Библейская пасха. Жертвенный агнец и спасение: Пасха в Библии




О Пасхе можно говорить много, но лучше о ней прочитать в Библии. Здесь мы изложим вкратце, просто — конкретные факты: что такое Пасха и с чем её едят (в буквальном смысле), ведь, как известно, её действительно едят!

Начнём! Давным-давно, мы начнём не с самого начала.

Когда израильтяне обосновались в стране под названием Египет, коренному народу египетскому, а особенно Фараону, это не понравилось. И египтяне решили сделать израильтян рабами.

Раб – это тот, кто выполняет приказания своего господина. Израильтянам это тоже не понравилось и они «возопили» к Богу о помощи. Бог их услышал и примерно лет через 30-40 дал им предводителя Моисея, который и вывел израильтян из египетского рабства.

Этот выход и ознаменован праздником «Пасхой».

Когда египтяне начали притеснять народ израильский (евреев) и сделали их рабами и подвластными египтянам, израильтяне заплакали и стали молить Бога о помощи, спасении, от руки Фараона и народа египетского. Бог услышал их молитвы и вопли.

Это потому, что Фараон издал указ о контроле над рождаемостью со стороны израильского народа – всех младенцев мужского пола надобно убивать.

В одной израильской семье родился мальчик, которого пришлось прятать некоторое время, а затем и отпустить тайно на волю судьбе.

Младенца Моисея родители положили в корзину и пустили плыть по Нилу на волю судьбе. В это время дочь Фараона вышла мыться на реку Нил и увидела проплывающую корзину, заглянув в неё, она увидела младенца и решила его усыновить.

Моисей и надсмоторщик

Время шло, Моисей рос, он стал взрослым и решил наладить «общение» со своими братьями, со своим народом.

Однажды он увидел, как египетский надсмотрщик побивает израильтянина, он разгневался на египтянина и убил его. Фараону стало известно об этом, и он в свою очередь тоже разгневался, только на Моисея, ну и приказал его предать казни.

Моисею испугался наказания и убежал из Египта в землю Мадиамскую.

Там Моисей прожил какое-то время, женился, завёл детей…

Однажды пася стада своего тестя он увидел горящий куст, который горел, но не сгорал. Из этого куста он услышал голос Бога, Сказавший ему, что ему надо делать, дальше в своей жизни.

Бог Сказал ему, чтобы Моисей вернулся в Египет и вывел народ Божий (израильский) из этой земли. После встречи и разговора с Богом, Моисей вернулся в Египет и пришёл к Фараону царю египетскому. Моисей сказал Фараону, чтобы он отпустил народ израильский на насколько дней пути в пустыню, со всем их скарбом, пожитками, скотом…, для того, чтобы они могли поклонится Богу и совершить Ему жертвоприношения. Конечно же Фараон не поверил этому и заупрямился. И вот за это, Бог Совершил над египтянами множество казней, как сейчас принято называть их «казнями египетскими».

Фараон долго сопротивлялся, но в итоге, после последней казни решился отпустить народ израильский для поклонения Богу.

Последняя казнь прообраз Пасхи

Последняя казнь и включает в себя прообраз Пасхи. Что же там произошло?

Вот наступило время последней казни египетской. Фараон долго сопротивлялся до этого, но Бог знал и Сказал Моисею, что на этот раз Фараон царь египетский отпустит народ Мой из этой земли. Так и произошло. Но сначала Моисею было сказано, чтобы сыны израилевы были готовы к исходу из Египта.

Они должны были приготовиться, сварить барашка, приготовить горькие травы, помазать косяки дверей в своих жилищах этой кровью (агнца-барашка), быть одетыми и собранными, съесть агнца ночью, и на рассвете когда всё будет кончено и Фараон отпустит народ израильский, пусть он (народ) выпросит у соседей египтян различные предметы и таким образом обберет их.

А затем поспешно выйдет вон из Египта. Всё так и было сделано, всё так и произошло как мы описали здесь и как описано в Библии.

Тут нужно обратить свой взгляд на важные моменты касательно Пасхи:

  1. это последняя казнь;
  2. агнец (барашек);
  3. исход из Египта

Эти три понятия напрямую связаны с таким понятиям как «Пасха», и даже современная «Пасха».

Подробная история праздника Пасхи из Ветхого Завета описана в книге Исход с 1-й по 12-ю главы.

Смысл Пасхи

Начнём с казни. Смысл казни был в том, что:

  1. во-первых , народ израильский и египетский должны были увидеть могущество Бога (Который основал небо и землю),
  2. во-вторых , должны были умереть во всей египетской земле все первенцы от человека до скота,
  3. в-третьих , чтобы кто либо не умер из первенцев, нужно было помазать перекладину и косяки своих жилищ кровью,
  4. в-четвёртых , нужно было съесть барашка с горькими травами и опресноками (безквасный хлеб) в эту ночь и не выходить до утра из дома,
  5. в-пятых , после всего этого поспешно покинуть Египет.

В этом и заключался смысл Пасхи.

А именно, символ Пасхи является ягнёнок (агнец) и его кровь.

Пасха – это ягнёнок, которого съедают!

Евреи кровью этого ягненка обмазывают косяки своих дверей. Могущество Бога было явлено через Ангела, который, видя кровь на косяке двери — проходил мимо дома. Там, где не была помазана дверь кровью ягненка — умирал первенец.

Описанные события были заповеданы израильтянам — помнить и соблюдать каждый год.

Праздник освобождения от египетского рабства!

Символы, которые были на столе каждой еврейской семьи: пресный хлеб, виноградный сок и жареный ягненок с горькими травами.

Отсюда и образовался праздник Пасхи.

Современная Пасха

Современные христиане чтят этот праздник подобно древним израильтянам.

Каким образом?

Не таким образом, как придумали разные деноминации, а так как этом учит Новый Завет, так как установил Сам Иисус!

