печь.
Очищение. Сразу после смерти, возжигаются новые свечи, звонят колокола. Через 2 часа после смерти тело обмывается (начиная с головы и завершая обмыванием ног) святой водой (освященной на Крещение) в специальном тазе, троекратно, с пением охранительной молитвы «Святыи Боже, Святыи Крепкий, Святыи Безсмертныи, помилуй нас.», обтирается (сначала лицо, голову, груди и пр.), затем облачается в новые одежды и укладывается на лавке (или в гроб) ногами к иконам (чтобы душа усопшего видела огонь лампады перед иконой). Огонь, зажжённый в месте исхода, должен гореть 40 дней.
Обмывальщиками (не родственники) обычно назначают 3-х самых старых вдовца (вдовиц) из благочестивых (уже не «ведающих греха») прихожан (один обмывает, другой держит посуду с водой, третий держит тело): это связано с тем, что они олицетворяют «мир предков», с которыми вскоре (с 10 по 40 день) встретится умерший. Во время обмывания читалась охранительная (от нечистой силы) молитва «Святый Боже, …». Обмывались по три раза основные части тела и суставы движениями сверху вниз.
Для обмывания использовались специальные: глиняный сосуд со святой водой (или с мылом), ложечка, тряпки (губка), гребень. После обмывания тела вода называлась «мертвой» и от неё избавлялись… Сосуд разбивался в тайном месте. Волосы расчесывали специальным гребешком, который затем клали в гроб при погребении.
Места, где прятались (или сжигались) предметы очищения мертвеца, мокрая простынь, его старая одежда, назывались «страшными» (чёртовыми, запретными», а сами предметы (если их не успевали спрятать) использовались «колдунами» при наведении порчи на родственников, в магических ритуалах…
Гроб также приуготовляется: совершается троекратное каждение, устилается березовыми листьями и чабрецом «богородской травой» (или соломой), сверху них белая простыня и подушка набитая листьями и чабрецом (соломой).
Одни участники погребального ритуала собирают воду, старую одежду, свечи и уносятся из дома в тазе и зарываются в тайном для всех месте. Обмывальщикам дарят мыло, полотенце и новую нижнюю рубашку.
Перед положением во гроб читается Лития. Затем участники ритуала укладывают (полагают) с пением Ангельской песни переодетое тело и обернутое белым саваном (покров Христа, символ того, что усопший находится под покровительством Христа и Церкви) с капюшоном (открытое лицо и грудь) в гроб (или на лавку), устланный полотенцем, рядом с покойником укладываются гребешок, рушник, иконка, крестик с гайданом, венчик (символ победы на жизненном поле брани) на лоб и кепка для мужчины рядом с головой.
Надевая поясок, его не завязывали. Саван также иногда перевязывали в трех местах: грудь, живот, колени.
Отметим, что омовение теплой водой тела покойника тремя обмывальщиками, облачение в белые одежды, чтение Псалмов, поминальной молитвы – это отголосок ветхозаветной старины.
На грудь поверх савана кладут (ставят) икону Божьей матери (или св. Николы Чудотворца). В левую руку покойника вкладывают лестовку (четки). На неё кладут правую руку с двуперстием. Иногда кладут и «рукописание» (отпускную молитву). Одевают в две одежды: бельё (у женщин это бельё и сарафан, у мужчин – рубаха, портки) и саван, который трижды крестообразно связывали лентой. Устарообрядцев саван изготовляли сразу после смерти, сшивая лёгким швом. На ногах – белые носки и кожаные (тряпичные) тапочки. На голову женщин надевается повойник и сверху платок. Третьим защитным слоем выступает подстилка (снизу, на дне гроба) и покрышка (поверх савана). Таким образом, и в одевании покойника чётко прослеживается трехслойная структура.
Под сам гроб также кладут половик, а возле ног ставиться принесенный из Храма крест, домашний крест, подсвечник из церкви, поднос для приношений, тарелка с зерном (мукой). Из Храма приносили также хоругви, подсвечник. Священник служил молебен, всю ночь поддерживая огонь в свечах.
Всё время распевной погласицей читается Псалтырь (и духовные стихи). Раньше Псалтырь читался поочередно несколькими чтецами все три дня (от исхода до утра дня похорон). Теперь зачастую ограничиваются трехразовым чтением Псалтыря. Как писал св. Иоанн Златоуст, непрерывное чтение Псалтыри заменяет архаические причитания и душераздирающие голошения над покойником.
