Кирилл белозерский. Святые и чудотворцы. Кирилл Белозерский Преподобный кирилл белозерский




Родился будущий святой в 1337 году в Москве, в знатной семье, и был наречен в крещении Косьмой. С юных лет он был отдан в учение и хорошо разбирал священные книги. После того как родители его умерли, он перешел в дом своего родственника Тимофея Васильевича Вельяминова, бывшего окольничим при дворе великого князя Дмитрия Ивановича Донского. Вельяминов принадлежал к одному из самых знатных московских родов и обладал в Москве огромной властью. Он поручил своему молодому родичу управление домом. Косьма со старанием исполнял поручение, однако страстно желал иного: принять пострижение в иноки и посвятить всю свою жизнь служению Богу. Но трудно было ему исполнить задуманное: опасаясь гнева могущественного Тимофея Вельяминова игумены московских монастырей, к которым он обращался, отказывались постричь его. Впрочем, Косьма держал свои помыслы в тайне, также опасаясь, что Вельяминов будет чинить ему препятствия.
Случилось так , что в то время в Москву пришел Стефан, игумен Махрищского монастыря, человек большой святости, которого все знали и почитали за его богоугодную жизнь. Узнав о его прибытии, Косьма устремился к нему и стал умолять исполнит его желание. Преподобный Стефан убедился в том, что это желание искреннее, и стал размышлять, как бы помочь молодому человеку. «Если расскажем Тимофею, то он не допустит этого, размышлял игумен. - Если же начнем умолять его, то он не по слушает нас». И тогда Стефан просто возложил на Косьму иноческие одежды и, без всякого пострижения, нарек ему имя Кирилл. Затем, оставив его в доме, где остановился, отправился к боярину Тимофею. Тимофей Вельяминов, не меньше других почитавший преподобного Стефана, весьма обрадовался его при ходу. Преподобный же, благословив боярина, сказал так: «Богомолец ваш Кирилл благословляет вас». «Какой Кирилл?» - удивился Тимофей. Игумен отвечал ему, рассказав, что бывший слуга его Косьма возжелал принять иночество. Услышав о пострижении своего управителя, боярин Тимофей пришел в страшный гнев и начал осыпать игумена Стефана бранью. «Повелено Христом Спасителем, - сказал ему на это преподобный, - если где примут вас и послушают, там пребывайте. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших». Жена Тимофея Ирина устрашилась этих слов и начала укорять своего мужа, говоря, что он оскорбил преподобного. Тимофей одумался и вскоре послал за игуменом Стефаном, умоляя его вернуться. Так они примирились, и боярин Тимофей, уступая преподобному, разрешил Косьме жить по своей воле.
Косьма (нареченный Кириллом ) раздал все свое имущество нищим и стал умолять Стефана, чтобы тот совершил над ним обряд пострижения. Стефан же рассудил по-другому. Он привел будущего инока в незадолго до этого основанный Симонов монастырь, к игумену Феодору, племяннику преподобного Сергия Радонежского. Феодор и совершил обряд пострижения.
Так Косьма окончательно сделался иноком Кириллом . В это время ему было уже более тридцати лет.
Началась многотрудная жизнь Кирилла в Симоновом монастыре. Игумен отдал его в послушание старцу Михаилу (будущему епископу Смоленскому), великому постнику и молитвеннику. Кирилл стал во всем подражать своему наставнику. Он умолял его позволить ему поститься больше иных братьев: вкушать пищу лишь через два, а то и через три дня. Но мудрый старец не разрешил этого, повелев Кириллу питаться вместе со всеми братиями, хотя и не до сытости. Тем не менее Кирилл находил возможность всячески изнурять плоть: он принимал лишь столько пищи, чтобы не умереть с голода и сохранить в себе силы для монашеских подвигов, со рвением исполнял всякую работу. Его отличали особая кротость, смирение, безропотное послушание. Часто преподобный проливал слезы, не мог без них даже хлеба вкусить - и было такое его житие, словно ангельское. Так пишет о преподобном Кирилле в период его пребывания в Симонове монастыре древний агиограф.
Игумен определил Кирилла в хлебопекарню, а затем на поварню. Преподобный проводил там в трудах много времени. А в то время в Симонов монастырь, к племяннику своему Феодору и к братии, нередко захаживал преподобный Сергий Радонежский. И вот стали замечать: сначала Сергий шел в хлебопекарню, к блаженному Кириллу, и в течение долгого времени беседовал с ним с глазу на глаз . Только затем Сергий навещал настоятеля обители. Так великому чудотворцу Сергию первому открылась святая жизнь преподобного Кирилла.
Видя, что братия почитают и хвалят его, Кирилл принял на себя новый подвиг - подвиг юродства: желая утаить свою добродетель, он притворился юродивым и стал предаваться глумлению и смеху. Святой возлюбил бесчестие больше чести: пусть лучше ругают и поносят его, полагал он, чем хвалят и почитают. И действительно: иные из братии стали думать, что преподобный повредился рассудком, иные - что он впал в тяжкие грехи. Архимандрит наложил на него епитимию (церковное наказание): жестокий сорокадневный пост на хлебе и воде - блаженный же Кирилл только обрадовался такому наказанию: свое обычное пощение он стал совершать под видом исполнения епитимии. И когда наказание заканчивалось, он вновь совершал какой-то проступок, за что вновь подвергался наказанию. Наконец, братия разгадали природу его юродства, и настоятель перестал налагать на него наказания. Тогда и преподобный Кирилл прекратил притворное юродство.
В служении на поварне и хлебопекарне преподобный провел девять лет. Иногда ему поручали переписывать книги. Затем архимандрит - вопреки желанию самого Кирилла рукоположил его в священники. Преподобный стал совершать церковные службы, а в свободное время продолжал участвовать в монастырских работах.
В 1390 году Феодор Симоновский был поставлен в сан архиепископа Ростовского. На его место архимандритом Симонова монастыря был избран преподобный Кирилл. Впрочем, он не слишком долго настоятельствовал в монастыре. Кирилл предпочел оставить начальство обителью и предаться безмолвию. Он ушел в свою прежнюю келью и, несмотря на все уговоры братии, затворился в ней. Архимандритом Симоновским был поставлен иеромонах Сергий Азаков (впоследствии епископ Рязанский). Но случилось так, что многие люди - и иноки, и миряне - продолжали приходить к преподобному Кириллу, желая получить от него совет и благословение. Это вызвало зависть архимандрита Сергия, который посчитал, что приходящие к блаженному Кириллу тем самым принижают его как настоятеля обители; он начал злобствовать в отношении преподобного. Узнав о зависти архимандрита, Кирилл решил покинуть обитель. Сначала он удалился к церкви Рождества Богородицы - на так называемое «Старое Симоново», недалеко от «нового» Симоновского монастыря. Затем преподобный решил уйти еще дальше - в пустынь, удаленную от людей. О его окончательном уходе из Симонова монастыря Житие рассказывает так.
Преподобный Кирилл имел обычай: петь по ночам акафист Пресвятой Богородице. И вот однажды, когда он пел так, внезапно послышался дивный голос, вещавший с высоты: «Кирилл, уйди отсюда. Иди на Белое озеро и найдешь там покой, там тебе уготовано место, в котором спасешься». Когда же преподобный отворил оконце кельи, он увидел свет, сияющий с неба, к северу. Святой застыл в изумлении и вдруг увидел некую местность, находящуюся в далекой северной стране, так, словно она находилась неподалеку. Вскоре видение исчезло.
