Источники энергии в этап охоты и собирательства. Охота в первобытном обществе. Охота и собирательство - что это




Большую часть своей истории человечество провело в каменном веке, занимаясь охотой и собирательством.

Люди не сидели всё время в одной пещере. В течение года они посещали разные места, где появлялась пища - созревали плоды, заводились животные. Поэтому археологи называют места обитания первобытного человека стоянками: это были временные лагеря, в которых жили по нескольку недель или месяцев в году. Двигаться людей заставлял не столько голод, сколько желание поменьше трудиться. На добычу пропитания и связанные с этим занятия (создание орудий, приготовление пищи) уходило всего 2-6 часов в день. В оставшееся время люди общались или просто спали. Высокая продуктивность труда достигалась за счёт низкой плотности населения - 1 человек на несколько десятков км2, поэтому люди могли себе позволить, образно выражаясь, срывать только низко висящие плоды. У африканских бушменов собирательство давало 15 калорий на одну затраченную, охота - 5 . Для сравнения, традиционное земледелие даёт всего 1.7-5 калорий на одну затраченную, и требует более 9 часов труда в день. При этом рацион охотников-собирателей разнообразнее и богаче.

Движение между лагерями не было организованным. Решения о том, когда и куда идти, принимались на уровне отдельных семей, и люди рассредотачивались по территории, что обеспечивало её эффективное использование. В одном лагере одновременно могло проживать несколько семей. Охотник, принося добычу в лагерь, делился с остальными. Это обеспечивало стабильность потребления мясной пищи, распределяя риски между несколькими добытчиками. Собирательство было более предсказуемым, но его продуктами также могли делиться при случае с отдалёнными общинами, если засуха или другое бедствие лишало людей пропитания, или, наоборот, дары природы в какой-то местности оказывались слишком обильными. В общем, подарки и угощения служили для выравнивания потребления, а соседи были в большей степени помощниками, чем конкурентами, поэтому насилие в палеолите было редкостью . Конфликтные люди подвергались остракизму.

Хотя в среднем охота и собирательство были высокопродуктивными, в зависимости от сезона ситуация могла меняться. Часть года приходилось даже голодать, но обычно не сильно. Пережить голодное время помогали жировые запасы. Например, бушмены сбрасывали до 5 килограмм за зиму, и снова набирали вес летом. На время люди могли собираться в местах концентрации ресурсов. Американские шошоны зимой собирались в сосновых рощах, где питались семенами шишек. Бушмены собирались у источников воды. Таким образом в зимнем лагере, или нескольких близко расположенных лагерях, скапливалось несколько десятков человек. Это представляло отличную возможность для установления дружеских связей, заключения браков и т.п.

В отсутствие дополнительных стимулов возможность создавать избыточный продукт не приводила к появлению цивилизации. Так, садоводы Мачигуенга в Перу жили еще более обособленно, чем охотники-собиратели. Подсечно-огневое земледелие позволяло им стабильно получать по 20 калорий на 1 затраченную, поэтому они всегда имели достаточно пищи и не нуждались во внешних контактах, живя отдельными семьями. А в Мезоамерике 5 тысяч лет прошло между возникновением земледелия и первых крупных поселений. По некоторым данным, люди имели представление о земледелии уже 40 тысяч лет назад. Но в условиях окружающего изобилия природы эта технология долго не была востребована, а после того, как она все же начала практиковаться - долгое время играла вспомогательную роль по отношению к охоте и собирательству ."

Охо́тники и собира́тели - хозяйственно-культурный тип , характерный для народов, которые находятся на раннем уровне социально-экономического развития.

Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью; при этом экологическая ниша воспроизводства людей существенно не расширяется, так как отсутствуют эффективные искусственные средства её расширения.

