Как воспитать лидера в ребенке мальчике. Воспитываем лидера. А если он не лидер




Инструкция

Старайтесь поощрять стремление ребенка познавать все интересное, новое, а не просто выучить заданное.

Если есть переживания по поводу того, что у него что-то не получится, объясните о невозможности чего-либо добиться без риска. Но донесите до его , что рисковать надо в разумных пределах. Например, глупо перебегать через дорогу перед идущей близко машиной.

Не забывайте, что уверенность в себе воспитывается в ребенке с первых шагов, поэтому внушайте ее, подбадривайте. Объясните, что как бы высоки не были способности, прежде всего надо верить в успех и в то, что он способен это выполнить. Люди охотнее идут за уверенным человеком, а не за тем, . Решительность пригодится ему в жизни еще не раз.

Не оберегайте ребенка излишне от ошибок, т.к. в результате он приобретает практический опыт, учится принимать сам решения, а также отвечать за их . Поэтому не сдувайте с него пылинки и не старайтесь предохранять от ошибочного шага.

Не бросайтесь сразу на помощь своему чаду, если на его пути встретились трудности, не делайте что-то за него. Узнайте его предложения по поводу выхода из данной проблемы. Ведь умение предложить свой вариант и возможности ее решения – это является отличительной чертой лидера. Если он предлагает неправильно, попробуйте осторожно подсказать для него верный путь. Но за него ничего не надо, только подскажите.

Позвольте ребенку мечтать, независимо от того, насколько его мечты далеки от жизни. Но очень важно, чтобы он думал об их осуществлении, а не просто мечтал.

Содействуйте совершенствованию навыков лидера на практике. Запишите ребенка в какую-нибудь секцию, кружок, где он сможет приобрести опыт в сфере общения и умение выстраивать взаимоотношения с детьми и взрослыми.

Если ребенок не понимает, чего же он хочет, помогите ему с определением его интересов. Действуя в хорошо знакомой ему сфере, он приобретает уверенность, которая и лежит в основе лидерства.

Научите ребенка умению поддерживать прекрасные отношения со всеми детьми, а не только с друзьями. Поделитесь с ним с одним из секретов лидера - здороваться с людьми каждый день и улыбаться им.

Приучайте ребенка выступать без стеснения перед большой аудиторией. Такое умение является одним из главных качеств лидера. Подскажите ему, как надо правильно выступать. Пусть он поупражняется дома: читает вслух выученные стихотворения, прозу. Обращайте его внимание на то, где надо говорить тише или громче, где произнести более выразительно, на чем сделать акцент. Учите анализировать текст, вычленять главные отрывки.

Воспитывайте умение принимать критику без ощущения мучений, терзаний и стыда. Но и критика должна быть направлена на исправление недостатков. Недопустимо унижать ребенка. Критиковать необходимо наедине, а не при всех. Делайте замечания по существу, не принижайте способностей ребенка. Например, если дочь устроила погром на кухне, не спешите ругаться, поинтересуйтесь, что она собиралась сделать. Возможно, ей захотелось приготовить что-то к вашему приходу, а не получилось.

Учите ребенка оценивать свои достижения и действия реально. Не хвалите за мнимый талант, если его на самом деле нет. У таких детей развивается неадекватная самооценка, растет самолюбие. Привыкнув к похвале от взрослых, они ждут этого от сверстников, а взамен получают насмешки, т.к. они не будут хвалить, если не за что. Поддерживайте желание ребенка быть самостоятельным, объяснив тактично, что любые навыки требуют опыта, подсказывайте ему, как лучше, предлагайте свою помощь.

Гоша был настоящим лидером. Вечера в большой семье превращались в игровые представления, режиссером которых был четырехлетний «полководец». Вся семья умилялась и на семейном совете решила развивать в ребенке «лидерские качества» (как знать, возможно, этот мальчишка - будущий президент!)
Когда пришлось отдавать ребенка в детский сад (в семье изменились условия, маме пришлось выйти на работу, да и подготовиться к школе не мешало бы), семья столкнулась с проблемой: ребенку было тяжело ужиться в коллективе, конфликтовал не только с детьми, но и с воспитателями. Папа давал совет: «Ну какой же ты после этого лидер! Давай сдачи!» Бабушка возмущалась: «Что за воспитатели! Не понимают, что губят индивидуальность ребенка! Срочно искать другой детский сад! Или лучше няню!» А мама робко просила: «Возможно, ты хотел победить, но ведь Маша - девочка. Ты, как мальчик, мог и уступить!»

Хотите знать продолжение истории? В младших классах Гоша старался быть во всем первый и радовался, когда его ставили в пример. Если случалось, что кто-то другой опережал его в чем-то, ужасно нервничал, бывало, даже бросал дело. К подростковому возрасту ситуации «проигрыша» участились, поскольку на живом интеллекте ребенок «едет» только класса до шестого, не дальше. Потом играет роль работоспособность, умение добиваться успеха. В общении у него были большие проблемы. Георгий считал, что все вокруг - серые бездарности, которые не дают ему развития. Поскольку родители были разочарованы неудачной «карьерой» лидера, появились конфликты в семье. Среди «друзей» у него были только те, кто был способен ему подчиниться.

Черты настоящего лидера

Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это - человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта - харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

Формируем лидера с детства

Зачастую излишнюю требовательность, способность к манипулированию малыша родители выдают за организаторские способности, что далеко не достаточно, как мы видим, для воспитания лидера. Организатор прежде всего должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером.
Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться - значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше - повысить ее - способен управлять людьми.
Родители, бабушки и дедушки, умиляясь способности ребенка «всех построить» не чувствуют того, что некоторые фразы и действия их кумира не обижают их только потому, что это - их любимый единственный ребенок. Если ТАКОЕ сказал или сделал соседский Вовка - не миновать ему падения в глазах этих же взрослых людей.
Это говорит о том, что если вы задались целью воспитать лидера, - начните с его умения общаться, причем вам придется для этого, крепя сердце, погрузить ребенка в настоящие конфликты коллектива, без которых ни один ребенок не учится «прятать» свои острые углы. Никогда не вините других детей в неудачах ребенка в общении. Столкновения детей в коллективе могут быть ни чем иным, как борьбой за лидерство. Вашей главной для будущего лидера фразой должно быть: «Давай разберемся спокойно!». Умение «позитивно» общаться развивается у человека чуть ли не всю жизнь. Главное, чтобы первые неудачи не сформировали у ребенка нежелание общаться, неуверенность в своих силах и возможностях. Ваше живое участие, «разбор полетов» и, главное - ваше спокойствие - помогут ребенку наладить отношения в коллективе, особенно если в нем есть несколько лидеров. Заостряйте внимание ребенка на его качествах, которые выгодно отличают его от других лидеров. Тогда он может стать просто другим лидером. Не переусердствуйте! Не желательно, чтобы ваш поиск отличий от других плавно перетек в «хвастовство» ребенка перед другими детьми.

Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:
  • эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,
  • лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,
  • лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,
  • лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,
  • лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она - одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Очень близко к общению стоит умение говорить. Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас - шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции).
Способность анализировать свои поступки постепенно развивается до подросткового возраста. Даже первоклассник иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было ДО того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.
Исполнительность, целеустремленность - тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!). Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».
Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка. Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях.
Настоящих лидеров «растят» только тогда и там, когда и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних - сильный лидер. Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен - ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно - директивно. В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять! Это - работа лидера.
Если вы сами - лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка». В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность - колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке.
Умение проигрывать - хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели - важное качество лидера!
Формирование лидера - это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете недумающего безынициативного исполнителя). Это - постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие…

Предотвращаем негативные тенденции

Если вы уже заметили, что ваш малыш командует, нисколько не заботясь об интонации, жестах, целесообразности, обязательно останавливайте его. Но никогда не применяйте фразу, обычно вырывающуюся у родителей импульсивно: «Нечего командовать! Мал еще!». Импульсивность родителей - нежелательная черта для подражания будущим лидером. Наберите воздух в легкие, выпустите его медленно, за это время вспомните, что ваше спокойствие формирует у ребенка выдержку! И скажите: «Когда со мной говорят таким тоном, я вовсе не хочу это делать» - и отвернитесь, дав понять, что такими способами от вас действительно ничего не добиться.
Если в ситуации возникновения спора между вами или между детьми ребенок станет добиваться своего криками или дракой, дайте понять, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Иногда нужно дать будущему лидеру опыт правильного спора как средства достижения компромисса. Для этого тоже вы должны собрать все свое спокойствие. Говорите: «Мне бы хотелось сделать это так… Как ты думаешь?» Не поощряйте ребенка все время добиваться своего. Это - плохой для лидера опыт. Именно после этого возникают такие бурные эмоциональные реакции, когда ребенок встречается с потребностью сталкиваться с мнением, отличным от своего. Вот умение соглашаться с чьим-то мнением и уступки более конструктивной идее (анализ чужой идеи) - важно для будущего лидера. Для этого подойдет фраза: «Давай подумаем, может лучше сделать так?»

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видите, многие лидерские черты могут закладываться и воспитываться в детстве. Но невозможно представить себе младенца, в котором уже видны все лидерские качества. Так, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами высшей нервной деятельности новорожденного. Но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении.
Считают, что лидерами могут стать не более 5% населения, и это значит, что если вы будете готовить ребенка к лидерству, не имея для этого необходимых предпосылок, вы обречете себя на неудовольствие, а его - на травму.
Если уровень притязаний завышен и реальные достижения приносят разочарование, могут сформироваться комплексы неполноценности, неуверенность в себе, постоянное раздражение и т.п. С другой стороны, подумайте о жизни лидера. Понравится ли вашему ребенку быть все время на виду, уделяя внимание всему, учитывая все, забывая об обеде, выходных и отпустке?
Поэтому нужно задуматься, прежде, чем «на семейном совете» решать воспитывать лидера. Стоит ли решать за ребенка его судьбу? Каждое из качеств, нужное лидеру, «пригодится» и «обычному» человеку. Так, может, не нужно «задаваться целью» и формировать лидера. Если ему суждено быть лидером, то он им станет, потому что подлинные способности невозможно скрыть.

Кто из родителей сегодня не мечтает развить в ребенке лидерские качества? Наверное, только очень немногие. Ведь эти качества помогают добиться в жизни того, что дает счастье и успех.

И мы искренне полагаем, что лидером может стать каждый ― надо только узнать, как воспитать ребенка лидером, и применять в его воспитании некоторые .

Так ли это на самом деле?

Лидерство лидерству рознь?

Задумываясь о том, как воспитать лидера, родители чаще всего не представляют, что же это такое. Ребенок капризничает, требует «хочу!» ― мамы и папы рады поверить, что у них растет лидер. Отбирает чужие игрушки и проявляет агрессию? «Он просто лидер!» ― оправдывают его поведение родители.

Но если родители не будут иметь четкого представления о том, что такое истинное лидерство, им не избежать путаницы в желаниях и результатах. Так, у одних вместо лидера вырастет капризное существо, которое привыкло всего добиваться истериками. А у других ― агрессивный подросток, нисколько не похожий на лидера, однако третирующий своим поведением семью и близких.

Где взять это четкое представление? Лично я получила его только после тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. До этого меня, как и многих, раздирали противоречия, я делала выводы, исходя из личного опыта и наблюдений. Всматривалась в своего ребенка и думала: «Ну, кто же ты? На кого похож? Кем будешь, когда вырастешь? И как мне тебя воспитать лидером

Тогда я еще не знала, какой сюрприз преподнесла мне природа.

Кого называют лидером? Того, кто руководит группой людей, кто пользуется в этой группе авторитетом. Того, кто умеет влиять на других.

В системно-векторной психологии лидер ― это представитель кожного вектора . Описание его слишком объемно, чтобы я могла перечислить все особенности его в одной статье, но некоторые нужно упомянуть обязательно.

Кожники обладают гибким телом и гибкой психикой. Во всем они предпочитают логику, они лаконичны и легки в общении. Человек с кожным вектором испытывает внутреннюю потребность в контроле, ограничении, запрете. Он умеет и любит экономить, а также контролировать как себя, так и других. Кожник обладает высокими адаптивными способностями и быстро находит общий язык с другими людьми. Соревноваться, стремиться быть первым ― его природное желание, которое позволяет ему стать лидером. Как и необходимость в финансовом успехе и благополучии.

Но это взрослые. А дети? Какие они? Какова будет характеристика ребенка лидера?

Во многом такие же, но со своими особенностями. Выше ― портрет развитого человека с кожным вектором, и прежде, чем стать таковым, ему необходимо пройти несколько этапов развития ― от рождения и до пубертата. И от того, насколько гладко они пройдут, будет зависеть очень многое ― вплоть до того, станет ли ваш малыш лидером, реализовав свой природный потенциал, или нет.

Здесь уже, наверное, подошло время рассказать о том, как из ребенка сделать лидера. Но я хочу привести в пример свой личный опыт, который, возможно, окажется вам полезным.

Когда я прошла тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана, сыну было около 3 лет. Уже на лекции по кожному вектору я стала узнавать во многих описаниях Юрия своего сына. Но в полной мере кожные качества проявились со временем ― когда ребенок попал в детский коллектив.

Я переживала, как же он адаптируется к детскому саду, ведь он всегда был любителем посидеть у мамы на ручках. Кстати, малыш с рождения любит тактильный контакт: успокаивается после поглаживаний, если сильно возбужден, просит перед сном почесать спинку. Все это ― тоже свидетельства наличия кожного вектора.

Так вот, проблем с адаптацией не возникло: ребенок быстро влился в коллектив, хотя до этого не имел никакого опыта общения с другими детьми. Наблюдая за ним со стороны, я поняла, что трудностей при сближении с незнакомым ребенком он совсем не испытывает: первым начинает диалог без предисловий и расшаркиваний, быстро подстраиваясь под интересы сверстника.