Всю ночь провел святой без сна, размышляя о чудесном видении. В то время в монастыре был инок Ферапонт, также постриженик Симоновский, друг преподобного Кирилла; ему приходилось прежде по торговым делам совершать поездки к Белому озеру. Кирилл спросил Ферпаонта, есть ли на Белом озере место, где можно было бы предаться безмолвию. Ферапонт отвечал, что там много подобных мест. И тогда они договорились уйти из монастыря и вместе отправиться к Белому озеру.
Иноки отправились в долгий и многотрудный путь и, наконец, добрались до Белозерского края. Им пришлось обойти несколько мест, пока преподобный Кирилл не узнал то, которое было указано ему в чудесном видении. Находилось оно на берегу Сиверского озера. Преподобный поставил крест на этом месте и только тогда рассказал своему спутнику о видении, бывшем еще в Симоновом монастыре. Так в 1397 году было положено начало Кириллом Белозерской обители.
Вскоре инокам пришлось расстаться. Ферапонт удалился верст на пятнадцать и поселился отдельно, на том месте, где впоследствии был поставлен знаменитый монастырь во имя Рождества Богородицы, известный как Ферапонтов. (В истории русской культуры Ферапонтов монастырь славен, прежде всего, своими знаменитыми фресками, написанными иконописцем Дионисием.) Кирилл же остался один, выкопал себе земляную келью и так стал жить, предаваясь молитве и посту.
Жизнь его протекала не только в постоянных трудах, но и в опасностях. Так, однажды преподобный уснул, и его едва не задавило упавшее огромное дерево. В другой раз, когда он расчищал землю и, собрав много хвороста, поджег его, внезапно начался сильный пожар; преподобный чудом вышел из огня невредимым.
Вскоре у него появились и последователи. Сначала два местных крестьянина случайно набрели на его хижину - это были Авксентий по прозвищу Ворон и Матфей по прозвищу Кукос. Они стали помогать святому, а затем поселились рядом с ним. Позже пришли два инока из Симонова монастыря - Зеведей и Дионисий, а также инок Нафанаил, ставший впоследствии келарем обители. Затем собрались и другие братия. (К концу жизни преподобного Кирилла обитель насчитывала уже 53 человека.) Со временем братия поставили небольшую деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, и так устроился монастырь, получивший впоследствии название Успенского Кирилло-Белозерского, или просто Кириллова монастыря.
Житие рассказывает о том, что не все из окрестные жителей приветствовали появление здесь преподобного (что, по-видимому, было вполне обычно в то время). Так, некий Андрей несколько раз хотел поджечь обитель, но каждый раз вмешательство Высшей силы мешало ему. В конце концов, этот Андрей раскаялся в своих помыслах и пришел с повинной к самому Кириллу. Слова преподобного так тронули его, что он принял пострижение в его обители. Также и разбойники намеревались напасть на монастырь преподобного старца, полагая, что он хранит какие-то богатства (ведь он, как узнали, некогда был архимандритом богатого Симонова монастыря).
Уста в, введенный в обители преподобным Кириллом , отличался особой строгостью: братии запрещалось владеть каким-либо имуществом, от каждого требовалось строгое исполнение всех заповедей и правил. Но игумен не заставлял никого силой исполнять предписанное - достаточно было его слова и, главное, личного примера. Кротость и смирение - обычные добродетели русских святых - в полной мере были присущи и белозерскому старцу. Так, ненавидящему его иноку он говорил, уподобясь своему учителю Сергию: «Все соблазняются обо мне, почитая меня добрым. Ты один увидел истину, познав меня как человека злого и грешного. Ибо кто я такой, грешный и непотребный?» И эти слова совершенно исцелили инока от прежней злобы.
Сохранились послания преподобного Кирилла к князьям, сыновьям Дмитрия Донского. (Все они писались старцем в ответ на просьбы и послания самих князей.) Знаменательны слова, с которыми обращался Кирилл к великому князю Василию Дмитриевичу, правившему тогда Русской землей: «Если кто из бояр согрешит, то тем самым не всем людям пакость творит, но токмо себе единому; если же сам князь - то всем людям, которые под его властью, причиняет вред». Потому белозерский игумен и считал необходимым обращаться с поучениями и наставлениями к сильным мира сего. Того же Василия I он предостерегает от вражды к сродникам его, суздальским князьям - «дабы не погибли те в заблуждении в татарских странах».
Князя Андрея Дмитриевича Можайского, в владениях которого находилась Белозерская обитель, преподобный старец благодарит за милостыню, за щедрые и постоянные пожертвования, и также поучает: князь должен следить за тем, чтобы в вотчине его судьи судили праведно, чтобы не было «поклепов» и анонимных доносов, корчевничества (ибо «крестьяне ся пропивают, а души гибнут») и ростовщичества, разбоя и сквернословия. «А милостыньку бы по силе давали: понеже, господине, поститься не можете, а молиться ленитесь; вот милостыня, господине, ваш недостаток и восполнит».
С исключительным почтением относился к преподобному Кириллу и князь Юрий Дмитриевич Звенигородский. Как явствует из послания Кирилла, князь просил святого молиться за здоровье его заболевшей жены и намеревался сам посетить обитель. Кирилл, однако, воспретил князю навещать его: «Ибо твоей вотчины в сей стране нет, и как только ты, господине, поедешь сюда, то станут все говорить: Кирилла ради поехал»; в этом случае опасающийся «похвалы человеческой» игумен грозил покинуть монастырь.
До нашего времени дошли также двенадцать книг из личной келейной библиотеки преподобного Кирилла - первая известная нам русская частная библиотека. В одной из этих книг находится древнейшая на славянском языке подборка выписок по естествознанию, а также диетические рекомендации на разные времена года и руководство по практической медицине.
Преподобный Кирилл дожил до глубокой старости. Шестидесяти лет от роду пришел он на берег Сиверского озера и в течение тридцати лет пребывал здесь. Еще при жизни он прославился многими чудесами: как-то молитвой и крестом остановил пламя, грозившее уничтожить обитель; полутора хлебами и небольшим количеством рыбы накормил бояр и слуг в течение более чем двадцатидневного пути; предсказал рождение двух сыновей и дочери у бездетного до того князя Михаила Белевского; усмирил разбушевавшееся Белое озеро и тем спас от верной смерти рыбаков; многократно даровал исцеление с верой приходящим к нему. Почувствовав приближение смерти, великий старец собрал братию, заповедал им не разрушать принятый им общежительный устав и назначил своего преемника - игумена Иннокентия. До наших дней сохранилось завещание преподобного Кирилла. Скончался преподобный 9 июня 1427 года.
Еще при жизни святого монастырь приобрел значительные земельные владения. Часть из них была пожалована князем Андреем Дмитриевичем, часть куплена на собственные средства монастыря. Впоследствии Кирилло-Белозерский монастырь сделался богатейшим вотчинником Северной Руси и соперничал в этом отношении с Троице-Сергиевой лаврой. Возле самого монастыря возник посад, так что вскоре на месте убогой кельи пустынника ибезмолвника вырос целый город, получивший имя преподобного, - Кириллов.