Для обществ, основными занятиями в котором являются охота и собирательство , характерны очень небольшая плотность населения (как правило, заметно меньше 1 человека на кв. км), небольшие размеры общин (как правило, 20-30 человек), незначительная социальная дифференциация. Впрочем, по последнему показателю охотничье-собирательские общества демонстрируют между собой значительные отличия. Так для австралийских аборигенов было характерно ярко выраженное неравенство мужчин и женщин; такие охотничье-собирательские общества называют «неэгалитарными». С другой стороны, для охотников-собирателей Африки (пигмеев , бушменов , хадза) характерно достаточно определённое равенство всех членов общин; в этом случае принято говорить об «эгалитарных» охотничье-собирательских обществах.

Большинство этнографически описанных охотничье-собирательских обществ было представлено бродячими экстенсивными охотниками-собирателями. Заметные отличия от них демонстрируют интенсивные специализированные охотники-собиратели (классическим примером здесь служат индейцы Северо-Западного побережья Северной Америки), которые могут характеризоваться оседлостью, относительной высокой плотностью населения (более 1 чел. на кв. км), значительными размерами общин (порядка нескольких сот человек), выраженным социально-экономическим неравенством, относительно развитым политическим лидерством. Такие общества возникали только в местах с особо богатыми природными ресурсами и всё равно имели выраженные пределы для своего развития, так как не обладали эффективными средствами расширения своей экологической ниши.

Ситуация кардинально меняется после так называемой неолитической революции , в результате которой в распоряжении людей оказываются эффективные искусственные средства расширения их экологической ниши.

См. также

Напишите отзыв о статье "Охотники и собиратели"

Примечания

Литература

  • Гринин Л. Е. . - М .: КомКнига , 2006. - 272 с. - ISBN 5-484-00665-1 . .
  • Кабо В. Р. . - М .: Наука , 1986. - 302 с.
  • Коротаев А. В. . - М .: УРСС , 2007. - 224 с. - ISBN 978-5-484-00957-2 . .
  • Коротаев А. В. , Малков А. С., Халтурина Д. А. . - М .: УРСС , 2007. - 255 с. - ISBN 978-5-484-00958-9 . .

Отрывок, характеризующий Охотники и собиратели

Французские орудия опять поспешно заряжали. Пехота в синих капотах бегом двинулась к мосту. Опять, но в разных промежутках, показались дымки, и защелкала и затрещала картечь по мосту. Но в этот раз Несвицкий не мог видеть того, что делалось на мосту. С моста поднялся густой дым. Гусары успели зажечь мост, и французские батареи стреляли по ним уже не для того, чтобы помешать, а для того, что орудия были наведены и было по ком стрелять.
– Французы успели сделать три картечные выстрела, прежде чем гусары вернулись к коноводам. Два залпа были сделаны неверно, и картечь всю перенесло, но зато последний выстрел попал в середину кучки гусар и повалил троих.
Ростов, озабоченный своими отношениями к Богданычу, остановился на мосту, не зная, что ему делать. Рубить (как он всегда воображал себе сражение) было некого, помогать в зажжении моста он тоже не мог, потому что не взял с собою, как другие солдаты, жгута соломы. Он стоял и оглядывался, как вдруг затрещало по мосту будто рассыпанные орехи, и один из гусар, ближе всех бывший от него, со стоном упал на перилы. Ростов побежал к нему вместе с другими. Опять закричал кто то: «Носилки!». Гусара подхватили четыре человека и стали поднимать.
– Оооо!… Бросьте, ради Христа, – закричал раненый; но его всё таки подняли и положили.
Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ярко и торжественно опускающееся солнце! Как ласково глянцовито блестела вода в далеком Дунае! И еще лучше были далекие, голубеющие за Дунаем горы, монастырь, таинственные ущелья, залитые до макуш туманом сосновые леса… там тихо, счастливо… «Ничего, ничего бы я не желал, ничего бы не желал, ежели бы я только был там, – думал Ростов. – Во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут… стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность… Вот опять кричат что то, и опять все побежали куда то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»…
В эту минуту солнце стало скрываться за тучами; впереди Ростова показались другие носилки. И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно тревожное впечатление.
«Господи Боже! Тот, Кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!» прошептал про себя Ростов.
Гусары подбежали к коноводам, голоса стали громче и спокойнее, носилки скрылись из глаз.
– Что, бг"ат, понюхал пог"оху?… – прокричал ему над ухом голос Васьки Денисова.
«Всё кончилось; но я трус, да, я трус», подумал Ростов и, тяжело вздыхая, взял из рук коновода своего отставившего ногу Грачика и стал садиться.
– Что это было, картечь? – спросил он у Денисова.
– Да еще какая! – прокричал Денисов. – Молодцами г"аботали! А г"абота сквег"ная! Атака – любезное дело, г"убай в песи, а тут, чог"т знает что, бьют как в мишень.
И Денисов отъехал к остановившейся недалеко от Ростова группе: полкового командира, Несвицкого, Жеркова и свитского офицера.
«Однако, кажется, никто не заметил», думал про себя Ростов. И действительно, никто ничего не заметил, потому что каждому было знакомо то чувство, которое испытал в первый раз необстреленный юнкер.
– Вот вам реляция и будет, – сказал Жерков, – глядишь, и меня в подпоручики произведут.
– Доложите князу, что я мост зажигал, – сказал полковник торжественно и весело.
– А коли про потерю спросят?
– Пустячок! – пробасил полковник, – два гусара ранено, и один наповал, – сказал он с видимою радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал.