Третья группа помощников изготовляла 80 калачей для подарков, готовили угощения для трапезы…
Приходящие родственники прощаются с покойником и просят у него прощение следующим образом: положив три простых поклона и крестное знамение перед иконой, обходили гроб «посолонь», доходили справа до лица покойного со словами: «Прости меня Христа ради и благослови. Тебя Бог простит и благословит» и, повернувшись к иконам, делали ещё два крестных знамения и поясных поклонов. Потом, поцеловав крест на груди покойного и венец на лбу (родственники), отходили на свою сторону в помещении (мужчины на правую половину, женщины – на левую). Иногда троекратными взмахами платка над головой покойника «утирали слёзы» ему.
Отпеванием усопшего, чином самих похорон занимается старший помощник священника.
Вечером, перед первой панихидой, родственники трапезничают возле гроба с покойником – последняя совместная с покойником трапеза – и первая поминальная…
Если тело переносится в храм, то это совершается как раз после этого, что бы на ночь тело было в храме (или в звоннице). Зачастую в церковь для отпевания несут во время самой процессии.
Непременными элементами этой части обряда считаются: ночное бдение возле покойника, зажигание свечи в месте смерти, приглашение родственников проститься с покойником. С другой стороны, поскольку старообрядцы должны были ложиться спать с крестом и пояском, то и во время приуготовления покойного, его тоже должны были препоясывать и надевать на него крест.

Похоронная процессия

Похоронная процессия включает: сбор общины и родственников, вынос тела, отпевание в церкви, процессия на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба в могилу, возвращение в дом умершего.

Первая панихида читается вечером перед погребением.
Утром, в день погребения, перед собором общины читается вторая панихида,
Тогда же (или накануне вечером) отправляют команду (друзья умершего) для рытья могилы (глубиной до плеч: чтобы душа усопшего и воскресшее тело по второму пришествию могла выбраться из могилы). Копальщикам (копачам) за рытьё давали рубашку, материал, полотенце.
В старину тело лежало на лавке, а в гроб тело клали только перед выносом из дома.
За два часа до выноса гроба возжигаются от одного огня посолонь 4 свечи: (у темени, у сердца, у ног, у правой груди) и поют Трисвятое (Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас!).
Перед выносом тела на столе, где лежал покойник и стоял гроб, обязательно оставляли на 40 дней (калачи, колево, воду и свечи)… За полчаса до выноса тела в комнате остаются только родные – для последнего разговора и прощания с покойным…
Формирование процессии начинается после второй панихиды и с выноса гроба из дома. Погребение должно было осуществиться до полудня, до макушки дня.
Перед выносом покойника (если он лежал на лавке) его кладут в гроб. Гроб окуривают с четырех сторон, читая при этом молитву Трисвятое. Читается третья Панихида. После этого окуривают четыре угла дома и двери, выносят крест, делают с крышкой гроба в помещении предварительный круг по ходу солнца и выносят его. Потом, то же самое совершают с гробом (также совершив круг по ходу солнца) ногами вперёд.
В средние века во время выноса гроба полагалось громко причитать…
Сразу после выноса тела (гроба) дом окуривается дымом ладана и в нем моется пол.
Гроб во дворе ставят на табуретки (в редких случаях просто ставят на шесты (носилки) на земле, предварительно подстелив листья берёзы (солому), накрыв их половиком). Здесь совершается первая заупокойная Лития. Это момент прощания покойника с домом. Совершается отпевание (читается из Псалтыря Канон «За единоумершего»). Затем все близкие и родственники поочередно троекратным поклоном, перекрестием и целованием (образок Спаса \образок Богородицы с младенцем \венчик на лбу покойника) прощаются с покойным.
В некоторых согласиях именно после этого последнего прощания священник вкладывает в правую руку покойника прощальную грамоту с именами покойника и священника.
Под погребальный звон (перебор) гроб в сопровождении процессии направляется к кладбищу. Процессия, сопровождающая гроб к месту погребения, при всех локальных особенностях, в целом также подчинена определенному закону.
Перед гробом впереди процессии шли дети и разбрасывали еловые ветки (цветы). Затем выносятся храмовый и домашний кресты, затем кутья и хоругви. За ними шёл человек, несший икону, обрамленную рушником (иногда рядом с ней несли освященную кутью). Следом идут певчие (иногда певчие идут сразу за гробом). Затем следует священники (свеча в левой, крест в правой руке) и дьякон с кадилом. Затем двое несут крышку гроба (со Св. Крестом на ней), а шесть мужчин (не родственники!) на полотенцах (или на трёх шестах, или на носилках) несут гроб с покойником ногами вперёд. За ними следуют близкие родственники со свечами (или факелами: донести присмертный огонь до места погребения) и по старшинству, затем дальние родственники, псаломщики, друзья, соседи и гости.