Церковь празднует память преподобного Кирилла Белозерского (Белоезерского) 9 (22) июня.

В миру, до принятия монашеского пострига, его звали Козьмой. В тридцать лет он отказался от достаточно обеспеченной жизни в боярском доме, раздал все свое имущество бедным, и, как пишет летопись, «остался наг».

Однако все это случилось позже, уже после кончины Кирилла, прозванного Белозерским. А при жизни к его келье тянулись люди, желавшие стать учениками преподобного. Возникла небольшая монашеская община. Словно по указанию свыше в 1397 году к ней пришли плотники и во славу Божию срубили деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Потом на ее месте будет построен каменный Успенский собор.

Своей общиной на Белозерье преподобный Кирилл Белозерский управлял до самой смерти. Из уст в уста передавали рассказы о творимых им чудесах — как остановил молитвой разгулявшуюся на озере бурю, как дивным образом не оскудевали монастырские запасы в голодные годы, когда братия помогала зерном голодающим крестьянам. Откуда брались припасы? Кирилло-Белозерский монастырь славился своим нестяжательством — его основатель запрещал монахам принимать дары не только от бояр и князей, но и от любых мирян. Монастырь жил своими праведными трудами.

К лику святых Кирилл Белозерский был причислен в 1547 году. Иконописцы сохранили для нас облик подвижника — сухонький, невысокий, слегка согбенный старец с высоким лбом мыслителя.

После кончины преподобного Кирилла монастырь продолжал развиваться и прирастать каменными храмами. Порой на их строительство жертвовали русские самодержцы. За свою историю Кирилло-Белозерский монастырь был и местом ссылки опальных бояр, и местом покаяния.

Под конец жизни царь Иван Грозный прислал в Кирилло-Белозерский монастырь поминальный список:

«избиенных, истопленных и сожженных с женами, чадами и домочадцами, убитых ручным сечением, огненным стрелянием и пытками».

Говорят, что в этом страшном списке было перечислено более 3200 людей, в чьей смерти был повинен царь-кровопийца. Стремясь перед смертью замолить грехи, он прислал на помин их душ более десяти тысяч рублей — огромные деньги по тем временам.

Преподобный Кирилл Белозерский при жизни был , а после смерти причислен к лику .

Самое видное место в ряду русских подвижников XIV – начала XV века.

Кирилл Белозерский назывался в миру Козьма, был родственник известной московской боярской семьи Вельяминовых и в юности жил некоторое время у окольничего, Тимофея Васильевича Вельяминова. Он ушел в Симоновскую обитель, здесь постригся и стал отличаться своим смирением и послушничеством; сначала трудился в монастырской хлебопекарне, потом в поварне. Преподобный Сергий Радонежский, посещавший своего племянника, Симоновского архимандрита Феодора, любил беседовать с Кириллом, в котором провидел будущего славного подвижника. Когда Феодор был поставлен епископом в Ростов, на его место братия выбрала Кирилла архимандритом (1390). Но близость столицы, посещения князей и вельмож были не по душе Кириллу, искавшему уединения и безмолвия. Он покинул Симоново, и вместе со своим другом Ферапонтом удалился в Белозерскую область. Они отыскали одно пустынное место на берегу Сиверского озера, и выкопали себе землянку. Вскоре Ферапонт ушел на другое место, лежавшее верст за пятнадцать, между озерами, где основал свой монастырь.

Меж тем, некоторые иноки Симонова монастыря, узнав, куда удалился Кирилл, пришли к нему; стали приходить и многие из окрестной страны с просьбою о пострижении. Тогда Кирилл построил храм в честь Успения Богоматери и положил начало новой обители. Он дал своим инокам весьма строгий общежительный устав, и сам служил постоянным примером его точного исполнения. Житие Кирилла Белозерского говорит, что во время продолжительных богослужений, он никогда не только не садился, но и к стене церковной не прислонялся, и ноги его были «подобно столпам». За общею монастырскою трапезою наблюдалось совершенное молчание, и слышался голос только одного чтеца. После умеренной трапезы братия также молча расходилась по келиям, избегая всяких бесед; посещать друг друга дозволялось только в крайней нужде. В келье у себя никто из иноков Белозерского монастыря не мог держать ни особых вещей, ни припасов; даже пить воду ходили в трапезу. Кирилл к тому времени был человек образованный; он много занимался чтением книг и списыванием их, сочинял монастырские правила, писал наставительные послания.

Кирилл Белозерский. Иконописец Дионисий Глушицкий, XV век

Слава о подвигах Кирилла Белозерского была так велика, что князья и бояре обращались к нему за советами и просили его молитв, наделяя его обитель дарами и вкладами. Преподобный благодарил за приношения; но при этом твердым и даже строгим тоном самих князей наставлял в правилах добродетели. Так в одном своем послании к великому князю Василию Дмитриевичу он поучает его смирению и справедливости. «Как на кораблях, – пишет Кирилл; – если ошибется наемный гребец, от того небольшой вред плавателям; если сам кормчий ошибется, то целому кораблю грозит гибелью. Так и с князьями: когда кто из бояр согрешает, то не всем людям творит напасть, а только себе; если же сам князь грешит, то причиняет вред всем ему подвластным». При сем преподобный увещевает великого князя помириться с князьями суздальскими и оказать им справедливость, чтобы прекратить кровопролитие. В другом послании, обращенном к брату великого князя Андрею Дмитриевичу Можайскому, в уделе которого находился и сам Кириллов Белозерский монастырь, преподобный распространяется особенно о праведном суде. «Ты властелин в своей отчине и поставлен от Бога унимать людей от лихого обычая. Суд бы, господине, творили праведно как пред Богом; поклепов и подметов бы не было; судьи бы посулов не имали, и были бы довольны своими уроками». «Чтобы корчмы в твоей отчине не было: от нее великая пагуба душам; христиане пропиваются, а души их гибнут. Также, господине, и мытов бы у тебя не было; понеже то куны неправедные; а где перевоз, там пусть взимают за труд. Также разбоя и татьбы в твоей бы отчине не было; а не уймутся от своего злого дела, и ты вели их наказывать». В третьем послании, к другому брату великого князя, Юрию Дмитриевичу Звенигородскому, Кирилл Белозерский утешает князя по случаю болезни его супруги и обещает молиться за нее. «А что господине, князь Юрий, писал мне грешному, что издавна жаждешь видеться со мною, то ради Бога не делай сего и не приезжай к нам». Преподобный боится в таком случае искушения и лишней молвы в людях; он грозит уйти из монастыря, если князь вздумает приехать.

Кирилл Белозерский управлял своим монастырем в течение тридцати лет, и скончался, достигнув девяностолетнего возраста (в 1427 г.).

22 июня (9 июня ст. ст.) Церковь отмечает день преставления преподобного отца нашего Кирилла, игумена Белозерскаго, чудотворца, основавшего в 1397 году в вологодской земле Белозерский монастырь, который впоследствии стал крупнейшим духовным центром Руси. Преподобный Кирилл Белозерский считается одним из основных столпов древнерусского иночества. Благодаря его подвижническим трудам христианское просвещение и православные монастыри распространились по всему северу Руси. Подвиги преподобного Кирилла являют собой важный пример подлинного ревнительства, когда человек, всячески избегая славы человеческой, совершает дела во имя Господа и Церкви Христовой.

Житие преподобного Кирилла Белозерского

Преподобный Кирилл Белозерский родился в 1337 году в благочестивой семье. При крещении его нарекли Козмой. Отрок часто проводил время за молитвой и чтением богодухновенных книг. Перед смертью родители поручили заботу о сыне боярину Тимофею Васильевичу Вельяминову. Вельяминов являлся влиятельным боярином в Москве, окольничим при дворе великого князя Димитрия Донского. Когда Козма достиг совершеннолетия, Вельяминов назначил его казначеем своего имения. Но Козму тяготила светская жизнь, и он искал молитвенного уединения. Тимофей не разделял желания юноши оставить у него службу и принять иночество. Однако боярина посетил игумен Стефан Махрищский (ум. 1406 г.) и просил отпустить Козму. Сперва Вельяминов гневался и не хотел уступать, но вскоре раскаялся и принял решение Козмы стать монахом.

Козма отправился в Успенский Симонов монастырь, где принял иноческий постриг с именем Кирилл. Чин пострижения в иноки совершил архимандрит Феодор (ок. 1340-1394 гг.), будущий архиепископ Ростовский.


Иноческие труды Кирилл совершал под наставничеством монаха Михаила (ум. 1402 г.), который впоследствии стал Смоленским епископом. Кирилл подражал во всех делах своему учителю. Как-то раз он стал просить Михаила, чтобы тот разрешил ему принимать пищу через два-три дня, но старец не одобрил это, а разрешил вкушать пищу, как и вся братия, ежедневно, но не до полной сытости. Ночью старец Михаил молился Псалтырь, а Кириллу велел творить поклоны, и часто это продолжалось до тех пор, пока не начинали бить в било. В храм же Кирилл старался прийти раньше всех. Инок Кирилл работал в монастырской хлебопекарне: носил воду, колол дрова и раздавал хлеб. Он уклонялся от любой человеческой славы и даже пытался принять на себя подвиг юродства. Однако игумен наказал его за нарушение общепринятого в монастыре поведения, назначив ему сорок или более дней вкушать только хлеб и воду. Но это только обрадовало инока Кирилла, и по выполнении епитимии он снова принимался юродствовать, чтобы принять от старца еще большую епитимию.

