Конспект урока по труду на тему " изготовление национального костюма". Made in KG. Chapan Studio - дизайнерские чапаны для всей семьи




3класс

Число _______

Тема: Изготовление национального костюма

Цели:

Образовательная :Изготовление чапана по образцу, использование шаблонов, знать значение орнамента в изготовлении казахской национальной одежде.

Развивающая: Развитие умения работать с шаблонами, клеем, ножницами. Воспитательная:Воспитание эстетического вкуса, уважения к обычаям и культуре других народов.

Оборудование: шаблоны, цветная бумага, клей, образцы.

Тип урока: комбинированный

Формы: фронтальный, групповые, индивидуальные.

Методы: практический, словесный, ч. поисковый

Ход: 1. Орг. момент

2. Психологический настрой

Если вы готовы работать – потопайте ногами

Если у вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши

Если вы дружны – пожмите друг другу руки

Если вы любите себя – погладьте себя по голове

3. Сообщение темы и цели урока: сегодня мы с вами на уроке изготовим элемент казахского костюма, догадайтесь какого

Словно старый чабан – облачился в? (чапан)

4. Организация рабочего места: Всё ли у вас готово к уроку – клей, цветная бумага, ножницы. Проверьте.

5. Работа по технике безопасности:

Работа с клеем (меры предосторожности: не нюхать, не тереть глаза во время работы с клеем, после работы тщательно смыть руки)

Работа с ножницами (работать на уровне стола, не поднимать, не двигаться во время работы с ножницами)

6. Актуализация «Мозговой штурм»

Животное, средство передвижения кочевников?

Традиционное жилище древних казахов?

На русском языке мама, на казахском? (ана)

Любимый инструмент казахского народа, символ добра и благополучия

Это животное казахи называют кораблём пустыни

Какое полезное ископаемое называют чёрным золотом

7. Работа по теме урока:

Что такое орнамент? Для чего он используется?

Орнамент один из древнейших видов декоративно – прикладного искусства. Его история насчитывает ни одно тысячелетие. В переводе с латинского орнамент означает украшение.

Орнаментом украшалась посуда, оружие, одежда, предметы домашнего обихода, его можно увидеть на государственном флаге, в оформлении зданий.

8 Игра «Путаница» . Название орнамента и их изображения потерялись. Ваша задача сопоставить, найти название каждого орнамента. (в группах)

9. Работа пор теме урока:

Определение порядка выполнения работы

(обводим шаблон чапана – верхней одежды, деталей орнамента, вырезаем, составляем композицию, наклеиваем детали)

10. Самостоятельная работа в группах

11. Рефлексия: Что мы изготовили на уроке?

Презентация работ.

В современном мире и сейчас наши бабушки и дедушки носят чапаны, украшенные казахским орнаментом. В каждой семье есть посуда с красивым орнаментом, а почётному гостю дарят чапан и калпак, украшенные орнаментом. И мы с вами украсим наш Казахстан предметами с орнаментом и пожелаем нашей стране процветания, счастья и благополучия.

Черкашина Анна Николаевна родилась 6 декабря 1973 года в Кокпектинском районе Семипалатинской области. С детства была влюблена в профессию «учитель», так как, моей первой учительницей была Татьяна Григорьевна, которая была для нас примером во всех начинаниях. О себе могу сказать что в профессии руководствуюсь принципами педагогики Ш.А. Амонашвили «Сердце отдаю детям» могу быть строгой, одновременно доброй и отзывчивой, просто другом детей моего класса. Считаю что необходимо педагогу понимать своих учеников. Если учитель не понял своего ученика ему не место в школе. Очень люблю и горжусь своей семьёй, детьми. Люблю домашних животных. У меня есть кот Барбос, а также развожу комнатные тропические цветы.

По предмету Познание мира предлагаю урок – путешествие по маршрутным листам. Дети вместо пассивных зрителей, становятся участниками изучения темы, оценивают в течении урока своё эмоциональное состояние.

По предмету математика идет урок самостоятельной работы, где ребята выполняют задания, опираясь на свой опыт, а учитель выступает в роли консультанта.

По предмету трудовое обучение идёт работа по воспитанию патриотизма, любви к культуре своего народа, уважения к старшим.

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии - можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века


И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша

На самаркандском базаре в ряду тюбетеек

К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка !

В Ферганской долине жилет удлинился

Обувь. Ичиги - мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!

И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее

Мужчины

Основу национального мужского костюма составляет чапан - стеганый халат, который подвязывается поясным платком - кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак - нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон - широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные - бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Кто знает что это?

А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!

А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице

сайт реализует видеопроект Made in KG об отечественных производителях, о которых широкая общественность может и не знать. Мы рассказываем о стартапах и молодых предпринимателях, представителях малого и среднего бизнеса.

Сегодня мы знакомим вас с Chapan Studio , которая производит одежду в национальном стиле, но в современном дизайне. Конечно, главным продуктом является чапан во всех его проявлениях. Он может быть розовым и в цветочек или сшитым из кусочков ткани, разных по текстуре и цвету. О своих удивительных творениях рассказала владелица студии и главный дизайнер Жумагуль Сариева.

