Храм царицы хатшепсут внутри. Храм царицы хатшепсут в фивах. Руины храма Оcириса




Гиды в Египте бывают разные и если, когда мы ездили на экскурсию в Каир и Александрию, с нами был замечательный молодой человек, который рассказывал об истории и культуре страны с такой любовью и упоением, то поехав в Луксор — в город, считающимся единственным городом в мире, где в одном месте собрано столько исторических и древних ценностей, с гидом нам не повезло.

Большей частью мы были предоставлены сами себе и осматривали достопримечательности самостоятельно. Среди нас была женщина, пенсионного возраста, в руках у неё была книжечка, по которой она сверяла то, что видела вокруг. Я поняла, что прежде чем поехать в страну, она изучила, интересующую её информацию и согруппники толпились вокруг неё, чтобы что-то спросить.

Спустя какое-то время я поняла, что наверное все же интереснее сначала узнать о стране, храме, историческом месте, а потом увидеть. Да, когда читаешь, не представляя себе конкретное место, возможно это не совсем интересно. Но когда в дальнейшем буквы и картинки накладываются друг на друга получаются занимательные вещи.

И тогда не страшно, что ваш гид больше заинтересован тем, чтобы отвести вас на алебастровую фабрику или в магазин папируса. Вот поэтому я хочу кратенько рассказать о том, что представляют собой храмы в Луксоре и люди в честь которых они построены.

Царица Хатшепсут (правила ок. 1489—1468 до н. э.) известна как первая женщина- фараон Нового царства Египта.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмаса I и царицы Яхмес. Еще при жизни отца она стала верховной жрицей и «супругой бога Амона», что в значительной мере помогло ей впоследствии взять власть в свои руки и стать фараоном.

После смерти отца Тутмаса I, Хатшепсут вышла замуж за единокровного сводного брата Тутмаса II (отцом был фараон Тутмас I, а матерью второстепенная царица Мутнофрет). В этой чете Хатшепсут считалась выше по происхождению, так как была чистокровной царицей. Считается, что и при жизни Тутмаса II, она держала празды правления в своих руках.

Правил Тутмас II неполных 4 года и умер молодым от какой-то болезни. В браке у Хатшепсут родилось две дочери — Нефрура и Меритра, поэтому на престол после смерти Тутмаса II взошёл его сын (матерью была наложница Тутмаса I — Исида) - 12 летний Тутмас III. В одних источниках Хатшепсут, представляют как тетку, отстранившую от власти племянника, в других как мачеху, правившую вместо своего пасынка. Но то, что Тутмас III был сыном её мужа Тутмаса II остаётся фактом.

Правила царица Хатшепсут 20-22 года. При жизни обладала титулами «Великая жена царя», т.е главная жена царя и «жена бога Амона» . Правление Хатшепсут отличалось от правления . Её деятельность была направлена больше на строительство, чем на военные действия, что негативно стало сказываться в конце её правления, так как ранее покорённые народы почувствовав волю, начали избавляться от египетского господства, что начал быстро исправлять после смерти царицы Хатшепсут следующий фараон, отстраненный от правления на 20 лет — Тутмас III, признанный самым воинственным фараоном Египта. Что тоже говорит о незаурядных способностях царицы Хатшепсут, если она могла удерживать власть в своих руках несмотря на такого сильного "противника".

Есть разные мнения о взаимоотношениях Хатшепсут со своим пасынком (кузеном, племянником).

Отступление : учитывая, что в египетских царских династиях присутствовало сильное кровосмешение, то отчасти все указанные виды родства присутствовали между этими двумя фигурами.

Одни источники говорят, что Тутмас III был полностью отстранён от правления страной, другие свидетельствуют о том, что в период правления царицы Хатшепсут, Тутмас так же допускался к управлению страной.

Несмотря на то, что деятельность царицы Хатшепсут было направлено на мирное строительства страны, тем не менее существуют свидетельства, говорящие о том, что по крайней мере два военных похода в её царствования предпринимались, один из которых она возглавляла лично.