Апостол Павел сравнивает старую пасху с новой:

6 Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто?
7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.
8 Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.
(1Кор.5:6-8)

В 1 Кор 5:6-8 говорится что, «пасха наша Христос, закланный за нас».

В Библии мы не встретим иного примера, указания для верующих сегодня, кроме, как Сам Бог установил уже в Новом Завете.

В Библии нет упоминания о том, что Новую Пасху, нет упоминания о твороге, яйцах и другого рода ритуалах.

Но есть упоминания о том, что Христос просит делать нас на этот праздник. Помнить, что Он спас нас от рабства греха, как народ Израиля от рабства Египта.

Это духовный пример, параллель греха и египетского рабства.

Вот, что Иисус просит делать нас каждое воскресенье:

22 И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое.
23 И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все.
24 И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
26 И, воспев, пошли на гору Елеонскую.
(Мар.14:22-26)

Вот символы Пасхи Нового Завета:


  1. Христос — символ агнца древних израильтян, которого выходя из Египта съели (духовная параллель с телом Христа из Нового Завета).
  2. Кровь Христа омывает и спасает нас от грехов (духовная параллель с кровью агнца на косяке двери в Ветхом Завете).

7 В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.
(Деян.20:7)

Пасха

I. HАЗВАHИЕ

Евp. слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, пpаздник П., а с дpугой – пpаздничную жеpтву, пасх. агнца. Это слово является пpоизводным от глагола, пеpвонач. означавшего «хpомать», а затем получившего смысл «пеpескочить чеpез что-то», «оставить нетронутым». Когда Господь в Египте поражал пеpвенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13 ). Об этом событии и должна напоминать евреям П.

II. ПАСХА ИСХОДА

1) фаpаон не пожелал отпустить поpабощ. изpаильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней. И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании – о смеpти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6 ). Эта кара должна была вынудить фаpаона отпустить израильтян из страны (ст. 8);
2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновpем. и испытание веpы (Евр 11:28 ). Hачиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2 ), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи – агнце (ст. 3,5). Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была пpисоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4). Агнца следовало забить 14 авива «под вечеp» (букв. «в сумеpках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5 ; Чис 9:3,5,11 ; сp. Втор 16:6 ). Пучком иссопа следовало помазать кpовью агнца двеpные косяки и поpог каждого еврейского дома, после чего никто не имел пpава выходить за двеpь (Исх 12:7,22 ). Ягненка следовало запечь целиком – с головой, ногами и внутpенностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сыpым или в ваpеном виде (ст. 8,9; ср. с Втор 16:7 и 2Пар 35:13 ; → Варка, варить, 1). Готовить пасхального агнца следовало в доме. В состав пасх. тpапезы входили, кp. того, пpесный хлеб и гоpькие тpавы (Исх 12:8 ). Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники тpапезы должны были быть готовы немедленно отпpавиться в путь (ст. 11);
3) этот запеч. целиком ягненок был символом единства и целостности. П. следовало есть в одном доме (ст. 46) пеpед Господом, Котоpый «Един есть» (Втор 6:4 ). В один день Он осуществил освобождение Изpаиля (Исх 12:41 ), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5 ). Опpесноки (пpесные хлебы) – это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втор 16:3 ); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39 ); гоpькие же тpавы символизировали гоpечь жизни в егип. pабстве;
4) когда израильтяне совеpшали пасх. тpапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех пеpвенцев в земле Египетской» – от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30 ). Однако наpод Изpаиля был пощажен pади пасх. агнцев, котоpые умеpли вместо пеpвенцев (сp. → Вечеpя Господня, I и II). Тем самым путь для → исхода был открыт;
5) часто высказывается мнение, что еще до израил. П. существовала дpевняя фоpма этого пpаздника – ежегодно отмечавшийся кочевниками пpаздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культуpно-истоpич. данных. Однако источников более pанних, чем Библия (или даже совp. ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАHИЯ ЗАКОHА О ПОВТОРЕHИИ ПАСХИ

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасит. деянии Божьем, об освобождении израил. народа из егип. рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10 ), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25 ; Исх 13:5 и следующие), совершать П., связывая ее с пpаздником Опpесноков (Исх 12:14 и следующие; Чис 28:16,17 ; Втор 16:1-8 ; сp. также Иез 45:21-24 ). Пасх. агнца pазpешалось забивать и съедать только в особом свящ. месте (Втор 16:5-7 ), для чего все изpаил. мужчины должны были являться «пpед лицо Бога» (ст. 16). Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл пpаздника (Исх 13:8 ). Hикакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел пpава участвовать в этой общей тpапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45 ). Только совеpшив → обpезание, купленный pаб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в пpазднике (ст. 44,48). Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали пpаздновать П. в сpок, мог сделать это чеpез месяц (Чис 9:10-12 ), во время т.наз. малой П. Тот, кто пpенебpегал пpаздником из непослушания, подлежал смеpтной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иуд. общества;
2) непосpедств. к П. пpимыкал пpодолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18 ), котоpый, с одной стоpоны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втор 16:3 ; сp. Втор 26:1-11 ), а с дpугой, был пpаздником начала жатвы (Лев 23:10-14 ). Пеpвый и последний день праздника были днями свящ. собpаний, когда pазpешалась только такая pабота, которая была связана с пpиготовлением пищи (Исх 12:16 ; Лев 23:7,8 ; Чис 28:18,25 ). Ежедневно пpиносились пpаздничные жеpтвы (Лев 23:8 ; Чис 28:19-24 ), к котоpым добавлялись добpовольные жеpтвы израильтян (Исх 23:15 ). В течение всего праздника запpещалось есть и вообще деpжать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20 ; Лев 23:6 ). На след. день после субботы (т.е. после пеpвой пpаздничной субботы), на втоpой день пpаздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник пpиносил пеpвый сноп в качестве жеpтвы потрясания и ягненка в качестве жеpтвы всесожжения. До того момента плоды нового урожая есть не pазpешалось (Лев 23:9-14 ). Вероятно, это пеpвое жеpтвопpиношение одноврем. символизиpовало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9 ). Как и на П., во вpемя пpаздника Опpесноков наpушение Божьих пpедписаний каpалось смеpтью (Исх 12:19 );
3) описание П. и пpаздника Опpесноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаpуживает некотоpые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников. Здесь, похоже, допускается пpиносить в качестве пасх. жеpтвы также и кpупный pогатый скот (ст. 2; однако, возможно речь идет о дpугих пpаздничных жеpтвах) и упоминается только один день собpания в конце пpаздника (ст. 8; см. также Исх 13:6 ). Отпpавляться в путь разрешалось на след. утpо после пасх. тpапезы (Втор 16:7 ), как это и пpоисходило во вpемя П. исхода (Исх 12:11,39 ).

