Пилорама своими руками в домашних условиях: инструкции и рекомендации. Шинная пилорама своими руками с электродвигателем Чертежи простейшей пилорамы своими руками




Популярность древесины в частном строительстве остаётся высокой даже с появлением самых новых строительных материалов. Во многом этому способствует её приемлемая стоимость, доступность и простота обработки. Несмотря на то что сегодня можно без проблем купить подходящую доску, брус или рейку, вопрос самостоятельного распила брёвен интересует каждого экономного хозяина. И это закономерно, ведь затраты на приобретение делового леса не идут ни в какое сравнение со стоимостью обрезного пиломатериала. Конечно, держать собственную лесопилку ради того, чтобы подправить забор или отремонтировать крышу, нецелесообразно. Если же речь идёт о начале строительства на пустом участке, то собственная пилорама будет очень кстати. А сэкономить на её покупке можно, если соорудить агрегат своими руками.

Устройство и принцип действия ленточного лесопильного агрегата

Современная ленточная пилорама представляет собой настоящий автоматизированный комплекс

Ленточной пилорамой называют универсальный станок, которым выполняют продольную распиловку брёвен с целью получения стандартных пиломатериалов - досок, бруса, шпал, лафета. Конструктивно агрегат состоит из четырёх основных узлов: ленточной пилы и её привода, механизма передвижения пильной рамы, устройства для регулировки высоты рабочего полотна и зажимного приспособления для крепления кругляка. Лесопилка приводится в действие электромотором или двигателем внутреннего сгорания. Независимо от используемого силового агрегата, его мощность должна обеспечивать длительную работу оборудования без перегрузок. Для непрофессионального станка будет вполне достаточно асинхронной электрической машины мощностью 5 кВт или бензиновой (дизельной) установки 6 – 8 л. с. Во время работы станка вращающий момент передаётся на рабочие колёса (шкивы) с установленной «бесконечной» пильной лентой шириной до 60 мм. Поскольку во время работы полотно пилы нагревается и провисает, используется натяжной механизм гидравлического или пружинного типа.

Устройство пильной рамы

Продольное перемещение рамы с установленным механизмом привода осуществляется по рельсам, установленным на прочном бетонном основании. Для этого в нижней части корпуса агрегата смонтированы стальные закалённые ролики, лёгкость вращения которых обеспечивают шарикоподшипники закрытого типа. От протяжённости рельсовых направляющих зависит максимальная длина обрабатываемого леса.

Толщина срезаемого с бревна древесного пласта определяется высотой пильного полотна над уровнем пола и регулируется специальным узлом, который включает парную резьбовую передачу и механизм её привода. Благодаря одновременному вращению двух винтов, расположенных по краям каретки, обеспечивается её перемещение по вертикальным направляющим и исключается перекашивание пилы.

С помощью лесопилки ленточного типа можно получить материал любой толщины при минимальных потерях на опилки

Смещение бревна во время работы агрегата предотвращает зажимное устройство, которое собирается из направляющей в виде круглой трубы и установленных на ней с большим зазором втулок с зацепами. Перекос подвижного узла с установленными «когтями» приводит к заклиниванию устройства, благодаря чему обеспечивается неподвижность кругляка в процессе обработки. Чтобы лучше представить работу этого приспособления, внимательно осмотрите представленную иллюстрацию.

Работа зажимного приспособления

Принцип действия лесопильного агрегата предельно прост. Бревно, предназначенное для распиливания, укладывают в ложе между рельсовыми направляющими. Затем его фиксируют зацепами, которые расклинивают несколькими ударами молотка в края подвижных узлов. Каретка с ленточной пилой подводится к торцу кругляка, после чего выставляется высота рабочего полотна. После включения станка оператор плавно передвигает пильную раму вдоль рельс, благодаря чему происходит постепенное срезание доски нужной толщины. После достижения другого края бревна срезанный пиломатериал откладывается в сторону, пила приподнимается и агрегат возвращается в исходное положение.

В некоторых источниках предлагаются к повторению конструкции агрегатов, в которых пильная каретка установлена неподвижно, а распил осуществляется передвижением бревна, уложенного на подвижную платформу. Может, подобная схема и имеет право на существование, однако надо учитывать, что для её реализации потребуются рельсы удвоенной длины.

Описанный выше станок представляет собой простейшую пилораму. Если же говорить о современном оборудовании, то оно практически полностью исключает ручной труд. Все операции, включая перемещение пильной рамы и регулировку высоты ленточного полотна, выполняются автоматически, по команде с пульта управления.

Видео: Особенности работы ленточной пилорамы

Что понадобится для строительства лесопильной установки

Тем, кто считает постройку собственной пилорамы делом несложным, сразу скажем, что создать качественный, работоспособный агрегат непросто. И дело даже не в том, что здесь не обойтись без определённых финансовых затрат - как правило, бюджет самодельной лесопилки легко укладывается в сумму 30 – 40 тыс. рублей. Сборка агрегата, способного выдавать качественный пиломатериал, потребует решения задач, связанных со стабильностью работы, обеспечением прочности узлов и деталей, настройкой и регулировкой механизмов, изготовлением приспособлений для заточки ленточной пилы и разводки её зубьев и т. д. Не боитесь трудностей? Тогда ознакомьтесь с тем, какие материалы и инструменты потребуются для работы.

В качестве рельсовых направляющих можно использовать стальные уголки с шириной полки не менее 50 мм, швеллер или двутавровую балку. Основным требованием к рельсам является их прямолинейная геометрия. Надо иметь в виду, что любой недостаток нашей миниатюрной «железной дороги» скажется на качестве пропила, поскольку ленточное полотно скопирует каждую неровность, перенеся её на поверхность доски. Именно поэтому лучшим вариантом будет Т, Н или П-образный металлопрокат. К сожалению, уголки больше всего подвергаются искривлению при изготовлении и транспортировке. Самым же идеальным случаем будет использование заводских рельс, например, от узкоколейного транспорта, которые при определённом везении можно найти в пунктах приёма металлолома.

Ролики, обеспечивающие продольное перемещение лесопилки, можно выточить на токарном станке и закалить. В отдельных случаях допускается использование обычных шарикоподшипников.

Отличные ролики получаются из линейных направляющих на базе шарикоподшипников, которые можно найти в продаже. Это решение нельзя назвать самым дешёвым, однако в надёжности и долговечности такого узла можно не сомневаться

Собственно, рама, пильная каретка и ложе для укладки брёвен изготавливается из квадратных и прямоугольных профильных труб. Лучше всего использовать металлопрокат с максимальной толщиной стенки. Это обеспечит оборудованию необходимую прочность, поскольку работа станка связана с переменными динамическими нагрузками.

Для механизма регулировки высоты каретки (траверсы) понадобятся направляющие из стальных труб с ползунами и два длинных винта с гайками. В этих целях можно использовать детали от списанных токарно-винторезных станков (маловероятно, но чем чёрт не шутит), механических прессов, или прутки с нарезанной резьбой из строймага (самый доступный, но наименее предпочтительный вариант). Также можно заказать изготовление деталей у токаря - всё равно без обращения к специалисту обойтись вряд ли получится. Кроме того, потребуется цепная передача, которую нередко заимствуют из механизма газораспределения автомобильных двигателей. Как вариант, можно использовать велосипедную цепь и звёздочки.

В качестве рабочих колёс под ленточное полотно лучше всего подходят шкивы от старых отечественных комбайнов марки «Колос», «Нива» и другой сельхозтехники. Кстати, оттуда же можно взять валы и корпуса подшипников качения. Учтите, что диаметр направляющих должен быть не менее 30 см (оптимально 50 см), иначе излишние механические напряжения приведут к трещинам у основания зубьев пилы.

В конструкции привода ленточной пилы можно использовать шкивы от списанной отечественной сельхозтехники

Существуют конструкции самодельных установок с направляющими шкивами в виде колёс от легковых автомобилей. Для скептиков отметим, что такое кустарное решение имеет массу преимуществ начиная от возможности применения ступиц в сборе и заканчивая тем, что тонкую регулировку натяжения полотна в процессе работы можно осуществлять подкачкой шин.

Ленточную пилу можно купить новую или б/у. Лучше всего иметь в запасе несколько полотен, которые по мере затупления можно будет менять на острые.

