Когнитивные способности – что это такое, как их развить? Когнитивность в господствующих направлениях психологии. Значения слова когнитивный. Что такое когнитивный




Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. В разговоре образованных людей часто можно услышать незнакомые слова, заимствованные в других языках или профессиях.

Никому не хочется выглядеть неучем в глазах окружающих, поэтому попробуем расширить свой понятийный аппарат еще больше и узнать значение загадочного термина, похожего на диагноз психиатра — когнитивный диссонанс.

Что это, простыми словами объяснить несложно. Это конфликт (внутренний), который происходит из-за расхождения между тем, что вы увидели (восприняли) и тем, какое представление у вас об этом было до этого. Это столкновение ранее сформированных представлений и реальности .

Сложнее выяснить, пора ли начинать волноваться, если он приключился именно с тобой.

Когнитивный диссонанс как он есть

Как и большинство терминов психологической науки, понятие когнитивный диссонанс звучит загадочно, но скрывает достаточно простое явление. Образуется оно от двух слов cognitiо (узнать, познать) и dissonantia (несоответствие, «вразрез», противоречие), что в переводе может означать «ощутить несоответствие», «почувствовать дискомфорт» .

Давайте на примере. У вас есть знакомый, с которым вы периодически обмениваетесь приветствиями? Представьте, что в этот момент вы увидите рядом с ним точную его копию (близнеца, о существовании которого вы не предполагали)? Ваше состояние как раз можно будет охарактеризовать как когнитивный диссонанс.

Есть очень близкая по смыслу фраза — конфликт внутри себя . Все люди накладывают на происходящие с ними и вокруг них события шаблоны (создают для себя установки, модели поведения). Так удобно. Слом шаблона вызывает состояние близкое с шоку или ступору. Тот самый диссонанс (противоречие, психологический дискомфорт).

У вас будет легкий срыв (разрыв) шаблона, если вы, например, увидите нищего, которому пять минут подали милостыню садящимся в свой роскошный авто. Или если застукаете милого, доброго, тихого, вежливого человека орущим на своего ребенка.

Априори находиться в состоянии диссонанса человеку не комфортно и он будет стремиться уйти от него (разрешить, избежать, не заметить, проигнорировать). Например, человек будет оправдывать перед собой свое же «плохое» поведение, чтобы снизить градус внутреннего конфликта (чтобы с этим можно было жить).

Психологический дискомфорт также возникает, когда мы делаем для себя какой-то выбор, влияющий на дальнейшую судьбу. Выбрав одну из противоречащих установок мы будем стремиться создать условия для комфортного пребывания в ней. Например, выбрав неправедный путь мы со временем найдем для себя оправдания, но в момент выбора мы будет испытывать когнитивный диссонанс, который постараемся как можно быстрее устранить.

Ну а имея опыт «наступания на грабли», мы будет в дальнейшем стараться обходить стороной и не воспринимать близко к сердцу такие ситуации, когда внутренний конфликт (психологический дискомфорт) может случиться. К тому же, мы просто привыкаем, что наше представление о чем-либо вполне себе может быть ошибочным.

Стремление к психологическому равновесию

Психологическое равновесие мы можем испытывать только тогда, когда находимся в «зоне комфорта», а представления об окружающем мире, которые в нас заложены генетикой и воспитанием, подтверждаются реальной «картинкой». Иначе говоря, предполагаемое совпадает с действительным, а желаемое — с возможным.

Мы так устроены, что уверенно себя чувствуем только тогда, когда вокруг все логично и объяснимо . Если этого не происходит, наступает неосознанное ощущение дискомфорта, опасности и тревоги.

Мозг начинает работать в усиленном режиме, обрабатывая поступающую информацию. Мозговая активность направляется на то, чтобы сгладить эту биполярность и уравновесить ситуацию до комфортного состояния (консонанса).

Примеры психологического диссонанса из жизни

Хорошо, если ситуация, ввергающая в когнитивный диссонанс, не касается тебя лично. Увидел — почесал затылок — пошел дальше. Значительно хуже, если в ситуацию ставят жизненные обстоятельства. Столкновение базиса и надстройки, желаемого и действительного, жизненных принципов и требований внешней среды порой настолько противоречиво, что может загнать человека в глубокий тупик.

Впервые человек осознанно сталкивается с этим в семье и школе. Примеров множество. «Курить вредно, увижу – выпорю», — говорит папа, пуская кольца дыма. «Нельзя брать чужое», — говорит мама, принося с работы пару упаковок бумаги для принтера.

«Обманывать нехорошо», — говорят оба, и заталкивают сумку под сиденье, чтобы не платить за багаж. У ребенка, родительский авторитет для которого поначалу нерушим, начинается приступ когнитивного диссонанса – это значит, что он не может сделать выбор.

Впоследствии родители удивляются — чадо, мол, совсем отбилось от рук, не уважает, и глухо к воспитательным мерам воздействия. А это как раз и есть последствия диссонанса, наложившего отпечаток на неокрепшую психику ребенка.

Если взрослый человек, столкнувшись с противоречивой ситуацией, пожмет плечами, покрутит пальцем у виска, посмеется или, психанув, продолжит идти своим путем, то в нежном возрасте несоответствие между знаемым и увиденным может нанести ощутимую психологическую травму.

А поскольку двойственные ситуации поджидают человека в течение всей жизни, то выбор приходится делать регулярно. Так мужчина, обожающий женщин с пышными формами, ради общественного статуса может встречаться с моделью. Но при этом состояние неосознанного дискомфорта у него будет нарастать, пока не достигнет критической точки.

Женщина, воспитанная на патриархальных ценностях, будет строить карьеру, мучаясь от чувства вины за то, что мужу и детям не достается ее внимания. А это ведь .

После окончания школы девушка поступает в медицинскую академию, чтобы продолжить семейную династию, хотя с детства мечтала стать археологом. Возможно, повзрослев, она сменит профессию, чтобы избавиться от постоянного психологического напряжения, связанного с нелюбимой работой ().

Это, конечно, не самые сложные жизненные ситуации, вариаций гораздо больше. Не прозвучит преувеличением, что они подстерегают человека на каждом шагу. Вот и попробуй тут сохранить здоровье психики…

Уловки сознания для борьбы с когнитивным диссонансом

Удивительно, но наш мозг уже все придумал без нашего участия. У него есть и методы справиться с когнитивным диссонансом, и способы избежать его вовсе.

