Определение ценностей. Вечные ценности человека Какие жизненные ценности называют вечными и почему




Вечные ценности

В предыдущем тексте мы говорили о самой обсуждаемой в мире теме - Любви. Оказалось, что

Любовь не имеет определения, хотя это главный мотив человеческого поведения. Но существует и

противоположность Любви - эгоизм, который, по сути, простое ее (Любви) отсутствие. В данном

тексте мы постараемся проследить следствия вышесказанного. И поговорим о Вечных ценностях.

Пролог.................................. ....................... 1

Черное и Белое........................................ . 2

Свобода........................................ ............. 3

Справедливость........................................ 5

Семья........................................ ................. 7

Соборность........................................ ....... 10

Патриотизм........................................ ....... 14

Пролог

За всеми человеческими идеалами - дружбы, понимания, чести и т.д. - стоит Любовь. Всеми

нашими поступками движет либо Любовь, либо её нехватка. Человек может увеличивать в себе

Любовь и уменьшать эгоизм. Правда, процесс этот не быстрый. Нет такой волшебной «таблетки».

Возрастание в Любви - это длительный и кропотливый процесс работы над собой.

Именно Любовь является источником того, что с древнейших времен в философии называется

добродетелью. Если заглянуть в этимологию этого понятия и связать ее со значением самого

слова, окажется: добро-детель - это то, что толкает человека на добро. Это нечто, что подвигает

человека на добрые поступки. Это деятельное стремление к добру. И это Любовь.

Добродетели обеспечивают духовный рост личности. Добродетелей достаточно много (мужество,

честность, искренность, спокойствие, скромность и др.) и все они ведут человека к добру. Обычно

в вопросах добродетелей (личного духовного роста) люди сходятся во мнениях. Все люди

примерно одинаково понимают, что такое добро. Человек на каком интуитивном уровне всегда

чувствует, добрый совершается поступок или нет.

Поэтому пока еще человечество сильно в своих позициях относительно добродетелей и лучших

духовных ценностях отдельного человека.

Мы хотим вступить на зыбкое поле человеческих взаимоотношений и поговорить о том, что

начинает размываться под воздействием современной цивилизации. Именно в области

взаимодействия людей обычно ломается большинство копий. Переплетение Любви и эгоизма в

человеке зачастую принимает настолько запутанный и причудливый характер, что одной

интуиции становится не достаточно.

Черное и Белое

Деление всех мотивов, а также целей и средств их достижения, человека на продиктованные

Любовью или эгоизмом позволяет легко и эффективно отделять черное от белого, доброе от злого.

При должной степени усердия такое понимание позволяет распутать все переплетения Любви и

эгоизма, чтобы следовать Любви. Это в корне отлично от предложений современных горе-

«философов», которые предлагают жить в серости мира, где нет ни черного, ни белого.

Наша позиция выражается в существовании идеалов, истины, а не многочисленных,

относительных и субъективных «правдах».

За свое существование человеческое общество нащупало идеалы, по которым стали строиться в

той или иной степени все цивилизации. Все культуры мира «болтаются» между этими идеалами.

Мы называем их Вечными ценностями. Вечные ценности означают нечто непреложное, истинное.

Вечное. Это ценности всего человеческого рода от начала времен и до их завершения.

Следует понимать, что эгоизм может легко искажать любые идеалы и добродетели. Поэтому

характерна или нет определенная ценность для конкретного временного промежутка данной

цивилизации не столь важно. Важно, что все общества возвращаются к этим ценностям в каком-

либо их проявлении.

Вечные ценности - достаточно интересное явление. Они помогают поддерживать и взращивать

Любовь в человеке за счет взаимодействия с другими людьми.

К нашему глубочайшему сожалению, современный мир насыщен искусственными концепциями,

на которых человечество пытается построить общество «нового типа». Исток этих концепций

коренится в революционных идеях прошлого столетия, болезненной жажде бунта «против всего

старого» и высокого (аристократичного), слепой вере в силу человеческого разума и многих

других ничем не обоснованных фантазиях их основателей.

же идеалов: добра, красоты и Любви. Поэтому человеку, который не проводил глубокий анализ

сложившейся ситуации, трудно разобраться во всех этих хитросплетениях и вывертах

человеческой мысли.

Искусственные концепции, на основе которых пытаются перестроить современного общество,

основаны либо на псевдонаучных выводах гуманитарных ученых (ведь их концепции нельзя

заранее проверить опытным путем, что является единственным критерием истинности в

настоящей науке), либо на откровенных фантазиях все тех же ученых, ничем не отличимых от

Результатом этого являются чудовищные эксперименты, один из которых длился на протяжении

70 лет в нашей стране и закончился грандиозным крахом, отзвуки которого звучат до сих пор.

Другой эксперимент вершится в западных странах, где под видом все тех же благих намерений

медленно, но верно подтачиваются Вечные ценности. Длительность «западного эксперимента»

приводит к одному любопытному факту. Мы уже сегодня можем наблюдать некоторые его

последствия. А ведь «по плодам их узнаете их» [Мф. 7:16].

Мы уверены, когда над головой светит идеал Любови, то идти по кромешной тьме современности

гораздо легче. Поэтому, чтобы не запутаться в хитросплетениях мысли, давайте направим этот

прожектор и взглянем на некоторые тенденции в «цивилизованном» обществе под светом Любви.

Свобода

Термин «свобода» на сегодняшний день является одним из самых затертых. О свободе вещают

СМИ. О свободе говорят на улицах и кухнях. Свободу пропагандируют фильмы. Свободу

воспевают художники, поэты и музыканты. Удивительно, но той свободе, о которой каждый из

нас уверен - «она у меня есть» - не так много лет. Последняя и наиболее общая редакция «свобод»

была принята менее 70 лет назад.

Если заглянуть вглубь веков и проследить, как развивалась «теория свободы», то достаточно

быстро окажется: идея свободы, как и все «человеческие изобретения», быстро выхолаживалась и

теряла свой истинный смысл. Философски обоснованная попытка юридически защитить индивида

от произвола другого индивида или государства и тем самым обеспечить прогресс общества,

стремительно вырождалась. Человек как-то быстро решает, что может думать, что угодно (свобода

совести), и говорить, что угодно (свобода слова).

Безосновательное отождествление теоретической «свободы» и прогресса приводило и приводит к

тому, что пропаганда свободы сводится к безудержному отвержению всего старого. Иногда без

разбора. Якобы все старое и традиционное априори является сдерживающим фактором

человеческого развития. К сожалению, зачастую это касалось и всего тысячелетнего опыта

духовного роста, накопленного в колыбели христианской цивилизации. И хотя свобода не должна

приводить к отказу от нравственных ориентиров, утрате смыслов и идеалов, искусственное

насаждение «свободы», лишенной главного своего качества - Любви, заканчивается плачевно.

Такая свобода вырождается в нечто абсолютно чуждое любому здравомыслящему человеку.

Русские люди во все века имели какое-то интуитивное понимание той самой правильной свободы.

Поэтому выверты западной философской мысли часто были не понятны нашему народу не в силу

их сложности, а в связи с утратой истинного звучания слова «свобода».

С философской точки зрения человек свободен, когда он (а) волен в своих мыслях, (б) волен в

своих речах и (в) волен в поступках.

Сначала следует оговориться о принципиальном моменте. Абсолютно свободным человек быть не

может. Человек не может контролировать или прогнозировать обстоятельства, в которых он

окажется. Единственное, что ему остается, это возможность выбора того, как поступить в тех или

иных ситуациях. Это свобода выбора.