Что касается инструмента, который понадобится в процессе работы, то он должен быть у каждого уважающего себя хозяина. В частности, потребуются:

  • сварочный аппарат;
  • «болгарка», или, профессиональным языком, угловая шлифмашина;
  • сверлильный станок или электрическая дрель;
  • набор свёрл по бетону и металлу;
  • комплект слесарных струбцин;
  • набор гаечных ключей;
  • молоток;
  • пассатижи;
  • крепёж (болты, гайки, шайбы различных размеров);
  • мерительный инструмент (линейка, штангенциркуль, рулетка);
  • уровень (лучше всего лазерного типа).

Не забудьте и о том, что понадобится подготовить прочное, ровное основание, поэтому будьте готовы к бетонным работам - сделайте запас песка, щебня и цемента, подготовьте бетономешалку, трамбовки, опалубку и длинное правило.

Подготовительные мероприятия

На этапе подготовки выбирают оптимальную конструкцию, делают необходимые расчёты и разрабатывают чертежи. После этого подготавливают материалы и инструмент и обустраивают место под монтаж лесопильного агрегата.

Проектировочные работы, чертежи

Строительство пилорамы начинают с выбора производственной площадки. Опытным путём установлено, что для этого понадобится участок размером не менее 3х6 м. В любом случае, планируя протяжённость рабочей зоны, надо обязательно учитывать максимальный размер обрабатываемого леса. Лучше всего, если агрегат будет установлен внутри помещения или под большим навесом. В таком случае можно будет работать в любую погоду.

Затем определяют количество уголков (швеллеров, двутавровых балок) и профильных труб, необходимых для изготовления рельсовых направляющих, ложе и пильной рамы. Расстояние между рельсами рассчитывают, прибавляя к максимальному диаметру бревна зазоры не менее 0.3 – 0.4 м с каждой стороны. Кроме того, необходимо учитывать поперечные усилители, которые устанавливают между рельсами через каждые 0.8 – 1 м. Опорные элементы под лесоматериал можно смонтировать на этих же усилителях, поднимая ложе на высоту не менее 0.2 м над уровнем направляющих.

Схема пилорамы Чертёж пильной каретки
Чертёж рельсовых направляющих

В зависимости от конструкции составляют чертежи узлов, которые надо будет выточить на токарном станке - роликов, винтов, валов, корпусов подшипников, шкивов и т. д. Конструкцию самодельной пилорамы принимают исходя из финансовых возможностей, наличия материалов и отдельных узлов, поэтому точный проект агрегата каждый выполняет самостоятельно. Тем не менее мы предоставляем схемы и чертежи лесопилки и её отдельных узлов в качестве примера. Их можно будет использовать в собственных разработках.

Чертёж механизма натяжения Чертёж ролика Рабочее колесо в сборе

Подготовка основания

Правильно сделанный фундамент обеспечит оборудованию стабильность линейных характеристик в процессе эксплуатации

Поскольку постройка собственной пилорамы - дело серьёзное, то и подойти к нему нужно ответственно. Возможно, в дальнейшем оборудование станет не только хорошим подспорьем в хозяйстве, но и источником дополнительного заработка. Такие важные факторы, как долговечность и надёжность работы лесопилки, удобство работы и качество получаемых пиломатериалов во многом зависят от того, насколько прочное и ровное основание у неё имеется.

Сооружение опорной плиты ничем не отличается от обустройства мелкозаглубленного плавающего или простого ленточного фундамента. О нём немало написано, поэтому нет необходимости останавливаться на процессе сооружения подробно. Напомним только, что потребуется подушка из песка и гравия, толщину основания делают не менее 10 – 15 см, а его прочность обеспечивают армопоясом из стального прутка диаметром не менее 10 мм. В этом случае значимые переменные нагрузки не приведут к трещинам или проседанию бетонной плиты.

Инструкция по изготовлению пилорамы своими руками

В качестве рабочего проекта возьмём известную своей простотой и низкой стоимостью конструкцию с колёсами от легкового автомобиля. Поскольку от каждого элемента зависит правильность и надёжность работы пильного агрегата, рассмотрим в деталях процесс изготовления каждого узла, нюансы сборки и настройки оборудования.

Рельсовые направляющие

Укладка рельсовых направляющих

При использовании в качестве рельс уголков размером 50х50 мм, их укладывают не на одну из полок, а ориентируя углом ребра вверх. Это позволит уменьшить износ деталей и обеспечит повышенную жёсткость конструкции. Если же для направляющих будет взят металлопрокат с полкой 100 мм, то такой уголок можно устанавливать в любом положении. Надо сказать, что наиболее удачным вариантом являются рельсы из двутавра или швеллера, поскольку они обладают повышенной жёсткостью даже не будучи «расшитыми» при помощи поперечных элементов. К слову, в качестве «шпал» используют квадратный профиль шириной не менее 25 мм. Детали рельсового полотна соединяют между собой при помощи электросварки. Устанавливая распорные детали, приваривают трубу диаметром полдюйма с установленными на неё приспособлениями для фиксации брёвен («когтями»).

Выполняя сварочные работы, надо следить за тем, чтобы заготовки не «повело», что нередко случается при перегреве деталей. Чаще всего подобные неприятности происходят с уголками и другим тонким металлопрокатом, поэтому в таком случае лучше воспользоваться сварочным полуавтоматом, работающим в среде углекислого газа.

Если не удаётся обеспечить прямолинейность рельс при сваривании, то монтаж поперечных элементов выполняют резьбовым соединением. К бетонному основанию направляющие крепят при помощи анкерных болтов.

Одновременно с монтажом рельс обустраивают ложе для укладки лесоматериала. Для этого к «шпалам» крепят вертикальные Н-образные стойки с минимальной высотой штанг 10 см и выступами для предотвращения скатывания кругляка размером не менее 5 см.

Ложе для укладки пиломатериалов может иметь любую конфигурацию

Ближние 3 — 4 поперечины устанавливают на более коротком расстоянии - не более 0.5 м. Благодаря такому решению в дальнейшем можно будет работать не только с длинномером, но и с короткими заготовками.

В качестве роликов можно использовать как детали, выточенные на токарном станке, так и обычные шарикоподшипники. В первом случае обязательно обеспечивают отверстие под установку узла вращения, а сами колёса подвергают закалке. Второй вариант подразумевает установку на ось одного увеличенного и двух-трёх одинаковых подшипников. Разумеется, детали подбирают с одинаковым внутренним размером, а вал вытачивают с упорным буртиком с одной стороны и резьбой для крепления роликов с другой.

Широкие ролики хороши тем, что в качестве рельс можно использовать любой металлопрокат, включая швеллеры и двутавровые балки

Пильная рама

Изготовление пильной рамы начинают с вертикальных направляющих, которых потребуется две штуки. Лучше всего стойки и ползуны сделать из стальных труб, подобранных с минимальным зазором. После этого изготавливают прямоугольную раму каретки, к боковым сторонам которой приваривают верхние и нижние ползуны. Поскольку на нижней поперечине будут смонтированы рабочие колёса, то её обязательно следует сделать из жёсткой квадратной трубы или швеллера.

Примерка направляющих и ползунов

Корпус пилорамы не является чем-то сложным, поскольку представляет собой парные вертикальные и горизонтальные элементы, соединённые под прямым углом. Прочная станина получается из квадратного стального профиля шириной не менее 50 мм. В качестве распорок можно использовать прямоугольный металлопрокат меньшего размера.

Сварка станины

Применение профильных труб обеспечит конструкции жёсткость. Если же в качестве конструкционных материалов используются уголки, то места их соединений дополнительно укрепляют стальными раскосами толщиной не менее 2 мм.

В нижней части рамы устанавливают ролики, предварительно определив расстояние между их упорными стенками. Оно должно соответствовать ширине рельсовых направляющих.

Пильная рама в сборе с направляющими и кареткой

Механизм подъёма каретки. Фотогалерея

Вертикальное перемещение каретки обеспечивает парный винтовой механизм с ручным приводом и цепной передачей. Гайки приваривают к нижним втулкам (ползунам), а упорную часть винта монтируют к верхней перекладине пильной рамы. Винты будут легко вращаться, если в качестве опор взять подходящие подшипники.

Привод механизма подъема пильной каретки в сборе с приводом и натяжителем Верхний узел подъёмного механизма Гайка подъемного механизма приваривается к втулке каретки
На верхней поперечине винт устанавливается в подшипник

Чтобы подъёмный механизм работал без перекосов, на валы устанавливают звёздочки одинакового размера. После монтажа цепи её натягивают при помощи ролика или фторопластового сухаря. Привод гибкой передачи обеспечивают разноразмерные шестерни, одна из которой жёстко соединяется с одним из винтов, а другая крепится на отдельном валу. Применение ведущей звёздочки увеличенного размера позволит быстро перемещать каретку по направляющим. Механизм фиксации можно сделать из подпружиненного штифта, который после регулировки устанавливают между роликами цепи и неподвижно закреплёнными кронштейнами. После сборки привод снабжают удобной ручкой.

