Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Сорняки. Тема занятия «Сорные растения и их внешний вид» Конспект занятия по теме сорные растения




Тема занятия: «Сорные растения и их внешний вид».

Цель занятия: сформировать понятие о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в сельском хозяйстве.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащихся с многообразием сорных растений.

Рассказать о причинах снижения урожайности сельскохозяйственных культур.

Развивающие:

- создать условия для развития умственных, коммуникативных способностей учащихся.

- способствовать развитию памяти, речи и технологического мышления в ходе определения способов борьбы с сорняками в посевах сельскохозяйственных культур.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию таких качеств личности как трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, точность.

Подвести учащихся к пониманию того, что от уровня знаний зависит будущий урожай.

Методы: объяснительно - иллюстративный, частично- поисковый, наглядные.

Оборудование: гербарные образцы, фотографии.

Ход занятия.

I. Изучение нового материала.

1. Понятие о сорных растениях (рассказ).

Сорняки растут не везде, а только там, где они не нужны. (М. Генин)
Сорным и называют такие растения, которые не возделываются человеком, но засоряют посевы сельскохозяйственных культур и другие угодья. Засорители – растения, относящиеся к культурным видам, но не возделываемые на данном поле и засоряющие посевы основной культуры.

На территории России произрастает около 1500 видов сорных растений из них 400видов ядовитые. Праздник сорняков 19 июня- Пропольник. В этот день сорняки не проклинают, а почитают как магические атрибуты Матушки-Земли. Ведь недаром сорняки красуются на картинах известных художников. В Русском музее и Третьяковской галерее хранятся два этюда художника И.И. Шишкина, посвященные растению-сорняку. Один из них называется «Сныть-трава».

Понятие «сорные растения» относительно, зависит от места произрастания растения. Примеры относительности: взять, к примеру, льнянку обыкновенную. В народе растение это зовут львиным зевом. Бороться с ней трудно, она очень быстро размножается корневыми отпрысками. Но в то же время это - лекарственное растение, нужное людям. И пчелы любят посещать ее (она одно из медоносных растений).

2. Вред сорных растений.

Работая в парах, дайте ответ на вопрос: «В чем заключается «вред» сорных растений?

Снижается урожайность и ухудшается качество продукции. Конкуренция с культурными растениями за свет, воду, питательные вещества.

На сильно засорённых участках может быть снижение урожая в 1,5-2 раза

Корни сорняков более развиты, чем у культурных растений (у осота, хвоща корни проникают до глубины 5,5-7,5 м). Полынь поглощает воды в 2 раза больше, чем пшеница.

Потребление элементов питания сорняками значительно более интенсивное. Хвощ полевой – потребляет в 5-7 раз больше, чем озимая пшеница, следовательно, при высокой засорённости большая часть удобрений может уходить на “прокорм” сорняков.

На сорняках размножаются вредители и сохраняются возбудители болезней.

Затенение от сорняков снижает эффективность фотосинтеза культурных растений, уменьшает содержание белка в зерне. Ухудшается качество продукции. Многие сорняки и их семена ядовиты. Хвощ, лютик в сене вызывают отравление животных. Некоторые сорняки вызывает аллергию (амброзия).

Совместно формируем вывод об отрицательной роли сорных растений:

1. Угнетение жизнедеятельности выращиваемых растений.

2. Снижение качества урожая.

3. Истощение почв.

4. Заросли сорняков – первичные резерваты вредителей и болезней с/х растений.

Ликвидация сорных растений – первейшая задача в обеспечении высокой культуры земледелия .

3 . Биологические особенности сорных растений. (рассказ, беседа)

1) Плодовитость . С 1 м 2 осота жёлтого семян хватит для того, чтобы засеять 10 га

2) Разнообразные способы распространения . Семена сорняков похожи по форме и размеру с семенами культурных растений, поэтому тяжело отделить при сортировке.

3) Высокая жизнеспособность семян . Семена сорняков, оставаясь в почве, много лет способны сохранять всхожесть.

4) Растянутое прорастание.

5) Способность размножаться вегетативно. У пырея на 1 м 2 длина корневищ до 500 м, их масса -2,9 кг/м 2 ; обломки корней дают новые растения.

