Error: не определено #11234. Настоящий затерянный мир: город обезьяньего Бога (6 фото). «Потерянный город бога-обезьяны Белый город бога обезьяны


Настоящий затерянный мир: город обезьяньего Бога (6 фото). «Потерянный город бога-обезьяны Белый город бога обезьяны




Эльдорадо. Атлантида. Затерянный город Z. В поисках овеянных легендами земель многие поколения исследователей забредали и забредают в самые глухие уголки планеты. Обычно они возвращаются с пустыми руками, а то и не возвращаются вовсе. Но порой погоня за мифом может обернуться настоящим открытием.

18 февраля 2015 года с полевого аэродрома неподалеку от городка Катакамас в Гондурасе в небо поднялся вертолет. Пилот взял курс на северо-восток, на горы Ла-Москитии. Далеко внизу фермы мало-помалу сменились крутыми склонами, залитыми солнечным светом и покрытыми ковром тропических лесов. Лавируя между остроконечными вершинами, пилот направился к клиновидному пролому в далеком горном хребте. За проломом виднелась долина, опоясанная скалами: девственный изумрудно-золотой ландшафт с тенями плывущих облаков. Под вертолетом проплывали стаи белых цапель, а верхушки деревьев качались от возни невидимых обезьян. И никаких следов пребывания человека – ни дороги, ни тропы, ни облачка дыма. Пилот накренил вертолет и начал снижаться, выбрав открытое место. В числе прочих пассажиров на землю сошел археолог Кристофер Фишер. Уже давно ходили слухи о том, что где-то в окрестностях долины высится Белый город, Ciudad Blanca, – мифическое поселение из белого камня, известное также как затерянный «Город обезьяньего бога». Покинутый и преданный забвению, он лежит в руинах вот уже добрые пять веков. Оставалось только его отыскать.

В области Ла-Москития на территории Гондураса и Никарагуа раскинулся самый большой в Центральной Америке тропический лес – около 50000 квадратных километров густых зарослей, болот и рек. Быть может, с высоты он и выглядит вполне безобидно, но на самом деле таит множество опасностей – ядовитые змеи, кровожадные ягуары и вредные насекомые, переносчики пренеприятных болезней, в том числе смертельных. Неудивительно, что миф о сокровенном Белом городе оказался столь живучим – уж больно места тут глухие и неприступные. Истоки легенды окутаны тайной. Одни – исследователи, старатели и первые авиаторы – рассказывали, что видели над джунглями белые бастионы разрушенного города. Другие повторяли предания из хроник Эрнана Кортеса 1526 года, повествующих о богатых городах в сердце Гондураса. От индейцев Ла-Москитии – мискито, печ и тавахка – антропологам доводилось слышать истории о «Белом доме», убежище: там, дескать, коренные жители скрылись от испанских завоевателей, и больше их никто не видел.

Ла-Москития, сопредельная цивилизации майя, лежит у границ Мезоамерики. Но если майя – одна из наиболее изученных древних культур Америки, то коренной народ Ла-Москитии – один из самых загадочных. Знак вопроса, воплотившийся в легенду о Белом городе. Со временем этот миф стал частью национального самосознания жителей Гондураса. К началу 1930-х годов Ciudad Blanca захватил воображение американцев, и многие поверили в его существование. На поиски отправилось несколько экспедиций, три из них под эгидой Музея американских индейцев в Нью-Йорке. Их финансировал Джордж Густав Хей, заядлый коллекционер индейских артефактов. Первые две экспедиции привезли слухи о том, что где-то в глуши есть затерянный город с гигантской статуей обезьяньего бога.

Среди обнаруженных артефактов была высеченная из камня фигурка – полуягуар, получеловек – величиной примерно с кулак. Раскопки могут пролить свет на древнюю культуру, о которой известно так мало, что у нее даже нет названия.

Фото: Среди руин археологи нашли тайный склад каменных изваяний – вероятно, приношение богам. В числе изваяний были чаши, украшенные изображениями грифов и змей. ">

Среди руин археологи нашли тайный склад каменных изваяний – вероятно, приношение богам. В числе изваяний были чаши, украшенные изображениями грифов и змей.

Третья экспедиция музея под руководством эксцентричного журналиста Теодора Морде высадилась в Гондурасе в 1940 году. Пять месяцев спустя Морде вернулся из джунглей с ящиками, битком набитыми артефактами. «Город обезьяньего бога был обнесен стенами, – писал Морде. – Мы шли вдоль одной стены, пока она не исчезла под насыпными холмами. Все указывает на то, что когда-то здесь были грандиозные сооружения». Морде отказался сообщить местонахождение города, объяснив это тем, что опасается грабителей, и пообещав через год вернуться и начать раскопки. Обещание свое он так и не выполнил, а в 1954 году свел счеты с жизнью.