Для снижения уровня психологического напряжения неосознанно человек использует следующие приемы.

  1. Отказаться . Иногда требуется поступиться своими убеждениями настолько, что знаешь — пойдя на поводу у внешних обстоятельств, перестанешь уважать себя.
  2. Переубедить себя . Порой случается, что внешние обстоятельства настолько сильны, и от них так много зависит, что проще поступиться своими принципами. Можно взять на вооружение методику позитивного мышления, которая позволяет найти положительное даже в безнадежной ситуации, и преподнести ее в самом выгодном ракурсе.
  3. Избежать . Чтобы не попасть в психологический капкан, можно останавливать свое участие в событиях, если они приняли нежелательное направление развития, а в дальнейшем даже не допускать их приближения.
  4. Отсеять . Хитро устроенный мозг способен отключить восприятие тех фактов, воспоминаний и явлений, которые не являются комфортными для нас.

Все эти процессы протекают на уровне подсознания, поэтому мы не можем даже себе объяснить причину своего поступка. А цель их – держать человека в зоне безопасности, не допуская, чтобы он попал в неудобную ситуацию, которую затрудняется понять.

Эластичная совесть устраняет любые психологические диссонансы

Совершив поступок, противоречащий своим убеждениям, человек обычно пытается примириться с совестью . Внутреннее ощущение при конфликте с совестью воспринимается как весьма неприятное, поэтому любой здравомыслящий индивидуум всячески старается избегать попадания в подобные скользкие ситуации.

Человеческая психика лабильна, и путем самооправданий человек способен примирить себя с самым, казалось бы, отвратительным положением вещей. С одной стороны, так работает защитный механизм, который не позволяет человеку «съехать с катушек» при попадании в условия суперстресса. С другой, вступает в действие адаптационный механизм , помогающий приспосабливаться к любой некомфортной жизненной ситуации.

Но у некоторых индивидов подобное стремление к адаптации развито чрезмерно. В этом случае будет наблюдаться малопривлекательное явление, которую в народе метко прозвали «эластичная совесть». Людей с подобной характеристикой встречал каждый из нас – их не так мало. Если с совестью постоянно бороться или искать ей оправдания, то она притупляется окончательно, и никакой когнитивный диссонанс уже не поможет ее пробудить.

Жизнь без «мук совести» станет не только более простой, но и более одинокой. Оно и понятно – вряд ли окружающие встанут в очередь, чтобы заполучить в друзья человека бессовестного и беспринципного.

В мировой взгляд на когнитивный диссонанс, а точнее на такую его разновидность, как муки совести, в целом схож. В то же время восточная культура относится к ним , нежели западная. Моральные принципы азиатских стран связаны скорее с правилами, принятыми в обществе, и люди соблюдают их, не особенно задумываясь. Христианская же мораль диктуется изнутри — из сердца человека.

Православная традиция, в частности, объясняет, голос Ангела-Хранителя, который подсказывает человеку, что хорошо, а что плохо. Заставить замолчать его невозможно, поэтому и муки совести порядочному человеку бывает очень трудно унять.

Так ли все ужасно

Когнитивный диссонанс – это далеко не всегда плохо. Человеческий мозг к 25 годам перестает развиваться, потому что основную часть информации об окружающем мире уже накопил и обработал. Но его можно периодически провоцировать к дальнейшему совершенствованию, приводя себя в состояние когнитивного диссонанса.

Для того чтобы ум не застрял на уровне 25-летнего юнца, рекомендуется периодически искусственно выводить себя из зоны комфорта – менять вид деятельности, место жительства или работы, осваивать что-то новое.

Это помогает искусственно стимулировать мозговую активность, подталкивая наше серое вещество к новому витку развития. Мир изменчив, и чтобы чувствовать себя в нем комфортно, нужно постоянно стимулировать себя к самосовершенствованию. Неслучайно термин cognitio в переводе с латыни означает «узнаю ».

И последнее, что может пригодиться в умной беседе — благодарить за возникновение новой области науки – , мы должны Леона Фестингера, который ввел ее в научную сферу еще в середине 50-х годов XX века.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое диссонанс Когнитивный - это какой, как развивать когнитивные функции и способности, чтобы потом не было их нарушений и искажений Что такое нравственность - определение и золотое правило Лицемер - кто это такой и что такое лицемерие Что такое доброта, хорошо ли быть добрым и как им стать (7 шагов)

Большинство мозговых функций тесно взаимосвязано с работой центральной нервной системы. Именно эти два элемента отвечают за управление телом и разумом. Взаимосвязанная работа этих систем осуществляет жизненно важные функции организма. Существуют базовые функции человеческого организма, такие как сон, стремление к размножению, дыхание и сердцебиение. Помимо этого, существуют высшие функции, которые «включаются» во время ведения разговора или воспоминаний. Каждый отдел головного мозга отвечает за определенный функциональный набор. За базовые функции отвечают такие элементы, как мозжечок, варолиев мост и продолговатый мозг. Высшими функциями головного мозга управляют полушария и лобные доли мозговой коры.

Слово «когнитивный» – научный термин и нечасто встречается в повседневной речи

После того как был рассмотрен порядок работы человеческого мозга, можно перейти к вопросу о том, что такое когнитивные функции. Данный термин используется для описания умственных процессов, благодаря которым человек получает возможность воспринимать, передавать, анализировать и запоминать различную информацию. Благодаря этим процессам, человек получает возможность взаимодействовать с окружающим миром.

Ежедневно человеческий мозг находится в активном состоянии. Приготовление завтрака, чтение книг, управление транспортом и ведение светских бесед осуществляется благодаря миллиардам сложных вычислений. Связи между нейронами в различных областях головного мозга позволяют наладить контакт человека с окружающей его средой. Таким образом, когнитивные функции отвечают за коммуникационный контакт не только между людьми, но и окружающими объектами.

