Кто такой упырь. Существуют ли упыри




И главные герои страшных сказок. Рассказы об их злодеяниях впечатлили многих поэтов, музыкантов, художников и писателей. На свет появились книги и картины, повествующие о жизни ужасных созданий. Впоследствии они породили целые субкультуры, поклоняющиеся сверхъестественному. Но что мы знаем о и вурдалаках? Кто они такие, как выглядят и существуют ли на самом деле? Попробуем ответить на эти вопросы более подробно.

Что значит «Упырь»?

В давние времена наши предки поклонялись силам природы, в руках которых жизнь человека была всего лишь игрушкой. Славяне верили, что души предков возвращаются в свои дома, пируют вместе с потомками и защищают их от зла. Еще в эпоху палеолита или мезолита, когда образ жизни людей был неотрывно связан с охотничьим хозяйством, упыри и берегини сопровождали пращуров от рождения до смерти. Позже упыри представлялись славянам бесплотными злыми духами умерших, которым ненавистно все живое. Берегини же, напротив, были духами добрыми и стремились защитить людей от всякого зла. Пришедшие на смену язычеству христианство меняло обряды и верования людей. Со временем образ мертвого духа менялся и приобретал новые черты. Теперь упыри - это мертвецы, восставшие из могил, чтобы пить кровь живых людей или поедать их плоть.

Кто становится упырем

Вопреки распространенному мнению, стать живым покойником посредством заражения или инициации невозможно. Это звание нужно заслужить неправедной жизнью, распутством, пьянством или поклонением темным силам. Известно, что такими чудовищами становились после смерти колдуны, злодеи, ведьмы или самоубийцы. Однако некоторым людям могло просто не повезти, если они, например, были зачаты в «злую» минуту. Что это означает данный термин, не мог ответить никто, а потому под подозрением были все те, кто родился через девять месяцев после поста или большого церковного праздника. Также будущих упырей мог выдать двойной ряд зубов или злобный характер.

Как выглядит упырь?

Народные поверья утверждают, что узнать упыря нетрудно. Самые страшные из них являются в виде скелетов или покойников, раздутых от выпитой крови. Другие не меняют свой облик так кардинально и приходят к живым в виде почивших родственников или друзей. Они одеты в одежду, в которой были похоронены, а выдает их только наличие хвоста или нароста под коленом, из которого вылетает душа. Самые хитрые кровососы маскируются под живых так ловко, что отличить их нормальных людей сможет не каждый. Однако если вы заметите, что у вашего собеседника отсутствует тень, а губы неестественно раздуты и имеют яркий то берегитесь. Возможно, к вам гости пожаловал восставший покойник, желающий отведать крови. Как противостоять такому упырю, читайте в следующем разделе нашей статьи.

Методы борьбы с кровососами

Народные сказки и легенды дают нам четкую инструкцию о способах защиты от упырей. Большинство из них мы знаем по западным фильмам ужасов и книге знаменитого ирландца Однако так ли эффективны европейские методы борьбы с вампирами и подействуют ли они на их восточнославянских коллег. Давайте подробнее рассмотрим этот вопрос и приведем «проверенные» примеры:


Упыри и современность

Благодаря раскрученным голливудским сюжетам, многие потомки славян уже не помнят о верованиях своих славных предков. Образы страшных мертвецов, приходящих пообедать живыми людьми, вытеснены образами элегантных и аристократичных вампиров. К сожалению, мало кто из поклонников фильмов ужасов знает о произведениях великого А. Пушкина, Н. Гоголя или А. Толстого, которые до сих пор внушают страх и дарят бессонные ночи. Упыри - это яркий пример народных верований, отразившиеся на современной культуре и мировоззрении. А потому будет очень жаль, если мы забудем о страшных сказках наших предков и станем пугаться появления на экранах рафинированных носферату, рожденных фантазией западных продюсеров.

Общеславянская мифология богата на разнообразные образы и персонажи. Упырь - один из них. Толковый словарь трактует слово как «мертвец, выходящий из могилы и пьющий кровь живых людей». Наиболее веровал в этих существ народ, проживающий на территориях Украины и России. Считалось, что упырь - это дух мертвеца, который не может покоиться с миром и потому вредит людям. В западноевропейской мифологии существует подобный образ - вампир, а в восточнославянской - вурдалак, но ученые, изучавшие происхождение и значение этих персонажей в XXI в., отмечают их отчетливое различие.