В последующие десятилетия раскопки в Ла-Москитии тормозили не только суровые условия, но и твердая убежденность в том, что почвы тропических лесов Центральной и Южной Америки слишком неплодородны и потому жить на них могли разве что разрозненные племена собирателей и охотников. В принципе это так, но еще в 1930-е годы археологи обнаружили в Ла-Москитии несколько поселений – не исключено, что когда-то здесь существовала высокоразвитая культура, причем на достаточно обширной территории. И это неудивительно: тут сходились торговые пути, связывавшие индейцев майя с другими мезоамериканскими народами на севере и западе. Жители Ла-Москитии заимствовали некоторые особенности культуры майя – скажем, можно уловить сходство в планировке городов. Возможно, от индейцев майя к ним пришла и знаменитая мезоамериканская игра в мяч – ритуальное состязание, порой сопровождавшееся человеческими жертвоприношениями. Однако их реальные взаимоотношения с грозными соседями окутаны тайной. Некоторые археологи предполагают, что Ла-Москитию захватили воины майя из Копана. По мнению других, местная культура просто впитала черты могучей сопредельной цивилизации.

Между представителями двух культур было одно существенное различие – строительные материалы они выбирали разные. Нет никаких свидетельств того, что в Ла-Москитии использовался тесаный камень. Общественные здания сооружались из речного камня, земли, дерева, прутьев и обмазки. Быть может, украшенные и расписанные, они не уступали величественным храмам майя. Но покинутые жителями, они размывались дождем и сгнивали, превращаясь в отнюдь не живописные груды булыжника вперемешку с землей, которые тут же оккупировала буйная растительность. Возможно, полагает проводивший в Москитии исследования археолог Кристофер Бегли из Трансильванского университета в Лексингтоне, именно из-за того, что эта великолепная архитектура исчезла, создавшая ее культура остается «незаслуженно забытой».

В середине 1990-х годов режиссер-документалист Стив Элкинс, очарованный легендой о Белом городе, вознамерился его отыскать. Много лет он штудировал записи исследователей, археологов, золотоискателей, наркоторговцев и геологов. Стив расчертил карту Ла-Москитии на исследованные и неизведанные сегменты. По его просьбе ученые из Лаборатории реактивного движения НАСА в штате Калифорния анализировали массу спутниковых и радиолокационных изображений Ла-Москитии в надежде различить признаки древних поселений. В отчете лаборатории представлено нечто похожее на «прямо- и криволинейные контуры» объектов, обнаруженных в трех долинах, названных Элкинсом Т-1, Т-2 и Т-3 («Т» от английского target – цель). Первой значилась неисследованная речная долина, опоясанная горными хребтами. Но одних снимков было мало. Элкинс должен был придумать кое-что получше, чтобы узнать, что скрывает густая листва джунглей.

И вот в 2010 году в журнале «Археология» ему попалась на глаза статья, в которой речь шла о том, как с помощью системы светового обнаружения и определения дальности «Лидар» проводилось топографическое исследование города майя Караколь в Белизе. Прибор, давший название системе, лидар, испускает сотни тысяч импульсов инфракрасных лазерных лучей, которые отражаются от тропического леса внизу. Каждое отражение фиксируется в виде точки в трехмерной системе координат. Из полученного множества точек с помощью особых программ удаляются импульсы, попавшие в деревья и подлесок, в результате чего остается изображение, составленное исключительно из импульсов, достигших поверхности Земли, – в том числе и очертания археологических объектов. Всего лишь 5 дней сканирования показали, что Караколь на самом деле в семь раз больше, чем считалось после 25 лет наземных исследований.

У лидара есть один недостаток – это дорогое удовольствие. Исследование Караколя проводил Национальный центр аэровоздушной лазерной картографии при Хьюстонском университете. Чтобы сканировать 143 квадратных километра трех долин, потребовалась бы четверть миллиона долларов. К счастью, к тому времени своей одержимостью Белым городом Элкинс заразил Билла Бененсона, другого кинорежиссера. Тот настолько увлекся проектом, что решил его финансировать.

