III и IV Государственные думы. Iv государственная дума




Последняя Дума Российской Империи

Работа депутатов проходила на фоне мировой войны и революции

Четвёртая Дума проработала с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 года. Но официально она была распущена лишь 6 октября 1917 года, за считанные дни до Октябрьской революции. Председателем Госдумы весь срок был лидер партии октябристов Михаил Родзянко.

Непредсказуемый парламент

Выборы в Думу проходили осенью 1912 года. Всего было избрано 442 депутата. Как и в прошлый раз, больше всего голосов набрали октябристы (98 мест). Но их перевес над остальными был уже не таким подавляющим. В целом Четвёртая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при умеренном центре. Это сделало её менее предсказуемой, чем Третья Дума.

Октябристы все чаще стали объединяться с кадетами, получая думское большинство. Но их законодательные инициативы блокировались Госсоветом. В свою очередь, Дума тормозила проекты масштабных законов царского правительства. В итоге правительство ограничилось незначительными законопроектами. В период первой и второй сессий (1912-1914) было внесено свыше 2 тысяч мелких законопроектов.

Захотели формировать кабмин

С началом Первой мировой войны заседания Госдумы стали проходить нерегулярно. Законодательство осуществлялось правительством во внедумском порядке.

Поражения русских войск весной и летом 1915 года, кризис государственной власти вызвал рост оппозиционных настроений среди депутатов. В июле 1915 года большинство фракций Думы выступили с критикой правительства, потребовали создания нового кабинета министров, пользующегося «доверием страны». 22 августа был организован Прогрессивный блок, в который вошли 236 депутатов (октябристы, прогрессисты, кадеты). Новый блок требовал права самому формировать правительство.

Ограничение властных полномочий для императора Николая II было неприемлемо. 3 сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы.

Выразили недоверие премьерам

1 ноября 1916 года стартовала пятая сессия Четвёртой Думы. Прогрессивный блок потребовал отставки председателя правительства Бориса Штюрмера, которого обвиняли в германофильстве. Его сменщику Александру Трепову депутаты также выразили недоверие. В итоге 16 декабря 1916 года Дума вновь была распущена.

14 февраля 1917 года заседания возобновились. Желая продемонстрировать силу и сплочённость Думы, депутаты организовали демонстрации к Таврическому дворцу. Митинги дестабилизировали ситуацию в Петрограде. Указом царя от 25 февраля 1917 года заседания Четвертой Думы были прерваны окончательно. Депутаты перешли к формату «частных совещаний». 6 октября Дума была распущена официально.

А вскоре грянула большевистская революция. И институт Государственной Думы исчез на многие годы…

Депутаты тормозили проекты масштабных законов правительства.

Вторая Дума

Выборы во вторую Думу дали ещё больший перевес левым партиям, чем в первой Думе. В феврале 1907 года Дума начала работу, наметились её попытки сотрудничества с правительством (даже эсеры объявили, что на время деятельности Думы прекращают свою террористическую деятельность).

Премьер-министр П.А.Столыпин сообщил о мерах, принятых в перерывах между первой и второй Думами. В соответствии со ст.87 Основных законов правительство провело: Закон о военно-полевых судах - 1906г. (он не был представлен на утверждение Думы, и его действие прекратилось весной 1907г., но на его основании были казнены около 700 человек); Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями от 5 октября 1906 года., Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы от 9 ноября 1906 года., превращать их в свою личную собственность.

Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой, предложив широкую программу либерального законодательства и исключения из правительства наиболее консервативных министров. Премьер сообщил, что правительство приготовило ряд законопроектов, обеспечивающих свободу совести и веротерпимость, гарантирующее неприкосновенность личности (арест, обыски и цензура должны были осуществляться только на основании судебного решения), предварительное следствии по политическим делам предполагалось передать судебным следователям, изъяв его у жандармов.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. С трудом проведены законопроекты о государственном бюджете и наборе новобранцев. Была отвергнута резолюция правых депутатов о поощрении революционного террора.

Проведение аграрного закона правительством наталкивалось на жёсткую оппозицию. Чтобы преодолеть это сопротивление и создать новый порядок формирования Государственной Думы (по действующему закону состав государственной Думы мог постоянно оставаться радикальным и оппозиционным правительству), правительство пошло на шаг, который был оценён как государственной переворот. 4

Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Поводом для роспуска послужило спорное дело о сближении думской фракции социал-демократов с "военной организацией РСДРП", которая готовила вооружённое восстание в войсках (3 июня 1907г.). 5

Третья и четвёртая Дума

В июне 1912 года изданы законы о социальном страховании рабочих: при потере трудоспособности от несчастных случаев пенсии полностью выплачивали владельцы предприятий; для выплаты пособий по болезни учреждались "больничные кассы" , взносы в которые делали рабочие и предприниматели.