Шкивы

Изготовление узла регулировки ступиц

Для шкивов берут колёса и полуоси от заднеприводного легкового автомобиля. Чтобы закрепить их на нижней поперечине каретки, понадобятся подшипниковые узлы. Лучше всего заказать эти детали у токаря - в таком случае можно будет сделать их регулируемыми, что позволит смещать оси рабочих колёс в стороны. Дело в том, что при работе ленточная пила нагревается и удлиняется. Если вовремя её не подтянуть, то она может слететь с наших «шкивов». Если же развести их на пару градусов в сторону от продольной оси, то можно исключить эту опасность.

Монтаж ступиц на пильную каретку

Регулировочные узлы представляют собой отрезки труб, одна из которой установлена в другую с зазором до 5 мм. Внутренняя муфта является ещё и корпусом для подшипников полуоси, а её центровка обеспечивается винтами, установленными на внешней цанге.

Монтаж силового агрегата и элементов главного привода

Одно колесо устанавливают на каретку неподвижно, снабжая хвостовик его полуоси шкивом. Другое монтируют на подвижный узел, которым будет выполняться предварительное натяжение пильного полотна. Установку шкивов выполняют не горизонтально, а со смещением 2 – 4 мм в вертикальной плоскости. Выравнивание ленточной пилы по уровню происходит благодаря смещению узла поддержки режущего полотна. Этот элемент конструкции можно сделать из трёх шарикоподшипников, подобно роликам пильной рамы.

Монтаж узла поддержки ленточной пилы. Хорошо видно устройство механизма его регулировки

После сборки и установки всех узлов на агрегат монтируют силовую установку. Вращение от двигателя к ведущему колесу передают посредством клиноременной передачи. В зависимости от используемого мотора натяжение ремня делают при помощи подпружиненного ролика, если используется ДВС, или смещением рамы с установленным электродвигателем. Кроме того, изготавливают защитный кожух, который не позволяет опилкам разлетаться во все стороны. На последнем этапе устанавливают ёмкость со смазывающе-омывающей жидкостью (СОЖ), трубку от которой подводят к одному из режущих узлов.


В механизме натяжения пильного полотна можно использовать небольшой гидравлический домкрат

После сборки агрегата и проверки затяжки всех болтовых соединений на рабочие колёса устанавливают ленточную пилу, после натяжения которой производят пробный запуск лесопилки. Если тестовое включение проходит успешно, то двигатель отключают и после полной остановки пилы на ложе укладывают и фиксируют бревно. Механизмом подъёма пилы регулируют толщину первой доски, после чего производят пробный спил. Установку выключают и осматривают, делают заключение о работоспособности пилорамы.


Видео: Ленточная пилорама, сделанная в домашних условиях

Надеемся, мы смогли вас убедить, что построить собственную пилораму хоть и сложно, но вполне возможно. Сделанный своими руками агрегат сможет работать не хуже заводской лесопилки только в том случае, если в процессе работы вы будете следовать рекомендациям опытных мастеров. Поверьте, что проявленная аккуратность и щепетильность найдут отражение в идеально ровных спилах. Ваш участок обретёт новые, стильные сооружения, построенные с использованием тёплого и благородного материала, полученного своими руками.

Благодаря разносторонним увлечениям пишу на разные темы, но самые любимые - техника, технологии и строительство. Возможно потому, что знаю множество нюансов в этих областях не только теоретически, вследствие учебы в техническом университете и аспирантуре, но и с практической стороны, так как стараюсь все делать своими руками.

Необходимость в пиломатериале в частном доме рано или поздно приведет к решению сделать пилораму своими руками в домашних условиях. Потребность в недорогой профильной древесине, качественном строительном материале особенно актуальна для частных домашних хозяйств. Привлекает возможность недорогой обработки древесины, изготовление профилей различной конфигурации, возможности использования в основных конструкциях, при капитальном домостроении, в ремонте, применение в отделке внешней и внутренней, строительстве ограждающих и вспомогательных конструкций различного назначения.

Пиломатериал любого профиля и качества сегодня можно приобрести на любом строительном рынке или базе, но любой рачительный хозяин, планирующий строительство дома или работы, требующей применения большого количества изделий из дерева, задумывается об экономии. Если сделать пилораму, появится возможность меньшими затратами производить работы на своем участке или в хозяйстве, избыточный материал можно реализовывать или расплачиваться за сырье.

Общее описание пилорамы

Ленточная пилорама, или лесопилка — универсальный станок для продольной распиловки бревен, чтобы получить различный профильный пиломатериал: доски, брусок, дранку и пр. Конструкция пилорамы включает четыре основных части:

  • ленточная пила с приводом;
  • устройство подачи рамы пилы;
  • регулировочный механизм высоты режущего полотна;
  • зажимное и крепежное приспособление для бревен.

Приводной механизм пилорамы запускает электродвигатель, или она работает на бензине (дизеле).

Для бытовых пилорам средней мощности подойдет асинхронный электродвигатель 5 кВт или дизельный (бензиновый) мощностью 6-8 л/с. Это позволит обеспечить бесперебойное функционирование установки в номинальном режиме без перегрузок.

Схема работы пилорамы заключается в передаче момента вращения на шкив с закольцованной пилящей лентой шириной до 6 см. Провис ленты компенсирует гидравлический или пружинный механизм.

Рама установки с приводным механизмом движется по рельсам, смонтированным на бетонном фундаменте. Движение обеспечивают стальные закаленные ролики на закрытых шарикоподшипниках, закрепленные внизу корпуса установки. Длина рельсов задает максимальный продольный размер обработки пиломатериала.

Механизм, включающий резьбовую передачу и приводной элемент, регулирует высоту рабочего полотна пилы и задает размер среза. Два вращающихся винта по бокам каретки задают ее движение по направляющим, не допускают перекашивания пилы.

Заготовка, подготовленная для роспуска, укладывается между направляющими, фиксируется зацепами, которые расклиниваются ударами кувалдой. Каретку с пилой подводят к торцу бревна и выставляют высоту рабочего полотна. Затем станок запускают и постепенно перемещают раму с пилой по рельсам, срезая доски заданной толщины. Достигнув окончания бревна, свежесрезанная доска убирается. После этого пилу поднимают и механизм возвращают в исходное состояние.

Зажим, сделанный из направляющей обычной трубы, на которой установлены втулки с зацепами, не допускает смещение бревна при подаче. Неподвижность бревна при обработке обеспечивается заклиниванием механизма и перекосом подвижного узла с закрепленными когтями.

Приведенное описание характеризует сделанную простейшую ленточную пилораму своими руками, используя чертежи. Схема поэтапного строительства лесопилки описана ниже.

Как сделать ленточную пилораму и что для этого требуется

Рельсовые направляющие делаются из швеллера или балки с выдержанной геометрией или заводских рельсов с узкоколейки.

Ролики вытачиваются на токарном станке и закаливаются. В роликах лучше применить подшипники качения.

Рама, место для заготовок и пильная каретка производятся из толстостенных профилей прямоугольного и квадратного сечения для обеспечения необходимой прочности при изменении нагрузок.

Механизм, регулирующий высоту рабочей каретки, изготавливают из металлических квадратных профилей с ползунами и двумя болтами с гайками. Детали используют со старых токарных станков или вытачивают новые.

Колеса, полотно ленты и валы с подшипниками качения можно взять от списанных комбайнов или другой сельхозтехники. Размер сечения направляющей должен быть порядка 500 мм во избежание механических напряжений конструкции и повреждений у основания зубьев пильного полотна.

Затраты на изготовление пилорамы в домашних условиях могут составить несколько десятков тысяч рублей. Желательно собирать лесопилку, имея чертежи.

Самодельная ленточная пилорама своими руками собирается с использованием следующих инструментов:

  • углошлифовальная машина;
  • бытовой сварочный аппарат;
  • вертикально-сверлильный станок;
  • дрель;
  • буры по бетону;
  • сверла;
  • слесарные струбцины;
  • ключи торцовые и рожковые;
  • плоскогубцы;
  • метизы и крепеж;
  • лазерный уровень.

Оптимальная площадка для сооружения пилорамы — 3х6 м, при условии длины продукции до 6 м. Размещать установку желательно в помещении или соорудить потом навес из подручных средств для возможности работы в любую погоду. Главное, чтобы площадка делалась добросовестно.

