История Древнего Египта: кратко. Откуда пришли древние египтяне Происхождение мира по мнению египтян




По сравнению с теогонией и космогонией, мифы о происхождении человека гораздо менее выразительны. Люди родились из слез солярного бога Ра. Он (т.е. бог-солнце) сотворил для их блага небо и землю... Он сотворил воздух, чтобы оживлять их ноздри, ибо они были его подобием, сотворены из его плоти. Он светит на небе, он сотворил для них растения и животных, птиц и рыб, чтобы питать их».

Было время, когда боги жили на земле среди людей, а Ра был фараоном и в царстве богов, и в загробном мире. Но со временем он стал дряхлым и слабым, и не одни боги решили воспользоваться этим. Люди тоже заметили слабость Ра и объединились против него. Но Ра знал о заговоре против него и созвал богов на совет, чтобы обсудить, как подавить восстание. Собрание проходило тайно, чтобы люди не узнали, что их замысел раскрыт. Решение было единогласным, по совету бога Нуна: его сын Ра должен оставаться на троне и послать к людям свой глаз в форме богини Сехмет, чтобы покарать их.

Для этой цели была выбрана Хатор, и после превращения в злобную львицу Сехмет она отправилась к людям, чтобы начать кровопролитную бойню. Все живое, что попадалось Сехмет на пути, она убивала. Но, когда Ра это увидел, его сердце преисполнилось сострадания к людям, и он решил прекратить свою кару. Но не так-то просто было остановить выпущенную на свободу дикую силу Сехмет. Тогда Ра пошёл на хитрость (в некоторых мифах считается, что ему подсказал это хитрый Тот): на пути Сехмет были разлиты тысячи кувшинов пива, в которое был подмешан порошок гематита, чтобы сделать его красным, как кровь. Яростная львица увидела это озеро, приняла его за человеческую кровь и начала жадно пить. И настолько она опьянела, что не могла даже узнать людей и причинить им вред.

Настолько все это огорчило Ра, что он решил уйти из мира. Он забрался на спину Нут, превратившейся в корову, и она унесла его в небо. Другие боги схватились за её живот, и превратились на пути к небу в звезды. С тех пор небо с землёй разделены, как и боги с людьми, и с тех пор ведется нынешняя история.

Посмертное путешествие фараона.

«Тексты пирамид» посвящены почти исключительно концепциям посмертной судьбы фараона.

Несмотря на усилия богословов, доктрина не была должным образом систематизирована. В ней есть противоречия, параллельные, а порой и противоположные идеи. Тем не менее, в большинстве текстов говорится о путешествии фараона на небо. Он улетает туда в виде птицы - сокола, цапли, дикого гуся, в виде скарабея или кузнечика и т.п. На помощь ему должны прийти ветры, облака, боги. Иногда фараон поднимается в небо по лестнице.

Во время своего вознесения фараон уже становится богом, совершенно отличным по своей сущности от породы людей. Однако прежде чем оказаться в небесном обиталище на Востоке, именуемом Полем Подношений, фараон должен пройти определенные испытания. Вход защищен озером «с извилистыми берегами», а перевозчик через озеро наделен властью судьи. Чтобы получить место в лодке, следовало выполнить все ритуальные очищения и, прежде всего, дать ответы на вопросы инициатического характера, т.е. ответить стереотипными формулами, которые служили паролем. Иногда фараон прибегал к мольбе или к магии, или даже к угрозам. Он обращался с молитвой к богам (особенно к Ра, Тоту и Гору) или просил у двух сикамор, между которыми ежедневно восходит солнце, разрешить ему войти на Поле Тростников.

На небесах фараона с триумфом встречает Бог-Солнце, и во все четыре стороны света направляются гонцы, чтобы возвестить о его победе над смертью. Фараон и на небесах продолжает свое земное существование: восседая на троне, он принимает знаки почитания от своих подданных и продолжает судить и отдавать приказы. Хотя лишь он один обладает солнцеподобным бессмертием, фараон окружен свитой, прежде всего, из членов своей семьи и высших чиновников.

Прижизненные сакральные функции фараона.

Творец был первым царем, он передал эту функцию своему сыну и наследнику - первому фараону. Эта передача освятила царскую власть как божественный институт. И действительно, жесты и деяния фараона описываются в тех же самых терминах, что и деяния бога Ра. Пример: творение Ра иногда обобщается точной формулировкой: «Он заменил Хаос порядком. И то же самое говорится о Тутанхамоне, который восстановил порядок после «ереси» Эхнатона. Фараон является воплощением маат, слова, переводимого как «истина», но главное значение которого - это «добрый порядок», и отсюда «право», «справедливость». Как воплощение маат, фараон является парадигматическим образцом для всех своих подданных. Дела фараона обеспечивают прочность космоса и государства и, следовательно, непрерывность жизни. Политическая деятельность фараона воспроизводит подвиг Ра: он (фараон) также «отвращает» Апопа - иными словами, следит за тем, чтобы мир не был ввергнут снова в состояние хаоса. Когда на границах появляются враги, они уподобляются Апопу, и победа фараона воспроизводит триумф Ра. В принципе, культовые церемонии должны были проводиться фараоном, но он передавал свои функции жрецам различных храмов. Целью ритуалов, прямой или косвенной, было обеспечение защиты, а значит - неизменности «первоначального творения».

Миф «Об Осирисе и Исиде».

Согласно мифам, во главе пантеона египетских богов стоял бог Солнца Амон-Ра. В мифах рассказывается также о божественной паре - боге земли Гебе и богине звездного неба Нут - у которых родилось четверо детей: боги Осирис и Сет и богини Исида и Нефтида. Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида, были их первыми правителями.

Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Осирис и Исида приоткрыли им таинства жизни и смерти и смысл их собственного существования. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Для людей это было самое прекрасное и счастливое время.