Происхождение образа упыря

До крещения Руси люди верили во множество необъяснимых факторов, с которыми в христианском мире было трудно расстаться. Сегодня все языческие персонажи и образы нам кажутся необыкновенными и непонятными. Определение, кто такой упырь, своими корнями уходит в языческие традиции. Нынешняя терминология обозначает его как ожившего мертвеца. Он ночью выходит из могилы, подыскивает себе жертву и, найдя, высасывает у нее кровь.

В славянской культуре монстры не только питались кровью, но и поедали плоть своей жертвы. И существовало поверье, что, если упырь не съел тело, то убитый сам обернется в его подобие.

Легенды повествовали, что это духи, которые приносят неурожаи, бедствия, стихии и смерти. Люди верили, что стоит упырю прикоснуться к человеку, как в скором времени его ждет смерть от непонятной болезни.

После крещения Руси славяне представляли упыря как покойника, которого не отпели в церкви или по каким-то причинам не предали земле. Он не был принят в царство небесное и потому ночью выходит из могилы и наносит вред людям и скоту. Этим объяснялось то, что стать упырем могут:

  • самоубийцы;
  • утопленники;
  • ведьмы;
  • колдуны;
  • грешники;
  • еретики;
  • спившиеся пьяницы.

Если упырем становилась женщина-ведьма, она обязательно выходила ночью из своей могилы, чтобы проучить невестку. Она таскала ее за волосы по улицам деревни или города и зловеще смеялась. Могла перебирать в доме посуду, белье, доить коров и пить кровь у скота.

Особенности создания

В сознании людей упырь выглядел очень жутко и устрашающе. Эти монстры не были похожи на современных вампиров или вурдалаков. По легендам славянских народов, упыри могли обернуться любым животным или стать невидимым для людей, чтобы подкрасться незаметно и поймать свою жертву.

В схватке они опять становились видимыми, с горящими налитыми кровью глазами, железными пальцами и зубами. Их тела были истерзаны, в крови, ранах. Ходят даже повествования, что люди выкапывали из могил мертвецов, которых подозревали в том, что они упыри. После выкапывания нечисть определяли по таким признакам:

  • тело не подлежало разложению;
  • одежда истерзана и в крови;
  • тело в ранах и ссадинах.

Люди настолько верили в их существование, что боялись ходить рядом с могилами, в которых, как они считали, может находиться дух мертвеца-упыря. Ходили слухи, что, если пройти мимо такого места и побеспокоить мертвеца, то ночью он придет к этому человеку обязательно. Считалось, что, если все-таки приходилось проходить мимо, то на могилу необходимо бросить палку или горсть земли.

Свидетельства о существовании

Первое упоминание об упырях было выявлено в летописях, датированных XI в. в княжестве Полоцком. Записи гласили, что ночью людей будил топот человека и, если кто-то выходил на улицу, он подвергался в скорости мучительной гибели - умирал от незнакомой болезни. Вместе с этим событием по всей Руси Киевской возникли бедствия.

  1. Одновременные бури и засухи.
  2. Эпидемии неизвестных болезней.
  3. Частое и массовое нападение половецких племен.

Летописец не связывал это с упырями, но легенды и мифы того времени, указывают на эту причину бед. Позднее появляются повествования и небылицы о солдате, который с помощью смекалки и ловкости убегал от упыря. Люди утверждают, что «дыма без огня не бывает».

Отличия от вурдалака

Упырь - образ, пришедший из языческой мифологии славян. Этимология слова «вурдалак» связана с волком-оборотнем. Впервые оно появилось в русской литературе благодаря А. С. Пушкину. Изучавшие значение термина, приходят к мыслям, что Пушкин просто по-другому употребил понятие «волкодав». В сербском языке есть слово «вардалама», что означает «вертушка». Возможно, Пушкин употребил его в значении «воротившегося в гроб».

По описаниям, вурдалак, как и упырь, выходит ночью и пьет кровь, но его отличие - это острые клыки и умение оборачиваться в волка. Слово «вурдалак» так и переводится - «волчья шкура». Животное пило кровь своих жертв, но только у спавших людей.

Некоторые источники описывают вурдалака, как упыря, съевшего много тел, и благодаря этому получившего возможность оборачиваться в волка. У него появилось больше сил, жажды к уничтожению. Во рту выросли клыки, а на спине шипы. Синоним вурдалака - оборотень, а «упырь» переводится как «прах». Эти два персонажа обозначают один образ, но возникли в разное время и по описаниям отличаются.

Отличия от вампира

Слово «вампир» впервые появилось в XVIII в. во французском языке под влиянием славянского «упырь». В переводе на русский - «кровопийца» или «ночной призрак». Уже потом из Франции перекочевало в русский язык с таким значением, с которым используют его сейчас.

