Главное, что бы костюмчик сидел. Узбекистан. Вам нравится общаться с клиентами




сайт реализует видеопроект Made in KG об отечественных производителях, о которых широкая общественность может и не знать. Мы рассказываем о стартапах и молодых предпринимателях, представителях малого и среднего бизнеса.

Сегодня мы знакомим вас с Chapan Studio , которая производит одежду в национальном стиле, но в современном дизайне. Конечно, главным продуктом является чапан во всех его проявлениях. Он может быть розовым и в цветочек или сшитым из кусочков ткани, разных по текстуре и цвету. О своих удивительных творениях рассказала владелица студии и главный дизайнер Жумагуль Сариева.

- Когда к вам в голову пришла мысль о том, что надо шить чапаны? Наверняка к этой идее вы шли не один год?

Конечно, путь к созданию студии по пошиву одежды был очень долгим. Любовь к национальным вещам привили мне мама и бабушка, которые с удовольствием носили и чапаны, и жилетки, сшитые по одинаковому принципу. В кыргызских сказках чапан также занимает не последнее место. Огромное влияние на мое нынешнее занятие оказал рассказ бабушки о том, что дедушка, которого репрессировали, уходя из дома, взял с собой только чапан. Моя задача рассказать о том, что интересного и удивительного хранится в сундуках.

- В какое время появилась первая национальная одежда в вашем исполнении?

Это произошло в конце 80-х в Москве, где я в тот момент жила. Мой первый выход белдемчи (особая юбка) в современной обработке произвел настоящий фурор. Я дружила с художниками и другими творческими людьми с Арбата, и все они советовали мне заняться дизайном одежды, но прошло 20 лет, прежде чем я решилась на этот шаг.


В чем уникальность ваших вещей? Ведь за последние несколько лет стало модным носить национальную одежду, и ее стало очень много на рынке.

Чапаны бывают разными. Я очень рада, что мои работы оценили и женщины, и мужчины. Мы сделали специальную линейку вещей и для представителей сильного пола. Очень радостно отмечать, что мужские чапаны пользуются большим спросом. У каждой из вещи свое особое настроение, энергетика, заряд. Они выбираются индивидуально под каждого человека. Многие коллеги-дизайнеры просят, чтобы я не меняла структуру чапана, иначе теряется его очарование.

- Цены на чапаны, жилетки и другие вещи с вашим брендом достаточно высокие. Не отпугивает ли это покупателей?

Мы используем только натуральное сырье. Хлопковые ткани из Индии, а наполнитель - натуральная вата. В классическом чапане обязательно в качестве наполнителя присутствовала шерсть, но мы от нее отказались. Зато его можно легко стирать в машинке. К тому же индивидуальный пошив - это всегда дорого. Но и эффект соответствующий. К каждому клиенту мы стараемся найти индивидуальный подход, обязательно с ним разговариваем, узнаем вкусовые предпочтения, любимые цвета.


- Вам нравится общаться с клиентами?

Очень нравится. Я стараюсь максимально услужить клиенту. Пришла как-то девушка, которая не могла подобрать для себя идеальный чапан, но ей понравились бордовые пуговицы, и вместе с ней искали цвета, из которых создали новый чапан. Предложенный мною вариант - подклад бордовый, а верх синий - ей очень подошел. Она была счастлива. И я всегда в такие моменты испытываю радость и огромное удовольствие от своей работы.

- Как относятся к кыргызской национальной одежде за рубежом?


Для них этнические мотивы очень свежи и необычны. Несколько дизайнеров из Европы специально заказывают чапаны для себя лично. А в США одна дизайнер, увидев мою коллекцию, заявила, что не уйдет без чапана. Пришлось отдать свой, чтобы человек остался доволен. Мне очень приятно, что профессиональные модельеры высоко ценят мои работы.

- Вы как глава пусть небольшого, но производства, успеваете разрабатывать новые модели?

Кто если не я? Рисую эскизы, подбираю ткани, и уже вместе с конструкторами-модельерами окончательно формируем коллекцию. Я работаю и с молодыми дизайнерами, стараюсь передать все те знания о национальной одежде, которые у меня есть.

http://www.naison.tj/PRIKL_ISSK/vishivka/RAVIGOR/p02.shtml
http://andijan.connect.uz/doppi/jentub.html
http://moikompas.ru/compas/clothesturkmen
....походите по ссылкам

Традиционная одежда узбечек исключает любые однотонные ткани. Даже траурные одеяния не просто черные или белые как у других народов, а темных тонов, но с очень мелкими, неброскими цветами. В национальной одежде вы увидите очень много ярких, пестрых цветов, обилие украшений, некоторые из которых весят по несколько кг. Но и цвета везде разные.

В Бухарских национальных костюмах, известных своими златошвейными мастерами, преобладают ярко темно синие тона, на которых золотые узоры смотрятся особо эффектно. Фасоны платьев женщин - в меру узкие, длиной до колен трапеции, либо прямоугольники. Таджикские платья короче. Тюбетейки также украшаются золотым шитьем, бисером. Мужские тюбетейки чаще бархатные, темных тонов. Темно зеленый, черный, темно синий, без вышивок.

Сурхандарья - в одежде преобладают прямые разноцветные линии, ярких и несколько грубых расцветок. Узоры больше включают круги, восьмигранники, орнамент. Крупные узоры. Очень своеобразный колорит. Тюбетейки так же круглой формы, схожих расцветок. Причем цветастые тюбетейки тут носят и мужчины.
Хорезм - одежды из легких струящихся тканей, разлетающихся от малейшего дуновения ветра. Оригинальный головной убор у женщин - тюбетейки с обилием мелких чешуек, которые звенят на каждом шагу, украшенные пером. Браслеты, длинные (до пояса) развесные украшения (больше бусы), которые также звенят. Шапки мужчин - это папахи из овчины.

Превышают объем головы человека в несколько раз. Удивительно теплые. Но, что странно, их носят не только зимой, но и круглый год. Секрет знают только хорезмийцы.

Самарканд - смешанная культура. Бухарские тюбетейки, хорезмские жилетки.

Коканд - отличаются тюбетейками мужчин - традиционная черная, квадратная, с белым узором по каждой стороне, но высокая. Если в Ташкенте мужская тюбетейка плотно сидит на голове, то кокандская возвышается минимум на 5 см. Над головой.

Фергана: головные уборы женщин - красивые платки, завязывающиеся наподобие венца. Платья из хан-атласа.

Ташкент -Обязательны платья из хан атласа у каждой женщины (неважно носит она его или нет). У мужчин чапаны либо чекмени. Прочие одежды ташкентцы заимствуют у других областей. Глобализация делает свое дело smile.gif

В Ташкенте национальные одежды наименее красочные. Либо наименее вычурные? это уж, как говорится, опять же дело вкуса.

Кстати насчет красочных шаровар, в которых ходят все восточные женщины, если судить по кинематографу. Вообще шаровары ранее исполняли ту же функцию, что и панталоны, и выставлять их напоказ считалось уж очень неприличным. Это только потом, после всеобщей экспансии мини юбок, традиционные платья стали короче, а выглядывание из под юбок шаровар начало считаться красивым, а после и скромным.

Моя бабушка (аристократка до мозга костей) никак не могла с этим смириться, и весьма осуждающе смотрела на женщин, которые были так <неопрятны> в одежде.

А её одежды всегда отражали строго 19 век - длинное широкое платье с кокеткой, нежных расцветов, белый платок всегда завязанный с такой небрежной элегантностью, что ей приходилось всегда подправлять его изящным жестом. Свободная жилетка слегка расширенная книзу, которую она никогда не застегивала.

Вообще мода влияет и на национальные одежды, и они, конечно, уже не те, что много веков назад. Но некоторые детали, типа узоров, тканей, общего кроя сохранились.

1 min read

Дизайнер Жумагуль Сариева превратила традиционную верхнюю одежду кочевников - чапан - в модный предмет гардероба. Из тяжелых теплых пальто она превратила их в модные яркие плащи с уникальными орнаментами.

С мая по июль 2016 года дизайнер Жумагуль Сариева провела выставки в американском Сан-Франциско и французском Страсбурге, и познакомила мир с современной интерпретацией чапана - традиционной тёплой верхней одежды кыргызов - стеганым пальто из хлопка.

«Если мы хотим, чтобы наш чапан путешествовал вместе с нами в современном мире, мы должны стилизовать, видоизменить его. Я думаю, не нужно бояться в своих идеях уходить слишком далеко от стандартов. Это стиль и, конечно, со временем он меняется», ‒ говорит дизайнер.

Современные чапаны Сариевой предстают в облегчённой форме - они шьются из стёганого хлопка по последним трендам мировой моды. Теперь это не бесформенная мешковина, а смелые продуманные модели, которые совмещают этнографические мотивы и последние модные фасоны. Большинство чапанов шьётся похожими на дизайнерскими платья или лёгкие безрукавки.

Гамма цветов последней коллекции начинается трендовым нежно-розовым и заканчивается бирюзовым, однако дизайнер не ограничивается пастельными тонами.

В других своих коллекциях она экспериментирует с яркими и тёмными цветами. Последняя коллекция автора заработала призы и награды в Европе и Азии. Мужские модели,которые были представлены на неделе мод во французском Страсбурге. После участия в показе чапаны авторства Сариевой включили в каталог лучших работ страсбургской недели моды.

Дизайнер работает с тканью, придумывая в очередной раз уникальные орнаменты для каждого отдельного варианта. Работа над одной моделью может занять около двух месяцев.

«Для каждого клиента мы стараемся сделать особенный орнамент. Это очень кропотливая работа […]. Я анализирую характер человека, потом у меня складываются эскизы», ‒ говорит Сариева.

Благодаря новой технологии пошива, чапан стал всесезонным элементом верхней одежды. Его легко можно сочетать с любой обувью по вкусу клиента и аксессуарами. Форму и фактуру чапанов можно также подобрать по вкусу и по желанию.

Цена чапанов начинается от шести тысяч сомов и зависит от сложности заказа.

Теперь это не тяжелые пальто, призванные согревать в сильные морозы, а легкие и динамичные всесезонные плащи. Голубые, зеленые, золотистые и нежно-розовые, чапаны шьются как объемные, с застежками на спине, так и узкие, с разнообразием орнаментов.

В прошлом чапан носился поверх одежды как мужчинами, так и женщинами. Этот вид верхней одежды был популярен среди народов Центральной Азии и Афганистана. Традиционные чапаны шили из ваты или верблюжьей шерсти с подкладом из хлопка, а поверх он расшивался бархатом или сукном.

Видео: Тилек Бейшеналы уулу, Азат Рузиев, Рэйчел Милани

У каждого из нас когда-то был первый чапан. Не дань моде, нет. Жизненная необходимость. Помню свой первый чапан. Когда я собиралась на свой первый студенческий хлопок, родители купили мне его в ЦУМе, в сувенирном отделе. Там стояла в углу вешалка с хорошими синими ташкентскими чапанами. Боевой чапан жив до сих пор. Я ношу его на даче в холодное утро.

Каждый раз с сожалением сбрасывая теплый мягкий чапан, я сожалела о том, что стало не принято ходить в чапане и в пир и в мир. Тем более что женский чапан уж давно не купить. Его можно только заказать.



Помнится, лет пять назад купила я в Бухаре простенькое полупальто, сшитое в технике узбекского чапана. Носила его с удовольствием. В Ташкенте он был диковинкой. Даже продавцы-узбеки на ташкентских базарах, приглядевшись к моей одежк, восклицали: «Это же чапан! Где вам такой сшили?!»

К радости моей, женской одежды в стиле чапан в Ташкенте с каждым годом становится все больше. И он никого уже не удивляет. Его носят всюду, и в будничных делах, и на официальных встречах, и в офисах.

2

Безусловно, стали современными модели и отделка. Но самое главное - чапанная стеганная на вате суть остается неизменной. На каждой выставке национальной одежды я непременно разыскиваю мастериц, создающих одежду «под узбекский чапан».

3

Выбор чапанчиков у нее огромен.

4

В лицевой части её чапан-жакетов использованы исключительно национальные ткани: адрас, атлас и бесасаб.


5


Про «лицевую часть» это я поторопилась сказать. Дело в том, что Манзура-опа шьет чапан-жакеты «два-в-одном». То есть двусторонние:

6


К примеру - сверху умеренных цветов адрас. Выворачиваете, а там - яркий сочный бекасаб.

Честно признаюсь, я не готовилась к этому флешмобу, но очень захотелось. Принимайте экспромт. Не претендую на истину, поэтому, если найдете несоответствия или фантазии - можете смело делать замечания и даже ругать.
Женщины

Женский национальный костюм состоит из халата, функционального платья простого покроя из хан-атласа, и шаровар - широких тонких брюк, зауженных внизу. Головной убор женщины состоял из трех основных элементов: шапочки, платка и тюрбана. Праздничный женский костюм отличается от повседневного добротностью и красотой тканей, из которых он выполняется. Детская одежда повторяла формы одежды взрослых. Наряду с общими чертами, одежда каждого района или племени имела своеобразие, выражающееся в используемой ткани, форме кроя и т.д.
Музейные экспонаты из летней резиденции эмира бухарского
Конец XIX века


И так, платье. Платье было обязательно длинным, широким. Я с детства слышала, что современные женщины национальным узбекским платьем считают платье на кокетке, в основном на круглой, с воротником или без, сплошная или из двух частей, наслаивающихся друг на друга по центру.

Нашла даже подробное описание выкройки узбекского платья

К платью обязательно прилагались штанишки/шаровары. Мне всегда казалось, что они должны быть длиннее платья. Не знаю точной причины. Может быть, для того, чтобы была видна кайма по краю. Может быть, для того, чтобы было видно, что они есть (т.е. традиция соблюдена) А может быть, просто потому, что на длинное широкое платье при наклоне можно наступить, и поэтому его делали покороче.
Это тесьма для низа штанишек.

Праздничный национальный костюм отличается от повседневного красотой и богатством используемых тканей, вышивок

Моя любовь к съемкам без людей сыграла со мной злую шутку. У меня почти нет достойных примеров из жизни, в основном, сзади

Халаты. Простые будничные на вате служили исключительно для тепла (одна моя одноклассница привезла чапан, ходит тут на даче в холодные дни и утверждает, что это самая удобная одежда) Праздничные же отличались вышивкой золотыми нитями, дорогими тканями (очень уважали бархат), и прочими красивыми излишествами.

Смотрим на задний план, а не на передний (Самарканд. Регистан)

Тюбетейки. Сколько районов, столько и разновидностей тюбетеек. При чем, раньше, если я правильно поняла, головные уборы сильно отличались от современной тюбетейки.

Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков
Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи - самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста - характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца - «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи - округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша

На самаркандском базаре в ряду тюбетеек

К праздничной одежде надевали жилеты
И тоже есть выкройка !

В Ферганской долине жилет удлинился

Обувь. Ичиги - мягкие сапожки из кожи без каблука и сапоги из грубой кожи или резины. У современных узбеков национальной обувью я бы, кроме ичигов, назвала бы калоши!

И отдельно хотела рассказать про паранджу. А знаете, я в детстве встречала бабушек в настоящей парандже! В старом городе они изредка продавали семечки. Ощущение такое: сидит кто-то в одеяло замотанный, а сверху еще и халатом прикрыт, только халат не на плечах, а на голове. Помню, что в прорези халата было что-то темное, сквозь которое ничегошеньки не видно. Мне папа говорил, что это сетка, что она сплетена из конского волоса. Но я мелкая, думала, что слово «сплетена» означало просто плетение, как марля. И только вот в мая я увидела настоящую паранджу рядом, правда, сквозь стекло. Слушайте, я не представляю КАК они там могли вообще находиться. Представьте жару больше 40 градусов, а на тебе поверх обычной одежда плотная-плотная, сквозь которую даже не понятно как дышать, штука из конского волоса, а сверху еще плотный халат…
Через стекло было очень трудно фотографировать, но уж постарайтесь разглядеть ее

Мужчины

Основу национального мужского костюма составляет чапан - стеганый халат, который подвязывается поясным платком - кийикча. Традиционный головной убор – тюбетейка. На тело одеваются куйлак - нижняя мужская рубаха прямого покроя, и иштон - широкие шаровары, которые сужаются к низу. Ноги обувают в сапоги из тонкой кожи.
Пояса в парадной одежде часто очень нарядные - бархатные или вышитые, с серебряными узорными бляхами и пряжками. Повседневный куйлак подпоясывали длинным шарфообразным кушаком.

Кто знает что это?

А еще нашла карнавальные костюмы, цену не спрашивайте, не искала.
Особенно умилила обувь!

А тут не только обувь радует, но и павловопосадский платок! (не утверждаю, но мне так показалось) И это еще не самое главное. Это фото на странице