Изучением вод мирового океана занимается наука метеорология. Назовите, какая из географических наук изучает: процессы, происходящие в Мировом океане; население Земли; процессы, происходящие. Самая длинная на Земле волна




Суша занимает менее 30% поверхности нашей планеты. Остальная часть покрыта морями и океанами. С ними связаны десятки тайн и удивительных природных явлений. И, несмотря на то, что учёные успешно объяснили причины этих феноменов, они остаются великолепными произведениями природы, поражающими воображение людей. Давайте узнаем о 10 необычных и волнующих явлениях, связанных с Мировым океаном.

Айсберги далеко не всегда выглядят идеально белыми!

Не секрет, что температура воды в океане отличается на разных географических широтах. На экваторе поверхностный слой может прогреваться до +28°С и выше, в близких же к полюсам районам — не более, чем до +2°С. Поэтому крупные айсберги могут плавать в Арктике и Антарктике десятилетиями. И иногда они превращаются… в полосатые айсберги!

Полосатые айсберги образуются, когда вода сначала оттаивает, а после этого снова замерзает. В промежутке в неё попадают мелкие частицы грязи, минералы и т.д. После замерзания цвет свежего слоя айсберга отличается от других. Благодаря этому процессу на поверхности ледяной глыбы можно наблюдать множество разноцветных полосок. То есть не все айсберги белые или прозрачные, какими они изображены на картинках. На некоторых из них мы можем наблюдать удивительную игру цветов и оттенков. Причём чем старше айсберг, тем больше полос на нём присутствует. Глядя на них, может показаться, что сама природа умелой рукой украсила эти глыбы льда.
9. Водоворот


Водоворот — огромная воронка с нижней тягой, засасывающая всё, что оказывается поблизости

Слово «водоворот» будто нарочно предупреждает людей о том, что этого явления стоит опасаться. Интересно, что впервые оно было употреблено известным писателем Эдгаром Алланом По. Он охарактеризовал его как «разрушительное течение». На самом деле океанский водоворот - это мощнейшая воронка с нижней тягой, медленно, но уверенно засасывающая всё, что оказывается поблизости. Они бывают трёх типов - постоянные (существующие в одном и том же месте всегда), сезонные (вызывающиеся определёнными климатическими условиями) и эпизодические (возникающие, например, при землетрясениях).

В морях и океанах водовороты чаще всего вызываются столкновением приливных или отливных волн с встречными течениями. При этом вода в них может перемещаться со скоростью в сотни километров в час.

Это интересно: Ширина водоворотов иногда достигает 3-5 километров. Жертвами таких явлений могут стать не только маленькие яхты и рыболовецкие лодки, но и крупные лайнеры. Возможно, вы помните шокирующий случай, когда в 2011 году у берегов Японии в образовавшийся после землетрясения водоворот затянуло судно с сотней пассажиров на борту.

Раньше люди верили в легенды, утверждающие, что водовороты непременно утянут их на самое дно океана. Но учёные развенчали подобные мифы.
8. Красный прилив


Самый большой Красный прилив можно наблюдать во Флоридском заливе

Волны насыщенных ярко-красных и оранжевых оттенков - удивительно красивое природное явление. Но наслаждаться красными приливами слишком часто вредно для здоровья, ведь они таят в себе немалую опасность.

Цветение морских водорослей (из-за которого вода и окрашивается в алый оттенок) может происходить настолько интенсивно, что растения начинают вырабатывать всевозможные токсины и химикаты. Часть их растворяется в воде, часть попадает в воздух. Токсины наносят вред представителям водной флоры и фауны, морским птицам и даже людям.

Самый большой Красный прилив на планете ежегодно наблюдается у побережья залива Флориды в июне-июле.
7. Брайникл (солёная сосулька)


Брайникл распускает по дну моря ледяную сеть, выбраться из которой не сможет ни одно живое существо

Удивительное произведение природы - солёная сосулька, представляет собой нечто невообразимое. Когда брайникл окончательно сформирован, он выглядит примерно как опущенный в воду кристалл. Солёные сосульки образуются, когда вода, образовавшаяся в процессе таяния льда, просачивается в море. Учитывая, что для образования солёных сосулек нужны очень низкие температуры воздуха и воды, их можно наблюдать только в холодных водах Арктики и у берегов Антарктиды.

Это интересно: Брайниклы таят в себе большую опасность для флоры и фауны океана. В момент соприкосновения с ними морские звёзды, рыбы и даже водоросли или примораживаются и замерзают, или получают значительные порезы.

Общепризнанная модель формирования брайниклов была описана океанографом Силье Мартином ещё в 1974 году. Более 30 лет свидетелями этого яркого океанического представления могли стать только учёные. Но в 2011 году процесс формирования морской сосульки был снят на видео оператором BBC.