Впоследствии по воле игумена Кирилл принял священнический сан. Кроме богослужений, он выполнял самую тяжелую работу в монастыре. В 1390 году Кирилл становится архимандритом Симонова монастыря, поскольку Феодора избирают архиепископом Ростовским. Архимандрит Кирилл трудился на благо монастыря, который процветал благодаря его усердию. Он никогда не возносился, несмотря на свой высокий сан. Являлся образцом смирения, помогал всем нуждающимся.

Спустя некоторое время архимандрит Кирилл принял решение сложить сан и затвориться в келье, приняв на себя подвиг безмолвия. Ввиду того, что обитель не могла оставаться без архимандрита, им избирают Сергия Азакова (ум. до 1433 г.), впоследствии ставшего рязанским епископом. Как не избегал человеческой славы Кирилл, но Бог только больше прославлял Своего угодника. Так, к нему шли за помощью, утешением и духовной пользой люди со всех русских земель. Видя это, новый архимандрит Сергий, чувствуя, что им самим пренебрегают, затаил гнев на Кирилла. Когда же Кирилл узнал о Сергиевой зависти, он не оскорбился и не рассердился, ничего не сказал ему на это, а лишь продолжал пребывать в уединении и безмолвии.

Белозерская обитель

Как сообщает Житие преподобного Кирилла, однажды ночью во время молитвы он услышал голос Богородицы:

Кирилле, изыде отсюду и иди на Белоезеро, тамо бо уготовах ти место, в немже можеши спастися .

И тут в его келье возник яркий свет. В указанное Божией Матерью место священноинок Кирилл отправился вместе с иноком Ферапонтом. На берегу Сиверского озера Кирилл выкопал пещеру, где пребывал в молитвенных подвигах. Шел 1397 год. Таким образом, было положено начало монастырю в честь Успения Пресвятыя Богородицы, который позднее стал именоваться Кирилло-Белозерским. Спутник священноинока Кирилла, монах Ферапонт, неподалеку основал Богородице-Рождественскую обитель, известную сейчас как Ферапонтова.


Некоторое время священноинок Кирилл претерпевал различные искушения. Однажды он чуть не погиб, когда на него во время сна стало падать дерево. Он услышал во сне голос, который призывал его проснуться, и таким образом он спасся от гибели. Как-то раз, когда он вырубил лес и очистил место, он собрал воедино хворост и зажег его, что спровоцировало пожар, но опять же священноиноку удалось спастись. Уединенная жизнь Кирилла недолго оставалась таковой. Совсем скоро к нему пришли иноки Зеведей и Дионисий из Симонова монастыря. Постепенно стали приходить те, кто желал стать монахом. Но тут возникли новые беды. Местный боярин Феодор полагал, что священноинок Кирилл принес с собой из Симонова монастыря большую казну, и он подослал к нему грабителей, но когда они приблизились к обители, то увидели множество людей: кто-то из них стрелял из лука, кто-то делал что-то другое. Они решили подождать, когда все уйдут. Долго ждали, но так и не дождались и ушли прочь. И это повторялось не раз. Но когда боярин узнал, что последние две недели в монастырь никто не приезжал, он понял, что Кирилла Богородица уберегает от всех зол. Тогда Феодор раскаялся, пришел к Кириллу и рассказал ему о своих злодеяниях. Человек по имени Андрей возненавидел Кирилла, потому что тот поселился на этой земле, поблизости от его владений. Он неоднократно пытался поджечь келью Кирилла, но ему не удавалось этого сделать. Тогда он раскаялся в своих недобрых стремлениях и спустя время уже сам принял постриг от рук преподобного.

Когда постепенно увеличилось число иноков, Кирилл написал устав общежительного монастыря весьма высокой строгости. Так, например, в храме никто не мог разговаривать, никто не должен был выходить из церкви до окончания службы, к святому Евангелию подходили по старшинству. Во время трапезы у каждого было свое место, и пищу вкушали без каких-либо бесед. Кирилл сам заботился о трапезе для братии, а иногда даже принимал участие в приготовлении. Однако мед и вино, и другие хмельные напитки были не позволены в монастыре. После трапезы каждый молча шел в свою келью. Если кто из иноков получал письма или подарки, он должен был прежде показать их игумену Кириллу. Также без благословения Кирилла не писали никаких писем. Деньги хранились в монастырской казне, никто не имел никакой собственности. Инокам не разрешалось даже иметь свою воду в кельях. Кельи не запирались, кроме икон и книг в них ничего не хранили. Как-то раз проживавший неподалеку боярин Роман решил отдать в дар обители село и прислал дарственную грамоту. Кирилл же посчитал, что с появлением в собственности монастыря сел у братии возникнут заботы о земле, появятся жители, будет нарушено иноческое безмолвие, и отказался от дара. Стоит отметить, что в отношениях с мирской властью Кирилл был независим, но в то же время кроток и миролюбив.


Кирилло-Белозерский монастырь являлся одним из главных книжных центров Руси. При земной жизни Кирилл уделял немало времени духовному просвещению, к чему и наставлял других. Согласно описи 1653 года в Белозерской обители числилось более 2000 книг. Библиотека Кирилла частично сохранилась до наших дней. Среди книг 2 Евангелия, 3 канонника, «Лествица» Иоанна Синайского со святым Аввой Дорофеем, святцы и другое. Кроме того, сохранились послания Кирилла Белозерского сыновьям Дмитрия Донского: великому князю Василию, Андрею Дмитриевичу Можайскому и Георгию Звенигородскому, которые являются образцом миролюбия, доброты и мудрости.

Чудеса преподобного Кирилла Белозерского

Однажды не хватило вина для Божественной литургии, и об этом сообщили игумену Кириллу. Кирилл велел принести ему пустой сосуд, который оказался полным вина. Во время голода Кирилл раздавал хлеб всем, кто нуждался, и он не заканчивался, несмотря на то, что обычно его запасов хватало только инокам. Известен случай, когда Кирилл укротил бурю, угрожающую рыбакам. Вот как этот случай описан в Житии:

Ниже се да умолчано будеть, бывшее блаженым отцемъ Кирилломъ. Некогда пославшу святому на езеро рыбы ловити, и темъ ловцемъ отплувшем, посреди езера бывшим, бысть буря велиа въ езере, и волны паче превъсхождаху и възвышахуся, и смертию претяще. Темьже, злостражуще от волнъ, не можаху къ брегу приити, и уже живота отчаявшимся, смерть предочима имуще. Некый же человекъ, Флоръ именемъ, стоя тогда на брегу езера, зря беду и погыбелъ ловцемъ, скоро притече къ святому и сказуеть ему беду, яко: «Ловци, - рече, - въ езере утопают!» Святый же слыша, скоро въста и, крестъ в руце вземъ, течаше и на брезе езера бывъ. И знамение крестное сътвори крестом, егоже ношааше, и абие в той час преста езеро от волнениа своего и в тишину велию преложися. И ловци от истоплениа избывше и на сухо приставше, глаголаху къ святому, яко: «В велице беде быхом, аще не бы ты предварилъ молитвою своею къ Богу ». И того дни ловци тии яшя множество рыбъ паче прьвых дний.

Также он сказал братии, что никто из них не умрет до его кончины, несмотря на мор, но после его смерти в мир иной уйдут многие монахи.