Вампир - это не мифологический персонаж, а скорее литературный или кинематографический. Вампиры описываются, как особи, питающиеся человеческой кровью. Они боятся дневного света, у них острые клыки и бледная кожа.

Спят вампиры в гробах и гуляют только ночью, одев черные одеяния. Многим известным особам в Европе приписывали облик кровососа. Вампир представлял собой не страшного мертвеца, как упырь, а наоборот опрятного интеллигента, одетого всегда по вкусу и моде.

Внешностью вампир не отличался от обычного человека, но во время превращения его кожа бледнеет, зрачки расширяются и наливаются кровью, лицо вытягивается, глаза становятся мертвыми. В отличие от упыря, вампир не пожирает плоть, а питается только кровью.

Заключение

Все персонажи древности, которые сходятся в одном образе - мертвец, встающий из могил, и пьющий кровь - имели место в разных эпохах. Старославянская мифология стала первой, где упоминались подобные существа. Упырь - собирательный образ, от которого в дальнейшем появились персонажи, такие как вурдалак, вампир и т.д. По действиям они схожи, но разнятся по внешнему облику.

Упырь – русское название живого мертвеца, зомби - нечисти, которая, чтобы существовать, питается кровью живых людей и животных. В других культурах известно понятие вампира (вурдалака), который, вставая из могилы по ночам, нападает на свою жертву. Есть мнение, что ввиду схожести описания этой нечистой силы суть их одна и та же, а само понятия и вурдалака взято из русской мифологии.

Сегодня упырем чаще называют злого, коварного человека, способного своими действиями нанести существенный вред другим людям. Подтверждение тому – широко известные выражения: «всю кровь выпил (попортил)», «проел печень», «вынул душу» и т. д. Так кто же такой упырь?

Упырем становился человек, проклятый церковью, т. е преданный анафеме. Такому жестокому наказанию подвергались люди, совершившие множество аморальных поступков, преступлений, или высказывающих еретические мысли, а также занимающиеся колдовством, строго запрещенным в православии. Считалось, что человек, умерший после церковного проклятия, не может нормально разлагаться, потому что его грешную душу отвергла церковь, поэтому его хоронили за пределами кладбищ, подальше от селений, так как неприкаянная душа может притягивать или насылать на людей проклятия в виде мора и голода.

Также упырями становились и покойники, испорченные нечистой силой: если через гроб или могилу перепрыгнет черная кошка (символ нечисти), мертвец становился упырем. Жертвы упыря также становились упырями, причем, независимо от того, человек это или животное, взрослый или ребенок. Упыря – ребенка можно было узнать по двойному ряду зубов, волчьей пасти, а взрослый упырь проявлял себя в минуты возбуждения или голода вырастающими клыками. В момент нападения на жертву упырь отключал ее память - зомбировал, поэтому она (жертва) не знала, что сама стала упырем.

В русских мифах и сказаниях существуют рассказы о целых поселениях упырей, которые, делая набеги на соседние поселения, ищут для себя все новые и новые жертвы, а в их отсутствие начинают пожирать сами себя или погибают от голода.

Для защиты от упырей применялись разного рода заклинания, амулеты и обереги, но самыми действенными средствами считались крест с изображением Христа, огонь, чеснок и дикая роза.

При встрече с упырем пытались не только защититься от него, но и уничтожить. Самым действенным средством считался осиновый кол, загнанный в тело, лучше в сердце, упыря. Покойников, заподозренных в вампиризме, выкапывали из могилы, иногда хлестали осиновым кнутом и затем сжигали на осиновом хворосте. Позднее, под воздействием западной мифологии, не менее надежным средством от упырей стали считать серебряный кинжал или серебряные пули.

Не менее важным делом, чем защита живых людей от упырей, считалась защита от нападения упырей на покойников, чтобы они в могилах не превратились в упырей. Видимо, с этим связано множество обрядов и обычаев, которые строго соблюдаются и по сей день, если в доме находится умерший.

Считается, что лунный свет, как мощный источник энергии, может воскресить тело умершего, а также привлечь упыря, поэтому, до самого погребения ни в коем случае нельзя оставлять покойника одного, без присмотра и в темноте. В доме с умершим обязательно разводится огонь, зажигается свет, закрываются и занавешиваются окна. Чтобы душа умершего не спряталась в зеркале и не воскресила мертвого, зеркала также занавешивают непрозрачной тканью.