Это умение быстро подстраиваться, менять свое мнение или позицию в зависимости от ситуации ― яркая кожная черта сына, характеристика ребенка лидера. Мама не хочет играть с ним в машинки? Хорошо, у нас есть еще паззлы, мягкие игрушки, альбомы для разукрашивания ― пусть мама выберет, что ей нравится. Бабушка запрещает смотреть мультики? Ладно, не проблема, пусть тогда бабушка почитает что-нибудь вслух.

Ребенок не запоминает и не копит никаких обид. Еще до тренинга я волновалась: а вдруг он будет таким же обидчивым, как я в детстве? И искренне удивлялась тому, что малыш вовсе не обижается, если мама ему что-то запрещает. Я, помню, еще довольно долго ожидала, что он мне припомнит все свои обиды, но теперь только улыбаюсь этим воспоминаниям: я судила ребенка через себя, не понимая, что у него нет от природы такого «механизма», потребности и умения обижаться.

Для сына очень важно делать все быстро. Но не просто быстро, а быстрее всех. Кто первым съел в саду свой обед? Конечно, мой ребенок. Кто первым нарисовал домик по заданию воспитательницы? Естественно, он. Кто первым поднялся по ступенькам до двери квартиры после прогулки? Он.

Если бы я благодаря тренингу не понимала, почему сыну так принципиально важно все делать первым, я бы точно попыталась его перевоспитать. Как бы это ни звучало, но я честно себе в этом признаюсь: я бы постаралась переделать его, изменить его природу. Почему? Не со зла, конечно. А потому, что сама я все люблю делать по очереди, по порядку, и уж точно не на бегу.

Раньше я бы возмутилась: «Кто же так быстро ест? А зачем быстрее всех рисовать?! Ведь в рисовании важна не скорость, а качественный итоговый результат! Зачем носиться по подъезду, соседей пугать?» Сейчас я улыбаюсь, глядя на то, как мой ребенок постепенно развивается в своем стремлении быть первым, в своем желании стать лидером, успешным и реализованным.

Помогаю ли я ему в этом? Еще бы. Я пользуюсь знаниями, полученными на тренинге по системно-векторной психологии (а когда что-то забуду, прохожу его снова, тем более что по кожному вектору лекция бесплатна). И затем, зная, как вырастить лидера из своего малыша, применяю эти знания на практике.

Мои методы воспитания

Что я делаю?

Во-первых, не мешаю ему удовлетворять свои природные потребности. Ему хочется делать все быстро, хочется каких-то соревнований? Все это есть в каждой игре (в разумных количествах).

Вижу, что у малыша велика потребность обо всем договариваться? Очень хорошо: будем договариваться обо всем и действовать строго по плану. Например, каждый вечер после детского сада мы договариваемся о том, что сначала он делает зарядку, затем играет на планшете (игры ― только в качестве вознаграждения за какие-то полезные действия), после чего ужинает, а перед сном слушает сказку (список примерный). Кстати, зарядку ребенок выполняет сам без уговоров и шантажа. Бывает только, что он иногда забывает о ней, но что возьмешь с кожного ребенка, у которого «в одно ухо влетело, а в другое вылетело».

Во-вторых, не давлю на него своим мнением и взглядами, пропущенными через себя, ведь я знаю, как вырастить лидера. Не заставляю его сидеть часами за книгами и альбомами, не требую от него выписывать каждую закорючку в тетрадях с прописями, не принуждаю к любой деятельности, которая противоречит кожной натуре. Я абсолютно спокойно и нормально отношусь к тому, что обучающее занятие ему может довольно быстро наскучить ― и не настаиваю на его продолжении. При этом ребенок постоянно удивляет меня своей способностью быстро запоминать материал.

В-третьих, развиваю его врожденные способности. Так, я знаю, что кожники в потенциале ― отличные математики и логики. И это подтверждается на практике: сын довольно легко в свои 5 лет складывает и вычитает в уме. Начиналось все со счета ступенек во время той самой беготни, о которой я писала выше. И хотя дети не любят выполнять сложные задания (и мой сын не исключение), при постепенном усложнении задач результат вас быстро удивит и обрадует. Надо только не забывать в задания добавлять креатива, чтобы в них регулярно появлялось что-то новое.

  • Еще больше теории по воспитанию лидера в статье: «Юркий ребенок. Секреты воспитания детей с кожным вектором»

Развитие способностей относится не только к математике и логике: ребенка с кожным вектором важно приучать к дисциплине, режиму, занятиям спортом, помогать ему развивать умение контролировать себя (а затем и других) ― все это тоже позволит воспитать лидера.

Спорт ребенку с кожным вектором очень нужен ― иначе он будет носиться по квартире, сбивая все на своем пути, набивая себе синяки и шишки. Спорт его организует и позволит развиться не только телу, но и многим природным качествам.

В-четвертых, в ходе воспитания я пользуюсь стимулами, поощрениями, которые подходят именно для детей с кожным вектором. В случае с мальчиками здесь хорошую службу сослужат материальные подарки.

Например, сыну мы подарили планшет, которому он был очень рад, но с условием, что играть он на нем будет в основном в игры на развитие логического мышления. В любимые гонки, которые развивают только скорость реакции (впрочем, спорт кожнику развивает ее намного лучше), он играет дозированно.

В-пятых, грамотно наказываю, если он в чем-то провинился. Самое точное для кожников наказание ― это ограничение в пространстве (поставить в угол или не выпустить на улицу) и во времени (например, запретить на пару дней мультики). Все остальные варианты не работают либо приносят один лишь вред.

Обязательно кожнику нужно демонстрировать выгоду от какого-то занятия. Так, совершенно случайно, не надеясь на положительный результат, я однажды предложила ребенку (ему было 4 года) научиться читать, так как он постоянно просил помощи у взрослых во время игр на компьютере. Ребенок понял, что если научится читать, то сможет играть быстрее, а процесс будет интереснее. Итог: через три месяца он читал по слогам, а через полгода ― сравнительно бегло и осмысленно.

Это далеко не все способы, которые позволяют из ребенка сделать лидера и воспитать его развитым человеком. Возможно, после тренинга по системно-векторной психологии вы сможете изобрести новые. Регистрируйтесь на ближайшую бесплатную лекцию по кожному вектору и находите свои методы воспитания лидерских качеств у детей.

Статья написана по материалам тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана

Воспитывать ребёнка-лидера в наше время становится модным. Взрослые люди, которым уже далеко за тридцать, часто завидуют современным подросткам, ведь их воспитывали совсем в другой манере: в то время «в тренде» были послушные и прилежные дети. Активные, озорные, своенравные дети высмеивались в школьных стенгазетах, над ними смеялись, их осуждали сверстники и учителя. Современный ребёнок в десять лет способен на большее, чем иные взрослые, которые в таком возрасте были паиньками – на радость родителям.

Однако воспитание ребёнка-лидера некоторые родители понимают не совсем корректно. По их мнению, ребёнок должен, что называется, идти по головам – расталкивать сверстников, унижать более слабых и менее способных, силой доказывать своё превосходство. На самом деле такой «лидер» будет производить отталкивающее впечатление. Истинная задача лидера – увлекать за собой, быть авторитетом (не в уголовном, разумеется, смысле!), подавать пример своим поведением. А прежде чем вести за собой коллектив, лидер должен разобраться с самим собой.