Сет, ненавидевший своего брата Осириса, придумал коварный план его убийства. Он узнал размеры его тела и пригласил его на праздник, где показал гостям саркофаг и пообещал подарить его тому, кому он придется впору. Все гости пробовали лечь в саркофаг, но он подошёл только Осирису. Как только он лег, Сет захлопнул крышку саркофага и залил её свинцом, а затем утопил его в Ниле.

Жена Осириса Исида, будучи беременной, не могла сражаться с Сетом, и он присвоил себе власть над всем миром.

Исида разыскивала тело своего мужа. Дети рассказали ей о злодеянии Сета. Исида шла по следу саркофага до самого Библоса, где нашла его укрытым в стволе дерева, из которого была сделана колонна дворца царя Библа. Исида нанялась при дворе служанкой и завоевала доверие царицы. После того как Исида открылась ей, царица убедила своего мужа освободить саркофаг. После этого Исида доставила тело Осириса обратно в Египет и возродила его к жизни великими заклинаниями.

Для Сета не прошло незамеченным воскресение Осириса. Со всей новообретенной мощью он обрушился на него, убил, расчленил труп и разбросал куски по всей стране. Исида собрала их, чтобы вновь воскресить мужа, но обнаружила, что крокодил (рыба) сожрал его фаллос, и заменила его деревянным (глиняным).

Осирис не воскрес, но стал правителем загробного мира; Сет укреплял свою власть над Египтом и всем миром. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению.Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца. Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.

19. Наиболее значимые религиозные тексты Древнего Египта (краткая характеристика).

«Книга мёртвых» в Древнем Египте - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в посмертии. Различные копии Книги Мертвых могут содержать от нескольких и до двухсот глав различного объёма, начиная от длинных поэтических гимнов и кончая однострочными магическими формулами. Название «Книга мёртвых» дано египтологом Р. Лепсиусом, но правильнее её было бы назвать «Книгой Воскресения», так как её египетское название дословно переводится как «Главы о выходе к свету дня».

Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу мёртвых» проникают элементы морали. По своей сути «Книга мёртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней элементы нравственности переплетаются с древней магией. Так, в 30-й главе «Книги мёртвых» покойный заклинает своё сердце не свидетельствовать против него на посмертном суде. Эта пёстрая смесь религиозно-магических верований объясняется тем, что «Книга мёртвых» составлялась и редактировалась на протяжении ряда веков. Древние тексты традиционно сохранялись до позднего времени, причём их содержание часто становилось непонятным и даже требовало объяснений, которые, например, были добавлены к 17-й главе «Книги мёртвых».

Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. Тот и Анубис взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).

Тексты Саркофагов - коллекция древнеегипетских погребальных заклинаний, высеченных на поверхности саркофагов. Впервые данные надписи появились во времена Первого переходного периода. Эти тексты частично позаимствованы из более ранних источников, таких как Тексты пирамид, содержат существенно новые материалы, связанные с повседневными нуждами человека. Это говорит о том, что данные тексты использовались не только королевской знатью, но и простыми богатыми людьми.

Большая часть текстов написанных на саркофагах относится к периоду Среднего Царства. Однако иногда подобные надписи встречаются на стенах гробниц, на поверхности сундуков, канопов, в папирусах и даже на масках мумий. Из-за ограниченности поверхности, на которую наносились тексты, они часто подвергались сокращению.

В отличие от Текстов пирамид, которые сосредоточены в основном на всём божественном, Тексты саркофагов подчёркивают земные элементы загробной жизни, управляемой Осирисом. В Текстах саркофагов Осирис предлагает загробную жизнь каждому, автоматически присваивая умершим имена с приставкой «Осирис». Это подземное царство описывается как место полное ужасных существ, ловушек и опасностей, которые умерший должен преодолеть. Заклинания записанные в Текстах саркофагов, позволяют умершим защитить себя от опасностей и избежать тем самым второй смерти.

Также в Текстах саркофагов говорится о том, что все люди будут судимы Осирисом и его помощниками, согласно делам совершённым людьми при жизни. Тексты говорят об использовании баланса, который стал опорным судебным пунктом в более поздней Книге мёртвых. Тексты напутствуют умершего в том, как избежать таких утомляющих и рутинных занятий как физический труд, используя всевозможные магические заклинания.

Вдобавок ко всему, в этих текстах есть подробное описание страны мёртвых и её жителей.

Тексты Пирамид - древнейшее произведение египетской религиозной и заупокойной литературы, дошедшее до нас. Название они получили по месту своего нахождения: они покрывают стены внутренних помещений пирамид, расположенных в Саккара, некрополе фараонов Мемфиса. Сами тексты скорее всего старше пирамид, и были созданы задолго до объединения Северного и Южного Египта (около 3000 г. до н. э.).

Несмотря на то, что сравнительно небольшое количество текстов пострадало от времени и грабителей гробниц, их чтение, перевод и толкование до сегодняшнего дня создают немало проблем. Тексты очень сложны как в грамматическом, так и в лексическом отношениях, а орфография необычна (из-за своей древности). В них содержится много намеков на неизвестные нам мифы и легенды.

С. Мерсер выделяет среди Текстов Пирамид следующие сюжеты:

· Погребальный ритуал с приношением даров, что связано с представлением о воссоединении частей распавшегося тела, его оживлением и воскресением покойного царя.

· Магические формулы в защиту от бед и несчастий.

· Ритуал поклонения.

· Религиозные гимны.

· Мифические формулы, отождествляющие покойного царя с тем или иным божеством.

· Молитвы и мольбы от имени покойного царя.

· Прославления величия и могущества покойного царя на небесах (славословия).