Довольно часто при разговоре о высших когнитивных функциях, упоминаются когнитивные навыки, предназначение которых лежит во взаимодействии с окружающим миром. Несмотря на то что каждый из этих навыков рассматривается отдельно, большинство из них имеют прочную взаимосвязь и различные пересечения. Когнитивные функции мозга человека включают в себя:

  1. Внимание – довольно сложный процесс, охватывает множество мыслительных процессов. Вниманию сложно дать четкую и лаконичную характеристику и включить в определенную анатомическую структуру. Если говорить образно, то внимание является когнитивной функцией, при помощи которой человек среди внешних (запахов, звуков и образов), а также внутренних (мыслей и эмоций) стимулов выбирает те, которые будут полезны для того, чтобы реализовать умственную или двигательную активность. Именно данная формулировка позволяет наиболее точно охарактеризовать все сложные процессы, что участвуют в работе других высших функций.
  2. Память – один из самых сложных процессов, при помощи которого кодируется, хранится и воспроизводится полученная информация. Работоспособность данной системы имеет довольно значимую роль в повседневной жизни. Данный навык тесно переплетается с вниманием, так как без него получить полную информацию невозможно.
  3. Исполнительные процессы – еще одна сложная система высшего порядка. Существует достаточное количество разных определений для этого термина, однако большинство из них характеризуется контролем когнитивности и регулированием образа мышления, благодаря использованию различных процессов, имеющих маловыраженную взаимосвязь. Исполнительные процессы являются совокупностью различных способностей среди которых следует выделить направленное внимание, элементы планирования и программирования, а также регулировку преднамеренного поведения. За исполнительные функции отвечает префронтальная кора головного мозга.
  4. Речь – коммуникационная система, благодаря которой осуществляется общение между людьми. Среди основных функций речи, помимо налаживания контакта с окружающими людьми, следует выделить построение грамотной структуры мышления. Во время обработки речи активизируются разные отделы головного мозга. Основное взаимодействие различных функциональных систем наблюдается в левом полушарии мозга. В обработке речи участвуют две корковые области левого полушария, которые отвечают за принятие и выражение речи.
  5. Зрительное восприятие – к этому набору высших навыков относятся функции, которые помогают человеку различать и распознавать различные стимулы. Данный набор навыков позволяет категорировать различные объекты и запоминать их. Правильно построенная и налаженная система зрительного восприятия позволяет человеку запоминать лица людей, и дарит возможность находить различия между отверткой и платьем.

Когнитивные функции способности, которые связывают нас с окружающим миром и позволяют составить представление о нем

Каждый из вышеперечисленных навыков включает в себя несколько подгрупп, которые тесно взаимосвязаны между собой.

Как используются данные функции

Разбирая вопрос о том, когнитивные функции, что это такое, следует уделить особое внимание использованию набора этих навыков. Ежедневно человеческий мозг принимает участие в выполнении огромного количества физических задач. Каждая из этих задач требует миллиона расчётов, которые выполняются за доли секунды различными областями мозга. В качестве примера использования когнитивных навыков давайте рассмотрим следующие ситуации:

Приготовление пищи сопровождается множественными когнитивными способностями. Для того чтобы приготовить еду, необходимо вспомнить рецепт и уделить внимание степени готовности различных ингредиентов. Таким образом, мозг грамотно распределяет свою активность и ежесекундно решает множество поступающих задач. Определенные мозговые отделы отвечают за общение с окружающими людьми. Способность слушать и понимать собеседника, далеко не все когнитивные навыки, которыми сопровождается беседа. Во время разговора между людьми активируются такие способности, как концентрация и внимание. Именно благодаря этим навыкам коммуникационного общения, человек получил возможность общаться с окружающими его людьми.

Управление автотранспортом довольно сложный процесс, который требует собранности и повышенной концентрации. В активации этого навыка принимают участие миллионы нейронных связей, которые отвечают за широкую гамму когнитивных способностей. Многие люди считают, что расслабленные автоматические действия не включают в себя использование когнитивных навыков. Однако, данное мнение ошибочно. Данные способности принимают прямое участие в данном процессе, так как без них человек бы никоим образом не проявлял свою активность.


Когнитивные нарушения отрицательно сказываются на достижениях человека в самых разных сферах его жизни

Как когнитивные навыки связаны с мозговыми отделами

Давайте перейдем к вопросу, как когнитивные способности взаимосвязаны с определенными мозговыми отделами. Данный функционал является особым участком головного мозга, который обладает собственной группой нейронов. Предназначение этих нейронов – передача определенных нервных импульсов. Снижение когнитивных функций может быть вызвано нарушениями циркуляции крови, черепно-мозговыми травмами и злокачественными новообразованиями в области мозга.

Большинство из познавательных навыков формируется в области коры головного мозга. Ученые подразделяют этот отдел на три основные зоны:

  1. Ассоциативную – отвечающую за обеспечение связи между сенсорными и моторными навыками. Помимо этого, эта зона определяет реакцию сознания на импульсы, исходящие из сенсорной области.
  2. Моторная – отвечает за различные движения человеческого тела.
  3. Сенсорная – отвечает за обработку сигналов, поступающих от органов чувств.

Лобные доли принимают непосредственное участие в логическом и абстрактном мышлении, произношении и восприятии речи, а также в планировании совершаемых движений. Затылочная доля отвечает за анализ зрительной информации, а височная за слуховые ощущения. В самом центре расположена система, занимающаяся анализом сенсорных чувств. Существуют определенные мозговые отделы, которые отвечают за навыки, необходимые для выживания. К таким навыкам относятся проявление эмоций, обоняние и память.

Существуют даже мозговые отделы, которые занимаются перераспределением всей поступающей информацией, что способствует слаженной работе всего организма.

Средний мозг выполняет одну из главных задач и отвечает за осознание собственной личности. Помимо этого, данный отдел отвечает за адаптивное поведение. Передача нервного импульса между отделами осуществляется при помощи нейромедиаторов. К этим элементам относятся адреналин, серотонин, ацетилхолин и многие другие вещества. Именно эти микроэлементы отвечают за скорость различных когнитивных процессов.


Когнитивная деятельность — это способность выполнять такие функции головного мозга, как внимание, память, язык, визуально-пространственное восприятие и исполнительные функции

Различные нарушения мозговой активности

Нарушение когнитивных функций может иметь разную степень выраженности. Существует ряд определенных факторов, которые влекут за собой изменения в мозговой активности. К таким факторам относятся черепно-мозговые травмы, инфекционные и онкологические заболевания. Помимо этого, определенное влияние на работу головного мозга имеют сердечно-сосудистые патологии, такие как атеросклероз, инсульт и инфаркт.

Немаловажную роль в вопросе нарушения когнитивных способностей имеют дегенеративные заболевания, такие как болезнь Паркинсона или Альцгеймера. Развитию различных нарушений в сфере работы головного мозга способствуют проблемы с метаболизмом и функциональностью иммунной системы.