Чему нужно научить будущего лидера?

Лидер должен привлекать к себе внимание. А в первую очередь для этого необходимо научиться хорошо говорить. Многие политики, в том числе и отечественные, обретали популярность исключительно умением говорить, убеждать публику. В современном мире, да и не только в современном, важное значение имеет не только то, что человек делает, но и то, как он себя подаёт. В запущенных случаях вообще не важно, кем ты являешься, главное – кем ты кажешься. Но такие случаи приводить в пример ребёнку не нужно.

Хорошо в этой связи рассказать ребёнку про Демосфена. Этот древнегреческий оратор, быстро ставший знаменитым, в ранние годы был очень застенчив, имел слабый голос и заикался. Красиво говорить он не умел и, собственно, мало кому был интересен. Но за годы усиленных тренировок он исправил свои дефекты речи, выработал громкий голос и освоил ораторское искусство, вследствие чего стал настоящим народным вождём.

Эта история учит не только важности речи, но и тому, что следует работать над своей внешностью вообще: следить за одеждой, соблюдать правила гигиены и т. д. Объектом внимания должно быть любое действие .

Настоящий лидер не боится ответственности. Он – первый среди равных, и по нему судят обо всём коллективе (например, о его классе). Однако не должна довлеть над лидером: быть старостой класса, предводителем дружеского коллектива или капитаном школьной футбольной команды очень интересно.

Лидер – это тот, к кому остальные члены группы постоянно обращаются за помощью, от кого они ждут решающего слова, пример с которого берут. Уметь решать вопросы коллектива – важное свойство предводителя, которым никак нельзя пренебрегать: ведь только так можно сохранить лидерство. Что делали с зарвавшимися правителями, тиранами и диктаторами? Их свергали и уничтожали. И наоборот – правители, поддерживавшие свой народ, пользовались взаимной поддержкой, они дольше всех держались у власти, им прощались некоторые погрешности. То же самое происходит, к примеру, в школьном классе: ученики предпочитают идти за тем, кто сможет каждого поддержать или утешить, а нахальному и капризному дадут от ворот поворот. Коллектив всё-таки сильнее одного человека, и тот, кто хочет держать его в своих руках, должен быть чем-то полезен всем.

Лидер необязательно должен успевать по всем предметам. Достаточно отлично владеть некоторыми, а ещё иметь какие-то увлечения, чтобы с их помощью можно было увлекать людей. Главное – своим азартом, увлечённостью и прекрасными результатами даже в какой-то одной деятельности «зажигать» публику.

Почему – деловую, политическую, творческую, научную, спортивную – чаще всего делают троечники? Потому что отличники «распыляются» на все предметы и в результате не в состоянии уяснить ни один из них на уровне «выше стандартного»; кроме того, «ботаники» отрываются от коллектива и его насущных потребностей, они часто необщительны, имеют слишком высокое мнение о себе. А троечники усваивают основные предметы на среднем уровне плюс какие-то – на «исключительном», с их-то помощью они и приковывают внимание к себе.

Лидерские качества не обязательно связаны с постоянными успехами: нужно уметь проигрывать. Не следует порицать ребёнка за неудачи.

Потерпевший неудачу ребёнок может оценить свои действия, разобраться с тем, где он ошибся, и в будущем добиться успеха или помочь кому-то его добиться. Но это лишь в том случае, если не ругать его за ошибки. Ребёнок не должен бояться неудач, ведь они – основа всякого познания: ошибки делают буквально все из нас. Больше того, известно, что люди с «врождёнными способностями» реже добиваются успеха в профессиях, соответствующих этим способностям, чем те, которые никаких «талантов» не имели и всё познавали на практике – методом проб и ошибок.

Поэтому если ребёнок не смог рассказать заданное стихотворение, его нужно ободрить и утешить, следует убедить его, что в следующий раз он сделает это хорошо. Так мы настроим его на и самосовершенствование.

Должен принимать общие правила поведения. Недаром поговорка гласит – чтобы вести людей, надо идти вслед за ними.

Есть и ещё одна: со своим уставом в чужой монастырь не ходят. Внедряясь в коллектив, любой новичок будет вначале подчинённым, даже если он сразу привлёк чьё-то внимание. Уважение к общепринятым правилам – это уважение ко всем членам коллектива, а без этого уважения настоящим лидером стать невозможно. Поддерживая общие правила, можно в коллективе быстро стать «своим», а это тоже важный шаг на пути к лидерству: подозрительному чужаку публика никогда не доверится.

А главное: истинный лидер – человек самостоятельный, привыкший всего добиваться сам.

Свобода действий – то, чего не хватает многим нашим детям. Ведь традиционно считается, что ребёнок – существо несамостоятельное и нуждающееся во всесторонней опеке. Конечно, в самые ранние годы постоянная забота более-менее оправдана, ведь малыш не умеет даже самостоятельно ходить. Однако по мере взросления он испытывает всё большую потребность в самостоятельных действиях. Если же её не удовлетворить, потребность пропадает и сменяется полной зависимостью от окружающих, в первую очередь родителей. «Маменькин сыночек» ни в коем случае не вырастет лидером, ведь по своей природе он привык подчиняться. Из него может получиться лишь ревностный исполнитель родительской воли, но никак не предводитель или авторитет.

Любопытно, что понятие «ребёнок» с течением времени меняло своё значение. В древности и в средние века человек 12 – 13 лет считался вполне взрослым; он имел право вступать в брак, мог править городом или государством, командовать войском и т. д. В те времена люди были гораздо более независимы по своему мышлению, невзирая на господство религиозной идеологии. В наше время международное законодательство официально считает человека до 21 года ребёнком, хотя определённые «взрослые» права доступны с 14 лет: в некоторых странах с этого возраста разрешается вступать в брак, водить автомобиль, приобретать недвижимость и устраиваться на работу, в нашей стране выдаётся паспорт. А если неофициально, то «в быту» ребёнком часто считается человек до 30 лет, а то и выше. Так, в организациях пожилой начальник игнорирует мнение «молодого» 30-летнего сотрудника, поскольку тот ещё «не дорос». Популярным стал и «вечный ребёнок» как тип личности, который вплоть до старческого возраста развлекается, играет и имеет романтически-наивный характер. Расхожими стали афоризмы вроде: «Первые сорок лет детства – самые трудные для мальчика».

Корни всего этого кроются как раз в воспитании. Дети, не приученные к самостоятельности, попросту боятся совершать независимые поступки, а если и совершают, то делают это неловко, неудачно и быстро разочаровываются во «взрослой» жизни. Понятное дело, что во взрослой жизни такие люди очень редко бывают руководителями, предводителями и даже «заводилами» в дружеской компании.

Как приучить ребёнка к самостоятельности?