Последнюю Литургию в своей жизни Кирилл совершил в Троицын день. 9 (с.ст.) июня 1427 года, в день памяти святителя Кирилла (376-444 гг.), архиепископа Александрийского, священноинок Кирилл преставился. В первый год после его смерти один за другим умерли более 30 иноков.

Судьба Кирилловой обители после кончины ее основателя

После преставления игумена Кирилла устав основанной им обители претерпел некоторые изменения, в частности, это касается монастырской пищи. Согласно келарскому Обиходнику 1655 г. старца Матфея Никифорова и Описи монастыря 1601 г., одним из главных разделов келарского Обиходника является книга Праздничная, то есть устав братской трапезы в праздничные дни. В ней подробно расписано меню на каждый скоромный и постный день. Например, согласно Обиходнику, были четыре сорта праздничных квасов: медвяной; ячменный, смешанный пополам с медвяным; ячменный и ячменный, смешанный с овсяным или ржаным. Примечательно, что медвяной квас подавался на три праздника: Пасху, Успение и память чудотворца Кирилла. На двунадесятые праздники участников богослужения в качестве награды за труды посылали пить квас.

Можно сказать, что квасу уделялось особое внимание в Кирилловой обители. Даже в Великую субботу, как только заходило солнце, братии давали квас и булочку, «посиления ради телеснаго». Однако, как сказано было ранее, преподобный Кирилл в своей обители запретил употреблять медовые напитки. В праздничные дни вместо ржаного хлеба подавался белый. Стоит сказать о меню в Великий пост. В пять суббот поста употреблялась заупокойная пища с рыбой: 1 и 2 субботы - по царю Ивану IV, 3 и 5 - по царевичу Ивану Ивановичу, 4 - по игумену Христофору (был учеником преп. Кирилла). Также в первое воскресенье Великого поста была заздравная трапеза с рыбой - за царя.

Послабление в братской трапезе с практикой заупокойных и заздравных трапез, а также с постановлением Стоглавого Собора:

Да в великих же и честных монастырех стригутся князи и бояре и приказные люди великие и немощи или при старости, и дают вкупы великие и села вотчинные по своих душах и по своих родителех в вечной поминок, и тем за немощь и за старость законов не полагати о трапезном хождении и о келейном ядении; покоити их по разсуждению ествою и питием, про таких держати квасы сладкие, и черствые, и выкислые - кто какова потребует, и ества тако же, или у них лучится свой покой, или от родителей присылка и о том их не истязати же.

В 1497 году был возведена первая каменная постройка Кирилло-Белозерской обители - собор Успения Пресвятыя Богородицы.


В 1519 году была построена трапезная церковь Введения во храм Богородицы.


В середине XVII в. в монастыре было 19 престолов. По описи на 1621 год в обители было 186 монахов. Обитель росла, богатела и постепенно стала крупнейшим церковным землевладельцем. За монастырем числилось более шестисот деревень, что, кстати, также противоречило первоначальным заветам преподобного Кирилла, который отказывался от принятия в дар земельных владений.


Как и другие обители русского севера, Кириллова являлась местом заточения церковных и светских деятелей разных периодов. Здесь находились в заключении Вассиан Патрикеев, бояре М. И. Воротынский, И. П. Шуйский, И. Ф. И. Мстиславский, Б. И. Морозов, князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын).

После своего извержения из сана в 1667 году в Кириллов монастырь был заключен бывший патриарх Никон. Однако жизнь Никона в монастыре нельзя назвать стесненной, он имел полную свободу в передвижении по территории обители и в пределах земель принадлежащих монастырю, царь регулярно присылал ему самые разные дары: шубы, вино, дорогостоящие продукты питания. Какого-то серьезного надсмотра над изверженным патриархом не было. У него нередко бывали гости, а в окрестностях монастыря Никон воздвиг несколько крестов, посвященных самому себе и своим «подвигам». Ныне в музее монастыря хранится трон, который был сделан по заказу Никона. На его ручке имеется надпись, вырезанная самим мятежным патриархом: «Сей трон Никона пострадавшего за святую Церковь».

В 1600 году вокруг монастырских сооружений была построена первая крепостная каменная стена с 8 башнями. На территории обители находилось 9 каменных храмов. Кельи и хозяйственные постройки были деревянными. Смутное время Кириллов монастырь пережил относительно благополучно. В 1654-1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, сохранившиеся до наших дней. В Петровское время экономическое значение монастыря стало падать. В 1764 указом Екатерины II Кириллова обитель была лишена крестьян и угодий. В 1776 году из монастырской слободы был образован город Кириллов. С приходом к власти большевиков игумен обители был расстрелян, а сам монастырь был упразднен. Наиболее ценные иконы были вывезены из монастыря в музеи Москвы и Ленинграда. Была вывезена и уникальная монастырская библиотека. Среди вывезенных книжных трудов - наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.


В 1924 году в разоренном монастыре был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Это событие в какой-то мере позволило избежать сноса монастырских сооружений, который в то время в стране проходил повсеместно. В музее была развернута реставрационная деятельность, были привезены памятники деревянного зодчества из окрестных деревень. С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ. В 1997 году часть территории монастыря была передана Вологодскому епархиальному управлению. В 1998 году зарегистрирован Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллов Вологодской области РПЦ МП. Сейчас музей и монастырь РПЦ делят территории обители между собой на две части. В церкви преподобного Кирилла под спудом находятся мощи преподобного Кирилла Белозерского.

Почитание преподобного Кирилла Белозерского. Тропарь и кондак

Общерусское почитание основателя Белозерского монастыря началось не позднее 1447-1448 годов. Житие преподобного Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия (?-1475 г.) и великого князя Василия Васильевича (1415-1462 гг.) священноиноком Пахомием Логофетом (?-ум. не ранее 1484 г.). Автор Жития в 1462 году побывал в Кирилловой обители, где застал многих учеников преподобного Кирилла, игумен обители Касиан рассказал ему о чудесах преподобного Кирилла. Ученик Кирилла Мартиниан (ок. 1400-1483 гг.) подробно рассказал о жизни преподобного. В 1547 году Кирилл Белозерский был причислен к лику святых.


Тропарь, глас 1.

Яко крин в пустыни давыдски процвел еси отче Кириле, злострастия терние искореняя, и собрал еси в ней ученик множество, страхом Божиим и учением ти наставляемых: их же и до конца яко чадолюбивый отец не остави посещая. да вси вопием ти, слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеление.

Кондак, глас 8.

Яко преобидев тленная, и долу влекущая мудрования отче, к Вышнему течению радостно устремился еси, и тамо со святыми Пресвятей Троице предстоя, моли от враг сохранитися стаду твоему: яко да святое твое успение празднующе вопием, радуйся преблаженне Кириле отче наш.

Библиотека Русской веры

Преподобный Кирилл Белозерский. Иконы

Дионисий Глушицкий (1363-1437 гг.) написал прижизненную икону преподобного Кирилла Белозерского, которая находится в ГТГ в Москве.


Надпись на киоте, в котором находилась икона:

Образ чудотворца Кирилла списан преподобным Дионисием Глушицким, еще живу сущу чудотворцу Кириллу, в лето 6932. Сделан сий кивот в дом пречистыя и чудотворца Кирилла в лето 7122 по благословению игумена Матфея в славу Богу, аминь.


Преподобный Кирил Белозерский. Русь. Середина XVI века. С 1920-х в ГВСИАХМЗе. Суздаль

Храмы во имя преподобного Кирилла Белозерского

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящена церковь в Рощенье (г. Вологда). Постройка храма относится, скорее всего, к XVII веку. Известно, что в XVIII веке осуществлялась перестройка храма: к нему была пристроена трапезная с двумя маленькими главками и большой двухэтажный корпус, заслонивший низ колокольни. Эти позднейшие пристройки сильно изменили первоначальный внешний вид церкви. В феврале 1928 года церковь была закрыта. В 1929 году в ее здании помещались переплетная, кулечная и игрушечная мастерские. В настоящее время в церкви преподобного Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.