Рекомендации по эксплуатации ленточной самодельной пилорамы

Необходимо следить за натяжкой пильного полотна, не эксплуатировать пилораму более 2 часов без перерыва. Регулярно менять рабочее полотно, подвешивать, чтобы снять скопившееся внутреннее напряжение. Необходимо использовать смазочную жидкость, летом можно водный состав с Ферри, в холодное время смешивать керосин с соляркой и масло для двигателя в соотношении 5:1.

После остановки пилы в конце работы необходимо ослабить натяжители.

Регулярно затачивать и разводить зубья пилы. Свежеспиленный лес сразу в работу брать не желательно, дать отлежаться месяц и обтесать кору. Регулярно нужно обслуживать установку, делать периодически контрольную протяжку и смазку для поддержания работоспособности пилорамы.

Приведенный пример сборки может служить для оценки возможности строительства собственной пилорамы с применением многих подручных материалов и деталей. При соблюдении всех технических параметров и правильном монтаже и эксплуатации пилорама будет бесперебойно функционировать длительное время.

При более свободном бюджете лучше применять больше деталей фабричного изготовления.

Хотя распространенность древесины создает обширное предложение пиломатериалов, не всегда оно доступно. Особенно «кусается» стоимость при больших объемах. Покупка станка для распиловки не окупит себя при небольшом производстве или бытовой необходимости. Потому широкое распространение получают самодельные мини-пилорамы. Самым простым и применяемым их видом стали ленточные станции для распиловки.

Принцип работы

Режущий механизм ленточной пилорамы

Конструкция представлена двумя вращающимися элементами, между которых натянута пила. По мере вращения катушек создаются возвратно-поступательные движения режущего элемента. Благодаря этому и происходит распил. Работает пилорама в горизонтальной плоскости.

Режущий элемент закреплен на мобильной тележке. Перемещаясь по рельсам, она проходит расстояние, равное длине обрабатываемого элемента. Бревно закрепляется на каркасе неподвижно. Для этого нужно сделать струбцины, крепящиеся к каркасу.

Предельная длина обработки зависит от протяженности рельс, по которым движется тележка. Максимальная ширина зависит от расстояния между элементами натяжения пилы. Все расстояния проставляются на чертеже.

Для качественной работы:

  • бревно должно быть зафиксировано;
  • настроена градация, точность и ровность реза;
  • пильная лента должна иметь необходимое натяжение;
  • пила должна быть заточенной и с разведенными зубьями.

Процесс распиловки проходит в три этапа.

  1. Предварительно лес сортируется по габаритам длины и диаметра. Происходит ручная подгонка габаритов под параметры пилорамы.
  2. Процесс распилки. Перед тем как сделать первый рез оператор производит проверку оборудования, настраивает параметры реза.
  3. Последующая ручная доработка. Самодельный инструмент не дает точности и ровности. Потому необходимые параметры нужно сделать болгаркой или рубанком.

Материалы и инструмент для монтажа

Основные части ленточной пилорамы

Создается ленточная пилорама своими руками из новых или б/у материалов:

  • шкивы примерно Ø 30 см. Отлично подойдут запчасти с комбайна «Нива»;
  • труба в полдюйма и вторая, большая по диаметру. Второе изделие нужно выбирать так, чтоб оно надевалось на первое с небольшим люфтом;
  • стальной 50-тый уголок. Располагать его лучше ребром вертикально. При установке вверх полкой нужна повышенная точность регулировки роликов. В противном случае износ колесиков очень высок;
  • шпалы формируются из профильной металлической трубы. Достаточно сечения 25*25 мм;
  • на рельсы крепится движимый механизм в виде куска дюймовой трубы и закрепленной на ней арматуры. Он предназначен для фиксации заготовки.

Для сборки нужны следующие инструменты:

  • дрель;
  • сварочная установка;
  • токарный станок;
  • болгарка с кругами по металлу, зачистной щеткой и кругом по дереву;
  • молоток;
  • строительный уровень;
  • рулетка;
  • крепежные принадлежности и гаечные ключи.

Чертеж и основные узлы пилорамы

Пилорама на основе электропилы

Перед изготовлением нужно произвести расчет в потребности материалов. Для этого набрасывается чертеж пилорамы своими руками. Он может быть сделан от руки, но лучше использовать чертежные комплексы. Такие графические программы, как Компас и SolidWorks помогут составить 2D и 3D, рассчитать статические и динамические нагрузки.

Для начала можно сделать простое устройство с ручной подачей. Разобравшись в принципе работы можно нарастить мощности, добавить электронику и датчики.

В основе сборки пилорамы лежит рамный принцип. При значительных нагрузках каркас стоит делать с раскосами. К основным узлам изделия относятся:

  • непосредственно рама;
  • направляющие для движения пильного узла;
  • винтовой узел для перемещения ленты;
  • пружинный механизм натяжения пилы;
  • два шкива – подвижный и стационарный;
  • защитный кожух;
  • передаточный узел;
  • двигатель (электрический или бензиновый);
  • бак с жидкостью для охлаждения;
  • фиксаторы заготовки;
  • стопоры.

В качестве режущего элемента нередко используется электрическая или бензопила. Это целесообразно при небольших объемах работ. Такая конструкция сэкономит время сборки пилорамы. Чертежи для ее изготовления гораздо проще.

Изготовление своими руками

Блок управления на самодельной пилораме

В первую очередь собираются рельсы. Длину их лучше сразу делать 8 м. Для исключения деформаций основания под нагрузкой нужно сделать стяжки из трубы ¾. В качестве крепления используются болты длиной от 29 до 34 см. Это необходимо указать на чертежах. Стойки собираются на болтах М12.

Массивность конструкции требует стационарной установки. Потому на месте сборки предусматривается бетонный фундамент или под стойки подкладываются бруски.

Подвижная тележка представлена монолитной стальной плитой 46 мм. Габариты плиты по длине 60 см, по ширине на 80 мм шире рельсового пути. Это необходимо указать на чертеже.

На движимую каретку монтируются шкивы. Один крепится подвижно, второй нет.

Располагать шкивы лучше не параллельно, как на многих производственных чертежах, а под углом 4° друг относительно друга по вертикали. В таком случае лента не будет слетать в процессе резки.

Для удобства работы можно сделать штурвал. Движение от штурвала передается посредством металлической цепи. В некоторых моделях делается блок управления.

После монтируются прижимы для бревна. В конце, во избежание повреждений, устанавливается электродвигатель и пила.

Пила может быть заводского производства или сделана из холоднокатаной стали 65Г или У8, 10. Толщина распила выбирается исходя из породы древесины.

Ленточная пилорама своими руками

Дерево повсеместно используется в быту при производстве различных сооружений, их отделке и выполнении иной работы. Владельцы частного участка постоянно ведут строительные работы: пристройку сделать, забор обновить, повысить надежность сооружений и так далее. Легкость обрабатываемости, а также доступность древесины изначально определили их популярность. Многие владельцы частных домов и участков на собственной практике определили то, что приобрести бревна и с них получить доску, брус, обрез гораздо дешевле, чем купить готовый пиломатериал. Также не стоит забывать о том, что иногда длина и толщина, ширина используемых досок или бруса имеют важное значение. Поэтому самостоятельно их изготовление позволяет существенно снизить денежные и временные затраты.

Для получения пиломатериала из бревна или другой заготовки зачастую используют ленточную пилу. Популярность этого оборудования определила появление огромного количества различных станков, некоторые их компактные и предназначены для установки в домашней мастерской. Однако стоимость бытовых вариантов исполнения довольно велика, покупать их целесообразно только в случае потокового производства пиломатериалов или других изделий из дерева. Именно поэтому многие решают сделать самодельную конструкцию. Ленточная пилорама своими руками создается в течение короткого промежутка времени, для чего следует знать: какие для этого нужны детали, как проводится сборка.

Самодельная ленточная пила

Стоимость и эффективность промышленных вариантов исполнения

Почему возникает большое желание проводить создание самодельного варианта исполнения станка? Примером можно назвать ленточную пилораму «Тайга», стоимость которой в зависимости от эксплуатационных качеств может варьировать в районе 112-165 тысяч рублей. Даже самый простой вариант исполнения, не обладающий большой производительностью, будет стоить не менее 90 тысяч рублей. Самодельная ленточная пилорама обойдется в разы дешевле. Сделанный своими руками станок подходит для использования от случая к случаю.

