Исламская линия доверия: "Стоит ли на зло всегда отвечать добром?". Почему не стоит отвечать злом на зло? И Бог никак не противостоит злой человеческой воле




Вопрос.

Здравствуйте! Надеюсь, у Вас найдется время для ответа на мой вопрос. Я совершаю намаз несколько лет и всегда стараюсь делать все, как указывается в исламе. Мне 22 года.

К сожалению, тот мир, в котором мы сейчас живем, очень жесток, и порой очень сложно оставаться правильным. Но я стараюсь. Я очень спокоен и терпелив. Терпение, как я понимаю, одно из основополагающих черт мусульманина.

Меня окружают в последнее время не очень благоприятные люди - на работе, родственники и т.д. Они могут очень грубо обращаться и порой у них получается даже обидеть меня. Я всегда проявляю терпение и никогда не отвечаю никому. Пусть даже это будет незнакомый мне человек.

Если честно, это очень сложно. Во мне накапливается гнев, и во время намаза я стараюсь очистить свои мысли.
Вопрос такой, нужно ли отвечать на хамство? Или нужно проявлять терпение всегда, ведь нас так учили веками великие люди. Заранее спасибо.

Ответ с точки зрения психологии.

Хвала Аллаху, Милостивому и Всемилующему! Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада, его род, его семью, его сподвижников и его последователей. Аминь.

Вы правильно делаете, что не отвечаете на зло. Это тот минимум, который должен делать благоразумный человек. В вашем случае будет полезным не только не отвечать на зло злом, но и не реагировать на это обидой, копить гнев и т.п. Иначе, в скором времени, вам сложно станет сдерживать себя и это приведет к конфликтам и психосоматическим заболеваниям.

А для того, чтобы предотвращать напряженные ситуации вам нужно выбирать дистанцию в общении с людьми. Кого-то из них вы подпускаете к себе больше, а кого-то - меньше. Правильно подобранная дистанция даст вам возможность хорошо себя чувствовать в разговоре даже с теми людьми, с которыми у вас складываются тяжелые отношения. Но не переусердствуйте в этом и помните, что у людей есть права, которые вы должны исполнять в их отношении. Аллах Видящий, Справедливый!

Когда же вы в общении с людьми преследуете цель довольства Аллаха, откидываете эгоцентричность, тогда вы заметите, что вам легче дается разговор, а само дело проходит с облегчением. Поэтому важно проверять себя на искренность в намерении в начале, в середине и в конце любого совершаемого вами дела. Оно должно быть исключительно ради довольства Аллаха.

В продолжение темы передается от Абу Хурейры, да помилует его Аллах, что господин Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пусть тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, говорит благое или молчит».

А еще лучше на зло ответить добром. Люди должны терпимо и с пониманием относиться к друг другу. И при этом большое значение имеет умение не держать зла на других и прощать чужие ошибки и недостатки, происходящие от незнания и невоспитанности.

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура «Фуссилат», аят 34).

Аллах Всевышний говорит в Коране: «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают» (сура «Муминун», 23:96).

Таким образом, целесообразно на зло отвечать добром, благими делами стремиться склонить к себе сердце того, кто совершил тебе зло, чтобы вражда обернулась дружбой, неуважение ‒ почтительностью, злоба и ненависть стали любовью, ин ша Аллах.

В противном случае каждое злодеяние и проявление враждебности будет встречено с такой же злобой и агрессией. В итоге зло будет разрастаться и доминировать во всем обществе.

В Благородном Коране сказано: «Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда…» (3:120)

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, также оставил в своих хадисах рекомендации по этому поводу:

«Не будьте непостоянными. Не говорите, что если люди будут делать добро, то и мы станем делать добро, а если совершат несправедливость, то и мы ответим тем же. Будьте постоянными. Если люди совершат добро, вы тоже делайте добро. А если совершат зло, то в ответ не делайте зла» (Тирмизи, «Книга о благовоспитанности», 63).

«Не прерывай отношений с тем, кто прерывает отношения с тобой! Отдавай тому, кто не дает тебе! Прости того, кто сделал тебе зло!» (Ахмад ибн Ханбаль «Муснад», 4/148, 158).