Долгое время ученые считали, что отдельные тексты пирамид никак друг с другом не связаны. Однако М. Э. Матье в 1947 г.предложила новый порядок чтения текстов (от входа в пирамиду к саркофагу фараона). Также она высказала точку зрения о том, что Тексты Пирамид - это слова единого заупокойного ритуала, которые произносились во время той части этой церемонии, которая происходила внутри пирамиды.

Древний Египет просуществовал самое длительное время по сравнению с другими цивилизациями мира. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 до н.э., однако, фараоны правили еще на протяжении веков.

Египет занял позиции ведущей ближневосточной державы с 612 по 525 до н.э., после того как освободил страну от иностранных захватчиков.

Он получил статус фараона, что означало продолжение традиции древнего Египта. В 305 г. до н.э. назначенный полководцем Птолемей стал независимым правителем страны. Династия правила до 31 г. н.э. – гибели царицы Клеопатры. После этого Египет был завоеван Римской империей и стал ее провинцией.

История возникновения Древнего Египта

Культура страны претерпела существенные изменения. Период истории, с начала основания цивилизации в 3000 г. до н.э. до завоевания римлянами в 31 г. до н.э., составил почти три тысячи лет.

Египет расположен в долине Нила на северо-востоке Африки. Цивилизация зародилась в Верхнем Египте, на территории городов Абидос и Хираконполис. Затем власть фараонов распространилась на севере в городе Мемфис и Средиземноморье.

К 3000 г. до н.э. объединенное царство Египта занимало всю долину Нила к северу от первого порога Нила на юге – катаракта, рядом с современным Суданом.

К 1250 г. до н.э. Древний Египет занял земли на севере рядом с Ассирийским царством и на востоке до Красного моря, на юге – по течению Нила к , на западе – до Ливийской пустыни

Жизнь населения Египта была сосредоточена вокруг реки Нил и плодородных земель вдоль ее берегов. Крестьяне в долине Нил разработали методы орошения, позволяющие контролировать приток воды во время сезонных разливов и орошения в засушливое время года.

Земли долины были настолько богаты урожаем, что образовываись излишки сельскохозяйственных культур. На вырученные от их продажи средства возводились невероятные архитектурные проекты, как пирамиды Гизы и храмы Луксора. Элита богатела, развивалась внешняя торговля и дипломатия. За ведение захватнических войн предлагалась богатая надрада.

Главными достижениями цивилизации стали:

  • изобретение иероглифов;
  • создание системы управления;
  • возникновени науки математики;
  • освоение промышленности;
  • изобретение ирригационных технологий и эффективных методов ведения сельского хозяйства;
  • организация судебной системы.

Система управления древнего Египта

В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства. Шумерская цивилизация состояла из несколько городов-государств с населением в несколько десятков каждый. Они обладали собственной письменностью. В объединенном Египта власть правительства распространялась на тысячи квадратных метров с населением в несколько миллионов жителей.

Фараон считался как политическим лидером, так и центром . Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом. Также его называли «верховным жрецом каждого храма», поскольку он считался главным культом для поклонения на земле. В глазах древних египтян, власть фараона распространялась между небом и землей. Насколько фараон был благополучил, определяло состояние страны и его народа.


Фараон был ответственным за военное обеспечение и защиту границ. При угрозе захвата территорий он собирал . С покоренных земель собиралась дань – ценные подарки и боевые трофеи.

Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель. Котроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.

Храмы использовали как места поклонений, зернохранилища и казначейства для хранения зерна и товаров.


Армия Египта в древности

Вооружение армии древнего Египта составляли:

  • луки и стрелы;
  • копья;
  • круглые щиты;
  • деревянные рамы из натянутой кожи животных.

Оружие и доспехи изготавливали из бронзы. Щиты делали из твердой древесины с бронзовой пряжкой, использовались копья с наконечниками.В период Нового царства в армию введены колесницы.
Фараоны следовали верхом как глава армии. Многие цари шли в бой лично, чтобы оправдать надежды народа, хотя не всегда это было для них безопасно.
Первым долгом армии была защита Египта против иностранного вторжения. Самым сложным было обеспечение сохранности и рядом с Нубией, где проходили важные торговые пути.


Религия Древнего Египта

Древние египтяне придерживались языческой веры. Они поклонялись множество культов, к которым относили Ра (Солнце), Исида (природа и магия), Гор (защищал на войне), Осирис (правил в царстве мертвых).

Количество фигур для поклонения и их значения менялись со временем. Поклонения или отказ от совершения обрядов в честь определенных богов отражали политические события в Египте. Например, когда к власти пришли правители , событие ознаменовалось основанием Нового царства. Во главу был поставлен Амон, объединенный Ра, так получился Амон-Ра.

Богослужение велось в храмах, обряды вводили священники. Обычно фигуру культа помещали в закрытое помещение. Только в особых случаях ее показывали народу. В каждом доме была установлена собственная статуя, которой поклонялиь члены семьи. Амулеты и подвески носили для защиты от сглаза.

Религиозные представления о загробной жизни древних египтян также менялись с течением времени. Первоначально загробная жизнь связаывалась с сохранением физического тела . По мере развития идеи о подземном царстве священники пришли к выводу, что помимо материальной оболочки, существует дух, также путешествующий в иной мир. Некоторые люди становились бестелесными душами, блуждающими по земле. За хорошие поступки человек мог стать «благословенным». В потустороннем царстве ему сулили жизнь в добре и изобилии.


Жизнь в Древнем Египте

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозйсьве. Большая часть населения составляли крестьяне-фермеры. Плодородные земли долины Нила обеспечивали постоянный доход в казну, обеспечивая роскошную жизнь фараону, его министрам и многочисленным жрецам. Крестьяне отдавали часть урожая — платили дань. На эти средства велось строительство пирамид и храм вдоль .