Сложности при самостоятельном изготовлении станка

Устройство ленточной пилорамы достаточно сложное. От качества проводимой сборки зависит производительность ленточной пилорамы, срок службы без возникновения поломок и многое другое. Свой станок следует начинать делать после рассмотрения нижеприведенных моментов:

  1. Монтажные работы проводятся при использовании сварки. Поэтому без сварочного аппарата провести работы по созданию рамы и других элементов практически не возможно. Для изменения формы и размеров элементов конструкции понадобится электроинструмент и фрезеровальный станок. Конечно, создание некоторых элементов можно доверить профессионалам, однако это существенно увеличит стоимость работы.
  2. Во время работы на ленточную пилораму оказывается большая нагрузка. Поэтому конструкция должна быть устойчивой и прочной. Для этого проводится крепление конструкции к основанию, а рама и другие элементы производят с учетом возможного веса обрабатываемых бревен около 300 килограмм.
  3. Если создается самодельная бензиновая ленточная пилорама, то следует учитывать необходимость проведения работы по заточке пилы и разводки рабочей части.
  4. Существует довольно много различных конструкций, которые позволяют указывать толщину получаемой продукции.
  5. Необходимо продумать безопасность использования оборудования. Установленная пила и лента могут нанести существенный вред здоровью человека.

Стоит учитывать, что конструкция самодельных ленточных пилорам подходит исключительно для нарезания досок различной длины и ширины.

Существует достаточно большое количество вариантов исполнения самодельных ленточной пилорам, чертежи которых основаны на использовании электрических и бензиновых двигателей. При этом электрические варианты исполнения пользуются большой популярностью по причине лучших эксплуатационных качеств и простоте использования. Но не во всех случаях можно использовать электрический двигатель в качестве движущей силы, так как электричество есть не на всех земельных участках.

Проводить рассмотрении конкретных станков, чертежи которых имеют точные размеры. Ведь для каждого производства требуется стол различных размеров, как и электродвигатель разной мощности.

Схема самодельной ленточной пилорамы

Порядок изготовления самодельной ленточной пилорамы

  1. Важно правильно подобрать место установки оборудования. Если в качестве движущего элемента используется электродвигатель, то рекомендуется исключить вероятность повышения влажности окружающей среды для предотвращения возникновения короткого замыкания. Для удобства обработки бревен площадь мастерской или навеса должна составлять не менее 18 квадратных метров.
  2. Работ ленточной пилорамы связана с осуществлением ручной подачи бревна, вес которого достаточно большой. Именно поэтому работу по созданию рассматриваемой конструкции начинают с изготовления рамы. Она должна быть устойчивой, имеет удлиненную форму. Одна часть станка рассчитана на размещение основных элементов конструкции, вторая для подачи заготовки. Удлиненная часть, где располагается бревно до обработки, имеет рельсы, которые помогают передвигать заготовку. При изготовлении используется профиль площадью поперечного сечения не менее 5-ти сантиметров. Особое внимание уделяется на ровность и горизонтально направляющих.
  3. Самоделка проводит распиливание заготовки в горизонтальной плоскости. Именно поэтому следует рассмотреть то, как будет изменяться высота размещения пилы. Могут использоваться различные механизмы.
  4. В нашем случае используется электродвигатель для передачи вращения основным элементам конструкции. При выборе электродвигателя учитывается то, от какого напряжения он должен питаться (220 или 380 Вольт), какова необходима мощность, а также размещение основных элементов крепления. Рекомендуется выбирать двигатель, который питается от сети 220 Вольт и имеет мощность не менее 2 кВт. От мощность электродвигателя зависит то, насколько будет производительным созданный станок. Если неправильно подобрать электродвигатель, то он будет перегреваться во время работы.

3d-модель ленточной пилорамы

  • Крепление электродвигателя должно проходит с противоположной стороны от места подачи заготовок. При этом важно обратить внимание на прочность крепления – при работе на электродвигатель будет оказываться большое воздействие. В большинстве случае размещают электрический двигатель под рамой, создавая защитный кожух (от воды и механического воздействия).
  • Следующим важным моментом можно назвать тип используемого привода для передачи вращения. На протяжении многих лет прямую установку, когда выходной вал электродвигателя имеет жесткое соединение с режущим элементом ленточной пилорамы, не используют. Причина заключается в том, что нагрузка на электродвигатель будет меняться в большом диапазоне, и предохраняющего механизма от остановки пилы нет. Поэтому используемый привод представлен сочетанием шкивов и ремня. Если нагрузка большая, то ремень будет проскальзывать. Путем изменения диаметров шкива можно уменьшить или увеличить скорость вращения режущего элемента станка. Однако мощность от этого остается неизменной (применения ременной передачи определяет потерю несколько процентов КПД). Кроме вышеприведенных моментов следует учитывать то, что со временем ремень изнашивается, движение шкивов приводит к появлению звука.
  • Важным элементом конструкции можно назвать ролики, на которых крепится режущее полотно. Один из роликов ведущий, второй натяжной. Отметим тот момент, что самодельные варианты исполнения зачастую создаются при использовании обычных колес вместо роликов. При создании этого элемента конструкции следует учитывать то, что лента должна иметь хорошее натяжения, для чего один из роликов подпружинивают. При создании конструкции следует уделять внимание прочности крепления всех элементов, так как во время пиления может возникать сильная поперечная нагрузка на полотно – при допущении ошибки оно может слететь.
  • Вышеприведенные моменты указывают на основные моменты по производству самодельной пилорамы. Сделать ленточную пилораму можно самостоятельно при минимальный затратах. Ведь нужно купить или найти только двигатель, шкивы и ролики, найти металлопрофиль для рамы и полотно для пиления. Надежность конструкции зависит от технического состояния всех узлов и качества их соединения. Поэтому перед использованием пилорамы следует тщательно ее проверить.

    Вам также могут быть интересны статьи:

    Дисковая пилорама своими руками Как сделать форматно-раскроечный станок своими руками Самодельная пилорама из бензопилы Как сделать фуганок своими руками

    Самодельная пилорама своими руками

    Когда появляется необходимость обработать большой объем досок и древесины, то лучшим вариантом является использование пилорамы, созданной собственноручно. Многие уверены, что стоит купить готовое устройство, однако сделать его самостоятельно совсем не сложно. в этой статье мы расскажем о том, как делается самодельная пилорама. Фото чертежей в большом количестве присутствуют в интернете.

    Как сделать самодельную пилораму

    Прежде чем приступить к этому процессу, нужно определиться с объемом предстоящей работы, а также с древесиной. После это нужно поискать чертежи самодельной пилорамы в интернете и определиться с типом устройства для успешной реализации поставленной цели. При сборке устройства своими руками, главное внимание должно быть уделено вопросам безопасности, так как подобное устройство является объектом повышенного риска.

    Самодельная пилорама напоминает вращение двух катушек с натянутой между ними нитью. Эта нить и есть пила, а расстояние от одной катушки до другой - это оптимальный размер бревна. Самодельная пилорама, видео создания которой представлено ниже, дает возможность:

    • подгонять бревна под одну форму и размер
    • осуществлять распил заготовки по конкретной схеме после точных настроек оборудования.

    Однако в результате распила зачастую получаются незначительные изъяны, ликвидировать которые нельзя. По этой причине дерево нужно дополнительно обрабатывать вручную.

    Работает самодельная пилорама таким образом:

    • на платформу прочно закрепляется заготовка, которая не двигается
    • движение мобильной тележки обеспечивает распил древесины
    • пила расположена горизонтально
    • для получения конкретного размера досок, нужно изначально задать соответствующие параметры
    • пильная лента является пилой, поэтому она должна быть качественно натянута.

    Самодельная пилорама, видео

    Место для самодельной пилорамы

    Поскольку самодельная пилорама - это крупногабаритное и достаточно опасное устройство, то перед тем как делать самодельные пилорамы своими руками (видео их создания можно посмотреть на нашей сайте) нужно хорошо подумать, и решить в каком месте вы будете использовать подобное устройство.

    Наилучшим образом для этой цели подойдет сарай или гараж, а также любое подсобное помещение с бетонным основанием. Помещение для пилорамы должно иметь хорошую систему проветривания. Оно должно быть не тесным и хорошо освещаться.

    Модно расположить пилораму и на улице, однако для нее нужно обязательно смастерить навес. Если вы планируете создать пилораму с электрическим двигателем, то нужно особенно внимательно отнестись к монтажу проводки и всех переключателей и автоматов.

    Во время сборки агрегата своими руками, уделите особое внимание его режущим и подвижным частям. Именно они являются наиболее опасными частями.