Поток солёной воды, вытекающей из ледяной глыбы, настолько холодный, что окружающая его жидкость почти моментально замерзает. Через считанные секунды после того, как брайникл оказывается в океане, вокруг него образовывается хрупкая броня, состоящая из пористого льда. При достижении критической массы сосулька обрушивается на дно. Затем она начинает распускать свои холодные сети дальше. Любое попавшее в них животное обречено на гибель. На глазах у операторов «сосулька-убийца» за 3 часа проросла на несколько метров и достигла океанского дна. После этого за каких-то 15 минут брайникл уничтожил всех морских обитателей, находившихся в радиусе четырёх метров.
6. Самая длинная на Земле волна


Бразильцы называют процесс образования самой длинной волны Поророка

Погодные условия оказывают огромное влияние на воды океана. Неудивительно, что некоторые природные явления можно наблюдать лишь в определённый сезон при сочетании множества способствующих им факторов.

Так, самую длинную на планете волну можно увидеть в Бразилии не чаще 2 раз в году. В конце февраля, а затем в начале марта огромный объём воды из Атлантического океана поднимается вверх по устью реки Амазонка. При столкновении течения реки с приливными силами океана образуется самая длинная на Земле волна. В Бразилии это явление называют Поророка. Высота волн, образующихся в ходе этого явления, иногда достигает 3,5-4 метров. А услышать шум волны можно за полчаса до того, как она с грохотом обрушится на берег. Иногда Поророка разрушает прибрежные дома или вырывает деревья с корнями.
5. Морозные цветы


Тысячи удивительных морозных цветов в арктических водах

О существовании этих нежных, очаровательных цветов знают немногие. Морозные цветы образуются достаточно редко - только на молодом льду в холодной морской воде. Их формирование происходит при низкой температуре в безветренную погоду. Диаметр подобных образований обычно не превышает четырёх сантиметров, выглядят же они как хрустальные копии настоящих цветов. В них содержится много соли, этим и объясняется кристаллизованный вид морозных цветов.

Это интересно: Если на каком-то небольшом участке моря образуются миллионы подобных цветов, они начинают «выпускать» соль в воздух!

Море способно не только создавать условия для жизни и поддерживать её. Оно и само меняется, подобно живому организму. А морозные цветы - пример одного из самых красивых предметов искусства, созданных Мировым океаном.
4. Волны-убийцы


Блуждающие волны-убийцы могут достигать высоты в 25 метров и больше. Причины их образования достоверно неизвестны

Как правило, определить момент образования волны не составляет труда. Но существуют так называемые волны-убийцы, которые, по сути, появляются из ниоткуда и не проявляют никаких признаков своего приближения.

Это интересно: Обычно волны-убийцы встречаются в открытом океане далеко от суши. Они могут появляться даже в ясную погоду при отсутствии сильного ветра. Причины до сих пор не установлены. Их размеры просто колоссальны. Высота блуждающих волн-убийц может достигать 30 метров, а иногда и больше!

Долгое время учёные считали блуждающие волны вымыслом моряков, ведь они не укладывались ни в какие существовавшие математические модели возникновения и поведения волн. Дело в том, что с точки зрения классической океанологии волна высотой более 20,7 метров не может существовать в земных условиях. Не хватало и достоверных свидетельств их существования. Но 1 января 1995 года на норвежской нефтяной платформе «Дропнер», расположенной в Северном море, приборы зафиксировали волну высотой в 25,6 метра. Её назвали волной Дропнера. Вскоре начались исследования в рамках проекта MaxWave. Специалисты вели мониторинг водной поверхности Земли с помощью двух радарных спутников, запущенных Европейским космическим агентством. Всего за 3 недели в океанах было зафиксировано 10 одиночных блуждающих волн высотой более 25 метров.

После этого учёные были вынуждены по-новому взглянуть на случаи гибели огромных судов - контейнеровозов и супертанкеров. Волны-убийцы были включены в число вероятных причин этих катастроф. Позднее было доказано, что в 1980 году 300-метровый английский сухогруз «Дербишир» затонул у берегов Японии после столкновения с гигантской волной, пробившей грузовой люк и залившей трюмы. Тогда погибло 44 человека.

Волны-убийцы - ночной кошмар моряков, фигурирующий во многих рассказах и легендах. В них скрывается что-то загадочное и зловещее. Кажется невероятным, что предсказать появление такой стены воды практически невозможно. Мысль о волнах-убийцах определённо заставит вас пересмотреть своё отношение к океану. Вряд ли вы продолжите полагать, что в спокойную погоду можно заплыть на катере или яхте далеко от берега, не опасаясь за свою жизнь.
3. Место встречи Балтийского моря с Северным


Слева — Северное море, справа — Балтийское. Удивительно, но их воды не смешиваются

В датской провинции Скаген можно наблюдать удивительное явление, ранее вызывавшее немало споров среди учёных. В живописном месте встречаются 2 соседних моря - Балтийское и Северное. Удивительно, но они не смешиваются, словно будучи разделёнными невидимой стеной. Цвет воды в каждом море отличается, это позволяет визуально определить границу между ними.