Гробница стража Амона. Египет, Луксор

Сельское хозяйство в Египте

Плодородные земли имели протяженность в несколько километров от реки Нил. С обеих сторон долина и сегодня окружена безжизненными пустынями. Сезон наводнений длился с июня по сентябрь, в результате чего на землях образовывался плодородный слой ила. Паводковые воды заливались в резервуары и сохранились в прудах. После того как вода отступала начинался вегетационный период, продолжавшийся с октября по февраль. Осадки в Египте случались крайне редко, поэтому крестьяне орошали поля речной водой из водохранилищ и реки. Для этого строили отводы – каналы, которые несли воду на поля.


Древний Египет: фото

Торговля в Египте

Торговля внутри государства велась между городами, расположенными вдоль реки Нил. Для того времени водный путь обходился намного дешевле чем наземный. Продажи велись на местных рынках, ценные предметы поступали к администрации нома или города. Однако египетские города, в отличие от шумерских, не обладали независимостью. Самым крупным поселением считался город Мемфис – столица древнего Египта.

В бронзовом веке торговля между государствами велась в форме обмена или «подарка» для правителя другой цивилизации. До развития караванных путей через Сахару, долина Нила являлась единственным центром, через который товары следовали из южной Африки на север к странам Средиземного моря.

Экспедиции проходили далеко на юг, на территорию современного Судана и Красное море, в поисках экзотических товаров: слоновой кости, золота, страусовых перьев и «черных» рабов. Это имущество высоко ценилось в международном пространстве. Обеспечение подобными товарами давало преимущество политического влияния на Ближнем Востоке. Египет приобретал приоритетное значение в регионе перед хеттской и сирийской империями, среди государств Месопотамии.


Долина Цариц Египет

Природные ресурсы древнего Египта

Египет был богат минеральными ресурсами, широко используемыми в древние времена. В долине Нила велась разработка известняка и гранита. В Восточной пустыне добывали алебастр, сердолик и изумруды. Обширные золотые прииски были открыты в . Медь выплавляли из малахитовой руды, добываемой на Синае. В Поздний период велась разработка залежей меди в Верхнем Египте.

Перечисленные минералы добывались в отдаленных местах восточной пустыни Синая. Их разработка требовала отправления многочисленных научных экспедиций.

Периодизация истории Древнего Египта

История древней цивилизации условно разделена современными историками на несколько периодов:

  • Додинанстический (раннединастический) период;
  • Старое царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Римский период.

Первым фараоном древнего объединеннего Египта, северных и южных земель, считается .

История существования древнего государства Египет закончилась с завоеванием Египта потомком Юлия Цезаря императором Рима Августом (Октавианом) в 30 г. до н.э. Последним фараоном была царица Клеопатра VII.


Периоды истории Древнего Египта

Преддинастический период

3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной .
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в .
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал .
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.

300 до н.э.
200 до н.э. 196 г. до н.э. – написан Розеттский камень.
100 до н.э. 31 г. до н.э.- битва при Актиуме.
30 г. до н.э.- погибла фараон Египта Клеопатра VII.
0
100 н.э.
200 н.э.
300 н.э. Последняя запись на .
400 н.э.
500 н.э.
600 н.э. 642 г. н.э. – Арабское завоевание Египта.
700 н.э.
800 н.э. 820 г. н.э. – Халиф Аль Мамун нашел входв в Великую Пирамиду.
900 н.э. 969 – Основан город Каир. Первые камни заложены в основание стлицы с пирамид Гизы.
1000 н.э.
1100 н.э.
1200 н.э.
1300 н.э.
1400 н.э.
1500 н.э. 1517 – Османы-турки правят Египтом.
1600 н.э.
1700 н.э. 1798 – Наполеон Бонапарт совершил военную кампанию в Египет.
1799 – Найден Розеттский камень.
1800 н.э. — Путешественники и исследователи отправляются осмотреть постройки Древнего Египта
1822 – расшифрована египетская письменность.
1859-1869 – Построен Суэцкий канал.
Начаты официальные раскопки и возникла наука египтология.

1900 н.э. 1922 – обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.

История древнего Егип та: смотреть

Легенды Древнего Египта

Египет, как и Греция, в начале нашей эры вошел в состав Римской империи. Верования этого народа о происхождении мира более разрозненны и противоречивы, нежели у древних греков. Также, в отличие от греческих, египетские легенды были во многом реконструированы на основе более поздних текстов. Считается, что египетская мифология начала формироваться в VI–IV тысячелетии до нашей эры, и в каждой области складывался не только свой пантеон богов, но и свои легенды. Но так называемый Великий пантеон богов или Эннеаду почитали везде, хотя и в различных формах.

Верховным божеством изначально в Египте считался Пта (Птах), творец земного мира, бог правды и порядка, но позднее возникло несколько религиозных центров: в Мемфисе – храм Пта, в Фивах – Амона и в Гелиополе – бога Ра. В третьем тысячелетии до нашей эры возобладала гелиопольская система – Эннеада. Основными божествами в ней считались Ра и Гор (олицетворение живого фараона). Также почитался бог подземного царства Анубис; бог мудрости, письменности, луны и изобретатель иероглифов Тот; а также Хапи – бог реки Нил. Всего же богов насчитывалось более семи сотен, причем многие дублировали функции друг друга.

По мнению историков, первая египетская версия происхождения мира возникла незадолго до объединения Египта, около 3000 года до н. э.

В древнеегипетских мифах внимание сотворению человека практически не уделяется. Хотя мифы и дают четко понять, что боги сотворили мир именно для людей, требуя от них взамен лишь поклонения, возведения храмов и регулярных жертвоприношений.

