Этическое учение Г. Гегеля. Развитие этических идей Г. Гегеля Этические взгляды гегеля




У Гегеля этика представляет собой философию права и включает: абстрактное право, мораль, нравственность, к которой относятся: семья, гражданское общество, государство. Он признаёт объективную закономерность развития нравственности в области духа, показываете связь с политикой и экономикой, социальными и религиоз-ными отношениями. Однако Гегель провозглашает нравственность движущей пружиной всего общественного развития, поставив тем самым «на голову» все социальные отношения.Все поступки людей имеют своими намерении-ями удовлетворение потребностей, склонностей, страстей. Удовлетворенные намерения он именует благом. Без реализации блага субъект не может исполнить свой моральный долг, который, по Гегелю, состоит в том, чтоб «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности» Добро представляет собой гармоничное, неразрывное единство личной, индив-идуальной морали человека и общественного блага. Самое важное для человека - сохранение собственной жизни. Добро и зло диалектически взаимосвязаны. Диалектичес-ким взаимодействием пронизаны и другие « категории» его этики - умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, счастье и долг. Истинная, а не формальная совесть, по Гегелю, является нравственным самоконтро-лем человека, направленным на реализацию добра и долга.

Много ценных мыслей высказал Гегель о нравственной сущности семьи и брака, однако утверждал главенство мужа и неравное положение женщины в быту. Гегель неправомерно пытался свести мораль к политическим требованиям государства, которое он призывал почитать и поддерживать.

Г.В.Ф.Гегелем (1770-1831), В отличие от Канта, Гегель ориентирован не на выявление автономии морали, a на установление ее значения в системе общественных отношений . В соответствии с этим, в философии абсолютного идеализма Гегеля этика занимает достаточно скромное место. Этические воззрения немецкого философа наиболее полно и систематизировано изложены в его трудах "Философия права", "Феноменология духа".

Принципиальным для Гегеля было различение понятий "мораль" и "нравственность" , которое зафиксировало создавшуюся в европейской этической рефлексии ситуацию противостояния двух подходов к морали: мораль как область духа, представленная исключительно личностными смыслами; мораль как сфера социально детерминированного поведения. Подчеркнув своеобразие личностного и социального бытия морали, Гегель попытался синтезировать обе традиции.

В учении о морали, которая представляет собой сферу личностных убеждений, Гегель диалектически анализирует такие категории, как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, высказывая немало чрезвычайно продуктивных идей. Так, например, подчеркивая, что "ряд поступков субъекта, это и есть он", Гегель ставит проблему обязательной реализации внутренней моральной убежденности в действиях, поскольку "лавры одного лишь хотения есть сухие листья, которые никогда не зеленели. Разумеется, нужно помнить, что активная деятельность ограничивается у Гегеля сферой духа, но сама постановка данной проблемы не может не вызывать положительного отклика, как и совет ставить перед собой великие идеи ("хотеть чего-то великого") при определении своих намерений.

Интересно понимание Гегелем морального долга субъекта, состоящего в том, чтобы "иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности". Здесь, по существу, описывается механизм реализации морали, ставится проблема интериоризации моральной необходимости. Множество ценных идей можно найти и в гегелевской диалектике добра и зла.

Учение о нравственности. Нравственность, по мнению Гегеля, это как бы вторая (общественная) природа человека, возвышающаяся над первой (индивидуальной). Тремя последовательными формами ее развития являются семья, гражданское общество, государство. Процесс становления нравственности есть, в принципе, подчинение индивидуальности государственным интересам, т.к. "вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству". Принцип историзма позволил Гегелю выявить многие реалии исторического развития нравственности, проанализировать сущностные антагонизмы буржуазного общества показать связь морали с другими сторонами общественной жизни, т.е. вписать мораль в социальный контекст. Однако предложенная им модель гармонизации личного и общественного блага оказалась несостоятельной. Философия "объективного духа", которая "разглядела" многие черты морали, противостоит действительности, возвышается над ней и не в состоянии оказать на нее сколько-нибудь существенное влияние. Гегель предлагал "считать недействительной всю дисгармоничную, разлаженную, полную конфликтов и себялюбивого хаоса действительность, т. е. живую жизнь, которой живут живые индивиды, а видеть лежащую в основе бытия гармонию логических связей, скрытый за исторической эмпирией разум, т.е. открываемую философией и в самой только философии существующую разумную действительность".