По инициативе правительства Дума принимала законы о введение земского самоуправления в южных и западных губерниях. Однако их деятельность натолкнулась на оппозицию консервативного государственного совета, отклонившего проект весной 1911 года. По настоянию Столыпина проект был приведён в порядок ст.87 основных законов. Государственный совет отклонил проекты о ведении земств в Сибири, Дальнем Востоке, Архангельской губернии, а так же проект о введении волостных земств.

В июне 1912 года Государственная Дума и Государственный совет одобрили законопроект " О преобразовании суда в сельских местностях". Судебная власть от земских начальств вновь передавалась в руки мировых судей, избираемых уездными земскими собраниями.

Блокируясь правыми депутатами Думы, правительство в 1910 году провело Закон "О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общегосударственного значения", открывающий широкие возможности для вмешательства в финские внутренние дела. Негативное влияние вызвало и проведенное Столыпиным Положение о введении земств в западных губерниях, которое также имело националистическую окраску.

В сентябре 1911 года П.А.Столыпин был убит анархистом, а осенью 1912 года истёк срок полномочий третей "столыпинской" Думы. Той же осенью проходили выборы в государственную Думу четвёртого созыва, где председателем был избран М.В.Родзянко. в августе 1915года в Думе образовался Прогрессивный блок, в который входило три четверти его её депутатов. Программа блока требовала создать министерство общественного доверия, провести ряд реформ и политическую амнистию.

В политический блок вошли партии, которые эпизодически блокировались ещё во Второй Думе: кадеты, "прогрессисты" и октябристы. Путём взаимных уступок им удалось создать прочное соединение, заметно влиявшее на политику государства и политический климат в стране.

В январе 1916 года председателя Совета министров И.Л. Горемыкина заменил Б.В. Штюрмер, в ноябре Штюрмера сменил А.Ф. Трепов, а Трепова - Н.Д.Голицын. Оппозиция потребовала ухода в отставку и этого правительства.

25 февраля 1917 года император издал указ о роспуске Государственной Думы. Её депутаты 27 февраля создали временный комитет Государственной Думы, на основе которого вскоре будет создано Временное правительство.

Вместе с Манифестом о роспуске Думы опубликовано новое положение о выборах. Изменение избирательного законодательства было проведено с очевидным нарушением Манифеста 17 октября 1905 года., который подчёркивал, что "никакие новые законы не могут приниматься без одобрения Государственной Думы".

Введение- 3

1. Третья государственная дума (1907–1912): общая характеристика и особеннности деятельности- 5

2. Государственная дума третьего созыва в оценках депутатов- 10

Заключение- 17

Список использованной литературы- 20

Введение

Опыт первых двух законодательных собраний был оценен царем и его окружением как неудачный. В этой ситуации и был издан третьеиюньский манифест, в котором неудовлетворенность от работы думы списывалась на несовершенство выборного законодательства:

Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Государственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетворительным, вследствие несовершенства самого способа избирания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г., может, и казался окружению царя удачной находкой, вот только сформированная в соответствии с ним Государственная Дума так однобоко отражала расстановку сил в стране, что не смогла даже адекватно очертить круг тех проблем, решение которых могло бы предотвратить сползание страны к катастрофе. В результате, заменяя первую Думу второй, царское правительство хотело как лучше, а получилось как всегда. Первая Дума была Думой надежд на мирный эволюционный процесс в стране, уставшей от революции. Вторая Дума оказалась Думой острейшей борьбы депутатов между собой (вплоть до драк) и непримиримой борьбы, в том числе в оскорбительной форме, левой части депутатов с властью.

Имея опыт разгона предыдущей Думы, наиболее подготовленная к парламентской деятельности, наиболее интеллектуальная фракция кадетов пыталась ввести хоть в какие-то рамки приличия и правых, и левых партий. Но самоценность ростков парламентаризма в самодержавной России мало интересовала правых, а левым было вообще наплевать на эволюционное развитие демократии в России. В ночь на 3 июня 1907 г. последовал арест членов социал-демократической фракции. Одновременно правительство объявило о роспуске Думы. Был издан новый, несравненно более жесткий ограничительный избирательный закон. Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.

Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.

В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как "бесстыжий": столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.

Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах. Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей кадетов-либералов. Рабочие могли провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях. Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912). Процессы позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской России поразительно напоминают то, что происходит в 2000-2005 году в Думе демократической России, когда во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.

Целью настоящей работы является исследование особенностей третьей Государственной Думы Российской империи.

1. Третья государственная дума (1907–1912) : общая характеристика и особенонсти деятельности

Третья государственная думаРоссийской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.

Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии – как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.

Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они и составили костяк III Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.

В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий.

Возникла крайне правая депутатская группа во главе с В.М.Пуришкевичем. По предложению Столыпина и на деньги правительства была создана новая фракция «Союз националистов» со своим клубом. Она конкурировала с черносотенной фракцией «Русское собрание». Эти две группировки и составляли «законодательный центр» Думы. Заявления их лидеров часто носили характер явной ксенофобии и антисемитизма.

На первых же заседаниях III Думы, открывшей свою работу1 ноября 1907, образовалось правооктябристское большинство, которое составляло почти 2/3, или 300 членов. Поскольку черносотенцы были против Манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристско-кадетское, составлявшее около 3/5 состава Думы (262 члена).

Наличие этого большинства определяло характер деятельности III Думы, обеспечивало ее работоспособность. Образовалась особая группа прогрессистов (вначале 24 депутата, потом численность группы дошла до 36, позже на базе группы возникла Прогрессивная партия (1912–1917), занимавшая промежуточное положение между кадетами и октябристами. Лидерами прогрессистов были В.П. и П.П.Рябушинские. Радикально настроенные фракции – 14 трудовиков и 15 социал-демократов – держались особняком, но серьезно повлиять на ход думской деятельности они не могли.

Численность фракций в Третьей государственной думе (1907–1912гг)

Позиция каждой из трех основных групп – правых, левых и центра – была определена на первых же заседаниях III Думы. Черносотенцы, не одобрявшие преобразовательных планов Столыпина, безоговорочно поддерживали все его меры по борьбе с противниками существующего строя. Либералы пытались противостоять реакции, но в некоторых случаях Столыпин мог рассчитывать на их относительно доброжелательное отношение к предлагаемым правительством реформам. При этом ни одна из группировок не могла при голосовании в одиночку ни провалить, ни утвердить тот или иной законопроект. В подобной ситуации все решала позиция центра – октябристов. Хотя она и не составляла большинства в Думе, но от нее зависел исход голосования: если октябристы голосовали вместе с другими правыми фракциями, то создавалось правооктябристское большинство (около 300 человек), если вместе с кадетами, то – октябристско-кадетское (около 250 человек). Эти два блока в Думе позволяли правительству лавировать и проводить как консервативные, так и либеральные реформы. Таким образом, фракция октябристов играла роль своего рода «маятника» в Думе.

Первые две Госдумы оказались для царя слишком «неудобными». И в 1907 году был принят новый избирательный закон. В нем колоссальное преимущество получили помещики. Один голос помещика приравнивался к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Таким образом, было сделано все, чтобы уменьшить в новой Думе представительство низших слоев общества и увеличить представительство правящих классов – и в первую очередь помещиков.

III Государственная дума.

1 ноября 1907 года состоялось первое заседание III Государственной думы. В ней большинство мест получили октябристы и монархисты – их представляли 154 и 147 депутатов соответственно. Самой маленькой оказалась фракция социал-демократов- 19 депутатов. Эсеры вообще бойкотировали выборы в новую Думу и в ее работе не участвовали. Третью Думу возглавляли октябристы – сначала Н.А.Хомяков, затем А.И.Гучков, а затем М.В.Родзянко.

Просуществовала весь отведенный ей пятилетний срок. Состоялось пять сессий.

Работа Думы, принимаемые ею решения и законы во многом зависели от позиции октябристов, составлявших большинство. Октябристы поддерживали Столыпина – поэтому Дума в целом была простолыпинской.

Третья Дума рассмотрела около 2,5 тысяч законопроектов. Большинство из них были малозначительными. Наиболее важные законы – об аграрной реформе и введении земства в западных губерниях (приняты в 1910 году).

IV Государственная дума.

15 ноября 1912 года открылась IV Государственная дума. Председателем Думы был избран октябрист Родзянко. Формально провела пять сессий.

В новой Думе были представлены практически те же партии, что и в третьей. Но четвертая Дума была более оппозиционной. Большинство мест в ней получили националисты и умеренно-правые (120), октябристы оказались лишь вторыми (98 мест). У кадетов было 59 мест.