Кирилло-Белозерская церковь в Вологде

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящен придел церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (г. Москва). Храм построен в 1509 г. на месте деревянного, который был первоначально возведен в 1370 г. преподобным Сергием Радонежским и его племянником Феодором, епископом Ростовским, как храм небольшого мужского монастыря. В 1380 г. иноком этого монастыря был преподобный Кирилл Белозерский. На предполагаемом месте его келий до 1917 г. существовал памятный камень. В 1927 г. церковь была закрыта. В 1930-х гг. обезглавлена. В 1989 г. возвращена РПЦ.


Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Москве

Во имя преподобного Кирилла Белозерского освящен придел Воскресенской церкви в д. Городня Ступинского района Московской области. В начале XVI века в селе Городня на средства Шереметевых была построена каменная шатровая церковь Воскресения Христова. В документах она впервые упоминается в 1578 г. В начале XVI века к храму пристроили одноэтажную галерею, которая во второй половине XVII века была надстроена вторым ярусом. В 1896 г. была построена небольшая колокольня. В 1936 г. храм был закрыт и разорен. В 1990-х гг. передан общине РПЦ.


Воскресенская церковь в д. Городня Ступинского района Московской области

ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО КИРИЛЛА, ИГУМЕНА

БЕЛОЗЕРСКОГО

Преподобный Кирилл, в миру Косма, сын благородных и богатых москвичей, в детствеполучил приличное воспита-ние. Оставшись вюных летах сиротой, он, по поручению родителей, жил у родственника своего, боярина Тимофея Ва-сильевича Вельяминова, окольничего при дворе у князя Димитрия Донского. За тихий нрав и добрую жизнь боярин любил Косму и поручил ему присмотр за хозяйством и за слугами своего дома. Юноше открывалось блистательное поп-рище светской службы, но он стремился к подвижниче-ству. Он не открывал расположения своего благодетельному родственнику, потому что уверен был в несогласии Тимофея с его желаниями, и тайно молился Господу. И вот пришел в дом боярина преподобный Стефан Махрищский (+1406; память 14/27 июля), прибывший в Москву по делам обители. Косма открыл ему душу свою. И препо-добный Стефан, про-видя в юноше будущего подвижника, склонил боярина до того, что тот согласился с желанием его сердца служить единому Господу.

Косма раздал все свое имущество нищим, после чего игумен Стефан привел его в обитель Симоновскую, только что основанную на новом месте архимандритом Феодором (+1395; память 28 ноября/11 декабря), племянником преподобного Сергия. Св. Феодор с радостью принял Косму, облек его в иноческий образ с име-нем Кирилл и поручил его подвижнику Михаилу, впоследствии епископу Смоленскому. Под руководством старца юный инок со всей ревностью вступил в подвиг иночества. Ночью старец читал Псалтирь, а Кирилл, по его приказанию, клал поклоны, а по первому удару колокола шел к утрени и прежде всех яв-лялся в церковь. Он старался при непрестанном послушании во всем под-ражать старцу и просил его позволить вкушать пищу только через два или три дня, но опытный наставник велел ему разделять трапезу вместе с братией, хотя и не до сытости. Кирилл послушался старца, но так мало вкушал, что едва ходил. Архимандрит назначил ему послушание в хлебне, и он сам носил воду, рубил дрова и, разнося теплые хлебы братии, принимал вместо них теплые себе молитвы. По временам преподобный Сергий приходил в обитель Симоновскую для посещения племянника своего Феодора, но прежде всех искал он Кирилла в хлебне и долгое время беседовал с ним о пользе душевной. Изум-лялись все братия: каким образом великий Сергий, оставив настоятеля и всех иноков, занимался одним лишь Кириллом, но не завидовали юноше, зная его добродетель. Из хлебни перешел он, по воле настоятеля, в поварню, топил печи и, смотря на пылающий огонь, говорил сам себе: «Смотри, Кирилл, не попасть бы тебе в вечный огонь». Эти смиренные труды Кирилла продолжа-лись девять лет; и стяжал он такое умиление, что не мог без слез вкушать и хлеба. Общее уважение от братии смущало его и он стал юродствовать, чтобы избе-жать почета. В наказание за нарушение благочиния настоятель назначил ему в пищу только хлеб и воду дней на сорок; Кирилл с радостью выполнил это назначе-ние. Как, однако, не таил свою духовность прп. Кирилл, опытные стар-цы понимали его и против его воли заставили принять сан иеромонаха.
И тут началась новая для него служба: строго исполняя чреды священнослуже-ния, не оставлял он и прежних монастырских работ в хлебне и поварне.

Вскоре архимандрит Феодор был избран епископом в Ростове, а на его место в Симонов возвели преподобного Кирилла, не внимая его слезам и отрица-нию. Это было в 1390 году. Но прп. Кирилл, теперь уже архимандрит, не изменил образа жизни и в свободное время выходил на работу вместе с послушниками. Богатые и знатные люди стали посещать преподобного, чтобы слушать его настав-ления. Это смущало смиренный дух святого, и он, как ни упрашивали братия, не остался настоятелем, а затворился в своей прежней келлии. Но и здесь частые посетители беспокоили преподобного, и он перешел на старое Симоново. Душа преподобного Кирилла устремилась к безмолвию, и он молил Матерь Божию указать ему место, полезное для спасения. Однажды ночью, читая, как всегда, акафист пред иконой Божией Матери Одигитрия, он услышал голос: «Иди на Белоозеро, там тебе место». Вместе с тем заблистал свет, и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озарен-ное место. Услышав от друга своего Ферапонта (память 27 мая/9 июня), какова страна Белозерская, он с той же иконой Богоматери отправился на Белоозеро в сопро-вождении друга.

В Белозерской стороне, тогда глухой и малолюдной, долго ходили странники и взошли на гору Мяуру. Это самая высокая гора в окрестности Белозерской. Подошву ее омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, воды соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России. С одной стороны Шексна разливается извилинами по лугам необозримым, с другой — несколько синих озер разбросано среди густых лесов. Здесь прп. Кирилл увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарной душой пред Пречистой. Сойдя с горы на площадь, окруженную лесом, поставил он крест, а вблизи его пустынники выкопали землянку. Препо-доб-ный Ферапонт вскоре удалился в другое место, и преподобный Кирилл не один год в одиночестве подвизался в подземной келлии. Однажды святой Кирилл, томимый странным сном, лег уснуть под сосной, но едва он закрыл глаза, как услышал голос: «Беги, Кирилл!» Только успел преподобный Кирилл отскочить, как сосна рухнула. Из этой сосны подвижник сделал крест. Прп. Кирилл молился потом, чтобы Господь отнял от него тяжкий сон, и с того времени мог он по несколько суток оставаться без сна. В другой раз преподобный Ки-рилл чуть не погиб от пламени и дыма, когда расчищал лес, но Бог хранил Своего угодника. Один крестьянин пытался поджечь келлию преподобного.
Не раз он подходил к келлии, чтобы выполнить свой умысел; он подложил огонь, но огонь погас. Тогда со слезами раскаяния исповедал он грех свой прп. Кириллу и по его просьбе пострижен был в монашество.

Вскоре из Симоновой обители к преподобному пришли любимые им иноки Зеведей и Дионисий, а затем Нафанаил, впоследствии келарь обители. Многие стали приходить к преподобному и просить удостоить их иночества. Святой старец понял, что время его безмолвия кончилось.