В настоящее время, признавая, что упыри – плод фантазии и мифологические персонажи, в СМИ довольно часто проскальзывают заметки о том, что проводимые эксперименты над телами умерших способны их зомбировать, то есть, превратить в упырей. Верить этому или нет – каждый решает для себя сам. Не забывая, впрочем, о том, что бумага, как известно, «все стерпит», а тираж издания напрямую зависит от количества сенсаций, далеко не всегда достоверных.

Упы́рь в славянской мифологии - живой или мертвый колдун, убивающий людей и сосущий из них кровь (иногда поедающий людскую плоть). Также этим словом могут называть злого и враждебного человека. Также упырями называли «нечистых» покойников. Хоронили их подальше от селений. Считалось, что они могут вызвать голод, мор, засуху.

Упыря представляли довольно крепким физически, румяным и жадным. Упырей делили на урожденных (от матери-ведьмы) и сделанных (наученных). По некоторым поверьям, живой упырь должен был таскать на спине мертвого упыря, ибо мертвый не мог ходить.

Упыри - блуждающие мертвецы, которые при жизни были оборотнями, колдунами или же были отлучены от церкви и преданы анафеме (еретики , богоотступники, некоторые преступники, например маньяки и т. д.). Ночью упыри встают из своих могил и ходят по земле, благодаря своему человекоподобному виду легко проникают в дома и сосут кровь у спящих (тем и питаются), затем возвращаются в свои могилы - обязательно до крика третьих петухов. Убить упыря, по поверью, можно было, проткнув его труп осиновым колом. Если и это не помогало, то труп обычно сжигали. Считалось, что упыри вызывают моровые поветрия, неурожаи, засухи. Иван Франко в этнографической заметке «Сожжение упырей в Нагуевичах» описывает, как в 30-тых годах 19 века на родине Франко, в селении Нагуевичи, протаскивали через костер живых людей, заподозрив в них упырей.

Упырь приблизительно соответствует вампиру в западноевропейской мифологии и имеет много общего с вурдалаком в восточнославянской традиции, однако ещё в XIX веке в народном сознании персонажи эти чётко дифференцировались.

Противоположность упырей в архаичной традиции - оберегающие человека берегини , олицетворение всего доброго.

Источники

Художественные произведения по теме

Литература

  • А. К. Толстой . Упырь.
  • А. Н. Афанасьев . Упырь.
  • Дмитрий Емец . Мефодий Буслаев
  • Лавкрафт, Говард Филлипс . Модель для Пикмана , Сомнамбулический поиск Неведомого Кадата .
  • В. Даль . Упырь.

Фильмы


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Упырь" в других словарях:

    - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др. рус. Упирь, болг. въпиръ, вампир, чеш. и словац. upir, польск. upior; этимология неясна), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных; образ У. заимствован народами Западной Европы у славян … Энциклопедия мифологии

    Вампир, нетопырь, вурдалак Словарь русских синонимов. упырь см. вампир Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    УПЫРЬ, упыря, муж. (тат. злой дух; обжора). 1. То же, что вампир в 3 знач. и листонос (зоол.). 2. То же, что вампир в 1 знач. (прост.). «Съест упырь меня совсем.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - «УПЫРЬ», Россия, киностудия ИМ. М.ГОРЬКОГО/ЖЕСТКОЕ ВРЕМЯ, 1997, цв., 75 мин. Мистический триллер. Время и место действия наши дни, провинциальный городок. Здесь всем верховодит криминальный беспредел. Отважный герой вступает в открытую борьбу со… … Энциклопедия кино

    То же, что вампир … Большой Энциклопедический словарь

    УПЫРЬ, я, муж. То же, что вампир (во 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж., южн. и упирь ·стар. перекидыш, перевертыш, оборотень, бродящий по ночам ведмаком, волком или пугачеми пр. и засасывающий людей и скотину; кровосос (вампир?); злые знахари, по смерти, бродят упырями, и чтобы угомонить их, раскапывают могилу… … Толковый словарь Даля

    Я; м. Нар. разг. 1. В народных поверьях: оборотень, мертвец, выходящий ночью из могилы и сосущий кровь людей; вампир, вурдалак. Сказочный у. Приснился у. Страшный, как у. 2. Бранно. О ком л., вызвавшем неудовольствие, раздражение, гнев. У.… … Энциклопедический словарь

Одной из самых колоритных фигур славянской мифологии и магии является упырь. Многие, отвечая на вопрос «кто такой упырь», обычно отвечают – вампир. Но это не так, а почему – вы узнаете из данной статьи, а также узнаете его особенности и то, как с ним можно справиться.