Однако абсолютная (полная) свобода выбора - это иллюзия. По-настоящему свободный выбор

можно сделать лишь при полноте информации (и средств), что в принципе недостижимо. Любой

выбор диктуется набором знаний (факты, опыт, идеалы) и эмоций. Какие факты подсунуть

человеку, тот выбор он и сделает. У человека можно вызвать также эмоцию, которая спровоцирует

определенный поступок. Это все манипуляции, которые хорошо известны. Поэтому заведомо

ложны заявления о не нужности информационного просвещения, например, по теме аборта.

Якобы женщина сама может решить. Однако практика показывает, когда женщина узнает

реальные факты об абортах, жизни малыша в утробе и материнстве, она отказывается от этой

чудовищной операции.

Другая, более тонкая, ложь заключается в формуле: «Свобода одного кончается там, где

начинается свобода другого». Обычно под «свободой другого» понимается неприкосновенность

его личности (нельзя клеветать, оскорблять) и тела (нельзя бить, убивать). В остальном люди

свободны. Это лукавство. Но чтобы осознать это лукавство, нужно ознакомиться с другим

пониманием свободы.

Дело в том, что идея свободы зародилась в христианстве, где имела куда более глубокий и

потрясающей воображение смысл. Согласно учению Церкви человек был создан Богом. Бог

является всемогущим Творцом всего и вся. И всемогущий Бог, который может управлять,

создавать и разрушать абсолютно все, даровал человеку свободу. Единственное, что Бог не может

контролировать - это человек. Человек волен поступать, как ему заблагорассудится. Но вот как

раз «благого рассудка» человеку и не хватило.

Зачем человеку нужна свобода? Все очень просто. Свобода дана человеку, чтобы он мог просто

жить. Вспомните фразы типа «это не жизнь, а существование». Не это ли тяга к свободе? Да и в

целом, вы же не хотите быть бездушными машинами?

Но есть и другая сторона медали. Нельзя быть честным и верным, пока у тебя не появилось

возможность проявить честность или верность. Есть такое мнение: «Если ты не брал взятку,

значит, плохо предлагали или не предлагали вовсе». Человек может воображать о себе, что

угодно, но когда он в действительности встает перед выбором, один из которых «ну очень

может стать взятка, для кого-то непринужденная жизнь без ребенка, для кого-то «свободные

отношения без обязательств», для кого-то яблоко с древа познания добра и зла.

Противостояние Любви и эгоизма в человеке нарушает свободу выбора. Зараженный эгоизмом

человек всегда склонен делать выбор в пользу эгоизма. Поэтому самая глубокая наша свобода,

есть свобода от нашего собственного зла (эгоизма). Мы можем выбирать между эгоизмом и

Любовью. Но как только мы выбираем эгоизм, нас начинает затягивать в болото зависимости.

Простой пример: не пьющий человек может в любой момент начать пить, а вот пьющий человек

абсолютно точно не сможет с легкостью отказаться от выпивки. Также и с эгоизмом.

Укорененный в каких-то проявлениях эгоизма человек не сможет от них с легкостью отказаться. А

возможно вовсе не сможет.

Поэтому свобода выбора (как это пропагандируется массовой культурой) - это миф глобального

масштаба. Имея выбор, человек всегда будет склоняться к эгоистическому поступку из-за своей

сбитой природы. Путник может иметь свободу выбора, но полезна ли она, когда компас не

работает из-за магнитной аномалии?

Другой часто задаваемый вопрос: свободен ли человек в тюрьме? С одной стороны, очевидно, что

свобода его передвижения ограничена. Однако свобода мыслить и говорить нет. Известны тысячи

примеров, когда во времена гонений, несправедливых арестов и ссылок в лагеря, люди с

ограниченной свободой, сохраняли невероятною свободу воли. Их волю не удавалось сломить

никому. Чего нельзя сказать о людях, зараженных эгоизмом. Такие люди становятся придатком

своих страстей. Имея свободу совести, мысли и передвижения, они лишены главного - воли. Такая

свобода потакания страстям убога и однобока, это свобода наркомана.

Поэтому золотое правило морали (не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе) в

современном мире является необходимым, но недостаточным условием. Если человек испорчен

эгоизмом, не имеет идеалов, не следует нравственному закону, то мазохист вполне может не

вписаться в это правило…

При этом тема, которая напрямую связана со свободой, сегодня замалчивается, т.к. она, якобы,

пережиток «традиционного общества». Это тема обязанностей. Именно из этого, отчасти

противоположного свободе, феномена вытекают такие необходимые для борьбы с собственным

эгоизмом понятия как долг, честь и принципы.

Общество потребления табуирует все, что может ограничить его свободу потакания эгоизму. Ведь

хорошо известно, что ограничения, которые человек свободно на себя накладывает, ведут его к

духовному росту, укреплению воли, уменьшению эгоизма и возрастанию в Любви.

Таковыми являются множество духовных практик: пост, молитва, аскеза, отшельничество,

медитация, послушание и прочее. Достоверно известно, что в многодетных семьях дети вырастают

более приспособленными, социализированными, сплоченными и, главное, более

любвеобильными. В семьях с одним ребенком он, скорее всего, вырастит более эгоистичным.

Таким образом, свобода, в ее настоящем понимании, как свобода от эгоизма, зависимости и

страстей является одной из главных ценностей человека. Истинная свобода заключается в Любви.

И такую свободу нужно охранять справедливостью.

Справедливость

Справедливость является второй Вечной ценностью и, как и свобода, пронизывает все стороны

человеческой жизни. Однако в современном мире значение этого понятия зачастую ускользает от

понимания. Вместо него используется более архаичное «равенство». Хотя до сих пор многие

политические деятели поднимают на свои знамена лозунг «справедливости», в частности,

справедливости социальной, этот лозунг базируется все на том же пресловутом равенстве.

Идея равенства, как и идея свободы, зародилась на базе христианских идеалов. И также как и идея

свободы, в более поздние времена была лишена своего главного измерения - Любви. С точки

зрения христианства все люди равны перед Богом. Это единственное и необходимое их равенство.

Люди равны перед своим Творцом, также как дети равны для, по-настоящему любящих их,

родителей. Дети могут иметь разные таланты, могут по-разному вести себя, могут быть более или

менее вредными и т.д. Но материнская Любовь не будет делать между ними разницы.

В остальном человеческое общество иерархично. И, что главное, иерархичность - это естественное

и правильное устроение любого организма, в том числе социального. Недаром слово

«уравниловка» имеет негативный оттенок.

Если вглядеться в этимологию слова справедливость, то окажется, что сердцевина этого слова -

«правед», близка по смыслу к слову «правда». Помните, был такой первый русский свод законов -

«Русская Правда»? Если копать глубже, то древнеславянское прилагательное «правъ», означает

прямой, не отклоняющийся. Отсюда образуются слова «править» (выпрямлять), «направить»

(указать прямой путь), «выправить» (выровнять), «правило» (способ поведения), «исправлять»

(делать в соответствии с правилом) и др. Слово «праведный» означает соответствие (не

отклонение) правде (нравственной прежде всего). Отсюда справедливость - со-праведность -

дословно означает «вместе с праведностью», т.е. следование нравственному закону, совести.

Из всего этого можно сделать простой и логичный вывод: равенство перед Богом означает

равенство перед нравственным законом, т.е. в конечном итоге мы все после смерти будем судимы

одинаково и в соответствии с данным законом.