Предварительные результаты превзошли все ожидания. Судя по полученным данным, в долине Т-1 на несколько километров растянулись древние руины. В долине Т-3 вырисовывались очертания археологического комплекса вдвое больше первого. Хотя крупные сооружения были заметны невооруженным глазом, для более точного анализа изображений был нужен археолог, умеющий обращаться с лидаром. Тогда Элкинс с Бененсоном призвали на помощь Криса Фишера, специалиста по Мезоамерике из Университета штата Колорадо. Так в феврале 2015 года судьба привела Фишера на берег безымянной реки в долине Т-1. Сверля глазами стену джунглей на другом берегу, он сгорал от нетерпения. Поисковая лихорадка охватила Криса, как только он увидел изображения с лидара. Этот прибор Фишер знал не понаслышке – лидар помог ему исследовать Ангамуко, древний город воинственного народа пурепеча (тарасков).

Народ пурепеча соперничал с ацтеками в Центральной Мексике с XI века и до прибытия испанцев в начале XVI. Если в мексиканских высокогорьях доколумбовой Америки сообщества расселялись по принципу «в тесноте, да не в обиде», в тропиках они были рассеяны на обширной территории – что-то вроде компактных Манхэттенов и громадных агломераций Лос-Анджелесов. Однако комплексы построек в долинах Т-1 и Т-3 казались весьма значительными – по величине они превосходили все поселения Ла-Москитии. Центральная часть комплекса Т-3 занимала около четырех квадратных километров – почти как сердце Копана, города майя. Центр Т-1 был меньше, зато более плотно застроен – по-видимому, он вмещал десять больших площадей, целую сеть взаимосвязанных насыпей, дорог, сельскохозяйственных террас, оросительных каналов, водохранилище, а возможно, и пирамиду. Фишер не сомневался, что оба комплекса подходят под археологическое определение города: поселения со сложной социальной организацией, четко спланированным пространством, тесно связанного с прилегающей территорией.

Фото: Археолог Оскар Нил Круз осторожно счищает землю с камня на месте древнего поселения в Москитии. Как оказалось впоследствии, это один из пяти десятков плоских камней, опоясывавших площадь, – первых архитектурных элементов, обнаруженных среди руин. Их назначение пока неизвестно. ">

Археолог Оскар Нил Круз осторожно счищает землю с камня на месте древнего поселения в Москитии. Как оказалось впоследствии, это один из пяти десятков плоских камней, опоясывавших площадь, – первых архитектурных элементов, обнаруженных среди руин. Их назначение пока неизвестно.

В наивной надежде отыскать мифический Белый город Элкинс и Бененсон, по-видимому, обнаружили два вполне реальных древних города. Заручившись поддержкой правительства Гондураса, они набрали команду, способную проникнуть в джунгли, чтобы произвести «наземный контроль» данных лидара. Помимо Фишера – самого опытного профи – в команде было еще два археолога (один из них – Оскар Нил Круз из Национального института антропологии и истории Гондураса), антрополог, специалист по работе с лидаром, два этноботаника, геохимик и географ. За компанию отправились съемочная группа Элкинса и наша команда из National Geographic. Даже для отчаянных любителей приключений это была дерзкая вылазка. Предстояло сражаться со змеями, насекомыми, грязью и нескончаемым дождем, мы могли подхватить малярию, лихорадку денге и целый букет других тропических болезней.

В помощь команде Элкинс и Бененсон наняли трех бывших офицеров из британских парашютно-десантных частей особого назначения, у которых была своя фирма, занимающаяся сопровождением съемочных групп на опасных территориях. Они первыми спустились с вертолета по веревке, чтобы, вооружившись мачете и бензопилой, очистить место для посадки и лагеря, пока вертолет летал обратно в Катакамас за Фишером и всеми остальными. Эндрю Вуд по прозвищу Вуди, командир сопровождающих, рассказывал потом, что, пока они трудились, на глаза им попадались дикие животные – тапир, джунглевые куры и паукообразные обезьяны. Они преспокойно бродили вокруг и лазали по деревьям, не проявляя ни малейших признаков страха. «Я в жизни ничего подобного не встречал, – сказал Вуди. – По-моему, эти звери никогда не видели людей».

На приподнятой террасе за посадочной площадкой в тени деревьев-великанов Вуд решил разбить лагерь. Чтобы туда попасть, нужно было перейти бревенчатый мост, да еще и забраться на земляную насыпь. Помня о том, что джунгли кишмя кишат змеями, Эндрю запретил членам команды покидать лагерь без сопровождения. Больше всего он опасался ядовитой копьеголовой змеи Фер-де-Ланс, которую часто называют «королевой гадюк». Если ее потревожить, она иногда может даже погнаться за незваным гостем. Но Фишеру не сиделось на месте. Опасности полевой работы ему не в диковинку, и он был полон решимости выступить в одиночку. Когда день уже клонился к вечеру, Вуд согласился сходить на разведку. Передовой отряд выстроился на берегу реки в полной экипировке, облачившись в защитные гетры и источая запах средств от насекомых. Навигатор Trimble, в который Фишер загрузил лидарные карты, показывал точное расположение относительно предполагаемых руин.