Во-первых, как можно больше времени он должен проводить вне дома, вдали от родителей. Детский сад, песочница, друзья во дворе – во всех этих ситуациях ребёнок сталкивается с незнакомым социумом и окружением, в которых ему приходится учиться ориентироваться. Успех в такой обстановке зависит лишь от его собственных действий, поэтому в ней лидерские качества формируются лучше всего. Время от времени необходимо менять окружение – переводить ребёнка в другой садик, водить в другой парк или другую песочницу; к одной и той же обстановке он быстро привыкает, и умение действовать самостоятельно снижается.

С течением времени садик, и песочница сменяются школой, а также детскими спортивными секциями, творческими кружками и клубами. Следует посоветоваться с ребёнком и подтолкнуть его к тому, чтобы он определил, чего он больше хочет и – главное – как это можно реализовать самому. Интересы и увлечения он может избрать для себя только сам, ни в коем случае не с помощью мамы, бабушки или старшего брата; и только сам он может выбрать кружок или секцию.

Лидерство и экономика

С воспитанием детей-лидеров связаны и такие «глобальные» явления, как успехи страны в экономике. Если жители страны с юных лет приучены к лидерству и самостоятельности, то в будущем можно ожидать появление поколения ответственных организаторов, предпринимателей, руководителей.

Почему образцовыми в экономическом и политическом плане считаются страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии?

  • Всё просто: традиционно для Европы характерно воспитание детей-лидеров, которые в будущем «не посрамят честь семьи». Нередко при наступлении 21-летнего возраста родители выдворяют детей из дома: им самим приходится снимать квартиру, искать работу, устраивать свой быт, находить девушку и т. д. К такому событию детей стараются готовить заранее, и рано научившийся проявлять самостоятельность ребёнок не пропадёт в будущем. Конечно, не везде и не всегда на западе этот принцип соблюдается, но общая традиция именно такова.
  • Для азиатских обществ такая строгость нехарактерна, там ребёнка стараются опекать всеми возможными способами. Однако экономическая система этих стран такова, что ребёнок в семье – это, прежде всего работник, залог будущего достатка семейства. Больше детей – больше рабочих рук. Поэтому, проявляя сильную заботу о детях, в Китае, Корее и других странах стараются вместе с тем привить им любовь к самостоятельности. Ведь мальчик в семье – это потенциальный отец семейства, а значит – глава и лидер. Разветвлённая сеть социальных связей, характерная для азиатского общества, существенно расширяет понятие «семьи»: здесь и многочисленные близкие и дальние родственники, знакомые, коллеги по работе и учёбе, начальство и подчинённые, правительство, духовные наставники… И необходимо стремиться стать во главе всей этой публики – так будет лучше для неё. «Восточная» модель лидерства во многом столь же эффективна, как и «западная».
  • А вот страны Латинской Америки были и остаются аутсайдерами. Не последнюю роль в этом играет давняя национальная традиция: дети до 30 лет часто живут вместе с родителями, чтобы пережить экономические трудности, кризис, безработицу; такое поведение неизменно приветствуется обществом. То же самое наличествует и в таких странах, как Греция и Испания – самых небогатых и «отсталых» странах Европы. Там сформировалось такое явление, как NEET, или «поколение ни-ни»: это молодые люди до 30 лет (а то и выше), которые живут с родителями, не работают, не учатся и не заводят семью. В этих странах аналитики говорят, что «поколение ни-ни» пагубно сказывается на экономическом развитии: выросшие в таких условиях люди неспособны к каким-либо серьёзным самостоятельным действиям, не имеют рабочей или научной квалификации, не имеют лидерских качеств для занятия ответственных должностей. В традициях средиземноморских и латиноамериканских стран – чрезмерно опекать детей и не давать им возможности действовать самостоятельно. В последнее время эта традиция перекочевала и в Западную Европу, что также негативно повлияло на развитие этого региона. Аналогичное явление – «хикикомори» — имеет место и в Японии. Постоянные бедствия, испытываемые Грецией или Испанией, характерны и для нашей страны. Лидерство и самостоятельность в СССР и нынешней России порицаются и высмеиваются при воспитании детей, а в дальнейшем этот принцип переносится и во взрослую жизнь. «Инициатива наказуема» — это выражение на долгие годы стало универсальной формулой жизни в нашей стране. Так формируется привычка подчиняться и угождать, и лидерство над «стадом» неизменно берут всевозможные мошенники, уголовники и иностранные агенты, которые стоят выше закона и традиций и поэтому «знают правду».

Поэтому воспитание детей-лидеров принесёт пользу не только для самих детей, но и для страны в целом.

Не скроем, поначалу опыт работы с детьми, о которых сейчас пойдет речь, оказался для нас довольно неудачным. Пятилетний Ренат всегда и во всем хотел быть первым: не дожидаясь своей очереди, бежал что-то делать; вызывался отвечать, не придумав ответа; а когда мы отмечали успех кого-нибудь другого, злился и норовил его обидеть. Но, работая с группой, а не индивидуально, мы даже при большом желании не могли бы заниматься все время исключительно этим малолетним Нарциссом. Впрочем, и желания особого не возникало: слишком уж эгоистично и вызывающе он себя вел.

Нельзя сказать, чтобы мать не пыталась его образумить, однако ее увещевания он пропускал мимо ушей, а когда она изредка повышала голос, огрызался. С лица матери не сходила беспомощная, виноватая улыбка: ей было очень стыдно за сына, но она ничего не могла с ним поделать. Как нетрудно догадаться, мы не устояли перед соблазном хоть немного «окоротить» Рената. Однако строгость порождала обиды и вспышки агрессии. Вскоре мы поняли, что идем по тому же пути, который уже прошла мама: она в свое время тоже пыталась «употребить власть», но, столкнувшись с упорным сопротивлением, спасовала. «И отец у него такой же, — жаловалась она нам, — чуть что не по нему, рвет и мечет. Всегда должен быть на первых ролях, а иначе никому жизни не будет. Лидер!»

Любопытно, что она хотела пожаловаться, а прозвучала последняя фраза совсем по-другому: с явным оттенком гордости. Помнится, мы еще обратили внимание на это несоответствие, но лишь как на курьез, не более того. Потом были Саша, Артур, Вадик и Гоша. Постепенно мы научились с ними справляться.

Как обращаться с ребенком, который по натуре лидер? Нельзя же его только превозносить и пропускать вперед! Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним, что мы ведем сейчас речь не о настоящих лидерах, а о детях с явными или скрытыми претензиями на лидерство, которые им никак не удается реализовать. Настоящего лидера видно сразу. От ненастоящего он отличается в первую очередь тем, что у него не нарушена функция общения. Он умеет не только становиться центром внимания, но и ладить с людьми. И именно поэтому так часто добивается своего. Человек же с завышенными претензиями на лидерство тоже обычно оказывается в центре внимания, однако это внимание со знаком минус. Он конфликтен, обидчив, плохо идет на компромисс. Эти дети часто бывают ябедами или занудами, для которых важнее всего в любых обстоятельствах доказать свою правоту. Рука об руку с завистью, которая подчас съедает душу такого ребенка, идет ревность. Он не терпит конкурентов. (Конечно, и настоящий лидер остро реагирует на возможность вдруг оказаться на вторых ролях, однако он, в отличие от ненастоящего, умеет трезво оценить свои силы и не жаждет непременно быть «впереди планеты всей»). И если в семье есть другой ребенок, ему и родителям не позавидуешь. Однако ревность в данном случае, выражаясь языком математики, величина производная. Она вторична, а первична жажда лидерства. Поэтому мы, сталкиваясь в нашей работе с ревнивыми натурами, выделяем в качестве патологической доминанты не ревность, а тщеславие.