Довольно часто тип нарушения зависит от формы воздействия определенных факторов. Некоторые навыки подлежат полному восстановлению при правильном подходе к терапии заболевания. Однако сама результативность лечения напрямую зависит от своевременности обращения за медицинской помощью.

Cognitive style (от лат. соgnitіо - знание и греч. stylos - букв. стержень для письма) - термин, используемый в когнитивной психологии для обозначения устойчивых характеристик того, как различные люди думают.

КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ (англ. cognitive style - познавательный стиль; от лат. cognitio - знание, познание) - складывающаяся в процессе онтогенеза, характерная для личности совокупность взаимосвязанных приемов, способов…

Когнитивный стиль - термин, обозначающий характерный стиль или способ, используемый индивидом в подходе к решению задач. Различают следующие когнитивные стили: 1. импульсивность-рефлексивность – эмоциональность…

КОГНИТИВНЫЙ МАРКЕР Гипотетическое представление о психических процессах индивида. Термин был введен Р. Омстрейном в его теории восприятия отрезков времени. Согласно теории Омстрейна, феноменальное протекание времени, прежде всего…

Оксфордский словарь по психологии.

Когнитивный маркер - термин Р. Омстрейна, означающий, что субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Жмуров В.А. Большой толковый словарь терминов по психиатрии

Когнитивный маркер - термин, связанный с гипотезой Р. Омстрейна, согласно которой субъективное восприятие длительности временных интервалов зависит от числа познавательных действий, выполненных в течение этого отрезка времени.

Когнити́вный диссона́нс (от англ. слов: cognitive - «познавательный» и dissonance - «отсутствие гармонии») - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований.

Социология: Энциклопедия.

КОГНИТИВНЫЙ ДИССОНАНС (лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов…

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов

Когнитивная карта (от лат. cognitio - знание, познание) - образ знакомого пространственного окружения. Когнитивные карты создаются и видоизменяются в результате активного взаимодействия субъекта с окружающим миром.

Когнитивная карта - субъективная картина: - создающаяся в результате активных действий в окружающей среде; - имеющая пространственные координаты: верх-низ, право-лево, близко-далеко; - локализующая отдельные воспринимаемые предметы.

КОГНИТИВНАЯ КАРТА (англ. cognitive тар) - субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА, наиболее распространенное (особенно в Европе) название направления лингвистических исследований, сложившегося во второй половине 1970-х годов и имевшего в дальнейшем значительное число последователей.

Когнитивная лингвистика - направление в языкознании, которое исследует проблемы соотношения языка и сознания, роль языка в концептуализации и категоризации мира, в познавательных процессах и обобщении человеческого опыта.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА По мнению исследователей, одна из наиболее эффектных и радикальных по своим претензиям инноваций в лингвистике последней четверти ХХ века.

Жеребило Т.В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (cognitive science) - комплекс наук, изучающих познание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (англ. cognitive science) - широкая междисциплинарная область исследований и знаний, а также совокупность многих дисциплин, которые изучают преимущественно интеллект (разум), но делаются попытки охватить всю психическую сферу.

Большой психологический словарь.

Когнитивная наука наука о мышлении, имеющая дело с широкой областью мыслительных структур и процессов, включая восприятие, запоминание, решение задач; цель когнитивной науки - определить природу механизмов, имеющихся у человека в процессе мышления…

Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (от лат. cognito - познание; англ. cognitive science - наука о процессах познания) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие мыслительные процессы с помощью информационных моделей.

КОГНИТИВНАЯ НАУКА (анг. cognitive science; от лат. cognitio - знание, познание) - область междисциплинарных исследований, изучающая познание и высшие когнитивные функции с помощью моделей переработки когнитивной информации.

Прохоров Б.Б. Экология человека.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание), одно из ведущих направлений совр. заруб. психологии, изучающее структуру и протекание познават. процессов человека.

Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В.Г. Панова.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. cognitio - знание, познание). Оформление этого направления в психологии обычно связывают с именем амер. ученого У. Найссера, опубликовавшего в 1967 кн. под одноименным названием…

Современная западная философия.

Когнитивная психология – одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Возникло в конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. как реакция на бихевиористское отрицание внутренней структурной организации психических процессов и принижение…

Словарь справочник по социальной работе.

КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Первый опыт применения поведенческой терапии основывался на теоретических положениях И. П. Павлова (классическое обусловливание) и Скиннера (Skinner В. F.), (оперантное обусловливание).

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) - общее понятие, описывающее психотерапии, в основе которых лежит предпосылка.

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Основные положения К. п. были сформулированы Беком (Beck А. Т.) независимо от Эллиса (Ellis А.), который в 1950-е гг. разработал метод рационально-эмоциональной психотерапии.

Психотерапевтическая энциклопедия / Б.Д. Карвасовский.

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

Когнитивное развитие (cognitive development), приобретение, систематизация и использование ребенком знаний от младенчества до совершеннолетия. Наиб, авторитетная теория К.р. была выдвинута Пиаже…

Орфографический словарь. - 2004

Примеры употребления слова когнитивный

Это неожиданный эффект, поскольку стандартные методы терапии эпилепсии когнитивный дефицит компенсировать, как правило, не могут.

когнити́вный

[нем. kognitiv, франц. cognitif Большой толковый словарь русского языка

Под ред. С. А. Кузнецова

когнити́вный

[от лат. cōgnitio знание, познание]

1. Книжн. Связанный с познанием, с мышлением; познавательный.

К. анализ (исследование процессов познания человеком окружающего мира, а также способности человека приобретать новые знания).

К. система человека (центральная нервная система и органы чувств, с помощью которых человек познает окружающий мир и самого себя).

когнити́вный

1. Психол. Связанный с сознанием, мышлением.

(направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).

(направление в лингвистике, возникшее в конце 20 в., изучающее закономерности отражения в языке познавательных процессов, происходящих в сознании говорящего).

Значение слова «когнитивный»

«Толковый переводоведческий словарь»

Что означает слово «когнитивный»

* Толковый переводоведческий словарь

Толкование

Когнитивный это:

Возможно вас заинтересуют значения:

Русские словари

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) - это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно - открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток - издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик - это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы - это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит - поэт, чело - лоб, целковый - рубль, заморский - иностранный, фортеция - крепость, земский - общегосударственный, цвибак - бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы - лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) - город (рус.), чадо - дитя, врата - ворота, персты - пальцы, уста - губы, влачиться - волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы - это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы - лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» - это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» - не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» - владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических - данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, - все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект How to all развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Когнитивный - что это значит?