Мораль и нравственность рассматриваются как элементы в развитии объективного духа от абстрактного права, выраженного в формальной свободе индивида, к государству как всеобщей и объективной свободе. Если мораль - это сфера реальной свободы, в которой субъективная воля полагает себя также и как объективная воля, свободная не только в себе, но и для себя, как рефлексия самосознания к добру, как совесть, то нравственность - это сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - реально существующие законы и учреждения.

Многие исследователи философии Гегеля видят в так выстроенной системе философии духа осуществленный им переход от формальной этики внутренней убежденности Канта к социально содержательной социальной этике.


Основные понятия: Абсолют, Абсолютная Идея, стадии развития Духа (субъективный, объективный, абсолютный), мораль и нравственность, государство.

Творчество Г. Гегеля (1770-1831) стало своеобразным подведением итогов немецкой классической философии и в целом философии Нового времени. Хотя, конечно, его вклад в этику не так значим, как в философию в целом, но тем не менее в ряде работ: «Философия права», «Феноменология духа»,

«Энциклопедия философских наук» он определяет значение этики и место центральных этических категорий (прежде всего морали и нравственности) в системе общественных отношений. Его позиция характеризуется историзмом, что позволяет ему более конкретно подойти к вопросам моральной регуляции, рассмотреть роль различных институтов в обеспечении действенности моральных норм, показать реальное соотношение между моралью и правом, моралью и традициями, раскрыть возможную роль государства как выразителя определенной нравственной позиции.

Гегель стремится снять дуализм, присущий этике Канта, и обосновать мораль не только как субъективный принцип долженствования, но и как объективное состояние. В основе его системы лежит представление о непрерывном развитии Бога (Абсолюта, Духа, Абсолютной Идеи). Мир есть результат описанной им божественной самореализации. В процессе этой самореализации выделяются этапы: Идеи-в-себе (Логика), Идеи-вне-себя (Природа) и Идеи-в-себе-и-для-себя (Дух). Дух - это высшее проявление Абсолюта, понять его - значит понять развитие любой культуры и философии и, в конечном счете, мировой истории. По существу, здесь в мистифицированной форме представлено развитие человека, человеческого самопознания и человеческого общества.

На этой высшей стадии Дух, согласно гегелевской триаде, проходит стадии субъективного, объективного и абсолютного духа (который есть Бог, полнота жизни и познания). Свобода появляется на завершающей стадии развития субъективного Духа. По мысли Гегеля, идея человека как свободного существа появилась не на Востоке, не в греко-римской цивилизации, а принесена христианством, в рамках которого «бесконечно ценен человек как таковой и, будучи предметом любви Господа, ему суждено быть связанным с Богом как с абсолютным духом, ибо этот Дух в нем. Стало быть, человек в себе обречен на высшую свободу».

Объективный Дух раскрывает себя в институтах семьи, общества, государственных законах - словом, в истории как таковой. Свободная воля, чтобы не остаться чисто абстрактной, должна «приобрести существование», материализоваться, конкретизироваться. Так рождается право. «Первый образ свободы, - пишет Гегель, - который нам суждено узнать, - это собственность, сфера формального и абстрактного права, контракт, преступление и наказание». Но эта форма, являясь непосредственной и внешней, еще не адекватна свободе. Так рождается мораль - второй момент объективного Духа. В морали, поясняет Гегель, «Я» свободно внутри себя, в субъективной сфере. В этой сфере внешние вещи становятся безразличными, единственно значимое- это мое моральное суждение, моя воля, форма всеобщности, которой вдохновляется правило действия». Это и есть та сфера субъективности, принципом которой является кантовский категорический императив. Гегель считает этику Канта односторонней, замыкающей человека в его внутреннем мире. Поэтому он идет дальше. Когда субъекту удается реализовать себя в конкретных целях посредством объективного, мы - в царстве этического. Семья, общество и государст во - это категории нравственности. Государство как синтез права и морали, как оправдание семьи и общества есть сама идея, проявляющаяся в мире, это «вступление Бога в мир», оно - «реальный Бог», «власть разума, осуществляющего себя как волю». При таком подходе не государство существует для гражданина, а гражданин для государства.