У старообрядцев-поповцев во время процессии к храму торжественно поется заупокойная молитва «Святый Боже,…», которая заменяет причитания и голошения архаических времен. В отдельных местностях идут молча и певчие поют только во время остановок процессии на перекрёстках улиц. У старообрядцев (в отличие от новообрядцев) перед иконой (крестом) несут ещё и зажженную от посмертного огня свечу. Если путь длинный, то делается три остановки (последняя у храма), на каждой из которых делают каждение гроба (охранительно-очистительный ритуал) и поётся ектения. В некоторых согласиях приглашаются плакальщицы, которые идут по бокам процессии и впереди неё (их главная задачи – охранительная, отогнать плачем, голошением и возгласами нечистых от процессии). С другой стороны, в своих причитаниях\плачах они создавали положительный образ усопшего и положительную легенду о его жизни.
Во время шествия, процессия несколько раз останавливается (особенно возле мест, где покойный часто бывал) и во время остановок пелись псалмы и одаривали (калачами, кружками с водой или вином, полотенцами) участников церемонии и встреченные гости. Обычно останавливаются 3 раза: на середине села (или у Храма), на выходе из села (здесь совершается вторая заупокойная Лития), у могилы на кладбище (вход в город мертвых). Во время процессии поётся Трисвятое и помощники одаривают первых встречных калачами и платками. Во время остановок священник с кадилом возглашает сугубую ектинию, призывая помолиться о покое и оставлении грехов умершего. После его возгласа Яко ты еси воскресение… поют Аминь, гроб поднимают и несут дальше с пением Трисвятого.
Если гроб сначала приносят в храм (обычно до Божественной Литургии – для соучастия умершего в общей молитве, в соединении живых и почивших), то его ставят посреди церкви и сразу возжигается 4 светильника.
Погребение

Наиболее архаичный элемент погребального обряда – похороны царя (вождя) на сороковой день после смерти. Все сорок дней по всей стране в церквах служили панихиды и угощались кутьей.
Похоронная процессия возглавлялась патриархом (и высшим духовенством), затем шли царские сановники, затем бояре и военные, затем царская семья и завершали процессию боярыни. Затем несли гроб, за которым шло войско, посадские и народ. Родственники одевались в синее или чёрное.
День погребения царя (сорочины, очистительный день, день снятия траура) был и днем поминовения. Панихида по усопшему и трапеза совершались как в доме усопшего, так и на могиле. На могиле ставили голубец, прикрытый рогожей (отсюда и Рогожское кладбище в Москве?), в него помещали образок, возле которого монах читал псалтырь.
Погребение обычного старообрядца как в давние времена, так и теперь сопровождается пением псалмов, молитвами, троекратным каждением могилы и гроба. Яма окропляется опаусом. Гроб ставится на табуретки (на шесты) параллельно яме. Гроб окуривают дымом ладана с четырех сторон. Читается Трисвятое. Родственники снова троекратно прощаются с покойником под причитания плакальщиц.
Затем гроб ставится на шесты прямо над ямой.
Из правой руки усопшего забирается крест (святой крест нельзя хоронить) и вместо него вкладывается отпустительная грамота. В могилу стелется половик.
В это время с груди покойного снимают литой образ, развязывают ноги и руки, убирают носовой платок от лица умершего, крапиву, яйца и все это бросают на дно могильной ямы. Лицо покойного прикрывают саваном и покрывалом. Священник, встав с правой стороны гроба, читает псалом 23 «Кто взыдет на гору Господню, или кто станет на месте святем Его?..» и окропляет покойника елеем (остатком от соборования или из семисвечника) в виде восьмиконечного креста и сверху гроба кладут крышку гроба. У некоторых старообрядцев крышку гроба перевязывают лыковыми верёвками (а не забивают гвоздями)…
Гроб ставится ногами и лицом к востоку (полуденное солнце справа от покойника: символизирует уход усопшего от запада жизни к востоку вечности)…
Читают разрешительную молитву. Гроб опускают в могильную яму на полотенцах. Один из отрезов привязывают на крест или на стоящее рядом дерево. На гроб в яме бросают мелкие медные монеты. Затем Священник со словами «Вся от земли и вся в землю посылаеши, Господи…» и родственники крестообразно сыплют по щепотке земли на гроб.