По мнению океанологов, показатели плотности морских вод отличаются, как и их солёность (у Северного моря она в 1,5 раза выше). Из-за этого каждое море остаётся по свою сторону «водораздела», не смешиваясь с соседним и не уступая ему. Кроме состава воды, граница выражена настолько ярко благодаря противоположным течениям в двух проливах. Набегая друг на друга, они образуют сталкивающиеся волны.

Интересно, что встреча Северного моря с Балтийским упоминается в религиозной литературе - в «Коране». Непонятно только, как древние мусульмане добрались к территории современной Дании, чтобы повидать это фантастическое зрелище.
2. Биолюминесценция


Свечение океана в прибрежных водах — фантастическое зрелище

Биолюминесценция воды - явление, потрясающе выглядящее на фотографиях и ещё эффектнее в реальности. Свечение океана обусловлено простейшими водорослями - динофлагеллятами, составляющими большую часть планктона.

Крошечная молекула - субстрат люциферин, окисляется под воздействием фермента люциферазы и кислорода. Высвобождаемая энергия не превращается в тепловую, а возбуждает молекулы вещества, которое испускает фотоны. Типом люциферина определяется частота света, то есть цвет свечения.

Лучше всего наблюдать свечение океана во время размножения одноклеточных водорослей (обычно - не более 3 недель в году). Крошечных огоньков становится так много, что морская вода становится похожей на молоко, правда, окрашенное в ярко-голубой цвет. Впрочем, любоваться биолюминесценцией моря или океана следует осторожно: многие водоросли вырабатывают опасные для здоровья человека токсины. Поэтому в период их размножения и наибольшей интенсивности свечения наблюдать за ярким приливом всё же будет лучше, находясь на берегу. И обязательно в ночное время! Может показаться, что под водой скрыты огромные прожекторы, освещающие её из глубины.
1. Феномен Молочного моря


Свечение океана, вызванное явлением биолюминесценции, иногда можно заметить даже из космоса!

Феномен Молочного моря наблюдается в Индийском океане, и это - одно из проявлений процесса биолюминесценции.

Это интересно: В определённых зонах океана создаются идеальные условия для размножения бактерий. Тогда огромные объёмы солёной воды начинают светиться и окрашиваются светло-голубыми огоньками. Иногда бактериями освещаются такие большие участки воды, что их можно легко заметить даже из космоса. Такое зрелище никого не оставит равнодушным!

Это явление наблюдается уже не первое столетие. Свечение воды часто наблюдалось моряками в древности, оно заставляло их восторженно вглядываться в глубины океана. Однако если раньше люди не могли найти объяснения этому феномену, то в наше время о его природе известно всё. Но это не мешает свечению воды оставаться фантастическим зрелищем.

Подобные явления показывают всю красоту и разнообразие величественного Мирового океана. Наблюдая за ними, невольно ловишь себя на мысли, что человеческая цивилизация, насколько бы развитой она ни была, не сможет создать ничего подобного! Ведь люди - лишь временные гости на этой удивительной планете. И мы должны не разрушить, а сохранить всё великолепие природы для грядущих поколений.

Вспоминаем: Что такое Мировой океан? На какие части он подразделяется? Каковы основные формы океанического дна? Как изменяется температура океанских вод? Каковы виды движения вод в океане? Под воздействием каких причин образуются морские волны, цунами, океанские течения, приливы и отливы? В чем особенности морских растений и животных и как они распределяются в океане? Какие богатства Мирового океана используются человеком? Каково отрицательное воздействие человека на океан? Как бороться с загрязнением вод Мирового океана?

Ключевые слова: экспедиционные суда, дрейфующие станции, подводные аппараты, искусственные спутники и космические корабли.

1. Изучение океана в прошлом. Океан всегда поражал человека своими просторами, мощью, загадочными далями. Древние люди пытались по-своему объяснить непонятные явления в океане. В их воображении возникали не природные процессы, а морские духи, а затем и божества. У древних греков это были Посейдон, а у римлян – Нептун.

В настоящее время моряки всех стран не забывают о своем покровителе Нептуне и устраивают в честь его праздник.

Если на суше осталось не так уж много неизведанных территорий, то в глубинах океана и сейчас немало неизведанного и даже загадочного. Раньше всего люди познакомились с тем, что происходит на поверхности океана и в прибрежных, неглубоких его частях.

Первыми исследователями океана были ныряльщики за жемчугом и морскими губками. Ныряли они безо всяких приспособлений и могли находиться под водой всего несколько минут.

2. Современные исследования Мирового океана. Прошло немало времени, прежде чем у исследователей появились тяжелые жесткие костюмы - скафандры, соединенные шлангом и тросом с кораблем. В сороковые годы XX века Ж.И.Кусто изобрел акваланг. Это открыло дорогу для исследования морских глубин широкому кругу людей: археологам, геологам, океанологам, спортсменам-подводникам (рис. 110).

Несмотря на опасности, подстерегающие исследователей в океане, изучение его не прекращается.

Исследование океана осуществляется с помощью специальных экспедиционных судов, дрейфующих станций, искусственных спутников Земли, подводных аппаратов. Один из них – батискаф – называют подводным дирижаблем (рис. 111).

