Критическое мышление на уроках английского языка. Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления Прием зигзаг на уроках химии




Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления)
на уроках окружающего мира

Ефремова Татьяна Валентиновна

( Tatyana . Efremova 1991@ yandex . ru )

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №158 (ГБОУ СОШ №158)

г. Санкт - Петербург

Использование стратегии «Зигзаг-2» (технология развития критического мышления) на уроках окружающего мира.

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

В настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования - достижение нового современного качества российского образования, утвержденного в Федеральных государственных образовательных стандартах.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании - местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Учитель должен в совершенстве владеть современными образовательными технологиями, чтобы процесс обучения был качественным и повышал интерес ребенка к получению новых знаний. В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед педагогом стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата».

В начальной школе учащиеся под руководством учителя только начинают знакомиться с приемами и стратегиями технологии развития критического мышления. Во втором классе можно познакомить детей с стратегией «Зигзаг-2».

Стратегия «Зигзаг-2» так названа, потому что представляет собой нелинейный, зигзагообразный характер работы с информацией.

Для каких же целей предназначена эта стратегия?

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

Анализировать текст совместно с другими людьми;

Вести исследовательскую работу в группе;

Доступно передавать информацию другому человеку;

Самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Самым главным достоинством «Зигзага-2», является овладение навыками совместного критического анализа.

Общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2»

После объявления темы занятия учащиеся делятся на малые группы по 4-6 человек в каждой. Перед каждой группой ставится задача работы с текстом. Условно эти группы называются рабочими . После того, как каждый участник группы знакомится с текстом, проходит обсуждение полученной информации в группе.

Далее учащиеся пересаживаются в новые группы, которые условно называются экспертными . Это делается обычно путем простого расчета на первый-четвертый. Перед уроком каждый ребенок получает карточку с порядковым номером.

Каждая экспертная группа получает свое задание, которое они совместно выполняют (обсуждение по заданному вопросу), создают общий проект. После представления проектов коллективу учащиеся возвращаются в свои рабочие группы.

Поскольку в каждой такой группе есть специалист по каждому аспекту изучаемой темы, то для каждого эксперта возникает необходимость в некотором обучении других членов рабочей группы. Он должен разъяснить своим товарищам суть изученного им в экспертной группе вопроса так, чтобы они уяснили ключевые аспекты этой части текста и затем смогли их учесть при составлении общего проекта по теме.

Это общая схема реализации стратегии «Зигзаг-2».

Подготовку к занятию следует начинать с подбора текста для работы. Текст должен быть самодостаточным, информативным.

Подобранный текст не должны быть перегруженным, а их объем - соответствовать возрастным особенностям учащихся и времени, отведенному на их изучение.

До занятия необходимо продумать деление аудитории на подгруппы, основываясь на принципе равномерности: в подготовленности, в способности выражать свои мысли и т. д. Важно, чтобы в одной группе не оказались пассивные дети, а в другой - одни лидеры.

Что касается начальной школы, то применение данной стратегии рекомендуется начинать со второго класса потому, что раньше дети еще недостаточно бегло читают.

Докладчики от каждой группы представляют свои проекты, сопровождая его наглядными материалами. От каждой группы - не менее чем по одному вопросу к каждому выступлению. В зависимости от учебных задач педагог может сделать акцент на отдельных моментах выступления. Таким образом, учащиеся проработали текст на различных уровнях (воспроизведение, применение, анализ, синтез, оценка) и представили результаты своей работы.

На заключительном этапе педагог может обсудить с учащимися наиболее спорные моменты изучаемого материала, предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, исследованием дополнительных источников.

В общем-то, на этом работа завершена, но остается еще один важный этап - самооценка. Поскольку цель использования «Зигзага-2» - формирование умения работать с информацией в группе, то важно, чтобы дети осознали, осмыслили свою работу. Для этого используется лист самооценки.

Один из вариантов самооценки учащихся:

Каждый учащийся сдает учителю заполненный лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я предлагал идеи по составлению проекта - 1 2 3 4 5.

Я задавал уточняющие вопросы - 1 2 3 4 5.

Я внимательно выслушивал всех членов группы - 1 2 3 4 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше. А учитель может понять, насколько ученик адекватно воспринимает свое участие в групповой работе.