В некоторых местностях этот элемент ритуала погребения на третий день идёт по иному чину: священник (сын) читает поминальную молитву (или Литию). Священник (или наставник) лопатой бросает землю на изголовье гроба, к ногам и по обеим сторонам, читая при этом молитву «Вся от земля…».
После этого могильная яма засыпается, в ногах ставится домашний восьмиконечный деревянный крест с крышей (голубец), делается насыпь. На могильный холм обязательно кладут камень (под который иногда прячут денежку для детей) – место отдыха для ангелов и души усопшего… С другой стороны, что бы душа не выбралась сразу же из могилы и не пошла за родственниками…
После погребения трижды целуют образа и обращаются к умершему: «Помяни меня во царствии небесном, когда встанешь пред престолом Божьим!» При этом всех также троекратно угощают (тризна, поминальное угощение) кутьёй, вином, сладостями… Кутью кладут в левую руку. Перед этим провожающие читают Тропарь «Покой, Господи, душу усопшаго раба Своего…» и каждый делает несколько (от 3 до 15) поклонов (или приговаривая «Поклон, Господи…). После поедания кутьи также делаются поклоны (7 поклонов). Отдельно одаривают и угощают кутьей могильщиков. Всем участвующим в похоронной процессии раздавали также калачи (или специально выпеченный хлеб), лепешки, пряники, детям - конфеты. Остатки пищи разбрасывают на могиле для птичек (для душ усопших).
Иногда могильный холм укрывают еловыми ветками (на еловых ветках отдыхают души умерших предков). Поэтому и у новообрядцев венки чаще всего изготовляют из еловых веток…
На деревянном кресте делаются надписи, аналогичные надписям на лицевой стороне нательного креста: «Царь Славы, Иисус Христос, Сын Божий». По традиции, восьмиконечные кресты, которые устанавливались над могилами старообрядцев, скреплялись не железными гвоздями, а деревянными шпонками. На могильном кресте до 40-го дня устанавливались медные иконки.
В давние времена с кладбища возвращались в том же порядке, как и во время процессии, неся впереди икону и под пение догматиков. В отдельных местностях, возвращаясь домой, разбрасывали еловые веточки (чтобы скрыть дорогу домой для души покойника и для нечистых, ель – Древо Предков).
Теперь просто уходят с кладбища, не оглядываясь (чтобы нечистые или покойник не увязались следом). По возвращении в доме умершего накрывают поминальный стол.
Перед первой поминальной трапезой часто принимают баню (истопленную соседями) и переодеваются.
Когда приходят к столу, вначале молятся, иногда даже литию. На стол ставят кутью – раз¬ведённый тёплой водой мёд, в который добавлена слегка сваренная пшеница, затем подают щи, в зависимости от того, постный день или нет, они могут быть с мясом или без него. После щей встают на молитву. Все блюда едят обязательно деревянными ложками из общих мисок, по одной миске на несколько человек. Далее подают по очереди две каши: гречневую и рисовую (или гороховую). Затем подают компот, также в обшей миске, который также берут ложками. За компотом следует кисель, густой, как желе, на меду. В него макают хлеб. Мед должен обязательно присутствовать на поминальном обеде. Завершается поминальный обед общей молитвой и все выходят из-за стола…
В других местах подают три раза кутью, пироги, кисель…
Перед сном родственники обходили усадьбу, помолясь и, получив благословение, закрывали все ставни и двери, чтобы покойник не мог вернуться домой с кладбища.
В древние времена до 9 дня над могилами устанавливались домовины (срубики, клодки), куда приносили угли и кашицу (для души) на (9 день, 40-ой и ежегодно).
Могилы у старообрядцев ориентированы по оси запад- восток («головой на запад, ногами на восток»), чтобы утром душа покойника видела крест (Христа) на фоне поднимающегося солнца (Отца).

Поминовение у старообрядцев совершались: на третий, девятый, (двадцатый), сороковой дни, годовщину после смерти, когда заказывали поминальные требы в церкви, организовывали трапезы и домашние моления по умершим. На сороковины, после обеденной поминальной трапезы, устанавливали на могиле деревянный крест.
Согласно византийским источникам, день смерти, день ухода из этого мира – это и день рождения усопшего в новую, вечную жизнь, уход в новый мир. Отсюда и многоуровневая символика самого ритуала поминовения. В нём отражается как элемент прощания (панихида) в этом мире, так и приветствия ангелов и предков (Лития) и обретение защитными свойствами в мире ином. А также переходной, временный элемент – совместный собор (во время трапезы) как живых и умерших, так и ангелов…
В целом, согласно устойчивым представлениям, сложившимся у старообрядцев, душа умершего за 40 дней после исхода встречается с Господом три раза.