Впоследствии с развитием на Западе юриспруденции была выведена новая формула: все люди

равны перед законом. С одной стороны идеология «светского» государства с упомянутой выше

идеей «свободы совести» не может утверждать главенство какой-либо одной религии, хотя

очевидно, что основа законов была взята из христианской нравственности. С другой стороны

законотворчество ощущало себя полноценной юридической наукой, а любая наука может изучать

только то, что принципиально может быть познано. Бог в своей полноте познан быть не может,

поэтому он наукой изучаться не может. Этих двух условий, не считая пафоса атеизма, оказалось

вполне достаточно, чтобы «подменить» Бога абстрактным законом.

Чудовищная ошибка заключается в том, что по аналогии с вышесказанным юридическая наука не

может рассматривать Любовь, как основу и одну из главных действующих сил в обществе. Вы

ведь помните, что у Любви нет определения? Она для науки также сверхъестественна, как и Бог.

Наука не может ее измерить, а значит не в состоянии внедрить в свой инструментарий.

В конечном итоге, примат «закона без любви» приводит к тому, что судья в любом из дел ищет

только одного: соответствует или не соответствует действие имеющемуся своду законов. Суд не

ищет справедливости. А если вспомнить, что законы пишут люди, подверженные эгоизму,

становится совсем грустно. Поэтому несправедливо обвиненные стали часто прибегать к суду

присяжных, надеясь на оправдание другими людьми, которые выносят приговор, основываясь на

внутреннем чувстве справедливости.

В дальнейшем, к нашему глубочайшему сожалению, люди, лишенные нравственной системы

стало заменой Любви и единственным идеалом. Мерилом «правильности» общественного

развития. До сих пор как на дрожжах, появляются всевозможные борцы за равенство, чья борьба

питается не Любовью, а эгоизмом. Нам всем прекрасно знакомы примеры, как в целом

правильные идеи типа равенства полов (перед законом), лишенные нравственного измерения и

Любви, превращаются в еще более ужасающие крайности типа философии воинствующего (и

ничем не обоснованного, кроме эгоизма) феминизма.

Нам всем следует понимать, что в своей крайней точке равенство людей - это «тепловая смерть»

общества. Тепловая смерть - понятие, заимствованное из физики. Оно означает состояние

Есть ценности, которые принято называть общечеловеческими. Это те ценности, которые важны во все времена и важны для всех людей. К ним относятся свобода, истина, красота, справедливость, добро и польза.

Это те ценности, которые важны для духовно развитого человека. И во все времена, для всех наций и для всех видов обществ эти ценности были вечными.

Ценности семейной жизни тоже немаловажны. Это верность и преданность, любовь к детям и своим близким. Есть переходящие ценности, которые меняются наряду с культурным и духовным развитием общества.

Какие же ценности у современных подростков? Больше всего подростки восхищаются вымышленными героями, которые предпочитают заботиться о других, более слабых людях. Этому типу героя присуще чувство коллективизма – общности с другими членами общества.

Важно, что такие герои просто не могут оставаться равнодушными к страданиям другим, они сочувствуют слабым и стараются им помочь. Это показывает их нравственные ценности.А вот для тех, кто постарше, например, студентов, интереснее наблюдать за героями, которые уже что-то достигли в своей жизни. Их интересуют реальные ценности современной жизни, а не сказочные персонажи. Таких героев больше интересует материальная выгода и стабильности.Но именно на вечных ценностях держится мир. И чтобы в мире не происходило, какие бы технологические и материальные новшества не придумывали бы, вечные ценности отыгрывают важную роль в жизни каждого человека.Без них человек не может духовно развиваться и чувствовать себя нравственно удовлетворенным. В добре и истине, справедливости и честности раскрыватся полнота жизни человека, и даже если его идеалы материальны и не отличаются высокой нравственностью, он приходит к осознанию того, что без высших ценностей прожить жизнь достойно невозможно.Чаще всего такие ценности проявляются в переходные исторические периоды, во время войны или революции, когда людяи необходимо строить новый мир и новый уклад жизни.

Основные типы жизненных стратегий в современном обществе: стратегии благополучия, успеха и самореализации . Понятие "стратегия" сформировалось в сфере военного искусства. Стратегия изучает закономерности и характер борьбы в военной области, в бизнесе, разрабатывает теоретические основы планирования и проведения операций на полях сражений, в сфере бизнеса и часто между людьми. Стратегия вытекает из политики, обслуживает ее. Стратегии разрабатывают и реализуют по заказу политиков.

Сегодня не существует сложившихся понятий стратегии и стратегического управления. Многочисленные определения стратегии сформулированы на основании анализа эмпирического материала, полученного односторонним наблюдением за деятельностью стратегов, стратегических управленцев, аналогично легенде, как слепые изучали слона. Повышенное внимание к стратегическому управлению кадрами сегодня объясняется пониманием важности и сложности проблем в сфере управления трудовыми ресурсами, необходимостью занятости населения и управления персоналом. Теоретически под стратегией можно понимать категорию теории управления, показывающую организационную и технологическую взаимосвязи целей организации, создаваемых структурами и средствами достижения цели (методами, технологиями).
Стратегия - организующее начало деятельности людей, обеспечивающее целостность организации и ее направленность на достижение стратегических целей. Анализ практики показывает, что существуют статическая и динамическая составляющие как в стратегии, так и в деятельности персонала, являющейся объектом стратегии. Стратегия действует совместно с методом реализации интегрирующей и координирующей функций в сфере управления. Стратегия - это модель достижения потребностного будущего, динамически изменяющаяся во времени и сохраняющая пространственную ориентацию, заданную системой координат, базовыми и индивидуальными ценностями. Стратегия реализуется в тактике, в повседневной деятельности через комплекс социальных и психологических технологий, приемы и способы управления персоналом, механизм управления организацией. Стратегия - это абстрактная норма, задаваемая в виде плана, программы, проекта, технологии и т. п.
Трудности разработки и реализации стратегий объясняются необходимостью наличия у людей, занимающихся стратегическим управлением, стратегического мышления. "Секрет" стратегического управления состоит в наличии соответствующего мышления, позволяющего осуществлять стратегическое видение, принимать стратегические решения (на основе анализа обстановки соответствующего уровня), видеть взаимосвязи стратегии и политики, управлять ими. Стратегическое мышление базируется на развитых рефлексивных способностях, навыках, приобретенных эмпирически (в управленческой практике) или на специальных занятиях (организационнодеятельностных, мыслительных играх). Абстрактность, присущая стратегии, затрудняет ее описание привычным языком человеческого общения. Логическое мышление, которое тщательно развивается у человека в течение столетий, не обеспечивает полноты понимания возникающих проблем и последующего их решения.
Стратегии объединяют людей в деятельности по достижению общих целей, используя арсенал средств (социальные и психологические технологии, методы и приемы и т. п.) управления этой деятельностью, направляя ее на реализацию стратегической цели. При этом учитывается весь возможный комплекс внешних и внутренних факторов реальной действительности, создающий определенную обстановку на театре войны или на рынке.
Элементы стратегии обосновываются расчетами и учитываются во взаимосвязи. Стратеги всех времен выделяли в стратегическом управлении статическую и динамическую составляющие, центральной составляющей стратегии определяли человека, придавали большое значение форме (соотношению характеристик противоборствующих сил) и главным системообразующим фактором считали цель деятельности.
В процессе стратегической деятельности решают проблемы, а в тактической - повседневные задачи, определенные стратегией. Стратегия совместно с методом исходит из концепции коллективных и индивидуальных ценностей. Реализация стратегии начинается со стратегического самоопределения (деятельности по выявлению и утверждению собственной позиции стратега и подчиненных ему людей, вошедших в организацию), где, прежде всего, осознаются цель и смысл дальнейшей жизни.
Наглядным и наиболее приемлемым для управленческой деятельности является последовательный тип классификации стратегий. Он охватывает всю область стратегического управления, базируется на иерархическом принципе управления и наглядно интерпретирует совокупность используемых стратегий в виде генеалогического дерева. На высшем (планетарном) уровне размещается стратегия развития человеческой цивилизации, определяющая организационно-управленческие требования к транснациональным, государственным, корпоративным стратегиям. На каждом иерархическом уровне необходимо выделять стратегии управления в политической, материальной и духовной сферах.