6) Раннее созревание . Семена осыпаются до начала уборки; недозрелые семена сохраняют всхожесть

4. Типы сорных растений.

Демонстрация гербария. Практическая работа в группах по теме. Цель работы: определить и описать наиболее распространенные сорные растения. Данные зафиксировать в рабочей тетради.

Физминутка.

5. Классификация сорняков.

а) по способу питания б) по продолжительности жизни в) по способу размножения.

По продолжительности жизни: малолетние, двулетники – цикл развития – 2 года (донник жёлтый, чертополох), многолетние – живущие более 2 лет, размножаются семенами и вегетативно.

6. Пословицы и поговорки про сорняки.

Дай волю осоту, и огурцов на белом свете не станет.

Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.

Сорняки в поле оставили, урожай убавили.

Афоризмы и цитаты про сорняки.

Что такое сорняк? Растение, польза которого еще не открыта. (Ральф Эмерсон )

Они знают, это факт, где расти, как нас одурачить, как замаскироваться под самое полезное растение, и поэтому я заключаю, что у сорняков есть мозги. (Дайанн Бенсон )

Сорняк (басня в стихах).

Среди собратьев на песочной куче
Сорняк ютился тощий и колючий.
Томимый жаждой, в вечной тесноте
Он ненавидел все растенья те,
Что наливались соком на свободе
На клумбе и на грядках в огороде:
«Меня тут тля грызет, и солнце жжет,
А их от бед хозяйка бережет
От тли опрыснет, грунт взрыхлит, прополет,
Польет из лейки теплою водою…
А я весь высох, из песка торчу!
Я тоже в огороде жить хочу!»
Но жук ему сказал: «Не думай даже!
Ведь каждый там не просто так посажен.
Взгляни-ка, друг, еще раз за забор:
Вот роза, чтоб пленять хозяйский взор,
А вот клубника, чтоб зимой в варенье
Дарить хозяйке удовлетворенье.
Вот помидоры, чтоб крошить в салат,
Солить их в банках и варить томат.
Вот всей семьи кормилица – картошка,
Вот валерьяна для хозяйской кошки…
А прочим всем, кто пользы не несет,
Хозяйка тяпкой голову снесет.
Есть польза от тебя, скажи мне честно,
Даришь плоды иль украшаешь место?»
«Расту и всё!» «Так, братец, не пойдёт –
Не получает тот, кто не даёт!»
И люди есть, что сорнякам подобны –
Завистливы, жадны́, никчемны, злобны,
Всё думают, что им кругом должны,
А сами не милы и не нужны.

7. Полезные сорные растения. (рассказ)

Оказывается:

Сорняки очищают воздух;

Служат кормом для диких и домашних животных;

Являются пищевым продуктом для людей;

Полезны своими лекарственными свойствами;

Это сырьё для изготовления косметики;

Это плацдарм для появления на свет таких насекомых, как бабочки;

Это средство от вредных насекомых, и одновременно бытовой краситель и садовое удобрение;

Сорняки - отличные медоносы, они привлекают в сад насекомых, опыляющих "заодно" и садовые растения.

Сообщения учащихся о полезных свойствах сорняков.

II. Закрепление. Викторина по теме «Сорные растения». (Работа по группам).

Обведите кружочком правильный ответ. Каждое здание оценивается в 1 балл.

1. Как называется сорняк, изображенный на рисунке?

1) Лебеда

2) Полынь

3) Крапива

2. Где перечислены только сорняки?

1) Пырей, осот, крапива, астра, картофель.

2) Лебеда, мышиный горох, пырей, полынь.

3) Вьюнок, капуста, лебеда, подорожник.

3. Выберите верные высказывания.

1) Сорняки – это вредные бесполезные растения и их нужно уничтожать всеми способами.

2) Сорняки – это культурные растения, выращиваемые человеком.

3) Сорняки – это растения, которые приносят вред, засоряя сады, огороды, поля, но также имеют много полезных свойств и широко применяются в народной медицине.

4. Какие сорняки можно использовать в приготовлении салатов?

1) Одуванчик, крапива, щавель

2) Щавель, полынь, одуванчик.

5. Этот сорняк незаменим при царапинах, листик этого растения прикладывают к ранке для остановки крови и быстрого заживления.