Общество прошло множество исторических этапов, чтобы окончательно сформироваться в таком виде, в котором мы привыкли видеть его сегодня.

Исторические ступеньки развития общества

Исторические ступени развития общества были выведены на основе теории материалистического детерминизма, основоположником которой является знаменитый философ и экономист Карл Маркс. Исторические этапы развития общества были связанны в первую очередь от того в какой форме люди осуществляли производство.

Согласно этому фактору, можно выделить такие исторические ступени развития общества:

  • первобытное общество с присваивающим хозяйством
  • первобытное общество с примитивным видом производства
  • рабовладение
  • феодальное общество
  • капитализм.

Карл Маркс выводил еще одну ступеньку развития общества - коммунизм, которая должна была заменить капитализм. Однако как показала история, коммунизм так и остался утопической теоретической идеей. В течение последнего столетия, общество сохранило главные характеристики капитализма и приобрело новые черты информационного общества.

Первая ступень: охота и собирательство

На раннем этапе своего существования члены первобытного общества вели общее присваивающее хозяйство, которое заключалось в охоте и собирательстве. Такой тип хозяйства был присущ обществу на протяжении более десяти тысяч лет, до тех пор, пока на его смену пришло первое примитивное сельскохозяйственное производство.

Охота и собирательство выступали основой для жизнедеятельности первобытных людей. Объектами охоты были разнообразные виды животных, которые населяли определенные географические регионы. На ранних этапах люди охотились на крупных животных, так как отсутствие хорошего оружия (стрел, копья), не позволяло охотиться на более мелкие виды.

В тропических регионах охота велась на антилоп, гиппопотамов, диких быков, в северных - на пещерных медведей, кабанов и лошадей. Охота никогда не осуществлялась малыми группами охотников. Для того, чтобы убить животное, люди объединялись в большие группы, распределяя этапы охоты между собой.

Поэтому добыча, полученная на охоте, была общей, то есть распределялась между всеми ленами общины. Собирательство представляло собой сбор овощей и фруктов, которые росли в лесах. Так же как и охота, собирательство было коллективным трудом.

Особенности присваивающего хозяйства

Ведение присваивающего хозяйства было доказательство того, что первобытные люди были плохо адаптированы к природным условиям. Люди не имели возможности вести производственное хозяйство: заниматься огородничеством, животноводством и садоводством, так как не имели орудий труда, позволяющих осуществлять это.

От того, настолько удачно проходила охота и собирательство, зависела не только жизнь одного человека, но и жизнь всего рода. Плохие природные условия и малая урожайность могла привести к голоду целого племени. Присваивающее хозяйство было не продуктивным, ведь количество полученной еды зависело не от труда человека, а от внешних обстоятельств.