Приняв титул фараона, Хатшепсут стала носить мужские одежды и накладную бороду. Все атрибуты присущие фараону присутствовали в её образе. Несмотря на мужской образ, который должна была принять Хатшепсут, царица продолжала себя называть самой прекрасной женщиной и об этом свидетельствуют записи на стенах её храма. Так же царица отказалась от такого царского титула как «могучий бык».

В период правления царицы Хатшепсут Египет был процветающей страной; были восстановлены многие, ранее разрушенные завоевателями, памятники, построен Карнакский храм, особой гордостью являлся храм в Дейр-эль-Бахри, который был построен в течение 9 лет. Страна процветала и в экономическом плане, велась активная торговля, устанавливались классические рабовладельческие отношения.

Царицей Хатшепсут была снаряжена большая экспедиция в страну Пунт (на сегодняшний день точно не известно её место нахождение). С Пунтом Египет и ранее торговал, но затем отношения были прерваны. Царица Хатшепсут восстановила эти отношения и закупала в Пунте большое количество миррового дерева, древесину чёрного дерева, шкуры экзотических животных, ручных обезьян, благовония, золото, рабов и другие вещи.

Умерла Хатшепсут (как на сегодняшний день установили учёные) от болезни (опухоль кости, рак печени, осложненный диабетом), было великой царице более 50 лет, предполагают, что возможно причиной послужило и то, что она пользовалась лекарствами и косметическим средствами в состав, которых входили канцерогенные вещества, которые и отравили организм.

Похоронена Хатшепсут была в долине цариц, но при раскопке гробницы саркофаги, которые могли принадлежать царице были пусты. И только в 2007 году одна из мумий, находящаяся в Каирском музее была идентифицирована как тело царицы Хатшепсут.

Туристы, приехавшие в обязательно посещают Поминальный храм Царицы Хатшепсут, расположенный в Дейр-эль-Бахри. Храм этот в древности назывался Джесер Джесеру и означал «священнейший из священных». Храм состоял из трех крупных террас, в котором была аллея сфинксов и колоссальные статуи царицы. В древности вокруг храма был разбит зелёный сад и Т-образные бассейны.

Мощь и красота храма поражает и сегодня, удивительно смотрится храм, высеченный из скалы. На сегодняшний день не всё восстановлено, но даже имеющееся позволяет представить всю грандиозность и масштабы храма Хатшепсут. Храм был построен не только в честь царицы, но и был посвящен Амону-Ра, а так же Анубису, являющемуся проводником в загробный мир и великой защитнице умерших — Хатхор Иментет.

В горах, недалеко от строительства храма располагалось жильё мастеров, ведущих строительство и рабов.

В Арабской Республике Египет, в местечке Дейр-эль-Бахри расположен знаменитый заупокойный храм царицы Хатшепсут , женщины-фараона из XVIII династии, правившей в 1525-1503 гг. до н. э. Его архитектура, история и внешний облик столь же необычны, как и само появление среди владык Древнего Египта правительницы-женщины. За три тысячелетия истории Египта женщин-фараонов, помимо Хатшепсут, было еще три: Тетишери, Аххо-теп II, Яхмос-Нефертари. Но Хатшепсут оказалась среди них самой талантливой и известной.

Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут являлась сводной сестрой и великой супругой Тутмоса II. Этот царь правил недолго и умер, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от одной из младших жен. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут назначили регентом. Однако вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта, приняв титул Джесер-джесеру - Наивеличайший из Наивеличайших. 15 лет правления Хатшепсут стали одной из ярчайших страниц истории XVIII династии. При ней велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на девятом году правления она осуществила экспедицию в Пунт (земли Восточной Африки) за красным деревом. Настоящий же памятник ее эпохи - гробница в Дейр-эль-Бахри.

Великая стройка храма началась примерно в 1518 г. до н. э. и продолжалась почти 15 лет. Храм возводился под руководством выдающегося зодчего жреца Сененмута, Верховного распорядителя Амона, фаворита и придворного архитектора Хатшепсут. Удачен оказался и выбор места. Храм располагался в долине, которая считалась священной уже более пяти веков и была посвящена Исиде, божественной супруге Осириса, правившего загробным миром. Недалеко от него, но по другую сторону горы, в Долине царей, и выстроили гробницу для Хатшепсут.