Рис. 111. Батискаф

На батискафе "Триест" в 1960 году швейцарский ученый Жак Пикар с помощником спустились в Марианский желоб на глубину около 10 500 м. Иногда на глубине 10-20 метров устанавливают подводные дома - лаборатории.

Важная роль в изучении океанов и морей принадлежит искусственным спутникам Земли и космическим кораблям. Со спутников, например, изучают морские течения, ведут наблюдения за теплым течением Гольфстрим, морскими волнами и льдами.

Океан изучается всесторонне. Выясняются свойства воды, ее движение на разных глубинах, особенности морских организмов и их распространение, измеряются глубины, берутся и исследуются образцы донных осадков.

При необходимости изучения больших участков океана ученые разных стран объединяют свои усилия. В таких исследованиях участвуют десятки специальных судов, самолеты, подводные аппараты, искусственные спутники Земли.

Результаты исследований имеют большое значение для судоходства, рыболовства, поисков полезных ископаемых и их добычи.

    1. Как изучают Мировой океан? 2. Какую роль в исследовании океанов играют искусственные спутники Земли и космические корабли? 3. Почему необходимо изучать океан? 4* Знаете ли вы, когда проводится праздник Нептуна и каким ритуалом он сопровождается?

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

«ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС»

Карточки для индивидуальной работы по теме «Что изучает география»

параграфа и тема

карточек

    Мир, в котором мы живём

1 – 6

    Науки о природе

7 – 14

    География – наука о Земле

15 – 20

    Методы географических исследований

21 – 23

Карточка № 1

    Что называют явлениями природы?

    Как называют явления, происходящие в неживой природе?

Карточка № 2

    Что такое природа?

    Что составляет мир неживой природы Земли?

    Приведите примеры биологических явлений в природе.

Карточка № 3

    Что составляет мир живой природы Земли?

    Как называют явления, происходящие в живой природе?

    Приведите примеры физических явлений в природе.

Карточка № 4

Задание: Перепиши текст, вставляя нужное по смыслу слово.

Земля – уникальная планета: из всех планет Солнечной … только на ней существует … Всё многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир … природы. Мир … природы – это моря и океаны, равнины и горы, полезные ископаемые и воздух. Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, - … природы – делят на … и … Некоторые явления действуют разрушительно на живую и неживую природу. Огромное влияние на изменение облика Земли оказывает … Нередко по его вине происходят … катастрофы, от которых страдают люди и другие живые организмы, а также почва, вода, воздух.

Карточка № 5

Как человек влияет на изменение облика Земли? Приведите примеры изменения природы человеком в нашей местности.

Карточка № 6: ДА или НЕТ?

    Мы живём на планете Земля?

    Учёным удалось обнаружить жизнь на нескольких планетах?

    Всё многообразие живых организмов, включая человека, составляет мир живой природы?

    Ручейки, озёра, океаны, горы и равнины, недра Земли с полезными ископаемыми, воздушное пространство - всё это составляет мир неживой природы?

    Живая и неживая природа существует в тесной взаимосвязи?

    В почве нет живых организмов?

    На поверхности почвы идёт активная жизнь: почвенные животные перерабатывают отмершие растительные остатки и затаскивают их в почву.

    В водоёме нет жизни.

    Всюду есть жизнь и даже на камнях.

    Объекты неживой природы не являются средой обитания живых организмов.

    Процессы, происходящие в природе и изменяющие её, называют явлениями природы?

    Физические явления происходят в неживой природе?

    Биологические явления происходят в живой природе?

    Изменение окраски меха, например, у лисы это физическое явление природы.

    Изменение окраски листьев у деревьев это физическое явление природы.

    Листопад у деревьев это биологическое явление природы.

    Дождь, гроза, снег, ветер это биологические явления природы.

    Смена времён года, смена дня и ночи – это биологическое явление.

    Человек не влияет на изменение облика нашей планеты.

    Пожары, взрывы газа, выбросы в воздух радиоактивных веществ, утечка нефти и ядовитых отходов производства – это техногенные катастрофы.

    В результате техногенных катастроф не погибают люди и животные.

    В результате техногенных катастроф не загрязняется почва, вода, воздух.

Карточка № 7

    Как в старину называли природу?

    Астрономия – это наука …

    Экология – это наука …

Карточка № 8

    Перечислите науки о природе.

    Вещество – это …

Карточка № 9

    Что изучают естественные науки?

    Тело - …

    Вещество – это…

Карточка № 10

    Физика – это наука …

    Химия – это наука …

    География – это наука…

Карточка № 11

    Почему науки о природе получили общее название естественные науки?

    Биология – это наука …

    География – это наука …

Карточка № 12

Что такое тела, вещества и явления природы?