Что же мешает «лидерам-неудачникам» добиться удачи? Причин много. Среди наиболее распространенных — несоответствие способностей человека уровню его притязаний, повышенная ранимость, когда малейшая неудача воспринимается как катастрофа, в результате чего в душе поселяется страх поражения; отсутствие психологической гибкости, неумение быстро сориентироваться в новой обстановке; зацикленность на себе и непонимание психологии других людей. И, наконец... трусость. Да, среди детей, которых приводят к нам, немало таких, которым очень хочется проявить себя, да только страшно. Как говорится, и хочется, и колется. Вот уж поистине гремучая смесь!

Про ряд поведенческих отклонений (упрямство, ревность) мы говорили, что они не являются патологической доминантой, так как при ближайшем рассмотрении оказывается, что загвоздка в чем-то другом; но вот про жажду лидерства такого не скажешь. Это неотъемлемое свойство натуры и проявляется оно очень рано. Порой приходится слышать от родителей: «Наверное, любому человеку нравится быть первым». Да, безусловно, никому не по нраву, когда его упорно оттесняют на задний план и он служит лишь фоном для кого-то более успешного, однако очень многие люди вполне довольствуются положением ведомых и совершенно не стремятся что-либо возглавлять, не желая брать на себя ответственность и терпеть прочие издержки «вождизма». Поэтому родителям нужно попробовать объективно оценить, есть ли у их ребенка потребность в лидерстве, и не выдавать желаемое за действительное. А такое встречается довольно часто. Особенно в последние годы, когда часть общества усиленно старается перенять западный образ жизни и, в том числе, западные (а точнее, американские) принципы воспитания. Одним из таких важных принципов является ориентация ребенка на успех.

Впервые мы всерьез задумались над этой проблемой несколько лет назад, во время интервью, которое брала у нас корреспондентка одной молодежной газеты.

— Сейчас детям часто внушают, что они должны быть лидерами, обязательно добиваться успеха, — сказала она. — Как вы считаете, в детях полезно развивать соревновательность? Вот в Америке, например, эта идея очень популярна.

Честно говоря, ее слова застали нас врасплох. Мы как-то об этом совсем не думали и пролепетали нечто довольно невразумительное. Но вопрос задел нас за живое. Мы потом не раз к нему возвращались. И сейчас уверенно ответили бы нашей собеседнице: «Нет». Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что наши дети не соревновательны, ориентация на успех зачастую их только делает невротичными. Думаем, что истоки этого следует искать в особенностях общинной психологии, которая вовсе не исчезла с упразднением крестьянских общин, а перекочевала в советскую действительность и стала называться «духом коллективизма». Сейчас она дает о себе знать в том, что огромное число людей (причем не только старшего и среднего поколения) чувствуют себя крайне неуютно в атомизируюшемся обществе и стихийно «сбиваются в стаи» — в самые разные, будь то присоединение к церковным общинам, многочисленным клубам и ассоциациям, политический партиям или... мафиозным группировкам. Впрочем, это уже другая тема. Здесь же скажем лишь, что и сама общинная психология в России выросла не на пустом месте: она зиждилась на православной этике, которая, мягко говоря, неодобрительно относится к идеалу личного успеха.

Это не значит, что успех здесь вовсе не поощряется. Нет, но социальное одобрение получает успешная деятельность на благо общества (для ребенка это, прежде всего, коллектив, членом которого он является: группа в детском саду, школьный класс, компания во дворе и т.п.). Чему обычно учат малышей, которые играют в песочнице? Быть добрыми, делиться игрушками, не обижать других детей, мирно играть вместе. С возрастом эти установки, естественно, усложняются, но, по сути, не меняются. Кого обычно школьники признают лидерами? Отличников? Нет, их чаще всего считают зубрилами, подлизами и любимчиками. Может быть, самых сильных и ловких одноклассников? Тоже нет. И драчунов, которые красуются, играя мускулами, дети не любят. Боятся, но не любят. Тех, кто выделяется одеждой, похваляется родительскими деньгами, машинами и прочими благами, называют воображалами. Так кто же все-таки способен реально претендовать на «свято место», которое, как показывает жизнь, не пустует практически ни в одном классе? Это бывают самые разные мальчики и девочки (в том числе и из вышеперечисленных категорий), но все они должны непременно быть душой компании, уметь налаживать контакт с окружающими и делиться с ними, делиться не только конфетами и машинками, но и своей бодростью, весельем, инициативностью, изобретательностью, фантазией, силой, смелостью, знаниями... Вспомните, как дети любят тех, кто обладает даром рассказчика! Поэтому наших ребят, как нам кажется, имеет смысл ориентировать на успех вместе с другими и во имя других.

Когда мы это поняли, нам стало легко работать с детьми, стремящимися к первенству. Мы не перестали бороться с их эгоцентризмом и стремлением постоянно выпячивать свое «я», но теперь, окорачивая «яколок», одновременно их... возвышаем. Раньше мы говорили: «Потерпи, Коля. Ты в прошлый раз выступал первым. Пусть на этом занятии кто-нибудь другой будет первым». Теперь же говорим: «Коля, давай ты сегодня будешь самым благородным и терпеливым, ладно? Как ты думаешь, ты сможешь пропустить вперед четверых ребят и не расстроиться? Неужели? Вот это да! Смотрите, ребята, какой Коля благородный! Ведь ему очень хочется выступить первым, а он согласился спокойно дождаться своей очереди и внимательно посмотреть сценки, которые вы приготовили».

Мы стараемся как можно скорее сформировать у таких детей ощущение группы. Индивидуалисты по натуре, они не склонны к сопереживанию. Наоборот, дух соперничества отделяет их от остальных. Конечно, можно и нужно внушать им, что завидовать плохо, что не надо всегда выскакивать вперед и т.п. Но гораздо продуктивнее, на наш взгляд, постараться расширить в их представлении категорию «мое». Чем больше людей окажется в нее включено, тем легче будет псевдолидеру стать настоящим лидером. Одно дело, когда такой ребенок видит в детях соперников, с которыми надо бороться, и совсем другое, когда он начинает считать их товарищами, в чем-то даже соратниками, которым он, такой умный, сильный, опытный и вообще замечательный, будет помогать.