1)Вьюнок полевой 2)Подорожник 3)Полынь

6. Этот сорняк лучше не брать голыми руками, можно обжечься.

1) Одуванчик 2) Щавель 3) Крапива

7. Отгадай по листику, что это за сорняк. Соедини стрелками название с листиком.


Вьюнок, одуванчик, подорожник, крапива, тысячелистник

8. Листья этого сорняка состоят из тысячи зубчатых пёрышек.

1) Тысячелистник 2) Крапива 3) Вьюнок

9. У этого растения стебель стелющийся, покрыт волосками, которые собирают в стебель влагу от полезных растений. Любит расти во влажных местах. Цветочки – мелкие белые.

1)Мокрица 2)Одуванчик 3)Крапива

10. Это самый обычный надоедливый сорняк. Засоряет все без исключения культуры, огороды, поля. Не зря говорят: «Осот да ………….. для посевов беда. В годы войны из этой травы пекли лепёшки, а из семян варили кашу.

1) Вьюнок 2) Мокрица 3) Лебеда

III . Итог занятия.

Не забывайте, что все в природе взаимосвязано. И если вы вдруг однажды удивитесь, почему это нынче так редки стали бабочки - знайте, что в значительной степени виной тому - ваше стремление вырастить сад без сорняков. На одном лишь из них на "отвратительной" вездесущей крапиве выкармливаются десятки видов этих прекрасных созданий: и дневной павлиний глаз, и бабочка-адмирал, и бабочка-медведица, и металловидка, и пестрокрыльница. Тщательно прополов свой сад, вы помогли цветам земли, но не оставили шансов для порхаюших «цветов».

Занятие позволяет ознакомить учащихся со следующим материалом: происхождение сорных растений; места распространения, приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; сорные растения -путешествинники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на учебно-опытном участке по теме «Лекарственные свойства сорных растений»

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ГорСЮН

Цель: раскрыть учащимся ценность сорных растений для человека и для биосферы в целом.

Задачи:

  1. Раскрыть ценность сорных растений как источников лекарственного и пищевого сырья для нужд человека, ознакомить с результатами некоторых исследований агротехники в отношении взаимодействия культурных и сорных растений;
  2. Раскрыть ценность сорных растений для животного мира;
  3. Закрепить навыки распознавания лекарственных растений в ходе изучения разнообразия сорных растений;
  4. Способствовать дальнейшему развитью навыков экологической культуры;
  5. Совершенствовать умение работать в коллективе.

Оборудование: папки для сбора гербарного материала, лопатки для выкапывания растений, карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Как вам известно, все растения на нашей планете можно разделить на две группы: культурные – их человек выращивает для получения пищи, для себя и домашних животных, сырья для различных производств – и дикорастущие – все растения, которые произрастают без участия человека. Ко второй группе относятся растения лесов, лугов, болот и т.д., а также … огородов. Да, именно огородов, ведь в любом огороде или саду всегда есть сорные растения.
  2. Инструкция по обращению с инвентарём.
  3. Инструкция по технике безопасности.
  4. Ознакомление с заданием, которое учащимся предстоит выполнить в ходе занятия. Учащимся предлагаются карточки, на которых изложены задания следующего типа:

Запишите названия известных вам сорных растений (выполняется в кабинете перед выходом на участок);

Запишите названия тех сорных растений (из уже перечисленных), которые обладают лекарственными свойствами;

Подчеркните названия тех из перечисленных растений, которые вы встретили на участке (выполняются по ходу занятия);

Аккуратно выкопайте и поместите в папку растения, изображения которых приведены на карточке;

Выкопайте и поместите в папке растения …. (приводятся названия);

Запишите названия новых для вас сорных растений (в завершении занятия).