IV. ПРАЗДHИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О пpаздниках П. подpобно рассказывается лишь несколько pаз: после празднования П. на Синае (Чис 9:1-5 ) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда изpаильтяне пpаздновали П. в Галгале и на след. день ели опресноки и поджаp. зеpна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12 ). Пpаздник Опpесноков пpи этом не упомянут. После стpоительства хpама Соломона П. стали отмечать pегуляpно (2Пар 8:13 ). Важное значение имеют два пpаздника П., совершенные при цаpях Езекии (2Пар 30) и Иосии (4Цар 23:21-23 ; 2Пар 35:1-19 ), когда впеpвые после pазделения цаpства израильтяне снова собpались вместе, из всех колен (2Пар 30:1,11 и следующие; 2Пар 35:18 ). Однако если П. Езекии совершалась во втоpом месяце (2Пар 30:2 и следующие), согласно пpедписаниям, излож. в Чис 9:10 и следующие, то Иосия пpаздновал ее в пеpвом месяце, как и положено по Закону (2Пар 35:1 ). В обоих случаях за П. следовал пpаздник Опpесноков (2Пар 30:21 ; 2Пар 35:17 ).

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДHЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиуд. тpадиция четко определяет, какие пpавила пpазднования П., обусловленные специфич. ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбоp агнца в день 10 авива, помазание двеpей кpовью, запpет покидать дом, готовность участников тpапезы отправиться в путь. Жеpтв. ягнята (число котоpых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, пpим. с 15 час. дня, в Иерусалимском хpаме. Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поpучал это сделать; священники собиpали кpовь в чаши, чаши вpучались одному из священников, котоpый выливал содеpжимое у подножия жеpтв. алтаpя. Во вpемя убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (т.наз. халлель ). Съедать ягнят следовало в пpеделах Иеpусалима. При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

1) согласно Ев. от Иоанна, Иисус умеp 14 нисана, в канун П. (Ин 19:14 ), как истинный жеpтв. Агнец, у котоpого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний pаз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1 ). Его погpебение пpоизошло вечеpом 14 нисана до наступления субботы, котоpая названа «великой» (Ин 19:31 ), очевидно, потому, что в тот год пpаздник совпал с календарной субботой. В таком случае утpо воскpесения соответствует пеpвому дню недели (Ин 20:1 ), когда пpиносились первые плоды нового урожая (смотрите выше, III,2). Ап. Павел свидетельствует, что Хpистос был заклан за нас как пасх. агнец (1Кор 5:7 ) и воскрес как пеpвенец из умерших (1Кор 15:20,23 ). Датиpовку евангелиста Иоанна подтверждает вавил. Талмуд, котоpый также называет канун Пасхи днем смеpти Иисуса;
2) синоптич. Евангелия называют день воскpесения пеpвым днем недели (Мф 28:1 ; Мк 16:1,2 ; Лк 24:1 ), а день смеpти – кануном субботы (Мф 27:57,62 ; Мк 15:42 ; Лк 23:54 ), однако не упоминают о кануне П. В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «пеpвым днем опpесноков», когда пpиносили в жеpтву пасх. агнца (Мф 26:17 ; Мк 14:12 ; Лк 22:7 ), т.е. 14 нисана. Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смеpти Иисуса на 15 нисана, пpаздничную субботу, котоpая тем самым одновpем. оказывается кануном след. за ним календарной субботы. Пpи этом остается непонятным то обстоятельство, что иудеи, взявшие под стpажу Иисуса, имели пpи себе колья (Мф 26:47,55 ; Мк 14:43,48 ; Лк 22:52 ), котоpые, не будучи собственно оpужием, подпадали под субботний запpет; кp. того, Иосиф Аpимафейский вечеpом покупал полотно (Мк 15:46 ), чего также нельзя было делать в субботу;
3) это пpотивоpечие между свидетельствами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким обpазом: а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17 ; Мк 14:12 ; Лк 22:7 ); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана. В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на след. день; б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник → Пятидесятницы. Особое значение здесь имело то обстоятельство, приходилась ли П. на день, непосредств. предшествующий субботе, или на саму субботу. (В год смерти Иисуса П. праздновалась в субботу.) Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою П. на день позже, чем фарисеи. Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал П. в более ранний срок (см. Мф 26:18 ), т.е. в день, который по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать П. по Закону; а саддукейские священники считали П. след. день (Ин 18:28 ). Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. ок. 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и парал. места), совпадает с офиц. часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одноврем. днем приготовления к календарной субботе текущей недели. Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.

В ней идет речь о сравнении образов Ветхого Завета с Иисусом.

В этой статье мы разберем более детально само понятие «Пасха»: история, особенности, противоречия.

I. НАЗВАНИЕ

Евpейское слово пэсах означает в Библии, с одной стороны, праздник Пасхи, а с другой — праздничную жертву, пасхального агнца.
Это слово является производным от глагола, первоначально означавшего «хромать», а затем получившего смысл «перескочить через что-то», «оставить нетронутым».
Когда Господь в Египте поражал первенцев, Он не затронул дома евреев, «перескочил» через них (Исх 12:13).

13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.

(Исх.12:13)

Об этом событии и должна напоминать евреям Пасха.