Египтяне считали, что солнце родилось от союза земли и неба, то есть от богов Геба (бога земли) и Нут (богини неба). Бог солнца Ра рождается каждое утро, выходя из чрева Нут, и каждый вечер снова там скрывается. Как уже было сказано, в разных областях Египта были разные воззрения на происхождение мира, и каждый из культовых центров – Гелиополь, Гермополис и Мемфис – объявлял создателем мира своего бога, называя его отцом всех других богов.

Но были и общие воззрения.

Считалось, например, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. И лишь свет, воплощением которого являлось солнце, помог этот хаос преодолеть. Из водной глади появился поначалу небольшой остров, который по отступлении воды делался все больше и больше. Тут можно провести параллель с ежегодным разливом Нила, который, как мы уже знаем, также почитался как бог. То есть каждый год египтяне видели прообраз создания земли.

В Гелиополе создателем мира считали бога солнца Ра, отождествленного с другими богами-творцами: Атумом (в переводе значит «Совершенный») и Хепри (что можно перевести как «Тот, кто приводит к появлению, началу»). Практически Святая Троица. И понять внутренние взаимоотношения этих трех богов так же сложно, как и вникнуть, как относятся друг к другу христианские Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Атум изображался в облике человека, а Хепри – в виде скарабея.

Это дает повод говорить о том, что Хепри – бог более древний и корни его появления восходят к тем временам, когда богам придавали облик животных. Египтяне верили, что этот жук способен размножаться сам по себе и поэтому вполне символизирует бога, создающего все из ничего. А также шар, который толкает скарабей, казался египтянам подобным катящемуся с божественной помощью по небу солнцу. Между тем у Хепри не было собственного культа. Он почитался, но был тождествен Атуму и Ра.

В «Текстах пирамид», древнейшем в истории человечества письменном источнике, записан миф о сотворении мира Атумом, Ра и Хепри. Так что можно предполагать, что к этому времени он был уже широко известен и, скажем так, канонизирован.

Итак, версия рождения мира излагалась так: Ра – Атум – Хепри создал (ну или создали) себя сам, возникнув из хаоса, который назывался Нун, или Первоокеан. У этого океана не было ни физических измерений, ни временных. Но, появившись над водой (помните, в Библии: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою»), новорожденный бог не смог найти место, где мог бы удержаться, и потому создал холм, или, вернее, остров Бен-бен. Уже на твердой почве он приступил к созданию других богов. Первую пару: Шу (Воздух) и Тефнут (Влага) – ему пришлось родить самому, а уже потом, от их союза, появился весь египетский пантеон: Геб (Земля), Нут (Небо), которые, в свою очередь, породили двух богов и двух богинь – Осириса, Сета, Исиду и Нефтиду. Так и возникла Великая Девятка богов – Гелиопольская Эннеада.

Создателем же людей стал бог Хнум, гончар, представлявшийся в облике барана. Он вылепил первых людей из глины.

В Мемфисе, в то время крупном политическом и религиозном центре Египта, в миф о сотворении мира включили многих богов, подчинив их Пта, который выступал как творец всего. Интересно, что здесь сотворение мира было процессом не физическим, а исключительно мыслью и словом. Как тут снова не вспомнить Библию: «В начале было слово…»

Из книги Путь Феникса [Тайны забытой цивилизации] автора Элфорд Алан

Хронология Древнего Египта *********************************************************************************************Реннединастический период - ок. 3100–2700 гг. до н. э.Период Древнего Царства - ок. 2700–2200 гг. до н. э.Первый Промежуточный период - ок. 2200–2000 гг. до н. э.Период Среднего Царства - ок. 2000–1650 гг. до

Из книги Словарь египетской мифологии автора Швец Наталья Николаевна

Из книги Взлеты и падения страны Кемет в период Древнего и Среднего царств автора Андриенко Владимир Александрович

Исторические источники, что сообщают нам о периоде Древнего царства в истории Древнего Египта: Геродот из Галикарнаса – древнегреческий историк прозванный "отцом истории". Одна из его книг была посвящена истории Древнего Египта.Манефон – египетский историк, верховный

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Цивилизация Древнего Египта «Египет – это дар Нила», – писал древнегреческий историк Геродот в 400 г. до н. э. Нил был не просто надежным источником воды. Ежегодный разлив в результате таяния снегов на эфиопских нагорьях приносил с собой животворный ил и питательные

Из книги Древний Египет автора Холмс Энтони

Наследие Древнего Египта Открытие Говардом Картером и лордом Карнарвоном гробницы Тутанхамона в 1922 г. вызвало огромный всплеск интереса ко всему, что было связано с Египтом. Архитектура, мебель, модная одежда – все испытало на себе влияние этой древней цивилизации.

Из книги Мистические ритмы истории России автора Романов Борис Семёнович

МИР ДРЕВНЕГО ЕГИПТА За несколько веков до Рождества Христова существовали семь чудес света, слава которых затмевала все остальные диковины древнего мира. Шесть из этих чудес - сады Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе, Мавзолей - гробница

автора

автора Калифулов Николай Михайлович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

Из книги Тайны и загадки Древнего Египта автора Калифулов Николай Михайлович

«Даром Нила» называли Египет в древности

Географическое положение

Древний Египет – одна из древнейших мировых цивилизаций, зародившаяся в Северо-Восточной Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах - города, который греки впоследствии именовали . Сами же египтяне называли свою страну «Та Кемет» - Черная Земля - по цвету местной почвы.

Египет занимал выгодное географическое положение. Средиземное море соединяло его с переднеазиатским побережьем, Кипром, островами Эгейского моря и материковой Грецией. Нил являлся важнейшей судоходной артерией, связывавшей Верхний и Нижний Египет и всю страну с Нубией, которую античные авторы именовали Эфиопией.

Образование единого государства

Более подробно про первые века Древнего Египта и становление государства читаем в статье — .