  1. Ознакомление учащихся с историей возникновения сорных растений. Проходит при осмотре невозделанного уголка учебно-опытного участка. Учащимся предлагается пронаблюдать, какие растения занимают данный уголок. При этом даётся пояснение о том, что такое положение вещей сложилось задолго до того, как человек начал использовать данную землю в собственных целях.
  2. Демонстрируется обработанный уголок участка и предлагается назвать растения, появившиеся в ходе деятельности человека на участке, и дикие растения, оставшиеся с тех пор, когда участок был невозделан. Обсуждаются приспособления диких растений к сосуществованию рядом с человеком: мимикрия и т.д. Проводятся примеры расселения сорных растений при участке человека.
  3. Далее учащимся раскрывается сущность взаимоотношений человека и сорных растений. Предлагается вспомнить, как родители относятся к появлению сорняков на грядках и почему. Затем раскрывается вред полного уничтожения на грядках и других частях участка дикорастущих растений: низкорослые сорняки способствуют более длительному сохранению влаги в почве, препятствуют её испарению; островки дикорастущих растений на участке – место обитания насекомых, в том числе и полезных – питающихся вредителями культурных растений.
  4. Раскрывается относительность понятия «сорные растения» путём рассмотрения примера перехода растений из разряда диких в разряд культурных при обнаружении человеком их лекарственных, прямо-вкусовых или других полезных для него свойств.
  5. Раскрывается лекарственные свойства некоторых из наиболее распространенных сорных растений, учащимся поясняются особенности их заготовки.
  6. Предоставляется некоторое время для завершения выполнения заданий карточек.
  7. Производится закладка растений, собранных на участке для высушивания.
  8. Подводятся итоги.

Сегодня мы с вами изучали растения, которые по воле человека стали «сором». Да, эти растения называются сорными, но это неправильно и сегодня мы получили целый ряд подтверждений полезности растений для человека и всей природы: они задерживают влагу в почве, привлекают насекомых-защитников культурных растений, не позволяют исчезнуть этим насекомым, обладают лекарственной и пищевой ценностью для человека.

  1. Проводится закрепление в форме опроса:

Назовите растения, удерживающие влагу в почве;

Перечислите растения, обладающие лекарственными свойствами;

Какие из них человек выращивает специально для изготовления лекарств?

Какие из растений человек начал использовать в пищу? Почему?

Литература:

  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. И. 2002
  2. Стрижёв А. Русское разнотравье. М., 1995
  3. Лавренова Г.В. Травы, дарующие здоровье. Донецк, 1994

«Географическая характеристика Африки» - Исследователи. Физико-географическое положение. Письма. Река Нил. Африка. Исследования финикийцев. Мунго Парк. Пустыня Сахара. История исследования. Континент преобладания равнин. Снимки из космоса. Древнейший материк мира. Карфаген. Васко Да Гама. Положение материка. Бартоломеу Диаш. Крайние береговые точки.

«Некрасов Н.А.» - Бурлаки на Волге. С картины И. Крамского. Что за дело? Поля опустели, Только не сжата полоска одна… Сжалился. По стенам гуляющие мухи. С картины В. Перова. Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!... Привал арестантов. «Школьник». Похороны крестьянина. «Несжатая полоса». А.Н. Некрасов, Автобиографические наброски.

«История Дня святого Валентина» - Наибольшей популярности "валентинки" достигли к восемнадцатому веку. Валентинки. Венера давала Психеи невыполнимые задания. Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов. В этот день все поздравляют друг друга. Прекрасный праздник. Скоро День Святого Валентина. Что такое День Святого Валентина.

«Индийская культура» - Основные религии Древней Индии. Росписи в пещерах Аджанты. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Пещерный храм Эллора. Индуизм. Основные практики и верования. Буддизм. Состоит из индуистских и буддистских павильонов. Кастовое строение общества. Назовите сходства и отличия: Пещерный монастырь Аджанта.

«Сложение и вычитание величин» - Пете и Вове нужно развесить скворечники. Сложение и вычитание величин. Сумма. Какую гирю поставил Петя. У Вовы и Пети есть гири. Слагаемое. Математика. На какие группы можно разбить эти равенства. На каждом дереве должен быть один скворечник. Помоги Кате решить задачу. Сложение и вычитание.

«Композиции из геометрических фигур» - Квадрат. Воздушный шарик из овала. Снеговик. Домик из квадрата и треугольника. Треугольник. Колпак из треугольника. Овал. Стол из овала и прямоугольников. Трапеция. Машина из прямоугольников. Смешная рожица. Окно из квадрата. Ёлочка из треугольников. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, овал.