9. Для достижения тех или иных целей человек использует различные стратегии. В основе классификации стратегий - определенные признаки: социально-экономическое положение человека; способ разрешения им жизненных противоречий (стратегии защиты, отказа и приспособления); вид действий в борьбе (стратегии наступательные или оборонительные). Наиболее известные стратегии - жизненного благополучия (направление деятельности на достижение жизненных благ), успеха (достижение преуспевания в жизни) и самореализации (смысл жизни в самореализации внутренних потенций).

Проблема смерти в духовном опыте человечества. Жизнь и смерть вечные темы духовной культуры человека. Во всех философских системах осмысливалась и, в той или иной форме, решалась данная проблема. Это обусловлено тем, что жизнь и смерть есть противоречивое единство. Нет жизни без смерти как нет смерти без жизни. Многие мыслители исходят из того, что смерть есть важнейший фактор нашего понимания сущности жизни. Жизнь трактуется как определенная форма бытия. А чем является смерть? Это небытие или бытие, но в иной форме?

Многие мыслители практически у всех народов и во все времена высказывались о жизни весьма негативно. Жизнь понималась как «страдания», «бездна зла», «суета и томление духа», «борьба», «странствие по чужбине», «все пепел, призрак, тень и дым», вечная ночь» и т. п.

Смерть же понимается не как конец, а как венец жизни. Именно она организует человеческую жизнь, заставляет человека в краткие годы найти смысл и оправдать перед самим собой своё существование. Неизвестно, где поджидает нас смерть, а раз так, то необходимо ожидать её всюду. Древние мудрецы на этот счет высказались вполне определенно: «mеmento mori» (лат.) – помни о смерти! А зачем? Для чего нужно помнить о смерти? Помнить о смерти – значит каждый день жить так, как будто это последний день твоей жизни, ведь он и в самом деле может оказаться последним. Поэтому надо научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

Исследуя проблему жизни и смерти, всегда присутствует бессмертие. Можно говорить о триаде: жизнь-смерть- бессмертие . К последнему тоже не однозначное отношение. В иных культурах оно воспринимается как благо, заветная цель, к которой необходимо стремиться. А в других – по-иному. К примеру, в древнегреческой мифологии самое страшное наказание, к которому боги могли приговорить человека - это бессмертие.

Представьте себе, что вы бессмертны. Умерли уже все ваши родные, друзья, дети ваших детей, а вы все живете. Абсолютно одиноки, забыты, неизвестны, где все чужое и непонятное: ни время, ни культура.

Вместе с этим, идея бессмертия жива. Выделяют несколько видов бессмертия.

Первый – в детях, внуках, правнуках, т. е. в генах потомства.

Второй – мумификация тела с расчетом на вечное его сохранение.

Третий – упование на «растворение» тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в космическое «тело», вечный кругооборот материи, тем более что в мире невозможно полное уничтожение даже элементарной частицы; действуют законы сохранения вещества, энергии и, как полагают, информации, а также организация сложных систем. Следовательно частицы нашего «Я» после смерти войдут в вечный кругооборот бытия и в этом смысле будут бессмертными. Правда, они не будут обладать сознанием, душой, с которой связывается наше «Я».

Четвертый – связан с результатами жизненного творчества человека, плодами материального и духовного производства, которые входят в копилку человечества (научные открытия, произведения литературы и искусства и др.).

Пятый - связан с достижением различных состояний, которые наука называет измененные состояния сознания. Тут возможны «прорыв» в иные измерения пространства и времени, путешествия в прошлое и будущее, мистическое ощущение причастности к Вечности.

Шестой – связан с достижениями техники конца ХХ века. Стала возможной и уже применяется в США криогенезация (глубокое замораживание) тел умерших с расчетом на то, что медики будущего оживят и, если необходимо вылечат от ныне неизлечимых болезней, тем самым дадут новую жизнь в будущем нашему современнику.

Итак, можно сформулировать несколько подходов к пониманию проблемы жизни и смерти.

1. Жизнь и смерть являются различными сторонами одного феномена. В мире ничего нет вечного. Есть его величество – цикл , которому все подчинено. С этим надо мириться и принимать как должное.

2. Необходимо активно способствовать увеличению индивидуальной и биологической продолжительности человеческой жизни . Но здесь возникает вопрос: для чего это необходимо личности и обществу? И необходимо ли? Особенно если вспомнить, что на нашей планете уже более 6 млр. человек, и темп прироста составляет 3 человека каждую секунду. Эта ситуация оценивается как «демографическая бомба»,взрыв которой чреват непредсказуемыми последствиями.

3. Нужно каждому дать право выбора – жить или умереть . Проблема эвтаназии (греч. еuthanasia –тихая, легкая, блаженная смерть) - в последние годы дискутируется довольно активно с целью прекращения страданий при неизлечимых болезнях. Нравственно ли это? Как избежать злоупотреблений, когда вопрос о праве на жизнь должны решать другие лица?

Принято различать несколько видов эвтаназии:

· активная, добровольная;

· активная, недобровольная;

· пассивная, добровольная;

· пассивная, недобровольная.

Решая проблему эвтаназии , медики стоят на распутьи: с одной стороны , врач не должен быть убийцей, даже по просьбе пациента, а с другой стороны , он должен облегчить участь страждущего. В мире пока только два государства, где эвтаназия разрешена законом (Нидерланды и Австралия).

Однако, проблема существует и требует своего решения

4. Нечего проявлять беспокойство, так как после смерти тела определенная часть человеческого существа (психика, душа, разум, сущность, сознание) переходит в иной мир (параллельный) и продолжает существовать. Именно это утверждает американский доктор и философ Раймонд Моуди в своей книге «Жизнь после жизни». Он описывает воспоминания, ощущения 50 человек вернувшихся «оттуда» (реанимированных). В той или иной мере эти воспоминания совпадают, но суммируя, можно сказать, что все они склоняются к мысли перехода из одного состояния в другое, т. е. выход сознания на более высокий уровень бытия. Люди, пережившие подобное, становятся несколько иными, по-новому смотрят и относятся к окружающей их действительности. Объяснение этого явления может быть как сверхъестественное, так и вполне научное. Но ясно одно: существует некий феномен, в природе которого неплохо было бы разобраться.

Таким образом, можно отметить, что смысл смерти и бессмертия, как и пути его достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Эти вопросы решаются различно, в зависимости от духовной установки той или иной цивилизации.

Познание мира. Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания). Познание бывает чувственное и рациональное:

1) Чувственное познание: Нормальная работа органов чувств, осуществляемая в следующих формах:

а) Ощущения – непосредственное воздействие на органы чувств, свойства предметов и процессов.

б) Восприятие – воздействие на органы чувств целостного образа предмета.

в) Представление – чувственный образ предметов и явлений, сохраняемых в сознании без их непосредственного воздействия.