Карточка № 13

Установи соответствие между понятием и определением

Понятие

Определение

    Астрономия

А – наука о веществах и их превращениях

    Физика

Б – «землеописание»

    Химия

В – наука о небесных телах

    География

Г – наука о живой природе

    Биология

Д – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы

    Экология

Е – наука, изучающая разнообразные явления природы

1

2

3

4

5

6

Карточка № 14

Дайте определение понятий:

а) естественные науки – это …

б) астрономия – это …

в) физика - …

г) химия - …

д) география - …

е) биология - …

з) экология - …

Карточка № 15

    География – это …

    Назовите два основных раздела географии.

    Назовите, какая из географических наук изучает население Земли.

Карточка № 16

    Что такое география?

    Что изучает физическая география?

    Что изучает социально-экономическая география?

Карточка № 17

    Назови, какая из географических наук изучает процессы, происходящие в Мировом океане.

    Назови, какая из географических наук изучает процессы, происходящие в грунтах, на которых возводятся сооружения.

    Назови, какая из географических наук изучает влияние особенностей территории на состояние здоровья населения.

Карточка № 18

    Назови, какая из географических наук изучает климаты Земли.

    Назови, какая из географических наук изучает состав и строение земной коры.

    Назови, какая из географических наук изучает рельеф земной поверхности.

Карточка № 19

Перепиши текст, вставляя пропущенные слова:

Современная география образует группу взаимосвязанных наук, количество которых постоянно увеличивается. Выделяют два основных раздела: … географию … географию. К физико-географическим относят …, …, … и другие. Второй раздел также объединяет множество наук: …, …, … и др.

Карточка № 20

Установи соответствие

«Семья» географических наук

Определение

    Геоморфология

    Демография

    Биогеография

    Медицинская география

    Историческая география

    Инженерная география

    Военная география

    Картография

    Геология

    Климатология

    Океанология

А) Наука о процессах, происходящих в грунтах, на которых возводятся сооружения

Б) Наука о распространении и распределении живых организмов по земному шару

В) Это география территорий на определённом этапе их развития

Г) Наука о населении, его количестве, условиях жизни

Д) Наука о природных процессах, происходящих в Мировом океане

Е) Наука о влиянии особенностей территорий на состояние здоровья проживающего там населения

Ж) Наука об истории возникновения, составе и строении земной коры образовании и размещении в ней полезных ископаемых

З) Наука о климатах земного шара

И) Наука о рельефе земной поверхности

К) Наука о создании и использовании различных карт

Л) Наука о применении географических объектов в военном деле

Карточка № 21

    География - …

    Метод – это…

    Как и все науки, география обладает специальными методами исследований. Перечислите их.

Карточка № 22

    Самый большой материк - …

    Самый маленький материк - …

    Самый большой океан - …

    Самый маленький океан - …

    Чего на Земле больше по площади – суши или воды?

Карточка № 23

Установи соответствие

Метод

    Географическое описание

А) Один из важнейших в географии. Наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций позволяют составить очень точные карты, находить новые месторождения полезных ископаемых, следить за погодой и т.д.

    Картографический метод

Б) Сейчас этим методом широко пользуются участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, а также Арктику и Антарктиду

    Сравнительно-географический метод

В) Используют для анализа статистических данных – количественных и качественных.

    Аэрокосмический метод

Г) Представляет собой применение карт для научного и практического познания изображённых на них объектов и явлений.

    Статистический метод

Д) Один из старейших в географии. Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессов.

Когда я оканчивала школу, то ЕГЭ ещё не придумали. Сейчас я часто слышу, что тесты весьма сложные, и решила испытать себя, заглянув в список приблизительных тем и заданий по географии. Вот, что из этого получилось.

Наука о Мировом океане

Попала я на раздел географических наук. Первый вопрос касался науки, изучающей протекающие в Мировом океане процессы. Мне было известно, что название ей - океанология. Эта наука охватывает настолько много моментов в данной сфере, что её раздробили на более узкоспециализированные:

  1. Химическая океанология.
  2. Физическая.
  3. Техническая.
  4. Взаимодействие океана и атмосферы.
  5. Морская.
  6. Промысловая.

Грунты под сооружения

Поведение грунтов, предназначенных для сооружений, и их взаимодействие с элементами техносферы изучает инженерная геология. В её структуре выделяют три раздела-компонента: инженерная геодинамика, грунтоведение и региональная инженерная геология.

Климат и рельеф Земли

Климатические условия Земного шара, закономерности климатообразования и их размещение на планете исследуется наукой климатологией.

Рельеф, характер поверхности, история развития и происхождение форм рельефа, закономерности их распространения изучается геоморфологией. В этой науке детально изучаются уровни рельефа: элементы, формы и комплексы.


Земная кора

Состав, строение, характер поверхности, а также закономерности развития земной коры нашей планеты входят в круг интересов науки геологии. Она охватывает множество отдельных наук, которые имеют свои конкретные объекты изучения и используют собственные методы исследования. Примеры этих наук: тектоника, вулканология, минералогия, палеонтология и даже вышеупомянутая инженерная геология.

Население и влияние специфики территории на его здоровье

Наука, внимание которой сосредоточено на населении Земли, закономерностях распределения и воспроизводства, на миграции его, численности, составе, именуется демографией.