Перечисляя причины, мешающие псевдолидерам стать настоящими, мы, в частности, упомянули трусость, которая сочетается с гипертрофированным самолюбием. Из такой натуры может вырасти коварный интриган, этакий «серый кардинал». Если же заниматься с ребенком, то робость можно возвысить до сдержанности и осмотрительности (что по современным меркам является безусловным достоинством), а гипертрофированному самолюбию следует предоставить открытую, а не тайную площадку для самоутверждения. Впоследствии, когда ребенок убедится в своей состоятельности, желательно сориентировать его на покровительство слабым, не требующее, однако, необходимости проявлять большую отвагу и бороться с сильными соперниками. В будущем из такого ребенка может получиться хороший педагог.

Возможен и другой случай: неутоленная жажда лидерства и отчаянная боязнь поражения. Казалось бы, он очень похож на предыдущий, но в действительности речь идет о гораздо более активных или, как сейчас говорят, пассионарных натурах. Тут боязнь поражения происходит вовсе не от робости (такие дети часто бывают безрассудно храбрыми), а от непомерной гордыни, бешеного, а не просто гипертрофированного самолюбия. В подростковом возрасте это может перерасти в гипердемонстративность и проявиться в форме хулиганских выходок, вплоть до уголовно наказуемых.

Гордецу необходимо не только предоставить поле для самоутверждения, но и дать возможность стать на нем реальным, успешным лидером. Однако и этого мало. Нельзя забывать о его страстной, активной натуре. Что это значит? А то, что таких детей часто не устраивает лидерство на том поприще, которое взрослым кажется престижным и желанным. Быть первым в изостудии или в музыкальной школе и даже побеждать на соревнованиях по большому теннису — этого для них маловато. В идеале они должны либо лидировать в каком-то деле, сопряженном с риском (предположим, быть первыми в секциях каратэ, мотогонщиков, в альпинистском клубе и т. п.), либо организовывать что-то свое. Пассионарность подобных личностей следует учитывать и когда подходит время выбора профессии. Но, повторяем, родителям важно не перегнуть палку ни в ту, ни в другую сторону: опасно втискивать лидера в слишком тесные для него рамки, хотя не менее опасно навязывать роль лидера ребенку, который не особенно на нее претендует.

Говоря о лидерстве, нам хочется немного затронуть и проблему, возникающую в семье, где есть несколько детей. Казалось бы, для них создан режим наибольшего благоприятствования. Им уступают и нередко даже потакают. Очень многие привилегии и свободы, которых старшие добивались в упорной борьбе, младшим даруются просто так, «за красивые глаза», поскольку они идут по проторенной дорожке. Родители чувствуют себя со вторым ребенком гораздо уверенней, чем с первым, поэтому меньше нервничают, тревожатся, и в результате он получает больше спокойной заботы и ласки. Рай — да и только!

Но жизнь устроена так, что за все надо платить. И за привилегию быть баловнем семьи младший ребенок нередко платит тем, что у него развивается чувство собственной неполноценности. К четырем-пяти годам, когда у детей появляется отчетливо выраженная потребность в самоутверждении, им часто уже не хочется получать все «на блюдечке с голубой каемочкой». «Я сам!» — заявляет малыш и бывает очень доволен, если ему удается проявить свою ловкость, силу, изобретательность. Но тут вдруг выясняется, что старший брат или сестра все это давно умеют и делают не просто хорошо, а мастерски. В семьях, где царит дух ревности, этот момент часто бывает переломным. Привыкнув, что старший ему уступает, младший очень болезненно переживает свою неумелость. Старший же чувствует себя отмщенным и торжествует. Вот она, долгожданная награда! «Ты малявка, — презрительно заявляет старший. — Только и умеешь, что пищать и ябедничать». — «Когда мне тоже будет десять лет, — пытается утешить себя младший, — я тебе покажу!» — «Ха! Тебе будет десять, а мне пятнадцать! Ничего ты мне не покажешь! Я всегда буду тебя старше и сильнее». Дальнейшее развитие сюжета вполне можно предугадать.

Даже в тех случаях, когда отношения между братьями и сестрами складываются благополучно, борьба за лидерство не исключена. И главная задача родителей не в том, чтобы, подобно рефери на ринге, разнимать соперников, когда они, разозлившись, начинают молотить друг друга уже безо всяких правил, а в том, чтобы помочь каждому из детей обрести «экологическую нишу», в которой наилучшим образом раскроются их природные задатки. Желательно, чтобы эти ниши были совершенно различны. Тогда сама идея соперничества утрачивает смысл.

Действительно: как, скажем, решить вопрос, кто лучше — спортсмен или музыкант? Очень часто приходится слышать: «Вот вы говорите: „Дать площадку для самоутверждения“. А в чем он может быть лидером? Он ведь еще маленький, у него ни к чему нет особых склонностей». Такие родители переносят на детей свои представления о лидерстве, напрочь позабыв о том, что у детей и у взрослых, как теперь принято выражаться, «разные приоритеты». И пустяковый эпизод, на который взрослый даже внимания не обратит, может зафиксироваться в памяти ребенка как большая, важная победа. Или, наоборот, поражение. Скажем, малыш надел рубашку и застегнул ее на все пуговицы. Ерунда? Для взрослого — конечно. А для карапуза, который вчера еще напяливал рубаху наизнанку или вверх тормашками (про пуговицы лучше вообще не вспоминать), это великое достижение. Раньше он под утро обязательно перекочевывал в кровать к маме с папой, а тут вдруг так устал, что всю ночь проспал в своей постели. Герой? Многим его сверстникам такой героизм и не снился. Кто всегда стрелой мчится к дверям, чтобы встретить любимую маму? Ну, конечно, самый шустрый, самый быстроногий малыш. Другие только поднимаются со стула да с дивана, а он уже теребит замок (который еще не научился открывать) и победоносно кричит: «Я первый!» Подобных побед немало у каждого ребенка, надо только научиться их видеть и ценить.

То же можно сказать и о способностях дошкольников и младших школьников. Не надо ждать, пока ребенок проявит себя в секции или кружке, пока у него появятся ярко выраженные интересы и склонности. Тех, что уже есть, вполне достаточно, чтобы «назначить» его в чем-то лидером. У мальчика живой, подвижный ум? Пусть будет самым находчивым и сообразительным. Он, наоборот, немного тугодум, долго примеряется, прежде чем начать какое-то дело? Что ж, тогда возьмите на вооружение пословицы: «Поспешишь — людей насмешишь» и «Семь раз отмерь — один отрежь». Пусть этот ребенок будет самым обстоятельным, разумным. Одна ваша дочь робкая, а другая смелая и вообще сорвиголова? Не проводите сравнения по принципу «кто храбрее». Лучше выделите в первой девочке впечатлительность, скажите, что она тонкая натура, будущая писательница, художница или актриса, а вторую хвалите за оригинальность идей, за то, что с ней не соскучишься и не пропадешь. С такой хорошо ходить в походы, она, наверное, станет великой путешественницей, поедет в Африку, будет изучать жизнь диких зверей. А потом можно почитать девочкам Даррелла или Сетона-Томпсона и сказать, что когда-нибудь они объединят свои усилия и тоже напишут прекрасную книгу про животных. Думаем, принцип понятен.