Оригинальное сооружение Сененмута не имеет аналогов в древнеегипетской архитектуре. Вместо традиционных массивных пилонов и мрачных, затененных залов - три открытые террасы, поднимающиеся друг над другом по склону горы. Эти террасы служили местом захоронения жрецов Амона. От гробницы начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов Дорога процессий. Она вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, а по бокам - двумя колоссальными статуями царицы. Сейчас это место именуется портиком Обелисков, поскольку его барельефы иллюстрировали перевозку двух высоких гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в Карнакском храме. В северной части размещался портик Охоты, украшенный сценами ритуальной охоты и рыболовства.

По сторонам от портиков находятся небольшие святилища бога Анубиса и богини Хатхор. Оба состоят из 12-колонных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скального массива. Колонны святилища Хатхор украшены капителями в виде лица богини, а на стенах изображена сидящая фигура супруга царицы Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор.

С внешнего двора наклонный пандус вел на крышу первой колоннады. Она являлась одновременно и внутренним двором. Далее еще одна лестница вела на крышу второй колоннады. В ее глубине находилось святилище бога Амона. От первого двора ко второму и к верхней террасе уходили два последовательных пандуса, ограниченные с запада портиками. Перила пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма, были украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по перилам. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта богиню Уаджет, помещено изображение Гора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Композиция южного портика второго яруса повествовала об экспедиции в царство Пунт, прославившее царицу. Художники запечатлели египетский флот, особенности ландшафта Восточной Африки с лесами благовонных деревьев. Здесь же представлены царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут: драгоценную древесину, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.

Отстранив от правления Тутмоса III, Хатшепсут не могла лишний раз не подчеркнуть свое священное право на власть. Потому главным сюжетом рельефов северного портика была история божественного рождения Хатшепсут. По официальной легенде, зафиксированной в росписях, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут - Тутмоса I и вошел в покои ее матери Яхмес. Завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.

Хатшепсут так и не сумела преодолеть традицию, согласно которой фараоном мог быть только мужчина. Это проявилось в иконографии царицы, изображавшейся в мужском облачении и с накладной бородой. Каждая из колонн портиков украшена статуей царицы в образе Осириса с длинной бородой, в белом одеянии и со скрещенными на груди руками, в которых она держит царские скипетры.

Создатель храма Сененмут не смог удержаться, чтобы не прославить и свое имя. Его изображения встречаются в Дейр-эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми распахивающейся дверью. Кроме того, на территории первой террасы Сененмут начал строительство гробницы для себя, чтобы и после смерти находиться поближе к собственному творению. Ученым неизвестна причина, по которой к концу работ Сененмут попал в опалу. Гробница зодчего так и осталась незаконченной, а все его имена на стенах тщательно уничтожены.

Созданное архитектором творение и сейчас кажется образцом совершенства, олицетворением вечных канонов красоты. Впрочем, Сененмут лишь развил в нем идеи предшественников. Так, слева от храма Хатшепсут обнаружены руины поминального комплекса фараона Ментухотепа II (2055-2004 гг. до н. э.): это сооружение имело сходную архитектуру.

В греко-римское время в святилище Дейр-эль-Бахри рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Xaпу. Надежда избавиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей. Стены храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами о помощи.

В период раннего христианства храм Хатшепсут стал коптской церковью, а позже, примерно в VII в. пришел в упадок и полностью разрушился.

В 1891 г. англичанин Навилль раскопал его и первым начал разрабатывать планы реконструкции. Позже раскопки продолжили известные египтологи Уинлок и Барэз. Многие фрагменты скульптуры и рельефов оказались за пределами Египта.

В 1961 г. президент Египта Гамаль Абдель Насер поручил реставраторам из Польского национального центра средиземноморской археологии восстановление храма Хатшепсут. Год за годом ученые собирали по крупицам информацию и воссоздавали рельефы, статуи, архитектурные элементы. К началу 70-х гг. XX в. эта кропотливая работа вернула памятнику его первозданный вид.