Влияние особенностей географической среды на здоровье людей, порядок распространения болезней изучается медицинской географией.

В нашей стране начало изучению Мирового океана положил Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он изобрел ряд приборов для мореходства, океанографии, геодезии, метеорологии. Особенно большое значение имел прибор для измерения морских течений. В 1761 г. Михаил Ломоносов составил классификацию морских льдов, а двумя годами позже - описание Северного Ледовитого океана. Он научно обосновал идею возможности освоения Север­ного морского пути.

Ранние русские исследования далеких северных и восточных морских путей в XVII -XVIII в.в, осуществлены экспедициями, снаряженными по указу Петра I . Экспедиция адмирала Ивана Фёдоровича Крузенштерна (1770-1846) и адмирала Юрия Фёдоровича Лисянского (1773-1837) на парус­ных судах «Надежда» и «Нева» в 1803-1806 гг. начались круго­светные плавания русских кораблей для изучения и освоения Мирового океана.

В результате проведенных исследований уточ­нена карта мира, открыт ряд островов, собран богатейший на­учный материал, подробно изучены обширные районы Тихого океана.

В 1815-1818 гг. состоялась кругосветная экспедиция Отто Евстафьевича Коцебу (1788-1846) на шлюпе «Рюрик», открыл в Тихом океане 399 островов и к юго-востоку от Берингова пролива - залив Коцебу. В экспедиции принимал участие известный русский физик Эмилий Христианович Ленц (при рождении Генрих Фридрих Эмиль Ленц. Были проведены большие научные работы в Тихом океане, в том числе многочисленные этнографические исследования на островах тропической зоны Тихого океана.

Русский мореплаватель, географ, исследователь Арктики, адмирал (1855), президент Академии Наук в 1864-1882. Фёдор Петрович Литке (1797- 1882) описал западное побережье Новой Земли, Баренцево и Бе­лое моря. Совершил два кругосветных плавания - в 1817-1819 и 1826-1829 гг., во время которых исследовал Камчатку, Чукот­ку, Каролинские острова, острова Бонин; составил атлас и опи­сание своих путешествий, Ф. П. Литке - один из создателей Рус­ского географического общества. В его честь была учреждена золотая медаль.

В 1819-1921 гг. состоялась экспедиция двух шлюпов - «Вос­ток» под командованием Фаддея Фаддееевич Беллинсгаузена (1779-1852) знаменитого российского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и «Мирный» под командованием Михаила Петровича Лазарева (1788-1851). Они плыли в направлении к Южному полюсу, чтобы решить древнюю загадку о южном материке. Преодолев огромные труд­ности плавания под парусами в ледовой обстановке, корабли подошли к Антарктиде. 10 января 1821 г. моряки «Мирного» и «Востока» одновременно увидели остров. Его назвали островом Петра I .

29 января 1821 году был обнаружен берег Антарктиды; ему дали название Берег Александра I .Так было сделано величайшее географическое открытие XIX в.- открытие шестого материка -Антарктиды. За время плавания Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева был собран богатый океанологический материал, главным об­разом в широтах южного полушария, особенно в водах Антарк­тики.

Наши отечественные экспедиции XIX в., совершаемые на па­русных кораблях, имели большое значение для исследования Мирового океана.

В 1815 г. Иван Фёдорович Крузенштерн на основании русских исследований составил первый «Атлас Южного моря» (Тихого океана). Русские моряки и ученые осу­ществили 25 кругосветных плаваний, впервые описали межпас­сатное противотечение в Тихом океане. Были открыты и другие течения, собраны разнообразные ценные сведения по океаноло­гии. Отмечены на карте громадные пространства почти неизвест­ных тогда областей на севере и юге Тихого океана; много исправ­лений внесено в карты других океанов и морей.

За рубежом летопись современной океанологии ведется со времени трехлетней экспедиции английского судна «Челленджер», совершившего кругосветное плавание в 1872-1876 гг. Организа­тором специальной научноисследовательной экспедиции на «Челленджере» был Чарлз Томсон. Собранные экспедицией научные материалы о Мировом океане обрабатывались и изучались в те­чение 20 лет. Издание результатов исследований закончилось в 1895 г. и составило 50 больших томов, которые и в настоящее время имеют важное значение в познании океана. Экспедиция дала много новых сведений о физических, химических и биоло­гических явлениях и процессах, происходящих в океане.

Из замечательной плеяды русских океанографов конца XIX в. и начала XX в. особо выделяется имя Степана Осиповича Макарова (1848- 1904) - океанографа, полярного исследователя, кораблестроителя, вице-адмирала флотоводца, изобретателя и теоретика кораблестроения, неутомимого исследователя океанов и морей. Его девиз был: «В море - значит дома». Он является одним из основоположников отечественной океанологии. В 1895 году разработал русскую семафорную азбуку. В 1886-1889 гг. парусно-моторный корвет «Витязь» под командованием С. О. Ма­карова совершил кругосветное плавание, во время которого проводились океанографические наблюдения и исследования по всем маршрутам плавания.