Скорее всего прилагательное когнитивный произошло от имени существительного когнитивность.

Как и большинство научных терминов, слово когнитивность корнями уходит в "язык науки", то есть в латинский язык.

В переводе с латинского (cognitio) означает познание, осознание, изучение. Можно предположить, что образованное от существительного когнитивность прилагательное когнитивный имеет значение познаваемый, познавательный или умственный, а также связанный с изучением, осознанием, познанием и мышлением.

Например, когнитивная деятельность - это не что иное, как познавательная деятельность.

Когнитивный диссонанс - состояние человека, когда в его сознании сталкиваются противоположные, конфликтующие между собой представления.

Так как синонимами к слову "когнитивный" будут такие слова как познавательный и интеллектуальный - это слово связано с нашим сознанием. В "Википедии" говорится о том, что это процессы происходящие в нашем сознании имеющие исследовательский или изучающий характер.

К тому же, прилагательное "когнитивный" происходит от существительного когниция, что в переводе с латинского cognitio - "узнаю". Так что однозначно оно связано с нашим сознанием, нашими мыслями и другими химическими реакциями происходящих в нашем мозгу.

Это слово связано с нашим сознанием в котором рождается познание. Синонимом к слову когнитивный могут стать слова, как познавательный, познаваемый. Процессы, связанные с данным словом чаще всего являются своего рода изучением, исследованием каких-то тем.

Когнитивность - это проявление умственной деятельности, она не про поведенческие реакции. К когнитивным процессам относят восприятие, внимание, память, воображение, принятие решений. Так сложилось, что эмоции в эту группу не входят, хотя сейчас ученые активно изучают их когнитивную природу.

Таким образом, определение "когнитивный" указывает нам на связь понятия, которому дана такая характеристика, и способности человека обрабатывать внешнюю информацию, осуществлять умственное восприятие.

В русский язык слово «когнитивность» пришло из латыни. Основа слова «когнити» переводится, как осознание, принятие, изучение. Когнитивный означает мыслящий, изучающий. Некоторые оттенки это слово имеет в разных сферах деятельности. Так в психологии понятие «когнитивность» имеет отношение к психической деятельности. В философии когнитивность имеет отношение к восприятию человека в окружающем мире.

Когнитивность в переводе с латинского «познание, изучение, осознание» - термин, используемый в нескольких, прилично друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке информации извне. В психологии это понятие отождествляется с психическими процессами личности и особенно с изучением и пониманием так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто это определение встречается в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Что такое КОГНИТИВНЫЙ? Значение и толкование слова kognitivnyj, определение термина

ая, ое, психол. Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

ЯХТ-КЛУБ - яхтклуба, м. Спортивная организация, объединяющая лиц, занимающихся.

ЯХТА - ы, ж. Парусное, моторное или паровое судно.

ЯХТСМЕН - а, м., одуш. Спортсмен, занимающийся парусным спортом, .

ЯШМА - ы, мн. нет, ж. Непрозрачный поделочный камень.

АРИЙ - Конечная составная часть иноязычных существительных со значением.

БИОЗ - Конечная составная часть сложных слов, обозначающая «связанный.

ГАМИЯ - Вторая составная часть сложных слов, означающая: «относящийся.

ГЕН - Вторая составная часть сложных слов, обозначающая «связанный.

ГЕННЫЙ - Вторая составная часть сложных прилагательных, обозначающая «связанный.

Что такое когнитивность?

Когнитивность (познание) – свойство человека к переработке и восприятию информации. В психологии этот термин широко используется для объяснения психологических процессов.

В психологии

Когнитивность в психологии трактуется как акт познания. Специалисты под этим термином подразумевают такие процессы как память, внимание, восприятие и принятие осознанных решений. К когнитивным состояниям не относятся эмоции, так как они возникают бесконтрольно и берут начало из подсознания.

Существует отдельное направление в прикладной психологии, известная как школа когнитивизма. Ее представители рассматривают поведение человека через его когнитивные процессы. Они считают, что человек поступает определенным образом, основываясь на особенностях мышления. Когнитивность в данном контексте считается приобретенным свойством, которое никак не связано с генетическими или гендерными особенностями.

Выделяют даже теорию когнитивного соответствия, которая была сформирована в 50-х годах прошлого столетия. Она описывает когнитивную структуру личности с точки зрения сбалансированности. Ведь главной мотивацией зрелого индивидуума считается сохранение целостности и достижение внутреннего баланса.

Понимание когнитивности породило отдельный раздел. Когнитивная психология изучает процессы познания и напрямую связана с изучение памяти, полноты восприятия информации, воображения, скорости мышления.

Познавательные процессы

Когнитивность имеет не только философское, но и прикладное значение. Как уже говорилось, этот раздел психологии предметно изучает когнитивные способности человека. Они могут быть одинаково развиты у всех индивидуумов, так и варьироваться в зависимости от генетических особенностей, воспитания или индивидуальных черт личности.

Когнитивные способности являются проявлением высших функций головного мозга. К ним относятся: ориентация во времени, личности и пространстве, способность к обучению, память, тип мышления, речь и многие другие. Психологи и неврологи в первую очередь обращают свое внимание на степень развития или нарушения именно этих функций.

Когнитивные функции, в первую очередь, связаны со способностью распознавать и перерабатывать информацию, а также характеризуют работу головного мозга. Ученые выделяют два основных процесса:

  • гнозис – умение распознавать и воспринимать информацию;
  • праксис - передача информации и совершение целенаправленных действий на основе этой информации.

Если даже один из этих процессов нарушается, то можно говорить о возникновении когнитивных нарушений.

Возможные причины

Когнитивные нарушения, как и любой патологический процесс в организме, не возникает на ровном месте. Чаще всего имеют место быть нейро-дегенеративные заболевания, патологии сосудов головного мозга, инфекционные процессы, травмы, злокачественные новообразования, наследственные и системные заболевания.

Одним из самых распространенных факторов возникновения когнитивных нарушений можно считать атеросклеротические изменения сосудов и артериальную гипертензию. Нарушение трофики тканей головного мозга часто приводит к структурным изменениям или даже гибели нервных клеток. Особенно опасны такие процессы в местах связей коры головного мозга и подкорковых структур.