Совершенствуйте свои знания религии. Общайтесь с праведными людьми. Читайте в доме аяты и хадисы. Это наполнит ваше жилище баракатом.

Пусть Аллах облегчит вам и поможет! И хвала Аллаху, Господу миров! Аминь.

Эльвира Садрутдинова

Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее. © Будда

9 месяцев назад

Не отвечайте злом на зло, иначе злу не будет конца. В ответ на обиду поцелуй врага своего, и ему станет намного больнее. © Будда

Отвечайте всегда только добром, только так можно сделать этот мир лучше. Отвечайте добром или не отвечайте никак. Если вы отвечаете злом на зло, то зла становится больше.

Мне хорошо известно то, что все знают давно. Тот, кому зло причинили, злом ответит на зло.

Уистан Хью Оден

Мне хорошо известно то, что все знают давно.
Тот, кому зло причинили, злом ответит на зло.

Уистан Хью Оден

Я мщу и месть моя страшна – а надо ли мстить за обиду и зло?

Если человек тебе сделал ЗЛО - ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО - ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет. Фаина Раневская

Фаина Раневская

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Фаина Раневская

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Фаина Раневская

Если человек тебе сделал зло, дай ему конфетку. Он тебе - зло, ты ему - конфетку. И так до тех пор, пока у этой твари не разовьется сахарный диабет.

Фаина Раневская

Не ждите, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учитесь быть счастливыми прямо сейчас. Иначе не успеете.

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь. 1+1

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь. Фредерик Бегбедер

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Марина Цветаева

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Фредерик Бегбедер

Не жди, что станет легче, проще, лучше. Не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь.

Фредерик Бегбедер

Слаще всего - поцелуй детей, важнее всего - их здоровье, больнее всего - их слезы, дороже всего - их любовь.

Для женщины первый поцелуй- конец начала, для мужчины-начало конца.

Элен Роуленд

Тебя обидел человек, а ты возьми и сделай ему добро, подари ему тепло и ласку своей души, и узелок-то развяжется, якорек спадет с твоего сердца. После этого тебе станет и жить, и дышать легче. Через такие победы любовью в местах твоего поражения сердце шаг за шагом, победа за победой будет обретать чистоту. Михаил Юрьевич Лермонтов

(391 слово) Когда мы становимся жертвами зла, то возникает соблазн ответить тем же и покарать обидчиков. Однако делать это ни в коем случае нельзя, потому что именно так начинается война, несущая разрушительные последствия обеим сторонам. Не стоит порождать конфликты и поддаваться на провокацию. И многие примеры из литературы лишь подтверждают необходимость сдержать гнев.

Так, в пьесе М. Горького «На дне» Сатин стал заложником своего буйного нрава. Когда-то его сестру оскорбил мужчина, и брат отомстил ему. Его ответ был страшен — обидчик был убит. Естественно, преступника осудили на несколько лет каторги. После отбытия срока герой обнаружил, что никому не нужен человек с криминальным прошлым. Его карьера была загублена, а будущее разом померкло и стало весьма туманным. Доброе имя Сатина осталось в прошлом. Все видели в нем бывшего каторжника и шулера. Герой неоднократно описывал презрительные взгляды, обращенные к нему на улице. Неудивительно, что он стал циником и насмешником. Его идеал человека — это ленивый бродяга, которому безразличны другие люди и судьба мира. Таким образом, из-за одного лишь взрыва гнева Сатин превратился в отверженного обитателя социального дна, а ведь был благородным человеком, готовым постоять за честь семьи. Значит, когда мы отвечаем зло на зло, то становимся намного хуже, чем были до этого.

Еще более негативно обмен злом влияет на состояние семьи, что наглядно описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Катерина Ивановна вышла замуж не по любви, а ради обеспечения детей, ведь осталась многодетной вдовой без средств. Но вскоре после заключения брака муж запил и потерял работу. Семья погрузилась в нищету. Но вместо того чтобы поддержать супруга и направить его на путь исправления, героиня начала срываться на него и даже била, когда он приходил домой пьяным. Все эти сцены разворачивались при детях, которые плакали и страдали, глядя на насилие и слушая брань. Все благородство, навязанное им Катериной Ивановной, было развеяно бурными истериками и драками матери. В итоге героиня довела себя до полного нервного истощения и помешательства, а муж ее так и не смог встать на ноги. Этот пример показывает, что люди, отвечая злом на зло, опускаются до уровня обидчика и запускают вечный конфликт, который никогда не закончится.