За три года плавания была выполнена громадная научная работа. Проведенные океанологические исследования описаны в книге «Витязь» и Тихий океан», изданной в 1894 г. и из­вестной теперь во всем мире. Заслуги экспедиции высоко оценены мировой наукой. Название «Витязь» выгравировано на фронтоне Океанографического института в Монако среди названий десяти, самых знаменитых кораблей, с которыми связано изучение и освоение Мирового океана.

Степан Осипович Макаров был также полярным исследователем. С первого в мире мощного ледокола «Ермак», построенного по проекту Степана Осиповича Макарова, в течение ряда лет изучались льды арктического бассейна и глубины океана, велись магнитные и другие наблюде­ния. На борту «Ермака» тщательно исследовались механические свойства морского льда, его строение, плотность. Труд С. О. Ма­карова «Ермак» во льдах» - настольная книга каждого совре­менного океанолога.

В начале XX в. развернулись работы по всестороннему океано­графическому изучению рыбопромысловых районов Мирового океана.

Важное место среди них занимают работы русского зоолога Николая Михайловича Книповича (1862-1939} в Баренцевом море, положившие начало систе­матическому комплексному изучению северных морей. Работал над изучением фауны и физической географии Белого моря.

Итоги русских дореволюционных исследований подведены в капитальном труде русского и советского океанографа и географа Юлия Михайловича Шокальского (185G -1940) «Океанография», изданном в 1917 г.

10 марта 1921 г. вышел декрет за подписью В. И. Ленина об органи­зации океанографического учреждения, названного Плавучим морским научно-исследовательским институтом (Плавморнин). Позднее он преобразован в Полярный НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии им. Н. М. Книповича. Институт разместился в Мурманске. В его задачу входило все­стороннее и планомерное исследование северных морей, их ост­ровов, побережий, биологических и других ресурсов моря. Обслу­живало институт первое советское научно-исследовательское суд­но «Персей» - небольшое (водоизмещением 550 т), но хорошо оборудованное, с несколькими науч­ными лабораториями,

В 20-е и 30-е годы главные усилия советских океанологов были направлены на комплексное изучение морей, омывающих берега СССР.

Материалы исследований второго Международного Полярного года позволили сделать важные научные и практические выводы относительно повышения точности ледовых и погодных прогнозов для развития морского промысла на Крайнем Севере.

Огромный интерес в мире вызвала экспедиция на ледоколь­ном пароходе «Сибиряков», впервые в истории совершившая в 1932 г. за одну морскую навигацию сквозное плавание по Се­верному морскому пути от Архангельска до Владивостока. Был проложить путь, который несколько столетий пытались найти многие мореплаватели.

Тридцатые годы были годами освоения Арктики и Северного морского пути. Многочис­ленные экспедиции, том числе и под руководством известного геофизика и географа Отто Юльевича Шмидта (1891 -1956), по широте научных программ, важ­ности их результатов для народного хозяйства и науки и в то же время по сложности природных условий, в которых они прово­дились, практически не имели себе равных. Особенно выделяются два события: работа первой дрейфующей научной станции «Северный полюс» в 1937-1938 гг., которую позднее стали назы­вать «СП-1», и дрейф ледокольного парохода «Георгий Седов» в 1937-1940 гг.

К 1937 г. накопилось значительное количество сведений о ха­рактере и режиме ледяного покрова, о погоде на окраинных морях Арктики. Но почти не было све­дений о природных явлениях в Центральной Аркти­ке, что задерживало освоение Северного морского пути. Это «белое пятно» и должна была исследовать высаженная на льдину научная станция «СП-1». В составе стан­ции работали полярники - Иван Папанин, Пётр Ширшов, Евгений Федоров и Эрнст Кренкель. Исследователи проводили промеры глубин Северного Ледовитого океана, при этом впервые была установлена глубина океана в районе Север­ного полюса, на разных горизонтах измеряли температуру, течение­ния, изучали состав воды, определяли силу тяжести, вели метеорологические, магнитометрические, биологические и другие на­блюдения. Результаты работы станции «СП-1» опровергли многие представления ученых мира об Арк­тике.

Было установлено, что в районе Северного полюса островов и земли нет, но жизнь есть. Установлены совершенно новые закономерности в погодных явлениях и атмосферных процессах Центральной Арктики. Среди Ученых существовало мнение, что в течение всего года над поляр­ным бассейном держится устойчивая холодная погода с высоким давлением - так называемая «шапка холода». Оказалось, что в районе полюса циркулирует относительно теплая масса воздуха, а циклоны возникают так же часто, как и на материке, принося неустойчивую погоду, дожди, снег, туманы, сильные ветры.