II. ПАСХА ИСХОДА

Фараон не пожелал отпустить

1) фараон не пожелал отпустить порабощенных израильтян в пустыню даже после того, как Бог, чтобы сломить его упорство, наслал на египтян девять казней.
И тогда Моисей объявил фараону о последнем, самом тяжелом наказании — о смерти всех египетских первенцев (Исх 11:4-6).

4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,
5 и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота;
6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;

(Исх.11:4-6)

Эта кара должна была вынудить фараона отпустить израильтян из страны (ст. 8);

Евреи должны были тщательно подготовиться

2) к этому дню евреи должны были тщательно подготовиться, что означало для них одновременно и испытание веры (Евр 11:28).

28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

(Евр.11:28)

Начиная с 10-го дня месяца авива, т.е. с начала израил. года (Исх 12:2), каждый глава дома должен был позаботиться о годовалом, без изъянов, ягненке или козленке для своей семьи — агнце (ст. 3,5).

2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.

(Исх.12:2)

Если семья была слишком мала и не могла съесть агнца целиком за один раз, она должна была присоединиться к соседней семье, чтобы число участников трапезы оказалось достаточным (ст. 4).
Агнца следовало забить 14 авива «под вечер» (букв. «в сумерках»), т.е. между заходом солнца и наступлением темноты (ст. 6; Лев 23:5; Чис 9:3,5,11; ср. Втор 16:6).
Пучком иссопа следовало помазать кровью агнца дверные косяки и порог каждого еврейского дома, после чего никто не имел права выходить за дверь (Исх 12:7,22).
Ягненка следовало запечь целиком — с головой, ногами и внутренностями; нельзя было сломать ни одной кости, запрещалось есть мясо сырым или в вареном виде (ст. 8,9; ср. с Втор 16:7 и 2 Пар 35:13).

Готовить пасхального агнца следовало в доме.

В состав пасхальной трапезы входили, кроме того, пресный хлеб и горькие травы (Исх 12:8).
Все остатки пищи следовало сжечь (ст. 10), и все участники трапезы должны были быть готовы немедленно отправиться в путь (ст. 11);

Запеченный целиком ягненок был символом

3) этот запеченный целиком ягненок был символом единства и целостности.
Пасху следовало есть в одном доме (ст. 46) перед Господом, Который «Един есть» (Втор 6:4).
В один день Он осуществил освобождение Израиля (Исх 12:41), и за это Его народ должен безраздельно служить только Ему (Втор 6:5).
Опресноки (пресные хлебы) — это быстро испеченные «хлебы бедствия» (Втор 16:3); позднее они снова и снова напоминали о спешке во время исхода (Исх 12:34,39); горькие же травы символизировали горечь жизни в египетском рабстве;

Поразил всех первенцев в земле Египетской

4) когда израильтяне совершали пасхальную трапезу, Господь в полночь с 14 на 15 авива «поразил всех первенцев в земле Египетской» — от первенца фараона до первенца узника, а также «все первородное из скота» (Исх 12:29,30).
Однако народ Израиля был пощажен ради пасх. агнцев, к-рые умерли вместо первенцев.
Тем самым путь для исхода был открыт;

Древняя форма праздника

5) часто высказывается мнение, что еще до израильской Пасхи существовала древняя форма этого праздника — ежегодно отмечавшийся кочевниками праздник весны; такое предположение можно сделать на основании целого ряда культурно-исторических данных.
Однако источников более ранних, чем Библия (или даже современней ей), не существует.

III. ПРЕДПИСАНИЯ ЗАКОНА О ПОВТОРЕНИИ ПАСХИ

Напоминания об основополагающем спасительном деянии

1) в качестве постоянного напоминания об основополагающем спасительном деянии Божьем, об освобождении израильского народа из египетского рабства, Закон предписывает израильтянам ежегодно (Исх 13:10), со времени завоевания земли обетованной (Исх 12:25; 13:5 и след.), совершать Пасху, связывая ее с праздником Опресноков (Исх 12:14 и след.; Чис 28:16,17; Втор 16:1-8; ср. также Иез 45:21-24).

Пасхального агнца разрешалось забивать и съедать только в особом священном месте (Втор 16:5-7), для чего все израильские мужчины должны были являться «пред лицо Бога» (ст. 16).
Всем отцам надлежало объяснять своим сыновьям смысл праздника (Исх 13:8).
Никакой иноплеменник, поселенец и наемник не имел права участвовать в этой общей трапезе, напоминавшей израильтянам об избавлении их предков от рабства и заставлявшей их вновь и вновь переживать в своих сердцах это великое событие (Исх 12:43,45).

Только совершив обрезание, купленный раб, а по желанию и иноземец, могли быть допущены к участию в празднике (ст. 44,48).
Тот же, кому обрядовая нечистота или отъезд помешали праздновать Пасху в срок, мог сделать это через месяц (Чис 9:10-12), во время так называемой малой Пасхи.
Тот, кто пренебрегал праздником из непослушания, подлежал смертной казни (ст. 13), ибо он сам исключал себя из иудейского общества;

Праздник Опресноков

2) непосредственно к Пасхи примыкал продолжавшийся с 15 по 21 авива праздник Опресноков (Исх 12:18), который, с одной стороны, также напоминал об исходе (ст. 17; Втор 16:3; ср. 26:1-11), а с другой, был праздником начала жатвы (Лев 23:10-14).

Первый и последний день праздника были днями священных собраний, когда разрешалась только такая работа, которая была связана с приготовлением пищи (Исх 12:16; Лев 23:7,8; Чис 28:18,25).
Ежедневно приносились праздничные жертвы (Лев 23:8; Чис 28:19-24), к которым добавлялись добровольные жертвы израильтян (Исх 23:15).
В течение всего праздника запрещалось есть и вообще держать в доме квасной хлеб (Исх 12:18-20; Лев 23:6).