Слава Хатшепсут оказалась недолгой, вскоре после завершения строительства, в 1503 г. до н. э., ее имя исчезает со страниц египетской истории. Естественная смерть или дворцовый переворот были тому причиной - остается тайной. Пришедший к власти Тутмос III повелел переписать хроники, имя царицы заменили на его собственное или имена предшественников. Все деяния и памятники царицы отныне приписывались лично ему. И тем не менее ее храм до сих пор являлся важнейшим культовым центром Египта.

Ущелье Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила - своего рода монументальная сцена для перехода царицы Хатшепсут в загробный мир. Его известняковая, почти 100-метровая крутая стена - словно роскошный складчатый занавес, на фоне которого в XV в. до н.э. был выстроен - точнее, встроен в природную стену - поминальный храм Хатшепсут. Этот храм считается прообразом Парфенона и других зданий классической античной архитектуры.

СТУПЕНИ СОВЕРШЕНСТВА

Сама Хатшепсут назвала возводимый ею храм «Джесер джесеру» - «Священнейший из священных», что исчерпывающе объясняет его основную сакральную концепцию.

Хатшепсут (1490/1489-1468 гг. до н.э., 1479-1458 или 1504-1482 гг. до н.э.), женщина-фараон XVIII династии Нового царства, посвятила свой поминальный (заупокойный) храм верховному богу Древнего Египта Амону-Ра. Сохранился папирус, в котором она при начале строительства называет бога своим отцом. Когда храм был построен, она стала его верховной жрицей с титулом «супруга Амона». Главным архитектором храма, непосредственно руководившим и всеми работами на месте, был Сененмут (Сенмуг) - доверенное лицо и, по некоторым сведениям, близкий личный друг вдовствующей царицы.

Храм был задуман им как величайшее строение, этот план был осуществлен в полной мере и блестяще. Сегодня он предстает перед нами уже не полностью в своем первозданном виде: сыграли свою роль катастрофические катаклизмы минувших эпох, конечно. Но началось все гораздо раньше, с одной сугубо семейной драматической истории. Хатшепсут стала фараоном после смерти своего супруга и брата Тутмоса II в 1490 г. до н.э. Двенадцатилетний Тутмос III (сын фараона от наложницы Исиды) был провозглашен «единоличным» фараоном, а Хатшепсут - регентом при нем. Через полтора года жрецы провозгласили Хатшепсут полноправным фараоном. Когда Тутмос подрос и после смерти Хатшепсут вернулся на трон, он стал жестоко мстить мачехе - узурпатору власти, как он полагал. Уничтожались все ее изображения или стирались лица на них и все упоминания о царице на картушах, ее имя заменялось именами Тутмоса I, Тутмоса II и Тутмоса III.

Это самая распространенная версия поведения Тугмоса III. Есть и альтернативное мнение историков на этот счет: юноша Тутмос мстил не по собственной инициативе, а был марионеткой в руках интриганов- чиновников, считавших легитимной только власть мужчины, хотя и до Хатшепсут в истории Египта были женщины-фараоны. Но столь влиятельной и блестящей правительницы, совершенно точно, не было: Египет при ней процветал. Храм царицы - лучшее воплощение этого факта. Чтобы представить, каким он был, мало видеть его, надо и включить воображение. Это позволяют сделать исследования археологов, продолжающиеся и по сей день.

Начинался храм от пилона, за которым шла дорога процессий, по бокам которой стояли раскрашенные статуи сфинксов. У стен храма зеленел и цвел сад из деревьев и кустарников, привезенных царицей в кадках из страны Пунт. Среди деревьев были вырыты два бассейна Т-образной конфигурации. Сам храм был вырублен в скалистой стене, словно вырастая из нее. Основа его конструкции - три огромные террасы, ступенями расположенные одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые гипостильные помещения - портики, за ними находились уходящие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединяли пологие площадки-пандусы для въезда колесниц. Всего в храме было установлено около 200 статуй, 140 из них - в образе сфинксов. Царица представала и сфинксом, и в «осирическом» облике, и как фараон - в белом мужском одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых держала царские скипетры, на подбородке у нее была узкая полоска накладной бородки, какую носили фараоны-мужчины.

