Натуральный шелк – виды ткани, уход и история. О шелке. Виды, свойства, маркировка, история производства Почему химические аналоги натурального материала называют шелком




Споры о том, когда был начат процесс производства шелка, продолжаются по сей день. Однако находки археологов в Китае уже, собственно, могли бы поставить точку в этом вопросе - фрагменты ткани, обнаруженные в 1958 г. в провинции Шаньдун, на востоке Китая, являются древнейшими в мире дошедшими до нас шелковыми изделиями. Сейчас шелк называют «королем тканей» и изготавливают его во множестве разновидностей, а самый ценный и дорогой - натуральный материал, неразрывно связан с историей и культурой Поднебесной империи.

Легенда о жене императора

Производство шелка в Китае насчитывает более 6 тысяч лет. История этой великолепной ткани овеяна легендами. Согласно одной из них, супруга Желтого императора Хуанди сидела под тутовником и пила чай, когда в ее чашку упал белый шарик - кокон. Женщина любила созерцать различные явления и увидела, как из пушистого шарика появляется крепкая белая нить. Намотав нить на палец, жена императора поняла, можно использовать для создания ткани. По ее приказу шелкопрядов стали выращивать специально.

Позднее в Китае был изобретен примитивный ткацкий станок, после чего производство шелка в древнем Китае в эпоху в XVI веке до н. э. достигло высочайшего уровня.

Под страхом смертной казни: секрет производства китайских ткачей

Свое искусство китайские мастера хранили в глубокой тайне на протяжении более чем тысячи лет. Секрет производства шелка в древнем мире был засекречен очень строго - в истории человечества это была одна из самых охраняемых «бизнес-тайн». Запрет на вывоз личинок шелкопряда, коконов, семян тутового дерева действовал под страхом смертной казни.

Хотя в те далекие времена имели право одеваться в шелковые наряды только императоры и знать, культура шелководства и шелкопрядения быстро распространилась по всей Поднебесной, материю покупали и представители среднего сословия, и бедняки.

Изящные полотна и наряды славились превосходным качеством и тонкой работой. Но ни запреты, ни казни не могли остановить продвижение шелка в другие страны.

Великий Шелковый путь

Шелковые товары стали важной составляющей внешней торговли Китайской империи. Ценная ткань была привезена в Европу благодаря Шелковому пути. Товары везли по горам и пустыням, на верблюдах и мулах, и никакие преграды не могли остановить тяжело навьюченные караваны - ценный груз сулил немалую прибыль.

Великий Шелковый путь пролегал через Азию и Европу, связывая жизнь и быт различных народов. Он начинался в долине реки Хуанхэ, проходил через западную часть Великой Китайской стены до озера Иссык-Куль. Далее путь разветвлялся в северном и южном направлениях: на юг дорога вела в Фергану, Самарканд, Ирак, Иран, Сирию и к Средиземному морю, а северное расходилось на два отрезка - один шел в Среднюю Азию, а второй по нижнему течению реки Сырдарьи в и, огибая северо-восток Черного моря, в Европу. Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла более 7 тысяч километров.

Так производство шелка появилось в Корее, затем в Японии, Индии, и, наконец, в европейских странах и Римской империи. На протяжении веков Шелковый путь представлял собой настоящую идею глобальной торговли в действии. Торговые маршруты Шелкового пути создавались в течение тысяч лет. «Один пояс, одна дорога» - эта идея современна и в настоящее время: в XXI веке возрождается политика Китая по оживлению Шелкового пути с инвестициями в дороги, высокоскоростные рельсы и порты, что обеспечивает эффективность производственных баз на широком региональном поясе.

О Великом Шелковом пути можно узнать в самом большом в мире музее шелка в Ханчжоу. Здесь хранится огромное количество уникальных изделий и фрагментов старинных полотен различных династий и эпох.

Особенности производства натурального шелка

Хотя производство шелка в древнем Китае было строжайше засекречено, по легенде римским монахам удалось тайно вывезти коконы шелкопряда в столицу Византийской империи Константинополь. Именно с тех пор в императорском дворце устроили червоводню (помещение для разведения гусениц и установили мотальные машины. Изделия имели баснословную цену - и это объясняется сложностью и многоэтапностью процесса получения нитей и затем готовой ткани.

Разведение шелкопрядов и производство натурального шелка требует большого внимания, кропотливого труда и тщательного контроля.