Третины – отмечаются в честь Св. Троицы, перехода в вечную жизнь к Триипостасному Божеству и в честь 3-х дневного воскресения Исуса Христа… Это первая встреча с Господом. После неё душа в сопровождении ангела возвращается на землю и ангелы указывают ей на её добрые и злые дела. Создается событийный Образ усопшего для представления его на Суд.
Девятины – связаны с общением усопшего с девятью ангельскими чинами и присоединением к душам всех святых… Вторая встреча с Господом. После чего Образ души знакомится с Раем и Адом, где находящиеся там умершие прежде предки, определяя степень добра или греха в каждом событии его жизни, выносят его Образу свой вердикт…
Сороковины – на сороковой день по воскресении было вознесение Господа на небеса. Так и души христиан на 40 день возносятся к Господу на окончательный суд…
В древние времена был особый поминальный (навий) день в конце октября, который совпадает сейчас с Дмитровой субботой. В этот день организовывали баню и угощение для умерших предков.
Поминовение должно обеспечить благополучное путешествие души покойника в страну предков, для суда и предварительного решения её судьбы. Главным здесь остается представление, что сама душа ещё частично материальна и требуется некоторая подпитка для неё. Это обеспечивается системой (3\9\40)-дневных поминовений (Панихид) и вечерий, а также ежегодными поминками (и Панихидами) в день смерти и в день святого-покровителя, чьё имя он получил при крещении. У старообрядцев помимо чтения обычного сорокоуста в течение 40 дней (ежедневное поминание умершего за Литургией), в один из этих дней «духовные» или родственник читают ещё и особый Сорокоуст (40-кратное чтение Псалтыри за душу умершего). В эти дни на могилу обязательно ставятся остатки общей трапезы, освящённые в храме, куда входят: (калач, кутья \квас, вода, вино \свечи).
Ежедневно читается Псалтырь.
Вечером (с 7 до 9 часов), накануне поминальных дней зажигают поминальную лампадку (огонь горит до конца поминального дня), устраивают домашнюю вечерю с молитвами, духовными стихами, а в сами поминальные дни также читают Псалтырь, устраивают поминальный обед (из двух частей: утром для родственников; в полдень – совместная трапеза с умершим на могиле; вечером, до заката солнца, поминальная трапеза для соборных, во время которой читается Панихида и Лития). На закате после вечери все выходили прощаться с солнышком (с душой предка). Иногда, утром, перед посещением могил сначала идут в храм на службу и раздают в память об усопшем печеньки и деньги. Затем, навещая могилу, также раздают милостыню. Остатки разбрасывают птицам. Запрещается приносить домой с кладбища что-нибудь (чтобы по следу вещи покойники не могли найти обратную дорогу).
Во время трапезы запрещено употреблять спиртное (кроме сороковин, которые отмечали по чину свадебной трапезы – «свадьба» умершего с Господом!), мясо, картофель, чай… Запрещено также петь духовные стихи на поминках.
Раньше в отдельных местах на сороковой день проводился обряд проводов души: полотенце, которое вешали на икону в доме умершего снимали с иконы и выносили за околицу села, где его с поклонами трижды встряхивали в сторону кладбища.
В течение 40 дней родственники-мужчины не брились, а женщины носили чёрные платки.
Считалось, что троекратное поминовение определяется тем, что в третий день изменяется образ и Ангел приводит душу на поклон Господу. В девятый день распадается тело и душа, после путешествия с Ангелами по аду и раю, возвращается в дом и к могиле для последней встречи с родными. В 40-й день истлевает сердце и душу Ангелы снова приводят к Господу для окончательного суда.
Согласно архаичным представлениям, в это время душа одновременно может пребывать как в доме (где горит присмертная свеча), в Храме (где стоят погребальные хоругви и Храмовый крест), так и в месте погребения тела. Именно к этим трём сакральным точкам приносят поминальные предметы, возле них свершаются поминальные службы и произносятся молитвы.
Среди старообрядцев поминовение усопших проводятся в Радоницу, а также в дни «вселенских родительских суббот»: суббота мясопустная (за восемь дней до Великого поста), Троицкая суббота (день перед Троицей) и Дмитриевская суббота (суббота перед днем памяти св. вмч. Димитрия Солунского).