Необходимо четко и максимально кратко дать школьникам инструкции - что необходимо сделать, зачем это нужно сделать, когда им нужно будет закончить работу, и как она будет оцениваться.

Во время групповой работы педагог проходит по группам (уточняет инструкции, помогает сформулировать ближайшую задачу, напоминает о ролях, о времени; задает уточняющие вопросы; хвалит за что-то и др.).

Технология развития критического мышления выступает сегодня как инструмент повышения эффективности интеллектуальной деятельности учащихся, как средство развития системного мышления, что является одной из основных задач, поставленным перед учителем в процессе обучения естествознанию. Отличительной чертой этого подхода является более высокий уровень восприятия и репродуцирования знаний, их систематизация, рождение новых идей, поиск альтернативных решений проблем, собственное конструирование.


То есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

  • В-третьих, мобилизуется способность учащихся выделять главное из текста, систематизировать информацию.
  • В-четвертых, развивается умение работать в группе, сообща.
  • В-пятых, охваченным оказывается весь класс, здесь не будет пассивных учащихся.
  • В-шестых, прием «Зигзаг» позволяет включать в работу и другие приемы ТРКМ, такие как «кластер «, «эссе», «сводные таблицы» и пр.
  • Алгоритм работы с приемом «Зигзаг» на уроке

    Итак, условия заданы - требуется за урок освоить большой пласт материала.

    • Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько - см. условия ниже).
    • Класс делится на группы с равным количеством участников . Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

    Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

    • Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
    • Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста - прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному - составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
    • Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.

    Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить - либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.

    • После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица - это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
    • Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

    На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

    «Зигзаг-2», или облегченный вариант

    Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием «Зигзаг» можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

    В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.

    • Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
    • Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
    • Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
    • Работа в рабочих группах проводится, как и в «Зигзаге-1», только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
    • Итоговая работа - общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.

    Таким образом, за один урок можно освоить довольно большой пласт информации. Прием «Зигзаг» только на первый взгляд кажется громоздким и неудобным. На практике дети быстро втягиваются в процесс, так как работа в группах активизирует элемент соревнования.

    «Обучение сообща», «обучение в сотрудничестве» или взаимообучение заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются.

    Процесс взаимообучения в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.

    Приемы «Джигсоу» и «Зигзаг» используются для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.

    Мозаика «Джигсо»
    1. Группа делится на небольшие подгруппы численностью от 3 до 5 лиц (так называемые домашние группы). Каждый участник получает номер от 1 до 5.
    2. Называется тема статьи или текста и ведущий поясняет, что надо понять текст, который будет изучаться по частям.
    3. Текст делится на части. И участники с одинаковыми номерами собираются в экспертные группы.
    4. Каждая группа досконально изучает свою часть текста.
    5. Участники расходятся по домашним группам.
    6. Начинается полное изучение текста. То есть, каждый номер должен рассказать и изложить содержание своей части текста, чтобы все члены группы могли ответить на вопросы к нему.
    7. Ведущий проверяет понимание текста и на вопросы отвечают все члены группы, а не тот участник, который отвечал за тот или иной кусок текста.
    Приём «Учимся сообща» (Зигзаг)

    Приемы обучения сообща под названием ЗИГЗАГ (Аронсон 1980; Джонсон и Холубек, 1990; Каган, 1990) основаны на едином базовом принципе: члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по‑своему подвопросу, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели ее темой в полном объеме. Перед тем, как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые подвопросы. Изучив подвопрос, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

    Алгоритм работы

    Итак, условия заданы - требуется за урок освоить большой пласт материала.

    • Текст изначально делится учителем на несколько частей (на сколько - см. условия ниже).
    • Класс делится на группы с равным количеством участников. Например, на 5 групп по 5 учеников в каждой группе. Для удобства будем называть эти первичные группы рабочими . Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе.

    Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой. Но не больше.