Сидя В контакте и «добавляя в мои записи» очередную порцию эстетских мультиков, я вдруг оторвалась от монитора и... багровое зарево на миг высветило мой зверский оскал ... А также окровавленное копьё (то есть, компьютерную мышку), которую крепко сжимала моя рука...

С моего плеча безжизненно свисали: Юрий Норштейн, Ян Шванкмайер и ещё кое-кто из режиссёров, так, по мелочи...

Мой охотничий ягдташ ломился уже от эстетических удовольствий... Мой охотничий рог победно гремел в холодном воздухе октября.

И тут я, оторвавшись, напоминаю, на миг от увлекательного процесса охоты и собирательства — призадумалась...

Призадумалась и осознала одну светлую мысль: как давно я уже ничего не заказываю и не покупаю... в магазине «Озон»!

А почему? Да ведь всё просто...

Развлечение по имени «Добавить товар в мою корзину» сменилось развлечением «Добавить видеозапись в мои записи» .

Вроде бы одно только слово поменялось... А разница - ощутимая! Для кошелька.

И вот какая ещё одна мысль-вывод пришла ко мне внезапно: наша тяга к шопингу имеет очень простое объяснение.

Как и тяга к распродажам.

Как и тяга смотреть на открытый огонь.

Охота и собирательство; Охотники и собиратели

Вспомним Энгельса, Моргана и вообще всё, чему нас учили в школе и в институте про это время. Ах, «как им было тяжело!» Ах, «как они коротко жили!» Ах, какие они носили немодные шкуры! И этот ужасный общинно-родовой строй! Фи!

Вот что я Вам на это скажу, друзья.

Что им было - трудно, так это всего лишь - чёрный пиар, пропаганда... И говорилось всё это - из зависти. А кем говорилось-то? Да ведь людьми, жившими в эру, когда зачиналось общество потребления. Общество машинного производства фабричного ширпотреба, общество, где миллион клерков каждый день садится за свою перегородку (кьюбикл) и там проводит всю свою жизнь в мечтах об идеальном...отпуске. Если заинтересуетесь, посмотрите вот этот клип.

Этот клип, эта песня - про общество, которое и придумало всю вот эту пропаганду про то, что охотники и собиратели жили «хуже некуда» и вообще непонятно, как выжили.)))))) «А судьи кто?» - хочется спросить, оторвавшись в слезах от созерцания этого видеокошмара, изображённого в глянцевом, гламурном клипе про жизнь, похожую на преддверие ада.

То, что рассказы об ужасной жизни охотников и собирателей - это всего лишь пропаганда общества потребления и его жертв, я поняла внезапно. По аналогии.

Слишком уж часто люди, живущие в одну эпоху, создают негативные мифы и предрассудки про другую эпоху. Потому что просто весьма плохо её себе представляют... Так, например, был создан миф о «Чёрном и мрачном Средневековье». Это потом (лишь в ХХ веке) выяснилось трудами кропотливых французов из «школы Анналов», что Средневековье было чуть ли не самым классным и продуктивным периодом в истории жизни Европы.

Ну а есть ещё и самая чёрная - корыстная пропаганда...

чёрная и корыстная она становится тогда, когда пропаганда выдумывается для того, чтобы никто из «вверенных тебе подопечных» (народ) и не смел: ни мечтать, ни впрямую отправиться туда, куда их может вдруг потянуть...

А может их туда «вдруг потянуть» всего лишь потому, что там... хорошо. Во всяком случае, не плохо. И уж точно - лучше, чем «тут».

Рассказы о том, что охотники и собиратели жили «мало и плохо», очень напомнили мне одну старую историю про «сказки советской власти». Эта история называется

История с расщепленной надвое спичкой

Где-то около 1939-ого, 1940 года Сталин расширял границы Советского Союза. Границы расширялись под предлогом «помощи угнетённому населению Западной Украины». И тогда родилась одна пропагандистская история.