    При работе с четырех вальцовыми лесопильными рамами необходимо осуществлять распиловку бревен не короче 3 метров. Если возникает необходимость обработки более коротких заготовок, то пилорама должна быть оборудована дополнительными механизмами. Чтобы работать с заготовками менее 1,5 м нужно использовать особые восьми вальцовые рамы. Дополнительную безопасность гарантирует тормоз пилорамы, позволяющий безоткатно ее тормозить.

    По окончанию сборки и перед началом использования нужно тщательно проверить все крепления и составные узлы, а также устойчивость всей конструкции. Только после этого можно запускать устройство.

    Как сделать правильный выбор

    Во время выбора самого идеального варианта станка для деревообработки необходимо обратить внимание на самое основное преимущество ленточных пилорам в сравнении с многопильными дисковыми станками, это преимущество состоит в небольшой высоте пропила.

    Величина пропила дисковой пилорамы, зачастую колеблется в пределах 5-6.2 мм. Шинная пилорама делает еще больший пропил. К примеру, можно посмотреть карту раскроя тонкомерного бревна сечением 180 мм и материал с сечением 124х35, получается, суммарная площадь пропила будет составлять 4377 мм2. А вот если бревно будет 90х90, то 17.2% древесины станет опилками. Если каждый месяц вы будете перерабатывать 900 м3 и более, то такая потеря древесины не будет заметна, потому что выполняемые объемы компенсируют потерю. Но если объемы производства не большие, то нужно использовать технологии, которые отличаются низкой производительностью, но дают возможность распиливать заготовки с минимальными потерями. Следовательно, для малых объемов производства лучше применять ленточные пилорамы, но не шинные.

    При использовании ленточного станка, величина пропила составит от 2.2 до 2.5 мм. При заготовке сечением 180 мм для изготовления пиломатериалов с сечением 124х35, площадь пропила равняется 1765 мм2. В опилки превратится в этом случае лишь 6,9% древесины.

    Шинные устройства, которые дают широкий пропил, применяются, чаще всего, частниками или небольшими фермерскими хозяйствами для обработки минимальных объемов сырья, при которых не важен выход пиломатериалов.

    Представляем Вашему вниманию очень крутую видеоподборку по самоделкам к мотоблоку:
    1. Картофелесажалка для мотоблока своими руками
    2. Самодельные культиваторы для мотоблока
    3. Самодельные плоскорезы для мотоблока
    4. Самодельный окучник для мотоблока
    5. Самодельные косилки для мотоблока
    6. Самодельные грунтозацепы для мотоблока
    7. Самодельная картофелекопалка для мотоблока
    8. Самодельный дровокол для мотоблока
    9. Самодельный снегоуборщик к мотоблоку
    10. Самодельная сеялка для мотоблока
    11. Самодельный прицеп к мотоблоку

    Как самому переделать шуруповерт с Ni-Ca на литий-ионные АКБ или в шуруповерт, работающий от сетевой 220 В. Подробное описание и крутая видеоподборка из самых лучших роликов по теме. Оживи свой шуруповерт уже сейчас!

    Самоделки из двигателя от стиральной машины:

    1. Как подключить двигатель от старой стиральной машины через конденсатор или без него
    2. Самодельный наждак из двигателя стиральной машинки
    3. Самодельный генератор из двигателя от стиральной машины
    4. Подключение и регулировка оборотов коллекторного двигателя от стиральной машины-автомат
    5. Гончарный круг из стиральной машины
    6. Токарный станок из стиральной машины автомат
    7. Дровокол с двигателем от стиральной машины
    8. Самодельная бетономешалка

    EuroSamodelki.ru — это огромное количество самоделок, которые сопровождаются подробными иллюстрированными инструкциями для самостоятельного изготовления. В нашем каталоге насчитывается уже более 2100 самоделок. Присоединяйтесь к нам, вступайте в нашу социальную группу ВКонтакте. Мы Вас ждем! Сделайте что-нибудь полезное для себя, для своего дома, для своих близких.

    Делайте самоделки своими руками как мы, делайте лучше нас!

    Eurosamodelki.ru 2012-2017
    Копирование допускается только при использовании активной ссылки на сайт

    Ленточная пилорама своими руками чертежи

    Уважаемые посетители сайта «Самоделкин друг « из представленного материала вы узнаете как можно самостоятельно сделать свою собственную ленточную пилораму. Каждый мастеровой человек мечтает иметь в своем хозяйстве свою собственную пилораму, потому как ее наличие в десятки раз уменьшит расходы на пиломатериал. При помощи данного станка можно самому распускать бревна на доски и бруски, так же отличный вариант и для тех кто строится . тоесть доски можно производить непосредственно на месте строительства будущего дома. А так же возможно открыть свою частную пилораму и распускать доски уже за деньги и пополнять семейную казну дополнительным заработком. Вообщем станочек очень хорош со всех сторон, да и самостоятельная его сборка опять же обойдется куда дешевле заводского аналога, потому как много запчастей можно использовать б/у и имеющихся в наличии у автолюбителя, к примеру. колеса от легкового автомобиля, ступицы, подшипники, болты и прочее что можно раздобыть в гараже)

    Конструкция ленточной пилорамы представляет из себя 1. рельсовую дорожку 2. станину с силовым агрегатом 3. полотно 4 механизмы регулировки и натяжения 5. каретка 6. ровная поверхность (желательно фундамент-плита)

    И так, давайте ознакомимся с перечнем необходимых составляющих для сборки станка. А так же разберем весь процесс поэтапно.

    Материалы

    1. уголок 100х100, швеллер, рельса от узкоколейки (для изготовления рельсового полотна)
    2. колеса от легкового автомобиля
    3. ступицы
    4. подшипники
    5. профтруба квадратного сечения
    6. шпилька с резьбой
    7. домкрат
    8. капельница
    9. силовой агрегат (бензиновый или электродвигатель)
    10. арматура
    11. болты, гайки, шайбы, граверы
    12. листовой металл 1 мм
    13. ремень
    1. сварочный аппарат
    2. дрель
    3. наждак
    4. болгарка
    5. молоток
    6. рулетка
    7. набор гаечных ключей
    8. уровень (лазерный)
    9. линейка
    10. уголок

    И так, первым делом стоит ознакомится с чертежами, потому как любое дело начинается с разметки, как говорится «Семь раз отмерь, один раз отрежь.





    Так с чертежами ознакомились, а теперь хочется еще отметить то, что самодельные пилорамы бывают нескольких видов

    1 Ленточная пилорама с электродвигателем.
    2. Ленточная пилорама с бензиновым двигателем.
    3 Шинная пилорама.
    Принцип работы ленточного станка для распиловки древесины. Полотно натягивается на 2 горизонтально расположенных шкива, в данном случае это обычные автомобильные колеса с покрышкой и камерой, неоспоримый плюс данной конструкции в том, что можно производить натяжение пильного подкачкой шин. Ограничитель и поддерживающие ролики располагаются непосредственно в нижней части.
    Чтож принцип работы надеюсь понятен, далее стоит позаботится о размещении рельсовой дороги по которой будет ходить каретка с пильным полотном и распускать бревна на доски. Площадка должна быть размерами не менее 3 х 6 м, а самое главное ровной! Поэтому необходимо под пилораму залить плиту-фундамент и выровнять до идеально ровной поверхности. Копается углубление, укладывается песчаная подушка и заливается армированная плита из бетона.
    Далее идет установка самой рельсовой дороги, ее в лучшем случае можно сделать из рельс от узкоколейной железной дороги, но таковое трудно достать, так что придется делать из швеллера либо уголка. Обратите внимание. На фото уголок расположен ребром вверх.
    Соединять уголок между собой можно сваркой, но при нагреве металла его может повести, а нам нужна идеально ровная дорога, так же можно крепить рельс непосредственно к бетонному основанию при помощи анкерных болтов.
    Опорные ролики можно сделать из обычных подшипников, либо заказать у знакомого токаря.
    После чего изготавливается непосредственно сама пильная рама, где используются трубы разного диаметра которые можно вставить одна в другую. за счет чего ползун может подниматься вверх и вниз.
    Рама же сварена из профтрубы квадратного сечения.
    В нижней части устанавливают опорные ролики. они должны соответствовать ширине рельсовой дороги.
    Далее изготавливается механизм подъема.



    После чего устанавливаются шкивы и ступицы.

    Подключение к силовому агрегату.
    Выравнивание и поддержка пильного полотна осуществляется за счет подшипников.