Гегель разводит понятия морали и нравственности: мораль утверждается в качестве субъективного принципа, это - «для себя сущая свобода»; нравственность же есть действительность морали, она представляет собой всеобщий образ действий индивидов (реализацию индивида в социуме), процесс становления нравственности есть по сути постепенное подчинение индивидуальности государственным интересам как высшим.

В философии Гегеля фактически устраняется этика как особая дисциплина, так как в ней нравственность совпадает с государством и оставляет открытым вопрос о границах индивидуального ответственного поведения.

Проблема добра и зла решается в духе гегелевской диалектики. Мировая история имеет свой «разумный план», а философия истории - научное познание этого плана. Философия истории становится тем самым теодицеей, оправданием Божественной справедливости и зла перед лицом Разума. Все, что кажется нам злом, на деле есть лишь момент постоянного диалектического становления всеобщего.

Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. Т. 3. - М., 1977.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4. - С.-Пб., 1997.

После штурма вопросов этики немецкими классиками, когда был достигнут некий умственный предел в осмыслении этих вопросов, развитие этической мысли в Европе пошло, с одной стороны, по пути усиления поисков научно-практического ее обоснования (прежде всего в творчестве Маркса и Энгельса), а, с другой стороны, в направлении анализа ее иррациональных, религиозно-мистических основ, синтезируемых с данными и концепциями психологической науки.

Вопросы для самоконтроля

1. Какая характеристика применима к этике эпохи Просвещения:

1) рационально-сенсуалистическая этика;

2) религиозно-мистическая этика;

3) натуралистический сенсуализм;

4) ригоризм.

2. Какая точка зрения отражает взгляды просветителей на человеческую природу:

1) по своей природе люди злы и нуждаются в ограничении со стороны государства;

2) по своей природе люди добры и целью их жизни является благосостояние в этом мире.

3. Почему, с позиции этики Канта, самоубийство недопустимо, безнравственно:

1) это грех перед Богом;

2) это запрещено Божественным и человеческим законом;

3) это не может рассматриваться в качестве всеобщего закона для всего человечества.

4. По вопросу добра и зла существует множество различных точек зрения. Вот три из них:

1) зло - противоположность свободы, свободное деяние всегда направлено к благу;

2) все кажущееся злом - на деле только негативный момент, пружина диалектики;

3) добро и зло суть одно и то же, лишь рассмотренное с разных сторон (каждая сущность может раскрыться только в противоположности). Кому они могут принадлежать: а) Гегелю; Ь) Канту;

с) Шеллингу.

Варианты ответов: А)1а,2Ь,Зс; В) 1Ь, 2с, За; С) 1с, 2а, ЗЬ;

О)1а,2с,ЗЬ; Е) 1Ь,2а, Зс.

5. В каком направлении идет развитие объективного Духа у Гегеля:

1) право -» мораль -» нравственность;

2) мораль -> нравственность -» право;

3) нравственность -» право -» мораль.


Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали. Гегель обратился к определению роли морали в системе общественных отношений. Этические взгляды немецкого философа наиболее полно были изложены в двух его произведениях: «Феноменология духа» и «Философия права». Актуальной темой для Гегеля было различение самих понятий «мораль» и «нравственность».Следует отметить, что в это время существовало два подхода к морали: мораль как область духа, обозначенная только лишь личностными смыслами, а также мораль как сфера социально определенного поведения. Подчеркивая оригинальность личностного и социального смысла морали, Гегель постарался объединить обе эти этические традиции. Необходимо отметить, что учение о морали Гегеля явилось результатом сложного творческого развития, в процессе которого философом постепенно преодолевалась патетика ранних работ, связанная с идеями активности, моральной самостоятельности личности.В результате личность как бы приносилась Гегелем в жертву философии абсолютного идеализма, направленной на достижение социальной гармонии. Учение Гегеля о свободе воли предопределило исследование философом природы нравственности и морали. Считая свободу «необходимым условием и основой нравственности», Гегель обнаруживает развивающийся характер отношения свободы и необходимости.В результате чего им была предложена концепция развития свободной воли. Воля должна пройти при этом три стадии. Это природная воля, произвол, разумная воля. Впоследствии Гегель использовал данные положения в учении об абстрактном праве, нравственности морали.Сама постановка данной проблемы вызывает положительный отклик, как и рекомендация ставить перед собой великие цели при определении намерений. Особенно интересным является определение Гегелем понятия морального долга человека. Философ считал, что он состоит в том, чтобы «иметь понимание добра, сделать его своим намерением и осуществлять в деятельности».Так, по существу, определяется сам механизм осуществления морали, ставится задача моральной необходимости. Очень много ценных идей содержится также в гегелевской диалектике добра и зла. Нравственность – это вторая (общественная) природа человека, которая возвышается над первой (личностной).Существуют также три последовательные формы ее развития: семья, гражданское общество и государство. Процесс становления нравственности является, в принципе, подчинением личности государственным интересам, потому что «вся ценность человека, вся его духовная действительность существует благодаря государству».Руководствуясь принципом историзма, Гегель выявил многие черты исторического развития нравственности, проанализировал связь морали с другими сторонами общественной жизни, таким образом, вписав понятие морали в социальный контекст.


  • Гегель и метафизические основания этики Гегель (1770–1831), позволил осуществить ему поворот от этики внутренней убежденности к социально ориентированной теории морали.


  • « Предыдущий вопрос. Гегель и метафизические основания этики . Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволи.


  • Гегель и метафизические основания этики . Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволи. Этика И. Канта.


  • Гегель и метафизические основания этики . Принцип историзма, которого придерживался Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), позволил осущ... подробнее ».


  • Диалектика (греч. искусство вести беседу, спор). Впервые использовал Сократ имея ввиду диалог, спор. Гегель трактовал ее как
    Метафизика признает вещи, явления неизменными. Метафизический метод заключается в том, что они рассматриваются вне процесса развития.


  • Что такое мораль (нравственность)?Различные философские школы и мыслители давали на этот вопр. Основные понятия этики .
    Например, Гегель под моралью понимал субъективный аспект поступков, а под нравственностью – сами поступки, их объективную сущность.Моралью он...


  • Каковы теоретические основы марксистской этики ? Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу мора. В чем состоят главные установки этики Ф. Ницше и какие социальные группы они выражают?


  • ...анализ всей предшествующей философии и свои идеи предложил в 3-х основных работах: «Критика чистого разума» (проблемы гносеологии) «Критика практичного разума» (проблемы этики )
    В основе учений Гегеля лежит представление о тождестве субъекта и объекта.


  • Достаточно скачать шпаргалки по этике и эстетике - и никакой экзамен вам не страшен!
    Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда.


  • Формулировка категорического императива И. Канта. Основная проблема этики Иммануила Канта – проблема человеческой свободы.
    точную формулу автономии, являющуюся исходным пунктом его суждений, И. Кант дал в «Метафизических основах правовой науки».

Найдено похожих страниц:10


Все сказанное выше в определенной мере сможет повлиять на законотворческий процесс с пользой утверждения социально-приемлемого правового положения несовершеннолетних правонарушителей.

А.В. Егоров

Иркутский Государственный Университет Путей Сообщений г. Иркутск, Россия

СОВЕСТЬ В ВОЗЗРЕНИЯХ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ

Гегель определяет место и роль совести в системе развития идеи, духа и понятий. Совесть как самосознание и самопознание объективного духа находит своё проявление в семье, обществе и государстве. Актуальность работы заключается в выявлении сооотношения понятий совести, добра, государства.

Проблему совести Гегель излагает в «Философии права». Логическое суждение Гегеля ведется от абстрактного к конкретному содержанию, где абстрактные формы как чисто логические «снимаются» более конкретными понятиями, где кажущийся первоначально нейтральным понятийный аппарат все более наполняется конкретным смыслом, выявляя определенную фи-лософско-нравственную позицию. Структурно - логическое исследование ведется в следующем порядке: в начале абстрактное право, затем моральность и далее нравственность. В свою очередь, нравственность включает: семью, гражданское общество и государство. Семья, общество, государство - это не только последовательность предметов исследования Гегелем, но и шкала их реальной ценности и объективной значимости.

Раскрывая структуру и функциональную сущность объективного духа, в разделе «Моральность» Гегель показывает соотношение совести и добра, анализирует диалектическую взаимосвязь понятий права, нравственности и государства, разграничивая категории «мораль» и «нравственность». К морали Гегель относит внутренний, частный мир личности, она характеризует личную позицию индивида. Это «область субъективно-индивидуальной моральности, охватывающую сферу личных и частных взаимоотношений, субъективно мыслимого долженствования, идеала и критических умонастроений по отношению к социально-историческим явлениям» .

Что это за явление, объективный дух? По системе Гегеля объективный дух - это определенный этап развития сознания, самопознания, выявляя себя как мышление. Объективный дух есть особая сфера со своим смыслом и содержанием. Со ступени объективного духа начинается проблематика философии права, морали и, в частности, проблема философии совести.

Философия совести, имеет своим предметом идею в образе объективного духа, способного развертываться в мире человеческих правовых отношений. Сфера объективного духа предстает как идеальная социальная картина. Право, добро и совесть находят свое реальное проявление в семье, в гражданском обществе и государстве, выявляя себя в должных общественных отношениях и в отношениях совести.

Субстанцией духа, по Гегелю, является свобода идеи. Её начальной формой является субъективный дух. Субъективный дух - это индивидуальный человеческий дух, обладающий душой, сознанием и волей. Субъективный дух свободен лишь в отношении к себе, в отношении же к некоему другому он еще не свободен. Субъективный дух свободен в себе, но не для себя. Когда же дух свободен в себе и для себя- это уже объективный дух, тут свобода приобретает впервые форму объективной реальности, форму наличного бытия. Здесь дух выходит из формы своей субъективности, познает внешнюю реальность благодаря свободе, развиваясь далее, дух поднимается на ступень объективного духа.

В «Феноменологии духа» Гегель показывает путь развития духа и его постижение своего содержания, раскрывая диалектическое развитие понятий. Предметом духа является описание

поступательного шествия идеи, мышления от самой низшей его формы - чувственной достоверности и до абсолютного знания.

Исходным пунктом этого движения является обычное сознание индивидуума. На первоначальной ступени своего развития сознание находится вместе с реальными предметами, то есть Гегель различает наличие субъекта и противостоящих ему объектов. На последней ступени, в абсолютном знании уже исчезает различие субъекта и объекта, уступая место их тождеству, образуя их синтез. Все явления рассматриваются в становлении и во взаимосвязях. Гегель излагает идею как нечто исторически развивающееся в своей целостности. Она «... есть истина понятия свободы» .

Все явления, по Гегелю, это стадии развития изначально-целостной идеи, которой свойственно неотъемлемое мышление. Дух, как идея начинает свое развитие с субъективного духа, далее переходит в объективный дух и заканчивает свою эволюцию в абсолютном духе. Дух, наделенный сознанием, способный мыслить, есть форма проявления идеи.

Мышление, по Гегелю, - это способ существования идеи. В феноменологии духа Гегель показывает ступени развития сознания: от субъективной, чувственной непосредственности к самосознанию и от него к абсолютному знанию. Процесс развития сознания протекает таким образом. Вначале сознание противостоит предмету, или миру как нечто отличительное от него. Здесь сознание движется от исходного пункта - естественного своего состояния, оно воспринимает всю прошедшую историю в зеркале индивидуального развития. Затем сознание постигает свою общественную природу и поднимается до осмысления сущности истории. Гегель подчеркивает, что история представляет собой результат совместной деятельности индивидов. Здесь сознание начинает осознавать себя как участника исторических событий. Но как участник этих событий, сознание еще не поднимается до понимания прошедшей истории, до научного знания. Далее, сознание, поднимаясь до научного обобщения, должно дать оценку и изложить научно все пройденные этапы истории, все фазы исторического развития. Отдельными этапами на этом пути являются искусство, религия и философия.

На первом этапе идея, еще не обладающая самосознанием и не знающая себя, представлена в её логических определениях - предикатах. На данном уровне идея не имеет никакого содержания, кроме того, что принадлежит самому мышлению и им порождается. Находясь в лоне чистой мысли, идея порождает категории. Идея, по своей сущности, представляет единство понятия и реальности, это мыслящая субстанция, она находится в единстве с действительным миром, и которая в абсолютном духе завершает самопознание. Сознание, пребывая на ступени объективного духа осмысливает понятие «совесть».

Совесть Гегель относит к форме объективного духа. Добро и совесть - это один из разделов моральности. Совесть раскрывается через понятия «добро» и «долг». «Добро, по Гегелю, ... - это реализованная свобода, абсолютная конечная цель мира». Через развитие понятия «добро» Гегель подводит нас к понятию совести. Что есть добро? 1) «добро есть для меня как волящего особенная воля, и я знаю его, . особенность добра как бесконечной для себя сущей субъективности. Это внутреннее определение добра есть совесть» . Гегель рассматривает совесть как святое, данное человеку, как сущая субъективность, как суд. «Совесть как единство субъективного знания и того, что есть в себе и для себя, - это святыня, посягать на которую было бы святотатством».

Нравственность как воплощение единства идеи и воления находит свою защиту в праве и выступает как живое добро. «Единство субъективного и объективного в себе и для себя сущего добра есть нравственность». Гегель утверждает совесть в подтексте добра. Добро, как субстанция права и государства есть свобода субъекта. Добро и совесть- это формы объективного духа. На этой ступени дух находит свое проявление в морально-нравственной сфере, познает себя в форме совести.

«Совесть - это глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание с самим собой, в котором исчезает все внешнее и всякая ограниченность, полное уединение в себе самом. Человек в качестве совести уже не скован целями особенности, и совесть его тем самым - высокая точка зрения, точка зрения современного мира, который впервые дошел до этого сознания, до этого погружения в себя» . Если религия и право есть, по Гегелю, нечто внешнее, добровольно навязывающее, то «. совесть знает саму себя как мышление и то, что это мое мышле-

ние единственно обязательное для меня» . Совесть - это мое проявление свободы мышления.

Быть нравственным означает творить добро, противостоять злу. Государство - это воплощение добра и оно должно совершаться, но следует знать, что цель добра не будет достигнута в полной мере, потому как это - идеальная цель мира. «Если бы она была реализована, если бы субъект стал нравствен, то субъективность отпала бы, добро имело бы силу от природы, и отпала бы также свобода субъекта; субъект свободен только в борьбе» . По всей вероятности отпала бы и совесть.

Совесть как внутренний регулятор поведения может проявляться только в развертывании свободы, только в свободе индивида, в его свободном волении. Совесть как форма самосознания объективного духа распространяется на семью, общество и государство, но она ограничена только рамками процесса мышления. Дух постоянно стремится к самопознанию, имея способность перевоплощаться в разные по значимости стадии.

Совесть - это свойство объективного духа, который не может существовать без индивидов, без их действий, и в этом Гегель видит активную, деятельную природу самого духа. Сам индивид есть мыслящее существо, устремления которого должны быть пронизаны содержанием добра и долга. Объективный дух не может проявляться без субъективного духа, и путь его идет ко все более глубокому осознанию понятия свободы.

Совесть, по Гегелю, - это объективный акт, связанный с государственным мышлением добра и ведущий к знанию абсолютного добра. Добро и совесть у Гегеля совпадают в абсолютном духе и являются регулятивной идеей для человека, общества и государства.

Сегодня актуально, чтобы мышление добра было дополнено волением и его творением. Добро должно быть действенным. Необходимость и настоятельность времени - это освоение общечеловеческой культуры и профессиональных знаний. Проявление совести нуждается не только во внутренней, но и во внешней свободе, и в их гармонии.

НЕГАНОВ ФАНИЛЬ МИДХАТОВИЧ, ХАЗИЕВ ЗИЯ АНВАРОВИЧ - 2015 г.