В эпоху, предшествовавшую образованию государства, Египет состоял из отдельных областей, в результате их объединения возникли два царства - и . После долгой войны победу одержало Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей. Точная дата этого события неизвестна, но можно полагать, что около 3000 г. до н. э. в долине Нила уже существовало единое государство.

Цари вели постоянные войны. Известно, например, что во время похода в Нубию основателя IV династии (XXVIII в. до н.э.) было уведено 7 тыс. пленных и 200 тыс. голов скота, а во время похода на ливийцев - 1100 человек. В период правления IV династии Египет стал полновластным обладателем района медных рудников на Синайском п-ове. В Нубию снаряжались торговые экспедиции за строительным камнем, слоновой костью, акацией и эбеновым деревом (оно доставлялось в Нубию из глубинных районов Африки), за драгоценными каменьями, ладаном, шкурами пантер и экзотическими животными. Из везли благовонные смолы и «светлое золото». Из финикийского в Египет шел строевой лес - кедровое дерево.

В руках царя была сосредоточена огромная власть, основой которого являлись обширный земельный фонд. большие ресурсы рабочей силы и продуктов питания. Госудаpcтвo приобретало черты , опиравшейся на разветвленный бюрократический аппарат. Первым лицом на иерархической лестнице после фараона был верховный сановник, он же - главный судья, совмещавший целый ряд государственных должностей и управлявший многими отраслями хозяйства. При наличии , и частного хозяйств определяющую роль в экономике страны, особенно при V-VI династиях, играло , где была занята, видимо, подавляющая часть трудового населения.

В эпоху Древнего царства дальнейшее развитие, особенно в Нижнем Египте, получили садоводство, огородничество, виноградарство. Египтянам принадлежит честь открытия пчеловодства. Пастбища Дельты давали широкие возможности для развития животноводства. Его характерная черта - содержание в стаде вместе с домашним скотом полностью или полуприрученных животных пустынь: антилоп, козерогов и газелей. Главным богатством Верхнего Египта было зерно, прежде всего ячмень и пшеница двузернянка (эммер). Часть его по Нилу доставлялась на север. Таким образом, Южный и Северный Египет дополняли друг друга.

Периоду Древнего царства свойствен стремительный рост каменного строительства, кульминационным моментом которого явилось возведение царских усыпальниц - огромных пирамид с поминальными храмами и «городами» вельможеских гробниц. Со строительством пирамиды царя (III династия), осуществлявшимся в основном с помощью медных орудий, Египет окончательно вступил в медный век. Но каменными орудиями продолжали пользоваться и впоследствии.

В конце V династии власть фараонов стала ослабевать. В то же время укреплялись позиции . Истощенный строительством пирамид, раздираемый социальными противоречиями, к концу правления VI династии Египет стал распадаться на полузависимые . 70 мемфисских царей следующей, VII династии, по преданию, сохранившемуся у , правили всего 70 дней. С середины XXIII в. до н.э. начался период упадка Египта, его внутренней раздробленности.

К исходу III тыс. до н.э. хозяйственное положение Египта требовало объединения страны; во время смут оросительная сеть пришла в запустение, население часто страдало от жестокого голода. В это время на египетский престол претендовали два объединительных центра. Одним из них был , расположенный на севере страны, в плодородной низменности недалеко от , на западном берегу Нила. Номарх Гераклеополя (Ахтой) подчинил своей власти правителей близлежащих областей, ведя одновременно борьбу с азиатскими кочевниками. Правителями всего Египта стремились также стать номархи . Победителями вышли фиванские правители, и при страна была объединена. На одном из дошедших до наших дней рельефов этот правитель изображен покорителем египтян, нубийцев, азиатов и ливийцев. Но достигнутое единство еще не было прочным.

Среднее царство

После правления его наследника престол захватила Хатшепсут, сохранившая первоначально номинальным правителем малолетнего царя, своего пасынка, Тутмoca III, но впоследствии открыто объявившая себя фараоном. Придя к власти, Тутмос III стремился вытравить всякое напоминание о Хатшепсут, уничтожая ее изображения и даже имя. Он совершил много походов в Сирию и Палестину, и его империя стала простираться от четвертого порога Нила до северной окраины Сирии.

На первую половину XIV в. до н. э. приходится царствование (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа. При двух преемниках Аменхотепа IV начался отход от его политики. Семнех-кере восстановил культ Амона, при следующем фараоне - Тутанхамоне - утвержденный царем-реформатором культ Атона лишился государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство в Сирии. В царствование Рамсеса II произошла под стенами сирийского города Кадеша, в которой с каждой стороны участвовало до 20 тыс. человек. В своем описании этой битвы Рамсес утверждает, что именно он одержал победу. Но известно, что египтяне не сумели взять Кадеш и хетты под предводительством царя преследовали их при отступлении. Длительная война завершилась на 21-м году правления Рамсеса II мирным договором с хеттским царем Хаттусилисом III. Оригинал договора был записан на серебряных табличках, но сохранились лишь его копии на египетском и хеттском языках. Несмотря на силу египетского оружия, Рамсесу II не удалось восстановить границы империи фараонов XVIII династии.

При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне , и при Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей - «народов моря» и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясении, которые во внутриполитической жизни проявились в частой смене правителей, мятежах и заговорах, в усилении позиций номовой знати (особенно в Фиваиде, на юге Египта), тесно связанной со жреческими кругами, а в сфере внешней политики - в постепенном падении военного престижа Египта и в утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта временем не только территориальной экспансии, но и бурного экономического развития, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота, всевозможной дани и рабочей силы в виде пленных.