Политработники собирали трудящихся на собрания и устраивали им промывку мозгов. Доверительным и дрожащим голосом они рассказывали, как тяжело живётся людям по ту сторону советской границы. И один политработник-поэт даже выдумал (а может за кем-то повторил) один пример: «Люди там живут настолько бедно, что вынуждены экономить на всём. Представьте себе, они даже расщепляют целую спичку на две тоненьких, чтобы поджечь керосинку!»

Я читала воспоминания одного человека, фронтовика. И вот что он говорит:

«Мы тогда с друзьями пытались потом взять спичку и расщепить её пополам. У нас не получалось. И эта история нас шокировала... Как же так можно жить? До чего же дошёл капитализм на Западе!»

А вскоре этот человек в составе войск «вошёл» на какую-то польско-украинскую территорию, где как раз и проживали люди, «угнетённые кучкой разжиревших капиталистов».

Этот человек, фронтовик, в своих воспоминаниях пишет:

«Мы входили в дома простых людей, крестьян, фермеров, обычных горожан. И мы видели их быт - крепкий, зажиточный, а по нашим советским меркам, так вовсе - богатый. В семьях были такие вещи, такие мелочи быта, о назначении которых мы могли только догадываться...

Были велосипеды и радиоприёмники, которые вызывали нашу зависть. Была непонятная кухонная утварь, быт был устроен лучше нашего на несколько порядков. И это простые люди! Не инженеры, а крестьяне!

И тут кто-то из моих друзей вспомнил эту историю про расщеплённую спичку. Мы все замолчали и отвели друг от друга глаза. Нам почему-то вдруг стало БЕЗУМНО СТЫДНО».

Так вот, ровно по аналогии с этой историей, я вдруг поняла, что все рассказы маститых историков про тяжесть жизни охотников и собирателей - это та же «мулька» про «расщеплённую спичку»...

(У нас нет возможности «вторгнуться» в их жилища и всё проверить самим, так что будем рассуждать).

Какие способы производства были после «Охотников и собирателей»?

Правильно: скотоводство (сначала - кочевое, потом - оседлое) и земледелие (сначала «варварское», подсечно-огневое, потом - «правильное», ужасно трудо- и людо-ёмкое).

И вот все эти последующие способы себя прокормить - земледелие и скотоводство - это, друзья, называется словом РАБОТА. И притом работа ТЯЖЁЛАЯ.

А вот Охота и Собирательство... Разве напоминают они работу? Охотники за дичью, рыболовы (не промышленные рыболовы), собиратели ягод и грибов...

Положа руку на сердце - ну разве это хоть в каком-то месте напоминает Вам... РАБОТУ?

Ведь это типичные занятия отпускника, горожанина «на выходных», дачника. Охота и собирательство - это не работа. Это - отпуск. Отпуск длиною в жизнь.

Голос пещерного человека

А ведь мы с Вами до сих пор «пещерные люди». Нас тянет смотреть на живой огонь. Нас тянет к охоте и собирательству. Но звенит наш будильник, и нам нужно... на работу, в офис. Где нет ни живого огня, ни возможности поохотиться на оленя и зайца, ни возможности насобирать полный передник полезных трав.

И мы замещаем это. Чем? Шопингом. Шопинг в современном мире - это Вам и охота, это Вам и собирательство.

Вот только раньше от охоты и собирательства была человеку «прибыль», а теперь от них только худеет кошелёк. Ведь половину того, что собираем мы - шопоголики, мы же и выбрасываем в мусорное ведро.

Половину того, что мы скачиваем в контакте и в торрентах - мы не смотрим и так никогда и не посмотрим. У нас, видите ли, нет времени... Зато есть желание скачивать.

Радует в этой ситуации одно, но радует немало: скачанное в контакте хотя бы не стоит Вам денег...

«Есть блуд труда и он у нас в крови...»

Итак мы выяснили, что на самом своём «рассвете» человечество было В ОТПУСКЕ. Вот он - Золотой век! Где ты, «правильный» историк, где ты, Гесиод?