Таким образом, человек не должен мстить обидчику и отвечать на его зло той же монетой. Подобное поведение приведет лишь к эскалации конфликта и поспособствует деградации того, кто опускается до жестокости и агрессии, оправдывая себя детскими доводами вроде «Он первый начал». Взрослые люди должны уметь приходить к согласию без бадминтона негатива.

Как легко обрести любовь: 4 эффективных шага Казакевич Александр Владимирович

Почему не стоит отвечать злом на зло?

В современной притче говорится: жил-был один очень благочестивый человек. Он исправно соблюдал все посты, отмечал все религиозные праздники, ходил в храм и возносил свои чистосердечные молитвы. Особенно чтил этот человек и старался безукоризненно исполнять закон гостеприимства. Его дом всегда был открыт для гостей и странников.

Однажды к нему в дом постучался пожилой странник почтенного вида и попросился отдохнуть. Хозяин проявил гостеприимство, поставил на стол еду и пригласил гостя подкрепиться. Тот с радостью сел за стол и немедленно принялся за трапезу. Благочестивый хозяин спросил его, отчего он не поблагодарил Бога перед едой. Гость ответил, что никогда этого не делал, да и теперь не намерен. Набожный хозяин рассердился и прогнал странника прочь.

В тот же вечер, когда благочестивый хозяин встал на молитву, Бог спросил его, почему он прогнал усталого и голодного гостя.

– Я не смог вынести его неблагодарности к Тебе, Господь!

Тогда Бог сказал ему:

– Я терплю этого человека шестьдесят лет, а ты не смог потерпеть его и один вечер!

«Мирись с врагом своим скорее», – поучает нас древняя мудрость. Спрашивается: чего ради? Ответ на этот вопрос можно отыскать в Библии. Но Библия – это достаточно сложный для восприятия текст. Достаточно внятный и обстоятельный ответ я обнаружил в книге Питера Рассела в его книге «От науки к Богу». Этот маститый ученый, выпускник Кембриджа, автор многочисленных книг и научных исследований, пишет:

«Простить человека – значит освободиться от собственных проецируемых на него суждений. Прощая, мы избавляемся от субъективных интерпретаций и оценок, от своих представлений о том, что хорошо и что плохо. Тогда, глядя на этого человека, мы видим, что он запутался в сетях собственных иллюзорных представлений о себе и об окружающем мире. Он, так же как и мы, испытывает потребность в безопасности, чьем-то покровительстве, признании, одобрении и поощрении. Наверное, он тоже зависит от обстоятельств, мешающих ему реализовать свои возможности. Как и мы, он совершает ошибки. Каким бы он ни был, он сознающее существо, которое стремится к душевному покою.

Даже те, кого мы считаем преступниками, стремятся к той же цели. Просто по тем или иным причинам (кто знает, какую боль им пришлось пережить в детстве или какие убеждения им были привиты) они, пытаясь реализовать себя, проявляют безразличие, а иногда и жестокость к окружающим. Однако глубоко у них внутри сияет искра божественного света, и они жаждут спасения своей души.

Наше прощение нужно не столько тому, кого мы прощаем, сколько нам самим. Освобождаясь от собственных негативных суждений о людях, мы освобождаемся от того, что порождает гнев и обиду.

Иногда нам кажется, что наши недобрые чувства вполне оправданны. Но в действительности такие чувства в гораздо большей степени вредят нам самим, чем те, на кого они направлены. Чем меньше мы судим других людей, тем глубже наш душевный покой.