    Сверху в обязательном порядке следует установить защитный кожух из металла. Техника безопасности здесь превыше всего, потому как полотно может и вылететь.
    Механизм натяжения можно сделать из небольшого домкрата.
    После полной сборки пилорамы проводится пробный запуск, если все в порядке, то отключается двигатель и укладывается и крепится бревно.

    Распускается бревно на доски. Так же можете посмотреть работу лесопилки наглядно на видео.

    Масштабные работы с использованием деревянного бруса или доски, например, работа плотника или самостоятельное строительство дома, связаны с необходимость регулярного распила необработанных бревен. Разумеется, можно закупать готовые пиломатериалы или приобрести пилораму промышленного изготовления, но это дорого. Данная статья рассказывает (на основе реального опыта), как была изготовлена ленточная пилорама своими руками при относительно небольших расходах.

    Это вполне реально сделать и вы получите надежную конструкцию, позволяющую распиливать ствол дерева на отдельные доски трехметровой и более длины. Вам понадобятся некоторые материалы (сортовой прокат и детали старых машин), а также провести слесарные, сварочные и токарные работы. Все было спланированы так, чтобы свести к минимуму необходимость в токарных работах.

    «Шпалами» этой конструкции стала профильная труба размером 25х25 мм.

    Между этими профильными трубками, приварена полудюймовая труба, а не ней уже закреплены когти - крепеж для бревна. Данные когти свободно наклоняются и перемещаются, а когда нужно зафиксировать бревно, то по зажимам производится несколько ударов молотком, в результате этого происходит самозаклинивание фиксирующего механизма.

    Когда делалась ленточная пилорама своими руками, то трубки профильные («шпалы») были изготовлены так, что выступают за рельсы. На выступающих частях стоят болты (M14 x 100 мм) для регулировки. Кроме этого, на профильных трубах сделаны «мостики» - перемычки, на которые кладут бревно перед обработкой. На случай заготовок маленькой длины, последние две перемычки установлены на расстоянии полуметра друг за другом.

    Шкивы были подточены так, что надетый ремень на несколько сантиметров выступал. Для корпусов шкивов использовались ступицы от автомобиля «Москвич», приваренные к трубками.

    Все это вместе перемещается по направляющим - расположенным горизонтально полудюймовым трубам, а при необходимости, с помощью болтов, данный узел фиксируется.

    При выставлении шкивов, вы можете столкнуться с неожиданными проблемами, из-за которых их придется отрезать и снова приварить. Это связанно с тем, что на практике, установка шкивов «по науке», параллельно, приводит к слету ленты в процессе работы. Так что, лучше их установить с легким наклоном, до 4 градусов, тогда лента в движении будет «сама натягиваться» на ролики.

    Ведомым шкивом является правый, он натягивается, автоматически, пружиной. В данном случае была использована пружина, демонтированная с мотоцикла «КаСика». А ведущий, левый шкив фиксируется жестко, но его можно сместить, если поменяется размер ленточной пилы.

    В пилораме надо использовать каленые ролики. В описываемом в статье варианте был использован роликовый узел, который проще сделать своими силами и быть уверенным в его надежности.

    Этот узел состоит из трех подшипников на одной оси: двух - марки 202 и третьего, стоящего сзади, на 2-4 миллиметров больше. Вал с роликами выточен с учетом того, чтобы при изменении ширины пилы, установить шайбы между подшипниками.

    Вал входит в две трубки: полудюймовая и вторая, в которую полудюймовка вставлена. В полудюймовой трубе вал находится со смещением оси, фактически, приварен к нижней стенке. Весь данный узел из вала и трубок прикреплен к направляющим таким образом, чтобы роликовый узел можно было регулировать по высоте, смещать в сторону, при различном диаметре бревен, и надежно фиксировать после регулировки. Со стороны ведомого шкива на ролик установлена капельница, подающая смазывающе-охлаждающую жидкость (СОЖ).

    Сама рама, высотой полтора метра, сделана из швеллера номер 100, а для дополнительной жесткости, конструкция укреплена косынками. Блок для резки может двигаться по швеллерам посредством шпилек-винтов. А жесткую фиксацию режущего узла в пилораме обеспечивают болты с контргайкой.

    Итак, как видите, такое оборудование, как ленточная пилорама своими руками может быть изготовлена даже в условиях небольшой домашней мастерской или гаража. Таким образом, плотник или дачник получит возможность прямо у себя на участке распускать на доски большие заготовки для своих нужд или даже немного зарабатывать - брать заказы на распил бревен.

    Жителям небольших городков или поселков отлично известно, какую в их жизни роль играет любое деревообрабатывающее оборудование, которое, скорее всего, приходилось многим применять в своей работе. В наше время строительный рынок пестрит большим количеством разных моделей деревообрабатывающего оборудования, причем самыми востребованными являются пилорамы. Все пилорамы разделяются на рамные, дисковые и ленточные, что отличаются видом режущего инструмента. Шинная пилорама от них кардинально отличается собственным устройством.

    Предназначение шинной пилорамы

    Человек давно использует древесину разных пород для изготовления предметов, что необходимы ему для жизнедеятельности. В течение этого времени люди работали над модернизацией деревообрабатывающего оборудования. Ручные пилы, которые использовались раньше, практически канули в лету. Пришли им на смену более современные и удобные станки, к которым относят бензопилу, многопильный и кромкообрезной станок, а также шинные пилорамы.

    Любое строительство или обслуживание построек сопровождается большими денежными тратами, что связано с обработкой дерева: распиловкой бруса, заготовкой досок, изготовлением стропил, балок или деталей мебели. Все это, безусловно, вы можно приобрести в розницу в торговой сети, однако при покупке новенькой шинной пилорамы все расходы окупятся быстро, и с помощью собственного деревообрабатывающего станка вы построите дом, баню, гараж, дачный домик и летнюю беседку.

    Основное назначение самодельной шинной пилорамы состоит в высококачественной продольной распиловке брёвен любой породы древесины для изготовления необрезной и обрезной доски, шпона, реек, лафета, бруса и распиловки тонкомера. Пилорамы данного типа разработаны для производства небольших партий пиломатериалов, обработки нестандартных бревен и получения особого размера заготовок.

    Шинные пилорамы не требуют для монтажа большой площади и могут свободно устанавливаться на ограниченном земельном участке. Безусловно, цепная пилорама не станет заменой оцилиндровочному станку или венцевому резаку, но резать брус и изготавливать доску вы сможете своими руками. На фото шинных пилорам вы увидите, что различают станки, которые работают от электрической сети и являются стационарными установками, а также автономные варианты, работающие на бензине, с которыми можно выезжать в лес и заготавливать нужный пиломатериал.

    Конструкция шинной пилорамы

    Шинная пилорама состоит из станины, прижимных упоров, подвижной тележки, роликов, каретки, электрического двигателя, шины и цепной пилы. Станина пилорамы имеет небольшой вес, поэтому её можно транспортировать в багажнике легкового автомобиля. Шинную пилораму можно сравнительно легко перенести и установить в непосредственной близости от бревна, которое распиливается, - на складе лесоматериалов или строительном участке.

    Можно распиливать на шинной пилораме брёвна почти любой длины. А если предусмотреть в чертеже самодельной шинной пилорамы дополнительную установку ещё одной секции, то так можно увеличить длину бревна ещё на пару метров. Это считается очень выгодным при возведении дома или дачного домика для производства перекрытий.

    Достаточно простой и удобной является конструкция прижимных упоров. Два прижима располагаются в конце и начале бревна, бревно винтами прижимают к упорным флажкам. В процессе распиловки можно опустить упоры на соответственный уровень.

    Подвижную тележку можно смонтировать из стальной плиты, что имеет толщину 5-6 миллиметров. На ней предусматривают штурвал и упорный уголок. Затем ее ставят на ролики или подшипники. В качестве цепи для передвижения тележки можно применять цепь от комбайна. Использование заточенной цепной пилы продольного пиления гарантирует наличие ровной поверхности распила. Такую пилу фиксируют на специальной каретке, которая посредством рельс движется по станине.

    Ее роль отлично выполняют два стальных швеллера, что имеют длину 8 метров и высоту 0,14 метра. На расстоянии метр-полтора по всей длине швеллеров проделывают отверстия, в которые принято устанавливать стяжки, к примеру, из отрезков водопроводной трубы. Вся конструкция изготовленной своими руками шинной пилорамы требует установки на стойки.

    Силовым агрегатом на шинной пилораме может выступать трёхфазный электрический двигатель, который имеет мощность 5,5 кВт, или можно применять автоматический четырехтактный бензиновый мотор, мощностью 5,5 лошадиных сил. Скорость пиления в данном случае составляет соответственно 18,6 и 9,7 метров в секунду. Электродвигатель размещают сверху на специальных приваренных уголках.