Когда же от охоты и собирательства человечество плавно перешло к земледелию и скотоводству, оно (человечество) уже вышло НА РАБОТУ.

Я задалась вопросом: что же нас, людей, потянуло на работу? Чего нам в отпуске-то не сиделось?

Ответ пришёл сразу, строчкой из поэта: «есть блуд труда, и он у нас в крови» ...

Кстати, я раньше не понимала эту строчку, и только теперь (в контексте рассуждения) всё встало на свои места.

Нам сильно хочется иметь больше, чем нужно. Не пять, а десять костяных рыболовных крючков. И желательно из слоновой кости.

Не два, а пять охотничьих ножей, и один - на стену. Чтоб красиво.

Нам хочется червонные черевички. Поэтому мы продаём душу дьяволу и идём работать к нему на фабрику.

И когда у нас появляется возможность иметь 10 рыболовных крючков, нам уже не нужно ни одного.

Тогда, все десять, мы, трясущимися руками, передаём по наследству сыну, а он выбрасывает их тут же «на мусорник», потому что такие рыболовные крючки уже давно вышли из моды.

Итак, мы забросили охоту и собирательство и отправились вкалывать на Большую Фабрику Мира. И со стороны всё это выглядит примерно так, как написал об этом поэт.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам, по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене, а на стене
Недвижный кто-то, чёрный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовёт
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Говорят, что охотники и собиратели жили мало. Но ведь они - жили. И не вымерли от такой жизни, потому что родили - нас. А мы с Вами? Живём ли мы?

>>Первая ступень: охота и собирательство

Глава 2. Исторические ступеньки развития общества

§ 6. Первая ступень: охота и собирательство

Не очень много известно нам о первых днях человека. Ученые не сходятся в мнениях даже относительно времени и места появления человека в его развитой форме.

Первые люди, которьм, вероятно, было всего всколько десятков тысяч, блуждали по земле в поисках пищи, будучи зависимыми от смены времен года от климатических изменений.

На ранней стадии первобытного общества, т. е. 200- 100 тыс. лет назад, когда население не доходило до 1 млн человек, небольшие группы людей жили на больших расстояниях друг от друга. Они представляли собой небольшие объединения от 20 до 60 человек, связанных кровным родством и ведущих бродячий образ жизни. У них не было постоянного жилья. Его заменой временные пристанища (стоянки), где мужчины возводили временные стояки, в которых, уходя на долгую охоту, оставляли женщин, детей и стариков. Группки мужчин-охотников, сильных и выносливых людей, передвигались на очень далекие расстояния, охотясь или собирая растеиия. Для пропитания всей первобытной группе требовалась площадь в несколько сот квадратных километров.

Задание

Представьте себе жизнь первобытных людей. Почитайте дополнительную литературу. Можно художественную. Объясните, почему женщина и мужчина по- разному делились результатами своего труда. Какие причины вы считаете главными? Различалась ли одежда мужчины и женщины в те времена? А правила поведения? Какие обычаи и нормы первобытной жизни вам известны?

При такой редкой плотности населения контакты между людьми были совсем нечастые - раз или несколько раз в году. А часто они не виделись многие годы. В пустыне Калахари многочисленные группы бушменов народности Сан, насчитывающие каждая не более ста человек, обычно бродят в поисках питательных растений, но сходятся в засушливые месяцы у единственного в округе колодца.

Вся жизнь у таких людей умещается на небольшом пятачке, занятом стоянкой: здесь спали, ели, изготовляли орудия груда и приготовляли пищу, рожали и воспитывали детей, передавали охотничьи знания от стариков молодым.

Когда запасы пищи на данном месте исчерпаны, группа откочевывает в другое место. Маршруты их зависят от сезонных созреваний плодов, нереста рыбы, передвижения и размножения животных. За год группа 4- 5 раз меняла место стоянки. Ее имущество ограничивалось тем, что люди могли легко унести с собой.

