Международные отношения в XVII—XVIII вв. Международные отношения в конце XVI — начале XVII в, тридцатилетняя война Причины международных конфликтов 16 18 вв




Первая половина 18 века – 3 крупные войны (за «испанское наследство» 1701-14, Северная 1700-21, за «австрийское наследство» 1740-48). Систему МО начали определять Англия, Россия, Пруссия, Австрия и Франция. Значительная роль восточного вопроса. Османский вопрос – сложный комплекс международных противоречий. МО начинают охватывать отдельные регионы – Северную Америку, Дальний Восток, Африка. Начинается колониальная эпоха.

Борьба Франции за гегемонию в Европе в 17 веке. «Финансовая дипломатия» Людовика 14 (предоставление больших денежных сумм Англии) вывели её из МО на континенте до 1688 года. 30-летняя война нарушила традиционное единство Габсбургов – Австрия заключила Вестфальский мир с Францией в 1648 году, а Испания – Пиренейский мир с Францией в 1659 году. Для Австрии усилилась Османская угроза. Все это подтолкнуло Людовика 14 на завоевания. Две первых крупных войны Людовика 14 – «Нидерландские» (1667-68 и 1672-78) не принесли полной победы, но по Аахенскому миру 1669 года и Нимвегенскому 1679 года Франция присоединила ряд городов в Южных Нидерландах (Лилль, Валансьен, Камбре и до.) и провинцию СРИ Франш-Конте. 1681 – захват Людовиком 14 Страсбурга. Регенсбургское соглашение 1684 года – Испания и Австрия признали захваты Франции, это – пик ее могущества. Но обстановка теперь – не в пользу Франции. Турецкая угроза Австрии после неудачной осады Вены в 1683 году ослабла, а Вильгельм 3 Оранский перечеркнул всю политику «финансовой дипломатии». Аугсбургская лига (1686) – Австрия, Испания, Швеция, Англия, немецкие и итальянские княжества под покровительством папы Иннокентия 9 – против Франции. 1688-1697 г. – война Людовика 14 практически против всей Европы. Война завершилась Рисвикским миром 1697г. ,территориальных приобретений у Франции нет. Франция признала королем Вильгельма 3 Оранского, начинается англо-французское противостояние в Европе и колониях.

Четвертая война Людовика 14 – война за «испанское наследство» (1701-14). «Испанское наследство» - колониальные владения Испании + ряд ее территорий в Европе, Южные Нидерланды. Повод к войне – пустой престол Испании после смерти в 170 году Карла 2. Он завещал свой престол Филиппу Анжуйскому (внуку Людовика 14) с условием того, что испанская и французская короны никогда не соединятся. Австрийский император Леопольд 1 не смирился и выдвинул кандидатуру эрцгерцога Карла. В итоге Филипп Анжуйский стал испанским королем под именем Карла 5. Людовик 14 решил этим воспользоваться. Особой грамотой он признал право Испании и Франции на личную унию. А затем, ссылаясь на «неопытность» своего внука, Людовик 14 начал управлять обеими державами. Он начал чинить торговые препятствия английским, голландским купцам, отказывая им в торговых привилегиях. Плюс тайно решил признать Стюартов и после смерти Вильгельма 3 Оранского в 1701 году объявил, что единственный «законный» кандидат на английский престол – сын умершего в изгнании Якова 2, которого усыновил Людовик 14.


В итоге против Франции сложилась новая коалиция. Театры военных действий – Италия, Испания, Нидерланды и Западная Европа. Людовику 14 объявили войну Габсбурги (заключившие мир с турками в 1699 г., Карловицкий мир), Англия, Голландия, Португалия, Бранденбург, Савойя. Францию от разгрома спасли противоречия в лагере противников (Австрия – восстание 1703-1 года Ференца Ракоши в Венгрии, в Англии – 171 г., приход к власти тори, которые стремились к реставрации Стюартов и примирению с Францией). Битвы – 1702, гавань Виго – разгроми испанского флота, битва при Блиндхайме (Гохштедское сражение), 13 августа 1704 года, победа австро-английских войск, битва при Мальплаке – 11 сентября 1709 года, самое крупное сражение 18 века, 207000 участников и 44000 погибших, «пиррова победа» союзников, поражение Франции.