2) Рациональное познание : /От лат. ratio – разум/ Необходимый этап познавательной деятельности человека.

а) Сравнение – выделение общих существенных черт. В результате сравнения формируется понятие.

б) Понятие – мысль, отражающая предметы или явления в их общих или существенных признаках.

в) Суждение – такая форма мысли, в которой через связь понятий или утверждается, или отрицается что-либо. Логически связанные суждения – это умозаключение.

Истинное и ложное: Истина – достоверное правильное знание. Философы-агностики отрицают возможность получения человеком истинного знания (агностицизм – недоступный познанию). Критерии истины: В XVII – XVIII веках: спор ученых об источниках знаний и о том, разум, или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека. Мнения разделились:

1) Рационалисты (разум): есть некие врожденные идеи, задачи мышления, независимые от чувственного познания. Критерием истины считают разум и за истинные принимают теоретически обоснованные знания.

2) Эмпирики (от греч. эмпирио – опыт): решающая роль в познании – чувственный опыт.

Истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то есть в действительности. Цель науки в чистом описании фактов чувственного познания. Критериями истины также могут считаться практика, как материальное производство, опыт и научный эксперимент. Практические нужды вывели к жизни многие отросли научных знаний. Знания о предметах и явлениях могут считаться правильными, если с их помощью можно сделать те или иные вещи.

Объективна ли истина (?): Многие ученые считают, что знания субъективны, т.к. зависят от познающего субъекта. Другие философы считают, что существует истина объективная, независимая от произвола людей и их интересов. Абсолютная истина – несомненное, неизменное, раз и на всегда установленное знание. Она не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. На пути к абсолютной истине мы получаем относительные истины.
Интуиция. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

Чувственное познание – познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание). Рациональное познание – познание посредством мышления. Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания: 1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса; 2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета; 3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти Формы рационального познания: 1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса; 2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе; 3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: · индуктивное (от частного к общему); · дедуктивное (от общего к частному); · по аналогии. Виды интуиции: · мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; · интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания: · непосредственность; · наглядность и предметность; · воспроизведение внешних свойств и сторон. Особенности рационального познания: · опора на результаты чувственного познания; · абстрактность и обобщенность; · воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений. Особенности интуиции: · внезапность; · неполная осознанность; · непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны. Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании

09.10.2005. Урок любви №26 (Божественное слово):

«…Я, Бог ваш, открываю для вас все источники жизни на Земле, на небесах и в космосе. Вот они основные ценности, образующие кристалл целостности: Дело. Семья. Деньги. Дом. Любовь. Дети. Гармония. Здоровье. Сила. Вдохновение. Радость и Счастье. Из этих основных ценностей состоит жизнь человека нового времени (эры Огня). Они позволяют любить жизнь и жить любовью.
Единство в целостности – единство ценностей жизни человека.
Кристалл целостности есть внутренний источник блага.
Дело, семья, деньги, дом – земное благо.
Любовь, дети, гармония, здоровье – небесное благо.
Сила, вдохновение, радость, счастье – космическое благо.

Они раскрывают и насыщают друг друга. Кристалл целостности растет. Растет единство в целостности…»

Земные ценности человек отрабатывает.
Небесные ценности человек зарабатывает.
Космические ценности человек открывает в глубине души.

Жизненные ценности – это то, что человек должен ценить в жизни, то чем он должен дорожить и то, к чему он должен ответственно относиться. Это совсем не значит, что если у человека нет одной или нескольких ценностей, то он обездоленный и не может жить полной жизнью. Совсем наоборот, даже одна ценность при правильном к ней отношении может наполнить жизнь. Бог дал нам 12 вечных, истинных, жизненных ценностей и только от нашего с вами к ним отношения зависит, есть они у нас в жизни или нет:

1. Дело.
2. Семья.
3. Деньги.
4. Дом.
5. Любовь.
6. Дети.
7. Гармония.
8. Здоровье.
9. Сила.
10.Вдохновение.
11.Радость.
12.Счастье.


Порядок ценностей не определяет их значимости, порядок определяет их уровень:
Дело, семья, деньги, дом – земные ценности.
Любовь, дети, гармония, здоровье – небесные ценности.
Сила, вдохновение, радость, счастье - космические ценности.

Ценности доступны всем без исключения, но далеко не все понимают их значимость в жизни. Значимость ценностей определяет сам человек своим к ним отношением. Переоценить вечные ценности невозможно, кроме этого, их ценность не меняется ни при каких обстоятельствах. Но это не значит, что если у человека нет денег, он не может быть счастлив, или если человек болен, то к нему никогда не придет вдохновение, или если человеку негде жить, то он не сможет любить. Важно ценить и понимать общую, безличную значимость ценностей.

6.12.2005. Из «Пути домой»:
«Бог дал человеку душу, умеющую глубоко чувствовать. Глубинные чувства души – главное богатство человека. Оно позволяет ощутить высшие духовные ценности. Только глубоко чувствующие души могут оценить жизнь и ощутить радость и счастье бытия, ощутить истинный вкус жизни.
Чувство ответственности позволяет соблюдать основной закон вечности «не нарушь», сохраняет земные, небесные и космические ценности, полученные от Бога.
Чувство благодарности позволяет ценить жизнь, позволяет ценить истинные Божественные ценности…».

Обратите внимание: ни еда, ни одежда, ни мебель, ни произведения искусства, ни драгоценности, ни дружба, ни взаимопонимание и поддержка к ценностям не относятся. Что мы кушаем, как одеваемся, что есть у нас в доме, безусловно, имеет значение, но не первостепенное. Также не относится к ценностям то, что мы обычно ценим в людях: воспитание, образование, ум, чувство юмора. Не относятся к ценностям и самобытность, честность, благодарность, ответственность. Если человек ощущает гармонию с окружающим миром, то все эти навыки и качества будут для него естественны.

15.10.2005. Из «Пути домой»:
«…У вас идет процесс перевоплощения, процесс обогащения сознания. Основные жизненные ценности обретают свою настоящую ценность, обретают истинную подлинность и истинную стоимость…

… На Земле истинные ценности перепутаны и обесценены:
Дело уводит от семьи .
Погоня за деньгами разрушает семьи .
Дом и здоровье съедают большую часть денег .
Дети забирают здоровье и силу родителей.
Родители не дают детям строить свою собственную жизнь.
Любовь приносит минутную радость и забирает у человека силы .
Понятие гармонии есть только в музыке.
За вдохновение и счастье платят страданием и болью.

Таково серое существование. Таковы жестокие законы серого мира.
Погоня за внешней красотой требует невосполнимых жертв и не приносит ни душевного, ни физического здоровья…
…Процесс перевоплощения – процесс переоценки ценностей…, раскрытие красоты и гармонии внутреннего мира человека…»

06.12.2005. Из «Пути домой» (Божественное слово):
«Дети мои, слушайте меня, Бога вашего! Слушайте и запоминайте!
Каждый человек в ответе за дело свое, за семью свою, за деньги свои, за дом свой.
Каждый человек в ответе за любовь свою, за детей своих, за здоровье свое.
В ответе передо мной, перед Землей, перед всем человечеством и перед самим собой.
Каждый человек в ответе за чистоту, честь и совесть всего человечества перед всей вселенной, перед всем мирозданием».

07.09.2006. «Физика любви» - урок №2 (урок Великого Высшего Абсолюта):
«В новую жизнь может зайти только человек, выполняющий "Десять заповедей".
В Новой Жизни работает Божественное Решение. Как его выполнять говорит совесть. Человек становится одним целым со всем, что создал Бог.
Серый мир отрицает Божественное, не принимает Божественное Решение, поэтому он не может быть частью Единого Целого. Серый мир не живет. Серый мир существует.
Вечные жизненные ценности – это испытания вечности.
Жить – это быть свободным».