…Нам нет нужды устремляться в погоню за материальными благами. Чтобы обрести душевный покой, не нужно ничего достигать. Все, что нужно, – перестать ждать, перестать беспокоиться и перестать расстраиваться из-за того, что что-то складывается не так, как нам хочется. Достаточно перестать делать то, что затмевает нашу божественную сущность, чтобы осознать: все, что мы так долго искали, здесь и спокойно поджидает нас. Я полагаю, что именно это и есть духовность. Это универсальное правило, не зависящее ни от эпохи, ни от культурного окружения, ни от религиозных убеждений – главный принцип, на котором базируется любая духовная практика.

Как ни печально, в основном наш образ мыслей таков: материальный успех приносит душевное удовлетворение. Но ведь именно это и мешает нам быть счастливыми. Нас гложет тревога о будущем и захлестывает гнев и обида на тех, кто помешал нам в прошлом. Мы попросту теряем способность радоваться настоящему. Подобный образ мыслей приводит к тому, что мы оказываемся во власти обстоятельств внешнего мира».

Нет радости – нет и счастья. Нет счастья – нет и любви. Испытывая ненависть к своим обидчикам и творя им зло, теряем свой душевный покой, и собственную радость, и любовь. Иначе говоря, мстя другим, обижаем себя. Разумно ли это?

В одной из специальных школ, где были собраны так называемые трудные подростки, местный директор никак не мог справиться с избытком вражды и агрессии между учениками. Ни один из дней не проходил без того, чтобы кто-то кого-то не избил или даже порезал. И вот в школу пришел новый учитель. С разрешения директора он ввел новое правило для учащихся. Это правило должно было выполняться строго и неукоснительно, потому что его нарушителей ожидало отчисление из школы. Что же придумал учитель?

Он велел, чтобы каждый ученик принес в школу прозрачный пластиковый мешок и… несколько клубней картофеля. В случае если ученик затаивал обиду на кого-нибудь и отказывался его простить, то он должен был выбрать картофелину, написать на ней свое имя, имя обидчика и дату и вложить картофелину в пластиковый мешочек.

Ученикам было приказано в обязательном порядке носить с собой этот мешок повсюду и держать его всегда на виду: на рабочем столе, на сиденье автомобиля, на ночном столике у кровати и т. д. Это должно было напоминать ученикам о своих обидах.

Как вы догадываетесь, некоторые из мешков были достаточно тяжелыми, и таскать их с собой повсюду очень скоро стало довольно тяжело. Кроме того, картофель начал портиться в мешках, прорастать и покрываться зловонным скользким налетом. Вот так ученики смогли наглядно представлять себе, что означает носить в себе застарелые обиды и злость. И теперь, прежде чем разозлиться на кого-нибудь, они думали: «Нет, мой пакет уже и без того достаточно тяжел». Через три месяца порядок и дисциплина снова вернулись в эту школу.

Быть справедливым – значит быть ответственным за других. Однако быть добрым и ответственным – не означает позволять другим делать с собой все, что им захочется. Если враги напали на вашу страну, вы будете делать добро, уничтожая врага. Если сильный обижает или оскорбляет слабого, вы будете делать добро, встав на защиту слабого. Но если кто-то оскорбляет вас, вы будете делать добро, если откажетесь от оскорблений в ответ. Почему?

Потому, что вы же не хотите стать похожими на этого глупца или злодея? Как предупреждал Гете, «не спорь с дураком, иначе окружающие могут не заметить между вами разницы». Следует соизмерять уровень ущерба с уровнем наказания. Если кто-то говорит о нас плохое, то здесь вообще нет никакого ущерба для нас. «Собаки лают, караван идет». Или, как сказал Рабиндранат Тагор, «звезды не обидятся, если их примут за светляков». Очевидный ущерб здесь – только в голове злословящего. Надо ли обижаться на чью-то неразумность?