Утрехтский конгресс – 1713 г., подписание мирных договоров между Францией/Испанией и Англией/Голландией/Бранденбургом/Савойей/Португалией. Испании были оставлены колонии, Филипп 5 сохранил права на испанский престол и отрекся от французского, Эрцгерцогу Карлу (который уже стал императором СРИ под именем Карла 6) отошли Испанские Нидерланды (Бельгия) и испанские владения в Италии (Миланское герцогство, Неаполитанское королевство, Сардиния и т.д.). К Утрехтскому миру в 1714 году присоединилась Австрия – Раштадский мир, 1714 год. Англия получила Гибралтар, в Северной Америке – Ньюфаундленд, устье реки св. Лаврентия в Канаде, особые права на торговлю в испанских колониях (право на монопольную торговлю рабами, т.н. «асьенто»). Французская корона потерпела очень серьезное поражение. Австрия получила от Испании Неаполитанское королевство, Сардинию, часть Тосканы, Миланское герцогство и испанские Нидерланды; она также получила Мантую после пресечения там в 1708 г. профранцузской Гонзага-Неверской династии.

Почему период длится до 1721 года? Северная война, Ништадский мир 1721 года. Война Четверного альянса (1718-20). Испания против Англии/СРИ/Нидерландов/Франции. Итог – поражение Испании, она отказалась от притязаний на испанские земли, Сицилия (где в основном велись боевые действия) перешла к Габсбургам, Савойя получила Сардинию. Войну закончил Гаагский мирный договор 1720 года.

Международные отношения в Европе в 17-18 вв.

Глава 1. Основные характеристики международной системы

Глава 2.Вестфальская международная система - важный этап в эволюции международных отношений

2.1 Принципы и особенности Вестфальской международной системы

2.2 Складывание «баланса сил» после Вестфальского мира

Заключение

Список используемой литературы

Заключение

Подводя итоги рассмотрению проблемы законов функционирования и трансформации международных систем, следует признать плодотворной уже саму ее постановку, которая позволила показать зависимость поведения государств на мировой арене от формируемой ими международной системы, связь частоты и характера межгосударственных конфликтов с ее структурными характеристиками, необходимость учета системообразующих факторов в дипломатии. Уже сама идея о существовании системных законов в международных отношениях дает возможность рассматривать международные системы как результат принятия рядом государств определенного политического, экономического и идеологического статус-кво на международной арене, на общепланетарном, региональном или субрегиональном уровне. С такой точки зрения, каждая международная система является ничем иным, как неформальной институализацией соотношения сил между государствами в соответствующем пространственно-временном контексте.

В то же время было бы наивным считать, что существующие в науке о международных отношениях законы функционирования и трансформации международных систем обладают такой степенью строгости, которая позволяла бы делать на их основе безошибочные прогнозы. Более того, они, по сути дела, оставляют «за скобками» исследование основных причин международных конфликтов. Сводя международные отношения к межгосударственным взаимодействиям, они неоправданно ограничивают понятие международной системы только теми государствами, между которыми существуют прямые регулярные сношения и прямой взаимный учет военной силы. Но, как верно подчеркивает Б.Ф. Поршнев, «есть обширная область косвенных, подчас несознаваемых действующими лицами зависимостей, без которых, однако, представление о системе остается неполным» (Б.Ф. Поршнев Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII века. - М., 1970, с. 10).

Гносеологически это объясняется тем, что ни одна система, достигшая определенного уровня сложности, не может быть познана полностью. Отсюда - то противоречие, на которое обратили внимание Б. Бади и М.-К. Смуц: системный подход рассматривается как метод выявления определяющих состояние системы различных способов сочетания ее элементов, однако как только исследователь выходит за рамки относительно простых систем, основания для того, чтобы считать правильными делаемые им выводы, значительно уменьшаются.

Кроме того, в науке о международных отношениях до сих пор отсутствует общепринятое понимание структуры международной системы, а то, по которому имеется достаточно высокая степень согласия, является, как мы уже могли убедиться, слишком узким даже с учетом всех своих измерений. Поэтому многие исследователи отказываются от него, не предложив, однако, более приемлемого. Киссенджер Г. «Дипломатия». Пер. с англ. М., 1997 с 55.

Цыганков П.А. «Международные отношения: Учебное пособие». - М. Новая школа, 1996.

Поздняков Э. А. «Геополитика». - М., 1995.

Хантингтон С. «Столкновение цивилизаций» - Полис. - 1994. - № 1.

«Современные международные отношения» Под ред. А.В. Торкунова Альманах «Космополис» c. 61

Арон Р. «Мир и война между народами», с.103, с183.

М Каплан «Система и процесс в Международной политике».

Ж. Унцингер. «Введение в международные отношения», стр. 159.

Р. Роузкранс. «Действие и противодействие в мировой политике» стр. 16.