Отдельно следует говорить о болезни Альцгеймера. Когнитивные нарушения при этой патологии являются ведущим симптомом и значительно снижают качество жизни самого пациента и его родственников. Основным проявлением является деменция, нарушение кратковременной и долговременной памяти и узнавания.

Классификация

Существует масса классификаций когнитивных нарушений. По степени тяжести и обратимости процесса выделяют:

Также по выпадениям определенных функций можно определить локализацию повреждения:

  • Поражение левого полушария характеризуется расстройством письма и счета (аграфия, акалькулия). Также может наблюдаться апраксия и афазия. Нарушается умение читать, распознавать буквы, страдает математическая деятельность;
  • Правое полушарие отвечает за ориентацию в пространстве, воображение. Поэтому у пациента наблюдается дезориентация в пространстве и времени, ему становится сложно что-то представить или нафантазировать;
  • Когнитивные нарушения при поражении лобных долей следующие: пациент не может формулировать и выражать свои мысли, теряется способность запоминать новую информацию и воспроизводить старую;
  • При поражении височных долей человек страдает от невозможности распознавать запахи и зрительные образы. Также этот участок мозга отвечает за накопление опыта, запоминание и восприятие окружающей действительности через эмоции;
  • При повреждении теменных долей симптоматика может быть довольно разнообразной: от нарушения письма и чтения до дезориентации;
  • В затылочных долях головного мозга расположены зрительные анализаторы, поэтому возникают расстройства именно этого органа чувств.

Своевременная диагностика и терапия

Когнитивные нарушения на ранних стадиях очень трудно заподозрить. Сначала человека беспокоит только слабость, быстрая утомляемость, незначительное снижение некоторых функций или изменение настроения. Очень редко такие жалобы являются поводом для беспокойства. За консультацией к врачу обращаются уже на более поздних стадиях заболевания.

В первую очередь при подозрении на выпадение или снижение когнитивных функций необходимо тщательно собрать анамнез. Ведь эти симптомы не могут появиться без основной причины, на устранение которой и будут направлены основные лечебные мероприятия. При сборе анамнеза необходимо расспросить о наличии хронических заболеваний и постоянном приеме каких-либо препаратов. Ведь многие медикаменты, проникая через гемато-энцефалический барьер, способны влиять на клетки головного мозга.

Диагностика нарушений заключается в рассмотрении субъективных жалоб самого пациента и его близкого окружения (родственников, соседей по квартире), непосредственной оценки неврологического статуса и функциональных методах обследования. Существуют специальные тесты, с помощью которых можно точно определить не только когнитивные нарушения, но и их степень тяжести. Такие скрининговые шкалы помогают обнаружить такие патологии, как инсульт, сосудистая или сенильная деменция и другие. Не следует применять для диагностики слишком сложные тесты. Их данные не будут объективными, так как усложнение заданий в первую очередь будет свидетельствовать об интеллектуальном багаже, а не возможных нарушениях.

Также важно оценить эмоциональную сферу. Нередко у пациентов с депрессией наблюдается нарушение памяти и концентрации внимания. Также на это необходимо обратить пристальное внимание, так как скрининговые нейропсихологические тесты не всегда полностью раскрывают состояние психики.

Обследование с помощью МРТ или КТ способно прояснить многие органические патологии, например, сдавление участков головного мозга новообразованием или гематомой.

Лечение когнитивных нарушений следует начать с того нозологического заболевания, вследствие которого они появились. При отсутствии этиологического заболевания очень трудно назначить фармакотерапию.

КОГНИТИВНЫЙ

Связанный с сознанием, с мышлением. Когнитивные процессы. Когнитивная психология (направле-ние в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека, а не его поведенческих реакций, что характерно для бихевиоризма).||Ср. МЕНТАЛЬНЫЙ.

Что такое КОГНИТИВНЫЙ, КОГНИТИВНЫЙ это, значение слова КОГНИТИВНЫЙ, происхождение (этимология) КОГНИТИВНЫЙ, синонимы к КОГНИТИВНЫЙ, парадигма (формы слова) КОГНИТИВНЫЙ в других словарях

когнитивный

Относящийся к познанию, к функциям мозга, которые обеспечивают формирование понятий, оперирование ими и получение выводных знаний. К. лингвистика - отрасль языкознания, занимающаяся ролью языка в познании.

Слово «когнитивный» произошло от существительного «когниция» и латинского cognitio «узнаю». Оно используется в ряде сложных научных терминов, так или иначе связанных со способностью человека к познанию. Каково значение слова "когнитивный" само по себе и что значат связанные с ним термины?

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг - главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Стремительно ухудшающиеся память и внимание - главный признак снижения мозговых функций. Можно сказать, что это когнитивная «смерть» для нейронов головного мозга, в ходе которой почти всегда неумолимо развивается деменция (слабоумие). Этому могут способствовать постоянные стрессы, вредное питание, неправильный образ жизни и напряжение (нервное или физическое).

Человек отличается от животного когнитивными функциями своего мозга. Исследователи не раз задумывались, что значит когнитивный процесс для представителей фауны. Когнитивная этология изучает умственную восприимчивость животных, чтобы ответить на этот вопрос. До недавних пор вокруг этой дисциплины велись частые дебаты.

Когнитивный процесс и когниция

Это действие, в ходе которого человеческим сознанием производится обработка и фильтрация приходящей извне информации. Также к когнитивным процессам, проходящим в человеческом мозге, относятся отсеивание и усвоение актуальных данных, отдаленно сравнимое с работой современных компьютеров.

Парадигма когнитивного опыта состоит из видов кодировки информации, понятийных психических, а также архетипных и смысловых (семантических) структур. Когнитивная лингвистика в качестве моделей и конструкторов использует те парадигмы и процессы, которые создаются и проходят в сознании и подсознании человека.

В свою очередь когниция - это тот самый специальный процесс, благодаря которому нашим мозгом производится успешная обработка информации. За пределами этой науки термины «когниция» и «познание» употребляются как полные синонимы.