За общий стол усаживаются так же, как шли в процессии: рядом с иконой и лампадой святые отцы, родственники (родители усопшего, старшие родственники\родственницы, семья), миряне, дети... В этом же порядке подаются и блюда.
В старину поминальные трапезы поставлялись прежде всего для родственников, друзей, бедных и сирот. Поминальная пища готовится в специальной посуде, предназначенной только для этого обряда. Благоухающая кутья была главным угощением на поминках. Считалось, что души и Ангелы питаются не кашицей, а запахом и благоуханием: «святи бо не едят, не пьют, но вонею и благоуханием тем сыти суть»...
Согласно старообрядческому «Потребнику» общая 3-х частная структура такой старообрядческой поминальной трапезы включает (благословение \трапезу \благодарение). Или в усеченной версии (Панихида \трапеза \Лития).

Структура
старообрядческой
«Поминальной трапезы»

Благословение на трапезу включает: возжигание огня, Панихиду за усопшего (либо Канон), затем предобеденную молитву. Далее после крестного знамения начинается собственно трапеза: трижды едят освященную кутью (пшеница, мёд\изюм\мак, св. вода), предваряя это молитвой (Покой, Господи, душу усопшего раба твоего…), потом пьют медово-ягодный взвар (кисель на св. воде). Трапеза сопровождается громким чтением (одним из присутствующих) поучений из святых книг. Завершается поминальная трапеза благодарением: молитвой за пищу и о здравии хозяев (и стихирой), заупокойной Литией, 15 поклонами в память усопшего.
В чине трапезы отражается и общая двойственная символика поминок. Так, если подается сладкое (сыта на св. воде) перед началом трапезы – символ сладкой жизни в мире сем, а в конце трапезы – как символ сладкой жизни в ином мире. В целом, этим устроители ритуала могут указывать на своё отношение к судьбе поминаемых.
В кутье также заложена глубокая символика перехода. Зёрна пшеницы\гречки (риса) – символика возрождения в новой жизни, изюм\мак\(кунжут) – символы грядущего бессмертия (отголосок древнеегипетской традиции)… Если добавляли зёрна кунжута (сим-сим), то указывали на возможный высокий статус отошедшего среди умерших предков, на особую благодатную силу, присущую ему…
В новообрядчестве перед трапезой после возжигания огня на свечах и в лампаде перед иконой, или служится Лития или читается Псалтырь (17 кафизма из 20), а затем читается Господня молитва.
Во время трапезы вспоминаются благие деяния усопшего.
После крестного знамения приступают к трапезе. Перед каждой переменой блюд читается краткая молитва. Сначала подается подслащенная сыта (святая вода с медом), потом кутья с изюмом, блины, каши и завершается трапеза киселем.
После трапезы все читают благодарственную молитву… Уходя, каждый выражает сочувствие родным…

***
Похоронный обряд у старообрядцев отличается многими существенными деталями: изготовление гроба (в прошлом) без гвоздей, перенос гроба на шесте, движение «по солонь» во время похорон, сооружение домовины над могилой.
Во время исповеди перед исходом старообрядцы не причащаются, как новообрядцы; если без покаяния, то не отпевали, а просто читается молитва на отход души …
Обязательно читаются три Панихиды (вечером, с первыми поминками, накануне дня погребения \утром в день погребения \перед выносом тела)… Три Литии поются возле дома (после выноса тела), перед кладбищем (храмом или могилой) и после погребения.
У старообрядцев впереди похоронной процессии несут свечу (светильник), затем икону (крест) и пр. В некоторых согласиях крышку гроба или иконы несут за гробом.