Дж. Френкел. «Международная политика. Конфликты и соглашения».

Е. Луард. «Типы международного общества».

М. Уайта. «Западные ценности в международных отношениях».

Х.Булл. «Анархическое общество. Изучение порядка в мировой политике» стр.23–27.

Б.Ф. Поршнев «Франция, Английская революция и европейская политика в середине XVII века». - М., 1970, с. 10.

«Система, структура и процесс развития современных международных отношений». Под ред. В.И. Гантмана. - М., 1984, с. 35. Загорский А.В. Монополярность: новое качество международных отношений? Альманах "Космополис". М., 1997.

Балуев Д.Г. Современная мировая политика и проблемы личностной безопасности: Монография. - Нижний Новгород, 2002. - 208 с.

1. Заполните таблицу “Различные точки зрения на политическое устройство Европы XVII вв.” и письменно выполните задание

Закрасьте квадрат рядом с той точкой зрения, которую вы считаете наиболее правильной для эпохи Нового времени. Свою позицию обоснуйте

Было бы меньше войн и восстаний; соперничества между странами

2. Перед вами схема «Противоборствующие коалиции в Тридцатилетней войне». Однако некоторые слова и цифры оказались стёртыми. Восстановите их

3. Расположите в хронологическом порядке следующие события Тридцатилетней войны. Укажите ответ в виде последовательности цифр

1) Разгром имперскими войсками датчан и их союзников; 2) восстание в Праге против Фердинанда II Габсбурга; 3) назначение Валленштейна имперским главнокомандующим; 4) сражение у Белой горы; 5) битва у Лютцена; 6) объявление Францией войны Испании; 7) вступление в войну Швеции

2 4 3 1 7 5 6

В выделенных клетках у вас получился год начала одной из европейских войн XVIII в. Запишите её название

Семилетняя война

4. Каковы последствия Версальского мира?

А) Переход важнейших торговых путей из рук Германии в руки Англии

Б) Равновесие сил в Европе стало держаться на усиле¬нии Франции и ослаблении Габсбургов

В) Признание равноправными католической и протестантской церкви

Г) Закрепление победы императора над германскими князьями

Д) Признание независимости Республики Соединенных провинций

Е) Превращение Испании в ведущую державу Европы и мира

Правильный ответ:

5. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Европейские международные отношения в XVIII в.»

Используя памятку 2 (см. с. 77 рабочей тетради), составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах

1. Причины конфликтов между странами

2. Система Европейского баланса

3. Тридцатилетняя война

4. Вестфальский мир

5. Северная война

а) Причины; б) Участники

6. Война за австрийское наследство

7. Семилетняя война

Предварительный просмотр:

Класс: 7

Тема урока: Международные отношения в 16-18вв.

Тип урока: комбинированный урок

Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, работа по учебнику

Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны;

2) Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.

Задачи урока: 1)Показать учащимся как происходили международные отношения в Европе в эпоху Нового времени, раскрыть суть и причины международных конфликтов;

2)Умение анализировать, обобщать факты, систематизировать исторические факты в таблицу, умение выделять главное;

3)Воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому Эпохи Нового времени и любовь к истории.

Оборудование: учебник, § 18. Карты «Европа в XVII в.», «Европа в XVIII в.».

Ход урока:

На доске: план урока: 1.Начало Тридцатилетней войны

2.Война периода Валленштейна

3.Вступление Швеции в войну.

4.Вестфальский мир.Европа в 18 веке.

Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку и запись в журнал отсутствующих.

Проверка д.з.: в конце урока сдают тетради на проверку

(часть учащихся)

фронтальный опрос класса:

1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров?

2. Почему Англия стала называться парламентской монархией?

3.Почему Англию назвали «владычицей морей»?

За д.з. выставляются оценки.

Актуализация полученных знаний: Перед тем перейти к изучению новой теме нам необходимо вместе вспомнить и ответить на некоторые вопросы, которые находятся на стр. 160

1.Кто такие протестанты?

2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?

Все то, что вы сейчас ответили, это относится к одной из причин международных конфликтов, но сегодня мы так же рассмотрим и остальные не маловажные проблемы и причины, которые вызывали противоречия между европейскими государствами, помимо всего прочего рассмотрим, ход Тридцатилетней войны, ее причины, участников, какие методы были использованы в ведение войны, а также итоги Вестфальского мира.

Стоит отметить, что в международной жизни Европы в 16-18 вв. существовали 2 точки зрения, на то как должно быть устроено политическое устройство.