Всего в теме 23688 презентаций

Цель : обобщить и систематизировать уж имеющиеся знания по сорным растениям, расширить и закрепить их.

Задачи:

  1. Содействовать уточнению представлений о сорных растениях.
  2. Способствовать развитию более глубокого понимания некоторых операций ухода за культурными растениями.
  3. Содействовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Способствовать развитию временных и пространственных представлений.
  5. Развивать связь между визуальным восприятием, активным мышлением и речевой деятельностью.
  6. Способствовать развитию таких мыслительных операций как: сравнение и сопоставление, развитию памяти.
  7. Содействовать развитию ассоциативного мышления.
  8. Способствовать расширению словарного запаса.
  9. Содействовать развитию коммуникативных навыков.

Оборудование и материалы:

  1. презентация,
  2. карточки с заданиями,
  3. пластиковые ёмкости с рассадой, заросшей сорными растениями.

Ход урока.

Сегодня мы проводим урок по теме: «Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними». Кто уже догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
Предполагаемый ответ . Мы будем говорить о сорных растениях.
Давайте разберёмся с целями урока, узнаем, что вы должны будете научиться?

Вы должны будете:

  1. Узнать какой вред приносят сорные растения.
  2. Научиться распознавать однолетние сорные растения.
  3. Понять и запомнить способы борьбы с сорными растениями.

Цели вывешиваются на доске.

И ещё я хочу, что бы вы сегодня научились дружить, помогать друг другу слушать друг друга, так как мы будем работать парами.
Итак, в теме урока прозвучало слово «однолетние». Скажите, какие растения мы называем однолетними.

Предполагаемый ответ . Однолетние растения живут одно лето.

Учитель: Правильно. Но давайте уточним, что происходит с однолетним растением.

Предлагается рисунок на слайде.

Однолетнее растение к концу лета начинает увядать и у него образуются большое количество семян, которые попадают в землю. К зиме у однолетнего растения отмирает и надземная и подземная часть. На второй год новое растение начинает своё развитие из семени.
Очень важно запомнить, что однолетние растения размножаются семенами.

Давайте познакомимся с некоторыми особенностями сорных растений.

  1. Образуют очень много семян , на одном растение мокрицы их может созреть 25 тыс.штук.(представляется слайд с иллюстрациями).
  2. Семена прорастают при холодной погоде и долго сохраняют всхожесть.
    Например: семена мокрицы сохраняют всхожесть на протяжении 30 лет и всходят при +2°,+3 ° (представляется слайд с изображением уличных термометров С разными показателями температур) Учитель предлагает найти нужные показатели.
  3. Выживают в самых суровых условиях. (Представляется слайд с иллюстрациями).

Давайте уточним, почему нужно уничтожать сорные растения, то есть какой они приносят вред.

  1. Сорные растения развиваются быстрее культурных растений и поэтому закрывают их от солнца. (слайд)
  2. Сорные растения высасывают из почвы влагу. (слайд)
  3. Сорные растения забирают из почвы элементы питания. (слайд)
  4. На сорных растениях поселяются вредители и болезни, которые могут перейти на культурные растения. (слайд)

Попробуем выполнить задание.
На экране появляются поочерёдно два ассоциативных рисунка, комментирующих вред сорных растений.

Поясните, пожалуйста, рисунки.

Ожидаемые ответы:

  1. сорные растения забирают у культурных влагу,
  2. на сорных растениях находятся болезни и вредители, которые могут передаться культурным растениям.

Загорается слайд «Задание»

А теперь посоветуйтесь и вместе выполните задание. У вас на столах есть карточки, там напечатаны начала предложений по вреду сорных растений, вам следует их продолжить.

Задания для каждой пары.

  1. Сорные растения высасывают из почвы …………… .
  2. Сорные растения отбирают у культурных …………. ……………
  3. Сорные растения являются разносчиками …………… и …………..

Ученики выполняют задания .

Учитель: Давайте познакомимся с самыми распространёнными, чаще всего встречающимися сорными растениями.

На экране попарно появляются изображения мокрицы и лебеды, а затем сурепки и пастушьей сумки. Учитель просит обратить внимание на форму листьев и плодов.

Загорается слайд «Задание».
Затем текст задания.