- Когда к вам в голову пришла мысль о том, что надо шить чапаны? Наверняка к этой идее вы шли не один год?

Конечно, путь к созданию студии по пошиву одежды был очень долгим. Любовь к национальным вещам привили мне мама и бабушка, которые с удовольствием носили и чапаны, и жилетки, сшитые по одинаковому принципу. В кыргызских сказках чапан также занимает не последнее место. Огромное влияние на мое нынешнее занятие оказал рассказ бабушки о том, что дедушка, которого репрессировали, уходя из дома, взял с собой только чапан. Моя задача рассказать о том, что интересного и удивительного хранится в сундуках.

- В какое время появилась первая национальная одежда в вашем исполнении?

Это произошло в конце 80-х в Москве, где я в тот момент жила. Мой первый выход белдемчи (особая юбка) в современной обработке произвел настоящий фурор. Я дружила с художниками и другими творческими людьми с Арбата, и все они советовали мне заняться дизайном одежды, но прошло 20 лет, прежде чем я решилась на этот шаг.


В чем уникальность ваших вещей? Ведь за последние несколько лет стало модным носить национальную одежду, и ее стало очень много на рынке.

Чапаны бывают разными. Я очень рада, что мои работы оценили и женщины, и мужчины. Мы сделали специальную линейку вещей и для представителей сильного пола. Очень радостно отмечать, что мужские чапаны пользуются большим спросом. У каждой из вещи свое особое настроение, энергетика, заряд. Они выбираются индивидуально под каждого человека. Многие коллеги-дизайнеры просят, чтобы я не меняла структуру чапана, иначе теряется его очарование.

- Цены на чапаны, жилетки и другие вещи с вашим брендом достаточно высокие. Не отпугивает ли это покупателей?

Мы используем только натуральное сырье. Хлопковые ткани из Индии, а наполнитель - натуральная вата. В классическом чапане обязательно в качестве наполнителя присутствовала шерсть, но мы от нее отказались. Зато его можно легко стирать в машинке. К тому же индивидуальный пошив - это всегда дорого. Но и эффект соответствующий. К каждому клиенту мы стараемся найти индивидуальный подход, обязательно с ним разговариваем, узнаем вкусовые предпочтения, любимые цвета.


- Вам нравится общаться с клиентами?

Очень нравится. Я стараюсь максимально услужить клиенту. Пришла как-то девушка, которая не могла подобрать для себя идеальный чапан, но ей понравились бордовые пуговицы, и вместе с ней искали цвета, из которых создали новый чапан. Предложенный мною вариант - подклад бордовый, а верх синий - ей очень подошел. Она была счастлива. И я всегда в такие моменты испытываю радость и огромное удовольствие от своей работы.

- Как относятся к кыргызской национальной одежде за рубежом?


Для них этнические мотивы очень свежи и необычны. Несколько дизайнеров из Европы специально заказывают чапаны для себя лично. А в США одна дизайнер, увидев мою коллекцию, заявила, что не уйдет без чапана. Пришлось отдать свой, чтобы человек остался доволен. Мне очень приятно, что профессиональные модельеры высоко ценят мои работы.

- Вы как глава пусть небольшого, но производства, успеваете разрабатывать новые модели?

Кто если не я? Рисую эскизы, подбираю ткани, и уже вместе с конструкторами-модельерами окончательно формируем коллекцию. Я работаю и с молодыми дизайнерами, стараюсь передать все те знания о национальной одежде, которые у меня есть.

У каждого из нас когда-то был первый чапан. Не дань моде, нет. Жизненная необходимость. Помню свой первый чапан. Когда я собиралась на свой первый студенческий хлопок, родители купили мне его в ЦУМе, в сувенирном отделе. Там стояла в углу вешалка с хорошими синими ташкентскими чапанами. Боевой чапан жив до сих пор. Я ношу его на даче в холодное утро.

Каждый раз с сожалением сбрасывая теплый мягкий чапан, я сожалела о том, что стало не принято ходить в чапане и в пир и в мир. Тем более что женский чапан уж давно не купить. Его можно только заказать.



Помнится, лет пять назад купила я в Бухаре простенькое полупальто, сшитое в технике узбекского чапана. Носила его с удовольствием. В Ташкенте он был диковинкой. Даже продавцы-узбеки на ташкентских базарах, приглядевшись к моей одежк, восклицали: «Это же чапан! Где вам такой сшили?!»

К радости моей, женской одежды в стиле чапан в Ташкенте с каждым годом становится все больше. И он никого уже не удивляет. Его носят всюду, и в будничных делах, и на официальных встречах, и в офисах.

2

Безусловно, стали современными модели и отделка. Но самое главное - чапанная стеганная на вате суть остается неизменной. На каждой выставке национальной одежды я непременно разыскиваю мастериц, создающих одежду «под узбекский чапан».

3

Выбор чапанчиков у нее огромен.

4

В лицевой части её чапан-жакетов использованы исключительно национальные ткани: адрас, атлас и бесасаб.


5


Про «лицевую часть» это я поторопилась сказать. Дело в том, что Манзура-опа шьет чапан-жакеты «два-в-одном». То есть двусторонние:

6


К примеру - сверху умеренных цветов адрас. Выворачиваете, а там - яркий сочный бекасаб.