Первая точка зрения принадлежала правителям Священной Римской империи-Габсбургам, смысл этот заключался в том, что должна существовать лишь одна единая империя, которая бы объединяла европейские страны, в главе, которой бы стоял- католический император, поддерживаемый Папой Римским, а все остальные должны являться ее вассалами.

Вспомните, существовало ли ранее такое государство или это всего лишь утопия?

Правильно, молодцы!

А в чем же суть второй точки зрения, она принадлежала Англии и Франции: в Европе должны существовать самостоятельные национальные абсолютистские государства.

Как вы думаете, все-таки как же были устроены европейские государства, правильно, потому, что большинство стран стремилось к абсолютизму.

А теперь давайте откроем ваши тетрадки и запищем дату урока, а также тему: Международные отношения в 16-18 вв. и запишем

Причины международных конфликтов:

1. Религиозное столкновение католиков и протестантов;

2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях)

3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.))

1.Начало 30-ей войны.

Объяснение и заполнение таблицы по 30-ей войне:

Предварительно начертив ее на доске:


Подписи к слайдам:

международные отношения 16-18 вв. Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №71 г.Санкт-Петербурга Комиссарова А.П.

Цели и задачи урока: Цель урока: 1) Рассмотреть ход Тридцатилетней войны; 2) Охарактеризовать систему международных отношений в Европе в 18 в.Нового времени

План урока: 1) Начало Тридцатилетней войны 2)Война периода Валленштейна 3) Вступление Швеции в войну. 4.Вестфальский мир.Европа в 18 веке.

Проверка Д.З. 1.Расскажите о движениях протеста в годы английской революции. Назовите общее во взглядах левеллеров и диггеров? 2. Почему Англия стала называться парламентской монархией? 3.Почему Англию назвали «владычицей морей»?

Актуализация ранее изученного материала Ответить на вопросы, которые находятся на стр. 160 1.Кто такие протестанты? 2.На какие уступки борцам Реформации за церковь вынужден был пойти император Карл 5?

Причины международных конфликтов: 1. Религиозное столкновение католиков и протестантов; 2.Экономические противоречия (т.е. это борьба за колонии, за рынки, за господство на морских торговых путях) 3.Столкновения интересов Франции, Англии и Испании (борьба Франции и Испании за влияние в богатой Италии привело к Итальянским войнам(1494-1559гг.))

Тридцатилетняя Война 1618-1648 гг. (общеевропейская война) заполнение таблицы: Причины Религиозные противоречия между католиками и протестантами Состав участников На стороне католиков и Габсбургов: Австрия, Германия и Испания Протестанты: Дания, Швеция, Франция и Россия Театр военный действий Территория Германии, переходили на земли Франции, Испании, Италии, Польши, Нидерландов Итоги и значение Был заключен Вестфальский мир

выпишите какие нижеперечисленные факты относятся к Валленштейну: 1.Родился в семье чешского дворянина; 2.Герцог Мекленбургский и Померанский, 3.Был королем Богемии; 4 Являлся генералиссимусом; 5. В 1630 г. стал императором; 6. Разгромил шведов у Лютцена; 7.Захватил Балтийское побережье, 8.Генералиссимус Балтийского и Океанского морей;

Густав 2 адольф.

Почему Швеция вступила в Войну? она боялась усиления позиций императора Священно-Римской империи и стремилась к господству на Балтике. Для этого Густав 2 Адольф провел ряд реформ, благодаря чему его полки стали боеспособными, армия состояла из рекрутов, а не наемников, это был шаг к регулярной армии, которая могла в течение долгого времени готовится к предстоящим военным действиям. Была реформирована техника пехотной атаки, при этом он регулярно проводил маневры в ходе, которых комбинировались действия различных соединений. Новая армия приносит ряд побед, но после гибели Густава 2 Адольфа шведские войска, которые пополнились наемниками и пленными, стали негативно влиять на армию, что не могло сказаться на ходе войны, но благодаря французской армии, которая принесла ряд значительных побед, что вынудило Фердинанда 2 подписать мир.

Вестфальский мир 1648 г. 1) Франция получила Эльзас; 2)Швеция контрибуции и господство над Балтикой, контроль р.Одер; 3)получила независимость Голландия от Испании; 4)Политическая раздробленность Германии; 5)решились религиозные вопросы, которая уравняла католическую и протестанскую церковь; 6) Священная Римская империя распалась.

Закрепление изученной темы: 1.Как были устроены международные отношения европейских государств? 2.Что было сделано шведским королем для усиления армии? 3.Каков был итог Тридцатилетней войны?