Любопытные факты

Собранные американским антропологом Ричардом Ли данные о современных охотниках и собирателях в Калахари - группе под названием имени Канг из народности Сан - уникальны. Оказалось, как это ни странно, что их пища также питательна, как пища типичного американца.

Всю свою историю человечество бродило небольшими группами, чуть поддерживая свое существование собирательством. Такой образ жизни принято называть бродячим.

Итак, в период своего «детства » человеческое общество состояло из охотников и собирателей. Примерно 500 тыс. лет назад возникли первые формы разделения труда: молодые мужчины охотились, часто рискуя жизнью, а женщины продолжали заниматься собирательством. На время деторождения и выкармливания младенцев их отселяли от основного лагеря в специальные жилища.

Охота являлась более разнообразной и физически трудной деятельностью. Чтобы загнать крупного мамонта, а затем убить его, или чтобы поймать среднего по размерам парнокопытного, надо было обладать выносливостью, мужеством, знанием повадок животного, умением бесшумно нападать, метко стрелять и т.д. Охота потребовала большего профессионального мастерства, нежели собирательство. Правда, и там надо было знать многие виды съедобных и несъедобных растений, лечебных трав, места их произрастания и время наилучшего сбора.

Задание

Существует ли охота в современном обществе? Какие цели она имеет?

Кстати сказать, собирательство не обязательно связано с растениями. Прибрежные народы собирали, например, молюссков, оставшихся после морского прилива. На одной из стоянок в Северной Африке ученые обнаружили миллионы раковин земляных улиток. Жившие здесь люди кочевали, сменяя места стоянок, когда истощалась местная колония улиток. Они также употребляли в пищу некоторые виды растений, включая разные травы, желуди, кедровые орехи и фисташки.


Представители первобытной культуры Джомон в Японии , от которых сохранилось около 30 тыс. стоянок, охотились на оленей, свиней, медведей и антилоп. Они также употребляли в пищу рыбу, моллюсков и растения (включая ягоды, орехи и клубни).

До сих пор в различных частях необъятной планеты исследователи обнаруживают живые осколки старины - примитивные племена бродячих охотников и собирателей. Это самый продолжительный период жизни человечества: из 2 - 3 млн. лет эволюции человеческого рода 99,9% времени занимал имеиио этот, самый примитивный и, пожалуй, самый экологически чистый способ хозяйствования.

Практикум

Люди издавна жили по всему свету, кроме разве что Антарктиды, и сумели в каждом случае создать культуру, приспособленную к конкретным географическим условиям. Яркий пример - эскимосы. Какая бедная досталась им природная зона: многомесячная зима с многомесячной полярной ночью, снег и лед по 6-8 месяцев в году. Никаких условий для творчества и изобретательства. Тем не менее орудия труда у аборигенов Арктики, как установили ученые, разнообразнее, чем у тропических охотников и рыболовов: орудия из камня, кости, китового уса и дерева, великолепные лодки из обтянутых кожей деревянных каркасов. Разнообразна одежда народов Арктики, она тепла и удобна.

Как вы думаете, почему это произошло? Выберите один правильный ответ из приведенных ниже:

1. Длинная и светлая полярная ночь позволяет эскимосам больше времени уделять на совершенствование орудий труда.

2. Чем труднее приходится людям, чем в более тяжелых условиях они живут, тем лучше они приспосабливаются к этим условиям.

3. Эскимосы Арктики по природе оказались более талантливыми, чем охотники и рыболовы тропических стран.

Проверьте свои знания

1. Почему первыми из всех занятий древние люди освоили собирательство и охоту?

2. Почему группы охотников и собирателей переходили с места на место, а не жили постоянно на одной стоянке?

3. Какие умения и орудия труда необходимы для охоты на крупных зверей? А для собирательства?

4. Объясните значение терминов: собирательство, охота, родовая община.

Кравченко А.И., Обществознание : учебник для 5 класс / А.И.Кравченко. - 9-е изд. - М.: ООО "Русское слово - учебник", 2011. - 112 с.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки