Димитрия. Базилика Св. Димитрия Правила посещения базилики святого димитрия салоники




Базилика Святого Димитрия — это пятинефная христианская базилика в Салониках, построенная на месте римских терм. Здесь, согласно преданию, умер великомученик Димитрий Солунский.
Изначально тут был сооружён небольшой мартирий, позже его сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине VII столетия, было возведено пятинефное здание базилики. В 1493 году, еще в период турецкого владычества, храм был обращен в мечеть Касымие-джами. Только в 1912 году, по возвращению города грекам, базилика стала проводить христианские богослужения. Здание Базилики Святого Димитрия сильно пострадало во время пожара 6 августа 1917 года. Работы по восстановлению в храме начались в 1930-х годах и продолжались до 1948 года. В 1988 году достопримечательность была включена в перечень объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе раннехристианских и византийских памятников города Салоник.

Византийский период

Первый храм на месте темницы, в которой принял смерть святой Димитрий, была построена примерно в 313—323 годах. Спустя 100 лет иллирийский вельможа Леонтий построил первую большую церковь между античными банями и стадионом. Сегодня на этом месте можно увидеть руины. Алтарная часть церкви находилась над местом захоронения святого, при её строительстве обрели его мощи, погребённые там в 306 году.
Базилика сильно пострадала от пожара во времена правление императора Ираклия (629—634 годы). В пожаре пострадал и серебряный киворий, который стоял в середине центрального нефа базилики. После этого пожара проводились последние строительные работы, которые и придали базилике Святого Димитрия современный вид. Тогда же появилась часть мозаик. Окончательный интерьер был сформирован к середине IX столетия. После пожара в 1917 году, на восточной колоннаде обнаружили мозаичную надпись начала IX века. Лев, который упоминается в тексте, являлся отцом равноапостольных Кирилла и Мефодия.
В 1185 году Салоники захватили норманны, базилику разграбили, а гробницу святого Димитрия осквернили.
В конце XIII столетия к базилике пристроили придел преподобного Евфимия в форме маленькой трёхскатной базилики. Его расписали в 1303 году несохранившимися фресками.

Современное состояние

Базилика практически полностью сгорела во время пожара 6 августа 1917 года. Разрушения восстанавливали с 1926 года. При реставрации обнаружили вход в крипту. Под алтарём нашли сосуд с кровью великомученика Димитрия. Расчистили тогда и сохранившиеся фрески и мозаики. Работы были завершены в октябре 1948 года. Тогда же Базилику Святого Димитрия освятили.
5 декабря 1988 года группа памятников, в том числе и базилика, была включена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО под номером 456.

Базилика Святого Димитрия – одна из важнейших святынь греческого города Салоники. Храм освящен в честь великомученика Димитрия Солунского, почитаемого жителями Салоников своим покровителем. В числе других раннехристианских и византийских памятников города Салоники базилика Святого Димитрия входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика Святого Димитрия построена на месте римских бань, где в 303 году в одном из помещений пребывал в заключении, а затем и принял мученическую смерть святой Димитрий. Первый возведенный здесь (предположительно в 313-323 гг.) храм представлял собой всего лишь небольшую часовню, но уже в начале 5-го века ее заменила трехнефная базилика. Согласно преданию, при строительстве алтарной части храма на месте предполагавшегося захоронения Димитрия были обретены мощи святого и помещены в серебряный киворий.

В первой половине 7-го века старая базилика была основательно разрушена в результате пожара, и восстановлена уже с некоторыми архитектурными изменениями – превратившись в пятинефную базилику. При пожаре был утрачен и киворий, а мощи святого поместили в мраморную гробницу. Оформление внутреннего интерьера базилики было окончательно завершено лишь в 9-м веке. Несколько позднее к храму была пристроена маленькая трехскатная базилика – придел Святого Ефимия. В конце 12-го века мощи святого Димитрия были вывезены в Италию и вернулись в Салоники лишь в конце 20-го столетия.