Основные этапы производства

Если описать производство шелка кратко, получится следующий процесс. Бабочки шелкопряда в течение своей жизни, которая длится от 4 до 6 дней, откладывают около 500 яиц. Личинок кормят листьями тутового дерева, они имеют огромный аппетит, их вес быстро увеличивается. Выросшие личинки-гусеницы окружают себя веществом, которое вырабатывается их особыми железами. Вначале выделяются две тонкие шелковины, застывающие на воздухе. Вскоре вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть. Соорудив каркас кокона, гусеница перемещается в его центр, формируя постепенно кокон - белый пушистый шарик.

Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Их длина может составлять от 400 до 1000 метров и толщиной 10-12 микрон. Несколько скрученных нитей шелкопряда - это сырец. Далее получившиеся нити превращают в ткань. Трудоемкость получения ткани значительна: на женский халат уходит около 630 коконов.

Дальнейшее развитие китайской технологии

Полученную нить нужно было намотать на шпулю. Первые шелкокрутильные колеса изобрели еще во время династии Мин. В XVIII столетии в мастера изготовили станки, в которых колесо приводилось в движение ногами, что увеличило производительность труда.

Затем был создан станок для изготовления многоцветной крупноузорной ткани, что послужило дальнейшему развитию технологии. Китайский шелковый промысел был гораздо совершенне европейского - первый станок, ткавший шелковые ленты, появился в Германии лишь в XVI в. Спрос на шелковые ткани рос как внутри Поднебесной, так и по всему миру. В дальнейшем совершенствовалась механизация производства шелка - история этой ткани переплетена с достижениями ткацкой инженерной мысли.

Шелкопрядение и ткачество: история и современность

В период индустриализации XIX века произошел упадок европейской шелковой промышленности. Второй после Китая «шелковой империей» стала Япония. Дешевый японский шелк, особенно благодаря открытию Суэцкого канала, был одним из многих факторов снижения общей его стоимости. Кроме того, появление искусственных волокон стало доминировать в изготовлении таких изделий, как чулки и парашюты.

Две мировые войны прервали поставки сырья из Японии, и европейская шелковая промышленность оказалась в застое. Но в начале 50-х годов ХХ столетия производство шелка в Японии было восстановлено, улучшилось качество сырого материала. Япония наряду с Китаем оставалась одним из ведущих в мире производителей шелка-сырца и практически единственным крупным экспортером до 1970-х годов.

Китай постепенно переосмыслил свою позицию мирового лидера в производстве шелка и экспортера пряжи-сырца, доказывая, что история шелка следует своим собственным принципам бумеранга. Сегодня в мире производится около 125 тысяч тонн шелка. Почти две трети этой продукции поставляет Китай. Другие крупные производители - Индия, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам, Узбекистан и Бразилия. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим импортером шелковых изделий.

Свойства натуральной ткани

Изделия из натурального шелка должны быть блестящими и нежными, а их цвет - равномерным. Лучше всего покупать шелк в Китае - в Сучжоу, Ханчжоу и Шанхае: по всему миру предприимчивые коммерсанты устраивают шелковые туры в эту страну.

Покупая изделия из натурального шелка, следует учитывать:

  • изделия из шелка требуют ручной стирки;
  • пятна на изделиях из шелка нужно быстро застирать в холодной воде с мягкими моющими средствами;
  • после стирки необходимо тщательное полоскание изделия и деликатная сушка;
  • гладить одежду из шелка следует при низкой температуре (она маркируется на утюгах специально);
  • изысканные изделия или имеющие многоцветный принт лучше отдавать в химчистку;
  • хранить изделия лучше всего в чехле (но не пластиковом) и подальше от прямых солнечных лучей.

Соблюдение этих несложных советов поможет надолго сохранить яркие нарядные изделия и предметы гардероба, подаренные самой природой.

Искусственный шелк: особенности и отличия

В конце XIX века впервые появился искусственный шёлк, производство его было налажено из целлюлозного волокна. Ткань получила название вискоза .

Искусственные и синтетические виды шёлковых тканей имеют уникальный блеск, они гладки и прочны. Как же отличить искусственную ткань от натуральной? Ведь зачастую на рынке можно приобрести подделку по высокой цене.