Рельефные композиции первого яруса представляют многофигурные красочные сцены из истории объединения египетских земель. Второй ярус посвящен личности действующего правителя, Хатшепсут, ее высокому происхождению и взаимоотношениям с богами, разумеется, относящимися к ней с покровительственной благосклонностью, что сулило дальнейшее развитие государства и благоденствие всех его подданных. Там присутствовал кардинально важный для царицы мифический сюжет: Амон входит в покои Яхмес, матери Хатшепсут, в облике ее земного мужа, следовательно, она, Хатшепсут, - действительно дочь самого Амона.

МЕСТО ДЛЯ ДРУГОЙ ЖИЗНИ

Во всех поминальных храмах, что строили египетские фараоны, сразу за духовной составляющей следовали рациональный смысл и строгие инженерные расчеты вкупе с чисто эстетическими соображениями. Таков и храм Хатшепсут.

Место для храма Сененмут выбирал придирчиво, советуясь с математиками и землемерами. Результатом был выбор точки на условной оси, идущей от Большого храма Амона-Ра в Карнаке, что находится приблизительно в 2,5 км от Дейр эль-Бахри, и заканчивающейся в Долине Царей, где уже были заготовлена гробница Хатшепсут, а это совсем близко от храма.


При всей уникальности храма Хатшепсут его архитектурная концепция не была полностью оригинальной. Отчасти она дублирует конструкцию заупокойного храма Ментухотепа I, основателя XI династии, в правление которого в середине XXI в. до н.э. в стране был восстановлен порядок после 200 лет междоусобиц. От храма-предшественника мало что сохранилось, но по рисункам-реконструкциям археологов начала XX в. можно видеть, что оба храма имеют между собой нечто общее: например, те же ступенчатые террасы, крытые колоннады, и пандусы, да и общие пропорции сходны. Правда, над храмом Ментухотепа было еще и пирамидальное навершие. Некоторые исследователи находят в храме Хатшепсут аллюзии на террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе. Эти факты лишний раз доказывают: даже заимствованная идея, оплодотворенная вдохновением творца (а Сененмут был творцом большого масштаба), может превзойти взятый для подражания образец.

Основная ось храма была установлена по азимуту 116°. В дни зимнего солнцестояния ось выравнивается с точкой восхода. Солнечный свет проникает через отверстие на крыше святилища Амона к задней стене часовни, после чего движется вправо, падая на одну из статуй Осириса, стоящих с двух сторон у дверей. Потом он перебегает на изображение Амона, а после него - на стоящую на коленях фигуру Тутмоса III, заканчивает сноп света свой путь на фигуре бога Нила Хапи. И еще: в течение 41 дня до и 41 дня после солнцестояния солнечный свет достигает внутренней камеры святилища.

Пандусы храма, выглядящие на первый взгляд как декоративные элементы, делили террасы на северную и южную части, создавая тем самым и дополнительный жесткий элемент каркаса здания: землетрясения в ущелье отнюдь не невозможны.


Строгая иерархия соблюдалась и в том списке богов и людей, которым был посвящен храм. Амон-Ра, его «дочь» и «жена» Хатшепсут, обожествленный реальный отец Хатшепсут фараон Тут- мос I, проводник в загробный мир Анубис, божество с головой шакала и телом человека, и Хатхор-Иментет - имя которой (Хатхор) означает «обитель Хора». Хор - «солнечный» сокол и бог порядка. Хатхор считалась женой Хора, была богиней неба, любви, женственности, веселья и еще защитницей некрополя Фив. Иментет - это Запад, так у древних египтян символически именовался вход в царство мертвых. Хатхор-Иментет встречала умершего у дверей иного мира на Западе, заботилась о нем и не давала в обиду. Изображалась в образе «небесной коровы» - женщины с коровьими рогами на голове. Словом, загробная, другая жизнь Хатшепсут при столь могущественных покровителях обещала быть безмятежной. На террасах храма хоронили верховных жрецов Амона и Монту - покровителя Фив. В греко-римское время в храме рядом с образами Амона были вырезаны изображения двух обожествленных персон - архитектора и целителя Имхотепа и архитектора Аменхотепа, сына Хапу. И к стенам храма за надеждами на исцеление и защитой стали тянуться люди. На стенах храма сохранились надписи с мольбами об избавлении от страданий хотя бы в загробной жизни.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

  • Вход-пилон.
  • Пандусы.
  • Террасы.
  • Крытые первый и второй дворы.
  • Колоннада верхнего уровня
  • Часовни Хатхор.
  • Нижняя и верхняя часовни Анубиса.
  • Часовни Хатшепсут и Тутмоса I.
  • Святилище Амона.
  • Гробница Сененмута.
  • «Осирические» скульптуры, сфинксы и другие артефакты из храма - в Луксорском музее древностей, Египетском музее в Каире, Египетском музее в Берлине и Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

  • Современное арабское название ущелья Дейр эль-Бахри, в котором расположен храм, по-арабски означает «Северный монастырь»: в период раннего христианства здесь стоял коптский монастырь, от которого не осталось следов.
  • До сих пор неизвестно, где находилась «страна Пунт» - «Земля Богов», куда совершали военные и мирные походы многие египетские фараоны, в том числе и Хатшепсут, которая привезла оттуда саженцы деревьев и кустарников для украшения своего храма. Основные гипотезы называют такие страны - Эфиопия, север Сомали, Зимбабве, Кения. Более отдаленная от Египта Индия тоже фигурирует в подобных предположениях. Российские египтологи допускают, что страна Пунт могла находиться и в Причерноморье, а именно: в долине Колхиды. Гипотезы строятся на таких ключевых интересах египтян, которые заставляли их совершать походы в Пунт: растительность, благодаря которой можно получать ладан и мирру, благовония, пряности и морской берег. Но ни одна из гипотез не была убедительно доказана. И все же, учитывая не слишком великие навигационные навыки египтян и длительность морского путешествия, наиболее вероятное местонахождение загадочного Пунта - побережье между современными Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.
  • Долгое время было неизвестно, где похоронена Хатшепсут: две ее официальные гробницы оказались пусты. В 1903 г. археолог Г. Картер в Долине Царей вскрыл гробницу KV 60 с двумя мумиями женщин. Одна из них, это было написано на саркофаге, носила имя Сатра Инн. Это была знатная дама, близкая к царице, возможно, ее няня в детстве. Вторую мумию опознать не удалось, на саркофаге надписей не было. Предположений, что это Хатшепсут, даже не возникло: мумия при жизни была полнотелой женщиной, а все изображения царицы представляли ее стройной. Потом первую мумию отправили в музей, запечатав гробницу. Мумия осталась лежать на полу, ее саркофаг забрали. Вернулись к ней только в 1989 г., вдруг вспомнив, что правая рука мумии лежала на груди, прикасаясь к сердцу. В такой позе хоронили только монархов. В 2007 г. были проведены генетические исследования. Сравнивались ДНК эпителия мумии и праха бабушки Хатшепсут Яхмос Нефертари. Выводы экспертизы подтвердило томографическое сканирование, доказавшее, что зуб, найденный в шкатулке с картушем Хатшепсут в 1880 г., тот самый, который отсутствовал у «полной» мумии. И было объявлено: эта мумия - останки Хатшепсут. Что касается изящества статуй, то тут все объяснимо: облик сильных мира сего художники приукрашивали и в древние времена.
  • Неизвестно точно и то, почему Анубису в храме Хатшепсут посвящено две часовни - на нижнем и верхнем уровне. Можно лишь догадываться, что так подчеркивалось: Анубис - на страже от начала до конца перехода царицы в загробный мир.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на западном берегу Нила.

Историческое название региона: Верхний Египет.

Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.

Время строительства: приблизительно 1482-1473 гг. до н.э.

Язык: арабский.

Денежная единица современного Египта:египетский фунт.

Ближайший аэропорт: Луксор (международный).

ЦИФРЫ

Высота храма: ок. 30 м.

Длина: 240 м.

Ширина: до 100 м.

Ширина дороги процессий: 37 м.

Изначальное количество скульптур в храме: ок. 200.

Высота над у. м.: 107 м.

КЛИМАТ

Тропический пустынный.

Средняя температура января: +14,4°С.

Средняя температура июля: +33,2°С.

Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).

Ассоциируется не только с его отличными пляжами и курортами Красного моря, но и знакомством, с великой историей этой страны, ее пирамидами, храмами и древними городами. Сегодня мы расскажем вам об удивительной достопримечательности Египта - Храме царицы Хатшепсут.