В 1493 году базилика Святого Димитрия, как и большинство христианских храмов во времена турецкого господства, была преобразована в мечеть – Касымие-джами, а великолепные мозаики и настенная роспись скрыты за толстым слоем штукатурки или просто уничтожены. Стоит отметить, что в этот период христианам был разрешен доступ к кенотафу святого Димитрия, помещенному в небольшом приделе с отдельным входом. Древняя святыня вернулась к христианам лишь после освобождения города в 1912 году.

К сожалению, печально известный разрушительный пожар в Салониках в августе 1917 года уничтожил и значительную часть базилики Святого Димитрия. Восстановительные работы растянулись на несколько десятилетий, но в результате удалось максимально сохранить уцелевшие в огне оригинальные части храма и весьма точно воссоздать общий архитектурный облик базилики 7-го века. В ходе работ был обнаружен вход в крипту и множество уникальных артефактов, а также расчищены чудом сохранившиеся мозаики и несколько фресок. Часть мозаик и сегодня украшают интерьер базилики, некоторые же вы сможете увидеть, спустившись в крипту, где сегодня находится небольшой, но очень интересный археологический музей, в экспозиции которого представлены скульптура, мозаики, различные церковные реликвии, исторические документы и т.д. Впрочем, весьма интересна и сама крипта, где, как считается, некоторое время покоились останки святого Димитрия, а сегодня вы все еще можете увидеть мраморную раковину, предназначавшуюся для сбора мира, истекавшего из мощей святого.

В первые века существования христианства верующие собирались для проведения богослужений в городских катакомбах или дома у священников. Однако легализация христианства в 313 году, и стремительный рост его популярности нуждались в организации общественных богослужений и создании специальных христианских храмов. О том, чтобы проводить службы в заброшенных храмах язычников, не могло быть и речи, поэтому для этой цели стали использоваться базилики - общественные здания, довольно популярны в поздне-римское время. Сначала храмами становились уже существующие базилики, затем появились и новые, целенаправленно построены как церковные здания.

Одним из редких образцов ранневизантийской базилики, сохранившей свой ​​первоначальный вид, является храм св. Дмитрия в Салониках. Он был построен над предполагаемым местом захоронения Дмитрия Солунского - популярного в городе раннехристианского мученика. Строительство базилики финансировал иллирийский вельможа Леонтий, который верил, что молитвы св. Дмитрию избавили его от паралича.

Базилика была возведена на руинах терм и стадиона, заброшенных после принятия греками христианства. Камень и даже кирпич строители заимствовали из античных зданий, на развалинах которых возводилась церковь. Колонны, на которые опирается свод, резные орнаменты интерьера и другие детали, салоникийци также предпочли взять из разрушенных христианами языческих храмов, гимназий и театров.

В плане базилика св. Дмитрия имеет форму прямоугольника, осложненного более поздними пристройками - приделом св. Евфимия (13 в.) и сводчатым перистилем (15 в.). Интерьер храма разделен на пять нефов, пересеченных широким трансептом. Главный неф храма завершен апсидой.

Согласно идеалам раннего христианства, строители базилики отказались от любого внешнего декора. Единственным украшением фасада стали огромные полуциркульные окна, а также выложены из красной плинфы декоративные арки.

В противовес внешней отделке, интерьер церкви был оформлен очень пышно. Его главным украшением стали колоннады, состоящие из белых, темно-красных и зеленых мраморных колонн. Правда, будучи собранными из разных зданий, колонны сильно отличаются по высоте и толщине, но прекрасно вписываются в композицию зала.

Вдоль центрального нефа базилики тянутся широкие балконы, арочные проемы которых украшены плитами с зеленоватого или темно-голубого мрамора, а также геометрическим орнаментом со вставками из красного, белого и черного камня. Среди сохранившихся мозаик особую ценность имеют сюжеты из жития св. Дмитрия, выполненные в позднеримской манере: святые одеты в римские тоги и коротко остриженные по патрицианской моде.