Глядя на навигатор, Фишер подсказывал дорогу Вуду, который прорубал проход сквозь заросли геликоний, осыпая всю команду дождем из опадающих цветков. Лес гудел от щебетанья птиц, кваканья лягушек и стрекотания насекомых. Перемесив две ямы с грязью (и увязнув в одной чуть не по пояс), мы вскарабкались на высокий обрывистый откос над поймой реки и очутились у подножия крутого, поросшего лесом холма – на рубеже предполагаемого города. «Лезем наверх!» – скомандовал Фишер. Цепляясь за стебли ползучих растений и торчащие из земли корни, мы взобрались на скользкий склон, устланный листвой. На заросшей вершине Крис Фишер указал на едва различимую, но все же явную прямоугольную впадину, похожую на очертания постройки. Опустившись на колени, Оскар Круз обнаружил нечто напоминающее остатки землебитного сооружения – не иначе как и вправду земляная пирамида. Фишер был на седьмом небе.

Вслед за Фишером и Вудом вся команда спустилась с пирамиды на одну из десяти предвкушаемых Крисом «площадей» – открытых пространств, где протекала общественная жизнь горожан. Внизу мы очутились на неестественно ровной лесной площадке наподобие футбольного поля. С трех сторон ее окружали узкие, длинные насыпи – остатки стен и зданий. Площадь прорезал овраг, обнажая поверхность, мощенную камнем. Перейдя через площадь, на другой стороне мы обнаружили ряд плоских камней, похожих на алтари, установленных на «треножники» из белых валунов. Но, увы, густая растительность по-прежнему скрывала планировку и масштабы древнего города. Тем временем солнце начало садиться, и пора было возвращаться в лагерь.

Проснувшись на следующее утро, мы снова отправились в джунгли. Густой туман разрывали крики ревунов. В зеленом сумраке все, казалось, было завешано коврами ползучих рас-тений и истекающих влагой цветов. В окружении гигантских деревьев и молчаливых холмов, хранящих память о других народах и других временах, я вдруг почувствовал, как мгновенье растворяется в потоке времени. Зашумели верхушки деревьев – на джунгли обрушился ливень. Мы тут же вымокли до нитки. Размахивая мачете, Фишер двинулся на север, чтобы исследовать другие площади города. С ним пошли Круз и Хуан Карлос Фернандес-Диас, специалист по работе с лидаром. Анна Коэн, докторантка из Вашингтонского университета, и антрополог Алисия Гонсалес остались расчищать камни от растительности. К полудню Фишер и его спутники вернулись, произведя съемку еще трех площадей и множества насыпей. Под проливным дождем все напились горячего чаю. Вуд велел возвращаться в лагерь, опасаясь, как бы река не стала подниматься. Члены команды гуськом тронулись в обратный путь. Вдруг оператор Лусиан Рид, шагавший почти в самом хвосте, воскликнул: «Эй, там какие-то странные камни!».

У подножия пирамиды, еле видные из-под земли, торчали верхушки искусно вырезанных каменных скульптур. Мало-помалу в лесных сумерках вырисовывались причудливые фигуры, увитые ползучими стеблями, задрапированные листьями и застланные мхом – оскаленная морда ягуара, каменный сосуд, украшенный головой грифа, большие чаши с резными изображениями змей и несколько предметов наподобие декорированных тронов или столов, которые археологи называют метате. Все артефакты были в идеальном состоянии – похоже, к ним никто не прикасался с тех самых пор, как их бросили здесь сотни лет назад. Раздались удивленные возгласы. Все столпились, напирая друг на друга. Фишер взял инициативу в свои руки, велев всем разойтись и оцепив находки ограждающей лентой. Но в душе он ликовал ничуть не меньше остальных – а может, даже больше. Хотя ученым были хорошо известны подобные предметы из других районов Ла-Москитии, в большинстве случаев это были разрозненные находки. Что-то попадалось Морде и другим исследователям, чем-то поживились местные жители и воры. Но до сих пор в литературе нет ни одного упоминания о целом тайнике. На поверхности виднелись 52 предмета – а кто знает, сколько еще скрывалось под землей! «Это важное ритуальное место, – заявил Фишер, – раз, вместо того чтобы хранить такие предметы роскоши, их оставили здесь, возможно, как подношение богам».