И. Я. Медведева,
практик-психолог, член Союза писателей России
Т. Л. Шишова,
педагог, член Союза писателей России

Обсуждение

Спасибо за статью, вам удалось расставить акценты, я стала лучше понимать сильных детей, и что им нужно. Хотелось бы продолжения. Наверняка Вам есть что еще рассказать о таких детках.

27.07.2017 01:55:31, Елена Скородумова

Статья прсто суперская! Сразу видно,что писали ее психологи-практики! Я сама психолог,и много почерпнула для себя интересного из этого материала!!

03.03.2011 09:17:27, МИРРА

Замечательная статья.
Очень полезная и нужная.

Очень толково, по-моему...
Взяла на заметку кое-что.
Наконец-то не однобокая, а вполне цельная статья - и причины понятно изложены, и как справиться с этим - тоже.
Спасибо авторам!

Комментировать статью "Когда ваш ребенок лидер"

Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо создать благоприятные условия в которых обучение ребенка будет происходить быстрее и плодотворнее. Постарайтесь ограничить просмотр телевизора при общении с ребенком, т.к. телевизор очень сильно тормозит развитие речи. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими рекомендациями логопеда для развития речи у ребенка. САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СОВЕТ Ребенок не сможет научиться речи, если будет расти в тишине. Поэтому, если вы даже...

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Спасибо. 9. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 10. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...

Ефим Михайлович Шабшай проводил множество исследований, посвященных вопросу о том, как эмоции мамы влияют на ребенка. Результаты исследований показали, что определенная закономерность присутствует. Ефим Михайлович Шабшай говорит о том, как важно маме определиться с тем, какая реакция происходит на определенное событие. Например, что вы чувствуете, когда ребенок случайно разбил вазу? Как вы отреагируете на то, если посуда всё еще не помыта? Исследования показали, что очень часто мамы просто...

Как одеть ребенка – проблема, которая беспокоит любого родителя регулярно. Особенно когда ребёнку нет 3-ёх лет. Мамы и папы не замечают, как их чадо вырастает из недавно приобретенных ползунков и футболок. Покупка всё новых предметов одежды становится рутиной. И в то же время все хотят, чтобы их дети не были похожи на других. Но что же делать, если представленные в торговых центрах кофточки, комбинезончики и прочие толстовки так похожи друг на друга? Ответ - не отчаиваться и искать...

Если у Вас родился мальчик с кожным вектором, то Вы, как мама, должны знать, как правильно его воспитать. Такой ребенок по своим природным задаткам может стать лидером коллектива. Задание родителей при воспитании такого ребенка – создать адекватные условия для развития кожных свойств. Ответственность, способность к ограничению, дисциплинированность. Рецепт для развития этих свойств можно почитать по ссылке ниже.

Говорите своему ребенку: 1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 9. Мою любимое воспоминание за день, когда мы с тобой...(что вы делали...

Супер: у кого линейка эпл - тот лидер, а у кого, например, самсунг - то - лузер. ну что значит "официальная должность"? во многих школах есть какие-то советы-парламенты и т.д. но это просто внутренняя такая развлекаловка 26.09.2013 17:37:53, Шерлок.

Дразнилки, обзывалки, денежные поборы, драки. И уши длинные, и фамилия смешная, а уж о том, что одежда не такая, как надо, и говорить не приходится. Для любого ребенка новый коллектив - это большая эмоциональная нагрузка, дополнительный стресс. Woman.ru подскажет, как научить ребенка реагировать на насмешки. Для любого ребенка новый коллектив - это большая эмоциональная нагрузка Ни для кого не секрет, что малыши, посещавшие детский сад, намного лучше адаптируются к школе. Для них уже является...

Одна из целей воспитания ребенка – развитие в нем творческого мышления. Поэтому наша цель в детском лагере – заинтересовать ребенка творить, фантазировать, размышлять, ко всему подходить творчески, то есть разносторонне и не всегда обычно, искать новые формы и стремиться к получению новых знаний и навыков. Именно на это направлены все мероприятия в детском лагере «СОЗВЕЗДИЯ» от ежедневных выступлений на сцене до занятий в Звездной Академии, а также выстроена система детского самоуправления. В...

В школьное время всё большим и большим авторитетом для юного человека становятся сверстники. И получается так: если раньше ребёнок был зависим от родителей, то теперь он попадает в другую зависимость - от приятелей и друзей, особенно тех, с кем тесно общается. Подростку необычайно важно среди этих людей, в этой компании, быть своим. А значит, он должен, он будет стремиться действовать по её внутренним законам. Обя-за-тель-но – иначе не признают за своего. А законы бывают разные. И компании...

Опрос от пользователя Virtual lady О безопасности дома. Когда ваш ребенок стал делать первые шаги, задумались ли вы о безопасности своего дома для ребенка? Да, я изучила всю информацию по этой теме и теперь полностью уверена в безопасности своего жилища. Да, я купила большое количество разных приспособлений. Но всё равно боюсь оставлять малыша без присмотра. Нет. Хочу, но не знаю, с какой стороны подступится к решению этой задачи. Нет. Считаю, что ничего страшного от одной шишки не...

Есть лидеры, а есть командные игроки. Я объясняю что некрасиво, неуютно и т.д. "Ну да, значит надо," - говорит муж. Всё. Мебель смотреть не хочет, обои тоже, ему все равно, "делай что хочешь".

Мы говорим о Лидере, а не о человеке, обладающем организационными навыками или полномочиями. 25.10.2007 14:31:30, MrsTodd. то есть большая свобода - значит больше людей могут себя проявить. но меньше мест приложения, а следовательно нет естессвенного...

Я - ЛИДЕР, т.е. это определённый статус в Компании, говорящицй о том, что мною создана СТРУКТУРА/бизнес-группа и значит я автоматически имею доход не только от личных продаж, но в основном от работы родной и дочерних/отпочковавшихся бизнес-групп.

Не обижайтесь, но это до смешного доходит - дерется, значит лидер, хамит взрослым - ну, это лидер растет и т.д. Это вообще крайности, но и попроще ситуации тоже встречаются.

Мой мужчина - довольно волевой, так скажем, человек, у него явные характеристики лидера. А я тоже такая же, к сожалению Вот подчиняться приказам не могу и никогда не могла.. приказать мне никто ничего не может:) значит делаю так, чтобы мне никто не приказывал, но...

Это значит, что лидер в вашей паре - это вы, а не он. А это хорошо, или плохо? или просто надо принимать это, как данность, и не заморачиваться на сей счет? 11.08.2003 22:50:39, Silver Fox.

Так интересно, отвлекусь здесь, мое имя и означет "чужестранка" (вот что значит дать имя ребенку). Но с другой стороны все эти качества мешают мне в работе секретаря, т.к. я по природе лидер, а эта работа поразумевает готовность подчиняться и с УДОВОЛЬСТВИЕМ...

Быть лидером - это не значит быть белой вороной. Лидер хорош не только умением иметь свое личное мнение, но и умением получить поддержку коллектива. Именно поэтому я постараюсь в ребенке воспитать дипломата, мудрого человека...