    1. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
    2. Индивидуальная работа. Каждый ученик работает со своей частью текста - прорабатывает информацию, анализирует, составляет опорный конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное. Задача ученика: представить своеобразную «выжимку», квинтэссенцию. Причем сделать это он может по-разному - составить кластер, таблицу, схему, инфографику и т.д.
    3. Групповая работа. Теперь учащиеся переходят к своим «коллегам». Составляются экспертные группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста. Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Причем вопросы тоже можно разнообразить - либо это просто вопросы, либо мини-тесты, либо какое-то практическое задание.
    4. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления . Каждый по очереди презентует свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица - это решено уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
    5. Завершается «Зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста презентует один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты «дополняют» коллегу.

    На этапе рефлексии учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. А также намечают круг вопросов, которые требуют уточнений, пояснений. Итогом такой работы может стать совместный проект или презентация.

    «Зигзаг-2»

    Этот прием можно использовать для изучения текста меньшего объема или, например, при изучении художественного произведения. Так, прием «Зигзаг» можно использовать и в начальной школе, а его облегченный вариант и на уроках литературы.

    В этом случае текст изучается каждым учеником полностью.

    1. Для деления на группы учитель изначально предлагает определенное количество вопросов.
    2. Получив свой вопрос, ученик отвечает на него, так же составляет график, кластер и проч.
    3. Далее также следует работа в экспертных группах, которая решит, чья презентация наиболее объективна.
    4. Работа в рабочих группах проводится, как и в «Зигзаге-1», только презентуются уже ответы на вопросы по тексту.
    5. Итоговая работа - общая. Один из экспертов каждой группы представляет свой вариант ответа на вопрос. Вторичное прослушивание еще больше закрепляет информацию в сознании учащихся.
    «Зигзаг -3»

    Класс разбивается на команды. Члену каждой команды присваивается номер 1,2,3,4,5 (зависит от количества текстов), заготавливаются таблички с соответствующими номерами на столы (можно геометрические фигуры, нарезки бумаги разного цвета и т.д.)

    На стадии вызова в ходе фронтальной беседы выясняется, выписывается на доску в кратко сформулированном виде то, что детям уже известно по данной теме.

    Затем распределяются задания, каждый член группы получает свой объект исследования (свой вопрос для изучения). На столы выставляются номера, согласно которых происходит перегруппировка: все первые номера садятся вокруг стола с цифрой 1, вторые номера занимают места вокруг стола №2 и т.д.

    После изучения своего вопроса, составления кластера, оформления его на листе А4, ребята возвращаются в свои группы, происходит взаимообучение, т.е. обмен полученной информацией в группе.

    Сведения, поступившие от всех членов группы обсуждаются, оформляются в «Сводную таблицу». Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линия сравнения». В ней перечислены те категории, по которым мы предполагаем сравнивать какие-то явления, события или факты. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линии сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Каждая группа озвучивает результат своей работы.

    Можно провести рефлексию по-иному. В центр доски записывается ключевое слово (тема урока). Представитель первых номеров вывешивает свой кластер, озвучивает его, дополнять, помогать ему могут 2,3,4.5, затем выступает представитель вторых номеров, его помощниками являются 1,3,4,5 номера и т. д. В результате произойдет сборка графического рисунка всей темы, обсуждение и закрепление изученного материала, сравнение новых знаний с первоначальными.

    «Зигзаг -4»
    1. Индивидуальная работа. Маркировка на полях (знаки «?», «+», «!» и т.д.).
    2. Работа в парах: обсудить текст, попытаться снять «знаки вопроса».
    3. Обсуждение в четверках: учащиеся разбираются в сложных вопросах с теми, кто сидит рядом в соседнем ряду, или с теми, кто сидит на следующей парте. Если на уроке предусмотрена групповая форма работы, то после индивидуального изучения текста все «знаки вопроса» обсуждаются в группе.
    4. Оставшиеся вопросы, требующие разъяснения, выносятся на обсуждение класса.
    5. .Учитель вносит дополнительные разъяснения.
    Применение

    Приемы уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

    • анализировать текст совместно с другими людьми;
    • вести исследовательскую работу в группе;
    • доступно передавать информацию другому человеку;
    • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

    Такая организация урока позволяет использовать разные виды деятельности, создать обстановку сотрудничества и сотворчества. Таким образом, усвоение материала происходит в , то есть не учитель выдает готовое знание, а сами учащиеся.