В последующие дни команда археологов исследовала каждый предмет на месте. Вооружившись лидаром, установленным на штатив, Фернандес просканировал артефакты, создав их трехмерные изображения. Все осталось на своих местах, ничего не трогали и не передвигали, отложив это на следующий раз, когда команда сможет вернуться, захватив снаряжение для тщательных раскопок. Сейчас, когда готовится эта статья, планируется еще одна, более масштабная экспедиция при полной поддержке правительства Гондураса. Нищей стране, измученной наркоторговлей и насилием, нужны благие вести. Пусть Белый город, Ciudad Blanca, всего лишь легенда – но все, что приближает ее к реальности, рождает радость в сердцах людей. Это предмет всеобщей гордости, свидетельство неразрывной связи гондурасцев с их прошлым. Узнав об обнаруженном тайнике, президент Гондураса Хуан Орландо Эрнандес распорядился, чтобы днем и ночью сокровище охраняли военные. Несколько недель спустя он, прилетев на вертолете, лично осмотрел место находки и заверил, что правительство будет делать «все возможное» для изучения и сохранения культурного наследия долины. Исследование только начинается. Впереди съемка большей части долины Т-1, не говоря уже о более масштабном комплексе руин Т-3, куда ученые пока не добрались. А кто знает, что скрывается под сенью листвы в других уголках Ла-Москитии? В последние годы кардинально изменился взгляд археологов на то, как народы доколумбовой Америки расселялись в тропических регионах. Раньше считалось, что малочис-ленные поселения были разбросаны на почти необитаемых территориях. Согласно новым представлениям, поселения были густонаселенными, а расстояния между ними – не такими уж запредельными.

Древняя Ла-Москития – кладезь тайн. Но время работает против нас. В феврале, когда мы летели из долины Т-1 обратно в Катакамас, уже через несколько километров девственный лес сменили холмы, обезображенные (скотоводам нужны новые пастбища) вырубками, – ветхими заплатами на роскошном зеленом ковре. Виргилио Паредес, директор Национального института антропологии и истории Гондураса, под эгидой которого проходила экспедиция, подсчитал, что при нынешних темпах вырубки до долины Т-1 доберутся через восемь лет, а то и раньше. И тогда сокровища культуры погибнут или станут добычей грабителей. Президент Эрнандес пообещал защитить регион от грабежей и сведения лесов, и с этой целью был учрежден заповедник по охране национального наследия «Ла-Москития» – территория площадью около 2 тысяч квадратных километров вокруг долин, где ведется лидарная съемка. Но дело это весьма щекотливое. Хотя вырубка леса запрещена законом – территория как будто бы охраняется в составе биосферных заповедников Тавахка-Асаньи и Рио-Платано – разведение скота в этой части Гондураса не только подспорье для экономики, но и старинная традиция. Если находки в долине Т-1 склонят чашу весов в пользу охраны этой древней земли, не так уж важно, был ли Белый город на самом деле. Погоня за мечтой уже вознаградила нас сполна.

На прошлой неделе в джунглях Гондураса были обнаружены руины древнего города, относящегося к неизвестной на сегодняшний день индейской культуре. По одной из версий, обнаруженные руины — это легендарный «Город бога обезьян» или «Белый город», который упоминается в индейских преданиях.

Согласно местным легендам, «Белый город» или «Город бога обезьян» был тайным местом, сокрытым в самом сердце джунглей. Именно там индейцы, некогда обитавшие в этих краях, могли укрыться от агрессии испанских конкистадоров, также в легендах город упоминается, как «страна какао». Согласно индейским преданиям, это место было аналогом Эдема, и, единожды попав сюда, человек уже не мог вернуться назад (видимо, чтобы о местонахождении города не узнали захватчики-европейцы). Кроме того, по словам местных жителей в загадочном городе находилась гигантская статуя бога обезьян, которая и дала второе название этому месту.

Археологи, участвовавшие в экспедиции, обнаружили в джунглях курганы, в которых были найдены посуда, амфоры, украшенные изображениями змей, и прочие ритуальные предметы; пирамиды, а также тайник с замечательно сохранившимися каменными статуями. По словам археологов, статуи, курганы и пирамиды были созданы в период с 1000 по 1400 года нашей эры, после чего город был покинут и поглощен джунглями.

Участник экспедиции, археолог Колорадского университета, Кристофер Шифер сообщил, что обнаруженные артефакты, определенно, не относятся к цивилизации майя, они относятся к некой неизвестной цивилизации, по всей видимости, около 1000 лет назад процветавшей на территории Центральной Америки. «У нас даже нет официального названия этой цивилизации, но обнаруженные артефакты наглядно показывают, что она была уникальной в своем роде, хотя и соприкасалась с культурой майя. К примеру, представители этой цивилизации практиковали шаманизм и игры с мечом, популярные у многих народов Доколумбовой Америки», — сообщил Кристофер в интервью National Geographic.