Лидер кадетов Милюков для оказания давления на правительство предложил создать в Думе межпартийную коалицию – Прогрессивный блок. Такой блок был создан в разгар Первой мировой войны – в 1915 году. Кадеты выдвинули идею создания правительства «народного доверия». В 1916 году на заседании Думы Милюков подверг резкой критике деятельность правительства, на которое возложил главную ответственность за поражения русской армии и обострение ситуации в хозяйственной сфере. Вскоре Дума выразила недоверие правительству.

25 февраля 1917 года заседания Думы были прерваны царским указом. С этого дня она больше не собиралась, но формально продолжала существовать, оказывая значительное влияние на революционные события в стране. В марте 1917 года, после отречения царя, вместе с Петроградским Советом сформировала Временное правительство. Выступала против власти Советов.

18 (31) декабря 1917 года Временное правительство официально распустило IV Государственную думу – в связи с началом выборов в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию и определить дальнейшее развитие страны.

После роспуска 2-й Государственной думы правительство внесло изменения в избирательный закон, а так как эти изменения делались без участия депутатов Думы, в российском обществе они были расценены как государственный переворот. Новый избирательный закон изменил соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (3% верхушки общества выбирали две трети всех депутатов), были сокращены представительства национальных окраин. Общее число депутатов сократилось с 534 до 442.

Выборы в 3-ю Государственную думу проходили осенью 1907 г., ее работа началась 1 ноября 1907 г. 3-я Дума стала единственной в истории Российской империи, которая отработала отведенный ей срок - пять сессий. Дума работала под председательством октябристов Н.А. Хомякова, А.И. Гучкова и М.В. Родзянко. Состав 3-й Государственной думы: 148 центристов из «Союза 17 октября», 54 кадета, 144 черносотенца, 28 прогрессистов, 26 буржуазных националистов, 14 трудовиков, 19 социал-демократов.

Таким образом, исход голосования в 3-й Государственной думе полностью зависел от октябристов. Они входили в союз с черносотенцами и организовывали правоцентристское большинство, при союзе с кадетами складывалось октябристско-кадетское большинство. Дума была послушным орудием в руках правительства, которое возглавлял . При поддержке правых он блокировал все инициативы кадетов, основой его политики был лозунг «Сначала успокоение, потом реформы».

Основные вопросы, стоявшие перед 3-й Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.

Был принят «столыпинский» вариант аграрной реформы (на основе указа от 9 января 1906 г.). По рабочему вопросу был принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни. По национальному вопросу в девяти украинских и белорусских губерниях были образованы земства, Финляндия была лишена автономии.

Выборы в 4-ю Государственную думу проходили осенью 1912 г. Количество депутатов - 442, председательствовал весь срок октябрист М.В. Родзянко. Состав: черносотенцы - 184, октябристы - 99, кадеты - 58, трудовики - 10, социал-демократы - 14, прогрессисты - 47, беспартийные и др. - 5.

В расстановке сил остался расклад предыдущей Думы, октябристы по-прежнему выполняли функции центра, однако больший вес стали иметь прогрессисты.

Однако Дума 4-го созыва стала играть меньшую роль в жизни страны, так как правительство пропускало через нее лишь второстепенные законы, оставляя за собой решение главных законодательных задач.

В 4-й Думе, как и в 3-й, были возможны два большинства: право-октябристское (283 депутата) и октябристско-кадетское (225 депутатов) - оно и стало преобладающим в работе 4-й Государственной думы. Депутаты все чаще выступали с законодательными инициативами и тормозили прохождение государственных законов. Однако подавляющая часть неугодных правительству проектов законов блокировалась Государственным советом.

Неудачный ход военных действий вызвал острую критику правительства со стороны Думы. Большинство фракций потребовало создания кабинета министров и передачи власти в его руки. Вокруг этой идеи объединилось не только думское большинство, но и представители Государственного совета. В августе 1915 г. в парламенте был создан «Прогрессивный блок», состоящий из 236 депутатов, в который вошли представители октябристов, прогрессистов, кадетов и представители Государственного совета. Не поддержали блок меньшевики и трудовики. Таким образом, возник оппозиционный правительству парламентский блок.

27 февраля 1917 г., собравшись на внеочередном заседании, группа депутатов организовала Временный комитет Государственной думы, который в ночь на 28 февраля постановил взять власть в свои руки и создать правительство. 2 марта 1917 г. было создано Временное правительство, которое своим решением от 6 октября распустило 4-ю Думу.