Пятинефная христианская базилика, построенная в эллинистическом стиле в городе Салоники, на месте захоронения великомученика Димитрия Солунского, уже много веков является местом нескончаемого паломничества верующих. Здесь, под сводами уникальнейшего памятника раннего христиан-ства, включенного в список Всемирного культурного наследия, на протяжении столетий и пребывают благодатные мироточивые мощи святого.

Святой Димитрий Солунский прожил всю свою короткую жизнь в Фес-салониках (теперь Салоники, славянское наименование было Солунь). Он родился в семье римского проконсула Фессалонийской области. Родители его были тайными христианами, которые воспитали его в истинной вере и благочестии и дали хорошее образование. После смерти родителя молодой Димитрий назначается императором Галерием Максимианом на должность своего отца.

Это было время жестоких гонений на христиан, и воля импе-раторов обычно выражалась в их отношении словами: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Это требовалось и от властителей областей. Но, приняв высокое назначение, Димитрий не только не стал чинить притеснений, но сам начал бесстрашно учить жителей заповедям Иисуса Христа. Много римских подданных, следуя его примеру, приняли христианскую веру, о чем скоро донесли императору язычники. Составитель Жития святого, Метафраст, высоко отмечал значение проповедей святого Димитрия для Фессалоник, который в своей учительной ревности стал для них «вторым апостолом Павлом», основавшим когда-то в этом городе первую общину христиан. И вослед святому апостолу, мученическая кончина была предначертана и святому Димитрию.

Император Галерий, возвратясь из похода на славянские племена, решил расправиться с фессалоникийскими христианами. Представ перед импера-тором, Димитрий стал смело исповедовать Христову веру, обличая языческое многобожие. За это он был брошен в темницу, а на рассвете 26 октября 306 г. туда явились римские воины. «Лишь только забрезжилось утро, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу» - так описывал в русских «Житиях святых» Димитрий Ростовский кончину великомученика Димитрия.

Верный слуга святого Лупп собрал кровь ризою своего господина, снял с его пальца императорский перстень, служивший знаком его высокого до-стоинства, и омочил в крови. Этим перстнем и ризой, освященными кровью великомученика, святой Лупп совершил немало исцелений болящих и не-мощных и сотворил много чудес. Императорской властью он был казнен позднее, а тело святого Димитрия было выброшено на съедение диким зверям. Но звери не тронули благовонное тело, и солунские христиане тайно предали его земле.

О месте гибели великомученника Димитрия и сроках возведения перво-го храма существует несколько версий. По одной из них, это произошло в Фессалониках, и на месте гибели была возведена базилика. По другой, это произошло в имперском центре державы Галерия, в городе Сирмии на Бал-канах (теперь сербский г. Сремска-Митровица). Мощи святого позднее были перенесены в Салоники, возможно, после захвата города Атиллой в 441 г. Древнейшие мартирологи (например, сирийский мартиролог 411 г.) также связывали мученическую кончину Димитрия именно с Сирмием.

По одной версии, строительство первой базилики произошло при святом равноапостольном императоре Константине (306-337), возведенной над могилой святого или на месте его казни. А спустя столетие, в 412-413 гг., иллирийский вельможа Леонтий, в память об избавлении его от паралича, возводит новую величественную базилику, в проходе между руинами античных городских бань и стадионом. При строительстве этой базилики неожиданно были обретены нетленные мощи святого мученика, согласно его жития, тайно погребенные там в 306 г. фессалоникийскими христианами. Подругой версии, первая базилика, посвященная святому Димитрию, была возведена в Сало-никах только в V в., после перенесения туда мощей святого из Сирмии.