В 1397 г. он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда в окрестности распространилась молва, что пришедший из Москвы ар-хи-мандрит Кирилл устраивает в пустыне монастырь, то боярину Феодору пришло на мысль, что верно архимандрит принес с собой много денег, и он послал слуг своих ограбить Кирилла. Но две ночи сряду подходили те к обители и видели вокруг обители ратных людей. Феодор подумал, что верно пришел кто-нибудь из московских вельмож к Кириллу и послал узнать, кто такой пришел. Ему отвечали, что более недели, как никого из посторонних не было в обители. Тогда Феодор пришел в чувство и, посетив обитель, со слезами ис-поведал Кириллу грех свой. Преподоб-ный сказал ему: «Будь уверен, сын мой Феодор, что ничего нет у меня, кроме одежды, которую видишь на мне, и нес-кольких книг». Боярин с того времени стал благоговейно уважать Кирилла и каждый раз, как только приходил у нему, прино-сил рыбу или что-нибудь дру-гое. После того пришел к нему молчальник Игнатий, муж высокой добро-детели; в течение 30 лет жизни в обители Кирилловой он был после Кирилла первым примером подвижничества. Он никогда не ложился для сна и засыпал стоя, прислонясь к стене; нищета и нестяжательность его достигли высшей степени.

Когда в обители Кирилловой умножилось число братий, преподобный дал для нее устав общежития и освящал его примером своей жизни. В церкви никто не смел беседо-вать и никто не должен был выходить из нее прежде окон-чания службы; к святому Евангелию подходили по старшинству. За трапезу садились также каждый на своем месте и в трапезе была тишина; в пищу пред-лагались только три кушанья. Весьма строго заповедал преподобный, чтобы ни при нем, ни после него хмельных напит-ков не только не пили, но и не дер-жали в обители. Из трапезы каждый молча шел в свою келлию, не заходя к другому. Никто не смел получать ни писем, ни подарков, помимо преподобного — к нему приносили нераспечатанные письма; без его благословения и не писали писем. Деньги хранились в монастырской казне, и ни у кого не было никакой собственности, даже пить воду ходили в трапезу. В келлии же ничего не дер-жали, кроме икон и книг, и она никогда не запиралась. Иноки старались один перед другим являться как можно раньше к службе Божией и на монастыр-ские работы, подвизаясь не для людей, а для Господа. Когда случался недостаток в хлебе и братия понуждали настоятеля послать за хлебом к христолюбцам, препо-добный отвечал: «Бог и Пречистая Богоматерь не забудут нас, иначе зачем и жить нам на земле?» И не дозволял докучать мирянам просьбами о подаянии. У него был ученик, по имени Антоний, опытный в делах духовных и житейских; его посылал он однажды в год закупить все нужное для монастыря, в прочее же время никто не выходил из обители, а если присылалась какая-либо милостыня, с любовью ее принимали как дар Божий.

В последние годы преподобного боярин Роман, каждый год присылавший по 50 мер ржи, вздумал обеспечить обитель селом и прислал на него дарст-венную грамоту. Но преподобный, получив грамоту, рассудил так: если станем иметь села, из того выйдут заботы для братии о земном; явятся поселенцы и ряд-ники, безмолвие ино-ческое нарушится. Потому благотворителю послан был такой ответ: «Тебе угодно, человек Божий, дать село в дом Богоматери на пропи-тание братии. Но вместо 50 мер ржи, которые ты давал каждый год, отпус-кай нам 100, если можешь, мы будем довольны тем, а селами владей сам, ибо для братии они не полезны».

Преподобный до того был проникнут любовью к Господу, что при служении литургии и во время чтений церковных не мог удерживаться от благоговейных слез; особенно же лились они у него во время келейного правила.

Кроткий, смиренный, проводя всю жизнь «в слезах и воздыханиях, бдениях же и молитвах» «и в воздержании прилежном», преподобный еще при жизни прос-лавился даром прозорливости и чудес. Некто Феодор поступил в число братии, но спустя несколько времени враг человеческий внушил ему такую нена-висть к святому Кириллу, что тот не только не мог видеть его, но даже слы-шать его голоса. Смущаемый помыслами, пришел он к строгому старцу Иг-натию молчальнику исповедать ему тяжкое состояние своего духа: что по нена-висти к прп. Кириллу хочет оставить обитель. Игнатий несколько его утешил и укрепил молитвой, убедив остаться на испытание еще один год; но год миновал, а ненависть не угасла. Феодор решился открыть свой тайный помысл самому Кириллу, но, взошедши в его келлию, усты-дился его седины и ничего не мог выговорить. Когда уже хотел он выйти из келлии, прозорливый старец сам начал говорить о ненависти, какую питал к нему Феодор. Терзаемый совестью инок припал к его ногам и молил простить ему согрешение, но святой с кротостью отвечал: «Не скорби, брат мой, все обо мне соблазнились; ты один познал истину и все мое недостоинство, я — точно грешный и непот-ребный». Он отпустил его с миром, обещая, что впредь уже не нападет на него такое искушение, и с тех пор Феодор пребывал в совершенной любви у великого аввы.

В обитель принесли человека, одержимого тяжкой болезнью, который только про-сил, чтобы его постригли перед смертью. Преподобный и облек его в иночес-кий образ с именем Далмат. Через несколько дней стал он кончаться и просил приоб-ще-ния Святых Таин, но священник замедлил совершением литургии, и когда принес Святые Дары в келлию, болящий уже скончался. Смущенный иерей поспешил сказать о том преподобному, который весьма огорчился. Тогда святой Кирилл скоро затворил оконце своей келлии и стал на молитву. Немного спустя пришел келей-ник, служивший Далмату, и, постучав в оконце, сказал бла-женному, что Далмат жив еще и просит причаститься. Немедленно послал прп. Кирилл за священником, чтобы приобщить брата. И хотя тот был уверен, что уже умер Далмат, однако, исполняя волю аввы, пошел. Но сколько велико было его удивление, когда увидел Далмата, сидящего на постели. Как только он приобщился Святых Таин, стал прощаться со всей братией и тихо отошел ко Господу.

Не достало однажды вина для церковной службы, а нужно было совершать литур-гию. Священник пришел сказать о том святому Кириллу, и он спросил по-номаря Нифонта: действительно ли нет вина. Услышавши же от него, что нет, как бы сомневаясь, велел принести тот сосуд, в котором всегда было вино. Повиновался Нифонт и с изумлением принес сосуд, до того преисполнен-ный вина, что оно даже изливалось, и долгое время не оскудевало вино в сосуде, как некогда елей у вдови-цы, по слову пророка Илии.

Подобным образом во время голода умножился запас хлеба, так что и самые хлеб-ники уразумели бывшее чудо. «Кирилл, умноживший вино для литур-гии, умножал и хлебы для пропитания гладных, помощию Богоматери», — говорили они, и так продолжалось до нового хлеба.

Ученики преподобного ловили по воле его рыбу на озере. Поднялась страшная буря, волны перебегали через лодку, смерть готова была поглотить всех. Стояв-ший на берегу побежал сказать преподобному об опасности. Он, взяв в руки крест, поспешно пришел на берег и, осенив св. крестом озеро, успокоил волны. Случился пожар в обители, и братия не могли погасить его, но святой стал со крес-том прямо против огня, вознес к Богу молитвы, и огонь, как бы усты-дившись его молитв, внезапно угас.

Приближаясь к блаженной кончине, преподобный призвал к себе всю бра-тию, назначил ученика Иннокентия в игумена и строго заповедал не нарушать устава его. Поручив затем обитель покровительству белозерского князя Андрея, прибавил, что «если кто не захочет жить по моему преданию и не станет слу-шать игумена, вели, государь, выслать тех из монастыря». Тридцати лет был пострижен прп. Кирилл в Симонове монастыре и прожил там тридцать лет, пришедши на место сие уже шестидесятилетним, прожил еще тридцать лет в новой обители сей, доколе не достиг полного числа лет девяноста. От долгих стояний и старости ноги преподоб-ного в последнее время его ослабли, и он в последние дни сидя совершал келейное правило. В день Св.Троицы совершил он последнее богослужение свое. И послед-нее слово его было к плакавшим братиям: «Не скорбите о моем отшествии. Если получу дерзновение и труд мой угоден будет Господу, то не только не оскудеет обитель моя, но еще больше расп-ространиться по отшествии моем, только любовь имейте между собою». Он мирно почил на 90 году своей жизни 9 июня 1427 года.