С XVIII династии начинают широко применяться орудия из бронзы. Но из-за дороговизны меди еще продолжают пользоваться и каменными орудиями. От этой эпохи сохранилось некоторое количество железных изделий. Железо было известно в Египте и раньше. Но даже в конце XVIII династии оно продолжало считаться едва ли не драгоценностью. И только в VII-VI вв. до н.э. орудия труда в Египте начали повсеместно изготовлять из железа, что имело исключительно важное значение для экономического прогресса.

В эпоху Нового царства стали широко употребляться усовершенствованная соха, ножные мехи в металлургии, вертикальный ткацкий станок. Развивается не известное египтянам прежде коневодство, обслуживающее египетское войско с его боевыми . От царствования Аменхотепа IV до нас дошло первое изображение водоподъемного сооружения - шадуфа. Его изобретение имело огромное значение для развития садоводства и огородничества на высоких полях. Делаются попытки выращивания новых сортов деревьев, вывезенных из Азии (гранатовое, оливковое, персиковое дерево, яблоня, миндаль, вишня и др.) или из Пунта (мирровое дерево). Интенсивно развивается производство стекла. Непревзойденного совершенства достигает искусство . Все большее значение получает внутренняя торговля. Международная же торговля, для развития которой в Египте эпохи завоеваний не было стимула, ибо все необходимое для себя он получал в виде добычи и дани, приобретает определенное значение только во второй половине Нового царства.

В период Нового царства отмечено широкое применение труда рабов, прежде всего в царском и храмовом хозяйствах (хотя рабы обслуживали и частные владения). Так, в течение своего 30-летнего правления Рамсес III подарил храмам свыше 100 тыс. пленных из Сирии, Палестины и более 1 млн сечат (греч. «арур»; 1 арура - 0,28 га) пахотной земли. Но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей.

К началу XI в. до н.э. в Египте образовались два царства: Нижне-египетское с центром в Танисе, на северо-востоке Дельты, и Верхне-египетское со столицей в Фивах. К этому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под египетского влияния, северная половина Египта была наводнена ливийскими военными поселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с местной египетской властью. Один из ливийских военачальников, Шешонк I (950-920 гг. до н.э.), основал XXII династию. Но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX-VIII вв. до н.э.) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей.

В конце VIII в. до н.э. нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта, в том числе и Фивы. Местное влиятельное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение. Но правитель Саиса в Нижнем Египте Тефнахт, опиравшийся на ливийцев, сумел возглавить борьбу с нашествием. Против нубийцев выступил и Мемфис.

Однако они в трех битвах разгромили войско Тефнахта и, продвигаясь на север, дошли до Мемфиса, взяв город приступом. Тефнахт вынужден был сдаться на милость победителей. Следующий нубийский царь, властвовавший над Египтом, был Шабака. По преданию, сохранившемуся у Манефона, он захватил в плен нижнеегипетского фараона Бокхориса и заживо сжег его. В 671 г. до н.э. ассирийский царь Асархаддон разгромил войско нубийского фараона Тахарки и захватил Мемфис.

Освобождение Египта и его объединение осуществил основатель XXVI (саисской) династии Псамметих I. Следующий фараон, Нехо II, стремился установить свое господство в Сирии. В 608 г. до н.э. иудейский царь Иосия преградил египетскому войску дорогу у Мегиддо (город на севере Палестины), но был смертельно ранен. После этого Иудея стала платить большую дань золотом и серебром египетскому царю. Власть египтян над Сирией и Палестиной длилась три года, и в 605 г. до н.э. египетское войско было оттеснено к своей границе вавилонянами. При Априи (589-570 гг. до н.э.), одном из преемников Псамметиха I, Египет поддерживал Иудею в борьбе с Вавилонией. Априй одержал победу над флотом Сидона - одного из крупнейших финикийских городов. В 586 г. до н.э. египетское войско появилось под стенами Иерусалима, но вскоре потерпело поражение от вавилонян.

К тому времени к западу от Египта, на ливийском берегу Средиземного моря, эллины создали свое государство - Кирену. Априй решил подчинить его себе и послал против него значительные военные силы, но они были разгромлены греками. В египетском войске вспыхнул мятеж против Априя, и на престол был возведен Амасис (570-526 гг. до н.э.).

Персидское правление

В 525 г. до н.э. в битве у Пелузия персидское войско во главе с царем Камбизом нанесло поражение египтянам. Затем Камбиз был провозглашен царем Египта (XXVII династия). Чтобы придать захвату Египта законный характер, создавались легенды о матримониальных связях персидских царей с египетскими царевнами и о рождении Камбиза от брака его отца Кира с Нитетис, дочерью фараона Априя.

Захват Египта Александром Македонским

Египет несколько раз добивался независимости от персидских владык (XXVIII-XXX династии), пока не был завоеван в 332 г. до н.э. Александром Македонским, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время Египта фараонов истекло. Началась эпоха .

Богата и прекрасна древняя история. Египет, Вавилон, Иерусалим - эти названия близки и понятны каждому человеку, кто хоть отдалено знаком с хронологией развития человечества. Рассмотрим в этой статье культуру Древнего Египта.

Как появилось египетское государство?

По мнению историков, государственное образование, получившее название Египет, было создано в Северной Африке, в долине огромной реки под названием Нил. Данная цивилизация принадлежит, наряду с индийской и китайской, к архаическим аграрным культурам. Зарождение египетской государственности относят приблизительно к 4-5 тысячелетию до нашей эры.

Сегодня существует целая наука - египтология, которая изучает египетскую культуру как единую и многообразную целостность.

Историки выделяют следующие этапы развития этого государства:

  1. Додинастический Египет.
  2. Ранее царство.
  3. Древнее царство.
  4. Новое царство.
  5. Позднее царство.
  6. Период правления Птолемея.