Когнитивная графика

В графике метод, называемый когнитивным, - это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом - подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

Когнитивная психология

Еще одна молодая область науки - это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики - это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции - область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, - это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

Когнитивный Диссонанс – Психологический словарь

(англ. cognitive dissonance) - переживание дискомфорта, возникающее из-за действий, идущих вразрез с собственными убеждениями {аттитюдами). Внутренняя проблема, внутриличностный конфликт может разрешиться, если изменить убеждения или интерпретацию ситуации. См. Конфликт внутриличностный, Теория когнитивного диссонанса.

Когнитивный Диссонанс – Психологический словарь

Неприятное чувство, возникающее из-за непоследовательности ряда установок или убеждений относительно одного объекта. Различают следующие причины когнитивного диссонанса: 1. Когда две установки так или иначе не согласуются друг с другом, например «мне нравится этот человек» и «мне не нравятся политические взгляды этого человека». 2. Когда люди совершают поступки, которые они не намеревались совершать, либо ведут себя в противовес высказываемым установкам. Например, человек пропагандирует выгоды от вегетарианства, а потом заказывает себе бифштекс с кровью (см. также Обратноустановочное поведение). Чем меньше оснований для подобного поведения имеет человек, тем сильнее будет ощущение диссонанса и мотивации на изменение базовой установки ради восстановления соответствия между установкой и поведением. К примеру, наш вегетарианец мог иметь богатый выбор продуктов, но выбрал бифштекс (слабый довод), или был вынужден съесть бифштекс под дулом пистолета (сильный довод). В первом случае возникновение когнитивного диссонанса гораздо более вероятно, чем во втором. Теория когнитивного диссонанса подразумевает, что поведение, не соответствующее нашим установкам, заставляет нас изменить их, чтобы избавиться от негативных ощущений.

Когнитивный Диссонанс – Психологический словарь

(Cognitive dissonance) . Напряжение, которое появляется при осознании несовместимости каких-либо двух знаний. Например, диссонанс возникает, когда мы осознаем, что действовали без достаточных на то оснований, в противоречии со своими установками или приняли решение в пользу одного варианта, а логика требует другого.

Когнитивный Диссонанс – Психологический словарь

Эмоциональное состояние, возникающее, когда у человека одновременно имеются некоторые установки или знания, несогласующиеся между собой, или когда возникает конфликт между убеждениями и внешним поведением. Считается, что разрешение такого конфликта является основой для изменения установок, при котором радикально меняется система убеждений с тем, чтобы прийти в соответствие с поведением.

Когнитивный Диссонанс – Психологический словарь

(cognitive dissonance) Теория К. д. была выдвинута Леоном Фестингером и изложена в его книге "Теория когнитивного диссонанса" (A theory of cognitive dissonance). Фестингер основывает эту теорию на предположении о том, что чел. мотивирован поддерживать согласованность или консонанс между парами релевантных когниций, где под когницией понимается любое знание или представление субъекта о себе, своем поведении или окружении. Когниций X и Y находятся в отношениях диссонанса, "если не-Х следует из Y"; предполагается, что такой диссонанс будет вызывать "психол. дискомфорт" и создавать давление, побуждающее субъекта как к уменьшению диссонанса, так и к избеганию ситуаций или информ., к-рая могла бы увеличить этот диссонанс. Фестингер указывал, что сила давления, побуждающая к уменьшению диссонанса, по-видимому, является функцией его величины, где величина диссонанса, вносимого данной когницией, зависит от важности, приписываемой ей самой и др. релевантным когнициям, и от соотношения релевантных когниций, находящихся в диссонансе. Диссонанс может быть снижен путем изменения одной из диссонирующих когниций, путем уменьшения важности самого диссонанса или добавлением новой информ., к-рая согласуется с одной из противоречащих когниций или к.-л. образом "примиряет" оба диссонирующих элемента. Предполагается, что диссонанс вызывает когнитивную активность субъекта, направленную на устранение этого диссонанса. В этом месте следует отметить неск. важных моментов. Во-первых, Фестингер постулировал давление или тенденцию к уменьшению диссонанса; собственно попытка его устранения может и не приводить к успеху. В связи с этим Фестингер утверждает, что "при наличии диссонанса можно наблюдать попытки к его устранению. Если такие попытки завершаются неудачей, можно наблюдать симптомы психол. дискомфорта". Во-вторых, попытки уменьшить диссонанс могут оказываться неудачными из-за сопротивления когниций к изменению; напр., изменение к.-л. когниций может вступать в противоречие с реальностью или приводить к преобразованию др. консонансов в диссонансы; изменение тж может оказываться болезненным или невозможным, или к.-л. поведение может оказываться в высшей степени удовлетворительным в др. отношениях. Наконец, как указали последующие исследователи, теория Фестингера относится к психол., а не к формально-логической противоречивости: т. е. утверждения "Я курю" и "Курение вызывает рак" будут вызывать диссонанс лишь при условии, что данный курильщик боится заболеть раком. Фестингер указывал на существование определенных индивидуальных различий в том, как и в какой степени люди реагируют на диссонанс, и предполагал существование континуума, отражающего "толерантность к диссонансу". В неск. исслед. было продемонстрировано, что имеющиеся на данный момент личностные шкалы могут служить для оценки переменных-модераторов, опосредующих реакции на диссонанс. В заключение следует отметить, что наиболее сильная сторона теории К. д. тж оказалась и ее слабостью, т. е. постулирование когнитивных механизмов оказало значительное эвристическое влияние, но рез-ты разраб. на основе этой теории эксперим. процедур оказались подвержены альтернативным интерпретациям. Предпринимаемые в настоящее время попытки раскрыть роль состояний возбуждения и причастность Я-концепции дают надежды на прояснение этой теории и более полное раскрытие ее потенциала. См. также Когнитивная сложность, Восприятие (перцепция), Самоосуществляющиеся пророчества, Удивление Дж. Б. Кэмпбелл

Когнитивный Диссонанс – Психологический словарь

(Cognitive dissonance) - неприятное состояние психологического возбуждения, возникающее от несогласованности между значимыми установками, мнениями или действиями человека.

Когнитивный Диссонанс – Социологический словарь

Англ. dissonance, cognitive; нем. kognitive Dissonanz. По Л. Фестингеру -состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно к.-л. объекта или явления, вызывающих у него чувство дискомфорта и стремление избавиться от него. Преодолеть К. д. человек стремится путем изменения одного из противоречивых знаний и установления соответствия между знанием и поведенческими установками.