  1. Определите сорные растения и подберите к ним правильное название.

В различных местах мастерской, видимых для учащихся, расположены фотографии с изображением различных сорных растений. Обучаемым надо найти 4 растения, с которыми они познакомились, закрепить на доске, и подобрать к ним карточки с названиям.

Ученики успешно справляются с заданием.

Учитель: Попытайтесь определить сорные растения по форме листьев и по форме плода.

Предлагаются слайды с формой листьев мокрицы и лебеды; и с формой плодов пастушьей сумки и сурепки.

Ученики выполняют задание.

Учитель. Перейдём к самому главному, к способам борьбы. Выясним, что надо делать, что бы сорной растительности не было.

Загорается слайд.

Способы борьбы включают:
1. профилактику (предупреждение) появления сорных растений
и их
2. уничтожение.

Слово «профилактика» для вас уже знакомо, мы с ним встречались, когда изучали профилакторный период телёнка, и говорили, что в это время надо делать всё возможное, что бы телёнок не заболел, то есть предупредить заболевание.

Давайте разберёмся с профилактикой появления сорной растительности.
(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Первое, чего не следует делать, это не использовать свежий навоз, так как семена, попадающие внутрь животного вместе с травой, имеют настолько плотную оболочку, что она не разрушается пищеварительными соками. Семена выходят наружу, вместе с навозом, сохраняя свою всхожесть. Внося, свежий навоз, мы высеваем в большом количестве семена сорных растений. Что бы этого не происходило, необходимо, что бы навоз перепрел в течение 2-х лет, в этом случае оболочка семян разрушится, внутрь семени попадёт инфекция, зародыш погибнет, семена потеряют свою всхожесть.

(Предлагается слайд)

Комментарии к нему:

Второе, что надо делать, это необходимо обкашивать межи до цветения трав. Что такое «межа». Вы видите 2 вскопанных участка, а между ними полоска с зелёной травой, она находится м е ж д у, отсюда слово межа. Вот эти полоски земли, вокруг вскопанного участка необходимо скашивать до цветения трав. Почему до цветения? Потому, что после цветения начинают быстро формироваться и созревать семена, которые ветром может занести на наш участок.

Загорается слайд. «Задание».
Затем текст задания: Ответь на прочитанные одноклассниками вопросы.

Ученики выходят к учительскому столу, на котором, как экзаменационные билеты разложены карточки. Суть задания заключается в следующем: Каждая пара выбирает по одной карточке, зачитывает её, и адресует вопрос к кому-либо из другой пары.

Вопросы к заданию.

  1. Почему внесение свежего навоза увеличивает количество сорняков на участке?
  2. Что такое межа?
  3. Почему обкашивать межи надо до цветения трав?

Ученики выполняют задание.

Загорается слайд «Уничтожение».

А сейчас, давайте разбираться, всё ли мы знаем об уничтожении сорных растений?

1-ый способ это перекопка . (Загорается слайд). Но обратите внимание, копать надо не как попало, а с обязательным оборотом пласта, аккуратно укладывая один пласт к другому. В этом случае сами сорные растения перегнивают и превращаются в перегной, а семена сорных растений с глубины 27см не могут прорасти.

2-ой способ. (Загорается слайд). Провокация роста сорных растений с последующей перекопкой. Что значит слово «провокация». Провоцировать, подразумевает заставлять кого-то делать то, чего он не хочет. Часто такие ситуации у вас возникают на переменах, когда один ученик не хочет ни с кем сориться, а его начинают дразнить, обзывать, то есть заставляют его начать конфликт. Вот такое поведение называется провокацией. Зачем же мы будем провоцировать сорную растительность, то есть заставлять её прорастать. Я уже говорила, что оболочка семян очень плотная, а семена сорных растений могут сохранять свою всхожесть на протяжении многих лет. А вот проклюнувшиеся семена, очень слабые. Мы этим и воспользуемся. Представим себе участок после схода снега: почва очень плотная, на поверхности почвы находится много растительных остатков, а на них как бы в подвешенном состоянии лежат семена сорных растений, и конечно прорасти в воздухе они не могут. Мы возьмём грабли, пробороним участок, после этого на поверхности почвы появятся свежие бороздки, куда в результате боронования попадут семена сорных растений и начнут прорастать. Нам как раз это и нужно. Подождём несколько дней и перекопаем почву, ослабленные проростки семян погибнут.