При погребении старообрядцы крышку гроба не заколачивают гвоздями… После последнего прощания в гроб кладётся прощальная грамота… После погребения на могиле оставляют камень…
До сороковин читается особый Сорокоуст (40-кратное чтение Псалтыри) по умершему,

***
Потребности реформы древнерусского языка, его опрощения, которая возникла в начале 17 века, в период смешения среднерусского населения с юго-западным (присоединение Малоросии) и тюркским (Казань, Астрахань) оказала роковое влияние на единство православия в Московской Руси. При Никоне чин Исповеди, Елеосвящения, Соборования, Крещения и самого погребения были существенно сокращены. Как писала Н.И. Сазонова (2008 г.), эти сокращения были связаны, в основном, с заменой древней аористной формы глагола только что завершенного действия (которая стала выходить из употребления) на перфектную форму прошедшего времени, давно завершенного действия. Т.е. евангелические события, которые раньше включали события, только что совершённые и тем самым делающие Воскресение Христово только что произошедшим событием (во время литургии), вдруг, с введением реформы, становились событиями давно совершёнными, символичными, снимая тем самым внутреннюю напряженность во время богослужения, ослабляя чувство непосредственного присутствия на Воскресении Господнем. В дониконовской редакции Бог был как бы рядом с человеком, воспринимался более остро, более предметно. В литургии человек как бы присутствовал при Воскресении, при нисхождении Св.Духа… Поэтому Священная история для старообрядцев не была символическим описанием когда-то произошедшего…
В то же время в новой, никоновской редакции, предлагается воспринимать чудо Рождения, Воскресения Христа умом, мысленно, как давно произошедшие, некими символами, а не реально происходящими «здесь и сейчас».…
Это коснулось не только Священной истории, но и ежедневной практики, например, чина погребения в Требнике, где тексты стали более обобщенными, отвлеченными, лишенными конкретного, личностного начала... Умирает или кается не данный человек, а вообще «христианин». Священник уже не обладает своей конкретностью и греховностью, но выступает как священник вообще, лишенный таковых, просто обладающий благодатью, представитель священства… С реформой произошла десакрализация пространства-времени человеческой ойкумены, их секурялизация от событий, которые ежеминутно свершаются согласно Священного Писания.
Так было удалено около 30 тропарей и стихир, детализирующих описание смерти; стихир и тропарей, поющихся от лица умершего;

О структуре поминальных богослужений

Выше мы уже писали, что основными литургическими службами во время похорон и поминовений у старообрядцев являются Панихиды, Литии и Отпевание. Остановимся на более детальном анализе этих служб и на сравнении их с аналогичными службами у новообрядцев.
Панихида содержит 2 ектиньи (Великую и малую), две молитвы (Гоподню и иерейскую), два тропаря (большой и малый), псалом (90) и Канон (об усопших), 3 Трисвятых,
Чин Панихиды включает: (Начало, псалом 90 (Живый в помощи Вышняго…), Великая ектенья (Миром Господу помолимся…\ прошения \Аллилуйя…), тропарь (глас 8 \глас 5 \молитва: Боже духов и всякия плоти…) и Канон (об усопших, глас 8), Господня молитва и 3 Трисвятых, тропарь (глас 4), Малая ектенья (Помилуй нас, Боже…), Иерейская молитва (Во блаженном успении…), Отпуст.)
В целом, текст Панихиды имеет явно выраженный 3-х частный вид: ((Начало \\ (псалом \Вел. Ектинья \Бол. тропарь) (Канон \Господня молитва \ 3 Трисвятых) (тропарь \Мал. ектинья \Иерейская молитва) \\Отпуст)). В центре этой текстовой структуры стоит Господня молитва, относительно которой достаточно симметрично расположены остальные части текста.
Общая 3-х частная структура Литии достаточно проста. Она включает: начало, три обращения (к Исусу Христу, к Божьей Матери, к Отцу Небесному – Господня молитва), три Трисвятых, поклоны и отпуст.
Лития начинается молитвой (Господи, Исусе Христе…. Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…). Далее шли три Трисвятых с поклонами и крестным знамением. (Слава…), просительная молитва (Пресвятая Троице, помилуй…), три раза (Господи, помилуй!)… (Слава…), Господня молитва, 12 раз (Господи, помилуй!). Лития завершается тремя поклонами, сопровождаемые словами (Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу (посланник), Цареви (царь земной) и Богу нашему)…
Как и в тексте Панихиды, в центре Литии стоит Господня молитва, которая и формирует всю структуру текста Литии. Вся содержательная часть текста в её первой половине, а после Господней молитвы идут, в основном, поклоны и просьбы о помиловании. По сути, эта усечённый, опрощённый вариант самой Панихиды.
Если большинство поминальных текстов и ритуалов повторяются многократно, то Отпевание совершается только один раз (на дому или в Храме). Причем до закрытия гроба крышкой. Оно символизирует радость грядущей встречи с Господом, присоединению к сонму святых душ предков, в нём содержится вера, надежда и любовь – поэтому оно свершается священником в светлой одежде. Отпевание включает в себя чтение текстов из (Псалтыри \Апостола \Евангелия). Отпускная молитва, записанная на бумаге (отпускная грамота, отпуст), по завершении отпевания вкладывается в правую руку усопшего и, после последнего прощания всех с усопшим, гроб закрывается.
Согласно Потребнику (раздел «Последование мертвенное мирских тел»), отпевание совершается после Литургии в храме. Перед выносом из дома над усопшим совершается заупокойная Лития. Во время переноса гроба в храм поётся Трисвятое.