Храмовый комплекс Хатшепсут находится у подножия высоких скал Дейр эль-Бахри. Но это место необычно не только тем, что отличается от прочих египетских храмов, а тем, что он посвящен женщине-фараону – владыке Египта. Стоит немного рассказать об этой исключительной аристократке древности, чтобы понять, что могло подвигнуть ее на столь амбициозный проект. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса Первого от царицы Яхмес, а также сводной сестрой и супругой фараона Тутмоса Второго. Муж ее правил недолго – примерно, семь лет, но отказаться от власти в пользу царского наследника Тутмоса Третьего - сына фараона от его младшей жены – Исиды, гордая и властолюбивая женщина, познавшая прелесть власти, не смогла. Кроме того, наследник был еще очень мал, поэтому Хатшепсут провозгласила себя его регентом. Но так как не хотела делить власть, вскоре, назвалась единственной и полноправной владычицей всего Египта. Царица Хатшепсут правила пятнадцать лет, эти годы были очень яркими в истории Египта, женщина смогла показать себя талантливым правителем, военачальником: было несколько победоносных военных кампаний в Азии, Нубии, осуществлена экспедиция в Пунт. Чтобы увековечить великие моменты своего правления, Хатшепсут решила возвести громадный заупокойный храм в свою честь, чтобы его здания, памятники и стелы, напоминали о ней через века.

В те далекие времена, было в порядке веще, возводить заупокойные храмовые комплексы, еще при жизни их будущего владельца. Строительство своего храма, царица Хатшепсут, доверила архитектору Сенмуту. Место было выбрано в Дейр эль-Бахри, рядом с храмом Ментухотепа Первого, который был родоначальником восемнадцатой династии египетских фараонов. Этот выбор места был символичен: таком образом, Хатшепсут подчеркивала личное право на египетский трон.

По окончанию строительных работ храм Хатшепсут в Египте, превзошел все известные на тот период сооружения по всем параметрам: размерам, архитектуре, украшению. Согласно установленных традиций по возведению заупокойных комплексов, храм стоял на границе пустыни и орошаемых земель, к нему вела процессионная дорога, длиною в тридцать семь метров, которую по обеим сторонам охраняли сфинксы из песчаника, раскрашенные яркими красками, они имели головы Хатшепсут, в образе бога Осириса. Перед храмом разбили сад из деревьев и кустарников, вырыли два священных озера, имевшие «Т-образную» форму. Храм был венцом инженерной мысли древних египтян: его вырубили в известняковой скальной породе, он имел три огромные террасы, расположенные одна выше другой. На каждой террасе был открытый двор и крытые помещения с колоннами, портики которых уходили в толщу скалы.

Ярусы храма соединяли пандусами - наклонные дороги, заменявшие лестницы. В давние времена на террасах росли цветы, деревья и были пруды. Самую нижнюю ступень ограждала стена, украшенная соколами. В конце этой террасы были размещены львиные фигуры и статуи царицы Хатшепсут. Тут же были выбиты изображения военных парадов и строительных работ тех времен. Второй ярус в Храме Хатшепсут в своих рельефах повествует о жизни этой царицы: об организованной ей экспедицией в страну Пунт, находящуюся в восточных африканских поселениях. Лестницу украшают фигуры кобр, на спинах которых сидят соколы, это символичные изображения: кобра – символ Верхнего Египта, сокол – Нижнего Египта, а все вместе - единство государства Египет, под властью фараонов. Тут также имеются сфинксы. Верхний ярус был местом проведения священных ритуалов. Вход в святилище Хатшепсут в те давние времена, украшал портик со статуями царицы, они были настолько огромны, что их видели с проплывающих по Нилу кораблей. Сразу за входом находилась сложнейшая сеть скальных подземных залов, богато украшенных золотом, серебром. Тут опять стояли статуи Хатшепсут, в образе бога Осириса. В храме царицы Хатшепсут было две сотни статуй, из них, сто сорок - сфинксы. Храмовые скульптуры представляли царицу в трех ипостасях: как фараона, как Осириса и как сфинкса. Огромное внимание древних ваятелей уделялось точному воспроизведению черт лица и образа царицы, благодаря этому, в наше время был точно воссоздан ее облик.