Когнитивный Диссонанс – Социологический словарь

(cognitive dissonance) - случай несовпадения, противопоставления или противоречия мыслей, отношений или действий, ведущий к ощущению напряженности я потребности в достижении согласия. Термин внедрен Фестингером (1957). Согласно его определению, диссонансные познания существуют тогда, когда убеждение А предполагает отрицание убеждения В. Например, "Курение вызывает рак легких" является диссонансным по отношению к "Я курю". Диссонанс может быть уменьшен посредством приспособления обоих убеждений. Убеждение А могло бы корректироваться игнорированием медицинских отчетов, подтверждающих убеждение, и уделением особого внимания скептическим отчетам, а убеждение В - менее частым курением или употреблением табака с низким содержанием канцерогенных веществ.

Когнитивный Диссонанс – Социологический словарь

(лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных действий. Теория К.Д. - одна из "теорий соответствия", основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Впервые сформулирована Ф. Хайдером (1944). Модель когнитивного поля субъекта описывается понятием баланса - ситуации, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений. Основываясь на теории Хайдера, Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию - было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентаций, т.е. балансу в группе. Ч. Осгуд и П. Танненбаум предприняли попытку предсказать изменение отношения, которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры в зависимости от их интенсивности по определенной шкале. Собственно разработка теории К.Д. принадлежит Л. Фестингеру (1957): Д. понимается как существование отношения несоответствия между когнициями (знание, представление, мнение) в пределах социальной общности. Д. проявляется как неудовлетворительное оправдание выбора, которое ведет к нарушению психологического комфорта. В свою очередь, обнаружение явлений К.Д. приводит к стремлению понизить (минимизировать) возникшие рассогласования (несоответствия) или к избеганию ситуаций, в которых Д. может повыситься. В 1970-е "диссонансные эффекты" были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем. В настоящее время теория К.Д. занимает одно из первых мест в исследовании закономерностей социального поведения и оказания коммуникативного воздействия в условиях массовой коммуникации. Н.В. Радкевич

Когнитивный Диссонанс – Философский словарь

Интеллектуальный конфликт, возникающий, когда имеющимся мнениям и представлениям противоречит новая информация. Дискомфорт или напряжение, вызванные конфликтом, могут быть устранены при помощи одного из нескольких защитных действий: индивид отвергает или избегает новой информации, или убеждает себя, что противоречия на самом деле не существует, или примиряет противоречия, или прибегает к др. мерам с целью сохранения стабильности и порядка в своем представлении о мире и о себе. Концепция, впервые предложенная в 50-х годах, послужила основанием для многочисленных исследований и дискуссий.

Когнитивный Диссонанс – Философский словарь

(лат. dissonans - нестройно звучащий, cognitio - знание, познание) - концепция в социальной психологии, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов, описывающая формирование под их воздействием мотиваций социальных действий. Теория К.Д. - одна из "теорий соответствия", основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Впервые сформулирована Ф. Хайдером (1944). Модель когнитивного поля субъекта описывается понятием баланса - ситуации, в которой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений. Основываясь на теории Хайдера, Т. Ньюком ввел понятие баланса в межличностную коммуникацию - было высказано предположение, что увеличение контактов способствует симметрии ориентации, т.е. балансу в группе. Ч. Осгуд и П. Танненбаум предприняли попытку предсказать изменение отношения, которое произойдет у личности под влиянием стремления установить соответствие внутри ее когнитивной структуры в зависимости от их интенсивности по определенной шкале. Собственно разработка теории К.Д. принадлежит Л. Фестингеру (1957): диссонанс понимается как существование отношения несоответствия между когнициями (знание, представление, мнение) в пределах социальной общности. Диссонанс проявляется как неудовлетворительное оправдание =-svoboda-vybora-6366.html">выбора, которое ведет к нарушению психологического комфорта. В свою очередь, обнаружение явлений К.Д. приводит к стремлению понизить (минимизировать) возникшие рассогласования (несоответствия) или к избеганию ситуаций, в которых диссонанс может повыситься. В 1970-е "диссонансные эффекты" были переосмыслены в информационных терминах и представлены как частный случай функционирования каузальных схем. В настоящее время теория К.Д. занимает одно из первых мест в исследовании закономерностей социального поведения и оказания коммуникативного воздействия в условиях массовой коммуникации. Н.В. Радкевич

Когнитивный Диссонанс – Психологическая энциклопедия

Когнитивный Консонанс – Социологический словарь

Англ. consonance, cognitive; нем. /cognitive Konsonanz. Взаимная согласованность, уравновешенное состояние элементов когнитивной системы; состояние соответствия между ожидаемой и полученной информацией.

Когнитивный Контур – Психологическая энциклопедия

Субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Когнитивный Контур – Психологический словарь

(англ. subjective contour) - кажущееся очертание целостной фигуры, изображенной специальным способом в виде ее отдельных фрагментов (рис. 5). Син. субъективный, или иллюзорный, контур.

Когнитивный Контур – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание. Категория. Феномен восприятия. Категория. Субъективное завершение целостной фигуры, составленной из отдельных фрагментов.

Когнитивный Маркер – Психологический словарь

Гипотетическое представление о психических процессах индивида. Термин был введен Р. Омстрейном в его теории восприятия отрезков времени. Согласно теории Омстрейна, феноменальное протекание времени, прежде всего, зависит от количества познавательных действий, произведенных за данный физический период времени, и, теоретически, подсчитывая число когнитивных маркеров или индивидуальных познавательных событий, можно получать приблизительную оценку воспринимаемой длительности определенного периода.

Когнитивный Маркер – Психологическая энциклопедия

Гипотетическое представление о психических процессах индивида . Термин был введен Р. Омстрейном в его теории восприятия отрезков времени. Согласно теории Омстрейна, феноменальное протекание времени, прежде всего, зависит от количества познавательных действий, произведенных за данный физический период времени, и, теоретически, подсчитывая число когнитивных маркеров или индивидуальных познавательных событий, можно получать приблизительную оценку воспринимаемой длительности определенного периода.

Когнитивный Образ – Психологическая энциклопедия

Субъективная репрезентация предмета с набором признаков, который избыточен для построения конкретного действия - .

Когнитивный Образ – Психологический словарь

Словообразование. Происходит от лат. cоgnitiо - знание. Категория. Элемент процесса восприятия. Специфика. Субъективная репрезентация предмета. Имеет в себе набор частных признаков, который обычно избыточен для построения конкретного действия.