На следующий день после субботы (т.е. после первой праздничной субботы), на второй день праздника (так это понимают Септуагинта и Иосиф Флавий), священник приносил первый сноп в качестве жертвы потрясания и ягненка в качестве жертвы всесожжения.
До того момента плоды нового урожая есть не разрешалось (Лев 23:9-14).

Вероятно, это первое жертвоприношение одновременно символизировало всеобщее начало жатвы (Втор 16:9).
Как и на Пасхе, во время праздника Опресноков нарушение Божьих предписаний каралось смертью (Исх 12:19);

Некрые отличия от других предписаний

3) описание Пасхи и праздника Опресноков в 16-й главе книги Второзаконие обнаруживает некрые отличия от других предписаний, касающихся этих праздников.
Здесь, похоже, допускается приносить в качестве пасхальной жертвы также и крупный рогатый скот (ст. 2; однако, возможно, речь идет о других праздничных жертвах) и упоминается только один день собрания в конце праздника (ст. 8; см. также Исх 13:6).
Отправляться в путь разрешалось на следующее утро после пасхальной трапезы (Втор 16:7), как это и происходило во время Пасхи исхода (Исх 12:11,39).

IV. ПРАЗДНИКИ ПАСХИ В ИСТОРИИ ИЗРАИЛЯ

О праздниках Пасхи подробно рассказывается лишь несколько раз: после празднования Пасхи на Синае (Чис 9:1-5) ее отмечали во время вступления в Ханаан: тогда израильтяне праздновали Пасху в Галгале и на следующий день ели опресноки и поджаренные зерна из урожая этой земли, после чего выпадение манны прекратилось (Нав 5:10-12).

Праздник Опресноков при этом не упомянут.
После строитва храма Соломона Пасху стали отмечать регулярно (2 Пар 8:13).
Важное значение имеют два праздника Пасхи, совершенные при царях Езекии (2 Пар 30) и Иосии (4 Цар 23:21-23; 2 Пар 35:1-19), когда впервые после разделения царства израильтяне снова собрались вместе, из всех колен (2 Пар 30:1,11 и след.; 35:18).

Однако если Пасха Езекии совершалась во втором месяце (2 Пар 30:2 и след.), согласно предписаниям, изложенным в Чис 9:10 и следующие, то Иосия праздновал ее в первом месяце, как и положено по Закону (2 Пар 35:1).

В обоих случаях за Пасхой следовал праздник Опресноков (2 Пар 30:21; 35:17).

V. ПАСХА В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО ИУДАИЗМА

Позднеиудейская традиция четко определяет, какие правила празднования Пасхи, обусловленные специфической ситуацией исхода, потеряли свою актуальность: выбор агнца в день 10 авива, помазание дверей кровью, запрет покидать дом, готовность участников трапезы отправиться в путь.

Жертвенные ягнята (число которых доходило до нескольких десятков тысяч) забивались 14 нисана, примерно с 15 час. дня, в Иерусалимском храме.
Закалывал ягненка его владелец или тот, кому он поручал это сделать; священники собирали кровь в чаши, чаши вручались одному из священников, который выливал содержимое у подножия жертвенного алтаря.

Во время убоя ягнят левиты пели псалмы 112-117 (так называемые халлель ).
Съедать ягнят следовало в пределах Иерусалима.
При этом место семейной общины все чаще стала занимать группа пришедших на праздник паломников, сговорившихся есть пасху вместе.

VI. ПАСХА, ВО ВРЕМЯ КОТОРОЙ УМЕР ИИСУС

Иисус умер 14 нисана

1) согласно Евангелию от Иоанна, Иисус умер 14 нисана, в канун Пасхи (Ин 19:14), как истинный жертв.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!

(Иоан.19:14)

Агнец, у которого ни одна кость не была сломана (ст. 36); 13 же нисана Иисус в последний раз ужинал со Своими учениками (Ин 13:1).

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.

(Иоан.13:1)

Его погребение произошло вечером 14 нисана до наступления субботы, которая названа «великой» (Ин 19:31), очевидно, потому, что в тот год праздник совпал с календарной субботой.

31 Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, — ибо та суббота была день великий, — просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

(Иоан.19:31)

В таком случае утро воскресения соответствует первому дню недели (Ин 20:1), когда приносились первые плоды нового урожая (см. выше, III, 2).

1 В первый же [день] недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.

(Иоан.20:1)

Апостол Павел свидетвует, что Христос был заклан за нас как пасхальный агнец (1 Кор 5:7) и воскрес как первенец из умерших (1 Кор 15:20,23).

7 Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.

(1Кор.5:7)

20 Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, [так] через человека и воскресение мертвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

(1Кор.15:20-23)

Датировку евангелиста Иоанна подтверждает вавилонский Талмуд, который также называет канун Пасхи днем смерти Иисуса;

Синоптические Евангелия

2) синоптические Евангелия называют день воскресения первым днем недели (Мф 28:1; Мк 16:1,2; Лк 24:1), а день смерти — кануном субботы (Мф 27:57 и 62; Мк 15:42; Лк 23:54), однако не упоминают о кануне Пасхи.

В то же время они единодушно называют день Вечери Иисуса с учениками «первым днем опресноков», когда приносили в жертву пасхального агнца (Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7), т.е. 14 нисана.

Тем самым они, в отличие от Иоанна и Павла, относят день смерти Иисуса на 15 нисана, праздничную субботу, которая тем самым одновременно оказывается кануном следующей за ним календарной субботы.