    Шина и цепь на пилораме применяются обычные. При распиловке жёсткость шины исключает появление ряда дефектов, таких как, к примеру, волна, а точность распиловки доходит до ±1 миллиметра на 6 метров длины. Во время распиловки шиной толщина пропила не является больше, чем при использовании дисковой пилы. В конце устанавливают удобное фиксирующее устройство на шинное пилораме, что предназначено для закрепления бревна.

    Принцип работы шинной пилорамы

    Принцип действия шинной пилорамы схож с работой пилорамы ленточной. Бревно в процессе обработки лежит неподвижно, а распил осуществляется при помощи пилы, которая закреплена на движущейся каретке. Главное различие между этими моделями кроется в применении в работе цепной пилы, прикрепленной к шине.

    Пильная цепь является намного дешевле тех, что установлены в ленточных пилорамах, быстрее и легче подготавливается к работе и отличается продолжительным сроком службы. А вот ленточное полотно нельзя использовать после работы на протяжении 10 часов, чтобы оно восстановило свои свойства. Если неправильно произведена заточка или разводка зубьев, то ленточное полотно приходит в негодность, а пиломатериал получается плохого качества или непригодным для использования.

    Таким образом, использование в частном хозяйстве ленточного полотна сопряжено с множеством проблем. Пильные же цепи, что применяются в шинных пилорамах, не нуждаются в подобном уходе и тщательной подготовке к работе, о чем свидетельствует видео о шинной пилораме своими руками. Цепь затачивают и сразу же устанавливают на пилораму. К тому же даже при плохом качестве заточки не пострадает качество распила: оно будет отличным за счет жесткости шины, а волнистость и бочкообразность не возникнут ни при каких обстоятельствах.

    Шинные пилорамы можно устанавливать в любых помещениях, если выполняется условие защиты электрического оборудования от воздействия осадков. Это должны быть закрытые помещения или открытые площадки. Пилораму размещают на ровной площадке. Под рельсовый путь при ее отсутствии принято ставить анкера. Рельсовый путь и шину на каретке выставляют горизонтально.

    Распиловку на шинной пилораме совершают в горизонтальной плоскости, перемещая при этом ручным способом каретку с шиной. Перемещение проводят по направляющим элементам относительно обрабатываемого бревна, что расположено неподвижно. Ручку регулировки высоты поворачивают вручную, опуская или поднимая шину.

    Для увеличения времени полезной службы новой цепи предварительно рекомендуется её погружать в масло и выдерживать в нем ночь. Если износилась ведущая звездочка, нельзя надевать на нее новую цепь, так как необходимо поменять старую звездочку, как показано на видео о шинной пилораме. Следите во время работы цепи за её натяжением, которое должно быть тщательно отрегулированным, и за смазкой шины, поэтому регулярно закачивайте масло масленкой в носовую звездочку шины.

    Интенсивная работа на шинной пилораме вызывает надобность произведения регулярной заточки пильных цепей. Заточку в среднем принято делать каждые полтора - два часа, зависимо от плотности распиливаемой древесины. Для заточки пильной цепи нужно использовать заточной станок, который легко подстраивается под любой шаг пилы и угол заточки. Чтобы не допустить остановки процесса распиловки, рекомендуется всегда под рукой иметь запас запасных пильных цепей.

    Изготовление шинной пилорамы

    Шинная пилорама, изготовленная своими руками, станет надежным помощником в подсобном хозяйстве. Станину принято производить из 2 стальных швеллеров, что имеют длину 8 и высоту 0,14 метра. Кроме этого применяют металлические уголки или рельсы. Заготовки нужны такие, которые имеют идеальную прямую форму. По длине швеллеров проделывают отверстия диаметром близко 14-16 миллиметров на расстоянии приблизительно 1,5 метров, что можно увидеть на чертежах шинных пилорам.

    В соответствии с количеством отверстий необходимо изготовить специальные стяжки из отрезков трубы для водопровода. Детали нужно закрепить при помощи болтов или шпилек с резьбой. Составляющие конструкции пилорамы, что предварительно подготовлены, нужно собрать вместе и установить на стойки. Число стоек зависит от длины. Крайние стойки размещают на расстоянии до одного метра от конца направляющих.

    Для придания конструкции жесткости следует рационально зафиксировать раскосы. Затем установите подвижную тележку, которую получиться смонтировать из стальной плиты, толщиной 4-6 миллиметров, а длиной — 0,6 метров, зависимо от размеров электродвигателя. Для тележки подберите зажимные пластины и прокладки.

    Элементы отвечают за обеспечение свободного передвижения механизма, как показано на видео о самодельных шинных пилорамах. При этом одновременно необходим предельно минимальный зазор. Стяжка прокладок выполняется с помощью болтов. Устраните поперечный люфт, прикрепив к тележке упорный уголок. Тележка может устанавливаться на ролики или подшипники.

    На вале электрического двигателя напресован алюминиевый профиль с двумя ручьями. Усилие от мотора через два ремня передается на шкив, что размещается на режущем кронштейне. Шкивы, что по внешней кромке имеют диаметр 80 миллиметров, можно взять от мотоблока. Ведомый шкив усилие передает через валик, вращаемый на двухподшипниках, на звездочку, а потом на пильную цепь.

    Цепь используется с целью передвижения тележки с пилой и мотором. Цепь на шинной пилораме должна быть хорошо натянутой, как на фото самодельной шинной пилорамы. Натяжение ремней и цепи можно делать вручную, фиксируя двумя болтами с гайками. Можно дополнительно поставить на натяжитель цепи натяжной болт, но усилий щипцов хватает, чтобы цепь была хорошо натянутой. Рекомендуется для облегчения работы цепи смазывать её постоянно машинным маслом.

    Штурвал монтируют на одной из втулок звездочек, которые располагаются по краям направляющих. После этого можно заняться изготовлением фиксирующего устройства для бревна: в трубы диаметром 3-4 сантиметра вставляются подвижные штанги, что в стопор входят на необходимой высоте винтом М8. Закрепляются поверх штанг прижимающие детали, которые имеют длину не менее 1,5 сантиметров и кулачковые зажимы.

    Использование самодельной пилорамы

    После того, как сделали самодельную шинную пилораму, можно приступить к её монтажу. Пилораму устанавливают на направляющие рельсы с помощью четырех опорных роликов. Ролики можно переделать из натяжителей того же мотоблока. Запомните, что шина и цепь должны быть специальными для продольной распиловки. Чем цепь будет острее, тем легче пилить дерево. В день вам придется менять от 2 до 4 цепей. На фото шинных пилорам можно посмотреть характеристики цепи и шины.

    Для установки толщины выпиливаемых досок можно установить вертикальный винт, в котором при вращении рамка передвигается с пильным агрегатом. Размер для начала выставляйте по линейке, а когда станете опытным рамщиком, у вас получиться устанавливать толщину заготовок по оборотам винта.

    В начале работы закрепите бревно согласно чертежам шинной пилорамы своими руками, откройте на бачке с маслом кран, запустите электрический двигатель, опустите винтом рамку и можно начинать движение шинной пилорамы. Усилие, с которым по рельсам будет перемещаться пилорама, небольшое. Этот показатель зависит от толщины бревна, породы и сучковатости дерева, состояния древесины — сухая или свежая, а также от уровня наточенности цепи.

    Изготовленная своими руками пилорама способна пилить любую древесину, но желательно использовать свежезаготовленную, а не высушенную, как говориться, запаренную. Пилить легче хвойные бревна, мягкие лиственные породы — ольху, клен, тополь, осину, тяжелее — ясень, вяз, дуб. Тяжелее всего работать с запаренной акацией, потому что у этой породы очень плотная и твердая древесина.

    Самодельная пилорама способна распилить бревно, максимальная длина которого составляет 7 метров, а максимальный диаметр — 40 сантиметров. Скорость пиления древесного материала можно охарактеризовать так — трехметровая доска из сосновой заготовки, что имеет диаметр 25 сантиметров, пропиливается за 7 минут.

    Таким образом, вы узнали, как сделать шинную пилораму самостоятельно. Шинная пилорама отличается высококачественной распиловкой древесины, точностью, компактностью, невысокой ценой шинной пилорамы, простотой конструкции, надежностью, малым весом, эргономичностью при эксплуатации, легкостью транспортировки, долговечностью и безопасностью. Если вам предстоит большая стройка, то самое время подумать об изготовлении шинного станка, что предназначен для продольной обработки бревен.