Первые попытки найти таинственный «Белый город» были предприняты исследователем Теодором Морде в двадцатых годах прошлого столетия. После экспедиции в область Ла-Москития (прибрежный район в восточной и северо-восточной части департамента Грасиас-а-Дьос в республике Гондурас) Морде представил археологическому обществу обнаруженные им артефакты, относящиеся к неизвестной сегодня индейской цивилизации.

На фото: область Ла Москития, Гондурас

Однако местонахождение города Морде отказался сообщать общественности, по его словам, он искреннее опасался того, что город будет разграблен охотниками за сокровищами, что спрятаны в «Городе обезьян». После смерти Теодора Морде никаких документализированных свидетельств о местонахождении загадочного города, обнаруженного исследователям в джунглях Гондураса, ученым найти не удалось.

Недавно загадочным городом заинтересовались режиссеры Стив Елкин и Билл Бененсон. В 2012 году они сообщили, что возможным местом нахождения руин «Белого города» может быть долина, напоминающая формой кратер и окруженная со всех сторон отвесными скалами. Совместно с центром лазерной картографии Университета Хьюстона, они провели с воздуха съемку/сканирование долины, и исследования поверхности земли показали, что это место, в особенности зона близ реки, имеет неестественные изменения, которые явно были сделаны руками человека. Также, согласно данным, полученным в результате анализа снимков, в этой зоне могли находиться заброшенные водохранилища и оросительные каналы, курганы и руины крупных памятников архитектуры. На основании всего вышесказанного, был сделан вывод, что именно в этом месте некогда располагался крупный город, относящийся к эпохе Доколумбовой Америки.

Между тем археологи не уверены в том, что обнаруженный город и есть, тот самый «Город бога обезьян», который упоминается в легендах индейцев, ученые скорее склоняются к версии, что это следы еще одного ныне исчезнувшего народа, проживавшего на территории Центральной Америки до прихода европейцев.

Затерянное место носит название "Город бога обезьян"

Экспедиция в Гондурас обернулась для искателей тайн в непроходимых тропических джунглях волнующим открытием затерянного города загадочной культуры, ранее учеными никогда не изучавшейся. Для туристов место держится в секрете. Между тем, по некоторым данным, находится оно в Ла-Москитии (в историческом районе "Берег москитов"), который славится несусветным количеством болот.

Команда исследователей была вдохновлена слухами о том, что в этом отдаленном, необитаемом регионе существует место под названием “Белый город”, который в одной из легенд упоминается как “Город обезьяньего Бога”, сообщает .

Археологи обследовали уникальную стоянку и нанесли на карту ее обширные площади, земляные валы, курганы, насыпные пирамиды, принадлежащие к культуре, которая процветала тысячу лет назад, а затем вдруг исчезла.

Команда, которая вернулась с места раскопок в прошлую среду, также открыла замечательную «коллекцию» каменных скульптур, которые лежали нетронутыми с тех самых пор, как этот странный город был покинут.

В отличие от соседней культуры майя, эта исчезнувшая культура была плохо изучена, и по сей день остается практически неизвестной. Более того, археологи пока еще даже не придумали ей названия.

Кристофер Фишер, специалист по Мезоамерике из команды Университета штата Колорадо говорит, что нетронутые, неразграбленные стоянки "невероятно редки".

Он предположил, что тайник, найденный у основания пирамиды, возможно, был своего рода жертвоприношением. "Вообще весь этот нетронутый контекст совершенно уникален", сказал Фишер.

Части 52 артефактов выглядывали из земли на радость исследователей. Многие из них пока еще прячутся под землей, обозначая собой возможные захоронения. Потрясающие артефакты включают в себя каменные сосуды с резьбой по камню, украшенные змеями, зооморфными фигурами.

Также из земли торчал и один из наиболее ярких объектов. Фишер предполагает, что это было изображение шамана, который перевоплотился в образ ягуара. Кроме того, этот круглый артефакт может быть связан с ритуальными играми в мяч, которые были особенностью доколумбовой жизни в Центральной Америке.

Мезоамерика являлась родиной многочисленных высокоразвитых культур . Среди них : Ацтеки, Майя, Миштеки, Ольмеки, Пурепеча, Сапотеки, Тольтеки, Тотонаки, Уастеки, Чичимеки. Новая культура из Ла-Москитии может продолжить этот список некогда сгинувших цивилизаций древности.

Впервые о существовании этого города в Гондурасе заговорили в 2012 году: во время наблюдений с воздуха были замечены первые загадочные руины. Неизвестная цивилизация датируется учеными 1000 - 1400 годами после Р.Х.