В 1937 г. близ Новосибирских островов были зажаты льдами ледокольные пароходы «Садко», «Малыгин» и «Георгий Седов». Ледоколу «Ермак» удалось вывести из ледового плена «Садко» и «Малыгина». Ледокол «Георгий Седов» вместе с дрейфующим льдом пересек весь Центральный арктический бассейн и в 1940 г. был вынесен в Гренландское море. Простому ледокольному па­роходу, не подготовленному к условиям продолжительного ледово­го дрейфа, удалось не только повторить всемирно известный дрейф на Фраме. Фритьоф Нансен (1893-1896 гг.)- норвежский полярный исследователь, учёный-зоолог, основатель новой науки - физической океанографии, но и ближе подойти к Северному полюсу. В высоких широтах «Георгий Седов» про­был вдвое дольше, чем норвежский «Фрам», и в три раза, чем станция «СП-1». Советским морякам «Георгия Седова» под ко­мандованием капитана К. С. Бадигина удалось преодолеть труд­ности ледового дрейфа.

Полученные в итоге дрейфов «СП-1» и «Георгия Седова» науч­ные данные сыграли важную роль в развитии арктического мореплавания и превращения Северного морского пути в действующую транспортную магистраль.

Послевоенный период знаменуется интенсивным, широким и всесторонним изучением всех районов Мирового океана. Был со­здан ряд научных учреждений океанологического профиля. Один из участников дрейфа станции «СП-1» Пётр Петрович Ширшов организо­вал и возглавил Институт океанологии Академии наук СССР. Сейчас институт носит его имя.В 1949 г. было спущено на воду экспедиционное исследова­тельское судно этого института «Витязь»- флагманом советского науч­но-исследовательского флота. Изучая природу, раскрывая ее сокровенные тайны, он побывал в неизведанных районах Миро­вого океана, подходил к берегам далеких островов, исследовал наибольшие глубины, был в «Бермудском треугольнике», шел навстречу тайфунам и штормам.

На первом «Витязе» плавал знаменитый русский уче­ный Николай Николаевич Миклухо-Маклай, российский этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-1880-е годы).

На втором «Витязе» исследовал Ти­хий океан С. О. Макаров. Третий «Витязь» принимал участие во многих международных экспедициях. С третьим «Витязем» связана целая эпоха открытий и исследований в Мировом океане Во время экспедиции об­наружена жизнь на максимальных глубинах, открыты глубоко­водные хребты, желоба, горы, течения, определена наибольшая глубина Мирового океана.. Свой послед­ний, шестьдесят пятый, рейс «Витязь»- совершил в 1979 г.

В 1982 г. вступил в строй четвертый «Витязь» - самое сов­ременное в мире научно-исследовательское судно, оснащенное по последнему слову науки и техники. На его борту имеются обитае­мые и телеуправляемые подводные аппараты и другая глубоко­водная техника, позволяющая исследователям опускаться в глу­бины океана.

Наряду с «Витязем» тайны морей и океанов исследуют мно­гие современные корабли науки: «Михаил Ломоносов», «Академик Курчатов», «Дмитрий Менделеев», «Академик Вер­надский», «Академик Сергей Королев», «Космонавт Владимир Комаров» и др. Их по праву называют современными научно-исследовательскими плавучими институтами.

Человек уже давно изучает океан, но всё равно океан хранит много тайн. Сложная конфигурация берегов, переменные глубины, меняющиеся погодные и климатические условия, другие земные и космические факторы, влияющие на природу океана,- все это затрудняет исследования. Не окон­чена даже его «инвентаризация». Специалисты ежегодно откры­вают и описывают новые подводные горы, ущелья, равнины, а также процессы и явления, происходящие в океане, открывают неизвестные науке виды животных и растений, обнаруживают новые минеральные богатства. На помощь исследователям глу­бин пришла космическая техника.

Какие науки изучают Мировой океан!

Изучением и исследованием Мирового океана занимаются Многие науки. Основные из них - — океанология, исследующая различные физические, химические, биологические, геологические процессы и их взаимосвязи с атмосферой. К океанологическим дисциплинам относят физику океана, химию океана, биологию океана и другие смеж­ные дисциплины.

Физика океана - наука, изучающая за­кономерности взаимодействия океана и атмосферы (гидротермо-динампка, акустика и оптика океана, исследование его радиоак­тивности и электромагнитного поля в нем).

Химия океана - наука, устанавливающая закономерности обмена и трансформа­ции химического вещества в океане и формирование его стабиль­ности.

Биология океана - наука, выясняющая закономер­ности формирования и оценки биомассы и годовой продуктив­ности важнейших видов организмов, возможности управления биологической продуктивностью океана. Геология океа­на - наука о выявлении закономерностей развития геологических процессов на дне и под дном океана и формирования месторож­дений полезных ископаемых.

Океанография - наука, изучающая и описывающая фи­зические и химические свойства водной среды, закономерности физических и химических процессов и явлений в Мировом океане в их взаимодействии с атмосферой, сушен и дном.

Один из разделов океанологии - морская гидрогра­фия. Она занимается изучением морского дна и возможностей использования морских природных ресурсов. В результате гидрографических работ создаются морские плинглционные карты и лоции (путеводители с рекомендованными курсами), описания берегов и портов, якорных стоянок, маяков и навигационных знаков; без этих пособий ни один корабль не выходит в море.