При этом остается непонятным то обстоятво, что иудеи, взявшие под стражу Иисуса, имели при себе колья (Мф 26:47,55; Мк 14:43,48; Лк 22:52), которые, не будучи собственно оружием, подпадали под субботний запрет; кроме того, Иосиф Аримафейский вечером покупал полотно (Мк 15:46), чего также нельзя было делать в субботу;

Противоречие между свидетельствами

3) это противоречие между свидетельствами Иоанна и синоптиков может быть снято двояким образом:

День, когда происходила Вечеря Господня

а) день, когда происходила Вечеря Господня, назван «первым днем опресноков» (см. Мф 26:17; Мк 14:12; Лк 22:7); это может быть вызвано тем, что евангелисты, как принято у евреев, относят время трапезы, состоявшейся 13 нисана после 6 часов вечера, уже к 14 нисана.
В таком случае Иисусу была приготовлена трапеза без пасхального агнца, поскольку заклание ягнят совершалось только на следующие день;

Между фарисеями и саддукеями происходили споры

б) известно, что между фарисеями и саддукеями происходили споры о том, в какой день отмечать праздник — Пятидесятницы.
Особое значение здесь имело то обстоятельство приходилась ли Пасха на день, непосредственно предшествующий субботе, или на саму субботу.

В год смерти Иисуса Пасха праздновалась в субботу.

Не исключено, что спорящие стороны достигли компромисса, в результате чего саддукеи праздновали свою Пасху на день позже, чем фарисеи.
Если предположить, что так было в год смерти Иисуса, то Иисус праздновал Пасху в более ранний срок (см. Мф 26:18), т.е. в день, который по календарю был 13 нисана, но фарисеи считали его уже 14 нисана, т.е. днем, когда надлежало праздновать Пасху по Закону; а саддукейские священники считали Пасхой следующий день (Ин 18:28).

28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Матф.26:28)

28 От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.

(Иоан.18:28)

Тогда смерть Иисуса, наступившая «около девятого часа», т.е. около 3 часов дня (см. Мф 27:46,50 и параллельные места), совпадает с официальным часом заклания пасхального агнца у саддукеев, в то время как для фарисеев этот день был уже первой субботой праздника Опресноков и одновременно днем приготовления к календарной субботе текущей недели.

Если это предположение правильно, то несовпадение данных в Евангелиях становится понятно, обоснованно и перестает казаться противоречивым.

Спрашивает Анна
Отвечает Василий Юнак, 25.03.2010


Анна пишет: Здравствуйте! Буду рада ответу на вопрос. почему ПРАЗДНУЮТ пасху до сих пор? Ведь это ветхий завет, не всегда актуальный для многих церквей, как они сами утверждают.А если и празднуют. то почему на свой лад, а не так как было сказано в библии. И при чем тут ИИсус к Пасхе, тем более, что он на Пасху умер, а говорят воскрес воскрес -то он не в Пасху. И вообще все приготовления к этому якобы празднику совершенно не соответствуют Библии. Спасибо за ответ.

Приветствую Вас, Сестра Анна!

В одном из своих недавних ответов о Пасхе я отмечал, что мы пасху не празднуем. Да, мы можем использовать праздник Пасхи как повод для того, чтобы поговорить с людьми о Боге, о спасении, о вере. Мы даже планируем особые богослужения на это время для того, чтобы пригласить людей, у которых набожность пробуждается только в связи с традиционным праздником. Но для нас Пасха - это чужой праздник. Почему?

Мы Пасху не празднуем не потому, что это "ветхий завет", как Вы сказали. На самом деле Ветхий Завет - это только название той части Библии, которая по своему содержанию совпадает с иудейскими Писаниями. Больше никакого значения "Ветхий Завет" не имеет. Точно так же "Новый Завет" - это всего лишь название той части Библии, в которой собраны христианские Писания. Но при этом следует помнить, что все апостолы и первые христиане пользовались именно иудейскими Писаниями, то есть тем, что мы сегодня называем "Ветхим Заветом". И когда Иисус Христос говорил "исследуйте Писания", и когда апостол Павел говорил "всё Писание богодухновенно", и когда апостол Петр говорил о Писании, что "его изрекали святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым", все это говорилось именно об иудейских Писаниях, то есть о Ветхом Завете. Подлинное различие между Ветхим и Новым заветами заключается не в из СОДЕРЖАНИИ, а в их запечатлении в сердце человека. Об этом очень хорошо написано в и . Содержание обоих Заветов абсолютно одинаково, потому что Бог не изменяется. Это человек изменяется, и потому до пришествия Сапасителя человека нужно было постоянно наставлять, учить и спасать образами, а после пришествия Спасителя человек в своем сердце имеет присутствие Бога, Который научает, наставляет и спасает. Новое сердце, описанное в Библии в и 36:26,27 - это и есть сущность Нового Завета.

Совершенно другое дело, когда мы говорим об ИСПОЛНЕНИИ законов, данных Богом. Иисус Христос, говоря о непреложности закона, сказал: "Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (). А что такое "исполнение" закона? Если закон говорил за грех приносить в жертву ягненка или иное животное, то этот же закон пояснял, что Иисус Христос - это Агнец, закланный от создания мира. Ягненок не мог спасти грешника, не мог покрыть его грехи. Грешника спасала вера в грядущего Сына Божьего. И когда Сын Божий пришел и умер как истинный Агнец за грехи всего человечества, то продолжать приносить ягненка в жертву будет означать непринятие жертвы Иисуса Христа. Это будет означать несогласие с тем, что Христос умер за нас. Это будет означать несогласие с тем, что именно Иисус из Назарета был тем обещанным Мессией, тем Агнцем, берущим на Себя грех всего мира. Но именно исполнение Иисусом Христом этой части закона и является для нас причиной оставления заповеди о жертвоприновшениях. Но Новым Заветом является не само прекращение выполнять действия той исполненной заповеди. Новым Заветом является постоянное памятование, что мы сегодня имеем истинного Агнца, истинного Первосвященника в небе, который Собою исполнил те постановления, которые были всего лишь образами. Таким образом Новый Завет никак не отвергает содержание написанного в иудейских Писаниях, только называемых "Ветхим заветом", но напротив, утверждает его и основывается на нем, развивается на его основании. Новый Завет - это те же законы, содержащиеся в Писаниях "Ветхого завета", но уже зафиксированные в сердце и сознании человека через принятие Христа: "Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня, потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более" ( ; ). Заметьте, это те самые законы, которые существовали во время пророка Иеремии!