Вот несколько советов, на что обращать внимание при выборе ткани:

  • натуральный материал на ощупь нежный и теплый, в отличие от искусственного, прохладного и менее мягкого;
  • натуральное полотно мало мнется, искусственное мнется сильнее;
  • натуральные ткани слегка блестят и переливаются, искусственные - имеют резкий блеск;
  • оборванный конец искусственной нити похож на кисточку с распушенными волокнами, а натуральной - на пучок из отдельных мини-волокон;
  • мокрая нить искусственного шелка рвется легче, чем сухая;
  • способ горения нити не всегда можно применить, но он самый достоверный: натуральная нить спекается в плотный комок, быстро гаснет и пахнет горелым волосом, а искусственная догорает до конца, издавая запах горелой синтетики;
  • искусственные полотна не усаживаются, в отличие от натуральных;
  • искусственный шелк практически не выгорает на солнце, а натуральные ткани со временем теряют цвет и блекнут.

Шелк можно назвать уникальным продуктом, который дошел до нас из древности, не потеряв красоты и востребованности. Модные дома всего мира - Дольче и Габбана, Валентино и другие создают коллекции на основе натурального шелка, радуя утонченных ценителей истинной красоты новыми гранями качества этого материала - дара природы человеку-мастеру.

Реферат на тему:

Шёлк



План:

    Введение
  • 1 История
  • 2 Разновидности
  • Примечания

Введение

Кокон крупно

Коконы тутового шелкопряда перед обработкой

Камбоджийский шёлк

Шёлк - мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Длина шелковой нити достигает 800 - 1000м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме отражает свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50% всего мирового производства). Индия производит около 15% мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3%) и Бразилия (около 2,5%). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.


1. История

Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань. На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200-1700 гг. до н.э.), а первые фрагменты шёлковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475-221 гг. до н.э.). Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть. Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет. Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане. Местный правитель никак не мог заполучить исходные данные и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине ее супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав яйца в замысловатой прическе, а семена среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Согласно другой легенде, в 550 году византийский император Юстиниан I уговорил двух персидских монахов привезти ему из Китая драгоценные яйца шелкопряда. Монахи спрятали их в пустотелой бамбуковой палке.

Подлинная история остаётся неизвестной. Так или иначе, веками тщательно охраняемая тайна была раскрыта.

В Средние века шёлковое дело становится одной из главных отраслей промышленности в Венеции (XIII век), в Генуе и Флоренции (XIV век), в Милане (XV век). К XVIII веку шёлковое дело получило распространение по всей Западной Европе.

Традиция шелководства на территории Китая зародилась еще в неолите (V-III тысячелетии до н.э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка: плотный, напоминающий [[креп}], тонкие газовые, сложного плетения, шелка с разнообразным вышитым рисунком... Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали. Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители. Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.


2. Разновидности

  • Чесуча, дикий шёлк, tussore, tussur, tusser, tusseh, tussah - от Antheraea mylitta (бабочка‐павлиноглазка) - плотный, лёгкий и средний, желтовато-коричневого цвета.
  • Малагасийский шёлк

Примечания

  1. Пётр Смирнов. У китайцев отнимают шёлк - www.gazeta.ru/science/2008/05/26_a_2735430.shtml. Газета.ру (26 мая 2008).

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Натуральная шелковая ткань очень популярна благодаря своим удивительным характеристикам. Шелк настолько понравился людям, что его научились изготавливать синтетическим путем. Но это обстоятельство не повлияло на высокую востребованность природных нитей, получаемых из коконов тутового шелкопряда.

История

Шелк – натуральный материал, производство которого насчитывает не одно тысячелетие. Предполагается, что шелковая материя начала выпускаться еще до нашей эры. Тутовый шелк родом из Китая. Как гласит предание, 14-летняя жена одного из первых китайских императоров однажды пила чай на свежем воздухе в тени деревьев, и в чашку ей упал кокон шелкопряда. Под воздействием горячей воды из кокона вышла крепкая тонкая нить.

Супруга правителя достала нить и в этот момент ее посетила мысль, что из содержимого кокона можно изготовить ткань, отличающуюся красотой и прочностью. В скором времени высокопоставленные лица государства издали приказ выращивать шелкопрядов. А позднее был изобретен станок, и шелк сырец начал производиться активнее.

Простолюдинам строго запрещалось шить себе шелковые наряды. Этот блестящий натуральный материал долгое время применялся в шитье нарядов исключительно для представителей двора императора. Особенно в этом плане ценился красный шелк с золотой вышивкой.

Производство шелка осуществлялось только на территории Китая, его секрет не разглашался под страхом смертной казни. Личинки и коконы шелкопряда, а также семена тутового дерева запрещалось перевозить в другие страны. С развитием торговли тонкая шелковая материя стала известна всему миру. Однако Китай многие столетия оставался единственной страной, где этот натуральный материал производился в промышленных масштабах.