Для драгоценных мощей возводится серебряный киворий, установлен-ный в середине центрального нефа базилики с шестиугольным основанием и глухими стенами, куда помещается серебряная рака, с изображением лика святого. Здесь верующие поклонялись нетленным мощам и возжигали свечи. Подробное описание кивория было дано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII в., а также его изображение имелось на мозаиках северной колоннады базилики. Эти мозаики позднее были утрачены в XX в., но сохранились их акварельные зарисовки, сделанные английским архитектором У.С. Джорджем. Сам драгоценный киворий погиб в VII в.: «...занялся огнем его святой серебряный киворий... серебро, расплавленное огнем, как вода, хотя было все на полу, подобно реке» - так описывал современник жестокий пожар, случившийся в правление императора Ираклия. Сильно пострадала от огня и сама базилика, потом быстро восстановленная. После этого святая реликвия помещается в специально возведенную мраморную гробницу.

Базилика была построена в форме четырехугольника, размером 43 х 33 м, из строительных материалов более ранних построек. Она стала самой крупной церковью в Салониках. Алтарная ее часть увенчивается конхой, имеющейся только в центральном нефе, и заканчивается апсидой, не выступающей за периметр храма.

Нефы базилики разделяются колоннадой белых, зеленых и темно-красных мраморных колонн, заимствованных, вероятно, из античных построек и увенчанных различными капителями. Особенно интересны капители с ли-стьями колючего кустарника, развивающегося по ветру, распространенный тип IV в. Фронтоны арок были украшены плитами из голубого и зеленого мрамора, с геометрическими орнаментальными вставками. Погибшие при пожаре 1917 г., их внешний вид нам остался известен лишь»по рисункам, сделанным в начале XX в.

Свой настоящий вид базилика приобрела в VII в. Тогда же была выпол-нена основная часть мозаик, украшающих интерьеры храма, которые окон-чательно сформируются к середине IX в. Мозаичная надпись этого времени будет обнаружена при реставрации храма в начале XX в.: «Во времена Льва наблюдается расцвет храма Святого Димитрия, пострадавшего раньше от пожара». Упоминаемый в тексте Лев многими историками признается за отца равноапостольных Кирилла и Мефодия, служившим друнгарием при военачальнике Салоник.

Несколько разделались попытки перенести святые мощи или их частицы в императорский Константинополь, но это никак не удавалось. Святой Димит-рий всегда проявлял свою твердую волю остаться в стенах родных Фессалоник для защиты города. Неоднократно подступавшие к городу враги видели лик светлого юноши, грозно обходившего крепостные стены и внушавшего им ужас. Сколько раз так святой Димитрий отгонял от стен Солуни и славян- язычников, ставших после просвещения евангельской истиной особенными почитателями его. Позднее многие русские былины стали называть велико-мученика Димитрия русским, так слился этот образ со славянской душой народа. Имя святого упоминается уже на первых страницах русской истории. Так, летописец сообщает, что когда вещий Олег разгромил византийцев под Константинополем в 907 г., то «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». В России святой Димитрий стал небесным покровителем всего русского воинства, хотя так было и во мно-гих славянских странах. Его особое почитание проявлялось в воздвижении в честь него множества Дмитриевских соборов, а также называнием его именем первенцев большинства русских царей. В память павших воинов в Куликовской битве, по предложению Дмитрия Донского, был впервые установлен Церковью день поминовения 3 ноября, ставший Димитриевской родительской субботой.

«Житие святого Димитрия» повествует о начале мироточения при раке великомученика уже с VII в., за что святой получает именование Мироточивого. Для сбора мира в крипте сооружается мраморный бассейн объемом до 500 литров, до верха наполняемый благодатным елеем. Верующие набирали из него благовонное миро в стеклянные ампулы, слава о целительной силе которых быстро разошлась по свету. Даже при захвате города турки-мусульмане, как свидетельствовали современники, набирали миро, считавшееся ими чудотворным снадобьем от любых хворей. В древности истечение мира было таким обильным, что норманны, захватившие в 1185 г. Салоники, кощунственно жарили на нём рыбу и мазали обувь. Тогда базилика была ими полностью разграблена, а гробница святого осквернена.