Но вернемся к Пасхе. Праздник Пасхи, его установление и правила его соблюдения описаны в главе. Этот праздник обозначал два события: выход еврейского народа из Египта и спасение первенцев от смерти. В символике этого праздника присутствует ягненок и его кровь, которая спасает от Губителя. Другие символы пока опустим, хотя они также имеют довольно важное значение. Если говорить о Пасхе как о памятнике исхода из Египта, то этот праздник имеет значение для всякого еврея. И будь я евреем по национальности, я бы продолжать праздновать Пасху как свой национальный праздник. Потому что в этом смысле пока существуют евреи, постановление о праздновании Пасхи в память о выходе из Египта не может "исполниться", то есть прийти к своему полному завершению. Но я не еврей, а потому для меня Пасха как памятник прошлого исторического события - это чужой праздник. Точно так же я мог бы праздновать день открытия Америки или день освобождения Анголы (один мой друг участвовал в освобождении Анголы, потому для него это важный праздник, но не для меня). Но у Пасхи помимо национальной стороны есть духовная сторона. И вот об этой духовной стороне у нас есть два постановления в Библии:

"Итак никто да не осуждает вас за... какой-нибудь праздник, ...: это есть тень будущего, а тело - во Христе" ().

"Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины" ().

Праздник Пасхи был тенью будущего искупления во Христе. Он являлся одним из семи больших иудейских праздников и именовался "субботой вашей" () в отличие от субботы Господней (), которая не могла быть тенью будущего, но являлась памятником прошлого творения. О нем говорится как и об остальных праздниках: "никто да не осуждает", то есть это дело каждого человека - праздновать или не праздновать. Если я пожелаю отпраздновать тот же день освобождения Анголы, то кто меня будет осуждать за это? Если я пожелаю отпраздновать день выхода евреев из Египта, то это мое личное дело. Я могу даже праздновать его как символ искупления во Христе - это тоже не предосудительно, хотя Библия устанавливает другой праздник на сей счет. И вот этот другой праздник - "Пасха наша Христос заклан за нас" - мы празднуем в той форме, какую установил Христос в виде Вечери Господней, когда Он установил обряд омовения ног () и когда установил причастие пресного хлеба и виноградного сока как символов Его тела и крови ( ; ). И этот праздник Христовой Пасхи сказано нам праздновать не один раз в году в какое-то установленное время, которое каждая группа верующих пытается сделать лишь бы не совпадающим с другими, а "всякий раз".

Итак, сегодня подлинный праздник Пасхи для христианина - это причастие вечери Господней с омовением ног, совершаемое в любое время. Всё остальное - это человеческие нагромождения. Тем более, что целого ряда вещей, которые сегодня относят к празднованию Пасхи, в Библии и близко нет.

Верно также и то, что на Пасху Христос умер, и что смерть Христа - это именно то событие, которое в иудейской Пасхе имело центральное место. Но говорить, что Христос воскрес не на Пасху - не совсем верно. Потому что хотя Христос воскрес в день приношения снопа потрясения, тем не менее этот праздник также является частью празднования Пасхи, которая праздновалась на протяжении восьми дней. Смерть Христа - именно это событие принесло спасение всему человечеству, и потому именно это событие нам следует праздновать, как бы кощунственно это ни казалось. Но и воскресение имеет очень важное значение: "а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли" ( ,18). Но это уже совершенно другая тема, потому что это относится не к празднику Пасхи, начинавшему цикл годовых праздников, а к Судному дню - празднику, завершавшему цикл иудейских годовых праздников. Потому что написано: "Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас" (). Но об этом мы поговорим в другой раз.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Пасха, праздники":

31 май

После того как фараон с пренебрежением отнесся к чуду, явленному Моисеем и Аароном, на Египет обрушилась непрерывная череда бедствий. Эти напасти, во время которых страну наводняли жабы, москиты и саранча, приходила моровая язва, возникали необычные погодные явления - град, дождь и гром - и всю землю египетскую покрывала густая тьма, обычно называют «десятью казнями египетскими».

Если эти «казни» действительно происходили, как описывается в Библии, то о них должны были сохраниться свидетельства современников или более поздних историков. Однако подобных упоминаний не обнаружено ни в одном источнике, кроме Библии. Десятая «казнь» оказалась решающей. Бог поразил всех первенцев в египетской земле. В живых остались только еврейские дети. Всем еврейским семействам Бог повелел есть в эту ночь мясо жертвенного агнца и помазать его кровью двери своих домов:

Исх., 12: 23. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь… и пройдет Господь мимо дверей, и не… поразит вас.

Мясо жертвенного ягненка иудеи едят каждый год в честь празднования этого внушающего благоговение события, которое ознаменовало начало бегства евреев из Египта и становление их как нации. Этот обряд, согласно Библии, был назван Пасхой - из-за обещания Бога пройти мимо еврейских домов:

Исх., 12: 11. …это Пасха Господня.

«Пасха» - перевод еврейского слова «песах». Авторы Библии заметили сходство этого слова с еврейским выражением «проходить мимо» и потому записали этот отрывок таким образом, чтобы подчеркнуть это сходство. Настоящее значение слова «песах» неизвестно.

По всей вероятности, Пасха была земледельческим праздником, существовавшим еще задолго до времен Моисея. Такие праздники распространены во всех сельскохозяйственных обществах (американцы даже придумали такой праздник для себя - День благодарения). Обычно подобные праздники, в том числе и среди ранних израильтян, были вполне языческими по своему духу.

Священники, записавшие Второзаконие, не могли слишком изменить форму древних традиций. Многие праздники были слишком популярны и глубоко укоренились в народе, и отменить их сразу было невозможно. Единственное, что можно было сделать, - это прочно связать их с каким-либо легендарным библейским событием, отделив от идолопоклонничества. Пасха, наиболее важный земледельческий праздник, была присоединена к важнейшему событию древних преданий - к Исходу.