В Европе чуть более века назад придумали ацетатный шелк – синтетическую альтернативу натуральной ткани шелк из Китая. Сейчас производство полотна развито в Италии, Франции, Англии и Швейцарии.

Во все века история шелка была окутана тайной, связана с интригами и иногда – с мистикой. Подлинные обстоятельства его возникновения не известны по сей день.

История шелка искусственного началась в 19 веке, когда был разработан процесс ксантогенерирования. Технологию изобрели англичане Бевин, Кросс и Бидл, хотя и до них в Европе были попытки создания искусственного полотна.

Чтобы получить синтетический материал, древесную массу замачивали в растворе каутистической соды. Затем в еще мокрый состав добавляли другие химические соединения, благодаря чему происходила реакция ксантогенерирования.

Полученный продукт пропускали через своеобразное сито, после чего помещали его в раствор натрия, сульфата цинка и серной кислоты. Так образовывались нити и волокна, а синтетический шелк сырец стали изготавливать в промышленных масштабах. Патент на его производство был зарегистрирован 30 сентября 1902 года.

Виды шелковых тканей

Ассортимент шелковых материй определяют виды волокон, переплетения нитей, свойства шелка, особенности его производства и внешний вид. Натуральная шелковая материя встречается двух сортов: малбери и тусса.

Наиболее качественным является шелк малбери, не имеющий аналогов . Он производится из нитей шелкопряда, выращенного в искусственных условиях. Весь процесс получения материала осуществляется вручную. Его обработка происходит без использования химических продуктов, благодаря чему натуральный блестящий материал сохраняет все свои свойства.



Сорт тусса, в отличие от малбери, вырабатывают из нитей дикой гусеницы-шелкопряда. Тусса – это красный шелк, иногда – коричневый или медный. Его используют в мебельной индустрии для обивки изделий, оформления интерьера или наполнения подушек. Чтобы эта ткань приобрела более презентабельный вид, ее подвергают отбеливанию.

Это натуральные виды шелка, отличающиеся качеством и способом производства.


Также ткань разделяют по типам:

  • Креповые материи – креп-шифон, креп-жоржет.
  • Полукреповые ткани – креп-сатин, крепдешин.
  • Плотная шелковая .
  • Гладьевые полотна.
  • Ворсовые ткани – велюр-бархат, бархат.

Шелковая ткань классифицируется в зависимости от метода производства. При этом каждая материя обладает своими, уникальными характеристиками.


  1. Буретный шелк состоит из коротких частей волокна, не поддающихся скручиванию. Волокна, составляющие буретный шелк, выстилают наружный и внутренний слои кокона. Благодаря такому расположению нити этого вида полотна обладают бактерицидными свойствами.

  2. Шелк сырец – высококачественный текстильный материал. Он производится из кокона гусеницы методом перемотки нити или синтетическим путем. Шелк сырец обладает такими характеристиками: гладкость, мягкость, эластичность, прочность, хорошая растяжимость. Обычно шелк сырец идет на изготовление платьевых материй, швейных нитей и других изделий.

  3. Вискозный шелк – это материя обычно полотняного переплетения, содержит синтетические волокна. Благодаря современным технологиям производства сейчас вискозный шелк делают практически неотличимым от натурального материала. Вискозу можно определить методом сожжения волокна. Эта материя состоит из целлюлозы, поэтому и горит иначе, чем состоящий из белковых соединений природный материал.

  4. Парашютный шелк – это ткань полотняного переплетения, используемая в самых разных сферах. Достаточно прочный парашютный шелк – материал полупрозрачный, окрашивается в разные оттенки в зависимости от назначения.

  5. Мокрый шелк изготавливается исключительно из натуральных волокон. Это безопасный и экологически чистый материал, применяющийся в шитье элегантных нарядов: шелковые платья, белье, костюмы, сорочки и галстуки. Также мокрый шелк используют для обивки элитных видов мебели. Иначе мокрый шелковый материал называют атлас-сатином .

  6. Вареный шелковый материал полотняного переплетения имеет однородную матовую поверхность. Он используется для пошива одежды: шелковое платье, а также костюмы и другие наряды из вареного типа ткани по недавним утверждениям дизайнеров сейчас на пике моды. Шелковый вареный материал напоминает по своему внешнему виду замшу.