Структура отпевания также 3-х частна. В чин отпевания мирян, монахов и диаконов входят:
I. ((Трисвятое и 90 псалом (картина радостного перехода в иной мир), 3 статии исполнения 118 псалома «Непорочны» (о блаженстве в ином мире); тропари за упокой (Помяни, Господи, как Благой… о судьбе человека, который был созданный по образу Божьему, но преступил заповеди, был низведен на землю ради искупления. И теперь он молит Господа о возвращении обратно),
У старообрядцев несколько иной чин первой части: (Трисвятое и 90 псалом (картина радостного перехода в иной мир); Великая ектинья; Аллилуйа со стихирами) (тропарь (Глубиною мудрости…); 2 статии 17 кафизмы (о блаженстве в ином мире): после первой шла Малая ектиния, после второй тропари за упокой (Помяни, Господи, как Благой… и Благослови, Господи… о судьбе человека, который был созданный по образу Божьему, но преступил заповеди, был низведен на землю ради искупления. И теперь он молит Господа о возвращении обратно);…)
II. 50 псалом (Упокой, Господи, душу усопшаго раба Твоего…), (Канон, обращение Церкви к мученикам о ходатайстве за усопшего, икос, кондак); малая ектинья; тушатся свечи, 8 стихир Иоанна Дамаскина (песнь о мирской суете), «Слава» и стихира о Троице, Апостол (послание св. Павла к фессалийцам о грядущем преображении), Евангелие (заповеди о воскресении и о вечном блаженстве); ектения (об упокоении), поминальная молитва (Помилуй, нас Боже…) и молитва (Боже, духов…). После завершающего возгласа (Яко Ты еси Воскресение и живот…) идёт прощание с покойником под пение 3-х стихир (Приидите, последнее целование дадим, братие, умершему...). В этой части обряда во время прощания в стихирах оглашается моление усопшего к живым (… Что есть наша жизнь? Цвет, дым и утренняя роса…Где юность? Всё увяло, как трава… Нет разлуки, нет страданий… Уйдем от греха мирского… Молитесь обо мне Гсподу, чтобы я вновь влился в жизненный свет…),
У старообрядцев во второй части: нет Канона (он появился в начале 17 века), после тропарей следовала ектиния седален (Покой, Спасе наш…), 50 псалом, стихиры самогласны (Как житейская мудрость… их больше, чем у никониан), стихиры на блаженных, прокимен, Апостол, Евангелие, прощание с покойным и стихиры «на целование» (у старообрядцев их больше на 3 стихиры)…

III. Затем идёт Лития за усопших (Господня молитва, Трисвятое, малая ектинья (Помилуй нас, Боже…), здесь обращение живых к Троице и ангелам за усопшего, поклоны), Отпуст (имя усопшего), 3 «Вечная твоя память,…), Разрешительная молитва (прошение у Господа о прощении прегрешений, о примирении усопшего и Церкви в прощении грехов и грамота в руку усопшего, как свидетельтво Господу о примирении в мире сем), Трисвятое по выносу тела умершего…
У старообрядцев в третьей части: Разрешительная молитва читается тайно.
Если говорить об общей структуре современного чина отпевания мирских, то она имеет следующий вид:
1. «Благословен Бог наш...» \Псалом 90 \Псалом 118 (три статии, первые две заканчиваются ектенией. По третьей статии: тропари по Непорочных) \ Ектения: «Паки и паки...» \Тропари: «Покой, Спасе наш...», «От Девы возсиявый...» \Псалом 50
2. (Канон «Яко по суху...», глас 6-й; Стихиры самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: «Кая житейская сладость...»; Стихиры блаженны с тропарями) (Прокимен; Апостол; Евангелие) (Разрешительная молитва; Стихиры при последнем целовании;….)
3. (Лития \Вынос тела из храма и процессия под Трисвятое \Лития и опускание тела в могилу)
При опускании гроба в могилу также читается Трисвятое и краткая Лития за усопших.

***
Примечательно, что большинство структур поминальных молитв также 3-х частны. Например, трижды повторяемая 3-х частная по структуре поминальная молитва: (Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память.) завершается также 3-х частной молитвой: (Господи, помилуй, Господи помилуй, Господи, помилуй. \\Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, \\и ныне, и присно, и во веки веков), аминь. (Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, \\и ныне, и присно, и во веки веков, аминь \\ Алилуйя, Алилуйя, Алилуйя)... И т.д.

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам , существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие современная Библия , а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?