3-ий способ. Довсходовое боронование . (Загорается слайд)
Представьте себе, что на участке посажен картофель, он прорастает в течение 2-х недель. За это время на поверхности почвы появляется множество мельчайших всходов сорных растений. Необходимо взять грабли, выбрать солнечный ветреный день и пробороновать участок. Мелкие всходы сорной растительности зубьями граблей будут выдернуты из почвы, солнышко и ветер нам помогут их подсушить и они погибнут.

4-ый способ всем знаком – это прополка. (Загорается слайд). Только обязательно надо выдёргивать с корнем. Иначе, что произойдёт?

Ожидаемый ответ: Растение снова отрастёт из корня.

5-ый способ. Использование чистых паров. (Загорается слайд).
Чистый пар – это участок земли, на котором в течение лета не выращиваются культурные растения.

Новое словосочетание вывешивается на доске.

Казалось бы, как просто, ничего не надо делать и сорная растительность сама исчезнет. На самом деле, этот участок земли в течение лете необходимо перекапывать. При перекопке происходит послойное очищение пахотного слоя. Представим себе, что пахотный горизонт состоит из 3-х слоёв. Семена сорных растений прорастают в том слое, который находится ближе всего к поверхности. Мы подождём месяц и в конце июня перекопаем участок с оборотом пласта на полную глубину, на 27см. На этой глубине проросшие семена погибают. Теперь на поверхности оказался нижний слой, дадим возможность прорасти семенам и перекопаем участок на 2/3. В результате семена начинают прорастать в среднем слое, снова перекапываем на полную глубину. Таким образом, очищаются от семян все три слоя пахотного горизонта. Участок стал «чистым», а «пар», потому, что когда летом тёплую землю перекопаешь, от неё поднимается пар. Отсюда название способа «Чистый пар».

6-ой способ. (Загорается слайд). Химические средства борьбы . Но этот способ на своих приусадебных участках лучше не применять. Так как химические вещества являются сильнодействующим, очень ядовитыми и опасными для здоровья и жизни человека.

Загорается слайд. «Задание». Затем сам вопрос: К какому способу борьбы с сорными растениями относятся следующие изображения?

Поочерёдно появляются изображения: лопаты, граблей, косы, рук в перчатках, парящей кучи навоза, граблей и лопаты, 3-х лопат и опрыскивателя.

Ученики определяют по изображениям способ борьбы .

Учитель: Последнее задание. Я на доске по кругу размещу названия способов борьбы с сорными растениями. А в центре буду располагать слова или словосочетания, вы посовещавшись с напарником должны будете указать стрелкой к какому способу это выражение относится и пояснить почему.

Карточки в центре. «Оборот пласт», «благоприятные условия для роста сорняков», «респиратор», «полдень», «выдёргивать с корнем», «послойное очищение».

Карточки по кругу. «Химический способ», «перекопка», «провокация роста сорняков», «довсходовое боронование», «чистый пар», «прополка».

Ученики подходят к доске и выполняют задание.

Учитель: Молодцы, справились.

Весь урок мы боролись с сорняками, защищали от них культурные растения. В результате у нас выросли замечательные цветы, которые называются: цветок «Понимания», цветок «Памяти» и цветок «Лёгкости». Только они у нас какие – то невзрачные, я предлагаю сделать их яркими и красивыми. Кому было всё понятно предлагаю закрепить лепестки розового цвета на цветке «Понимания»; кто считает, что усвоил только половину материала –жёлтого цвета; кто ничего не усвоил белого цвета. (Лепестки на всех «цветах» разной формы).

Учащиеся закрепляют лепестки, почти все розового цвета, несколько штук – жёлтого и ни одного белого.

Учитель объявляет оценки и благодарит за работу.

Презентация “Однолетние сорные растения и способы борьбы с ними”

Зацветает мышинный горошек, И в метёлку выходит пырей, Нет, не даром о травах хороших Слышал я разговор косарей.