Самая древняя история: Египет в начале своего исторического пути

Государственное образование на этой земле начинается с того, что образуются два полюса Верхний и Нижний Египет. Столицей нового государства становится город Менфис. Объединительные процессы двух частей Египта проводит правитель Менес. В тоже время возникают и необходимые институты государственности: иероглифическое письмо, армия, религиозные культы и собственная идеология.

Период расцвета государства

Наибольшего расцвета Египет достиг в середине своей истории. Это время принято называть династическим периодом, когда на троне сменяли друг друга династии фараонов.

Дело в том, что в Египте был создан особый религиозных культ, который, помимо обожествления сил природы, включал в себя и обожествление личности царя. Власть фараонов была огромна, потому что он представлял собой олицетворение всего своего народа на земле. Соответственно, если вел фараон праведную жизнь и был угоден богам, то он и его народ получали спасение в загробном бытии.

Отсюда и особое внимание к сохранению тел умерших, ведь религиозные верования предполагали воскресение тел. Первые египетские пирамиды стали строиться именно как огромные и величественные усыпальницы умерших фараонов.

Какие гробницы самые величественные?

Египетская культура: собственные тексты

Современная египтология со времен позапрошлого века продвинулась очень далеко. На сегодняшний день существует достаточно большое количество источников, благодаря которым можно узнать многое о древней культуре. Рассмотрим их более подробно.

Первым и главным источником знания являются египетские тексты, написанные иероглифами. Долгое время данная древняя цивилизация представляла собой тайну, потому что иероглифическое письмо было совершенно не понятно европейцам. Настоящий прорыв в египтологии совершил французский ученый Жан-Франсуа Шампольон, который смог расшифровать язык древнего народа. К слову сказать, над этим бились и британские ученые, но именно Шампольону пришла в голову мысль обратиться к языку коптов - древних потомком египтян, которые в I веке нашей эры приняли христианство и полностью отказались от языческого наследия.

Египетская культура: тексты близ живущих народов

Вторым источником знаний о египетской культуре являются тексты греческих авторов, а также сочинения историков античной эпохи. Однако отношения между Египтом и другими государствами были сложными, поэтому часть информации, представленная в этих материалах, является несколько недостоверной.

И наконец, последним источником информации о египетской культуре стали тексты Библии. Само название государства часто встречается в Священном Писании и иных религиозных текстах евреев. В частности, подробно описывается массовый исход еврейского народа из Египта (что находит подтверждение в исследованиях современных ученых). Именно в Библии говорится, что древняя цивилизация в будущем потеряет свое могущество и станет рядовым государством.

Египетское искусство

Закат египетской культуры

В период позднего царства государство пришло в упадок, поэтому было завоевано Римской империей. Произошло это таким образом: на престоле сменялось множество фараонов. Одни из них были великими государственными деятелями (такие как Аменхотеп III). Эти цари значительно расширили границы своих владений, доведя их до территории Сирии.

Другие фараоны либо мало занимались государственными делами, либо вообще предлагали радикальные реформы. Таким реформатором был отец Тутанхамона Эхнатон, который мечтал о создании нового религиозного культа бога Солнца (Ра). Однако его реформы полностью провалились, а государство пришло в упадок.

Причины и последствия упадка Египта

Постепенный закат египетского могущества историки связывают с двумя обстоятельствами: упадок прежней религиозной системы, основанной на обожествлении фараона, а также клановая борьба египетской элиты.

Первое обстоятельство было весьма серьёзным для государства, которое держалось на вере в то, что фараон, как отец народа, может привести всех своих подданных к бессмертию и Богу. Цари часто вели себя недостойно, и это было заметно даже простым людям. К тому же во дворцах царила клевета, интриги и убийства (к слову сказать, многие египтологи предполагают, что большинство из царствующих фараонов умерли не своей смертью).

Клановая борьба внутри египетской элиты усиливалась и приводила к тому, что военачальники объявляли себя фараонами и стремились править определенной частью Египта. Это делало государство слабым и раздробленным, следовательно, уязвимым перед армиями других государств.

Все это привело к тому, что Египет пал под натиском войск молодого и самолюбивого военачальника Александра по прозвищу Македонский. А после ранней и внезапной смерти этого великого завоевателя египетское государство перешло к одному из его сподвижников - Птолемею.

Так началось правление чуждой государству Египетская столица тогда была перенесена в город Александрия, который прославился в веках своей удивительной библиотекой. Сам же Египет из некогда мощного государства превратился в сельскохозяйственную страну, которая являлась поставщиком продуктов питания для античного мира.

Древнее царство навсегда потеряло свою независимость. Последней царицей из рода Птоломеев была знаменитая красавица Клеопатра. Она покончила с собой, поняв, что римские войска готовы отобрать у нее ее престол. Так Египет превратился в одну из провинций грозной Римской империи.

Значение древнеегипетской цивилизации

Многим из наших современников хорошо знакома древняя история. Египет занимает среди других государств первое и почетное место. Многие туристы сегодня приезжают в эту страну не столько из-за ее теплого климата, сколько ради замечательных экскурсий по древним местам.

Для развития человечества многое значит египетская цивилизация. Она показала пример государственного устройства. Сильное и сплоченное образование, обладающее такими социальными институтами, как боеспособная армия, развития идеологическая система, система образования и воспитания, дает в целом очень положительные результаты. Государство становится лидером среди своих соседей, поэтому оно может претендовать на высокое положение и дает своим членам чувство относительной безопасности и уверенности.

Многообразна древняя история, Египет и его цивилизация - замечательный пример государственного устройства.

К слову сказать, библейское пророчество сбылось: с приходом новой эры навсегда потеряла статус большой державы.

Позже это государство подверглось арабскому завоеванию, поэтому сегодня Египет представляет собой одну из арабских стран. Коренное население, именуемое коптами, испытывает определенную дискриминацию вследствие того, т. к. эти люди являются христианами, живущими в мусульманской стране.