Оставим же злых людей в покое, если они не мешают нам творить добро, и обратим свои силы на увеличение любви и радости в нашей жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Психология зла автора Герасимов Сергей

ГЛАВА 2 ЗАРАЖЕНИЕ ЗЛОМ 2.1. ВИРУС Видели ли вы вирус? На самом деле он так мал, что меньше длины световой волны, поэтому разглядеть его в принципе невозможно. Однако можно получить его изображение с помощью электронного микроскопа, и довольно детальное изображение.Вот

Из книги Как говорить правильно и без стеснения автора Полито Рейналдо

Когда отвечать на вопрос (или не отвечать на него) Когда вам задают вопрос, у вас возникает желание ответить: либо потому что вы считаете, что если вас спросили, то отвечать следует в любом случае, либо потому, что у вас есть информация и желание ответить, показывая тем самым

Из книги Творческое саморазвитие, или Как написать роман автора Басов Николай Владленович

ЧАСТЬ I. ПОЧЕМУ И КАК ЭТО СТОИТ ПОПРОБОВАТЬ Признаться, я некоторое время думал, что моя идея абсолютно оригинальна. Что никто и никогда, задаваясь теми же вопросами, не подходил даже близко к ответу, который мне был ясен с самого начала.Ясен именно потому, что лежит, как

Из книги Территория заблуждений [Какие ошибки совершают умные люди] автора Добелли Рольф

Почему иногда не стоит фокусироваться на главном Иллюзия внимания После сильных дождей в Южной Англии река в селе Лакингтон недалеко от Бристоля вышла из берегов. Полиция перекрыла брод - мелководье, которое транспорт обычно нормально преодолевал, - и поставила знак

автора Шереметьев Егор

Как отвечать на СМС «Кто это?» Одна из самых опасных проверочных СМС от девушек. От твоего ответа многое зависит, поэтому разберем ситуацию подробнее.Существует много причин, почему девушка может так написать. Может быть, она потеряла телефон или он сломался, так что ей

Из книги От текста к сексу: скандальное руководство как, что и когда написать девушке в СМС автора Шереметьев Егор

Как отвечать на негативные СМС? Девушки часто проверяют парней, чтобы увидеть их реакцию. Не удивительно, что девушка пытается задеть тебя, пытаясь проверить, будешь ли ты выходить из себя… Ты должен быть разносторонним парнем, и если она нападает на тебя, это не такая уж и

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Не на каждую подставу стоит отвечать волнением Ты опоздал на автобус? И раздражение на себя и на водителя пошло волной? Все сожалеют, если опоздают, а ты будь оригинальным. Поблагодари Господа за представленную возможность остановиться и увидеть, что мир вокруг не так уж и

Из книги Мужчины и как вить из них веревки автора Антонова Ирина

Стоит ли отвечать и что отвечать на щекотливые вопросы Очень щепетильная тема. Рано или поздно он все равно спросит, был ли у тебя кто-нибудь все это время. К этому надо быть готовой. А ответ твой должен зависеть от того, как он это спросит. Может быть, он внутренне почти

Из книги 15 мифов о любовных и семейных ссорах: посмотрите на себя со стороны! автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 25. Стоит, или не стоит, рассказывать любимому человеку о прошлых отношениях? Вынесенная в название главы тема настолько избита и заезжена, что в своей психологической практике, иногда мне даже уже и не хочется об этом разговаривать. Однако, при всей своей затертости,

Из книги Правильные сказки автора Шлахтер Вадим Вадимович

Сказка о Добром Волшебнике и злом колдуне Давным-давно жили да были на свете Добрый Волшебник и Злой Колдун.Добрый Волшебник творил Добрые Дела, Злой Колдун злые деяния.Люди любили Доброго Волшебника и боялись и ненавидели Злого Колдуна. Добрый Волшебник помогал людям,

Из книги Платиновый том [Как строить отношения состоятельному человеку – и с состоятельным человеком, – и избежать разочарований] автора Кареев Сергей И.

31 Почему стоит любить женщин Задумывались ли вы когда-нибудь, что такое дружба? На самом деле все просто: дружба - это лишь ожидание выгоды в будущем.А что такое любовь? Это лишь романтизация гормональных отношений.Раньше мужчинам без женщин выжить было нельзя, пенсии не

Заповедь любви к врагам есть только в христианстве

Мы часто сталкиваемся со злой человеческой волей, которая не имеет ничего общего с Божьей. Войны, революции, гонения на Церковь, поругание святынь. Почему же принято говорить: «На всё воля Божья»? И что делать верующему - смиряться с чужой злой волей, утешаясь тем, что её допускает Сам Бог, или пытаться ей активно противодействовать?