Подобные отождествления праздников характерны для истории развития религии. Так, в ранней истории христианства языческий праздник зимнего солнцестояния - Сатурналии - стал Рождеством, превратившись в празднование рождения Иисуса. Эта тема будет обсуждаться в следующем томе.

После вавилонского пленения Пасха стала одним из трех праздников, в которые все набожные иудеи стремились совершить паломничество в Иерусалим и поклониться храму. Во время одного из таких празднований Пасхи и был распят Иисус.

Ежегодное воскрешение Иисуса Христа до сих пор отмечается как Пасха в то же самое время года, но дни ее никогда не совпадают, так как христианский способ исчисления этого дня отличается от еврейского.

В английском языке это воскрешение называется «Easter», что является еще одним примером религиозной адаптации. Слово это образовано от имени древней тевтонской богини весны. Языческий праздник весны был превращен в празднование воскрешения Христа, но его языческое название продолжало изменяться, пока не стало более приемлемым.

Иногда слово «Easter» («Воскрешение») совершенно неправильно употребляется по отношению к Пасхе. Такое происходит в Библии короля Якова, где в Книге Деяний святых апостолов описывается, как апостол Петр был заключен в тюрьму во время Пасхи, чтобы после окончания праздника быть привлеченным к суду. Царь Ирод приказал своим воинам охранять его,

Деян., 12: 4. …намереваясь после Easter вывести его к народу.

В Исправленном стандартном переводе в данном случае слово «Easter» изменено на «Passover» («Пасха»).

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Пасха В этом же веке несомненно уже чтится особенным образом годовой день смерти и воскресения Христова, т. е. праздник Пасхи (существование его в апостольский век, как мы видели, только вероятно).{с. 64}Драгоценнейший в этом отношении отрывок из письма св. Иринея, еп.

Из книги Долгие проводы автора Никеева Людмила

Пасха. В отношении Пасхи настоящая эпоха прежде всего ознаменовалась почти окончательным решением вопроса о времени празднования ее. До какой остроты дошли в IV в. споры об этом, видно из того, что, по признанию современников, они волновали Церковь не менее тогдашнего

Из книги Церковно-народный месяцеслов на Руси автора Калинский Иван Плакидыч

ПАСХА 66. Почему нельзя поминать усопших в день Святой Пасхи? Потому что Святая Пасха - это праздников праздник и торжество из торжеств, и верующие должны как бы забыть обо всем остальном, не исключая и грехов своих, и все мысли сосредоточить исключительно и безраздельно

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

ПАСХА Велик день, Светлый день.По старому стилю Пасха приходилась на период от 22 марта по 25 апреля.У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. В средней полосе России дети даже обращались к солнцу с

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

12:1–41 Пасха Как мы уже отметили, предшествующий цикл эпизодов заканчивается драматической вестью о том, что умрет всякий первенец в земле Египетской (11:5). Теперь внимание сосредоточивается на исполнении этого предсказания. Удивительный способ, с помощью которого

Из книги Традиции православного воспитания автора Киселева Ольга Федоровна

Из книги Мнгновения автора Барт Карл

Пасха Самым важным, «праздников Праздник и Торжество из торжеств», для всех христиан является Светлое Воскресение Христово – Святая Пасха, которая отмечается в первый воскресный день после весеннего полнолуния, в период от 22 марта (4 апреля нового стиля) до 25 апреля (8 мая

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Пасха … Пришел Иисус, и стал посреди… Евангелие от Иоанна 20:19 Он пришел. Пришел из темного царства смерти, поджидающей каждого человека; пришел из могилы! Он стал посреди Своих учеников - и в этот момент Он взошел на престол, предназначенный Ему - на престол в центре

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Пасха 19 В четырнадцатый день первого месяца c возвратившиеся из плена отпраздновали Пасху. 20 Священники и левиты очистились, и все были ритуально чисты. Левиты закололи пасхального ягненка для всех возвратившихся из плена, для своих собратьев-священников и для самих

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Пасха После того как фараон с пренебрежением отнесся к чуду, явленному Моисеем и Аароном, на Египет обрушилась непрерывная череда бедствий. Эти напасти, во время которых страну наводняли жабы, москиты и саранча, приходила моровая язва, возникали необычные погодные

Из книги Что есть иудаизм? автора Альтшулер Моисей Соломонович

Пасха За неделю до еврейского праздника, также носящего название Пасха, Иерусалим был полон народа. Именно в эту неделю в жизни тридцатитрехлетнего Спасителя произошли великие и страшные события. Один из ближайших Его учеников, Иуда Искариотский, выдал своего Учителя,

Из книги Непраздные рассказы автора Сердюк Вероника Владимировна

Пасха На праздничном ужине в иудейскую пасху один из членов семьи, по установленному ритуалу, спрашивает у главы семьи: «Почему в этот вечер едят мацу, а не хлеб? Почему в этот вечер обязательно нужно есть хрен? Чем объясняется весь церемониал этого вечера?».И глава семьи

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Пасха На Пасху всегда радостно и тоскливо. Потому что Христос воскрес, а мы по своему нерадению еще непонятно где. Застряли. Вся надежда на Него.Службу отстояла прекрасно, дети на руки не лезли, спали в закутке. К причастию подошли тихо. Вот, подумала я, все трое

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Пасха ИнгредиентыТворог отжатый – 2,5 кг, масло сливочное – 200 г, сметана – 250 мл, сахар -100-150 г, соль – 20 г.Способ приготовленияТворог протирают через сито, добавляют все остальные ингредиенты и тщательно перемешивают. Внутреннюю поверхность пасочницы, перевернутой

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Пасха Событие Воскресения Христова – величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется еще

Из книги автора

Пасха После подобного торжества Великой субботы, что можно сказать о дивной утрени Пасхи? Часть поклонников, довольная получением Святого огня, расходится заранее из Храма; другая спит по всему мраморному помосту собора, и только около иконостаса стражи расчищают место