Упырями в славянском мире называют мертвецов, встающих ночью из могилы и нападающих на людей и животных, преимущественно для того, чтобы высосать из них жизнь, которая символизировалась кровью. Поэтому упырей, под влиянием европейской мифологии, иногда еще называют вампирами. Хотя это не совсем так, хоть и очень похоже.

Истоки происхождения упырей

Отвечая на вопрос «кто такой упырь», необходимо, в первую очередь, разобраться с тем, откуда он появился, так как пониманием происхождения всегда позволяет более глубоко узнать предмет исследования. Что касается упырей, то самые ранние упоминания об упырях встречаются уже в древнерусских поучениях против язычников. Хотя сейчас, конечно же, затруднительно установить какими они представляюсь в ту пору, но согласно позднейшим поверьям, упырем в загробном существовании мог стать человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею, покойник, через гроб которого перескочила черная кошка (черт) или при похоронном обряде которого были допущены некоторые ошибки, например, не завешены зеркала в доме, а также нечистый («заложный») покойник – самоубийца или умерший неестественной смертью, особенно колдун.


Как становятся упырями

На славянских территориях широко распространено убеждение, что превращению покойника в упыря способствовала чаще всего «нечистая» смерть или его неправедная жизнь. И если человек был большим грешником, то земля не примет его, он станет выходить из могилы и мстить живым. Как видите, ответить на вопрос «кто такой упырь», сказав просто, что это вампир, не совеем верно, поскольку в языческой культуре есть множество нюансов, отличающих упыря от европейского «кровососа».

Несоблюдение определенных моментов похоронного ритуала также могло стать причиной превращения покойного в упыря. Одним из самых строгих предписаний являлось завешивание зеркал в доме, где находится умерший. Считалось, если душа увидит свое отражение, то покойный будет вставать из могилы, то есть его окончательный переход в мир иной так и не состоится.

Как недопустимое нарушение расценивалось присутствие у гроба черных котов, особенно если животное оцарапает или запрыгнет на умершего. Данный запрет объясняли тем, что нечистая сила в облике животного пытается «испортить» покойного, что неминуемо приведет к его превращению в упыря.

Упырь и его особенности

Согласно народным представлениям, «нечистый» мертвец, ставший вампиром, не подвержен тлению, и он лежит в гробу лицом вниз. Подобный факт сохранности трупа встречается практически в каждой вампирской истории, и именно по этому признаку селяне обычно устанавливали, является ли покойный упырем или нет.

Упыри боятся солнечного света, поэтому время их «бодрствования» ограничено темной частью суток, и они до рассвета спешат вернуться в свои могилы или склепы.

Внешний облик упыря

Во внешности упыря часто называют такие отличительные черты как мертвенная бледность кожи и налитые кровью глаза, либо наоборот, красное лицо. По многим поверьям, упырь обладает острым языком, напоминающим змеиный, и звериные клыки, которыми он прокусывает кожу жертвы, чтобы пить из нее жизнь.


Что делает упырь

По ночам упырь выбирается из могилы и бродит по земле до первых петухов. В некоторых областях вампиров представляют глухими или слепыми и считают, что мертвого вампира носит на спине живой собрат, а точнее одна из жертв.

Упыри также считались виновниками и других бед. В частности верили, что человек, ставший упырем, может по ночам приходить к своей жене или одинокой вдове, которая после посещений ночного гостя начинает быстро худеть, увядать, терять силы и вскоре умирает.

Упыри, в которых превратились умершие колдуны, также опасны и тем, что не оставляют своих колдовских занятий и могут наводить морок и порчу на людей, скот и предметы.

Как защититься от упыря

Понимание того, кто такой упырь, неизбежно порождает вопрос, а как защититься от него. В качестве оберега от упырей и ходячих покойников у славянских народов большой популярностью пользовались разнообразные жгучие или колючие растения, в частности чеснок, который развешивали по дому. Очень действенным средством является и крапива - ее забивали в щели домов, раскладывали на крыльце и на подоконниках.

Хорошей защитой считались также терн и боярышник. Ветки и шипы этих растений помещали в воротах и над окнами домов на ночь.

Естественно, охранительную функцию выполняют и различные сакральные предметы - иконы, ладан, освященные свечи, просфоры и тому подобное. Поэтому упырь не может проникнуть в дом, где находятся иконы или горят освященные восковые свечи.

У южных и западных славян в защитных целях часто использовали сети или невод: умершего на ночь покрывали рыбацкой сетью, чтобы он не стал вампиром и «не утащил с собой кого-нибудь». Умерших иногда даже хоронили вместе с сетью, полагая, что упырь не сможет выйти из могилы и навредить кому-нибудь, пока не развяжет все узлы на сети.

© Алексей Корнеев