Город обезьяньего бога, La Ciudad Blanca или Белый город. Все эти названия описывают одно и тоже место, долгое время считавшееся ничем не подкрепленной выдумкой. Но с недавних пор все изменилось – по данным National Geographic, легендарный город из первозданных лесов Гондураса оказался не ложью, а былью.

Экспедиция, вернувшаяся из Гондураса неделю назад, не только подтвердила существование Белого города, но и высказала предположение, что на той территории могло располагаться целое государство. Точное место его расположения в целях сохранности раскопок держится в секрете, но кое-что о цивилизации, не имеющей еще даже названия, известно уже сейчас.

Долгое время затерянный город в непроходимых джунглях Гондураса существовал только в виде слухов и легенд. Город, по предположениям, находился на восточном побережье страны. Его искали в течение нескольких веков, так как считалось, что в нем полно несметных богатств. Прозвище «Город обезьяньего бога» принадлежит одному американскому исследователю. Он утверждал, что так его называют местные жители.

Почему его не нашли раньше?

Казалось бы, область для поисков не так уж велика. Но густые заросли джунглей не лучшее место для поисков чего-либо, и исследователям приходилось в них нелегко. Однако в газетах на протяжении десятилетий сообщалось, что искомый город наконец-то найден. Самое громкое заявление в «Нью-Йорк Таймс» о долгожданном открытии сделал некто Теодор Морд в 40-е годы. Но его заявление не было подтверждено фактами.

Лидар на службе у археологов

Современные технологии изменили все. Появление лидаров – лазерных дальномеров – позволили археологам по-новому взглянуть на Землю. Лазерные импульсы, которые посылают лидары, проходят сквозь чащу джунглей, скрывающих то, что недоступно невооруженному глазу.

Поиски сдвинулись с места

Команда ученых, использовавших лидар в своих поисках, утверждает, что обнаружила созданные человеческими руками колонны, пирамиды и развалины зданий в области предполагаемого расположения затерянного города. Это были очень весомые доказательства в пользу существования города Обезьяньего бога. Но необходимо было подтвердить эти доказательства непосредственно, отправив экспедицию.

Потрясающие находки

Экспедиция, посланная на разведку, вернулась на прошлой неделе и принесла ошеломляющую весть. Ее члены в ходе раскопок извлекли из земли 52 артефакта, в том числе голову статуи, сочетавшей в себе черты человека и ягуара. Сопоставив факты, археологи пришли к выводу, что в данной области могла существовать целая цивилизация с развитой сетью дорог и инфраструктурой.

Трудности и будущие планы

Как сообщает National Geographic, самая большая проблема на данный момент – это защита места раскопок от мародеров и компаний, занимающихся вырубкой леса. Как только область станет безопасной, археологи продолжат изучение древних руин и займутся описью найденных артефактов. Доказав свою дееспособность, лидар займет надлежащее место в арсенале археологов всего мира.

Жемчужина древних индейцев, потерянная цивилизация, известная как "Белый город", наконец, может быть обнаружена. Именно об этом городе сотни лет распространяли слухи местные племена и испанские исследователи джунглей Ла-Москитии. Некоторые стали использовать другое название, "Белый город золота", после того как в древних текстах нашлось описание храмов из слоновой кости, наполненных сокровищами. Западные исследователи нашли первое упоминание о таинственном городе в письме конкистадора Эрнана Кортеса (Hernando Cortes), адресованное королю Испании Карла V (Charles V) в 1526-м.

"У меня есть заслуживающие доверия отчеты об очень обширных и богатых территориях, – писал Кортес, – и о влиятельных вождях, которые там заправляют. Об одной из областей именуемой Уэйтапалан, а на другом диалекте – Шукутако, я узнал еще шесть лет назад и с тех пор наводил справки. Я убедился, что дорога туда занимает восемь-десять дней пути от города Трухильо (Trujillo), другими словами, около 50-60 лиг".

С тех пор бесчисленное множество авантюристов обыскивали джунгли в поисках древней цивилизации, по слухам, хранящей несметные сокровища, которые не снились самому Индиане Джонсу (Indiana Jones). Один из искателей даже предполагал, что затерянный город на самом деле был "Белым городом бога обезьян", и заявлял, что видел, как древняя цивилизация поклоняется огромной статуе, олицетворяющей обезьянье божество.

Исследователь Теодор Морд, чьи приключения описаны в американском журнале "The American Weekly", сообщал, что представители местных племен говорили ему о "поклоняющейся обезьянам цивилизации". Жители даже поведали историю о том, как одна "богообезьяна" похитила местную женщину, в результате чего на свет появились необычные дети, полулюди-полушимпанзе.