В период завоевания Византии крестоносцами и существования латинского королевства (XIII в.) мощи великомученика Димитрия были вывезены в Ита-лию. С исчезновением мощей в литературе с XIV в. стало упоминаться истечение миро-воды из колодца в крипте, вместо былого истечения миро-елея из раки святого. А родниковый ключ существовал в крипте еще с раннехристианских времен, от которого в X в. был устроен водопровод, действующий и сейчас. Тогда возникла легенда, что святые мощи спрятаны в колодце, расположенном в крипте. Всякое упоминание о мироточении полностью прекращается после превращения базилики в мечеть в 1493 г., которая оставалась ею до 1912 г. Доступ православным для поклонения был сохранен лишь к кенотафу святого, оставшемуся после исчезновения мощей и установленному в приделе западной части левого нефа базилики, куда был сделан отдельный вход для православных. Тогда же все мозаики церкви были сокрыты штукатуркой.

После восстановления Византийской империи к именитой церкви пристраивается (в конце XIII в.) придел преподобного Евфимия, сооруженный в форме маленькой трехскатной базилики. Он был расписан фресками в 1303 г., которые не дошли до нашего времени. А в XV в. строится сводчатый перистиль для водосвятия.

Украденные латинянами мощи были обнаружены в 1520 г. в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и после многовековых требований были воз-вращены в Салоники только в XX в. Сначала, в 1978 г., - честная глава святого, а в 1980 г. - остальная часть мощей, за исключением шести больших частиц. Хотя мироточение мощей прекратилось, в канун дня памяти святого верую-щим теперь раздают вату, пропитанную ароматной жидкостью с драгоценной раки, но совсем не отождествляемую с первоначальным миром святого.

В раннехристианский период у верующих был популярен и культ крови великомученика. Ее остатки пребывают во многих мощевиках, сохранившихся на Афоне, Британском музее и др. При раскопках в алтаре базилики Свято-го Димитрия под престолом был обнаружен подобный стеклянный сосуд с засохшейся кровью, что дало повод считать первоначальное расположение гробницы под алтарем.

Базилика почти полностью выгорела при грандиозном пожаре города (1917г.), нанеся невосполнимые утраты православному памятнику. Реставрация началась в 1926 г. и продолжалась до 1948 г. Пол при реставрации был выложен цветной плиткой и мрамором, заново возведена кровля, расчищены фрески и мозаики. Сохранившиеся мозаичные полотна VII-VIII вв. сегодня являются чуть ли не единственными, пережившими в Византии эпоху иконоборчества. К наиболее хорошо сохранившимся мозаичным полотнам относятся композиции святого Димитрия со священнослужителями, с детьми, с ктиторами и т.д.

Мозаика с ктиторами представляет Димитрия в окружении церковного и светского правителей города, где изображены префект Леонтий и архиепископ Иоанн, восстановившие базилику после пожара в 629-634 гг.

Частично сохранились и фрески в правом нефе, украшавшие ранее стены базилики, относящиеся к более позднему времени, к VIII-XIV вв.

После реставрации храм вновь стал действующим, теперь здесь регулярно проводятся богослужения. В крипте организован археологический музей, где представлены скульптуры и другие находки, сделанные в ходе археологиче-ских исследований. Наиболее ценным здесь является чаша для сбора мира, связанная с культом святого Димитрия. В базилике, кроме мощей святого Димитрия, хранятся и мощи Анисии Солунской. В 2003 г. в склепе, устро-енном при входе в базилику, упокоился и митрополит Фессалоникийский Пантелеимон II (Хрисофакис), чьими нелегкими трудами были возвращены в храм святые мощи великомученика.

Салоники чрезвычайно богаты памятниками византийской культуры. Многие храмы здесь настолько древние, что ушли глубоко в землю. Внешне они выглядят достаточно скромно, но внутри все сияют драгоценными мозаи-ками и потрясают своими реликвиями. Из памятников церковного зодчества важно посетить одну из ранних базилик «Ахиропиитос» (V в.), церковь Святой Софии (VII в.), где упокоился выдающийся богослов Григорй Палама, церковь «Панагия Халкеон» (XI в.) и другие православные святыни.