К огромному сожалению, красоте и великолепию Храма Хатшепсут существовать пришлось недолго. К власти пришел истинный наследник – Тутмос Третий, и приказал уничтожить все напоминания об фараонше-узурпаторше. В храме Хатшепсут все скульптуры разрушили и закопали неподалеку. По царскому приказу переписали официальные хроники, чтобы уничтожить имя царицы, его заменили на имена Тутмоса Третьего и его предшественников, все дела и постройки царицы тоже были приписаны ее преемнику. Несмотря на разрушения, храм остался важным культовым центром страны, на его террасах хоронили представителей знатных семейств жрецов Амона. В период властвования греков и римлян в храмовом святилище у скал Дейр эль-Бахри, с образами Амона вырезали изображения мудрецов и целителей тех времен - Имхотепа и Аменхотепа. Сюда стекались паломники за исцелением от болезней: они верили в святость этого места. По сей день, на стенах храма видны старинные надписи – просьбы об исцелении от болезней, избавлении от страданий. Во времена раннего христианства, храм Хатшепсут был коптской церковью, но затем пришел в упадок, и стал руинами.

Прошло много столетий, когда кропотливый труд археологов, позволил точно восстановить картину былого великолепия и величия погребального храма Хатшепсут, провести его восстановление, реставрацию и представить для знакомства туристам и почитателям египетских древностей. Все началось с изучения руин Эдуардом Навиллем в 1891 году. Поначалу, он даже и представить не мог, что храм Хатшепсут удастся восстановить, так как огромное количество фрагментов скульптур и рельефов были утрачены и вывезены за пределы страны. Но, в 1961 году польскими реставраторами было принято решение, начать восстановление погребального комплекса: они год за годом, собирали утраченное, по крупицам складывали все в единую картину. Благодаря их стараниям, храм снова обрел третью террасу, откуда на путешественников гордо взирают пилястры царицы Хатшепсут. Но реставрационные работы не закончены, впереди еще достаточно работы. Тем не менее, туристы могут посетить храм Хатшепсут в Египте в любое время.

Храм царицы Хатшепсут - это древняя достопримечательность, которая находится в пустыне недалеко от Фив, а точнее в Дейр-Эль-Бахри. Храм был найден при раскопках в 19 веке наряду с обнаружением еще нескольких поминальных храмов.

В давние времена храм называли Джесер Джесеру, что в переводе значит «священнейший». Строили его на протяжении девяти лет с 1482 по 1473 гг. до н. э. на седьмом году правления женщины-фараона Хатшепсут. Архитектурой храма занимался Сенмут, которого знали как выдающегося архитектора и государственного деятеля.

Храм имеет внешнее сходство с дворцом-усыпальницей Ментухотепа и даже считается его продолжением, несмотря на то, что он больше по размеру. Строение частично врезано в гору, его ширина составляет приблизительно сорок метров. Главной его составляющей являются три большие террасы, украшенные рядами колонн из белого известняка, визуально схожие с медовыми сотами. По центру каждой террасы имеется пандус, ведущий наверх. Внутри храма - большое количество помещений, которые являлись святилищами и погребальными комнатами. Главным украшением храма являются многочисленные статуи и сфинксы с лицом царицы, а также древние росписи, изображавшие различные события при правлении царицы. Нижняя терраса примыкает к длинной аллее шириной около сорока метров, на которой посажены мирровые деревья и выставлены песчаные сфинксы. К храму ведут три ступени в виде больших террас. Раньше на этих террасах были разбиты целые сады, высажены деревья, оборудованы пруды.

Царица Хатшепсут стала полновластной правительницей Египта после смерти своего мужа Тутмоса II и с первого года правления начала строительство грандиозных сооружений, в том числе усыпальницы для себя. В результате скальный храм стал самым большим и богатым сооружением того времени. Место для возведения храма было выбрано неслучайно. Благодаря соседству с храмом Ментухотепа, который стал основателем XVIII династии фараонов, Хатшепсут хотела подчеркнуть свое право на трон.