Незадолго до кончины преподобного был тяжко болен инок Сосипатр. Брат его Христофор поспешил к преподобному Кириллу возвестить, что Сосипатр уже уми-рает, но преподобный, улыбнувшись, отвечал: «Поверь мне, чадо Хрис-тофор, что не один из вас прежде меня не умрет; после же моего отшествия многие из вас пойдут вслед за мною». И действительно, Сосипатр выздоровел; но по смерти преподобного исполнилось предсмертное пророчество его о братии. Не прошло и одного года после его кончины, как из 53 человека братии пе-реселилось из здешней жизни более 30. Оставшимся преподобный часто яв-ляется во сне с поддержкой и наставлением.

Еще при жизни преподобного ученик его Феодосий пересказал ему желание од-ного боярина дать село монастырю и услышал от преподобного ответ: «При жизни моей не желаю сел, по смерти же моей делайте, как хотите». Феодосий подумал, что это сказал огорченный старец, и оскорбился тем; после же стал скор-беть, что навлек на себя неудовольствие святого. Преподобный явился Мар-ти-ниану и сказал: «Ска-жи брату Феодосию, чтобы не скорбел: я против него ничего не имею». Не трога-тельно ли это свидетельство снисходительной любви преподобного даже за пред-елами гроба?..

Святые мощи угодника Божия почивают под спудом в обители его между Успен-ским собором и церковью во имя его. На иконе, писанной в 1424 году пре-подобным Дионисием Глушицким (+1437; память 1/14 июня), преподобный Кирилл изображен в рост, в старческих летах, с открытой головой, с лицом задумчивым, с руками, сложенными на персях, в мантии и аналаве. Кроме того, после него сохранилась подлинная духовная грамота, писанная на столбце обык-новенной бумаги мелким, четким и красивым почерком. Из числа рукопи-сей, писанных самим преподобным, замечательна одна с объяснениями разным явлениям природы, взятыми из древне-го естествоиспытателя Галена. Здесь есть статьи о морях, о облаках, громе, молнии и падающих звездах. Этими све-дениями блаженный пользовался для того, чтобы разгонять предрассудки народные о явлениях природы и показывать истинное значение этих явлений. К объяснениям Галена здесь прибавлены и свои замечания. Например, о па-дающих звездах сказано: «О падающих звездах одни говорят, что это падают звезды, а другие, что это злые мытарства. Но это и не звезды, и не мытарства, а отделение небесного огня; несколько нисходят они вниз, растаплива-ются и опять сливаются в воздухе. Потому никто не видал их на земле, но всегда сли-ваются и рассыпаются они в воздухе; звезды никогда не падают, только в при-шествие Христово. Тогда небеса совьются и падут звезды; равно и духи мы-тарств тогда пойдут в огонь вечный».

Особенными образцами духовного наставничества и руководства, любви, ми-ролю-бия и утешения являются дошедшие до нас три послания преподобного русским князьям. Они отличаются простотою изложения и искренностью благо-честивой души, глубоко назидательны.

В послании к великому князю Василию св. авва пишет: «Чем более святые приб-ли-жаются к Богу любовию, тем более видят себя грешными. Ты, государь, приобре-таешь себе великую пользу душевную смирением своим, тем, что посы-лаешь ко мне грешному, нищему, страстному и недостойному с просьбою о мо-литвах... Я, грешный, с братией своей рад, сколько силы будет, молить Бога о тебе, нашем государе. Но ради Бога будь и сам внимателен к себе и ко всему княжению, на котором Дух Святый поставил тебя пасти людей, искупленных кровию Христовою. Чем большей удостоен ты власти, тем более строгому подлежишь ответу. Воздай Благодетелю долг твой хранением святых заповедей Его и уклонением от путей, ведущие к погибели. Никакая власть, ни царская, ни княжеская, не может избавить нас от нелицемерного суда Божия; а если будешь любить ближнего, как себя, если утешишь души скорбные и огорченные, это много поможет тебе, государь, на Страшном и праведном суде Христовом. Апостол Павел, ученик Христов, пишет: “Аще имам веру горы преставляти и аще имам раздати все имение свое, любве же не имам, ничтоже польза ми есть”. Люби же братию твою и всех христиан, и твоя вера в Бога и милостыня нищим угодны будут Господу».

В послании к князю Андрею Димитриевичу Можайскому, с восторгом вспо-миная о чудесном избавлении России от Тохтамыша, пишет, с какими распо-ложениями надлежит быть после такого благодеяния. «Ты властелин, — пишет преподобный, — в твоей вотчине поставленный Богом удерживать людей от лихого обычая; смотри же, государь, чтобы судили суд праведно, как пред Богом, ни кривя; чтобы не был подлогов и поклонов; судьи не брали бы по-дарков, а довольствовались своим урочным даянием... Наблюдай, государь, чтобы не было в твоей области корчм — от них великая пагуба людям: крестьяне пропиваются, а души их гибнут... Также пусть не будет у тебя таможенных сборов — это деньги неправедные; где есть перевоз, государь, следует давать за труд. Пусть не будет в твоей вотчине ни разбоя, ни воровства. Если не уймутся от злого дела, вели наказать, кто чего стоит. Унимай подчиненных твоих от скверных слов и брани — все это гневит Бога. Если не потщишься управить всем тем, взыщется на тебе, потому что ты властелин над всеми людьми, пос-тавленный Богом. Не ленись сам давать управу крестьянам: это вменится тебе выше пота и молитвы. Удерживайтесь от пьянства. Подавайте по силе милостыню. Вы не можете поститься и молиться — ленитесь. Пусть же милостыня восполнит недостатки ваши. Приказывайте петь молебны по церквам Спасителю и Матери Божией, Заступнице христиан, и сами не ленитесь ходить в церковь. В церкви стойте со страхом и трепетом, представляя себе, что стоите вы как на небе. Церковь — земное небо, в ней совершаются таинства Христовы. Береги себя, государь, стоя в церкви, не твори бесед и не говори праздных слов; если увидишь, что беседует в церкви кто-нибудь из бояр или простых людей, запрещай им то, ибо все это гневит Бога».

Звенигородского князя Юрия Димитриевича преподобный утешал в скорби о бо-левшей супруге. И вместе писал: «Извещаю тебя наперед, что нельзя тебе видеть нас: оставлю монастырь и уйду, куда Бог наставит. Вы думаете, что я тут добрый, святой человек. Нет, истинно я всех грешнее и несчастнее и исполнен смрада. Не удивляйтесь сему, князь Юрий: слышу, что ты сам читаешь и знаешь Св. Писание и понимаешь, какой вред происходит от чело-веческой хвалы, особенно для нас, слабых».

Преподобный Кирилл любил духовное просвещение, сам трудился в списыва-нии книг и привил эту любовь своим ученикам. В XVI веке ни одна из обителей русских не была так богата рукописями, как Кириллова. По описи 1635 года в ней хранилось до 2092 рукописей.

Обитель преподобного Кирилла во многих актах называется лаврою. Наруж-ный вид ее подобен укрепленному городу: высокая трехъярусная ограда с боль-шими башнями, не считая малых, окружает монастырь, разделенный на несколько час-тей; одна их них, заключающая в себе тот холм, в котором была зем-лянка преподоб-ного, называется Ивановским монастырем.

Общерусское почитание преподобного началось не позднее 1447—1448 годов. Жи-тие святого Кирилла было написано по поручению митрополита Феодосия и вели-кого князя Василия Васильевича иеромонахом Пахомием Логофетом, кото-рый прибыл в Кириллов монастырь в 1462 году и застал многих очевидцев преподобного Кирилла, в том числе и преподобного Мартиниана (+1483; память 12/25 января), управлявшего тогда Ферапонтовым монастырем.