    Ресурсы:
    • http://psy4self.ru/Training_psy/Critical_think/4_mozaika-dzhigsou.pdf
    • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6128_zigzag
    • http://www.kmspb.narod.ru/posobie/zigzag.htm
    • http://schoolnano.ru/node/9027

    Плюсы и минусы групповой работы.

    Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

    1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

    2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

    3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

    4. Улучшается психологический климат в классе.

    Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

    1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

    2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

    3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

    4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

    5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

    Принципы групповой работы.

    С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

    1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

    2. Учитывать особенности состава группы.

    3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

    4. Распределять роли между участниками группы.

    5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

    6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

    Варианты комплектования групп.

    Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

    1. По желанию.

    Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

    · Разделитесь на группы по... человек.

    · Разделитесь на... равные группы.

    2. Случайным образом.

    Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

    Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

    Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

    3. По определенному признаку.

    Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

    Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

    4. По выбору «лидера».

    «Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

    В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

    5. По выбору педагога.

    В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

    Виды групповой работы.

    Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

    · Работа в парах.

    · Мозговой штурм.

    · Игра «Продолжи».

    · Охота за сокровищами.

    · Снежный ком.

    · Мозаичная группа или Пазлы.

    · Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

    Мозговой штурм.

    · Используется для генерации идей.

    · Соблюдается жесткий регламент.

    · Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

    · После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

    Игра «Продолжи».

    Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

    Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

    Охота за сокровищами.

    Учитель составляет вопросы.

    Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

    Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

    Снежный ком.

    Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

    После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

    В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

    Пазлы.

    Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

    После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

    Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

    Организация: ГБОУ СОШ ОЦ с. Кротовка

    Населенный пункт: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с. Кротовка

    Расулова Любовь Михайловна, учитель начальных классов

    ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка

    Использование технологии интерактивного обучения (приём «Зигзаг») на уроке литературного чтения во 2 классе на этапе «Знакомство с текстом»

    (М.М. Пришвин «Ребята и утята»).

    Когда спрашивают, что такое настоящий урок, мне хочется ответить - это, прежде всего, урок, на котором «на всё и на всех хватает времени».

    Меня, как и всех учителей, очень волновало, на каком же этапе работы ученики становятся пассивными? Не секрет, что в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, ученики принимают активное участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

    • затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения.

    Включить каждого ученика в активную деятельность на уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков – вот моя цель. И помогают достичь мне её - использование на уроках различных методов и форм работы.

    На этапе «Знакомство с новым произведением» я организовала работу по нескольким направлениям:

    а) представила ученикам презентацию (биография М.М.Пришвина) .

    Рассказ заранее подготовленных учащихся о жизни писателя продемонстрировал развитие познавательных УУД у учеников: способность извлекать информацию, анализировать и перерабатывать ее, выделять главное;

    б) организовала аудиозапись рассказа «Ребята и утята».

    Выявила первичную эмоциональную реакцию на текст с помощью вопросов: Понравился ли вам рассказ? Какое настроение оно вызвало у вас?

    Учащиеся показали умение строить речевое высказывание в устной форме, выражали свои чувства, мысли, точку зрения;

    в) провела необходимую словарную работу по ходу чтения и комментирования текста;

    г) использовала прием «ЗИГЗАГ» при самостоятельном знакомстве с текстом «Ребята и утята», заранее разделив класс на 4 группы по 4 человека:

    1. Ученики получили части текста. Каждый ребёнок работает со своей частью: индивидуально п рорабатывает информацию, анализирует. Важно взять из своего отрывка все самое главное. Задача ученика: представить своеобразную "выжимку".

    Затем групповая работа. Дети образуют рабочие экспертные группы под номерами: №1, №2 и т.д.

    Начинается этап обсуждения. Учащиеся обмениваются своими пересказами, мнениями, ответами на вопросы по содержанию и на размышление.

    2. Дети возвращаются в домашние группы . 2-3 минуты идут обсуждения каждой части. Каждый ученик с каждой группы по очереди презентует свою часть текста. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.

    3. Проверка усвоения текста.

    Перед каждой группой лежат иллюстрации картинок, необходимо построить последовательный картинный рассказ. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты дополняют «коллегу».

    Используя приём «Зигзаг» на уроках, позволило включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так и «слабым» детям.