Борис Д.

Отвечает настоятель храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов:

Вопрос о зле - один из самых трудных и в то же время самых важных для каждого человека. В нашей главной молитве «Отче наш» есть слова: «…да будет воля Твоя и на земле, как на небе…» Это просьба о том, чтобы здесь, на земле совершалась ВОЛЯ БОЖИЯ, а не наша злая, человеческая воля. Естественно, мы просим о том, чего ещё нет в полной мере. То есть в земной жизни проявляется как Божия воля, так и воля человека и других живых тварей. Бог даёт Своему творению свободу, причём тем большую, чем выше уровень организации тварного существа.

- Эту свободу человек может употребить против Бога? Опасный дар…

Мне вспоминается письмо человека, осуждённого за жестокое убийство. Сидя в камере смертников, он задал Богу вопрос: «Господи, если Ты есть, скажи, почему я совершил это убийство?» И услышал внутри себя явственный ответ: «Потому что ты свободен выбирать между добром и злом». Он спрашивает ещё: «Зачем мне эта свобода, если она привела меня в камеру смертников?» И слышит ответ: «Без свободы ты не был бы человеком».

В самом деле, без свободы выбора наши поступки были бы лишь вынужденными рефлексами, не имели бы никакой нравственной ценности. Не было бы зла, но не было бы и добра. Не было бы нравственного усилия, никаких чувств, симпатий, любви и т.д. Одни лишь рефлекторные ответы на внешние раздражители. Человек перестал бы быть личностью, образом и подобием Божиим. Он превратился бы в благочестивый автомат.

Так что, когда мы говорим, что «на всё воля Божия», то имеется в виду, что по Его воле мы получили свободу выбирать между добром и злом. А то, что мы выбираем зло вместо добра, - это уже выбор нашей, человеческой воли. Мы в этом виноваты, а не Бог.

- И Бог никак не противостоит злой человеческой воле?

Мы верим, что Бог даже самое ужасное зло может обратить в добро. За Распятием следует Воскресение. Бог побеждает зло врагов Иисуса Христа не тем, что карает Его палачей, а тем, что воскрешает Своего Сына! Так и за каждым злом, которое совершается в мире, следует победа Бога, которая нам не сразу и не всегда видна.

Так, смерть мучеников подчёркивает их нравственный подвиг, силу их веры, их мужество, их упование на Бога и тем самым служит вдохновляющим примером, поддерживающим целые поколения христиан.

Это не значит, что мы всегда должны уступать злу. Иногда приходится прибегать к насилию, защищая ближнего, слабого, своё Отечество. Ибо в этом случае уступка злу породила бы ещё большее зло. Но всё это становится необходимостью лишь тогда, когда мы защищаем других людей. Но даже Петра, взявшегося за меч, чтобы защитить Учителя, Иисус остановил: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26, 52-54).

- Как определить, когда следует активно противостоять злу насилием, а когда смиряться?

Чтобы в каждом конкретном случае делать правильный выбор, нам и дано Евангелие, которое нам необходимо читать и перечитывать, пропитывать себя его духом. Нам следует хорошо знать историю Церкви, особенно первых трёх веков её существования, когда безоружное христианство завоевало могущественную Римскую империю, проливая только свою кровь и никогда - чужую.

Мы призваны помнить, что сопротивление злу силой - это скорее исключение, а не правило: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Мф. 5, 43-48).

Нравственные заповеди христианства во многом схожи с нравственными нормами других религий. И только слов «любите врагов ваших» мы не найдём нигде, кроме христианства.

В том же наставляет нас в своих Посланиях и святой апостол Павел: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло» (1 Фес. 5, 15), «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. …Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12, 19-21).

В уже гораздо более близкое к нам время словами молитвы Оптинских старцев мы просим Господа научить нас «молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить». Христианство - это не религия слабых, как думают некоторые, не тёплая печка для стариков, а жизнь, требующая великого мужества и веры, путь за Господом Иисусом Христом, который сказал о Себе: «Я есть путь и истина и жизнь».

Михаил Устюгов