Если человек не ценит вечные жизненные ценности, то на их место приходят ложные ценности серого мира. Серый мир старается обмануть человека, обесценить вечные жизненные ценности. Он предлагает человеку свои ценности, ложные и коварные:

  1. Занятость вместо дела.
  2. Родственные связи вместо семьи.
  3. Доход и прибыль вместо денег.
  4. Жилье вместо дома.
  5. Секс и влечение вместо любви.
  6. Наследники вместо детей.
  7. Спокойствие вместо гармонии.
  8. Физическая сила вместо здоровья.
  9. Власть и образование вместо силы.
  10. Работоспособность и выносливость вместо вдохновения.
  11. Наслаждение, удовольствие и удовлетворение вместо радости.
  12. Беззаботность и забытье вместо счастья.

21.09.2008. Из урока новой жизни №39:
«…Переходного времени больше нет. Пропасть между старым и новым увеличилась. Ложные ценности серого мира обесценены . Сегодня они теряют силу. Завтра они потеряют власть…».

Переоценка ценностей – это всегда перестройка сознания, а перестройка сознания – это всегда и перестройка организма, и крушение несбыточных надежд.

Что для тебя является главным в жизни? И если задать этот вопрос разным людям, то наверняка получишь разные ответы. Я бы сразу сказал, что свобода и развитие. Один из моих лучший друзей ответил, что для него главное в жизни семья и здоровье. У тебя будет свой ответ. Нужно понять всего лишь одно, что то, что является для тебя важным, управляет твоими действиями. В зависимости от того, какие у тебя приоритеты, и будет выстраиваться твоя жизнь. И в этой статье я хотел бы поговорить о формировании системы жизненных ценностей, т.к. считаю это очень важным моментом в процессе

Почему так важна система ценностей для каждого человека?

Важно понимать, что наличие системы ценностных ориентаций говорит уже о зрелой личности. Личностные ценности определяют нашу внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности и указывают направления нашего развития. Если сказать более простыми словами, то система ценностей для человека является некоторым вектором его развития. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «базовые» ценности, которые определяют деятельность в основных .

Жизненные ценности не возникают за один день. Они являются результатом нашего жизненного опыта. Огромную роль в этом играют значимые события в нашей жизни, книги, фильмы, учителя и т.д. Жизненные ценности со временем могут меняться. Нет ничего более постоянного, как временное. В 15 лет у тебя одни ценности, в 30 уже другие. Ценности каждого человека индивидуальны, как отпечатки пальцев. Совпадение главных жизненных ценностей укрепляет взаимоотношения людей, что очень важно в современном обществе.

Понимание своих главных жизненных ценностей — очень важная вещь. Если ты проживешь большую и трудную жизнь, а в конце поймешь, что такая жизнь была не интересной, то что-то менять будет уже поздно… Если же, напротив, ты хорошо будешь знать, что хочешь от жизни, что для тебя по-настоящему дорого, каждый день твоей грамотно выстроенной жизни будет наполнен смыслом.

2 вида жизненных ценностей и 3 вида людей

Вообще существует большое количество ценностей, но все их можно разделить на две большие группы: материальные и духовные.

— к материальным ценностям мы можем отнести: квартиру, машину, гараж, драгоценности, книги, музыкальные инструменты, спортивные пренадлежности, еду, одежду и т.д;

Тренируй свой мозг с удовольствием

Развивай память, внимание и мышление с помощью онлайн-тренажеров

НАЧАТЬ РАЗВИВАТЬСЯ

— к духовным: активно-деятельную жизнь, жизненную мудрость, любовь, ответственность, красоту, милосердие, справедливость, самосовершенствование, свободу, красоту, здоровье, знания и т.д.

В зависимости от созданной системы ценностей каждого человека можно отнести к одной из 3 групп:
— материалисты;
— духовные люди;
— духовные материалисты.

Интересно, к какой группе относишься ты?! Сейчас на минутку прекрати чтение и подумай. В какую сторону больше направлены твои основные векторы развития? В сторону материального? А может в сторону духовного? Или в ту и другую! Лично я отношусь к 3-ей группе. Я духовный материалист. Но еще лет 5 назад я был закоренелым материалистом. Понимание 7 сфер жизни помогло мне стать более сбалансированным и начать жить .

Система ценностей современного человека, к сожалению, похожа на Пизанскую башню, которая перекошена в одну сторону. Спрашиваешь, куда? В сторону материальных ценностей. Все просто застыли в материальности, как каменные глыбы. Материальные ценности ты можешь потрогать, увидеть, купить и все они зависят от того времени, в котором живет человек. Например, 300 лет назад не было автомобилей и значит ценности в них тоже не было. Это сейчас только и думаешь, как бы заработать на крутой Мердседес. А представь, что Иисус ходил по Святой Земле и кайфовал просто без iPhone 7S! Материалистов сейчас процентов 60% и с каждым днем их становится все меньше.

Духовных людей намного меньше. Процентов 30%. На духовные ценности человек обращает внимание после лет 40-45. Приходит мудрость, начинаешь ценить здоровье, больше проявляешь любви к окружающему миру, в жизни появляется свобода и творчество. Больше думаешь о Боге и о жизни в целом. Наступает время внутренней философии. Больше хочется молчать и даже быть в одиночестве. Но многие так уходят в духовность, что забывают про материальную сторону. Большинство великих Творцов были нищие. «Для меня важно творчество и свобода, а деньги меня не волнуют» — так может сказать, только человек, жизненные ценности которого направлены только в сторону духовного мира. И это тоже некий дисбаланс, который нужно устранять. Чем быстрее, тем лучше.

Гармоничными могут быть только духовные материалисты. В их системе ценностей важно и то, и другое. Развитие личности должно опираться на ценности 2 видов. Духовное и материальное – это две стороны одной медали. Не нужно отрицать одно или другое. Нужно соединять, и тогда появится мощная внутренняя сила, которая может творить чудеса. Одно только помогает другому. Они не мешают. Что было бы, если пришлось бы ехать на одноколесном велосипеде. Ехать можно, но скорость будет не та. А скорость развития своей личности очень важна в жизни. Духовных материалистов примерно 10%. А должно быть намного больше! Мы должны творить новую жизнь на нашей новой планете Земля!

7 моих главных духовных ценностей

Здоровье – это основа жизни. Одна из самых важных ценностей. Ценить здоровье мы начинаем тогда, когда в организме начинаются «неполадки». А до этого времени пьем, курим и непонятно что едим. Остальные ценности, наверное, даже невозможны без хорошего здоровья. Это сложно объяснить молодому поколению. У них свои ценности. Уделяй время в первую очередь своему здоровью.

Время – это бесценный ресурс. Его нельзя купить, поменять, продать. 70-100 лет тебе дают, чтобы реализовать свой потенциал. Ты смотришь днем и ночью сериалы. Может быть тебе не стоило приходить на эту планету? Посмотри фильм «Время». Там главный ресурс – время, а не деньги. Мы все перевернули с ног на голову, гоняясь за зелеными бумажками.

Любовь – это вообще основа мироздания. Магнит, который связывает все. Любовь к себе, близким, природе, любимому делу, жизни в целом. Без ощущения любви человек не может быть гармоничным. Мало в ком сейчас живет настоящая Безусловная Любовь. Мое мнение, что многие говорят слово «люблю», но до конца не осознают, что это такое. Будь благодарным и любимым.