Морд уверял, что местное население рассказало о существовании огромного обезьяньего храма, населенного некими чоротега, и утверждал, что нашел доказательства существования этого места в экспедиции 1939-1940 гг.

В записи в журнале "Milwaukee Sentinel" от 22 сентября 1940-го Теодор извинился перед своими читателями, что не может раскрыть точного месторасположения, кроме как уточнить, что оно окутано высокими горами, "стремительными водопадами, прекрасными, словно мантия мерцающих жемчужин, стекающих в зеленые долины руин".

Его слова пронеслись эхом десятилетия спустя, когда глава Гондурасского института антропологии и истории (IHAH) предупредил, что в случае обнаружения легендарного города сама территория, включая окружающие город тропические леса, будет уничтожена в течение восьми лет, если правительство не поспешит на помощь.

Лучшие дня

В дальнейшем археологи продолжали попытки обнаружить сделанные руками человека постройки, будь то Сьюдад-Бланку, "Белый город бога обезьян" или что-то в этом духе, но все попытки до сего момента успехом не увенчались. Путешествие в неизведанные территории, организованное командой "National Geographic", состоялось в феврале 2015-го. В результате были найдены насыпи белого щебня в форме черепа обезьяны, и эксперты полагают, что возраст находки – тысячи лет.

Участник экспедиции Дуглас Престон написал: "Верхушки 52 артефактов торчали из земли. Очевидно, гораздо больше лежало под землей, в предполагаемых захоронениях".

Среди артефактов оказались каменные зернотерки и резная и расписанная посуда с изображением змей, зооморфных фигур и стервятников. Торчащую из земли голову, рождающую сравнения с ягуаром-оборотнем, исследователи посчитали изображением шамана, пребывающего в измененном состоянии духа. Но эта же голова могла быть связана с ритуальными играми с мячом, которые практиковались в доколумбовый период в Центральной Америке.

За последние открытия отвечает команда исследователей из Хьюстонского университета (University of Houston) и Национального центра воздушного лазерного сканирования (NCALM). Энтузиасты пролетали над прибрежным районом Ла-Москития на небольшом самолете "Cessna", "обстреливая" миллиардами лазерных импульсов землю, чтобы создать топологическую 3D-карту рельефа местности, скрытой в джунглях.

За неделю было обследовано 60 кв. миль леса. Технология LiDAR – лазерный дальномер – позволила исследователям "видеть" сквозь полог леса поверхность земли, раскрывая следы древних поселений и природных ландшафтов, скорее всего, созданных руками человека.

"Набор точек данных LiDAR ясно дает разглядеть останки крупных населенных пунктов, – сказал профессор Кристофер Фишер, возглавлявший исследование. – Их можно рассматривать как древние города, в зависимости от пространственной сложности, размера и организации".

Фишер продолжил: "Мы никогда не сможем с точностью сказать, какой из городов был Сьюдад-Бланка, да и существовал ли этот легендарный город. Но мы отчетливо видим, что данные свидетельствует в пользу того, что это был плотно заселенный регион с измененной человеком средой. Эти важные выводы позволяют по-новому взглянуть на доиспанскую колонизацию этой малоизученной области".

Одно из главных мест в мифологии Центральной Америки отведено именно городу Сьюдад-Бланка. Он упоминается в качестве места рождения Кетцалькоатля, бога ацтекского пантеона. На протяжении многих лет появлялись отчеты, согласно которым в городе располагались золотые идолы и искусно вырезанные белые камни. Последнее упоминание и привело к укоренившемуся названию "Белый город".

Реальных доказательств о существовании города никогда не было. Если же последние исследования приведут к конкретным результатам, то такой поворот станет по размаху соизмерим с обнаружением г. Мачу-Пикчу (Machu Picchu), более 400 лет пребывавшего в запустении, пока в 1911-м его не обнаружил американский историк Хайрам Бингем (Hiram Bingham).

Между прочим, вышеупомянутый Теодор Морд был найден повешенным в душевой кабинке в доме его родителей в Дартмуте, штат Массачусетс (Dartmouth, Massachusetts), 26 июня 1954-го. Судебно-медицинская экспертиза установила, что исследователь покончил жизнь самоубийством. Позднее сторонники теории заговора утверждали, что за смертью Морда стояли "зловещие силы". Некоторые источники, мало заслуживающие доверия, еще позже сообщили, что Теодора на самом деле насмерть задавил автомобиль в Лондоне (London), вскоре после его экспедиции в Гондурас.