Состав и свойства

По своему химическому составу натуральный материал напоминает волосы или шерсть. На 97% он состоит из белков, остальное – воски и жиры. Искусственно получаемый ацетатный шелк состоит преимущественно из целлюлозы с небольшим содержанием химических примесей.

Шелковая ткань натурального происхождения стойка к кислотам, органическим растворителям и щелочам.

Свою прочность натуральный материал теряет при температуре свыше 110 градусов либо при прямом воздействии ультрафиолета.

Шелковая материя приятна на ощупь. Это блестящий прочный и мягкий материал, способный окрашиваться в разные оттенки. Он очень износостоек, хорошо пропускает воздух и впитывает влагу. На свету тонкая ткань красиво переливается.

Из этой материи шьют как летние, так и зимние вещи, потому что при любой температуре окружающей среды телу в них комфортно. Кроме того, натуральный шелк обладает дезинфицирующим действием — особенно буретный шелк, получаемый из защитных волокон внутреннего и наружного слоев. Поэтому шелковая материя часто используется как шовный материал.

К недостаткам шелковых материй, особенно полотняного переплетения, можно отнести легкую сминаемость . Если шелковое платье сшито из таких разновидностей, как шифон и креп-жоржет, оно практически не мнется благодаря повышенному перекручиванию нитей в полотне. Появление пятен на поверхности ткани под воздействием влаги также относится к минусам. Подобные загрязнения легко удаляются спиртом. Синтетический материал электризуется, а у натурального такой особенности нет.

Производство

Гусениц-шелкопрядов разводят в больших шелководческих хозяйствах. Сначала их яйца помещаются в инкубаторы. После того, как насекомое вылупится, его переносят на кормовые этажерки. Когда шелкопряд вырастает, его помещают в коробки, где он и начинает свою работу по изготовлению кокона. На это уходит около 4 суток. Готовый кокон помещают в кипяток, где он разматывается. Получается шелковая нить длиной от 300 до 1000 метров.

После специальной обработки нить приобретает блеск. Если нужна ткань без блеска, его просто убирают на одном из конечных этапов производства. Нити окрашивают и ткут из них плотный шелк, натуральную природную материю. На этом производство шелка заканчивается.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды


Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль


Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие


Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Как отличить материал?

Чтобы определить, что перед нами не ацетатный шелк, а именно натуральный материал, можно использовать метод горения. Искусственные волокна будут активно гореть ярким пламенем, испуская запах бумаги.

Если поджечь природный шелковый материал, он будет тлеть. При этом можно почувствовать запах жженого волоса.

Кроме того, определить шелк можно по его мягкой текстуре, блестящей поверхности.

Правила ухода

Ткань полотняного переплетения из шелковых нитей требует особенного ухода. Этот блестящий материал нужно стирать вручную или при специальном режиме. Деликатные вещи стирать запрещается, лучше отдавать их в химчистку.

При стирке следует отделять одежду по цвету: красный шелк стирается отдельно от белого и т.д.

Введение. Нет, пожалуй, на свете женщины, которая не хотела бы иметь в своём гардеробе как можно больше вещей с надписью на этикетке-составнике: «Шёлк 100%».
Это и не удивительно, так как шелковая ткань обладает уникальными эстетическими и потребительскими свойствами, которые не может повторить ни один из видов натуральных и синтетических материалов.

Что же такое шёлк?
Шелковой тканью называют полотно, получаемое из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Нити эти чрезвычайно тонкие - их толщина колеблется от 20 до 30 микрометров (для сравнения: диаметр человеческого волоса составляет 80-110 микрометров). Благодаря малой толщине шелковых нитей, ткань, сотканная из них, получается очень мягкой и струящейся. Кроме того, шелковые нити имеют треугольное поперечное сечение, что позволяет им, подобно призме, преломлять свет, в следствие чего ткань приобретает красивое переливание и блеск.
Шелковые ткани весьма дороги, что обусловлено высокой трудоёмкостью получения сырья для их изготовления. Вкратце это процесс таков.
Гусениц шелкопряда, находящихся внутри кокона, умертвляют высокотемпературным паром, после чего коконы помещают в кипящую воду и вываривают, чтобы растворился белковый клей, скрепляющий витки шелковой нити. Затем вручную находят концы нитей и разматывают каждый кокон, соединяя концы нитей из разных коконов и сматывая их на одну шпулю. Полученный таким образом шелк-сырец скручивают в нить, пригодную для ткачества, и уже из таких крученых нитей на ткацком станке изготавливают шелковое полотно.

© Типография «Два клёна», 2017.
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.