Знания – это основа твоего развития. Раньше знание было сложно достать. Люди ехали на другой конец света, чтобы его получить. Сейчас есть Интернет. Это великое благо, которое было создано для объединения всех знаний. Многие этого опять же не понимают. Тебе дают, ты не черпаешь. Ты думаешь, что все знаешь. Совсем нет…

Развитие – это основа для твоей свободы. Все развивается, все растет, все цветет. Наверное, тебе нравится запах распустившихся роз. Аромат, который нельзя насладиться. Только вот человек в определенный момент перестает развиваться. Он не достигает своего цветения. Цветения своей жизни. Губит свой потенциал на корню.

Свобода – это основа для творчества. У тебя есть свобода воли, чтобы созидать. Ты свободен в любом выборе. Твоя жизнь – это твой выбор. И только ты ответственен за свой выбор. Настоящая жизнь начинается, когда ты полностью осознаешь свою свободу. Но в жизни часто люди становятся рабами, забывая эту ценность. Работа на дядю занимает всю жизнь.

Творчество – это способность твоего Духа. Ты забыл, что ты Творец. Думаешь, что только Бог может творить. Ты часть его, а он часть тебя. Вы едины. Капля воды по составу не отличается от всего океана. Тот же состав, те же свойства. Сложно это понять. Быть духовным человеком значит быть творческим.

Это мои главные ценности в жизни. Для тебя они совершенно могут быть не главными. Я порекомендую выполнить одно упражнение, которое позволит создать свою систему ценностей в жизни. Возьми чистый лист, ручку и запиши все, что ты больше всего ценишь в жизни. Список должен состоять не менее, чем из 100 ценностей. Потом пройдись по этому списку и вычеркни наименее важные, чтобы осталось 50. Те 7-9 жизненных ценностей, которые останутся в конце и будут являться для тебя главными.

А теперь подумай, этим ли ценностям ты уделяешь большую часть своего времени и сил. Если получится так, что ты постоянно занят другим, то скорее ты служишь чужим ценностям или тем ценностям, которые стоят не первые в списке. Упражнение не жизненные ценности поможет изменить твою жизнь! Главные ценности в жизни и называются главными, потому что они являются нашими маяками и позволяют нам убедиться, что движемся в правильном направлении.

Что важно и что неважно сегодня для россиян, чем дороги им традиционные ценности и почему Леонида Брежнева до сих пор поминают добрым словом? Об этом размышляет директор Института социологии РАН академик Михаил Горшков

Михаил Горшков. Фото Юрий Машков/ТАСС

– Если попробовать выделить пять-шесть главных жизненных ценностей, значимых для современных россиян, какая получится ценностная иерархия?

– Вполне предсказуемая. Например, если сопоставить современную российскую шкалу ценностей с показаниями того же «Евробарометра», то легко заметить, что основные ценности россиян и европейцев в целом совпадают: семья, материальный достаток, интересная работа, уважение окружающих, сопряженное с осознанием своего места в обществе, хорошее образование, душевная гармония или, иными словами, чистая совесть. Но есть серьезное отличие: любой европеец удивится, что в списке ценностей нынешних россиян такое понятие, как демократия, занимает лишь десятоедвенадцатое места.

«МЫ СПРАШИВАЛИ ГРАЖДАН: «В каком периоде российской истории вы хотели бы жить?»
32% выбрали современную Россию. За ней с отрывом в 10% следует брежневский СССР»

Вообще же говорить надо не о формальных пунктах списка ценностей, а о содержании каждого из этих понятий. Скажем, как мы понимаем семью? Для нас это создание уникального союза между представителями противоположных полов. Европейцы семью видят иначе, в том числе в однополом варианте. Но для россиян такое представление о семье неприемлемо в силу традиций и исконно человеческой природы. Тем не менее и европейцы, и россияне в иерархии ценностей семье отводят первое место. Из-за разницы в понимании одних и тех же ценностей европейцам кажется, что мы слишком не похожи на них.

– А на самом деле?

– Во-первых, почему мы обязательно должны быть на кого-то похожи, пусть даже на жителей Западной Европы? Во-вторых, важно понимать: ценностный выбор определяет не абстрактный подход к тому или иному понятию, а то, как человек его воспринимает, что для него стоит за этим понятием. И здесь многое зависит от того, как трактуются в России и Европе одни и те же ценности.

Так, россияне и европейцы по-разному объясняют, что такое демократия. Для европейцев это волеизъявление народа, требование к власти учитывать в первую очередь интересы людей. А для россиян демократия скорее инструмент повышения уровня жизни населения. Они полагают, что, если эта функция выполняется, страну можно считать демократической. Кроме того, по их мнению, демократия должна обеспечивать социальный порядок и защищать достоинство человека перед обществом. Согласитесь, в таком представлении о демократии нет ничего плохого. Однако оно не укладывается в рамки привычных определений из учебников политологии. И этого несоответствия и его истоков наши европейские оппоненты понять никак не могут.

Лет семь-восемь назад в одном из посланий Федеральному собранию президент Владимир Путин подчеркнул, что общество в своем отношении к какому-либо явлению не может выйти за пределы достигнутого на данный исторический период уровня политической культуры. Если взглянуть на ситуацию под этим углом зрения, тогда получается совершенно здравая, а главное, объективная картина, позволяющая понять, почему российский социум отличается сегодня именно такими, а не какими-либо другими характерными чертами.

Почему мы реагируем на любые атаки извне? Да потому, что мы хотим быть такими, какие мы есть, мы хотим сохранить чувство собственного гражданского достоинства. Нам не нравится, когда сценарии мирового развития и распределения ролей в высшей лиге мировой политики разрабатываются и осуществляются без нашего участия. Почему держава, занимающая огромные пространства, должна с этим мириться? Вот если что-то не устраивает США и ведущие страны Западной Европы – это уже другое дело. Однако есть понятие национальных интересов государства, которые наши оппоненты очень оберегают, а нам почему-то в этом отказывают.

Фото Натальи Львовой

– Вы сказали об интересах государства, а какое содержание россияне вкладывают в понятие «государство»? Для них это сила со знаком плюс или минус? И какие качества в этой силе для них основные, а какие второстепенные?

– Согласно опросам, в последние годы существенно выросла доля населения, связывающая с государством большие надежды, воспринимающая государство как отца большого семейства, который всегда поможет и проявит заботу.

Обращает на себя внимание и то, что либеральную модель экономики, подразумевающую исключительно рыночные механизмы, поддерживает 12–14% граждан. При этом треть россиян выбирают плановую экономику, видимо, опираясь на советский опыт. А основная часть населения нашей страны отдает предпочтение смешанному типу экономики. Это примерно тот тип, который описывал в работах по НЭПу Владимир Ленин. Командные высоты в экономике должны быть у государства, а малый, средний бизнес и то, что связано с обслуживанием (медицина, образование, бытовые услуги), должны быть как в совместном управлении, так и в руках частника.

– Можно ли сегодня говорить о том, что страна переживает некий ренессанс консервативных ценностей?

– Было бы правильнее говорить об определенной трансформации понятия «консерватизм». В наши дни он уже не воспринимается как противовес реформам или прогрессу. Речь скорее идет о стремлении к золотой середине, к сохранению традиций. Причем понимаемому как принятие из прежнего духовно-практического наследия того, что созвучно и отвечает интересам дня сегодняшнего. Подобная тенденция – веяние времени. Вообще это свойственно нормальной психике: человек не может быть постоянно ориентирован на выработку чего-то нового. Однако также он не может игнорировать все новоявленное.