А Комаров

Особую и весьма своеобразную группу представляют собой сорные растения в ши­роком смысле слова. Этим термином, как из­вестно, обозначают растения, являющиеся обычным спутником человека. Где нет чело­веческих жилищ и человек является редким посетителем среди степей, лесов и т.п., там нет и этих растений. Но, как только человек поселяется в новой местности и обзаводится хозяйством, вслед за ним поселяются сорные растения, занимая место росших здесь ранее. Наоборот, стоит человеку оставить насижен­ное место, и его спутники - растения совер­шенно вытесняются другой растительностью. Сорняки можно встретить и на поле, и на пустырях, и в огороде, и у дороги. Принято считать, что сорные растения приносят толь­ко вред, но как оказалось, многие из них яв­ляются лекарственными, кормовыми, пище­выми, почвозащитными и т.д.

Если вам приходилось полоть грядки с ово­щами, то вы, наверное, встречали маленькую травку с мелкими овальными листочками, всегда мокрую на ощупь, даже в сухую пого­ду. У этой травки название неприятное - «мок

­ рица» , однако, латинское название доволь­но поэтичное ( Stellaria media ), то есть звезд­чатка средняя относится к семейству гвоздич­ных.

Действительно, её тонкие белые лепес­тки, разделённые надвое, имеют вид изящной звёздочки. По этим цветкам можно предска­зать погоду, если до 9 часов утра венчик не раскроется, то днём будет дождь. Этим баро­метром можно пользоваться всё лето, так как мокрица цветёт с апреля до поздней осени.

Это своеобразное по своей биологии рас­тение является хорошей пищей для цыплят и комнатных птиц, от чего его иногда называют «птичьим салатом». Мокрица способствует увеличению молока у коров. Данное растение может употреблять в пищу и человек в сы­ром виде, как салат, варить из него щи и де­лать пюре.

Спорыш птичий (Polygonum aviculare )

или, как называют его в народе, «травка-му-равка», имеет тонкие, но крепкие стебли, ко­торые бывают распростёрты по дороге. Из па­зух листьев торчат три розоватых мелких цвет­ка. Семена этого растения вместе с грязью налипают на обувь прохожих, на колёса авто­транспорта и переносятся таким образом по дорогам на большие расстояния. Но, это не­заметная, удивительно выносливая трава, оказывается также может быть полезной. Мо­лодая зелень её нежна и питательна. В лис­тьях есть белки, сахар и витамин С. Из неё можно приготовить суп и пюре, а из корней добывают синюю краску.

Известно очень интересное сорное расте ние, которое старые люди рекомендуют класть в постель от блох и клопов - это полынь или артемизия ( Artemisia ), названная так в честь греческой богини охоты Артемиды. Полынь относится к семейству сложноцветных. Её легко узнать по беловатым шелковисто-вой­лочным, перисторассечённым листьям, изда­ющим резкий запах. Цветёт она в июле, авгу­сте, мелкими, жёлтыми корзинками, собран­ными в крупные облистные кисти. Полынь ра­стёт на сухих почвах и переносит сильную за­суху. Это связано с тем, что обильное выде­ление эфирного масла так же как и войлок волосков на листьях, предохраняет полынь от испарения воды. Человек использует полынь как лекарственное растение при сыпи, золо­тухе и для улучшения пищеварения.

Дикорастущий пырей (Elytrigia repens )

также полезен. В его корневище содержится до сорока процентов сахара, 11% белка, 0,03% жира. Из размолотых корневищ пырея получается мука, по питательности не уступа­ющая муке из зёрен пшеницы. В Германии из корневищ пырея приготавливают особый вид пива. Содержащийся в корневищах углевод-тритици идёт на приготовление пилюль. В на­родной медицине пырей употребляют как кро­воочистительное средство. Сено из пырея -хороший корм для скота. Старые конюхи под­кармливают лошадей корневищами пырея, чтобы они были выносливы и шерсть их была гладкой и блестящей.

Злостный сорняк, бич посевов - пырей, стал родоначальником замечательных высокоуро­жайных сортов многолетней пшеницы.

Все перечисленные выше растения про­израстают у нас в Амурской области и яв­ляются одними из самых распространённых. Проходя мимо невзрачных на первый взгляд растений, мы порой даже не подозреваем о их лечебных. медоносных и других полезных свойствах.