Люди говорят, что выступают за стабильность, но за стабильность развивающуюся, за приобретение нового качества, но адаптированного к основам.

Фото Валентина Соболева / Фотохроника ТАСС

– Вы согласны с тем, что в глазах граждан России ценности западной либеральной демократии во многом дискредитированы?

– Опросы показывают, что это действительно так. В 1992–1993 годах эти ценности разделяли 38% населения, а сейчас – всего 7%. В чем причина такой трансформации? Я думаю, здесь можно выделить два фактора.

Во-первых, в России либеральными идеями изначально было названо то, что было обречено на провал. Я имею в виду всеобщую вседозволенность, абсолютную свободу, вернее, свободу сильного над слабым. Во-вторых, народ в конце концов понял, что именно интересует Европу у нас в стране. Европейцы – прагматики, и их интересуют в основном наши природные ресурсы и возможность подешевле их приобрести. Даже при решении вопросов помощи России на первый план выходит главным образом желание поживиться за наш счет.

Фотохроника ТАСС

– Как бы вы охарактеризовали отношение россиян к прошлому своей страны? Что для них прошлое – предмет гордости или, наоборот, повод для стыда? Традиции, на которые нужно ориентироваться, или опыт, повторения которого стоит избегать?

– Наше недавнее исследование нас самих обрадовало и удивило: 95% россиян относят к предметам своей гордости то, что связано с советским периодом. Справедливости ради замечу, что нам на самом деле есть чем гордиться: победа в Великой Отечественной войне, первый полет человека в космос, высокое качество образования, достижения в науке, культуре, спорте.

Говоря об истории нашей страны в ХХ столетии, можно условно выделить несколько периодов. Первый – Россия до 1917 года, второй – СССР при Иосифе Сталине, третий – Советский Союз при Леониде Брежневе, четвертый – страна при Михаиле Горбачеве и Борисе Ельцине. И пятый – это современная Россия нового века.

«НАШЕ НЕДАВНЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
нас самих обрадовало и удивило: 95% россиян испытывают гордость за советский период»

Мы просили респондентов выделять какие-то наиболее существенные характеристики каждого из этих периодов. Так вот, период до 1917 года характеризовался успехами в искусстве, любовью к Отечеству, почитанием православия. Какие перечислялись черты СССР при Сталине? Дисциплина, порядок, страх, любовь к Отечеству. Самое большое количество положительных отзывов прозвучало в адрес брежневского периода: социальная защищенность, жизнерадостность, успехи в образовании, науке, технике, промышленности. Время Горбачева – Ельцина оценивалось негативно: тяжелое экономическое положение, межнациональные конфликты, экономический кризис. О современной России было сказано следующее: возможность стать богатым человеком, бандитизм, преступность, коррупция, гражданские политические свободы и одновременно бездуховность. Вот вам отражение в российском самосознании лиц всех эпох. И пусть после этого кто-то попробует назвать наш народ нездравомыслящим.

– Так россияне видят в современности больше плохого или хорошего?

– Мы спрашивали: «В каком периоде российской истории вы хотели бы жить?» 32% выбрали современную Россию. За ней с отрывом в 10% следует брежневский СССР. Все остальные периоды получили гораздо меньшую поддержку. Однако 32% россиян в рамках того же опроса предпочли такой вариант: «Никакой период я не могу отождествить с идеальным для России». Это значит, что каждый третий в нашей стране человек старше 18 лет не в состоянии определиться, с каким периодом родной истории он мог бы связать свои мечты и представления о желаемом для себя государстве.

– Это плохой симптом?

– На самом деле это допустимо: наше государство и общество периодически шатает из стороны в сторону, не определен некий магистральный путь, направление меняется с приходом нового лидера. Плюс внешние обстоятельства, различные кризисы. Когда все ставится с ног на голову, как можно определиться со своим представлением об идеальной модели? Поставьте себя на место простого, не слишком искушенного или образованного человека: в такой ситуации дать ответ действительно сложно. Но я, честно говоря, полагал, что людей, выделяющих современную Россию, будет гораздо меньше, а оказалось – треть. На мой взгляд, это хороший признак.

– Почему?

– Исследования, подобные вышеописанному, очень любят проводить немцы, они их повторяют каждые полгода. Интересно, что только в 1975 году, спустя 30 лет после окончания Второй мировой войны, на первое место в немецком опросе вышел ответ «Хотел бы жить в современной Германии». У нас до 2005– 2006 годов по популярности лидировал брежневский период: за него высказывались 56%, за современную Россию – 38%. В 2007–2008 годах желание жить в сегодняшней России впервые стало доминировать над предпочтением брежневской эпохи. Теперь перевес в 3 раза.

– А есть ли у граждан России исторические авторитеты, фигуры, которые однозначно воспринимаются со знаком плюс?

– Сейчас в обществе практически исчезло понятие морального или духовного авторитета. К этому можно по-разному относиться, но это факт. Я считаю, что это плохо. Всегда должен быть какой-то авторитет, который является ориентиром. Тем более что нашей ментальности свойственна потребность в лидере. Поэтому я и говорю, что современное отсутствие морального авторитета представляется мне весьма печальным. Политические авторитеты есть, но и их очень мало: Владимир Путин да Сергей Шойгу. Для такой страны, как Россия, этого, конечно, недостаточно. Но сложившуюся ситуацию может исправить только время.

– А что происходит с оценкой лидеров советской эпохи? Недавний опрос «Левада-центра» свидетельствует, что число граждан, признающих позитивную роль Сталина, растет (52%), а 46% россиян считают, что Ленин принес стране больше хорошего, чем плохого. Как это можно объяснить? Связано ли это с меняющимися ценностными ориентирами или люди просто становятся более объективными в оценках?

– Подобные изменения в общественном мнении объясняются тем социальным опытом, который жители России приобрели за последние 20 лет реформ. Это переоценка ценностей, усталость от крайностей, в которые мы впадали, от механического переноса чужого опыта на российскую почву. Упомянутые вами лидеры в своей политике этого как раз избегали, они внедряли свое, русское, традиционное разными, иногда пусть даже низменными способами.

В чем состоит ключевая характеристика российского самосознания сегодня? Невероятно выросло понимание ценности «своего». Это не означает отторжения всего остального. Мы попытались проанализировать мнение людей об основных уроках XX века: «Как вы считаете, что мы должны вынести из того, что переживала страна последние 100 лет?» Наиболее распространенные ответы таковы: необходимо следовать своим путем, держаться за свои опоры и использовать то из нового, что соотносится с нашими традициями и ценностями и доказало в современную эпоху свою эффективность, а не копировать бездумно чужой опыт. И людям неважно, откуда все это самое эффективное – из социализма или капитализма. Главное, чтобы оно действительно отвечало интересам российских граждан.

КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, БРЕЖНЕВСКИЕ ВРЕМЕНА БЫЛИ ПЕРИОДОМ БЛАГОПОЛУЧНОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ ИЛИ ПЕРИОДОМ ЗАСТОЯ, КОТОРЫЙ В КОНЦЕ КОНЦОВ ПРИВЕЛ К КРАХУ СССР? (%)

Сначала был период благополучного развития, а затем застой, который привел к краху СССР
28

Это был период благополучного развития страны
22

В этот период в стране возникли серьезные проблемы, но СССР к краху привели Горбачев и демократы
19

Это был период застоя, который привел к краху СССР
18

Беседовал Владимир Рудаков